Драма для подростков и юношества школы Коляды в аспекте отечественной и европейской традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Щербакова, Надежда Сергеевна

  • Щербакова, Надежда Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 181
Щербакова, Надежда Сергеевна. Драма для подростков и юношества школы Коляды в аспекте отечественной и европейской традиций: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2014. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Щербакова, Надежда Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В КЛАССИКЕ XX ВЕКА. ГЕРОЙ, КОНФЛИКТ

§1.1. Становление русской драмы для подростков и юношества

§1.2 Школьная драма в XX веке: доминантные тенденции становления и развития

§1.3. Социально-психологическое направление в драматургии для подростков и юношества: А.Н. Арбузов, B.C. Розов, В.Ф. Панова

ГЛАВА И. ПРИНЦИПЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ ДРАМЕ ШКОЛЫ КОЛЯДЫ

§2.1. Западноевропейская молодежная драма 90-х годов. Традиции направления «1п-уег-face-Theatre» и советской классики в школе Коляды

§2.2. Религиозно-философское направление в подростковой европейской драме и в школе Коляды

§2.3. Отечественная традиция социально-психологического направления 1960 - 1970-х годов в подростковой драме школы Коляды

§2.4. Драматические сказки школы Коляды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 .Художественные произведения

2. Словари

3. Учебники, учебный пособия, монографии, статьи в сборниках научных трудов

4. Труды по философии и религии

5. Авторефераты и диссертации

6. Статьи в периодических изданиях и интервью

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Драма для подростков и юношества школы Коляды в аспекте отечественной и европейской традиций»

ВВЕДЕНИЕ

Драматургия для подростков и юношества, несмотря на традиционно сложившееся ее периферийное положение по отношению к «взрослому» драматическому театру, заслуживает внимательного научного рассмотрения. Новые социокультурные реалии, изменение ценностно-смысловых ориентиров и сред воспитания, развитие высокотехнологичной среды обусловливают необходимость научной рецепции корпуса драматических произведений детско-юношеской тематики.

Драма для подростков и юношества определяется нами как переходная, конфликтная, драматургия «кризиса сознания», своеобразие которой заключается не только в возрастных, социальных характеристиках адресата, но и в психологии драмы, обусловленной пограничным, промежуточным положением подростка между взрослым и детским мирами.

В настоящее время серьезное внимание драме для подростков и юношества уделяет группа современных драматургов, входящих в школу Коляды (Уральская школа драматургии). Драматургов школы Коляды объединяет не столько общность художественного метода, сколько активный, репрезентативный характер, который выражается, помимо собственно драматургического материала, посредством различных форм организации театрализованной деятельности: фестивалей, читок, драматургических лабораторий, театральных премий, постановок в России и за рубежом и т.д. Театральный критик П. Руднев характеризует школу Коляды как «фабрику по производству пьес» [250], основным принципом которой является реализация драматургического материала не только как драмы для чтения, но и через театральную практику, которая, по словам Н. Коляды (основателя школы), «замазывает» любые драматургические недостатки. Драма понимается самим Н. Колядой прежде всего как прикладной жанр. В данном контексте школа Коляды определяется нами не только в значении школы как художественного течения, но прежде всего как

феномен, сложившийся в «синтетической театральной среде», зафиксированный в современном социально-культурном пространстве. Данный феномен проявляет себя в различных формах: школа как семинариум, творческая лаборатория драматургии/ учебная мастерская. Именно такая интерпретация школы Коляды подтверждается как самим Н. Колядой, так и его учениками и театральными критиками.

В то же время для эстетики школы характерны «депрессивный контекст» «драма отчуждения» [134], отражающая картину распада нравственных ценностей и разрушения мира, «роковая предопределенность безрадостного существования в пространстве Города» [202]; гипернатурализм и кризис самоидентификации, что обуславливает интерес драматургов школы Коляды к подростково-юношеской проблематике.

Степень изученности проблемы. Традиционно проблемы подростков и юношества рассматриваются в психолого-педагогических или сугубо литературоведческих исследованиях на материале детской литературы и прозы о детях и для детей.

Искусствоведческих, театроведческих и собственно

литературоведческих работ, посвященных проблеме традиций, героя и конфликта в драме для подростков и юношества, не так много. Имеются лишь единичные работы, которые далеко не полно освещают названный вопрос. В основном рассматривались вопросы детско-юношеской драмы в репертуарном аспекте [206]. За последние годы работы лишь немногих авторов касались вопросов молодежной драмы ХХ-ХХ1 вв. Среди них кандидатские диссертации И.М. Болотян [233]; Е.Ю. Лазаревой [218]. Однако данные авторы не ставили перед собой конкретную задачу ретроспективного анализа подростковой драмы.

Актуальность диссертационного исследования связана с необходимостью выявления трансформаций, которые претерпевает отечественная драматургия для подростков и юношества в контексте социокультурных изменений.

В современных условиях все большее значение приобретает медиасфера, неформальные воспитательные среды. Молодежная аудитория ищет ответы на насущные, «больные» вопросы в виртуальном пространстве, на экране кинотеатра, в живом театре, живом разговоре актера и зрительской аудитории. Репрезентативный характер драматургии школы Коляды расширяет возможности диалога с читателем/зрителем, способствует развитию механизмов вовлечения читателя/зрителя в текст, что, в свою очередь, приводит к изменению принципов развертывания текста, его художественных свойств и обуславливает необходимость научного исследования этих изменений.

Научная новизна работы заключается в изучении драмы для подростков и юношества школы Коляды как эстетического, историко-философского и социокультурного феномена, отражающего трансформации художественных характеристик отечественной подостково-юношеской драматургии. Впервые показано, что подростковая драма школы Коляды развивается в рамках трех основных традиций: а) отечественной социально-психологической молодежной драмы 1960 - 1970-х годов;

б) западноевропейского направления «In-Yer-Face-Theatre» 1990-х годов;

в) шведской религиозно-философской драмы для подростков и юношества. В то же время впервые сделан вывод, что связь драматургии для подростков и юношества школы Коляды и европейских направлений является опосредованной. Опровергнуто распространенное мнение, что российская драма для подростков и юношества пошла исключительно по прозападному пути. Показано, что западноевропейское направление «In-Yer-Face-Theatre» 1990-х гг. развивалось на основе тех же художественных принципов, что и отечественные пьесы «жестокого реализма» 1980-х - начала 1990-х гг., шведская религиозно-философская драма для подростков и юношества развивались под непосредственным влиянием советского детско-юношеского театрально-драматургического процесса. Взаимообмен идеями, традициями и

опытом с советскими ТЮЗами послужил одним из важнейших факторов формирования подростковой, юношеской драматургии и театра в Швеции.

Таким образом, вышедшие из советской литературы тенденции и направления драмы для подростков и юношества, претерпев определенную эволюцию в европейском литературном контексте, были опосредованно восприняты современной драмой подростково-юношеской тематики в качестве «европейской традиции».

Материалом исследования стали пьесы для подростков и юношества школы Коляды: «Дембельский поезд» А. Архипова; «Выхода нет», «Вечная иллюзия» Г. Ахметзяновой; «Dawn-way» О. Богаева; «Волшебная сила», «Учиться, учиться, учиться» А. Богачевой; «Бог любит» 3. Деминой; «Мракобесы» А. Крупина; «Блестящие», «Осторожно, листопад!», «Фантазия» Н. Малашенко; «Банка сахара» Т. Сапуриной; «Скин» А. Северского; «Божьи коровки возвращаются на землю» В. Сигарева; «Нулевой километр» А. Чичкановой.

Объектом исследования являются особенности проблематики и поэтики драмы для подростков и юношества школы Коляды.

Предметом диссертационного исследования являются художественные способы наследования традиций в драме для подростков и юношества школы Коляды, выраженные в переосмыслении конфликта, типа героя, особенностей художественной речи.

Цель работы — определить доминантные драматургические приемы, наследуемые современной драмой для подростков и юношества школы Коляды, формирующие образ современного героя-подростка и способы разрешения его конфликта с миром.

Поставленная в работе цель позволила сформулировать следующие задачи:

- выявить доминантные тенденции развития отечественной и европейской драмы для подростков и юношества XX века, наследуемые школой Коляды,

- исследовать основные темы, тип героя-подростка, драматический конфликт в произведениях авторов школы Коляды,

- рассмотреть подростковую драму школы Коляды ретроспективно в контексте советской драматургической классики и зарубежья,

- определить принципы наследования отечественных и европейских традиций в подростковой драме школы Коляды, выраженных в переосмыслении типа героя, драматического конфликта, особенностей художественной речи.

Положения, выносимые на защиту:

1. В драме для подростков и юношества школы Коляды выявляются три основных вектора наследования: традиция советской социально-психологической пьесы для подростков и юношества 1960 - 1970-х гг.; традиция европейского направления «1п-Уег-Расе-ТЬеа1ге» (театр-вызов, драматургия шокового эффекта) 1990-х годов; религиозно-философская линия развития в подростковой пьесе, по-особенному проявившая себя в шведской драме. Европейская традиция представляет собой в значительной степени эволюцию художественных принципов отечественной драматургии советского периода и эпохи перестройки, видоизменившихся под воздействием зарубежного литературного контекста.

2. Типологическое сходство с советскими социальными пьесами для подростков 1960-1970-х гг. (А. Арбузов, В. Панова, В. Розов) имеет социально-психологическое направление подростково-юношеской драматургии школы Коляды. Однако в контексте эстетики школы, свойственного ей депрессивного характера, традиция наследуется в видоизмененной форме: образ героя-подростка претерпевает кардинальную эволюцию; усложняется тематика и проблематика произведений. Герои социальных пьес школы Коляды являются представителями маргинальных слоев общества и лишены стремления к идеалу. Потенциальная возможность разрешения конфликта подростка с окружающей жесткой средой

раскрывается путем катарсиса, очищения и перерождения героя для новой жизни.

3. На становление неонатуралистического направления школы Коляды повлияло заимствование драматургических приемов западноевропейского направления «¡п-Уег-Расе-ТЬеа^е» 1990-х годов. Основными признаками данного направления в молодежной драме является ставка на шок, эпатаж, насилие, провокацию, гипертрофированную реальность. В произведениях типа «1п-Уег-Расе-Т11еа1ге», на первый взгляд, отсутствует этот основополагающий для драмы элемент. Однако драме направления «1п-уег-£асе-ТЬеа1ге» присущ конфликт особого типа - проблемно-катастрофический, демонстрирующий тщетность человеческих попыток что-либо изменить в существующем миропорядке. Таким образом, конфликт выносится за пределы внутреннего мира драмы и организуется не узкосценическим пространством, а переносится в активное взаимодействие со зрителем. Драматургии неонатуралистического направления школы Коляды свойственен «отсутствующий» конфликт - т.н. позиция ноль.

4. На развитии религиозно-философской линии в драме для подростков и юношества школы Коляды отразился феномен шведской подростковой драмы, сложившейся под влиянием советского детско-юношеского театрально-драматургического процесса середины XX века. Основная функция данного направления - педагогическая. Однако суть ее состоит не в открытом морализаторстве и дидактизме, а в серьезном, открытом разговоре с юным читателем и зрителем, направленным на формирование их мировоззрения и миропонимания, эстетических и нравственных чувств, становления личности. Конфликт пьес религиозно-философского направления сосредоточен на проблеме духовно-нравственного, поиска истинного пути, преодоления «каменного» сердца, постижения евангельской любви.

Методологическую основу диссертационного исследования

составляют труды по теории литературы и истории литературы М.М.

8

Бахтина, B.B. Виноградова, А.Б. Есина, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Б.В. Томашевского, Ю.Н. Тынянова, В.Е. Хализева и другие; по теории стиля Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, А.Ф. Лосева, Ю.И. Минералова, A.A. Потебни, П.Н. Сакулина, Л.И. Тимофеева; по теории театра и драмы A.A. Акниста, Э. Бэнтли, В.Е. Головчинер, Л.А. Дмитриева, Н. Евреинова, В.И. Красногорова, Б.О. Костелянца, М.С. Кургинян, A.M. Поламишева, М.Я. Полякова, Г.А. Товстоногова и другие.

Особую ценность для исторического и теоретического аспектов заявленной проблемы представляют труды ведущего исследователя современной отечественной драмы М.И. Громовой «Русская драма на современном этапе: 80-90-е гг.» (1994), «Русская современная драматургия» (2002), «Русская драматургия конца ХХ-начала XXI века» (2005), а также работы С.Я. Гончаровой-Грабовской «Комедия в русской драматургии 1980-90-х годов (жанровая динамика и типология)» (1999), Я.И. Явчуновского «Драма на новом рубеже: Драматургия 70-х и 80-х годов: конфликты и герои, проблемы поэтики» (1989), исследования Б.С. Бугрова, И.А. Канунниковой, Л.С. Кисловой, Н.Л. Лейдермана, М. Мамаладзе, Я.И. Явчуновского и другие. Указанные труды посвящены подробному изучению проблематики и поэтики современной драмы, тенденциям ее развития, преемственности традиций, новаторству молодых авторов, в них поднимаются проблемы родового синкретизма и жанрового синтеза, анализируются новые жанровые образования, творчество конкретных современных драматургов.

В диссертации использованы сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, историко-функциональный методы исследования.

Практическая значимость исследования состоит в возможности

использования результатов диссертационного исследования при изучении

истории русской литературы XX века, в том числе современной драматургии.

Полученные выводы могут быть полезны при проведении

междисциплинарных научных исследований, в области литературоведения и

9

театроведения, учтены в практике литературной и театральной критики, а также внедрены в воспитательный процесс.

Теоретическая значимость заключается в том, что исследование эволюции подростково-юношеской драматургии позволяет выявить сущностные характеристики современного состояния драматургии названного направления в исторической ретроспективе.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах на Международных научно-практических конференциях XVIII, XIX «Шешуковские чтения», межвузовской научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура. XI Пасхальные чтения», XIX Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях», XIX Международной научно-практической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». По теме диссертации опубликованы 8 статей, в том числе 3 статьи в рецензируемых научных изданиях ВАК РФ. Материалы диссертации обсуждены на аспирантском семинаре и на заседании кафедры русской литературы XX - XXI веков и журналистики Московского педагогического государственного университета.

Структура работы: диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка литературы. Библиография составляет 268 наименований (21 страницу). Полный объем диссертации составляет 181 страниц.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В КЛАССИКЕ XX ВЕКА. ГЕРОЙ, КОНФЛИКТ

§1.1. Становление русской драмы для подростков и юношества

Установлено, что истоки формирования драмы для подростков и юношества восходят к XVII -XVIII вв. и тесно связаны с возникновением в России народных ярмарочных театров и школьной драмы, зародившейся в Киевской духовной академии. Необходимость изучения школьной драмы объясняется тем, что она явилась основой для дальнейшего формирования советского социально-психологического направления 1960 - 1970-х годов, традиции которого наследует подростковая драма школы Коляды.

Понятие школьной драмы в практике мировой драматургии связано с возникновением в Западной Европе драматических произведений и театральных действ как средства воспитания и изучения в иезуитских школах латинского языка и имеющих характер мистерии, панегирика, моралите. Участие школьников в драматических спектаклях носило обязательный характер в иезуитской системе воспитания и обучения. Действующими лицами школьных драм выступали библейские, исторические, мифологические персонажи, а также абстрактные аллегорические персонажи, такие как Время, Жизнь, Смерть, Мир, Отмщение, Истина, Суд Божий, Правда, Любовь, Благочестие, Злоба, Зависть, Совесть, Слава, Отечество, Мужество, Лукавство, различные пороки и добродетели; Науки, Прогресс / Обскурантизм, Невежество. Наличие аллегорических персонажей являлось отличительным признаком школьной драмы в общем. Под видом символических действий аллегорических персонажей скрывались не только определенные проблемы и события того времени, но и вечные, непреходящие вопросы. При этом драматический конфликт в пьесах строился на столкновении противоположных друг другу понятий и настроений, положительных и отрицательных сил с последующим и

непременным разрешением конфликта в пользу добра, света, знаний.

11

Добродетель, мораль и духовно-нравственные ценности в школьной драме всегда преодолевали и одерживали победу над злобой, пороком и нравственным разложением. Внутренняя схема каждой пьесы была построена подобно проповеди или рассуждению, развивающему известный тезис, и служила доказательством какой-либо истины: жизнь во грехе, раскаяние и вечное блаженство на небесах, либо, наоборот, коснение в пороках, вечное осуждение и обречение на вечные муки в аду. Так, например, следующий аллегорический персонаж как Отмщение, переходил из одной школьной драмы в другую и проявлял себя при схожих ситуациях, осуждая Грешника. Грешник в школьных драмах был обозначен как единичный персонаж, но в то же время подразумевал под собой все человечество. Абстрактное представление о человеке и об окружающих его обстоятельствах является основной отличительной особенностью школьных драм. Судят Грешника, но приговор выносится всему человечеству. В этом смысле показательна речь Отмщения в «Рождественской драме» Димитрия Ростовского (1702): «Толико, окаянне, творити дерзнулес: Противо бога ярость, глупче, воздвигнулес. Се ти аз, Отмщение, то сотворю вскоре, Яко с трупом си будешь скоро в ада морн... Земле, пожри. Во веки там будет се дело. Так будет всяку грешну, кто бога вбивает, Различными грехами мучит, распинает. Се гегенну готову зря, всяк да боится »[Д. Ростовский. Рождественская комедия]. Ключевые образы здесь - «геена»,«пожрение землей»,«труп», «глупче», о которых должен помнить всякий грешник.

В России школьная драма зародилась в ХУИвеке в Киевской духовной академии, а позднее - в Славяно-греко-латинской академии, Воспитательном доме, Сухопутном шляхетном корпусе и театре московского Госпиталя [109, 110].

Истоки формирования драмы для подростков и юношества восходят к

XVII -XVIII вв. и тесно связаны с возникновением в России народных

театров: балаганчик, раек, вертеп, адресованных прежде всего детям.

Народные ярмарочные представления развивались по двум основным

12

направлениям: фольклорная линия (раек, балаганчик) / религиозно-назидательная линия (вертеп). Раек (народный театр, представляющий собой ящик с передвижными картинками, показ которых сопровождался шутливыми рифмованными пояснениями, прибаутками [60]) и балаганчик (временная деревянная постройка для театральных и цирковых представлений, получившее большое распространение на народных гуляниях и ярмарках; в балаганах разыгрывались комедийные и сказочные представления [50]) служили главным образом для увеселения публики и выполняли две основные функции: развлекать и назидать - смеховая тенденция (разоблачения и нравоучения). Вертеп, напротив, выполнял религиозно-назидательную функцию. Вертеп - народный кукольный рождественский театр, представляющий собой переносной двухэтажный деревянный ящик, в верхнем ярусе которого разыгрывался сюжет, посвященный рождению Иисуса Христа, в нижнем - сюжет, связанный с царем Иродом, избиением младенцев и Рахилью[52]. Одним же из примеров точной стилизации под традиционный вертеп является пьеса поэта-символиста М. Кузмина - «Вертеп кукольный» («Рождество Христово», 1913) [21]. Идея возрождения и переосмысления фольклорной балаганной традиции получает свое наиболее полное развитие в кукольном театре рубежа XIX — ХХвв., когда поэты-символисты обращаются к идее создания нового, символического театра, суть которого состоит в «полном уничтожении актера как величины индивидуальной; актера заменяет марионетка, кукла...» [99].«Идея куклы», «сверхмарионетки» как идеального исполнителя соотносилась с её ритуальными, обрядовыми истоками и функциями. Деятели искусства Серебряного века, осваивая народные, фольклорные традиции, вычленили из балаганного искусства такие его основные элементы, как зрелищность, действенность, динамичность, вариативность [99].

Киевская духовная академия ХУПв. заимствовала из Западной Европы

иезуитскую систему педагогики, где наряду с теорией драматической поэзии,

13

возник обычай школьных спектаклей, который в свою очередь, получил широкое распространение на Руси [ 75, 104, 177]. Спектакли обычно давались три раза в год: на масленицу, на Страстной неделе и в конце учебного года. В школьный репертуар того времени прочно вошли три группы пьес: пьесы о святых, панегирические действа (исторические сюжеты) и моралите, которые соответствовали следующим основополагающим функциям: богословской, просвещенческой, морально-нравственной. Школьник был участником и актером всех представлений, находясь непосредственного внутри данного драматического пространства и подвергаясь тем самым педагогическому и назидательному влиянию. К богословской группе школьных пьес относят драмы рождественского и пасхального цикла - драма страстей Христовых, в основе сюжета которых лежит история рождения и крестной смерти Иисуса [110]. К данной группе также относят драмы о святых и мучениках: «Комедии на Рождество Христово»Дмитрия Ростовского, «Действие на страсти Христовы списанное», «Мудрость предвечная»,«АлексейБожий человек, диалог в честь царя и великого князя Алексея Михайловича»; пьесы Симеона Полоцкого -«О Навуходоносоре и трех отроках», «Комедия притчи о блудном сыне». К наиболее известным пьесам просвещенческой группы относятся такие драматические произведения, как «Владимир, славенороссийских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет евангельский приведенный» Феофана Прокоповича, где разворачивается драматический конфликт прогресса с обскурантизмом, невежественными и косными представлениями религиозного начала: князь Владимир и выступающие против него силы антагонизма в виде языческих жрецов Курояда и Жеривола). Одна из самых известных просвещенческих драм того времени - «Действо о семи свободных науках»(переложение «Сказания о семи свободных мудростях», созданного в первой половине ХУ1века), в которой прославляются такие знания, как грамматика, диалектика, музыка, риторика, арифметика,

геометрия, астрономия. К назидательной группе пьес относят драму Г.

14

Кониского «Воскресение мертвых», в основе которой лежит идея борьбы с недостатками и распущенностью нравов.

С появлением в России первого детского театра, организованного ученым-энциклопедистом А.Т. Болотовым в 1779 году, изменяется угол зрения на роль подростка в драматургическом процессе: подросток становится теперь не только зрителем, актером и непосредственным участником представления, как это происходило в школьной пьесе, но и одним из главных героев драматических произведений. Появляются первые пьесы, адресованные непосредственно подростку [85]. Таким образом, впервые возникает институт общественного детско-подросткового «зрительского театра», где ребенок воспринимает происходящее со стороны, то есть опосредованно. Начиная с пьес А.Т. Болотова, носивших воспитательный и назидательный характер, («Честохвал», 1779, «Несчастные сироты», 1780, «Награжденная добродетель», 1781), герои из абстрактных аллегорических персонажей, как это было в школьной драме-мистерии, превращаются в живых людей с индивидуальными характерами (герои же, вместе с тем, наделены либо резко отрицательными, либо резко положительными чертами характера) как, например, герои пьесы А.Т. Болотова «Несчастные сироты» [9]: добрая подросток Серафима и её маленький брат Ераст, жестокий помещик Злосердов, решивший завладеть наследством сирот, граф Благонравов, спасший детей или лгуны, хвастуны и невежды, которых высмеивает А. Болотов в пьесе «Честохвал». Пороки и добродетели, которые воплощают герои произведений, прослеживаются на уровне семантики их имен и фамилий: Злосердов - злосердие, Благонравов -благой нрав, Серафима - древнее библейское имя, с древнееврейского -огненная, пламенная, огненный шестикрылый ангел; Ераст - с греческого, любящий:

«Серафима. Ах, великий Боже! Что со мною теперь будет! Увы! я

несчастная! Оставленная от всего света, не знающая, куда голову

приклонить, не имеющая ни единого из смертных, кто б мог за меня

15

вступиться, и ни единого человека, к которому могла бы взять хоть

малейшее прибежище» [9]. <...>

«Злосердов. Готов самую кровь их пить. А из этого каналий, этого всему злу заводчика Родивонушки самые жилы велю тянуть. Возможно ли разрушать таким злодейским образом и в одну минуту все мои замыслы и

намерения. Что может быть досаднее!»[9] <...>

«Граф (поднимая Серафиму). А вы встаньте, сударыня, и перестаньте

беспокоиться. С сего часа почитайте себя от рук сего злодея

освобожденною и в совершенной свободе. Утри и ты, Родивон, свои слезы и

благодари вместе со мною небо, что оное вложило мне в мысль послать

сюда человека, а между тем допустила повстречаться с сею военною

командою, которую судьба, равно как нарочно, привела ко мне, чтоб сделать

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Щербакова, Надежда Сергеевна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Художественные произведения

1. Арбузов А.А. Драмы. М.: Советский писатель, 1983.

2. Архипов А. Дембельский поезд // Урал. - 2004. - №5.

3. Ахметзянова Г. Вечная иллюзия //Все будет хорошо: пьесы уральских авторов. Екатеринбург, 2005.

4. Ахметзянова Г. Выхода нет // Нулевой километр: пьесы уральских драматургов. Екатеринбург, 2004.

5. Ахметзянова Г. Прекрасное далеко // За линией: пьесы уральских авторов. Екатеринбург, 2008.

6. БогаевО. Dawn-way. Дорога вниз без остановок // За линией : пьесы уральских авторов. Екатеринбург, 2008.

7. Богачева А. Волшебная сила // Театральная библиотека Сергея Ефимова. 2007. URL: http://www.theatre-library.rU/authors/b/bogacheva/

8. Богачева А. Учиться, учиться, учиться // Нулевой километр: пьесы уральских авторов. Екатеринбург, 2004.

9. Болотов А.Т. Несчастные сироты: драма в 3-х-действиях. М.: Типография Московского университета, 178Г. 127 с.

10. Вампилов A.B. Пьесы. М.: Эксмо, 2004.

11. Где все? Сборник лучших шведских пьес для молодежи. М.:Гаятри, 2008.-288с.

12. Дёмина 3. Бог любит // Урал. - 2004. - №5.

13. Дёмина 3. Клубничный дневник // Урал. - 2011. - №6.

14. Дуус А. Теперь ты снова Бог// Скоро.Инфо: календарь христианских мероприятий.2010. URL: http://www.skoro.info/event.php?ID=9069/

15. Зощенко М. Ёлка // Хобобо: сказочная библиотека. 2012. URL:http://www.hobobo.ru/catalog/skazki_klassikov (дата обращения: 20.06.2013).

16. Карлинг Е. Ночь перед Рождеством или сказка стала былью// Хобобо: сказочная библиотека. 2012.

URL: http://www.hobobo.ru/catalog/skazki_klassikov (дата обращения: 03.05. 2013).

17. Кейн С. Жажда// Театральная библиотека Сергея Ефимова. 2010. URL: http://www.theatre-library.ru/authors/k/kane

18. Кейн С. Очищение// Театральная библиотека Сергея Ефимова. 2010. URL: http://www.theatre-library.ru/authors/k/kane

19. Кейн С. Подорванные // Театральная библиотека Сергея Ефимова. 2010. URL: http://www.theatre-library.rU/authors/k/kane

20. Кейн С. Психоз 4.48 // Театральная библиотека Сергея Ефимова. 2010. URL: http://www.theatre-library.rU/authors/k/kane

21. Кузмин М. Глиняные голубки: Третья книга стихов. Изд. 2-е /

Обл. работы Н.И.Альтмана. [Берлин]: "Петрополис", 1923.

161

22. Малашенко Н. Осторожно, листопад! //Арабески: пьесы уральских авторов. Екатеринбург, 1998.

23. Малашенко О. Fantasia (Фантазия) // Арабески: пьесы уральских авторов. Екатеринбург, 1998.

24. Малашенко О. Блестящие // Арабески: пьесы уральских авторов. Екатеринбург, 1998.

25. Маршак С., Васильева Е. Театр для детей. Сб. пьес. Краснодар: Изд-во Кубано-Черноморского отд. нар. Образования, 1922. -235 с.

26. Маршак С.Я.Театр для детей // www.skazki-basni.ru: подбор стихов, сказок и басен классиков мировой поэзии. 2013. URL: http://www.skazki-basni.ru/vestochkal .html.

27. Маршак С.Я. Собрание сочинений в 8 томах / Под ред. В.М.Жирмунского. Том 2. М.: Изд-во «Художественная литература», 1968. — 599 с.

28. ПановаВ. Собр. соч. Т.4. С. 182-313.

29. Павлова Н. Вагончик // Пьесы молодых драматургов: - М., 1989.

30. Пулинович Я. Учитель химии [Электронный ресурс] // LITMIR.net: электронная библиотека. 2012. URL:http://www.litmir.net/br/?b=136338 (дата обращения: 03.12.2013).

31. Пулинович Я. Наташина мечта // Урал. - 2008. - №6.

32. Соловьева П.С. Свадьба Солнца и Весны [Электронный ресурс] // Газета «Дошкольное образование» Издательского дома «Первого сентября».2007. URL: http://dob.lseptember.ru/article.php?ID=200600512 (дата обращения:03.05.2014).

33. Равенхилл М. Shopping and facking // Театральная библиотека Сергея Ефимова. 2012. URL: http://www.theatre-library.rU/authors/r/ravenhill

34. Равенхилл М. Откровенные полароидные снимки// Театральная библиотека Сергея Ефимова. 2012. URL: http://www.theatre-library.ru/authors/r/ravenhill

35. Родари Дж. Молодая картошка // Театральная библиотека Сергея Ефимова. 2006. URL:http://www.theatre-library.ru/authors/r/rodari (дата обращения: 04.09. 2013).

36. Розов B.C. В добрый час // Либрусек: электронная библиотека. 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/386174/read

37. Розов B.C. Традиционный сбор// Либрусек: электронная библиотека. 2009. URL: http://lib.rus.ec/a/10555

38. Розов B.C. Кабанчик // Совр. драматургия. 1987. №1.

39. Розов B.C. В поиска радости // ЛитМир: электронная библиотека. 2008. URL:http://www.litmir.net/br/?b=37549 (дата обращения: 03.11. 2013).

40. Сапурина Т. Банка Сахара // Урал - 2012. - № 6.

41. Северский А. Скин // Modernlib.ru: электронная библиотека. 2008. URL: http://modernlib.ru/books/severskiy_artem/

42. Сигарев В. Божьи коровки возвращаются на землю // Театральная библиотека Сергея Ефимова. 2012. URL: http://www.theatre-library.ru/files/s/sigarev_vasiliy/sigarev_vasiliy_6.html

43. Сигарев В. В моем омуте // Театральная библиотека Сергея Ефимова. 2012. URL: http://www.theatre-library.rU/authors/s/sigarev_vasiliy

44. Сигарев В. Пластилин // Репетиция: пьесы уральских драматургов. Екатеринбург, 2002.

45. Чичканова А. Нулевой километр // Нулевой километр: пьесы уральских драматургов. Екатеринбург, 2004.

46. Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. М.: Самовар, 2012.

47. Шварц Е.Л. Дракон, Клад, Тень, Два клена, Обыкновенное чудо и другие произведения. М.: Гудьял-пресс, 1999. - 638 с.1.. Общетеоретические работы. \

48. Щекочихин Ю. Ловушка № 46, рост второй // Молодёжная эстрада. 1987.-№ 2.

49. Элинек Е. Перед закрытой дверью. Спб.: Симпозиум, 2009. 2. Словари

50. Балаган // Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-

энциклoпeдия.2002.URL:http://www.kтugosvet.ш/enc/kultura_i_obrazovanie/teat r_i_kino/B ALAGAN.html

51. Вёльфлин Генрих. Основные понятия истории искусства. М.: Academia, 1930.

52. Вертеп // Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.2000.

URL:http.7/www.kmgosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kinoA^ERTEP.ht ml

53. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

54. КолядаН.В // People su. 2010. URL: http://www.people.su/55451/

55. Краткаяэнциклопедиясимволов. Птицы // PeterGreifSymbolarium. 201 l.URL:http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9F%Dl%82%D0%B8% D1 %86%D 1 %8В/

56. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.

57. Литературный энциклопедический словарь терминов и понятий. М., 2003.

58. Мифологическая энциклопедия. URL: http://myfhology.info/contens.html.

59. Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991.

60. Раек // Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. 2000. URL:http://www.kmgosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/RAEK.html

61. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М.И. Андреева, Н.Э. Звенигородской, A.B. Мартыновой и др. М., 2001.

62. Театральная энциклопедия в 5-ти тт. / Под ред. С.С.Мокульского. -М., 1961-1967.

63. «In-yer-face-Theatre» // Academic dictionaries and encyclopedias. 2008. URL: http://en.academic.ru/dic.nsf/enwiki/701998

3. Учебники, учебный пособия, монографии, статьи в сборниках научных трудов

64. Абрамкж С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1976.

65. Айхенвальд Ю. Отрицание театра // В спорах о театре: сборник статей.- М.,1914.-С. 13.

66. Алексеева Е., Москалева Е. Семейные сцены, комнатные драмы. «Молодая» драматургия второй половины 70-х годов. В кн.: Молодой Ленинград. Л., 1983.

67. Андреев Л.Н. Письма о театре. СПб, 1914.

68. Аникст А. История учений о драме. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

69. Аникст А. История учений о драме. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М., 1967.

70. Антонен Арто. Театр и его двойник. / Пер. с фр., комм. С.А.Исаева. М.: Мартис, 1993.

71. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студентов высших и сред. пед. учеб. Заведений. М.: ACADEMIA: Высшая школа, 2000.-471 с.

72. Балухатый. Проблемы драматургического анализа. Чехов. - Л.: «ACADEMIA», 1927.

73. Бальмонт К.Д. Элементарные слова о символической поэзии // Lib.ru/ Классика: библиотека Максима Мошкова. 2005. URL: http://az.lib.rU/b/balxmont_k_d/text_0340.shtml

74. Бахтина В.А. Об активности героя русской волшебной сказки //Фольклор народов РСФСР: Межвуз. сб. Вып.З. - Уфа, 1976. - С.23 - 27.

75. Бегунов Ю.К. Ранняя русская драматургия (конец XVII первая половина XVIII в.) // История русской драматургии XVII - первая половина XIX века. Л.: Наука, 1982.

76. Белинский В. Г. О детской литературе / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А.Добролюбов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дет. лит., 1983.

77. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 19-20.

78. Беляева М.И. В спорах о драматургии /Из истории полемики 30-х гг/. -В кн.: Литература правды и мечты.-Кемерово, 1966, с.73-68.

79. Бентли Э. Жизнь драмы. - М.: Айрис-Пресс, 2004.

80. Берковский, Н. Литература и театр/ Н.Берковский. М.: Искусство, 1967. -215с.

81. Блок В. Система Станиславского и проблемы драматургии.— М., 1963.

82. Блок, В.Д. Диалектика театра: Очерки по теории драмы и ее сцен воплощения / В .Д.Блок. -М.,1983. -315 с.

83. Богуславский А., Диев Вл. Традиции советской драматургии и современность. В кн.: О современнике и современности. Рус-кая советская драматургия наших дней. (Под. ред. Богуславского А.О. и Кузнецова М.М.). М., 1964.

84. Богуславский А.О., Диев В.А. Путь русской советской драматургии. М.: Знание, 1959.

85. Болотов, А.Т. Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и её детьми, сочинённые для поспешествования истинной пользе молодых людей. Ч. 1, 2. М.: Типография Московского университета, 1776-1779.

86. Болотян И. Жанровые модификации новейшей русской драмы: опыт типологического описания // Новейшая драма рубежа 20-21 вв.: проблема конфликта. - Самара: Универс групп, 2009.

87. Бугров Б.С. Дух творчества. Об отечественной драматургии конца века

// Русская словесность. — 2000. — № 2.

166

88. Бугров, Б.С. Герой принимает решение. Движение драмы от 50 - х годов / Б.С.Бугров. М.: Советский писатель, 1987. - 366 с.

89. Бугров, Б.С. Русская советская драматургия. 1960-1970-е годы / Б.С.Бугров. - М.: Высшая школа, 1981. - 286 с.

90. Бугров, Б.С. Современная русская драматургия: тенденции развития / Б.С.Бугров // Научные доклады филологического факультета МГУ. - 1998. -Вып. 2.-С. 135-149.

91. Буряк Б. Художественный идеал и характер. -М.: Советский писатель, 1971, с.183.

92. Бушканец, JI.E. Чехов как источник раздражения для современной драмы / Л.Е.Бушканец // Современная российская драма: Материалы Международной научной конференции. Казань, 2008. - С. 19-32.

93. Валеев Д.Н. О драматическом конфликте. -В сб.: Природа конфликта в современной советской драме. -М.: 1974, с.97-99.

94. Ведерникова Н.М. Мотив и сюжет в волшебной сказке // Филол. науки. 1970. №2.-С. 57-65.

95. Вишневская И.Л. Трудовые будни в свете рампы. Пьесы и спектакли 70-х годов. -М.: Искусство, 1982. -158 с.

96. Владимиров C.B. Действие в драме. СПГАТИ, 2007.

97. Владимирский Б.А. Единство действия в современной советской пьесе и драматическом спектакле: Ленинградок, гос. ин-т музыки и кинематографии. -Л.: 1977, -20 с.

98. Глушкин О.Б. Болотовское начало // Lib.ru: библиотека Максима Мошкова. 2009. URL: http://lit.lib.rU/g/glushkin_o_b/text_0040.shtml

99. Голдовский Б. История драматургии театра кукол // Театральная библиотека.2012.URL:http://lib.vkarp.com/tag/%D0%B A%D 1 %83%D0%BA%D 0%BE%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80/

100. Гончарова-Грабовская С. Комедия в русской драматургии конца XX — начала XXI века. М., 2006.

101. Горбунова Е. Вопросы теории реалистической драмы. -М.: Советский писатель, 1963, с. 163-164.

102. Горбунова E.H. Вопросы теории реалистической драмы, /о единстве драматического действия и характера/. -М.: Советский писатель, 1963. -511 с.

103. Горбунова E.H. Характер современного героя и проблемы новаторства. -В сб.: О современнике и современности. -М.: Искусство, 1964, с.84.

104. Гребешок В.П. Панегирические произведения первой четверти XVIII века и их связь с петровскими преобразованиями // Панегирическая литература петровского времени: Исследования и тексты / Под ред. O.A. Державиной.-М.: Наука, 1979.

105. Громова М.И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века. М.: Флинта, 2009.

106. Громова М.И. В поисках современной пьесы // Литература в школе. -1996. -№3.

107. Громова, М. Русская современная драматургия: Учебное пособие/ М.И.Громова. М.: Флинта, 2003. - 264 с.

108. Давыдова М. Из жизни одноклеточных./ Культурная эволюция. 20.03.2009.

109. Демин A.C. Эволюция московской школьной драматургии // Пьесы школьных театров Москвы. Ранняя русская драматургия (XVII первая половина XVIII в.). - М.: Наука, 1974.

110. Державина O.A., Демин A.C., Робинсон А.Н. Появление театра и драматургии в России XVII в. // Первые пьесы русского театра. Ранняя русская драматургия (XVII первая половина XVIII в.). - М.: Наука, 1972.

111. Дмитриев Ю.Л. О типах конфликтов.-В сб.: Природа конфликта в современной советской драме. -М.: 1974. с. III.

112. Дмитриев, Л.А. Законы драматургии: Теория и метод творчества / Л.А.Дмитриев. М., 1998. ~ 302 с.

113. Долженко Л.В. Рациональное и эмоциональное в русской детской

литературе 50 - 80-х гг. XX века. Волгоград: Перемена, 2001. - 239 с.

168

114. Домашний детский театр. В 2-х ч. М., 1856.

115. Драма и театр: Сб. науч.тр./Твер. гос. ун-т, Тверь, 2009.

116. Дубнова, М. Чудо, деньги, любовь. Основные ценности девяностых в популярных пьесах десятилетия / М. Дубнова // Вопросы литературы. 2003. -№ 6. - С. 57-77.

117. Дубровина С.Н. «Театр слова» и драматургия Бернар-Мари Кольтеса // Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Материалы Пятых Андреевских чтений. Под редакцией H.H. Андреевой, H.A. Литвиненко и Н. Т. Пахсарьян. М., 2007. С. 258 -269.

118. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, 2010.

119. Жибуль В.Ю. Художественный космос детской поэзии Поликсены Соловьевой // Вестник БГУ. - 2006. - №5.

120. Журчева О.В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме XX века. - Самара: СГПУ, 2007. - 418 с.

121. Журчева, О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии XX века: Учебное пособие / О.В.Журчева. Самара, 2001. - 248 с.

122. Зайцева И.П. Поэтика современного драматургического дискурса. М., 2002.

123. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1973.

124. Зноско-Боросвкий Е.А. Борьба с натурализмом. Русский театр начала XX века. Прага, 1925.

125. Зубков Ю.А. Герой и конфликт в драме: Статьи о современной драматургии. -М.: Сов. писатель, 1975.

126. Иванов А. Сельма Лагерлеф и русская культура // Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. 2008. URL: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2008/5/Ivanov_Lagerlof/

127. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. - М.: Высшая школа, 1984.

128. Исаева Е. Великие прописные истины // Шварц Е. Сказки для театра. M., 1999.-С. 5-16.

129. Игцук-Фадеева, Н.И. Заглавие в драматическом тексте: к постановке проблемы/ Н.И.Ищук-Фадеева // Театральная книга между прошлым и будущим: Сборник докладов участников Четвертых чтений / Сост. А.А.Колганова. М., 2002. - С. 234 - 245.

130. Капмановский Е.С. Познание быта // Мир советской драмы: сборник научных трудов. М., 1985.

131. Карягин A.JI. Драма как эстетическая проблема. - М. : Наука, 1971.

132. Катышева Д.Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2001.-204 с.

133. Кисилев И. Конфликты и характеры, -м.: Советский писатель, 1957. -342 с.

134. Кислова JI.C. «Русский рейгтайм» в пьесе О. Богаева «Dawn-way. Дорога вниз без остановок» // Литература Урала: история и современность : Сб. науч. тр. / Под ред. Е.К. Созиной. Екатеринбург, 2010.

135. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии. М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2010.

136. Колганова A.A. Национальные фобии «новой драмы». М.: Фаир-пресс, 2006.

137. Костелянец Б.О. Драма и действие. М.: Совпадение, 2007.

138. Костелянец В.О. Лекции по теории драмы. Драма и действие. Л., 1976.

139. Кравцов Н.И. Сказка как фольклорный жанр. // Специфика фольклорных жанров. М.: «Наука», 1973. - С.68 - 84.

140. Красногоров B.C. Четыре стены и одна страсть. Поэтика драмы// Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова. 2011. URL: http://lit.lib.rU/k/krasnogorow_w_s/theory_of_dramadoc. shtml.

141. Крымова H. «Кабанчик» среди других // Советский театр. 1987. №4. С.

142. Лаврентьев А.Н. Алексей Ган. М.: С.Э. Гордеев, 2010.

170

143. Лазарева Е.Ю. Нравстенно-этическая проблематика в пьесах «молодёжной» тематики драматургии 1980-начала 1990-х гг. Москва, 2012.

144. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учебное пособие: В 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М.Н.Липовецкий. М., 2003. - 210 с.

145. Липовецкий М, Боймерс Б. Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты «Новой драмы». - М.: Новое литературное обозрение, 2012.

146. Липовецкий М. Перформансы насилия: «Новая драма» и границы литературоведения // Новое литературное обозрение. — 2008. — № 89.

147. Луначарский A.B. Статьи о советской литературе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1971.

148. ЛюбинскийИ. Л. Театр для детей. Облик героя в советской драматургии для детей и юношества. М.: «Детская литература», 1965. - 144 с.

149. Любинский И.Л. Очерки о советской драматургии для детей. М.: Детская литература, 1987. - 239 с.

150. Макарьев Л.Ф. О задачах театров для детей // Театр и дети. Вып. VII. -М., 1976.-С. 29-32.

151. Макки Р. История на миллион долларов. М.: Альпина нон-фикшн, 2008.-456 с.

152. Маленький театр. Пьесы для домашних и школьных постановок (сказки, феерии, водевили, комедии, пьесы, сценки XIX -начала XX века). -Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М, 2003. - 320 с.

153. Малиновская Е.О. Типы конфликта в драматургии Велимира Хлебникова // Veni Vidi Vici: информационно-образовательный портал. 2012. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-19132.html?page=l0

154. Мамаладзе М. Театр катастрофического сознания: о пьесах -философских сказках Вячеслава Дурненкова на фоне театральных мифов вокруг «новой драмы» // Новое лит. Обозрение. 2005. №73.

155. Маршева B.B. Гипернатурализм в современной «новой драме» // RuStudent.com: образовательный портал для студентов. 2012. URL: http://rustudent.com/gipernaturalizm-v-sovremennoy-novoy-drame/

156. Мастерство писателя. Антология журнала «Литературная учеба». 2005.

157. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. -Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 1980. 296 с.

158. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. -М.: Изд-во восточной литературы, 1958. — 264 с.

159. Мережинская А. Ю. Русская драматургия «поколения 90 - х»: картина мира, конфликт, герой // Библия и культура, Черновцы, Изд. Чершвецький Нацшольний Ушверситет. 2010.

160. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. - М.: Владос, 1999.

161. Минералова И.Г. Детская литература. М.: Владос, 2007.

162. Митта А.Н. Кино между адом и раем. М.: Зебра, 2008.

163. Михалева, Т. И. Человек в беде: тема: «Подросток и преступление в современной художественной литературе» / Т. И. Михалева // Школьная библиотека. - 2009. - № 4-5. - С. 64-72.

164. Молодежный театр в России и Швеции // Livebook. 2008. URL: http://www.livebooks.ru/events/teatr_international/

165. Муратов С.А. Пристрастная камера. Границы портрета. М.: Аспект Пресс, 2004.

166. Новая драма: [пьесы и статьи] / [вступ.ст. Е.Ковальской].- Спб.: Сеанс; Амфора, 2008.-511 с.

167. Основин В.В. Особенности психологической драмы. (В связи с проблемой жанровой классификации. В кн.: Метод и матерст-во. Вып. Т. Вологда, 1970.

168. Павлов К. Конфликт в сценариях театрализованных представлений // Veni Vidi Vici: информационно-образовательный портал. 2008. URL:

http://www.vevivi.ru/best/Konflikt-v-stsenariyakh-teatralizovannykh-predstavlenii-refl 80055.html

169. Панова В. Понять детскую душу // Funeral-SPB.ru. 2006. URL: http://funeral-spb.narod.ru/necropols/komarovo/tombs/panova/panova.html

170. Петров Ю.В. О типах и моделях конфликтов. -В сб.: Природа конфликта в современной советской драме. -М.: 1974.

171. Петрова З.М. Идейно-нравственные искания русского советского драматургического театра 70-х годов. В кн.: Художественное творчество в утверждении социалистического образа жизни. М., 1979.

172. Пименов В. Сформированный эпохой. Положительный герой в жизни и драме. Литер. Россия, 1983.

173. Пименов Вл. Жизнь, драматургия, театр: Статьи. М.: Сов. писатель, 1966.

174. Половинкина О. Новая драма: Генрик Ибсен // Литература. - 2004. - № 41.

175. Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. Учебн. пособие для студ. театр, ф-тов. -М.: ГИТИС, I960. -118 с.

176. Поспелов Г.Н. Жанровое новаторство советской драматургии. - Театр, 7, 1975, с. 83-88 /О жанре героической драмы и утверждающей комедии в советской драматургии/.

177. Премии И.П. Театр и драматургия начала XVIII века // История русской литературы: В 10 т. Т. III. Ч. 1: Литература XVIII века. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1941.

178. Пропп В.Я. Морфология «волшебной сказки». М.: Лабиринт, 1998.

179. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-366 с.

180. Радищева O.A. Герой жизни, герой пьесы и спектакля. - М.: Знание, 1973.

181. РазоваВ.Д. Советская детская драматургия для детей. Учебное пособие. Л.: ЛГИК, 1978. - 80 с.

182. Реутова Л.И. Стилевые поиски современной русской советской драмы /1960-е годц/. -М.: 1973.

183. Рогова В.Е. Фольклорные основы пьес С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» и «Горя бояться — счастья не видать» // Сибирский фольклор. -Вып.З.-Новосибирск, 1976.-С. 104-118.

184. Садыкова-Грачева, Д. О советской лирической драме 50-60-х годов / Д.Садыкова-Грачева. Ташкент, Фан, 1972. - 92 с.

185. Сахновский-Панкеев, В. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь / В.Сахновский-Панкеев. Л.: Искусство, 1969. - 224 с.

186. Телятникова Г.Г. Условные приемы в советской психологической драме 1950-х 1960-х годов. Вопросы историзма и художественного мастерства, 1976, вып. I, с. 132-149.

187. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Ленинград, Искусство 1980.

188. Толстой А.Н. О драматургии ( Доклад Первому съезду писателей). М., 1986.

189. Турицын В. Н. Современная Англия в фильмах Тони Ричардсона (рус.).Мифы и реальность: Буржуазное кино сегодня. / Сборник статей Вып. 2. Искусство (М., 1971)

190. Уколова Л. Е. Специфика драмы (системный аспект анализа): Учеб. пособие / Днепропетров. гос. ун-т им. 300-летия воссоединения Украины с Россией.—Днепропетровск, 1991.

191. Финк Л.А. Леонид Леонов и проблемы советской трагедии как жанра. -В кн.: Совершенствовать методы преподавания литературы. Сб. статей. -Куйбышев, 1962, с.57-76.

192. Фролов В.В. Жанры советской драматургии. - М.: 1957.

193. Фролов В.В. Очерки истории советской драматургии. Т. 1,2. -М.: Искусство ,1963.

194. Хайченко Г.А. Страницы истории советского театра. М.: Искусство, 1983.

195. Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). - М.: Издательство МГУ, 1986.

196. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. - М.: Высшая школа, 2002.

197. Хаустов Н. Своеобразие конфликтов и характеров советской психологической драмы. -В кн.: Проблема творческого метода. Тюмень, 1979, с.43-53.

198. Хаустов Н.Т. Современная советская психологическая драма /Некоторые проблемы поэтики жанра/: Автореферат на соискание уч. степени канд. филол. наук.-Томск, 1972.-21 с. Томск. Гос. ун-т им. В.Куйбышева.

199. Холодов Е.Г. Проблемы теории советской драматургии и театра. -М.: 1969. -39 е.-18071. Холодов Е.Г. Лицо театра. Статьи и рецензии разных лет. -М.: Искусство, 1979. -327 с.

200. Хосе де Гойя Ф. Сон разума рождает чудовищ // kultura-iskusstvo.ru: статьи о культуре и искусстве. 2012. URL: http://zdos.rn/kultura/view_art.php7icNl 12&cat=znamenitie_ludi

201. Храпченко М.Б. Проблемы советской драматургии. Литература и искусство, 1943, № 23.

202. Четина Е. «Новая драма» 2000 -х годов: проблемы и стратегии развития // Новейшая драма рубежа 20-21 в.: проблема конфликта. — Самара: Универс групп, 2009.

203. Чухман Е.К. Концепция личности в современной советской драматургии: Герой и конфликт. -В кн.: Проблема личности и общества в современной литературе и искусстве. Сб. ст.-М.: 1967.

204. Шкловский В. Техника писательского ремесла. - М. - Л.: Молодая гвардия, 1928.

205. Явчуновский Я.И. Драма вчера и сегодня: Жанровая динамика. Конфликты и характеры. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980.

206. Ярмолинская O.A. Театр детства, отрочества и юности. Статьи о театре

для детей. М.: Всероссийское театральное общество, 1972.

175

4. Труды по философии и религии

207. Евангелие от Луки 10: 25-37. М.: Благовест, 2001.

208. Евангелие от Матфея 15:14. М.: Благовест, 2001.

209. Псалом 50 - покаянный псалом Давида // Православие и современность: информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви. 2004. URL: http ://lib. eparhia-saratov.ru/books/noauthor/prayerbook/12.html

210. Святитель Тихон Задонский. Плоть и дух // НИ-КА: сайт православного христианина. 2006. URL: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=plotiduh

211. Феофан Затворник. Письма о разных предметах веры и жизни // НИКА: сайт православного христианина. 2006. URL: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=prpva

212. Pagez.ru. Душа умирает, когда её оставляет Бог // Pagez.ru: православный портал. 2007. URL: http://www.pagez.ru/ds/smertdu.php

5. Авторефераты и диссертации

213. Володина М.Г. Драматургия В.С.Розова 1949-1964 годов. Ташкентский гос. пед. ин-т им. Низами. Диссерт. канд. филол. наук, утв. в Ташк. гос. ун-те им. В.И.Ленина 18.IX.1969. -292 л.

214. Гилёва Е.Ф. Пути развития русской драматической сказки конца XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва, 2011.

215. Екимова Т.А. Поэтика русской драматической сказки 30-40 гг. XX века в свете современной теории литературного фольклоризма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Челябинск, 1995.

216. Исаева Е.Ш. Жанр литературной сказки в драматургии Евгения Шварца: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1985. 16 с.

217. КорзовЮ.И. Советская драматургия 1960 - 1980-х гг.: конфликт, действие, характер. Проблема театрально-драматургической выразительности: Автореферат дис.. докт. филол. наук. Киев, 1991.

218. Лазарева Е.Ю. Особенности художественного мира Н. Коляды в контексте исканий драматургии 1980-1990 гг.:Дисс. ... канд. филологических наук - М.: Московский педагогический государственный университет, 2010.— 185 с.

219. Николаева С.Ю. Пасхальный текст в русской литературе XIX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва, 2004.

220. Новицкая И.Я. Шведская литературная критика и журналистика о становлении детской и юношеской литературы Швеции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва, 2007.

221. Отургашева Н.В. -Концепция личности в современной советской драматургии: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Томск, 1985. - 17 с.

222. Пригожина Л.Г. Советская театральная сказка (Проблемы становления). Автореф. дис. канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМИК, 1975. -23 с.

223. Сендюков С.Д. Герой и нравственный конфликт в советской драматургии 70-х годов. Автореф. дис. канд. филол. наук. - М.: 1979, -23 с.

224. СушилинаИ.К. Тенденции жанрового развития в русской советской драматургии 60-х годов. Автореф. дис. на соиск. уч.степени канд.филол.наук. -М.: 1975. -26 с. МГУ им. М.В.Ломоносова.

225. Фадеева Н. И. Конфликт как организующий принцип художественного единства драматического произведения: (На материале рус. и западноевроп. драмы конца XIX — начала XX в.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10. 01. 08). М., 1984.

226. Шлейникова, Е.Е. Драматургия О.А. Богаева в контексте русской драмы рубежа ХХ-ХХ1 веков: Автореферат дисс. . кандидата филол. наук / Е.Е.Шлейникова. — Санкт-Петербург, 2008. - 151с.

6. Статьи в периодических изданиях и интервью

227. Алпатова И. Каждый пишет, что он слышит: Современная драматургия по-прежнему на обочине // Культура. 1999.- 5-11 августа (№ 28).

228. Антонов 3. Традиционный сбор. Портрет драматурга Виктора Розова глазами его друзей. -Театр, 1983, № 9.

229. Арбузов А. Страницы нашей жизни. Литературная газета, 1978.

230. Бегунов, В. Дрознин А.: Зеркало для бомжей, или О том, как маргиналы себя утешают / В.Бегунов // Современная драматургия. — 1997. — №1. — С. 214-219.

231. Бнерджесс Мелвин. Что писать для подростков? //Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино. 2012. URL: http://deti-inostranki.livejournal.com/84115.html.

232. Болотян И. «Новая драма» между жизнью и Интернетом // Современная драматургия. — 2008. — № 1.

233. Болотян И. «Новая драма»: жизнь в текстах // Современная драматургия. — 2006. — № 1. — С. 158-170.

234. Бочаров А. Круги художественного конфликта. -Вопросы литературы, 1974, № 5, с. 41-42.

235. Вишневская И.Л. Человек и его дело. /О герое современной драмы/. -Новый мир, 1976, № 6.

236. Вырыпаев И. Я не Чацкий: Интервью с Мариной Дмитриевской // Рос. газ. 2003. 4 авг.

237. Горбатова И. БОЗтояние театра для детей России // Драматешка: архив детских пьес. 2011. URL: http://dramateshka.ru/index.php/education/3361-ii-gorbatova-sostoyanie-teatra-dlya-deteyj-rossii/

238. Журчева O.B. «Децентрализация» героя как стратегия русской драмы второй половины XX - начала XXI веков //Современная драматургия (конец XX - начало XXI вв.) в контексте театральных традиций и новаций: Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2011. - С. 13 - 20.

239. Забалуев, В., Зензинов, А. Новая драма как драма нового / В.Забалуев,

А.Зензинов //Современная драматургия. — 2003. — № 4. С. 128-131.

178

240. Заславский, Г. «Бумажная» драматургия: авангард, арьергард или андеграунд современного театра? / Г.Заславский // Знамя. 1999. — № 9. С. 195-201.

241. Заславский, Г. Современная пьеса: на полпути между жизнью и сценой // PRO SCENIUM. Вопросы театра. 2007.

242. Злобина, А. Драма драматургии. В пяти явлениях, с прологом, интермедией и эпилогом / А.Злобина // Новый мир. 1998. - № 3. - С. 189 -207.

243. Зорин, А. Круче, круче, круче.: История победы: чернуха в культуре последних лет / А.Зорин // Знамя. 1992. - № 10. - С. 198 - 204.

244. ИА «Апельсин». «Дембельский поезд Александра Архипова»// Apelcin.ru: информационное агентство. 2004. URL: http://apelcin.ru/view/12526-dembelskij-poezd-aleksandra-arxipova.html.

245. Киселев Ю. Ответственность перед детством. // Современная драматургия. 1984. - №4. - С. 204 - 207.

246. Клавдиев Ю. Новое поколение — реальность или фикция? / Беседу ведут молодые корреспонденты О. Жиленко, К.Костина, М. Минина // Современная драматургия. — 2008. — № 3.

247. Кукулин И. Европейский театр 2000-х годов: Социальная критика и поэтика мистерии // Новое литературное обозрение. — 2005. — № 73*3.

248. Максимова В., Серебренников К. Новая драма, «Мещане» и другие... // Страстной бульвар. 10, 2003. №3. С.63.

249. Мягкова И. И праздник, и урок. Заметки о спектаклях для детей // Правда. 1982, 30 сентября. - № 273. - С.6

250. Руднев П. Николай Коляда, солнце русской драматургии // Взгляд: деловая газета.2006. URL: http://vz.rU/columns/2006/2/21/23248.html.

251. Рыбикова А: «Важен театральный процесс. А он - идет» // TEATRE: театральный портал. 2010. URL: http://teatre.com.ua/modern/alla-rybykova-vazhen-teatralnyj-protsess-aon-ydet

252. Селецкис И // CULTIN: электронный журнал.2010. URL: http://www.cultin.ru/films-ulica-poperechnaya-film

253. Соколянский А. Сорвавшася трагедия // Театральный смотритель: электронный журнал. 2003. URL: http://www.smotr.ru/net/2003/net2003_448.htm

254. Соколянский, А. О свежей крови / А.Соколянский //Профиль. — 2003. 17 ноября. - С. 36 - 37.

255. Солнцева А. Реформатор на все времена // Театр. - 2012. - №8. - С.10-17.

256. Стефани Н. Олег Лоевский. Опыт театральных лабораторий // BYRYAD.FM. 2013. URL: http://minkultrb.ru/news/detail.php?SECTION_ID=95&ELEMENT_ID=4865

257. Титова О. Злата Дёмина: «Может, я ненормальная...» //Полит74: информационно-аналитическоеагентство.2007.1ЖЕ: http://www.polit74.ru/archives/3783.html.

258. Угаров, М. Театр для всех [Электронный ресурс] / М. Угаров // Искусство кино. - 2007. - № 3. - Режим доступа: www.kinoart.ru/ magazine/03-2007/experience/ugar0703/.

259. Уолш Э. Дискосвиньи // Киноман: еженедельный журнал. 2001. URL: http://www.cinema.vrn.ru/reviews/discopigs.shtml

260. Хакимова Д. Дискретность как характерная черта российской «новой драмы» // Современная драматургия. — 2008. — № 3.

261. Хакимова Д. Новая драма устами филологов/ ZAART. Журнал создателей и потребителей искусства. 04.02.2008.

262. Шахматова Т. Рождение конфликта из потока саморефлексии. Теория // Современная драматургия. — 2009. — № 2.

263. Шведский институт. Шведские книжки для детей не избегают трудных вопросов// http://sweden.se/ 2013. URL: weden.se/other-languages/russian/Childrens-Literature-Russian-low-resolution.pdf

264. Шендерова А. Драма времен Интернета и мобильника // Итоги. 2003. №14. 8 апреля.

265. Шимадина М, Угаров М. Театр для всех/ Искусство кино. №3, март 2007.

266. Эрнандес Е. Драматургия, которой нет //Современная драматургия. -1992.-№3-4.

267. Юров П. Как делать театр без театра, http://www. http://kievreport.eom/columns/318/, 11.11.2011.

268. Allbest.ru. Театр B.C. Розова и социально-психологическая драматургия // Allbest.ru: On-line библиотека.2011. URL:http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65635b2bc78a4c53b89521306c37_0. html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.