Диалектика рационального и внерационального в фольклоре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Красноперова, Яна Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 204
Оглавление диссертации кандидат философских наук Красноперова, Яна Николаевна
Введение.
Глава I. Рациональное как проблема в науке
§ 1. Проблема рационального в философии и науке.
§ 2. Рациональное и внерациональное в истории философии, науки и культуры.
Глава II. Рациональное и внерациональное в культуре
§ 1. Рациональное и внерациональное в культурологических концепциях.
§ 2. Рациональное и внерациональное как социокультурные нормы.
§ 3. Рациональное и внерациональное в структуре индивидуального и коллективного сознания.
Глава III. Фольклор - культурный синтез рационального и внерационалыюго.
§ 1. Фольклор как выражение общественного сознания.
§ 2. Диалектика рационального и внерационального в фольклоре.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности человека2005 год, кандидат философских наук Жуколина, Мария Викторовна
Взаимоотношение иррационального и рационального в мистическом опыте2007 год, кандидат философских наук Толстиков, Виктор Александрович
Рациональное и внерациональное в социальном познании2004 год, доктор философских наук Туркулец, Алексей Владимирович
Феномен рациональности: исторические и типологические формы2010 год, доктор философских наук Стоцкая, Татьяна Геннадьевна
Проблема рационального и иррационального в деятельности: От классического марксизма к современности1999 год, доктор философских наук Русаков, Василий Матвеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалектика рационального и внерационального в фольклоре»
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия философы, социологи, науковеды все активнее обсуждают проблему рациональности. Почти все дискуссии, ведущиеся в разных областях философского знания, начиная с теории познания и кончая этикой, социальной и политической философией, так или иначе выходят именно на эту проблематику. Это, разумеется, не случайно. Дело в том, что та совокупность идей и идеалов, которая в течение последних столетий во многом определяла развитие не только западноевропейской философии, но и западной культуры в целом ныне подвергается самому решительному переосмыслению.
В философии XX века выявлены отношения «разума» и «неразума», сознательного и бессознательного, рационального и внерационального, но при этом отмечается нарастание кризиса рациональности (В.В. Семенов) и высказывается мысль о необходимости поиска путей выживания человечества в XXI веке. Полагают, что рациональность - показатель разумности, но традиционная, или классическая, рациональность человека разумного оказалась не такой уж и разумной. Человек в своей практике больше пользуется рассудком и самую жизнь свою делает все более рассудочной - сферой утилитарной рациональности.
Результаты и следствия такой практики поставили человечество перед довольно сложными проблемами.
XXI век станет вызовом человечеству, какого еще не знала история. Как полагают эксперты, он разразится демографическим, культурным, нравственным, моральным, этническим взрывом.
Техногенная рациональность вытесняет разумные тенденции, то, что традиционно называлось мудростью. И, как выяснилось, господство технологического над духовным в обществе прослеживается во всей его истории, тенденция эта восходит к неолитической революции. Однако в XXI веке она приобрела особый размах, совершенно оттеснив разумные начала. Чтобы не допустить иррационального реванша необходимо внедрение рационального начала в общественную жизнь, а рационализация техносферы и ряда областей экономики не должна сопровождаться в современном обществе эрозией культурных смыслов, в результате чего человек может ощущать себя в ситуации, ускользающей из-под его контроля.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ философско-научного материала по проблеме рациональности показывает, что работы исследователей по данной проблеме можно разделить на несколько групп:
- работы ученых И.С. Алексеева, Б.С. Грязнова, Т. Куна, В.И. Кураева, И. Лакатоса, Н.С. Мудрагей, A.J1. Никифорова, К. Поппера, Б.И. Пружинина, П. Фейерабенда и других, разделяющих точку зрения Р. Декарта и Г. Лейбница, а именно, классическое понимание рациональности.
- работы философов А.С. Богомолова, И.Т. Касавина, В.В. Кизимы, П.В. Копнина, Т.Н. Ойзермана, А.И. Ракитова, А.В. Смирнова и других, пропагандирующих неклассическое понимание рациональности.
- труды исследователей П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдова, В.Н. Кузнецова, Г.К. Майнбергера, А.А. Новикова и других, настаивающих на многообразии типов рациональности.
- исследования ученых М. Вебера, В.Ф. Дружинина, К. Манхейма, В.Н. Поруса, В.И. Чернова, B.C. Швырева и других, усматривающих в рациональности социально-культурные основания.
- работы ученых О. Конта, Ф. Корнфорда, Г. Спенсера, Э. Тейлора, Дж. Томсона, B.C. Черняк и других, утверждающих тот факт, что рациональность имеет мифологическую основу.
- труды исследователей А.Н. Арлычева, Л.В. Максимова, Н.С. Мудрагей, В.В. Налимова, Т.Б. Романовской, Е.С. Чистовой и других, изучающих противоположное рациональному явление - иррациональное.
В первой половине XX века проблема рациональности была предметом рассмотрения таких философов как А. Бергсон, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К.
Ясперс и др. Во многом они определили тот угол зрения, под которым тема рациональности обсуждается и сегодня, а именно как вопрос о формообразующем принципе жизненного мира и деятельности человека, определяющем отношение человека к природе и себе подобным.
Сегодняшнее обсуждение вопроса о рациональности имеет свою специфику: оно сместилось в сферу философии науки и культурологии, что не могло не внести новых важных акцентов в характер и способы обсуждения этой проблемы.
Во-первых, рациональный подход к нерациональным феноменам жизни не дает полноты результатов исследования. Например, проблема интуиции. Во-вторых, расширяется познавательная проблематика современных тем исследования. Например, проблема веры ученого (религиозное явление или социально-психологическое?). В-третьих, ставится вопрос о внерациональных способах познания и о том, насколько они адекватны проблеме исследования. Например, проблема мистицизма.
Проблемой настоящего исследования выступает анализ противоречия между общими концептуальными представлениями о рациональном и его конкретным проявлением в науке и культуре.
Объект - рациональное как тип и результат философской рефлексии.
Предметом исследования являются особенности рационального в философии и культуре.
Цель исследования — раскрытие эвристических возможностей рационального в его конкретизации.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
1. Зафиксировать феномены рационального и внерационалыюго в истории философии, науки и культуры.
2. Эксплицировать место и роль рационального и внерационалыюго в классической философской парадигме.
3. Исследовать рациональное и внерациональное как социокультурные нормы.
4. Выявить особенности рационального в фольклоре.
Методология исследования опирается на основные типы концепций исторических форм рациональности: абсолютистский, «линейный», «локальный» (или «точечный»), «многомерный», которые представлены в работах таких авторов как Б.С. Грязнов, И. Лакатос, П.П. Гайденко, Г.К. Майнбергер, Ф. Корн-форд, Э. Тейлор, К. Манхейм, В.Н. Порус и которые в свою очередь послужили основой методологического осмысления проблемы взаимоотношения рационального и внерационального в исследуемой области данной диссертации.
Выявленные таким образом концептуальные положения обусловили методологическую стратегию настоящей работы. Реализация данной стратегии выразилась в применении ряда методов и приемов, примененных в данной работе. К ним относятся прежде всего феноменологический, исторический, логический. Они в свою очередь обусловили применение следующих общенаучных методов: сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение. Кроме того, принятая стратегия заставила обратиться к использованию в качестве приемов настоящего научного исследования таких категорий, как «общее» и «единичное», «абстрактное» и «конкретное», «возможность» и «действительность».
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
1. Эксплицированы рациональное и внерациональное в культурологических концепциях классического типа; выявлено, что рациональное в культуре выполняет чаще всего роль формы - в то время, как внерациональное выступает элементом содержания феноменов культуры.
2. Аргументировано, что категории рационального и внерационального в социальной реальности достаточно продуктивны и в культурно-историческом контексте выступают как социокультурные нормы, задающие границы выявления и осмысления бытия культуры и общества (но, в тоже время, не препятствующие инновациям в мышлении).
3. Зафиксированы и отрефлексированы особенности рационального и внерационального в фольклоре (реализм, глубина и диалектичность народного мышления, выражение картины мира в художественно-образной форме, направленность жанра - пословицы - на воссоздание объективности мира, материалистический характер познания природы мира).
Основные положения, выносимые на защиту. В соответствии с полученными результатами исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Наличное бытие в истории европейской культуры и классического типа философствования выступает в качестве универсального объекта рефлексии, историческими формами осмысления которого выступают понятия рационального и внерационального.
2. Рациональное как предельная форма философского мышления в качестве элемента науки служит описательной и объяснительной нормой.
3. Рациональное и внерациональное в качестве научных традиций определяют общий вектор эволюции философии и научного мышления в процессах рефлексии культурного и социального бытия.
4. В фольклоре как имманентном фрагменте культурного и социального бытия, внерациональное играет относительно самостоятельную роль в осмыслении бытия в отличие от науки и философии.
Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении категорий рационального и внерационального в культурологических концепциях. Тем самым выявляются специфические отношения между философией и культурологией. Исследованы рациональное и внерациональное как социокультурные нормы. Вовлечен в теоретический анализ фольклорный материал и установлена связь между рациональным и внерациональным. Материалы работы раскрывают социокультурную обусловленность взаимосвязей философии и народного творчества.
Практическая значимость исследования заключается в:
- формировании информационно-методического обеспечения, осмысления и изучения проблем народного творчества,
- разработке и применении историко-теоретических и методических положений, которые могут найти свое применение в теоретических курсах по философии и культурологии, а также народному творчеству.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на научных конференциях: Второй Всероссийской научно-методической конференции «Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика» (Красноярск, 2004); Второй областной научной конференции «Молодые ученые Кузбассу» (Кемерово, 2003); на 1-й научно-методической конференции аспирантов и соискателей КемГАКИ «Философские проблемы мышления в контексте современной культуры» (Кемерово, 2002); на П-й научно-методической конференции аспирантов и соискателей КемГАКИ «Методология и методы гуманитарных и социальных исследований» (Кемерово, 2003); на Ш-й научно-методической конференции аспирантов и соискателей КемГУКИ «Категория проблемности в научном исследовании» (Кемерово, 2004).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 191 наименование.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Философия культуры русского символизма и европейский постмодернизм (компаративистский подход)2011 год, доктор философских наук Царева, Надежда Александровна
Рациональность как ценность культуры2004 год, кандидат философских наук Липатова, Ольга Анатольевна
Парадигмы рациональности и военно-теоретическое знание2005 год, кандидат философских наук Чернуха, Ростислав Михайлович
Самоопределение философии в отношении к науке2005 год, кандидат философских наук Макухин, Петр Геннадьевич
Ценностно-смысловые основания научного познания2009 год, доктор философских наук Яковлев, Виталий Юрьевич
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Красноперова, Яна Николаевна
Заключение
В соответствии с поставленными в исследовании задачами ниже сформулированы основные выводы исследования.
Рациональное знание приобретает высокий этический и культурный статус, а рационализация природы и общества рассматривается как необходимое условие гуманизации. Внерациональное входит в процесс рационального познания в той мере и таким образом, в какой мере и каким образом внерациональное необходимо для развития рационального знания о мире.
Рациональность в системе культуры можно рассматривать двояким образом. Во-первых, это рациональные формы культурного освоения реальности человеком, разумная человеческая деятельность, и, во-вторых, это генезис идеи рациональности в культурной истории человеческого сознания. Внерациональное в культуре выступает элементом содержания феноменов культуры.
Категории рационального и внерационального в социальной реальности достаточно продуктивны и в культурно-историческом контексте выступают как социокультурные нормы, задающие границы выявления и осмысления бытия культуры и общества. Отсутствие нормы во всех сферах культуры и деятельности приводит к невозможности упорядочивания, гармонизации, активизации -«мероопределения» бытия.
В фольклоре - как феномене культуры очевиден синтез рациональных и внерациональных особенностей (реализм, глубина и диалектичность народного мышления, выражение картины мира в художественно-образной форме, направленность жанра - пословицы - на воссоздание объективности мира, материалистический характер познания природы мира).
Решение проблемы противоречия между общими концептуальными представлениями о рациональном и его конкретным проявлением в науке и культуре видится в принципиально новом подходе к осмыслению проблемы рациональности.
Необходимо стремление к достижению высшей формы рациональности -единству науки и практики. Вместо культа рассудка необходим культ разума как терапия и профилактика.
При рассмотрении проблемы рациональности также важно рассматривать диалектические переходы между категориями рационального и внерациональ-ного. При их оценке необходим комплексный подход, включающий в себя объективные характеристики.
Именно рациональная, научная основа человеческой активности, особенно в его взаимоотношениях с окружающей средой, и есть фундамент его практической деятельности, поскольку она должна стать в современный век определяющей в формировании мировоззрения, то особенно важно отделить то, что опирается на эмпирические обобщения от любых других утверждений, способных влиять на миропонимание и мировоззрение.
Переход в цивилизацию XXI века невозможен без культивирования рационального знания и рациональности в новых ее формах.
Необходимо понимание рациональности как разума, смысла, потому что только тогда возможно положить в основу как наук о природе, так и наук о культуре единое начало, единый принцип целесообразности, преодолев, наконец, их застарелый дуализм.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Красноперова, Яна Николаевна, 2006 год
1. Аббаньяно, Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни Текст. СПб.: «Алетейя», 1998. - 305 с.
2. Автономова, Н.С. В поисках новой рациональности Текст. // Вопросы философии. 1981. - № 3. - С. 92-105.
3. Автономова, Н.С. Концепции бессознательного: гносеологический статус Текст. // Философские науки. 1985. - № 5. - С. 19-27.
4. Автономова, Н.С. Рассудок, разум, рациональность Текст. / Отв. Ред. В.А. Лекторский; АН СССР, Ин-т философии. -М.: Наука, 1988. 286 с.
5. Автономова, Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках: (Критич. очерк концепций франц. структурализма) Текст./ Н.С. Автономова; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1977. - 271 с.
6. Алексеева, Е.А. Рациональность и сознание: Историко-теоретический очерк проблемы обоснования рациональности Текст. / Под ред. Д.И. Широка-нова. — Мн.: HaeyKaj тэхшка, 1991. -95 с.
7. Алексеев, И.С. О критериях научной рациональности Текст. // Методологические проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1982. -360 с.
8. Альберт Швейцер великий гуманист XX века. Воспоминания и статьи Текст. - М.: Наука, 1970. - 240 с.
9. Арановский, М.Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора Текст. // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.2. Тбилиси: «Мецниереба», 1973. - 686 с.
10. Арлычев, А.Н. Об иррационализме как философии изменчивости Текст. // Вопросы философии. 1998. - № 6. - С. 133-145.
11. Бабушкин, Н.Ф. О марксистско-ленинских основах теории народнопоэтического творчества. (Исследования и материалы) Текст. Томск: Томский ун-т, 1963. - 220 с.
12. Барт, К. Очерк догматики Текст. СПб.: Алетейя, 2000. - 272 с.
13. Бегиашвили, А.Ф. Концепции сознания в современной западной философии Текст. // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 1. Тбилиси: ««Мецниереба», 1969. - 786 с.
14. Бергсон, А. Собрание сочинений: в 4-х т.: (Пер. с фр. / Авт. предисл. И.И. Блауберг) Текст. М.: Моск. клуб, 1992.
15. Берлин, И. Философия свободы. Европа Текст. / Предисловие А. Эт-кинда. — М.: Новое литературное обозрение, 2001. 448 с.
16. Богомолов, А.С. Диалектика и рациональность Текст. // Вопросы философии. 1978. - № 7. - С. 102-111.
17. Богомолов, А.С. Наука и иные формы рациональности Текст. // Вопросы философии. 1979. - № 4. - С. 106-117.
18. Большая медицинская энциклопедия: В 30-ти т. / Гл. ред. акад. Б.В. Петровский; [Акад. мед. Наук СССР]. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1976.
19. Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. Глав. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1970.
20. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. Т.1. / гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 863 с.
21. Бромлей, Ю. Этнос и этнография Текст. -М.: Наука, 1973.-283 с.
22. Булгаков, С.Н. Сочинения: В 2-х т Текст. -М.: Наука, 1993.
23. Бунге, М. Интуиция и наука Текст. М.: Прогресс, 1967. - 165 с.
24. Буржуазные концепции культуры / Отв. ред. В.Г. Табачковский Текст. Киев: «Наукова думка», 1980. - 364 с.
25. Бычков, В.В. Эстетика Аврелия Августина Текст. М.: Искусство, 1984.-264 с.
26. Бэкон, Ф. Сочинения: В 2-х т.: (Перевод) Текст. / Фрэнсис Бэкон; (Вступит, статья A.JI. Субботина); АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1977.
27. Воронов, А.И. Интуитивная философия Бергсона Текст. М.: Знание, 1968.-48 с.
28. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312с.
29. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Гуссерля Текст.//Вопросы философии. 1992. - №7. -С. 113-124.
30. Гайденко, П.П. Проблема рациональности на исходе XX в. Текст. // Вопросы философии. 1991. - № 6. - С. 3-14.
31. Гайденко, Пиама. История новоевропейской философии в ее связи с наукой Текст. -М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.-456 с.
32. Гегель, Г.В. Сочинения в 14-ти томах Текст. -М.: Соцэкгиз, 1958.
33. Гертых, В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского Текст. // Вопросы философии. 1994. - № 1.-С. 104-116.
34. Гиргинов, Г. Наука и творчество Текст. М.: «Прогресс», 1979.364 с.
35. Гомперц, Т. Греческие мыслители Текст. Т.1. Спб.: «Алетейя», 1999. -604 с.
36. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения Текст. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
37. Горький A.M. О литературе: Литературно-критические статьи Текст. М.: Советский писатель, 1955. - 903 с.
38. Гражданников, Е.Д. Метод систематизации философских категорий Текст. / Отв. ред. Е. В. Семенов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. -105 с.
39. Грязнов, Б.С. Логика, рациональность, творчество Текст. М.: Наука, 1982.-256 с.
40. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия Текст. М.: Мысль,1986.-334 с.
41. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры Текст. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.
42. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства Текст. М.: Искусство, 1990. - 395 с.
43. Гуревич, П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики Текст. // Вопросы философии. 2000. - № 10. - С. 37-48.
44. Гуревич, П.С. Мистицизм против человека Текст. М.: Знание,1987.-64 с.
45. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора Текст. JI.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1967.-319 с.
46. Давыдов, Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности Текст. // Вопросы философии. 1989. -№ 8. -С. 150-162.
47. Даль, В.И. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 3-х томах Текст. М.: Русская книга, 1993.
48. Декарт, Р. Разыскание истины Текст. / перевод Позднева. М. Санкт-Петербург: Азбука, 2000. - 285 с.
49. Декарт, Р. Сочинения: В 2-х т. Текст.: (Вст. статьи В.В. Соколова); АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1989.
50. Деспотопулос, К. Гносеологический дуализм у Парменида Текст.// Философские исследования. 1994. - № 1. - С. 31 -45.
51. Диалектика и теория творчества Текст./ Под ред. С.С. Гольдентрихта и A.M. Коршунова. М., 1987. - 198 с.
52. Дидье, Ж. Философский словарь = Dictionaire de ia Philosophie Текст./ перевод Андреева Н.В. М.: Международные отношения, 2000. - 538с.
53. Дмитриев, Ю.Я. Категории качества, количества и меры в историко-философском процессе. Генезис. Закономерности развития. Функции Текст. / Отв. ред. И.И. Головин. М.: Наука, 1995. - 159 с.
54. Дружинин, В.Ф. Рациональное и иррациональное с позиций трактовки этических принципов в человеке Текст. // Вестник РФО. 2002. -№ 1.-С. 132-135.
55. Дынич, В.И., Ельяшевич, М.А., Толкачев, Е.А., Томильчик, JT.M. Вне-научное знание и современный кризис научного мировоззрения Текст. // Вопросы философии. 1994. - № 12. - С. 123-133.
56. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии Текст. М.: Наука, 1990. - 575 с.
57. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение Текст.-М.: Канон, 1995.-352 с.
58. Жильсон, Э. Философ и теология Текст. Пер. с франц. К. Демидова. - М.: Гнозис, 1995. - 192 с.
59. Ибраев, Л.И. Сквозь лики мира. Критика философских оснований мистицизма Текст. М.: Молодая гвардия, 1979. - 206 с.
60. Иванов, В.П. Человеческая деятельность познание - искусство Текст. - Киев: «Наукова думка», 1977. - 251 с.
61. Интуиция, логика, творчество Текст. / Отв. ред. М.И. Панов. М.: Наука, 1987.- 175 с.
62. Ирина, В.Ф., Новиков, А.А. В мире научной интуиции Текст. М.: Наука, 1978.- 190 с.
63. Йолон, П.Ф. Рациональность в науке и культуре Текст. Киев: «Наукова думка», 1989. - 288 с.
64. История философии и вопросы культуры Текст. М.: Наука, 1975.319с.
65. Каган, М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) Текст. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
66. Кант, И. Собрание сочинений: В 8 томах: (Перевод) Текст. / Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: ЧОРО, 1994.
67. Карапетян, А.А. Против иррационализма в философии и искусствоведении Текст. .4.1.- Ереван, Айпетрат, 1956. 310 с.
68. Кармин, А.С. Основы культурологии: морфология культуры Текст. -Спб.: «Лань», 1997. 512 с.
69. Касавин, И.Т. О социальном содержании понятия «рациональность» Текст. // Философские науки. 1985. - № 6. - С. 28-36.
70. Касавин, И.Т., Сокулер, З.А. Рациональность в познании и практике Текст. -М.: Наука, 1989.- 191с.
71. Категории философии и категории культуры Текст. Киев: «Наукова думка», 1983. - 343 с.
72. Кимелев, Ю.А. Философия религии: Систематический очерк Текст. М.: Издательский дом «Nota Bene», 1988. - 424 с.
73. Кичанова, И.М. Философия Фомы Аквинского Текст. // Вопросы философии. 1958. - № 3. - С. 105-114.
74. Конев, В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления Текст. // Философские науки. 1991. - № 6. - С. 41-50.
75. Конкин, М.И. Проблема формирования и развития философских категорий Текст. М.: Высш. школа, 1980. - 245 с.
76. Копнин, П.В. Диалектика как логика и теория познания: Опыт логико-гносеологического исследования Текст. М., 1973.
77. Копнин, П.В. О рациональном и иррациональном Текст. // Вопросы философии. 1968.-№ 5.-С. 112-121.
78. Корнеев, П.В. Иррационализм орудие империалистической идеологии (социальные и гносеологические основы иррационализма философской антропологии) Текст. // Философские науки. - 1985. - № 5. - С. 63-72.
79. Коршунова, Л.С., Пружинин, Б.И. Воображение и рациональность Текст. -М: Изд-во МГУ, 1989. 180 с.
80. Кравцов, Н.И., Лазутин, С.Г. Русское устное народное творчество Текст.: Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: Высшая школа, 1977. - 375 с.
81. Кравченко, А.И. Культурология Текст.: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический проект, 2001. -496 с.
82. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. - 575 с.84. «Критический рационализм»: философия и политика Текст. / Ред-кол.: Б.Н Бессонов и др. М.: Мысль, 1981. - 309 с.
83. Кузанский, Н. Об ученом незнании Текст. СПб.: Азбука, 2001.320 с.
84. Кузанский, Н. Сочинения в 2-х томах Текст. М.: Мысль, 1979.
85. Кузнецов, Б.Г. Разум и бытие. Этюды о классическом рационализме и неклассической науке Текст. М.: Наука, 1972. - 288 с.
86. Кузнецов, В.Н. Конституирование философской рациональности. Диверсификация и конфликт рациональностей в античной философии Текст. // Разум и культура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 168 с.
87. Культурология. История мировой культуры Текст. М.: «Юнити», 1998.-575 с.
88. Культурология: Учебное пособие Текст. / Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. -М.: Центр, 1998.-304 с.
89. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. Текст. М.: Высш. шк., 1990.-351 с.
90. Кьеркегор, С. Страх и трепет; (Этич. трактаты / Пер. с дат., сост. и предисл. С.А.Исаева) Текст. М.: Республика, 1993. - 382 с.
91. Лакатос, И. История науки и ее рациональные реконструкции Текст.// Структура и развитие науки. -М.: Прогресс, 1978. 486 с.
92. Лейбин, В.М. 3. Фрейд и К. Юнг: попытки психоаналитического решения проблемы бессознательного Текст. // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.1. Тбилиси: «Мецниереба», 1969. - 786 с.
93. Леглер, В.А. Наука, квазинаука, лженаука Текст. // Вопросы философии. 1993.-№ 2.-С. 49-57.
94. Лейбниц, Г.В. Сочинения в 4-х томах Текст. М.: Мысль, 1984.
95. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Т. 14. Текст. М.: Политиздат, 1968.-564 с.
96. Локк, Дж. Избранные философские произведения в двух томах. Т.1. Текст.-М., 1960.-732 с.
97. Лосева, И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию Текст. // Вопросы философии. 1992. - № 7. - С. 75-88.
98. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. М.: Политиздат, 1991.-524 с.
99. Лосский, Н.О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм Текст. / (Предисл. В.П. Филатова). М.: Прогресс. VIA, 1992. - 207 с.
100. Майнбергер, Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей Текст. // Вопросы философии. 1997. - № 9. - С. 58-67.
101. Майоров, Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. Текст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 263 с.
102. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии Текст. -М.: Мысль, 1979.-430 с.
103. Маковельский, А.О. История логики Текст. М.: Наука, 1967.501с.
104. Максимов, Л.В. Иррациональное важный признак человеческого в человеке Текст. // Вестник РФО. - 2002. - № 1. - С. 134-138.
105. Малиновский, Бронислав. Магия, наука и религия Текст. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», 1998. - 304 с.
106. Малиновский, Бронислав. Научная теория культуры Текст. М.: ОГИ, 1999.-208 с.
107. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии Текст. М.: Академический проект, 2003. - 880 с.
108. Маркс, К., Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии Текст. М.: Политиздат, 1974. - 71 с.
109. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения: В 30-ти т. Текст. М.: Госполитиздат, 1964.
110. Мезенцев, В.А. В тупиках мистики Текст. М.: Моск. рабочий, 1987. - 176 с.
111. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа Текст. М.: Наука, 1976. - 399 с.
112. Мера всех перемен: Диалоги о новом мышлении Текст. М.: Политиздат, 1988.-223 с.
113. Моисеев, Н.Н. Расставание с простотой Текст. М.: «Аграф», 1998. -480 с.
114. Морозов, И.М. Природа интуиции Текст. Мн.: Университетское, 1990.-141 с.
115. Мотрошилова, Н.В. Учение о разуме и мышлении в философии 17-18 вв. и их социальная обусловленность Текст. // Социальная природа познания: Теоретические предпосылки и проблемы. М.: Наука, 1979. - 280 с.
116. Мудрагей, Н.С. Рациональное и иррациональное: Ист-.теорет. очерк Текст. / Под ред. В.А Лекторского. М.: Наука, 1985. - 172 с.
117. Мудрагей, Н.С. Рациональное и иррациональное философская проблема Текст. // Вопросы философии. - 1994. - № 9. - С. 53-63.
118. Мулуд, Н. Метод структурных наук и проблемы рационального познания Текст. // Философия и общество. 1998. - № 2. - С. 26-33.
119. Найдыш, В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание Текст. // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 45-52.
120. Налимов, В.В. Иррациональное в рациональном Текст. II Вопросы философии. 1991. - № 4. - С. 22-32.
121. Нарский, И.С. Западноевропейская философия XVII века Текст. -М.: «Высш. школа», 1974. 379 с.
122. Наука в культуре Текст. / Под ред. В.Н. Поруса. М.: «Эдиториал УРСС», 1998.-384 с.
123. Ницше, Ф. Сочинения: В 2-х т. Текст. / Сост. и автор вступит, статьи Свасьян К.А. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998.
124. Новиков, А.А. Рациональность в ее истоках и утратах Текст. // Вопросы философии. 1995. - № 5. - С. 48-55.
125. Новиков, Б.В. Творчество и философия Текст. Киев: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1989. - 164 с.
126. Нугаев, P.M. Смена базисных парадигм: концепция коммуникативной рациональности Текст. // Вопросы философии. 2001. - № 1. - С. 80-93.
127. Овсянников, М.Ф. Философия Гегеля Текст. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. -305 с.
128. Овчаренко, В.И. Осознание бессознательного Текст. // Вопросы философии. 2000. - № 10. - С. 33-44.
129. Ойзерман, Т.И., Нарский, И.С. Теория познания Канта Текст. М.: Наука, 1991.- 198 с.
130. Ойзерман, Т.Н. Рациональное и иррациональное Текст. М.: Знание, 1984.-64 с.
131. Осаченко, Ю.С., Дмитриева, JI.B. Введение в философию мифа Текст. Учеб. пособие. М.: Интерпракс, 1994. - 176 с.
132. Панов, В.Г. Чувственное, рациональное, опыт Текст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 256 с.
133. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.1 Текст. / Общ. Ред. А.Ф. Лосева и др.: Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1994. - 860 с.
134. Погребысский, И.Б. Готфрид Вильгельм Лейбниц Текст. М.: Наука, 1971.-317с.
135. Полищук, В.И. Культурология Текст.: Учебное пособие. М.: Гар-дарика, 1998.-446 с.
136. Пропп, В.Я. Фольклор. Литература. История Текст. М.: Лабиринт, 2002. - 464 с.
137. Пружинин, Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания (гносеологический аспект) Текст. М.: Наука, 1986. - 150 с.
138. Псевдонаучное знание в современной культуре Текст. // Вопросы философии. — 2001. № 6. - С. 3-31.
139. Ракитов, А.И. Рациональность и теоретическое мышление Текст. // Вопросы философии. 1982. -№ 11. - С. 92-115.
140. Ракитов, А.И. Философские проблемы науки. Системный подход Текст. М.: Мысль, 1977. - 270 с.
141. Рационализм Текст. // Философский словарь. М.: Политиздат, 1986.-588 с.
142. Рациональность на перепутье Текст.: В 2-х книгах. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999.
143. Рациональность науки и практики: закономерности сближения Текст.: Сб. науч. тр. Свердловск: УрГУ, 1989. - 129с.
144. Рациональность, рассуждение, коммуникация Текст. Киев: «Нау-кова думка», 1987. - 217 с.
145. Рационалистическая традиция и современность Текст. М.: «Наука», 1990.-277 с.
146. Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. АнтичностьТекст. ТОО ТК «Петрополис», 1994. - 336 с.
147. Романовская, Т.Б. Рациональное обоснование вненаучного Текст. // Вопросы философии. 1994. - № 9. - С. 21-38.
148. Русская философия: Малый энциклопедический словарь Текст. -М.: «Наука», 1995.-624 с.
149. Русское народное поэтическое творчество Текст. М.: Высшая школа, 1986.— 536 с.
150. Русское народное творчество Текст. М.: Высшая школа, 1966.359 с.
151. Рутманис, К.В. Идея рациональности в философии Текст. Рига: «Зинатне», 1990.- 154 с.
152. Семенов, В.В. Глобальный кризис рациональности и крах марксистского диамата Текст. М., 1996. - 25 с.
153. Слитинская, Л.И. Бессознательное психическое и творческий процесс Текст. // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.4. -Тбилиси: «Мецниереба», 1985. -462 с.
154. Соколов, В.В. Разум и культура у рационалистов и теоретиков естественного права Нового времени (XVII в.) Текст. // Разум и культура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 168 с.
155. Соколов, Ю.М. Русский фольклор Текст. М.: Гос. уч.-пед. изд. наркомпроса РСФСР, 1941.-558 с.
156. Соловьев, B.C. Полное собрание сочинений и писем Текст. Сочинения: В 15-ти т. М.: Наука, 2000.
157. Социально-исторические и мировоззренческие аспекты философских категорий Текст. Киев: «Наукова думка», 1978. - 339 с.
158. Традиция и современность в фольклоре Текст. / Отв. ред. В.К. Соколова.-М.: Наука, 1988.-211 с.
159. Фейербах, JI. Сочинения Текст.: В 2-х т.; Рос. АН, Ин-т философии. -М.: Наука, 1995.
160. Философия культуры: Межвузовский сборник научных статей Текст. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. - 96 с.
161. Философская энциклопедия Текст. Глав. ред. Ф.В. Константинов. Т. 4. М.: «Сов. энциклопедия», 1960. - 592 с.
162. Философские проблемы культуры и искусства Текст. М.: ГИТИС, 1986.- 179 с.
163. Философский словарь Владимира Соловьева Текст. / Сост. Г.В. Беляев. — М.: Феникс, 1997. 464 с.
164. Философские труды Текст. Сборник научных работ. № 86. Челябинск, 1970. - 115 с.
165. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 1999.-576 с.
166. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
167. Франк, C.JI. Сочинения Текст.-М.: Правда, 1990.-607 с.
168. Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура Текст. М.: Ренессанс, 1991.-296 с.
169. Фрейд, 3. Остроумие и его отношение к бессознательному Текст. -СПб: «Алетейя», 2000. 318 с.
170. Фрейд, 3. Психоанализ и русская мысль Текст. / Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Лейбин. М.: Республика, 1994. - 384 с.
171. Фрейд, 3. Психология бессознательного Текст. М.: Просвещение, 1989.-448 с.
172. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания и сексуальности Текст. М.: Касталь, 1996. - 447 с.
173. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность Текст. М.: Наука, 1992.- 176 с.
174. Художественный фольклор Текст. М.: Высшая школа, 1926.324 с.
175. Человек, творчество, наука Текст. М.: Наука, 1967. - 205 с.
176. Чернов, В.И. Философия и фольклор Текст. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1964. - 152 с.
177. Черняк, B.C. Мифологические истоки научной рациональности Текст. // Вопросы философии. 1994. - № 9. - С. 37-52.
178. Черняк, Л. Органическое как аналогия разумного Текст. // Вопросы философии. 1997. - № 1. - С. 28-39.
179. Чистова, Е.С. О содержании понятий рационального и иррационального Текст. // Вестник РФО. 2002. - № 1. - С. 137-140.
180. Чхартишвили, Ш.Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного Текст. // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 1. Тбилиси: «Мецниереба», 1969. - 786 с.
181. Чичеров, В.И. Русское народное творчество Текст. М., 1959.521 с.
182. Швейцер, А. Упадок и возрождение культуры. Избранное Текст. -М.: «Прометей», 1993.-512 с.
183. Швырев, B.C. Научное познание как деятельность Текст. М.: Политиздат, 1984.-232с.
184. Швырев, B.C. Рациональность как ценность культуры Текст. // Вопросы философии. 1992. - № 6.
185. Шпенглер, О. Закат Европы Текст.: [Перевод / Вступ. ст. А. П. Дубнова]. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. - 584 с.
186. Энциклопедия мистицизма Текст.: СПб.: Изд-во «Литера». Изд-во «ВИАН», 1997.-480 с.
187. Юнг, К.Г. Аналитическая психология Текст. СПб.: МЦНКиТ «Кентавр», 1994. - 136 с.
188. Юнг, К.Г. Психология бессознательного Текст. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», «Канон+», 1998. - 400 с.
189. Юнг, К.Г. Современность и будущее Текст. Мн.: Университетское, 1992.-62 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.