Соотношение религиозной философии и христианского богословия в истории религиозной мысли: Онтологический и гносеологический контекст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, доктор философских наук Положенкова, Елена Юрьевна

  • Положенкова, Елена Юрьевна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2004, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 230
Положенкова, Елена Юрьевна. Соотношение религиозной философии и христианского богословия в истории религиозной мысли: Онтологический и гносеологический контекст: дис. доктор философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2004. 230 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Положенкова, Елена Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ

1 «АФИНЫ И ИЕРУСАЛИМ»: РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ И БОГОСЛОВСКИЕ ЭКСПЛИКАЦИИ ПРОБЛЕМЫ ЗНАНИЯ И ВЕРЫ

1.1 Философия и религия: антиномизм в контексте соотношения знания иверы

1.2 Философский идеализм и теология: корреляционный анализ

1.3 Эллинизация христианства: проблема соотношения истин откровения и языческого знания

1.4 Тенденция автономизации разума в средневековой схоластической философии и ее онтологические и гносеологические последствия

2 РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - ОТВЕТ НА ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ ЕВРОПЕЙСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА

2.1 Критически-рефлексивный анализ европейского рационализма в русской религиозной философии ^

2.2 Соотношение веры и разума в контексте святоотеческой традиции

2.3 Концепция гносиса в православно-религиозном типе философствования И

3 ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ ФИЛОСОФИИ И БОГОСЛОВИЯ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО- 1 о

ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА 19 - НАЧАЛА 20 ВЕКОВ

3.1 Мировоззренческая эволюция ряда русских мыслителей конца 19 - ^ начала 20 века: от материализма к религиозной онтологии

3.2 Экспликация понятия «религиозная философия» в контексте онтологических и гносеологических проблем в творчестве русских религиозных мыслителей конца 19 - начала 20 века j^g

3.3 Онто-гносеологическая специфика соотношения философии и теологии (на примере теософской конструкции B.C. Соловьева)

3.4 Теософская экспликация онтологической проблемы взаимосвязи Бога и мира и ее влияние на понимание проблем гносиса (на примере творчества В.С.Соловьева). ^^

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Соотношение религиозной философии и христианского богословия в истории религиозной мысли: Онтологический и гносеологический контекст»

Актуальность темы исследования. Проблема соотношения религиозной философии и христианского богословия в онтологическом и гносеологическом контексте является частью более широкой темы о взаимосвязях философии и религии. Следует подчеркнуть, что возможность единства и согласованности между этими феноменами или неизбежность их расхождения и противостояния, в конечном счете, представляет собой вопрос о предельных основаниях существования человека, и с особенной остротой возникает в сознании в эпохи коренных переломов мировоззрения, духовной растерянности и поисков утраченной цельности духовной жизни.

Русский философ СЛ. Франк обращает особое внимание на экзистенциальный характер вопроса «согласимости философии с религией»: «.Этот вопрос есть не академическая проблема, разрешение которой нужно для «пополнения образования» или «законченности миросозерцания», а вопрос о возможности спасения, о преодолении невыносимой раздробленности духа и обусловленной ею духовной беспомощности и тоски» [265, с.319].

Мыслитель дает глубокое объяснение остроты переживания этой проблемы представителями отечественной интеллигенции в конце XIX -начале XX в., т.е. именно в катастрофической ситуации перелома в России, а также драматических событий мировой истории. В связи с этим он пишет следующее: «Когда как в наши дни, человечество затосковало по настоящей подлинной религиозной вере, будучи уже не в силах удовлетвориться научно-философскими или социально-политическими суррогатами ее, иллюзорность которых окончательно разоблачена их крушением в момент трагических испытаний, и когда, с другой стороны, человечество уже лишено наивной свежести и смелости религиозного творчества и не может отречься от рефлексии, от потребности рациональной проверки и обоснования своего миросозерцания, - в такую эпоху вопрос о согласимости философии с религией, строго рационального знания — с непосредственной жизненной цельностью веры становится для человечества и каждого человека вопросом его жизни или смерти» [265, с.319].

Иными словами, с точки зрения Франка, острота переживания вопроса о возможности взаимосвязи философии и религии обусловлена реальным противоречием, характерным для секулярного сознания, -противоречием между извечной онтологической потребностью человека, сопряженной с жаждой религиозной веры, и европейской традицией рефлексивного мышления, не допускающего религиозную веру в процедуры познания.

Данную идею можно обнаружить в текстах практически всех русских религиозных мыслителей начала XX века. Так, С.Н.Булгаков считает, что современный мир находится в состоянии отчужденности от веры. Философия не признает ее из-за непонимания «гносеологического значения веры как особого источника ведения» [30,с.31]. С ним единодушен в данном вопросе Н.А.Бердяев, утверждающий, что «вопрос о возможности веры, о допустимости ее перед судом разума опять остро стоит перед сознанием человеческим. Воля человека и сердце его влекут к вере, а современный разум так же противится вере, как некогда противился разум языческий» [16, с.269].

Эпоха, о которой с горечью размышляют русские философы, во многом подобна исторической ситуации в России последних десятилетий, т.е. рубежа ХХ-ХХ1 веков. Переживание мировоззренческих противоречий значительной частью наших современников, видимо, близко тому состоянию, которое испытывали наши соотечественники в начале предшествующего столетия. Извечная онтологическая потребность, духовная жажда, не удовлетворяемая приземленными утилитарными идеями, обращает их к поиску веры.

В данной ситуации возникает опасность распространения мистических идей разного толка, которые могут иметь самые невероятные источники — искаженное христианство, буддизм, индуизм; теософию, астрологию и т. д. - возникает некий религиозный синкретизм, уводящий людей от русских культурных традиций, во многом связанных с христианско-православным вероучением. Поэтому нельзя недооценивать значимость научного исследования проблемы религиозных оснований философского мировоззрения, а также опыта религиозных поисков русских философов, стремившихся посредством философии соединить секуляризованную русскую интеллигенцию с христианством, «дать философское оправдание веры» (Бердяев), и вместе с тем переживших те мировоззренческие соблазны, которые сохраняются и сегодня.

Следует отметить, что представленная тема актуальна не только в мировоззренческом, но и в методологическом аспекте, ибо русская религиозная философия в лице И.Киреевского, А.Хомякова, В.Соловьева, С. Трубецкого, С.Булгакова, С.Франка, И.Ильина, В.Эрна и др., обосновывающая многостороннюю связь философии с религией, накопила определенный методологический опыт исследования историко-философского процесса, в котором религиозные основания рассматриваются как один из главных факторов, определяющих тип философствования.

Поэтому стремление ряда современных исследователей (например, В.Подороги и др.) разрабатывать историю философии, ее периодизацию, исходя из отношения мыслителя к теме бытия, являющегося мерой признания философом Бога, может обрести некий методологический фундамент в отечественной историко-философской традиции.

Степень теоретической разработанности проблемы. Отдельные аспекты темы диссертационного исследования получили теоретико-методологическую разработку в различных областях знания: религиоведении, богословии, истории философии, философской онтологии и гносеологии. Уже в творчестве первых христианских писателей, так называемых апологетов, в творениях Св. Отцов христианской Церкви периодов патристики и схоластики можно обнаружить настойчивое стремление эксплицировать истоки и сущность той «гносеологической драмы», которую принесло христианство в эллинский мир, обнаружив нетождественность истин Откровения и языческого знания, а также выявить специфику взаимоотношений знания и веры.

Значительный вклад в исследование проблемы соотношения христианской религии и философии, рассматриваемого с разных - порой противоположных позиций, внесли классики европейской философии Р.Декарт, Д.Локк, Т. Гоббс, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, С. Кьеркегор, Ф. Ницше; русские мыслители И.В. Киреевский, A.C. Хомяков, С.И. Трубецкой, B.C. Соловьев, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков,

A.Ф. Лосев, П.А.Флоренский, Л.И. Шестов, С.Л. Франк, H.A. Бердяев,

B.Эрн и др.

Среди современных исследований по проблеме соотношения философии и религии следует выделить работу Л.Н.Митрохина «Философия и религия (опыт истолкования Марксова наследия», а также работы Л.Е. Шапошникова «Флоренский и современное богословие», «Православное богословие и философская апология религии», посвященные взаимосвязям русской религиозной философии и православного богословия; «Философия и догматическое богословие в России», в которой анализируются этапы эволюции догматического богословия в России, рассматривается борьба за утверждение исторического метода в догматике.

Особое значение для уяснения отдельных сторон христианского вероучения — онтологической проблемы взаимоотношения Бога и мира, вопросов Богопознания, раскрытия своеобразия православного мистического богословия в отличие от католического, а также их отношения к философии - имеют богословские труды св. Отцов Церкви Иоанна Дамаскина, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Григория Богослова, Григория Нисского, Григория Паламы, Августина Аврелия, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Ансельма Кентерберийского; работы современных православных богословов В л. Лосского, И. Мейен дорфа, А. Меня, А. Шмемана, И. Экономцева, Атония Сурожского, М. Дронова, А. Кураева, а также современных исследователей святоотеческой традиции С.С.Хоружего, А.И.Сидорова и др.

Христианская философия схоластического типа, сформировавшаяся внутри католического богословия, обстоятельно исследовалась зарубежными и отечественными историками философии, медиевистами. Среди огромного числа работ, посвященных данной теме, прежде всего следует выделить труды французских католических философов Э. Жильсона, Ж.Маритена, французского историка философии и науки А. Койре, а также отечественных историков философии Г.Г. Майорова, В.В. Соколова, Г.Г. Сильницкого.

Для русской философской мысли характерен глубокий интерес не только к проблеме соотношения философии и богословия, для нее традиционна также проблематика религиозного опыта и его связей с философией. Об этом свидетельствует факт создания таких фундаментальных трудов, как «Аксиомы религиозного опыта» И.А. Ильина, работы по философии религии Н:А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.В^ Вышеславцева, С.Л. Франка, Н.О. Лосского и др.

Среди современных отечественных работ, посвященных проблемам религиозного опыта, нужно отметить диссертационное исследование

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Положенкова, Елена Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование специфики постановки и решения онтологических и гносеологических проблем в религиозной философии и христианском богословии в истории европейской и русской религиозной мысли показало, что деистические или пантеистические онтологические основания неприемлемы для христианской религиозной философии. Крайний трансцендентизм деизма приводит к рационалистическому или мистическому антиномизму веры и знания. Пантеизм же коррелируется либо с поглощением веры знанием, либо ее растворением в интуитивном познании. Иначе говоря, формирование христианского гносиса предполагает поиск пути между крайностями чистого трансцендентизма и пантеистического имманентизма.

Русские мыслители XIX - начала XX столетия, решая задачу создания самобытной христианской философии, со всей остротой осознали необходимость преодоления данного противоречия. При этом в отечественной религиозной философии возникли два стратегические направления решения онтологических и гносеологических проблем, два основных проекта религиозно-философского гносиса: христианско-православный тип философствования И.Киреевского, впоследствии в той или иной степени определивший творчество С.Н:Трубецкого, И.А.Ильина, В.Ф.Эрна, А.Ф.Лосева и др. и гностико-мистическая философия В.Соловьева, оказавшая самое непосредственное влияние на русский религиозный ренессанс конца XIX - начала XX веков.

Если идеи цельности духа и верующего мышления Киреевского явились философской экспликацией святоотеческого духовного опыта, имеющего внепантеистическое онтологическое обоснование в догматическом учении Григория Паламы, то Соловьев и последователи философии всеединства попытались найти выход из противоречия крайнего трансцендентизма и имманентизма в разработке компромиссного варианта панентеизма. Однако панентеистический вариант вряд ли приемлем для христианской философии, ибо неизбежно приводит к умалению трансцендентного начала, имманентизации Абсолюта.

Чтобы понять причины формирования двух различных проектов христианского гносиса в русской мысли, обратимся к довольно емкому выводу В.Эрна, усматривающему своеобразие почвы русской религиозной философии в ее двойственности, которую он эксплицирует следующим образом: «Глубокое внимание к западной мысли, исключительная заинтересованность всеми продуктами философского творчества Европы и в то же время, можно сказать, субстанциальная нронизанность религией Слова, роднящей нас с «логизмом» восточно-христианского умозрения, - вот что составляет поистине оригинальную почву русской философской мысли, почву, которая объясняет и все особенности русской философии от Сковороды до кн. С.Н.Трубецкого и открывает для философского творчества в России безбрежные перспективы» [290, с. 87-88].

Итак, двухосновность русской религиозно-философской мысли — ее укорененность в западноевропейской и одновременно христианско-православной традициях, есть определенная предпосылка двойственности основных тенденций ее развития, а также противоречий внутри философских концепций второго направления. Учитывая, что корреляции русской религиозной философии и западной философской традиции достаточно хорошо изучены, мы, косвенно их затрагивая, акцентировали внимание на связи отечественной религиозно-философской мысли с христианско-православными истоками.

Здесь представляется необходимым разграничить понятия «религиозные истоки» и «религиозные основания» философского творчества. Религиозные истоки творчества — это тот религиозный, богословско-философский фон, который определенным образом усваивается душевным миром мыслителя, причем отчасти сознательно, отчасти неосознанно. В отличие от религиозных истоков, религиозные основания философского творчества могут быть определены как наиболее глубоко и целостно «вжитые» и сосредоточенные влияния.

В этой связи следует отметить, что все русские религиозные философы формировались в контексте русской православной культуры и поэтому не могли в той или иной степени не впитать логосный, онтологичный дух восточно-христианской традиции, что обусловило их неприятие западного рационализма, преодоление меонического трансцендентализма и обращение к религиозной метафизике. Однако для Соловьева и его последователей собственно религиозными основаниями стали гностицизм, мистико-оккультизм, манихейство, протестантизм, католичество, проникавшие в пространство их философствования через различные европейские философские учения. При этом перечисленные западные религиозные влияния у разных мыслителей манифестировали себя с разной силой и в разном соотношении.

Подробное рассмотрение причин такого синкретического характера религиозных оснований — тема особого исследования, выходящего за рамки нашей работы. Тем не менее, опираясь на работы Т.П.Матяш, а также некоторые диссертационные исследования, можно заключить, что христианско-православная традиция не стала религиозным основанием для Соловьева и его последователей в силу отсутствия у них адекватного, полного христианско-православного опыта, в отличие от И.Киреевского или А.Хомякова, подобным опытом обладавших.

Различная степень адекватности и полноты христианско-православного опыта в жизнетворчестве русских религиозных философов определили и их разное отношение к святоотеческому богословию, являющемуся проекцией религиозно-мистического опыта Восточной Церкви. Данное обстоятельство оказало непосредственное влияние на специфический характер двух основополагающих типов философского гносиса, разработанных отечественными религиозными мыслителями.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Положенкова, Елена Юрьевна, 2004 год

1. Августин Блаженный. Исповедь. М., 199£.

2. Августин Блаженный. О граде Божием. М., 1994. Т. 1.

3. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №7,9.

4. Аверинцев С.С. Исихазм //ФЭС. М., 1986.

5. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969-1972.

6. Антоний Великий. Наставления о жизни во Христе //Добротолюбие. В 5 т. М.,1998. Т.1.

7. Антоний Великий. Устав отшельнической жизни // Добротолюбие. В 5 т. М., 1998. Т. 1.

8. Антоний, Митрополит Сурожский. Беседы о вере и Церкви//Интербух., М., 1991.

9. Арье Барац. Презумпция человечности. Иерусалим, 1998.

10. Архиепископ Сергий Страгородский. Православное учение о спасении// Издательский отдел Московского Патриархата, Иосифо Волоцкий монастырь, издательство «Просветитель»., 1991.

11. Астапов С.Н. Становление и развитие православного учения о Сущности и Энергии: Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1995.

12. Баранец A.A. Культурный фенотип мистицизма: христианство и ислам. Ростов-на-Дону, 2000.

13. Беляев Л. Христианские древности. М., 1998.

14. Бердяев H.A. Дух и реальность// Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

15. Бердяев H.A. Истина и откровение. СПб., 1996.

16. Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998.

17. Бердяев H.A. Pro et contra. СПб, 1994.

18. Бердяев H.A. О назначении человека. М, 1994.

19. Бердяев H.A. О новом религиозном сознании// Sub specie aeternitatis (сборник статей). СПб., 1907.

20. Бердяев H.A. Самопознание. М., 1990.

21. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека// Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

22. Бердяев H.A. Типы религиозной мысли в России// Бердяев H.A. Собр. соч. в 4т. Т.З.Париж, 1989.

23. Бердяев H.A. Философия свободы // Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

24. Бибихин В.В. Краткие сведения о житии и мысли св. Григория Панамы// Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995.

25. Бибихин В.В. Философия и религия// Вопросы философии. 1992. №7.

26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. М., 1995.

27. Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Париж, 1993.

28. Булгаков С.Н. «Главы о троичности» // Православная мысль. Вып.1. Париж, 1928.

29. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип// Наш современник. 1990. №11.

30. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

31. Василенко JT.И. Введение в русскую религиозную философию. М., 1999.

32. Василий (Кривошеин), (архиеп.). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы// Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды. Нижний Новгород, 1996.

33. Василий Великий (свт.). Беседа на слова «внемли себе»// Василий Великий. Соч. в 5 т. Т.4. М., 1993.

34. Ватин И.В. Христианство без эллинизма // Гуманитарный ежегодник. Ростов-на-Дону, 2002.

35. Верещагин В. Ю. Лекции по русской культуре. Учебное пособие. Ростовна-Дону, 1998.

36. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике// Вопросы философии. 1993. №4.

37. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1994.

38. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.

39. Гайденко П.П. О предмете религиозной философии// Общественные науки и современность. 1996. №1.

40. Гайденко П.П. Природа религиозного мировосприятия// Вопросы философии. 1995. № 5.

41. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания// Вопросы истории естествознания и техники. 1995. №1.

42. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.

43. Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли 20 века. М., 1992.

44. Гарин И. Что такое философия. Что такое истина?// М.,2001.

45. Гегель Г. Философия религии: В 2 т. М., 1976. Т. 1.

46. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974. Т.1.

47. Гоготишвили Л.А. Лосев, исихазм и платонизм // Начала, 1994. №1. М., 1994.

48. Григорий Богослов, (свт.). Слово 12 о блаженстве и определении духовной жизни. //Григорий Богослов.Собрание творений. В 2 т. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1994.

49. Григорий Нисский, (свт). О устроении человека. СПб., 1995.

50. Григорий Палама, (свт). Беседы. В 3 т. М., 1994.

51. Григорий Палама, (свт). Триады в защиту священно-безмолствующих. М., 1995.

52. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-ХУИ веков. М., 1990.

53. Губман Б.Л. Современная католическая философия; человек и история. М., 1988.

54. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.

55. Демченко О.Н. Взаимодействие рационального и иррационального в религиозной системе. Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. филос. наук. Ростов—на-Дону, 1998.

56. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910.

57. Дионисий Арепагит, (ев). Мистическое богословие. Киев, 1991.

58. Добротолюбие. В 5-ти томах. М., 1905.

59. Доброхотов А.Л. Культура и христианство. //Рождественские Чтения. Сб. докладов конференции «Христианство и культура» (27 января 1999г.). М.,1999.

60. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 на встрече с членами Российской Академии образования// Путь православия. 1995. № 4.

61. Дронов М. (прот.). Протестанская этика и православная аскетика// Человек.1999. №3,4.

62. Дронов М.(прот). Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне 21 века// Альфа и Омега. 1998. №4.

63. Достоевский Ф.М. ПСС в 30 т. Л., 1980. Т. 14.

64. Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19-20 веках. В 2 т. СПб.,2000.

65. Евлампиев И.И. История русской философии// Высшая школа. М.,2002.

66. Евланникова И.В. Религиозные основания философской интуиции свободы Н.Бердяева в контексте православной антропологии: опыт реконструкции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2004.

67. Евланникова И.В. Религиозные основания философской интуиции свободы Бердяева Н. В контексте православной антропологии: опыт реконструкции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2004.

68. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века.// Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.

69. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995.

70. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1994.

71. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.

72. Звеерде Э.ван дер. Конец русской философии как русской?// Вопросы философии. 1998. №2.

73. Зеньковский В.,(прот). История русской философии. М., 2001.

74. Зеньковский В., (прот). Основы христианской философии. М., 1997.

75. Зеньковский В., (прот). История русской философии. В 2 т. Л., 1991. т.1,4.1.

76. Зеньковский В., (прот). История русской философии. В 2 т. Л., 1991. т.2,4.2.

77. Зернов Н. Русское религиозное возрождение 20 века. Париж, 1991.

78. Зноско-Боровский М. (прот.). Православие, римо-католичество, протестантизм, сектанство. М., 1998.

79. Иванов Г. (прот.). Русская православная Церковь лицом к Западу. Воронеж, 1994.

80. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

81. Ильин И.А. Основы христианской культуры.//Соч. в 10 т. Т.1. М., 1993.

82. Ильин И.А. Путь к очевидности. //Соч. в 10 т. Т.З. М., 1994.

83. Ильин И.А. Религиозный смысл философии.// Соч. в 10 т. Т. 3. М., 1994.

84. Ильин В.Н. Иночество как основа русской культуры. //ВРХД, № 114.

85. Ильин И.А. Философия и жизнь. //На переломе. Философия и мировоззрение. М., 1990.

86. Ильин И.А. Шлейермахер и его речи о религии. //Ильин И.А. Собр. соч. В Ют. М., 1993-1999. Т.З.

87. Иоанн Дамаскин (преп.). О свойствах двух природ в едином Христе// Творения. М.,1994

88. Иоанн Дамаскин (преп). Точное изложение православной веры. М„ 1992.

89. Исаак Сирин, (преп). Слова подвижнические. М., 1993.

90. Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.

91. Катасонов В.Н. Точность науки, строгость философии и откровенность религии // Сборник пленарных заседаний 9 международных Рождественских образовательных чтений. М., 2001.

92. Келеберда Н.Г. Икона в контексте духовности: Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001.

93. Киприан (Керн) (архим).Антропология святителя Григория Паламы. М., 1996.

94. Киреевский И. Собр. соч. в 2 т. М., 1981. Т.2.

95. Киреевский И. Критика и эстетика. М, 1979.

96. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

97. Кологривов Иоанн (иеромонах). Очерки по истории Русской Святости. -Брюссель, 1961.

98. Концевич И.М. Антропология и гносеология философии И.В.Киреевского // Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993.

99. Кочикьянц Е.Ю. Проблема идентификации культур. (Византия и Русь): Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1999.

100. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М., 1983.

101. Кураев А. (диакон). О вере и знании без антиномий // Вопросы философии. 1992. №7.

102. Кураев А. (диакон). Все ли равно как верить? // Сборник статей по сравнительному богословию. М., 1994 .

103. Кураев А. (диакон). Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы философии. 1994. №9.

104. Кураев А. (диакон). Если Бог есть Любовь . М., 1997.

105. Кураев А.(диакон). Культура как жемчужина//Школьное богословие. М., 1997.

106. Кураев А. (диакон). Наследие Христа. М. 1997.

107. Кураев А. (диакон). О вере и знании без антиномий// Вопросы философии. 1992. №7.

108. Кураев А. (диакон). Пантеизм и свобода. М.,1996.

109. Кураев А. (диакон). Сатанизм для интеллигенции, (о Рерихах и Православии). В 2-х т. М., 1997.

110. Кураев А. (диакон). Традиция, догмат, обряд. М., 1993.

111. Кураев А. (диакон). Христианская философия и пантеизм. М., 1997.

112. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.

113. Лекторский В.А. Христианство и тоталитарные вызовы 20 столетия (на примере России, Германии, Италии и Польши)// Вопросы философии. 1995. № 4.

114. Лобковиц Н. Христианство и культура//Вопросы философии. 1993. № 1.

115. Лобовник Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев, 1986.

116. Локтионов В.И. К проблеме демифологизации отношения науки и религии в рамках современной европейской культуры// Духовность. Патриотизм. Традиции (сб. статей). М., 1992.

117. Лопатин. Л.М. B.C. Соловьев и князь Е.П. Трубецкой// Миросозерцание B.C. Соловьева., М., 1995. Т.2.

118. Лопатин Л.М. Современное значение философских идей князя С.Н. Трубецкого//Волросы философии и психологии. СПб., 1998. Кн. 313 (1).

119. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.

120. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979.

121. Лосев А.Ф. Исследования по философии и психологии мышления// Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М., 1999

122. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.

123. Лосев А.Ф. Проблемы философии имени // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М., 1999.

124. Лосев А.Ф. Самое само // Миф Число - Сущность. М., 1994.

125. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию. // Вопросы философии, 1992, №7.

126. Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // Богословские труды. М. 1975. Т. 14.

127. Лосский В.Н. Господство и царство. Эсхатологический этюд // Боговидение. М., 2003.

128. Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1991.

129. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

130. Лосский В.Н. Паламитский синтез// Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. Париж, 1968.

131. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994.

132. Лосский Н.О. Преемники Вл. Соловьева // Путь. Кн. 1. М., 1992.

133. Лосский Н.О. Умозрение как метод философии//На переломе. Философия и мировоззрение. М., 1990.

134. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

135. Макарий Великий (преп). Наставления о христианской жизни. Добротолюбие. Paris, 1988. ТЛ

136. Максим Исповедник. ( преп). Творения. В 2-х кн. М., 1993.

137. Малахов В. Герменевтика и традиция.//Логос. 1999. №1.

138. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.

139. Маслин М.А. Русская философия как единство в многообразии.// Русская философия: многообразие в единстве. М., 2001.

140. Маслин М.А. Учебник для вузов. История русской философии. М., 2001.

141. Матяш Т.П. Диалектика Гегеля и догмат Троицы. //Инновационные подходы в науке. Ростов-на-Дону, 1997.

142. Матяш Т.П. Дионис против Христа. //Известия Высших учебных заведений. Северокавказский регион. Общественные науки. 1996. №4.

143. Матяш Т.П. Слово в культуре постмодерна и разбожествление мира// Четвертые Дмитриевские образовательные чтения: Материалы. Ростов-на-Дону, 1999:

144. Матяш Т.П. Философия и богословие: Запад — Россия// Гуманитарный ежегодник. Ростов-на-Дону, 2002.

145. Мейендорф И. (прот). Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985.

146. Микешина Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

147. Минин П. Главные направления древне-церковной мистики. // Мистическое богослови е. Киев, 1991.

148. Мистика церкви и мистика западных исповеданий. М., 1995.

149. Мистическое богословие. Киев, 1991.

150. Моргачев В.О. Наследие исихазма в нравственных поучениях святителя Димитрия Ростовского. //Путь святости личности и семьи. Материалы Четвертых Димитриевских образовательных Чтений. Ростов-на- Дону. 1999.

151. Московские ведомости, (газета). 27 мая 1916г.

152. Мочульский К.В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. // М., 1955.

153. Нарский И.С. Западно европейская философия 19 века. М., 1976.

154. Несмелое В.И. Наука о человеке. Казань, 1905. Т.1. 1906. Т. 2.

155. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. М., 2001.

156. Никитин В.А. Основы православной культуры. М., 2001.

157. Николаева О. Современная культура и Православие. M., 1999.

158. Николай Кавасила. (еп). Семь слов о жизни во Христе. М., 1994.

159. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М., 1989.

160. Новиков Д.В. Учение о личности в христианском богословии 6-8 веков// Человек. 2000. № 2,3.

161. Огицкий Д.П., Козлов М.К. Православие и западное христианство. Учеб. пособие для дух. семинарий и дух. училищ. М.,1999.

162. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. M., 1969.

163. О вере и нравственности по учению Православной Церкви// Московская Патриархия. 1991.

164. О прошлом и настоящем (беседа Л.Н.Митрохина и В.А.Лекторского)// Вопросы философии. 2002. №9.

165. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1999.

166. Павленко А. Бытие у своего порога//Человек. 1993. № 1,3-6; 1994. № 1-4; 1995. №2.

167. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация? // Вопросы философии. 2002. №4.

168. Писманик М.Г. Личность и религия. M., 1976.

169. Положенкова Е.Ю. Религиозно-мистический опыт в учении Плотина и православном богословии // Путь в науку: Сб науч. тр. молодых ученых.-Вып. З.Ростов н/Д: Рост.гос. ун-т, 2002.-С.238-240.

170. Положенкова Е.Ю. Специфика христианской философии схоластического типа // Человек и об-во: на рубеже тысячелетий: Междунар. сб. науч. тр.- Вып. 18.-Воронеж, 2003.- С. 122-126.

171. Положенкова Е.Ю., Евланникова И.В. О понятии христианской философии // Человек и об-во: на рубеже тысячелетий: Междунар. сб. науч. тр.- Вып. 18.-Воронеж, 2003.- С.117-119.

172. Положенкова Е.Ю. Соотношение религиозной философии и богословия в контексте западного и восточного христианства // Научная мысль Кавказа.-СКНЦВШ.- Приложение, №2, 2003.- С.47-52.

173. Положенкова Е.Ю. Религиозный опыт и православное богословие // Научная мысль Кавказа. -СКНЦ ВШ.- Приложение, №1, 2003.- С.39-48.

174. Положенкова Е.Ю., Евланникова И.В. Антропологические концепции XX века и богословие // Сервис plus.- Периодич. Научно-популярный журнал Моск. гос. Ун-та сервиса.- Москва, июнь 2003.- №2.

175. Положенкова Е.Ю. Религиозно-мистический опыт в философском учении Плотина // Материалы международного философского конгресса «Культура и рациональность». Ростов н/Д, 2003.

176. Положенкова Е.Ю. «Радикальный фидеизм в творчестве Л.И. Шестова // Путь в науку: Сб науч. тр. молодых ученых.-Вып. 4.Ростов н/Д: Рост.гос. ун-т, 2003.

177. Положенкова Е.Ю. С.Н. Трубецкой как историк философии // Материалы 4-х Лосевских чтений.- Новочеркасск, 2003.

178. Положенкова Е.Ю., Евланникова И.В. Христианская философия: экспликация понятия // Сб. науч. тр.: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса.- ЮРГУЭС.-Шахты, 2003.

179. Положенкова Е.Ю., Евланникова И. В. Проблема свободы выбора и свободы воли в христианской антропологии // Сб. науч. тр.: ЮРГУЭС. Выпуск 29. Шахты, 2003.

180. Положенкова Е.Ю. Философия и христианское богословие: проблемы взаимосвязи.- Ростов-на-Дону, Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2003.

181. Положенкова Е.Ю. Феномен русской религиозной философии: онтологический и гносеологический аспекты. Ростов-на-Дону, 2004.

182. Положенкова Е.Ю. Понятие «религиозная философия» в творчестве С.Н. Булгакова // Научная мысль Кавказа. -СКНЦ BU1.- Приложение, №11, 2003.

183. Положенкова Е.Ю. СЛ. Франк о соотношении философии и религии // Научная мысль Кавказа. -СКНЦ Bill.- Приложение, №11, 2003.

184. Положенкова Е.Ю. Единство философии и религии // Изв. Вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки.- Приложение.-№10: Ростов н/Д, 2003.

185. Положенкова Е.Ю. Теоретические модели антиномизма философии и религии// Изв. Вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки.-№2: Ростов н/Д, 2003.

186. Положенкова Е.Ю. Современные проблемы образования в свете философии всеединства. //Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов н/Д, №2, 2004.

187. Положенкова Е.Ю. Спор о пантеизме в русской религиозной философии. //Сб. научных трудов: ЮРГУЭС. — Шахты, 2004.

188. Положенкова Е.Ю. Эллинизация христианства: соотношение истин Откровения и языческого знания. //Философия в 21 веке. Междунар. сб. научных трудов, Вып. 2, Воронеж , 2004.

189. Положенкова Е.Ю. Творения Дионисия Ареопагита в контексте христианского вероучения. //Философия в 21 веке. Междунар. сб. научных трудов, Вып.2, Воронеж, 2004;

190. Положенкова Е.Ю. Происхождение зла в концепции В.С.Соловьева и православном богословии. //Сб. научных тр., Шахты, 2004.

191. Полонская И.Н. Религиозный опыт: экзистенциальный аспект социально-философского анализа: Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001.

192. Полонская И.Н. Религиозный опыт: экзистенциальный аспект социально-философского анализа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2001.

193. Православие: словарь атеиста. М., 1988.

194. Православие в русской культуре. Сборник трудов русского историко-культурного общества. СПб., 1998.

195. Проблемы христианской философии. Материалы первой конференции Общества христианских философов. М., 1994.

196. Проблема человека в западной философии. М., 1988.197. 196.Религия и свободомыслие в культурно — историческом процессе, (сб. статей. СПб., 1991.

197. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.,1995.

198. Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995.

199. Рожковский В.Б. Идея цельного духа у И.В. Киреевского: культурологическая реконструкция. Диссертация на соискание уч. степени канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 2001.

200. Рожковский В.Б. И.В.Киреевский о духовных основах русской культуры // Социально-исторические и духовные основы российской культуры. Материалы российской межвузовской конференции 10-11 марта 1998 г. Белгород,. 1998.

201. Рожковский В.Б. Понятие опыта и культурный смысл Православия. //Путь святости личности и семьи. Материалы Четвертых Дмитриевских образовательных чтений. Ростов-на-Дону, 1999.

202. Розанов В.В. Из философии народной души (на возражения Н.А.Бердяева о «русском мессианизме)// Новое время.30 июля 1916 г.

203. Русская идея. // Составитель и автор вступительной статьи Маслин М.А. М., 1992.

204. Русская философия: словарь // Под ред. Маслина М.А. М., 1995.

205. Самарин Ю.Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений A.C. Хомякова // Хомяков A.C. ПСС, т.2. М., 1900.

206. Самыгин С.И., Нечипуренко В.А. Религиозный опыт (социально-психологические измерения). Ростов-на-Дону, 1995;

207. Самыгин С.И., Нечипуренко В.А., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов на - Дону, 1996.

208. Свенцицкий В. (прот.) Диалоги. М., 2001.

209. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.

210. Сидоров А.И. Предисловие и комментарии к творениям преподобного Максима Исповедника// Максим Исповедник. Творения. В 2 кн. М., 1993.

211. Сильницкий Г.Г. Разум человека по учениям исихастского и схоластического богословия// Синергия. Проблемы мистики и мистики православия: научн. сб. под ред. Хоружего С.С. М., 1995.

212. Симеон Новый Богослов (преп). Деятельные и богословские главы// Добротолюбие. В 5 т. М.1905. Т. 5.

213. Синелина Ю.Ю. О характере процесса секуляризации в России // Вопросы философии. №12,2002.

214. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия: сб. научн. тр. М., 1995.

215. Соловьев Э.Ю. И.Кант: знание, вера, нравственность// Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (очерки по истории и философии культуры). М., 1991.

216. Соловьев Э.Ю. Секуляризация — историзм — марксизм (тема человекобожия и религии прогресса в философских публикациях С.Н.Булгакова// Вопросы философии. 1995. №4.

217. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб., 1994.

218. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры// Вопросы философии. 1997. №1.

219. Струве H.A. Православие и культура. (Сб. статей). М., 1992.

220. Струве НА. Тайна исихазма//Вестник русского Христианского движения. Париж. 1992. №164.

221. Субири К. Интродукция к проблеме Бога// Человек. 2002. №3.

222. Тайнов Э.А. Трансцендентальное. Очерк православной метафизики. М., 2002.

223. Тахтамышев В.Г. Библейская идеология: система универсального практического мировоззрения: автореферат дисс. на соискание уч. степени докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2000.

224. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.

225. Толстой Л.Н. Исповедь. Л., 1991.

226. Томпсон М. Философия религии. М., 2001.

227. Трубецкой E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева//М., 1995. Т. 1.

228. Трубецкой E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева//М., 1995. Т.2.

229. Трубецкой С.Н. О святой Софии, Премудрости Божией // Вопросы философии. 1995. №9.

230. Трубецкой С.Н. Рел игия//Энциклопедический словарь. Т 26-а. СПб., 1899.

231. Трубецкой С.Н. Собр. Соч.: В 2 т. М., 1908. Т.2.

232. Трубецкой E.H. Избранное. М., 1995.

233. Угринович Д.М. Психология религии. М.,. 1986.

234. Уваров М. И. Архитектоника исповедального слова. СПб., 1998.

235. Федоров И. Вл. Соловьев и Православие. Трифонов Печенегский монастырь. «Новая книга». Ковчег, 2000.

236. Федотов Г.П. Русское религиозное мышление. М., 1996.

237. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2 т. СПб., 1991. Т. 1.

238. Феофан Затворник (свт). Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Л., 1991.

239. Филарет Московский (свт). Творения. М.,1 994;

240. Филарет Слуцкий и Сурожский (митр.). Богословие и антропологические концепции 20вв. // Человек. 2002. №2.

241. Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1970.

242. Флоренский П. Из богословского наследия. Лекции в Московской Духовной Академии (1917 1918гг.)// Богословские труды. Сб. 17. М., 1997.

243. Флоренский П. Соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 2.

244. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1992.

245. Флоровский Г. Богословские отрывки//Путь. 1931. №31.

246. Флоровский Г. Блаженство страждущей любви//Из прошлого русской мысли. М., 1998.

247. Флоровский Г. (прот). Из прошлого русской мысли. М., 1999.

248. Флоровский Г.(прот). Пути русского богословия. Париж, 1983.

249. Франк С. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991.260. (Франк С. Религия и наука в современном сознании//Путь. Кн. 1. М., 1992.

250. Франк С.Л. Ведение в философию. СПб., 1993.

251. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.

252. Франк С.Л. Реальность и человек. Париж, 1956.

253. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.

254. Франк С.Л. Философия и религия//На переломе. Философия и мировоззрение. М., 1990.

255. Франк С.Л. Непостижимое//Сочинения. М., 1990.

256. Франк С.Л. Этика нигилизма//Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991.

257. Хомяков A.C. Полное собрание соч.//М.Д904. Т.8.

258. Хоружий С.С. Аналитический словарь исихастской антропологии// Синергия. Проблема аскетики и мистики Православия. М., 1995.

259. Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Лосева // Начало. iYL, 1994. №1.

260. Хоружий С.С. Исихазм и история //Человек. 1991. №4-5.

261. Хоружий С.С. Исихазм как пространство философии// Вопросы философии. 1995. №9.

262. Хоружий С.С. Миросозерцание П. Флоренского//Начала. 1993. №4.

263. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. М.,1994.

264. Хоружий С. С. Непатристический синтез и русская философия //Вопросы философии. 1994. №5.

265. Хоружий С.С. Образ человека в православном подвижничестве. //Культура и будущее России. Череповецкие чтения 1991-1992гг., М., 1992

266. Хоружий С. С. Сердце и ум// Московский Психотерапевтический журнал 1992. №1.

267. Хоружий С.С. Человек и его назначение по учению православных подвижников// Философская и социологическая мысль. Киев, 1992. №11.

268. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие / Под ред. Радугина A.A. М., 1998.

269. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. Ростов н/Д. 1999.

270. Чижевский Д.И. Гегель в России (главы из книги)//Русские философы: Антология. Вып.З/Сост. Л.Г. Филонова. М., 1996.

271. Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России.// Из-во Санкт-Петербургского ун-та., 1989.

272. Шердаков В.Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. М., 1981.

273. Шестов Л. Признавал ли хоть один философ Бога?//На переломе. Философия и мировоззрение. М., 1990.

274. Шестов Л. Николай Бердяев (Гнозис и экзистенциальная философия). Псков, 1996.

275. Шмеман А. Церковь. Мир. Миссия. Мысли о православии на Западе. М., 1996.

276. Экономцев И. (игумен). Исихазм и восточноевропейское Возрождение. М., 1999.

277. Экономцев И. (игумен). Православие. Византия. Россия. М., 1992.

278. Экономцев И. (игумен). Православие как первооснова и оправдание русской культуры. М., 1998.

279. Эрн В. Борьба за Логос. Григорий Сковорода: жизнь и учение. М.,2000.

280. Эрн В.Ф. Исходный пункт теоретической философии// Соч. M., 1991.

281. Эрн В.Ф.От Канта к Круппу// Вопросы философии. 1989. №9.

282. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, поучению Слова Божия// Соч. М., 1990.

283. Юшкевич П.С. О сущности философии//На переломе. Философия и мировоззрение. М.,1990.

284. Яблоков И.Н. Религия: сущность и явления. М., 1982

285. Gilson Е. History of Christian philosophy in the Middle Ages. New York. 1955.

286. Meyendorff J. A. Byzantine Hesychazm: Historical, Teological, Social Problems. London. 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.