Деятельность просветителей в национальных округах Кубани и Терека в XIX - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Психомахова, Аминат Рашидовна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 300
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Психомахова, Аминат Рашидовна
Введение.
ГЛАВА 1. Условия и основные факторы интеграции горского общества в культурное пространство Российской империи
1.1. Политика царизма на Кавказе и зарождение горской интеллигенции.
1.2. Реформы в сфере образования как фактор становления национальной интеллигенции.
ГЛАВА 2. Национальные просветители в истории региона и России
2.1. Эволюция взглядов и деятельность адыгских просветителей.
2.2. Карачаево - балкарские просветители в культуре региона.
2.3. Джанибеков А.-Х. — ногайский просветитель.
ГЛАВА 3. Культурно — просветительские, научные и благотворительные общества региона в просветительской деятельности в конце XIX- начале
ХХвв.
3.1. Становление и развитие просветительских обществ в регионе.
3.2. Благотворительность в деятельности просветителей.
3.3. Роль просветительских обществ региона в формировании гражданского общества.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Общественно-политическая мысль народов Северного Кавказа: XIX век2003 год, доктор исторических наук Айларова, Светлана Ахсарбековна
Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII - начало XX вв.)2009 год, доктор исторических наук Блейх, Надежда Оскаровна
Научно-просветительская и педагогическая деятельность российской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе в конце XVIII - XIX вв.2011 год, доктор педагогических наук Бекоева, Татьяна Александровна
Хозяйственно-экономические воззрения северокавказских просветителей: Конец XVIII - 70-е гг. XIX вв.2005 год, кандидат исторических наук Тебиева, Лариса Таймуразовна
Школа, просветительская мысль и общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе во второй половине XIX века2004 год, кандидат педагогических наук Газзаева, Зарема Амирановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деятельность просветителей в национальных округах Кубани и Терека в XIX - начале XX вв.»
Сегодня проблемы развития как этнической культуры, так и межэтнических контактов на разных уровнях представляют особый научный интерес и в связи с этим являются и наиболее востребованными. Необходимость предупреждения возможных межэтнических конфликтов, особенно в таком полиэтническом регионе как Кавказ, который в свою очередь является частью многонационального Российского государства, придает особую важность исследованиям, так или иначе посвященным диалогу разных культур. Объективного подхода в данном контексте, на наш взгляд, требует и изучение вопросов, связанных с развитием духовной культуры народов Северокавказского региона.
Исторически Кавказ представляет собой своеобразное географическое, культурно-историческое, языковое и конфессиональное пространство, где веками взаимодействуют между собой самые разные этнические общности. Именно в этом контексте изучение интеллектуального наследия и практического опыта северокавказских просветителей весьма актуально, ибо это призвано помочь правильному пониманию современной реальности и решению существующих проблем в национальной политике Российской Федерации. Кроме того, обращение к истории формирования и становления кавказской интеллигенции способствует пониманию ее роли и места в современных этнических, этнокультурных и конфессиональных процессах в России.
В современной России, взявшей курс на демократизацию общественных отношений и создание правового государства, коренным образом меняются отношения между государством, как основным институтом политической системы, и общественными объединениями. В этих условиях обращение к опыту общественных организаций в национальных округах дореволюционной России, занимавшихся развитием национальной культуры, повышением интеллектуального и творческого потенциала в регионах, является как никогда своевременным.
Степень изученности проблемы. До настоящего времени деятельность просветителей в национальных округах Северного Кавказа в XIX - начале XX вв. не получала должного освещения и не была предметом специального исследования. Однако историография отдельных её составляющих достаточно широка. Все эти работы по характеру, содержанию и идейной направленности можно разделить на три периода: первый этап: с 1870-х гг. по 1917 г.; второй - с октября 1917 по 80-е годы XX в.; третий этап - с 90-х гг. XX в. по настоящее время.
На первом этапе отечественная историография накопила значительный материал по вопросам истории культуры народов Северного Кавказа конца XIX- начала XX вв. В работах В.Ф. Миллера, М.М. Ковалевского, К.Ф. Сталя, Н.И. Тульчинского, Н.П. Караулова, В.Н. Кудашева, Н.П. Караулова, В.М. Сысоева, содержатся характеристики социального и экономического положения отдельных народов данного региона, а также всесторонний анализ процесса распространения среди них письменности и грамотности.1
Начало исследованию творчества плеяды адыгских просветителей положил А.П. Берже. В «Истории адыхейского народа» он представил «Краткий биографический очерк Шора-Бекмурзин Ногмова», насыщенный сведениями о жизни просветителя. Кабардинской «Повестью временных лет» называл ногмовский труд Л.Г.Лопатинский.3 Особый интерес вызывало творчество Ш.Б.Ногмова у П.К.Услара.4 Ценные материалы о жизни и творчестве Ш.Б.Ногмова представляет русский литератор С.Д. Нечаев, познакомившийся с просветителем в Пятигорске.5 Первый биограф С.Хан-Гирея В.П.Бурнашев прослеживает литературные связи адыгского ученого с выдающимися людьми того времени, показывает главные жизненные устремления патриота Кавказа и России.6 П.П.Короленко освещает основные этапы его жизненного пути.7
Данные о биографии С.Казы-Гирея, его учебе в Ставропольской гимназии, общественной и военной деятельности содержатся в работах о
Ф.В.Юхотникова. Литературные способности С.Казы-Гирея высоко оценены В.Г.Белинским, который отозвался о его «Долине Ажитугай» как о «произведении черкеса, который владеет своим языком лучше многих почетных наших литераторов».9
К середине XIX в. относится зарождение собственной исторической мысли у горских народов Северного Кавказа.10 В это время у них появляется интерес к истории становления общественных организаций.11 Для ряда работ того периода характерно обилие фактического материала.12 Основную же массу составили многочисленные работы по истории отдельных обществ, характеризующие условия их возникновения, развития и деятельности.13
В целом работы дореволюционного периода носят, в основном, описательный характер.
Второй этап исследований — советский - начинается с октября 1917 г. и длится по 80-е гг. XX в. В связи с разработкой в 1920-е гг. адыгской азбуки и грамматики в статьях Б.Чемазокова была поставлена проблема изучения истории национальной письменности, и в этом контексте упоминается о деятельности Ш.Б.Ногмова и У.Берсея.14 Исследованию отдельных аспектов национального просвещения Кабарды посвящен труд И.П.Копачева.15
В 1940-1950-е гг. издаются и переиздаются труды Ш.Б.Ногмова.16 В работе Х.Теунова глава «Свет с Севера» посвящена Ш.Ногмову, где отмечается, что просветитель «прослеживает главную линию в истории
1 *7 родного народа - линию сближения с Россией». И.В.Тресков, анализируя русско-кабардинские отношения первой половины XIX в., рассматривает в
18 них роль Ш.Б.Ногмова.
В 1950-е гг. были открыты новые имена адыгского просвещения. М.О. Косвен опубликовал статью «Кабардинский патриот Измаил Атажукин», в которой было восстановлено имя общественного деятеля Кабарды. Он же оценивает творческое наследие С. Хан-Гирея как ценнейший источник по истории и этнографии, выделяющийся «среди всего, что было написано об адыгах за всё дореволюционное время».19
В конце 1950-х гг. в библиотеке Центрального Государственного Военно-исторического архива (ныне РГВИА) В. А. Дьяковым была обнаружена рукопись «Записок о Черкесии» С.Хан-Гирея. В связи с этим он дал краткую характеристику политических идей сочинения Хан-Гирея, изложил их основное содержание, привел некоторые биографические сведения об авторе.20
У.С.Зекох оценивает роль У. Берсея в разработке адыгской письменности.21 Т.Х.Кумуков изучает и освещает общественную и культурно-просветительскую деятельность К.М.Атажукина, С.Хан-Гирея, Ш.Б.Ногмова, С.Казы-Гирея.22 В работе В.К.Гарданова и Г.Х.Мамбетова уточнены многие факты биографии С.Хан-Гирея, дается характеристика его
23 общественно-политических взглядов. В статьях Р.Х.Хашхожевой анализируются взгляды адыгских просветителей на общественный строй
24 адыгов, политику российской администрации в регионе.
В нескольких статьях и диссертационном исследовании Л.Г. Голубевой впервые раскрыт псевдоним А.-Г.Кешева, представлена его научная биография.25
Накопленный в 1960-1980 гг. исследовательский материал предопределил первые попытки обобщения адыгской истории просветительства. В ряде трудов даются характеристики литературного л/наследия адыгских писателей и просветителей в целом.
В 60-80-е гг. XX в. началось изучение творчества балкарских просветителей - первого национального историка и этнографа М.Абаева27, публициста и общественного деятеля Б.Шаханова, И. Крымшамхалова.
Появляются обобщающие работы по истории отдельных регионов
Северного Кавказа, в которых присутствуют разделы, затрагивающие
29 тт отдельные аспекты истории национального просветительства. Для изучающих указанную проблему значимы и «Очерки истории
Ставропольского края» иллюстрирующие эволюцию капиталистических отношений в регионе, изучающие его культурную и социально-экономическую сферу. Особо значимой для нашего исследования стала гл. XVII «Культура и просвещение» (1861-1916гг.), написанная П.А.Щацким, С.П.Шацкой и В.П.Невской.30 Как и коллективный труд по исследованию п 1 всего Северного Кавказа, изданный под руководством А.Л.Нарочницкого.
Особенностью советского этапа историографии стало то, что уже с первых лет становления и существования советской власти появлялись исследования, являвшиеся своеобразными «кирпичиками» в создании новой концепции истории народов Северного Кавказа, основное внимание в которой уделялось истории народных масс. При этом, соответственно, попытки преувеличения деятельности одних классов по сравнению с другими приводили к некоторым историческим искажениям. Социально-классовая и идеологическая направленность нашли своё отражение в трудах этого периода. Но, несмотря на это, отметим серьёзный и важный вклад, внесенный в изучение деятельности национальных просветителей Северного Кавказа историками советского периода.
Третий этап историографии изучаемой проблемы охватывает период с начала 90-х гг. ХХв. и длится по настоящее время. По своему содержанию он принципиально отличается и от дооктябрьского, и советского. Целый ряд реформ, проводимых в стране последние 15-20 лет и направленных на демократизацию нашего общества, существенно изменили отношение многих ученых к оценке истории народов Северного Кавказа в целом, и национального просветительства, в частности. Современный период региональной историографии истории и культуры местных народов отличается не только ростом количества исторических публикаций, но и разнообразием подходов, используемых в них. Рассматривается культурная жизнь народов, населяющих Ставропольский и Краснодарский края, в соответствующих хронологических разделах очерков истории региона, где исследователи предлагают новые методы изучения местной культурной истории.32
Ряд авторов исследуют государственную политику в сфере национального просвещения на Кавказе. В монографии JI.C Гатаговой33 научно обоснованно вносятся коррективы в привычную, но не совсем точную формулу, противопоставляющую «субъективные цели» и «объективные результаты» политики царского правительства на окраинах Российской империи в Х1Хв. Автор доказывает, что и субъективные цели несли в себе элементы общегуманистических устремлений. В качестве доказательства приводится пример административно - педагогической и просветительской деятельности попечителя Кавказского учебного округа Я.М.Неверова.
В сборнике «Россия и Кавказ сквозь два столетия» для нас важна статья Д.И.Исмаил — Заде «И.И.Воронцов - Дашков. Наместник Кавказа». В ней автор дает оценку разнообразным программам, предложенным И.И.Воронцовым-Дашковым и реализованным в течение его наместничества. Особое место занимает образовательный проект, в котором наместник настаивал на сохранении для горских народов «материнского», родного
34 языка.
Д.С.Ткаченко в работе «Национальное просвещение в Российской империи в Х1Хв.-нач. ХХв.» исследует государственную политику в сфере национального просвещения «инородцев» Ставрополья, Кубани и Дона, а также отношение народов к распространению просвещения и социальную значимость образования для отдельных национальных диаспор Северного Кавказа.35
Ряд исследований отражают авторские трактовки исторического процесса распространения российского административного влияния на Северном Кавказе. Главной целью которого было включение горских народов в общее с Россией жизненное пространство, где российская государственность выступала не только гарантом избавления от экономической и политической раздробленности, но и открывала перед горскими народами новые горизонты в развитии культуры.36 М.З.Саблировым показана роль России в национальном просвещении, динамика развития школьной сети, национальный и социальный состав учащихся, образовательный уровень преподавателей, процесс начала формирования местной интеллигенции, а также причины, тормозившие развитие культуры в национальных районах Северного Кавказа.37
Обобщающие труды по культурной истории XIX - начала XX века открывают новые имена в истории адыгского просветительства, дают научную периодизацию национальной общественной мысли.38
Т.Х.Кумыков в книге «Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX века» представляет и анализирует ценные в научном отношении сведения о Хан-Гирее, Ш.Ногмове, Адиль-Гирее Кешеве. Автор исследует предпосылки возникновения просветительского движения в Кабарде, этапы и особенности его развития, его отличия от просветительства Западной Европы и России.39
В работе Т.А.Бекоевой рассматриваются условия и факторы становления просветительского движения на Северном Кавказе под влиянием Я.М.Неверова, Л.Г.Лопатинского, П.К. Услара, Л.Люлье. 40
Обобщающие труды по культурной истории XIX - начала XX века Р.Х.Хашхожевой, Р.У.Туганова открывают новые имена в истории адыгского просветительства, дают научную периодизацию национальной общественной мысли, содержат постановку важности изучения проблем творческого наследия крупнейших выразителей национального самосознания адыгов в Х1Хв.41
Литературное наследие адыгских просветителей конца Х1Х-нач.ХХ века изучает М.Г.Меремукова.42Она показывает изменения в их мировоззрении на фоне общего развития российской общественной мысли. С.Р.Агаржанокова также анализирует творчество адыгских просветителей конца XIX - начала XX вв.43 Э.Т.Чамокова исследует публицистическое наследие А.-Г. Кешева, К.М.Атажукина, П.И.Тамбиева.44 Работа В.Б.Тугова характеризует деятельность Т.Табулова и А.-Г. Кешева по сбору фольклора и их участию в зарождении абазинской литературы.45
В ряде работ дается оценка деятельности балкарских и карачаевских просветителей, направленной на культурное развитие своих народов.46 Ряд работ анализирует духовное наследие ногайцев, особое внимание уделяет просветительской деятельности А.-Х.Джанибекова.47
В трудах Х.Б.Мамсирова и А.В.Барнаша анализируются социокультурные процессы, инициируемые местной интеллигенцией совместно с выдающимися представителями российской культуры, науки и искусства в контексте становления российской государственности на Северном Кавказе.48
В указанный период публикуются работы, посвященные деятельности местных общественных организаций конца XIX- начала ХХвв.Научный труд С.А.Айларовой исследует формирование взглядов горской интеллигенции под влиянием просветительских обществ.49 Л.С.Макоева изучает вклад культурно-просветительских и благотворительных обществ в становление и развитие образования на Северном Кавказе.50 Несомненный интерес представляют работы Т.Е.Покотиловой, Е.В.Четвериковой,
Е.Ю.Любушкиной, Л.Е.Оспищевой, Б.В.Туаева. Авторы обращаются к теоретическим аспектам создания и деятельности просветительских обществ, исследуют законодательную базу этого процесса, определяют место и роль названных организаций в становлении гражданского общества.51
Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном
52
Кавказе рассматривает Н.О.Блех.
Приведенный историографический анализ позволяет сделать вывод как об определенном уровне историографической разработанности отдельных аспектов избранной нами проблемы, так и о необходимости комплексного подхода к её изучению в условиях новых методологических возможностей изучения.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в комплексном изучении основных направлений, содержания и особенностей деятельности национальных просветителей в XIX - начале XX вв. на Тереке и Кубани. Она достижима за счет реализации следующих задач:
• изучения причин, условий, содержания, особенностей и результатов процесса реализации реформы образования в выбранном регионе в контексте истории становления национальной интеллигенции;
• исследования эволюции взглядов национальных просветителей на проблемы социально-экономической, политической и культурной модернизации горских народов под влиянием проводимых Россией реформ;
• определения места и роли выдающихся деятелей в культурной, общественно-политической и социально — экономической жизни горцев;
• анализа целей, основных направлений, содержания, методов и особенностей работы общественных объединений, занимавшихся просветительской деятельностью в исследуемом регионе.
Объектом исследования стала история национального просветительства на Тереке и Кубани в XIX - начале XX вв.
Предмет исследования - деятельность национальных просветителей и общественных объединений, занимавшихся просветительской деятельностью на Кубани и Тереке в XIX- начале XX вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XIX по начало XX в. Именно в это время Российское государство интенсивно проводило политику освоения Кавказского региона. И этот процесс, естественно, затронул все стороны общественной жизни, и в первую очередь национальное просвещение. 1917 год стал переломным в создании нового социалистического государства, для которого были характерны совершенно иные подходы к решению национальных проблем, в том числе и просвещения на местах. Однако следует отметить, что обозначенная дата условна, т.к. ряд национальных просветителей продолжали свою деятельность и в советский период.
Географические рамки исследования ограничены Северо-Западным и Центральным Предкавказьем. До 60-х годов XIX века горское население Северного Кавказа находилось в подчинении военных властей левого и правого флангов Кавказской линии, при этом гражданское управление было только в Ставропольской губернии. С 1860 г. все пространство Северного Кавказа было поделено на Кубанскую область (правое крыло Кавказской линии), Терскую область (левое крыло Кавказской линии) и Ставропольскую губернию.54 С 1865 года горские народы Кубанской области были распределены по пяти военно-народным округам: Псекупский, в который вошли аулы западных черкесов по среднему течению р.Кубани и нижнему течению р.Псекуж; Лабинский, объединявший черкесов, живших по р.Лабе и Белой; Урупский, населенный черкесами, ногайцами55; Зеленчукский, в который вошли черкесы, абазины и ногайцы, жившие по р.Зеленчук56; Эльбрусский — с карачаевскими и абазинскими аулами по р.Куме и ее притокам.57 В 1871 году Кубанская область подразделялась на пять уездов: Ейский, Темрюкский, Екатеринодарский, Майкопский, Баталпашинский.58 В Терской области административные преобразования 1871 году привели лишь к переименованию округов.59 Вплоть до 1917 года существовали административные деления, отличные от географического. Эти территории в сфере образования были объединены в Кавказский учебный округ.60
Административное деление Северного Кавказа не позволяет ограничиваться только одной губернией или областью. В связи с этим для исследований были взяты отделы: Екатеринодарский, Майкопский, Лабинский, Баталпашинский. Кроме того, в виду этнического родства, общности языка и культуры, были объединены народы балкарцев и карачаевцев. Несмотря на административную расчлененность, черкесы, адыгейцы и кабардинцы, составляют фактически один народ, так как их объединяет общность языка и исторических связей, единство обычаев, тесные экономические связи. Поскольку ареал проживания абазин невозможно соотносить с конкретными дореволюционными административно-территориальными единицами, поэтому в отдельных случаях рассматриваются и некоторые смежные территории.
Методологические и теоретические принципы исследования. На всех стадиях исследования применялись общенаучные принципы историзма и объективности.61
При разработке и освещении темы использовались следующие методы исследования:
1. Историко — генетический, направленный на раскрытие свойств, функций и особенностей процесса эволюции национального просветительства;
2. Историко -системный, позволивший определить место и роль деятельности просветителей в процессе эволюции культуры локальных сообществ и оформления институтов гражданского общества на Северном Кавказе;
3. Историко - сравнительный, который позволил выявить общее и особенное в деятельности просветителей различных народов Северного Кавказа;
4. Проблемно-хронологический метод, давший возможность исследовать изменения форм и масштабов деятельности просветителей и просветительских обществ в зависимости от содержания отдельных периодов истории России;
5. Статистический метод.
Характер объекта исследования вызвал необходимость использования междисциплинарного подхода. В историческом анализе применены методы социологии, культурологи, регионологии и конфликтологии. В отдельных случаях метод интеллектуальной истории, так как художественные произведения просветителей составляют органическую часть духовного пространства общества.
Ключевым в изучении деятельности просветителей является метод новой биографики - исследование и описание жизни просветителя, которое включает жизнь личности в историческом времени, её событийное и смысловое содержание: восприятие и оценку личности в социуме, культуре, в памяти современников и последующих поколений.
Источниковая база исследования включает разнообразные виды источников, в том числе литературные и архивные. В зависимости от функциональной значимости источники условно разделены на 6 групп: 1) нормативно—правовые материалы; 2) труды просветителей; 3) делопроизводственные документы; 4) информационно-статистические и справочные материалы; 5) мемуары; 6) периодическая печать.
Первая группа содержит законодательные акты: постановления, положения, правила, циркуляры. Анализ этой группы источников позволил сделать вывод об изменении нормативно-правовой базы связанной с развитием национального просвещения и функционированием общественных объединений в стране. Прежде всего, это законы Российской империи, Циркуляры Министерства народного просвещения и Циркуляры по управлению Кавказским учебным округом. Документы, связанные с нормативным обеспечением функционирования Кавказа в дореволюционный период, содержатся в материалах «Актов, собранных Кавказской Археологической Комиссией» (АКАК). Материалы АКАК собраны в отдельных томах, посвящены деятельности конкретного кавказского наместника. Каждый из томов разделен на части по военному управлению краем и управлению гражданскому.
Вторая группа источников представлена в виде литературного, публицистического и научного наследия северокавказских просветителей, дающих возможность изучать эволюцию их взглядов в контексте Российской истории.
Третья группа источников представлена делопроизводственной документацией центральных и местных государственных учреждений и обществ: отчётами, распоряжениями. Данная категория источников позволила воссоздать картину деятельности просветительских обществ, выявить их состав, проследить взаимоотношения властных структур и местного население в исследуем регионе.
В четвертой группе объединены статистические и информационно-справочные материалы общероссийского и регионального характера: данные переписи населения 1897г.; обзоры и памятные книжки Ставропольской губернии, Кубанской и Терской области. Статистические материалы и краткие, информационного характера, сообщения, опубликованные на страницах официальных изданий администрации Кавказа, позволяют проследить историю местного населения.
Пятая группа источников представлена мемуарной литературой и воспоминаниями современников. Обращение к ним позволяет не только реконструировать историческую биографию того или иного человека, но и добавить штрихи к известным историческим событиям.
Периодическая печать, выделенная в шестую группу источников, своим содержанием отражает общественное мнение того периода. Особенность данного источника заключается в том, что позволяет проникнуть в атмосферу того времени, хотя в заметках и статьях нередко присутствуют субъективные оценки и противоречивые суждения.
В работе использованы материалы фондов следующих архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), Центрального государственного архива Кабардино-Балкарии (ЦГА КБР), рукописного фондов Карачаево-Черкесского НИИ экономики, истории, языка и литературы (КЧ НИИ ЭИЯиЛ) и Кабардино-Балкарского НИИ истории, филологии и экономики (КБ НИИ ИФиЭ), Отдела письменных источников Государственного исторического музея России (ГИМ-ОПИ, Москва), Государственного
Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника (ГКЧ И-К и П М-3).
Из документов ГАРФ выделяется фонд Департамент полиции министерства внутренних дел (Ф. 102), содержащий богатые сведения о просветительской деятельности представителей различных обществ.
В РГВИА архиве хранятся материалы, отражающие ход военных действий на Кавказе, особенности административно-управленческого устройства в регионе. Так как большинство северокавказских общественно-политических деятелей XIX века были офицерами армии или гражданскими чиновниками, в фондах архива мы нашли документы - проекты, прошения, записки - характеризующие их взгляды на просвещение и устройство жизни горцев. Из документов РГИА выделяются фонды Департамента народного просвещения (Ф.733) и Кавказского комитета (Ф.1268), которые помогают охарактеризовать национальное просвещение по отдельным учебным округам. В фондах представлены циркуляры, отчёты, справки, характеризующие уровень системы образования в разные периоды, документы, свидетельствующие о деятельности Кавказской администрации.
Из документов ЦГИА СПб интерес представляют фонды Петроградского университета (Ф.14) и 19-го Петроградского мужского начального училища (созданного в память Императора Петра I) (Ф.ЗО), дающие картину событий в среде горского студенчества, происходивших в Санкт-Петербурге в ответ на постановление министра народного образования Е.В.Путятина от 31 мая 1861 г., «О некоторых преобразованиях в университетах».
К исследованию привлечены также материалы фондов местных архивов: Управления Кабардинского округа (ЦГА КБР Ф.И-2); Управления Нальчикского округа Терской области (ЦГА КБР Ф.И-6); Нальчикского окружного полицейского управления (ЦГА КБР Ф.И- 9); Ставропольского жандармского управления (ГАСК Ф.1008) - Материалы жандармского управления позволяют получить данные о контроле за деятельностью национальных школ со стороны сыскных органов. В них содержатся отчёты о политической обстановке вокруг национального просвещения.
Архивную базу для исследования по Кубани составили материалы, хранящиеся в Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК). Разнообразный материал содержится в таких фондах, как Канцелярия наказного атамана Кубанского казачьего войска (Ф.249) и Канцелярия начальника Кубанской области и Наказного атамана Кубанского казачьего войска (Ф.454). Данные источники представлены приказами, распоряжениями, докладами, отчетами, перепиской.
В Отделе письменных источников ГИМ — ОПИ находятся документы, характеризующие творчество С.Хан-Гирея (Ф.6), общественную деятельность Ш.Ногмова (Ф. 178), переписку Я.М.Неверова с А.-Г.Кешевым (Ф. 372).
Особый интерес представляют материалы, хранящиеся в Государственном Карачаево-Черкесском историко-культурном и природном музей-заповеднике (ГКЧ И-К и П М-3 Ф.1,ФЛ0). Это, в первую очередь, подлинники документов и фотоматериалы, характеризующие творчество просветителей в рассматриваемый период.
Взятые в совокупности, перечисленные источники составили необходимую основу для решения исследовательских задач.
Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении предпосылок и истоков зарождения на Северном Кавказе просветительства. На основе сравнительного анализа деятельности разных просветителей выявлены как их общие, так и индивидуальные особенности участия в решении многих вопросов жизни горских общин. На основании широкого круга разнохарактерных источников, многие из которых вводится автором в научный оборот впервые, расширен круг персоналий северокавказского просветительства.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые были сформулированы следующие положения:
1. Духовное наследие и практическая деятельность северокавказских просветителей явилось отражением российской политики, сыгравшей важную роль в социальном и культурном развитии исследуемого региона. Исследование государственной политики в деле национального просвещения проведено с учётом соотношения особенностей локальной и российской ментальности в контексте восприятия Северного Кавказа, как «пограничного региона».
2. Находясь под влиянием русской науки и культуры, Северный Кавказ, с одной стороны, сохранил свою специфику, с другой, вобрал в себя те черты, которые были характерны для центра. Политика в сфере образования горцев осуществлялась в общегосударственном русле и сопровождалась усиленной русификацией. Однако это явилось важным фактором формирования национальной интеллигенции.
3. Становление и развитие просветительства обусловлено рядом исторических и объективных условий и проходило неодинаково. Каждый народ в определенный исторический период выдвигал из своей среды деятелей просвещения, которые наиболее ярко выражали новые запросы и потребности своего народа.
4. Просветительское движение в изучаемом регионе можно разделить на три этапа: этап зарождения (1800-1864 гг.), постреформенный (1864-1890 гг.) и революционный (1890-1917 гг.) этапы. Каждый из них своеобразен и имеет свою специфику. Первый этап положил начало разработке письменности кавказских народов, появлению первых авторов историко-этнографических, лингвистических трудов и учредителей очагов просвещения. Спецификой второго этапа являлись борьба за демократизацию школьного обучения и рост общественно-политической активности народной интеллигенции. Третий этап выразился в том, что наряду с образовательными задачами на первый план выдвигались задачи реформирования общества, появились инициаторы создания общественных организаций.
5. Просветительские общества на Кавказе, несмотря на типологическое сходство с аналогичными общественными организациями в России, имели свои специфические черты, отразившиеся на сфере и формах их деятельности, социальном составе, источниках финансирования.
Указанные положения соответствуют следующим пунктам Паспорта специальностей ВАК РФ: п. 4. «История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов»; п. 9. «История общественной мысли и общественных движений»; п.12. «История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов».
Практическая значимость исследования. Материалы, положения и выводы диссертации могут использоваться при разработке учебных курсов по региональной истории, найти применение в научно-методической работе, а также в ряде гуманитарных научных исследований по истории и культуре народов Северного Кавказа.
Детальное изучение, осмысление и переосмысление исследуемых проблем может помочь в выработке адекватной национальной политики, что является крайне важным не только для нашего многонационального региона, но и государства, в целом. Результаты исследования могут быть полезны также при разработке современной модели взаимоотношений государства и общественных объединений, формировании цивилизованных и гуманных форм их сосуществования, сотрудничества в решении целого ряда актуальных социальных и других проблем российского общества.
Апробация исследования. Основные результаты диссертационного исследования сообщались и обсуждались на заседании кафедры историографии и источниковедения Ставропольского государственного университета. Выводы диссертации апробированы на региональной научно-практической конференции «Проблемы становления правового государства в современной России» (г.Сочи, 2005г.), международном научном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование культуру» г.Пятигорск, сентябрь 2004г.) Основные положения диссертации изложены в 5 научных публикациях, в том числе и в издании, рекомендованном ВАК.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы, приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Государственно-правовая мысль просветителей Северного Кавказа в XIX - начале XX века2007 год, доктор юридических наук Айбатов, Магомеднаби Магомедмирзоевич
Организационно-педагогическая деятельность российской и горской интеллигенции на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.2005 год, кандидат педагогических наук Дзеранова, Рита Фёдоровна
Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Атажукина2000 год, кандидат педагогических наук Кудзаева, Аксана Гаджихановна
Особенности этнокультурного развития абазин в контексте российского политического влияния в XVI - начале XX вв.2009 год, кандидат исторических наук Джемакулова, Бэла Мухамедовна
Научно-просветительская и педагогическая деятельность Л. Г. Лопатинского, Т. П. Кашежева и П. И. Тамбиева на Северном Кавказе: Конец XIX - первая четверть XX веков2002 год, кандидат педагогических наук Кусова, Лидия Бимболатовна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Психомахова, Аминат Рашидовна
Заключение
Проведенное исследование показало, что историческими предпосылками и истоками зарождения на Северном Кавказе просветительства стали этносоциальные, экономические и культурные устремления горских народов, равно как и активное присутствие России на изучаемой территории.
По мере вхождения северо-кавказских территорий в состав Российской Империи встала проблема интеграции горского общества в культурное пространство страны. После окончания Кавказской войны на повестку дня была поставлена задача подготовки национальных кадров, привлечения их на российскую службу. Организация на Северном Кавказе сети учебных заведений являлась одним из способов решения этой проблемы. Предполагалось, что дети знатных влиятельных горцев, получив столичное образование, станут проводниками политики царизма среди горцев. После расширения территории Российской империи и вхождения в неё большого количества народов, находящихся на разном уровне социокультурного развития, перед российскими властями встала проблема взаимодействие с их традиционно сложившимися этнопедагогическими структурами. Министерством народного просвещения к середине XIX в. была сделана попытка свести все разрозненные типы школ в единую систему, провело ряд мероприятий.
Развитие системы российского образования в конце XIX — нач. ХХв. имело противоречивый характер. Постоянное противоборство реформ и контрреформ в образовании стало следствием неравномерного развития России. Система образования способствовала просвещению народа, росту самосознания общества, что представляло определенную опасность для правящего режима. Эпоха освобождения создала новые возможности для культурного развития. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном образовании, так как жизнь требовала все большего числа образованных людей. Готовя кадры для своего бюрократического аппарата из представителей местных народов, правительство создало в социальном составе нерусского населения новую социальную прослойку — интеллигенцию, которая, проникаясь революционной идеологией вузов центральных губерний страны, предлагает иной путь решения вопросов национального просвещения своего народа, чем хотелось правительству. Просветительские мероприятия русской администрации, имевшей конечной целью русифицировать нерусское население, объективно способствовали распространению русской культуры и технических знаний через работу национальных школ. Это развивало просвещение и повышало культурный уровень горских народов. Изучение правительством национальных особенностей, обычаев и культуры народов в национальных регионах для их более полного учета при разработке русификаторских мероприятий имело неизбежное следствие — знакомство русской общественности с жизнью и бытом народов национальных окраин страны.
Северный Кавказ в результате вхождения в состав российского государства и участия в культурном диалоге, обрел черты общности, которые позволяют говорить как историко-культурном регионе. Основным направлением культурно-языковой политики было повсеместное развитие двуязычия (или многоязычия) как единственной формулы обеспечения интеграции горцев в общероссийскую культуру, основанную на русском языке, и сохранения местных языков как важного элемента национального самосознания и культурной отличительности.
Важную роль в культурном развитии Северного Кавказа сыграла передовая русская интеллигенция. Их стараниями на научную основу были поставлены этнографические исследования, зародилась историческая наука -кавказоведение; благодаря их усилиям возникла письменность и появилось печатное дело; при их непосредственном участии открывались научные общества. Русские ученые являлись инициаторами светского образования: на свои средства открывали школы в аулах, сами преподавали в них, разрабатывали планы и методические пособия. Значительную роль в просвещении местного автохтонного населения играла преобразованная в 1837 г. из Ставропольского уездного училища мужская гимназия, в которой обучалось немало представителей горских народов. Благодаря нахождению в российском культурном пространстве, с XIX в. появлялось все больше грамотных и достаточно образованных для того времени людей. При поддержке государства и российской общественности происходит становление этнической горской интеллигенции.
Проведя анализ в рамках заявленных целей и задач исследования, автор выделил три этапа развития национального просветительства в указанном регионе в Х1Х-ХХвв.: 1 этап- генезис просветительства (1800-1864гг); 2 этап - постреформенный (1864-1890 гг.); 3 этап- революционный (1890-1917гг.) Каждый этап своеобразен и имеет свою специфику:
- дореформенный знаменателен тем, что положил начало разработке письменности кавказских народов, появлению книгопечатания на национальных языках. Именно в этот период развернули свою просветительскую деятельность первые образованные горцы, ставшие авторами историко-этнографических, лингвистических трудов, собирателями фольклора и учредителями очагов просвещения в регионе. Это время исторического действия и творчества адыгских просветителей С. Хан-Гирея, С.Казы-Гирея, Ш.Б.Ногмова. Изучая персонально деятельность просветителей в контексте новой биографики исследователь воссоздает «портрет» общества. Вся просветительская активность представителей общественной мысли концентрируется вокруг главной проблемы — восприятия народами Северного Кавказа начал развитой государственности, восприятия общегражданского, общероссийского менталитета.
Будучи представителями военной и служилой интеллигенции, они в многочисленных проектах, записках и прошениях излагают своё видение путей административно-гражданской и хозяйственно-экономической усовершенствований горских народов, пытаются корректировать бюрократические крайности кавказских администраторов. Первые просветители не только учились в России и служили почти все в русской армии, они вернулись на Родину, жили со своим народом и работали на его благо. Более того, они несли образование кропотливым трудом в свой народ. Они писали не только научные труды и художественные произведения, но также многие из них явились непосредственными участниками открытия первых светских учебных заведений, культурно-просветительских учреждений, создания профессионального искусства. Они, усвоив русский язык и изучив историю и культуру не только других народов, но, прежде всего своего этноса, совершили интеллектуальное чудо: не только усвоили русский и другие европейские языки, но изучили и свой язык- положили начало разработки письменности; первыми поставили вопрос о научном исследовании своей истории, культуры, языка, положили начало научной мысли среди горцев. Поэтому одной из особенностей их научной деятельности является то, что они обратились к социально-гуманитарным проблемам своего народа.
- второй этап развития национального просветительства проходил под влиянием реформирования, давшего простор новому пути развития как российского, так и местных социумов. Спецификой этого этапа является борьба за ликвидацию сословной системы воспитания и демократизацию школьного обучения и рост общественно- политической активности народной интеллигенции, а также проявление различной социальной V ориентации у представителей различных этносов, обусловленной неодинаковыми их социально — экономическим и духовным развитием.
Время деятельности К. Атажукина, А.-Г. Кешева, У. Берсея, У. Мекеров, И.Крымшамхаловым, С.Урусбиев, И.Урусбиев, И.Акбаев, Б.ШахановДС-Г.Инатов которые начали свою работу в иных исторических условиях. В этот период просветители переходят от исторической и военно-героической тематики к изображению будничной жизни горцев. Особый интерес просветители проявляли к историческому прошлому, культуре, этнографии, устному народному творчеству. Значительное внимание по-прежнему уделялось разработке письменности родного языка, организации светского образования. К.Атажукин составитель азбуки родного языка автор многочисленных публикаций и переводов из русской педагогической литературы был преподавателем педагогических курсов по подготовке сельских учителей. У.Берсей, автор «Букваря черкесского языка», составитель алфавита на основе арабской графики, преподаватель Ставропольской гимназии, понимая роль России в жизни соотечественников придерживался русской ориентации. Кешев, будучи редактором «Терских ведомостей», первым выступил за раскрепощение горянки и введения грамотности на родных языках, указывая идею при этом что обучение должно стать светским и всеобщим.
- Третий этап просветительского движения в регионе совпадает с переломным моментом в истории Российского государства, выразившимся в подготовке и проведении его социально-политического переустройства. Идея «просвещенной бюрократии» сменяется исторической миссией интеллигенции, которая признана формировать национальное самосознание своих народов. Наряду с образовательными задачами на первый план выдвигались задачи реформирования общества. Перед П.Тамбиевым, Т.Табуловым, И.Акбаевым, М.Абаевым, А.-Х.Джанибековым, Н.Урусбиев с ещё большой остротой встали проблемы, занимавшие их предшественников. Значительно интенсивнее и на более высоком уровне протекала работа по сбору и публикации фольклора, появился ряд исторических и этнографических сочинений, значительных успехов достигла публицистика, художественная литература, уделяли особое внимание постановке светского образования. Место мыслителей, воспитанных в традициях ислама и арабской культуры, все более занимают ученые, получившие образование в русских светских учебных заведениях и воспринявшие идеи русской и европейской культуры.
Общим во взглядах и деятельности просветителей были следующее: они выступали за развитие духовных сил горских народов на основе достижений современной им передовой цивилизации, за рост их политического самосознания, являлись убежденными сторонниками российской ориентации; придавая значение науке и научным знаниям, кавказские мыслители выступали сторонниками развития среди горских народов таких отраслей науки, как история, этнография, педагогика и др., и при этом они в большинстве своем при помощи прогрессивных русских ученых приобщались к научной деятельности, оставив собственное ценное научное наследие. Выступали против средневековых пережитков, боролись за светское образование.
Период конца XIX - начала XX в. характеризуется оживлением научной деятельности просветительских обществ. Учредителями и активистами, которых в основном становились представители национальной интеллигенции, для которых деятельность в обществах становилась одной из форм выражения гражданской инициативы. Культурно-просветительские общества и учреждения являлись местом концентрации горской интеллигенции, для которых область просвещения была наиболее предпочтительной сферой общественной деятельности.
Политика государства по отношению к просветительным организациям получила окончательное оформление во второй половине Х1Хв. и на протяжении всего дореволюционного периода постоянно подвергалась изменениям. До революции 1905-1907гг. правовое положение общественных организаций и союзов регулировал «Устав общественного призрения». Временные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906г. стали единым законодательным актом, регулирующим порядок регистрации и деятельности различных общественных организаций. После революции .21 июня 1917г. Временное правительство приняло постановление «О регистрации товариществ, обществ и союзов». Большинство были образованны благодаря социальной активности частных лиц и прошли процедуру организационного оформления в государственных органах.
Деятельность этих обществ содействовала не только развитию народного образования, но и распространению среди населения медицинских, естественно-научных и сельскохозяйственных знаний, изучению истории и экономики края, а, следовательно, развитию культуры, распространению научных и экономических знаний. Министерство народного просвещения стремилось взять управление образовательными учреждениями, а общественной инициативе представить обеспечение материальными средствами на устройство и содержание школ. Частная инициатива сыграла большую роль и в развитии национальных просветительских организаций. Заслуживают особого внимания «Общество распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа». Его история является неотъемлемой частью общественной и культурной жизни России.
Период конце XIX - начале XX в. характеризовался оживлением научной деятельности, особенностью которой в изучаемом регионе являлся её краеведческий характер. Среди них выделяются «Общество любителей изучения Кубанской области», «Общество любителей Кавказской археологии, Кавказское горное общество», «Ставропольское общество для изучения Северного Кавказа в историческом, географическом и антропологическом отношении».
Благотворительность на рубеже Х1Х-ХХвв. приобретала значительные масштабы. Правительство выделяло совершенно недостаточные средства на развитие народного хозяйства, здравоохранения и социального обеспечения. Стремясь расширить благотворительную деятельность населения, власти привлекали их к решению социальных проблем. С первых дней своей деятельности «Благотворительное общество для распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области», «Черкесское благотворительное общество» активно участвовало в деле просвещения и оказывало материальное вспомоществование горцам, учащимся средних и высших учебных заведениях. Создавались конфессиональные общества - такие, как «Ставропольское мусульманское благотворительное общество», «Баксанский мусульманский просветительный центр», основная цель, которых заключалась в оказании материальной поддержки семей, чьи дети не имели возможности получить образование.
Рубеж XIX — ХХвв. характеризовался мощным подъемом общественного сознания. Одним из его показателей явилось развитие образования и широкое распространение общественных организаций, созидательная деятельность которых была направлена на благо всего горского общества. Основными направлениями их деятельности были развитие просвещения, науки и культуры, организации печатных органов, библиотек. Деятельность просветительских обществ способствовала формированию гражданского и политического сознания населения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Психомахова, Аминат Рашидовна, 2009 год
1. Архивные фонды. Государственный архив Российской Федерации
2. Ф. 102. Департамент полиции министерства внутренних дел (0п.100-102; 236)
3. Ф. 109. Третьего отделения собственной его императорского величества канцелярии (Оп.1; 70)
4. Российский государственный исторический архив
5. Ф. 733. Департамент народного просвещения (Оп.1; 117; 162; 171; 172; 194)
6. Ф.1268. Кавказский комитет. ( Оп.1; 10; 11; 17; 19; 21)
7. Центральный государственный исторический архив Санкт Петербурга
8. Ф. 14. Петроградский университет (Оп.5)
9. Ф. 30. 19-е Петроградское в память императора Петра I мужское начальноеучилище (Оп.16)
10. Российский государственный военно-исторический архив
11. Ф. 38. Департамент генерального штаба (Кавказские дела) (Оп.7)
12. Ф. 13454. Штаб войск Кавказской линии в Черномории расположенных1. Оп.1;2)
13. Ф. 14257. Штаб командующего войсками Кубанской военной линии(Оп.З)
14. Государственный архив Ставропольского края
15. Ф.15. Дирекция народных училищ Ставропольской губернии (Оп.1;2)
16. Ф.73. Первой Ставропольской мужской гимназии (Оп.1; 2)
17. Ф. 101. Канцелярия Ставропольского губернатора (Оп.4)
18. Ф.1008. Ставропольского Жандармского управления (Оп.1)
19. Ф. 1262. Кавказское горное общество г.Пятигорск (Оп.1)
20. Ф. 1308. Кавказское бальнеологическое общество г.Пятигорск (Оп.1)
21. Государственный архив Краснодарского края
22. Ф. 249 Канцелярия наказного атамана Кубанского казачьего войска (Оп.1)
23. Ф.454. Канцелярия начальника Кубанской области и Наказного атамана
24. Кубанского казачьего войска (Оп.1; 4; 5) Центральный государственный архив Кабардино-Балкарскойреспублики
25. Ф.И-2. Управление Кабардинского округа (Оп.1; 2; 4)
26. Ф.И-6. Управление Нальчикского округа Терской области (Оп.1)
27. Ф.И-9. Нальчикское окружное полицейское управление (Оп.2)
28. Ф.И-12. Смотритель Нальчикского военного поселения (Оп.2; 4)
29. Ф.И-16. Управление Центра Кавказской линии (Оп.1;2)
30. Ф.Р-2. Исполнительный комитет Кабардино-Балкарского областного
31. Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Оп.1)
32. Ф.р-198. Народный Совет Нальчикского округа Терской области (Оп.1)
33. Карачаево-Черкесский научно-исследовательский институт экономики, истории, языка и литературы25. Ф.2. Этнография (Оп.2)
34. Ф.4. История народов Карачаево-Черкесии в XVIII-XIX вв. (Оп.25; 26)
35. Ф.5. Кавказская война (Оп.5)
36. Ф.6. Социально-экономическое развитие народов Карачаево-Черкесии (Оп.6)
37. Ф.8. Революция в 19005-1907гг. (Оп.18)
38. Ф.10. Карачаево-Черкесия в советское время (Оп.4; 5; 39)
39. Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики
40. Ф. 1 Фонд Туганова Р.У. (Оп.2; 4)
41. Государственный исторический музей Отдел письменных источников32.Ф. 6. Розен Г.В. (Оп.74.)33.Ф. 178. Хомяковы (Оп.71)
42. Ф. 372. Неверов Я.М. (Оп.6)
43. Государственный Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник
44. Ф.1. Дореволюционный период истории Карачаево-Черкесии.
45. Ф.10. Культура, здравоохранение, спорт в Карачаево-Черкесии.
46. Нормативно — правовые источники
47. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: Т. 1-11. Напечатано под ред. А.Берже.-Тифлис, 1866-1888.
48. Законодательные акты переходного времени 1904-1908. Изд.З-е, по 1 сентября 1908г.- СПб.,1909.
49. Законы, правительственные распоряжения и прочие справочные сведения по делам народного образования. — М., 1912.
50. Каминкина А. Правила 4 марта 1906г. об обществах, союзах и собраниях // Право.- 1906.-№10.-С.867.
51. Плато К.Г.фон Положение о частных обществах, учреждаемых с разрешения министров, губернаторов и градоначальников. Рига,1905.
52. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ) Собр.2-е.т.1-55. СПб. Тип.П. Отд-ие Собств.ен в Канцелярии, 1830-1884гг.
53. Полное Собрание Законов Российской Империи (ПСЗРИ). Собр.З-е.-СПб, 1855-1881; Собр.4-е (выходило с 1881г.)
54. Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб. ,1898.
55. Роговин JI.M. Законы об обществах, союзах и собраниях.- СПб., 1912.
56. Российское законодательство X -ХХвв. Т.9.- Законодательство эпохи буржуазной демократической революции. М., 1994.
57. Сборник государственных законов российской империи.- СПб.,1908.
58. Сборник документов и статей по вопросу образования инородцев.- СПб., 1869.
59. Сборник документов и материалов по истории Государственного управления в России (XVII XIXbb.) Новосибирск, 2000.
60. Сборник документов и статей по вопросу образования инородцев,- СПб., 1910.
61. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.2.0тд.2.-СПб., 1864.
62. Сборник распоряжений напечатанных в циркулярах по управлению Кавказским учебным округом.- Т.1. —Тифлис, 1867.
63. Сборник распоряжений напечатанных в циркулярах по управлению Кавказским учебным округом. 1890-1891гг. -Т.2.-Тифлис,1892.
64. Свод законов Российской империи. -Т.13.-СП6.Д897.
65. Свод законов Российской Империи / под.ред. С.В. Мордухай-Болтовского: В 16т.- СПб., 1912.
66. Свод основных государственных законов. — СПб., 1906.
67. Свод уставов учебных учреждений и учебных заведений ведомства МВД.- Т.11.-4.2.- 1893.
68. Судебные Уставы Императора Александра Второго, изданные по Повелению Императора Александра Александровича. СПб., 1883.1. Труды просветителей
69. Абаев М.К. Наши миротворцы // Терские ведомости.- 1894.- № 140.
70. Абаев М.К. Калым и его последствия // Терские ведомости.- 1894.- № 147.
71. Абаев М.К. Балкария; Исторический очерк // Мусульманин. -1911. № 1417.
72. Атажукин К. Внедрение Российского судопроизводства // Терские ведомости.- 1870.- №23.
73. Атажукин К. Избранные труды. — Нальчик, 1971.
74. Атажукин К. Из кабардинских сказаний о нартах // ССКГ.- Вып.5.-Тифлис,1871.
75. Атажукин К. Заметки на статью г.Краббе // Терские ведомости.- 1870.- 4 июня.
76. Атажукин К. Нововведения в школе // Терские ведомости. -1898.- бмарта.
77. Атажукин К. Попытки введения кабардинской письменности // Терские ведомости. -1870. -№11.
78. Атажукин К. Пшибадыноко, Ашамаз // СМОМПК. Тифлис, 1891.
79. Атажукин К. Несколько рассказов из «Полистана» Саади.- Тифлис, 1864.
80. Атажукин К. Сосруко. Тифлис, 1865.
81. Атажукин К. Кабардинская азбука.- Тифлис, 1865.
82. Атажукин К. Кабардинская старина.- Тифлис, 1872.
83. Берсей У. Букварь черкесского языка. Тифлис, 1853.
84. Берсей У. Басни // 0шхамахо.-1903.- №1.
85. Берсей У. Басни // Дружба. 1971.-№2.
86. Довлет-Гирей С. Заседание черкесского благотворительного общества // Кубанский курьер.- 1916.- №15.
87. Довлет-Гирей С. Письмо в редакцию // Новая заря.- 1908.-№ 391.
88. Довлет-Гирей С. Положение черкесов в Турции // Мусульманин.- 1908.-№ 1.
89. Довлет-Гирей С. Турция для турок. К положению черкесов в Турции // Мусульманин.-1908.- №2.
90. Джанибеков А-Х. //Правда.-1981.-№347.
91. Джанибеков А-Х. Грамматика. Махачкала, 1935.
92. Джанибеков А-Х. Карайдал и Кызыл-Гуль. М.,1928.
93. Джанибеков А-Х. Ногайский букварь для детей и уроки чтения после букваря.-М., 1929.
94. Джанибеков А-Х.Ш. Ногайские песни. М.,1969.
95. Джанибеков А-Х.Ш. Ногайские сказки. Черкесск, 1967.
96. Джанибеков А-Х.Ш. Песни ногайцев. Ставрополь, 1949.
97. Джанибеков А-Х. Поэзия аула или народная литература. Макаш -Кала, 193 5.
98. Джанибеков А-Х.Ш. Сказки четырёх братьев. Ставрополь, 1965.
99. Джанибеков А-Х. Термины по естествознанию,- Махачкала, 193 5.
100. Джанибеков А-Х. Термины по математике. Махачкала, 193 5.
101. Джанибеков А-Х. Термины по физике. Махачкала, 1935.
102. Джанибеков А-Х. Термины по химии. Махачкала, 1935.
103. Джанибеков А-Х. Фонетика и морфология.- Махачкала, 1939.
104. Дымов А. Тухват-уль-Атфил.-Темир Хан-Шура, 1913.
105. Дымов А. Физ-Хабар.-Темир Хан-Шура, 1913.
106. Инатов К-Г. Два слова о господстве турок на Кавказе и песня о Шрухуко-Тугузе // Кубанские ведомости. -1866.-№15.
107. Инатов К-Г. Путевые заметки.- Екатеринодар, 1865.
108. Инатов К-Г. Сафир-паша.- Екатеринодар, 1866.
109. Инатов К-Г. Князь Шапсугский.- Екатеринодар, 1864.
110. Инатов К-Г. Несколько слов о нашей старине.- Екатеринодар, 1864.
111. Казы Гирея С. Персидский анекдот // Современник Т. II, 1836.
112. Казы Гирея С. Долина Ажитугай // Современник Т. II, 1836.
113. Каламбий. Записки черкеса.- Нальчик, 1988.
114. Каламбий. На холме //Русский вестник.-Т.36.-1861.
115. Кешев А.-Г. Библиография // Терские ведомости. -1869. -№ 30,46.
116. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа.- Нальчик, 1958.
117. Ногмов Ш.Б. Филологические труды.- Нальчик, 1959.
118. Тамбиев П. Публикация фольклорных текстов // СМОМПК. Вып. 12, 21, 25, 26, 27, 29, 32, 34, 44. - Тифлис.
119. Тамбиев П. Кабардинская азбука. Тифлис, 1906.
120. Тамбиев П. Избранное.- Нальчик, 1984.
121. Табулов Т. Ана-бза. Баталпашинск,1924.
122. Табулов Т. Абазинские пословицы.- Черкесск, 1954.
123. Хан-Гирей С. Беслъений Аббат // Кавказ.- 1837. -№42-47.
124. Хан-Гирей С. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов // Русский вестник.-Т.5. №1. -1842.
125. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. В 2-х ч.- СПб.,1836.
126. Хан-Гирей С. Избранные произведения. Нальчик, 1989.
127. Хан-Гирей С. Князь Пшьской Аходягоко // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 17.- Тифлис, 1893.
128. Хан-Гирей С. Наезд Кунчука // Кавказа. -1846. -№37-38.
129. Хан-Гирей С. Черкесские предания // Русский вестник.- Т.2.- 1841.
130. Делопроизводственные документы
131. Доклады губернской земской управы 4-ому очередному губернско-земскому собранию. Сессия по народному образованию 1916г.-Ставрополь, 1917.
132. Заседание черкесского благотворительного общества // Кубанский курьер.- Екатеринодар, 1916.- №15.
133. Кавказский учебный округ. Попечитель. Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1867-1875гг.- Тифлис, 1876.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.