Диахронический анализ концепта "игра": на материале древне- и средневерхненемецкого периодов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Бакмансурова, Алла Бариевна

  • Бакмансурова, Алла Бариевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 209
Бакмансурова, Алла Бариевна. Диахронический анализ концепта "игра": на материале древне- и средневерхненемецкого периодов: дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Москва. 2011. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бакмансурова, Алла Бариевна

Введение.

ГЛАВА I. Игра как фундаментальная категория культуры. Лингво-когнитивный подход описания игры.

§ 1. Определение игры в философии и психологии.

1.1. Эволюция взглядов на игру.

1.2. Игра как эстетическая деятельность (концепции игры Ф. Шиллера и Г. Спенсера).

1.3. В. Вундт: феномен игры в социально-историческом аспекте.

1.4. К. Гроос, Ф. Бойтендайк, Г. Гадамер: социальная и биологическая природа игры.

1.5. Теория «фамильного сходства» Л. Витгенштейна.

§ 2. Психологические теории игры.

2.1. Игра как воображаемый мир.

2.2. Процесс символизации в игре (теория 3. Фрейда и А. Адлера).

2.3. Серьезная и игровая ситуации как уровни разной степени реальности.

2.4. Теории игры в отечественной и американской психологии.

§ 3. Игра с позиции культурологии и этнографии.

3.1. Этнографические теории игры.

3.2. Игра в период средневековья.

3.3. Основные свойства игры.

3.4. Игра, культура, творчество.

3.5. Цели игрового действия.

3.6. Типология игр.

§ 4. Концепт как многомерное ментальное образование.

4.1. Определение понятия «концепт».

4.2. Концепт как предмет лингвокогнишвного и лингвокультурологического изучения.

4.3. Структура концепта.

4.4. Ономасиологический и семасиологический подходы в рамках диахронической концептологии.

Выводы к I главе.

ГЛАВА П. Типы игры в истории немецкой культуры и их вербализация на материале древне- и средневерхненемецкого).

§ 1. Игра-обряд.

1.1. Обрядовое действие как форма проявления игры.

1.2. Ситуация формирования игрового действия (историко-этимологический анализ).

1.3. Вербализация когнитивного компонента «танец, ритуальное движение» концепта «игра».

1.4. Вербализация когнитивного компонента «сакральная песня, слово, заговор».

1.5. Архаичные мотивы карнавала.

§ 2. Игра - конфликт.

2.1. Битва как игра (на древних этапах развития культуры).

2.2. Вербальная репрезентация представления правосудия как игры.

2.3. Вербализация мотива игры в устном состязании.

§ 3. Игра — развлечение.

3.1. Изменения в структуре концепта «игра» (XIII - XIV в.).

3.2. Вербальная репрезентация концептуального содержания компонента «азартная игра».

3.3. Вербализация когнитивного компонента «выигрыш в игре».

§ 4. Игра - театр (средневековый карнавал).

4.1. История карнавала (историко-этимологический анализ).

4.2. «Двумирность» как отличительная черта культуры средневековья

4.3. Реализация в языке концептуального содержания «игра - театр» игра - карнавал).

4.4. Языковые репрезентанты понятия «шут» как ключевой фигуры средневекового карнавала.

Выводы ко П главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диахронический анализ концепта "игра": на материале древне- и средневерхненемецкого периодов»

Одним из главных вопросов современных когнитивных исследований является проблема ментальных и вербальных репрезентаций. Лингвисты-когнитологи уделяют большое внимание тому, в какой форме определенное знание представлено в сознании человека, каким образом это знание выражается при помощи языка (Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В.В. Красных, С.Х. Ляпин, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов.и др.). Современная лингвистика все чаще обращается к описанию национальной концептосферы, а также к историческим исследованиям ментальных представлений в различных языках. Язык при; этом рассматривается как средство, помогающее проникнуть в концептосферу людей прошедших эпох и получить представление об изменениях в структуре концепта, его наиболее значимых признаках в различные исторические периоды.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью изучения^ диахронических изменений в концептуализации и категоризации мира и его отдельных явлений, а также исследования развития способов- вербализации * концепта «игра» в диахронии в немецком языке; актуальным представляется когнитивный подход к исследованию семантики языковых единиц, объективирующих когнитивные признаки и компоненты данного концепта.

Объектом исследования. являются лексемы древне- и средневерхненемецкого периодов развития языка, вербализующие концепт «игра» и относящиеся к полнозначным частям речи: существительным, прилагательным, глаголам.

Предметом исследования является, языковой аспект ментального представления об игре, его концептуальное наполнение.

В основе отбора лексики лежал семантический признак: анализировались лексемы, имевшие ранее или имеющие на данном этапе развития языка в структуре своего значения сему игрового действия. Для получения наиболее полной и достоверной информации о семантических процессах в исследуемых единицах и факторах, оказавших влияние на изменение значения слов, был использован также материал других германских и негерманских языков.

Материалом исследования являются исторические и этимологические словари (13 источников), а также письменные памятники древне- и средневерхненемецкого периодов. Для анализа были использованы фрагменты письменных памятников различных жанров: эпосы «Кудрун», «Песнь о Нибелунгах», героическая песнь «Песнь о Людвиге», придворные романы «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, «Ивейн» Гартмана-фон Ауэ, произведения Штриккера, Отфрида, «Проповеди» Бертольда Регенбурского. В ходе анализа выявлено около 700 языковых единиц, вербализующих концепт «игра» (см. Приложение).

Целью работы является исследование способов вербализации концепта «игра» в диахронии, осуществляемое на материале немецкого языка древне-и средневерхненемецкого периодов, т.е. выявление совокупности языковых единиц на данном диахроническом отрезке, семантические компоненты которых являются репрезентантами когнитивных признаков, конституирующих концепт «игра»; анализ произошедших изменений в системе выявленных признаков.

Поставленная цель исследования предполагает решение следующих задач:

1) описание эволюции взглядов на феномен игры;

2) анализ теорий игры в философии, психологии, культурологии и этнографии;

3) рассмотрение игры как значимой составляющей картины мира, как категории, отражающей социальную сферу жизни общества и человека;

4) инвентаризация языкового материала древне- и средневерхненемецкого периодов, репрезентирующих концепт «игра»;

5) семантико-этимологический анализ выявленных языковых единиц;

6) исследование структуры концепта «игра» в период средневековья;

7) установление совокупности когнитивных признаков концепта, определение наиболее значимых признаков в рамках рассматриваемой культурно-исторической эпохи;

8) рассмотрение исторических изменений языковой репрезентации концепта «игра»;

9) анализ путей развития содержания, концепта «игра» в рамках обозначенных периодов развития языка.

Цели, и задачи настоящей работы обусловили применение следующих методов- исследования: 1. семный анализ; 2. метод анализа словарных дефиниций, с помощью которого были установлены ядро, базовый слой, и периферийная. зоны содержания анализируемого концепта; 3. этимологический анализ; 4. метод семантико-когнитивного описания концепта.

Научная новизна работы заключается в том,- что впервые был осуществлен комплексный подход к анализу единиц лексического и фразеологического фонда немецкого языка, репрезентирующих концепт «игра» с позиций когнитивной лингвистики, а также различных диахронических изменений в структуре данного концепта, обусловленных интра- и экстралингвистическими факторами.

Методологической основой данного исследования являются философская, культурологическая и лингвистическая теории игры, указывающие на' многоаспектность игрового действия и выделяющие основные признаки' игры. Определение и изучение составляющих данного концепта было и остается предметом исследования филологов (А.Вежбицкая, В.З. Санников, Е.С. Быстрицкая, Е.И: Шейгал, Ю.М. Иванова), социологов и культурологов (И. Хейзинга, И:Е. Берлянд, Л.Т. Ретюнских), философов (Л. Витгенштейн, Э. Финк), психологов (Б.М. Величковский, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнандзе, Д.Б. Эльконин).

Выдвигаемая в настоящем исследовании рабочая гипотеза заключается в следующем: структура концепта «игра» претерпевает определенные трансформации в диахронии, т.е. имеет место изменение содержания концепта (его ядра, базового слоя и периферии), что отражается в языке и может быть представлено на примере анализа семантики языковых репрезентантов концепта.

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и анализе путей развития способов вербализации концепта «игра», а также в рассмотрении диахронических изменений в структуре концепта (его ядре и периферии), отражающих его специфику в древне- и средневерхненемецком.

Выявление основных признаков игрового действия на основе письменных памятников обозначенного периода способствует более полному пониманию немецкой культуры эпохи средневековья. Установление; факторов, определяющих динамику развития и наполнения концепта, вносит вклад в развитие когнитивно-дискурсивной парадигмы исследования языка.

Практическая ценность работы видится в том, что результаты комплексного анализа факторов развития концепта «игра» и языковых единиц, вербализующих ментальное представление об игровом действии, могут быть использованы в курсах лексикологии и истории немецкого языка (становление и развитие словарного состава немецкого языка), когнитивной семантики, а также в рамках спецкурсов по фразеологии и лингвокультурологии в высшей школе.

Достоверность и обоснованность полученных в диссертации результатов обеспечивается, во-первых, комплексным подходом к исследуемому материалу, а также более чем репрезентативным объемом проанализированного языкового материала — 700 выявленных единиц, охватывающих корневые, производные и сложные лексемы, обнаруженные в процессе анализа 13 исторических и этимологических словарей, а также письменных памятников, во-вторых, использованием дополняющих друг друга адекватных методов и приемов, а именно 1) метод морфемного анализа; 2) метод семного анализа; 3) метод анализа словарных дефиниций; 4) этимологический анализ - открытие «первоначального» значения; 5) метод семантико- когнитивного описания концепта.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основное содержание лингвокультурного концепта «игра» отражается в семантике слов, являющихся вербальными репрезентантами данного концепта. Лингвокультурный концепт «игра» в ментальном представлении средневекового человека был связан с такими понятиями, как обряд, соревнование, ряжение, азарт.

2. Исследование способов вербализации концепта «игра» обнаруживает особенные свойства ментального представления об игре в рамках средневековой культуры Германии, что обусловлено рядом интра- и экстралингвитических факторов.

3. Структура концепта «игра», представленная ядром, базовым слоем и периферией, носит динамичный характер, заключающийся в появлении новых значимых признаков, которые обогащают структуру концепта, либо исчезновении ранее существовавших признаков.

4. Ряд когнитивных компонентов данного концепта может быть выявлен на основе семантического анализа лексических единиц, вербализующих концепт «игра». При помощи когнитивного анализа номинаций концепта, важнейшего этапа семантико-когнитивного анализа в рамках лингвокогнитивного исследования, устанавливаются семантические компоненты репрезентантов концепта, а затем выявляется содержание концепта «игра» в рамках обозначенного исторического периода.

Цели и задачи определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка использованных этимологических и исторических словарей и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Бакмансурова, Алла Бариевна

Выводы ко II главе

После анализа в первой главе основных теорий игры, взглядов на цели и виды игрового действия, а также теоретического рассмотрения игры как фундаментальной категории средневековой культуры, целью второй главы настоящего исследования стал обзор вербальной репрезентации концепта «игра» в немецком языке древне- и средневерхненемецкого периодов.

В процессе рассмотрения концепта «игра» в диахронии мы руководствовались следующим подходом: концепт «игра» представлен ядром, базовым слоем и периферией, наполнение и содержание которых оказывается исторически изменчивым. Для восстановления и описания структуры исследуемого концепта в диахронии была исследована определенная группа лексических единиц, значение которых тем или иным образом было связано с различными видами игры. С помощью исторических

1 Мы придерживаемся позиции понимания шутовства Ю.И. Юдиным, который рассматривает его как явление, тесно связанное с историческими формами народных социальных движений эпохи средневековья, и как своеобразное идеологическое явление, отмеченное чертами историзма в формах и приемах народного мышления. «Шутовство предстает перед нами как идеологическая форма протеста против классово-сословных установлений и норм жизни, протеста универсального, направляемого по желанию на любой объект, могущий оказаться осмеянным и уничтоженным смехом» [Юдин 2006: 90]. и этимологических словарей, а также письменных памятников были собраны языковые единицы, вербализующие концепт «игра», которые образовали соответствующую лексико-семантическую группу, номинативное поле концепта (совокупность репрезентантов концепта в обозначенный период развития общества).

В выделенную нами группу лексических единиц вошли номинации концепта, представленные простыми словами с прямым и переносным значением, устойчивые сочетания слов, а также данные родственных и неродственных языков и т.д. На основе описания и анализа данных слов и фразеологизмов в работе был представлен концепт «игра» в том виде, в котором он зафиксирован в языке. Нами была предпринята попытка интерпретировать значения репрезентантов концепта, представив их в виде набора отдельных семантических компонентов, сем. Они были подвергнуты когнитивному анализу, являющемуся важнейшим этапом семантико-когнитивного анализа в рамках лингвокогнитивного исследования.

Следовательно, наше исследование во второй главе может быть представлено в виде следующей последовательности действий: выявление лексических единиц, вербализующих концепт «игра» —> семантический анализ языкового материала —> установление семантических компонентов репрезентантов концепта —> выявление когнитивных признаков и компонентов концепта «игра».

На основе анализа семантических составляющих языковых единиц, вербализующих ментальное представление об игре в эпоху средневековья, мы можем констатировать наличие следующих компонентов концепта «игра» в древне- и средневерхненемецком: 1) ритуальное движение, прыжок, танец; 2) ритуальная песня, слово, заговор; 3) битва, борьба, соревнование; 4) развлечение (азартная игра); 5) театральное представление, карнавал. В немецком языке на современном этапе его развития, согласно словарю Дудена современного немецкого языка, слово «игра» имеет следующие значения: 1) занятие без четкой цели или ради получения удовольствия, подчиненное определенным правилам, 2) спортивное соревнование, 3) сценическое исполнение ролей, 4) попытка получить волею случая (не прилагая усилий) большую сумму денег, 5) особо деятельное возбужденное состояние, 6) выразительная изменчивость (лица, глаз, голоса и т.п.). Очевидно присутствие исторически первой, глубинной семы «движение, колебание» в пятом и шестом значениях. Сема «времяпрепровождение с целью развлечения» ярко выражена в первом, основном значении слова Spiel.

Семантический анализ проанализированных лексических единиц указал также на происходившие диахронические изменения в структуре концепта «игра» в период средневековья в культуре Германии. Так, если в древневерхненемецком ядро и базовый слой концепта были представлены когнитивными компонентами «сакральное движение», «сакральное слово», «языческая молитва, слово», то в период средневерхненемецкого на первый план выходят такие компоненты, как «азартная игра», «удача», «судьба». В XIII-XVI вв. происходит расширение содержания концепта, которое расширяется до «игра», «удача», «азарт», но также и «карнавал», «народный театр», «развлечение».

Свою значимость и актуальность в содержании концепта «игра» теряют следующие когнитивные компоненты: «сакральное действие», «обрядовый танец», «обрядовая музыка», «заговор». Музыка и танец перестают выполнять сакрально-магическую функцию, присущую ей в дохристианский период. С принятием христианской религии игра перестала ассоциироваться с религиозным действием, заговором, ритуальным танцем.

Таким образом, выделение и анализ языковых единиц, вербализующих концепт «игра», позволили выявить особенности ментального представления средневекового человека об игровом действии. Результаты выполненной работы показали, что изменения, произошедшие в концептуализации игры в языке обозначенной эпохи, обусловлены рядом факторов, среди которых первостепенное значение имело мировоззрение людей рассматриваемой исторической эпохи, детерминированное в большой степени господствующей формой религии и усилением роли института церкви.

Отмечая межконцептуальные связи концепта «игра», стоит отметить, что на основе семантических принаков «страх перед языческим богом, трепет, ужас перед сферой сакрального» мы приходим к выводу, что в ранний период развития немецкой культуры исследуемый концепт «игра» имел общую зону с концептом «страх», образуя с ним эквиполентные отношения. Взаимодействие концепта «игра» с концептом «страх» доказывается частичным пересечением их структур, смежной областью данных концептов является компонент «трепет, ужас перед сферой сакрального».

Историко-семантический анализ лексем древне- и средневерхненемецкого периодов развития немецкого языка позволяет говорить о наличии в архаичном сознании человека первоначальной взаимосвязи между понятиями «игра» и «обряд». Обряд и игра оказываются генетически близкими понятиями, поскольку совершаемые обряды носят игровой характер. Мы полагаем, что концепт «игра» находится в отношениях пересечения с концептом «обряд», обнаруживая их общий компонент «обрядовое действие (движение, танец, пение, слово)». Пересечение названных концептов обусловлено тем, что в архаическом обществе именно языческий обряд выполнял все функции игрового действия, соответствуя всем обозначенным ранее признакам игры.

На древнем этапе развития культуры концепт «игра» был теснейшим образом взаимосвязан также с концептом «суд, правосудие». Использованный лексический материал выявил существование смежной области исследуемого концепта с концептом «право, правосудие», выделяемой нами на основании общих семантических компонентов: «устный спор в суде», «вынесение приговора», «защита / обвинение в ходе судебного разбирательства».

Рассматриваемый концепт находится в привативных отношениях с концептами «развлечение», «азартная игра», «карнавал», поскольку уже в эпоху средневековья азартные игры, турниры, карнавалы являлись частью игрового действия в целом.

Заключение

В заключение рассмотрения способов вербальной репрезентации концепта «игра» в древне- и средневерхненемецком остановимся на основных теоретических и практических положениях, сделанных на основе анализа практического материала и представленных в настоящей работе.

1. Игра рассматривается нами как важнейший культурологический феномен, выполняющий значительные социальные функции: при помощи игры человек приобщается к социуму, он подчиняется общим правилам или правилам лидера, учится нести ответственность за свою группу, имеет возможность продемонстрировать свои умения и формирует способности к коммуникации с другими участниками игры.

2. Ситуация игрового действия обладает некими признаками ирреальности, однако игра при этом не рассматривается нами как ирреальное действие. Это отдельная часть реальной действительности, отличающаяся большей динамичностью. Динамичность игры заключается в том, что игра связана с явлениями реальной действительности, но одновременно она может изменить личность, предоставляя человеку некую игровую роль, а также в игре оказываются широко представленными замещающие предметы и действия.

3. В жизни взрослого человека игра имеет не менее важное значение, чем в жизни ребенка. Она остается значительной частью жизни человека, так как возмещает ограниченность и недостатки реальной жизни. Игра при этом сохраняется как тип поведения и как тип сознания человека.

4. В эпоху средневековья игра решала многие мировоззренческие задачи, являясь частью картины мира средневекового человека. Появившись в древности в виде обрядового действия (культового движения, танца, песни, сакрального слова) или соревнования, игра прошла процесс развития до азартной игры, восходящей к сакральному гаданию на палочках или игральных костях, и карнавала, уводящего людей за пределы повседневных тягот и временно предоставляя веселую и необремененную бедствиями реальность.

5. Игра определяется в настоящей работе как повторяющаяся деятельность, противопоставленная обыденной жизни как иное бытие, имеющая определенную цель, проводимая в рамках определенного пространства и времени, по установленным правилам, способствующая формированию общественных групп, которые отличаются от других особым внешним видом. Игра противостоит сфере серьезного и реального в том, что она предоставляет игроку возможность не нести ответственность за собственные действия. Из этой характеристики следует такое свойство игры, как безопасность: неудача или проигрыш в игре воспринимаются другими игроками или зрителями как естественный результат или выигрыш другого.

6. В каждом отдельном виде игрового действия оказываются представленными не все признаки игры или они представлены не в одинаковой степени. Анализ практического материала показал, что обозначенные признаки могут с разной степенью интенсивности проявляться и в одном виде игры на разных этапах ее эволюции, приобретая или утрачивая значимость на разных этапах развития культуры.

7. Вслед за Т.А. Апинян, А. Вежбицкой, А.Б. Демидовым, мы полагаем, что игре присущи внешние и внутренние, имманентные, цели. Имманентные цели сводятся к представлению и соревнованию, к внешним целям мы относим следующие: 1) выигрыш; 2) слава; 3) тренировка, обучение; 4) предсказание будущего; 5) помощь высших сил; 6) самореализация и самоутверждение; 7) проведение свободного времени.

8. Руководствуясь такими критериями, как 1) условия проведения игры, субъект и объект игры, характер, место и цель действия, 2) степень выраженности каждого признака игры, 3) критерий исторической, религиозной и социальной детерминированности, а также данными, полученными в процессе анализа культурологического, психологического и лингвистического материала, была разработана следующая классификация игр:

• игра-обряд, представляющая собой обрядовое действие. Предпосылкой формирования данного типа игры является переживание эмоции страха, трепета перед языческим божеством или состояния экстаза;

• игра-конфликт, направленная на достижение материального выигрыша или одержания победы;

• игра-развлечение, противопоставленная сфере серьезного и вызывающая двоякое отношение средневекового общества (само общество играло с радостью, однако церковь представляла игру как искушение, порок, грех);

• игра-карнавал, суть которой — развлечение, отдых, победа над страхом.

Данная последовательность была определена историческим развитием игры в немецкой культуре. Так, одна форма игры восходит в своей истории к другой: например, обрядовое действие, сопровождаемое сакральным маскированием, дает начало карнавалу. В основе азартной игры также лежит обрядовое действие, часто заключающееся в предсказании будущего при помощи гадания на палочках или игральных костях, впоследствии потерявших свой мистический смысл и ставших предметом игры каждого человека.

9. Образование концептов есть следствие осмысления поступающей информации, оно происходит в процессе понятийной классификации или концептуализации. Концепт обладает междисциплинарным характером, что определяет существование различных подходов на природу концепта (психологический, логический, философский и интегративный). Концепт рассматривается также в рамках разных аспектов (лингвокогнитивного и лингвокультурологического). В данной работе концепт определяется как ментальное образование, базовая единица мыслительного кода человека. Концепт обладает упорядоченной внутренней структурой, является результатом когнитивной деятельности личности и общества и предоставляет комплексную информацию об отражаемом предмете / явлении, интерпретацию данной информации общественным сознанием и его отношение к данному предмету или явлению. Структура концепта изменчива во времени, в разные периоды наполнение ядра, ближней и дальней периферии одного концепта может быть разным.

10. При исследовании концепта «игра» мы используем в первую очередь семасиологичский подход, поскольку делаем выводы о структуре концепта и его исторических изменениях, исходя из лексического материала рассматриваемых периодов, однако в процессе исследования был применен также ономасиологический подход, в рамках которого данные лингвистического анализа были подтверждены сведениями из таких наук, как культурология, история литературы, этнология и др.

11. Концепты могут быть связаны друг с другом следующими типами отношений: привативные отношения (включения), эквиполентные (пересечение) и дизъюнктивные (отсутствие общих элементов).

12. Руководствуясь основными признаками игры и наблюдая аналогичные признаки в обрядовом действии, мы рассматриваем обрядовое действие как исторически первый тип игры, поскольку оно является частью такой важной стороны мира архаичного общества, как сакральная деятельность, определяющей мировоззрение каждого человека. Единую природу игры и обрядового действия доказывают такие общие признаки, как обособленность данных видов деятельности от обыденной жизни, образование союзов, повторяемость, существование правил, ограничение местом и временем. Главной предпосылкой формирования ситуации игры-обряда являлись ощущение страха, трепета перед сакральными силами или состояние ритуального экстаза.

13. Концепт «игра» находится в эквиполентных отношениях с концептами «страх» и «радость», обнаруживая наличие общих семантических областей «страх перед языческим божеством» и «состояние экстаза, сформировавшееся в ходе обрядового действия».

14.В рамках обрядового действия особого внимания заслуживает когнитивный компонент «танец». Первоначально танцы демонстрировали связь людей со сферой сакрального, поскольку представляли собой, по всей видимости, некий обрядовый прыжок, быстрое ритуальное движение, вызванные ощущением трепета перед божеством или состоянием ритуального экстаза. Обрядовые хороводы выполняли охранительные функции, позже танец стал одной из возможностей проведения досуга, важной частью средневекового карнавала.

15. В рамках игры-обряда выделяется отдельный когнитивный компонент «сакральная песня, слово, заговор». Данные виды деятельности несут в себе почти все обозначенные признаки игры. Пение, музыка, обрядовое слово выполняли в древности сакральную функцию, служили в качестве заклинания, являлись частью деятельности шаманов и лекарей. Анализ лексического материала древне- и средневерхненемецкого, а также других германских и негерманских языков показал, что слова, вербализующие представление о музыке, песне, ритуальном слове, оказываются родственными словам, репрезентирующим понятие «сакральное движение». Многие из них демонстрируют также наличие сем «страх, трепет», «ритуальный экстаз».

16. В культах и обрядах древних германцев особое место занимают такие обрядовые действия, как театрализация и маскирование. Данные приемы давали людям особый статус, приближали их к образу языческого бога. Подобные архаические ритуальные обряды нашли свое продолжение и стали наиболее актуальными в средневековом карнавале.

17. Эволюция обрядового действия в культуре Германии заключается в уменьшении значимости сакрального начала и смене его развлекательным и состязательным принципами. Когнитивный компонент «удача, благосклонность богов» не потерял своей значимости, поскольку в современном обществе игра является действием, исход которого зависит от судьбы, фортуны, рока.

18. Уже на древнем этапе развития немецкой культуры в структуру концепта «игра» входил компонент «борьба, соревнование, битва», на что указывают лексемы, имеющие два значения «игра», но также «соревнование, битва, бой», а также фрагменты письменных памятников средневековья. Состязательный признак игры является на всех этапах развития игры ее важнейшим принципом. Массовые игры, в основе которых лежало соревновательное начало, впоследствии превратились в народные карнавальные забавы, скоморошьи игры и др., сохраняя при этом связь со сферой ритуального.

19. В ментальном представлении средневекового человека концепт игра был связан с концептом «правосудие» эквиполентными отношениями. Существование смежной области доказывают лексемы, имеющие значения, связанные и с игрой, и с судебным процессом, например, свн. schimphen «шутить, играть», но также «соревноваться, высмеивать кого-либо в суде»; schelten «смеяться», но также «оскорблять в суде противника».

20. Выделяемый в работе вид «игра-битва» демонстрируют определенную историческую особенность: концепт «игра» на каждом историческом этапе вплоть до настоящего времени обнаруживает общую область с концептом «битва, соревнование», поскольку даже современным человеком игра рассматривается как некое состязание, соперничество.

21. В результате перехода общества к новой культурно-исторической формации, а также под влиянием некоторых экстралингвистических факторов, в первую очередь, усиления роли христианства, концепт «игра» частично утрачивает компонент «обрядовое действие» и противопоставляется концепту «серьезное», демонстрируя дизъюнктивные отношения. Ментальное представление об игре сводится к действию, производимому с целью развлечения и получения удовольствия. Однако, несмотря на все изменения в структуре исследуемого концепта в ментальное представление об игре входят элементы из сферы сакрального. Так, лексемы, вербализующие представление о победе, этимологически восходят , к компоненту «предсказание удачи в сакральном гадании», например, современная лексема Glück «счастье» в средневерхненемецком имела значение «удача в азартной игре».

22. Мировоззрение средневекового человека сочетало в себе два противоположных начала: категории «верха» и «низа» (по В.П. Даркевичу) или серьезная и смеховая культуры (по М.М. Бахтину). Германцы унаследовали языческие верования и обряды, но при этом находились под сильным давлением официальной культуры, прежде всего, христианской религии, в этой связи кажется правомерным, вслед за А.Я. Гуревичем, обозначить средневековое общественное сознание как «народное христианство». Средневековая смеховая культура восходит к языческим обрядам, которые должны были обеспечить потребности общины, а также к древним календарным играм, культовому маскированию и ряжению.

23. Средневековый карнавал, как многоаспектное явление культуры и один из видов игры, соединяет обрядовые мотивы и составляющие официальной культуры. Игра и карнавал как важнейший праздник средневекового общества оказываются тесно взаимосвязанными, поскольку игре всегда присуще праздничное настроение, а в структуре каждого праздника представлен игровой компонент. Отечественная и немецкая школы карнаваловедения имеют противоположные точки зрения на вопрос истории карнавала в Германии. Немецкие исследователи карнавала полагают, что исторической основой для карнавального действия в Германии послужило церковная служба, заключавшаяся в изображении различных персонажей. Отечественные ученые едины в своем мнении о том, что карнавал восходит к языческому обряду, ритуальному ряжению и маскированию. Результаты лингвистического анализа позволяют нам согласиться со второй точкой зрения на вопрос происхождения карнавала в культуре Германии.

24. Главными участниками карнавала являлись король и королева карнавала, шуты, шпильманы, танцоры, музыканты,- фокусники, жонглеры. Отношение к ним в средневековом обществе было противоположным: с одной стороны, церковь представляла их как символ грехопадения, порока, даже как слуг дьявола, с другой стороны, в глазах простых людей они представали как лица, имеющие возможность безнаказанно говорить правду.

25. Феноменом средневекового карнавала является фигура «мудро безумствующего» шута. Семантический анализ лингвитического материала, а также письменные памятники показали, что ментальное представление о шуте претерпевает следующее развитие: «кривой, слепой, глухой» (наличие физического недостатка) «глупый» (негативное отношение) «сумасшедший, вселяющий беса, дьявола».

27.В настоящей работе предпринята попытка проследить, как в древне- и средневерхненемецком вербализуется ментальное представление об игре. Результаты исследования, проведенного на базе лексических единиц немецкого языка на разных этапа его истории, свидетельствуют об изменениях в структуре концепта, произошедших в силу ряда экстралингвистических факторов: исчезновение язычества как религии, усиление роли церкви, переоценка морально-этических ценностей и др.

28. Развитие способов вербализации концепта «игра», обусловленное процессом семантической трансформации языковых единиц, демонстрирует следующие особенности:

- утрата одного из значений (значение «прыгать, вскакивать в испуге» утрачивается у свн. schricken; значение «танцевать, бегать» у лексемы springen)',

- появление нового значения в семантической структуре языковой единицы (у свн. слова äffe появляется дополнительное значение «шут, плут, дурак», у свн. слова leich появляется значение «театрализованное представление»);

- утрата определенной семы (у ключевого репрезентанта концепта «игра», лексемы spil, утрачивается в диахронии сема «обрядовое действие»);

- внутренняя антонимия, совмещение в одной семантической структуре противоположных сем (двн. bestaten «жениться, вступать в брак», но также и «хоронить», свн. begän («праздновать что-либо, совершать праздничный ход», но и «хоронить, совершать поминовение»); др-исл. gala «петь, кричать», «произносить магические формулы»; перенос наименования с одного денотата на другой, основанный на метафоре (двн. свн gefeile «выпадение игральных костей или карт», затем «удача, фортуна, судьба, счастье») или метонимии (значение свн. spil в отдельных случаях суживалось до «предмет игровой деятельности», «ставка в игре»);

- улучшение значения (к двн. lastar «порок, грех, ошибка» восходит лексема laststein «камень, кость 'в азартной игре») и ухудшение значения слова (свн. schimphen «шутить, играть, развлекаться» впоследствии приобретает значение «насмехаться над кем-либо, издеваться»);

- забвение лексемы, обусловленное экстралингвистическими факторами (денотат теряет свою актуальность: bar «песня мейстерзингера», leis «религиозное пение», leich «театрализованное представление», galüppe «заклинание, заговор»); изменение набора вербальных репрезентантов концепта «игра» может быть детерминировано экстралингвистическими факторами, в первую очередь, заимствованиями. Лексема spil, вербализующая ментальное представление об игре и ставшая впоследствии ключевым репрезентантом концепта «игра», была заимствована из д.-слав. plesati «плясать, танцевать». Многие лексемы были заимствованы из латинского или французского языков (свн. preis от стар.фр. pris «ценность, слава, счастье, заслуга, награда за победу в борьбе»; свн. schanze, schanz происходит от латинского слова cadentia «падение костей в процессе сакрального гадания» (лат. cadere «падать»), что впоследствии даст основу для старофранцузского слова cheance «удачный бросок, игра, ставка в игре»); - влияние развития значения заимствованных лексем на развитие значения немецких слов: ср. вышеприведенное развитие значения свн. заимствования schanze и аналогичное развитие значения свн. слова gefelle «выигрыш в азартной игре, удача, счастье» (от двн. gifallan «бросать гадальные кости, гадальные палочки»).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бакмансурова, Алла Бариевна, 2011 год

1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов A.A. История западноевропейской литературы. — М.: Высш. шк.: Academia, 2000.-461 с.

2. Алексеева Н. Дискурс игры в русской литературе рубежа XIX-XX веков // Критика и семиотика. Вып. 1-2, Екатеринбург, 2000. С. 10 — 21

3. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. — СПб.: изд-во С.-Петерб.ун-та, 2003. 400с.

4. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под рук. проф. В.П. Нерознака. -М.: Academia, 1997. С. 276-279

5. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка. Воронеж: Из-во Ворон, госуд. ун-та, 1996. — 104 с.

6. Базанов А.Г. и Певгова JI.B. Игры детей народов Крайнего Севера. -Л.: Учпедгиз, 1949. 76 с.

7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож.лит., 1990. - 543 с.

8. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 444 с.

9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Сов. Россия, 1979. -318с.

10. О.Батурин А.П. Человек средневековья. Проблемы менталитета / Учебн. пособие Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2001. - 160 с.

11. П.Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. — М., Прогресс Универс, 1995. - 456с.

12. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. — Кемерово: АЛЕФ, 1992. — 96 с.

13. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. — СПб.: Лениздат, 1992. 399 с.

14. Бернштам Т.А. Следы архаических ритуалов и культов в русских молодежных играх «Ящер» и «Олень» (опыт реконструкции) //Фольклор и этнография. Проблема реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. - С. 17 — 37

15. Быстрицкая Е.С. Реализация концепта «игра» в русском языке: этимологический аспект// Вестник МГУ, Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007, №2. — С. 71-80.

16. Ващенко A.B. Священное действо в культуре и игра в цивилизации. Вестник МГУ. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». № 3, 2008.-С. 109-115

17. Вежбицкая А. Прототипы и варианты // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.-С. 201 -231

18. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков/ Пер. с англ. А.Д.Шмелева под ред. Т.В. Булыгиной. М.: Языки русской культуры, 1999.1 - XII. - 780 с.

19. Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. — М., «Российская политическая энциклопедия», 2006. 688 с.

20. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Наука, 1958. - 133 с.

21. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. - 414 с.

22. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988. 699 с.

23. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и ист.-типол. анализ праязыка и протокультуры. В 2 т. — Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1984. 1328 с.

24. Горюнов Е.В. Средневековая народная и ученая культура в «зеркале» священных обрядов и предметов: расхождение и взаимопроникновение (преимущественно на германском материале VIII XVI вв.) Автореф. канд. филол. наук. М.: МГУ, 1994. - 20 с.

25. Гроос К. Душевная жизнь ребенка. М., 1982. - 638 с.

26. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. — М., Искусство, 1984. 420 с.

27. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. М.: Интерпракс, 1995. - 336 с.

28. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство,-1984.-350 с.

29. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla, XIII в. М.: Искусство, 1989. - 366 с.

30. Гуревич А.Я. Народная культура раннего средневековья в зеркале «Покаянных книг» // Средние века. М., 1973, Вып. 37. - С. 28 — 54

31. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: Пародия в литературе и искусстве IX-XVI вв. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2004. - 328 с.

32. Даркевич В.П. Светская праздничная жизнь Средневековья IX-XVI вв. Изд-е 2, доп. М.: Индрик, 2006. - 432 с.

33. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия — Минск: Бел. фонд Сороса: «Армита Маркетинг, Менеджмент», 1997. - 192 с.

34. Дмитриев В.А., Иванова В.П. Опыт сравнительно-типологического анализа детских игр. // «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР. Л., 1991. - С. 50 - 67

35. Добрынинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Л., 1983. - 230 с.

36. Евтушенко E.H. Концепт «пространственная ориентация» в английской и русской лингвокультурах. Дис. . канд. филол. наук. Волгоград, 2004.- 167 с.

37. Иваненко А.И. Игра как альтернатива спасению // Игровое пространство культуры. Тезисы форума 16-19 апреля. СПб, 2002. - С. 65-6841.3аседателева А.Г. Язычество как феномен духовной культуры.

38. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — М.: Гнозис, 2004. 390 с.

39. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976. - 354 с.

40. Карсян Г.Э. Лингвостилистический анализ карнавально-игровых элементов в пьесах (esperpentos) Р. дель Валье-Инклана. Автореф. канд. филол. наук. — МГУ им. Ломоносова, 1999. — 22 с.

41. Колязин В. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. -М.: Наука, 2002. 208 с.

42. Красавский H.A. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. - 495 с.

43. Кубрякова Е.С. О ментальном лексиконе: лексикон как компонент языковой способности человека // Актуальные проблемы современной лингвистики / сост. JI.H. Чурилина. М.: Флинта: Наука, 2006. - 416 с.

44. Ле Гофф Ж. Рождение Европы/ Серия «Становление Европы»/ Пер.с фр.А.И. Поповой СПб.: «Александрия», 2007. - 398с.

45. JIe Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада. Сретенск: МЦИФИ, 2000.-386с.

46. Леви-Строс К. Путь масок. М.: Республика, 2000. - 399 с.

47. Левицкий В.В. Этимологические и семасиологические исследования в области германских языков. Черновцы: Рута, 1997. - 276 с.

48. Левицкий В.В. Сравнительно-этимологический словарь германских языков. — Черновцы: Черновицкий университет, 1994. 312 с.

49. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

50. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. М., 1996, № 3.

51. Лихачев Д.С. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология // Под рук. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997.-С. 280-287

52. Лотман Ю.М. «Тезисы к проблеме 'Искусство в ряду моделирующих систем'» // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств») / Сост. Р.Г. Григорьева. СПб.: Академический проект, 2002. - С. 274 — 294

53. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Научные труды Центрконцепта. Вып. 1. Архангельск, 1977. - С. 1135

54. Ляшок A.C. Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурологический анализ: диссертация .кандидата философ.наук / Краснодар, гос. ун-т культуры и искусств. — Краснодар, 2004. 177 с.

55. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие

56. В.А. Маслова. М.: Флинта: Наука, 2004. - 296 с.

57. Маслова В.А. Лингвокультурология: уч. пос. для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. — М.: «Академия», 2007. — 208 с.63 .Матюшина И.Г. Магия слова. Скальдические хулительные стихи и любовная поэзия. М., РГГУ, 1994. - 128 с.

58. Мафедзев С.Х. О народных играх адыгов (XIX XX в.). — Нальчик: Эльбрус, 1986.-141 с.

59. Морозов И.А. «Игра» и «ритуал» в современном научном дискурсе // Традиционная культура. Научный альманах. М., 2001. №1. - С. 20 — 28

60. Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. №1. — С. 53-64

61. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М1: Терра, 1997.-413 с.

62. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. — Л., Огиз — Гос. учеб.-педагог. изд., 1932. - 412 с.

63. Пименова М.В. Введение в концептуальные исследования: уч. пособие/ М.В. Пименова, О.Н. Кондратьева: ГОУ ВПО «Кемер. гос. ун-т». — Кемерово: Кузбассвузизд, 2006. — 179 с.

64. Плеханов Г.В.Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1958. - 899 с.

65. Попова И.Л. «Карнавал» как термин М.М.Бахтина: генезис понятия сквозь призму истории текста. Известия РАН. Серия литературы и языка, 2008, том 67, №2. С. 46-5273 .Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М.: Терра, 1997.-416 с.

66. Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. и науч. ред. A.A. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

67. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: ACT: Восток-Запад, 2007. — 314 с.

68. Реутин М. Народная культура Германии. Позднее средневековье и возрождение. М.: РГГУ, 1996. - 217 с.

69. Старшая Эдда. Песни о божествах: Скандинавский эпос / Пер., введ., предисл. и коммент. С. Свириденко. М.: Едиториал УРСС, 2004. -384 с.

70. Стеблин-Каменский М.И. Древнеисландский язык. — М.: КД Либроком, 2009. 286 с.

71. Степанов Ю.С. Слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология, 1997. С. 288-305

72. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. - 248 с.

73. Спенсер Г. Основания психологии. -М.: ACT, 1998. 543 с.

74. Стернин И.А. Типы и концепты // Концептуальное пространство языка: сб. научн. трудов, посвященных юбилею H.H. Болдырева / под ред. Е.С. Кубряковой. Тамбов. 2005. - С. 257-282

75. Токарев Г.В. Концепт как объект лингвокультурологии (на материале репрезентаций концепта «труд» в русском языке). Волгоград: Перемена. 2003. - 232 с.

76. Толстая С.М. Играть и 1улять: семантический параллелизм // Этимология. 1997-1999. М.: Наука, 2000. - С. 164 - 171

77. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. Т.2 / Гл. ред. С.Л. Токарев. М.: Сов. Энциклопедия, 1980. - С. 329 -331

78. Топоров В.Н. Судьба и случай // Понятие судьбы в контексте разных культур (под ред. Арутюновой). М.: Наука, 1994. - 317 с.

79. Топоров В.Н. Предистория литературы у славян. Опыт реконструкции (Введение к курсу истории славян, лит-р). — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998.-318 с.

80. Топорова Т.В. Древнегерманские представления о судьбе // Понятие судьбы в контексте разных культур (под ред. Арутюновой). М.: Наука, 1994.-317 с.

81. Топорова Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М.: Радикс, 1999. - 190 с.

82. Топорова Т.В. Язык и стиль древнегерманских заговоров. М: Едиториал УРСС, 1996. - 216 с.

83. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М.: Наука, 2002. - 489 с.

84. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925. - 110 с.

85. Фурман О.Ю. Традиционные кинетические формулы хороводных игр семейских Забайкалья // Историческое, культурное и природное наследие. (Состояние, проблемы, трансляция.) Вып. 1. Улан-удэ, 1996.

86. Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 412 с.

87. Хейзинга И. Осень Средневековья. М.: Прогресс - Культура, 1995. -413 с.

88. Хренов H.A. Мифология досуга. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 1998.-448 с.

89. Цветаева E.H. Процессы фразеологизации в литературном языке рнвн. периода (на материале произведений сатирической дитературы: С. Брант, Г.Сакс, И. Паули). Дис. . канд. филол. наук, Т.1.- М., 1995142 с.

90. Шейгал Е.И., Иванова Ю.М. Игровой дискурс: игра как коммуникативное событие. — М., Известия РАН. Серия литературы и языка, 2008, том 67, № 1. С. 3 - 20

91. Шестеркина Н.В. Теоморфные признаки концепта Himmel как отражение коллективного бессознательного (на материале фразеосочетаний) // Вопросы когнитивной лингвистики, 2009, № 2. С. 53-63

92. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Статьи об эстетике. -M.-JL, 1935. С. 200 - 293

93. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. -СПб., 1922.-С. 18-23

94. Фараль Э. Повседневная жизнь в эпоху Людовика Святого. -СПб: Евразия, 2009. 432 с.

95. Феоклистова Н.В. Формирование семантической структуры отвлеченного слова (на материале древнеанглийского языка). Л.: Изд-воЛГУ, 1984.- 129 с.

96. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - 544 с.

97. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-360 с.

98. Эльконин Д.Б. Проблемы психологии игры. // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 554 с.

99. Юдин Ю.И. Дурак, шут, вор и черт. (Исторические корни бытовой сказки). -М.: Лабиринт, 2006. 336 с.

100. Язык и наука конца 20 века: Сб. статей. — М.: Рос. гос. гуманит. ун.-т, 1995.-432 с.

101. Biedermann F. Knaurs Lexikon der Symbole. — Droemer Knaur Verlag, 2000.-382 S.

102. Bachfischer M. Musikanten, Gaukler und Vaganten. Battenberg Verlag, 1998.

103. Caillas R. Man, Play and Game. Ol, 1962. 524 p.

104. Drescher K. Das Nürnbergische Schönbartbuch, Weimar, 1908.

105. Geisenheiner M. Kulturgeschichte des Theaters, Volk und Drama. В., 1951.-218 S.

106. Gregor J. Weltgeschichte des Theaters. Bd. 1: Von der Ursprüngen bis zum Ausgang des Barockthaters. München, Piper, 1944. 481 S. .

107. Kindermann H. Theatergeschichte Europas. Bd.l: Das Theater der Antike und des Mittelalters. 2. Aufl. Salzburg: Otto Müller Salzburg, 1965. 540 S.

108. Knudsen. Deutsche Theatergeschichte. 2. Ausg. Stuttgart: Kröner 1970.-455 S.

109. Kotte A. Teatralität im Mittelalter. Francke, 1994. 243 S.

110. Küster J. Die Fastnachtsfeier: Über Sinn und Herkunft der Narrenbräuche. Freiburg, Basel, Wien, 1987. - 523 S.

111. Küster J. „Spectaculum vitiorum": Studien zur Intentionalität und Geschichte des Nürnberger Schembartlaufes. Freiburg, 1982. - 602 S.

112. Lurker M. Symbol, Mythos und Legende in der Kunst: Die symbolische Aussage in Malerei, Plastik und Architektur. Baden-Baden: Verlad Heitz GMBH, 1958. - 693 S.

113. Lurker M. Wörterbuch der Symbolik. Stuttgart: Alfred Kroener Verlag, 1983.- 730 S.

114. Schultz A. Deutsches Leben im XIV und XV Jahrhundert. Prag, Wien, Leipzig, 1892. - 438 S.

115. Schulz U. Das Fest. Eine Kulturgeschichte von der Antike bis zur Gegenwart. Hrsg. von. München, 1988.

116. Sliosberg S. Zur Dynamik des Ersatzes im Spiel und Ernstsituationen // Psychologische Forschung, 1934.

117. Vater, Heinz Einfuhrung in die Raumlinguistik. 3., verb. Aufl. — Hürth: Gabel, 1996. - 106 S.

118. Список использованных исторических и этимологических словарей:

119. Buck C.D. А dictionary of selected synonyms in the principal Indo-European languages. A construction to the history of ideas. Chicago, The Univ. of Chicago press. 1949. - 1515 p.

120. Borchardt Wustmann - Schoppe. Die sprichwörtlichen Redensarten im deutschen Volksmund nach Sinn und und Ursprung erläutert - VEB F.A. Brockhaus Verlg- Leipzig 1955.

121. Deutsche Wortgeschichte/ hrsg. F. Maurer, F. Stroh. Bd. I-III. Berlin. Walter De Guzter & Co./ Berlin W 35. 1959

122. Görner, H. Redensarten. Kleine Idiomatik der deutschen Sparche. VEB Bibliographisches Institut. Leipzig. 1979

123. Grimm J. und W. Deutsches Wörterbuch. Leipzig: Verlag von s. Hirzel: 16 Bde. 1854-1971

124. Hennig Beate, Kleines mittelhochdeutsches Wörterbuch.

125. Kluge Fr. Etymologisches Wörterbuch der deutschen Sprache. Berlin, 2002

126. Lexer, Matthias Mittelhochdeutsches Taschenwörterbuch. Leipzig, 1956

127. Paul, Hermann Deutsches Wörterbuch. Max Niemeyer Verlag, Halle (Saale), 1954.

128. O.Pfeifer. Etymologisches Wörterbuch des Deutschen, unter der Leitung von W.Pfeifer, Autoren: W.Braun. In 2 Bd.

129. Schützeichel, R Althochdeutsches Wörterbuch. Max Niemeyer Verlag Tübingen. 2006.

130. Pokorny Indogermanisches etymologisches Wörterbuch. — Bern, München: Francke, 1959. 1965 S.

131. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. М.: «Прогресс», 1986.

132. Список использованной литературы:

133. Beowulf, heraus, von M.Lehnert. Reclam, Ditzingen, 2004. 216 S.

134. Berthold von Regensburd, Predigten. Regensburg, Verlag Georg Joseph Manz 1884. VII, 445; IV. - 443 S.

135. Das Nibelungen: Mittelhochdeutsch / Neuhochdeutsch, von Siegfried Grosse. Reclam, Ditzingen, 2003. 1040 S.

136. Edda. Die Lieder des Codex Regius nebst verwandten Denkmälern. Herausgegeben von Gustav Neckel. Heidelberg. Carl Winter Universitätsverlag 1983. - 339 S. Band 1, Text.

137. Edda. Die Lieder des Codex Regius nebst verwandten Denkmälern. Herausgegeben von Gustav Neckel. Heidelberg. Carl Winter Universitätsverlag 1983. - 243 S., kurzes Wörterbuch.

138. Gärtner W. Meier Helmbrecht. Reclam, Ditzingen, 2008. - 64 S.

139. Iwein, Hartmann von Aue. Zürich: Manesse-Verlag, 1988.-561 S.

140. Kudrun, herausg.von Karl Bartsch. F.A. Brockhaus Wiesbaden, 1965. — 366 S.

141. Parzifal: Studienausgabe: mittelhochd. Text. Berlin; New York: Walter de Gruyter , 1999. - 420 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.