ДРЕВНЕМАРИЙСКИЕ ПАМЯТНИКИ IX-НАЧАЛА XII ВВ. В СИСТЕМЕ ДРЕВНОСТЕЙ ВЕЛИКОГО ВОЛЖСКОГО ПУТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ УКРАШЕНИЙ И ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат наук Акилбаев Александр Владимирович
- Специальность ВАК РФ07.00.06
- Количество страниц 202
Оглавление диссертации кандидат наук Акилбаев Александр Владимирович
Введение
Гл. I. Историография, история изучения, источники
1. Историография
2. История изучения древнемарийских
могильников IX—начала XII вв
3 Источники
Гл. II. Украшений и предметы одежды из древнемарийских могильников IX—начала XII в.: типология, хронология, аналогии
1. Украшения головы
2. Шейно-нагрудные украшения
3. Перстни и браслеты
4. Поясной набор
5. Обувь
Гл. III. Направления связей древнемарийского населения
1. Связи древнемарийского населения с Волжской Булгарией
2. Западное направление связей древнемарийского населения
3. Связи древнемарийского населения с Прикамьем
Заключение
Список источников и литературы
Список сокращений
Список иллюстраций
Иллюстрации
Введение.
Актуальность темы. В период с IX по начало XII в. территория расселения марийцев (Вятско-Ветлужское междуречье и прилегающие земли) оказалась на оживленной магистрали — Великом Волжском пути. Этот путь, соединивший Северную Европу с Ираном и Средней Азией, стал не только крупнейшей торговой артерией, но и катализатором межэтнических, миграционных, культурных, политических и прочих процессов Восточной Европы. Помимо самой Волги, Волжский путь включал в себя весь Волжский бассейн с такими крупными реками как Ока, Сура, Ветлуга, Вятка, Кама, а также пути, связанные с Балтийским и Каспийским морями. Марийский край оказался не просто на центральном участке этой магистрали, но между такими крупными торговыми государствами, как Древняя Русь и Волжская Булгария, что нашло широкое отражение в материалах могильников Вятско-Ветлужского междуречья.
Поселения древних марийцев не содержат украшений и предметов одежды, поэтому работа основана только на материалах погребальных памятников. Эти могильники содержат множество предметов, в том числе имеющих широкие аналогии в Северной и Восточной Европе, богатый нумизматический материал, что позволяет на основании датировок погребений, как закрытых комплексов, более точно датировать время бытования таких предметов.
Марийские могильники рассматриваемого периода изучены достаточно хорошо. Подробно освещены погребальный обряд, различные стороны материальной культуры, некоторые вопросы этногенеза. Менее изученными остались проблемы торговых и культурных контактов. Исследователями неоднократно отмечалось наличие в материалах древнемарийских некрополей вещей, имеющих аналогии в древностях Волжской Булгарии, Древней Руси, волжских и балтийских финнов и других народов, включенных в торговлю по Великому Волжскому пути. Были выделены основные направления контактов древнемарийского населения с сопредельными народами. Несмотря на
это, многие проблемы не были раскрыты, поскольку интерпретация привозных вещей представлялась оторванной от контекста погребальных комплексов, суммарно. Многие из предметов ошибочно отнесены к привозным, однако накопление материала позволило по-новому рассмотреть некоторые типы украшений.
За последние годы в результате работ Марийской археологической экспедиции появилось много нового материала, требующего анализа. Так в работу введены комплексы Русенихинского могильника, открытого в 2009 году и изучавшегося четыре года, комплексы ранее известных могильников Веселовского, «Нижней Стрелки», «Черемисского кладбища», изученные за период с 2008 по 2011 года.
Анализ предметов в закрытых комплексах, особенно содержащих нумизматический материал, позволил представить более точные датировки.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК
Погребальный обряд народов Волго-Камья XVI-XIX веков: по археологическим и этнографическим материалам2007 год, кандидат исторических наук Дроздова, Галина Ивановна
Процессы этнокультурного взаимодействия в Волго-Камье в конце X - XIV вв. по археологическим данным2004 год, доктор исторических наук Руденко, Константин Александрович
Религиозно-культурные связи чувашей и марийцев по материалам языческих похоронно-поминальных обрядов: XVI-начало XX вв.2003 год, кандидат исторических наук Степанова, Алина Александровна
Марийцы в эпоху средневековья: По археологическим материалам2003 год, доктор исторических наук Никитина, Татьяна Багишевна
Эволюция погребального обряда марийцев в средние века: VI - начало XVIII в. н. э.2000 год, кандидат исторических наук Михеев, Алексей Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ДРЕВНЕМАРИЙСКИЕ ПАМЯТНИКИ IX-НАЧАЛА XII ВВ. В СИСТЕМЕ ДРЕВНОСТЕЙ ВЕЛИКОГО ВОЛЖСКОГО ПУТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ УКРАШЕНИЙ И ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ)»
Таким образом, актуальность темы определяется:
1) ее слабой изученностью, необходимостью обобщения, систематизации имеющегося материала;
2) появление за последние годы новой информации, требующей интерпретации;
3) возможностью на основании закрытых комплексов более точно датировать многие предметы, распространенные в Восточной Европе.
Объект исследования являются погребальные памятники древнема-рийской культуры в системе Великого Волжского пути, торговые и этнокультурные контакты марийцев в период с IX по начало XII в.
Предметом исследования являются украшения и предметы одежды, так или иначе связанные с торговлей древних марийцев, их этническими контактами, а также заимствованиями в материальной культуре в рассматриваемый промежуток времени.
Цели и задачи. Цель данной работы - в выявлении этнокультурных и торговых связей марийцев IX—начала XII вв., их направлений и активности, периодизации, определении роли и места марийцев в торговле и культурных
контактах в регионе. Для достижения цели исследования необходимо решить несколько задач: 1) осуществить типологический и хронологический анализ изделий; 2) выявить предметы, иноэтничного происхождения, найти аналогии этим предметам, определив их места происхождения; 3) выявить время, пути и характер проникновения инокультурных предметов на территорию расселения марийцев.
Хронологические рамки исследования: с IX по начало XII в. Обусловлены датировкой могильников, на материалах которых основывается данная работа. Верхняя дата связана с резким усилением влияния славянофинского мира, приведшего к формированию нового культурного пространства, что отразилось на материальной культуре.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией расселения марийцев в эпоху средневековья — это Вятско-Ветлужское междуречье и прилегающие земли по берегам Волги от устья Оки (где расположен Кантауровский могильник) до р. Казанки (место нахождения Борисков-ского могильника). Для поиска аналогий и путей проникновения вещей ино-этничного происхождения территория не ограничена (Северная Европа, Прибалтика, северо-западные, южные, центральные районы России, Приуралье, Прикамье, Среднее Поволжье и т.д.).
Древнемарийские племена в IX—начале XII вв. занимали Вятско-Ветлужское междуречье и прилегающие территории Волги от устья Оки (Кантауровский могильник) до р. Казанки (Борисковский могильник) (Архипов Г.А., 1973, с. 3; Никитина Т.Б., 2002, рис. 53, с. 187). Это территория, покрытая лесными массивами, которые способствовали широкому распространению охотничьего промысла, занимавшего ведущее место в хозяйстве древних марийцев (Никитина Т.Б., 2002, с. 137). Значительное место в охоте занимал промысел пушного зверя. Практически во всех рассматриваемых могильниках имеются остатки меховой одежды, головных уборов и меховые подстилки. В погребении 19 могильника «Нижняя Стрелка» находилась охапка шкурок пушных животных, а в погребении 37 обнаружен капкан.
Кроме того, имеются находки тупых костяных стрел, употреблявшихся для охоты на пушного зверя (могильники Кочергинский, Юмский, «Черемисское кладбище»), а в Кочергинском могильнике имеются остатки сложного лука. В погребениях также неоднократно встречены когти и клыки диких животных. Продукты охоты (в первую очередь пушнина) активно применялись в торговле (Халиков А.Х., 1976). О скупке булгарами пушнины у соседних финно-угорских народов сообщает Ибн Фадлан.
Территория расселения древних марийцев имеет развитую речную систему (реки Вятка, Ветлуга и более мелкие притоки Волги), соединенную с Волгой. Это немаловажный фактор, так как по Волге в рассматриваемый период проходил Великий Волжский путь — крупнейшая торговая артерия, которая являлась стержнем, связывающим Северную Европу со странами Востока и выходившая на сеть торговых путей Европы и Азии (Дубов И.В., 1989; Кирпичников А.Н., 2002). Волга течет по Восточно-Европейской равнине от Валдайской возвышенности до Прикаспийской низменности. В нее впадает около 2600 рек, а волжский бассейн состоит из 150 тысяч рек и занимает 1358 кв. км или 13 % территории Европы. Волжский торговый путь, при рассмотрении его с севера на юг, начинался в Балтийском море, далее идет по Финскому заливу, реке Неве и Ладожскому озеру, затем проходит по реке Волхову, озеру Ильмень. В дальнейшем существовало два возможных пути: один - по рекам Поле, Явони, по озеру Селигер и реке Селижаровке выходит на Волгу, другой - по рекам Мсте и Тверце также выводит к Волге. Другим вариантом пути попадания из Балтийского моря к Волге был путь по рекам Сясь, Тихвинка, Чагодоща и Молога. Третий путь - Ладожское озеро, река Свирь, Онежское озеро, реки Вытегра, Ковжа, озеро Белое и река Шексна. По Волге можно спуститься до Каспийского моря, а по нему доплыть до его южного берега, соединенного с торговыми путями Азии (Дубов И.В., 1989, с. 18—31; Кирпичников А.Н., 2002, с. 37). А если учитывать торговые пути, связанные с Волжским путем, то сфера его влияния расширяется от Британии до Ирака (Кирпичников А.Н, 2002, с. 35). Кроме того, с Волжским торговым
путем связывались пути по Каме, Дону, Днепру и другим рекам (Кирпичников А.Н., 2002, с. 37). Торговцы могли двигаться как по всему протяжению пути, так и на отдельных его отрезках. Великий Волжский путь в истории народов Европы и Азии «...приобрел выдающееся геополитическое, культурное, транспортно-торговое, международное и межгосударственное значение» (Кирпичников А.Н., 2002, с. 34). Таким образом, торговый путь по Волге стал катализатором не только торговых, но и этнокультурных контактов народов так или иначе связанных с ним.
Для понимания процессов, происходивших на Великом Волжском пути, необходимо обозначить общеисторическую ситуацию в регионе. Рассматриваемое время - время складывания Волжской Булгарии и Киевской Руси, утверждение которых на Великом Волжском пути способствовало развитию торговли по нему (Фахрутдинов Р.Г., 1984). Наличие сильных государств, заинтересованных в торговле, обеспечивало стабильность в регионе, что делало безопасным передвижения торговцев. Значительная часть Великого Волжского пути оказалась на территории Руси, Волжской Булгарии и Хазарии. Торговля по этой магистрали способствовала развитию городов на ней. Важное значение для Волго-Уральского региона имеет появление бул-гарского населения в Среднем Поволжье и создание ими государства. Становление Волжской Булгарии относят к первой половине X в. (Фахрутдинов Р.Г., 1984). На ранних этапах развития этого государства существует тесная связь булгар с Хазарией в силу их зависимости от нее, а также общностью происхождения культуры ранних булгар с салтово-маяцкой культурой. Кроме того, наблюдаются интенсивные контакты булгар с угорским населением (Казаков Е.П., 1992, с. 242—245). Расселение булгар по Средней Волге сопровождалось набегами на соседние народы. На торговле рабами и пушниной с Хазарией и странами Востока основывались на ранних этапах торговые контакты Волжской Булгарии (Иванов А.Г., 1998, с. 109). В X в. Булгария достигает значительного развития, как в политической, так и в экономической сферах. С принятием ислама она устанавливает связи с мусульманскими
странами Востока, впитывает в себя культуру мусульманского мира. Страну посещают арабские путешественики. Расцвет торговой активности связан с возникновением городов как центров торговли и ремесла Волжской Булгарии (Фахрутдинов Р.Г. 1984, с. 41—46). Потребовались рынки сбыта своей ремесленной продукции, которыми часто становились земли окрестных финно-угорских народов, в том числе марийцев, которые непосредственно граничили с Булгарией (Казаков Е.П., 1985, с. 27). Показателем экономической активности Булгарии является чеканка монет булгарскими правителями.
Важным событием является падение в 965 году Хазарского каганата. Волжская Булгария окончательно получает не только политическую, но и экономическую независимость. В лице Хазарии устраняется конкурент в торговле по Великому Волжскому пути со странами Востока (Смирнов А.П., 1951, с. 31—32; Дубов И.В. 1989, с. 149-160; Валеев Р.М, 1991). Развитию торговли государства булгар способствовало и ее географическое положение. Она расположилась практически в центре торгового пути по Волге и стала посредником и партнером в торговых контактах Руси, стран Востока, Прикамья и других финно-угорских народов (торговля пушниной). Благодаря расцвету Волжской Булгарии в Волго-Уральском регионе наблюдается относительная стабильность (в частности расцвет древнемарийской культуры совпадает с расцветом Булгарии) (Казаков Е.П., 1992-а, с. 46). Марийское Поволжье становится ближайшим рынком сбыта булгарских товаров.
Значительное влияние на становлении торговли по Волжскому пути оказала Северная Русь. Государство Рюрика, созданное в 862 году, контролировало пути, связывающие Великий Волжский путь с Балтийским морем, а также северную часть этой торговой артерии. Города здесь, как и в Булгарии, стали центрами торговли. (Дубов И.В., 1989, с. 60). Государственность в Северной Руси с самых ранних этапов формируется на полиэтничной основе. Кроме славян, в этом процессе принимали участие финские народы и скандинавы (Дубов И.В., 1989; Назаренко В.А., 1982). Города, как центры торговли, возникли и на финских землях. Эти города стали не только торговыми, но
и ремесленными центрами (Дубов И.В., 1989, с. 63; Леонтьев А.Е., 1996). Следующей ступенью в развитии торговли в Восточной Европе стало объединение Новгорода и Киева в единое государство.
Отношения Булгарии с Русью носили неоднозначный характер. Военные столкновения чередовались с периодами торговой активности (Халиков А.Х., 1986; Смирнов А.П., 1951; Фахрутдинов Р.Г., 1984, с 42—49). С момента своего образования, Русь начала расширение своей территории в сторону Волго-Окского региона, а также на северо-восток, поглощая местные финские народы и создавая опорные пункты, ставшие в последующем центрами торговли. Продвижение Руси к Средней Волге привело к конфликту с Волжской Булгарией из-за влияния в регионе (Казаков Е.П., 1992-а, с. 47). В конце XI в. борьба Руси и Волжской Булгарии обостряется. До середины XII в. булгары совершают военные походы, однако Северо-Восточная Русь вытесняет Булгарию из Марийского Поволжья (Казаков Е.П., 1992-а, с. 47).
Кроме того, с торговлей по Волге связаны скандинавские страны, которые до XI в. совершали активные торгово-военные экспедиции в Северной Европе (эпоха викингов), а также финно-угорские и балтские народы, не вошедшие в состав Руси.
Источниками исследования являются материалы могильников, связанных с марийской культурой в обозначенном хронологическом отрезке («Нижняя Стрелка», Дубовский, Веселовский, «Черемисское кладбище», Юмский, Кочергинский, Борисковский, Кантауровский, Русенихинский, Вы-жумский III, Руткинский). Всего в настоящей работе учтено 262 погребальных комплекса. Данная работа основана на материалах могильников, поскольку поселенческие памятники не содержат украшений и предметов одежды. Вещевые комплексы хранятся в музеях Йошкар-Олы, Казани, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Ветлуги, Шахуньи, дер. Русени-ха и пос. Воскресенское Нижегородской области, большинство из них осмотрены автором лично. Источником также послужили научные отчеты В.Ф. Ге-нинга, А.Х. Халикова, Г.А. Архипова, Т.Б. Никитиной и публикации матери-
алов древнемарийских могильников М.В. Талицкого, А.Х. Халикова и Е.А. Безуховой, Г.А. Архипова, Т.Б. Никитиной.
Автор принимал участие в раскопках древнемарийских могильников «Нижняя Стрелка», «Черемисское кладбище», Веселовского, Русенихинско-го, Юмского, Выжумского, Анаткасинского, «Кузинские хутора».
Методология и методика исследования основаны на принципах исторического познания: историзме, системности, объективности, которые позволяют обеспечить научный подход к анализу торговых и этнокультурных контактов древнемарийского населения с окружающим миром. Согласно принципам историзма и системности, изучаемые проблемы рассматривались в их непрерывном развитии, с учетом всей совокупности факторов, повлиявших на появление в Вятско-Ветлужском междуречье привозных вещей. Принцип объективности предполагает непредвзятость в оценке тех или иных явлений.
Работа построена по территориально-хронологическому принципу, в ней применены сравнительно-типологический метод (формальная типология, поиск аналогий), метод корреляции (взаимовстречаемость предметов в комплексах), картографирование, общеисторический метод.
Сравнительно-типологический метод предполагает систематизацию и построение типологии всех украшений из древнемарийских могильников, выявление вещей, имеющих аналогии на других территориях. В тех случаях, когда на отдельные категории вещей есть хорошо разработанные типологии (например, перстни, украшения обуви), систематизация материала проведена в рамках существующих, апробированных типологий.
Метод корреляции, основанный на выявлении взаимовстречаемости предметов, позволил датировать вещевой инвентарь из погребений древне-марийских могильников, и проследить взаимосвязь привозных изделий и вещей, характерных для населения Вятско-Ветлужского междуречья. Это особо важно для определения механизма поступления предметов, так как выводы об этнических контактах или вливании новых групп населения можно делать
на основании целых комплексов. Отдельные вещи (особенно при наличии в костюме совокупности этноопределяющих украшений) свидетельствуют скорее о торговых или культурных контактах. Зачастую привозное украшение может носиться не так, как принято на территории его изготовления (височные кольца в качестве браслетов, браслеты в составе нагрудного украшения и т.п.).
В настоящей работе не ставится цель четко разделить конкретные вещи на полученные в результате торговли, военной добычи, культурного обмена, поскольку это практически неосуществимо, мы не можем с уверенностью назвать характер поступления отдельно взятого украшения. Четких критериев интерпретации предметов как культурного влияния или торговли не разработано. Однако это можно сделать для групп вещей. Особое внимание следует уделить массовому материалу. Массовый материал позволяет проследить направления связей, их интенсивность. Предметы роскоши могли попасть на территорию расселения марийцев случайно, то есть они не могут свидетельствовать о постоянных связях. При характеристике этнических контактов важно учитывать общность происхождения финно-угорских народов и, как следствие, близость материальной культуры.
Метод картографирования позволяет определить географию распространения какой-либо категории украшений.
Общеисторический метод — выявление факторов, влияющих на возникновение контактов или на изменение их направлений. Факторами могут выступать социально-экономические явления (например, развитие городского ремесла), этнические, религиозные, политические, природно-географические.
Работа содержит несколько этапов.
1 этап. Работа с вещевыми комплексами марийских могильников, классификация предметов.
2 этап. Выявление вещей, имеющих аналогии с материалами других территорий. Анализ предметов из древнемарийских могильников позволяет выделить вещи инокультурного происхождения.
3 этап. Выявление ареалов распространения вещей, периода их бытования. Методами типологического анализа и поиска аналогий (а также картографирования) определяются районы появления и распространения предметов.
4 этап. Датировка предметов на основании закрытых комплексов. Она основывается на том, что все вещи в погребении (закрытом комплексе) положены в него одновременно и на основании вещей с твердой датировкой (например, монет) можно определить дату погребения.
5 этап. Попытаться выявить механизмы проникновения инокультур-ных вещей на марийскую территорию (этническое, культурное влияние, торговля, военная добыча, дань, дар, либо сходство, связанное с общностью происхождения). Как было отмечено выше, не разработано однозначных критериев интерпретации в качестве результата этнокультурного влияния или торговли для конкретных предметов.
6 этап. На основании имеющихся фактов (с привлечением данных о торговых маршрутах) проследить пути и цикличность проникновения ино-культурных вещей на марийскую территорию, построить схему, концепцию развития этнокультурных и торговых связей древних марийцев.
Новизна исследования.
1. В работе представлена типология украшений из марийских могильников IX—начала XII вв. с учетом новых материалов, полученных в результате работ Марийской археологической экспедиции за последние годы. Это особенно актуально, поскольку подробная типологизация всех древнемарий-ских украшений была осуществлена только в 1973 г. Г.А. Архиповым.
2. Датировка и поиск аналогий украшениям из древнемарийских могильников произведены с учетом новых материалов, появившихся за последние годы.
3. Впервые проведено комплексное исследование торговых и этнокультурных контактов древних марийцев в системе Великого Волжского пути.
Научно-практическая значимость. Выводы, полученные в результате исследования, могут быть применены для реконструкции торговых и этнокультурных контактов народов Восточной Европы, использованы для составления обобщающих работ по средневековой истории региона и в лекционных курсах, в музейных экспозициях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Начало контактов древних марийцев в системе Великого Волжского пути относится к IX в. В этот период прослеживаются связи с муромой и мордвой, и наблюдается проникновение отдельных вещей салтовского облика.
2. Период X—первая половина XI в. характеризуется эпизодичной торговлей с древнерусскими и скандинавскими купцами и торговые (возможно и политические) связи с Волжской Булгарией.
3. Со второй половины XI в. отмечается славяно-финское продвижение на восток с территорий Волго-Окского междуречья, Белоозера и Новгородской земли, приведшее к значительным изменениям в материальной культуре древних марийцев, отразившееся, прежде всего в смене элементов костюма.
4. Постоянные этнические и культурные контакты с населением Верхнего Прикамья продолжались весь исследованный период.
Апробация. Основные положения работы и выводы обсуждены на научных региональных, межрегиональных, российских и международных конференциях в Йошкар-Оле (2010, 2011, 2015 гг.), Казани (2011, 2014 гг.), Москве (2011 г.), Пензе (2012 г.), Чебоксарах (2013 г.), Сыктывкаре (2013 г.), Юрино (2016 г.), Козьмодемьянске (2016 г.).
Автором опубликовано 19 статей по теме исследования, 4 из которых в сборниках ВАК.
Структура работы определяется выдвинутыми целью и задачами. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка источников и лите-
ратуры, приложений, состоящих из картографического и иллюстративного материала.
Глава I.
Историография, история изучения, источники.
§ 1. Историография.
Начало анализа древнемарийских материалов положено А.А. Спицы-ным. Некоторые выводы по истории народов Приуральского края исследователь изложил в своей монографии (Спицын А.А., 1893). Он на основании собранного материала, делает вывод о приходе древних марийцев на Вятку с юга, со стороны Волги. Марийцы, по его мнению, вступили во враждебные отношения с древними удмуртами и оттеснили их за Вятку (Спицын А.А., 1893, с. 101). Кроме того, исследователь считал, что булгарские купцы и купцы из восточных стран вели торговлю с финно-угорскими народами, причем основным продуктом для обмена финно-угров с ними была пушнина (Спи-цын А.А., 1893, с. 65—66). Он выделил также предметы восточного и бул-гарского импорта по материалам Вятского края (Спицын А.А., 1893, с. 36). Таким образом, А.А. Спицын стал первым исследователем, затронувшим в своих работах проблему торговых контактов марийцев.
В 1940 году вышла работа М.В. Талицкого, где он вводит в научный оборот материал Кочергинского могильника (Талицкий М.В., 1940). В публикации даются аналогии предметам из изученных погребений.
Вопросов этнокультурных и торговых связей марийцев в своих работах касался А.П. Смирнов. Он уже на основании фрагментарного и немногочисленного для того времени материала сделал выводы об этнокультурных и торговых контактах марийцев. Исследователь, прежде всего, подчеркивает этнические и культурные связи с пермскими финнами. Он приводит топонимические данные о пребывании на территории расселения марийских племен удмуртов (Смирнов А.П, 1952, с. 169), марийские и удмуртские легенды о противостоянии двух народов, наличие на территории Удмуртии городищ с названиями «пор-кар» («марийский городок») и характеризует могильник Бигер-шай (раскопки которого он производил) на территории Удмуртии как марийский (Смирнов А.П., 1952, с. 170—171). Кроме того, А.П. Смирнов це-
лому ряду вещей из марийских могильников находит аналогии в приуральских древностях (Смирнов А.П., 1952, с. 164). В Веселовском могильнике он выделяет целый ряд предметов прикамского происхождения (Смирнов А.П, 1961, с. 129). Кроме того, по мнению исследователя, некоторые вещи на памятниках Марийского Поволжья имеют южное происхождение. Отмечается булгарское влияние в материале Кочергинского могильника. С булгарским влиянием А.П. Смирнов связывает и наличие на марийских памятниках арабских дирхемов. Из приведенных данных А.П. Смирнов делает выводы о торговле Волжской Булгарии с марийцами и о тесных политических связях марийцев с Хазарией (Смирнов А.П., 1952, с. 164—168). Исследователь также отмечает контакты марийцев с другими волжскими финнами (Смирнов А.П., 1952, с. 165—166; Смирнов А.П., 1961, с. 129—130). Целый ряд предметов, аналогичных предметам финского населения Оки и Правобережья Волги, исследователь обнаружил и в могильнике Бигер-шай, считая его, как уже было отмечено, марийским. К славянскому влиянию он относит височное кольцо с напускной бусиной из Кочергинского могильника. Кроме того, А.П. Смирнов, приводя летописные свидетельства продвижения русских по Волге и Вятке, а также находки славянской керамики и денежных слитков (гривен) из Руси на территории расселения марийцев, не сомневается во влиянии славян на марийцев в начале II тыс. н.э. (Смирнов А.П., 1952, с. 166, 171). Не совсем понятно о каких слитках идет речь. Немногочисленность (для 50—60 гг. XX в.) материала не позволили А.П. Смирнову в полной мере охарактеризовать торговые и этнокультурные связи марийцев с окружающими народами. Он делает вывод об относительной замкнутости марийской культуры, низком уровне торговли не только с Русью, Скандинавией, но даже с соседней Волжской Булгарией, хотя ранее отмечал тесные с ней связи (Смирнов А.П., 1952, с. 168), а попадание к марийцам иноэтничных вещей объясняет преимущественно контактами с родственными финноязычными народами (Смирнов А.П., 1961, с. 131—133). В целом мнение исследователя, касающееся рассматриваемого вопроса, достаточно противоречиво.
Дальнейшее изучение этнокультурных и торговых контактов марийцев связано с работами А.Х. Халикова. Важным вкладом в освещение рассматриваемой проблемы стала его публикация, совместная с Е.А. Безуховой, материалов из раскопок Веселовского могильника (Халиков А.Х., Безухова Е.А., 1960). Несмотря в основном на описательный характер публикации, на основании этих материалов авторами намечается связь марийцев с мерей (Сар-ское городище, костромские курганы), муромой (Пятницкий, Подболотьев-ский могильники) и мордвой (Лядинский, Максимовский могильники), Волжской Булгарией, делается вывод о привозе из Прикамья меди, серебра и некоторых видов украшений. По материалам раскопок А.Х. Халиковым и Е.А. Безуховой произведена реконструкция некоторых элементов женского костюма (обувь, устройство комплексов украшений головы и нагрудника) (Халиков А.Х., Безухова Е.А., 1960). А.Х. Халиков также и в других работах говорит о связях марийцев с другими финно-угорскими народами, Русью, Скандинавией и, особенно, с Волжской Булгарией (Халиков А.Х., 1959, с. 125—126). Особое значение для изучения контактов с булгарами представляет высказывание о том, что поселение у дер. Мари-Луговая является торговой факторией последних (Халиков А.Х., 1962, с. 182—183). Параллели в культурах муромы, мери, веси и древних марийцев автор объясняет общими корнями этих культур (Халиков А.Х., 1976, с. 24—25).
В результате раскопок 50-60 годов получен материал, позволивший выделить этноопределяющие и характерные для марийцев IX—XI вв. предметы материальной культуры и элементы погребального обряда. Итоги проведенных на могильниках работ обобщены в монографии Г.А. Архипова «Марийцы IX—XI вв.». В ней автор собрал практически весь имеющийся на тот момент материал, касался он и вопросов этнокультурных контактов и торговли. В этой работе приведены аналогии многим привозным вещам, найденным в марийских могильниках IX—XI вв. Но исследователь рассматривает импортные вещи лишь в связи с поиском их аналогий (задачи рассмотреть предметы из марийских могильников с точки зрения этнокультур-
ных и торговых связей у него не было), не систематизирует иноэтничные вещи по территории происхождения и предоставляет материал в виде классификации по функциональному признаку: украшения (головные, шейные, нагрудные и т.д.), бытовые предметы, предметы вооружения и т.д. Монография содержит выводы о хозяйстве, общественном строе и этнической истории древних марийцев, датировки могильников. Однако сделаны некоторые выводы о поступлении тех или иных вещей. Так, по мнению Г.А. Архипова, раковины-каури, добываемые в Индийском океане, попадали на территорию проживания древних марийцев через Среднюю Азию (Архипов Г.А., 1973, с. 25), а в связи с находками подвесок с треугольной основой на марийской территории, автор делает вывод об этнических контактах мари и удмуртов. Интересно предположение на основании украшения нагрудника о том, что в погребении 28 Веселовского могильника погребена женщина из мери (Архипов Г.А., 1973, с. 30).
Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК
Стилевые основы этнической музыки вятских мари: темброинтонирование и инструментальная артикуляция2011 год, кандидат искусствоведения Косырева, Светлана Витальевна
Торговля в Поволжье и Приуралье в IX – начале XV веков2011 год, доктор исторических наук Валеев, Рафаэль Миргасимович
Ремесло и торговля в Верхнем Посурье в XI - нач. XIII вв.2005 год, кандидат исторических наук Винничек, Владимир Альбертович
А.П. Смирнов как исследователь древней и средневековой истории Волго-Уралья2008 год, кандидат исторических наук Овчинников, Александр Викторович
Изменчивость митохондриальной ДНК и Y-хромосомы в популяциях Волго-Уральского региона2015 год, кандидат наук Трофимова, Наталья Вадимовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Акилбаев Александр Владимирович, 2017 год
Источники
1. Архипов Г.А. Отчет о работах МарАЭ в 1963 г. — Йошкар-Ола, 1964. — №2684, архив ИА РАН.
2. Архипов Г.А. Отчет о раскопках Дубовского могильника МАЭ в 1964 г. — Йошкар-Ола, 1965. — №2901, архив ИА РАН.
3. Архипов Г.А. Отчет о раскопках Дубовского могильника в Килемар-ском районе в 1980 г. — Йошкар-Ола, 1980. — №7791, архив ИА РАН.
4. Архипов Г.А. Отчет о раскопках Дубовского могильника в Килемар-ском районе МАССР в 1981 г. — Йошкар-Ола, 1981. — №8610, архив ИА РАН.
5. Архипов Г.А. Отчет о раскопках Дубовского могильника в 1965 г. — Йошкар-Ола, 1986. — №3466, архив ИА РАН.
6. Генинг В.Ф. Отчет о полевых работах МарАЭ в 1957 г. — Йошкар-Ола, 1957. — №1470, архив ИА РАН.
7. Никитина Т.Б. Отчет о работах 3-го отряда Марийской археологической экспедиции. — Йошкар-Ола, 2009. — НФ МарНИИЯЛИ, оп. 1, д. 1128.
8. Никитина Т.Б. Отчет о работах 3-го отряда Марийской археологической экспедиции на раскопках Русенихинского могильника в Нижегородской области. — Йошкар-Ола, 2010. — НФ МарНИИЯЛИ, оп. 1, д. 1160.
9. Никитина Т.Б. Отчет о работах 3-го отряда Марийской археологической экспедиции на раскопках Русенихинского могильника в Нижегородской области. — Йошкар-Ола, 2011. — НФ МарНИИЯЛИ, оп. 1, д. 1147.
10. Никитина Т.Б. Отчет о работах 3-го отряда Марийской археологической экспедиции на раскопках Русенихинского могильника в Нижегородской области. — Йошкар-Ола, 2012. — НФ МарНИИЯЛИ, оп. 1, д. 1147.
11. Никитина Т.Б. Отчет о работах 3-го отряда Марийской археологической экспедиции на раскопках Русенихинского могильника в Нижегородской области. — Йошкар-Ола, 2013 — НФ МарНИИЯЛИ, оп. 1, д. 1172.
12. Отчет археологической комиссии за 1890 г. — СПб, 1893.
13. Халиков А.Х. Отчет МарАЭ о полевых работах 1957 г. — Йошкар-Ола, 1958. — №1470, архив ИА РАН.
14. Халиков А.Х. Отчет МарАЭ о полевых работах 1958 г. — Йошкар-Ола, 1959. — №1874, архив ИА РАН.
15. Шикаева Т.Б. Отчет 3-го отряда МарАЭ о работах в 1987 году. — Йошкар-Ола, 1987. — №12582, архив ИА РАН.
16. Шикаева Т.Б. Отчет 3-го отряда МарАЭ о работах в 1988 году. — Йошкар-Ола, 1988. — №13565, архив ИА РАН.
Список сокращений
АН РТ — Академия наук Республики Татарстан,
АН СССР — Академия наук СССР,
АО — Археологические открытия,
АЭМК — Археология и этнография марийского края,
Вес. — Веселовский могильник,
BIII — Выжумский III могильник,
ГАИМК — Государственная академия истории материальной культуры,
ГИМ — Государственный исторический музей, Дуб. — Дубовский могильник, жк. — жертвенный комплекс.
ЗОРСА — Записки отделения русской и славянской археологии, ИАК — Известия археологической комиссии, ИА РАН — Институт археологии Российской академии наук, ИИМК — Институт истории материальной культуры, КарНЦ РАН — Карельский научный центр Российской академии наук, Коч. — Кочергинский могильник, КСИА — Краткие сообщения Института археологии, КСИИМК — Краткие сообщения Института исследований материальной культуры,
КФАН СССР — Казанский филиал Академии Наук СССР, ЛГУ — Ленинградский государственный университет, МАВГР — Материалы по археологии восточных губерний, МарГУ — Марийский государственный университет, МарНИИ — Марийский научно-исследовательский институт, МИА — Материалы и исследования по археологии, МГУКИ — Московский государственный университет культуры и искусств,
«НС» — могильник «Нижняя Стрелка»,
НФ МарНИИЯЛИ — Научный фонд Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории,
ПГПУ — Пензенский государственный педагогический университет,
п. — погребение,
пп. — погребения,
РАН — Российская академия наук,
Рус. — Русенихинский могильник,
Рут. — Руткинский могильник, «Чер. кл.» — могильник «Черемисское кладбище»,
СА — Советская археология,
САИ — Свод археологических источников,
СГАИМК - Сообщения Государственной академии истории материальной культуры,
УИИЯЛ УрО РАН — Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук, Юм. — Юмский могильник.
Список иллюстраций
Рис. 1. Расположение древнемарийских могильников на карте.
Рис. 2. Височные украшения и серьги.
Рис. 3. Шейные гривны.
Рис. 4. Шейные гривны.
Рис. 5. Подвески в составе ожерелья.
Рис. 6. Монетовидные подвески.
Рис. 7. Нагрудные украшения.
Рис. 8. нагрудные украшения.
Рис. 9. Нагрудные украшения.
Рис. 10. Коньковые подвески.
Рис. 11. Фибулы.
Рис. 12. Фибулы.
Рис. 13. Перстни. Рис. 14. Браслеты. Рис. 15. Браслеты.
Рис. 16. Элементы поясной гарнитуры.
Рис. 17. Украшения обуви.
Картографический материал.
Рис. 18. Височные украшения малого диаметра.
Рис. 19. Височные украшения большого диаметра.
Рис. 20. Шейные гривны.
Рис. 21. Подвески-всадницы.
Рис. 22. Арочные подвески.
Рис. 23. Нагрудные украшения типов 1, 2, 3, 7, 9, 10, 11.
Рис. 24. Подкововидные фибулы.
Рис. 25. Перстни.
Рис. 26. Браслеты.
Рис. 27. Литые коньковые подвески.
и
s
о
-а
>
о а О
о
x s m
fa тз гл ш I m
£ >
TJ
s
S'
о
s
о
«г
X
•s.
о ш
x >
S
m
On
2 - погребение 23 могильника "Нижняя Стрелка"
3 - погребение 7 (Омского могильника
4 - погребение 22 Веселовского мо1 ильника
5 - погребение 25 Веселовского могильника
6 - погребение 5 могильника "Черемисское кладбище"
7 -жертвенный комплекс 12 могильника "Нижняя Стрелка"
8 - из раскопок Веселовского могильника 1929 г.
9 - погребение 23 могильника "Нижняя Стрелка" 1 0 - погребение 17 Русенихинского могильника
Прорисовки гривен выполнены Г.А. Лрхиповым и Т.Б. Никитиной
Рис. 3. Шейные гривны.
Прорисовки выполнены
1 - ПОГРЕБЕНИЕ 27 МОГИЛЬНИКА "НИЖНЯЯ СТРЕЛКА" Г.А. Архкповым и Т.Б. Никитиной
2 - ПОГРЕБЕНИЕ 4 ДУБОВСКОГО МОГИЛЬНИКА
3 - погребение 15 могильника "Нижняя Стрелка"
4 - погребение 5 Кочергинского могильника
5 - погребение 33 Веселовского могильника
6 - погребение 58 Дубовского могильника
7 - подъемный материал с могильника "Черемисское кладбище"
8 - погребение 13 Веселовского могильника
9 - подъемный материал с могильника "Черемисское кладбище"
10 - подъемный материал с Веселовского могильника
11 - подъемный материал с (Омского могильника
12 - погребение 33 Веселовского могильника
13 - подъемный материал с Веселовского могильника
Рис. 5. Подвески в составе ожерелья.
I_I
Прорисовки выполнены
Г.А. Архиповым и Т.Б. Никитиной
1 - погребение 1 могильника "Черемисское кладбище"
2 - подъемный материал с Дубовского могильника
3 - погребение 7 могильника "Нижняя Стрелка"
4 - погребение 29 Веселовского могильника
5 - жертвенный комплекс 10 могильника "Нижняя Стрелка"
6 - погребение 2 Русенихинского могильника
Рис. 8. Нагрудные украшения
1 - погребение 79 Дубовского могильника
2 - погребение 15 Веселовского могильника
3 - из материалов Ьорисковского могильника
4,5 - погребение 5 Веселовского могильника Прорисовки »«полней
6 - погребение 17-18 Веселовского мог ильника г а Архиповым и т.б Никитиной
7. 8 - погребение 4 Веселовского могильника
9 - и^ материалов раскопок 1929 г. Веселовского могильника
10 - жертвенный комплекс 13 могильника "Нижняя Стрелка"
11 - погребение 8 Юме кого могильника
12 - подъемный материал с Юмского могильника
13 - погребение XIII могильника "Черемисское кладбище"
14 - погребение 52 Дубовского могильника
15 - погребение 1 Веселовского могильника
16 - погребение 14 могильника "Черемисское кладбище"
17 - погребение VI могильника "Черемисское кладбище"
Рис. 9. Нагрудные украшения
Прорисовки выполнены
Г.Л. Лрхиповым и Т.Б. Никитиной
1 - подъемный материал с Русенихинского могильника
2 - погребение 1 Веселовского могильника
3 - погребение 25 Веселовского могильника
4 - погребение 45 Дубовского могильника
5 - из мат-в раскопок 1929 г. Веселовского могильника
6 - погребение 6 Русенихинского могильника
7 - жертвенный комплекс 13 могильника "Нижняя Стрелка"
Рис. 12. Фибулы.
Прорисопхи выполнены I Л Архиипшим и Т.1» Микигиипй
1 - погребение 29 могильника "Нижняя Стрелка'
2 • погребение 6 Юиского могильника
3 - погребение 32 Веселовского могильника
4 - погребение 3 могильника "Черемисское кладбище'
5 - погребение 5 (Омского могильника 6,7- погребение 2 веселовского могильника 8 - погребение 74 Дубовского могильника
9 - жертвенный комплекс 12 могильника "Нижняя Стрелка"
10 - погребение 28 Веселовского могильника
11 • погребение 10 могильника "Нижняя Стрелка"
12 - погребение 10 Веселовского могильника
13 - жертвенный комплекс 9 могильника "Нижняя Стрелка"
14 - погребение 17 могильника "Нижняя Стрелка'
15 - погребение 5 могильника "Нижняя Стрелка"
16 - погребение 3 могильника "Нижняя Стрелка'
Рис. 14. Браслеты.
1 - погребение 16 могильника "Нижняя Стрелка*
2 - погребение 6 Веселовского могильника
3 - погребение 16 могильника "Нижняя Стрелка"
4 - погребение 30 Дубовского могильника
5 - погребение 19-19а могильника "Нижняя Стрелка"
6 - погребение 51 Дубовского могильника
7 - погребение 33 могильника 'Нижняя Стрелка"
8 - погребение 53 Дубовского могильника
9 - погребение 5 Юмского могильника
Рис. 15. Браслеты.
Прорисовки выполнены Г.А. Архиповым и Т.Б. Никитиной
10 - погребение 14 Веселовского могильника
11 - погребение 15 могильника "Черемисское кладбище'
12 - погребение 4 могильника "Нижняя Стрелка"
13 - погребение 5 могильника "Нижняя Стрелка*
14 - погребение 14 могильника "Черемисское кладбище*
15 - погребение 23 могильника "Нижняя Стрелка*
16 - погребение 7 Русенихинского могильника
17 - погребение 15 могильника "Нижняя Стрелка*
18 - погребение 4 Русенихинского могильника
19 - погребение 18 Дубовского могильника
1 - Рождественский археологический комплекс
2 - Гоодкушетский могильник
3 - Ишимбаевские курганы
4 - Лагеревские курганы
5 - Нефедьевский могильник
6 - Варнинский могильник
7 - Качкашурский могильник
8 - Чиргинский могильник
9 - городище Иднакар
10 - Кузьминский могильник
11 - Маловенижский могильник
12 - клад Рауту
13 - Малыдевский клад
14 - Редикарский могильник
15 - Аверинский II могильник
16 - Щукинский могильник
17 - Урьинский могильник
18 - Каневский могильник
19 - Плесинский могильник
20 - Танкеевский могильник
21 - Поломский I могильник
22 - Поломский II могильник
23 - Омутницкий могильник
24 - Хусаиновские курганы
25 - Старо-Халиловские курганы
26 - Каранаевские курганы
27 - Лядинский могильник
28 - Пановский могильник
29 - Елизавет-Михайловский могильник
30 - Крюково-Кужновский могильник
31 - Старобадиковский II могильник
32 - могильник «Заря»
33 - Журавкинский II могильник
34 - городище Джукетау
35 - городище Биляр
36 - городище Сувар
37 -1 и II Измерские селища
38 - городище Болгар
39 - городище Ошель
40 - Елизаровский могильник
41 - Новгород
42 могильники води рнс 1 а. Височные украшении малого диаметра.
г
Рис. 19. Височные украшении большого диаметра.
1 - могильник Минино I - IV
2 - Нефедьевский могильник
3 - Новгород
4 - костромские курганы
5 - поселение Кругик
6 - Сарское городище
7 - Попадьинское селище
8 - курганы у дер. Зубарево
9 - курганы у дер. Киучер
10 - Малодавыдовское городище
11 - курганы у с. Васильки
12 - Богородское городище
— -граница рассс.и'нпм
смоленско-полоцких кривичей
13 - Белоозеро
14 - Чулковский могильник
15 - Малышевский могильник
16 - Максимовский могильник
17 - Подболотьевский могильник
18 - Новленский могильник
19 - Корниловский могильник
20 - Казневский могильник
21 - памятники води
22 - Кузьминский могильник
ю
1 - Агафоновский могильник
2 - Армиевский могильник
3 - курганы у дер. Зворыкино
4 • находки у дер. Сельцо
5 - могильники Костромского Поволжья
6 - курганы у дер. Куклина гора
7 - курганы у дер. Ольгин крест
8 - курганы у дер. Беседы
9 - курганы у дер. Бисерово
10 ■ курганы у дер. Волково
11 - курганы у Митино
12 - курганы у Тушино
13 - курганы у Черемушек
14 - курганы у Черкизово
15 - могильник Залахтовье
16 - курганы у дер Милеево
17 • курганы у дер. ГТаноео
18 ■ курганы в г. Ярцеео
19 - курганы у дер Сукромля
20 - курганы у дер. Кирьяново
21 - курганы у дер. Кустерь
22 - Нефедьевский могильник
23 ■ мордовские могильнжи
24 - Шокшииский могильтк
25 - курганы у дер. Влаэовичи
26 - курганы у дер. Сарагожа
27 - курганы у дер. Пессмная
28 - курганы у дер. Городище
29 - курганы у дер. Маришкино
30 - курганы у дер. Кузьмичи
■ регион расселения радимичей (Седов В.В. 1982, карта 24)
Рис. 20. Шейные гривны.
31 - курганы у дер. Сукромля 120
32 - Гочевские курганы 121 ■
33 • могильник Минино II 122
34 - могильник у дер. Дудино 123
35 - курганы у дер Шокшово 124
36 - курганы у дер. Ваулино 125
37 - курганы у дер. Заозерье 126
38 - курганы у дер. Крючкове 127 ■
39 - курганы у дер. Никольское 128
40 - курганы у дер. Сязнига 129
41 - курганы у дер. Коньково 130
42 - курганы у дер. Таганьково 131
43 - курганы у дер. Хрелле 132
44 - Гнеэдовские кургаш 133-
45 - Тимеревские курганы 134
46 - курганы у дер. Веськово 135 ■
47 - курганы у дер. Кривей 136
48 - курганы у дер. Михайловское 137 -
49 - Сарское городище 139
50 - Танкеевский могильник
51 - бывшая Аншнсхая волость Чердынсксго уезда
52-100 - памятники бассейна р. Чепцы 101 - Еленовская
103-115 - группа памятников в низовьях и среднем течении р. Вишеры
116 • Чулинский клад
117 - Пашково
118 - Чермоэский клад
119 - Рождественский клад
Усть-Койва Верхотурский клад Мальцевский клад Пешнигортский клад Шатрово
Оношэтсхий клад Буждог
Турушевский клад Томызсхий клад Шудьякарский клад Туринский клад Городишенская бывший Глазовский уезд Вихарееский клад Тат-Боярский могильник Сюровай
Больше-Палкинская Воробье вская муромские могильнжи
г
I
•15
Ладожское )зе I
о.». Целое
Рис.21. Подвески-всалницы.
городище Иднакар Нефедьевский могильник Загарский могильник Купрос
Баяновский могильник Бакинский могильник Качкашурский могильник городище Дондыкар
9 - Рябиновский клад
10 - курганы у дер. Карл уха
11 - курганы у дер. Сязнига
12 - курганы у дер. Видлица
13 - курганы у дер Челмужи
14 - курганы у дер Вырица
15 - дер. Аксеново
16 - Танкеевский могильник
17 - Варнинский могильник
комплекс
2 - Гордкушетский могильник
3 - Ишимбаевские курганы
4 - Лагеревские курганы
5 - Нефедьевский могильник
6 - Варнинский могильник
7 - Качкашурский могильник
8 - Чиргинский могильник
9 - городище Иднакар
10 - Кузьминский могильник
11 - Маловенижский могильник
12 - клад Рауту
13 - Мальцевский клад
14 - Редикарский могильник ^ 15 - Аверинский II могильник
17 - Урьинский могильник
18 - Каневский могильник
19 - Плесинский могильник
20 - Танкеевский могильник Поломский I могильник Поломский II могильник Омутницкий могильник Хусаиновские курганы Старо-Халиловские курганы
26 - Каранаевские курганы
27 - могильник Буждог
28 - Верх-Саинский могильник
29 - Бекешевские курганы
J
/
21
22
23
24
25
Рис. 22. Арочные подвески.
1 - Чулковский могильник
2 - Малышевский могильник
3 - Максимовский могильник
4 - Подболотьевский могильник
5 - Новленский могильник
6 - Корниловский могильник
7 - Казневский могильник
8 - Лядинский могильник
9 - Пановский могильник
10 - Елизавет-Михайловский могильник
11 - Крюково-Кужновский могильник
12 - Старобадиковский ii могильник
13 - могильник «Заря»
14 - Журавкинский II могильник
15 - Томниковский могильник
16 - Кошибеевский могильник
17 - могильник Сунгирь
18 - курганы у дер. Семухино
19 - могильник Мыдланьшай
20 - Танкеевский могильник
21 - Урвановский могильник
22 - Пустошь Плавь
23 - костромские курганы
24 - Сарское городище
25 - курганы у дер. Киучер 26-41 - памятники, содержащие каплевидные подвески со щитком из гладких спаянных проволок
Рис. 23. Нагрудные украшения типов 1, 2, 3, 7, 9, 10, 11.
1 - курганы у дер. Исаево
2 - курганы у дер. Костино
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.