Дискурс культуры в поэтическом творчестве Л.Н. Мартынова: семантика, функции, способы воплощения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Близнюк, Нина Викторовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 205
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Близнюк, Нина Викторовна
Введение.
Глава 1. Дискурс искусства в творчестве Л. Мартынова.
1.1. Визуальный код лирики Л. Мартынова.
1.2. Музыка в поэтической системе Л. Мартынова.
1.3. Театр как модель мира в творчестве Л. Мартынова.
1.4. Воплощение темы поэта и поэзии в образах автора и читателя.
Глава 2. Научно-философский дискурс в творчестве Л. Мартынова.
2.1 Научные теории и понятия в интерпретации Мартынова.
2.2 Категория пространства в лирике Мартынова: научное и поэтическое осмысление.
2.3 Категория времени в лирике Мартынова: научное и поэтическое осмысление.
Глава 3. Дискурс религии в творчестве Л. Мартынова.
3.1 Религиозные мотивы в лирике Л. Мартынова.
3.2 Особенности интерпретации образов и понятий религии в творчестве Л. Мартынова.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Особенности индивидуального стиля Леонида Мартынова2011 год, кандидат филологических наук Павлова, Наталия Дмитриевна
Стиль лирики иеромонаха Романа2006 год, кандидат филологических наук Барышникова, Ирина Юрьевна
Растительный мир как природный, историко-культурный и духовный феномен в русской поэзии XX века2013 год, доктор филологических наук Щербаков, Сергей Анатольевич
Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова2005 год, кандидат искусствоведения Эсаулова, Татьяна Ивановна
Русская поэзия 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен2003 год, доктор филологических наук Щенникова, Людмила Павловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дискурс культуры в поэтическом творчестве Л.Н. Мартынова: семантика, функции, способы воплощения»
Как порождение духовной деятельности человечества, культура многокомпонентна, она представляет собой' сложное единство науки; искусства, религии, достижений1 в. правовой и* экономической сферах. Ее основные понятия' отражаются*- в сознании в виде концептов, аккумулирующих в себе духовные достижения прошлого и отражающих доминирующие этические и эстетические ценности. £ наибольшей полнотой «культурный код» этноса являют его духовные лидеры - признанные мастера национальной культуры, поэтому более чем оправданным представляется обращение к личности Л.Н. Мартынова. Его творчество получило*широкий резонанс среди читателей, находило отклик в критике, вызывало споры. А кроме того, так совпало, что1 становление поэта удивительно коррелирует с важнейшими вехами переломной эпохи в истории Отечества.
В основной массе литературно-критических работ творчество Мартынова представлено? с точки зрения отклика на современные события,, публицистичности его стихотворений. Анализируются особенности метафоры, обращается внимание на своеобразие поэтики, умение передать детали, психологию рядовых людей, а так же широту охвата исторических событий: В. Дементьевым Мартынов представлен, прежде всего, как поэт современный, откликающийся' на события эпохи, лирика которого пронизана пафосом познания мира [49], Михайлов отмечает стремление «уловить дыхание, ритм, голоса. современности» [113, с. 13], Л. Лавлинский первый план выдвигает социальную значимость, его произведений [88].
Другая* часть работ по лирике Мартынова носит мемуарно-биографический характер: М. Синельников в статье «В снегах Эрцинский лес» рассказывает о встрече с Мартыновым, отзыв Т. Земсковой написан к определенной дате - 95-летию со дня рождения поэта, в нем кратко освещен его жизненный путь [155; 62]. Вышедший в 1989 году сборник «Воспоминания о Леониде Мартынове» включает в себя отзывы С. Поварцова, В. Озолина, В. Гончарова и многих других. Эти работы дают представление о личности поэта, его мировоззрении, но мало затрагивают поэтический мир.
После многих лет молчания о Мартынове можно говорить о постепенном возвращении к его творчеству читательского интереса: в 1990 г. выпущено собрание сочинений в. 2-х томах, в 2000 г. - сборник «У дверей вечности», дополненный отрывками из автобиографических новелл и воспоминаниями современников.
Возрождается»и интерес исследователей. В работе В. Хомякова, в книге «Сибирская Иппокрена», имя Мартынова упоминается в связи с литературной жизнью Омска, поэт показан как певец родного города, образ которого трансформируется в Лукоморье [183]. При таком подходе лирика Мартынова-оказывается несколько изолированной от общей русской литературы.
Напротив, в статьях В. Огнева «Несколько слов о русской поэзии советского периода» и В. Агеносова «Несколько слов о современной русской поэзии» творчество Мартынова поставлено в ряд с лирикой таких поэтов как« Н. Заболоцкий, Е. Евтушенко, Р. Рождественский [120; 2]. В. Агеносов называет Мартынова одним из «старших товарищей», оказавших влияние на молодое поколение поэтов [2, с. 8]. Действительно, аллегорическая насыщенность, философская многоплановость, изысканная ритмика, аллитерационное богатство сообщают особую прелесть лирике Мартынова, во многом предвосхитившей поэзию шестидесятников, в частности А. Вознесенского и Б. Ахмадулиной.
Культурный код рассмотрен в работе В. Шепелевой «К проблеме истоков этических и аксиологических установок Л. Н. Мартынова». Это попытка проследить взаимосвязь личности и исторического процесса, проанализировать влияние этико-аксиологических пластов культуры. Автор стремится проверить общие выводы русской религиозно-философской мысли о месте и роли «русской идеи», соображения М. Вебера, А. Тойнби и наших современников - Л. Гумилева, Ю. Бородая, В. Кожинова, К. Кантора об этнической ментальности в историческом процессе [193]. И культура рассматривается как понятие, в основе которого лежит система «предписаний, ценностей и норм, образцов и идеалов» [110; с. 8], которая формирует личность человека в соответствии с базовыми аксиологическими установками, интегрирует общество. Вфезультате В. Шепелева делает вывод о принадлежности Мартынова к русской культуре. Русский культурный код стал истоком этических и аксиологических установок поэта.
Тесная- связь с русской культурой обусловила появление в его лирике сквозных тем, образов и мотивов, свойственных ей (тема поэта' и поэзии реализована в традиционных для русской литературы образах солнца, поэта-пророка, поэта-гражданина, прослеживается мотив театральной игры, православное начало-присутствует в интерпретации образов, ангела-демона; рая-ада). Внедрены в художественный мир Мартынова и отдельные произведения живописи, скульптуры, музыки. Культура является' исходным материалом для, многих поэтических произведений Мартынова.
Таким образом, исследование дискурса культуры, целей и способов его, воплощения в творчестве Мартынова необходимо для осознания миропонимания поэта и требует углубленного изучения, однако этот аспект не изучался в должном объеме. Компоненты культуры в исследовательских работах рассмотрены на уровне отдельных замечаний: А. Урбан и А. Павловский говорят о некоторых мифологических образах в поэзии Мартынова [175; 128], JI. Аннинский упоминает мотив театральной игры, отношение поэта к религии, обращает внимание на жанры музыки, к которым обращается Мартынов [8]. Несколько полнее освещено внедрение в художественный мир такого компонента культуры, как наука. А. Урбан отмечает, что творчество Мартынова насыщено научным знанием: даже при поверхностном взгляде находишь имена ученых - Эйнштейна, Галилея, Гершеля, научные термины — атом, плазма и т.д. [175].
В нашей работе понятие культура употребляется в наиболее' широком смысле: как совокупность достижений людей в производственной, социальной и духовной сферах жизни, рассматриваемых не порознь, а совместно. Несмотря на кажущуюся1 статичность определения, культура* — явление динамичное, развивающееся, неоднородное. Это пространство, в котором витают идеи; образы, находящие отклик в идеях, образах, мыслях, уже ранее возникших, влияющие на сознание будущего поколения:
Человек« живет в-контексте культуры. Она является; для-него «второй реальностью». 0н создал ее, и она стала для него объектом познания.,Чтобы в нем разобраться, нужно проанализировать метаязык культуры» [11, с. 3]. Можно предположить, что этот язык располагает своим достаточно определенным набором знаков и правилами- их комбинации. Характерной особенностью элементов словаря'культуры является их полисемиотичность: «культура5 не может обойтись без опоры на множество1 языков» [112, с. 166]. Ю. Лотманом и И. Ильиным отмечена полиглотичность культуры, ее зашифрованность многими кодами.
Дискурс - это1 речь, «погруженная в жизнь» [10; 75], это речевой материал, обусловленный экстралингвистическими факторами различной природы и включающий их как компоненты, важны аспекты функционирования текста и дискурса в социальной среде.
Особое место в ' разработке сущности дискурса занимает нелингвистическая- теория, развившаяся на основе концепции дискурса французского историка, социолога и языковеда М. Фуко. Дискурс рассматривается как языковое выражение общественной практики, упорядоченное и систематизированное использование языка, за которым стоит особая, идеологически и национально-исторически обусловленная ментальность, сегмент человеческого знания, структурная часть его (знания). Дискурс понимается М. Фуко максимально широко: экстралингвистические факторы в определении сущности дискурса выдвигаются им на первый план и являются определяющими по отношению к лингвистическим, особое значение приобретают факторы культурной среды, в которой протекает коммуникация [ 182].
Термин дискурс,. на.наш взгляд, наиболее соответствует особенностям внедрения культуры в поэзии; Мартынова; Оно разнородно по функциям и способам воплощения даже в рамках одного явления? (например, науки или искусства). Материал культуры используется на различных уровнях создания произведения; взаимодействие протекает как воплощениене только? образов;: но и идей, мотивов (прослеживается во взаимодействии поэзии Мартынова с религией и наукой), художественной: выразительности: Поэтому такие термины-как образ, архетип или символ не обладают достаточной^ широтой для; адекватного описания: воплощения; культурного кода применительно к , лирике: Мартынова. Кроме: того; необходимо5 учитывать- характер поэзии Мартынова, которой свойственна диалогичность в самом широком смысле г художник, по мысли Мартынова;, должен быть восприимчивым ко< всем деталям: жизни, он: творит, пропуская действительность через свое-сознание, вычленяя« из всего существующего хаоса событий и явлений? самое необходимое., Понимание- дискурса как «погруженности в, жизнь» приобретает по. отношению к творчеству Мартынова особую1 значимость: поэту свойственно «осовременивать» любое явление, нагружать- его соответствующими; ассоциациями и дополнительными значениями.
Изучение дискурса: культуры предполагает обращение к искусству, религии и науке, составляющим фундамент любой культуры. Они представляют собой три разных подхода к осмыслению мира,, человека и места человека в мире.
Искусство обращено к эмоциональной составляющей человеческой души, занимается поиском эстетического идеала, развитием чувства прекрасного - у людей, художественным освоением мира, поэтому создаются условия; при которых возможно взаимодействие и взаимопроникновение всех его видов. Действительно, понятие «взаимодействие искусств» является традиционным и имеет глубокий исторический генезис, оно «уходит своими корнями в историю искусства и собственно появляется вместе с искусством. Впоследствии, каждая культурно-историческая эпоха являла примеры подобного взаимодействия в рамках своего культурного кода» [172, с. 150]. Изучение дискурса искусства в контексте поэтического творчества Мартынова предполагает исследование взаимосвязей визуальных искусств, музыки, театра, поэзии:
Наука оперирует законами устройства^ мира, представляет собой систему достоверных знаний об объективных законах развития'природы и общества. Она обобщает данные опыта, проникает сквозь внешнее, случайное к глубинному, коренному, раскрывает существенные закономерности. Изучение взаимодействия науки и поэзии особенно важно для Мартынова, который воспринимал все основные научные факты, теории, идеи из разных областей* научного' знания. Его поэзия художественно интерпретировала все главные1 философские концепции, создававшиеся в Европе со времен античности, откликалась и на древние учения,Востока, и на искания .современных ей философских школ Запада и России.
Религия - часть культуры, влияющая на сознания человека, определяющая- его поведение, обращающаяся к законам бытия. По наблюдениям К.,Кантора, «обращение к Христу, к образу Христа стало. общим местом западноевропейской и русской живописи и литературы» [73, с. 16]. Несмотря на заявленное неприятие религиозности, поэт нередко использует понятия и символы этой части культуры.
Необходимо и рассмотрение творчества Мартынова в контексте всей русской литературы, во взаимосвязи с поэзией XIX и XX века. Закономерным представляется сопоставление его лирики с поэзией В. Маяковского и А. Блока, поскольку он считал их своими наставниками. Преемственность основных эстетических принципов прослеживается* в поэтике шестидесятников, на которых Мартынов оказал заметное влияние. Также лирика Мартынова рассматривается в контексте творчества других поэтов XX века: Б. Пастернака, И. Бродского, А. Тарковского, М. Цветаевой,
А. Ахматовой, Н. Заболоцкого и др. Это сопоставление общих тем, мотивов, образов, характерных для лирики поэтов, творивших в едином пространстве русской культуры, объединенных и временем» что позволяет вписать творчество Мартынова в дискурс всей русской' художественной культуры, а не рассматривать его как изолированное явление.
Актуально сть диссертационного исследования обусловлена повышенной ролью материала культуры в творчестве1 Мартынова, отсутствием в литературоведении всесторонних, обстоятельных исследовательских работ по проблеме специфики культурного пласта мартыновской поэзии.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые осуществлено систематизированное многоаспектное исследование дискурса культуры в творчестве - Мартынова. Этот аспект рассмотрения художественного текста позволяет выявить своеобразие как художественного метода, так и мировосприятия автора, определить типические черты, связывающие творчество Мартынова со всем? духовным наследием человечества; и своеобразие, обусловленное особенностями сознания' автора и культурной ситуацией эпохи.
Объектом- диссертационного исследования является лирика* Мартынова, рассматриваемая в культурологическом аспекте. Учитывая многозначность, термина дискурс, в поле зрения исследования находятся не только прямые указания на определенные явления культуры, но и аллюзии, мотивы, тематические сближения, отсылки к художественной культуре, религии, науке. В качестве дополнительного, материала привлекалась автобиографическая проза Мартынова
Предмет изучения - особенности преломления материала культуры Мартыновым в разные периоды творчества, «перевод» на язык литературы различных культурных языков.
Цель исследования - научное осмысление пластов- культурного дискурса в поэтической системе Мартынова, что включает в себя реализацию следующих общих, задач:.
1) характеристика, специфики мартыновского отношения к культуре, освещение зависимости актуализированного культурного материала, от эволюции литературно-эстетических взглядов поэта;
2) определение способов воплощения^ используемых художником культурных знаков,и кодов, их роли в поэтическом мире автора;
3) выявление типологического и индивидуального в использовании поэтом материала культуры; и частных задач:
4) раскрытие степени актуальности для, художника разных видов искусства на протяжении творческого пути;
5)» изучение особенностей интерпретации научных идей поэтическим сознанием Мартынова и их внедрение в ткань стихотворений;
6) изучение особенностей и механизмов включения символов и понятий религии в произведения Мартынова.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы» отечественных историков и теоретиков литературы (М. Бахтина, Д. Лихачева, Ю. Лотмана, А. Жолковского), исследователей по эстетике (X. Ортеги-и-Гассета, Я. Мукаржовского). В процессе работы над диссертацией был использован сравнительно-типологический, интерпретационный, интермедиальный; методы анализа текста. Специфика выбранной темы предполагала сочетание культурологического и аксиологического подхода к тексту.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для лирики Мартынова особую значимость имеет дискурс культуры. Раскрытие особенностей его внедрения в ткань повествования, анализ поэтики и способов воплощения используемых символов и образов необходимо для верного понимания художественного мира Мартынова.
2. Исследование дискурса искусства основывается на понятии-«взаимодействие искусств»,, которое в лирике Мартынова; принимает: различные формы:
- визуальный код имеет наиболее широкую; парадигму в лирике Мартынова; рассматривается с на уровне художественной выразительности; жанрового взаимодействия и т.д. у музыки прослеживается одна, основная; линия; взаимодействия с поэзией - воплощение .звукового фона эпохи, отражение исторического5 развития культуры. театральная» лирика Мартынова позволяет, выделить один универсальный образ -театр воплощается как модель мира.
- обращаясь-к образам читателя, поэта-пророка и поэта-гражданина, Мартынов выражает свое понимание сущности творческого процесса, его целей' и задач, вступает в диалог с классической и современной; интерпретацией роли художника в мире.
3. Научная составляющая; поэзии Мартынова- включает в себя интерпретацию: многих теорий; понятий^ гипотез, заимствованных из науки. Внимание к достижениям: 'науки: дает комплексное мироощущение,, расширение возможностей всестороннего познания мира; одновременное проникновение в его тайны й разумом; и чувством.
4. Воплощение понятий и символов православия в лирике Мартынова определяется; двойственным характером; советской- эпохи; в которой, сосуществовали вера и атеизм.
Теоретическая значимость.* Данная научная работа содержит наблюдения; и замечания, которые могут определить направления, новых исследований художественного наследия поэта: дальнейшее углубление намеченных тем (взаимодействие искусств, отражение религии, научное начало поэзии Мартынова), сквозные образы и мотивы в творчестве поэта, характер взаимовлияния-мартыновскойпоэтики и поэтики шестидесятников.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов и результатов в практике преподавания русской литературы XX века для подготовки лекций, спецкурсов и спецсеминаров. Востребованным окажется материал работы при разработке учебников и учебных пособий по курсу истории русской литературы XX века.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на 7-й (Краснодар, 14 апреля 2008 г.) и 8-й (Краснодар, 17 апреля 2009 г.) межвузовских конференциях молодых ученых, а так же на Пуришевских чтениях в Московском педагогическом госуниверситете (2009 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, дополненных выводами, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации - 205 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Демонический комплекс в художественном мире А.А. Ахматовой2010 год, кандидат филологических наук Сискевич, Анастасия Евгеньевна
Система кодов искусства в поэзии Даниила Андреева2011 год, кандидат филологических наук Мельникова, Татьяна Валериевна
Музыкальные образы в русской лирике начала XX века2006 год, кандидат филологических наук Давыдова, Алена Владимировна
Религиозно-философские образы и мотивы в поэзии А. К. Толстого2000 год, кандидат филологических наук Солодкова, Светлана Владимировна
Поэтическое творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой2004 год, кандидат филологических наук Юрьева, Марианна Владимировна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Близнюк, Нина Викторовна
Выводы к главе 3
Мартынов обращается к традициям христианства как к одной из сторон культуры; Для; Мартынова понимание законов веры,., ее нравственных требований, аксиологических установок является своеобразным пропуском? в мир1 людей; ее. исповедующих, условием» для понимания; их культуры, мировоззрения,, ценностных ориентиров, менталитета.
Поэт трансформирует ряд религиозных понятий;, наполняет их новым смыслом. Основная нагрузка религиозных мотивов состоит в попытке через обращение к вере призвать к ' милосердию, прощению. Мартынов поднимается над любыми религиями, ни одну вер. не называет единственно правильной, но единственной ценностью делает любовь к ближним.
Есть несколько' образов, универсальных для. православия, для русской классической литературы: образ Бога, ангела и демона, рая и ада.
Бог Мартынова наделен чертами, заимствованными, из нескольких верований - христианства, язычества, иудаизма. В понимании Бога привлекают внимание три момента — существование Бога над человеком, их совмещение в соответствии с христианской традицией и человек - Бог.
Человек обожествляется в соответствии с теми делами, которые он может совершить. В его власти возвратить на землю мир и покой, он принимает на себя ответственность за все, происходящее на Земле.
Сообразно меняются ангел и демон, которые некоторыми чертами сходны с человеком. Ангел, в отличие от традиционного понимания, способен сеять сомнения, проявлять строптивость, а демон в некоторых случаях играет положительную роль.
Наиболее близка же у Мартынова к христианству модель мира, связанная с Евангелием. Поэт считает причиной возникновения мира любовь. И в христианской традиции бог есть любовь.
Несмотря на изменение многих символов, наполнение их новым значением, в творчестве Мартынова сохраняются христианские идеалы любви, добра, милосердия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мартынова отличает глубоко индивидуальное, нелинейное восприятие культуры, что- выражается в нарушении пространственных и временных границ. Образы культуры, в« произведениях Мартынова — это не замкнутое пространство, живущее по своим законам, что можно наблюдать на'примере поэзии- В. Иванова, который, как справедливо* отмечает Бердяев, все воспринимает «в отражениях культуры, в продуктах творчества» [22, с. 397]; не единственная*отрада жизни в противовес реальности. Мартынов на языке культуры высказывается о проблемах, стоящих перед художником. Коды культуры позволяют автору компактно выразить свою мысль и пробуждают в сознании читателя целый* ряд культурно-исторических ассоциаций, актуализируют культурный материал прошлого, фольклорные традиции и Т.д.
Многофункциональное применение значительного спектра культурных знаков и кодов свидетельствует об особой значимости актуализируемого Мартыновым пласта дискурса культуры в качестве компонента поэтической системы художника.
Наиболее сложную структуру имеет визуальный код лирики Мартынова. Как средство выразительности поэтом используется синестезия на основе изобразительного и словесного искусств. Мартынов осуществляет «перевод» живописи наг язык литературы, внедряя в собственное художественное пространство поэтические репродукции картин известных художников. При этом он стремится сохранить смысловую фактуру первоисточника, не оспоривает его эталонную значимость. Для жанрового взаимодействия визуальных и словесного искусств характерно доминирование литературного начала, что выражается повышенной метафоричностью стихотворений. Кроме того, «живописные» произведения раскрывают взаимоотношения предмета изображения и художественного произведения. С помощью же музыкальных образов Мартынов касается проблемы восприятия. Поэт говорит о том, насколько зависит понимание произведения от характера человека, как влияет личность реципиента на трактовку книги, картины или мелодии. Не случайно основным жанром из сферы музыки Мартынов выбирает песню: одна и та же песня в.исполнении разных людей меняется, фактически появляется' новое произведение. Таким образом раскрывается» не только многозначность, но и антропоцентризм искусства. Музыка обретает категорию* времени благодаря комплексу ассоциаций с прошлым, категория «произведение» имеет целиком историческую обусловленность, поэтому служит для Мартынова звуковым фоном эпохи. Общими в воплощении живописи и музыки является в обращении с их помощью к коммуникативной функции искусства: Мартынов считает их способными наиболее точно донести до собеседника мысль, а также введение различных атрибутов: кисти, краски, холст - из живописи, музыкальные инструменты.
Актуализация образа1 мира как театра проходит на протяжении всего творчества поэта. В ряде стихотворений реализуется шекспировская -эстетика, выявляющая театральность жизни. В контексте лирики Мартынова-она связана, с одной стороны, с поведением человека в переломные моменты жизни, когда возможна потеря нравственных ориентиров. С другой стороны, поэт осуществляет театрализацию повседневности: лирические герои его произведений играют какую-либо роль, соответствующую» актерскому амплуа, их образ схематизирован, узнаваем. Поэт разрушает границы сцены, и окружающего мира, показывает, что игра актера должна быть такой, чтобы никто не ощущал фальши, не чувствовал нереальности происходящего на сцене. В отличие от постановок времен античности, классицизма, которые воплощали на сцене формальные признаки: реальное время, строго очерченное место* действия, схематичные характеры персонажей — Мартынов требует отражать внутреннюю суть жизни, ее изменчивость.
Посредством образов театра выражена часть творческой программы поэта, требование говорить истину. Полнее эту сторону творчества
Мартынов раскрывает в образах поэта и читателя. Этот аспект является наиболее важным в лирике Мартынова, поскольку объясняет принципы, которыми он руководствуется при создании художественного мира. Установки Мартынова базируются вокруг образов, полярных по своей функциональной природе: поэт-пророк и поэт-гражданин. Семантика первого связана с божественным началом творца, а сфера деятельности второго — насущные потребности окружающих, их ежедневные дела и заботы.
В поэзии Мартынова дискурс искусства связан с традициями русской классики, и в то же время обогащен внутренним миром автора и тем новым, что принес в культуру XX век. Это поиск ответов« на основополагающие вопросы искусства - что такое искусство, каким должно быть, какие проблемы необходимо поднимать в произведении, кому его предназначать. На них нельзя ответить однозначно и окончательно, каждая эпоха, каждое направление предлагает собственное решение, а художник дополняет их своими размышлениями, индивидуальным видением задачи, стоящей перед ним. При этом воплощение знаков из сферы- искусства происходит через призму человеческой личности.
Наиболее высокую оценку в поэзии Мартынова человек получает в контексте религиозных образов: он становится первопричиной создания этого мира, возвеличивается до »уровня божества, обладающего властью над всем вокруг. Вера в человека замещает для художника веру в бога. Однако в поздней лирике это пафос несколько снижается. Наряду с мотивами богоборчества, сильными вначале, появляется мысль о допустимости института церкви, возможности обращения к христианству. Значимыми для Мартынова являются и такие ценности православия как любовь, милосердие, умение прощать.
Дискурс культуры преломляется в сознании Мартынова и получают своё отражение в его творчестве. Оперируя широким диапазоном разновидовых художественных знаков, поэт использует их в качестве источника мыслительного, творческого процесса. Художник проявляет мастерское умение посредством «чужого» передать личностное, выразить экзистенциальное «я» через призму материала культуры, по-своему оттенить красоту и неповторимость используемых художественных знаков, обогатить их новым содержанием. Все это делает мартыновскую интерпретацию культурных кодов заметным и ярким явлением в литературном ряду.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Близнюк, Нина Викторовна, 2010 год
1. Агеносов В.В. Некоторые итоги развития литературы XX века в контексте русского литературного процесса // Филологические науки, 2003-№1.-С. 3-9.
2. Агеносов В.В., Павловец М.Г. Несколько слов о современной русской поэзии // Русская поэзия второй половины XX века. М.: Дрофа: Вече, 2002.-С. 5-12.
3. Адорно Т. Типы отношения- к музыке // Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.-СПб.: «Университетская книга», 1999. - С. 1128.
4. Азизян И.А. Диалог искусств XX века: Очерки взаимодействия искусств в культуре. М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 592 с.
5. Алексеев М.П. Взаимодействие литературы с другими видами искусств как предмет научного изучения // Русская литература и зарубежное искусство. Л., 1986. С. 17-20
6. Алпатов М.В. Андрей Рублёв. М.: Искусство, 1959. - 40 с.
7. Альфонсов В.Н. Слова и краски СПб: Сага, 2006. - 320 с.
8. Аннинский Л. Леонид Мартынов «Непостижимо для ума на свете многое весьма» / Аннинский Л. Красный век: Серебро и Чернь. Медные трубы. — М.: Молодая гвардия, 2004. С. 379-396
9. Антокольский П. Театр Марины Цветаевой // Марина Цветаева Театр. — М.: Искусство, 1988. С. 5-22.
10. О.Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедическийсловарь. — М., 1990.-С. 136-137.1. .Арутюнова Н.Д. От редактора // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 3-5.
11. Аскин, Я.Ф. Время и творчество // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов Ленинград, 1988.-С. 13-21.
12. Ахмадулина Б. Стихотворения. М.: Художественная литература; 1988! -333 с.14!Ахматова А. Синий пожар: Поэзия. — Mi: ООО «Издательство ACT», 2002.- 170 с.
13. Ахматова А. Сочинения. В 2 т.— М:, 1986.
14. Бабенко Н.Г. Окказиональное: в художественном: тексте., Структурно-семантический' анализ: Учебное пособие / Калинингр. ' ун-т. -Калининград, 1997. — 80?с:
15. Бахмутский, В.Я Театр настоящего времени. Фрагменты лекций.// Бахмутский; В.Я. Пороги культуры. —М;: Гелеос, 2005. С. 330-346.
16. Бахтин М; Проблема образа автора в художественной литературе // Бахтин М. О теории художественной речи. М., 1971.
17. Бахтин М. М., Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М.: Художественная литература, 1975. С. 234-407
18. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы; — М.: Просвещение, 1964. — 478 с.
19. Белый А.Символизм как миропонимание. — М.: Политиздат, 1994. 320 с.
20. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства М: Искусство, 1994.-542 с.
21. Библер В;С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии №6, 1989. С. 31-42.
22. Блинов И.И. Синестезия в поэзии русских символистов // Проблема комплексности изучения, художественного. творчества. Казань: Изд-во КГУ,Т980.-С. 119-124.
23. Блок А. Без божества; без вдохновенья / Блок собрание сочинений в 6 томах. Т. 4 JI.: Художественная литература, 1982. - С. 421-430.
24. Блок А. Краски и слова / Блок собрание сочинений в 6 томах. Т. 4 JI.: Художественная литература, 1982. - С. 7-11.
25. Болотян: И. О драме в современном театре: verbatim // «Вопросы литературы» 2004, №5. С. 23-42.
26. Болыиакова. А.Ю: Образ читателя как литературоведческая категория: // Известия РАН. Сер: лит. и яз: — 2003. — Т1.62. — № 2. — с. 17-26.
27. Борев Ю.Б. Литература и литературная теория XX в. Перспективы нового столетия: // Теоретико-литературные итоги. XX века. Литературное произведение и художественный- процесс. М.: Наука, 2003.
28. Бродский И. Серия Избранные. -М.: 2003.
29. Васильев С.А; О незамеченном библейском источнике поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» // Филологические науки №3 2005. С. 24-33.
30. Винокуров Е. Поэзия Леонида Мартынова; М.: Детская литература,. 1973.
31. Виппер Б.Р. Введение в; историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 253 с. . .
32. Время // .Dejavu:: энциклопедия культур. Эл. ресурс. http://www.ec-dejavu;net/t/Time.html
33. Галеев Б.М; Художник и философия цвета в искусстве (тез: международ, конф.). Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 1997. - С. 75-77.
34. Галкин А. Пространство и время в произведениях Ф.М. Достоевского // Вопросы, литературы 1996. — №1.
35. Гелл ер Л.М. Воскрешение понятия или слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера.-М.: МИК, 2002. С. 5-22.
36. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. -1995- №6.
37. Гладкова И.Б. Топос Сибири в русской очерковой прозе 1960-1980-к годов (JT. Н. Мартынова, В. Г Распутина, П. Н. Ребрина, И. Ф. Петрова). Дисс. канд. филол. наук Омск, 2004 - 230 с.
38. Гончаров В., Ищите и вы тоже найдете // Воспоминания о Леониде Мартынове.-M.v: Советский писатель, 1989.43 .Городецкий С. Стихотворения. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. - 392 с.
39. Гринберг И. Неустанное движение ума / // Гринберг И.Л. Три грани лирики. -М., 1985. С. 142-155
40. Гумилев Н. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1989. — 461 с.
41. Данилович Т.В. Культурный компонент поэтического творчества Георгия Иванова:, функции, семантика, способы воплощения. Монография. Минск, 2000. - 123 с.
42. Данилович Т.В. Культурный компонент • поэтического творчества Георгия Иванова: функции, семантика, способы воплощения. Автореф. дисс. . кандидата филологических наук. Минск, 2000.
43. Дементьев В. Леонид Мартынов. М., 1971.
44. Дементьев В. Леонид Мартынов: поэт и время. — М., 1986.
45. Державин, Г.Р. Водопад. Избранные стихотворения. М.: Детская литература 1977. — 144'с.
46. Джохадзе, Н.И1, К методологии исследования проблемы времени в искусстве и эстетике // Вопросы философии, 1983. — С. 130-138.
47. Дзери Ф. Босх. Сад земных наслаждений. Белый город, 2004 - 48с.
48. Дорофеева Л.Г. Идея спасения в «Слове о полку игореве» и «Капитанской дочке» A.C. Пушкина. // Евангельский текст в русской литературе. Цитата, реминисценция, мотив, жанр, сюжет. Петрозаводск 2008. - С. 227-245.
49. Евтушенко Е. Граждане, послушайте меня. Стихотворения и поэмы.
50. М.: Художественная литература, 1989. 495 с.
51. Ерещенко И.В. Музыка в социокультурном пространстве региона // Автореф. дисс. . кандидата философских наук. Краснодар, 2001.
52. Ерофеева Е.В., А.Н. Кудлаева К вопросу о соотношении понятий текст и дискурс Проблемы социо- и психолингвистики: Сб. ст. / Отв. Ред. Т.И. Ерофеева; Перм. ун-т. Пермь, 2003. -Вып.З. - С. 28-36.
53. Ерохина Т.И. Театрализация текста повседневности в русском, символизме // Литература и театр, материалы международной научно-практической конференции- — Самара, издательство «самарский университет», 2006. С. 101 - 109.
54. Жолковский А. Зеркало и зазеркалье: Лев Толстой и Михаил Зощенко // Жолковский А. Блуждающие сны М.: Советский писатель, 1992. - С. 154- 165.
55. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века М.: Издательство московского университета, 1988. - 196 с.60:3аболоцкий Н. Избранное. М.: Детская литература, 1970. - 144 с.
56. Иванов Г.В. Собрание сочинений в 3-х томах. М.: Согласие, 1993.
57. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов. М:: ИНИОН РАН ШШАБА, 2001. -384 с.
58. Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. М., 1998.
59. Ильенков Э:В- О специфике искусства // Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал: избранные статьи по философии и эстетике — М-.: Искусство, 1984.
60. Каган М.С. О философском уровне анализа отношения искусства к пространству и времени. // Пространство и время? в- искусстве.' Межвузовский сборник научных трудов • Ленинград, 1988. - С. 22-28
61. Каграманов Ю. Panta rhei. Заметки о связи времен // Новый, мир №10; 2001.-С. 114-127. • , '
62. Казарин Ю. Антология; «Последнее стихотворение» Эл. ресурс. / magazines.russ.ru / urnov / 15 / lcazar.html;
63. Кантор К.М; История-против прогресса. М., 1992. — 150 с.
64. Кантор K.M. Тринадцатый апостол. М.: Прогресс — Традиция, 2008. -368 с.
65. Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное; музыкальное творчество М.: Издательский центр «Академия», 2008; - 304 с.
66. Карасик В.И. Структура институционального дискурса: // Проблемы; речевой коммуникации. Саратов, 2000. - С. 25-33.
67. Касатиков А. Наука и религия // Русская философия;, и православие: в контексте мировой культуры. Сборник статей участников международной научной конференции. Краснодар, 2005';.— С. 422-433.
68. Касаткина Т.А. Пространство и время в русской: литературе: конца XX в. // Теоретико-литературные итоги XX века. Том:II Художественный текст и контекст.культуры. М.: Наука, 2003. - С. 87-109.
69. Катасонов, В.Н. Христианство, наука, культура. — М.: Издательство ПСТГУ, 2005. — 345 с.
70. Кац Б. Четыре музыкальные подсветки к литературным; текстам // «Вопросы литературы», №5— 2005. С. 344-359.
71. Кашкин В-Б. сопоставительные исследования дискурса // «Концептуальное пространство языка». Тамбов: ТГУ, 2005. С. 337-353.
72. Коваленко,- А.Ю., «Театр» в лирическом мире: Б. Пастернака // Литература и театр,, материалы международной научно-практической конференции. — Самара, издательство: «Самарский: университет», 2006. — С. 287-293. '
73. Кротков Е. Специфика философского дискурса: логико-эпистемические заметки / Вестник ВГУ. Серия 1, Гуманитарные науки. 2001. — №1 - С. 193-203.
74. Культурология: XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. - 640 с.
75. Куник А. Конфликт слова и изображения / Звезда- 2009. № 8. - С. 182-194187Лавлинский Л. Мастерская вулкана // Лавлинский Л. Мета времени, мера вечности.-М.: Художественная литература, 1986,.
76. Лавлинский Л. Поэт и: критик М.: Художественная литература, 1979.244 с.
77. Лавлинский Л; Сердца взрывная сила М.: Советский писатель, 1972.
78. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения в трех томах. М.: Русская книга, 1996.
79. Леонтьева Э.В., Эволюция театрального пространства в свете общения сцены и зала. // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов Ленинград, 1988.- С. 131-149.
80. Лепахин В.В. Живопись и иконопись в повести Н.В. Гоголя «Портрет» // Икона в русской художественной литературе. Икона« и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М.: «Отчий дом», 2002. - С. 164-199.
81. Лихачев Д.С. Борис Леонидович Пастернак // Пастернак» Б.Л. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1. М., 1989.
82. Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве / Ю.М. Лотман // Избранные статьи Таллинн, 1993.
83. Лотман Ю.М: О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
84. Лотман Ю.М. Портрет // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). СПб.: Академический проект, 2002.
85. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001.
86. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Труды по-знаковым системам. 1981. - вып: 515.
87. Лотман Ю.М. Театральный язык,и живопись (К проблеме иконической риторики) // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). СПб.: Академический проект, 2002. - С. 388400.
88. Лотман Ю.М. Текст и полиглотизм культуры// Избранные статьи в 3-х т. Таллинн. 1996.
89. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического-слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М.: Просвещение, 1988.
90. Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992. - 324 с.
91. Мальчукова Т.Г. Античные и христианские традиции в изображениичеловека и природы в творчестве A.C. Пушкина. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2007. - 488 с.
92. Мандельштам О. Нашедший подкову: Стихотворения. СПб.: Азбука-классика, 2005. — 256 с.
93. Мандельштам О. О собеседнике // Мандельштам О. Нашедший подкову: Стихотворения. СПб.: Азбука-классика, 2005. - С. 5-10.
94. Мартынов JI.H. Собрание сочинений в двух томах. М.: Художественная литература, 1990.
95. Мартынов JI.H. Собрание сочинений в трех томах. М.: Художественная литература, 1977.
96. Мартынов Л.Н. У дверей вечности. Стихотворения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
97. Маслова В.А. Поэт и культура: Концептосфера Марины Цветаевой. -М.: Флинта: Наука, 2004.
98. Махов А.Е. Музыкальное как литературоведческая проблема // Наука о литературе в XX веке (История, методология, литературный процесс). — М.: ИНИОНРАН, 2001.-С. 180-193.
99. Маяковский В.В. Послушайте! Избранные стихотворения. М.: Детская литература, 1984.
100. Михайлов A.A. Поэзия в меняющемся мире // Михайлов A.A. Поэты и поэзия. Портреты, проблемы, тенденции развития современной поэзии. -М.: Просвещение; 1978. С. 7-43.
101. Михайлов A.A. Факел любви. М.: Советская Россия, 1968. - 320 с.
102. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. - 608 с.
103. Мурзин Л.Н. Язык, текст и культура // Человек текст - культура. Екатеринбург, 1994.-С. 160-169.
104. Мышьякова Н.М. К проблеме «музыкальности» литературного произведения // Русская словесность, № 1 2004. - С. 5-10.
105. Мышьякова Н.М. Опыт интермедиального анализа (музыкальность лирики Фета) // Вестник ОГУ № 6 2002. - С. 55-58.
106. Неверова H.A. Художественный портрет как форма постижения человека в истории культуры Автореф. дисс. . кандидата культурологии: — СПб., 2008 18 с.
107. Огнев В. Несколько слов о русской поэзии советского периода // Русская советская поэзия. -М.: Художественная литература, 1990. — С. 316.
108. Озерная М.В. Художественное время: особенности восприятия героем. // Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность материалы международной научной конференции. — Ростов-на-Дону, 2008. С. 203-207.
109. Озолин В. Камертон Мартынова // Воспоминания о Леониде Мартынове. — М.: Советский писатель, 1989:-С. 117-127.
110. Ойзерман* Т.Н. Существуют ли универсалии в сфере культуры? -Вопросы философии, 1989, № 2. С. 51-62.
111. Орлов Г. Древо музыки. СПб.: Композитор, 2005. - 440 с.
112. Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. М.: Радуга, 1991. — 640 с.
113. Островский А.Н. Пьесы Лениниздат, 1977.
114. Панченко A.M. У истоков просветительской концепции культуры в России // Литература. Язык. Культура. М: Наука, 1986. - С. 182-186.
115. Павловский А. Мирознание Леонида Мартынова. // Советская философская поэзия. Л.: Наука, 1984. - С. 83-127.
116. Пальцев Н. Художник как критик и критика как художество: Эстетика Оскара Уайльда // Уайльд О. Избранные произведения: в 2 т. М.: Республика, 1993.-Т.2.
117. Паперный 3. Самое трудное. М., 1963.
118. Пастернак Б.Л. Строку диктует чувство: Стихотворения. М.: Эксмо, 2007.-416 с.
119. Пахсарьян Н.Т. Читатель и писатель во французском романе-фельетоне XIX века // Филология в системе современного университетского образования. Материалы межвузовской научной конференции. 22-23 июня 2004 года. Вып . 7. - М., 2004.
120. Петрова 3. А. Исторические поэмы Леонида Мартынова (взаимодействие литературно-исторического материала и художественного вымысла) Л., 1983. — 227 с.
121. Петрушанская Е., Музыкальный мир Иосифа Бродского. журнал звезда. СПб., 2007.
122. Поварцов С. Мартыновский урок // Воспоминания о Леониде Мартынове. -М.: Советский писатель, 1989. С. 180-188.
123. Подлубнова Ю. Крысолов М. Цветаевой: жанровый потенциал и интерпретации финала // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века. Вып. 7. Иваново, 2006. - 246-251
124. Прозоров В.В. Автор // Введение в литературоведение. Литературное произведение: общие понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. — М., 1999.-С.11-21.
125. Рапацкая Л.А. Искусство «Серебряного века». М.: Просвещение: «Владос», 1996. - 192 с.
126. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.: Владос, 2002. -608 с.
127. Роднянская И. Художник в поисках истины. М.: Современник, 1989. -384 с.
128. Розанов В.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях / под общ. ред. А.Н. Николюкина. -М.: Республика, 1995. 734 с.
129. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.
130. Савинков C.B. Книжная парадигма в «Герое нашего времени»: «Тамань» // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 9, Филология. 2002. № 2. С. 116-122.
131. Сарафанова Н.В. «Цирковое искусство» русского авангарда: некоторые особенности'поэтики В.В. Маяковского // Литература и театр, материалы международной научно-практической конференции Самара, издательство «самарский университет», 2006. - С. 109-118.
132. Свербилова Т.Г., Комедии Маяковского и современная советская драматургия. Киев: «Наукова думка», 1987. - 214 с.
133. Секачева С.Б. Синестезия как средство поэтики в прозе А.П. Чехова Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Таганрог, 2007.
134. Селиванов В.В. Пространство и время как средства выражения и формы мышления в искусстве // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов Ленинград, 1988. - С. 47 - 55.
135. Сельвинский И. Русская советская поэзия. М.: Художественная литература, 1990.
136. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. -СПб., 1997.-64 с.
137. Сидоров В.Г. Православие и философия всеединства в контексте национальной культуры России / Русская философия и православие вконтексте мировой культуры. Сборник статей участников международной научной конференции. Краснодар 2005. - С. 145-153.
138. Сидорова А.Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка). Дисс. . кандидата филологических наук. — Барнаул, 2006.
139. Синельников М. В снегах Эрцинский лес // День и ночь. Литературный журнал для семейного чтения. № 7-8 - 2006.
140. Скрипкина В.А., Роль цветовой символики в раннем творчестве А.Блока, А.Белого, С.Соловьева. Монография. — М.: Издательство МГОУ, 2008.
141. Скороспелкина Г.С. Архетип цвета в поэтике А. Ахматовой // Анна Ахматова: поэтика, российский и европейский контекст. СПб., 2001
142. Соловьев В. С. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина М.: «Современник», 1990.
143. Солопанова О.Ю. Художественно-коммуникативный аспект музыкального искусства // Актуальные проблемы социальных коммуникаций и связей с общественностью. Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2008.
144. Софронова Л.А. Молитва, икона, храм в русской поэзии // Софронова Л.А. Культура сквозь призму поэтики. М.: Языки славянских культур, 2006.-С. 137-148.
145. Софронова Л.А. Обряд на сцене «охотницкого» театра // Софронова Л.А. Культура сквозь призму поэтики. — М.: Языки славянских культур, 2006.-290-306.
146. Старшинов Н. Столковаться с целым человечеством // Воспоминания о Леониде Мартынове. -М.: Советский писатель, 1989. — С. 132-138.
147. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века. Сб. статей. М.: РГГУ. -1995.
148. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М., 2001. — 990 с.
149. Суслова Елена Викторовна. Интонация и стиль стихотворной речи: На материале поэзии XX века: Дис. . канд. филол. Наук. Бийск, 2005 -178 с.
150. Суханцева В.К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной к философии музыки. - К.: Факт, 2000.,
151. Тагер-Е.Б. Евгеньев H.H., Паперный< З.С. Модернистские течения и поэзия межреволюционного десятилетия // Русская литература конца XIX-началаXX века. 1908-1917.-М.: Наука, 1972.
152. Тарковский А. Белый день М.: 1997.
153. Теккерей У. Ярмарка Тщеславия'. М.: Художественная литература,. 1983.
154. Тимпейн Дж. «Поэзия науки» // В мире науки, 1991, № 9, 98-99.
155. Тишунина Н.В. Взаимодействие искусств в литературном произведении как проблема' сравнительного литературоведения // Филологические науки № 1 2003. - С. 19-26.
156. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993.
157. Урбан А. «Открылась бездна, звёзд полна.» // Кибернетический Пегас: Стихи-Л.: Детская литература, 1989.
158. Урбан А. Эпох соприкасатель. // Звезда, 1980. С. 179-193.
159. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.
160. Флакер А. Венецианские литературные ведуты. // Живописная литература и литературная живопись. М.: Три квадрата, 2008. - С. 200
161. Флакер А. Вывески в литературе. // Живописная литература и литературная живопись М.: Три квадрата, 2008. - С. 210-222.
162. Флакер А. Литература и живопись // Живописная литература и литературная живопись. М.: Три квадрата, 2008. С. 189-197.
163. Фещенко В. В. «Чинари» и музыка // Русская литература 2005 - № 4. -С. 83-105.
164. Фрайзе М. После изгнания автора: литературоведение в тупике? //
165. Автор и текст. — СПб., 1996
166. Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине: По.ту сторону знания, власти и сексуальности: Работы разных лет. — М., 1996.
167. Хомяков В.И. Сибирская Иппокрена. Омск, 2003.
168. Хон Ю.Л. Исторический очерк и историческая новелла в современнойсоветской литературе (Л. Мартынов и С. Марков). Диссертация . кандидата филологических наук. - М., 1983. - 175 с.
169. Цветаева М: Стихотворения, поэмы М.: Правда, 1991. - 688 с.
170. Чередниченко Т. В режиме музыкального времени // Новый мир; 2001, №8. -С. 152-170.
171. Чередниченко Т. Форма и структура в искусстве звука и слова // Новый мир-2001-№ 10.-С. 181-188.
172. Черкезова М.В. Литература и культура / М.В.Черкезова.— М., 1999.
173. Чернец Л.В. Адресат // Введение в литературоведение Литературное произведение: общие понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000.
174. Чернышевский Н.Г. Что делать? М.: Просвещение, 1982.
175. Чипизубова М.И. Театральный дискурс XX в.: Словарь-справочник. -Краснодар: Кубанский госуниверситет, 2003. 127 с.
176. Шатин Ю.В. Ожившие картины: экфразис и диегезис // http ://www.philology .ru/literature 1 /shatin-04 .htm.
177. Шепелева В.Б. К проблеме истоков "этических и аксиологических установок JI.H. Мартынова // «Исторический ежегодник», 1996.
178. Шешунова C.B. Национальный образ мира как категория этнопоэтики русской словесности // Евангельский текст в русской литературе. Цитата, реминисценция, мотив, жанр, сюжет. — Петрозаводск 2008. — С. 5-16.
179. Шпаковский И.С. Об условной образности в поэзии Леонида Мартынова // Вопросы русской литературы. Выпуск 3 Издательство львовского университета, 1966. — С. 23-28.
180. Щукин, В. Г. О филологическом образе мира (философские заметки) // Вопросы философии. 2004. - № 10.
181. Щукин, В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры // Вопросы философии 1995 - № 4.
182. Эко У. Отсутствующая структура. СПб., 1998.
183. Юренева Взгляд в будущее М.: Просвещение, 1988. - 141 с.1. С/
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.