Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Арутюнян Ани Андраниковна
- Специальность ВАК РФ17.00.01
- Количество страниц 206
Оглавление диссертации кандидат наук Арутюнян Ани Андраниковна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГЕРОЯ АМЕРИКАНСКОГО ЗАПАДА В ПЬЕСАХ С. ШЕПАРДА
1.1. Ранние пьесы С. Шепарда
1.2 «Истинный запад» С. Шепарда
ГЛАВА II
НОВОЕ УТРО В АМЕРИКЕ
2.1. Американская мечта глазами женщины: «Любовь зла» (1983), «Уловка разума» (1985)
2.2. Совместные работы С. Шепарда и Дж. Чайкина: «Языки» (1978), «Дикость/Любовь» (1981)
ГЛАВА III
КОВБОЙ В ЦАРСТВЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА: ДРАМАТУРГИЯ С. ШЕПАРДА В КОНЦЕ ХХ ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Драматургия Сэма Шепарда и некоторые проблемы постмодернистской эстетики1999 год, кандидат искусствоведения Новикова, Катерина Викторовна
Драматургия Сэма Шепарда в свете взаимодействия искусств2006 год, кандидат филологических наук Гильманова, Альфия Анваровна
М. Андерсон - американский интеллектуал, драматург и общественный деятель периода Великой депрессии2011 год, кандидат исторических наук Зайцева, Марина Анатольевна
Позднее творчество Теннесси Уильямса в контексте традиций европейского театра XX века2012 год, кандидат наук Курмелев, Антон Юрьевич
Театр Юджина О`Нила и американская режиссура 1920 - 1930-х гг.2010 год, кандидат искусствоведения Клейман, Юлия Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века»
Введение
На протяжении двух столетий американская культура прошла огромный путь от начала формирования (конец XVIII - начало XIX века) до пика и кризиса. Театр всегда занимал важное место в американской культуре, демонстрируя основные тенденции ее развития. Диссертационная работа «Драматургия Сэма Шепарда в контексте развития театра США второй половины ХХ века» представляет исследование драматургических произведений Сэма Шепарда и основных тенденций американского театра второй половины ХХ века.
В настоящей работе автор анализирует театральные постановки Сэма Шепарда, комплексно рассматривает этапы творчества драматурга, изучает его пьесы, прослеживает взаимосвязь социальных процессов в театральной жизни США, особое внимание обращено на появление новых театральных движений, также изучается степень влияния молодых авторов 1960-1970-х годов на театральную среду США.
Актуальность темы. В данном исследовании важно определить основные характеристики американского театра периода второй половины ХХ века и основную роль данной эпохи в формировании американской театральной культуры. Это исследование потребовало довольно широкого спектра знаний, связанного с историей США, американской культурой в целом.
Начало 1950-х годов XX века можно считать временем расцвета офф-бродвейских театров. Десятилетие спустя офф-Бродвей потерял свою актуальность и продолжал те же традиции театральных представлений, что и Бродвей. Из-за финансовой составляющей спектаклей офф-бродвейские театральные деятели
своими шоу пытались затмить блеск и шик бродвейских мюзиклов. В развитии американского театра коммерческая сторона мероприятий всегда играла первостепенную роль, и, говоря о феномене Бродвея и офф-Бродвея, необходимо отметить различие коммерческих и некоммерческих театров. Но со временем офф-Бродвей теряет свою индивидуальность в отличие от Бродвея.
Для американской культуры 1960-е гг. XX века стали переломным моментом. Политические катастрофы, связанные с убийством президента Кеннеди, Карибским кризисом, научный прогресс (создание первого спутника связи, полет на луну) не могли не повлиять на социокультурную атмосферу в стране.
Война во Вьетнаме повлияла не только на экономику страны, вызвав увеличение числа безработных и рост преступности, но также и на жизнь простых людей. Пик кризиса пришелся на 1968 г.; он принес с собой молодежные бунты, выступления в защиту афроамериканцев и антивоенные марши. В. Бернацкая в своей книге «Четыре десятилетия американской драмы» пишет: «Представления «Ливинг Театра» и других коллективов часто происходили на улицах, а театр «Брэд Энд Паппет» пришел со своими печальными масками под самые окна Белого Дома. Тогда же стало понятно, что в США нет единой театральной аудитории, что нация состоит из многих социальных групп, каждая из которых нуждается в собственном театре. Именно в 1960-е гг. стали зарождаться «черный» и феминистский театры, театр «чиканос», индейский театр и т.д.»1
Перечисленные политические и культурные события во многом определили специфику развития театра. После Второй мировой войны Бродвей был на пике популярности: «Хеллоу, Доли!», «Смешная девчонка», «Человек из Ламанчи».
Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. М., 1993. С. 71.
Невзирая на тяжелое политическое состояние и кризис в стране, Бродвей продолжал быть на высоте, не принимая во внимание изменения в обществе, пока это не повлияло на финансовое положение бродвейских театров. Надо отметить, что так называемая «культурная революция» 1960-х годов. XX века сформировала новую театральную среду. Появились новые театральные течения, ставились пьесы молодых авторов - тех, которые раньше не имели возможности представить свои произведения на Бродвее.
К началу 1960-х социальные и политические события стали влиять на репертуар и финансовое положение бродвейских театров. Офф-бродвейские театры постепенно утрачивают свою индивидуальность - различие между коммерческим и некоммерческим театрами постепенно стирается.
Возникает движение офф-офф-бродвейских театров, которое зародилось в противовес Бродвею и офф-Бродвею. Офф-офф-Бродвей набирает все большую популярность: открылось «Кафе Чино», затем Эллен Стюарт основала экспериментальный театр «Ла Мама», где впервые были представлены пьесы молодых авторов - Сэма Шепарда, Лэнфорда Уилсона, Роберта Патрика, Жан-Клода ван Итали. Из экспериментальных театров вышло целое поколение актеров, режиссеров и драматургов. Офф-офф-бродвейское театральное движение расширило границы экспериментальных театров и дало возможность появлению новых авторов: Сэма Шепарда, Жан-Клода Ван Итали, которые стали одними из самых интересных драматургов в экспериментальном театре «Ла Мама».
Произведения молодых авторов стали неотъемлемой частью театрального авангарда США. Именно эти эксперименты стали новым этапом для американского театра. Офф-офф-Бродвей набирал все большую популярность, один за другим
открывались новые театры в спальных районах Нью-Йорка, сначала они даже назывались не театрами, а экспериментальными клубами и т.д.
Такие экспериментальные площадки, как «Кафе Чино» и «Ла Мама» приютили молодых драматургов, которые также выступали в качестве актеров в своих постановках. Одним из ярких представителей офф-офф-бродвейского движения является Сэм Шепард.
Знакомство с драматургической жизнью США, в особенности второй половины XX века, является одним из важнейших этапов изучения американского театра. Важно обратить внимание на роль, которую сыграло творчество Сэма Шепарда в формировании офф-офф-бродвейского театрального движения. Для американского театра творчество драматурга определяет целую систему театральных понятий. Драматургия Сэма Шепарда повлияла на следующее поколение театральных деятелей, на что автор диссертации обращает особое внимание, указывая на специфический стиль драматурга и экспериментальную театральную деятельность.
В работе автор использует архивные материалы экспериментального театра «Ла Мама» (Нью-Йорк). Также автор ссылается на исследования отечественных (В. Бернацкая, В. Б. Шамина, В. Вульф, Г. П. Злобин) и зарубежных (К. Бигсби, Э. Умано, Р. Гилман, Л. Уейд) исследователей. Необходимо отметить работу
-5
американского исследователя К. Бигсби , в которой автор отмечает приверженность драматурга Сэма Шепарда традициям американской драмы, обращая особое внимание на структуру и форму пьес. Что касается отечественных исследователей,
2 Adler T. American Drama.1940-1960. N.Y.,1994; Marranca B. American Dreams: The Imagination of Sam Shepard. N.Y. 1981; Bottoms S. Playing Underground: a critical history of the 1960's Off-Off Broadway Movement. 2006; Downer Alan S. American Theatre Today. N.Y.1967; Oumeno E. Sam Shepard: The life and work of an American Dreamer.N.Y. 1986; Wade Leslie A. Sam Shepard and The American Theatre.Westport, Conn.:Greenwood, 1997.
3 Bigsby C.W.E. Sam Shepard: imagining America, Bigsby C.W.E. Modern American Drama 1945-1990. Cambridge University Press, 1994.
то В.Б. Шамина4, В.М. Паверман5 подчеркивают влияние творчества Шепарда на формирование нового театрального течения в США.
Американская драматургия второй половины ХХ столетия остается мало изученной и представляет интерес для многих исследователей. Постепенно возникло понимание, что период в развитии американского театра после драматургических работ Уильямса, Олби и Миллера, малоизвестен в отечественном театроведении. Появление новых экспериментальных театров в 1960-е гг. изменило театральный мир Нью-Йорка, сделав его еще более разнообразным. Говоря о театральных экспериментах, в первую очередь надо отметить имена молодых драматургов, которые повлияли на современную драму в целом, в их числе Сэм Шепард и Дэвид Мэмет, Жан-Клод Ван Итали. Надо отметить, что диссертационная работа касается не только творческого пути американского драматурга Сэма Шепарда, также прослеживается развитие театрального процесса в Америке на протяжении нескольких десятилетий (эта тема продолжает оставаться малоизученной). В данной работе было важно показать развитие театра в США и формирование новых театральных тенденций, которые до сих пор актуальны. В то же время важным этапом развития американского театра явились те театральные изменения, которые произошли во второй половине XX века в США. Появление «внебродвейских» театров, боровшихся против коммерческих театров Бродвея, создало альтернативу, воодушевившую драматургов нового поэтического театра, которые стали работать с произведениями таких авторов, как Томас Элиот, Гертруда Стайн. Отечественный театровед В. Бернацкая пишет: «само оживление
Шамина В.Б. Два столетия американской драмы: Основные тенденции развития. Казань, 2000.
5 Паверман В. М. Американская драматургия 60-х годов ХХ века: динамика художественной формы
.Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011.
общественной жизни не могло не способствовать повышению интереса к театру, а члены администрации молодого и энергичного президента Джона Кеннеди впервые со времен Рузвельта начали уделять серьезное внимание культурным вопросам. Именно с этого времени стали получать регулярные субсидии коллективы «Блэк Артс» (театр Лероя Джонса, под другим именем - Амири Барака) и «Ла Мама» (коллектив Эллен Стюарт)»6. Отмечая важность экспериментальных театров, автор затрагивает несколько аспектов формирования офф-офф-бродвейского движения. Одним из важных факторов явились антирасистские настроения в обществе, стало возможно открыто заявить о своей позиции. Движение «Блэк Артс» дало возможность афроамериканским драматургам, таким, как Лерой Джонс, представить свое творчество, что вдохновило представителей других этнических групп к созданию своих театров. Именно 1960-е гг. дали старт появлению этнических театров, число которых в 1970-1980 гг. резко возросло. Для американской культуры 1960-е гг. стали важным этапом в истории, это время повлияло на формирование нескольких поколений театральных деятелей. Начало 1960-х годов стало моментом формирования офф-офф-бродвейских театров. В настоящем исследовании рассматриваются не только творческие поиски одного из самых знаменитых американских драматургов США, через призму его творчества представлен театральный процесс 1960 - 1970 гг..
Для театрального исследователя предоставляется недостаточным количество материалов, посвященных истории американского театра второй половины ХХ века в отечественной специализированной литературе. К сожалению, существует особая проблема, связанная с отсутствием переводов ряда работ драматурга, что является
Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. М., 1993. С. 69.
отдельной темой исследования. Конечно, проводилось множество исследований в данном направлении, но в основном они касались первой половины XX века. Американское искусство данного периода изучали как советские, так и современные
о
российские исследователи .
Драматургия Сэма Шепарда и есть тот фундамент, с которого начался новый этап в развитии американского театра. Творчество драматурга тесно связано с экспериментальными театрами, на сцене которых с первого дня их существования ставились пьесы Шепарда. Драматург интересен не только как автор, но и в качестве киноактера и режиссера, который сам ставил свои пьесы на театральных подмостках, часто писал для них музыку. В этом исследовании предпринимается попытка осветить творчество одного из самых знаменитых американских драматургов США, а также через призму его творчества представить театральный процесс в США 1960-1980 гг. XX века. При упоминании об американском театре в первую очередь на ум приходит эпоха мюзиклов и бродвейские постановки, при этом далеко не все драматурги, в частности шестидесятники, стали частью бродвейского театрального процесса. Именно офф-офф-бродвейские театры создали совершенно иную театральную культуру, которая значительно отличалась от Бродвея. Новые эксперименты в области перформанса разнообразили театральный
7 Ромм А.С. Американская драматургия первой половины ХХ в. Л.,1978; Смирнов Б.А. Театр США ХХ века: учеб.пособие. Л.,1976; Гладышева К.А. Развитие реализма в американском театре ХХ в. и система Станиславского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат искусствоведения. М.,1968; Коренева М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы. М.,1990; Цимбал И.С. От Ю. О'Нила к современной драме. Л., 1976.
8 Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы.1950-1980 гг. М., 1993; Вульф В. От Бродвея немного в сторону: очерки о театральной жизни США, и не только о ней, 70-е годы. М., 1982; Бутрова Т.В. Американский театр: прошлое и настоящее. М.,1997; Злобин Г. Современная драматургия США. М., 1968; Бугрова Т. Американский театр протеста в контексте общественного движения 60-х // Борьба тенденции в современном западном искусстве. М.: Наука,1968.; Коваленко Г. Дети Юджина О'Нила: Драматургия 80-х//Американский характер. Очерки культуры США. М., 1998; Швыдкой М. Секреты одиноких комедиантов: заметки о зарубежном театре второй половины ХХ века. М., 1992.
процесс в США. Сэм Шепард стал одним из пионеров, который оказался у истоков формирования новых театральных трупп и направлений в Нью-Йорке. Шепард является одним из самых влиятельных драматургов в США. Надо отметить, что Шепард, как яркий представитель культуры американского Запада, привносит свое видение той эпохи, о которой многие знают только из фильмов жанра «вестерн». Тут надо отметить специфику культуры американского Запада, который стал частью американского мифа: того Запада, откуда началась история США. Многие видят корни нации именно в существовании американского Запада. Однако, тот мифический «Запад», который со времен фильмов Джона Форда в жанре «вестерн» представлен на киноэкранах, изменился. Герои Шепарда существуют в другой реальности, где нет ковбоев, которые хорошо знакомы зрителю по миру кинематографа, драматург предлагает собственную точку зрения на формирование мифа об американском Западе. Шепардовские реалии позволяют увидеть другую сторону американской жизни, в которой редко встречаются персонажи мифа о ковбоях и индейцах. Именно эти мотивы заинтересовали нью-йоркского зрителя, открывшего свою страну заново. Мейнстрим и Голливуд видоизменили ту культуру, которую можно было считать истинно американской, а творчество Шепарда возрождает частичку этого мира в современной интерпретации. Персонажи Шепарда живут в другом измерении, где действуют другие законы, чуждые большим мегаполисам. Вот что можно прочитать у театроведа Т. Бутровой о героях Америки: «Американская массовая культура создала свой фольклор ХХ века: Микки Маус и супермены, иконописные герои вестернов и персонажи «звездных войн» сказочной растиражированностью затмили в сознании любые народные
предания».9 Шепард смог связать эти две реальности - мифических ковбоев и рок-звезд, которые пытаются ужиться в одном пространстве.
Научная новизна диссертации. В данном исследовании впервые комплексно рассматриваются драматургия, режиссерские и актерские работы Сэма Шепарда в театре и кино. В работе описывается театральный процесс Нью-Йорка на протяжении нескольких десятилетий. Научная новизна данного исследования определяется уникальностью тематики, которая редко освещалась в отечественном театроведении и искусствознании. Впервые комплексно рассматривается и драматургия Сэма Шепарда, его режиссерские и актерские работы в театре и кино. Прослеживается взаимосвязь социальных процессов и изменений в культурной и театральной жизни США второй половины ХХ века. Рассматривается влияние драматургии Сэма Шепарда на трансформацию театрального процесса и формирование новых театральных течений в Соединенных Штатах второй половины ХХ века. В данной работе описывается театральный процесс, происходивший в Нью-Йорке на протяжении нескольких десятилетий. Говорится о различных течениях в американском театре и об их ведущих представителях. Рассказывается о влиянии драматургии, и, в частности, Сэма Шепарда на трансформацию театрального процесса в Соединенных Штатах.
Новизна исследования определяется следующими пунктами:
1) исследованием трансформации театрального процесса в США 1960-1980 гг. XX века;
2) осуществлением культурологического исследования в области театрального эксперимента и его взаимодействия с драматургией;
9
Бутрова Т.В. Американский театр: прошлое и настоящее. М., 1997. С. 216.
3) систематизированием эстетических принципов и форм новаторского театрального течения;
4) рассмотрением творческих поисков драматурга Сэма Шепарда в американском театре и его вклада в развитие экспериментальных театров;
5) выявлением основных мотивов в творчестве Сэма Шепарда, анализом и систематизированием образов героев в его драматургии;
6) детальным анализом произведений Шепарда, его методов работы в театре и совместных постановок с другими представителями авангардного театрального движения;
7) исследованием влияния творчества драматурга на американский театр ХХвека, в частности на его театральную форму и методы постановки;
8) анализом этапов творчества Сэма Шепарда в поисках новой формы театрального языка.
Степень разработанности. В данной исследовательской работе необходимо рассмотреть тему диссертации с театроведческой точки зрения. С помощью исследования можно проследить связь творчества Сэма Шепарда с культурным контекстом США. В процессе написания диссертации было необходимо обратиться к нескольким направлениям истории культуры США: изучить театральные процессы, политические и экономические изменения.
В диссертации предполагается рассмотреть несколько важных этапов творчества драматурга, включая деятельность в театре и кино. Автор акцентирует внимание на первых экспериментальных театрах офф-офф-бродвейского театрального течения, появившихся в 1960-х годах XX века. Далее автор работы изучает период расцвета творчества драматурга, начиная с 1970-1980 гг., когда Шепард стал одним из самых
востребованных авторов США, начиная с совместно написанных с режиссером и драматургом Джозефом Чайкиным пьес и заканчивая более поздними театральными работами Шепарда в качестве театрального режиссера. В заключительной части представлен обзор работ драматурга, написанных в конце 1990-х, начале 2000-х годов, когда Сэм Шепард выступил в качестве режиссера не только в театре, но также занялся экранизацией своих пьес.
Исследование затрагивает несколько аспектов формирования и трансформации понятия «американская мечта» в творчестве драматурга Сэма Шепарда. Надо отметить, что появление этого понятия относится к 1920 - 1930 гг. XX века, однако значение этого культурного феномена меняется, приобретая иное значение в 19601970 гг. XX века. Что касается американской драматургии и литературы, то многие драматурги и писатели пытались объяснить это понятие по-своему. В данной научной работе автор исследования рассматривает творчество Сэма Шепарда, начиная с первых пьес и заканчивая совместной работой с другими режиссерами и драматургами. Автор диссертации посвящает отдельную главу жанру американского искусства под названием «вестерн», посвященному поискам и обретению так называемой «американской мечты». Называя ее американской, мы отмечаем уникальность данного феномена в качестве особенности национальной культуры США. Понятие «американской мечты» легло в основу создания мифа, став осью развития американской литературы, кино, театра.
Шепард открыто заявляет о своей позиции по отношению к историческим событиям, произошедшим в стране, и говорит о них устами своих персонажей. В работе одним из основных является вопрос трансформации понятия «американской
мечты» в творчестве Сэма Шепарда. С театроведческой точки зрения эта тема остается практически не исследованной.
Исследовательница Э. Умано10 называет Шепарда «американским мечтателем». Изучение понятия «американской мечты» привело к рассмотрению еще одного культурного феномена под названием «американский Запад»: эти два понятия связаны между собой, поскольку являются частью одного культурологического явления. Шепард соединил их, поскольку описание американского Запада - это в каком-то смысле возвращение к корням (Шепард по происхождению из Калифорнии, драматург вырос на западе страны). Его Запад сильно отличается от представления, растиражированного Голливудом.
Одной из целей исследования является анализ различия и связи двух вышеуказанных понятий. Именно на различия между ними ставятся акценты в культурном пространстве современной Америки. Что же такое феномен американского Запада? На этот вопрос отвечает данная работа.
Еще одной задачей исследования является введение в историческую эпоху офф-офф-бродвейских театров и знакомство с авторами, произведения которых малоизвестны российскому читателю и не переведены на русский язык. Проводились исследования, направленные на освещение американского театрального процесса в целом и новых экспериментальных театров, но нет статей о драматургах, их произведения редко ставились на отечественной сцене. На выбор темы данного исследования повлияло именно отсутствие подробного театроведческого анализа спектаклей и пьес Сэма Шепарда. Были переведены на
10
E. Sam Shepard: The Life and Work of an American Dreamer, N.Y., 1986.
Oumano
русский язык несколько пьес автора, которые были опубликованы в различных журналах11, однако не переводились его проза и отдельные пьесы.
Значительное место в исследовании также составляют описания театральных представлений, постановок драматурга в качестве режиссера, его работа с актерами, которые участвовали в постановках: Джоном Малковичем, Гэри Синизом, Шоном Пенном, Эдом Харрисом. Осмысление деятельности Шепарда как театрального деятеля дало возможность ознакомиться не только с его творчеством в качестве автора пьес, но как актера и режиссера. Это особенно важно, так как многие воспринимают Шепарда в первую очередь как голливудскую кинозвезду.
Теоретическая значимость диссертации. Данная исследовательская работа дает возможность по-новому взглянуть на авангардное театральное движение, начавшееся в Нью-Йорке в 1960-х годов XX века. Изучение велось не только в контексте театрального процесса, но рассматривались также изменения в культуре США в целом, что дает возможность понять современную жизнь театра в США и тенденции его развития.
В диссертационной работе рассматриваются пути развития авангардных театров 1960-х годов, начиная с театральных экспериментов в театрах «Ла Мама» и «Кафе Чино», а также творчество драматургов, таких как Сэм Шепард, Кристофер Дуранг, Жан-Клод Ван Итали, которые имели огромное влияние на американскую драматургию 1990-х годов. Одним из важных направлений в исследовании является не только театроведческий подход к материалу, но и культурологическая работа. С этой целью автор диссертации показывает театральную практику Сэма Шепарда в контексте изменяющейся истории и культуры США. Несмотря на то, что в центре
11 Шепард С. Истинный Запад// Театр. 1991. №3; Шепард С. Где-то в Америке// Современная драматургия.
1990. № 2.
внимания оказывается творчество драматурга, его театральные представления, автор исследования раскрывает общие особенности изменений театрального процесса США во второй половине ХХ века.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в лекциях по истории американского театра второй половины ХХ века, на театрально-критических семинарах по вопросам театральных тенденций современности. Теоретический материал диссертации может быть полезен для составления спецкурсов, учебных и учебно-методических пособий по изучению американской драматургии и истории театральных движений в США.
Выводы данного исследования могут стать основой для теоретических трудов, посвященных истории американского театра второй половины ХХ века. Настоящее исследование может быть полезным для режиссеров, театральных критиков, работающих с американской драмой. Важно отметить, что данная работа может пробудить больший интерес к творчеству драматурга Сэма Шепарда, для дальнейших переводов на русский язык и для постановки его пьес на сцене театров России, где редко ставились пьесы автора.
Исследование может быть использовано для составления спецкурсов, учебных и учебно-методических пособий, теоретических работ по изучению американской драматургии и истории театральных движений в США, и посвященных истории американского театра конца ХХ века. Разработанные темы могут оказать огромное влияние на изучение американского театра ХХ века.
Предметом исследования является анализ особенностей театральной эстетики офф-офф-Бродвея в контексте творчества Сэма Шепарда, который является непосредственным представителем поколения основателей нового театрального
движения в Нью-Йорке. Также важно было обратить внимание на ту систему, по которой драматург работал с актерами, когда ставил свои первые спектакли в театрах «Ла Мама» и «Мэджик». В диссертации автор рассматривает спектакли, в которых Шепард выступает в качестве режиссера, композитора и актера. Автор работы в отдельной главе рассуждает об актерской игре, ведь появление на сцене таких актеров, как Шон Пенн, Джон Малкович и Гэри Синиз, сделало знаменитым не только самого Шепарда, но и принесло театральный успех им самим.
Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Одноактные пьесы Юджина О'Нила и их первые сценические воплощения2020 год, кандидат наук Жаманова Амина Ахмедовна
Осмысление системы Станиславского в американской театральной культуре2008 год, кандидат искусствоведения Артемьева, Елена Анатольевна
Режиссерско-педагогическая деятельность Р.В. Болеславского и Л. Страсберга 1920-х – 1950-х годов как опыт развития системы Станиславского2012 год, доктор искусствоведения Черкасский, Сергей Дмитриевич
Проблемы развития Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури в последние десятилетия ХХ века (на примере творчества режиссера Р. В. Исрафилова).2017 год, кандидат наук Сагитова Айсылу Сынтимеровна
Театральный феномен Николая Коляды2013 год, кандидат наук Щербакова, Наталия Геннадьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Арутюнян Ани Андраниковна, 2016 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Отечественные исследования
1. Аникст А., Бояджиев Г. Шесть рассказов об американском театре. М.: Искусство, 1963.
2. Бугрова Т. Американский театр протеста в контексте общественного движения 60-х // Борьба тенденции в современном западном искусстве. М.: Наука,1968.
3. Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. М., 1993
4. Бентли Э. Жизнь Драмы. М., 2004
5. Бутрова Т.В. Американский театр: Прошлое и настоящее// М., 1997
6. Барт Р. Миф сегодня// Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989
7. Вульф В. От Бродвея немного в сторону: Очерки о театральной жизни США, и не только о ней, 70-е годы. - Москва, «Искусство», 1982.
8. Гамсун К. О духовной жизни современной Америки// СПБ., 2007
9. Гладышева К.А. Развитие реализма в американском театре ХХ в. и система Станиславского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат искусствоведения. М., 1968;
10. Гильманова А.А Драматургия Сэма Шепарда в свете взаимодействия искусств / Автореферат. диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук// Казань.: КГУ, 2006
11. Гротовский Е. К Бедному театру //М., 2009
12. Злобин Г.П. Современная драматургия США (критический очерк послевоенного десятилетия) / Г.П. Злобин. - М.: Высшая школа, 1968.
13. Злобин Г. П. Косноязычное красноречие Юджина О'Нила // О'Нил Ю.,Уильямс Т. Пьесы. М., 1985
14. Маркс Роберт. Американский театр 80-х // Театр. 1989, №9
15. Макдонах М. Человек-подушка и другие пьесы // М., 2008
16. Новикова К. В. Драматургия Сэма Шепарда и некоторые проблемы постмодернистской эстетики // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПБ.: СПБГАТИ, 1999
17. Клейман Ю. Американская режиссура первой половины ХХ века// СПБ., 2011
18. Коренева М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы. М., Наука, 1990
19. Коренева М. // История литературы США / гл. ред. Я.Н. Засурский. Том 6: Литература между двумя мировыми войнами - М., 2003
20. Коренева М. Движение америкнаской драмы.// Современная драматургия, 1983. №1
21. Коваленко Г. Дети Юджина О'Нила: Драматургия 80-х//Американский характер. Очерки культуры США. М., 1998
22. Костелянец Б.О. Драма и действие. М., 2007
23. Ромм А.С. Американская драматургия первой половины ХХ в. Ленинград, 1978
24. Хантингтон С. Кто мы?// М.: АСТ, 2004
25. Цимбал И.С. От Ю.Онила к современной американской драме // Ленинград, 1976
26. Швыдкой М. Секреты одиноких комедиантов: заметки о зарубежном театре второй половины XX века. // М.:Текст, 1992
27. Ступников И. В., Любимова Е.Н. Сценическое искусство США// История западноевропейского театра: В 8 т. М., 1988. Т. 8
28. Смирнов Б.А. Театр США ХХ века: Учеб. пособие. Л., 1976.
29. Шепард, Сэм. Где-то в Америке // Современная драматургия. 1990. №2.
30. Шепард Сэм. Истинный Запад // Театр. 1991. №3.
31. Цимбал И.С., Викторова Е.Ф. Миф в трагедии Юджина О'Нила// Традиции и новаторство в зарубежном театре. Л., 1986.
32. Шамина В.Б. Два столетия американской драмы: Основные тенденции развития. Казань, 2000.
Иностранные исследования
33. Hart, Lynda. Sam Shepard's Metaphorical Stages. Westport, CT: Greenwood Press, 1987.
34. Adler,Thomas P. American drama, 1940-1960. New York, Twayne Publishers, 1994
35. Barnet Sylvan, Berman Morton, Burto William. Types of Drama, Sixth Edition, New York, 1993
36. Berkowitz Gerald M. American Drama of the Twentieth Century. New York: Longman, 1992
37. Bigsby C.W.E. Sam Shepard: imagining America, Bigsby C.W.E. Modern American Drama 1945-1990. Cambridge University Press, 1994.
38. Bigsby C W. E. A critical introduction to twentieth - century American Drama. Volume 2, Cambridge University Press, 1984
39. Bigsby C W. E. Modern American Drama, 1945-1990, Cambridge University Press, 1992
40. Bonnie Marranca American Dreams: The Imagination of Sam Shepard NY: Performing Arts Journal Publications, 1981
41. Bottoms Stephen J. The Theatre of Sam Shepard: States of Crisis, Cambridge University Press, 1998
42. Bottoms Stephen J. Playing Underground: A Critical History of the 1960s Off-OffBroadway Movement, University of Michigan Press, 2006
43. Ben Brantley. A Sam Shepard Revival Gets Him to Broadway, The New York Times; Theatre Review, 1996
44. Broussard Luis. American Drama: Contemporary Allegory from Eugene O'Neill to Tennesse Williams. Norman, University of Oklahoma Press, 1962
45. Bryer Jackson R. The Playwright's Art: Conversations with Contemporary American Dramatists, Rutgers University Press; First edition, 1994
46. Cohn R. New American Dramatists. 1960 - 1980. New York, Grove Press Inc., 1982
47. Cott, Jonnathan The Rolling Stone Interview: Sam Shepard. Rolling Stone, 1986, 166-172
48. Chaikin Joseph & Sam Shepard. letters and texts, 1972 -1994// Plume, 1990
49. Chaikin Joseph. The Presence of the Actor. NY, Theatre Communications Group, 1993
50. Crank James A. Understanding Sam Shepard. Columbia: University of South Carolina P, 2012
51. Corneau Guy. Absent fathers, Lost sons. The search of masculine identity. Boston, Shambhala, 1991
52. Dean Anne. David Mamet: Language as Dramatic action. Rutherford: Fairleigh Dickinson, London, Associated UP, 1990
53. Donn Russel. Avant-Guardian, 1965-1990: A Theatre Foundation Director's Twenty-Five Years Off Broadway, Dorrance Publishing Co., 1996
54. Don Shewey. «Sam Shepard». First Da Capo Press edition, 1997.
55. Don Shewey The true story of «True west», Village Voice, №10, 1982
56. Don Shiach. American Drama 1900-1990, Cambridge University Press, 2000
57. Downer Alan S. American Theatre Today, New York, Basic Books. 1967
58. Doris Auerbach, Sam Shepard, Arthur Kopit, and the Off Broadway theater. Boston: Twayne, 1982.
59. Doyle Robert. The rape of the Male. St. Paul: Poor Richard's Press. 1976
60. Eder Richard. Sam Shepard's obsession in America, New York Times, 1979
61. Edward Albee. The American Dream, The Sandbox, The Death of Bessie Smith, Fam and Yam, Dramatist's Play Service, 1962
62. Elkins Marilyn August Wilson: A Casebook. New York: Garland, 1994
63. Ellen Oumano. Sam Shepard: The Life and Work of an American Dreamer, NY, 1986
64. Elizabeth Hardwick An Introduction: La Turista. In American Dreams: The Imagination of Sam Shepard, edited by Bonnie Maranca, NY, Performing Arts Journal, 1981
65. Erben Rudolf. Women and other Men in Sam Shepard's play. Studies in American Drama, 1945-Present 2, 1987
66. Ethan Mordden. Open a New Window: The Broadway Musical in the 1960s,New York, Palgrave Macmillan Trade, 2002
67. Falk Florence. Men without Women: The Shepard Landscape. In American Dreams: The imagination of Sam Shepard. Edit. Bonnie Marranca. New York, PAJ Publications, 1981
68. Freedman Morris. American Drama in Social Context, Southern Illinois University Press; 1st edition, 1971
69. Greenfield Thomas Allen. Work and the work Ethic in American Drama, 19201970, University of Missouri Press, 1982
70. Harris, Andrew B. Broadway Theatre, Routledge; 1st Edition, 1994
71. Herman, William. Understanding contemporary American drama. Columbia, S.C: University of South Carolina Press, 1987
72. Kerr Walter. Where Has Sam Shepard Led His Audience? New York Times, 5 June 1983
73. King Bruce. Contemporary American Theatre, Palgrave Macmillan, 1991
74. Kimball King. Ten Modern American playwrights: an annotated bibliography, New York: Garland, 1982
75. Knopf Robert, Julia Listengarten. Theater of the Avant-Garde, 1950-2000, Yale University Press, 2011
76. Limerick Patricia Nelson. The Legacy of Conquest: The Unbroken Past of the American West, W. W. Norton & Company; Reprint edition, 1987
77. Lippman Amy. Rhythm and Truths: An Interview with Playwright Sam Shepard. American Theatre, (April 1984)
78. Lowry McNeil W. The Performing Arts and American Society, New Jersey, 1977
79. McBride Stewart. Interview with Sam Shepard // Chrictian Science Monitor, 1980
80. McDonough, Carla J. Staging masculinity: male identity in contemporary American drama. Jefferson, N.C.: 1997
81. McGhee Jim. True Lies: The Architecture of the Fantastic in the Plays of Sam Shepard. NY, 1993.
82. Monteith Sharon. American Culture in the 1960s, Edinburgh University Press, 2008
83. Mottram Ron. Inner landscapes. The theatre of Sam Shepard. Columbia: University of Missouri Press, 1984
84. Moyers Bill. August Wilson's America: A Conversation with Bill Moyers. NY, American Theatre, 1989
85. Patraka Vivian M. and Mark Siegal. Sam Shepard. Idaho Library Association, 1985
86. Rich, Frank. Stage: Shepard's True West. New York Times, 1980
87. Rosen Carol. Silent Tongues: Sam Shepard's Explorations of Emotional Territory. Village Voice 4/10,1992
88. Roudane Matthew C. The Cambridge Companion to Sam Shepard. Cambridge University Press, 2002
89. Shepard Sam. Hawk moon: a book of short stories, poems and monologues". NY: Performing Arts Journal Publications, 1981
90. Shepard Sam. The Late Henry Moss, Eyes of Consuela, When the world was green. Vintage books, New York, 2002
91. Shepard Sam. Seven Plays. New York, Dial Press Trade Paperback, 1984
92. Shepard Sam. Simpatico. NY., Vintage; 1st Vintage Books ed edition, 1996.
93. Shepard Sam. Fool for Love and Other Plays. New York:, Bantam Books; Reissue edition, 1984
94. Shepard Sam. Fifteen One-Act Plays. New York:, Vintage; Reprint edition, 2012
95. Shepard Sam. A Lie of the Mind: A Play in Three Acts, Dramatists Play Service, 1986
96. Shepard Sam. Cruising Paradise. Tales,Vintage; 1st Vintage Books Ed edition, 1997
97. Shepard Sam. Motel Chronicles. City Lights Publishers; First Edition edition, 2001
98. Shepard Sam. Great Dream of Heaven: Stories. New York:, Vintage; Reprint edition, 2003
99. Shepard Sam. Unseen hand and other plays.New York, Bantam Books, 1986
100. Shepard Sam. States of Shock // Sam Shepard. A play and two screen plays. NY, 1992
101. Sloman Larry. On the Road with Bob Dilan:Rolling with the Thunder. New York:, Bantam Books, 1978
102. Simard Rodney. Postmodern Drama: Contemporary Playwrights in America and Britain NY:University Press of America. 1984
103. Shine Ted, Hatch James V. Black Theatre, USA: Plays by African Americans: The Recent Period, 1935-Today, Old Tappan, New Jersey, 1996
104. Schroeder Patricia R. The Presence of the Past in Modern American Drama, Fairleigh Dickinson Univ Press, 1989
105. Schroeder Patricia R. The feminist possibilities of dramatic realism,Fairleigh Dickinson University Press, 1996
106. Tytell John. The Living Theatre: art, exile, and outrage. NY: Glove Press, 1995
107. Thompson Graham. American Culture in the1980s, Edinburgh University Press, 2007
108. Wade Leslie A. Sam Shepard and The American Theatre. Westport, Conn.: Greenwood, 1997
109. Walker Janet. Westerns: Films through History. Editor. London and New York: Routledge/AFI Film Readers, 2001.
110. Walsh, Richard. Radical Theatre in the Sixties and Seventies (Keele ; British Association for American Studies), 1993.
111. Wetzstein Ross «The Genious of Sam Shepard», New York, November 24, 1980
112. Wolfe George C. In the wings: Angels in American Broadway. PBS Great Performances Series, 1993
113. Wilson Lanford. Fifth of July. Dramatists Play Service, Inc.1998
114. Wilcox Leonard. Rereading Shepard: Contemporary Critical Essays on the Plays of Sam Shepard. NY: St. Martin's, 1993
Интернет-ресурсы
115. Stevenson, W. Did Critics Find a Slice of Heaven in Shepard's God of Hell? [электронный ресурс] / W. Stevenson // The Journal of Broadway. November 2004. -URL:http://www.broadway.com/gen/Buzz Story.aspx?ci=502566 (дата обращения: 28.10.2013).
116. As Butch Cassidy, Sam Shepard rides again [Электронный ресурс] /Associated Press// 6 october 2011. - URL: http://www.sam-shepard.com/pressap100611.html (дата обращения: 18.05.2013).
117. O'Mahony J. The write stuff [Электронный ресурс] / J. O'Mahony//The Guardian mag. October 2003. -
URL:http://www.theguardian.com/stage/2003/oct/11/theatre.music (дата обращения: 20.10.2013).
118. Leydon J. Sam Shepard: Renaissance Cowboy [Электронный ресурс] / J. Leydon // Cowboys and Indians magazine. - April 2006. - URL: http://www.sam-shepard.com/presscowboys0406.html (дата обращения: 22.05.2013).
119. Gussow M. Shepard's West revived and restored [Электронный ресурс] / M. Gussow // The New York Times. - October 1982. - URL:
http://www.nYtimes.com/marketing/thedancerupstairs/10.html (дата обращения: 28.10.2013).
120. Almereyda. M. Shepard Sam [Электронный ресурс] / M. Almereyda// Interview magazine. October 2011. - URL:
http: //www. interviewmagazine. com/culture/sam- shepard#_ (дата обращения: 15.04.2013)
121. Keating S. The John Wayne of the American stage [Электронный ресурс] / S.Keating// The Irish Times. - August 2011. -27 URL:http://www.sam-shepard.com/press082711.html (дата обращения: 16.04.2013)
122. Healy P. New search for the truth in "A lie" [Электронный ресурс] / P. Healy // The New York Times. - Jan. 2010. - URL:
http: //www.nytimes.com/2010/01/31 /theater/31 roundtable. html?pagewanted=all&_r=0 (дата обращения: 10.03.2013)
123. Legro T. Convertation: Ethan Hawke on directing Shepard's "A lie of the mind" [Электронный ресурс] / T. Legro // PBS Newshour. - February 2010. -
URL: http: //www.pbs. org/newshour/art/conversation-ethan-hawke-on-directing-sam-shepards-a-lie-of-the-min/ (дата обращения: 25.11.2013)
124. Kakutani M. Myths,dreams,realities-Sam Shepard's America [Электронный ресурс] /Kakutani M. // The New York Times. - January 1984. -
URL:http://www.nytimes.com/1984/01/29/theater/myths-dreams-realities-sam-shepard-s-america.html?pagewanted=1(дата обращения: 28.09.2013).
125. Rich F. Sam Shepard Returns: On War and Machismo [Электронный ресурс] / F. Rich // New York Times. - №6 - 1991. -URL:http://www.nytimes.com/1991/05/17/theater/review-theater-sam-shepard-returns-on-war-and-machismo.html (дата обращения: 28.09.2013).
126. Canby V. Sunday view; Sam Shepard goes to the races and wins [Электронный ресурс]/ Carby V.// The New York Times. - November 1994. -
URL:http://www.nytimes.com/1994/11/20/theater/sunday-view-sam-shepard-goes-to-the-races-and-wins.html (дата обращения: 28.09.2013).
127. Holden S. Simpatico; Laying Odds on America's Soul [Электронный ресурс]/ S. Holden // The New York Times. - November 1994. - URL: http://www.nytimes.com/1994/11/15/theater/theater-review-simpatico-laying-odds-on-america-s-soul.html?module=Search&mabReward=relbias%3Ar (дата обращения: 28.09.2013)
128. Connema R. The World Premier of Sam Shepard's The Late Henry Moss [Электронный ресурс] / R. Connema. - URL:
http://www.talkinbroadway.com/regional/sanfran/s82.html (дата обращения: 20.11.2013)
129. Winn S. Sam Shepard's family drama comes to a remarkable climax after an uneven start [Электронный ресурс] / Winn S.// The Journal of SFGATE. - November 2000. - URL: http: //www.sfgate.com/performance/article/MEMORABLE-MOSS - Sam-
Shepard-s-family-drama-comes-3237890.php#photo-2381925 (дата обращения: 18.10.2013)
130. Penhall J. The outsider [Электронный ресурс] / J. Penhall// mag.Guardian. June 2006. - URL: http://www.theguardian.com/film/2006/jun/14/theatre (дата обращения: 20. 08. 2013)
131. Ryder Howe B., McCulloch J., Simpson M. The Art of Theater [Электронный ресурс] / B. Ryder Howe, J. McCulloch, M. Simpson // The Paris Review.- No. 12 - 1997. - URL: http://www.theparisreview. org/interviews/1281/the-art-of-theater-no- 12-sam-shepard (дата обращения:11.12.2013) .
132. Brantley B. That's No Girl Scout Selling Those Cookies [Электронный ресурс] / B. Brantley // The New York Times mag. - November 2004. - URL: http://www.nytimes.com/2004/11/17/theater/reviews/thats-no-girl-scout-selling-those-cookies.html (дата обращения: 20.10.2013).
133. Brantley B. Sam Shepard of today, and of many days ago [Электронный ресурс] /B. Brantley // The New York Times. - November 1996. - URL: http://www.nytimes.com/1996/11/08/theater/sam-shepard-of-today-and-of-many-days-ago.html (дата обращения: 28.09.2013).
Приложение 1
«Cowboys» / Ковбои/ (другая версия Cowboys 2) Режиссер: Ральф Кук Премьера: Театр «Генезис», 1964
«Up to Thursday» (в переводе «До четверга»)
Премьера: Edward Albee's Playwrights Theater, 1964
«Chicago» («Чикаго»)
Премьера: Театр «Генезис», 1965 Режиссер: Ральф Кук
«Ла Туриста» (La Turista)
Премьера: «Амэрикен Плейс Театр», 1967 Режиссер: Жак Леви
«The unseen hand» («Невидимая рука»)
Премьера: «Ла Мама», 1969 Режиссер: Джефф Блэчнер
«The Tooth of Crime» («Корень преступности»)
Премьера: «Оупен Спэйс Театр», Лондон, 1972 Режиссер: Чарльз Марович, ассистент: Уолтер Донохью
«Geography of a horse dreamer» («География человека грезящего о лошадях») Премьера: Театр «Апстейерс», (Theatre Upstairs) Лондон, 1974 Режиссер: Сэм Шепард
«Angel City» («Город ангелов»)
Премьера: Театр «Мэджик», Сан-Франциско,1976 Режиссер: Сэм Шепард
«Suicide in B Flat» («Cамоубийство в Си Бемоль»)
Премьера: «Йельский Репертуарный театр», 1976 Режиссер: Уолт Джонс
«Tongues» («Языки» совместно с Джо Чайкиным)
Премьера: Театр «Мэджик», Сан-Франциско, 1978
«Curse of a starving class» («Проклятие голодающего класса»)
Премьера: New York Shakespeare Festival, 1978 Режиссер: Роберт Вудруф
«Savage/Love» (с Джо Чайкиным)
Премьера: Театр «Мэджик», 1979
«Buried Child» («Погребенное дитя»)
Премьера: Театр «Мэджик», 1979 Режиссер: Роберт Вудруф
«True West» («Истинный запад»)
Премьера: Театр «Мэджик», 1980 Режиссер: Роберт Вудруф
«Fool for love» («Любовь зла»)
Премьера: Театр «Мэджик», 1983 Режиссер: Сэм Шепард
«A Lie of the Mind» («Уловка разума»)
Премьера: Театр «Променад», Нью-Йорк, 1985 Режиссер: Сэм Шепард
«War in Heaven» (с Джо Чайкиным)
Премьера: WBAI radio, New York, 1985
«States of Shock» («Шоковое состояние»)
Премьера: «Амэрикен Плейс Театр», 1991 Режиссер: Сэм Шепард
«Simpatico» («Симпатико»)
Премьера: Театр «Паблик», Нью-Йорк, 1994 Режиссер: Джозеф Папп
«When the World was Green» («Когда весь мир был зеленым»)
Премьера: Olympics Art Festival in Atlanta, Georgia, 1996
«The Late Henry Moss» («Старый Генри Мосс»)
Премьера: Театр «Мэджик», Сан-Франциско, 2000 Режиссер: Сэм Шепард
«The God of Hell» («Бог Ада»)
Премьера: «Нью-Йоркская Актерская Студийно-драматическая школа» (New York's Actors Studio Drama School Theatre) 2004 Режиссер: Лу Джэкоб
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Эд Харрис и Кэти Бейкер на премьере спектакля «Любовь зла» в театре «Мэджик» в Сан-Франциско в 1983 г. (реж. Роберт Вудруф)
Джеймс Гэммон (Генри Мосс) и Вуди Харрельсон (водитель такси) в спектакле «Старый Генри Мосс» (The Late Henry Moss, 2000) реж. Сэм Шепард
Эд Харрис и Кэти Бейкер
Ник Нолти (в роли Эрла), Шон Пенн (в роли Рэя) в спектакле «Старый Генри Мосс» (The Late Henry Moss, 2000) реж. Сэм Шепард
Джеймс Гэммон (Генри Мосс)
Эд Харрис(Картер) и Фред Уорд (Винни) в пьесе «Симпатико» 1994 г.. Премьера спектакля состоялась в театре «Паблик» под руководством Джозефа Паппа в Нью-Йорке. (реж.Сэм Шепард)
Джон Малкович (Ли), Гэри Синиз (Остин) в спектакле «Истинный запад» в Театре Степпенвулф в Чикаго, режиссером стал один из основателей театра Гэри Синиз (1982 г.)
В центре Тим Рот (в роли Уэлша), слева Рэнди Куэйд (Фрэнк) и Фрэнк Вуд (Хайнс) в спектакле «Бог Ада» (The God of Hell, 2004) реж.: Лу Джекоб
Сэм Шепард и Патти Смит в спектакле по их совместно написанной одноактной пьесе Cowboy Mouth в 1971 г. в театре «Амэрикен Плейс» (реж. Роберт Глодини)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.