Детерминизм и этическая обусловленность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Ларькина, Лилия Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ларькина, Лилия Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Детерминизм как философская парадигма
1.1. Становление детерминизма.
1.2. Детерминизм и индетерминизм в морали и этике.
Глава 2. Принцип детерминизма в теоретических моделях этики, моральном сознании индивида и общественных нравах
2.1. Детерминизм морального сознания индивида и общественных нравов.
2.2. Коммуникативная детерминация в морали дискурсивная этика).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Феномен общественной морали: философский анализ2006 год, доктор философских наук Прокофьев, Андрей Вячеславович
Происхождение морали как социального явления1984 год, доктор философских наук Валеев, Дамир Жаватович
Онтологические основы морали: Комплексный подход в исследовании1999 год, кандидат философских наук Фотиева, Ирина Валерьевна
Моральный аспект реформирования общественной собственности при переходе к рыночным отношениям2004 год, кандидат философских наук Ильчибекова, Маина Отамбековна
Рациональное и мифологическое в структуре морали2012 год, доктор философских наук Кузнецов, Никита Всеволодович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детерминизм и этическая обусловленность»
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена непреходящим интересом человечества к проблеме закономерной взаимосвязи и обусловленности явлений материального и духовного мира. Причины тех или иных социальных явлений и процессов всегда были предметом самого пристального внимания человека.
Современный мир характеризуется бурными процессами глобализации. Термин «глобальные угрозы» все более прочно входит в повседневный и научный оборот. Глобальное звучание приобрели и угроза существованию биосферы Земли вследствие экологического кризиса, и угроза человеческой идентичности вследствие развития биотехнологий и экспериментов с человеческим геномом, угроза терроризма и многое другое.
В более узком социально-политическом смысле возникающие угрозы связаны с процессами экономической, социально-культурной и политической глобализации. Глобализация представляет собой более тесное сближение и взаимодействие различных частей целостного мира, имеющих различные культурные установки и находящиеся на разных ступенях развития. Во всех случаях глобальные угрозы исходят не только от того, что целостность мира обозначилась яснее, чем прежде, но и от того, что обозначились пределы развития экосистемы планеты. Выработка оптимальных схем сосуществования различных частей человечества в условиях взаимосвязанного мира с ограниченной ресурсной базой перешла из плоскости априорного научного теоретизирования в плоскость практических задач.
Решение этого вопроса напрямую зависит, прежде всего, от морального выбора человечества. То или иное его решение, являясь достоянием человечества, станет и культурно-идейным обоснованием определения конкретной социальной практики. Что лежит в основе этого выбора? Каков механизм этической детерминации - основы морального выбора? Возможна ли его оптимизация, управление и регулирование? На все эти вопросы наука пытается дать ответ с той или иной степенью успешности.
За последние несколько столетий человечество пережило существенную «социально-культурную мутацию», позволяющую нам говорить об исчезновении «человека природы» и появлении «человека культуры». Человек обеспечивает свое существование не столько путем прямого потребления природных ресурсов, сколько посредством их культурной переработки. Он все менее зависит от реальностей природы и все более - от социальной и технологической ситуации культуры.
Современный этап развития России, государств, возникших на постсоветском пространстве, стран Восточной Европы представляет собой наглядный пример крушения, казалось бы, вечных идеологических догм и политических предрассудков, переоценки моральных ценностей и норм, нравственных ориентиров, формирования иного, отличного от коммунистического, общественного сознания. Поэтому проблема детерминизма в морали и этике имеет не только теоретическое, но и серьезное практическое значение.
Проблема детерминации относится к числу важнейших вопросов философии. Динамичность морального сознания и общественных нравов, обусловленная динамичностью общественного развития и историческим процессом, затрудняют рефлексию механизмов этической детерминации. Поэтому неудивительно, что на многие вопросы часто даются порой прямо противоположные ответы. Это во многом обусловлено различным пониманием сущности развития.
Общественное развитие в широком смысле слова возможно благодаря сознательной деятельности людей. Общественные закономерности неотделимы от человеческой деятельности.
Степень разработанности проблемы. Неотъемлемой частью детерминизма является рационалистический фатализм. Отсюда значительный вклад в становление теории детерминизма внесли идеи Демокрита, Т.Гоббса,
Б.Спинозы, Д.Юма и, безусловно, наиболее яркого представителя механистического детерминизма Р.С.Лапласа.
Эпохой в науке об обществе являются идеи социального детерминизма, предложенные К.Марксом и Ф.Энгельсом. Этическая концепция К.Маркса приковывала внимание мыслителей XX в. С позитивной критикой идей марксизма выступали П.Бергер, Т.Лукман, К.Поппер и др. Параллельно с марксистской парадигмой этической мысли активно развивается структурный функционализм. Его классиками (Т.Парсонсом и Р.Мертоном) были восприняты традиция эволюционизма, представления об обществе как социальном организме, а также идея его рациональной организации. Осмысливая противостояние различных форм детерминации в жизни людей XX в., весьма оригинальные идеи выдвигали В.С.Библер, Ю.Хабермас, М.М.Бахтин.
В общефилософском аспекте детерминизм рассматривается в работах разных философов. На категориальном уровне детерминизм исследуется в работах В.П.Бранского, М.Бунге, Л.А.Микешиной, М.А.Парнюка, А.Поли-карова, З.А.Сокулер. Классификация универсальной детерминации исследуется в трудах Я.Ф.Аскина, В.П.Бранского, А.С.Карпенко, Б.Ф.Кевбрина, А.С.Кравца, В.И.Купцова, В.П.Огородникова и др.
Значительный вклад в разработку основных положений социального и исторического детерминизма внесли работы Ю.Н.Давыдова, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Б.Ф.Кевбрина, Р.И.Кругликова, А.К.Черненко, Н.И.Чина-ковой, А.С.Арсентьева, А.И.Ракитова и др. В центре их внимания были проблемы структуры причинности, видов детерминаций (причинной и целевой) и др. Определялись сферы применения достижений теории к прикладным аспектам деятельности: управления, планирования, воспитания, интернационализации общественной жизни.
О значении исторической причинности в понимании прошлых и современных процессов общественной жизни говорится в работах отечественных философов. Диалектико-материалистическое понимание детерминации социальных явлений дается в трудах А.Ф.Асмуса, Е.М.Жукова, А.И.Данилова,
В.Т.Ефимова, И.С.Кона, Н.В.Пилипенко, Б.Г.Могильницкого, В.Ф.Паркина, М.М.Розенталя, Д.И.Чеснокова, П.Н.Федосеева, Х.Н.Момджяна, А.В.Гулыги, А.К.Черненко и др. В работах Н.И.Гуревича, Н.И.Зорина, К.А.Новикова, М.А.Парнюка, Ю.В.Петрова, болгарского исследователя С.Попова прослеживаются некоторые аспекты специфической природы причинно-следственных связей в истории. Заметный вклад в разработку понимания причинного механизма общественного развития внесли Г.М.Гак, Г.Е.Глезерман, А.Г.Здравомыслов, В.И.Приписнов, Б.А.Чагин.
Однако в научной литературе в большей степени получили разработку вопросы, касающиеся категории причинности в физике, биологии. В связи с этим следует назвать работы И.В.Кузнецова, Г.А.Свечникова, Н.Ф.ОвчинV никова, И.Т.Фролова, Б.М.Кедрова, А.С.Кравец, В.Г.Борзенкова, В.И.Купцова, Г.В.Иванова, В.Т.Ефимова, Б.С.Украинцева.
В то же время многие проблемы как исторической, так и этической детерминации, несмотря на возросший к ним интерес, остаются малоисследованными. В силу этого, на наш взгляд, проблемы детерминизма в этике и морали, ее структуры и специфики требуют дополнительного внимания.
Особо важное значение в контексте проблем развития детерминизма имеют вопросы этического детерминизма, получившие развитие в работах А.И.Титаренко, Л.М.Архангельского, О.Г.Дробницкого, А.П.Скрипника А.Ф.Шишкина, А.А.Гусейнова, А.Г.Борисова и др. Они подчеркивают обу
- \ словленность нравственности социальными отношениями и раскрывают диалектику социальной причинно обусловленности морали и ее обратного воздействия на ход общественного развития, ее значение в ориентации социальной активности человека - субъекта и подлинного творца истории.
Теоретической предпосылкой борьбы против идеи детерминации поведения и социальной практики явился ставший модным на Западе постмодернизм - как философия, культурная традиция, своеобразная методология. В ^ 1980-е годы выразителями идей постмодернизма стали: Р.Барт, Ж.Бодрийяр,
Ж.Деррида, Ж.Делез, Ж.-Ф.Лиотар и др.
Проблеме детерминации морального сознания индивида значительное внимание в своем творчестве уделяли Сенека, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц. Экзистенциональную и утилитарную традицию детерминации развивали А.Камю, Ж-П.Сартр, К.Ясперс, А.Кьентон, Р.М.Хеар, Р.Б.Брандт и др. Коммуникативную детерминацию в морали объектом своего исследования выбрали К.О.Аппель, Ю.Хабермас, М.М.Бахтин, Н.Гартман, Б.В.Марков,
A.В.Назарчук и др.
Детерминация состояний представлена в творчестве Ф.А.Айзятова,
B.И.Демидова, Б.Ф.Кевбрина, В.И.Кемкина, Н.Н.Моисеева, Г.А.Свечникова. Влияние синергетической парадигмы на трактовку детерминизма исследуется в трудах А.Баблоянс, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, И.Р.Пригожина, Г.И.Рузавина, И.Стенгерс, Р.Тома.
Понятие причинно-следственной связи и определение роли субъективного фактора в общественном развитии раскрываются в работах В.Я.Ельмеева, Б.И.Клейнера, Г.А.Свечникова, Д.В.Бадовского, В.В.Ильина, А.С.Панарина, Б.Паскаля, Б.Рассела, К.Ясперса и др.
В системах морали, познания, науки детерминизм анализируется в трудах Р.И.Александровой, Н.Аберкомбри, В.С.Барулина, Дж.Голда, А.А.Гусейнова, И.С.Кона, Г.А.Кузнецова, Л.А.Микешиной, А.Печчеи, А.И.Ракитова, А.И.Сухарева, Н.С.Савкина, Б.С.Тернера, С.Хилла, Л.И.Чинаковой, К.Ясперса.
Таким образом, в целом различным аспектам детерминизма посвящена довольно обширная литература, однако вопрос этической детерминации по прежнему, на наш взгляд, остается мало изученным. Требуют также дальнейшего рассмотрения дихотомия детерминизма - индетерминизм, различные виды и механизмы этической детерминации.
Теоретической и методологической основой диссертации является системно-функциональный подход, основывающийся на анализе различных категорий философии, социальной философии, этики, социологии. В методологическом аспекте мы руководствуемся пониманием этического детерминизма как системы принципов, категорий и законов, составляющих суть одной из форм движения материи.
В исследовании представлен анализ идей, концепций отечественных и зарубежных мыслителей по проблеме детерминизма в этике, моральном сознании и общественных нравах. Поэтому в диссертации применен конкретно-исторический, структурно-функциональный подходы и сравнительный метод, позволяющие проследить не только эволюцию становления представлений ученых о понятии «детерминизм», но и выявить его место и роль в различных концепциях этики.
Объектом исследования являются индивидуальная и общественная мораль, детерминированная внешними и внутренними факторами, система нравственных норм и отношений, а также этические модели.
Предметом исследования принципы детерминации нравственных норм, отношений и этические модели.
Целью диссертационного исследования является определение специфики детерминации социально-нравственных явлений, функционирования индивидуальной и общественной морали.
Задачи диссертационного исследования:
1. Анализ процесса становления представлений о детерминизме в философии и этике.
2. Определение общего и особенного в нравственном детерминизме и индетерминизме.
3. Анализ специфики функционирования дискурсивной этики как коммуникативной детерминации.
4. Выявление механизмов детерминации в структуре индивидуальной морали и нравственности.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что это одна из первых диссертационных работ, в которой прослеживается стремление отказаться от жесткого противопоставления детерминизма и индетерминизма не только в морали и этике, но и, как казалось ранее, в абсолютно противоположных субстанциях. Развитие научного знания привело к появлению в науке новой парадигмы, опирающейся на понятия порядка, беспорядка, взаимодействия и организации. Последние достижения в различных областях науки, технике и информационных технологиях показывают нам на неопределенный характер некоторых процессов и явлений, неопределенность неопределенности, пределов и возможностей разума. Это дает полное основание говорить о наличии в этике и морали принципов самодетерминации.
Детерминизм как философская парадигма рассматривается в диссертационном исследовании в неразрывной связи с такими дихотомическими понятиями как «фатализм» и «волюнтаризм», а также «спонтанность».Это стало возможным благодаря анализу различных форм детерминации общественного (человеческого) бытия, сознания, мышления - извне и изнутри. В работе обосновывается вывод о том, что основной ошибкой большинства моральных теорий (утилитаризм, абсолютизм, конвенциализм, натурализм, космизм и т.д.) в подходах к обоснованию морали служит абсолютизация какого-то одного основания.
В современном историко-философском аспекте проблемы свободы воли определяющее значение принадлежит развитию свободы воли в контексте философии власти, внешнего целеполагания деятельности другого субъекта, возможности людей принимать решения, оказывающие влияние на поведение других людей. Это дает основание утверждать, что в современных условиях весьма эффективным механизмом решения проблемы детерминации этического выбора являются принципы дискурсивной этики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современный этап развития научного знания дает существенные основания рассматривать детерминизм и индетерминизм как не исключающие друг друга принципы.
2. Развитие индивидуальной и общественной морали и этики порождает принцип самодетерминации.
3. Максима современных концепций морали «свобода одного человека ограничена свободой другого человека» должна быть переосмыслена и получить форму императива: ограничивать собственное своеволие, подчиняя его соблюдению прав других и содействуя их благу, что составляет этику прав человека.
4. Инновационные модели морали XX в. неразрывно связаны с осмыслением глобальных проблем человечества. Для них характерна детерминация ответственностью, компетентностью и дискурсивностью. Развитие этих форм детерминации обусловлено информатизацией и коммуникативными изменениями современного мира.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что этическая детерминация, понимаемая как сложная, многоуровневая структура, выступает надежным критерием научного прогнозирования и позволяет избежать «конъюнктурщины» и «схоластического теоретизирования» в управлении социальными процессами, ибо помогает ясно видеть перспективы социального развития, его глубинные связи и отношения и вместе с тем находить адекватные пути решения конкретных вопросов и задач.
В вопросах совершенствования управления и государственного регулирования социально-экономическим развитием, усиления взаимодействия хозяйственного механизма на социальную эволюцию существенное значение приобретает применение положения о каузальности (причинно обусловленности) социальных процессов и явлений как процессов универсального взаимодействия. Поэтому систему прогнозирования социально-экономического развития страны и ее регионов следует рассматривать с точки зрения учета всех возможных сторон и элементов ее взаимосвязи: интересов и стимулов, средств и механизмов повышения ответственности за принимаемые решения и различные виды деятельности, организованности и т. д.
Знание и применение принципов детерминизма (причинности, взаимообусловленности социальных явлений и процессов и т.д.) являются одним из путей повышения эффективности использования общественных причинных связей в условиях переходного общества, активно способствуют достижению более высокого качества жизни населения, динамичному и пропорциональному социально-экономическому развитию территорий, общественному прогрессу в целом.
Осмысление факторов общественного развития, теоретических моделей этики, морального сознания индивида и общественных нравов, их детерминантов имеет не только теоретическую, но и огромную практическую значимость. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по философии, социальной философии, этики, а также в дальнейшей работе над осмыслением основных форм, структуры и механизмов детерминации в этике и морали.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на научных Огаревских чтениях в Мордовском государственном университете имени Н.П.Огарева, научных чтениях в Саранском кооперативном институте и отражены в 5-ти научных публикациях.
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, введения, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Методологические принципы критики современной буржуазной этики (от метафизики к эмпиризму)1984 год, доктор философских наук Коновалова, Людмила Васильевна
Психофизиологические основы морали2006 год, доктор философских наук Сидоренко, Юрий Иванович
Детерминация нравственногно поведения личности (философско-социальные проблемы)1983 год, доктор философских наук Боровский, Михаил Иванович
Нравственно-политическая мысль допетровской Руси2002 год, доктор философских наук Степнов, Павел Павлович
Философско-этические основания рынка2000 год, кандидат философских наук Иванова, Наталья Михайловна
Заключение диссертации по теме «Этика», Ларькина, Лилия Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная этика оказалась в достаточно сложной ситуации, когда многие традиционные моральные ценности оказались пересмотрены. Традиции, в которых ранее виделись основания исходных моральных принципов, во многом оказались разрушенными. Они потеряли свое значение в связи с глобальными процессами, происходящими в обществе, стремительным темпом изменения общественного производства, его переориентацией на массового потребителя. В результате этого возникла ситуация, в которой противоположные моральные принципы предстали как равнообоснованные, в одинаковой степени выводимые из разума.
Подобная обстановка привела к тому, что рациональные аргументы в морали в основном стали использоваться для доказательства тех тезисов, которые предварительно уже имелись у того, кто их приводил. Таким образом возникла ситуация массового распространения эмотивизма. Традиционная для этики категория блага оказалась как бы выведена за пределы морали, и последняя стала развиваться в основном как этика правил, причем таких, которые можно принять, несмотря на различные жизненные представления отдельной личности. Это сделало крайне популярной тему о правах человека, привело к новым попыткам построить этику как теорию спра^дцившрпационном исследовании основной упор сделан на выявлении этических детерминант общественного развития и в целом на раскрытии качественных особенностей механизма ее действия. Специфической чертой этого механизма является особый, развитой тип взаимопроникновения субъективных и объективных детерминант, благодаря чему возникает более активный тип взаимодействия, что в конечном счете ведет к динамичному развитию общественных отношений и связей вообще и общественных нравов, в частности.
Теоретические положения о детерминизме в этике представляют собой не просто абстрактные конструкции. Они тесно связаны с научнопрактической деятельностью государства, различных социальных слоев, общественных и политических организаций и конкретных людей. Нам представляется, что такой вывод прямо вытекает из сделанного в диссертационном исследовании анализа.
Проведенный в диссертационном исследовании анализ различных видов детерминации в этических концепциях морали позволяет заключить, что, во-первых, все моральные системы характеризуются специфичным характером детерминации. Детерминации сознания и поведения определяются как внешними, так и внутренними факторами, действие которых всегда причинно обусловлено.
Во-вторых, в научной традиции детерминация всегда имела статус предопределенности событий, явлений социальной жизни, истолкование которых служило элементом научного творчества. Применительно к этике существует определенная альтернатива: когда предлагаются версии спонтанности или обусловленности социальных явлений или процессов.
В истории этики, теории морального сознания следует отметить важную роль причинной обусловленности таких концептов, как стремление к удовольствию, счастью, успеху и материальному благополучию. Однако в современных условиях особое место отводится процессам коммуникационной детерминации морали и дискурсивной этики.
В ряду детерминаций социальной жизни важное место принадлежит моральному фактору поведения и сознания индивидов, что и составляет детерминацию нравами, смыслами, целями морально должного и ответственного поведения.
Детерминизм как причинно-следственная связь в различных областях жизни общества является сложным процессом социального возникновения (генезиса) явлений на основе отношений людей, обмена их деятельностью в экономике, политике, культуре. Этот процесс характеризуется специфическими чертами, отличающимися от процессов причинности в естественных областях бытия.
Поведение человека причинно обусловлено. Это дает основания ставить проблему - как совместить детерминизм со способностью человека делать моральный выбор, и с его ответственностью за поступки.
Социально-детерминистский подход к морали позволяет рассматривать общество в качестве основного фактора, на базе которого выводится необходимость морали, обращение к общественным отношениям для объяснения процесса возникновения моральных норм, их кодифицирования и фиксации в устных и письменных моральных кодексах.
Свобода личности проявляется в осознании, понимании исторической необходимости и готовности соизмерить свои личные цели, потребности и интересы с этой исторической необходимостью. Свобода также может быть познана по ее проявлениям в трудовой деятельности и историческом творчестве человека.
В историко-философском аспекте свободы воли большое значение принадлежит развитию свободы в контексте философии власти, которая определяет последнюю как возможность внешнего целеполагания деятельности другого субъекта, а также возможность людей принимать решения, оказывающие влияния на действия других людей.
Как непосредственно, так и опосредованно выполняет свою методологическую функцию причинный подход, выступая основой применения принципов не только исторического, но и этического исследования. Этот аспект анализа представляет собой следующий шаг на пути более глубокого понимания этического детерминизма. Этот принцип предполагает историчность познания и имеет важное значение, особенно в исследовании современных социальных систем и явлений, поскольку именно данной сфере объективной реальности присущи высокая степень субъективной интерпретации, динамизма и изменчивости. В структуре социального познания он выполняет роль «стержня», объединяющего всю систему.
Важным шагом, предопределяющим реакцию на современную ситуацию, стала попытка представить мораль в конструктивном плане, представить ее как бесконечный в своем продолжении дискурс, направленный на выработку приемлемых для всех его участников решений.
Инновационные модели морали, появившиеся в XX в., связаны с осмыслением глобальных проблем человечества. Для них характерна детерминация ответственностью, компетентностью и дискурсивностью. Анализ дискурсивной этики позволяет выделить особый вид детерминации ступеней морального развития в соответствии их онтогенетического и филогенетического аспектов. Развитие дискурсивной этики детерминировано наиболее динамичным процессом общественного развития - информатизацией и коммуникационными изменениями современного мира.
Эта этика использует правило универсализации, но понимает его уже не в исходном кантовском смысле, то есть не как процедуру, создающую некоторое моральное значение в абсолютном смысле (мотив поведения, противопоставленный собственному интересу), а как процедуру, показывающую, что вводимые в дискурс положения, представления отдельного лица о целесообразных правилах поведения могут быть приемлемы для всех.
Несомненным достижением современной этики стало выявление слабости утилитарной теории, формулирование тезиса о том, что некоторые базисные права человека должны быть поняты именно в абсолютном смысле как ценности, не связанные непосредственно вопросом об общественном благе. Они должны соблюдаться даже тогда, когда это не приводит к увеличению общественных благ.
В современной этике есть много различий в подходах к анализу общественных явлений. Однако, на наш взгляд, это не является ее недостатком, поэтому необходимо осознание того, что всякий теоретический принцип есть прежде всего абстракция, упрощение реальности. Реальная жизнь всегда богаче и сложнее любой теоретической схемы и не может быть построена только в соответствии с ней. Это означает, что при анализе детерминации морального и этического выбора и обязанностей необходимо сочетать различные принципы. На вопрос как это сделать, может ответить только общественная практика, а это уже сфера политики, социального управления. В этом I У) смысле перед этикой стоит задача показать преимущества и недостатки рассуждения, построенного на базе того или иного принципа, определить возможную сферу его применения и необходимые ограничения при экстраполяции на другую общественную сферу.
Особая роль универсального, целостного представления о механизме действия и использования этической детерминации, причинной обусловленности как пути повышения эффективности особенно наглядно проявляется не столько в сфере экономики, политики, сколько в духовной сфере. В современных условиях, особенно в эпоху общественно-экономического, политического и нравственного транзита, нельзя осуществить сколько-нибудь эффективные меры, найти особые детерминирующие формы воздействия, надежные средства формирования личности без учета того универсального взаимодействия, позволяющего не упрощенно, а действительно всесторонне, научно применить систему методов воспитания. Это требование формируется как комплексный, системный подход к идейно-патриотическому воспитанию. У
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ларькина, Лилия Александровна, 2005 год
1. Алабердина О.Е. Детерминизм и развитие общества / Автореф. дис. . канд. филос. наук. Саранск, 2003. 20 с.
2. Александрова Р.И. Критика эволюционной этики. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. 192 с.
3. Антонов М.Ф. Нравственные устои экономики. М.: Сов. Россия, 1989.288 с.
4. Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001. 360 с.
5. Аристотель. Вторая аналитика // Сочинения в 4-х Т. Т.2. М.: Мысль, 1978. С. 255-346.
6. Аристотель. Большая этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 104-234.
7. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 303 с.
8. Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. М., 1977.246 с.
9. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
10. Баранцев Р.В. Имманентные проблемы синергетики // Вопросы философии, 2002. №9. С. 91-101.
11. Бауман 3. Мыслить социологически. М.АСПЕКТ-ПРЕСС, 1996. 255 с.
12. Бахтин М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986. С. 80-160.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров; текст подгот. С.Г.Бернштейн и Л.В.Дерюгина; Прим. С.С.Аверинцева и С.Г.Бочарова. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.
14. Башляр Г. Новый рационализм. Биробиджан: НИ «ТРИВИУМ», 2000.375 с.
15. Бенрард К. Объективность познания. М.: Наука, 1987. 236 с.
16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
17. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения, 1990. 336 с.
18. Библер С.В. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
19. Борисов А.Г. Детерминизм общественных нравов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984. 224 с.
20. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2001.189 с.
21. Бузгалин А.В. Постмодернизм устарел (Закат неолиберализма чреват угрозой протоимперии) // Вопросы философии, 2004. № 2. С. 3-15.
22. Булгаков С.Н. Философия хозяйства// Соч. в 2 т. T.l. М.: Наука, 1993. С. 49-310.
23. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
24. Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания // Вопросы философии, 2003. № 10. С. 61-71.
25. Васильев JI.C. Генеральные очертания исторического процесса (эскиз теоретической конструкции) // Философия и общество. М.: Учитель, 1997. С. 89-155.
26. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
27. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 286 с.
28. Взаимодействие экономики, политики и управления / Под ред. П.И.Абалкина М.: 1985. 368 с.
29. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и ПР. М.: Аспект-Пресс, 2002. 317 с.
30. Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / Пер. с англ. В.Руднева. М.: Дом интеллектуальной кн., 1999. 92 с.
31. Воленский Я. Детерминизм и логика // Вопросы философии, 2003. № 5. С. 71-80.
32. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 115 с.
33. Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность //Новая и новейшая история . 1995. №6. С. 15-32.
34. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 495 с.
35. Гартман Н. Этика. СПб.: «Владимир Даль», 2002. 707 с.
36. Гегель. Работы разных лет. В 2-х т. Т. 2. М., 1971. 578.
37. Гегель. Энциклопедия философских наук. Соч. Т.1. Наука логики М.: Мысль, 1975. 452 с.
38. Глазунов В.А. Робототехника и постклассическая наука // Вопросы философии, 2002. № 11. С. 135-148.
39. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М.: Политиздат, 1979. 303 с.
40. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского//Соч. в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1991. С. 3-645.
41. Гоббс Т. О гражданине // Избр. произведения в 2-х Т. Т. 1. М.: Мысль, 1964. С. 5-264.
42. Грязнов Б.С. Теория и ее мир // Теория и ее объект. М.: Наука, 1973. С. 40-47.
43. Турина М. Философия: Учеб. пособие для выпускников классов лицеев, для поступления в высшие школы и студентов первого цикла высш. образования: Пер. с фр. М.: Республика, 1998. 540 с.
44. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М., Педагогика, 1981. 176 с.
45. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 351 с.
46. Гусейнов А.А. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии, 2003. №3. с. 3-12.
47. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 1998. 480 с.
48. Гюнцль К. Новое мышление в преодолении прошлого и создании будущего. М.: 1993. 160 с.
49. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М.: Мартис, 1998.510 с.
50. Даллмар Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм» «партикуляризм» // Вопросы философии, 2003. № 3. С. 13-29.
51. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. T.IV. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1956. 683 с.
52. Декарт Р. Начала философии. Ч. I. // Избр. произв. М., 1950. 388 с.
53. Джемс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М. Республика, 2000. 315 с.
54. Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. М. Наука, 1977. 332 с.
55. Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 432 с.
56. Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996. 80 с.
57. Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества и человека. М.: Мысль, 1988.235 с.
58. Зинченко В.П. Предмет психологии. Подъем по духовной вертикали // Человек. 2001. № 5. С. 5-23.
59. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании (час души) // Вопросы философии, 2002. № 2. С. 119-136.
60. Зомбарт В. Буржуа: очерки по истории духовного развития современного предпринимателя // Человек: его образ и сущность. М.: ИНИОН РАН, 1993. С. 163-193.
61. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996. 335 с.
62. Иванова А.А., Пухликов В.К. Пути русского философского самосознания. М.: 1994. 174 с.
63. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 384 с.
64. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. 400 с.
65. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.
66. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
67. Кант И. Основы метафизики нравственности // Сочинения в 6-ти т., Т. 4. ч. 1. М.: Мысль, 1965. С. 219-310.
68. Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон / Моск. ун-т потребкооперации. М., 1998. 244 с.
69. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981. 288 с.
70. Кемкин В.И. Диалектика социальных процессов в свете категории «состояние» (Гносеологический аспект) // Методологическая функция категории «состояние» в анализе социальных явлений. Тематический сб. Горький, 1976. С. 26-56.
71. Кемкин В.И. Категория «состояние» в научном познании: Моногр. М.: Высш. шк., 1983. 120 с.
72. Кессиди Ф.К. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии, 2003. № 1. С. 76-79.
73. Клейнер Б.И. Социальная причинность, ее природа и специфика. М., Высш. шк., 1991. 128 с.
74. Козловски П. Постмодернизм / Пер с нем. М.: Республика, 2000. 368 с.
75. Козловски П. Этика капитализма (с комментарием Дж.Бьюкенена) СПб.: Экономическая школа, 1996. 158 с.
76. Конт О. Курс положительной философии // Западно-европейская социология XIX века. Тексты. М.: Изд-во МУБУ, 1996. С. 94-119.
77. Кравченко И.И. Модернизация мира и сегодняшняя Россия. Выход из кризиса//Вопросы философии, 2002. № 9. С. 3-19.
78. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 416 с.
79. Кругликов Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. М.: Наука, 1988. 224 с.
80. Кукушкин О.В. Виды социальной детерминации развития общества / Автореф. дис. . канд. филос. наук. Саранск, 2003. 18 с.
81. Куликова Н.Н., Медзгова Я. Этика утилитаризма и современная борьба идей. М: Изд-во УДН, 1986. 170 с.
82. Кучуради И. Справедливость социальная и глобальная // Вопросы философии, 2003. № 9. С. 17-29.
83. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант Гегель -Соловьев. М.: ИФРАН, 1996. 305 с.
84. Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908. 209 с.
85. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. Соч. в 4 т. Т. 2., Кн. II. М.: Мысль, 1983. 686 с.
86. Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? // Полн. собр. соч. Т. 1.С. 125-346.
87. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве / Полн. собр. соч., Т. 1. С. 347-534.
88. Локк Д. Трактат о правлении // Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2-х Т. М.: Соцэкгиз, 1960. Т. 2. 532 с.
89. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены: М.: Прогресс, 1991.412 с.
90. Лукман Н. Власть / Пер. с нем. А.Ю.Антоновского. М.: Праксис, 2001.256 с.
91. Мамчур Е.А. Идеалы единства и простоты в современном научном познании // Вопросы философии, 2003. № 12. С. 100-112.
92. Марков Б.В. Мораль и разум // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С.-Петербург, 2000. С. 287-377.
93. Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Собр. соч., Т. 20, С. 5-338.
94. Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Собр. соч. Т. 21. С. 23-178.
95. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Соч., Т. 2. С. 3-230.
96. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. М.: Наука, 1981.463 с.
97. Мильдон В. Мед и молоко. Судьба художника в современной эстетике // Вопросы философии, 2004. № 1. С. 97-112.
98. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. М.: Директме-диа Паблишинг, 2002. 381 с.
99. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. 287 с.
100. Научно-техническая революция: социализм культура человек. М.: Наука, 1981. 177 с.
101. Нессесерова Ф.Г. Грязнов Б.С. Теория и ее мир // Вопросы философии. 1974. С. 180-181.
102. Никитина А.Г. Глобальный социально-политический конфликт (психолого-политологический подход) // Вопросы философии, 2002. № 6. С. 38-47.103. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек, 2001. № 3. С. 5-17.
103. Павленко А.Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема // Вопросы философии, 2002. № 7. С. 66-79.
104. Паркин В.Ф. Социальный детерминизм как проблема развитого социализма. М. Наука, 1981. 209 с.
105. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. 879 с.
106. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие. М.: Дело, 2001. 280 с.
107. Петрушенко JI.A. Единство системности, организованности и самодвижения. М., 1975. 160 с.
108. Писачкин В.А. Социология жизненного пространства. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. 182 с.
109. Платон. Государство // Соч. В 3 т. Т. 3., ч. 1. М., 1973. С. 89^54.
110. Платонов С. После коммунизма: Книга не предназначенная для печати. М.: Молодая гвардия, 1990. 255 с.
111. Плотницкий Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1996. 279 с.
112. ПЗ.Поппер К. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы / Открытое общество и его враги. В 2-х Т. М.: Феникс, 1992, Т.2. 528 с.
113. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
114. Разин А.В. Этика: история и теория. Учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2002. 496 с.
115. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, ^ 2003.624 с.
116. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами / Ред. англ. изд. П.Фулкес; Общ. ред. и предисл. В.А.Малинина; пер. с англ. М.: Республика, 1998. 479 с.
117. Рац М. Воинствующий рационализм или «разумная рациональность»? // Вопросы философии, 2002. № 6. С. 19-28.
118. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.413 с.у 120. Римские стоики. М.: Республика. 1995. 367 с.
119. Ровинский Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития // Вопросы философии, 2002. № 5. С. 67-77.
120. Роулс Д. Теория справедливости // Этическая мысль: Науч.-пуб-лицист. чтения. М.: Политиздат, 1990. С 229 242.
121. Рябоконь Н.В. Социальная причина // Категории социальной диалектики. Минск, 1978. 286 с.
122. Савкин Н.С. Социальная философия: Учеб. пособие. Саранск: Изд-W во Мордов. ун-та, 1997. 176 с.
123. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И.Колядко. М.: Республика, 2000. 639 с.
124. Сверчков Г.А. Причинность и связь состояний в физике. М., 1971.208 с.
125. Семенов B.C. Диалектика развития социализма. М. Мысль, 1987. 429 с.
126. Скворцов JI.B. Культура самосознания. М.: 1989. 289 с.
127. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М.: Издательство МГУ, 1978. 190 с.
128. СмитА. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. 351с.
129. Согрин В.В. Британский либерализм: этапы развития и течения // Новая и новейшая история. 1996. №4. С. 28-43.
130. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. 240 с.
131. Сокулер З.А. Спор о детерминизме во французской философской литературе //Вопросы философии, № 3, 1993. С. 140-149.
132. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 892 с.
133. Соловьев Д.Е. Имморализм в истории зарубежной и отечественной философии/Автореф. дис. . канд. филос. наук. Саранск, 1998. 17 с.
134. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. 4.1. Социальная аналитика. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1991. 187 с.
135. Социализм: прошлое и настоящее / Е.А.Амбарцумов, И.М.Клямкин, А.М.Мигранян и др. М.: Наука, 1990. 152 с.
136. Спенсер Г. Синтетическая философия Киев: Ника-Центр, 1997. 512 с.
137. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. С. 325-591.
138. Спиноза Б. Этика. Мн.: Харвест, М.: ACT. 2001. 336 с.
139. Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и постклассическая рациональность // Вопросы философии, 2003. № 8. С. 5-17.
140. Столин В.В. Самопознание личности. М., Изд-во МГУ, 1983. 156 с.
141. Сухарев А.И. Основы регионологии: Сб. ст. / НИИ регионологии, у, Саранск, 1996. 120 с.
142. Сухарев А.И. Проблемы регионологии: Сб. ст. / НИИ регионологии, Саранск, 2001. 100 с.
143. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981.368 с.
144. Титаренко А.И. Анти-идеи. М.: Политиздат, 1984. 478 с.
145. Титаренко А.И. Марксистская этика. М.: Политиздат, 1976. 336 с.
146. Толстой JI.H. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день Л.Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении. В 2-х Т., Т. 1 / Сост., вступ. Статья А.Н.Неколюкина. М.: Политиздат,4 1991.478 с.
147. Толстоухов А.В. Глобальный социальный контекст и контуры эко-будущего // Вопросы философии, 2003. № 8. С. 49-63.
148. Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. М.: Мысль, 1972. 254 с.
149. Уледов А.К. Социологические законы. М.: Мысль, 1975. 296 с.
150. Ухтомский А.А. Великий физиолог. Памяти И.П.Павлова (1926) // Избранные труды. Л.: Наука, 1978, С. 308-314.
151. Ухтомский А.А. Закон «все или ничего» (1936) // Избранные труды. У Л.: Наука, 1978, С. 107-109.
152. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
153. Фливбьерг Б. Хабермас и Фуко: мыслители для гражданского общества // Вопросы философии, 2002. № 2. С. 137-157.
154. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск: Изд. В.П. Ильин, 1997.416 с.
155. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. V СПб.: Наука, 2002. 379 с.
156. Черненко А.К. Причинность в истории. М.: Мысль, 1983. 204 с.
157. ЧерноушекМ. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. 174 с.
158. Чиканова Л.И. Социальный детерминизм: Проблема движущих сил развития общества. М., Политиздат, 1985. 159 с.
159. Шестов Л. Апофеоз беспричинности: Опыт адогматического мышления /Авт. предисловия Н.Б.Иванов. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1991. 216 с.
160. Экхард Л. Благосостояние для всех. М.: Прогресс, 1991. 396 с.
161. Ядов В.А. Стратегия социологических исследований. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. 596 с.
162. Alexy R. Recht, Vernunft, Diskurs: Studien zur Rechtsphilosophie. Frankfurt a M., 1995. 268 c.
163. Bunge M. Technology as Applied Science // Technology and Culture. 1966. V.7.P. 331/
164. Brandt R.B. Utilitarianism and the Rules of War. War and Moral Responsibility. New Jersey, 1974.
165. La querelle du determinisme. Philosophie de la science d'aujourd'hui. P.:Gallimard. 1990, 290 p.
166. Hare R.M. Abortion and the Golden Rule. The Philosophy and Public Affaire, №4, 1974-1975.
167. Hare R.M. Rules of War and Moral Reasoning. War and Moral Responsibility. New Jersey, 1974.
168. Quinton A. Utilitarian Ethics. L., 1973.
169. Ross W.D. The Right and the Good. Oxford, 1950.
170. White L. The Science and Culture. N.Y., 1949. P. 365.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.