Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Скрябина, Екатерина Германовна

  • Скрябина, Екатерина Германовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 279
Скрябина, Екатерина Германовна. Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Магнитогорск. 2009. 279 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Скрябина, Екатерина Германовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ДОМРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА.

1.1. Происхождение, место и роль домры в народной инструментальной культуре.

1.2. Усовершенствование инструмента и возникновение академических форм домрового исполнительства.

Глава II. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДОМРОВОГО ИСКУССТВА.

2.1. Становление искусства игры на домре в свете достижений отечественной практики и теории музыкального исполнительства в XX веке.

2.2. Раскрытие выразительных и виртуозных возможностей домры в ранних сочинениях.

2.3. Домровые исполнительские школы: пути развития

2.4. О проблемах развития домрового исполнительства на современном этапе.

Глава III. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОЗДАНИИ ОРИГИНАЛЬНОГО ДОМРОВОГО РЕПЕРТУАРА И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА.

3.1. Новый подход к преломлению фольклорного начала.

3.2. Расширение художественно-образного пространства в исполнительском творчестве домристов.

3.3. Обогащение темброво-колористических средств домрового искусства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития»

Одной из важнейших задач российского общества в XXI веке является духовное развитие народа, которое издревле во многом осуществлялось благодаря непосредственному общению личности с искусством, с богатейшей сферой художественного творчества, в частности, музыкального.

Музыка, обладающая высоким духовным содержанием, на протяжении всей истории цивилизации служит неизменной спутницей человека — той мощной силой, которая, воздействуя на его внутренний душевный мир, способствует становлению нравственных и этических качеств, эстетически воспитывает, обогащает творческий потенциал. Поэтому музыка в ряду искусств занимает особое положение в силу своей всепроникающей возможности тончайшего влияния на эмоциональный мир человека, его чувства и мысли, их претворение в поведении, общении с другими людьми и творческой деятельности.

Важнейшая роль в музыкальном искусстве принадлежит исполнительскому творчеству музыкантов, в результате которого музыка, музыкальные произведения анимируются, становятся реалиями звуковой действительности.

В XX веке музыкально-исполнительское искусство в известной мере обрело самостоятельный статус как особая область выявления художественно-творческих возможностей музыканта в плане самобытного истолкования (интерпретации) музыкальных произведений и виртуозного владения инструментом.

Народно-инструментальное искусство занимает значительное место не только среди различных видов музыкально-исполнительского искусства, но и в музыкальной культуре в целом. Во все времена оно было весьма заметным социокультурным явлением; сейчас же, в пору глубоких общественных перемен, его духовно-эстетические функции и роль в художественно-культурном развитии общества стали особенно значительными.

Ныне, на рубеже двух тысячелетий, повсеместно отмечаются столетние юбилеи создания усовершенствованных и реконструированных в русле академической письменной традиции исполнительства русских народных музыкальных инструментов, их сольно-концертных разновидностей, отвечающих требованиям современных концертных залов: балалайки в 1887 году, трехструнной (малой) домры в 1896 году, баяна в 1907 году. Перешагнув вековой рубеж своего существования в этом обновленном виде, русские народные инструменты, безусловно, доказали свою огромную социальную значимость, художественную ценность и жизнеспособность.

Однако истоки искусства игры на русских народных инструментах, пути их становления в качестве академических, тенденции развития и особенности репертуара, в частности, специфика исполнительства на малой (трехструнной) домре, являющейся не только оркестрово-ансамблевым, но и сольно-концертным инструментом, в отечественном музыкознании еще мало исследованы. Так, нет работ, посвященных изучению особенностей пути, пройденного домровым искусством, специфике ведущих исполнительских школ, обосновавших необходимость нового подхода к преломлению фольклорного начала в творческо-исполнительской практике домристов, обогащения выразительных и виртуозных средств домрового исполнительства, расширения художественно-образного пространства в оригинальных сочинениях для домры. Сказанным обусловлена актуальность настоящего диссертационного исследования.

Необходимость специального исследования домрового исполнительского искусства становится еще более очевидной в результате ознакомления с литературой, относящейся к данной теме. Материалы, посвященные домровому искусству, в частности исполнительству, крайне немногочисленны. В библиографических источниках не обнаруживается ни одной крупной работы, посвященной отечественному домровому искусству как целостному явлению, включающему творчество, исполнительство и образование в этой области музыкального искусства. Вместе с тем, определенный интерес представляют отдельные работы, где в разной степени обособленности ставятся или затрагиваются вопросы, касающиеся некоторых сторон данного вида музыкального искусства. Эту литературу можно дифференцировать на: 1) этнографическую; 2) историко-биографическую; 3) монографическую; 4) нотно-методическую.

Так, в этноинструментоведении накоплены серьезные наблюдения, связанные с вопросами бытования домры в русском фольклоре. В трудах А. Фа-минцына и Н. Привалова, опубликованных на рубеже XIX—XX столетий, выявлены важные особенности происхождения и функционирования домры в народной музыкальной практике, обстоятельно изучены ее взаимосвязи с другими национальными грифными инструментами, дано описание конструкции инструмента и способов игры на нем (192; 193; 155). Несколько позднее появилась работа К. Верткова (45), в которой достаточно подробно рассматриваются вопросы существования домры в народно-инструментальной культуре на протяжении ряда веков.

Большое значение для изучения народного инструментализма имеют труды и, особенно, докторская диссертация М.И. Имханицкого «Формирование и развитие русской народной инструментальной культуры письменной традиции» (82). В этом исследовании ученый опроверг существовавшее до того мнение об отсутствии полноценных и исторически достоверных изображений домр и выдвинул гипотезу «о модификации домры в балалайку как эволюции единого грифного щипкового инструмента» (82, 17), обосновав ее путем сопоставления изображений домр, относящихся к XVI—XVII векам, с одной стороны, и балалаек XVIII века, с другой. Данная работа является комплексным исследованием, направленным на анализ единых закономерностей и общих механизмов функционирования сольного и коллективного домрового-балалаечного и гармонико-баянного искусства в сфере нотно-письменной традиции и их связей с фольклором. Специальные вопросы домрового искусства и, в частности, исполнительства в ней не обсуждаются.

В русле же темы настоящего исследования немалый интерес представляет недавно изданная капитальная работа того же автора «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России» (79), где, среди прочего, рассматриваются вопросы зарождения и начального этапа развития исполнительства на домре. Особую привлекательность данной работе придает ранее неизвестный фактический материал —■ иллюстрации, найденные ученым в различных архивах и хранилищах страны. Монография М.И. Имха-ницкого, в сущности, является первым опытом освещения периода зарождения и начальных этапов становления домрового исполнительства.

Другая ветвь музыковедческих разработок, касающихся искусства игры на домре, направлена на изучение вопросов историко-биографического характера и связана, прежде всего, с именем выдающегося музыканта-просветителя В.В. Андреева. Эта литература, хотя и затрагивает вопрос реконструкции домры, однако, в ней основное внимание авторов направлено на анализ деятельности В.В. Андреева по созданию и руководству первым оркестром русских народных инструментов. В числе таких работ следует назвать содержательные публикации К. Верткова, М. Имханицкого, Е. Максимова, Ф. Соколова (45; 76; 79; 81; 117; 176; 177). В последние годы в том же плане написаны информационно насыщенные статьи Б. Тарасова (183; 184), которые открывают новые примечательные факты деятельности В.В. Андреева и его сподвижников.

Некоторые сведения в области академических видов исполнительства на домре (в основном, справочно-биографического характера) можно обнаружить в книге А. Пересады «Справочник домриста» (147). В данной работе обзорно прокомментированы особенности отдельных вех становления и развития профессионального домрового исполнительства, однако, сказанное здесь носит почти исключительно информативный, а не научно-аналитический характер.

Определенные представления о создании и исполнении сочинений для домры дает монографическая литература. Так, некоторые сведения о Концерте для домры с оркестром Н. Будашкина и его создании приводятся в брошюре М. Леоновой «Николай Будашкин» (107), где содержится краткая характеристика тематического материала этого сочинения.

Большой интерес для нас представили попытки выйти за пределы традиционного анализа текста и исполнительских задач в отдельных произведениях, стремление охарактеризовать творческий почерк композиторов, закономерности их творчества и особенности применения современного языка в авторских сочинениях для домры.

Наиболее развернутое изучение образного строя и средств музыкальной выразительности в произведениях для домры мы нашли в монографии, посвященной Юрию Шишакову (80), автором которой является М. Имханиц-кий. В данной работе имеется достаточно обстоятельный анализ наиболее известных и ценных в художественном отношении сочинений Ю. Шишако-ва — Русской рапсодии, Второго Концерта для домры с оркестром. Основное внимание автора направлено здесь на характеристику образно-эмоционального содержания и анализ фольклорных истоков основных тем указанных сочинений. Аналогичный краткий разбор оригинальной литературы для домры частично дан в книге «История исполнительства на русских народных инструментах» (76) того же автора, а также в методическом сборнике «Методика работы над новым репертуаром для домры» С. Лукина и М. Имханицкого (110).

Особое значение для нашего исследования в качестве материала для анализа и обобщений имели разработки ведущих исполнителей на домре Р. Белова, Т. Вольской, В. Круглова, И. Шитенкова, Е. Янковской и других (21; 22; 49; 50; 51; 52; 96; 97; 98; 223; 233; 234). В этих работах содержатся немаловажные теоретические взгляды и порой оригинальные творческие идеи, реализуемые сегодня в исполнительской и педагогической практике домристов. Изучение этих трудов показало, что в данной области исполнительского искусства заметна тенденция расширения интеллектуального багажа домристов, постоянно происходит осмысление накопленных знаний и опыта, ценностей и установок, критически оценивается сложившаяся практика их профессиональной подготовки.

Анализ указанной литературы в целом показал, что, несмотря на наличие ряда работ этнографического, историко-биографического, монографического и методического характера, в которых авторы затрагивают отдельные вопросы домрового исполнительского искусства, отсутствуют исследования, специально посвященные рассмотрению искусства игры на домре в совокупности анализа его исторических корней, особенностей становления и развития творческих достижений и современных поисков. Иными словами, обнаружилось, что нет ни одной крупной работы, специально посвященной искусству игры на малой трехструнной домре как целостному явлению отечественной музыкальной культуры.

Таким образом, в результате анализа специальной литературы подтвердилось сказанное выше об актуальности настоящей диссертационной работы.

Цель диссертационной работы — комплексное исследование домрового исполнительского искусства, осмысление его своеобразия, пройденного пути и перспектив развития во взаимосвязях с исторически обусловленными социально-культурными и музыкальными процессами, происходящими в различных областях отечественного (академического) инструментального исполнительства.

Объектом исследования в настоящей диссертации являются современное исполнительское искусство игры на трехструнной малой домре, его исторические корни, процессы становления и развития, рассматриваемые в аспекте целостности триады системных компонентов «инструмент-исполнитель-репертуар».

Предмет исследования — обогащение художественно-выразительных и виртуозных возможностей исполнительства на домре и их использование в оригинальном домровом репертуаре и современной творческой практике домристов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в диссертации поставлены следующие задачи:

1) проследить исторический путь становления домры как академического музыкального инструмента;

2) рассмотреть фундаментальные факторы, способствовавшие интенсивному становлению домрового исполнительства в XX веке и определить пути его дальнейшего совершенствования;

3) рассмотреть во взаимосвязи процессы развития художественно-выразительных и инструментально-технических (виртуозных) возможностей игры на домре;

4) выявить особенности развития и современного состояния профессиональных школ домрового исполнительства;

5) раскрыть специфику и динамику творческого преломления фольклорного начала, проявившуюся в музыкальном языке авторских сочинений для домры;

6) выявить возможности расширения спектра художественной образности и выразительности в процессе исполнительского творчества путем переосмысления исходных интонационных прототипов;

7) наметить пути обогащения темброво-колористических средств звучания в домровом исполнительстве и оптимизации штрихового мастерства домристов.

Материал исследования. В качестве музыкального материала для решения вышеобозначенных задач в работе использованы лишь изданные произведения для малой (трехструнной) домры. Нотные рукописи, ввиду их недоступности, не были материалом для настоящей работы.

Из числа изданных произведений для солирующей малой домры в качестве материала анализа в настоящем исследовании отобраны лишь те, которые, с одной стороны, представляют, по мнению диссертанта, наибольшую ценность в художественном отношении, а с другой — могут служить характерными примерами тех или иных тенденций развития данной области музыкального исполнительства и творчества.

Методологические основы работы и ее источники. Главной особенностью решения исследовательских задач в настоящей диссертации стал принцип взаимосвязи культурно-исторического, музыковедческого и худо-жественно-интерпретаторского подходов. Такой системный метод позволил проанализировать вопросы, связанные со всем многообразием взглядов и суждений о домровом исполнительском искусстве, выделяя в них наиболее характерное и существенное с последующим выведением заключений из сопоставляемого фактологического материала.

В ходе исследования автор опирался на краеугольные положения и современные взгляды в области теоретического и исполнительского музыкознания, истории и теории искусства игры на русских народных инструментах, в частности, на домре. В диссертации также нашли отражение личный исполнительский и педагогический опыт автора, а также многолетние наблюдения практической деятельности домристов-исполнителей и преподавателей в различных концертных и музыкально-образовательных учреждениях.

Автором была изучена литература в области исторического и теоретического музыкознания (М.Г. Арановский, Б.В. Асафьев, М.Ш. Бонфельд, Г. Головинский, И.А. Истомин, Ю.В. Келдыш, Ю.Г. Кон, JI.A. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, М.П. Папуш, В.Н. Холопова, JI.H. Шаймухаметова, Б.Л. Яворский и др.). Важную роль сыграло ознакомление с фундаментальными трудами, посвященными истории России (Л.Н. Гумилев, В.О. Ключевский).

Большое значение для разработки заявленной в диссертации проблематики сыграли труды в области инструментоведения (A.A. Банин, Е.А. Бортник, К.А. Вертков, М.М. Имханицкий, И.В. Мациевский, А.И. Пересада и другие).

Необходимые общие установки для анализа исполнительских проблем искусства игры на домре и задач художественной интерпретации музыкальных произведений для домры почерпнуты из основополагающих работ в области методологии, теории и методики музыкально-исполнительского искусства (JI.A. Баренбойм, М.М. Берлянчик, В.Ю. Григорьев, Н.П. Корыхалова, Н.И. Мельникова, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг и др).

В диссертации широко использованы теоретические взгляды и практические разработки известных российских домристов — исполнителей и педагогов (A.A. Александров, Р. Белов, Т. Вольская, В. Ивко, В. Круглов, В. Чу-нин, И. Щитенков, Е.П. Янковская и др.), а также их богатейший исполнительский и педагогический опыт.

Ценными информационными источниками явились первые печатные пособия-школы игры на домре, созданные в России в первой половине XX века, что позволило проанализировать сложившиеся пути и методы развития исполнительского мастерства домристов, связанные, среди прочего, с тенденцией расширения оригинального репертуара в их творческо-исполнительской практике.

В диссертации использованы следующие исследовательские методы:

1) анализ и обобщение литературных источников в области народно-инструментального исполнительства, теории и методики игры на струнных щипковых инструментах;

2) анализ и обобщение данных теоретической, исполнительской и методической литературы других областей музыкально-исполнительского искусства;

3) изучение современной литературы в области истории отечественной культуры, теоретического и исполнительского музыкознания;

4) сравнительный анализ оригинальных сочинений для домры;

5) наблюдение и анализ творческой практики исполнителей-домристов, а также инструменталистов других специальностей.

Научная новизна работы. Настоящее исследование — один из первых музыковедческих трудов в области изучения домрового исполнительского искусства как целостного явления. Исследовательское внимание автора было направлено, прежде всего, на сложные взаимосвязи, существующие между тремя составными частями домрового исполнительства — инструментом, исполнителем и его репертуаром. В соответствии с этим проанализирован исторический процесс трансформации фольклорной домры в сферу академической музыкально-инструментальной культуры, впервые раскрыта специфика художественно-выразительных средств инструмента и обозначены проблемы их обогащения, необходимого в исполнительской практике домристов, охарактеризованы новаторские тенденции использования художественно-технических возможностей домры в современном композиторском творчестве. В настоящем диссертационном исследовании становление академического домрового исполнительства впервые рассмотрено как сложное, системное явление — в аспекте взаимосвязи развития инструмента, совершенствования исполнительского мастерства домристов и современных новаций в области композиторского письма.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.