Диалог вербального и пластического в творчестве Михаила Шварцмана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Тюгаева, Ксения Олеговна
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 229
Оглавление диссертации кандидат наук Тюгаева, Ксения Олеговна
Оглавление
Введение
Глава I. Теория иератизма М. Шварцмана
1.1. Основные положения теории иератизма
1.2. Художественные предпосылки возникновения теории 1950х - начала 1960х годов
1.3. Духовные истоки становления и развития теории 1950х - начала 1960х годов
Глава II. «Слова и вещи» в зрелом творчестве М. Шварцмана
2.1. Слово в контексте изображения в творчестве М. Шварцмана 1960х -1990-х годов
2.2. Анализ литературного наследия 1960х - конца 1970х годов
2.3. «От реализма к символизму» в живописи 1960-х - 1990х годов
2.4. Пластические особенности зрелого творчества М. Шварцмана
Заключение. Взаимосвязь пластических и вербальных композиций в
творчестве М. Шварцмана
Список литературы
Словарь терминов
Приложение 1. Список иллюстраций
Приложение 2. Иллюстрации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Живопись Аркадия Пластова 1930-1960-х годов. Творческий метод и образно-смысловые структуры2018 год, кандидат наук Филиппова Инга Игоревна
Пейзаж в изобразительном искусстве Великого Новгорода второй половины XX - начала XXI века: особенности формирования, эволюция и типология2017 год, кандидат наук Акифьева, Светлана Викторовна
Творчество В.Я. Ситникова (1915-1987) и его школа в контексте художественной жизни Москвы 1950-1980-х гг.2014 год, кандидат наук Архарова, Наталья Александровна
Творчество Михаила Шемякина: видовая и жанровая проблематика2021 год, кандидат наук Сазонова Ольга Анатольевна
«Религиозные сюжеты Наталии Гончаровой: иконографические источники и культурные контексты»2022 год, кандидат наук Серова Галина Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалог вербального и пластического в творчестве Михаила Шварцмана»
Введение
Михаил Матвеевич Шварцман (1926-1997) - легенда нескольких поколений. Будучи современником художников-нонконформистов (1960-х годов XX века), он дистанцировался от господствующего в то время направления в искусстве, поэтому его творчество называют «другим», в «другом» искусстве.
Причина тому проста: Шварцман - многогранный художник, а такие художники редко умещаются в границы конкретного направления или стиля, несмотря на то, что стоят у его истоков, являются его основоположниками. Шварцман создавал свое, личное искусство, воспроизводя свой мир, который был для него «Домом Высшей Жизни»1: только там его душа успокаивалась, убегая от суеты и богемной жизни.
Михаил Шварцман - создатель новой уникальной теории иератизма, воплощением которой являются работы - «иературы» (от древнегреческого hieros - «священный», «знаковый»), которые «есть знак и как знак есть свое молчаливое имя»2. Предназначение этих знаков - достижение главной идеи теории - передача иерархического построения мирового устройства посредством живописных выразительных средств. В свете этого, себя Шварцман называл не художником, а иератом — создателем иератур, совершающим священнодействие - обнаружение знака.
Иератика, по убеждению Шварцмана, - универсальный язык будущего, явившийся вехой на пути к новому языку в искусстве третьего тысячелетия. В ней он видел импульс для архитектуры и скульптуры нового стиля, но только живопись поглощала его целиком, именно ей он посвятил всю свою жизнь, несмотря на поэтический дар.
Иератическая художественная система построена на толковании знака как образа, который отождествляется с предметами и явлениями реального и нереального миров, одновременно вербально и невербально раскрывая в сознании зрителя свое символическое значение. Сама же иература основана на соотношении простых составляющих (геометрические формы, линии) и сложного смыслового значения. Это единый звучащий организм, соборной формы, представляющий алфавит Шварцмана и раскрывающий метаморфозы жизни Вселенной.
Иератическая живопись и теория о ней в целом, являются воплощением отношения художника к миру и его пониманию и выявляют уникальность таланта Шварцмана, как художественного, так и литературного, поэтического.
Но его талант долгое время был скрыт от зрителя. Художник не был публичным человеком: практически не давал интервью, отказывался продавать и выставлять свои работы, поэтому лишь сравнительно недавно и постепенно творчество Шварцмана стало открываться, прежде всего, ценителям искусства и специалистам. Перед ними предстал сложный и тонкий мир духовного искусства, выраженный в многогранном иератическом знаке.
Началом зарождавшегося интереса к своеобразному и «другому» искусству Шварцмана можно считать данное им впервые в жизни интервью (22.11.1987 года - интервьюер JI. Кащук)1 в котором приводятся биографические данных художника и обзор становление его творчества. А кульминацией творческого пути при жизни художника, стала большая персональная выставка в Государственной Третьяковской Галерее в 1994 году. Экспозиция вызвала большой интерес к творчеству Шварцмана со стороны искусствоведов, специалистов искусства XX века, прессы и
1 Текст интервью приводится в книге Михаил Шварцман. СПб.: Palace Editions, 2005. С. 9
зрителей. О нём заговорили как о художнике, чья живопись мыслится как способ творения знаков нового художественного языка.
Позднее, начиная с 1997 года был организован ряд выставок, посвященных творчеству художника-иерата Шварцмана:
• В 1997 году была организована выставка живописи и графики М. Шварцмана в Галерее «Дом Нащокина» в Москве;
• В 2001 году «Ретроспектива» в Государственном Русском Музее;
• В 2006 году «Михаил Шварцман. Товарные знаки СХКБ Легпрома» в Государственном музее архитектуры в Москве;
• В 2008 году «Графика» Михаила Шварцмана» в Государственном Русском Музее;
• В 2012 году прошла выставка «Мастер. Школа. Ученики» в Строгановском дворце Государственного Русского Музея, где были экспонированы произведения мастера советского неофициального искусства Шварцмана и его учеников.
Череда этих выставок обнажает реальность факта возрастающего интереса к иератической живописи, к сожалению, уже посмертного. Возможно этого и хотел Шварцман, поскольку при жизни художника иературы вызывали меньший интерес, чем сама личность мастера. Он был пророком и нес свою миссию, а после его ухода, искусство, бережно хранимое женой Ираидой Шварцман, родными и близкими, учениками, которое несет в себе часть души самого художника, стало нескончаемой тайной, загадкой нового времени, будущего, к которому апеллировал в своих текстах и иературах Шварцман.
Именно эта «загадка будущего», таинство обусловили необходимость проведения исследования, посвященному многогранному творчеству Шварцмана, являющееся на данный момент все еще недостаточно изученным и, обращаясь к которому, возникает больше вопросов, чем ответов.
Актуальность темы исследования
Исследование вербального и пластического является значимой проблемой в истории искусств. В настоящее время наиболее изученной в этой области является искусство модернизма. Однако, минимальной остается исследование темы диалога, взаимодействия пластического и вербального периода постмодернизма, особенно в творчестве отечественных художников 1960-х - 1990-х годов, которые в настоящее время стали доступны и популярны как с экспозиционной точки зрения, так и идеологической (выпускают периодические издания, альбомы, брошюры, исследуются идеи, методы и оригинальные теории художников).
В творчестве Шварцмана проблема диалога вербального и пластического стоит наиболее остро и не была исследована как таковая. Более того, сам художник считал иератическое искусство воплощением вербальных и невербальных свидетельств, но одновременно утверждал об исключительной невербальности знаков, что вносит неясность и определенно требует исследования. В данной диссертационной работе творчество Шварцмана впервые рассматривается масштабно и открываются новые грани теории художника, исследуется литературное и живописное творчество, которое вырастает в диалог вербального и пластического и является результатом взаимодействия всех сфер деятельности художника.
И несмотря на то, что скрытность личности Шварцмана и загадочность его искусства породили атмосферу недоступности, неприкасаемости, некое обожествление иератического искусства, творчество художника продолжает быть актуальным как для зрителя, так и для исследования. Рассматривая его мы можем наиболее ярко проследить взаимодействие, взаимосвязь вербального и пластического, в том числе и как способ коммуникации, диалога художника со зрителем. Тем самым, достигнуть решения еще одной проблемы, связанной с постижением смысловой сущности иератических
композиций многогранного искусства Шварцмана, так как в настоящее время работ по исследованию его творчества (в частности описания и анализа пластического и вербального языка иератических композиций и литературного наследия) практически нет, что в очередной раз подтверждает факт острой необходимости производства исследования этой области нового языка и нового познания.
Кроме того, способность изучения и проникновения в тайны творчества Шварцмана обусловлена его собственной позицией: искусство не было понятым и принято современниками - оно обращено к человеку будущего. Современное поколение - это и есть - люди будущего, которые способны не только прочувствовать существо мироздания, к чему устремлено иератическое искусство, но и понять сакральное значение послания художника, выраженного в иератическом знаке.
Но не каждому человеку новейшей истории искусства просто проникнуть в тайны Вселенной, которые раскрывал на основах своей теории Шварцман -этот путь сложен и символичен, сообразно всему творчеству художника. Но, преодолев его, можно достигнуть высшего уровня самосовершенствования и самопознания, что изначально является высшей целью человеческого существования и актуально всегда.
Вышесказанные доводы раскрывают актуальность тематики настоящей работы и необходимость решения ее проблем.
Степень изученности темы исследования
Для того, чтобы полноценно проанализировать весь творческий комплекс художника Шварцмана, целесообразно не хронологическое исследование источников и литературы, а их тематический анализ.
Весь комплекс существующей литературы можно разделить на пять тематических блоков:
1) литература о жизни и творчестве художника (монографические работы, статьи, воспоминания, альбомы, включая издание литературного творчества художника);
2) труды по истории искусства, где творчество Шварцмана исследуется наряду с другими художниками отечественного искусства второй половины XX века;
3) литература по общей проблеме истории искусства, раскрывающая предпосылки творчества Шварцмана (иконописное искусство, импрессионизм, символизм, авангард);
4) работы, посвященные вопросам религиозно-философского характера, которые являются основополагающими для постижения индивидуального мировоззрения мастера и его воплощения в живописи;
5) методологическая литература, раскрывающая смысловые значения обозначений, понятий и терминов, которыми оперирует Шварцман в литературном наследии, необходимая для постижения иератического творчества художника.
1). Существующий ряд изданий о жизни и творчестве Шварцмана включает в себя воспоминания, дневники автора, альбомы и статьи искусствоведов. Первое издание на русском и английском языках «Михаил Шварцман. Mikhail Shvartsman» 1 вышло в 2001 году под редакцией Государственного Русского Музея. В данном альбоме содержится статья
л
искусствоведа Д. Сарабьянова «Завещание Шварцмана» , в которой автор дает краткую характеристику творчеству и уникальной теории художника. В ней затронуты такие аспекты как: пророческая миссия художника, важные свойства композиции картин и иератического искусства в целом, подход к восприятию и интерпретации произведений, что обеспечило Шварцману
1 Михаил Шварцман. СПб: Palace Editions, 2001.
2 Сарабьянов Д. Завещание Шварцмана. // Михаил Шварцман. СПб: Palace Editions, 2001. с. 3 -14
место «другого» на территории «другого» искусства. А также издание включает альбом иллюстраций, в котором помещены размышления художника о Боге, творчестве, личности.
Чаще всего в литературе, посвященной творчеству Шварцмана, существующие темы перекликаются и представляют собой отголоски полной монографии, которая называется «Михаил Шварцман» \ посвященная жизни и творчеству художника, и подготовленная в 2005 году Государственным Русским Музеем в жанре каталога-резонне. В создании монографии принимали участие близкие и родные художника. И. Шварцман (жена художника) и Д. Горохов (его ученик) взяли на себя труд по сбору и систематизации публикуемых в этом издании материалов. В книгу вошли аналитические статьи, воспоминания о Шварцмане, литературное творчество самого художника, репродукции произведений живописи и графики Шварцмана и фотографии разных лет его жизни.
В том же 2005 году был издана книга «Михаил Шварцман. Товарные знаки СХКБ Легпрома. Школа, метод, характеры»2, составителями которой выступили Д. Горохов и В. Цыганков, включающая обзорную статью «Новая жизнь товарных знаков»3 Е. Плавинской. Плавинская уделила внимание как теории художника, его педагогической деятельности, так и дизайнерским взглядам Шварцмана. В книгу вошло более 230 знаков, разработанных в период с 1965 по 1995 годы, собраны интервью учеников: Александра Коноплева, Бориса Трофимова, Ольги Вельчинской, Игоря Тер-Аракеляна, Елены Трофимовой, Дмитрия Комиссарова и других.
1 Михаил Шварцман. СПб.: Palace Editions, 2005.
2 Михаил Шварцман. Товарные знаки СХКБ Легпрома. Школа, метод, характеры. М.: Триада ЛТД, 2005.
3 Плавинская Е. Новая жизнь товарных знаков. // Михаил Шварцман. Товарные знаки СХКБ Легпрома. Школа, метод, характеры. М.: Триада ЛТД, 2005. С 7 - 8.
В 2008 году Русским Музеем была опубликована и выпущена новая книга - альбом «Графика Михаила Шварцмана» 1, на тему одноименной выставки, где графическое наследие художника впервые представлено как самостоятельная, отдельная ветвь творчества, в отрыве от иератической живописи — его главного дела жизни. Графикой представлены три основные (не считая самого раннего, реалистического) периода творчества Михаила Шварцмана: «Фигуратив» (Остранения), «Лики» (Метапортреты) и Иературы. Кроме альбома репродукций в издании опубликованы тексты самого художника, краткая биография и статья о его графическом наследии.
Каталог «Михаил Шварцман. Мастер. Школа. Ученики» также был выпущен к одноименной выставке. Книга включает статьи, исследующие содержание понятия «иератическое искусство», которым художник определял суть собственного творчества, укорененного в глубоко религиозном отношении к миру, и характер преломления индивидуальной системы мастера в творчестве его учеников. Альбом иллюстраций состоит из девяти разделов, знакомящих с произведениями самого Михаила Шварцмана и художников его школы (В.Башенин, Д.Горохов, Д.Комиссаров, Н.Медведев, Г.Спирин, В.Теплухин, М.Федоров, А.Чащинский), включает их воспоминания, а также краткие биографические сведения. В книге опубликованы страницы из записных книжек Шварцмана 1970-1980-х годов, раскрывающие взгляды автора на сущность собственного творчества, документальные фотографии, связанные с историей школы.
Кроме того, существует ряд статей специалистов и исследователей иератического искусства, опубликованных в официальных периодических изданиях, в том числе доступных в электронных ресурсах. Как правило, авторы знакомят читателей с творчеством Шварцмана и исследуют
1 Михаил Шварцман. Графика. СПб.: Palace Editions, 2008.
2 Михаил Шварцман. Мастер. Школа. Ученики. СПб.: Palace Editions, 2011.
оригинальность изобразительного языка иератической живописи: А. Боровский1, Д.Смолев2, В. Лернер3, В. Максимов4, О. Юшкова5.
Однако, главное место в ряду таких публикаций занимает статья С. Кускова «Иератизм» М. Шварцмана»6, опубликованная еще при жизни художника в 1992 году в журнале «Искусство», в которой автор дает краткую, но всестороннюю оценку творчества художника, рассматривая и анализируя пластический язык и сакральный смысл замысловатого иератического искусства.
Особенно ценным и неожиданным для исследователей искусства Шварцмана и его почитателей оказалось отдельное издание литературного творчества художника, которое непосредственно используется для анализа вербальной составляющей иератического искусства в данной диссертационной работе. Стихи и письма художника в книге «Михаил Шварцман. Смородинные сумерки. Стихи и письма.»7открыли его жизнь и творчество с новой, лирической, поэтической стороны. Изучение представленного материала позволяет погрузиться в культурный контекст эпохи 60-80-х XX века и дает еще один ключ к пониманию мировоззрения Шварцмана, его художественного слова.
2). Обращаясь ко второму тематическому блоку, следует уточнить, что творчество Шварцмана здесь исследуется не как самостоятельный феномен, а в контексте отечественного искусства второй половины XX века.
1 Боровский А. Феномен Михаила Шварцмана: язык и реальность // Новый мир искусства. 2001. №5(22). С. 24-27.
2 Смолев Д. Дело мое - иератизм // Новая Юность. 2007. №5 (80). URL: http://www.jungland.ru/node/3077
3 Лернер В. Первый и последний Иерат // Русский журнал. 1998. URL: http://www.russ.ru
4 Максимов В. Михаил Шварцман. Неофициальный» классик // Лехаим. - 2006. - № 6 URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/l70/dl .htm
5 Юшкова О. Михаил Шварцман: На пути к новому канону // Третьяковская галерея. 2008. №4. С. 64-67
6 Кусков С. Иератизм М. Шварцмана // Искусство. 1992. №1. С.2-4
7Михаил Шварцман. Смородинные сумерки. Стихи и письма. М.: Новости, Palace Editions, 2011.
К данной теме работ и статей относятся: диссертация Е.Е.Асеевой1 и альбом «Государственная Третьяковская Галерея. Искусство XX века»2. «Русское искусство XX века» Екатерины Деготь3, где автор приводит общие сведения о периодизации творчества художника, названии теории, возможных истоках ее формирования, и намек на антиэкспозиционную стратегию подпольного искусства М. Шварцмана. Книга М. Уральского4, приводит собранные воедино факты и свидетельства очевидцев движения андеграунда и статья В. Турчина5, в которой автор исследует творчество московских художников периода 1950-1990-х годов, в том числе, Шварцмана, рассуждая о нем, как о своеобразном диссиденте абстрактного творчества, подчеркивая обращение к активной знаковой системе и стремление к «иконности».
3). В связи с тем, что художественный язык и метод Шварцмана основан на совокупности разных направлений и стилей истории искусства, третий тематический блок требует обращения к чрезвычайно широкому кругу
6 7 8
авторов и их исследованиям: В.А. Леняшин , И. Вакар , Д.В. Сарабьянов , О. Тарасов9, Е. Петровой и Жан-Клода Маркадэ 10; К. Малевича1, П. Филонова2, В. Турчина3, С. Даниэль4, А. Ерофеева5, Ю. Герчука6.
1 Асеева Е. Послевоенное абстрактное искусство в России (1950-1980). Дис. на соискание учен, степени кандидат искусствоведения, СПб., 2002.
Государственная Третьяковская Галерея. Искусство XX века. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2006. 66 с.
3 Деготь Е. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2002. С. 159 - 163.
4 Уральский М. Избранные, но не званные: историография «независимого» художественного движения. СПб.: Алетейя, 2012.
5 Турчин В. Вторая школа абстракции в Москве 1950-1990 — е годы. Судьбы, имена, художественные поиски // Вопрос Искусствознания. 1996. №1 (8). С.115-151.
6 Леняшин В. А. // М. Врубель. СПб.: Palace Editions, 2006. С. 5-10. Леняшин В.А. Неоклассицизм в России. СПб.: Palace Editions, 2008. С. 5-10. Леняшин В.А. ...Художников друг и советник. Л: Художник РСФСР, 1985.
7 Вакар И. Проблема живописного пространства: от символизма к авангарду // Искусствознание. 2001. № 1. С. 331 - 339.
8Сарабьянов, Д. В. Символизм в авангарде : некоторые аспекты проблемы. Тезисы // Искусствознание. 2001. № 1. С.310-315.
9 Тарасов О. Икона в русском авангарде // Искусство, 1992. №1. С. 49 - 53
10 Авангард: до и после. СПб.: Palace Editions, 2005.
4). В рамках избранной темы кроме искусствоведческой литературы были использованы труды религиозно-философской тематики, которые хорошо знал Шварцман, выражая и претворяя в своем творчестве некоторые идеи русских мыслителей. К данным изданиям относятся те, к которым действительно обращался художник (по данным текстов дневников автора), и в которых кроется нечто обобщающее творчество Шварцмана с их религиозно-философскими концепциями: Н. Бердяев в работе «Смысл
п
творчества. Опыт оправдания человека» определяет искусство, как язык знаков трансцендентной основы бытия; В.Иванов в своей книге «Собрание
о
сочинений, т.2» раскрывает понятие «символический реализм» и говорит об изображении видимого мира как ответа и отзвука иного невидимого мира; метафизические поиски и преображения Шварцмана, более всего роднятся с идеями о пространственности и времени в текстах П. Флоренского, которые представлены в работе «Статьи и исследования по истории философии искусства и археологии»9. В том числе к разделу работ религиозно-философского направления относятся те труды, не только идеи которых воплотились в искусстве Шварцмана, но и цитаты которых можно наблюдать в его текстах, например: Л. Шестов. «Афины и Иерусалим»10; Спиноза Б. «Сочинения в 2х т.»11 и другие.
1 Малевич. К. Черный квадрат. СПб.: Азбука - классика, 2003.
2 Филонов П. Дневник. Спб.: Азбука, 2000.
3 Турчин В. По лабиринтам авангарда. М.: МГУ, 1993.
4 Даниэль С. Беспредметное искусствознание // Вопросы искусствознания. 1994. №1. С. 111 -119
5Ерофеев А. Неофициальное искусство». Художники 60-х годов // Вопросы искусствознания. 1993. № 4. С. 189 - 203
6 Герчук Ю. Время перемен. Искусство 1960 - 1985 в Советском Союзе // Вопросы искусствознания. 1996. №1 (8). С. 49 - 97
7 Бердяев Н. Смысл творчества Опыт оправдания человека. М. 1991. 358 с.
8 Иванов В. Собрание сочинений. Т.2 Брюссель., 1974. 538 с.
9 Флоренский, П.А. Статьи и исследования по истории философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000.447 с.
10 J1. Шестов. Афины и Иерусалим. М.: ACT, 2007.416 с.
11 Спиноза Б. Сочинения. В 2х т. СПб..: Наука, 1999. т.1.489 с.
5). К методологическим источникам, которые легли в основу формулировки понятий и значений, раскрывающих смысл творчества
Шварцмана можно отнести следующие: Степанов Ю. «Семиотка:
1 2 Антология» ; Дмитриева Н. «Изображение и слово» ; Фуко М. «Слова и
вещи. Археология гуманитарных наук»3; Зедльмайер X. «Искусство и истина:
История искусства как история стиля»4; Лосев А.Ф. «Проблема символа и
реалистическое искусство»5; Тарабукин, Н. «Проблема пространства в
(л П
живописи» ; Смирницкий А. И. «Значение слова» ; Философский энциклопедический словарь, под редакцией Л. Ф. Ильичева8, «Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века» под редакцией В. В. Бычкова9.
Таким образом, анализ имеющейся литературы и поднятых тем в выше перечисленных источниках, лишь намечают проблематику дальнейшего исследования творчества Шварцмана, так как ряд серьезных вопросов остался вне поля зрения авторов и ученых, и если рассматривался, то обособленно или в контексте отечественной культуры и искусства XX века. Это позволяет сделать вывод, что искусство Шварцмана изучено недостаточно и требует углубленного исследования.
В связи с тем, что в настоящее время для изучения творчества Шварцмана предоставляются новые условия (живописные работы хранятся в
1 Степанов Ю. Семиотка: Антология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 702 с.
2 Дмитриева Н. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. 315 с.
3 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-сас1,1994. 408 с.
43едльмайер X. Искусство и истина: История искусства как история стиля М.: Искусствовзнание, 1999. 367 с.
5 Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320с.
6 Тарабукин Н. Проблема пространства в живописи // Вопросы Искусствознания. 1993. №1. С. 170-205
7 Смирницкий А. И. Значение слова //Вопросы языкознания. 1955. №2. С.79 -89
8 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983. 840 с.
9Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В.В.Бычкова. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 607 с.
фондах лучших музеев и галерей России и Зарубежья; сформирован «Фонд наследия Михаила Шварцмана» при Государственном Русском Музее; издана монография, альбомы, включающие дневники, письма и стихи автора; проводятся встречи с учениками, исследователями и специалистами, родственниками художника, посвященные его творчеству, в рамках выставочной деятельности мастера), для исследования диалога вербального и пластического в творчестве Шварцмана, элементы которого воплощены в едином художественном комплексе, появилась возможность, позволяющая расширить представление об иератической живописи и ее сакральной сущности.
Объект исследования
Живописное и литературное творчество М. Шварцмана.
Предмет исследования
Взаимодействие вербального и пластического в творчестве М. Шварцмана 1950-х-1990-х годов.
Гипотеза исследования
Михаил Шварцман - многогранный художник, претворивший свое художественное видение не только в живописи, обосновывая ее теоретически, но и в литературе, поэзии. Его творчество является результатом синтеза, основанного на интерпретации и переосмыслении опыта предшественников в искусстве и философско-религиозных взглядах. Так Шварцман создает уникальное в своем роде иератическое искусство, представляющее собой единый комплекс мировоззрения художника, внутри
которого все элементы целого творчества (вербального и пластического) взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии.
Диалог вербального и пластического в творчестве Шварцмана аллюзивно включает в себя целый пласт проблем, поэтому рассматриваемые слово и изображение не означают собственно текст и живописную работу. Пластическое - не чисто визуальное отражение, это часть вербального, то есть включает в себя проблему слова (художественное слово, обоснование, название, трактовка, подпись и так далее). И наоборот, вербальное это не только буквы - взаимосвязь теории, текстов, дискурса, пророческого слова и знака на плоскости, изображения. В основании этих понятий рассматривается проблема взаимодействия и личности художника, раскрывающая вопросы художественного слова, художественного сознания, образа, и художественного видения произведений как вещи, ее бытования, трактовки, существования в истории искусств.
Цель исследования
Выявить взаимодействие слова и изображения в творчестве М. Шварцмана 1950-х- 1990-х годов.
Задачи исследования
• Охарактеризовать и провести структурирование основных положений теории иератизма, исследовать художественный образ (знакообраз), как основополагающее понятие в творчестве Шварцмана, раскрывающее значение иератических живописных форм и теории в целом;
• Проследить художественные предпосылки и духовные истоки становления и развития творчества Шварцмана, влияющие на
формирование теории иератизма, художественного языка и творческого метода мастера;
• Исследовать специфику понятия «слово» и проследить взаимосвязь вербального и пластического в творчестве Шварцмана;
• Провести стилистический анализ литературного наследия Шварцмана и определить влияние художественного слова на изображение в творчестве мастера;
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Истоки формирования неофициального искусства Саратова (Николай Гущин и его круг)2020 год, кандидат наук Дорогина Елена Алексеевна
Неоклассические тенденции в русской портретной живописи 1900-1910-х годов2011 год, кандидат искусствоведения Амирова, Гульназ Миралимовна
Творчество А.А.Пластова в европейском контексте2020 год, доктор наук Пластова Татьяна Юрьевна
Творчество А. А. Пластова в европейском контексте2022 год, доктор наук Пластова Татьяна Юрьевна
Творчество И.Т. Богдеско: специфика художественного языка книжной графики2017 год, кандидат наук Кошкина, Ольга Юрьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тюгаева, Ксения Олеговна, 2013 год
Список литературы
1. Абстракция в России. XX век: в 2 т. / авт. Вст. Ст. Е. Петрова. - Спб.: ГРМ, Palace Editions, 2001. - 1 т. - 382 с.
2. Абстракция в России, XX век: в 2 т: / авт. Вст. Ст. Е. Петрова. - Спб.: ГРМ, Palace Editions, 2001. - 2 т. - 432 с.
3. Авангард: до и после / Е. Петрова, Ж.-К. Маркадэ. - СПб.: ГРМ, Palace Editions, 2005.-288 с.
4. Аймермахер, К. От единства к многообразию. Разыскания в области «другого» искусства 1950-1970-х годов / К. Аймермахер. - М.: РГГУ, 2004. - 374 с.
5. Алпатов, М. Живописное мастерство Врубеля / М. Алпатов. - М.: Лира, 2000.-264 с.
6. Государственная Третьяковская галерея: Альбом. / сост. альбома и авт. вст. ст. С. Дружинин. - М.: ИЗОГИЗ, 1959. - 132 с.
7. Аристотель. Метафизика. Собрание сочинений в 4 т. / Аристотель, ред. В. Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1976. - 1т. - 550с.
8. Белый, А. Арабески. / А. Белый. - М.: Мусагет 1911. - 501 с.
9. Бердяев, Н. Смысл творчества (опыт оправдания человека) / Николай Бердяев. М. - 1916. - 358 с.
Ю.Бердяев, Н. Философия свободного духа / Н. Бердяев. - М.: Республика, 1994. - 480 с.
11 .Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания / Под общей ред. П. И. Лебедева, ред.- сост. В. Н. Перельман. -М.: Советский художник, 1962. - 403 с.
12. Бодрийар, Ж. Система вещей / Ж. Бодийар; [пер. с франц. С. Зенкина]. -М.: Рудомино, 1995.-172 с.
13. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусства: проблема эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин. - М. - Л.: Академия, 1930.-330 с.
14. В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 19201950-х. Каталог Выставки / Науч. рук. Е.НПетрова; Сост. И.Карасик. -СПб.: ГРМ, Palace Editions, 2000. - 360с.
15.Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. - СПб.: Икар, 1993.-272 с.
16. Возвращение к беспредметному. Каталог Выставки/ Гос. Русский музей. - СПб: Palace Editions, 2004. - 160 с.
П.Волошин М. Лики творчества. / М. Волошин. Л.: Наука, 1988. С. 863.
18. Время перемен. Искусство 1960 - 1985 в Советском Союзе / Соб. авт.ст. Баранов Е., Боулт Д., Леняшин В., Любимова А., Мусакова О.. - СПб.: ГРМ, Palace Editions, 2006. - 416 с.
19. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике / Сост., комм. Э. П. Гомберг-Вержбинской и Ю. Н. Подкопаевой. - 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Искусство, 1976. — 383 с.
20. Герман, М. Между «да» и «нет» // Кат.выст. НЕТ!- и конформисты. Образы советского искусства 50-х до 80-х годов. - Варшава: Фонд Польского Современного Искусства, - 1994. - С. 5
21.Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства / Ю. Я. Герчук. - М.: Рип-Холдинг, 2013. -189 с.
22. Глезер, А. Д. Современное русское искусство/ А. Д. Глезер. - М., Париж, Нью-Йорк: Третья волна, 1994. - 527 с.
23. Голосовкер, Я. Имагинативный абсолют / Я. Голосовкер - М.: Академический проект, 2012. -318 с.
24. Государственная Третьяковская Галерея. Искусство XX века. / Сост. Т.М. Ермакова, А. Е. Обухова; [альбом] - М.: Третьяковская галерея, 2006. -66с.
25. Данилова, И.Е. Слово и зримый образ в европейской живописи от Средних веков до XX века. (Чтения по истории теории культуры. Вып. 33) / И. Е. Данилова. - М.: РГТУ, 2002. - 64 с.
26. Даниэль С. М. Искусство Видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. / С. М. Даниэль. - JL: Искусство, 1990. - 223 с.
27. Дворжак, М. История искусства как история духа / Пер. с нем. A.A. Сидорова, B.C. Сидоровой, А.К. Лепорка. - СПб.: Академический проект,
2001.- 336 с.
28. Деготь, Е. Русское искусство XX века / Е.Деготь. - М.: «Трилистник»,
2002. -224 с.
29. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии / Дионисий Ареопагит [Тексты, пер. с древнегреч.]; авт. вступ. ст. Г. В. Флоровский; кол. авт. Русский Христианский гуманитарный институт. -СПб.: Глаголъ: Университетская книга, 1997. - 1834 с.
30. Дмитриева, Н. Изображение и слово / Н. Дмитриева. - М.: Искусство, 1962.-206 с.
31. Жегин, Л. Язык живописного произведения. Условность древнерусского искусства / Л. Жегин. - М.: Искусство, - 54 с.
32. Зедельмаер, X. Искусство и истина: История искусства как история стиля/ X. Зедельмаер. [пер. с нем., ком. и поел. С.С. Ванеяна]. — М.: Искусствовзнание, 1999. — 367 с.
33. Зоркая, Н.М. Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое / H. М. Зоркая. - СПб.: Алетейя, 2001. - 351 с.
34. Иванов, В. Собрание сочинений: в 4 т. / Вячеслав Иванов; [под ред. Д. В. Иванова и О. Дешарт]. - Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1974. -2 т. -850 с.
35. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 255 с.
36. KAFIS: сборник научных статей. - Спб: Издательский Дом «Литера», 2003.-вып. 1 - 130 с.
37.Кандинский, В. Точка и линия на плоскости. / В. В. Кандинский. - СПб.: Азбука-классика, 2005. — С. 232.
38.Кандинский, В. О духовном в искусстве./ В. Кандинский. — М.: Архимед, 1992.-107с.
39.Киприан (Керн). Архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. / Архимандрит Киприан. - М.: Паломник, 1996. - 444 с.
40.Климков, О. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов / О.Климков / Серия Византийская библиотека. - СПб.: Алетейя, 2001.-285 с.
41.Культурологические записки: вып. 5. Художественная жизнь России от 1970-х к 1990-м / Отв. ред. Н.М. Зоркая. - М.: ГИИ, 1999. - 313 с.
42. Культурологические записки: вып. 6. Художественная жизнь России 1970-х: Исслед. Материалы. / Отв. ред. Н.М. Зоркая. - М.: ГИИ, 2000. -347 с.
43. Кураев, A.B. Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии / А. В. Кураев. - М.: Православная библиотека. Золотой корабль, 2010. — 305 с.
44. Лазарев, М. Давид Штейнберг. / М.Лазарев. - М.: Арт-Родник. 2006. -96с.
45. Лаке, А. Павел Филонов. Очевидец незримого. / А. Лаке. Спб. - М.: ГРМ, 2006.-374 с.
46. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 607 с.
47. Лебедева, В.Е. Пространство мифа в московской живописи 60-х - 70-х годов / В. Е. Лебедева. - М.: ГИИ, 1999. - 159 с.
48. Леняшин, В.А. Художников друг и советник : Современная живопись и проблемы критики / В. А. Леняшин - Л.: Художник РСФСР, 1985. - 315 с.
49. Лиманская, Л. Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта / Л. Ю. Лиманская. - М.: РГГУ, 2004. - 222 с.
50. Лосев, А. Бытие. Имя. Космос. / А. Лосев. -М.: Мысль, 1993. - 959 с.
51. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1995.- 320с.
52.Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман. Избранные статьи в трех томах. - Таллинн: Александра, 1992. -Т. 1 -478 с.
53.Малевич, К. Черный квадрат. / Казимир Малевич; вступ. ст. и коммент. A.C. Шатских. - 2-е изд., испр. - СПб.: Азбука - классика, 2003. - 576 с.
54. Мамардашвили М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили; сост. и общ. Ред. Ю.П. Сенокосова - 2-ое изд., изм. и доп. - М.: Прогресс, Культура, 1992. - 408 с.
55.Мандельштам, О. Э. Слово и культура: статьи. - М.: Советский писатель, 1987.-320 с.
56.Мислер, Н., Боулт, Дж. Филонов. Аналитическое искусство. М.: Советский художник, 1990. - 248 с.
57. Михаил Шварцман. Живопись, рисунок. / Каталог. - M.: Apollon Foundation New York, 1994. - 64 с.
58.Михаил Шварцман / Гос. Русский Музей; Музей Людвига в Русском музее; Науч.рук. Е.Н.Петрова. - СПб.: Palace Editions, 2001. - 112 с.
59.Михаил Шварцман: монография / Гос. Русский Музей; сост. Е. Барабанов, Д. Горохов, Н. Федорова, И. Шварцман. - СПб.: Palace Editions, 2005. -448 с.
60. Михаил Шварцман. Графика / Гос. Русский Музей; сост. Дмитрий Горохов, Надежда Федорова, Ираида Шварцман. - СПб.: Альманах, Palace Editions, 2008. - 304 с.
61. Михаил Шварцман. Мастер. Школа. Ученики / Гос. Русский Музей; науч. рук.: Е. Петрова; авт. ст.: Д. Комиссаров, Е. Барабанов. - СПб.: Альманах, Palace Editions, 2011. - 160 с.
62. Михаил Шварцман. Смородинные сумерки. Стихи и письма / Сост. И. Шварцман, Д. Горохов. — М.: Новости, Palace Editions, 2011.- 175 с.
63. Михаил Шварцман. Товарные знаки СХКБ - Легпром. Школа. Метод. Характеры. / сост. Дмитрий Горохов, Василий Цыганков. - М.: Триада ЛТД, 2005.-184 с.
64. Морозов, А.И. Советская живопись 70-х: некоторые грани развития / А.И.Морозов. -М.: Знание, 1979. - 56с.
65. Музей в музее: Русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Государственного Русского музея / И. Карасик, В. Воронцов, В. Кюнер, И. Киблицкий; [Альбом]. - СПб.: ГРМ, Palace Editions, 1998.-400 с.
66. Называть вещи своими именами: сборник статей / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. — М.: Прогресс, 1986. - 640 с.
67. Наков, А.Б. Русский авангард. / А.Б. Наков; [пер/ с фр. Е.М. Титаренко]. -М.: Искусство, 1991. - 190с.
68. Наков, А.Б. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство: Россия и Польша / А. Б. Наков. - М.: Б.и., 1997 - 416 с.
69. Новейший философский словарь./ Гл. ред. Грицианов А. А. 3-е изд., испр. Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.
70.Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Преде, научно-ред. совета B.C. Степин. - М.: Мысль, 2010. - т. 2. - 634 с.
71. Ожегов, С. Толковый словарь русского языка. / С. И. Ожегов; [ред. Л. Скворцов]. -М.: Оникс, Мир и Образование, 2009. - 1360 с.
72. Павлов, П. Развитие образно-пластической структуры в современной живописи. 50-е - 70-е годы / П. Павлов. - М.: Наука, 1989. - 204 с.
73. Павел Филонов. / Авт. текста Г. Ершов. - М.: Белый город, 2001. - 48 с.
74. Павел Филонов. / Авт. вст. Ст. Е. Ковтун. — СПб.: ГРМ, Palace Editions, 2001.-60 с.
75. Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства / Э. Панофский; [пер. В.В. Симонова]. — СПб.: Академический проект, 1999. — 394 с.
76. Панофский, Э. Этюды по иконологии. / Э. Панофский. - М.: Азбука-классика, 2009. - 480 с.
77. Потебня, А. А. Слово и миф / Сост., подгот. текста и примеч. А.Л.Топоркова. - М.: Правда, 1989. - 622 с.
78. Рерих, Н.К. Держава Света / Н. К. Рерих. - М., 1999. - 352 с.
79. Русский авангард: проблемы репрезентации и интерпретации: сборник по материалам конференции, посвященной выставке «Музей в музее. Русский авангард из коллекции Музея художеств, культуры в собрании ГРМ» / сост. И. Карасик. - СПб.: Palace Editions, 2001. - 272 с.
80. Самарин Валентин. Метафизика света и тени / В. Вальран; издатели Гос. Рус. Музея. - СПб.: Palace Editions, 2009. - 144с.
81.Символизм в авангарде / сост. и ред. Г. Коваленко; [серия Искусство авангарда 1910 - 1920-х годов]. - М.: Наука, 2003. - 443 с.
82.Словарь русского языка: в 4х т. / АН СССР., Ин-т рус.яз.: Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Русский язык, 1988. -т.4. - 800 с.
83.Советское искусство: 60 - 80-е гг.: проблемы, задачи, поиски: сборник статей. / А.Н. СССР, ВНИИ искусствоведения; отв. ред. Н.А.Ястребова. -М.: Наука, 1988.- 221с.
84. Соколов, Н. М. Границы иконологии и проблемы единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э. Панофского). / Н.М. Соколов в кн.: Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII-XVII вв. Очерки. -М.: 1977. - 227 с.
85. Соловьев, В. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из Трех разговоров: Крат, повесть об Антихристе / Владимир Соловьев, [сост. и примеч. А. Б. Муратова]. - СПб.: Худож. лит., 1994. - 526 с.
86. Смородинные сумерки. Стихи и письма. / сост. И. Шварцман, Д. Горохов. -М.: Новости, 2011. - 176 с.
87. Спиноза, Б. Сочинения./ Бенедикт Спиноза. Сочинения. В 2х т. — Спб.: Наука, 1999. - т. 1. - 489 с.
88. Степанов, Ю. Семиотка: Антология. / Ю. Степанов - 2-е изд., испр. и доп.
- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 702 с.
89. Тарабукин, Н. М. Врубель / Н. М. Тарабукин. - М.: Искусство, 1974. -176 с.
90. Тильберг, М. Цветная вселенная. Михаил Матюшин об искусстве и зрении. / М. Тильберг. -М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 512 с.
91. Ткаченко, Л. Филонов. Подступы к осмыслению / Л. Ткаченко. - СПб.: СПб.: Знак, 2001.- 195 с.
92. Топоров В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. / В. П. Топоров. - М: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. - т. 2. -496 с.
93.Турчин, В. По лабиринтам авангарда / В. Турчин. - М.: МГУ, 1993. - 248 с.
94.Уральский, М. Избранные, но не званные: историография «независимого» художественного движения / М. Уральский. - СПб.: Алетейя, 2012. - 552 с.
95.Филонов, П. Дневник. / Павел Филонов, [вст. статья Е.Ковтуна]. Спб.: Азбука, 2000. - 672 с.
96. Философский энциклопедический словарь./ гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. -М.: Советская Энциклопедия, 1983.
- 840 с.
97. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова - М.: Республика, 2001. -720 с.
98. Флоренский, П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. / П.А. Флоренский, священник // Флоренский, П.А. Статьи и исследования по истории философии искусства и археологии. — М.: Мысль, 2000. — 447 с.
99. Флоренский, П. Иконостас. Избранные труды по искусству. / П. Флоренский. - СПб.: Мифрил, русская книга, 1993. - 373 с.
100. Флоренский, П.А. Обратная перспектива. / П.А. Флоренский; Собрание сочинений: в 4 т. — М.: Мысль, 1999. — 3 т. - 623с.
101. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. / М. Фуко; [пер. с фр. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой]. - СПб.: A-cad, 1994. - 408 с.
102. Хайдеггер, М. Искусство и пространство / М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления; [сост., пер. с нем. и комм. В.В. Бибихина]. — М.: Республика, 1993. — 447 с.
103. Хайдеггер, М. Исток художественного творения / М. Хайдеггер; [пер. Михайлов A.B.]. — М.: Академический проект, 1990. — 526 с.
104. Халупецкий, И. Московский дневник. / И. Халупецкий. Авангард: место в жизни - М., 2000. - 173 с.
105. Хлебосолов, Е.И. Метафизические основания христианства / Е. И. Хлебосолов. - М.: Алетейя, 2007, - 178с.
106. Хозикова, JI.E. Евгений Михнов-Войтенко. Жизнь вопреки правилам (дневники, записки, материалы из личного архива). / JI.E. Хозикова. — СПб.: Береста, 2008. - 624 с.
107. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. / С. С. Хоружий. - Спб.: Алтейя, 1994. - 448 с с.
108. Шатских, А. Казимир Малевич. / А. Шатских. - М.: Слово, 1996 — 96 с.
109. Шварцман, И. Кто здесь Шварцман? / И.Шварцман. — СПб.: Palace Edition, 2010.-256 с.
110. Шестов, JI. Апофеоз беспочвенности. — М.: ACT, 2000. - 832 с.
111. Шестов JI. Афины и Иерусалим. - М.: ACT, 2007. - 416 с.
112. Шехтер, Т. Е. Искусство как образ мира: Избранные работы по теории и истории искусства./ Т. Е. Шехтер. СПб.: СПбГУП, 2012. - 390 с.
113. Штейнер, Р. Ступени высшего познания./ Р.Штейнер. [пер. с нем. И.И.Маханьков]. -М.: Новалис, 2008 - 64 с.
114. Эдуард Штейнберг / ГРМ; ГТГ; Музей Людвига в Русском музее. -СПб.: Palace Editions, 2004.- 108 с.
115. Эдуард Штейнберг: Земля и небо: Размышления в красках: Каталог выставки / сост. Г.П.Ризе, Е.Барабанов.- СПб.: Palace Editions, 2004.- 144с
116. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. [Перев. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло.] - СПб.: Симпозиум, 2006. -544 с.
117. Явленский Алексей. Биография. / ГРМ. - СПб.: Palace Editions, 2000. -192 с.
118. Якимович А. Магическая вселенная. / А.Якимович. - М.: Галарт, 1995 -168 с.
119. 20 век в Русском музее: Живопись, скульптура 1900-2000. К 100-летию Русского музея. - СПб.: Palace Editions, Альманах, 2008. - 392 с.
Диссертации
1. Асеева, Е.Е. Послевоенное абстрактное искусство в России (1950-1980): дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Асеева Елена Евгеньевна. — Спб., 2002.-170 с.
2. Зайцева, Е. В. Художественная стратегия московской концептуальной школы, 1970-е - 2000-е: проблемы, поиски, перспективы : дис. ...
кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Зайцева Елена Витальевна. — М., 2008 - 252 с.
3. Земцова, И.В. Еврейское изобразительное искусство в Санкт-Петербурге во второй половине XIX- начале XX вв: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Земцова Ирина Валерьевна. - СПб., 2008. - 173 с.
4. Плетнёва, Г. В. Ангажированная культура. Опыт анализа художественной критики и живописной практики позднесоветского времени: 1960-1980: дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.04 / Плетнева Галина Васильевна. -М., 2002.-226 с.
Авторефераты диссертаций
1. Земцова, И. В. Еврейской изобразительное искусство в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале XX вв.: автореф. дис. ... канд. Искусствоведения: 17.00.09 / Земцова Ирина Валерьевна. - Спб., 2208. - 23 с.
Статьи
1. Автономова, Н.С. Мишель Фуко и его книга Слова и вещи / М. Фуко. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. [пер. с фр. Н. С. Автономова, В. П. Визгин]. - СПб.: A-cad, 1994. - С. 4.
1. Асмус, В.Ф. Эстетика русского символизма // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики: Сб. статей. — М., 1968. - С. 531.
2. Бажанов, Л.А., Турчин, B.C. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления / JI.A. Бажанов, B.C. Турчин // Советское искусствознание. - 1991. -№27. - С. 96.
3. Бажанов, JI.A., Турчин B.C. К суждению об авангардизме и неоавангардизме. / JI.A. Бажанов, B.C. Турчин // Советское искусствознание. - 1978. - № 77. - С. 16.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. / Р. Барт [Пер. с фр. Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.] — М.: Прогресс, 1989 - 616 с.
5. Бессонова, М. Можно ли обойтись без термина «авангард»? / М. Бессонова // Вопросы искусствознания. — 1998. —№2. - С. 478.
6. Бердяев, H.A. Спасение и творчество (два понимания христианства) / H.A. Бердяев // Путь. - 1926. - №2. - С. 26.
7. Бердяев, H.A. Спор об антропософии / H.A. Бердяев // Путь - 1930. -№25.-С. 105.
8. Бобринская, Е. А. Живописная материя в авангардной «метафизике искусства» / Е. А. Бобринская // Вопросы искусствознания. - 1996. - № 9 (2)-С. 439.
9. Бобринская, Е. А. Искусство и воображение масс / Е.А. Бобринская // Художественный журнал. - 2001. - № 36. - С. 25.
Ю.Боровский, А. Феномен Михаила Шварцмана: язык и реальность / А. Боровский // Новый мир искусства. - 2001. - №5(22). - С. 24.
11. Вакар, И. Проблема живописного пространства: от символизма к авангарду / И. Вакар // Искусствознание. - 2001. - № 1. - С. 331.
12. Герчук, Ю. «Искусство «оттепели» 1954-1964. Пробуждение живописи / Ю. Герчук // Вопросы искусствознания. - 1996. - №8 (1). - С. 97.
13. Герчук, Ю. «Коммуникация по поводу свободы». Авангардные тенденции искусства «оттепели» / Ю. Герчук // Вопросы искусствознания. - 1993. -№4.-С. 175.
14. Гробман, М. «Второй русский авангард»// Зеркало. - 2007. - № 29 - С. 52.
15. Гройс, Б. Слово - изображение // Декоративное искусство СССР. - 1989. -№6-С. 21.
16. Гурьянова, Н. На пути к новому искусству: Ольга Розанова / Н. Гурьянова // Искусство. -1989. - № 1. - С. 24.
17. Даниэль С. Беспредметное искусствознание / С. Даниэль // Вопросы искусствознания. - 1994. - № 1. - С. 111.
18. Деготь, Е. Семидесятые как история / Е. Деготь // Декоративное искусство СССР. - 1983. - №6. - С. 18.
19. Дондурей, Д. Б. Живопись 1970-х годов: изменение принципа общения со зрителем и функции критики / Д. Б. Дондурей // Советское искусствовзнание. - 1983 - № 19 (2). - С. 249.
20. Ерофеев, А. «Неофициальное искусство». Художники 60-х годов / А. Ерофеев // Вопросы искусствознания. - 1993. - № 4. - С. 189.
21. Ерофеев, А. Русское искусство 60 - 70-х годов в воспоминаниях художников и свидетельствах очевидцев. Серия интервью / А. Ерофеев // Вопросы искусствознания. - 1996. - № 9 (2). - С. 569.
22. Епихин, С. Павел Филонов: метод и мифология / С. Епихин // Вопросы искусствознания. - 1994. -№1 - С. 131.
23. Ершов, Г.Ю. «Формула» и «сделанная картина» Павла Филонова: теория и практика / Г. Ю. Ершов // Искусствознание. - 2000. - №1. - С. 562.
24. Иература воплощения / В рубрике 1п шешопаш // Новый мир искусства. -1998. -№ 1.-С.70.
25. Кабаков, И. 1960-е годы / И. Кабаков // Вопросы искусствознания. - 1994. -№2(3).-С. 427.
26. Кабаков, И. Воспоминания / И. Кабаков // Искусство. - 1990. - №1. - С 6.
27. Кандинский, В. О понимании искусства / В. Кандинский // Знамя. - 1999. - № 2. - С. 101.
28. Кашук, Л. Абстрактное искусство в Москве 1950 - 90-х. / Кат. выст.: Абстрактное искусство в России. XX век: в 2 т. / О. Кашук. - Спб.: ГРМ, 2002-Т.2- С. 56
29. Ковтун, С. О значении слова / С. Ковтун // Вопросы языкознания. - 1995. -№5. - С. 65.
30. Кусков, С. «Иератизм» М.Шварцмана / С. Кусков // Искусство. - 1992 -№1. -С.2.
31. Лебедева, В.Е. «Тихая революция» в живописи / В. Е. Лебедева // Советское искусствознание. - 1983. -№19 (2) - С. 200
32. Морозов А.И. Искусство в диалоге со временем. Из истории одной выставки. XV выставка молодых художников Москвы. / А.И.Морозов // Искусство. - 1984. - №6. - С.8.
33. Морозов А.И. Преемственность в развитии современного советского искусства. К постановке проблемы / А. И. Морозов // Советское искусствознание. — 1985. — № 19 (2) — С.5.
34. Плавинская, Е. Новая жизнь товарных знаков / Е. Плавинская // Михаил Шварцман. Товарные знаки СХКБ -Легпрома. Школа. Метод. Характеры, [сост. Дмитрий Горохов, Василий Цыганков]. - М.: Триада ЛТД, 2005. -С. 7
35. Пятигорский, А. Заметки о метафизической ситуации. / А. Пятигорский // Континент. - 1974. — № 1. — С. 211—224.
36. Сальников, В. Произведение искусства и автор в 90-е годы / В. Сальников //Художественный журнал. - №25.- С. 19.
37. Сарабьянов, Д.В. Кандинский и русский символизм / Д. В. Сарабьянов // Известия академии наук. - 1994. — № 4. - С. 16.
38. Сарабьянов, Д. Русский авангард перед лицом религиозно-философской мысли / Д. Сарабьянов // Вопросы искусствознания. - 1993. - № 1. - С. 7.
39. Сарабьянов, Д. В. Символизм в авангарде / Д. В. Сарабьянов // Искусствознание. - 2001.- №1.- С. 310.
40. Сарабьянов Д. В. Символизм в авангарде: некоторые аспекты проблемы // Символизм в авангарде / отв. ред., сост. Г. Ф. Коваленко. М.: Наука, 2003. С. 5-9.
41. Смирницкий, А. И. Значение слова / А. И. Смирницкий // Вопросы языкознания. - 1955. - №2. - С.79
42. Соколовский, В. Алексей Явленский / В. Соколовский // Смена. - 2001. -№8-С. 100.
43. Тарабукин, Н. Проблема пространства в живописи / Н. Тарабукин // Вопросы Искусствознания. - 1993 — №1. — С. 170
44. Тарабукин, Н. Проблема пространства в живописи / Н. Тарабукин // Вопросы Искусствознания. - 1994 — №1. — С. 311
45. Тарасов, О. «Икона в русском авангарде» / О. Тарасов // Искусство. -1992- № 1.-С.49
46. Толстой, А. Вторая попытка русского искусства / А. Толстой // Вопросы искусствознания. — 1996 — № 8 (1). - С.152.
47. Турчин, В. В поисках четвертого измерения// Вопросы искусствознания. -1994-№1.-С. 5.
48. Турчин, В.С. «Вторая школа абстракции» в Москве: 1950-1960-е годы.Судьбы, имена, художественные поиски / В. С. Турчин // Вопросы искусствознания. - 1996. - №8 (1). - С. 115
49. Турчин В. Образ и память / В. Турчин // Искусствознание. - 2004 -№1 -С. 230
50. Фессалоницкий, С.А. Обзор литературы по вопросам связи языка и мышления / С. А. Фессалоницкий // Вопросы языкознания. - 1953. - №3 -С.126
51. Флоренский, П.А. Храмовое действо как синтез искусств.// Маковец. -1922, № 1- С. 28.
52. Чаковская, Л. Европейское изобразительное искусство IV-VI веков как историко-культурный феномен // Искусствознание. - 2001. - №2. — С. 5.
53. Чудецкая, А. Синтез умозрительного и непосредственного // Русское искусство. -2004. - №3. - С.118.
54. Щетинин, Г. Школа Филонова / Г. Щетинин // Наше наследие. - 1988 -№6. - С.32.
55. Юшкова О. Михаил Шварцман: на пути к новому канону / О. Юшкова // Третьяковская Галерея, 2008. №4. - С. 64
56. Якимович, А. К. Советское изобразительное искусство 1970-х — начала 1980-х годов / А. К. Якимович // Советское искусствознание, 1983. — №19 (2).-С. 29.
Список литературы на иностранном языке:
1. Abstract Art. Back to visual basics. Dietmar Elger.: TASCHEN, 2008. -96 c.
2. Belgin, Tayfun - Бельгии, Тайфун. Alexej von Jawlensky. A Biography -Алексей Явленский. Биография / Гос. Русский музей; Науч. рук. Е.НПетрова; Пер. с нем.Т.Калугина. -СПб.: Palace Editions, 2000. - 191 с.
3. MIKHAIL SHVARTSMAN. ГРМ. СПб: Palace Editions, 2006. - 488 с.
4. MIKHAIL SHVARTSMAN. Graphic. ГРМ. СПб: Palace Editions, 2008. -378c.
5. No! - and the Conformists. Faces of Soviet Art of 50s to 80s/ Каталог выставки Государственного Русского Музея, — Warszawa: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe, 1994. - 448c.
6. Pavel Filonov: Seer of the Invisible. ГРМ. СПб.: Palace Editions, 2006. -374c.
7. Pavel Filonov: compilation of articles from the academic conference. ГРМ. СПб.: Palace Editions, 2008. - 232 c.
Электронные ресурсы:
1. Гробман, M. Второй русский авангард [Электронный ресурс] / М. Гробман // Зеркало. - 2008. - №29-30. - Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/zerkalo/2008/29/gro5.html
2. Дружинина, Е. Знаки Вечности Михаила Шварцмана [Электронный ресурс] / Е. Дружинина - Режим доступа:
http://inkap.narod.ru/old_article/archiv_a003.html
3. Ельшевская, Г. 60-е: конфигурация пространства [Электронный ресурс] / Г. Ельшевская // Художественный журнал. — 2002. — №45. - Режим доступа:
http://xz.gif.ru/numbers/45/60-e/
4. «Иературы» Михаила Шварцмана [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.jjew.ru/index.php?cnt=8010
5. Лернер, В. Первый и последний Иерат [Электронный ресурс] / В. Лернер // «Русский журнал». - 1998 - Режим доступа:
http://www.russ.ru
6. Максимов, В. Михаил Шварцман. «Неофициальный» классик. [Электронный ресурс] / В. Максимов //Лехаим. - 2006. - № 6 - Режим доступа:
http://www.lechaim.ru/ARHIV/l 70/d 1 .htm
7. Мурина, Е. «Невидимая живопись» и ее автор. (Творческий путь В.Г.Вейсберга (1924-1985) [Электронный ресурс] / Е. Мурина // Наше наследие. 2000. - №55 - Режим доступа:
http:// www.nasledie-rus.ru/podshivka/5515.php
8. Персональный Сайт А. Чащинского [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:// chashchinski .by .ru/RU/cdh.html
9. Сапожков, О. Памяти художника Михаила Шварцмана. К 83-летию со дня рождения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clubs.ya.ru/4611686018427388194/replies.xml?item_no=2131
10. Смолев, Д. Дело мое - иератизм [Электронный ресурс] / Д. Смолев // Новая Юность, 2007, №5 (80). - Режим доступа: http://www.jungland.ru/node/3077
10. Кусков, С. «Иератизм» Михаила Шварцмана [Электронный ресурс] / С. Кусков. - Режим доступа:
http://www.art-critic-kuskov.com/czhvarzman.html
11. Шестков, И. Заметки о монографии М. Шварцман [Электронный ресурс] // Мосты. - Франкфурт -на- Майне - №18 - 2008. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2009/06/18/894
Список терминов
1. Иераграфия (термин Шварцмана). Лексически ему предшествовало сходное: «изография», от которого Шварцман впоследствии отказался из-за возможного отождествления своего дела с иконописью. В Древней Руси слова изография и изограф использовались в значении слов «живопись» и «живописец», однако, наиболее распространенной формой значения было - «иконопись» и «иконописец». Назначение этого термина как «иература» было - утвердить «огромное различие между артистической деятельностью художника и духосвидетельством по судьбе»1. То есть, в понимании Шварцмана художник - это наиболее артистическая натура, некий творческий работник в искусстве, поэтому он не позиционировал и не называл себя так. Шварцман - изограф, а точнее производное от этого слова — иерограф, иерат («мастер, делом жизни и творчества которого стала иераграфия, иература, ее школа, ее концепция» 2).
2. Иерат: посвященный в иератику мист, тайноведец, художник, проявляет сокрытое сущее3.
3. Иерархия: (от др.-греч. iepap%ia «священный» и архп «правление») Термин «Иерархия» был введён не ранее 2-й пол. 5 в. Псевдо-Дионисием Ареопагитом в трактатах «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии» и до 19 в. употреблялся для характеристики организации христианской церкви. Иерархия - важнейший принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к
1 Михаил Шварцман. Мастер. Школа. Ученики. СПб.: Альманах, Palace Editions, 2011. С.
15
'У
Там же, с. 15
Сапожков, О. Памяти художника Михаила Шварцмана. К 83-летию со дня рождения.
http://clubs.ya.ru/46116860184273 88194/replies.xml?item_no=2131
низшему1. Каждый уровень характеризуется самоорганизацией с особой структурой, на каждом действуют специфические закономерности и решаются свои задачи2. С позиции Шварцмана иерархия присутствует во всем его творчестве: в теории — предполагает этапы создания произведения и их вербальное сопровождение, а так же структурное развитие концепции в целом; в пластическом - формы имеют восходящее, пирамидальное строение, символизируя мировое иерархическое устройство, произрастающее от природных форм, вещей и явлений материальной действительности до мира духовного.
4. Иератургия: «имагинативное постижение» (понятие по Я. Голосовкеру)3, узнавание предмета знака; яркое и пронзительное переживание откровения без какого-либо интеллектуального пояснения и прояснения; без осмысления в свидетельстве, парадоксально, согласно закону противоречия4.
5. Имагинация: (от лат. 1та§та1ю - «воображение») процесс воображения, продуцирование образов, их трансформация в данном процессе творения, результат творения5.
1 Философский энциклопедический словарь. Под. ред. JI. Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. М.: Советская Энциклопедия, 1983.С. 201. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. онд; Преде, научно-ред. совета B.C. Степин. - М.: Мысль, 2010. т. 2. С. 85 Голосовкер Я. Имагинативный абсолют. М.: Академический проект, 2012. 318 с.
4 Сапожков, О. Памяти художника Михаила Шварцмана. К 83-летию со дня рождения. http://clubs.ya.ru/4611686018427388194/replies.xml?item_no=2131
5 Там же
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.