Древнерусская монументальная живопись: практика реставрации: второй половины XVII - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Исаева, Ольга Анатольевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Исаева, Ольга Анатольевна
Введение.
Глава I. Теория и практика реставрации в отечественной историографии.
§1. Вопросы историографии в отечественных исследованиях XVIII
XIX вв.
§2. Проблемы терминологии.
§3. История и теория реставрации в советский и постсоветский период.
Глава II. Предпосылки формирования реставрационной науки в
России.
§1. Практика поновления памятников монументальной живописи в древнерусских храмах.
§3. «Великие реставрации» середины XIX в.
Глава III. Особенности реставрационной практики второй половины XIX - начала XX вв.
§1. Масштабные работы по восстановлению храмов в 1880-е гг.
§2. Открытие подлинной монументальной живописи Древней Руси конца XIX - начала XX вв.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Принципы и методы научной реставрации темперной живописи в России: опыт Государственного научно-исследовательского института реставрации: 1960-1990-е годы2006 год, кандидат искусствоведения Пак Чжон Вон
Формирование теории и практики охраны и реставрации художественных памятников в дореволюционной России1984 год, кандидат искусствоведения Зверев, Владимир Владимирович
Фрески церкви св. Георгия в Старой Ладоге: древнерусская живопись второй половины XII века и византийские традиции2003 год, кандидат искусствоведения Сарабьянов, Владимир Дмитриевич
Фрески церкви Троицы в Вяземах: Программа и иконография в контексте идейных движений эпохи1999 год, кандидат искусствоведения Квливидзе, Нина Валериевна
Возрождение древнерусских традиций в иконе XIX столетия: На примере иконописного наследия мастерской Пешехоновых2006 год, кандидат искусствоведения Белик, Жанна Григорьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Древнерусская монументальная живопись: практика реставрации: второй половины XVII - начала XX вв.»
Историческое осознание необходимости охраны и консервации памятников культуры и искусства и, прежде всего, открытия их подлинного i облика, становится одним из самых актуальных направлений современных искусствоведческих изысканий. В этом отношении история реставрации древнерусской живописи — это не только и не столько история становления русской реставрационной школы, но, в первую очередь, - история открытия и признания самого искусства Древней Руси.
Древнерусская живопись имела в прошлые века преимущественно религиозное значение. Иконы, фрески, миниатюры в рукописях, лицевое шитье были предметами культа, и, соответственно, религиозный характер древнерусского искусства оказывал прямое влияние на его исторические судьбы и на развитие реставрации. Когда вставал вопрос о сохранении разрушающейся живописи, будь то икона или фреска, главной целью было восстановление тех утраченных качеств, той семантики, без которых не могла осуществляться основная функция церковной живописи как «образа». С точки зрения средневекового реставратора, надлежало сохранить и восстановить не стиль художника, но некую надличную сущность живописи. Соответственно, любое реставрационное воздействие на произведение искусства становилось его обновлением. С XVII века реставрационная актуализация древних произведений стала более радикальной в силу того, что новые эстетические нормы, взращенные на традициях европейского искусства, не позволяли принять художественный язык средневековья.
Несмотря на варварское вторжение поновлений в живописную «ткань» древних икон, мы имеем все же возможность видеть части древнего письма; есть редкие образцы, где под поздними наслоениями олифы и красок обнаруживается фактически нетронутая оригинальная живопись. Что же касается монументальной живописи, то она подвергалась, как правило, тому же разрушительному воздействию, как и большинство древнерусских храмов. В связи с этим реставрация монументальной живописи представляется до настоящего времени одной из самых сложных и наукоемких областей реставрации. Соответственно, вопросы, связанные с методами и приемами реставрационных работ, остаются здесь не просто острыми до сегодняшнего дня, они продолжают требовать серьезного исследования, поскольку способны прояснить многие более масштабные проблемы истории искусства.
На данный момент цельного исследования, посвященного истории реставрации древнерусской монументальной живописи, не существует, однако в ряде монографий, публикаций и статей содержатся многочисленные сведения, позволяющие составить определенную картину развития этой художественной практики, наиболее полно раскрывающейся через исторический контекст отечественной культуры. В связи с тем, что вопросы отечественной историографии, касающиеся теории и практики реставрации представляют сложную и малоизученную картину, первая глава диссертации полностью посвящена развитию проблем реставрации в исследовательской литературе России XVIII-XX веков.
Литературу, связанную с историей реставрации, можно разделить на несколько блоков. К первому блоку следует отнести дореволюционную литературу, содержащую источниковые сведения, поскольку специальные публикации стали появляться лишь во второй половине XIX века и выходили нерегулярно. Это, к примеру, описи Оружейного приказа по возобновлению стенописей соборов Московского Кремля, известные, в частности, по их цитированию в трудах более поздних исследователей — таких, как А.Г. Левшин или А.И. Успенский. Сюда же можно отнести письма, воспоминания или дневниковые записи участников событий (А.И. Виноградов, Ф.Г. Солнцев, Ф.Д. Фартусов и др.).
Следующий блок - литература, современная реставрационным работам (А.В. Прахов, А.Г. Левшин, И.Д. Мансветов и др.), Наконец, наиболее многочисленными выступают публикации исследовательского характера, касающиеся реставрационной практики прошлого (А.И. Никольский, Н.Д. Извеков, П.Г. Лебединцев, Н.В. Покровский и др., а также авторы советского и постсоветского времени — В.В. Филатов, Н.В. Лазарев, И.Я. Качалова, Г.И. Вздорнов и многие другие.)
Особо следует выделить работы последних лет, уделяющие внимание развитию теоретических идей реставрации. Фактически все они выходили за рубежом, а первое отечественное издание, вышедшее в 2004 году и полностью посвященное этой теме, принадлежит перу Ю.Г. Боброва. Очевидным образом это свидетельствует о том, как долго не были выделены и обобщены в отечественном искусствознании проблемы теории реставрации; это позволяет считать публикацию Ю.Г. Боброва событием исключительной важности.
Объект исследования: практика реставрации древнерусской монументальной живописи в исторической ретроспективе.
Предмет исследования: эволюция и взаимовлияние теории и практики реставрации древнерусской монументальной живописи в России конца XVII - начала XX века.
Цель работы — исследование процесса становления теории и практики реставрации памятников древнерусской монументальной живописи.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- Проанализировать состояние изученности и развитие вопроса в отечественной историографии
Показать исторические этапы процесса становления реставрации древнерусской монументальной живописи второй половины XVII-начала XX века.
- Акцентировать факторы влияния на эволюцию исторических и теоретических концепций реставрационной науки на протяжении указанного периода
Выявить соотнесение теоретических принципов и практических методов ведения реставрационных работ
Показать значение исследований реставрационной практики для развития отечественного искусствознания.
Методология и методика исследования носит комплексный характер и включает исторический, искусствоведческий и культурологический анализ. Методологической основой стали труды преимущественно отечественных авторов - искусствоведческие, культурологические, исторические - где так или иначе освещаются вопросы истории, теории и практики реставрации монументальной живописи в России. В связи с обширностью этой базы, отдельная глава исследования посвящена ее детальному обзору и систематизации. Среди авторов, чьи работы были посвящены данной проблематике, особо следует выделить несколько основных: из дореволюционных исследователей это Д.В. Айналов, И.Е. Забелин, П.Г. Лебединцев, Н.В. Покровский, Н.И. Петров, А.В. Прахов, И.М. Снегирев, В.В. Суслов, А.И. Успенский, из исследователей советского и постсоветского времени - Г.И. Вздорнов, О.В. Зонова, И.Я. Качалова, В.Н. Лазарев, Г.В. Попов, В.В. Филатов.
Научная новизна исследования, по мнению автора, состоит в следующем:
Впервые изучение истории реставрации монументальной живописи конца XVII - начала XX века представлено как комплексное исследование в свете влияния многочисленных факторов идеологического, социального, культурного, исторического характера.
Этапы развития истории реставрации монументальной живописи в России представлены в соответствии с анализом практических методов реставрационных работ указанного периода. Обозначены очевидные расхождения в методологии реставрации станковой и монументальной древнерусской живописи; предложены основные этапы формирования реставрационной науки в этих областях.
- Итоги и перспективы изучения истории реставрации осмыслены как с точки зрения практики реставрации древнерусской монументальной живописи, так и с позиций ее исторического и теоретического понимания.
Что касается теоретической и практической значимости диссертации, в процессе историографического анализа было установлено, что цельного исследования, посвященного истории реставрации русской средневековой монументальной живописи, не существует, равно как и отечественная теория реставрации не представляет собой единого сводного труда. Поэтому изучение опыта предшествующих эпох необходимо для успешного развития как теории, так и практики современной реставрации.
Результаты исследования могут быть учтены при написании научных трудов и методических разработок, посвященных истории реставрации монументальной живописи в России, а также использованы в учебном процессе и лекционных циклах.
Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в докладах и сообщениях на региональных и городских научно-практических конференциях.
Материалы исследования обсуждались на научном семинаре аспирантов и преподавателей Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. A.JI. Штиглица, а также на заседании кафедр «Живопись и реставрация», «Искусствоведение и культурология». Также по материалам диссертации были проведены лекционные и семинарские занятия на отделениях «Живопись и реставрация», «Искусствоведение и культурология» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. A.JI. Штиглица.
На защиту выносятся следующие положения:
-Вопросы истории, теории и практики реставрации древнерусской монументальной живописи по-разному решались в отечественной историографии, эволюционируя от простой констатации фактов в сфере реставрации к серьезному анализу процесса и итогов реставрационных работ.
-Традиционные исторические рамки и характеристика этапов становления реставрации древнерусской монументальной живописи требуют существенной корректировки; так, анализ методологии реставрационных работ показывает, что фактически эпоха «возобновления» не заканчивается к середине XIX века, а продолжает существовать до 1918 года.
-Формирование концепций реставрационной науки на протяжении указанного периода соответствовало общему процессу развития отечественной культуры, включавшему идеологические, политические, религиозные, эстетические воззрения.
-Основные центры реставрационных работ совпадают с центрами российской государственности прошлого — Киев, Владимир, Москва; фресковые циклы в северных храмах попадают в орбиту внимания археологов и реставраторов сравнительно поздно — в конце XIX века.
Практические методы ведения реставрационных работ древнерусской монументальной живописи, вопреки устоявшемуся мнению, не соответствуют теоретическим прииципам реставрации, провозглашаемым в это же время. Появляется, таким образом, двойственная концепция практики реставрации монументальной живописи, существующая до настоящего времени, сущность которой эволюционировала от модели «раскрытие и консервация — возобновление» к не менее противоречивой доктрине «раскрытие и консервация - приведение в экспозиционное состояние».
Структура работы, в соответствии с поставленными задачами, выглядит следующим образом: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний к тексту, списка использованной литературы, иллюстративного и терминологического приложения, а также приложения, содержащего словарь биографического характера.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Стенопись Восточной Белоруссии XVII-XVIII вв.1998 год, кандидат искусствоведения Трифонова, Наталья Яковлевна
Ветхозаветные прообразовательные сюжеты в византийской монументальной живописи второй половины XIII - середины XIV веков2003 год, кандидат искусствоведения Луковникова, Елена Александровна
Иконы и настенные росписи Валаамского монастыря XVIII - начала XX веков2002 год, кандидат искусствоведения Большакова, Светлана Евгеньевна
Влияние внутренних пространств древнерусского храма на композиционно-ритмическую и колористическую организацию росписей: На примере псковских и новгородских храмов XII века2006 год, кандидат искусствоведения Кузнецов, Николай Григорьевич
Творчество С.У. Соловьева в контексте архитектурно-художественной практики Москвы эпохи модерна2007 год, кандидат искусствоведения Печенкин, Илья Евгеньевич
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Исаева, Ольга Анатольевна
Заключение
История реставрации древнерусской монументальной живописи насчитывает несколько столетий и представляет собой сложное, многоаспектное и во многом малоизученное явление.
1917 год завершил церковный диктат в области надзора за внутренним обликом храмов, что повлекло за собой два фактически взаимоисключающих последствия: с одной стороны, реставраторы могли не опасаться со стороны клира требований привести интерьер в благопристойный вид, с другой стороны, угроза нависла над памятниками церковной архитектуры вообще. Однако следует заметить, что даже в наше время проблема «благопристойности» не утратила своей актуальности. Образчиком совершенно поновительского метода в реставрации монументальной живописи могут служить катастрофические по своим итогам работы в Успенском соборе во Владимире 1982 года, где пострадали драгоценные фрески Андрея Рублева, или в барабане Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. Результат оказался плачевным, несмотря на высшую квалификацию и громадный опыт реставраторов. Прошлое нашей (советской) реставрации дает многочисленные примеры такого рода - это и ряд ярославских фресковых циклов, и фрески церкви Троицы в Никитниках в Москве и многие другие. Происшедшее с росписью Рублева лишь резко выявило остроту общей ситуации, в которой стали возможными реставрационные искажения памятников.
Таким образом, вопросы, связанные с методами и приемами реставрационных работ, остаются не просто острыми до сегодняшнего дня, они продолжают требовать серьезного исследования. Необходимо признать, что теория реставрации монументальной живописи до сих пор находится в стадии сложения. Причин этому несколько, но среди главных следует признать одну: серьезное противоречие между необходимостью сохранения памятника и приведением его в так называемое экспозиционное состояние. Иными словами, проблема, приводившая к негативным последствиям в эпоху традиционного поновительства (приведение интерьера храма в благопристойный вид в ущерб художественной ценности открытых фресок) продолжает существовать. Еще в 1987 году И.П. Горин писал, что в «современной практике существуют два направления: историко-археологическое (документальное), которое предполагает полный отказ от дополнений, включая простейшие тонировки, и художественное, допускающее тонировки и реконструкцию во имя целостного, эстетического восприятия памятника. В отечественной практике распространенные тонировки «пуантелыо» и применявшиеся до недавнего времени - «плотным тоном» в тон сохранившейся живописи — далеко не лучший вариант. Часто границы авторской живописи и дополнений оказываются стертыми, появляется желание во имя единства восприятия воссоздать или «проявить автора».
Именно тогда ведущие реставраторы (после неудачного результата реставрации в Успенском соборе Владимира) пришли к выводу о необходимости анализа серьезных недостатков существовавшей чисто эмпирической реставрационной практики. Появились публикации, где был обобщен передовой научно-методический опыт, накопленный в отрасли. Положительные сдвиги отразились в итогах реставрации стенописей Благовещенского собора в Московском Кремле, закончившейся в 1986 г. На этом примере нетрудно убедиться, каких усилий потребовала ломка устоявшейся психологии художников-реставраторов, ориентированных традициями и пожеланиями заказчиков на интенсивное вторжение в оригинал. Мотивировалось оно заботами об интересах массового зрителя, которому надо было предъявить непременно целостный художественный образ, даже посредством его субъективного домысливания. Поэтому в большинстве реставрационных бригад монументалистов до недавнего прошлого существовало убеждение в обязательности предельно полных по масштабам воссозданий живописных композиций, то есть откровенных тонировок и дописей. В свою очередь это представлялось прямой отсылкой к явлению, которое называется «софоновщиной». Рекомендуемый в противовес данной тенденции принцип предпочтительности консервации, в 1960-е гг. провозглашенный ЮНЕСКО, до сих пор, приходится констатировать, не обрел в России статуса ведущего методического и тем более практического правила, хотя надо отметить, что в самое последнее время подвижки все-таки происходят. Принцип консервации, а не реставрации постепенно отвоевывает позиции.
В этом отношении показателен факт появления в 2004 году знакового монографического исследования Ю.Г. Боброва «Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия». Сейчас, когда на Западе в основном издаются с большим опозданием переводы итальянских теоретиков реставрации, подобная публикация российского автора представляется явлением неоценимой важности. Надо ли говорить, что одним из наиболее значимых вопросов в исследовании Ю.Г. Боброва является проблема реставрационного вмешательства и роль консервативного направления в современной реставрационной науки.
Иллюстрацией одной из лучших реставраций последних лет (даже включая раскрытие росписей Благовещенского собора в Москве и Успения «На городке» в Звенигороде) является комплекс мер по сохранению живописного убранства в церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Если в Благовещенском соборе и церкви Успения в Звенигороде мы все-таки видим части разновременных росписей, составленных в подобие единства, то фресковый ансамбль в Старой Ладоге представлен после реставрации, длившейся с 1976 до 1996 года, без более поздних наслоений. Реставрация Георгиевской церкви вылилась в комплекс сложных научно-изыскательских, исследовательских и практических работ, в ходе которых накопился богатейший разнообразный исследовательский материал.
В настоящее время проходит поэтапное восстановление комплексов росписей в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря и соборе Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре, которое возглавляет один из ведущих реставраторов России, участник блестящей реставрации Георгиевской церкви в Старой Ладоге В. Д. Сарабьянов. Постоянно проводится реставрационный контроль по поддержанию ансамбля фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
История теоретических принципов реставрации по-разному рассматривалась в исследовательской литературе XVIII — XXI вв., пройдя путь от простой констатации фактов «возобновления» (XVIII - первая половина XIX вв.) через критическую их оценку (вторая половина XIX века) к серьезному анализу теоретических и методологических аспектов реставрации (конец XIX - XX вв.)
Авторский состав также качественно менялся на протяжении указанного периода, и хотя в соответствии со спецификой предмета изучения (фресковые росписи в храмах) среди авторов до 1917 г. оставались священнослужители и лица с богословским образованием, постепенно на первый план выдвигались исследователи, сочетавшие в себе теоретиков и практиков, такие как А.В. Прахов, В.В. Суслов, И.Э. Грабарь, В.В. Филатов, Ю.Г. Бобров, В.Д. Сарабьянов и др.
Исторически менялась география реставрационных работ. Специфика локализации ключевых центров, где производились основные реставрационные работы, связана равным образом с идеологическими аспектами древнерусской монументальной живописи и политической конъюнктурой реставрационных мероприятий XVIII-XIX веков: Киев, Владимир и Москва выступают как центры русской средневековой государственности, кроме того, работы по монументальным росписям, как и их реставрация, по своей исключительной стоимости санкционировались правительством. Лишь с последней четверти XIX века в орбиту первостепенных открытий древнерусской монументальной живописи входят фресковые циклы храмов и монастырей Пскова, Новгорода, Ферапонтова и других периферийных районов России.
Поскольку в основе концепций реставрационной науки лежит отношение к памятнику искусства, на который направлен комплекс мер по его восстановлению, представляется в корне неверным разделять теоретические и практические аспекты реставрации. В связи с этим традиционная хронология истории реставрации должна быть скорректирована в соответствии с методологическими принципами ведения реставрационных работ. До формирования в 1918 году Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи в России практика реставрации оставалась в русле традиционного поновительства.
Периоды формирования теории и практики реставрации, оставаясь в русле традиционного поновительства, имели свои отличия. К XVII-XVIII векам вполне применимо понятие преконцептуальной схемы (термин Ч. Бранди) как эмпирически сложившейся методики реставрации, воплощающей заложенные в ней самой, но еще не осознанные цели и принципы. XIX век явился важнейшим этапом формирования как реставрационной науки, так и истории древнерусского искусства: неудачные во многих отношениях многочисленные возобновления росписей инициировали изучение открываемой при расчистках русской средневековой живописи. Планомерное изучение, а затем признание древнерусского искусства и осознание необходимости его сохранения в конечном итоге привели к трансформации традиционного поновительства в новый тип восстановительных мероприятий, основанный на принципах минимального реставрационного вмешательства. Кроме того, во второй половине XIX века в отечественном искусствознании закрепляется сам термин «реставрация» (введенный на Западе в оборот Э. Виолле-ле-Дюком).
Затем, в конце XIX - начале XX века закладывается основа этики профессиональной реставрации, а также принципы охраны памятников искусства, что в итоге приводит к формированию такого направления в рамках реставрационной науки как «консервация». Тезисы отказа от традиционных реставрационных мер легли в основу современной трехступенчатой системы реставрации: «консервация - реставрация -реконструкция».
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Исаева, Ольга Анатольевна, 2009 год
1. Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи/ Ю.Г. Бобров. Л.: Художник РСФСР, 1987. - 164 с.
2. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия/ Ю.Г. Бобров. — М.: Эдсмит, 2004. — 344 с.
3. Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности/ И.Л. Бусева-Давыдова. М.: Междунар. акад. изд. компания "Наука", 1997.- 303 с.
4. Власова Т.В. Архангельский собор. М.: Художник и книга, 2003. — 48 с.
5. Журавлева И. А. Благовещенский собор. М.: Художник и книга, 2003.-56 с.
6. Айналов Д.В., Редин Е.К. Киево-Софийский собор. Исследование древней мозаической и фресковой живописи/ Д.В. Айналов, Е.К. Редин. СПб.: Типография императорской академии наук, 1889. - 156 с.
7. Анисимов А. И. Реставрация памятников древнерусской живописи в Ярославле. М.: Гос. реставрационные мастерские, 1926. — 16 с.
8. Анисимов А.И. Реставрация фресок церкви Федора Стратилата в Новгороде/ А.И. Анисимов. СПб.: Тип. «Сириус», 1911. - 11 с.
9. Артлебен Н.А. Древние фрески, открытые в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском/ Н.А. Артлебен// Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып. 1. -Владимир, 1863. с. 73-82.
10. Архангельский собор Московского Кремля: Сборник статей/ Гос. ист.-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»/Сост., науч. ред. и авт. вступ. ст. Н.А. Маясова. М.: Красная площадь, 2002. - 439 с.
11. Балыгина Л.П., Некрасов А.П., Филатов В.В. Исследование стенной живописи в Успенском соборе г. Владимира/ Л.П. Балыгина, А.П. Некрасов, В.В. Филатов// Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. -М.: 1984. с. 34-41.
12. Барсуков И.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. СПб.: Изд. А.Н. Мамонтова, 1896. - 543 с.
13. Барсуков И.П. Русские палеологи сороковых годов/ Н.П. Барсуков. — СПб.: тип. В.И. Грацианского, 1880. 107 с.
14. Белецкий В.Д. Довмонтов город / В.Д. Белецкий. Л.: Искусство. Ленингр. Отделение, 1986. - 147 с.
15. Благовещенский собор Московского Кремля/ И.Я. Качалова, Н.А. Маясова, Л.А. Щенникова. М.: Искусство, 1990. - 384 с.
16. Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи/ Ю.Г. Бобров. Л.: Художник РСФСР, 1987. - 164 с.
17. Бранденбург Н.Е. Старая Ладога/ Н.Е. Бранденбург. — СПб.: Русское археологическое общество, 1896. — 323 с.
18. Бурый В.П., Лелеков Л.А. Критерии оценки памятников монументальной живописи/ В.П. Бурый, Л.А. Лелеков// Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. -М.- 1985. -№ 10.-е. 101-112.
19. Вагнер Г.К. О системном подходе к изучению русской художественной культуры/ Г.К. Вагнер// Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — Вып. 7.- М.: Искусство, 1990. 5-18 с.
20. Васильева Б.Г. К истории фресок церкви св. Георгия в Старой Ладоге/ Б.Г. Васильева// Советская археология. 1988. - № 4. - с.181-186. Верховец Я.Д. Федор Григорьевич Солнцев/ Я.Д. Верховец. - СПб.: Д.М. Краевский, 1899. - 13 с.
21. Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения/ Г.И. Вздорнов. -М.: Искусство, 1976. -218 с.
22. Виноградов А.И. Владимирский Успенский собор и открытые в нем фрески /А.И. Виноградов. Владимир: Типография П.Ф. Новгородского, 1884. - 14 с.
23. Вопросы реставрации и консервации произведений изобразительного искусства. Общая ред. Академика И.Э. Грабаря. — М: Издательство АХ СССР, 1960.- 194 с.
24. Врангель Н.Н. Искусство и государь Николай Павлович/ Н.Н. Врангель// Старые годы. 1913. - июль-сентябрь. - с. 53-64.
25. Ганзенко Л.Г. История реставрации древнерусской монументальной живописи на Украине XVII-XIX вв. (Киев): автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. искусствоведения/ ЛЮКСА им. И.Е. Репина. Л., 1989. - 26 с.
26. Гапоненко Т.Г. Монументальная живопись в ее прошлом и настоящем / Т.Г. Гапоненко. -М.Л., Огиз-Изогиз, 1931. 109 с.
27. Горин И.П. Осторожно, древняя фреска!/ И.П. Горин// Советская культура. 1984. - 19 апреля.
28. Горин И.П. Реставрация: успехи и просчеты/ И.П. Горин// Советская культура. 1984. - 23 июня.
29. Грабарь И.Э. В поисках древнерусской живописи/ И.Э. Грабарь// Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников. М. Наука, 1966. - с. 29-46.
30. Грабарь И.Э. Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины/ И.Э. Грабарь. М.: Товарищество Кушнерев и К°, 1919. — 32 с.
31. Грабарь И.Э. О пределах вандализма/ И.Э. Грабарь. СПб. Тип. Сириус, 1911.-7 с.
32. Грабарь И.Э. Фрески Дмитриевского собора во Владимире на Клязьме/ И.Э. Грабарь // Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве.
33. Исследования, реставрация и охрана памятников. — М. Наука, 1966. — с. 47-67.
34. Дедик В.Н. Состояние исследования и реставрации монументальной живописи по публикациям 1970-х гг. / В.Н. Дедик// Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. М. — 1985. - № 10. -с. 91-100.
35. Доброхотов В.И. Памятники древности во Владимире Кляземском /В.И. Доброхотов. М.: Университетская типография, 1849: - 200 с.
36. Донской Г.Г., Донская Л.Н. Технология реставрации стенописи/ Г.Г. Донской; Л.Н. Донская// Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. М. - 1985. - № 10. - с. 112-127.
37. Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих княжеств. XIV-XVTbb. М.: Наука, 1970. - 502 с.
38. Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М.: Наука, 1968.-366 с.
39. Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. Сборник статей/ Под ред. В.Н. Лазарева, О.И. Подобедовой, В.В. Косточкина. -М.: Наука, 1968.-231 с.
40. Древности московского Кремля. Сборник статей. — М.гНаука, 1971. — 294 с.
41. Дурново Л. А. Техника древнерусской фрески новые методы ее копирования/ Л.А. Дурново. М.: Академия художеств, 1926. - 45 с.
42. Жебелев С.А. Памяти Е.К. Редина/ С.А. Жебелев. — СПб.: Типография М.А. Александрова, 1909. 6 с.
43. Закревский Н. В. Летопись и описание города Киева/Н.В. Закревский. -Киев: Университетская типография, 1858. 266 с.
44. Закревский Н. В. Очерк истории города Киева/Н.В. Закревский. -Киев: Типография Линдфорса, 1836. 68 с.
45. Закревский Н.В. Заметки о древностях Киевских, в июне 1864 /Н.В. Закревский.// Сборник на 1866 год, изданный Обществомдревнерусского искусства при Московском Публичном музее. — М.: 1866.-с. 234-299.
46. Зверев В.В. О профессиональном статусе реставратора/ В.В. Зверев// Проблемы реставрации памятников монументальной живописи. Сборник научных трудов/ Под ред. JI.A. Лелекова. — М.: Издательство Научно-методического совета МК СССР, 1987. с. 31- 45.
47. Зверев В.В. От поновления к научной реставрации/ В.В. Зверев. — М.: РИО ГосНИИР, 1999. 100 с.
48. Зверев В.В. Формирование теории и практики охраны и реставрации художественных памятников в дореволюционной России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения/МГУ им. М.В, Ломоносова. М., 1984. — 24 с.
49. Зонова О.В. К вопросу о первоначальном художественном убранстве предалтарной стены Московского Успенского собора. / О.В. Зонова // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — Вып. 7. М.: Искусство, 1990. — с. 57-66.
50. Зонова О.В. Об идейно-историческом содержании группы ранних фресок Успенского собора/ О.В. Зонова// Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып.1 . М.: Искусство, 1973. - с. 64-72
51. Зонова О.В. Ранние алтарные фрески Успенского собора/ О.В. Зонова// Уникальному памятнику русской культуры Успенскому собору Московского Кремля 500 лет. Тезисы научной конференции 46 сентября 1979 г.-М.: 1979.-е. 58-61.
52. Зонова О.В. Стенопись Успенского собора Московского Кремля/ О.В. Зонова// Древнерусское искусство. XVII век. — М.: Наука, 1964. 334 с.
53. Извеков Н.Д. Верхоспасский собор в Большом кремлевском дворце в Москве/ Н.Д. Извеков. -М.: Русская печатня, 1912. 62 с.
54. Извеков Н.Д. Московские кремлевские дворцовые церкви/ Н.Д. Извеков. -М.: Печатня Снегиревой, 1916. 268 с.
55. Извеков Н.Д. Московский Архангельский придворный собор/ Н.Д. Извеков. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1916. — 155 с.
56. Извеков Н.Д. Московский Придворный Благовещенский собор/ Н.Д. Извеков. -М.: Русская Печатня, 1911. 120 с.
57. Извеков Н.Д. Соборный храм Преображения на Бору/ Н.Д. Извеков. -М.: Печатня Снегиревой, 1913. — 74 с.
58. Извеков Н.Д. Церкви Воскресения и Воздвижения в Кремле/ Н.Д. Извеков. М.: Русская печатня, 1912. - 51 с.
59. Извеков Н.Д. Церкви Рождества Богородицы и Лазаря в Кремле/ Н.Д. Извеков. -М.: Русская печатня, 1911. 44 с.
60. Извеков Н.Д. Церковь во имя положения ризы/ Н.Д. Извеков. М.: Русская печатня 1912. — 23 с.
61. Извеков Н.Д. Церковь Рождества Предтечи/ Н.Д. Извеков. М.: Русская печатня 1912.- 29 с.
62. Историки и краеведы Москвы: Некрополь: Биобиблиогр. справ. / Инт рос. истории РАН; Моск. гор. об-ние арх. ; М.Д. Афанасьев и др.. -М. : Изд-во об-ния «Мосгорархив», 1996. 220 с.
63. Каргер М.К. Древний Киев: в 2 т. /М.К. Каргер. М.-Л.: Издательство АН СССР.-Т. 1. 1958.-579 с. Т.2. 1961.-661 с.
64. Косаткин В.В. Дмитриевский собор в губернском городе Владимире/ В.В. Косаткин. — Владимир: Типография губернского правления, 1914.-39 с.
65. Качалова. И.Я. История реставрации монументальной и станковой живописи Успенского собора/ И.Я. Качалова// Успенский собор Московского кремля. -М.: Наука, 1985. с. 174-188.
66. Качалова И.Я. Московский кремль. Успенский собор/ И.Я. Качалова. М.: Гос. ист.-культ. Музей-заповедник «Московский Кремль», 1995. -38 с.
67. Качалова И.Я. Ремонтно-реставрационные работы в Благовещенском соборе Московского Кремля в 1860-е гг./ И.Я. Качалова// Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып.6. -М.: Искусство, 1989. - с. 105-118.
68. Качалова И.Я., Маясова И.А., Щенншова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры/ И.Я. Качалова, Н.А. Маясова, Л.А. Щенникова. М.: Искусство, 1990. - 385 с.
69. Конкордин А. Описание новгородского кафедрального Софийского собора/А. Конкордин. Новгород: Губернская типография, 1901. -142 с.
70. Консервация и реставрация памятников и исторических зданий/ П. Гоццола, X. Дайфуку, Э.А. Коннели и др. М.: Стройиздат, 1978. — 320 с.
71. Корецкий В.И. Успенский собор как памятник идейно-политической жизни Москвы конца XV начала XVII века/ В.И. Корецкий//. Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — Вып. 6. - 1986. - с. 64-76.
72. Крестов М, Пшеницын П., Толстихина И. Техника фрески/ М. Крестов, П. Пшеницын, И. Толстихина. М.: Государственное архитектурное издательство, 1941. - 128 с.
73. Крыжановский С.П. О древней греческой стенной живописи в Киевском Софийском соборе /С.П. Крыжановский// Северная пчела. -1843. № 246. - с. 983-984. - № 247. - с. 987-988.
74. Крылова В. Реставрация стенописи Архангельского собора/ В. Крылова// Архитектура и строительство Москвы. — 1955. № 7. - 1316 с.
75. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы/В.IT. Лазарев. -М. Наука, 1978. -335 с.
76. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески/ В.Н. Лазарев. — М.: Искусство, 1973. 112 с.
77. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования/ В.Н. Лазарев. М.: Наука, 1970. - 343 с.
78. Лазарев В.Н. Фрески Старой Ладоги/ В.Н. Лазарев. М.: Искусство, 1960.-215 с.
79. Лебединцев А. Г. Русские государи в Киеве. (1706-1885 гг.) /А. Л. Киев : тип.-лит. товарищества И.Н. Кушнерев и К0, Киевское отделение, 1896. — 340 с.
80. Лебединцев П.Г. Возобновление Киево-Софийского собора в 18431853 гг. / П.Г. Лебединцев. Киев: Типография В. Давиденко, 1879. -72 с.
81. Лебединцев П.Г. Возобновление стенной живописи в великой церкви Киево-Печерской лавры в 1840-43 гг. Извлечение из дел Архива священного синода. — Киев: Университетская типография, 1878. 9 с.
82. Лебединцев П.Г. Исторические заметки о Киеве/ П.Г. Лебединцев. -Киев: Типография Г.Т. Корчак-Новвицкого, 1884. — 27 с.
83. Лебединцев П.Г. Киево-Михайловский златоверхий монастырь в его прошлом и настоящем состоянии/ П.Г. Лебединцев. — Киев: Типография С.В. Кульженко, 1884. 35 с.
84. Лебединцев П.Г. Киево-Печерская лавра в ее прошлом и настоящем состоянии/ П.Г. Лебединцев. Киев: Типография В. Давиденко, 1886.- 114 с.
85. Лебединцев П.Г. О времени написания фресков Киево-Софийского кафедрального собора/ П.Г. Лебединцев. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1873. — 8 с.
86. Лебединцев П.Г. О святой Софии Киевской/ П.Г. Лебединцев. Киев: Университетская типография, 1875.-41 с.
87. Лебединцев П.Т. Церковь Спаса на Берестове в Киеве, бывшая придворною св. великого князя Владимира. Историческое известие, сост. пр. П.Л./ П.Г. Лебединцев. Киев: Тип. И. и А. Давиденко, 1862.- 14 с.
88. Лелекова О.В., Наумова М.М. Исследования красочного слоя росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря/ О.В. Лелекова, М.М. Наумова// Ферапонтовский монастырь. Вып. 2. - м., 1988. - с. 208-231.
89. Лисовский В.Г. Из истории «художественной археологии» в России/ В.Г. Лисовский// Проблемы развития русского искусства. Сборник научных трудов. Отв. ред. И.А. Бартенев. Вып. X. Л., 1978. - с. 4652.
90. Логвин Г. Возрождение фрески XII века/ Г. Логвин// Искусство. -1971. -№ 8.-с. 64-68.
91. Мансветов И. Д. По поводу недавно открытой стенописи в Московском и Владимирском Успенских соборах/ И.Д. Мансветов. — М.: Типография М.Н. Лаврова и К°, 1883. 43 с.
92. Мастера искусств об искусстве. Т. 4. М.-Л.: Искусство, 1967. - 622 с.
93. Меркелова В. Н. Пафнутьев-Боровский монастырь. Краткий обзор исследований и реставрации 1955-1975 гг. / В.Н. Меркелова// Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 2. — М., 1982.-с. 122-127.
94. Мнева НЕ. Стенопись Благовещенского собора Московского Кремля 1508 г./ Н.Е. Мнева// Древнерусское искусство. Художественнаякультура Москвы и прилегающих княжеств. XIV-XVI вв. — М.: Наука, 1970.-с. 174-206.
95. Муравьев А.Н. Владимирский собор/ А.Н. Муравьев. Б/м, 1848. - 16 с.
96. Муравьев А.Н. Древности и символика Киево-Софийского собора / А.Н. Муравьев. Киев: Типография Д.С. Повельского, 1859. - 22 с.
97. Мясоедов В.К. Фрагменты фресковой росписи св. Софии Новгородской/ В.К. Мясоедов. СПб.: М.А. Александров, 1914. - 20 с.
98. Мясоедов В.К. Фрески северного притвора Софийского собора в Киеве/ В.К. Мясоедов. Пг.: М.А. Александров, 1915. - 6 с.
99. Мясоедов В.К. Фрески Спаса Нередицы/ В.К. Мясоедов. Л., Гостипография им. И. Федорова, 1925. - 31 с.
100. Никитенко Н.Н. Собор Святой Софии в Киеве/ Н.Н. Никитенко. М.: Северный паломник, 2008. - 272 с.
101. Никольский А.И. Беглые заметки по церковной археологии г. Новгорода/ А.И. Никольский. СПб.: типография П.Г. Сойкина, 1905. - 14 с.
102. Никольский А.И. Описание св. Софии в Новгороде и святыни Велико-Новгородской области до 1654 г. / А.И. Никольский. СПб.: Синодальная типография, 1901. — 8 с.
103. Никольский А.И. Реставрация икон и настенной иконописи в Московских соборах: Большом Успенском, Архангельском и
104. Благовещенском в 1770-73 гг. / А.И. Никольский. СПб.: Синодальная типография, 1913.-12с.
105. Павлинов A.M. Древности ярославские и ростовские/ A.M. Павлинов. М.: Тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1892. - 40 с.
106. Павлинов A.M. Московский Успенский собор/ A.M. Павлинов. М.: Товарищество тип. А.И. Мамонтова, 1895. - 25 с.
107. Павлинов A.M. Спасо-Мирожский монастырь в г.Пскове/ A.M. Павлинов. М.: Товарищество тип. А.И. Мамонтова, 1889. — 10 с.
108. Петров Н.И. О росписании стен и вообще об украшении киевского Владимирского собора/ Н.И. Петров. Киев: Типография И.И. Горбунова, 1899.-80 с.
109. Петров Н.И. Древняя стенопись в Киевской Спасской на Берестове церкви/ Н.И. Петров. Киев: 1908. - 33 с.
110. Петров Н.И. Из истории Киевского Владимирского собора/ Н.И. Петров. Киев: Типография И.И. Горбунова, 1898. - 40 с.
111. Петров Н.И. О новом росписании стен Великой церкви Киево-Печерской лавры/ Н.И. Петров. Киев: Типография И.И. Горбунова, 1901.-20 с.
112. Петров Н.И. Об упраздненной стенописи великой церкви Киево-Печерской лавры/ Н.И. Петров. Киев: Типография И.И. Горбунова, 1900.-24 с.
113. Петровский С.В. Златоверхий Михайловский монастырь в Киеве. Исторический очерк и современное состояние обители/ С.В. Петровский. Одесса.: Типография Е.И. Фесенко, 1902. — 96 с.
114. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи /Н.В.Пивоварова. СПб.: издательство АРС: Дмитрий Буланин, 2002. - 255 с.
115. Погодин М.П. Сочинения. Т. 3. Речи/ М.П. Погодин. М.: Синодальная типография, 1872. — 637 с.
116. Покровский Н.В. Вновь открытый памятник древности. О древней стенной живописи Спасо-Преображенского монастыря в Пскове/ Н.В. Покровский. — СПб.: Типография Гл. упр. уделов, 1893. — 11 с.
117. Покровский Н.В. Добавление к лекциям по церковной археологии/ Н.В. Покровский. СПб.: Лит. Руднева, 1895. - 154 с.
118. Покровский Н.В. Заметки о памятниках псковской церковной старины/ Н.В. Покровский. М.: Оттиск из журнала «Светильник», 1914.-39 с.
119. Покровский Н.В. Конспективное изложение чтений по христианской археологии/ Н.В. Покровский. — Новгород: Новгородское общество любителей древности, 1916. -35 с.
120. Покровский Н.В. Лекции по церковной археологии/ Н.В. Покровский. СПб.: Литография С.Ф. Ядзовского, 1884. - 866 с.
121. Покровский Н.В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства/ Н.В. Покровский. СПб.: Общество любителей древней письменности, 1899. — 23 с.
122. Покровский Н.В. Материалы для истории русского иконописания/ Н.В. Покровский. СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1904. - 16 с.
123. Покровский Н.В. Стенная живопись в Богословском монастыре Рязанской губернии/ Н.В. Покровский. Рязань.: 1888. - 5 с.
124. Покровский Н.В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских/ Н.В. Покровский. М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1890.- 172 с.
125. Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства/ Н.В. Покровский. — Пг.: Типография А.Н. Лавров и К°, 1916. 226 с.
126. Покровский Н.В. Церковная археология/ Н.В. Покровский. СПб.: Лит. Яздовского, 1887. - 583 с.
127. Покровский Н.В. Церковные древности в Новгороде/ Н.В. Покровский. СПб.: 1889. - 226 с.
128. Попов Г.В. Андрей Рублев/ Г.В. Попов. М.: Северный паломник, 2007.-216 с.
129. Практика реставрации памятников монументальной живописи. Сборник научных трудов/ Под ред. Л.И. Лифшица. М.: Издательство Научно-методического совета МК СССР, 1991. - 164 с.
130. Практика реставрационных работ. Сборник статей. / Под ред. Л.А. Кольнинг-Михайловской. — М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства. 208 с.
131. Прахов А.В. Открытие фресок Киево-Кирилловской церкви XII в., исполненное в 1881-82 гг./А.В. Прахов. СПб.: Типография B.C. Балашева, 1883. - 13 с.
132. Прахов А.В. Киевский Владимирский собор. К истории его постройки/ А.В. Прахов. Киев.: Б/и, 1896. - 10 с.
133. Проблемы реставрации памятников монументальной живописи. Сборник научных трудов/ Под ред. Л.А. Лелекова. М.: Издательство Научно-методического совета МК СССР, 1987. - 180 с.
134. Протасов Н.Д. Фрески на алтарных столпах Успенского собора в Звенигороде/ Н.Д. Протасов// Светильник. 1915. - № 9-12. - с. 26-48.
135. Прохоров В. А. Стенная живопись XII века в церкви св. Георгия в Рюриковой крепости в Старой Ладоге/ В.А. Прохоров. СПб.: типография Академии наук, 1871. - 31 с.
136. Рамазанов Н.А, О реставраторе картин Н.И. Подключникове/ Н.А. Рамазанов. М.: Типография В. Готье, 1854. - 24 с.
137. Рекомендации способов раскрытия древней фресковой живописи/ сост.: О.Ф. Плющ, Л.П. Калениченко. Киев: Академия Строительства и архитектуры УССР, 1961. — 25 с.
138. Репников Н.И. О фресках церкви св. Георгия в Старой Ладоге/ Н.И. Репников// Известия Комитета изучения древнерусской живописи. -Пг. 1921.-c.3-14.
139. Репников Н.И. Предварительное сообщение о раскрытии памятников древней живописи в Старой Ладоге/ Н.И. Репников// Вопросы реставрации.-Пг.-М.: 1928.-е. 184-193.
140. Рерих Н.К. Берегите старину! Сборник. Авт. предисловие и сост. Попов Д.Н. М.: Международный центр Рерихов, 1993. - 71 с.
141. Романцев И.С. Описание Новгородского Софийского кафедрального соборая/И.С. Романцев. М.: Синодальная типография, 1914.-81 с.
142. Ростиславов А.А. Ответственность реставрационной задачи/ А. Ростиславов// Старые годы. 1912. - № 5. - с. 49-50.
143. Ростиславов А.А. Погибшая и погибающая старина в Старице/ А. Ростиславов. — СПб.: Тип. Сириус, 1909. 3 с.
144. Саликова Э.П. Настенные росписи церкви Ризоположения. //Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. 3. -М.: Искусство, 1980. с. 138-153.
145. Сарабъянов В.Д. Новые данные о фресках церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. Предварительное сообщение по материалам реставрации в 1982-86 гг. / В.Д. Сарабьянов// Практика реставрации памятников монументальной живописи. Сборник научных трудов/
146. Под ред. Л.И. Лифшица. М.: Издательство Научно-методического совета МК СССР, 1991. - с. 21-38.
147. Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря/ В.Д. Сарабьянов. — М.: Северный паломник, 2002. 80 с.
148. Сементовский Н. Киев и его достопамятности/ Н. Сементовский. -Киев: Губернская типография, 1852. — 259 с.
149. Сементовский Н. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников/ Н. Сементовский. Киев: Типография Сементовского, 1864. - 242 с.
150. Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа некоторых ее сюжетов/ Е.С. Сизов// Древнерусское искусство. XVII века. М.: Наука, 1964. - с. 172-182.
151. Сизов Е.С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора/Е.С. Сизов.// Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып.2 М.: Советский художинк, 1979. -с. 62-83.
152. Сизов Е.С. Русские исторические деятели в росписях Архангельского собора/ Е.С. Сизов// ТОДРЛ. Т. XXII. - М.-Л.: 1966. - с. 262-276.
153. Скворцов И.М. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-45 гг./ И.М. Скворцов. Киев: типография Ф. Глюксберга, 1854.-91 с.
154. Смирнов М.И. Переславль Залесский. Его прошлое и настоящее /М.И. Смирнов. М: Типолитография т-ва И.М. Машистова, 1911.- 240 с.
155. Снегирев И.М. Архангельский собор в Москве /И.М. Снегирев. М.: Б/и, 1865.-45 е.
156. Снегирев И.М. Благовещенский собор в Москве/И.М. Снегирев. — М.: Типография Ведомостей Московской полиции, 1854. 50 с.
157. Снегирев И.М. Возобновление и освящение церкви Успения на Покровке/И.М. Снегирев. — М.: Университетская типография, 1857. — 17 с.
158. Снегирев И.М. Памятники московской древности с присовокуплением монументальной истории Москвы/И.М. Снегирев. М.: Август Семен, 1842-45.- 19 с.
159. Снегирев И.М. Успенский собор в Москве/И.М. Снегирев. М.: Типография Мартынова, 1856. - 46 с.
160. Соколова Г.С. К вопросу о первоначальной росписи галереи Благовещенского собора Московского кремля/ Г.С. Соколова// Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — Вып.З. -М.: Искусство, 1980. с. 106-136.
161. Солнцев Ф.Г Древности Российского государства. Киевский Софийский собор/ Ф.Г. Солнцев. — СПб.: Императорское русское археологическое общество, 1871.
162. Солнцев Ф.Г. Моя жизнь и художественно-археологические труды. Оттиск из журнала «Русская старина» / Ф.Г. Солнцев. 1876. - 12 с.
163. Софийский собор в Новгороде. Л.: Лениздат, 1982. — 33 с.
164. Строганое С.Г. Дмитриевский собор во Владимире/ С.Г. Строганов. -М.: Типография А. Семена, 1849. 25 с.
165. Султанов Н.В. Успехи русской художественной археологии в царствование императора Александра II/ Н.В. Султанов. СПб.: Б/и, 1885.-225-239 с.
166. Суслов В.В. Благовещенский собор в Московском кремле / В.В. Суслов// Памятники древнерусского искусства. Вып.1. - 1908. -Вып.2. - 1909. - Вып.З.-1910.
167. Суслов В.В. Краткое изложение исследования новгородского Софийского собора по реставрации его с 1. VI. 1894 г./ В.В. Суслов. -СПб.: Типография А. Хомского, 1894. 12 с.
168. Суслов В.В. Церковь Успения пресвятой Богородицы в Волотове близ Новгорода/ В.В. Суслов. М.: Товарищество Мамонтова, 1911. - 65 с.
169. Сычев Н.П. К истории росписи Дмитриевского собора во Владимире/ Н.П. Сычев// Памятники культуры. Исследования и реставрация. — М.: Издательство АН СССР, 1959. с. 143-177.
170. Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи. Под общей ред. Г.Вздорнова и Н. Гагмана. М. 1970. - 313 с.
171. Толстая Т.В. Этапы формирования интерьера Успенского собора/ Т.В. Толстая // Уникальному памятнику русской культуры Успенскому собору Московского Кремля 500 лет. Тезисы научной конференции 4-6 сентября 1979 г. -М.: 1979. с. 47-52.
172. Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства, VI. Памятники Владимира, Новгорода и Пскова/ И. Толстой, Н. Кондаков. СПб.: Типография министерства путей сообщения, 1899. -Вып. 1.
173. Успенский А.И. Очерки по истории русского искусства. Древнерусская живопись XV-XVIII вв. / А.И. Успенский. СПб.: 1905.-97 с.
174. Успенский А.И. Царские иконописцы в XVII в. / А.И. Успенский. Т. 1-4. СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1910-16. - вып. 1. - 83 с.
175. Успенский А.И. История стенописи Успенского собора в Москве/ А.И. Успенский. М.: T-во тип. А.И. Мамонтова, 1902. —26 с.
176. Успенский А.И. Московская церковная старина/ А.И. Успенский. Т. 14. М.: Печатня Снегиревой, 1914. - Т. 1. - 94 с. - Т. 2. - 224 с.
177. Успенский А.И. Словарь патриарших иконописцев/ А.И. Успенский. — М.: Б/и, 1917. 176 с.
178. Успенский А.И. Стенопись Благовещенского собора в Москве. По поводу реставрации 1884 года/ А.И. Успенский. М.: Типография Общества распространения полезных книг, 1909. -25 с.
179. Успенский А.И. Фрески паперти Благовещенского собора в Москве/ А.И. Успенский// Золотое руно. 1906. - № 7. - с. 41-45.
180. Успенский А.И. Фрески церкви Спаса Нередицы. М.: Печатая1. A.Снегиревой, 1910.-24 с.
181. Филатов В.В. К истории техники стенной живописи в России/ В.В. Филатов// Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. Сборник статей/ Под ред. В.П. Лазарева, О.И. Подобедовой,
182. B.В. Косточкина. -М.: Наука, 1968.-е. 51-84.
183. Филатов В.В. Новые фрагменты стенописи Успенского собора в Звенигороде/ В.В. Филатов// Древнерусское искусство XV-XVII вв. -М.: 1981.-е. 138-145.
184. Филатов В.В. Особенности техники и состояние снетогорских росписей/ В.В. Филатов // Сообщения Института истории искусств АН СССР.-Вып. 8.- 1970.-е. 113-122.
185. Филатов В.В. Техника древнерусской монументальной живописи/ В.В. Филатов. М.: Информцентр по проблемам культуры и искусства, 1976. - 48 с.
186. Филимонов Г.Д. Симон Ушаков и современная ему эпоха русской живописи/ Г. Д. Филимонов. — М.: Общество древнерусского искусства, 1873. 104 с.
187. Холдин Ю. Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи/ Ю.Холдин. — М.: Фонд «Фрески Руси», 2006. 176 с.
188. Царевская Т.Ю. Церковь Федора Стратилата/ Т.Ю. Царевская. М.: Северный паломник, 2003.- 80 с.
189. Церковь Спаса на Нередице. М.: Индрик, 2005. — 326 с.
190. Цуканов М.П. Реставрация памятников Московского Кремля на современном этапе/ М.П. Цуканов. // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. 6. — М.: Искусство, 1989. - с.5-9.
191. Чернышев Н.М. Искусство фрески в древней Руси, Материалы к изучению древнерусских фресок/ Н.М. Чернышев. — М.: Искусство, 1954.- 104 с.
192. Чернышев Н.М. Техника стенных росписей/ Н.М. Чернышев. М.: Худ. Изд. Акц. Общество АХР, 1930. - 114 с.
193. Штендер Г.М. Реставрация памятников новгородского зодчества/ Г.М. Штендер// Восстановление памятников культуры. М.: Искусство, 1981. - с. 44-72.
194. Щавинский В.И. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси/ В.И. Щавинский. M.-JL: Гос. соц.-экон. изд., тип. «Печатный двор» и «Советский печатник», 1935. - 158 с.
195. Щербатова-Шевякова Т. С. Нередица: Монументальные росписи церкви Спаса на Нередице / Т.С. Щербатова-Шевякова. М. : Галарт, 2004. - 254 с.
196. Эртель А.Д. О стенописи в великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры/ А.Д. Эртель. Киев: Типография университета св. Владимира, 1897. - 28 с.
197. Эртель А.Д. Собор св. князя Владимира в Киеве/ А.Д. Эртель. Киев: С.В. Кульженко, 1898. - 137 с.
198. Яремич С.П. Еще о памятниках искусства Киево-Печерской лавры/ С.П. Яремич. — Киев: типография университета св. Владимира Н.Т. Корчак-Новицкого, 1900. 10 с.
199. Яремич С.П. Памятники искусства XVI-XVTI столетий в Киево-Печерской лавре/ С.П. Яремич. Киев: Типография университета св. Владимира Н.Т. Корчак-Новицкого, 1900. - 13 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.