Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Карпеева, Светлана Александровна

  • Карпеева, Светлана Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Орел
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 300
Карпеева, Светлана Александровна. Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Орел. 2009. 300 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Карпеева, Светлана Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава L Психолого-педагогические особенности подготовки художниковстилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий.

§1 .Подготовка художников-стилистов на ХГФ как педагогическая проблема.

§2.Психолого-педагогические аспекты подготовки художников-стилистов в процессе художественного конструирования текстильных изделий.

§3. Методическое обоснование дидактических особенностей подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий.

Выводы по I главе.

Глава П. Экспериментальное обоснование дидактических особенностей подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий.

§1.Мегодическая модель подготовки художников - стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий.

§2.Критерии оценки работ студентов в ходе занятий художественным конструированием текстильных изделий.

§З.Экспериментальная проверка эффективности дидактических особенностей и методической модели подготовки художников-стилистов на примере изучения дисциплины «Конструирование костюма».

Выводы по П главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий»

Реформы высшего образования предполагают обновление содержания образования, разработку более совершенных программ, эффективных форм и методов преподавания художественного конструирования текстильных изделий, отвечающих современным требованиям подготовки художников-стилистов. Такой художник-стилист должен быть способен к творчеству, в области художественно-конструкторской деятельности.

Изучение процесса художественного конструирования составляет фундамент общетеоретической, профессиональной и художественно-конструкторской подготовки специалиста художника-стилиста. Здесь закладываются основополагающие принципы обучения специальным знаниям, умениям и навыкам.

Проблема исследования, её актуальность.

Достижение дидактических целей, во многом зависит от оптимального построения и реализации учебного процесса.

В настоящее время, в учебном процессе на ХГФ при подготовке художников-стилистов большое внимание уделяется художественному направлению подготовки специалиста, что значительно снижает качество выполненных работ по художественному конструированию и вследствие этого неблагоприятно влияет на художественно-конструкторскую деятельность студентов в целом.

Рассматривая и анализируя труды педагогов- конструкторов, изучая диссертационные исследования подготовки студентов ХГФ, мы выявили, что не уделяется должного внимания дидактическим особенностям подготовки художников-стилистов по художественному конструированию текстильных изделий с учетом специфики курса. В результате этого имеет место традиционное обучение, что являет пассивность обучающихся при высокой односторонней активности преподавателя; в учебном процессе основная функция преподавателя состоит в сообщении готовых знаний, а студента - в восприятии, осознании, запоминании и воспроизведении сообщенных знаний, а это формирует воспроизводящую познавательную деятельность; не налажена система контроля в процессе обучения специальным знаниям, умениям и навыкам студентов и отсутствует обратная связь; в частности в практике обучения преобладает форма итогового контроля, отсутствуют методические рекомендации по созданию педагогических условий для осуществления контроля.

Определению теоретических и методологических подходов к решению проблемы способствовал анализ дидактической, философской, психологической, педагогической литературы. В поисках решения проблемы исследования дидактических особенностей мы обратились к трудам М.А. Данилова, И.К. Журавлева, И.Н. Казанцева, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Н.М. Шахмаева; концепция моделирования, проектирования, конструирования педагогических процессов, контроль и оценка результатов обучения изложены в работах B.C. Аванесова, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, З.Д.Жуковского, Н.В.Кузьминой, П.И.Образцова, Н.Ф. Талызиной, А.И. Умана, К.Ж.Черновой и др.; современные идеи демократизации и гуманизации общеобразовательного процесса в высшей школе рассмотрены Б.С. Гершунским, В.Н. Гончаровым и В.Н. Филипповым, К.А. Калиным, Ю.П. Свириденко, И.Б. Федоровым и др.

Для выявления дидактических особенностей подготовки художников-стилистов учитывались аспекты усовершенствования преподавания курса «Моделирование и конструирование одежды» на художественно -графическом факультете и рассматривались диссертационные исследования Т.В. Гановой, Ю.Г. Коваленко, Е.Н. Ковешниковой, JI.M. Стратоновой, Е.В. Плотниковой, С.И. Понамарькова; опыт практического обучения конструированию, композиции изучались работы и диссертационные исследования А.Д. Алехина, Е.Б. Кобляковой, JI.C. Мазикина, B.C. Кузина, В.В. Петровой, Н.Н. Петрушиной, Н.Н. Ростовцева, А.Е.Терентьева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова и др.

Рассматривая возможности подготовки студентов ХГФ по художественному конструированию текстильных изделий, были изучены психолого-педагогические труды, посвященные проблемам психологии творчества и активизации развития психических процессов сознания: В.Г. Ананьева, JI.C. Выготского и др; по вопросам возрастной и педагогической психологии - П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, B.C. Конна, А.Н. Леонтьева и др; научные основы учебно-воспитательного процесса содержатся в трудах Ю.К. Бабанского, Н.С. Боголюбова, H.JI. Лернера, М.Н. Скаткина, B.C. Сластенина и др., психолого-педагогические аспекты исследования контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся изложены в работах Ю.К. Бабанского, Н.Г. Дайри, М.И. Дьяченко, М.И. Зарецкого, Р.Г. Лемберга, Б.Т. Лихачева, Е.И. Перовского, Н.Н. Пидкасистого, И.П. Подласого. Особенности и условия оценки результатов учебной деятельности, а также определение ее критериев рассматривались в работах В.П. Беспалько, З.И. Калмыковой, А.А. Кыверялга, В.Л. Рысс, И.Т. Огородникова и др

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что художественное образование студентов рассмотрено в научных исследованиях широко, но вопросы дидактических особенностей подготовки художников-стилистов по художественному конструированию текстильных изделий представлены недостаточно.

Актуальность исследования связана с необходимостью выявить дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий, целенаправленно влияющие на их художественно конструкторскую деятельность.

Исходя из актуальности, мы определили проблему исследования: выявить дидактические особенности и разработать методическую модель подготовки художников стилистов по художественному конструированию текстильных изделий, проверить их экспериментально. Решение этой проблемы способствует развитию художественно-конструкторской деятельности студентов, творческому подходу к обучению специальным знаниям, умениям и навыкам.

С учетом вышесказанного мы сформулировали тему исследования: «Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий».

Цель исследования: решение данной проблемы.

Объект исследования: дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях дисциплины «Конструирование костюма».

Предмет исследования: методическая модель подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий.

Гипотеза исследования: подготовка художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий будет более эффективной, если при разработке специальной методической модели, использовать дидактические особенности, учитывающие специфику курса, и включающей в себя:

- цели, задачи и содержание учебного предмета «Конструирование костюма», доступное освоению студентами;

- дидактические принципы, формы, методы обучения специальным знаниям, умениям и навыкам студентов;

- средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях художественным конструированием: ТСО, наглядные пособия, контрольно-дидактический инструментарий; учет особенностей изучения художественного конструирования и соответствия форм контроля действиям и учебным достижениям учащихся.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать философскую, дидактическую, психолого-педагогическую, методическую, и специальную литературу по исследуемой теме, состояние научных исследований и достижений по применению различных дидактических приемов подготовки студентов.

2. Исследовать структуру и содержание традиционных и нетрадиционных форм обучения специальным знаниям, умениям и навыкам и систематизировать их.

3. Проанализировать дидактические особенности, оказывающие эффективное влияние на процесс изучения художественного конструирования текстильных изделий.

4. Разработать критерии оценки, определяющие уровень сформированности у студентов специальных знаний, умений и навыков по художественному конструированию текстильных изделий.

5. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить выявленные дидактические особенности, направленные на формирование знаний, умений и навыков, входящие в методическую модель подготовки художников-стилистов на занятиях дисциплины «Конструирование костюма» и включающую в себя: программу обучения художественному конструированию текстильных изделий, методические рекомендации по эффективному применению различных форм и методов обучения и контроля специальных знаний, умений и навыков, серию дидактических наглядных пособий, дидактический инструментарий для предлагаемых форм контроля качества специальных знаний, умений и навыков, способствующих художественно-конструкторскому совершенствованию студентов в различных технологиях с целью обучения специальным знаниям, умениям и навыкам.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ведущие положения в области философии, дидактики, психологии, эстетики; работы по общей педагогике, эстетическому воспитанию, методике преподавания художественного конструирования, исследования известных педагогов, касающихся вопросов развития конструирования и теории контроля и оценки учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы исследования:

- изучение и анализ научной, дидактической, педагогической, методической литературы диссертационных исследований в данной области; анализ учебных планов и программ по художественному конструированию текстильных изделий;

- наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью студентов;

- беседы, анкетирование и тестирование студентов;

- педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-экспериментальной работы;

- анализ продуктов деятельности студентов.

Этапы исследования.

I этап (2003-2004) -констатирующий. Предполагал анализ состояния и изучения степени теоретической разработанности проблемы; изучение практической педагогической деятельности, определение цели и задач педагогического эксперимента. Анализ содержания теории и практики курса художественного конструирования текстильных изделий по специальности «Художественное проектирование костюма», выявление дидактических особенностей подготовки студентов ХГФ.

Определились исходные данные исследования, его предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы и проведение констатирующего и поискового экспериментов.

II этап (2004-2006)- формирующий. Проверка гипотезы эксперимента. Разработана методическая модель, построенная на дидактических особенностях подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий, учитывающих специфику курса. Определились методы и приемы обучения специальным знаниям, умениям и навыкам студентов по художественному конструированию текстильных изделий, методы и формы контроля в процессе обучения.

III этап (2006-2009) - контрольный. На этом этапе был проведен сравнительный анализ и описаны результаты теоретического и экспериментального исследования. Проведена систематизация и обобщение материалов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- разработаны, научно-обоснованы и экспериментально проверены дидактические особенности, включающие методическую модель подготовки художников-стилистов на занятиях дисциплины «Конструирование костюма» где:

- использованы проблемные и эвристические методы обучения, методика развития умений и навыков «Десантный метод», метод «Цепочки», метод «Восхождения по спирали» и др;

- применена оригинальная подача учебного материала, рассмотрены особенности организации и проведения занятий, направленных на формирование специальных знаний, умений и навыков, и творческий подход к решению задач конструктивного характера, что развивает созидательно-продуктивную деятельность студентов;

- прослежена динамика учебных достижений студентов и разработаны критерии оценки учебных и творческих работ по художественному конструированию текстильных изделий;

- разработан контрольно-дидактический инструментарий оперативных форм контроля, несущий индивидуальный характер: тесты, блиц-контрольные, блиц-опросы, карты пооперационного контроля; контрольно-дидактический инструментарий;

- в соответствии с разработанной программой подготовлены методические рекомендации для проведения занятий со студентами по отдельным разделам и темам, позволяющие качественно организовывать их художественно-конструкторскую подготовку при выполнении специальных упражнений;

Теоретическая значимость результатов исследования: решена значительная научно-педагогическая задача выявления дидактических особенностей, направленных на эффективное формирование специальных знаний, умений и навыков, включающие методическую модель подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных дисциплины «Конструирование костюма». Теоретически обоснованы методические условия подготовки художников-стилистов, позволяющих осуществлять обучение специальным знаниям, умениям и навыкам художественного конструирования. Определено и разработано содержание учебного предмета «Конструирование костюма», направленное на развитие специальной подготовки студентов ХГФ; экспериментально обоснована необходимость и целесообразность использования дидактических особенностей на занятиях дисциплины «Конструирование костюма».

Практическая значимость результатов исследования:

-разработаны дидактические особенности направленные на эффективное формирование специальных знаний, умений и навыков, включающие методическую модель подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных дисциплины «Конструирование костюма»;

- разработанный учебно-методический комплекс, включающий в себя: программу курса дисциплины «Конструирование костюма», систему практических рекомендаций по проведению занятий, методические пособия (наглядные материалы: плакаты, раздаточный материал, таблицы), технологии исполнения заданий, контрольно-дидактический инструментарий, позволяющие использовать полученные специальные знания, умения и навыки не только на занятиях по художественному конструированию, но и по муляжированию, конструктивному моделированию текстильных изделий;

- результаты исследования могут быть использованы: при разработке новых учебно-методических комплексов и для корректировки существующих программ по художественному конструированию текстильных изделий, в том числе созданные рекомендации и критерии оценки в ходе практической деятельности, способствующие эффективности обучения, при разработке новых учебно-методических комплексов и для корректировки существующих программ по художественному конструированию текстильных изделий.

Достоверность результатов исследования обеспечена избранной методической основой и системой методов исследования; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования; сравнительно - сопоставимым анализом исходных и конечных результатов исследования; непосредственным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация результатов исследования.

Основные выводы и результаты исследования закладывались и обсуждались на заседаниях кафедры художественного проектирования швейных изделий Орловского государственного университета; на научно практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете (ОГУ), КГУ, ЛГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. научно-методическое обоснование дидактических особенностей подготовки художников стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий;

2. разработанная автором методическая модель обучения специальных знаний, умений и навыков направленная на повышение качества специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях дисциплины «Конструирование костюма»;

3. специально разработанный учебно-методический комплекс, включающий: систему практических рекомендаций по проведению занятий, методические пособия (наглядные материалы: плакаты, раздаточный материал, таблицы), технологии исполнения заданий, позволяющие использовать полученные специальные знания, умения и навыки не только на занятиях по художественному конструированию, но и по муляжированию, конструктивному моделированию текстильных изделий, разработан контрольно-дидактический инструментарий.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения основного содержания (двух глав), заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Карпеева, Светлана Александровна

Выводы по II главе.

Анализ теоретической, педагогической, методической литературы показал, что в настоящее время отсутствуют работы, рассматривающие художественное конструирование текстильных изделий как действенное средство обучения специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимых художнику-стилисту для художественно - конструкторского развития. Поэтому мы обосновали дидактические особенности и разработали методическую модель, способствующую обучению специальным знаниям, умениям и навыкам в области художественного конструирования текстильных изделий по дисциплине «Конструирование костюма». Разработанная методическая модель включает в себя содержание, формы, методы и условия, при которых обучение специальным знаниям, умениям и навыкам будут осуществляться намного быстрее.

В содержание входит учебно-методический комплекс обучения специальным знаниям, умениям и навыкам, включающий: программу обучения художественному конструированию, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий, способствующий профессиональному совершенствованию студентов.

В ходе экспериментального исследования была проверена эффективность разработанной модели. Результаты ее проверки подтвердили выдвинутую нами гипотезу: подготовка художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий будет более эффективной, если при разработке специальной методической модели, использовать дидактические особенности, учитывающие специфику курса, и включающей в себя:

- цели, задачи и содержание учебного предмета «Конструирование костюма», доступное освоению студентами;

- дидактические принципы, формы, методы обучения специальным знаниям, умениям и навыкам студентов;

- средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях художественным конструированием: ТСО, наглядные пособия, контрольно-дидактический инструментарий; учет особенностей изучения художественного конструирования и соответствия форм контроля действиям и учебным достижениям учащихся.

Это делает возможным использовать разработанную методическую модель в обучении для повышения уровня специальной подготовки студентов ХГФ.

В заключение диссертационного исследования мы подводим итоги работы и делаем следующие выводы.

1. На основе теоретического анализа специальной литературы мы выявили дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий. Рассмотрели художественно - конструкторскую деятельность художника-стилиста как эстетически развитой, творческой личности. Художественно-конструкторская деятельность является объектом учебной деятельности художника-стилиста в процессе обучения студентов определенным специальным знаниям, умениям и навыкам.

Рассмотрев психолого - педагогическую систему выявили её влияние на обучение студентов художественному конструированию текстильных изделий. В процессе обучения специальным знаниям, умениям и навыкам нужны качества: чувство целесообразности, конструкторская и художественная направленность, системность, ориентация на решение конкретных практических задач, развитое конструктивное мышление.

2. Изучение проблемы подготовки художников-стилистов по художественному конструированию позволяет выявить, что в этой сфере накоплен значительный педагогический опыт. Проанализировав его, мы считаем, что процесс обучения специальным знаниям, умениям и навыкам необходимо строить на основе традиций, но с учетом современных прогрессивных методов и приемов.

3. Проведенное исследование позволило разработать методическую модель обучения специальным знаниям, умениям и навыкам в области художественного конструирования текстильных изделий, включающую содержание, формы, методы и условия; ход и материалы экспериментального исследования подтверждают, что в процессе художественно-конструкторской деятельности наиболее полное овладение художественным конструированием осуществляется: при органическом единстве необходимых форм и методов обучения, а также при целенаправленном формировании специальных знаний, умений и навыков в области художественного конструирования. Применение в процессе обучения специальным знаниям, умениям и навыкам эффективных форм и методов обучения способствует проявлению творчества при выполнении учебных заданий. Привлечение студентов к исследовательско - поисковой работе, решение проблемных задач способствует развитию конструктивного мышления, воображения и т.д. Под необходимыми условиями мы понимаем наличие материально-технической базы, научно — методического оснащения, а проведение занятий должно обеспечиваться высококвалифицированными специалистами.

4. Разработан учебно - методический комплекс обучения специальным знаниям, умениям и навыкам, включающий: программу обучения художественному конструированию текстильных изделий, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий (таблицы, фотоматериалы, печатные пособия), способствующий профессиональному совершенствованию студентов в различных технологиях.

5. Исследование показало, что на повышение уровня подготовки студентов по художественному конструированию большое влияние оказало целенаправленное обучение специальным знаниям, умениям и навыкам. Уровень подготовки студентов определялся нами по выбранным критериям и дал устойчивые высокие показатели. Основными критериями готовности студентов специальности «Художественное проектирование костюма» художественно - графического факультета к будущей художественно — конструкторской деятельности являются: приобретенные студентами специальные знания в области художественного конструирования; наличие интереса к конструкторскому творчеству; разработанность системы специальных знаний, умений и навыков проектирования конструкций; сформированность правильного использования способов, приемов художественного конструирования, умения исправлять возникающие дефекты в макете или образце изделия, умения разрабатывать лекала; сформированность выполнения упражнений с учетом грамотности, аккуратности, технического мастерства и качества работы; развитость художественного вкуса. Все это поможет студенту накопить определенный художественно - конструкторский опыт, необходимый для художественно -конструкторской деятельности.

Данное исследование не является исчерпывающим, оно может служить основой для дальнейшего изучения проблем обучения специальным знаниям, умениям и навыкам в области художественного конструирования текстильных изделий, необходимых для художественно - конструкторской деятельности студентов ХГФ.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Карпеева, Светлана Александровна, 2009 год

1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты/Б.Б. Айсмонтас М.: Изд-во ВЛАПОСПРЕСС, -2002г.-176с.

2. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества/ Д.Н. Абрамян.-М.: « Информполиграф».1994г.-321с.

3. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий/ B.C. Аванесов.-М.: 1996г.

4. Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний/ B.C. Аванесов.-М.: 1994г.

5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной.-М.: Просвещение.-1984г.-176с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды/ Б.Г. Ананьев.- М.-Т1,2-1980г.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1968г.-339с.

8. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала ХХвв./ Сост.П.А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1990г.-603с.

9. Антоненко В.В., Третьяк A.M. Педагогика для всех/ В.В. Антоненко,

10. A.M. Третьяк.-М.: Книга.-1981г.-47с.

11. Ю.Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, егозакономерности основы и методы/С.И. Архангельский.-М.:-1980г. П.Бабанский Ю.К., Сластенин В.А. и др. Педагогика/ Ю.К. Бабанский,

12. B.А. Сластенин.-м.: Просвещение,-1988г.-479с.

13. Бабанский Ю.К. Педагогика/ Ю.К.Бабанский.- М.: Просвещение.-1988г.-478с.

14. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования// Ю.К.Бабанский.-М.: Педагогика.-1982г.-192с.

15. Н.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы/Ю.К. Бабанский.-М. :1982г.

16. Балдано И.Ц. Мода XX века/ И.Ц. Балдано.-Энциклопедия.-М.: «ОЛМА-ПРЕСС».-2002г.-400с.ил.

17. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология/ Н.В. Басова.-Ростов н/Д: «Феникс»,-1999г.-416с.

18. Беляева-Экземплярская. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия,- М.: Гизлегпром.- 1934г.

19. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. и др. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Под.ред. В.А.Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия».-2004г-368с.

20. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства)/ Н.А. Бердяев.-М.: Искусство.Лига.-1994г.-Т1-356с.

21. Бердник Т.О. Как стать модельером/ Т.О. Бердник.- Ростов н/Д:Изд-во «Феникс».-2000г.-288с.

22. Бескоровайная Г.П. Конструирование одежды для индивидуального потребителя/ Г:П. Бескоравайная//Учебное пособие.-М.: Мастерство.-2001г.-120с.

23. Бескоровайная Г.П. Система автоматизированного проектирования одежды для индивидуального потребителя/Г.П. Бескоровайная //Швейная промышленность.-М.:-2000г.-№1.

24. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько.-М.: Педагогика.-1989г.-241с.

25. Беспалько В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П. Беспалько.-М.:-1995г.

26. Беспалько В.П.Датур Ю.Г. Системно- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов/ В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур.-М.:-1989г.

27. Биллевич А.Ю. Совершенствование методов проектирования базовых основ конструкций женской одежды/А.Ю. Биллевич //Автореферат дисс. к.т.н.-М.: 1999г.

28. Близнюк А.С. Объемное макетирование в системе профессиональной подготовки студентов на художественно-графических факультетах педагогических институтов/А.С. Близнюк // Автореферат дис. к.п.н.-М.: 1990г.-16с.

29. Болотских Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильныхматериалов студентам художественно-графических факультетов/Е.Г. Болотских//Дис.к.п.н.-М.: 1985г.-183с.

30. Брун В., Тильке М. История костюма. От древности до нового времени/ В. Брун, М. Тильке// Перевод с немецкого.-М.

31. Булатова Е.Б., Евсеева М.Н. Конструктивное моделирование одежды/Е.Б. Булатова, М.Н. Евсеева//Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений-2е изд., спир.-М.: Издательский центр «Академия».-2004г-272с.

32. Валькова Н.П. Культуно-эстетический смысл и профессиологические основы деятельности художника-конструктора/Н.П. Валькова//Автореферат дис.к.иск.н.-М.:1986г.-24с.

33. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин//Учебное пособие для студ.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия».-1999г.-320с.

34. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе/ В.Я. Виленский, П.И.Образцов, А.И.Уман. Под ред. В. А.

35. Сластенина.//Учебное пособие. Издание второе.-М.: Педагогическое общество России.-2005г.-192с.

36. Волошина Е.В. Тимофеева М.П. композиция костюма. Зрительные иллюзии, их применение в моделировании костюма/Е.В. Волошина//Методические указания к практическим занятиям для студентов.-Омск:-1991 г.-21 с.

37. Восприятие. Механизмы и модели.-М.:1974г.

38. Габай Т.В: Учебная деятельность и ее средства/Т.В. Габай.-М.: 1988г.

39. Гальперин П.Я. Введение в психологию/ П.Я. Гальперин.-М.: Изд-во Моск.ун-та.-1976г.-150с.

40. Гамаонов В.Н. Коробовский Ю.Г. Основы дизайна/ В.Н.Гамаонов, Ю.Г. Коробовский //Учеб.пособ. для студентов художественно-графических факультетов пединститутов.-М.: Альфа.-1993г.

41. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий/Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова.-МГУ.-1982г.-319с.

42. Горюнова Т. Педагогическое образование/Т. Горюнова//Сборник статей по современным проблемам педагогического образования.-М.: Прометей.-1991г.-Вып.4- 149с.

43. ГОС ВО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования//Вузовские вести.-1994г.-№6:

44. ГОС ВО. Общие требования//Бюллетень Государственного Комитета РФ по Высшуму образованию.-М.:1994г.-№6.

45. Громкова М.Т. Педагогика образования взрослых/ М.Т. Громкова.-М.: ТОО «Интел Тех», ЦИНО общества «Знание» РФ-1995г.-96с.

46. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология/В.В. Гузеев.-М.: Народное образование.-2001г.

47. Гуревич П.С.Философия/П.С. Гуревич//Учебник для студ.вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА.-2005г.-400с.

48. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В Давыдов.-М.: Педагогика.-1986г.-240с.

49. Джонс Дж.К Инженерное и художественное конструирование/Дж.К. Джонс//Пер.с англ.-М.: Прогресс-1976г.-3 74с.

50. Джибладзе Г. Принципы эстетического воспитания/ Г. Джибладзе.-Тбилиси.-1971г.

51. Дидактика/Перевод с немецкого: Т.Ф. Яркиной, М.И. Желанновой, М.К. Боброва-Смирнова. Под.ред. И.Н. Казанцева.-М.: 1959г.-479с.

52. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М.Н. Скаткина//Учебное пособие для студентов пед.ин-тов.-М.: Просвещение.-1982г.-320с.

53. Дижур А.А. Дизайн и проблемы перестройки образования /А.А. Дижур//Техническая эстетика.-1987г.

54. Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология/Б.А Душков//Учебное пособие для студентов пед.ин-ов.-М.: Просвещение -1981г.-208с.

55. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Д. Дьюи//Пер.с англ. Н. М. Никольской.-М.: Совершенство.- 1997г.-208с.

56. Дьяченко В.Д. Диологи об обучении/ В.Д. Дьяченко.-Красноярск:Изд-во Красноярского университета.-1995г.

57. Журавлев В.И., Ников Г.П. Скаткин М.Н. Методы педагогического исследования/ В.И.Журавлев, Г.П.Ников, М.Н.Скаткин.-М.: Педагогика.-1982г.-с. 159.

58. Знаков Л.В', о предмете и методах дидактического исследования/ Л.В. Знаков.- МГ: АПН РСФОР.-1962г.-81с.64.3убровский В.Л. Руководство для модного закройщика/В. Л. Зубровский.-М.: 1910г.

59. Инновационное обучение и наука/Под ред. В.Я. Ляудис.-М.:-1992г.

60. Инновационное обучение: стратегия и практика/Под ред. В .Я. Ляудис.-М. :1994г.

61. Каган М.С. Философия культуры/ М.С. Каган.- Спб.: ТОО ТК «Петрополис».-1996г.-416с.

62. Калугин Н.И. Профессиональная ориентация учащихся/ Н.И. Калугин, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко.-М.: Просвещение.-1983г.-191с. ,

63. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении/ В.А. Кан-Калик.-М. :1987г.

64. Кагерманьян B.C., Гарунов М.Г., Маркова Н. А. Технология обучения в системе научно-технического образования/ В.С.Кагерманьян, М.Г.Гарунов, Н.А.Маркова.-М.: -1995г.

65. Каминская Н.И. История костюма/Н.И. Каминская//Учебное пособие для сред. Спец. Учебных заведений швейной промышленности. -М.: «Легкая индустрия».-1977г.

66. Кларин М.В. Инновационные методы в зарубежных педагогических поисках/ М.В. Кларин.-М.:-1994г.

67. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры, дискуссии.(Анализ зарубежного опыта)/М.В. Кларин.-Рига: 1995 г.

68. Климов Е.А. Индустриальный стиль деятельности (в. зависимости от типологических свойств нервной системы)/Е.А. Климов.-Казань.: 1969г.

69. Коблякова Е.Б., Савостицкий А.В., Ивлева Г.С. и др. Основы конструирования одежды/ Е.Б.Коблякова, А.В.Савостицкий, Г.С.Ивлева//Учебник-Зе изд., перераб.и доп.; Под общ.ред. Е.Б. Кобляковой.-М.: «Легкая индустрия».- 1980г.- 448с.:ил.

70. Коваленко Ю.Г. Активизация развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма/ Ю.Г. Коваленко//Автореферат. дис. к.п.н.-М.: 1998г.-16с.

71. Ковешникова Е.Н. Моделирование и конструирование одежды (методика преподавания на ХГФ пединститутов с учетом климатических и национальных особенностей)/Е.Н. Ковешникова//Дис.к.п.н.-1984г.-154с.

72. Козлова Т.В.Культура современного костюма/ Т.В. Козлова.-М.: Легкая индустрия.-1977г.-47с.

73. Козлова Т.В. Костюм теория художественного проектирования/Т.В. Козлова//МГТУ им. А.Н. Косыгина ООО «Совьяж Бево».- М.:-2005г.

74. Козлова Т.В. и др. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды/Т.В1. Козлова, Л.Б. Рытвинская, З.Н. Тимашева//Учебник для сред.спец.учебн.заведений-2еизд. перераб. и доп.-М.: Легпромбытиздат.- 1990г.-320с.:ил.

75. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма/ Т.В. Козлова.-М.: 1988г.

76. Козлова Т.В. Основная терминология в теории костюма/Т.В. Козлова//Учебное пособие.-М.: Изд-во МГТИ.-1979г.-37с.

77. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества/А.Ю. Козырева.-Пенза.-1994г.-339с.

78. Конструкция, функция, художественный образ в дизайне/ Ред. С.О. Хан-Магометов.-М.: Труды ВНИИТЭ.-Вып.23.-1980г.-140с.

79. Комплексное исследование проблемы обучения и воспитания специалистов с высшим образованием.- Л.: Знание.-1980г.-246с.

80. Кон И.Н. Психология юношеского возраста/ И.Н. Кон.- М.: Педагогика,-1979г.-98с.

81. Коробовский Ю.Г. Развитие пространственного воображения и логического мышления студентов ХГФ пединститутов в процессе обучения художественному конструированию/Ю.Г. Коробовский//Дис.канд.пед.наук.- М.: 1974г.

82. Корнилова В.А. Педагогическое образование /В.А. Корнилова// Сборник статей по современным проблемам педагогического образования.- М.: Прометей МГПИ им. Ленина-Вып. 1.-1990г.-118с.

83. Коськов М.А. Основные закономерности художественно-конструкторской ' деятельности/М.А. Коськов//Авутореферат дис. к.ф.н.-Л.:-1980г.-21с.

84. Крутецкий В.А. Психология/ В.А. Крутецкий.- М.: Просвещение.-1974г.-304с.:ил.

85. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы /Т.В. Кудрявцев//Вопросы психологии.-1981г.№2

86. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты/Ф.А. Кузин//Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени-бе изд.доп.-М.: Ось-89.-2003г.-224с.

87. Кузин B.C. Психология/ B.C. Кузин.- М.: 1982г.

88. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования/Н.В. Кузьмина.-JI.: 1982г.

89. Куренова С.В., Савельева Н.Ю. конструирование одежды/ С.В.Куренова, Н.Ю.Савельева//Учебное пособие. Серия « Учебники. Учебные пособия».-Ростов н/Д: «Феникс».-2003г.-480с.

90. Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР: Учебн.пособ.для вузов/ Е.Б. Коблякова,А.И. Мартынова, Г.С. Ивлева и др.-2е изд., перераб.и доп. Под ред. Е.Б. Кобляковой.-М»: Легпромбытиздат,-1992г.-320с.

91. Леви В.Л. Искусство быть собой/ В.Л. Леви.- М.: Знание.-1977г.

92. Левин В.И. Полное собрание сочинений/В.И.Левин.- М.: 1980г.

93. Левина Дорш А., Кунов Г. Первобытная техника/ А Левина - Дорш, Г.Кунов. //Перевод с немецкого.- М.-П.: 1929г.

94. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы/B.C. Леднев.-М.: 1991г.

95. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер.-М.: Педагогика.-1981г.-186с.

96. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии/Б.Ф. Ломов.-М.: Педагогика.-1991г.-196с.

97. Ломов Б.Ф. Деятельность и сознание /Б.Ф. ломов//Вопросы философии.-1972г.-№2.-с.123-140.

98. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софиты. Сократ. Платон./ А.Ф. Лосев.-М.: 1982г.-512с.

99. Юб.Мазикина Л.С. Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях по декоративно-прикладному искусству/Л.С. Мазикина//Автореферат дис. к.п.н. -М.: 1999г.-16с.

100. Мандатов В.В. Образ, знак, условность./ В.В. Мандатов.-М.: Высш.школа.-197.2г.-36с.

101. Материалы по истории художественного конструирования.-М.: 1982г.-162с.

102. Матузова Е., Соколова Р., Гончарук Н. Мода и крой/ Е.Матузова, Р.Соколова, Н.Гончарук.- М.: АНСО «Институт Индустрии моды».-2001г.

103. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ A.M. Матюшкин.-М. :1972г.

104. Марев И.В. Методологические основы дидактики/ И.В. Марев.-М.: Педагогика.-1987г.-186с.

105. Марквардт К.Г. Вопросы научной организации учебного процесса в техническом вузе/ К.Г. Марквардт.- М.: Знание.-1971г.

106. Мартынова А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды/ А.И. Мартынова, Е.Г.Андреева //Учеб.пособие для вузов.-М.: Московская государственная академия легкой промышленности.-1999г.-216с.,ил.

107. Махмутов-М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.-М.: Педагогика.-1975г.-132с.

108. Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды/т.В. Медведева//Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М.-2003г,-480с.-(Серия «Высшее образование»).

109. Медведева Т.В., Акрамова И.О., Орлова Е.А. Развитие принципов художественного конструирования одежды/ Т.В. Медведева, И.О. Акрамова, :Е.А. Орлова //Изв.вузов.Технология легкой пром-сти.-1991г.-№6.

110. Методика трудового обучения с практикумом/ учебное пособие для студентов пед.ин-тов.-М.: Просвещение-1985г.

111. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования.-М.: Просвещение.-1979г.-271 с.

112. Методы системного педагогического исследования/ Учеб.пособ./Под ред. Н.В. Кузьминой.-JI.: ЛГУ.-1980г.-172с.

113. Мерцалова М.Н. История костюма/ М.Н. Мерцалова.- М.: издательство «Искусство».-1972г.-197с.

114. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ (б. Строгановском)/Методические материалы,- М.: ВНИИТЭ.-1991 г.-180с.

115. Нестеренко О.Н. Краткая энциклопедия дизайна/ О.Н.Нестеренко.-М.: Молодая гвардия.-1994г.

116. Новое качествовысшего образования в современной России: содержание, механизмы реализации, перспективы.-М.: 1995г.-Юс.

117. Образцов П.И. Дидактический комплекс ниформационного обеспечения учебной дисциплины в системе дистанционного обучения/Юткрытое образование.-2001 г.-№5.

118. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли/ М.Ф. Овсянников.-М.: Высш.шк.-1984г.-336с.

119. Овсянников М.Ф. Что означает эстетика/ М.Ф. Овсянников.- М.: 1976г.127128129130131132133134135136,137138,139140,141,142,143.144,

120. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразиологических выражений/ С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова //Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4е изд., дополненное.-М.: Азбуковник.-1999г.-944с.

121. Основы педагогики и психологии высшей школы/Под ред. А. В. Петровского.-М.: Педагогика.- 1986г.-145с.

122. Основы профессионального творчества художника-конструктора/ Сост. Е. Н. Лазарев, Ю.А. Грабовенко, Н. П. Валькова и др.-Л.: 1978г.-84с.

123. Орленко Л.В. История текстиля и моды/Л.В. Орленко//Учебник для вузов-М.:-1997г.

124. Орленко Л.В.Терминологический словарь одежды/т.В. Орленко.-М.: Легпромиздат.-1996г.-345с.

125. Пармон Ф. М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары./Ф.М. Пармон//Учебник для вузов -Зе изд.перераб.и доп.-М.:-«Триада Плюс»-2002г.-312с.,25 8ил.

126. Педагогика/ Под.ред. Ю.К. Бабанского.-М.: Просвещение.-1983.-608с.

127. Педагогика/ Под.ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского.-П-24-И.: Просвещение.-1984г.-3 69с.

128. Педагогика высшей школы. Курс лекций. /Воронежский университет.-1974г.-176с.

129. Педагогика высшей школы/ Учебное пособие. Под ред. Н.Д. Никадрова-Л.:-1974г.

130. Петровский А.В. Психология развивающейся личности/А.В. Петровский.-М.: Педагогика.-1987г.-23 8с.

131. Петровский А.В., Ковалев В.М., Крашенников А.А. Основы педагогики и психологии высшей школы/ А.В.Петровский, В.М.Ковалев, А.А.Крашенников,- Издательство Московского университета.-1986г.

132. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся/ П.И.Пидкасистый.-М.:.-1972г.

133. Понаморев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я. А. Понаморев.-М.: Педагогика.-1976г.-294с.

134. Проблемы дизайна в костюме./Межвузовский сборник научных трудов.-М.: МГТА-1992г.-81 с.

135. Проблемы и перспективы образовательной области «технология» в вузе и школе /Под общ ред. С.Д. Чуркина; Отв.ред.С.Ю Широкова//Межвуз.сб.науч.-мет тр.-Стерлитамак:

136. Стерлитомак.гос.пед.ин-т.-2003г.-128с.

137. Психология/Под ред. А.А. Крылова//Учебник.-М.: «Проспект».-2000г.- 584с.

138. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе/Под ред. А. Коссаковский и др. Пер.с нем.-М.: Педагогика.-1981 г.-224с.

139. Психология процессов художественного творчества/ Отв.ред. Б.С. Мейлах, Н.А. Хренов.-JI.: Наука.- 1980г.-285с.

140. Психология формирования и развития личности/Под ред. Л.И. Анцыферовой.-М.: Наука.-1981 г.с.284-304.

141. Рахманов И.А., Стаханова С.И. Конструктивные дефекты одежды-и способы их устранения/ И.А.Рахманов, С.И. Стаханова.-М.: Легкая индустрия.-1979г.

142. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн.-М.: Педагогика.-В2т.-Т. 1.-1989г.-45 8с. ,ил.

143. Савельева И.Н., Шершнева Л.П. Художественно-конструкторский анализ одежды/ И.Н.Савельева, Л.П.Шершнева.-М.: ВЗМИ.-1983г.-26с.

144. Сидорина Е. В. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда/Е.В. Сидорина.-М.: Русский мир.-1994г.-373с.

145. Сидоренко В. Ф. Модель опережающего образования: К вопросу о перестройке системы подготовки дизайнеров/ Техническая эстетика: 1986г.-№9.

146. Современные формы и методы контроля знаний студентов на разных этапах обучения/ тез. Семинара.-М.:1995г-МГТА

147. Спичак И.А. Художественное конструирование в пединституте/И.А. Спичак//Техническая эстетика.-М.: 1995г.-№7.

148. Стратонова Л.И. Графическая деятельность студентов на занятиях по моделированию одежды-как средство формирования художественного мышления/Л.И. Стратонова//Авторереферат.-М.: 1991г.-17с.

149. Стратонова Л.М. Избирательная деятельность студентов ХГФ на занятиях по моделированию одежды/Дис.к.п.н.-М.: 1991г.-156с.

150. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т/В.А. Сухомлинский.-М:: 1981г.-Т.З.

151. Тамаркина М.А. Образование форм одежды с учетом драпируемости ткани и основных конструктивных элементов изделий/М.А. Тамаркина//Автореферат.-М.: 1970г.

152. Тамаркина М.А формы одежды/ М.А. Тамаркина.-М.:. Легкая индустрия.-1974г.

153. Теория и практика педагогического эксперимента/Под.ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева.М.: Педагогика.- 1979г.-208с.

154. Теория и практика высшего • педагогического образования: Межвуз.сб.науч.тр.-М.: Прометей.-1990г.-168с.

155. Толстых В.И. Эстетическое воспитание/В.И. Толстых.-М.: Высш.шк,-1979г.-288с.,ил.

156. Трухан Г. Л., Сивак В. И. Конструирование одежды промышленного производства/ ГЛ.Трухан, В.И. Сивак.-К.: Техника.-1989г.-127с.

157. Трухан Г.Л. Сравнительная характеристика систем конструирования / Г.Л. Трухан.-М. :-ВЗИТЛП.-1969Г.

158. Уман А.И. Технологический подход к обучению: Теоретические основы: Монография.-Орел:1997г.

159. Философский энциклопедический словарь.-М.:-1997г.

160. Формирование учебной деятельности студентов/Под ред. В.Я. Ляудис.-М.: Изд-во Моск.ун-та.-1989г.240с.

161. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения/Межвузовский сборник.-Петрозаводск:-1985г.-160с.

162. Фролова С.В. Формирование инженерно-технической компетенции будущего специалиста дизайнера/С.В. Фролова//Дис.канд.пед.наук: 13.00.08. Великий Новгогод.-2003г.-164с.

163. Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ХХПИ/ Методические материалы.-М.:ВНИИТЭ.-1992г.-116с.

164. Харламов И.Ф. Педагогика/И.Ф. Харламов//Учебное пособие.-Зе изд., перераб.и доп.-М.: Юрист.-1997г.-512с.

165. Хомеркин О.Г. Иновации в практике обучения/0;Г.Хомеркин-Педагогика:-1993 г.-№2-с.41 -44.

166. Хрестоматия по педагогической психологии/Учебное пособие для студентов: Сост.и вып.А.Красило, А. Новгородцевой.-М.: Международная педагогическая академия .-1995г.-416с.

167. Хрестоматия по психологии художественного творчества.-М.:ИЧП «Издательство магистр».-1996г.-200с.

168. Художественное проектирование костюма: Межвуз.сб.науч.тр.-М.: МГТА.-1990г.-103с.

169. Художественное конструирование из текстильных материалов. Методические рекомендации.-М.: Из-во АПН СССР.-1990-39С.

170. Художественно-конструкторское образование/Редк.: Г.Б. Минервин и др.-М.: Просвещение.-1979г.-18с.

171. Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды/А.И. Черемных.-М.: «Легкая индустрия».-1983г.

172. Чернышов О.В. концепция взаимодействия и методологические проблемы дизайна/О.В.Чернышов//Авторефератдис.канд.филос.наук.-Минск.: 1982г.-16с.

173. Чистякова Т.В. Исследование и разработка трехмерного проектирования базовых основ конструкции одежды/Т.В. Чистякова//Автореферат дис. к.т.н.-М.: 1993г.

174. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения/М.А. Чошанов/методическое посгобие.-М.: Народное образование.- 1996г.-160с.,ил.

175. Шаповалов В'.Ф. Основы философии. От классики к современности/В'.Ф. Шаповалов//, изд.2е допол. Учеб.пособ.для вузов.-М.:ФАИР-ПРЕСС-2000г.-608с.

176. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается/В.Ф. Шаталов.-М.: Педагогика-1989г.-336с.ил.

177. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества/В.Н. Шацкая-М.: Педагогика -1975г.

178. Шершнева • Л.П. Методологические основы автоматизированного . проектирования одежды, выполняемой по индивидуальным заказампромышленными способами/Л.П. Шершнева//Автореферат дис.к.т.н.-М.:1992г.

179. Шибаева Л.В. Методы активного социально-психологического обучения/Л.В. Шибаева//Учебно-методическое пособие.-Сургут.-2006г.

180. Шорохова Е.В. Психология личности и образ жизни/ Е.В. Шорохова.-М.: Наука.-1987г.-219с.

181. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы.-М.: ООО «Издательство ACT».-1997г.-256с.

182. Эстетическое воспитание в вузе/ред. Г.П. Выжлецов//Межвуз.сб.науч.тр.-Л.: ЛГУ.-1990г.-146с.

183. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода/Под ред. Б.Т. Лихачева.-М.: Педагогика.

184. Эстетическое развитие и воспитение молодежи/Под ред. О.В. Лармина.-М.: Изд-во МГУ.-1987г.

185. Якиманская И.С. Развивающее обучение/И.С. Якиманская.-М.: Педагогика.-1979г.

186. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов/В.А. Якунин.-М.: Логос.-1994г.-87с.

187. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования/ Сост.Учебно-методическое объединение по образованию в области текстильной промышленности.-М.: 2000г.-32с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.