Взаимоотношение иррационального и рационального в мистическом опыте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Толстиков, Виктор Александрович

  • Толстиков, Виктор Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 179
Толстиков, Виктор Александрович. Взаимоотношение иррационального и рационального в мистическом опыте: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2007. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Толстиков, Виктор Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НАЧАЛА МИРОВОЗЗРЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ.

1.1. ТВОРЧЕСТВО, МИФ И РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕНЫ ИРРАЦИОНАЛЬНОГО.

1.2. РАЗВИТИЕ ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ.

1.3. МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ КАК ОСНОВА ИРРАЦИОНАЛЬНОГО МИРООТНОШЕНИЯ.

ГЛАВА 2 РАЦИОНАЛИЗМ В МИРОВОЗЗРЕНИИ, КУЛЬТУРЕ И НАУКЕ

2.1. ИДЕИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

2.2. НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДЕЛ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ.

2.3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО РАЦИОНАЛИЗМА В НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ.

ГЛАВА 3 СИНТЕЗ РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО -ОСНОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА.

3.1. ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЦИОНАЛИЗМА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ.

3.2. О ВОЗМОЖНОСТИ НЕПРОТИВОРЕЧИВОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ И РАЦИОНАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

3.3. НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В УНИВЕРСАЛЬНОЙ КАРТИНЕ МИРА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимоотношение иррационального и рационального в мистическом опыте»

Актуальность темы исследования.

Одной из характерных черт современного общества является возросший интерес к теме мистического, оккультного, иррационального. Это связано с социальными потрясениями, которые приводят к образованию духовного «вакуума» в обществе, что свидетельствует о завершении периода тотального рационализма. Люди начинают знакомиться и увлекаться различными нетрадиционными, ранее недоступными доктринами. На прилавках книжных магазинов оказалась масса литературы, где интерпретируются необычные опыты мистиков, ясновидящих, медиумов и т.п. Появилось множество различных организаций обращающихся к теме «мистического». Однако, несмотря на большой интерес к данной теме, явно ощущается дефицит в философском исследовании, рассматривающем мистическое как специфический способ познания.

Познание мира - это неотъемлемая часть человеческого существования, ибо сама жизнь - непрерывный процесс познания. Человек живет, смотрит на этот мир (зрит) и у него по необходимости возникает мировоззрение. Мы не знаем общества без мировоззрения, наличие такового абсурдно по определению. Самые древние стоянки человека, раскопанные археологами, имеют погребения, т.е. собственно, по наличию погребений и определяется, что это стоянка человека. Погребение свидетельствует о наличии религиозных воззрений, а именно - веру в загробную жизнь. Религиозное же мировоззрение - это результат познания мира в свете иррациональных побудительных причин. Наряду с религией на таковой причине основаны - мифология, все виды искусства: изобразительное, музыкальное, литература и пр. и творчество, как таковое. Вообще, к иррациональному можно отнести все находящееся за пределами разума, алогичное или неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением, или даже противоречащее ему. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религиозные и религиозно-философские учения.

Строго говоря, провести жесткую демаркационную линию между иррациональным и рациональным невозможно. Любой, даже абсолютно индивидуальный мистический опыт должен с необходимостью стать достоянием общества. Он должен быть выражен в словах и донесен до слушателя (зрителя, читателя и т.д.), а значит, должен быть подвергнут рационализации, систематизации и пр., иначе в этом опыте нет смысла, и человек, имеющий этот опыт, и не обнародовавший его исчезает из истории, из культуры, как небывший. И наоборот, вся рациональная схема мироустройства и как вершина ее - научная картина мира соткана из теорий и гипотез, которые возникли в результате акта интуиции или озарения, что является по своей сути совершенно иррациональной установкой. Но для анализа понятий размежевание все-таки необходимо, т.к. иррациональные составляющие человеческой жизни подвергаются порой дискриминации со стороны общества, живущего на основе системы ценностей, построенной на рационалистическом мировоззрении.

Односторонняя ориентация на рационализм в культуре с неизбежностью приводит к ошибочным расчетам, и в итоге к катастрофическим последствиям. Но не всякая культурная традиция тяготеет к рационализму. Для России феномен иррационального представляет важнейшую составляющую духовной культуры и мировоззрения, служа основой формирования религиозных систем, художественного восприятия творчества, выработки гармоничных систем ценностей.

Мироотношение, сформированное на основе религиозно-философских традиций русской культуры может служить образцом целостной модели мира, преодолевающей ограниченность как сугубо рационального, так и иррационального мировоззрения.

Гармонии можно достигнуть лишь в сочетании рационального и иррационального начал, как взаимодополняющих друг друга систем. Новый подход к философии познания предполагает обращение ко всему многообразию способов духовного освоения мира. И здесь проблема взаимодействия интеллектуально-теоретических и интуитивно-экзистенциальных сторон познавательного процесса оказывается одной из центральных.

Целостность человеческого познания и бытия предполагает диалог рациональных и иррациональных факторов.

Анализ различных типов мироотношения, исследования рациональных и иррациональных картин мира в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения представляются в сложившейся ситуации чрезвычайно актуальными.

Степень разработанности темы.

Что касается проблем типологии различных моделей мира мы, прежде всего, опирались на первоисточники. Например, анализируя основные принципы иррационально-мистического мироотношения, мы интерпретировали религиозно-философские тексты Григория Паламы, Григория Нисского, Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского. Кроме названных христианских писателей, о мистическом опыте писали многие мыслители, среди которых можно особо выделить Я. Беме, Гуго Сен-Викторского, немецких романтиков XVIII века. B.C. Соловьев, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, В.Н. Лосский, М. Элиадэ, П. Тейяр де Шарден также много места уделяли в своих трудах проблеме мистического. Из современных отечественных исследователей к обсуждению этой темы обращались В.М. Розин, Н.Б. Мечковская, Г.С. Померанц, С.С. Хоружий, Л.Н. Митрохин, А.П. Моисеева, П.С. Гуревич, Минин П.М.

Очевидно, что любое явление, любой опыт интерпретируется исходя из определенного контекста, то есть обладает специфическими факторами, влияющими на его трактовку. Мистический опыт, как частный случай опыта познания, также имеет свой круг факторов, определяющих способ его данности сознанию, и эти факторы требуют своего исследования. При решении проблемы выявления факторов, влияющих на интерпретации мистического, учитывался метод феноменологической редукции феноменологии Э. Гуссерля.

При исследовании художественно-эстетических моделей мира, возникших в западноевропейской культуре Нового Времени, мы анализировали труды выдающийся философов, таких как И. Кант, Ф. Шеллинг, И. Фихте, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Фуко.

Что касается проблем рациональности, то это, прежде всего работы Р. Декарта, Б. Спинозы, Н. Мальбранша, Г.В. Лейбница, X. Вольфа. Они относятся к принципиальным рационалистам и сформированное ими понятие рациональности сохраняет свое значение по сей день. Со второй половины ХХ-го века проблема рациональности разрабатывается в философских учениях представителями критического рационализма. Тема рациональности развивается и становится предметом острых дискуссий в работах Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера, С. Тулмина, П. Фейерабенда. На состоявшемся в Дюссельдорфе в 1978 г. Всемирном философском конгрессе проблема рациональности занимала ключевое положение. В российской философии проблема научной рациональности рассматривается в работах таких философов, как Н.С. Автономова, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов, В.В. Ильин, В.А. Лекторский, М.К. Мамардашвили, Л.А. Микешина, В.Н. Порус, Б.И. Пружинин, B.C. Швырев, B.C. Степин. В последнее время проделана существенная аналитическая работа по выявлению структуры научного знания, критериев научности, предпосылок и оснований в научном познании. Многообразие форм существования научной рациональности в современной философии науки основывается на понятиях идеалов и типов рациональности. Классический и неклассический идеалы рациональности подробно описывает М.К. Мамардашвили. B.C. Степин формулирует признаки классического, неклассического и постнеклассического типов рациональности, имевших место на разных этапах развития науки. Полезными оказались исследования современных российских ученых по проблемам генезиса новоевропейской науки. Это работы П.П. Гайденко, Б. Диденко, В.Ф. Асмуса.

Вопросы, связанные с построением гармоничной модели мировоззрения, конструктивно сочетающей в себе рациональное и иррациональное отношение к миру, основаны на развитии и актуализации, применительно к социокультурной ситуации нашего времени, идей отечественной философской традиции: С.Л. Франка, B.C. Соловьева, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Ап. Григорьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, И.А. Ильина, Б.П. Вышеславцева, братьев Трубецких и др.

Гармоничное мировоззрение, конструктивно сочетающее в себе рациональное и иррациональное отношение к миру, являлось предметом рассуждения таких ученых естествоиспытателей как Н. Бор, В. Гейзенберг, Э. Шредингер, А. Линде и др.

Анализ культурологической, философской, социологической и естественнонаучной литературы свидетельствует о комплексном характере рассматриваемой проблемы, ее междисциплинарной сущности.

Проблемой диссертационного исследования является взаимоотношение иррационально-мистического и рационально-научного мировоззрений, взаимовлияние рационализма и мистики, а так же процесс рационализации самого мистического опыта.

Объектом настоящего исследования является мистический опыт и его интерпретации в различных философских и религиозных системах.

Предмет исследования - феномен мистического мировосприятия, его отражение в культуре.

Цель исследования. Основная цель нашей работы состоит в постановке и исследовании проблемы соотношения и взаимодействия рациональной и интуитивно-иррациональной форм познания, а также его преломления в социальной и духовной жизни человека, определение места и роли иррационалистических идей в процессе формирования культурно-исторических типов мировоззрения.

Формирование картины мира - процесс необыкновенно сложный; картина мира выкристаллизовывается в мифологических системах, в религиозно-философских доктринах, достигая особой силы в форме художественно-эстетического творчества. При этом религиозные, философские концепции, а также художественное творчество, основой которых являются мистические озарения и интуиция, могут быть исследованы в качестве определенных форм культурно-исторических рефлексий.

Задачи исследования.

• Выявить основные принципы иррационального мировосприятия, истоки философского иррационализма и других внелогических форм мышления и миропонимания и определить структуру и способы интерпретации мистического опыта.

• Выявить истоки и обосновать фундаментальное значение исихазма в культурной традиции Восточного христианства.

• Раскрыть роль рационализма в формировании современных ценностей Западноевропейского общества и обосновать причины и следствия глобального кризиса рационализма.

• Исследовать возможности взаимоотношения иррациональных и рациональных элементов мировоззрения в современной картине мира.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Мистический опыт как феномен общемировой духовной культуры и неотъемлемая часть познавательного процесса, является объективной реальностью, не имеющий однозначного истолкования. Его многообразное понимание зависит от методологических и мировоззренческих принципов интерпретации, определяемых историческим, культурным и религиозным контекстом, степенью вовлеченности мистика в общественную жизнь, его образованием и культурой мышления, способностью к вербализации невыразимого.

2. Иррациональное мировосприятие, выраженное в различных аспектах его проявления, является необходимой составляющей культуры вообще и духовной культуры в частности. Опыт исихазма в Восточном христианстве следует рассматривать как положительный пример при формировании новых познавательных парадигм.

3. Рационалистическое мировоззрение, имеющее корни в античности и утвердившееся в Западной Европе, породило не только науку современного типа, но и изменило весь строй Западноевропейского общества, мировоззрение и менталитет человека и, став тотальной силой, привело мировое сообщество к глобальному кризису.

4. Опыт русской религиозно-философской мысли может служить основой для преодоления возникшего кризиса и расширить смысловое поле познания, включив в него не только рацио, но и элементы мистики. Принцип дополнительности, приобретающий общенаучный и общефилософский характер, также может послужить методологическим основанием для построения органически целостной картины мира.

Методология исследования. Методология включает совокупность общефилософских, общенаучных и исторических методов исследования. Ключевой в диссертации является идея диалога различных форм духовного освоения мира, в том числе взаимосвязи рациональных и иррациональных сторон человеческого познания и бытия. Выдвигаемый в рамках концепции постнеклассической рациональности подход не ограничивается интересами и сферой рационального познания, а предполагает признание множества познавательных моделей, в том числе вненаучной, интуитивно-иррациональной формы знания. Термин «иррациональное» в нашем исследовании применяется для обозначения, прежде всего, совокупности внедискурсивных, т.е. интуитивных, невербальных, эмоциональных, а самое главное - религиозно-эстетических способов постижения человеком реальности. При этом рациональные и иррациональные моменты рассматриваются не как самодостаточные, а в их единстве с противоположным началом. Роль сквозного методологического принципа играет принцип дополнительности и целостности человеческого познания и жизни.

Научная новизна исследования. Произведен критический анализ западноевропейского рационализма. Произведено всестороннее обоснование конструктивных сторон иррационального мировоззрения, его позитивного вклада в развитие духовной культуры, доказана его актуальность в социокультурной реальности нашего времени. Рассматривая рационализм и иррационализм в качестве фундаментальных архетипических парадигм, был произведен анализ культурно-исторического процесса методом межкультурных сопоставлений. Было доказано, что феномен иррационального представляет собой важнейшую составляющую духовной культуры и мировоззрения, служа основой формирования религиозных и мифологических систем, художественного восприятия и творчества, выработки органических систем ценностей.

Показано, что религиозно-мистическое и эстетическое переживание служит эффективной основой преодоления ограниченности рационалистического мировоззрения, расширяя его гносеологическое, онтологическое и аксиологическое смысловое поле. Вместе с тем, необходимо преодолеть и абсолютную невыразимость мистических переживаний, введя их в культурный контекст своего времени путем логизации и вербализации.

Касаясь вопроса о сущности и значении иррационально-мистической картины мира, была обоснована идея ее универсальности. Выявлено, что мироотношение, сформированное на основе религиозно-философских традиций русской культуры, может служить образцом целостной модели мира, преодолевающей ограниченность сугубо рационального и иррационального мировоззрения.

Показано, что физический принцип дополнительности может быть использован как общефилософский принцип для построения гармоничной модели взаимодействия рациональных и иррациональных форм мироотношения.

Научно-практическая значимость работы. Содержание и теоретические выводы данной работы могут быть использованы для дальнейшего анализа различных типов мировоззрения и моделирования картин и образов мира. Предложенный в диссертации подход и результаты исследования проблемы диалога рационального и иррационального могут быть полезны как в дальнейшей исследовательской работе, так и в лекционных курсах. Результаты работы могут оказаться полезными в сфере культурно-мировоззренческого воспитания.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Толстиков, Виктор Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рациональный и иррациональные этапы в истории Европы чередовались друг с другом. Мифологический период относился к иррациональному этапу, античный - к рациональному, средние века опять к иррациональному. После эпохи Возрождения опять начался рациональный этап в развитии Европы, продолжающийся по настоящее время. В западном мире рационализм доведен до крайних своих проявлений, что может обернуться глобальной катастрофой. Очевидно, что выход может быть найден только в сочетании (дополнительности) рационального и иррационального моментов в развитии человеческого сообщества.

Русские мыслители Г.С.Сковорода, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков,. Ф.М. Достоевский, Н.Н. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.А. Флоренский, И. А. Ильин, B.C. Соловьев, С.Л. Франк, осмыслили опасность рационалистических притязаний на ускоренное преобразование социальной жизни, первыми ясно осознали всю катастрофичность попыток изменения человечества и человека посредством перевоссоздания «социальной среды» на основе заранее сконструированного умозрительного плана, проекта. Эти философы стремились к цельному знанию, понимали необходимость дополнения рационального познания внерациональным, сверхрациональным. Они полагали, что скрытые глубины бытия не могут быть постигнуты только лишь посредством сведения мира к логическим понятиям и теоретическим схемам. Обретение смысла бытия, про их мнению, скорее может быть достигнуто в символе, образе - посредством интуиции, внутреннего опыта, силы воображения, духовного просветления и мистического озарения.

В сущности, русские мыслители поставили вопрос о нравственных «противовесах» и «ограничителях» умозрительно-рациональных проектов преобразования мира, о преодолении хищнических устремлений набирающей силу техногенной цивилизации. Итог их критики - предупреждение об опасности безудержного технологического активизма и революционистских социально-утопических экспериментов, которое они завещали миру.

Похоже, человечеству сейчас как раз необходим такой поворот в мировосприятии, предтечей которого явился русский космизм. Пришло время рассматривать нашу планету не как «мастерскую», а как единый одушевленный организм. Также и общество нужно рассматривать не технократически, как «мегамашину», управляемую из одного центра, а органическую целостность, произвольно-внешностные манипуляции с которой вредны и губительны. Только при таком походе к миру можно нащупать новые горизонты бытия и утвердить новые принципы жизнестроения, обеспечивающие необходимые условия выживания человечества.

Одним из достоинств русской философии является то, что она, развиваясь в рамках традиции европейского рационализма, обнаруживает его ограниченность, открывает новые пути философствования, новые мировоззренческие парадигмы.

Рационализм европейского философствования, апеллирующий к научному знанию и рассматривающий науку в качестве высшей формы рациональности, все больше и больше наталкивался на серьезные препятствия в своем развитии. Целый ряд жизненных явлений не поддавался рационализации такого рода, не укладывался в строгие рациональные схемы, модели, образцы. Внерациональное, эмоциональное, бессознательное философия рационализма как бы игнорировала, не принимала во внимание, считала незначительным и несерьезным.

Рационализм представляет собой результат рассечения единой жизни духа, он выводит интеллект из целостного контекста сознания. В результате этого становится очевидно, что отвлеченный разум не способен постичь целостность постигаемой сущности, потому что сущность как целое оказывается неподвластна сугубо рационалистическому инструментарию. Новый рационализм, представленный в русской философии, являет собой синтез чувственного опыта, рационального мышления, эстетического созерцания, нравственного осмысления и религиозного «откровения», призванный постичь истинное бытие мира.

Попытавшись проанализировать иррациональные моменты мировоззрения мы увидели, что они несут чрезвычайно конструктивный смысл, являясь необходимым и незаменимым источником этического и эстетического возвышения человека. В своей работе мы обосновывали существование мистического как факта реальной жизни, факта, который остается фактом независимо от того, культивируют его или игнорируют. На пути мистической интуиции невозможно построить научную систему, но возможно постичь абсолютное. На пути рациональной логики невозможен трансцензус, но возможен научный прогресс.

Различные культурные традиции по-разному определяют место человека в системе бытия, исходя из конкретно исторического понимания сущности человека и его социокультурной ценности. Идентификация человека, формирование его самосознания, в свою очередь, становилось центральным и главным фактором, определяющим весь ход развития культурных, экономических и социально-политических процессов. Глобальный пересмотр социокультурной идентификации человека всегда приводил к смене мировоззрения, системы ценностей, а в итоге, и к фундаментальным преобразованиям в развитии человечества, что и дает нам основания говорить о смене исторических эпох и различных культурно-исторических традиций.

Итоги ушедшего века позволяют нам сделать вывод о том, что современный человек подвергся испытанию силой и этого испытания он не выдержал. Возможности, которые он получил в результате научно-технической революции, оказались чрезмерно широкими. Чрезмерно - потому что справиться с ними он оказался не в состоянии.

Трансцендентно-идеальное, эстетическое, нравственное - всё это не вытекает из животной природы человека, равно как и не подлежит рационалистическому обоснованию, оставаясь для рационального сознания полностью или частично мистифицированным. Но именно эта иррационально-мистическая сторона духа и обуславливает уникальность человеческого существа, принципиально выделяя его из животного и виртуального мира.

Способность к иррациональному действию, алогичность эмоций, эвристическое мышление, - все это составляет не только основу уникальности личности, но и, что более существенно, природу творческого акта. А вне творчества, вне способности к созиданию невозможно никакое развитие вообще. Следовательно, отрицая иррационально-мистические способности человека, мы отрицаем саму возможность творческой деятельности, и, в конце концов, приходим к отрицанию всего - цивилизации, культуры и самого человека.

Если бы в природе отсутствовал иррациональный аспект, мир представлял бы из себя мертвую материю без всякого движения, то есть не существовал бы вовсе. Следовательно, само существование наблюдаемого, мира предполагает дополнительность рационального и иррационального аспектов в любом явлении действительности.

Наука и мистицизм являются двумя дополняющими друг друга сторонами человеческого познания: рациональной и интуитивной. Современный физик -последователь крайне рационалистического направления, а мистик - крайне интуитивного. Эти два подхода отличаются друг от друга самым принципиальным образом, и не только по вопросам истолкования смысла явлений материального мира. При этом для них характерна так называемая дополнительность. Один подход не может быть заменен другим, каждый из них имеет уникальную ценность, а их соединение рождает новое, более адекватное мировосприятие. Наука не нужна мистицизму, мистицизм не нужен науке, но людям необходимо и то, и другое. Мистическое восприятие позволяет добиться глубокого понимания сути вещей, наука незаменима в современной жизни. Таким образом, лучше всего для нас было бы объединение мистической интуиции и научной рассудочности, а не динамическое их чередование.

Интеллектуальный мир, пережив опьянение верой в безграничные возможности науки, сегодня вынужден согласиться с тем, что наряду с рациональностью науки существует в качестве равноправных духовных феноменов - миф, религия, нравственность, искусство и др. Истина - правда постигается «сердцем». Познание - это не только рефлексия человека над миром, но и растворение его в этом мире, слияние с ним. Познание в русской философии есть переживание бытия как своей личной судьбы. В «сердце» заключен мотив познания, «сердце» - это второй ум, который глубже первичного ума.

Истинное знание является результатом синтеза эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи, где рациональная форма, не теряя свои возможности, обогащается привнесением «жизненного начала». Новая философия должна соединить восточное понимание и западное знание. Она должна осуществить синтез философии, науки и религии и обеспечить смысл жизни человека.

Время собирать камни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Толстиков, Виктор Александрович, 2007 год

1. Библия. Священное писание Ветхого и Нового завета.

2. Философский энциклопедический словарь / Редколлегия: С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, А.Ф.Ильичев и др. 2"® изд. - М. Советская энциклопедия, 1989

3. Краткий философский словарь \ А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.; Под ред. А.П.Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

4. Антология мировой философии. М., 1971

5. Рациональность как предмет философского исследования. / Под ред. Пружинина Б.И., Швырева B.C. М., 1995

6. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. Проф. И.Н. Яблокова). М.: Гардарика, 1998

7. История философии (под редакцией д.ф.н. Ч.С.Кирвеля). Минск, «Новое знание», 2001

8. Абеляр Петр. История моих бедствий. М., 1995

9. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997

10. Адо П., Плотин, или простота взгляда. М., 1991

11. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л. Лениздат. 1990

12. Анкин Д.В .Рациональность и рационализация в философском дискурсе. Мин. образования РФ: проект «Трансцендентальная семантика», шифр ГОО-1.1.-92.

13. Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972

14. АпрелеваВ.А. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", вып. 29. СПб.: СПб философское общество, 2003

15. Аристотель: Сочинения: В 4-х т. Общ. Ред. А.И.Доватура. -М.: Мысль, 1984

16. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1999

17. Балацкий Е.В. Мировая экономическая наука на современном этапе: кризис или прорыв? \ «Науковедение»№ 2, 2001 г

18. Баратынский Е.А. Разума великолепный пир. М., 1981

19. Батюшков К.Н. Нечто о поэте и поэзии. М., 1985

20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

21. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995

22. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989

23. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994

24. Богословие в средневековой культуре. Киев, 1992

25. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание (сб. статей). Пер. с англ. -М.,Л., 1961

26. Бор Н. Избранные труды, в 2-х т., М., «Наука», 1966

27. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963

28. Бриллиантов А.И., Влияние восточного богословия на западное в трудах Иоанна Скотта Эриугены. М., 1998

29. Бьюкенен П.Дж. Правые и неправые. М., ACT серия «Философия» 2006

30. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине М.: Наука 1983

31. Вшолек С. Рациональность веры. М. ББИ св. ап. Андрея. 2005

32. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. М.,1990. - № 4.

33. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века.// Вопросы философии. М., 1991. -№6.

34. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки /XVII-XVIII вв./ М., 1987.

35. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

36. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания.//Философско-религиозные истоки науки. М. 1997.

37. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., Прогресс-Традиция, 2003

38. Гейзенберг В. Философия и физика: Часть и целое. М., 1989

39. Герасимова И. А. Музыка и духовное творчество. Вопросы философии. -1995,-№6.

40. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М: Советская Россия, 1990

41. Григорий Нисский, Об устройстве человека. СПб, 1991

42. Григорий Палама, Триады, М., 1991

43. Григорьев Ап. Эстетика и критика. М., 1980

44. Турина М. Философия / Пер. с фр. М., 1997

45. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (введение в феноменологическую философию)\ «Вопросы философии» 1992, №7

46. Даниелян Н.В. Типы научной рациональности.//Философия. Информация. Управление. Сб. Научн. Статей асп. Вып. 1. - М.: МИЭТ, 2000

47. Декарт Р. Начала философии.// Избранные произведения. М., Современный гуманит. Университет. 2004

48. Декарт Р. Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках. //Сочинения в 2-х томах. М., 1989

49. Демин В.Н. Русский космизм: от истоков к взлету//Вестник Моск. ун-та. Сер.7. Философия,-1996.-№6

50. Диденко Б.Д. Духовный космос искусства. М., 1993

51. Доронин С.И. Роль и значение квантовой теории в свете ее последних достижений. Квант. Магия, 1, 1101,(2004)

52. Дорофеев Д. Ю. Человек и Бог в мистическом опыте христианского персонализма, http://anthropology.rchgi.spb.ru

53. Достоевский Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях / Собрание сочинений. М., 1956

54. Достоевский Ф.М. об искусстве. М., 1973.

55. Егоров Ю.JI. Методологические проблемы современного научного познания. -М., 1993.

56. Ершова Г.Г. , Черносвитов П.Ю. Наука и религия: новый симбиоз? СПб.: Алетейя, 2003

57. Захаров В., Фортов В. Наука уже в коме. // Известия. 2 ноября 1994 г.

58. Зеньковский В. В. Восточные Отцы 4 века. М., 1992

59. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: Эго, 1991.

60. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Лодья, 2004

61. Кара-Мурза С. Российская промышленная политика и проблемы индустриализма. \\ Социально-философское обоснование промышленной политики. М: АО «ИКК РИА», 1994

62. Кара-Мурза С. Наука и кризис цивилизации. \ «Вопросы философии» N 9. . 990

63. Кальтенбруннер Б. Возвращение Вл. Соловьева. / Русская философия XIX начала XX веков: Критика современных буржуазных интерпретаций. - М., 1987

64. Кант И. Сочинения в 6-ти тт. \ (Под общ. ред. В.Ф. Асмуса и др.) М., 1964

65. Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994

66. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. СПб., 1999

67. Кассирер Э. Эссе о человеке. Введение в философию человеческой культуры Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1996

68. Кефели И.Ф. Наука до и после НТР // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов / Под ред. С.А. Кугеля. СПб.: Политехника, 1997

69. Киприан Керн архим., Антропология св. Григория Паламы. М., 1995

70. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984

71. Клеман О. Смысл Земли \ Пер. с франц. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2005

72. Климец А.П. О непрерывном логическом мышлении. Ж-л «Физика сознания и жизни, космология и астрофизика», № 3, Киев, 2001

73. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985

74. Коровин А. Философия поэзии; http://www.poezia.ru/administory

75. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998

76. Крылов О.В. Будет ли конец науки? // Российский химический журнал. №7 1999

77. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975

78. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994

79. Кутырев В.А. Челюсти рационализма. \\ Свободная мысль. 2000. № 9.

80. Ладова О.Н. Интерпретативная стадия мистического опыта в различных культурных контекстах // Дефиниции культуры / Сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. Вып. 5. Томск: Изд-во Том. Ун-та. 2001

81. Лепов В.В., Михайлов В.Е., Ларионов В.П. Новая общенаучная парадигма с позиций синергетики, б.г.

82. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы 10-17вв. Эпохи и стили. Л., 1973

83. Лопухин И. Некоторые черты о внутренней Церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели / Русская философия второй половины XVIII века. Свердловск, 1990

84. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 8 тт. / М. 2000

85. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994

86. Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение. - М.; Мысль, 1995

87. Лосев А.Ф.: Из ранних произведений. М., Правда. 1990

88. Лосский В. Н. , Очерк мистического богословия Восточной церкви; Догматическое богословие. М., 1 Центр СЭИ, 1991

89. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., ДарЪ, 2005

90. Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в 14в. В кн.: ТОДРЛ. Т. XXIX. -Л.: Наука, 1973

91. Менцин Ю.Л. «Земной шовинизм» и звездные миры Джордано Бруно \\ Вопросы истории естествознания и техники; №1; 1994,

92. Мень А. Познание мира // Наука и жизнь. № 4. 1990

93. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов.// Вопросы философии. -№4.- М., 2001

94. Микешина Л.А. Фундаментальный поворот в понимании структуры научного знания.// Философия, Наука, Цивилизация./ Отв. ред. Казютинский В.В. М., 1999

95. Микешина Л. А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997

96. Мильтон Джон. Потерянный рай. М., 1982

97. Минеев В.В. К вопросу о понятии космизма // Русский космизм и Ноосфера: М. 1989

98. Минин П.М. Мистицизм и его природа. Киев, 2004

99. Мунье Э., Персонализм. М., 1992

100. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М.,1972

101. Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма. М., 1960

102. Невлева И.М. Русская философия. Белгород: Кооперативное образование, 2001.

103. Неронова М.Ю.Типология мистического опыта. Материалы научной конференции. Серия "Symposium", выпуск 7. Спб. 2001

104. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Полное собрание сочинений в 13-ти тт. Пер. с нем. В.Баксуева. М.: Культурная революция, 2005

105. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. М., 1982

106. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991

107. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие.) М.: Даниловский благовестник, 1997

108. Паскаль Б. Мысли о религии. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001

109. Паули В. Физические очерки. -М., 1975

110. Пиголь Петр игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные приемники. М. 1991

111. Платон, Собрание сочинений в 4 т.: \Общ. Ред. А.Ф.Лосева и др. М.: Мысль, 1990

112. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М., 1985

113. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. М., 1999

114. Пригожин И. Р. Наука, разум и страсть \ «Знание-Сила» № 9, 1997

115. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986

116. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в 14в. В кн.: Литературные связи древних славян. - Л., 1968

117. Пуанкаре А. Наука и гипотеза //- О науке: пер. С франц.- М.: Наука, 1983

118. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990

119. Розанов В.В., В чем главный недостаток «наследства 60-70-х годов»? / Сочинения. М., 1990

120. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону; «Феникс», 1996

121. Симеон Новый Богослов. Гимны. Нижн. Новгород, 1991

122. Сковорода Г. Наркисс / Соч. В 2 тт. М., 1973

123. Соловьев B.C. Сочинения в 8-тт. М., 1988

124. Степин B.C. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) // Ценностные аспекты развития науки / Под ред. В.Ж. Келле. М.: Наука, 1990

125. Творения преподобного Максима Исповедника. В 2-х кн.М., 1993

126. Тертуллиан. Избранные сочинения. / Пер. с лат. М., 1994

127. Тойнби А. Постижение истории. М. Прогресс, 1990

128. Толстой JI.H. О том, что есть и что не есть искусство, и о том, когда искусство есть дело важное и когда оно есть дело пустое / ПСС в 100 тт. М., Наука 2000

129. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника). СПб., 1997

130. Традиции и новации в современных философских дискурсах. Материалы круглого стола 8 июня 2001г. Серия «Symposium». СПб 2001

131. Трошихин В.В. История и философия науки. Белгород: Кооперативное образование, 2006

132. Трубецкой Е. Метафизические предположения познания. М., 1917

133. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986

134. Фейнман Р. Характер физических законов. М., Наука, 1987

135. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М.: Наука, 1989

136. Фихте И.Г. Соч. в 2-х тт. СПб, 1993

137. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990

138. Флоренский П.А. Богословские труды. М., 1986

139. Фома Аквинский. Сумма теологии. М., Издатель Савин С.А. 2006

140. Франк C.JI. Смысл жизни. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.

141. Франк C.J1 Философия и религия // Сочинения. М., 1990

142. Франк C.J1. Предмет знания, Душа человека. Харвест, М.: ACT, 2000

143. Фромм Э. Здоровое общество / Психоанализ и культура. М.,1995

144. Фуко М. П. Слова и вещи. М., 1994

145. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. № 9 -1989

146. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / Проблема человека в западной философии. М., 1988

147. Хайдеггер М., Исток художественного творения / Западная эстетика и теория литературы 19- 20 вв. М., 1987

148. Хайдеггер М., Что такое метафизика? / Новая технократическая волна на Западе. -М., 1986

149. Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб. Наука, 1995

150. Художественная жизнь современного общества. Т.1. СПб., 1996.

151. Чаадаев П.Я. Сочинения и письма. Полн. собр. соч. и избр. письма: В 2 т. М., 1991

152. Чичерин Б. Наука и религия. М.: Республика. 1999

153. Шелер М., Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994

154. Шеллинг В. Ф. Система трансцендентального идеализма \\ Сочинения в2-х т. -М., 1987

155. Шеллинг В. Ф. Философия искусства. М.: Мысль. 1999

156. Шестов Л.И. Дерзновения и покорности // Наше наследие. № 5 1988

157. Шопенгауэр А. О юле в природе / Полное собрание сочинений в 6-ти т. М., 1999

158. Эдкинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1996

159. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М.: Наука, 1966

160. Экхарт Майстер, Духовные рассуждения и проповеди. М., 1991

161. Юревич А.В. «Онтологический круг» и структура психологического знания // Психол. журн. № 1 1992

162. Юревич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки // Вопросы философии. № 1,1998

163. ЮркевичП.Д. Философские произведения. М., 1990

164. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1993

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.