Динамика межэтнических конфликтов XX века: социально-философский и теоретико-исторический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Терехов, Олег Сергеевич

  • Терехов, Олег Сергеевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 133
Терехов, Олег Сергеевич. Динамика межэтнических конфликтов XX века: социально-философский и теоретико-исторический анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Новосибирск. 2008. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Терехов, Олег Сергеевич

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические проблемы анализа этноса и межэтнических конфликтов.

§ 1. Современные исследования природы этноса и этничности: мировой и отечественный опыт.

§ 2. Социальная онтология этнической принадлежности и синтетическая модель этноса.

§ 3. Межэтнический конфликт: основные концепции и исходные теоретические гипотезы.

Глава II. Причинные факторы динамики межэтнических конфликтов.

§ 1. Эмпирическое разнообразие причин межэтнических конфликтов.

§ 2. Теоретико-исторический анализ факторов динамики насилия на эмпирических примерах межэтнических конфликтов.

§ 3. Обобщение причин динамики межэтнических конфликтов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Динамика межэтнических конфликтов XX века: социально-философский и теоретико-исторический анализ»

Актуальность темы исследования. Проблематика межэтнических конфликтов занимает одно из приоритетных мест в современном социальном познании. Сложные процессы глобального общественного развития, противоречия во взаимодействии народов с разными культурами, переживающих резкие социальные, политические и экономические изменения, нередко проявляются в обострении межэтнических конфликтов. Значимость этих явлений для полиэтничных регионов во всем мире обусловливает необходимость исследовать истоки и причины этнической мобилизации, само этническое сознание, которое нередко используется с целью коллективного действия, в том числе и насильственного. Очевидна необходимость разработки мер раннего предупреждения и быстрого нивелирования возможных последствий конфликтов на межэтнической почве.

В силу этих обстоятельств исследование межэтнических конфликтов представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное и практическое значение, и в современных условиях развития общества -приковывает пристальное внимание исследователей, побуждает к разработке эффективных способов прогнозирования и урегулирования.

При этом сосредоточенность авторов на конкретных описываемых событиях и частных аспектах региональной проблематики не позволяет расширить концептуально-методологический базис проводимых исследований. Несмотря на огромную литературу, посвященную этносам и конфликтам, сама природа и сущность этничности остается в общем — социально-философском плане — не раскрытой, а реальная динамика межэтнических конфликтов еще не получила адекватного теоретического объяснения.

В силу этих обстоятельств философское исследование онтологических основ этничности, теоретическое, сравнительно-историческое исследование динамики межэтнических конфликтов имеют большое концептуальное и практическое значение.

Проблема исследования заключается в социально-философском осмыслении природы этноса и этничности в связи с межэтническими взаимодействиями, а также в раскрытии основных причинных факторов и закономерностей динамики межэтнических конфликтов.

Степень исследованности проблемы. Цель и задачи работы предполагали комплексный подход к исследованию межэтнических конфликтов. В диссертации использованы идеи и концепции, относящиеся не только к социальной философии, но и к социологии, истории и этнологии.

Рассмотрение межэтнического конфликта в качестве самостоятельного предмета научного познания происходит в 1960 - 1970-е гг. В это время публикуются исследования К. Дойча, М. Бэнтона, Д. Кэмпбелла, Г. Кона, У. Коннора, P. Jle Вайна, Р. Сегала, Г. Сетон-Уотсона, С. Энлоу, С. Уильямса и других авторов. В данных работах межэтнический конфликт превращается в самостоятельный объект изучения, но рассматривается преимущественно как расовый. Среди классиков западной общественной науки, внесших наиболее значительный общетеоретический вклад в разработку методологических основ межэтнических процессов и проблем национализма, следует отметить Б. Андерсона, О. Бауэра, П. Ван ден Берга, Э. Геллнера, Д. Хоровица, Т. Гурра, У. Коннора, М. Манна, Дж. Ротшильда, Э. Смита, Э. Хобсбаума и др.

Английский исследователь Э. Смит рассмотрел вопросы этнических и этнорасовых отношений и представил теоретико-методологическую основу в области этнической конфликтологии, а также отметил, что современные нации органично связаны с доиндустриальными общностями, обозначаемыми им как «этнии»1. Э. Геллнер в своей работе «Нации и национализм»2 сделал вывод о том, что развитие нации непосредственно связано с распространением образования и средств массовой информации, а сами нации представляются им как целенаправленно создаваемые общности. Ведущая роль, по мнению ученого, в этом процессе принадлежит о интеллигенции. П. Ван ден Берг в своей работе «Феномен этничности» утверждает, что этничность может усиливаться или ослабевать в ответ на изменения внешних условий.

Теоретико-методологические проблемы анализа межэтнических конфликтов рассматриваются в работах других зарубежных авторов (Ф. Гросс, Э. Кофман, Дж. Кип, Д. МакКерди, С. МакКоммон, М. Левин, Р. Премдас, С. Райан, Р. МакГарри, М. Чисхолм, Р. Шервуд, М. Эсман и др.).

Большой массив работ этноконфликтологов посвящен анализу способов выхода из межэтнических конфликтов, при этом данный феномен рассматривается как часть социального конфликта. К теоретическим работам подобного плана следует отнести исследования Е. Азара, Дж. Александера, Ф. Дьюкса, Дж. Коукли, Б. О'Лиари, Г. и Э. Элмеры, М. Раби, Л. Рангараджана, Дж. Ричардсона, М. Росса, Дж. Ротмана, Дж. Рубина, Т. Саати, К. Де Сильвы, Дж. Толанда.

Отечественная этноконфликтология была создана к концу 1980-х г. г. учеными нескольких направлений обществознания. Во-первых, это труды историков и этнографов, накопивших достаточно большой объем эмпирических знаний об этнических и этноконфессиональных конфликтах в разных государствах мира. Проблемы методологических основ исследования этнических конфликтов отражены в работах А.В. Авксентьева, Ю. В.

1 Smith A. D. Ethnic Identity and Territorial Nationalism. New York, 1992; Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford , 1986; Smith A. D. The Ethnic Revival. Cambridge , etc., 1981; Smith A. D. State and Nation in the Third World . Brighton, 1983.

2 Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: 1991.

3 Van den Berghe P. The Ethnic Phenomenon. - New York, 1987.

Бромлея, Е. А. Веселкина, И. И. Жигалова, В. И. Козлова, А. П. Королевой, С. Я. Козлова, М. Э. Крамаровой, Е. М. Логиновой, С. Л. Михайлова, Ю. С. Оганисяна, М. И. Семиряги, В А. Тишкова, представивших методологические основы исследования этнических конфликтов. Новые и актуальные концептуальные положения об онтологических основаниях этничности и устройствах многоэтничных государств, в том числе и России, а также о механизмах национальной политики выдвинуты в работе В. А. Тишкова «Этнология и политика»4. В этой книге дан анализ причин возникновения этнического национализма и принципы утверждения толерантности в полиэтничных обществах. Значительный интерес для нашей работы представляет книга В. А. Тишкова «Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны)5», посвященная динамике развития чеченского общества в период конфликта на основе анализа истории, культуры и религии чеченского народа и процесса формирования националистической идеологии.

Во-вторых, это специалисты в области межнациональных отношений советского периода, которые приступили к исследованию межэтнических конфликтов в связи с резким увеличением этнической напряженности в стране. В этой связи необходимо в первую очередь назвать работы А. Г. Агаева, В. В Амелина Ю. В. Арутюняна, Э. А. Баграмова, Т. Ю. Бурмистровой, М. Н. Губогло, Ю. Д. Дешериева, М. С. Джунусова, М. В. Иордана, М. И. Исаева, К. X. Ханазарова, посвященные анализу состояния и тенденций изменения межнациональных отношений в современной России. Фундаментальным трудом, раскрывающим причинные факторы и механизмы этнической мобилизации, является книга М. Н. Губогло «Языки этнической мобилизации6», в которой показано влияние этнической и творческой элиты на резкий подъем этнического самосознания.

4 Тишков В. А. Этнология и политика. — М.: Наука, 2001

5 Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). - М.: 2001.

6 Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации. -М.: Паука, 2001. 6

В-третьих, это психологическое направление обществознания. Представители психологической ветви выявляли и объясняли противоречивые скрытые механизмы психологии межгрупповых, в том числе межэтнических, отношений. В этом аспекте следует назвать исследовательские работы В. С. Агеева, Г. М. Андреевой, В. А. Лурье, И. С. Кона, С. К. Рощина, Г. У. Солдатовой, В. А. Соснина, П. Н. Шихирева, А. К. Уледова и др.

В-четвертых, это социолого-политологическое направление в отечественном обществознании, сформировавшееся в конце 1980-х - начале 1990-х г.г. К этому направлению относятся такие ученые, как А. В. Дмитриев7, Л. М. Дробижева8, Ю. Г. Запрудский9, А. Г. Здравомыслов10, Э. А. Паин11, Е.И. Степанова. Особое внимание этих исследователей привлекает положение русских в бывших республиках СССР, активно исследуется такой феномен, как этническая диаспора. Работа «Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России» Л.М. Дробижевой г i акцентирует внимание на маркерах этнических границ и выявлению «зон согласия» в республиках России, подчеркивает значение языка как фактора этнической границы.

Важной для понимания роли интеллигенции в становлении идеологии этнонационализма и взаимосвязи ограничительных мер государства в отношении этнических элит регионов России, которые способствуют росту

1 Дмитриев А. В. Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества: Сборник научных статей. - Москва - Ставрополь .: СГУ,

2002. 8

Л. М. Дробижева. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998.

9 Запрудский Ю. Г. Региональные конфликты: понятие и специфика Северного Кавказа. -М., 2002.

10 Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997. межэтнической напряженности, в связи с возможной «маятниковой» реакции этнических элит, является работа Э. Паина «Этнополитический маятник: цикличность этнополитических процессов» п.

В качестве отдельного блока необходимо выделить труды по мониторингу современного состояния межэтнических отношений в Сибири и влияние на них процессов глобализации и интернационализации (Ю.В.

1 ^

Попков, Е.А. Тюгашев, В. Г. Костюк) проблемам этнических установок и стереотипов в российском обществе (Д.В. Ушаков).

Необходимо отметить, что в научной литературе нет единства по вопросу возможности сравнения постсоветских и западноевропейских этнических конфликтов. Некоторые ученые считают нецелесообразным проведение подобного исследования. К этой группе относятся, например, исламоведы и некоторые этнографы: Т. Р. Корнеева, А. К. Магомедов, А. В. Малашенко, Д. В. Малышева, которые объясняют причины зарождения и развития конфликтов на Кавказе религиозной спецификой, влиянием родовых институтов.

Другой позиции придерживается большинство конфликтологов, а также теоретиков компаративного подхода к анализу конфликтов, носящих этнорелигиозную окраску: И. М. Бусыгина, М. М. Лебедева, и др. По их мнению, поиск сходств и различий политических конфликтов предоставляет

11 Паин Э. А. Этнополитический маятник: динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. - М. Институт социологии РАН: 2004.

12 Попков. Ю. В. Политико-правовой статус коренных народов Севера. - Н.: 1997; Попков Ю. В. Этносы Сибири в условиях интернационализации. - Н.: 2003; Тюгашев Е. А. Национальный вопрос в эпоху глобальных проблем: дискурс современности // Этносоциальные процессы в Сибири. - Н. - 2005. Вып.2. возможность решить ряд сложных задач, стоящих перед теми, кто разрабатывает и реализует план урегулирования кризисов.

В исследовании в качестве методологической основы использовались работы Н. С. Розова, П. В. Турчина, Л. Е. Гринина, А. В. Коротаева, А. А. Вороновича и А. А. Романчука, а также работы отечественных ученых, которые проводят анализ этнополитических процессов на основе методов теоретической истории11.

Объект исследования - межэтнические конфликты XX в., происходящие в рамках одного государства и характеризуемые высоким уровнем насилия (вооруженные столкновения с жертвами, разрушения, этнические чистки и т.п.).

Предмет исследования включает онтологические основания этничности (природу и внутреннюю структуру этносов), закономерности и причинные факторы динамики межэтнических конфликтов.

Методология исследования. Общими методологическими принципами выполнения настоящей работы является логическая схема номонологического объяснения и прогнозирования К. Гемпеля. В качестве основного метода исследования динамики межэтнических конфликтов в настоящей работе используется макрокаузальный анализ, сформулированный Т. Скочпол, суть которого состоит не в объяснении исторических процессов и явлений при помощи какой-либо одной теории или гипотезы, а в выявлении закономерностей определенного класса явлений или процессов

11 Воронович А. А., Романчук А. А. Время человека: заметки к демографической теории истории // Stratum plus. 2003-2004; . . : 1997- 1; Розов Н. С. Разработка и апробация метода теоретической истории. Новосибирск 2000.; Турчин П. В. На пути к макро -теоретической истории М., 2006. через сопоставление положений различных гипотез и теорий с разными случаями в пространстве и во времени. Выбор данного метода исследования объясняется во-первых, целью и задачами исследования (сопоставление и синтез направлений в этноконфликтологии, выявление причин динамики межэтнического конфликта), во-вторых, эффективностью его использования в различных исследованиях (М. Сомерс, Б. Мур, Р. Бренер, Г. Гамильтон, Р. Карнейро, Р. Коллинз и др.), в-третьих, современным состоянием теоретической истории и макросоциологии, которое характеризуется разнообразием теоретических подходов и новыми историческими данными по различным регионам и эпохам, что создает условия для синтеза данных подходов.

Выявление онтологических оснований и построение синтетической модели этноса производится на основе идей социальной онтологии (концепции 3-х миров К.Поппера и 4-х сфер бытия Н.С. Розова). Кроме этого, применяется традиционный со времен Аристотеля способ объединения противоположных позиций (в нашем случае — примордиалистской и конструктивисткой) в единую синтетическую онтологическую схему.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе и синтезе противоречивых воззрений на этнос и этничность, в построении онтологической модели этноса, взаимодействия этносов, которая объединяла бы сильные стороны противоположных подходов и была релевантной для последующего теоретико-исторического анализа — выявления основных причинных факторов и закономерностей динамики межэтнических конфликтов, прежде всего в аспекте эскалации насилия и замирения.

Для выполнения цели исследования поставлены следующие задачи:

1) определить содержание понятий «этничность», «этнос» и «межэтнический конфликт» для дальнейшего использования этих понятий в качестве рабочих в данном исследовании; провести социально-философский анализ основных подходов в этнологии (примордиализм, конструктивизм, инструментализм), выявить их сильные и слабые стороны, изучить возможности объединения сильных сторон подходов в онтологической модели, пригодной для дальнейшего использования в теоретико-историческом исследовании межэтнических взаимодействий;

2) построить модель этноса, объединяющую культурную, социальную, психологическую и биологическую основу этнического сознания и поведения на основе социально-философского анализа и синтеза современных противоречащих друг другу подходов в этнологии;

3) раскрыть концептуальные следствия построенной модели этноса для анализа межэтнических взаимодействий (в том числе, конфликтных);

4) применить теоретико-исторический анализ (объединяющий сравнительно-исторические, индуктивные и гипотетико-дедуктивный подходы) на материале динамики межэтнических конфликтов; выявить основные причинные факторы и закономерности эскалации межэтнических конфликтов с помощью данной методологии;

5) построить модель динамики межэтнических конфликтов на основе полученных в результате анализа причинных факторов и определить их внутреннюю взаимосвязь.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: уточнены границы, объем и содержание понятий «этнос» и «межэтнический конфликт»; в контексте данных социально-философских категорий представлены границы содержания понятия «этнос»; выявлены онтологические основания существования этноса на основе «сфер бытия» этнической группы с учетом примордиалистского и конструктивистского подходов в этнологии; представлена концептуальная схема понимания этноса (онтологическая модель), учитывающая культурную, биологическую и социальную основу формирования этнической принадлежности, объединяющая сильные стороны примордиалистского и конструктивистского подходов; с помощью теоретико-исторического анализа выявлен комплекс причинных факторов динамики межэтнических конфликтов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Осуществлен продуктивный синтез подходов примордиализма и конструктивизма к пониманию этноса и этничности. Этничность включает в качестве главных компонентов чувство особой социокультурной идентичности и социальной общности, основанное на общем происхождении и общей исторической судьбе (реальной или вымышленной), четкое имя (этноним), определенный набор групповых стандартов и норм поведения, как правило, предполагающий ту или иную степень этнической солидарности.

2. В построенной синтетической онтологической модели этнос представляется как ядро и три внешних слоя («оболочки») вокруг ядра. Положение индивида в ядерной группе этноса состоит в том, что он (за редчайшими исключениями) не в силах изменить свою принадлежность к этносу и отказаться от нее. Для принадлежности к этническому ядру выделяются следующие характеристики: врожденные антропологические признаки, способность говорить на родном языке свободно и без акцента, ритуалы жизненного цикла (обряды признания ребенка в сообществе, типа крещения, свадебные обряды и похороны), а также повседневное поведение. Для ядра этноса в целом остаются верными положения примордиализма. Первый слой вокруг этнического ядра включает людей, рожденных от принадлежащих ядру моноэтничных родителей, но представители этого слоя не соблюдают обряды и ритуалы, которые считаются обязательными для данной этнической группы. Второй слой включает детей от межэтнических браков, причем один из родителей принадлежит либо к этническому ядру, либо к первому слою вокруг ядра. Представители второго слоя в разных условиях либо относят себя к данному этносу, принимаются в нем как свои», либо считаются «неполностью своими», либо вовсе выходят или «изгоняются» из него. К третьему слою относятся «этнические иммигранты», стремящиеся ассимилироваться в данном этносе, но не имеющие кровного родства с его представителями. От внутренней оболочки к внешней возрастает адекватность положений конструктивизма и инструментализма в этнологии.

3. В работе показано, что взаимоотношение между различными этносами, с одной стороны, в большой степени зависит от структуры каждого этноса (величины внешних слоев и их пересечения), с другой стороны, межэтнические контакты изменяют эту структуру (усиливается или ослабляется этническая солидарность, приверженность этническим ритуалам и нормам поведения, увеличивается или уменьшается колличество межэтнических браков, больше или меньше людей стремятся ассимилироваться в том или ином этносе и т.д.). Таким образом, сама структура этносов во многом определяется следствием предшествующих межэтнических взаимодействий, в том числе конфликтных.

4. Применение теоретико-исторического анализа в тематике межэтнических конфликтов показало свою эвристическую ценность, позволило провести систематический сравнительный анализ случаев эскалации и замирения межэтнических конфликтов, представить результаты в компактной форме, выделить конфликтообразующие факторы и закономерности динамики конфликтов.

5. Как показало теоретико-историческое исследование, на динамику межэтнических конфликтов оказывают влияние два типа факторов: «трансформационно-политические» и «ресурсные». К трансформационно-политическому комплексу относится низкий уровень реального представительства интересов этнической элиты в органах власти, который положительно влияет на резкую мобилизацию этнической элиты, пользующейся поддержкой большей части представителей этнической группы, что в условиях ослабления контроля аппарата насилия государства над полиэтничной территорией, приводит к межэтническому конфликту. К ресурсному комплексу факторов относится высокий уровень сегрегаг^и этнических групп в полиэтничном государстве, что в условиях положительной демографической динамики и депривации доступа к прежде доступным привилегиям и ресурсам у этнической группы ведет к эскалации межэтнического конфликта.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в решении принципиальных социально-философских вопросов этнологии, связанных с противоречащими друг другу подходами, в построении синтетической онтологической модели этноса, в выявлении значимых факторов и закономерностей динамики межэтнических конфликтов.

Социально-философское осмысление проблемы межэтнических конфликтов значимо с точки зрения необходимой межпредметной интеграции, поскольку в большей части работ прикладного и теоретического характера, посвященных данной теме, преобладают узкодисциплинарные подходы.

Материалы диссертации могут быть использованы при создании учебных курсов по политической и этноконфликтологии, этносоциологии, а также в программах развития полиэтничных территорий, в разработке перспективных стратегий разрешения застарелых и возобновляющихся межэтнических конфликтов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были апробированы на международных (Новосибирск 2007, 2008, Курган 2008), всероссийских (Новосибирск 2006, 2007, 2008, Магнитогорск 2008), региональных (Бердск 2006) конгрессах и конференциях, отражены в публикациях - статьях и тезисах.

Основные положения диссертации доложены автором на теоретических семинарах кафедры философии Новосибирского государственного педагогического университета (май 2008) и философского факультета Новосибирского Государственного Педагогического Университета (ноябрь 2006, май 2006, декабрь 2007, июнь 2008).

По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 5 п. л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы помещен Список использованной литературы. Общий объем 133 страниц машинописного текста. Список использованной литературы составляет 197 позиции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Терехов, Олег Сергеевич

Заключение

В диссертации показано, что социально-философский и теоретико-исторический анализ межэтнических конфликтов позволяет выявить основные факторы, влияющие на динамику насилия в межэтнических конфликтах, среди которых эмпирическое подтверждение получили следующие:

- сегрегация по этническому признаку;

- низкий уровень самоуправления этнической группы;

- ослабление контроля аппарата насилия над территорией компактного проживания этнической группы;

- высокий уровень сплоченности этнической элиты;

- лишение этнической группы ранее доступных возможностей и ресурсов;

- положительная демографическая динамика;

- высокий уровень конкурентных отношений между крупными державами, имеющими серьезные интересы в данном регионе.

Как отмечалось в диссертационном исследовании, межэтнические взаимоотношения в полиэтничном государстве пронизывают различные аспекты социальной жизни этнических групп, которые определяют себя по территориальному, лингвистическому, религиозному и социально-экономическому признакам. Очевидное разнообразие симптомов межэтнической напряженности и конфликтности не должно отвлекать исследователя от выявления сходств, лежащих в основе их причин.

Полученные в результате исследования факторы динамики межэтнических конфликтов показывают важность учета не только и даже не столько этнических различий между группами индивидов, на которые, как на конфликтогенные факторы, ссылаются представители антропологического направления в этноконфликтологии, сколько проблему доступа к ресурсам для всех этнических групп в полиэтничном государстве. В условиях отсутствия возможности самоуправления и распределения ресурсов для этнической группы происходит консолидация этнической элиты, способной к мобилизации больших людских ресурсов. Значение этнической элиты, в трактовке реалисткого направления, для «пробуждения» этнонационализма велико только в условиях низкого уровня самоуправления и внезапного лишения ранее доступных возможностей для этнической группы. Основные теоретические позиции эволюционистской школы нашли свое подтверждение на эмпирических примерах насильственных межэтнических конфликтов. Положение этнической группы в социуме может сыграть в качестве конфликтогенного фактора при условиях изменения в этнической иерархии общества, когда появляется возможность для межгруппового сравнения, мобилизации этноса, создания образа врага в виде представителей другой этнической группы. Соответственно, фактор сегрегации по этническому признаку является фактором второго слоя причинности и срабатывает как конфликтогенный в условиях целого комплекса социально-экономических трансформаций, в результате чего этническая группа теряет возможность для получения ранее доступных ресурсов.

Общим для представленных конфликтов является наличие этнического фактора или признаков, которые могут восприниматься в качестве этнических. И этот этнический фактор значит столь много в рассматриваемых конфликтах, что всякая иная идентификация человека -социально-профессиональная, политическая, региональная или социальная -отходит на второй план. Этническая принадлежность тем самым является удобным способом для мобилизации представителей этнической группы на конфликт. Каждое государство, характеризующееся этнической сегментацией, в той или иной степени испытывало межгрупповую напряженность и конфликты. Стоит только проявиться этнической напряженности, как она сразу же начинает оказывать влияние на будущие взаимоотношения между противостоящими группами. С этой точки зрения конфликты никогда не могут быть разрешены или закончены в абсолютном смысле. Акты насилия, совершаемые в период напряженности, будут продолжать отрицательно влиять на отношения между группами и соответственно негативно окрашивать их, даже если, благодаря умиротворению, острота спора ослабнет. Достигнутые соглашения не могут стереть из памяти представителей враждовавших групп деяния, совершенные в ходе былых конфликтов. Наследие прошлых конфликтных актов и остатки неудовлетворенности у одной или обеих сторон содержат причины будущего развития и динамики межэтнического конфликта. Важным фактором, катализирующим такого рода процессы, является этническая мобилизация, то есть целенаправленная деятельность, связанная с активизацией этноидентификации, формированием и распространением националистической идеологии с этноцентристскими акцентами, институциализацией действий, направленных на самоопределение.

Завершая социально-философский и теоретико-исторический анализ динамики межэтнических конфликтов, следует отметить, что формирование новых методологических подходов к анализу этнических процессов является актуальной потребностью российского обществознания, т. к. современное состояние политического, конфликтологического, этнологического знания не позволяет достаточно полно и точно представить теоретический образ исследуемой реальности. Важным требованием, имеющим решающее значение при исследовании межэтнических конфликтов, является необходимость учитывать весь набор причинных факторов, существующих в социальной реальности и предопределяющих направленность и динамику межэтнического конфликта.

Концептуальный анализ теоретических подходов этнополитических процессов позволяет утверждать, что если традиционные модели межэтнических конфликтов пытаются объяснить множество соотносимых между собой событий сведением их к определенному состоянию одного фактора, то теоретико-историческая модель этнополитического конфликта объясняет каждое событие обусловленностью состояния нескольких взаимосвязанных причин. В связи с этим установка на многофакторный характер позволяет рассматривать их вне зависимости от места, времени, поскольку в каждом конкретном случае исследования того или иного этнополитического конфликта постоянные факторы, обусловливающие динамику его развития, в определенной степени одинаковы.

Сегодня, несмотря на особую актуальность, этноконфликтология остается развивающимся и молодым направлением. Область ее исследования представляет собой крайне обширное и разрозненное пространство, которое трудно всеобъемлюще охватить, не поднявшись на уровень социально-философского обобщения и не владея теорией науки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Терехов, Олег Сергеевич, 2008 год

1. Абдулатипов Р. Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность / // Научная мысль Кавказа. - 1995. - № 1. - С. 55-58.

2. Авдеев Ю. И. Типология терроризма // Современный терроризм состояния и перспективы. 2003. - № 2 - С. 54-61.

3. Авксентьев А. В. Северный Кавказ в этнической картине мира. -Ставрополь, 1998. 159 с.

4. Авксентьев В. А. Проблемы теории и моделирования этнических конфликтов // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18; Этническая и региональная конфликтология. Москва - Ставрополь: Изд-во СГУ. - 2002. - С. 46-53.

5. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. 113 с.

6. Авксентьев В. А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. - №12. - С. 56-78.

7. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений М., 1983. 178 с.

8. Алиев А. А. Иран и Ирак: история и современность. М., 2002. 166 с.

9. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. 229 с.

10. Алексеев О. А. Конфликт как предмет социально-философского анализа: Автореф. дисс. Уфа, 1994. 22 с.

11. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. - №2. - С. 37-48.

12. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. - № 6. С. 53-60.

13. Амелин В. В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. -М., 1997. 79 с.

14. Амелин В. В. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. -М., 1998. 148с.

15. Арутюнов С. А. Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. // Расы и народы. Вып. 2. - М., 1972. - С. 8-30.

16. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987. 286 с.

17. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Суколоков А. А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1998. 340 с.

18. Банъковская С. П. Воображаемые сообщества как социологический феномен. М., 2001. 64 с.

19. Барбашин М. Ю. К понятию этнополитического конфликта // Южнороссийское обозрение. Вып. 6. Ксенофобия на юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления. Ростов-на-Дону: 2002. - С. 34^40.

20. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. JL: 1994. 326 с.

21. Босин Ю. В. Афганистан: полиэтничное общество и государственная власть. М.: 2005. 240 с.

22. Бочаров В. В. «Чеченская война» как социально-возрастной конфликт. -М., 2001. 146 с.

23. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. 412 с.

24. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: 1987, 390 с.

25. Васильев В. А. Баскский вопрос в Испании: основания, истоки конфликтности. М., 1999. 195 с.

26. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 458 с.

27. Воронович А. А., Романчук А. А Антропология сецессии и математические методы: конфликты и узлы Юго-Восточной Европе // Полис. 2005. - № 6. -С.36-43.

28. Воронович А. А. Романчук А. А. Время человека: заметки к демографической теории истории // Stratum plus. 2003. - № 2. - С. 23-28.

29. Гадэ/сиев К. С. Геополитика Кавказа М., 2001. 176 с.

30. Гакаев Д. В. Чеченский кризис: Истоки, итоги, перспективы: политический аспект.-М., 1999. 139 с.

31. Гривз Д. Ирландский кризис. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1974. 229 с.

32. Соловьев А. И. Власть в политическом измерении // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1997. - №6. - С. 89-93.

33. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. 320 с.

34. Геллнер Э. От родства к этничности // Цивилизации. Вып. 4, М: 1997. С. 123-145.

35. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь: 1992. С. 146-200.

36. Губогло М. Н. Национальные процессы в СССР. М., 1991. 128 с.

37. Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации. М.: Изд. Наука, 2001. 205 с.

38. Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Природа, 1978. № 12. -С. 97-105

39. Гумилев JI. Н. О термине «этнос» // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Л., 1967. - Вып. 3. С. 193-202.

40. ГумилевЛ. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. 325 с.

41. Дашдамиров А. Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. 1983. - №2. - С. 36-42.

42. Де Пеа JT. Расколотый Ольстер / Пер. с англ. М.: Прогресс., 1974. 239 с.

43. Доган И. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования М. 1997. -№ 9. -С. 132-136.

44. Драгунский Д. В. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция северной Евразии // Полис 1995. - №3. - С. 56-61.

45. Дробижева Л. М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократия и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. М., 1996. С. 147.

46. ДэнкенЖ.-М. Политическая наука. -М., 1993. 301 с.

47. Дюркгейм Э. Метод социологии / Западно-европейская социология XIX-начало XX веков / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996. 249 с.

48. Жильцов С. С. Геополитика Каспийского регион. М., 2003. 189 с.

49. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. -М., 1997. 315 с.

50. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. -М.: Аспект-пресс., 1996. 318 с.

51. Иванов В. Н. Межнациональные отношения в России. М., 1993. 216 с.

52. Иванова, С. Ю. Экономические предпосылки межэтнических конфликтов. // Неприкосновенный запас. 2007. - № 2. - С.4-5.

53. Капустин Б. Г. Мораль и политика в западноевропейской политической философии / От абсолюта свободы к романтике равенства (Из истории политической философии). М., 1994. 65 с.

54. Кисс Э. Национализм реальный и идеальный. Этническая политика и политические процессы. М.Наука., 1994. 226 с.

55. Козер JI. А. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль. 1997. № 3. - С. 45-50.

56. Козлов В. И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. М., 1969. 283 с.

57. Козлов В. И. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии // Советская этнография. 1983. - №2. - С. 78-89.

58. Козлов В. И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. - № 2. - С. 78-90.

59. Коллинз Р. «Балканизация» или «американизация»: геополитическая теория этнических изменений // Логос. 2005. - №1. - С. 68-92.

60. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века. М. Наука., 1994. 268 с.

61. Конфликты в современной России: Проблемы анализа и регулирования / Под. ред. Е. И. Степанова. М., 1999. 309 с.

62. Коркмазов А. Ю. Этнополитические процессы и их специфика на Северном Кавказе. Автореферат дисс. 1997. 23 с.

63. Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. -М., 1970.

64. Коротеева В. А. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et contra. 1997. Т. 2 - № 3. С. 185-203.

65. Котанджян Г. С. Этнополитология консенсуса-конфликта. М., 1992. 67 с.

66. Кузнецов Ю. П. Террор как средство политической борьбы экстремистских группировок и некоторых государств. СПб., 1998. 157 с.

67. Кузнецов И. К., Мукомелъ В. Г. Формирование этнических ниш в российской экономике // Неприкосновенный запас. 2006. - № 2. - С. 12-14.

68. Кушнер П. И. Национальное самосознание как этнический определитель / // Краткие сообщения Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1949, VIII. С. 3-15.

69. Кушнер П. И. Этнические территории и этнические границы. М., 1951. С. 280.

70. Ландабасо Ангуло И, Коновалов А. М. Страна Басков. М., 2005. 298 с.

71. Лабанов С. Грузино-абхазский конфликт: пролог // Демократическая Абхазия. 1992. 13 дек. С. 7-8.

72. Леви-Стросс К. Структурная антропология. -М., 1983. 367 с.

73. Лурье С. В. Теория функционального внутриэтнического конфликта.- М., 2001.239 с.

74. Маценов Д. Н. Западные политологи о межнациональных отношениях в СССР // МЭиМО. 1991. - № 8. - С.45-52.

75. Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования // Социально-политический журнал. 1996. - №4. - С. 67-72

76. Нагенаст К. Права человека и защита меньшинств: этничность, гражданство, национализм и государство. М.Наука., 1994. 145 с.

77. Натасюк Н. П. Геополитические факторы возникновения и развития этнических конфликтов (на примере Приднестровья): Автореф. дисс. канд полит, наук. СПб., 1994. С. 23.

78. Нодия Г. Грузино-абхазский конфликт: история и пути выхода. М., 2005. С. 45.

79. Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования // Социально-политический журнал. 1996. - №4. - С. 123134.

80. Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. 1996. - №3 - С. 126-132.

81. Овчинников В. С. Политические конфликты и кризисные ситуации // Социально-политические науки. — 1990. № 10. - С. 67-78.

82. Ожиганов Э. Н. Баланс власти и этнополитические конфликты// Этничность и власть в полиэтнических государствах. М.: ИЭА РАН. 1997. 132 с.

83. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., Изд-во МГИК, 1994. 295 с.

84. Паин Э. А. Этнополитический маятник: динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. М.: Институт социологии РАН, 2004. 187 с.

85. Панарин А. С. Политология. М., 1997. 320 с.

86. Петров И. Сепаратизм по-швейцарски // Вестник Европы. 2005. - № 4. -С. 12-14.

87. Пивоваров Ю. С. Политическая культура. Методологический очерк. М., 1994. 295 с.

88. Попков. Ю. В. Политико-правовой статус коренных народов Севера. -Н., 1997. 137 с.

89. Попков Ю. В. Этносы Сибири в условиях интернационализации. Н., 2003. 264 с.

90. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад под редакцией В. А. Тишкова. М., 1999. 54 с.

91. Розов Н. С. Разработка и апробация метода теоретической истории. -Наука., 2001 г. 501 с.

92. Розов Н. С. Рациональная философия истории: Ценности, сферы бытия и динамические стратегии // Гуманитарные науки в Сибири . 1997- №1. С. 76-89.

93. Розов И. С., Вертгейм Ю. Б, Изгарская А. А. Макродинамика, закономерности геополитических, социальных и культурных изменений. -Н-ск Наука. 2002. 468 с.

94. Розов Н. С. Природа войны: онтология и генезис массового организованного насилия // Макродинамика закономерности геополитических, социальных и культурных изменений. Новосибирск: Наука, 1997. С. 45-67.

95. РуссоЖ-Ж. Общественный договор. М., 1995. 165 с.

96. Санистебан Л. С. Основы политической науки. Москва., 1992. 290 с.

97. Севостъянов И. В. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм это совсем не одно и то же // Международная жизнь. - 1996. - № 5. С. 3442.

98. Семенов В. М. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР. Опыт социально-филосовского анализа. М., 1991. 178 с.

99. Серио П. Этнос и демос: дискурсивное построение коллективной идентичности // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Спб., 1995.-С. 50-60.

100. Смирнов А. Н. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: особенности и основные тенденции. -М., 2001. 295 с.

101. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. -М., 1998. 267 с.

102. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. Отв. ред. Л. М. Дробижева. М., Изд-во Ин-та социологии РАН. 1998. 295 с.

103. Степанов Е. И. Методология анализа социальных конфликтов. Социальные конфликты в современной России. М., 1999.

104. Тилли Ч От мобилизации к революции. М., 1999. 229 с.

105. Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). -М., 2001. 552 с.

106. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. 532 с.

107. Тишков В. А. Социальное и национальное в историко антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. - № 12. - С. 34-42.

108. Тишков В. А. Этнический конфликт в контексте обществоведческих теорий // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 2. Ч. 1. -1992. С. 12-24.

109. Тишков В. А. Этнология и политика. М.: Изд. Наука, 2001. 359 с.

110. Тишков В. А., Бочаров В. В. Антропология насилия. — СПб.: Изд. Наука, 2001.398 с.

111. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978. 289 с.

112. Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. — 1964. — №6.-С. 132-140.

113. Тощенко Ж. Т. Этнократия: История и современность. Социологические очерки. М., 2003. 276 с.

114. Турчин П. В. На пути к макро теоретической истории. - М., 2006. 306 с.

115. Тюгашев Е. А. Национальный вопрос в эпоху глобальных проблем: дискурс современности // Этносоциальные процессы в Сибири. Н. - 2005. Вып. 2. С. 78-85.

116. Уледов А. К. Общественная психология и идеология. -М., 1985. 264 с.

117. Ушаков Д. В., Костюк В. Г. Типы этнической идентичности и межэтнические установки. // Этносоциальные процессы в Сибири. -Новосибирск, Вып. 3. С. 46-51.

118. Хазанов М. Е. ООН и ближневосточный кризис. М., 1990. 194 с.

119. Фляйнер Т. Швейцария: конституция федеративного государства и кантонов // МэиМО. 1998г. №4. - С. 96-98.

120. Харабуа Р. С. Геополитические интересы России в грузино-абхазском конфликте // Политилог: взгляды на современность. М., ЭКО. -1996. - С. 87-103.

121. Харрф Т. Подходы к анализу этнополитической мобилизации и конфликта // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Москва., 1997. С. 132-140.

122. Хенкин С. М. Король-реформатор. Хуан Карлос I и демократия в Испании // Независимая газета от 11.01.2001. С. 12-14.

123. Хоперская Л. Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Концепция этнической субъектности. Ростов-на-Дону., 1997. 184 с.

124. Хоперская Л. Л. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. -Ростов-на- Дону., 1998. 163 с.

125. Хоровитц Д. Этнические группы в конфликтологии. -М., 2004. 345 с.

126. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. М., 2001. 209 с.

127. Цюрхер К. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской России // Полис. -1999. №2. - С. 67-73.

128. Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923. 134 с.

129. Шихирев П. Н. Динамика и особенности современного этнического конфликта // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 10. М. - 1995. - С. 45-59.

130. Эванс-Причард Э. Сравнительный метод в социальной антропологии // Антология исследований культуры Т. 1 СПб.: Университетская книга-1997.-С. 87-90.

131. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. Общая редакция и предисл. Толстых А.В. М.,1996. 340 с.

132. Этгшгер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт // Свободная мысль. -1993. № 3. С. 89-94.

133. Этнические проблемы современности. Вып.5. Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе. Материалы научной конференции (14 -15 сентября 1999 г.). Ставрополь, 1999. 230 с.

134. Этнологический словарь. Вып.1. Этнос. Нация. Общество, / Козлов В.И.науч. ред). М., 1996. 340 с.

135. Этнология: Учебник. Для высших учебных заведений. Под ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. - М., 1994. 298 с.

136. Anderson В. Imagined Communities; Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso, 1983. 342 p.

137. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Differences. Ed by F. Barth. Bergen / London, 1969. 220 p.

138. Barnes B. Scientific knowledge and sociological theory. L. - 1974. - X. P. 34-40.

139. Bertrand G. Enough is Enough. An Attorney's Struggle for Democracy in Quebec. Toronto, 1996. 24 p.

140. Bonks V. Ethnicity: Anthropological Constructions. London New-York, 1996.

141. Breuilly J. Nationalism and the State. Chicago, 1982. 230 p.

142. Brown D. Why is the Nation-State So Vulnerable to Ethnic Nationalism ?, Nations and Nationalism. Vol. 4. - No 1. - 1998. P. 56-67.

143. Brubaker R. Nationalism Reframed. Nationhood and National Question in the New Europe. Cambridge, 1996. 273 p.

144. Brubaker R. Myths and Misconceptions in the Study of Nationalism / The State Nation. Ernest Gellner and the Theory of the Nationalism. Hall John A. ed. Cambridge, 1998. P. 272-306.

145. Clifford James. Introduction: Partial Truths. In: Clifford, J. and Marcus G.R. (eds.) Writing Culture: The Poetics and Politics of Ethnography. Berkeley and Los Angeles: Univ. of California Pr., 1986. 230 p.

146. Cole M. Socio-cultural-historical psychology: Some general remarks and aproposal for a new kind of cultural-genetic methodology I I Sociocultural Studies of mind. New York. Cambridge University Press, 1995. P. 123-137.

147. Collins R. «Balkanization» or «Americanization»: A Geopolitical Theory of Ethnic Change // Macrohistory: Essays in Sociology of the Long Run. Stanford: Stanford UP. 1999. - P. 59-88.

148. Connor W. Eco- or Ethno-nationalism? // Ethnic and Racial Studies. 1978. - Vol. 1.-P. 45-53.

149. Connor W. Ethnonationalism: The Quest for Understanding. Princeton, New Jersy, 1994. 234 p.

150. D'Andrade A. Introduction: John Whiting and Anthropology. In: Whiting J.W.M. Culture and Human Development: Selected Papers, 1994. 233 p.

151. Deutsch K. Nationalism and Communication. Cambridge, 1953; Gellner E. Nations and Nationalism. Oxford, 1983; Hobsbawm E. Nations and nationalism since 1780. Programme, Myth, Reality. Cambridge, 1990. 564 p.

152. Elmer G., Elmer E. Ethnic Conflicts Abroad: clues to American future? -Monterey, VA, 1988. 395 p.

153. Fearon J. D., Laitin D. D. Explaining Interethnic Cooperation // American Political Science Review. 1996. - vol. 90. - №4. - P. 134-156.

154. Goulbourn H. Ethnic Mobilization, War and Mutli-Culturalism // War and Ethnicity: Giobal Connections and Local Violence. P.167- 198.

155. Fisher M. P. Creating Ethnic Identity: Asian Indies in the New-York Area // Urban Anthropology. -1978. Vol. 7. - P. 67-76.

156. Gambino R. Blood of My Blood: The Dilemma of the Italian Americans. N.Y., 1974. 342 p.

157. Goulbourn E. Ethnic Mobilization, War and Mutli-Culturalism // War and Ethnicity: Global Connections and Local Violence. P. 123-165.

158. Greenberg S. Race and State in Capitalist Development: Comparative Perspectives. New Haven, 1980. 321 p.

159. Gurr T. Why Do Minorities Rebel? // Federalism against Ethnicity? / Ed. By G. Bachler. Zurich, 1997. P. 56-76.

160. Hobsbawm E., Ranger Т., eds. The Invention of Tradition. Cambridge, 1983.

161. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Cambridge, 1996. 398 p.

162. Hraba J. American Ethnicity. Itasca, III., 1994. 298 p.

163. Ibn Khaldun. The Muqaddimah: An introduction to history. Translated from the Arabic by Franz Rosenthal. Pantheon books, New York, 1958. 398 p.

164. Jenkins R. Social Anthropological Models of Interethnic Relations // Rex J., Mason D., eds. Theories of Race and Ethnic Relations. Cambridge, 1986. 129 p.

165. Kejes F. The Dialectic of Ethnic Change I I Ethnic Change. Seattle, London, 1981. P. 45-64.

166. Lipshutz R. Seeking a State of One s Own: an Analytical Framework for Assessing Ethnic and Sectarian Conflicts // The Myth of «Ethnic Conflict»: Politics, Economics, and «Cultural» Violence. Beverly, Cal., -1998. P. 67-78.

167. Marshall M. G. Systems at Risk: Violence, Diffusion, and Disintegration in the Middle East // Wars in the Midst of Peace: The International Politics of Ethnic Conflict / Ed by Carment D., James P. Pittsburg, PA, 1997. P. 187-201.

168. Moorman M. Ethnic; identification in a complex civilization: who are the Lue? // American Anthropologist. V. 67. - 1965. - P. 98-106.

169. Murray. A. Reason and Society in the Middle Ages. Oxford: Clarendon Press. 1978. 169 p.

170. Okamura J. Situational Ethnicity // Ethnic and Racial Studies. 1981. - Vol. 4.-P. 78-90.

171. Orther S. Theory in anthropology since the sixties // Comparative studies of Society and History. 1984. - v. 26. P. 67-89.

172. P. Rabel, A. Rosman. The Past and the Future of Anthropology. // Journal of Anthropological Research. 1994. Vol. 4. - No 4. P. 128- 132.

173. Ross M. The Culture of Conflict. New Haven. - London, 1993. 223 p.

174. Rosel J. Nationalism and Ethnicity: Ethnic Nationalism and the Regulation of Ethnic Conflict // War and Ethnicity: Global Connections and Local Violence. 1996. P. 67-98.

175. Shaw P., Wong Y. Genetic Seeds of Warfare. Evolution, Nationalism and

176. Patriotism. L. 1989. 239 p.

177. Smith A. D. Ethnic Identity and Territorial Nationalism . New York, 1992. 331 p.

178. Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986. 239 p.

179. Smith A. D. The Ethnic Revival. Cambridge, 1981. 130 p.

180. Smith A. D. State and Nation in the Third World . Brighton, 1983. 223 p.

181. Smith M. Fighting for Ireland: the military strategy of the Irish Republican Movement London. 1995. 309 p.

182. Tajfel H. Aspects of national and ethnic loyalty // Social science information. Oxford-Edinburg, 1971. P. 56-78.

183. Tajfel H. Social influence and the formation of national attitudes // Interdisciplinary relationships in the social science. Chicago. 1969. - Vol. 4. P. 45-54.

184. Van den Berghe P. The Ethnic Phenomenon. N.Y., 1985. 349 p.

185. WolfE. Religious Ideas: Race, Culture, People // Current Anthropology, 1994. Vol. 3.-P. 35-43.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.