Дифференциация отношений учащихся к ценностям и ценностным ориентациям в условиях кризисного состояния социума: На примере Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гаджиева, Марианна Магомедовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гаджиева, Марианна Магомедовна
ВВЕДНИЕ.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентации: как основы развития личности.
1.1. Ценности - как материальный объект общественного и индивидуального сознания их классификация и генезис.
1.2. Кризис ценностно-нормативных структур общественного и индивиду ального сознания.
1.3. Организация и методика исследования отношения учащейся молодежи к ценностям и ценностным ориентациям.
Глава 2.Система дифференцированного отношения учащихся Республики Дагестан к различным группам ценностей и ценностных ориентации:
2.1. Исследование дифференцированного отношения учащихся к различным группам ценностей.
2.1.1. Ценности общения и самоутверждения.
2.1.2. Материальные ценности и ценности потребления.
2.1.3. Национальные и религиозные ценности
2.1.4. Эстетические, культурные и духовно- нравственные ценности.
2.2.Исследование эффективности методики по формированию ценностных ориентаций у учащейся молодежи республики Дагестан.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе2006 год, доктор педагогических наук Хамматова, Светлана Ангамовна
Формирование у дагестанских школьников ценностного отношения к русской национальной культуре2008 год, кандидат педагогических наук Щеглова, Елена Валериевна
Формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях этнокультурной среды2012 год, кандидат педагогических наук Алибекова, Заира Нажмудиновна
Педагогические условия подготовки учащейся молодежи к брачно-семейным отношениям: на материале Республики Дагестан2010 год, кандидат педагогических наук Салаватова, Наида Алиасхабовна
Формирование профессионально-трудовой ориентации учащихся городских школ: На примере Республики Дагестан2004 год, кандидат педагогических наук Амиров, Алан Каримович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дифференциация отношений учащихся к ценностям и ценностным ориентациям в условиях кризисного состояния социума: На примере Республики Дагестан»
Российское государство находится в ситуации, обусловленной коренными изменениями в политической, экономической, а вследствие этого духовной и нравственной сферах жизни общества. Определяющее место в реализации этих изменений должно быть отведено личности со сложившимися ценностными ориентациями. Отсюда возникает необходимость учитывать, что исторический смысл сложившейся ситуации открывает возможности для переосмысления ценностных ориентации:, существовавших ранее, постановки новых проблем, поиска их решений. В России за последние десять лет произошло полное переструктурирование общества, изменилось социальное пространство. Это способствовало возникновению новых социальных групп и привело к утрате существовавших ранее ценностей и идеалов прошлого.
Важно отметить, что система ценностно-нормативных структур тесно связана с социальными ценностями, с установкой на труд, семью, учебную деятельность и, следовательно, изменения, происходящие в системе ценностных ориентации, неизменно приводят к деформации существовавших ранее взглядов относительно важнейших институтов общественной жизни, к изменению взглядов, мировоззрения, норм морали.
Существует прямая связь между тем, с какой ценностно-нормативной системой вырастет новое поколение и тем каким наше общество станет в будущем. Так как ценностные ориентации являются центральным звеном развития личности, они направляют и регулируют поведение и деятельность человека в социально значимых ситуациях, определяют цели и средства существования, жизненные потребности.
Следовательно, для повышения эффективности воспитательного процесса необходимо иметь устойчивую систему ценностно-нормативных структур, создание которой является сложным процессом, так как необходимо, прежде всего, провести анализ и дифференциацию тех ценностей, которые в данный период являются наиболее значимыми для молодого поколения.
Недостаточная разработанность в теории и практике выявления и дифференциации ценностных ориентаций молодежи на данном этапе осложняет воспитательную работу с молодым поколением, так как старые ценности, идеалы и герои потеряли в какой-то мере свою воспитательную значимость, а новые, способные оказать положительное влияние на молодое поколение, еще не сформировались. Кроме того, степень научной разработанности проблемы дифференциации отношений молодежи к различным группам ценностей и ценностным ориентациям в данный период невелика. Поэтому, прежде всего необходимо разработать теоретические основы использования в воспитательном процессе ценностных ориентаций присущих молодежи исходя из сложившихся в обществе условий, а также с учетом происходящих в нем изменений. Так как в воспитании молодежи большая роль принадлежит использованию эффективной системы ценностно-нормативных структур, являющихся ядром, вокруг которого строится воспитательный процесс в целом, то это подчеркивает актуальность проблемы поставленной в настоящем исследовании.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что данные получены нами на материале Дагестана и могут быть использованы для разработки научно-практических рекомендаций в области воспитательной работы с молодежью в коллективах (школах и вузах) как с однонациональным, так и с многонациональным составом. Анализ результатов исследования и выводы создают основу для более глубокого понимания влияния изменений, происходящих в политической, экономической и социальной сферах общества на систему ценностных ориентаций присущую подрастающему поколению. Тем самым обеспечивается повышение эффективности воспитательного процесса, а также становиться возможным наметить пути коррекции ложных ценностей сложившихся в период кризиса нашего общества и формирующегося на их основе асоциального поведения подростков и юношей.
Особое значение, на наш взгляд, данное исследование приобретает благодаря тому, что проведено в многонациональных коллективах и, что особо важ но в данной, все обостряющейся обстановке в многонациональном Дагестане, дает возможность выяснить взаимоотношения, складывающиеся между молодежью разных национальностей и на каких принципах эти взаимоотношения строятся.
Цель исследования - дифференцировать отношения учащейся молодежи республики Дагестан к различным группам ценностей и ценностным ориента-циям, а также предложить методику формирования ценностей обеспечивающую эффективность воспитания учащихся.
Объект исследования - учащиеся средних общеобразовательных школ и студенты высших учебных заведений г. Махачкалы.
Предметом исследования является состояние и пути формирования ценностных ориентации учащейся молодежи Республики Дагестан в условиях кризиса социума.
Гипотеза заключается в том, что для повышения эффективности воспитательного процесса, особенно в кризисные периоды развития общества, необходимо дифференцировать отношения учащейся молодежи к различным группам ценностей и ценностных ориентации.
С учетом объекта, предмета и выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить тенденции изменения роли и места ценностных ориентации учащейся молодежи республики Дагестан в современных и складывающихся условиях социума;
2. Исследовать дифференциацию отношений учащейся молодежи Республики Дагестан к различным группам ценностей;
3. Обосновать экспериментально разработанную методику формирования ценностей, обеспечивающую эффективность воспитательного процесса;
4. Рекомендовать на основе проведенного исследования методику изучения ценностей и ценностных ориентаций.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы : ретроспективный анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, периодической печати; анкетирование; беседа; наблюдение; констатирующий и формирующий эксперименты; методы математической статистики.
Исследование осуществлялось в три этапа с 1996 по 2000 гг.
Первый проблемно-поисковый (1996-1997гг.) этап был посвящен изучению состояния проблемы, исследованию уровня ее разработанности в педагогической, психологической и социологической литературе. Были выявлены объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования; определены основные направления работы.
На втором теоретико-аналитическом (1997- 1999гг.) этапе проводилось теоретическое обоснование структуры и программы исследования. Изучалась роль ценностных ориентаций в воспитательном процессе, а также отношение учащихся старших классов и студентов республики Дагестан к различным группам ценностей и ценностным ориентациям в условиях кризисного состояния социума.
На третьем формирующем этапе (1999-2000гг.) определялись эффективные пути формирования нравственных и культурных ценностей молодежи; проводился анализ результатов эксперимента и обработка полученных данных.
Методологическую основу исследования составляет аксеологический подход, являющийся основой гуманных отношений между людьми и признающий высшей ценностью человека, его интересы и потребности; философский анализ ценности как категории; исторический анализ природы ценностей.
Теоретическая основа исследования опирается на работы отечественных и зарубежных авторов, исследовавших проблемы ценностно-нормативных структур общества (Тугаринов В.П., Дробницкий О.Т., Ядов В.А., Мухина В.А., Золотухина-Абалина Е.В., Никандров Н.Д. и др.) В диссертации учитывается ведущее направление ценностных ориентаций, разработанное российскими учеными. .
Основной базой изучения, наблюдения и опытной работы явились образовательные школы г. Махачкалы и Цумадинского района; Дагестанский государственный педагогический университет, Дагестанский государственный университет. У
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что выявлена дифференциация отношении учащейся молодежи к различным ценностям и ценностным ориентациям с целью ее дальнейшего использования в воспитательном процессе. Разработаны экспериментальные методики по исследованию и формированию ценностных ориентации учащейся молодежи республики Дагестан.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные получены на материале Дагестана и на их основе намечены пути формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи республики Дагестан. Разработаны научно-практические рекомендации в области воспитательной работы с молодежью в коллективах (школах и вузах) как с однонациональным, так и с многонациональным составом.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Выявленная дифференциация отношений молодежи к различным группам ценностных ориентаций в Республике Дагестан обусловлена сложившимся состоянием современного общества.
2. Экспериментальная методика использования различных процедур формирования ценностных ориентаций учащихся.
3. Методика изучения ценностных ориентаций, предложенная педагогам образовательных учреждений различного типа.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Патриотическое воспитание старшеклассников на примере жизни и деятельности выдающихся ученых2012 год, кандидат педагогических наук Вайланматова, Якут Забитовна
Формирование ценностных ориентаций, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи в Польше1997 год, доктор педагогических наук Идзиковски, Богдан
Формирование гуманистических ценностных ориентаций у старшеклассников: На материале общеобразовательной многонациональной школы Северо-Кавказского региона2003 год, кандидат педагогических наук Огаркова, Ирина Владимировна
Ценностные ориентации учащейся молодежи учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях Крайнего Севера2006 год, кандидат педагогических наук Сибагатуллин, Ильяс Рифович
Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря2007 год, кандидат педагогических наук Птушкина, Елена Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гаджиева, Марианна Магомедовна
Выводы
Респонденты, принадлежащие к подростковому и юношескому периоду развития личности, не имеют существенных различий во взглядах на место, занимаемое в их жизни таких ценностей как здоровье, любовь, творчество, образование и труд. Отмечается отсутствие интереса к повышению своего образовательного уровня, как у студентов, так и у школьников. Несмотря на снижение значимости образования для современной молодежи респонденты считают, что авторитет и уважение среди окружающих людей можно приобрести только умом, знаниями и профессионализмом. Физическая сила, в данном контексте не приемлема для большинства респондентов, в то время как умение помочь окружающим в трудной ситуации наиболее ценится респондентами и способно вызвать уважение окружающих. Но данные опросов проведенных в городских и сельских школах имеют существенные отличия. Так например, для учащихся старших классов школ Цумадинского района физическая сила и материальное положение являются наиболее важными факторами позволяющими завоевать авторитет и уважение со стороны окружающих. Наблюдается что старшеклассники недооценивают ценности, связанные с волевой регуляцией. В различных возрастных группах, причины по, которым респонденты испытывают чувство одиночества непосредственно, связаны с ведущим видов деятельности. Материальные проблемы, как одна их причин, способных вызвать чувство одиночества, даже в кризисные периоды общественного развития и значительного имущественного расслоения населения не являются для молодежи ведущими. У старшеклассников негативное отношение к окружающим их людям более выражено, чем у студентов. Высокий процент учащихся старших классов считает, что окружающие их люди вообще не заслуживают уважения. Для школьников в значительно меньшей степени, чем для студентов имеют значение моральные и нравственные барьеры, позволяющие зарабатывать деньга любыми способами.
В трудных жизненных ситуациях значительно снижает чувство одиночества принадлежность к различным религиозным сообществам. В подростковом возрасте личные мотивы значительно преобладают над общественными и в кризисные периоды развития общества это становиться наиболее благоприятной почвой для вовлечения подростков в асоциальные группы. Чем теснее реальная связь с близкими людьми, тем меньше выявлено стремление подростков и юношей вступать в различные религиозные сообщества. Старшеклассникам проживающим в городе присуще более поверхностное, чем у сельских школьников, а также студентов отношение к религии. Религиозные ценности не являются наиболее значимыми для опрошенных школьников и студентов, за исключением студентов исламского института. Уровень культуры межнационального общения зависит от глубины знаний национальной культуры, национального самосознания, от осознания места своей культуры в мировой культуре. Ни школьники, ни студенты не студенты не ощущают дискомфорта от жизни в многонациональном коллективе, но национальный признак играет существенную роль при формировании семьи так как в Дагестане семья строиться в основном исходя из мнения родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема ценностей и ценностных ориентации остается актуальной во все времена, но наиболее остро она встает перед обществом в кризисные периоды его развития. Основные общечеловеческие ценности пришли к нам из древности передавались из поколения в поколение и не потеряли своей значимости по сей день. Ни одна общественная формация не может обходиться без тех или иных ценностных ориентаций, в которых заложено сильное воспитательное воздействие. Характер приоритетности ценностей находится в непосредственной зависимости от существующего государственного строя и его идеологии, но в процессе воспитания подрастающего поколения необходимо учитывать тот факт, что присущая личности система ценностей индивидуальна и в силу этого имеет свои ограничения, одним из которых является сознание общества в целом. Кроме того, ни одна ценность не станет ядром активной дея-тельностной позиции личности и не будет в силах способствовать усвоению этических и моральных норм того или иного общества, если она не переведена из общественных в личностные. Не смотря на кажущуюся устойчивость системы высших ценностей учитывая их индивидуальность ведущей может оказаться любая ценностная ориентация субъекта в зависимости от жизненной ситуации. Это подчеркивает особую сложность проблемы связанной с высшими ценностями особенно в воспитательном процессе.
Нельзя не отметить тот факт, что ценностные ориентации представляют собой ядро во круг которого складываются все последующие структуры духовности. Кроме того они являются базисом для формирования жизненной позиции личности и влияют не только на сознание ,но и на подсознание личности в следствии чего способны определять направленность силы воли, внимания, интеллекта. Важным также является и то, что в соответствии с тем какие ценностные ориентации преобладают в структуре личности, разрабатывается и система решения конфликтов в мотивационной сфере индивида.
Анализируя литературу по изучаемой нами теме мы отметили , что исследуя проблему высших ценностей ряд ученых, таких как В.П.Тугаринов, О.Т.Дробницкий, В.АДцов, И.В.Дубровина, Б.С.Круглов, Е.В.Золотухина -Абалина и др., предлагают свою классификацию ценностей и ценностных ориентаций.
Классификации носят абстрактный характер, если при их разработке не учитывается общественное и индивидуальное сознание общества и его структура. Исследуя приведенные в работе классификации ценностей мы пришли к выводу, что набор ценностей в них остается неизменным. Меняется только местоположение той или иной ценности, т.е. одними авторами выделяется как основное то, что другие определяют как составную часть той или иной ценности. Далее в отмечено, что анализируя литературу по изучаемой теме мы познакомились с научными работами посвященными ценностям американцев (Р .Вильяме),россиян ( К.Касьянова), но не обнаружили научных исследований изучающих ценности и ценностные ориентации определяющие активную жизненную и деятельностную позицию народов Дагестана. Это в значительной мере затрудняет попытку составить развернутую характеристику ценностных ориентаций подростков и юношей Дагестана в период нынешнего кризиса идеологии и всей системы в целом. Данное обстоятельство побудило нас составить собственную методику изучения ценностных ориентаций присущих Дагестанской молодежи.
На основе исследования методик измерения ценностей и ценностных ориентаций (Сенин И.Т., Тарачкова Т., Д.Сьюнер и Д.Невил, Олпорт , Верной, Линдсел, Золотухина-Абалина Е.В., Вильяме Р.), мы разработали собственную методику. Она предназначена для определения ценностных ориентаций молодежи и позволяет выявить общую картину отношения молодежи к себе, к совершаемым ими поступкам, к труду, учебе, обществу в целом. Это позволило нам составить целостную картину мировоззрения подростков и юношей. Кроме того, исходя из основной цели нашего исследования, мы попытались вы-; яснить, что же в данный период является наиболее значимым для современного подрастающего поколения, на основе каких ценностных ориентаций они будут строить свою жизнь.
Проведенный анализ отношения молодежи Дагестана к основным нравственным общечеловеческим ценностям показал достаточно высокий морально-нравственный уровень нашей молодежи.
Несмотря на негативное влияние, которому постоянно подвергалась в последние годы молодежь Дагестана и попытки всякого рода экстремистов втянуть ее в межнациональные конфликты, культ насилия для нее оказался неприемлемым.
Между тем, следует отметить, что целый ряд негативных моментов, выявленных нами при анализе полученных ответов, свидетельствует о серьезных проблемах имеющихся не только в политическом и экономическом положении республики Дагестан и страны в целом, но и, в значительно большей степени, духовно-нравственном состоянии молодежи, особенно школьного возраста. Это свидетельствует о кризисе всей воспитательной системы, когда старые идеалы и построенные на них ценности, которыми руководствовалось общество, рушатся, а новых или нет, или они несут в себе в большей степени негативный потенциал. Отмечено значительное снижение престижа знаний, образования (но не диплома), которые большинство респондентов как способ добиться материального благополучия, поставили на третье и четвертое места.
Обращает на себя внимание то, что большое количество старшеклассников в школах Махачкалы, и в сельских школах Цумадинского района считают, что наибольшего уважения среди людей можно добиться только с помощью материального благополучия, а физическую силу, как способ подчинения себе и средство завоевания уважения окружающих поставили на второе место.
Исключение составляют старшеклассники школы №13 Махачкалы, большая часть которых считает, что уважения среди окружающих тебя людей можно добиться только своим умом, знаниями и профессионализмом. Следует отметить, что столь высокого процента приоритетности знаний не прослеживается ни в одной из репрезентативных групп, можно предположить, что это объясняется некоторой элитностью школы №13 , ее направленностью и специализацией, что привлекает в нее учеников из определенной среды общества. В большей степени это ученики, родители которых сами имеют достаточно высокий уровень образованности и воспитали в детях стремление к знаниям и твердую убежденность, что только знания и высокий профессионализм дают возможность завоевать уважение окружающих и добиться определенного положения в обществе.
Мы столь подробно остановились на данном моменте, так как считаем, что сформировавшаяся цепь взаимоотношений ученик-родители-учитель должна быть предметом большого исследования. К тому же следует отметить, что на вопрос «К кому бы Вы обратились в трудную минуту», 20 %,старшеклассников школы № 13 ответили - «к учителю», в то время как во всех других школах в ответах на этот вопрос к учителю хотели обратиться 0 % учеников.
Следует так же обратить внимание на то, что среди студенческой молодежи (17-25 лет), несмотря на сложность экономической обстановки и нарастающего значения в обществе материальных ценностей, эти ценности не стали основополагающими критериями, определяющими отношение людей друг к другу. Основными критериями завоевания авторитета среди окружающих респонденты старшей возрастной группы отметили знания, ум, профессионализм, высокую человечность по отношению к людям.
Столь существенное различие во взглядах старшеклассников (за исключением учеников школы №13) и студентов и других респондентов старшей возрастной группы можно полагать объясняется тем, что становление личности этой части молодежи происходило в обстановке стабильного развития общества в отличии кризисной ситуации, в которой формируется личность современных учеников.
Относительно религиозных ценностей, приобретающих сейчас все большее значение в духовном воспитании молодежи, с учетом выраженного стремления в определенных общественных кругах к исламизации общества, можно отметить, что у дагестанской молодежи поверхностное отношение к религии и у большинства молодых людей религия не стала основополагающей ценностью. Однако отрадно отметить, что верующего человека, почти все участвующие в анкетировании молодые люди, наделили чертами высоконравственного человека, не способного нести зло людям.
Духовное воспитание молодежи - это далеко не только воспитание религиозной морали молодежи. Гораздо большее значение имеет воспитание чувства национального самосознания, осознание места и своей значимости, как представителя той или иной национальности, в многонациональном коллективе, в воспитании высокой культуры межнациональных отношений. Большинство респондентов считают, что воспитываясь, учась и работая в многонациональных коллективах, они не испытывают чувства дискомфорта, и считают, что взаимоотношения должны строиться на интернациональной основе, а в основе формирований отношения друг к другу должны лежать высоконравственные общечеловеческие качества каждой отдельной личности, а не ее национальная принадлежность.
Однако следует отметить низкий уровень знаний национальной культуры, как среди школьников, так и среди студентов, которые источником знаний своих национальных традиций, обычаев, элементов национальной культуры называют родителей, а не школу и соответствующую литературу.
В связи с этим в основу формирующего эксперимента нами положено выявление роли воспитательного воздействия на формирование национально-культурных ценностей студентов. После проведения соответствующей работы (беседы, лекции, встречи, посещение театра, выставок и так далее) и анализа анкетного опроса, бесед со студентами, нами было сделано заключение, что воспитательная работа, направленная на развитие национального самосознания, чувства национальной гордости, должна базироваться на ценностях мировой культуры, изучение которых помогает глубже проникнуть и оценить красоту своей национальной культуры, ее особенность и самобытность. Такое восприятие своей национальной культуры никогда не породит чувства национализма и превосходства своей национальной культуры над другими, а позволит свою национальную культуру считать частью мировой культуры, что и является основой для воспитания интернационализма столь необходимого при формировании ценностей и ценностных ориентаций молодежи в многонациональном коллективе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гаджиева, Марианна Магомедовна, 2001 год
1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М., 1983.144с.
2. Арт-онг Джамансон На Аюдхья и Лорейн Барроуз. Образование и развитие общечеловеческих ценностей Сатья Саи (руководство для учителей). -Санкт-Петербург. 1996 . С. 130.
3. Акимова В.В. Культура производства в системе ценностей в системе социалистического образа жизни. -М., 1985. 115с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд., 1968. 70 с.
5. Асланов И. А. Воспитание школьников в многонациональном коллективе. Даг.учпедгиз., 1982. 90 с.
6. Абакарова Р.К. Каякентская экспериментальная лаборатория ФДЧО. Социально-педагогические условия формирования добрых человеческих отношений между учащимися сельской многонациональной школы. Новокаякент -Махачкала, 1994., С. 36.
7. Бадрон Ф. Личность как функция проектирования человека самого себя. -М., «Вопросы психологии» N2,1980.0. 15-16.
8. Бестужев-Лада И.В. Какая ты молодежь?- М., 1988. 109 с.
9. Библия.Книги священного писания Ветхого и Нового Завета., РБО. -М.,1994.400 с.
10. Баграмов З.А. К вопросу о научном содержании понятия национальный характер.-М., 1973. С. 200.
11. Библейская энциклопедия. М.,1991. 500 с.
12. Боблева М.И Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978., 60с.
13. Борьба идей в современном мире (о национальном характере).- М., 1975.Т.1.С. 531-140.
14. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., Знание. 1985.200 е.
15. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.,1989. 80 с.
16. Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание.-М.,1969.75с.
17. Быданова О.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников //Советская педагогика. -1979.- N 10. С 12.
18. Вишняк А.И. Личность, соотношение трудового потенциала и системы потребностей. М., 1989.90 с.
19. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентации студентов от смены вида деятельности. М., 1981. 50 с.
20. Волков Т.С. Выбор молодежью жизненного пути. Минск, 1988.,С.157.
21. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. 1985.42с.
22. Гаджиев А.Х. Человек среди людей. Дат.филиал АН СССР. Махачкала, 1989. 50 с.
23. Гасанов З.Т. Педагогика межличностного общения.- М., 1999. С. 390.
24. Гаджиева М.М. Национальные ценности, как ключевой фактор формирования личности // Современная наука, проблемы и перспективы, под ред. д.п.н., проф. Д.М. Маллаева, канд. психол. наук П.О. Омаровой. Махачкала, 2000. С. 24-27.
25. Гузновский В.Э. Актуальные проблемы психологического становления убеждений //- М. Вопросы психологии.,1990. -N 5.С.25-27.
26. Гаджиева М.М. Проблема отношения учащихся вузов Республики Дагестан к религиозным ценностям // Современная наука, проблемы и перспективы / под ред. д.п.н. проф. Д.М. Маллаева, канд. психол. наук П.О. Омаровой. -Махачкала, 2000. С. 24-27.
27. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону. 1983. 183 с.
28. Джандильдин Н.Д. Коммунизм и развитие национальных отношений. -М., 1964.200 с.
29. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.272 с.
30. Дубровина ИВ. Психологические аспекты формирования ценностных ориентации и интересов учащихся.- М., ■1997 .154 с.
31. Донцов А.И. Выбор профессии и жизненная перспектива //Вопросы психологии.1990. N 2. С.15-16.
32. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.154 с.
33. Духовные ценности советской молодежи. М., 1988.152 с.
34. Дусовицкий А.К. Формула интереса. М., 1989. 70 с.
35. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов-на-Дону,1992.239 с.
36. Золотухина-Абалина Е.В. Рациональное и ценностное /проблемы регуляции сознания/.- Ростов, 1988.139 с.
37. Здравомыслов А.Г. Социалогия конфликта: Россия на путях преодоления кризиса М., 1995. 317 с.
38. Индивидуальность и профессия. М., 1991.120 с.
39. Казарина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1989.230 с.
40. Крупицы опыта. Махачкала, 1994. 70 с.
41. Кон И.С. Социология личности.- М., 1967.195 с.
42. Кон И.С. К проблеме национального характера. //История и психология. М. Наука. 1971.180 с.
43. Кон И.С. Национальные особенности психологии людей. В книге Социальная психология. М., 1975.150 с.
44. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.220 с.
45. Коран. Перевод Крачковского И.Ю. Раритет. М., 1990.200 с.
46. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности./ Под ред. B.C. Мухиной, 1979.90 с.
47. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов.-М., 1970.260 с.
48. Курс общей, возрастной и педагогической психологии./ Под ред. М.В. Гомезо, -М., 1982. 90 с.
49. Кузнецов В.Н. Формирование ценностных ориентаций личности в коллективе. М., 1978.160 с.
50. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. М., 1998.120 с.
51. Лишин О.В. Воспитание личности в условиях современного кризиса // Вопросы педагогики. 1993. N 5. С. 15 -17.
52. Литвак М.Е. Из ада в рай. М., 1998. 289с.
53. Макарцева H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1998. N 1. С.8-10.
54. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М., 1990.296 с.
55. Маркин В.И. Жизненная позиция личности. М., 1989.170 с.
56. Махалак Е.С., Павловский В.П. Методика измерения ценностей (методы социологических исследований).- М., 1975.150 с.
57. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990.230 с.
58. Мнацаконян Л.И. Личность и оценочные способности студентов. -М.,1986.270 с.
59. Молодежь, актуальные проблемы социального развития./ Под ред. А.И. Гупрова. М., 1989.90 с.
60. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. М., 1986.191 с.
61. Пеотровский А.А. Психологическая теория коллектива. М., 1979.245с.
62. Попов В.Д. Психология и экономика. Социально-психологические очерки.-М., 1989.230 с.
63. Поливара М.Г. Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентация курсантов военных училищ в России. Канд. дис.,., 1997.261 с.
64. Политические учения: история и современность. М., 1976.С.17.
65. Принципы общепсихологического анализа. Учебное пособие для вузов.-М.,,1990.367 с.
66. Просецкий П.А. Социальное развитие личности в онтогенезе // ВП.-1990.Ы 3. С 7-10.
67. Психологические механизмы формирования оценочных суждений. / Под ред. А.Н. Тонукалина. Саратов., 1989.180 с.
68. Психологические механизмы регулирования поведения и оптимизация трудовой и учебной деятельности. Горький., 1985.150 с.
69. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.-С.-П.,1991. 340 с.
70. Раченко И.П., Абакарова Р.К. Проект. Педагогика формирования добрых человеческих отношений. Пятигорск. Махачкала, 1998. С. 25.
71. Розов А.И. Некоторые психологические вопросы проблематики социальных норм //Вопросы психологии -1990. N 5. С.20-21.
72. Розов В.Н. О некоторых элементах национальной психологии. //Вестник МГУ. Серия 7. Философия.1967. N 2. С.4-5.
73. Рувинский Основы педагигики. -М., 1989.219 с.
74. Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции. // Формирование добрых человеческих отношений основа нравственного воспитания личности // Обзорная информация. Махачкала - Каякент, 1999. С. 153.
75. Социальная психология и общественная практика. М. 1985 .340 с.
76. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси. Мециереба., 1989.130 с.
77. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности (методики)./ Под ред. В.А. Ядова Л.,1979. 290 с.
78. Сенин И.Г. "Отец". Научно-производственный центр психодиагностики. -Ярославль, 1991.20 с.
79. Серсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата., 1974 98. Сорока
80. М.В.Современные российские безработные: проблема социальной адаптации. Канд. дис., Ростов-на-Дону.,1997.230 с.
81. Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности.- Киев, 1989.179 с.
82. Собнин B.C., Грачев . Возрастные особенности ориентации в соц.-проф. среде //Вопросы психологии.1990. N 4.С 8-12.
83. Современная зарубежная этнопсихология. М. ,1979.267 с.
84. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -М., 1972.198 с.
85. Сулейманова А.А. Ценностные ориентации личности и регуляция взаимоотношений в контактных группах. Баку, 1989.320 с.
86. Судаков Н.И. Нравственные идеалы и их формирование у учащихся средней и общеобразовательной школ. Смоленск. СГПИ.,1985 . 270 с.
87. Стурова М.П. Система образования и молодежная преступность //Педагогика. 1998. N 2. С 14-15.
88. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М.,1979 .254 с.
89. Твггма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.,1975 .230 с.
90. Титма М.Х. Молодое поколение. М., 1986 .215 с.
91. Троицкий В.Ю. Национальные, духовные традиции и будущее русского образования //Педагогика. 1998. N 2. С 4-5.
92. Уледов А.К. Актуальные проблемы социальной психологии.-М.,1981.150с.
93. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.,1985.268 с.
94. Установка и поведение. М. Знание. 1968 г.
95. Утенков В.И., Овсянников .Ценностные ориентации студентов пед.ВУЗов //Педагогика. 1998г. N 5. С. 2-7.
96. Файнберг. Не сотвори себе кумира. М., 1991 . 230 с.
97. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки //Вопросы философии 1987. N 3. С. 8-15 с.
98. Флименко И.Ф.Исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека. М.,1986.230 с.
99. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы./ Под ред. Петровского.- М.,1983 .180 с.
100. Формирование личности старшеклассника./ Под ред. М.Н. Дубровина. Политиздат. 1989.295 с.
101. Фридман JI. Воспитание личности в условиях современного кризиса /Вопросы психологии 1993. N 5. С 6-7 .
102. Шафранская К.Д., Суханова Г.Г. К вопросу о ценностных ориентаци-ях личности. JL, 1982.230 с.
103. Философский словарь /под ред. М.Т. Фролова, 1986. 340 с.
104. Ценностные ориентации и интересы школьников./ Под ред. Т.Н. Мальковской. М. ,1983 .250 с.
105. Философский словарь под ред. Л.Ф.Ильичева. М., 1983. 367 с.2ff,
106. Ценностные ориентации социалистического образа жизни. Л., 1979
107. Чистов К.В.Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. /Советская этнография. 1972. N 3. С. 4-7.
108. Яковлев А.И. Достижение качественно нового состояния советского общества и общественной науки /Коммунист. 1987. N 8. С. 5.
109. Якуба С.А. Ориентация личности на общественную деятельность и социальную активность. М., 1974. с 230.
110. Яценко А.И. и идеалы. -Киев, 1977.120 с.
111. Keimen G.JfCelmen N.C. The prosses of social unfluence /Current problems in social psychology MX 67.240 с/
112. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы становления убеждений./ Вопросы психологии., 1990. № 5 С. 40-48.240 с.163
113. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
114. Считаете ли Вы, что состоялись как личность, т.е. смогли ли реализовать себя через свои поступки, действия, достижение цели да, нет ) подчеркните)
115. Как Вы считаете, какое начало преобладает в Вашей натуре доброе, злое (подчеркнуть)
116. Какие поступки, с Вашей точки зрения, Вы чаще совершаете в своей обыденной жизни хорошие или плохие ) подчеркните)
117. Считаете ли Вы, что пользуетесь уважением окружающих Вас людей да, нет.
118. Заслуживают ли уважения окружающие Вас люди все, часть из них, никто ( подчеркните)
119. Считаете ли Вы, что нужно считаться с мнением окружающих Вас людей. ;'!
120. Есть ли у Вас близкий верный друг )
121. В трудную минуту к кому хочется обратшъся в первую очередь: !а) к родителям, близким , Iб) к друзьямв) ни к кому |г) или другое (напишите) 1
122. Считаете ли Вы, что нужны обществу, что оно заботится о Вас, беспоко- Л ится и помогает да, нет ! Я
123. Часто ли ощущаете себя одиноким, никому ненужным, всеми забытыми.а) всегдаб) частов) никогда
124. В трудную минуту с кем хочется поделиться, посоветоваться в первую очередь:а) с родителями, близкими людьмиб) с друзьямив) с учителем, с преподавателемг) ни с кем
125. Кто в первую очередь повлиял на формирование Вас как личностиа) родителиб) школав) друзьяд) книгие) улицаж) или другое ( кратко напишите)
126. Часто ли Вам хочется сходить в театр, кино, на выставку, в библиотеку за хорошей книгой ( подчеркните)а) частоб) иногдав) никогда
127. Как Вы считаете, что делает жизнь человека богаче, содержательнее:а) умственная работаб) физический трудв) общение с друзьямиг) общение с книгойд) занятия спортоме) деньгиж) развлекательные мероприятия, дискотеки, шоу и т.д. ( подчеркните)
128. Какие газеты и журналы Вы читаете регулярно?
129. Увлечены Вы каким либо видом искусства? Если да, то каким именно:а) музыкаб) поэзияв) живописьг) театрд)эстрадае) джаз, рокж) операз) балети) и другие (напишите)
130. Что Вы цените прежде всего в любом произведении искусства? (подчеркните)а) эстетическую формуб) значимость содержанияв) созвучие своим мыслям, чувствамг) культуру исполненияд) художественный вкусе) или другое (напишите)
131. Как Вы стремитесь использовать свое свободное время :а) работаю в библиотекеб) работаю с литературой дома (читаю, готовлюсь к занятиям)в) посещаю кино, театр, концертыг) смотрю телевизорд) общаюсь с друзьямие) подрабатываюж) или другое (напишите)
132. Что Вас больше устраивает:а) жить на средства родителейб) самостоятельно зарабатывать деньги
133. Считаете ли Вы, что самое главное в жизни "делать" деньги 25-Как бы Вы предпочли жить:а) скромно, но на честно заработанные деньгиб) роскошно,но на деньги заработанные криминальным путем
134. Какое образование на Ваш взгляд достаточно для достижения материального благоплучия?(подчеркните):а) высшееб) среднее специальное | (в) среднее |г) неоконченное среднее | |д) начальное 1 |
135. Какое образование Вы бы предпочли получить ( дать своим детям) :а) светское (институт, университет, колледж и т. д.)б) духовное ( медресе, духовная семинария, исламский университет и т. д.)
136. Помогаете ли Вы человеку, нуждающемуся в Вашей помощи:а) всегда помогаюб) иногда помогаюв) никогда не помогаю
137. Если бы Вы стали случайным свидетелем драки , кражи, как бы Вы поступили:а) помогли пострадавшему, несмотря на опасностьб) скорее прошли мимов) побежали за помощьюг) с интересом смотрели, ожидая, чем все закончится
138. Какое чувство любви является для Вас первоосновой жизни и почемуа) любовь к родителямб) к самому себев) к детямг) к противоположному полуд) к природее) к искусствуж) или другое
139. Какие ценности для Вас являются наиболее значимыми:а) религиозныеб) общественно-политическиев) экономическиег) нравственныед) культурныее) эстетическиеж) национальные ) подчеркните)
140. Что для Вас является наиболее значимым в Вашей жизни:
141. Иметь возможность потратить свои средства и время на удовлетворение насущных желаний, удовольствий, отдых
142. Главное быть просто материально обеспеченным человеком
143. Уметь зарабатывать деньги и тратить их на полезные для себя и своих близких нужды
144. Поиски прекрасного главная цель в жизни, наслаждение произведениями искусства, красотой природы, красотой человека
145. Помогать другим людям, быть милосердным, великодушным, жертвовать своим благополучием ради других
146. Главное в жизни любовь к своим близким (дети ,жена,муж, родители)
147. Главное в жизни это открытие нового, познание истины в мире, природе, человеке
148. Завоевать такое общественное положение, которое обеспечит высокий статус и роль в обществе, управление людьми
149. Главное завоевать такое положение , которое обеспечит уважение и признание людей
150. Главное- активность по отношению к событиям в обществе, участие в улучшении общественнной жизни
151. Главное иметь такой крут общения, который удовлетворял бы духовно и эмоционально
152. Главное- иметь хорошее здоровье
153. Главное соблюдение установленных моральных норм, быть законопослушным14. Главное личная свобода
154. Как Вы считаете способны ли Вы на самопожертвование, самоотречение, если да, то ради чего
155. Что в Вашем понимании означают высшие ценности
156. Назовите 3 из них, являющиеся наиболее значимыми на Ваш взгляд
157. Если бы Вы неожиданно поймали золотую рыбку, какие три желания Вы бы загадали?
158. Если бы на один час Вы стали невидимкой, что бы Вы сделали за это время?
159. Религиозный человек стремится к поиску смысла жизни, начало всех божество.
160. Политический человек ценит власть, влияние (не обязательно лишь в политической сфере).
161. Анкета окончена. Укажите, пожалуйста, свои данные:1. возраст2. национальность3. пол4. специальность, род занятий5. занимаемая должность6. образование (среднее, среднее специальное, высшее)
162. Анкета № 2. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.1. национальный состав семьи а) однонациональныеб) многонациональные
163. На каком языке Вы общаетесь в своей семье а) роднойб) русскийв) смешанный
164. На каком языке Вы обращаетесь в обществе а) русскомб) родном
165. На каком языке Вы предпочли бы говорить в обществе?
166. Назовите основные источники Ваших знаний по истории Дагестана
167. Что бы вы предпочли, если бы была возможность изучить историю, культуру, обычаи и традиции:
168. Чем Вы можете объяснить невысокий уровень Ваших знаний национальной культуры и истории Дагестана.
169. Возникают ли, по Вашему мнению, существенные разногласия между представителями разных национальностей в Дагестане.
170. Ущемлено ли чувство Вашего национального достоинства в Вашем коллективе.а) родномб) русскомв) не знаюа) школаб) книгив) родителиг) СМИа) всех народов Россииб) народов Дагестанав) только своей национальности
171. Испытываете ли Вы чувство превосходства своей национальности под другими?
172. И.Испытываете ли Вы чувство неприятия обычаев традиций других народов Дагестана.
173. В каком коллективе, по Вашему мнению, легче и интереснее дить и работатьа) в одно-национальномб) в многонациональномв) имеет значение не национальность, а интеллектуальный и культурный уровень членов коллектива.
174. Что должно лежать в основе взаимоотношений между людьми.
175. В чем, по Вашему мнению лежит причина возникновения межнациональных конфликтов.
176. Как Вы считаете, возможен ли мирный путь урегулирования межнациональных конфликтов.
177. Считаете ли Вы себя верующим человеком.
178. Вы хотели бы получить а) светское
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.