Домровое искусство Башкортостана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Логинова Ирина Валерьевна

  • Логинова Ирина Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 255
Логинова Ирина Валерьевна. Домровое искусство Башкортостана: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки». 2020. 255 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Логинова Ирина Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Предпрофессиональная стадия (начало XX века - середина 1950-х годов)

1.1. Инструментарий. Предпосылки интеграции домры

1.2. Домровое исполнительство и истоки домрового образования

в период от начала 1930-х до середины 1950-х годов

1.3. Создание репертуара для домровых коллективов

ГЛАВА II. Профессионализация домрового искусства (середина 1950-х - середина 1980-х годов)

2.1. Становление системы домрового образования

2.2. Специфика домрового исполнительства

2.3. Жанрово-стилевые особенности музыки для домры

ГЛАВА III. Стадия академизации домрового искусства

(с середины 1980-х годов по настоящее время)

3.1. Трёхструнная домра и думбыра

3.2. Традиции и новации в сфере домрового образования

3.3. Развитие концертного исполнительства

3.4. Музыка для домры: новые жанрово-стилевые тенденции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Иллюстрации

2. Нотные примеры

3. Дополнительные материалы: сведения и факты

4. Цифровые диски: CD-диск «Восемь башкирских песен в обработке И.Я. Максимова, DVD-диск «Концерт-премьера сочинений

для домры композиторов Башкортостана»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Домровое искусство Башкортостана»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Домровое искусство Башкортостана1 к началу XXI века как значимая область региональной культуры подразумевает совокупность взаимосвязанных сфер бытования инструмента. Инструментарий, исполнительство, образование, композиторское творчество - четыре компонента, наиболее полно концентрирующие характеристики системы. Комплексное изучение функционирования домры в Башкортостане, осмысление актуальных тенденций развития способно обозначить приоритеты его дальнейшего существования. Требует изучения сложившийся оригинальный репертуар2 для домры, созданный композиторами Башкортостана. Он обладает самобытными чертами, составляет специфический пласт музыки для домры. Вместе с тем, он до настоящего времени не становился объектом исследования и требует поиска методологических оснований для его анализа и оценки.

Домровое искусство представлено во многих географических точках Республики Башкортостан. Помимо Уфы, важнейшая из них - город Стерли-тамак: здесь государственная филармония обладает единственным в республике профессиональным оркестром русских народных инструментов. Значимую роль играют домровые коллективы и домристы таких городов, как Октябрьский, Салават, Учалы, Белебей, Нефтекамск. В этой связи особой исследовательской проблемой становится систематизация и обобщение разрозненных сведений о них, что позволит получить целостное представление о значительном сегменте домрового искусства в республике и шире, его роли в развитии российской культуры.

1 Современными официальными наименованиями региона с 25 февраля 1992 года являются Республика Башкортостан и Башкортостан; автор диссертации также использует общеупотребительное - Башкирия. Предыдущие названия: с 23 марта 1919 - Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (в дальнейшем тексте - Башкирская АССР), с 11 октября 1990 года - БАССР-Башкортостан. В диссертации, как и во всеобщей практике, в качестве прилагательного применяется один вид - башкирское (-ая, и т. п.).

2 В настоящей работе употребляется устоявшееся в народно-инструментальной культуре словосочетание «оригинальный репертуар». Оно синонимично выражению «сочинения, написанные специально для...», и не несёт оценочной характеристики.

Особую значимость обретает проблема изучения достаточно сложных и не всегда однозначных процессов интеграции и адаптации домры в ракурсе формирования отличительных черт домрового искусства Башкортостана. Влияние домрового искусства на башкирскую национальную музыкальную культуру значимо в коммуникативном аспекте (речь идёт о роли домры в процессе возрождения башкирского национального инструмента думбыры). Действует и встречный вектор воздействия башкирской культуры на домровое искусство, прослеживаемый более всего в произведениях для домры. Региональные черты представлены также тембровым наполнением инструментальных составов (соединение в оркестре и ансамблях домры с национальными башкирскими инструментами). Названное требует особых исследовательских подходов, учитывающих общие и частные процессы становления и эволюции домрового искусства на пути сохранения самобытности в контексте национальной республики и «завоевания» международного концертного пространства.

Степень изученности проблемы. Домровое искусство Башкортостана, являющееся неотъемлемой частью российской народно-инструментальной культуры, представляя собой крупное явление, привлекало исследовательское внимание. Однако до настоящего времени отсутствуют работы, в которых бы домровое музицирование в Республике Башкортостан рассматривалось системно. В выявленных источниках исследуемый инструмент лишь упоминается. Обнаруженные материалы имеют общие черты: 1) в них домра выступает частью народно-исполнительского искусства в целом, 2) приоритет отдаётся сфере исполнительства. Музыка для домры башкирских композиторов - значимая область настоящего исследования - до настоящего времени не становилась объектом исследования. Информация о созданных опусах малочисленна3.

3 К сожалению, большинство домровых сочинений в Башкирии были рукописными (особенно на предпрофессиональном этапе), что привело к утрате многих нотных текстов.

Первые сведения о бытовании инструмента в Башкирии зафиксированы в 1930-е годы (газеты «Красная Башкирия» [290, 291], «Красный октябрь» [292, 293], Уфа). Существуют доказательства внедрения домры в сферы исполнительства и образования (М.З. Баширов [25], А.Е. Галимзянова [56], Р.Ф. Латыпова [136], Т.С. Садыкова [326], М.П. Фоменков [240], Р.Ю. Шайхутдинов и Б.П. Тевс [259], Г.В. Шилов [327, 328]). Однако накопленные к настоящему времени разрозненные факты, материалы нуждаются в систематизации, упорядочении, осмыслении.

Объект исследования - домровое искусство Башкортостана как целостное явление. Предмет исследования - процесс формирования четырёх сфер домрового искусства: инструментария, исполнительства, образования, композиторского творчества как главных показателей стадиального развития на территории Республики Башкортостан с первых фиксированных упоминаний по настоящее время.

Цель исследования заключается в системном изучении функционирования домры в Башкортостане во взаимосвязи с народно-инструментальной музыкальной культурой, социально-историческими процессами.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- Определить исторические предпосылки появления домры в Башкирии. Обозначить доминирующие тенденции, маркирующие дальнейшие перспективы развития инструмента в регионе.

- Выявить стадии эволюции домрового искусства в РБ на основе критериев, определяющих его периодизацию, установить закономерности и своеобразие функционирования домры на каждой из стадий.

- Проследить процессы интеграции и адаптации домры в многонациональной культуре Башкортостана, установить степень и характер влияния региональной специфики.

- Охарактеризовать специфику развития домрового исполнительства в Башкортостане. Осмыслить специфику тембрового наполнения инструментальных составов.

- Исследовать особенности становления системы специального непрерывного музыкального образования на домре в Башкортостане.

- Изучить жанрово-стилевые тенденции развития музыки, созданной композиторами Башкирии, раскрыть особенности исполняемого репертуара.

Материалом для исследования послужили следующие источники:

1. Архивные документы Национального архива Республики Башкортостан, Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова (УГИИ им. З. Исмагилова), Уфимского училища искусств (УУИ). Нотные материалы Национальной библиотеки им. Ахмет-Заки Вали-ди РБ, Башкирского радиокомитета. Обнаруженные автором диссертации биографические справки, выписки из личных дел, служебные записки, нотные издания, рукописи сочинений башкирских композиторов для домры и т. п. позволили получить данные о первых исполнителях-домристах, исполняемом репертуаре, осмыслить взаимодействие домры, думбыры и мандолины, а также уточнить аспект конкуренции трёх- и четырёхструнной домр4. Привлечены фото -, аудио-, видеодокументы из личных архивов музыкантов.

2. Периодическая печать: газеты «Красная Башкирия», «Красный октябрь» (Уфа), «Стерлитамакский рабочий» (Стерлитамак), журнал «Рампа. Культура Башкортостана» и др.

3. Личные беседы автора с исполнителями-домристами и преподавателями Л.А. Ахметшиной, Н.М. Кадоркиным, Е.В. Камаловой, А.А. Латыповым, Е.Ф. Никифоровой, З.Г. Сафаргалиной, Е.Ф. Никифоровой, И.М. Опариной, Д.К. Хафизовой и др. Ценными были интервью с композиторами А.С. Ахметовой, Ф.Р. Ибрагимовым, Б.З. Исламовым, А.Т. Каримовым, Ш.А. Сагитовой, А.Д. Хасаншиным, И.И. Хисамутдиновым, З.Т. Шаги-евой, М.П. Штурминым. Важным подспорьем в сборе и уточнении фактов стали беседы с участниками Стерлитамакского оркестра русских народных

4 В российском музыкознании этот аспект относится к одному из самых изученных - работы М.И. Имханицкого, Д.И. Варламова, И.В. Козлова, Е.И. Максимова, В.В. Махан, статьи в журнале «Народник» [97; 100; 40; 41; 120; 158; 159; 284; 294].

инструментов Г.А. и С.А. Акшенцевыми, С.Е. Вавричук, В.Т. Лысенко,

B.М. Маликовым, Н.Н. Родионовым, В.И. Турченко5.

Источниковая база. Для настоящего исследования важен вопрос изучения внешнего вида и происхождения древнерусской домры, так как осмысление генезиса русской домры способно с научных позиций обосновать специфику адаптации домры в Башкирии. Привлечён очерк А.С. Фаминцына, впервые предпринявшего изучение истории бытования домры на Руси [243], дополнивший и углубивший его труд Н.И. Привалова [193], исследования характеристик инструмента К.А. Верткова [44] и М.И. Имханицкого [100]. Весьма значимые для настоящей диссертации исторические сведения о домре обнаружены в работах В.В. Махан [159] и Е.Г. Скрябиной [221].

Осмыслению факторов сосуществования и взаимовлияния инструментария, распространённого на территории исторического и современного Башкортостана, способствовали данные, почерпнутые из монографий, очерков и статей по этноинструментологии (Р.Г. Рахимов [26; 198; 199;], Г.С. Галина [58; 59], А.М. Кубагушев [131], Р.Р. Сагитов [207], В.И. Яковлев [271]). Региональный аспект был невозможен без изучения работ по краеведению (Р.Г. Игнатьев [95], Е.К. Карпова [113]), фольклористике (Л.Н. Лебединский [137], С.Г. Рыбаков [205], Р.С. Сулейманов [230; 231]). Вопросы общей истории изучались по трудам Ш.М. Мунчаева[170],

C.А. Халфина [245], Е.С. Щепина [267].

Один из ключевых аспектов настоящего исследования - становление трёхступенной системы профессионального музыкального образования на домре - потребовал обращения к работам А.О. Аракеловой [297],

B.В. Бычкова [35], Д.И. Варламова [40], М.И. Имханицкого [99],

C.В. Мушкиной [171], А.И. Пересады [184], Р.Ю. Шайхутдинова [258]. В во-

5 Отсутствие письменных сведений по ряду необходимых для исследования данных о бытовании инструмента определило подход и отношение к сбору устных материалов. Детализация и классификация фактов, касающихся времени, места, существа происходивших событий, в совокупности с артефактами, позволяют претендовать на достоверность результатов исследования.

просах преемственности обучения возникла необходимость уточнения фактов, касающихся датировки событий, выявления роли отдельных личностей [27; 87; 97; 115; 194; 233; 237; 259 и др.]. Актуальные проблемы домровой педагогики изучались по трудам Т.П. Варламовой (2010) [38], К.Б. Шарабидзе (2012) [261], Т.Н. Смирновой (2016) [222], Е.Н. Мочаловой (2018) [167].

Для исследования домровых произведений композиторов Башкортостана и выявления региональной специфики необходимый российский контекст дала работа А.А. Желтировой «Музыка для русской домры: стадии эволюции и стилевые тенденции» [84], а также продолжившего изыскания в жанре концерта Е.А. Волчкова [49]. Изучение своеобразия домровых сочинений, онтологически связанных с музыкальной культурой региона, потребовало обращения к работам Л.П. Атановой [16], Г.С. Галиной [58], Н.Ф. Гариповой [63], Н.А. Еловской [81], Р.Ф. Зелинского [91], Л.Н. Лебединского [137], С.И. Махней [161], Р.Г. Рахимова [199], Р.С. Сулейманова [230] и др. Особенно принципиальным для осмысления не только башкирского, но и общероссийского контекста явилось влияние основополагающего труда - монографии о башкирской академической музыке Е.Р. Скурко [223].

Осмысление композиционных приёмов, применяемых в опусах для домры, повлекло необходимость обращения к трудам, посвящённым проблемам музыкального содержания (Б.В. Асафьев [15], В.П. Бобровский [30], Л.П. Казанцева [111], А.Г. Коробова [125], Б.Л. Яворский [270]), современным техникам письма (Э.В. Денисов [76], Л.С. Дьячкова [80], Ц. Когоутек [119], Т.Н. Левая [108]). Для постижения жанрово-стилевых особенностей домровых сочинений были привлечены фундаментальные труды по теории стиля и жанра. Среди основных - работы М.Г. Арановского [10; 11], Г.В. Григорьевой [69], Е.Б. Долинской [77], М.А. Лобанова [140], М.К. Михайлова [165], Е.В. Назайкинского [176], О.В. Соколова [224], А.Н. Сохора [226], В.Н. Холоповой [247] и др. Проблема «композитор-

фольклор» рассматривалась с учётом работ Г.Л. Головинского [67], Н.Ю. Жоссан [88], Е.Р. Скурко [223].

Исполнительский анализ домровых сочинений проводился в двух аспектах. Проблемы интерпретации музыкального содержания потребовали изучения трудов М.М. Берлянчика [29], А.И. Демченко [75], В.А. Дулат-Алеева [79], В.В. Медушевского [164], Е.В. Назайкинского [175], Л.Н. Шаймухаметовой [257] и др. Оценка ресурсов домры, степени выразительности их претворения в композиторском творчестве побудили к анализу литературы, в которой рассматриваются её темброво-колористические, акустические свойства, приёмы звукоизвлечения, другие средства выразительности (А.Я. Александров [3], О.В. Гринес [71], В.В. Китов [116],

B.П. Круглов [129], Т.А. Ненашева [179]).

Осмыслению общих вопросов транскрипции, переложения способствовали работы домристов Т.И. Вольской [51], С.Ф. Лукина [148], Т.Н. Смирновой [222], В.С. Чунина [254], З.Г. Сафаргалиной [211].

Изучение монографических очерков, статей, посвящённых композиторам и исполнителям, выявило факты из их творческих биографий, свидетельствующие о личном вкладе музыкантов в процесс становления домрового искусства Башкортостана (М.З. Баширов [25], М.И. Имханицкий [97],

C.И. Махней [161] и др.).

Обширную группу изученных источников составили работы по истории развития народно-инструментальной культуры регионов России (В.А. Аверин [2], И.В. Барашок [21], В.А. Вольфович [52], В.И. Лавришин [135], А.Л. Маклыгин [156], С.В. Мушкина [171], П.И. Сапожников [208], О.И. Спешилова [227], Б.П. Хавторин [244] и др., а также Беларуси (А.О. Полосмак) [192], Украины (Е.А. Бортник [31], В.В. Петрик [185]).

Методология исследования. В работе используется комплексный подход. Применяются такие методы исследования, как:

системно-структурный, который позволил выявить и изучить отдельные сферы целостного явления - феномена домрового искусства Башкорто-

стана - и исследовать генезис системы. Обнаружение закономерностей развития, разработка критериев периодизации производились на основе теории стадиальности. Становление домрового искусства Башкортостана рассматривается в диссертации, с учётом историко-культурного контекста, разделённым на три стадии. В качестве главных взяты четыре критерия, определяющих этот процесс: смена разновидности инструмента; формирование звеньев профессионального музыкального образования; концертно-исполнительская практика; ведущие жанровые и стилевые тенденции в музыке для домры.

сравнительно-исторический (компаративный), обозначивший типологическое и особенное в исторических явлениях, стадиях развития. При изучении домрового искусства на современном этапе привлекался эмпирический метод исследования, способствовавший фиксации и обобщению актуальных тенденций, оценке перспектив функционирования инструмента в регионе.

Для раскрытия эволюции музыки башкирских композиторов для домры необходимы стали методы жанрового, стилевого и исполнительского анализа. Обретение домровым искусством национальной специфики под влиянием музыкальных традиций Башкортостана рассматривалось в контексте культурологического подхода - теории межкультурной коммуникации (теория адаптации, теория аккультурации, теория коммуникативного приспособления), а также - диахронического метода, способствовавшего систематизации изложений событий, фактов домрового искусства в хронологической последовательности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Домровое искусство Республики Башкортостан представляет собой уникальное явление, компоненты системы которого - инструментарий, исполнительство, образование, композиторское творчество - находятся во взаимосвязи, непрерывном развитии, испытывая периоды подъёма и спада. В своём становлении домровое искусство Башкортостана прошло 3 стадии: предпрофессиональная (начало XX века - середина 1950-х); профессионализации (середина 1950-х - середина 1980-х); академизации (с середины 1980-х

- по настоящее время). Третья стадия подразделяется на этапы: конвергенция (середина 1980-х - 1999), дивергенция (2000 - по настоящее время).

2. В Башкортостане сформировались три области домрового исполнительства: сольное, ансамблевое и оркестровое. Сольное исполнительство активно развивают домристы, получившие высшее профессиональное музыкальное образование. Ансамблевое музицирование, изначально связанное с функционированием самодеятельных коллективов и с учебной практикой образовательных учреждений, сегодня является одной из динамично развивающихся областей домрового искусства и реализуется, в основном, профессиональными коллективами. Оркестровое - выступает базисом ансамблевого и сольного видов и имеет здесь отчётливые национальные особенности.

3. Домровое искусство Республики Башкортостан является феноменом межкультурной коммуникации. Его специфику определяет адаптация инструмента к социокультурному пространству региона, наблюдаемая на всём историческом пути домры. Функционирование инструмента в регионе подчиняется законам аккультурации (культурной диффузии) и синтезирует достижения межкультурного диалога. Проявление коммуникативной функции домры заключается в её применении в качестве замены думбыры, а также влиянии на процесс возрождения исполнительства на этом инструменте. С возрождением башкирской думбыры усиливается восприятие национальной принадлежности русской трёхструнной домры.

4. Аккультурация домры ярко выражена в музыке, создаваемой композиторами Башкортостана; тенденция выявляется как сквозная: стремление привнести в сочинения национальные черты, свойственные башкирской музыке, наблюдается на всех стадиях.

5. Истоки адаптивности русской домры, сформировавшейся как самобытный инструмент, заложены в генетике инструмента. Симбиотичность домры связана со слиянием восточной и западной культур в структурно -морфологических свойствах инструмента.

Научная новизна работы определяется рядом факторов. Впервые:

- предпринята попытка системного изучения домрового искусства Башкортостана как целостного явления - с позиций профессионализации и формирования академических традиций в исполнительстве, образовании и композиторском творчестве;

- определены временные границы основных стадий развития домрового искусства. Прослеживается эволюционный путь домрового искусства, включающий смену инструментария, корреляцию исполнительской и композиторской активности, процесс формирования системы образования. На всех этапах выявляются обобщённые и индивидуализированные характеристики домрового искусства Башкортостана;

- даётся по возможности максимально полная характеристика (в том числе основанная на впервые обнаруженных сведениях биографического характера) и оценивается деятельность музыкантов, сыгравших важную историческую роль в развитии академического домрового искусства Башкортостана;

- вводятся в научный оборот и систематизируются неизвестные ранее факты, касающиеся форм и периодов становления исполнительства, развития трёхступенной системы профессионального образования, качества и пополнения оригинального репертуара;

- подвергнут научному осмыслению оригинальный репертуар - сочинения башкирских композиторов, предназначенные для домры и инструментальных составов, где ведущую роль играет домра.

Практическая значимость работы определяется возможностями применения результатов проведённого исследования в педагогической и исполнительской деятельности домристов - в классе специального инструмента, курсе истории исполнительства на народных инструментах, методики обучения игры на домре, а также при изучении истории музыкальной культуры Республики Башкортостан.

Апробация диссертации проходила на заседаниях кафедр истории музыки, теории музыки, народных инструментов УГИИ им. З. Исмагилова. Ре-

зультаты исследования нашли отражение в 21 изданной статье, в том числе четырёх, рецензируемых ВАК РФ, лекциях на курсах повышения квалификации, а также в докладах на 7 Международных, Всероссийских научно -практических конференциях, семинаре «Струнно-щипковые инструменты России» в Государственной консерватории «Доменико Чимароза», г. Авел-лино, Италия, 2019 (в том числе на английском языке).

На основе материалов диссертации автором изданы два нотных сборника: партитура «Восемь башкирских песен в обработке И.Я. Максимова» (2018) и учебно-методическое пособие «Произведения композиторов Республики Башкортостан для домры» (2019). Выпущены CD-диск МИДИ-иллюстраций «Восемь башкирских песен в обработке И.Я. Максимова» (2018) и DVD-диск с записью «Концерта-премьеры: сочинения для домры композиторов Башкортостана» (2019). В рамках презентации 7 новых сочинений башкирских композиторов для домры состоялся «Концерт-Премьера» с участием ведущих исполнителей региона (18.02.2015).

Структура. Исследование состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка литературы, Списка сокращений и четырёх Приложений. Во Введении обосновывается актуальность работы, ставятся цели и задачи, формулируются положения, выносимые на защиту, даётся характеристика разработанности темы. В Первой главе «Предпрофессиональная стадия (начало XX века - середина 1950-х годов)» рассматриваются предпосылки распространения домры, анализируется влияние родственного домре инструментария, бытовавшего на территории республики - башкирской думбыры и мандолины. Показаны особенности самодеятельных струнно-щипковых коллективов, их репертуара, обучения игре на домре.

Во Второй главе «Профессионализация домрового искусства (середина 1950-х - середина 1980-х годов)» исследуются становление системы трёхсту-пенного музыкального образования на домре, радикальные изменения в сфере инструментария, исполнительства и композиторского творчества. В Третьей главе «Стадия академизации домрового искусства (с середины 1980-х

годов - по настоящее время)» осмысливаются аспекты межкультурного взаимовлияния домрового искусства и башкирской национальной музыкальной культуры, изучается коммуникативная роль домры. Вскрывается влияние традиционной и инновационной образовательных моделей на современное положение домрового исполнительства в регионе. С позиций стилевого анализа изучаются современные произведения для домры, созданные композиторами Башкортостана. Заключение диссертации содержит основные выводы, отражающие результаты исследования. Список литературы включает 330 наименований используемых в работе источников.

В Приложении 1 приводятся иллюстрации, в Приложении 2 - нотные примеры, Приложение 3 содержит материалы, дополняющие изложенные в основном тексте диссертации сведения и факты. Приложение 4 включает два цифровых диска: CD-диск МИДИ-иллюстраций пьес И.Я. Максимова и DVD-диск с записью сочинений башкирских композиторов для домры.

ГЛАВА I. ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (начало XX века - середина 1950-х годов)

1.1. Инструментарий. Предпосылки интеграции домры

На предпрофессиональной стадии домрового искусства Башкортостана происходило формирование всех его параметров. Этот процесс имел подвижный и неравномерный характер. Так, инструмент, как и исполнительство на нём, получили в республике широкое распространение. Способы обретения профессионального образования ещё только намечались, а создание оригинального домрового репертуара, созданного композиторами Башкортостана, знаменовалось появлением первых опусов.

Становление домрового искусства Башкортостана было опосредовано музыкальной культурой региона, развивавшейся на протяжении многих веков. В свзи с этим необходимо рассмотреть значительный временной период, предшествовавший собственно предпрофессиональной стадии.

Ко времени появления русской домры на территории республики здесь уже сложилась практика применения сходных струнно-щипковых инструментов думбыры и мандолины. В процессе интеграции домры возрастало значение культурного обмена, способствовавшего обогащению музыкального искусства в целом. Выявив соотношение самобытного и заимствованного в традиционном музыкальном инструментарии Башкортостана, проследив пути взаимодействий, можно осмыслить положение домры в современной музыкальной культуре республики.

Одним из отдалённых оснований адаптации домры в Башкирии можно считать присутствие в её генезисе элемента восточности. Версии восточного происхождения домры от арабского инструмента танбур придерживались авторитетные учёные А.С. Фамицын и Н.И. Привалов. Об этом свидетельствует

сама этимология слова «домра»: танбур - домбур - дунбура - думбыра -думбра - домбра - домр - домра и др.6

М.И. Имханицкий определил два варианта старинной домры - инструмента с чертами лютни как короткой (западной), так и длинной (восточной, танбуровидной). То, что её внешний облик был двояким, следует из обнаруженных им в летописных источниках ХУ1-ХУП веков изображений древнерусской домры (см.: Приложение 1, ил. 1). Конструктивные отличия заключались в длине грифа, а также в величине и форме корпуса: он мог быть как небольшим круглым, так и крупным овальным. Количество струн варьировалось от трёх до шести7. Малое количество струн (две, три) характерно именно для танбуровидных (восточных) инструментов, европейская лютня обычно имела более пяти струн.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Логинова Ирина Валерьевна, 2020 год

АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Музей Уфимского училища искусств

323. Лысенко Ю.А. Анкета. Уфа, 1992.

324. Назарова Л.А. Письмо. Октябрьский, 1992.

325. Приказ № 965 от 4. 09. 1957 о зачислении Г. В. Шилова на основную работу. Уфа, 1957.

326. Садыкова Т.Ш. Анкета. Уфа, 1968.

327. Шилов Г.В. Автобиография. Уфа, 1956.

328. Шилов Г.В. Анкета. Уфа, 1975.

329. Шилов Г.В. Личный листок по учёту кадров. Уфа, 1975.

330. Шилов Г.В. Фотоматериалы. Уфа, 1956-1965.

Архив Башкирского радиокомитета (хранится в библиотеке УГИИ им. З. Исмагилова)

Обработки башкирских народных мелодий для Квартета четырёхструнных домр:

1. Максимов И. Маршрут и Балакарга (Воронёнок). Рукописи ансамблевых партий. Уфа, 1935.

2. Максимов И. Плясовая «Бахиря» и «Жирная девушка». Рукописи ансамблевых партий. Уфа, 1935.

3. Максимов И. Сукмуел и Семь девушек. Рукописи ансамблевых партий. Уфа, 1935.

4. Максимов И. Шамсия и Кара Юрга. Рукописи ансамблевых партий. Уфа, 1935.

Изданные партитуры:

Для домрового оркестра:

1. Бах И.С. «Маленький марш», Гайдн Й. Две шотландские песни // Три пьесы для оркестра четырёхструнных домр, 1930 (№ 3118).

2. Песни народов СССР для оркестра четырёхструнных домр, 1930 (№ 3134).

3. Три марийских танца для оркестра или секстета домр четырёхструнных домр. Запись Я. Эшпай, инструментовка А. Семёнова, 1933 (№ 3272 0-03).

- для хора/голоса в сопровождении домрового оркестра:

4. Лобачёв Г. Народные песни для хора в сопровождении оркестра домр или фортепиано, 1926 (№ 2991/1 0-06).

5. Калинников В. «На старом кургане», инструментовка А. Каверина для голоса в сопровождении домрового оркестра, 1929 (№ 3245 0-03).

6. Копосов А. «Мавлина» - Вариации для смешанного хора в сопровождении домрового оркестра на тему крестьянской (свадебно-печальной) песни тамбовской губернии и уезда, 1931 (№ 3256 0-08).

Для смешанного струнно-щипкового оркестра

7. Глинка М.И. Романс «Я помню чудное мгновенье» // Репертуар любительского ансамбля, 1930 (№ 3084 0-03).

8. Римский-Корсаков Н.А. Два отрывка из оперы «Садко», два отрывка из «Шехерезады» // Репертуар любительского ансамбля, 1930 (№ 3057 0-05).

9. Шопен Ф.Ф. Прелюд № 7, «Желание» // Репертуар любительского ансамбля, 1931 (№ 3075 0-01).

10. Шуман Р. Грёзы, Старинный французский гавот // Репертуар любительского ансамбля, 1931 (№ 3052 0-04).

Для оркестра русских народных инструментов (домры, балалайки)

11. Алексеев К. Третий сборник пьес из произведений норвежских композиторов в переложениях для ОРНИ, 1931 (№ 3140/г 0-70).

12. Бетховен Л.В. Адажио, Кантабиле из сонаты ор. 13. Переложение для ОРНИ - Н.П. Фомина, 1931 (№ 3201/2).

13. Две песни для оркестра домр и балалаек. «Ой, при лужку», «Лявониха», 1946 (№ 3293 0-05).

14. Каркин Р. (П.П. Каркин) Обработка русской народной песни «Как под яблонькой», 1930 (№ 3257 0-06).

15. Мусоргский М.П. Вступление к неопубликованной опере «Соро-чинская ярмарка» (в редакции А.К. Лядова), переложение для ОРНИ П.П. Каркина, 1930 (№ 3161/г).

16. Скрябин А.Н. Этюд соч. 2 № 1. Переложение для ОРНИ Н.П. Фомина, 1930, (№ 3174/1 0-06).

17. Фомин Н.П. Две русские народные песни для ОРНИ. Первая тетрадь. «Ванюша-ключник», «Ах, се вечер, вечер» (№ 4050).

Рукописные оркестровые партии (для тесситурных разновидностей четырёхструнной домры: прима, альт, тенор, бас):

1. Асафьев Б.В. Песня о Ленине. Партия домры. Рукопись.

2. Блантер М.И. «Пшеница золотая», «Песня о Сталине». Партия домры.

3. Глинка М.И. Танцы из оперы «Руслан и Людмила», «Вальс-фантазия». Партия домры.

4. Грачёв М.О. «Над родным селом». Партия домры.

5. Григ Э.Х. «В моей стороне». Партия домры.

6. Дунаевский И.О. «Студенческая прощальная». Партия домры.

7. Ключарёв А.С. Вальс-миниатюр, 1-ая часть из «Татарской сюиты», татарская пляска из оперы «Галия-Бану», «Дранжа», «Шахта», «Сала-ват», «Башкирские пляски», Романс, Гавот из III акта балета «Горная быль». Партии домры примы, альт, тенор.

8. Лядов А.К. «Плясовая». Партия домры.

9. Мегюль Э.Н. «Походная песня». Партия домры.

10. Мурадели В.И. «Москва - Пекин», «Советская Россия». Партия домры.

11. Свенсен Ю.С. «Норвежская песня». Партия домры.

12. Туликов С.С. «Курский соловей». Партия домры.

13. Файзи Д.Х. Песня о Сталине. Партия домры.

14. Фере А.В. «Салават». Партия домры.

15. Фрадкин М.Г. Сталинград. Партия домры.

16. Чернецкий С.А. Песня пионеров Советского Союза. Партия

домры.

17. Чемберджи Н.К. «Башкирская конница». Партия домры.

18. Шостакович Д.Д. «Песня о мире». Партия домры.

19. Эйхенвальд А.А. Татарская пляска № 2 из оперы «Степь». Партия

домры.

Рукописи произведений башкирских и татарских композиторов:

20. Ахметов Х.Ф. «Язгы-тан», «Весенняя заря», Марш труда, «Аги-дель», Сук муйыл», Марш героев полей. Партия домры.

21. Баширов М.З. «Беззен иль», «Кагарман». Партия домры.

22. Валеев М.М. Легенда, Вальс № 1, Гавот, Менуэт из башкирской сюиты, Увертюра на башкирские темы, «Песня зари», «Приветственное слово», «Туйзып батыр», «Уфа - красивый город», «Абдрахман», хор из оперы «Сакмара», «Сэлэм хуна баек стали». Партия домры.

23. Габитов Р.Л. «Песня о Сталине». Партия домры.

24. Заимов Х.Ш. «Ишимбай», вторая часть сюиты, «Спасибо Сталину», Колхозный марш, Песня о Сталине, Песня о Ленине. Партия домры.

25. Исмагилов З.Г. Марш, «Слава победителям», «Йегетер йыры», Песня о мире, Вальс, «Шаймуратов генерал», «Слава тебе, Башкирия», Башкирская кавалерийская, «Туй», «Дайте дорогу он идёт», «Сынам родины», Песня молодых нефтяников Башкирии, «Чай грузинский - мёд башкирский». Партия домры.

26. Каримов Т.Ш. «Тэрген кунелдэн». Партия домры.

27. Кульбарисов Ш. «Колхозная песня», «Песня счастливой молодёжи». Партия домры.

28. Музафаров М.А. «По ягоды». Партия домры.

29. Муртазин Р.А. Весна, Наша дружба нерушима, «Туфан иль», «Дуслык йыры». Партия домры.

30. Рахимов К.Ю. Вальс, «Танец девушек», Башкирская лирическая песня, Башкирский марш, «Муглифа», «Дим Буйнда», обр. баш. нар. песни «Зульхизя», «Наулык тейейбез», «Зайтуна». Партия домры.

31. Сабитов Н.Г. Песня о Партии. Партия домры.

32. Сальманов Р.В. Песня о Партии. Партия домры.

33. Хабибуллин З.В. Татарский марш, Тоска, Радостная молодость. Партия домры.

34. Шерафетдинов. «Кызыл аскер», Марш. Партия домры.

Обработки:

35. Ахметов Х.Ф. «Сэвре». Партия домры.

36. Валеев М.М. «Шаль вязала», «Кэмэлек». Партия домры.

37. Затаевич А.В. Обр. казахской народной песни «Сайрасса». Партия домры.

38. Каркин П.П. «Как под яблонькой». Партия домры.

39. Музафаров М.А. «Карабай». Партия домры.

40. Новиков А.Г. «Рябинушка». Партия домры.

41. Тихомиров А.Г. «Мир всем народам», «Учалы», «Азамат». Партия домры.

42. Эйхенвальд А.А. «Ирэндек». Партия домры.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Иллюстрации

Иллюстрация 1.

Музыканты царя Давида. Лицевая псалтырь второй половины XVI века Чудовского кафедрального монастыря (1556-1566). Фото приводится по изд.: [100, с. 51]

Иллюстрация 2.

Фрагмент миниатюры из Псалтыри толковой последней трети XVII века. Приводится по источнику: [160, с. 246]

Иллюстрация 3.

Фото Великорусского оркестра В.В. Андреева. Начало 1900-х годов

Иллюстрация 4.

Квартет четырёхструнных домр. Слева направо: Г.П. Любимов, С.Н. Тэш, С.Е. Таль, Н.Н. Кудрявцев. 1920-е годы. Фото приводится по источнику: [160, с. 258]

Иллюстрация 5. Мандолина С.Х. Габяши. Хранится в музее средней школы

с. Челкаково РБ

Иллюстрация 6. Шайхзада Мухаметзакирович Бабич

Иллюстрация 7.

Ансамбль при уфимском Институте народного образования. Руководитель М.Г. Зигангиров. Фото приводится по изд.: [240, с. 81]

Иллюстрация 8.

Татаро-башкирский струнный оркестр при клубе «Строитель» (г. Уфа). Руководитель М.Г. Зигангиров. Фото приводится по изд.: [240, с. 81]

Аж^ *

Иллюстрация 9.

Квартет Башкирского радиокомитета. Руководитель - Ю.Н. Шмидт.

1930-е годы

Иллюстрация 10.

Домровый оркестр при Башкирском радиокомитете. Фото приводится по изд.: [258]

Иллюстрация 11.

Смешанный оркестр Башкирского радиокомитета. Фото конца 1940-х -начала 1950-х годов. Хранится в музее УУИ

Иллюстрация 12. Оркестр при Доме пионеров. Уфа 1935-1936 годы

Иллюстрация 13 а), б)

Обложка и первая страница сборника пьес 1898 года «Самообучение игре по цифровой системе для ансамбля». Фото приводится по источнику: [298]

Иллюстрация 14. Анкета Т.Ш. Садыковой. Музей УУИ

т. Мысика эа осе годы обучения прослушала нижеследующие

предметы:

1.Сольное пение - хор. 2.06щй& (р-иа -ир. Э, Муэ. фа мота - хор, Л. Германия - вдр.

5. Сольфеджио - кор.

6. Ист. муаыкн - уд.

7. Сценическ. подг, - хор, В. Технике движения хдр. Й. Домра - УД,

Сексстаоь.

10. Ритмика - уд.

11. Ист. класе&и. борьбы - уд.

12. Всеобщая история - посред.

13. Русский ьзык - хор,

14. Русская литература - паервд.

15. Ьйи^ирск. язык -тр.

16. Математика - удосп.

17. Г-едгрэфия " отп,

1Й. Фиэ. культ. - отлично подпись I Кондрат»,

Иллюстрация 15. Справка об учёбе М. Мусиной в Башкирской национальной студии при Московской государственной консерватории

Иллюстрация 16 а), б)

Издания партитур для различных инструментальных составов (оркестра четырёхструнных домр, для оркестра русских народных инструментов). Обнаружены в архиве Башкирского радиокомитета

1930-е годы

Иллюстрация 17. Фрагмент рукописной партитуры для квартета четырёхструнных домр. Архив Башкирского радиокомитета. ? год.

Иллюстрация 18.

Рукопись партитуры для смешанного оркестра Башкирского радиокомитета. Архив Башкирского радиокомитета

Иллюстрация 19. Фото рукописей А.Я. Максимова. Хранятся в архиве Башкирского радиокомитета (в библиотеке УГИИ им. З. Исмагилова)

Иллюстрация 20. Автобиография Г.В. Шилова (автограф, музей УУИ)

Иллюстрация 21.

Заявление о приёме на работу Г.В. Шилова (автограф, музей УУИ, 1957 год).

Иллюстрация 22. Григорий Васильевич Шилов

Иллюстрация 23.

Квартет Т.Ш. Каримова. Т.Ш. Каримов (баян), Г. Голобко (кларнет), Р. Евграфов (смычковый контрабас), Г.В. Шилов (домра). Фото приводится по изд.: [258]

Иллюстрация 24. Инструментальный эстрадный квартет Бориса Тихонова

Иллюстрация 25. а), б) Фрагменты рукописных партитур, созданных для Эстрадного квартета Т.Ш. Каримова. Хранятся в семейном архиве А.Т. Каримова

Иллюстрация 26. Ансамбль «Родные напевы». Нижний ряд, слева направо: З.Г. Сафаргалина, А.Авзалова, Л.Гусак, А.К.Савицкий. Верхний ряд, слева направо: Ю.И.Пигов, Д.Ремаревский, В.П.Суханов, Ю.А.Селезнев, А.А.Семенов

Иллюстрация 27.

Оркестр народных инструментов Уфимского училища искусств. Руководитель - Г.В. Шилов, 1968 год

Иллюстрация 28. Г.В. Шилов со своими учениками УУИ, 1967. Слева направо: Ф. Сайфулин, В. Чурсанов, Н. Радионов, К. Саратова, К. Головлёва, Г.В. Шилов, Копачёва, Л. Назарова, Ю. Куравин, И. Ганеев, В. Гусев, Н. Кадоркин

Иллюстрация 29.

Конверт письма Л.А. Назаровой в архив Уфимского училища искусств, 1992. (Музей УУИ)

Иллюстрация 30.

Домрист Ю.А. Куравин на уроке по специальности. Преподаватель -Г.В. Шилов, концертмейстер - Е.С. Карташова. Фото приводится по изд.: [191, с. 16].

Иллюстрация 31.

Оркестр русских народных инструментов при Доме Музыки Стерлитамак-ского отделения хорового общества БАССР. Фото из газеты «Стерлитамакский рабочий» [280]

Иллюстрация 32. Ансамбль русских народных инструментов при стерлитамакском Доме музыки хорового общества руководитель - Н.Н. Родионов

(1974)

Иллюстрация 33. Думбырист С.С. Абхалимов - доцент кафедры традиционного музыкального исполнительства УГИИ им. З. Исмагилова (1983)

Иллюстрация 34. а), б) Рукопись «Сборника башкирских мелодий и наигрышей». Составитель, автор

переложений З.Г. Сафаргалина (1991)

П£!_а

г ^гвмвн1"*ми 11 „„о'* оохвР"'

. к,б««о. »ч«1 „ „уибво";

„ „-„гишльное п/» "» СТИЛЯ'. .....—и"ого

—-

- "»<*«■>• М0С; „я„ . мзт,„ных стилях н В »«0ИЮ' , * „иси-тпсзвиэзиии в

- пь ьскоЯ чанере: ционно»

. проиэвепение пля казахов лочьр«; . проявление оригинальное ял- «И*.

пр, п.р»уоВе на 5 курс:

. «сполно-ие кубаира «ли зпоса с использование, разлив* визаимоннух приемов оэсзнов -сказителэЧ;

- произведение оригинальное для думбыоы;

. г-3 пьееы-иупровизаиии я различных стилях и исполнит рах;

- 1 импрояизаиич на заранее заданную экзаменационную т

- 1-2 пьесы-импровизации, подготовленные самостояте^ь^

- произведения пля чазахсяой домбры.

Иллюстрация 35. Фрагмент зачётно-экзаменационных требований из программы по специальности «Башкирская думбыра». Составитель С.С. Абхалимов (1999)

Иллюстрация 36. Фрагмент (примеры приёма «бряцание») из программы по специальности «Башкирская думбыра». Составитель С.С. Абхалимов (1999)

Иллюстрация 37. Группа малых домр и альтовых думбыр Национального оркестра народных инструментов РБ (2011)

Иллюстрация 38. Думбыра-сопрано образца 2017 года (слева) и домра-малая

Иллюстрация 39. Слева направо: русская трёхструнная домра, башкирская думбыра-альт образца начала 2000-х годов, башкирская думбыра-альт

образца 2016 года

Иллюстрация 40

З.Г. Сафаргалина - заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, профессор кафедры народных инструментов УГИИ им.

З. Исмагилова

Иллюстрация 41.

Б.П. Тевс. «Некоторые вопросы организации самостоятельной работы в специальном классе домры». Титульный лист методических рекомендаций

для студентов заочного отделения. УГИИ, кафедра народных инструментов (1988)

Иллюстрация 42. Домристы Уфы на сцене Концертного зала им. Ф. Шаляпина после

концерта народного артиста России, профессора МГИМ им. А.Г. Шнитке, солиста Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. Осипова С.Ф. Лукина (в центре).

Иллюстрация 43. Е.В. Камалова выступает с докладом на курсах повышения квалификации перед педагогами ДМШ и ДШИ (Уфа, ДМШ № 7, 2011)

Иллюстрация 44. Е.Ф Никифорова выступает с докладом на курсах повышения квалификации перед педагогами ДМШ и ДШИ (Уфа, ДМШ № 7, 2011)

Иллюстрация 45. З.Г. Сафаргалина (в центре) с ученицами (Концерт класса, 2016)

Иллюстрация 46. Афиша Концерта-Премьеры сочинений для домры композиторов

Башкортостана (Уфа, 2015)

Иллюстрация 47. Исполнительница-любителница на мандолине во время Сабантуя (Ишимбайский район РБ, 2012)

Иллюстрация 48. Людмила Тимашева - исполнительница-самоучка на мандолине. Фото из газеты «Вечерняя Уфа»(2013, 31 июля [289])

Иллюстрация 49. Г. И. Умергалина (мандолина) и Ф. Х. Шарафуллин (баян) на концерте в зале имени Ф. Шаляпина Уфимского государственного института искусств им.З. Исмагилова (2018)

Иллюстрация 50.

И.В. Логинова (мандолина) и Г.И. Абдуллина (арфа) после концерта «Песочная фантазия» в Большом зале Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова (2019)

Иллюстрация 51. Ансамбль русских народных инструментов «Забава». Руководитель

- В.А. Ярцев (2016)

Иллюстрация 52.

Ансамбль русских народных инструментов «Балалайка-Бэнд» (2017)

Иллюстрация 53. Ансамбль русских народных инструментов «Премьер-Квартет»

(2020)

Иллюстрация 54. И.В. Логинова (домра), Г.С. Абдуллина (арфа) (2017)

Иллюстрация 55. Ансамбль современной музыки Самрау (концерт в Перми, 2017).

Иллюстрация 56.

Оркестр Стерлитамакского концертно-театрального объединения. Художественный руководитель и главный дирижёр В.И. Турченко.

Начало 2000-х годов

Иллюстрация 57.

А.А. Болотов дирижирует оркестром русских народных инструментов Стерлитамакского государственного театрально-концертного

объединения (2017)

Иллюстрация 58. Ирина Юрьевна Куравина - Лауреат международных и всероссийских конкурсов, солистка-домристка (2016)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Нотные примеры

Пример 1. И. Максимов. «Сук Муйыл». Вариантное развитие темы

Пример 2. И. Максимов. «Шамсия». «Террасная динамика»

Пример 3. Н. Инякин. Концерт. Тема вступления

Пример 4. Н. Инякин. Концерт. Первая реплика солиста

Пример 5. Н. Инякин. Концерт. Тема главной партии

Пример 6. Н. Инякин. Концерт. Тема побочной партии

Р espressivo

Пример 7. Н. Инякин. Концерт. Разработка (цифра 26)

Пример 8. Н. Инякин. Концерт. Разработка (цифра 27)

Пример 9. Н. Инякин. Концерт. Реприза, тема вступления (цифра 29).

Пример 10. Н. Инякин. Концерт. Кода

Пример 11. Н. Инякин. Концерт. Каденция (середина)

Пример 12. А. Кукубаев. Карабай. Тема

Пример 13. А. Кукубаев. Карабай. Вариация 1

Пример 14. А. Кукубаев. Карабай. Вариация 2

Пример 15. А. Кукубаев. Карабай. Вариация

Пример 16. А. Кукубаев. Черноволосая. Тема

Пример 17. А. Кукубаев. Черноволосая. Вариация 1 Медленно

饿x?Tr'JTrr ЩВИ 0Щ

do Ice

Пример 18. Ш. Сагитова. Снежные сны. Эпизод.

др. I

9- * ♦ 9-»-

) 7

™р f /

* положить медиатор, произвольный перебор пальцами по заданным нотам в свободном ритме в рамках указанного динамического нюанса с возможными произвольными всплесками

Пример 19. Ш. Сагитова Снежные сны. Вступление

Пример 20. Ш. Сагитова. Снежные сны. Флажолеты и срывы

Пример 21. Ш. Сагитова. Снежные сны. Порывы

КиЬаШ токо

-0 -Ф -ы ж -Г0-й- ш 00

(Г^ т — ■ — -1 — — -в-'—€ тр та енрк ' 'Г ^^^ -- /Р

Пример 22. З. Шагиева. Цап-царап. Начало пьесы

Пример 23. З. Шагиева. Цап-царап. ^ачки секундами

Пример 24. А. Хасаншин. Напев. Рассказ. Танго и Пляска.

Тема Напева

Пример 25. А. Хасаншин. Напев. Рассказ. Танго и Пляска.

Тема Рассказа

Пример 26. А. Хасаншин. Напев. Рассказ. Танго и Пляска.

Тема Пляски

* тему исполнять ударами, после каждого удара выдержанную ноту тремолировать

Пример 27. А. Ахметова. Тайны Южного Урала. Часть II «Ведьмино болото»

17

(МММк

I Т чр 44[>ИПВ4 Т Ж НТ* IРГП^ I ■ I ■ в- 1 |>Н

ИНН

П 1+ ' ичитм! ЛКТ-» »14 С ПНИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Дополнительные материалы: сведения и факты

1. Текст стихотворения Ш. Бабича. В оригинале стихотворение написано на башкирском языке. Перевод с башкирского языка на русский сделан профессиональной исполнительницей на думбыре Г. И. Умергалиной. Из стихотворного текста видно, что род - мужской или женский - при переводе может быть изменён (это обусловлено особенностями башкирского языка, в котором отсутствует категория рода).

Ш. Бабич

МАНДОЛИН

О, душераздирающий, напевный, мой мандолин, Приди, заиграй, зазвени... Послушав тебя, и я запою. Ты - мой друг душевный, муза моя, мандолин. Таинственный твой напев для меня отдушина. Только твой звук для души моей силу даёт, Только ты для души моей жизнь и красота. Твой звук для меня - смысл, чувства и ум, Из родника таинств, как нить жемчуга. Когда тебя слушаю, я плачу. Твоими звуками я очищаюсь... Освещаюсь и пою я: «О, Аллах мой!» Вдохновляюсь, о неизведанный мой, мандолин. Заиграй, зазвени, мой мандолин

2. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ Г.В. ШИЛОВА

Г.В. Шилов родился 21 февраля 1915 года в Уфе. В 1931 году окончил школу-семилетку и в этом же году завершил обучение в школе фабрично-заводского ученичества по специальности электросварщик. С детских лет занимался в кружках художественной самодеятельности. В 1932 году его пригласили на профессиональную работу в Квартет домр Башкирского радиокомитета. В 1936 году Григорий поступил в Уфимский музыкальный техникум по классу виолончели (преподаватель Ф.П. Садовский). Там же с 1937 года он обучал игре на домре молодых музыкантов разных специальностей.

В 1939 году Григорий Васильевич был призван в ряды Красной Армии. Прошёл Великую Отечественную войну: сначала как солдат, затем -как сержант, командир-капельмейстер музыкального взвода. Он воевал в Польше, Германии (в частности, участвовал в боях за немецкий город Бреслау, ныне - польский Вроцлав). Был награждён медалями «За оборону Москвы» (1944), «За победу над Германией» (1945). После демобилизации в декабре 1946 года Г.В. Шилов возвратился в Уфу и совмещал работу в оркестре Башкирского радиокомитета с педагогической деятельностью в Уфимском музыкальном училище. С 7 января 1952 по 12 сентября 1958 года Григорий Васильевич Шилов являлся руководителем оркестра железнодорожного клуба имени В.В. Андреева, а также преподавал там игру на народных инструментах. Плодотворная деятельность Г.В. Шилова способствовала профессионализации домрового исполнительства, его движения в сторону академического уровня.

3. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ А.А. ЛАТЫПОВА

Алмас Ахунович Латыпов родился в 1942 году, в Уфе. Знакомство Алмаса с миром музыки началось с домашнего музицирования. Следуя примеру старшего брата, игравшего в самодеятельном коллективе на четырёхструнной домре, Алмас самостоятельно освоил этот инструмент . Стремление усовершенствовать свои умения побудило его начать занятия в самодеятельном струнном оркестре народных инструментов при уфимском Доме пионеров. Одним из плюсов такого музицирования было то, что участники самодеятельности могли освоить игру на любом понравившемся инструменте или даже на нескольких. Алмас Ахунович вспоминает, что он пробовал играть на всех инструментах, имевшихся в этом оркестре: мандолине, четырёх- и трёхструнной домрах, балалайке. Однако наибольших успехов он достиг на трёхструнной домре, что позволило ему стать солистом этого коллектива в 1955-1956 годах.

Руководитель оркестра П.Ф. Петухов доверил ему исполнение сольной домровой партии в пьесе В.В. Андреева «Светит месяц». На одном из концертов юного домриста услышал Г.В. Шилов и предложил юноше поступить в свой класс. В 1957 году А.А. Латыпов, так же, как и Р. Азубаева годом ранее, стал единственным учеником-домристом на курсе. Он стал первым домристом, целенаправленно пришедшим поступать в среднее профессиональное учебное заведение именно по классу домры.

В эти годы отношение представителей профессионального музыкального сообщества к домре (как и к другим русским народным инструментам) в качестве академического было весьма скептическим, если не сказать отрицательным. С подобным явлением пришлось столкнуться и А.А. Латыпову. И при поступлении, и в процессе дальнейшего обучения в училище ему неоднократно предлагали перевод в класс виолончели, аргументируя это признанным статусом инструмента, определённостью даль-

нейшего трудоустройства по специальности. Убедила Алмаса Ахуновича быть верным выбранному инструменту - трёхструнной домре - уверенность его преподавателя по специальности Г.В. Шилова в перспективах домры. Это примечательный факт, так как сам Г.В. Шилов обучался в Уфимском музыкальном училище именно как виолончелист (в период с 1936 по 1939). Высокий авторитет музыканта позволял ему настаивать, чтобы его ученики не стремились овладеть игрой на иных, признанных академических инструментах в ущерб обучению на домре. Наоборот, они должны были совершенствоваться в домровом исполнительстве.

А.А. Латыпов с первых месяцев обучения в училище (уже зимой 1957 года) начал работать в нескольких коллективах. Он был и руководителем, и исполнителем в самодеятельном кружке при Медицинском училище. Это был струнный ансамбль, состоявший из мандолин, гитар и балалаек. А.А. Латыпов также работал в самодеятельных оркестрах Финансового и Авиационного техникумов. Важно, что Алмас Ахунович владел игрой на нескольких инструментах: домре, мандолине, гитаре, балалайке. Так как участники вышеназванных коллективов занимались для своего удовольствия, не зная музыкальной грамоты, то обучение велось, по выражению А.А. Латыпова, «с рук», методом показа.

В 1959 году А.А. Латыпов был приглашён преподавать класс домры в Уфимском музыкально-педагогическом училище. Столь ранняя и насыщенная педагогическая деятельность юного специалиста (Алмасу было 17 лет) обусловливалась бурным развитием коллективных форм самодеятельного музицирования на народных инструментах в Уфе, как и в целом по стране. Такая активность усиливалась с конца 1940-х, становилась особенно заметной в 1960-е годы. Уже в годы обучения в училище (с 1957 по 1961) А.А. Латыпов активно участвовал в процессе позитивных изменений в отношении к трёхструнной домре и у профессиональных музыкантов Уфы, и среди начинающих. В 1961 году А.А. Латыпов окончил училище и, имея рекомендацию государственной аттестационной комиссии, поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнеси-ных. Этот факт свидетельствует о высоком исполнительском уровне А.А. Латыпова. По классу специального инструмента (домра) А.А. Латыпов обучался у маститых преподавателей - сначала у Анатолия Яковлевича Александрова и затем - у Евгения Тимофеевича Климова. Успешное освоение А.А. Латыповым всех дисциплин позволило Е.Т. Климову дать своему ученику рекомендацию для работы в оркестре русских народных инструментов Радиокомитета СССР. В этом прославленном коллективе А.А. Латыпов играл на альтовой домре с 1962 по 1964 годы. Музыкант подчёркивает уникальный опыт исполнительства в оркестре Радиокомитета: особенностью работы коллектива были частые аудио- и видеозаписи. Со слов А.А. Латыпова, оркестрантам приходилось осваивать «огромное число» произведений и исполнять их «сразу на запись буквально с листа». От музыкантов требовались высочайшие профессиональные качества:

умение мгновенно реагировать на дирижёрские жесты, отличное чтение нотного текста, техническая оснащённость, в том числе развитая пальцевая беглость. Безусловно, участие в записях и концертах ведущих солистов (С.Я. Лемешева, Н.К. Кондратюк, И.К. Архиповой, Д.М. Гнатюка, В.Л. Норейки и др.) воспитывало особое отношение к культуре звука, расширяло общий кругозор, давало представление об эстетике различных жанров. За годы обучения в ГМПИ им. Гнесиных А.А. Латыпов получил серьёзную дирижёрскую подготовку. Его наставниками в освоении искусства управления оркестром стали Г.Ф. Зимин, В.В. Катаев, С.З. Трубачёв. Получение диплома о высшем образовании подытожило многолетнее становление А.А. Латыпова как высокопрофессионального специалиста широкого профиля.

После окончания ГМПИ им. Гнесиных Алмас Латыпов вернулся в Уфу. Дипломированному специалисту-домристу предложили должность преподавателя-совместителя в училище искусств по классу балалайки: существовала потребность в педагоге именно по этой специальности (класс домры вели уже двое - Г.В. Шилов и Б.П. Тевс). Здесь пригодилось владение А.А. Латыпова игрой на балалайке. Класс балалайки и предметы оркестрового цикла Алмас Ахунович вёл с 1964 по 1969 годы. В 1969 году А.А. Латыпова приглашают преподавать в Краснодарский институт культуры, и - несколько позже - в Новороссийское музыкальное училище им. Д.Д. Шостаковича. Работе в последнем учебном заведении Алмас Ахуно-вич посвятил десять лет своей жизни (1969-1979). Многие его выпускники-домристы продолжают играть значимую роль в разных звеньях профессионального музыкального образования и исполнительства этого региона. В 1979-м году Алмас возобновил активную работу в уфимских коллективах. Он продолжил преподавать в Уфимском училище искусств (по совместительству), вёл класс домры в ДМШ № 11, исполнял партию малой домры в ансамбле «Веснянка». Этот период времени связан также с сотрудничеством А.А. Латыпова с ансамблем народных инструментов при Доме культуры «Авангард». Этот коллектив организовал в начале 1970-х годов Г.В. Шилов. Спустя три года после безвременного ухода из жизни учителя (это случилось в 1976 году) Латыпов возглавил коллектив.

В 1981 году его пригласили в фольклорно-эстрадный ансамбль «Яд-кар». Работа в фольклорном ансамбле развила у А.А. Латыпова интерес к народному творчеству. Алмас увлёкся жалейками. Он самостоятельно изучил литературу о предмете и начал изготавливать жалейки, пробовать играть на них. Следуя своему новому увлечению, в 1985 году А.А. Латыпов ушёл из «Ядкара» и вновь устроился на работу в ДМШ № 11. Там он собрал учебный ансамбль «Тимоня», состоящий из группы жалеек, балалайки примы, баяна, балалайки-контрабас. С 1994 года А.А. Латыпов полностью посвятил себя профессии мастера-реставратора музыкальных инструментов. Двенадцать лет (с 1994 по 2006) Алмас Ахунович проработал в мастерской Детской музыкальной школы № 4. С 2006 года по настоящее

время он трудится в мастерской Среднего специального музыкального колледжа г. Уфы.

4. КОНКУРСНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И.Ю. КУРАВИНОЙ

- Лауреат Открытого регионального конкурса молодых музыкантов (Октябрьский, 2008);

- Гран-При III международного конкурса «Кубок Юного Урала -Оренбургская мозаика» - I место (Оренбург, 2008);

- Лауреат XIV открытого конкурса молодых исполнителей на народных инструментах им. Салиха Сайдашева - II место (Казань, 2008);

- Дипломант VII Молодёжных дельфийских игр России (Новосибирск, 2008);

- Дипломант Всероссийского конкурса им. М.М. Ипполитова-Иванова «Молодые таланты России» (Москва, 2009);

- Дипломант II Всероссийского открытого конкурса исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого (Саратов, 2011);

-Гран-При IV международного конкурса «Кубок Южного Урала -Оренбургская мозаика» (Оренбург, 2012);

- Дипломант Благотворительного фонда Фридриха Липса (Москва,

2012);

- Дипломант V международного конкурса «Лира Прииртышья» (Омск, 2013);

- Лауреат Министерства культуры Российской Федерации Общероссийского конкурса «Молодые дарования России»(Москва, 2013);

- Стипендиат Президента Республики Башкортостан (2012-2013);

- Лауреат IX Всероссийского конкурса-фестиваля оркестров и ансамблей народных инструментов Анатолия Шутикова (в составе ансамбля русских народных инструментов «Премьер-квартет») - I место (Казань, 2014);

- Лауреат II Международного конкурса-фестиваля оркестров и ансамблей народных инструментов «Зов Урала» I место (Уфа, 2015);

Награждена благодарственным письмом Министерства Культуры РБ за большой вклад в развитие культуры и искусства Республики Башкортостан (Уфа, 2017).

5. ВЫПУСКНИКИ-ДОМРИСТЫ УГИИ (1969-2019)

За 50 лет выпущено 123 домриста с высшим образованием 1969-1981 (12 лет) - 18 домристов, из них - 6 заочников

1. Бобырь Л.Я. (УКП,1969, Б.П. Тевс)

2. Ильясова Н.Н. (1973, Б.П. Тевс)

3. Галямова В.С. (1974, Б.П. Тевс)

4. Агапов А.П. (1974, з/о, Б.П. Тевс)

5. Голенков В.Н. (1974, з/о, Б.П. Тевс)

6. Варламова Т.П. (1975, Б.П. Тевс)

7. Сафаргалина З.Г. (1975, Б.П. Тевс)

8. Кайтурова Т.С. (1975, з/о, Б.П. Тевс)

9. Набиева О.Л. (1976, Б.П. Тевс)

10. Кудашева Р.К. (1978, Б.П. Тевс)

11. Зиновьева Т.И. (1978, Б.П. Тевс)

12. Хуснутдинова Г.М. (1979, Б.П. Тевс)

13. Манюгина Л.П. (1979, з/о, Б.П. Тевс)

14. Актанова Т.А. (1980, Б.П. Тевс)

15. Сухарева Н.Н. (1980, Б.П. Тевс)

16. Салахова М.Н(1980, з/о, Б.П. Тевс)

17. Колосова Н.М. (1981, Б.П. Тевс)

18. Шиманова Н.А. (1981, з/о, Б.П. Тевс)

1982 - 2000 (18 лет) - 56 домристов, из них - 22 заочника

1. Аблеева И.Ф. (1982, Б.П. Тевс)

2. Никифоров Ю.А. (1982, Б.П. Тевс)

3. Литвинова А.Е. (1982, з/о, Б.П. Тевс)

4. Абхалимов С.С. (1983, Сафаргалина З.Г.)

5. Загайнова О.В. (1983, Б.П. Тевс)

6. Кочергаева Л.К. (1983, Б.П. Тевс)

7. Гиниатуллина В.М. (1984, Сафаргалина З.Г.)

8. Стрельникова Д.П. (1984, Б.П. Тевс)

9. Стрельникова М.П. (1984, Б.П. Тевс)

10. Катасонов А.Б. (1984, з/о, Сафаргалина З.Г.)

11. Нафикова Л.Р. (1985, Б.П. Тевс)

12. Староквашева О.М. (1985, Б.П. Тевс)

13. Селянова С.В. (1985, Б.П. Тевс)

14. Кострикина И.М. (1986, Б.П. Тевс)

15. Фазлетдинова Р.С. (1986, Б.П. Тевс)

16. Тагирова В.А. (1986, з/о, Сафаргалина З.Г.)

17. Иванова Е.П. (1987, Сафаргалина З.Г.)

18. Шарков В.И. (1987, Б.П. Тевс)

19. Дегтева Е.Л. (1987, з/о, Сафаргалина З.Г.)

20. Миронова И.П. (1987, з/о, Сафаргалина З.Г.)

21. Рига Л.Ю. (1987, з/о, Б.П. Тевс)

22. Чендева Р.Н. (1987, з/о, Б.П. Тевс)

23. Кадулина И.В. (1988, Сафаргалина З.Г.)

24. Муртазина В.Г. (1988, Б.П. Тевс)

25. Зулькарнаева Э.С. (1988, Б.П. Тевс)

26. Абсатарова Г.Р. (1988, з/о, Сафаргалина З.Г.)

27. Стрельникова Е.Р. (19897, Сафаргалина З.Г.)

28. Халяпова (1989, Сафаргалина З.Г.)

29. О.В.Макулькина Н.А. (1989, з/о, Сафаргалина З.Г.)

30. Крипакова И.И. (1990, Б.П. Тевс)

31. Кременецкая Н.Л. (1990, з/о, Б.П. Тевс)

32. Низамутдинова Э.Р. (1990, з/о, Б.П. Тевс)

33. Паравина Т.А. (1990, з/о, Б.П. Тевс)

34. Гусак Л.Г. (1991, Б.П. Тевс)

35. Зайцева Т.А. (1991, з/о, Б.П. Тевс)

36. Исхакова З.Н. (1992, Б.П. Тевс)

37. Шигапова В.В. (1992, Сафаргалина З.Г.)

38. Вавричук С.Е. (1992, з/о, Сафаргалина З.Г.)

39. Емалтынова Е.А. (1993, Б.П. Тевс)

40. Ипатова С.А. (1993, з/о, Б.П. Тевс)

41. Журавлева Е.А. (1993, з/о, Б.П. Тевс)

42. Морозова Т.М. (1993, з/о, Б.П. Тевс)

43. Авзалова А.М. (1994, Б.П. Тевс)

44. Гурина Э.Р. (1994, Б.П. Тевс)

45. Фролова Т.В. (1994, Б.П. Тевс)

46. Бакирова Э.Э. (1994, з/о, Сафаргалина З.Г.)

47. Хабибуллина З.Г. (1994, з/о, Сафаргалина З.Г.)

48. Самойлова Е.М. (1995, Б.П. Тевс)

49. Валитова Л.Р. (1995, з/о, Сафаргалина З.Г.)

50. Козловская С.Г. (1995, з/о, Б.П. Тевс)

51. Медведева Н.Ю. (1995, з/о, Сафаргалина З.Г.)

52. Халимова А.М. (1996, Б.П. Тевс)

53. Кожаева Е.М. (1996, з/о, Сафаргалина З.Г.)

54. Хафизова Д.К. (1997, Сафаргалина З.Г.)

55. Касимова А.Ш. (1998, Халимова А.М.)

56. Могунова Л.А. (1998, Сафаргалина З.Г.) В 1999 году выпускников-домристов нет

2000 - 2019 (19 лет) - 49 домристов, из них - 6 заочников

1. Де-Шпиллер И.А. (2000, Халимова А.М.)

2. Семёнова О.Г. (2000, Сафаргалина З.Г.)

3. Хисматуллина Е.В. (2000, Сафаргалина З.Г.)

4. Ибрагимова Г.С. (2001, Сафаргалина З.Г.)

5. Ишкинина Г.У. (2002, Халимова А.М.)

6. Райманова Р.А. (2003, Ахметшина Л.А.)

7. Султанова Г.Р. (2003, Сафаргалина З.Г.)

8. Шахрай Т.А. (2003, Сафаргалина З.Г.)

9. Гуфранова Л.А. (2004, Сафаргалина З.Г.)

10. Халиуллина Д.К. (2004, Ахметшина Л.А.)

11. Глазунова А.Е. (2005, Сафаргалина З.Г.)

12. Копылова Р.М. (2005, Сафаргалина З.Г.)

13. Мавлютова Р.Ф. (2005, Опарина И.М.)

14. Шведова Ю.Н. (2005, Савицкий А.К.)

15. Осипова Л.В. (2005, Сафаргалина З.Г.)

16. Фефилов И.А. (2005, Сафаргалина З.Г.)

17. Маликова И.В. (2006, Сафаргалина З.Г.)

18. Султанова З.М. (2006, Сафаргалина З.Г.)

19. Кустова И.В. (2006, з/о, Сафаргалина З.Г.)

20. Ибрагимова Г.С. (2007, Сафаргалина З.Г.)

21. Кудрявая Н.Ю. (2007, Савицкий А.К.)

22. Мусина Г.У. (2007, Савицкий А.К.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.