Развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма: на материале народного искусства Приамурья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Морозкина, Елена Анатольевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 429
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Морозкина, Елена Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЙ!) КОСТЮМА (на материале народного искусства Приамурья)
1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА (на материале народного искусства Приамурья).
1.2. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА.
1.3 ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ.
1.4. КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА (на материале народного искусства Приамурья)
2.1. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА В МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ.
2.2. МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА (на материале народного искусства
Приамурья).
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА (на материале народного искусства Приамурья).
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством: на материале национального костюма карачаевцев и балкарцев2009 год, кандидат педагогических наук Хубиева, Зарима Юсуфовна
Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма: региональный аспект2007 год, кандидат педагогических наук Шепилова, Вера Анатольевна
Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников1999 год, кандидат педагогических наук Аристова, Ульяна Викторовна
Русский народный костюм как средство развития творческой активности учащихся детской художественной школы2007 год, кандидат педагогических наук Чернова, Лариса Сергеевна
Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики2004 год, кандидат педагогических наук Гагишвили, Дмитрий Карлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма: на материале народного искусства Приамурья»
Проблема исследования и ее актуальность. На пути гуманизации современного российского образования особую актуальность приобретает парадигма «культура — человек - общество». Гуманитарное экологически ориентированное сознание - стимул к обновлению средств и методов в профессиональной подготовке студентов вузов, адекватных меняющейся реальности. Активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе художественно-эстетического воспитания, развитие художественно-творческих способностей сегодня особенно актуально. На первый план выходят задачи развития образно-ассоциативного мышления, интенсификации творческого процесса, воссоздания в современных проектах культурных и национальных традиций.
Гуманистические перспективы делают востребованными не только такие качества личности выпускника высшей школы, как практичность, динамичность, профессиональная компетентность, но и культурность, интеллигентность, планетарность мышления. На первый план выходят задачи воспитания личности, осознающей себя культурно - историческим субъектом и готовой к конструктивному участию в диалоге культур. Личности, обладающей высокой духовной культурой, культурой межнационального, межэтнического общения.
Неслучайно, губернатором Хабаровского края В.И. Ишаевым в приветствии к участникам региональной научно-практической конференции «Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы» в 2007 г. было заявлено, что Дальний Восток России располагает высоким культурно-интеллектуальным потенциалом, который необходимо использовать при выработке региональной стратегии развития образования, изучения национально-культурных аспектов.
Обращение к данной проблеме является закономерным, ибо в России на сегодняшний день проживает около 160 этносов, в этой связи возникает необходимость эффективного межкультурного и межэтнического взаимодействия. Иными словами, целью образования становится не только формирование знаний и умений, а определенных способностей и качеств личности.
Нельзя сказать, что проблема развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ не была предметом научно-методических исследований. Была подготовлена дидактическая основа изучения народного искусства в процессе обучения и воспитания (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский и др.). Различные аспекты влияния социокультурных условий на формирование духовности как определенного народа, так и отдельной личности рассматриваются в философии H.A. Бердяева, J1.H. Гумилева, Д.С. Лихачева и др.
Определяя состояние эстетического воспитания студентов ХГФ, были изучены научные труды по использованию изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общей системе учебно-воспитательного процесса: H.H. Анисимов, А.Д. Алехин, Г.В. Беда, H.H. Волков, П.Г. Демчев, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьев, В.И. Кириенко, В.В. Корешков, B.C. Кузин, В.К. Лебедко,Лихачев, Ломов,„Л.Г. Медведев,„Н.Н.^Ростовцев, К.А. Скворцов, М.В. Соколов, В.П. Строков, A.A. Унковский, A.C. Хворостов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, В.П. Юсов, А.П. Яхушин и др.
Вопросы развития понимания языка художественной формы в декоративно-прикладном искусстве преимущественно затрагиваются в исследованиях, посвященных развитию эстетических качеств и художественно-творческих способностей личности (в том числе и средствами костюма): У.В. Аристова, Т.В. Ганова, P.A. Гильман, Г.С. Горина, Н.В. Илларионова, Ю.В. Коваленко, Е.В. Ковешникова, Т.В. Козлова, В.В. Корешков, Ф.М. Пармон, Е.В. Плотникова, М.В. Соколов, М.С. Соколова, Л.М. Стратонова, Т.К. Стриженова, В.П. Строков, A.C. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др.
В диссертационных исследованиях У.В. Аристовой, Е.В. Плотниковой, Е.В. Ковешниковой, JI.M. Стратоновой русский костюм выступает как средство развития эстетической культуры, дизайнерского и конструкторского мышления, активизации творческого поиска. Исследователь Ю.Г. Коваленко (1998) рассматривает способы и методы развития дизайнерского мышления студентов ХГФ в процессе изучения и создания современного костюма (на материале русского костюма).
Вопросы, связанные со спецификой художественно-творческой и проектной деятельности в области костюма изучали такие ученые, как: Т.О. Бердник, Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова, Е.А. Косарева, Т.Г. Марченко, Л .В. Рытвинская, JI.A. Сафина, JI.M. Тухбатуллина, В.В. Хамматова и др.
Проблему творчества рассматривали в своих трудах: Аристотель, H.A. Бердяев, А. Бергсон, Г. Гегель, Дж. Гилфорд, С.О. Грузенберг, И. Кант, Платон, Э.П. Тореннс, А. Маслоу, Ф. Шеллинг и др.
Значительный вклад в разработку проблемы способностей внесли физиологи-и™психологи:-Б.Г. Ананьев,-В.М. Бехтерев,, Д.Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, В.Н. Дружинин, В.П. Зинченко, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, A.M. Матюшкин, A.A. Мелик-Пашаев, В.Н. Мясищев, Я.А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.
Вопросы общей и возрастной психологии освещены в трудах JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, П.Я. Пономарева, Д.В. Эльконина и др. ученых.
Личностно-развивающий потенциал обучения рассмотрен в исследовательских трудах Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.И. Ильясова, И.Б. Котовой, И.Я. Лернера, E.H. Шиянова и др.
Значительный вклад в теорию народного искусства внесли работы И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Ильина, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова, Т.Я. Семеновой и др. ученых. Изучение народного искусства в его многообразных проявлениях позволило исследователям рассмотреть национальное искусство в единстве природных, этнических, историко-географических и культурных связей, определить его место в современной культуре общества.
Следует заметить, что декоративно-прикладное искусство Дальневосточного региона (в том числе Приамурья) изучалось многими учеными: К.П. Белобородова, Д.М. Берелтуева, JI.C. Букатова, Л.Г. Дьячкова, A.C. Киле, Ж.А. Першина, В.Г. Старикова, В.П. Строков, В.А. Шишкина и др., археологами, историками, культурологами, этнографами: В.К. Арсеньев, C.B. Березницкий, Л.Г. Бельды, Е.А. Гаер, А.П. Деревянко, П.Я. Гонтмахер, C.B. Иванов, Н.В. Кочешков, И.П. Лавров, И.А. Лопатин, Т.В. Мельникова, А.П. Окладников, Ю.А. Сема, A.B. Смоляк, Ч.М. Таксами, Л.П. Тарвид и др.
Многие исследователи единодушны в необходимости использования народного искусства в процессе обучения и воспитания. Изучение национально-регионального достояния дальневосточного декоративно-прикладного искусства, как отражение исторического и культурного наследия,-активно-влия етна-формированиеличности,.воспитывает. любовьк родному краю, является благодатной почвой для творчества, для развития художественно-творческих способностей, но при этом по ряду объективных и субъективных причин вне поля зрения ученых остались вопросы, связанные с развитием художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма на материале народного искусства Приамурья.
Одной из первых работ, обобщающих традиционную одежду нанайцев (исходя из темы нашего исследования) можно считать монографию Ю.А. Сема «Нанайцы. Материальная культура», где отдельная глава посвящена традиционной одежде нанайцев и украшениям. По мнению Ю.А. Сема, одежда нанайцев сложилась в глубокой древности, но изменялась на протяжении веков. Это первое систематизированное описание традиционной одежды нанайцев за 150 лет на основе длительных и глубоких полевых исследований с привлечением фольклорных, лингвистических данных и музейных коллекций.
Исследователь A.B. Смоляк также исследовала традиционную одежду нанайцев. В своей монографии «Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина» она на основе лингвистического анализа терминологии одежды пришла к определенным выводам о происхождении различных частей традиционных костюмов приамурских народов. Здесь главное внимание уделялось повидовой характеристике одежды: плечевой (мужской и женской), поясной, дополнительных деталей, головных уборов, обуви.
Работа Л.Г. Бельды «Даня гуйсэкэни. Бабушкин сундучок» содержит обширный лингвистический и фактологический материал, характеризующий традиционную одежду нанайских детей с описанием кроя различных частей костюма с указанием различных запретов, связанных с бытованием.
Богатое, обобщающее, систематизированное исследование Т.В. Мельниковой «Традиционная одежда нанайцев» является комплексной работой-по-изучению традиционнойодежды^нанайцев „(XIX—XX вв.)как объекта материальной и духовной культуры. На основе анализа опубликованных и новых материалов автором сделана попытка выявить особенности костюмных комплексов нанайцев различных территориальных групп и зафиксировать диалектные названия отдельных разновидностей национальной одежды. Представлены результаты этнографических экспедиций, материалы переписки с информантами, широко представлены материалы по традиционной одежде нанайцев из фондов Государственного музея Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова, краеведческих музеев Нанайского, Ульчского районов Хабаровского края, народных и школьных музеев сел: Булава, Кондон, Найхин, Сикачи-Алян, а также информация о семейных реликвиях.
В названных работах почти не затрагивались такие важные вопросы, как дидактические условия развития художественно-творческих способностей на занятиях по проектированию костюма, ключевые направления в тематике и методические доминанты построения методической модели «Проектирование костюма (на материале народного искусства Приамурья)».
При изучении проблемы развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма выявлено противоречие: между потребностью в подготовке творческой, гуманистически ориентированной, профессионально компетентной, целостной, интеллигентной личности, обладающей культурой межнационального, межэтнического взаимодействия и относительно узкой практикой реализации модели такого воспитания и развития личности на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья).
Следовательно, имеются все основания считать проблему развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) нерешеннойитребующейспециального изучения,чтоиуказывает на „ее. акту ал ъно ст ъ.
Объектом исследования выступает процесс развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья).
Предметом исследования является разработка методической модели развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья).
Цель исследования - решение данной проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
-91. Исследовать природу художественно-творческих способностей в контексте рассматриваемой проблемы. Выявить педагогические условия их развития.
2. На основе анализа психолого-педагогической, методической, философской, культурологической, искусствоведческой, этнографической, а также специальной литературы по проектированию костюма, охарактеризовать исторически сложившиеся особенности костюма коренных малочисленных народов Приамурья и выявить роль полученных знаний в практике развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на Дальнем Востоке.
3. Разработать методическую модель развития художественно -творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья). Разработать серию дидактических наглядных пособий (фотоматериалы, материалы в цифровом формате), тезаурус по терминологии.
4. Экспериментально проверить эффективность методической модели развития . художественно-творческихспособностей студентовХГФна занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) и на этой основе предложить методические рекомендации по совершенствованию декоративной деятельности студентов художественно-графических факультетов.
Принимая во внимание вышесказанное, в данной работе выдвигается следующая гипотеза: развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ будет развиваться более активно в рамках занятий по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья), если:
• учитывать психолого-педагогические особенности и индивидуальные творческие возможности каждого студента;
• использовать творческие, аналитические и исследовательские типы учебных заданий с учетом интеграции со смежными дисциплинами:
Проектирование и макетирование», «Декоративная композиция», «Художественный текстиль», «История и теория искусства», «Эстетика», «Психология художественного творчества», «Культуроведение», «Этнология», опыт музейной практики и т.д.;
• теоретически и практически усвоить особенности традиционного костюма коренных народов Приамурья и раскрыть особенность костюма как элемента социально-культурной системы;
• разработать модель методической системы развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья), которая будет включать в себя: а) цели, задачи и содержание занятий по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья); б) дидактические принципы, методы, формы обучения, направленные на развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях~по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья); в) средства обучения и обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.) (Схема 1), то это позволит активизировать развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ.
Схема 1
Целостная методическая модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья)
Цель, задачи, содержание занятий по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) принципы, методы, формы обучения, направленные на развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) средства обучения и обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.)
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:
• методы теоретического анализа: - изучение и анализ специальной литературы по педагогике, психологии, философии, искусствоведению, краеведению, культурологии, этнографии, методике преподавания изобразительного и декоративного искусства, по вопросам композиционного построения орнамента, по вопросам проектирования костюма, моделирования, технологии, приемам художественной обработки ткани и т.п.;
- изучение и анализ стандартов по специальностям 030800 — изобразительное искусство, 052300 - декоративно-прикладное искусство и народные промыслы;
- изучение учебных программ по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам средне-специальных и высших учебных заведений;
- изучение справочной литературы, учебников и методических пособий по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.
• методы эмпирического познания педагогических явлений, связанные с:
- изучением педагогического опыта обучения декоративно-прикладному искусству и народным промыслам студентов художественно-графических факультетов (Хабаровск, Биробиджан), технологического колледжа (Хабаровск), техникума информационных технологий и сервиса кафедры «Индустрия моды» (г. Комсомольск-на-Амуре) и т.д.; ------- наблюдение-за аудиторной и. самостоятельной учебно-творческой работой, научно-исследовательской и художественно-творческой деятельностью студентов;
- применение методов опроса-беседы, интервью, анкетирование студентов; беседы с профессорско-преподавательским составом вузов, со студентами; беседы с профессорско-преподавательским составом вузов;
- изучение продуктов художественно-творческой деятельности студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству - их учебно-творческих работ по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам; опытно-экспериментальной работой, подготовкой и проведением педагогического эксперимента: констатирующего и формирующего.
Методологической и теоретической основой исследования являются ведущие положения философии, психологии, педагогики, искусствоведения, краеведения, этнографии, культурологии; специальной литературы по проектированию костюма; современные исследования по проблеме внедрения национально-регионального компонента содержания образования; взаимосвязи обучения, воспитания и развития; исследования, посвященные нравственно-эстетическому воспитанию молодежи; нормативные документы об образовании, в том числе высшем профессиональном; а таюке дугие научные изыскания по проблеме диссертационного исследования.
В качестве источников использовались документы Министерства образования и науки Российской Федерации, специальная литература, учебные пособия, публикации в научных сборниках, специализированных журналах, монографии и диссертационные исследования, а также материалы по теме диссертационного исследования, полученные на основе информационного поиска в Internet. Среди них информационные каталоги Российской государственной библиотеки, электронная документация, размещенная на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации, материалы международных, всероссийских, межвузовских, ~-региональных конференций— -----------------------------------------------------
Научная новизна заключается в том, что решена значительная научно-педагогическая задача развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья).
Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования народного искусства региона Приамурья для развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на Дальнем Востоке, а также в практике обогащения их эстетического и нравственного становления при изучении национальных художественных традиций во взаимосвязи с обусловливающей их природно-социальной средой. Проведена выборка и составлен словарь специализированных терминов (использованы русско-нанайские и русско-эвенкийские словари), применяемых в проектировании костюма по ассортименту, конструкторская и технологическая терминология и т.д.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в развитие теории и методики обучения и воспитания средствами декоративно-прикладного искусства. Научно обоснована и разработана методическая модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья).
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы в практике преподавания, а также при разработке учебных программ, при создании учебных пособий и учебников по народным художественным промыслам Дальнего Востока.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
---обеспечена-использованием комплекса^взаимосвязанных методов изучения проблемы: научной методологией, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, методики обучения и воспитания. Достоверность проведенных исследований гарантируется методом научного анализа, объемом материалов, собранным в процессе экспериментальных занятий, их многогранностью и репрезентативностью.
Эксперимент проводился с 2004-2008 гг. Этапы исследования констатирующий, формирующий, контрольный (сравнительный).
I этап (2004-2005) - констатирующий. Изучение литературы по теме исследования, сбор основного материала. В этот период намечалось направление работы, уточнялась проблема, обосновывалась актуальность. Проводилось анкетирование студентов ХГФ с целью определения сформированности у студентов общекультурных теоретических знаний о дальневосточном культурном наследии и выявления заинтересованности в проектировании костюма (на материале народного искусства Приамурья (табл. 1). Первоначально определяется содержание и структура экспериментальных занятий по развитию художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья).
II этап (2005-2007) — формирующий. Подготовлена теоретическая глава, состоящая из четырех параграфов. Разработана методическая модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья). Определены экспериментальная и контрольная группы. По теме исследования организованы экспериментальные занятия на базе факультета изобразительных искусств и дизайна Дальневосточного государственного гуманитарного университета. В 2006/07 уч. году данная методическая модель была апробирована в учебно-воспитательном процессе на художественнографическом факультетеДальне восточ нойсоциальноггуманитарной академии (г. Биробиджан) и в ФГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре техникум информационных технологий и сервиса» на кафедре «Индустрия моды» по специальности «Конструирование и моделирование швейных изделий».
В целях уточнения и корректировки продолжалось теоретическое исследование. Результаты этой работы отражены в публикациях.
III этап (2007-2008) — контрольный (сравнительный). На этом этапе был выполнен сравнительный анализ и описаны результаты теоретического и экспериментального исследований. Проведена систематизация и обобщение материалов и представление их в виде кандидатской диссертации.
Полоэ/сения, выносимые на защиту:
1. Прошедшая экспериментальную проверку и апробацию методическая модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья).
2. Методические рекомендации проведения занятий по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) в практике развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ.
Апробация и внедрение результатов исследования
Материалы исследования апробировались в учебно-методическом и творческом процессе в Дальневосточном государственном гуманитарном университете на факультете изобразительных искусств и дизайна (кафедры ИЗО, дизайн и ДЛИ); на художественно-графическом факультете Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (г. Биробиджан); в техникуме информационных технологий и сервиса на кафедре - «Индустрия—моды»—(г.— Комсомольск^нагАмуре);в„ центре. мониторинга и управления качеством образования ГОАУ ДПО Амурского областного ИПК и ППК (г. Благовещенск).
Основные положения и результаты исследования докладывались на региональной научно-практической конференции «Ценности образования: настоящее и будущее» (Хабаровск), на VI Международной научной конференции ИАС ТОГУ «Новые идеи нового века 2006» (Хабаровск), на Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов с высшим юридическим образованием» (Псков), на VIII Всероссийской научно-практической конференции (Псков), на региональной научно-практической конференции «Развитие жизнеспособной личности специалиста: реалии и перспективы» (Хабаровск), на региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и молодежью» (Хабаровск), на региональной научно-практической конференции «Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса» (Хабаровск), на региональной научно-практической конференции «Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы» (Хабаровск), на VIII Международной научной конференции ИАС ТОГУ «Новые идеи нового века 2008» (Хабаровск). Некоторые аспекты исследования докладывались на заседаниях кафедры изобразительного искусства (2004-2005), а также на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства (2005-2008) факультета изобразительных искусств и дизайна (ФИИиД) Дальневосточного государственного гуманитарного университета (ДВГГУ).
Коллекция современной одежды ПАКСИДАН (на материале народного искусства Приамурья), выполненная студентами факультета изобразительных искусств и дизайна, неоднократно принимала участие в выставках, фестивалях и конкурсах молодых дизайнеров одежды (Хабаровск,
Владивосток,-Санкт-ПетербургуИталия,Чехия).----------
Проект «Наследие и преемственность в художественном проектировании костюма (на материале Приамурья)» занял I место на 56 студенческой иаучно-практической конференции ДВГГУ в секции «Актуальные проблемы декоративно-прикладного искусства».
В качестве апробации данный экспериментальный проект широко освещался на хабаровском телевидении: «ИТА Губерния», «Россия-Хабаровск», «Даль-ТВ», ТРК «Петербург - 5 канал» Хабаровский корпункт, а также в газетах и журналах г. Хабаровска.
Структура и объем диссертации.
Диссертационная работа состоит из введения, основного содержания (две главы), заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации изложен на 428 страницах. Основного текста 178 стр., он
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Активизация развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма1998 год, кандидат педагогических наук Коваленко, Юлия Геннадьевна
Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства1998 год, кандидат педагогических наук Резанова, Ольга Владимировна
Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях по декоративно-прикладному искусству0 год, кандидат педагогических наук Мизикина, Любовь Семеновна
Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности2005 год, доктор педагогических наук Алексеева, Ирина Викторовна
Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма1999 год, кандидат педагогических наук Галкина, Марина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Морозкина, Елена Анатольевна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
На основе результатов экспериментального исследования, посвященного развитию художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) проведенного нами, были сделаны следующие выводы:
1. Модель методической системы, разработанная нами в ходе формирующего и контрольного (сравнительного) эксперимента, показала свою эффективность в решении задач развитии художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья);
2. Разработанные нами критерии оценки работ студентов на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) явились достаточно эффективным инструментом в определении уровня (степени) развитости художественно-творческих способностей студентов ХГФ;
3. Разработанная нами, научно обоснованная и экспериментально проверенная учебная программа по курсу «Проектирование костюма (на материале народного искусства Приамурья)» позволила решить следующие важные задачи формирования художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: а) сформировать представление о костюме (на материале народного искусства Приамурья) как о части эстетической культуры личности; б) изучить особенности костюма коренных народов Приамурья; в) овладеть умениями эскизирования;
- 157г) освоить методы проектирования костюма; д) освоить моделирование методом наколки; е) освоить основы технологической обработки изделия; ж) применять ранее полученные знания, умения и навыки в области художественной обработки ткани в процессе декорирования костюма (на материале народного искусства Приамурья): аппликация, лоскутная техника, холодный и горячий батик, свободная роспись ткани акрилом, вышивка и др.;
4. Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило целесообразность выдвинутой гипотезы, согласно которой проектирование современного костюма по мотивам одежды коренных малочисленных народов Приамурья может выступать эффективным средством развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ, а также их когнитивно-познавательных качеств и умений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении диссертации подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.
Обоснованием проблемы развития художественно-творческих способностей студентов явился научный потенциал, накопленный художественно-педагогической практикой в целом и рассмотренный через занятия по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья).
На основании теоретических и экспериментальных исследований сделаны следующие выводы:
1. Гуманитарное экологически ориентированное сознание — стимул к обновлению средств и методов в профессиональной подготовке студентов вузов, адекватных меняющейся реальности. Гуманистические перспективы делают востребованными не только такие качества выпускника высшей школы как практичность, динамичность, профессиональная компетентность, но и культурность, интеллигентность, планетарность мышления. В этой связи актуальны задачи интенсификации творческого процесса, воссоздания в современных проектах культурных и национальных традиций.
Назрела необходимость в подготовке специалиста, осознающего личную и социальную значимость будущей профессиональной деятельности; владеющего системой знаний о своем регионе, его культурном наследии в контексте мировой культуры; обладающего организационно-деятельностиыми умениями, необходимыми для развития творческого потенциала.
Национально-региональный компонент в нашем экспериментальном исследовании призван способствовать процессу социально-культурного становления личности россиянина-дальневосточника, адекватному самоопределению студентов, их дальнейшей творческой самореализации в конкретной культурной среде;
2. Развитие художественно-творческих способностей является комплексной проблемой философского, психолого-педагогического, дидактического, методического и других аспектов. Развитие художественно-творческих способностей связано с выявлением определенных условий, при которых деятельность становится эффективным средством развития личности. Наиболее успешное развитие творческих способностей человека происходит во время выполнения им специально организованной деятельности под непосредственным руководством педагога. Глубина и обстоятельность раскрытия процессов, связанных с развитием художественно-творческих способностей личности, определяет принципы, методы, формы, средства и условия художественно-творческой деятельности на занятиях по проектированию костюма;
Изучение научно-методической литературы и проведенной опытно-экспериментальной работы позволили определить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия развития художественно-творческих способностей: деятельность должна быть осознанной, целенаправленной, эмоциональной. Она должна носить творческий характер, оптимальный уровень трудности, должную мотивацию с обеспечением положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании работы, что было в полной мере обеспечено нами в процессе экспериментального исследования развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья);
3. Анализ специфики костюма в качестве культурного явления доказывает, что костюм как определенная система предметов и элементов одежды, тесно связан с бытовой традицией, характеризует обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, несет важную знаковую функцию и является особым видом коммуникации;
Традиционный костюм народов Приамурья — неотъемлемая часть многогранной дальневосточной культуры. Особенности одежды народов Приамурья как объекта эстетической познавательной и художественной деятельности выражаются в их образном содержании, несущих в себе глубокое эстетическое и образовательное содержание. В его колористическом и орнаментальном содержании своеобразно закодированы не только представления о мировоззрении этих народов, но и их вековые знания;
4. Анализ многочисленных педагогических исследований показал, что в области обучения декоративно-прикладному искусству с учетом национально-регионального компонента особую значимость и актуальность приобретают педагогический принцип опоры на культуру как мировоззрение. Дальневосточная культура, несомненно, имеет свои собственные традиции и глубокие корни, свою оригинальную основу и должно не только изучаться студентами ХГФ Дальнего Востока, но и по возможности развиваться и широко пропагандироваться;
5. Модель методической системы, разработанная нами в ходе формирующего и контрольного (сравнительного) эксперимента, показала свою эффективность в решении задач развитии художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья);
6. Разработанные нами критерии оценки работ студентов на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) явились достаточно эффективным инструментом в определении уровня (степени) развитости художественно-творческих способностей студентов ХГФ;
7. Разработанная нами, научно обоснованная и экспериментально проверенная учебная программа по курсу «Проектирование костюма (на материале народного искусства Приамурья)» позволила решить следующие важные задачи формирования художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: а) сформировать представление о костюме (на материале народного искусства Приамурья) как о части эстетической культуры личности; б) изучить особенности костюма коренных народов Приамурья; в) овладеть умениями эскизирования; г) освоить методы проектирования костюма; д) освоить моделирование методом наколки; е) освоить основы технологической обработки изделия; ж) применять ранее полученные знания, умения и навыки в области художественной обработки ткани в процессе декорирования костюма (на материале народного искусства Приамурья): аппликация, лоскутная техника, холодный и горячий батик, свободная роспись ткани акрилом, вышивка и др.;
8. Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило целесообразность выдвинутой гипотезы, согласно которой проектирование современного костюма по мотивам одежды коренных малочисленных народов Приамурья может выступать эффективным средством развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ, а также их когнитивно-познавательных качеств и умений.
Данная работа не исчерпывает всего многообразия проблем, возникающих в процессе развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ. Некоторые стороны этого процесса, будучи весьма существенными для совершенствования художественно-творческих способностей, тем не менее остались за пределами данного диссертационного исследования и нуждается в дальнейшей научной разработке и могут стать основой для дальнейшего поиска эффективных методов развития художественно-творческих способностей и возможностей использования деятельности по созданию костюма на материале национально-региональном компонента в процессе совершенствования подготовки на художественно-графическихфакультетах. К ним, например, относится выделение и описание форм контроля и самооценки роста художественно-творческих способностей, а также создание учебных пособий на материале различных этноисточников в области проектирования костюма.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Морозкина, Елена Анатольевна, 2008 год
1. Абдулина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдулина; - М.: Просвещение, 1990.- 367с.
2. Актуальные проблемы образования в Дальневосточном регионе: сб. науч. по итогам международн. научн. конференции . / под общ. ред. В.А. Давыденко. Хабаровск: Изд-во Хабар.пед.ун-та, 2004.-425с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б.Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. Т.1
4. Ананьев Б.Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний / Б.Г. Ананьев // Вестник высшей школы. М, 1972.- № 7.- С. 17-26.
5. Андреев Г.П. Развитие национально-региональной системы образования новых социально-педагогических условиях (на примере инновационных учреждений Республики Саха-Якутия): дис.канд.пед.наук: 13.00.08 / Андреев Г.П. М., 1997.-215с.
6. Андреева А.Г. Рисование моделей одежды, головных уборов и обуви / А.Г. Андреева. -М.: КОИЗ, i960.- 131с.: илл.
7. Аристова У.В. Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников: дис.канд.пед.наук: 13.00.02 / Аристова У.В. М., 2003.- 230с.
8. Ю.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм; пер. Самохина В.Н. М.: Прогресс, 1974,- 392с.
9. П.Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: проблемы взаимодействия материальной и духовной культуры XX в. / В.Р. Аронов. -М.: Знание, 1991.
10. З.Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. М., 1989.
11. Ахадуллин В.Ф. Формирование творческого воображения студентов на занятиях композицией: дис.канд.пед.наук: 13.00.02 / Ахадуллин В.Ф. -М., 1999.-210с.
12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. М: Педагогика, 1977.- 188с.
13. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982.
14. Бабаскин B.C. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика / B.C. Бабаскин, A.B. Коржуев, П.И. Самойленко. М., 2000. - (Высшее образование).
15. Бадаев B.C. Перспективы использования национально-регионального компонента в художественно-педагогическом образовании / B.C.
16. Бадаев // Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития / М.: Век книги, 2002, С.327-328.
17. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. М.: Наука, 1969.
18. Барадулин В.А. Принципы и методы возрождения традиционных художественных ремесел в современных условиях / В.А. Барадулин // Народное искусство Южного Урала. Челябинск, 1997, С.212-221.
19. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беды М: Просвещение, 1989- 192с.: ил.
20. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие / Ю.К. Белджанов. Карачаевск: Изд-во Карачаево-Черкесского пед.института, 1993. - 100с.
21. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур / A.A. Велик-М., 1998.
22. Белобородова К.П. Приамурские узоры / К.П. Белобородова. Д.: Изд-во «Художник РСФСР», 1975. - 106с.
23. Бельды Л.Г. Даня Гуйсэкэни. Бабушкин сундучок: традиционная одежда нанайских детей / Л.Г. Бельды. Хабаровск, 2003.- 14 с.
24. Бельды О. Бесконечная спираль времен / О. Бельды // Словесница искусств. Хабаровск, 2001, №8, С.2-6
25. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования и эскизной графики / Т.О. Бердник: Учебное пособие Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 352с., цв.илл.
26. Березницкий C.B. Этнология: Учеб.пособие / C.B. Березницкий. -Биробиджан, 1997.
27. Берелтуева Д.М. Краткий эвенкийско-русский словарь терминов по декоративно-прикладному искусству / Д.М.Берелтуева; Научн.ред. П.Я. Гонтмахер; Хабар, гос.пед.ин-т. Хабаровск, 1993.-14с.
28. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект / В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1988 - 160с.
29. Библер B.C. Культура. Диалог культур: Опыт определения / B.C. Библер // Вопросы философии, 1989, №6, С.31-43.
30. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский. М., 1961.
31. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. -М., 1971.
32. Богоявленская ДБ. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества / Д.Б. Богоявленская // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983, С. 14-23.
33. Богуславская Д.Б. Проблема формирования местных художественных особенностей в народном искусстве. Дымковская игрушка: автореф. дис. д-ра искусствоведения / Богуславская Д.Б. М., 1987. - 36с.
34. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перер. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.-1456с.: ил.
35. Брижатова С.Б. Системообразующие основания разработки региональных программ социокультурного развития в России: дис. д-ра пед.наук / Брижатова С.Б. М, 2001. - 260с.
36. Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике / М.С. Бургин // Педагогика. М., 1998, № 12.-С. 17-21.
37. Вагидуллин И.А. Поэтапное внедрение национально-регионального компонента в учебно-образовательном процессе / И.А. Вагидуллин // Наука и школа. М., 1996, № 1, С.6-10
38. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов // Советский художник. М., 1966.- С. 120-122.
39. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н.Волков; Под ред. чл-кор. АПН СССР проф. И.Т.Огородникова. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1974.-376с.
40. Выготский JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский; под ред. М.Г. Ярошевского. М: Педагогика - М., 1987.- 341с.
41. Выготский Л,С. Развитие высших психических функций / JI.C. Выготский -- М., 1960. 222с.
42. Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР/ Н.И.Гаген-Торн // Совет, этнография. 1933.-№ 3-4.-С. 199-135.
43. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления / П.Я. Гельперин // Вопросы психологии. М., 1985. №5. - С.20-24.
44. Гамаюнов В.Н. Основы дизайна: Учебное пособие для студентов худ.-граф.отд. / В.Н. Гамаюнов, Ю.Г. Коробовский. М.: Альфа, 1993.
45. Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: : дис.канд.пед.наук: 13.00.02 / Ганова Т.В. М., 1996,-298с.
46. Гильманов С.А. Региональные аспекты развития системы образования / С.А. Гильманов // Интеграция региональных систем образования. -Саранск.: Изд-во Мордовского ун-та, 2001, С.27-30.
47. Гонтмахер П.Я. Декоративное искусство народов Приамурья / П.Я.Гонтмахер. Хабаровск, 1991. - 271с.
48. Гонтмахер П.Я. Золотые нити на рыбьей коже: (О декоратив.искусстве нивхов) / Гонтмахер П.Я. Хабаровск: Кн.изд-во, 1988.-128 с.:ил.-Библиогр. С. 125-12.
49. Гонтмахер П.Я. Лекции по декоративно-прикладному искусству нивхов: учеб.пособие •/ П.Я.Гонтмахер. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2005. - 368с.
50. Гонтмахер П.Я. Узоры счастья (О нивхском- орнаменте) / П.Я.Гонтмахер // Сахалин. Лит.-худож.альб. Южно-Сахалинск, 1971.-С.93-96
51. Гусейнов A.A. Этика: Учебник / A.A. Гусейнов. -М., 1998.
52. Давидова Т.А. Технико-художественные особенности обработки и оформления изделий из рыбьей кожи / Т.А. Давидова // Познавательно-творческая деятельность на художественно-графическом факультете. -Хабаровск, 1984. С.51-52.
53. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. М., 1986.
54. Дмитриева H.A. Загадки мира моды: Очерки о культуре моды / H.A. Дмитриева. Ростов н/Д.: Сталкер, 1998. - 464с.: ил.
55. Дьячкова J1.Г. Картина мира в народном нанайском искусстве как основа художественной организации произведения: дис.канд. Искусствоведения / Дьячкова Л.Г. -М., 1998.-260с.
56. Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды / В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова. М.: Академия, 2000. - 370с.
57. Ершова М.А. Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов: дис.канд.пед.наук: 13.00.02 / Ершова М.А. М., 1998.-189с.
58. Ефремычева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов: дис.канд.пед.наук: 13.00.02 / Ефремычева Н.В. М., 1995,- 230с.
59. Иванов C.B. Изобразительное искусство народов Дальнего Востока / С.В.Иванов, М.А.Сергеев // Дальний Восток. 1995.-№ 6.-С.160-169.
60. Игнатьев Е.И. Воображение и его роль в творческой деятельности человека / Е.И. Игнатьев. М.: Знание, 1968.- 32с.
61. Киле A.C. Духовный мир амурских этносов в традиционной вышивке / A.C. Киле // Словесница искусств. Хабаровск, 2005, №16, С.46-51.
62. Киле A.C. Тематический словарь нанайского языка: Духовная культура нанайцев / A.C. Киле. СПб.: Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург, 2005.-12с.
63. Кильпе М.В. Композиция / М.В. Кильпе. М.: МГХПУ им. Строгонова С.Г., 1996.
64. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / В.Н. Козлов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.- 264с.
65. Козлова Т.В. Культура современного костюма / Т.В. Козлова. М.: Легкая индустрия, 1977,- 143с.
66. Композиция костюма: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. и др. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 432с.
67. Композиция костюма: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г.М.Гусейнов, В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-432 е.- (Высшее образование).
68. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: дис.доктора.пед.наук. / В.В. Корешков М., 1994,-31 1с.
69. Кочешков Н.В. Декоративное искусство малых народов советского Дальнего Востока: традиции и проблемы развития / Н.В.Кочешков // Опыт некапиталистического пути развития малых народов Дальнего Востока СССР. Владивосток, 1991.-С.89-97.
70. Краски земли Дерсу: фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. Хабаровск: Кн.изд-во, 1982.-276 с.
71. Краткий философский словарь / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. М.: Филол. о-во СЛОВО: Изд-во Эксмо, 2004.-40с.
72. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутейкий. М.: Просвещение, 1972.- 33с.
73. Кудимова Л.Н. Проектирование и моделирование коллекций одежды, учебное пособие / Л.Н. Кудимова. Л.: ЛВХПУ им. Мухиной В.И., 1983.
74. Кузин B.C. Психология. Учебник / B.C. Кузин. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1999.-304с.: ил.
75. Кукушин B.C. Этнопедагогика и этнопсихология: учебное пособие / В.С.Кукушин, Л.Д.Столяренко. Ростов-н/Д: Феникс, 2000,- 443с.
76. Лементович Т. Искусство народов Приамурья: традиции и новации / Т. Лементович // Словесница искусств. Хабаровск, 2001, №8, С.6-7
77. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1972. №12, 130с.
78. Лихачев Д.С. Избранное: Воспоминания / Д.С. Лихачев. 2-е изд. перер. - Спб.: Логос, 2000.- 650с.: ил.
79. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки / Д.С. Лихачев. -Л., 1985.
80. Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские / И.А. Лопатин. Владивосток, 1922.
81. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. М.: Просвещение, 1990.-192 с.- (Психол. наука школе).
82. Матвеева (Дуван) Т.Б. Орнаментальное искусство ульчей: мастера и традиции / Т.Б. Матвеева (Дуван), П.Я. Гонтмахер. Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Градекова, 2003.-10с.
83. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981.- 96с.
84. Мельникова Т.В. Дар «рыбьекожих варваров» / Т.В. Мельникова // Словесница искусств. Хабаровск, 2005, №16, С.54-58.
85. Мельникова Т.В. Традиционная одежда нанайцев (XIX XX вв.) / Т.В. Мельникова. - Хабаровск, 2005.- 240с.
86. Наин А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А.Я. Наин // Педагогика. М, 1996. №5, С.45-49.
87. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1987,- 322с.
88. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожнгов. М., 1984.
89. Окладников А.П. Древние амурские петроглифы и современная орнаментика народов Приамурья / А.П.Окладников // Совет. Этиография. 1959.-№2.-С.38-46.
90. Оненко С.Н. Нанайско-русский словарь / С.Н. Оненко. М.: Рус.яз., 1980.- 552с.
91. Основные термины дизайна: Краткий справочник-словарь. М.: ВНИИТЭ, 1988.
92. Основы педагогического мастерства: учебн. пособие для пед.спец.высш.учебн.заведений / Зязюн H.A., Кривонос И.Ф., Тарасевич H.H. и др.; Под ред. Зязюна И.А. М.: Просвещение, 1999.302 с.
93. Основы теории проектирования костюма / Под ред. Козловой Т.В. М.: Легпромбытиздат, 1988.
94. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов-н^-Дону: Феникс, 2001. - 320с. - (Сер. «Учебники ХХвека»),
95. Отаина Г.А. Воспитание экологического сознания у народов Дальнего Востока / Г.А.Отаина // Культура дальнего Востока XIX-XX вв.-Владивосток, 1992.
96. Пармон Ф.М. Рисунок и графика костюма / Ф.М. Пармон М.: Легпромбытиздат, 1987.-208с.
97. Пармон Ф.М. Эстетика форм и конструкций костюма (в историческом аспекте): учебное пособие по рисунку и спецкомпозиции для студентов / Ф.М. Пармон М.: Легпромбытиздат, 1982.- 108с.: илл.
98. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Педагогическое общество России, 2006.- 608с.
99. Педкасистый П.И. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы: учебное пособие / П.И. Педкасистый, Б.В. Горячев. М., 1991.
100. Педкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Педкасистый М.: Педагогика, 1980.-240с.
101. Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма: дис.канд.пед.наук: 13.00.02 / Плотникова Е.В. -М., 1995,- 190с.
102. Подымова JI.C. Подготовка учителя к инновационной деятельности / JI.C. Подымова. М., 1995.
103. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса / Я.А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983., С. 3-25.
104. Проблемы дизайна костюма и пути их исследования / Под ред Гусейнова Г.М. М.: ГАСБУ, 1997.
105. Просецкий П.А. Психология творчества: учебное пособие / Просецкий П.А., Семиченко В.А. / науч.ред. д-р.псих.наук М.И. Дьяченко. М.: Изд-во «Прометей» МПГИ им. В.И. Ленина, 1989.- 82с.
106. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общей ред. Дружинина В.Н. СПб.: Питер, 2003.-656с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
107. Рисунок, живопись, композиция: Хрестоматия / Сост. H.H. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В.Шорохов М.: Просвещение, 1989.-207с.
108. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн.- СПб, 1999.
109. Рытвинская Л.Б. Образно-ассоциативная основа творчества художника-модельера: Учебное пособие / Л.Б. Рытвинская. М.: МТИ им. Косыгина А.Н., 1980.
110. Сафина Л.А. Дизайн костюма / Сафина Л.А., Тухбатуллина Л.М., Хамматова В.В. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-390с.: цв.илл.-(Высшее образование).
111. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: кн. для учителя / Сост. Т.Б. Митлянская. М.: Просвещение, 1983.- 256с.
112. Сем Ю.А. Проблемы истории народностей южной части русского Дальнего Востока (XVII в. 1917 г.): автореф. дис.докт. ист.наук / Сем Ю.А. - Владивосток, 1989. - 19с.
113. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H.; под ред. В.А.Сластенина: В 2 ч. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1 - 288с.; 4.2 - 256с.
114. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / Сластенин В.А., Подымова Л.С. М., 1997.
115. Смоляк A.B. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина / A.B. Смоляк . М., 1984.
116. Соколов М.В. Развитие художественно-творческих потребностей школьника на занятиях по обработке металла (факультатив по эмали): дис. .канд.пед.наук: 13.00.02 / Соколов M.B. М., 1993.-205с.
117. Старикова В.Г. Художники Приамурья / В.Г. Старикова. -Хабаровск: Кн. изд-во, 1970.-64с.
118. Стратонова Л.М. Графическая деятельность на занятиях по моделированию одежды как средство формирования художественного мышления: дис.канд.пед.наук: 13.00.02 / Стратонова Л.М. М., 1991.- 160с.
119. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. -Минск, 1978.
120. Таксами Ч.М. К вопросу о культе предков и культе природы у нивхов/ Ч.М.Таксами // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX-начале ХХвв.-Л., 1971,- С.201-210.
121. Тарвид Л.П. Особенности традиционного костюма народов Приамурья / Тарвид Л.П. // Этнос и культура.- Владивосток, 1994.-С.118-130.
122. Те плов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Б.М. Теплов. М: Педагогика, 1985
123. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. -М., 1961.
124. Титорева Г.Т. Философия амурского лоскута / Г.Т. Титорева // «Словесница искусств». Хабаровск, 2003, №12, С.58-62.
125. Туний А.Н. Реализация принципа региональное™ в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. .канд.пед.наук: 13.00.08 / Туний А.Н. Тюмень, 1999.
126. Ударцева A.B. Методические основы обучения студентов художественно-графических факультетов орнаментальной композиции (на материале кружевоплетения): дисс.канд.пед.наук: 13.00.02 / Ударцева A.B. М., 2004. - 225с.
127. Шишкина В.А. Искусствоведческое краеведение как одна из форм подготовки учителя изобразительного искусства В.А. Шишкина1. сб. науч.тр.межвуз. науч.-практ. конферен. Хабаровск: ХГПИ, 1984.- С.41-47.
128. Шиянов E.H. Развитие личности в обучении: учебн. пособие для студ. пед. вузов. / E.H. Шиянов, И.Б. Котова. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-288с.
129. Шорохов Е.В. Композиция: учебник для студентов ХГФ педагогических институтов / Е.В. Шорохов. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986.-207с.
130. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е.В. Шорохов. М.: Провсещение, 1977.- 112с.
131. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: опыт разработки теории инновационного процесса в образовании / Н.Р. Юсуфбекова.-М., 1991.
132. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская М.: Педагогика, 1979.- 144с.
133. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. М., 2000.
134. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон М.: Искусство, 1965.- 86с.
135. Якобсон П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. М.: Знание, 1971.-46с.
136. Яковлев В.Г. Проблемы художественного творчества / В.Г. Яковлев. М.: Высшая школа, 1972.
137. Gropley A.J. Creativity. Longman, 1971, pp. 17-53.
138. Jones T.P. Creative Learning in Perspective. London Press, 1972, 1972, pp. 69-142.
139. Laufer B. The Decorative Art of the Amur Tribes: Memoirs of the American Museum of Natural History. V, VII. New York, 1902, pp. 2 45.
140. Maslow A. (H.) Theory of Human Motivation. New York, 1954.
141. Maslow A. (H.) Toward a Psychology of Being. New York, 1968.
142. Willes G. The Art of thought. L., 1946.- 1УЗ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.