Концепции публичности религии в современном религиоведении: основные подходы и трактовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Стрункина Елена Сергеевна

  • Стрункина Елена Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 174
Стрункина Елена Сергеевна. Концепции публичности религии в современном религиоведении: основные подходы и трактовки: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина». 2022. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Стрункина Елена Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА «ПРИВАТИЗАЦИИ» И ПУБЛИЧНОСТИ РЕЛИГИИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИЙ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ

1.1. Обзор основных подходов

1.2. Трактовки «приватизации» религии в теориях 1960-70-х годов

(П. Бергер, Р. Белла, Т. Лукман, Э. Бейли)

1.3. Критика К. Доббелером идеи индивидуализации религии в теориях секуляризации

1.4. Дихотомия «публичного» и «приватного» применительно к религии

(Джеф Вайнтрауб)

ГЛАВА II. РЕЛИГИЯ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 1980-90-Х ГОДОВ

2.1. Присутствие религии на общественном и государственном уровнях в трактовках

Р. Беллы

2.2. Проблематика религии в публичном пространстве в исследованиях по теории глобализации П. Бейера и Р. Робертсона

2.3. Концепция «публичной религии» Хосе Казановы

2.4. Трактовка роли религии в публичном пространстве современного общества

(Ч. Тейлор, Ю. Хабермас, С. Брюс, Х. Казанова)

ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИИ РЕЛИГИИ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

НА РУБЕЖЕ ХХ И XXI ВЕКОВ

3.1. Концепция «диффузной религии» (Р. Чиприани)

3.2. Концепция «викарной религии» (Г. Дэйви)

3.3. Концепция «религиозной сложности»

3.4. Рецепции теорий «десекуляризации» и «контрсекуляризации» в работах российских исследователей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепции публичности религии в современном религиоведении: основные подходы и трактовки»

Введение

Актуальность исследования. Темы, связанные с религией в публичном пространстве современного социума, прочно вошли в повестку дня общественных и научных дискуссий. Религиозный фактор активно обсуждается в аспектах политических вопросов и в рамках социальной проблематики. Полемика на тему «религиозного ренессанса» или «упадка религии» остается в числе актуальных практически повсеместно. Многообразие религиозных форм, существующих в современном обществе1, привлекает исследователей и даёт обширный материал для изучения.

Обсуждение современной роли религии неразрывно связано с темами секуляризации2 и так называемого «постсекулярного общества»3. Термин «постсекулярное» был введен в научный дискурс немецким философом Юргеном Хабермасом, который говорил о возрастающем значении религиозного фактора в современной социальной жизни и указывал на «невиданную до сих пор политическую значимость» религиозных общин4. Другой известный современный философ, профессор из Канады Чарльз Тейлор отмечает, что голоса представителей религиозных общин имеют не меньшую ценность для общественного дискурса, чем мнения светских представителей гражданского общества5. Публичное пространство должно быть одинаково открыто для всех, такой вывод делают оба именитых исследователя.

1 Смирнов М. Ю. Новые формы религиозной жизни общества / М. Ю. Смирнов // Вестник Ленингр. гос. ун-та имени А. С. Пушкина. - 2020. - Философские науки. - № 1. - С. 177184.

Современный обзор дебатов о секуляризации см.: Inglehart R. The Secularization Debate // Religion's Sudden Decline: What's Causing It, and What Comes Next? / Ronald F. Inglehart. New York: Oxford University Press, 2021. - P. 37-45.

Виноградов А. Д. Современный взгляд на положение религии в рамках концепции постсекулярности. К постановке проблемы / А. Д. Виноградов // Вестник РГГУ. Серия: философия. Социология. Искусствоведение. - 2014. - № 10. - С. 213-221.

4 Хабермас Ю. «Постсекулярное общество» - что это? / пер. с нем. М. Кронауэр // Российская философская газета. - 2008. - № 4 (18), апрель

5 Тейлор Ч. К новому секуляризму: в качестве введения / пер. с англ. С. С. Хоружего // Гуманитарный альманах «Человек.ru». - 2012. - № 8. - С. 35-49.

Позиция, которую религия занимает в общественном пространстве европейских стран, не имеет однозначной оценки. С одной стороны, уровень посещаемости церквей неуклонно снижается. С другой стороны, вопросы, связанные с религией, постоянно возникают в публичных дебатах по разным поводам. Для осмысления такой ситуации исследователи религии пытаются сформировать подходящие теоретические модели, с помощью которых можно было бы объяснить противоречивую религиозную динамику современности1.

Разработка языка описания современных процессов в религиозной жизни общества, адекватного эволюции существовавших явлений и возникающим религиозным новообразованиям, становится сегодня важнейшей теоретико-методологической задачей религиоведения. Анализируя отношение современного общества к религии, исследователи формулируют многочисленные концепции, понятийный аппарат которых позволил бы наиболее точно отразить содержание и характер религиозного фактора в жизни современных людей2.

В данной работе основной интерес представляют концепции, используя которые, можно описать современное положение религии в европейском обществе, где долгое время доминировали исторически сложившиеся государственные церкви. Важной проблемой представляется разработка понятийного аппарата для определения роли религиозных сообществ и организаций в публичном пространстве современной Европы.

Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена:

- возрастающей публичной значимостью религиозного фактора в современном мире;

1 Агаджанян А. С. Религия и теория: современные тенденции. Размышления по поводу одной книги / А. С. Агаджанян // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. -2013. - № 3 (31). - С. 7-31; Стрункина, Е. С. Теоретические подходы как инструмент изучения религии / Е. С. Стрункина // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. -2021. - № 3. - С. 141-151.

Забияко А. П. Религиоведение как строгая наука / А. П. Забияко // Концепт: философия, религия, культура. - 2019. - № 3 (11). - С. 47-64; Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения / А. Н. Красников. - М.: Академический проект, 2007. - 239 с.

- размытостью границ между частной и публичной сферами современного общества, влияющей на позиции доминирующих в Европе конфессиональных организаций;

- научной потребностью выработки религиоведческих концептов, которые позволяют описать постоянно трансформирующиеся религиозные настроения современного общества;

- необходимостью формирования объясняющих религиоведческих трактовок применительно к динамике религиозной жизни российского общества.

Степень научной разработанности темы. Концепции публичности религии вошли в научный оборот примерно четверть века назад и были включены в спектр интерпретаций современной религиозной жизни общества. Но работ, непосредственно связанных с осмыслением их методологической значимости для современного религиоведения, не так много.

Одним из ведущих ученых, который работает над этой проблематикой, является Хосе Казанова, американский социолог, автор концепта «публичных религий» (Public Religions in the Modern World, 1994). Трактовка «публичной религии» была сформулирована им в начале 1990-х годов на волне критики теорий секуляризации. Казанова не рассматривал теории секуляризации как полностью изжившие себя в меняющемся мире, но, как и многие исследователи религии, призывал переосмыслить «старую парадигму» и пытался сформировать новые объясняющие модели религии в публичном пространстве современного мира. Теоретический инструментарий, разработанный Х. Казановой, несомненно, является важным вкладом в исследование проблематики секуляризации.

Не менее значимым представляется подход П. Бейера, которой в качестве теоретического фундамента использовал концепции Н. Лумана. П. Бейер и Х. Казанова исследуют тему присутствия религии в публичном пространстве с различных теоретических позиций. П. Бейер пытается

избежать дихотомии «публичное/приватное»; Х. Казанова, отмечая несомненную размытость данных понятий, тем не менее, противопоставляет «публичную религию» «приватной религии». Критика дихотомии «публичное/приватное» и анализ использования данных понятий в современных исследованиях религии содержится в трудах К. Доббелера.

Значительное место в современном религиоведении занимают теории, описывающие религиозные настроения нынешних секулярных европейцев и характер их взаимоотношений с религиозными организациями. Особо выделяется аналитика роли исторически сложившихся религиозных организаций в публичном пространстве современной Британии, Западной Европы и Скандинавии с позиций концепций «викарной религии» (Vicarious Religion) Грейс Дэйви, «диффузной религии» (Diffused Religion) Роберто Чиприани, «религиозной сложности» (Religious Complexity) Ингер Фурсет.

Можно отметить труды английского социолога Грейс Дэйви, которая в своей работе «Социология религии» (The Sociology of Religion, 2007; 2013) характеризует вклад Хосе Казановы, наряду с работами Карела Доббелера, как серьезную помощь в «распутывании клубка ниток», который возник из неоднозначной семантики понятия секуляризации. Дэйви также отмечает, что понятие «публичной религии» оказало определённое влияние на формирование концепции «викарной религии», которую она сформулировала в своей работе «Религия в современной Европе: мутация памяти» (Religion in Modern Europe: A Memory Mutates, 2000). Она полагает, что на фоне продолжающейся секуляризации общества церковность не становится менее значимой - как для отдельного «частного» человека, так и для целого государства. Для того, чтобы проанализировать этот феномен, характерный, по мнению Дэйви, не только для Британских островов, но и для большинства стран Европы, требуется новый теоретический инструментарий. В работе «Религия в Британии: бесконечный парадокс» Дэйви, используя понятие «викарной религии», анализирует взаимоотношения, которые складываются между религиозно нейтральными гражданами и исторической церковью, а

также пытается определить роль института церкви в публичном пространстве1.

Ингер Фурсет в коллективном труде «Религиозная сложность в публичной сфере. Сравнительный анализ стран Скандинавского региона»

Л

(2018) отмечает, что вклад Казановы в исследовательскую практику современного религиоведения, сравним с подходом Карела Доббелера, который в своей работе «Секуляризация: многомерная концепция» (1981) проанализировал процесс секуляризации на трёх уровнях: макро, мезо и микро. Ингер Фурсет возглавляла большую группу исследователей из Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии и Исландии, которые в период с 2009 по 2014 годы работали над проектом «Роль религии в публичной сфере, сравнительный анализ пяти Скандинавских стран». По итогам этой работы в 2017 г. опубликован упомянутый труд «Религиозная сложность в публичной сфере» и сформулирована концепция Religious Complexity. Этот подход помогает артикулировать определённые парадоксы, которые возникают в современном обществе. Как полагают авторы, их метатеоретическая концепция позволяет описать одновременное присутствие разнообразных религиозных тенденций, зачастую несовместимых между собой, на всех уровнях общества. В частности, они указывают на то, что присутствие религии в публичном пространстве может возрастать, одновременно с упадком религиозности на частном уровне и наоборот.

Влияние работ Хосе Казановы на определённые тенденции в современном западном религиоведении, несомненно. Но, тем не менее, концепт «публичной религии» вызвал и ряд серьёзных критических публикаций. Джеймс Бекфорд в статье «Возвращение публичной религии? Критическая оценка громкого заявления» отмечает, что Казанова упускает из виду очень важный фактор государственного регулирования, который влияет

1 Davie G. Religion in Britain: A Persistent Paradox. 2nd ed. - Chichester: Wiley-Blackwell, 2015.

Furseth I. Religious Complexity in the Public Sphere Comparing Nordic Countries. - Palgrave Macmillan, 2018.

на присутствие религии в публичном пространстве1. С Талалом Асадом, который критиковал концепт «публичной религии», у Казановы завязалась полемика, которая отразилась в ряде публикаций Асада и Казановы2.

Концепции публичности религии в теоретическом плане освоены и в исследовательском поле российского религиоведения. Отдельные публикации Х. Казановы переведены на русский язык . Среди российских религиоведов с этой проблематикой работает Е. А. Степанова - в публикациях «Религия между частным и публичным пространством» (2011), «Религия за пределами оппозиции публичного и частного» (2013) она анализирует место религии в дихотомии частной и публичной сферы. Е. И. Гришаева рассматривает рефлексии над религией в медиатизированных публичных пространствах Скандинавских стран. Д. А. Узланер в статье «Диалог науки и религии: взгляд с позиций современных теорий демократии» (2015) и в монографии «Конец религии? История теории секуляризации» (2019) подробно исследует взаимодействие религии и науки в публичном пространстве. В «Энциклопедическом словаре социологии религии» под редакцией М. Ю. Смирнова (2017) есть статьи, посвященные как лично Казанове (О. Ю. Бреская), так и концепции «публичной религии» (М. Ю. Смирнов). Российские исследователи - Б. К. Кнорре, А. И. Кырлежев, А. В. Шишков, С. Б. Филатов и др. - также занимаются темой присутствия религиозных организаций в публичном пространстве.

1 Beckford J. А. The Return of Public Religion? A Critical Assessment of A Popular Claim // Nordic Journal of Religion and Society. - 2010. - Vol. 23. - No 2. - P. 121-136.

Asad T. Formations of the Secular: Christianity, Islam, Modernity. - Stanford, CA: Stanford University Press, 2003; Casanova J. Rethinking Secularization: A Global Comparative Perspective // The Hedgehog Review. - 2006. - Vol. 8. - No 1/2. - Р. 7-22.

3 См.: Казанова Х. CTpax Европы перед религией. Берлинские речи о религиозной политике / пер. с нем. Е. М. Мирошниковой // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сб. статей. Вып. 11. - Владивосток: Дальневост. фед. ун-т, 2015. -С. 88-105; Казанова Х. Размышляя о постсекулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы / пер. с англ. А. И. Кырлежева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2018. - № 4. - С. 143-174.

В российской исследовательской практике понятие «публичной религии» в основном упоминается в рамках анализа теорий секуляризации (например, в кандидатской диссертации Д. А. Узланера «Неокласическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины XX - начала XXI вв.», 2009; в докторской диссертации Ю. Ю. Синелиной «Циклический характер процесса секуляризации в России», 2009; в монографии И. Г. Каргиной «Социологические рефлексии современного религиозного плюрализма», 2014).

Несомненно, формирование теоретического подхода на основе концепта «публичной религии» было связано с переосмыслением теорий секуляризации. Но с момента выхода в свет труда Х. Казановы «Публичные религии в современном мире» прошло уже более четверти века и сегодня первоначальная исследовательская задача - выйти за ограничивающие рамки «секуляризационной парадигмы», поставленная автором, уже не столь актуальна. Основные аспекты проблематики, связанные с секуляризацией, остались в прошлом веке, в прямом и переносном смысле.

Тем не менее, концепт «публичной религии» остается важным теоретическим инструментом в исследовательской практике западных религиоведов. Религиозный ландшафт современного мира постоянно меняется и исследователи вынуждены непрестанно прорабатывать новые трактовки религии. Концепт «публичной религии» вошёл в исследовательский инструментарий и оказал, как нам кажется, определенное влияние на формирование новых религиоведческих концепций.

Уточним, что в данной диссертации учитывается, но остается без подробного рассмотрения «теория рационального выбора», так как этот подход разрабатывался на материале поликонфесионального региона Соединенных Штатов Америки. В то же время, интернациональных характер современных наук о религии делает необходимым включение в рассмотрение авторитетных трудов ряда американских исследователей, таких как Р. Белла, Д. Бекфорд, Т. Парсонс, Б. Уилсон и др.

Объектом исследования является комплекс концепций публичности религии, разрабатывающихся в современном зарубежном и российском теоретическом религиоведении.

Предметом исследования избраны теоретические подходы современного религиоведения к пониманию публичной роли религиозных сообществ и организаций в развитых странах Европы (на материале Британии, Италии и Скандинавии) в конце XX - начале XXI века.

Цель исследования: осуществить всесторонний анализ основных концепций публичности религии и проследить их влияние на формирование новых религиоведческих подходов к исследованию религии в современном европейском обществе.

Для достижения этой цели ставится ряд исследовательских задач:

1. Рассмотреть опыты религиоведческой рефлексии над динамикой «публичного» и «приватного» в религиозной жизни современного общества (трактовки «невидимой религии», «имплицитной религии» и др.), предшествовавшие разработке концепта «публичной религии».

2. Проанализировать в сопоставлении концепт «публичной религии», предложенный Хосе Казановой, и трактовку данной проблематики Питером Бейером, а также проанализировать степень влияния этих авторов на теоретические подходы в современном религиоведении.

3. Выяснить исследовательские возможности изучения религии в публичном пространстве с позиций концепций «викарной религии», «диффузной религии», «религиозной сложности (комплексности)», и возможности их применения к анализу религиозного фактора в российском социокультурном контексте.

4. Определить теоретические подходы к роли религии в публичном пространстве, принятые в российском религиоведении.

Гипотеза исследования. На основе изучения актуальных религиоведческих теорий и описаний исследовательского опыта зарубежного и отечественного религиоведения относительно современных процессов в

религиозной жизни общества, автор делает предположение о том, что наиболее продуктивным для религиоведения является взаимодействие различных исследовательских подходов и трактовок, которые не отменяют, но дополняют друг друга, позволяя выработать объёмную систему достоверных представлений об изучаемой предметной области. В то же время, периодически какой-либо из элементов этой системы, в виде конкретной объясняющей теории или концепта, может оказаться наиболее точным при аналитике и выработке целостных представлений о религии в публичном пространстве современного общества.

Теоретической основой исследования являются научные труды современных зарубежных и российских авторов, посвящённые разработке исследовательских подходов и методологии научного изучения религии в публичном пространстве современного общества.

Методологической основой исследования является системный подход, с позиций которого религиоведение рассматривается в качестве открытой динамичной самообновляющейся системы, которую образуют, как подсистемы, различные концептуальные научные трактовки религии. В исследовании применены общие научные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, единство исторического и логического.

Источниковедческая база работы основана на использовании не переводившихся на русский язык концептуальных трудов ряда современных зарубежных исследователей религии, чьи взгляды рассматриваются в данной диссертации, а также имеющихся русских переводов и трудов отечественных религиоведов.

Научная новизна исследования:

Впервые в отечественном религиоведении всесторонне анализируются современные концепции публичности религии, выявлены научные мотивы формирования этих концепций и проведена их систематизация. В диссертации, впервые в российской религиоведческой литературе, произведен комплексный анализ концепта «публичной религии» в его

соотнесенности с предшествующими и последующими трактовками религии в публичном пространстве современного общества.

Сформулирована оригинальная авторская трактовка последовательности и логики развития религиоведческих теорий, определяемая актуальной проблемой выработки нового языка описания динамично изменяющихся состояний религиозной жизни общества.

В научный оборот российского религиоведения вводятся малоизвестные или прежде вообще не включавшиеся в исследования религий в России работы ряда зарубежных авторов, учёт которых позволяет расширить методологический инструментарий теоретического религиоведения. В качестве таких новаций рассматриваются, в частности, перспективные «теория колебаний» и теория «религиозной сложности», практически незнакомые в России.

Впервые систематизированно представлены концептуальные подходы российских исследователей религии к явлениям десекуляризации и контрсекуляризации, определены полемические зоны и теоретические лакуны в позициях отечественного религиоведения по вопросу публичности религии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследователи религии в 1960-80-е годы, в соответствии с установками теорий секуляризации и накапливаемым массивом эмпирических свидетельств, культивировали тезис о трансформации религии в «частное дело» индивидов. При этом понятия приватного и публичного в отношении к религии использовались как самоочевидные и не подвергались тщательному анализу. Однако с 1980-х годов эмпирическая реальность давала всё больше оснований для утверждения концепта «возвращения к сакральному», отчего возникли определённые сложности при использовании дихотомии «публичное-приватное» в религиоведческом обиходе -обретаемые верующими индивидуальные религиозные смыслы не отменяли публичной репрезентации религиозной идентичности. Исследования этого

процесса привели к появлению в 1990-е годы концепта «деприватизации религии», что стало новым витком в развитии дискуссии на тему места религии в современном обществе, а тема «публичного» и «приватного» продолжила свое присутствие в религиоведческой дискурсе.

2. Динамичное развитие современных форм религиозной жизни ставит перед исследователями задачи по созданию концепций, способных адекватно отразить всю многоликость проявлений религии в обществе. В актуальную научную повестку вошла проблема выработки языка описания новаций в религиозной сфере. Решением этой проблемы были вызваны, прежде всего, концепции «викарной религии», «диффузной религии», «религиозной сложности (комплексности)», «контрсекуляризации» и «десекуляризации».

3. Концепт «публичной религии» явился одним из инструментов для теоретического осмысления меняющийся действительности, который позволял исследователям пересмотреть такой элемент теории секуляризации как «приватизация религии». Этот концепт, будучи лишь одной из многих попыток западных религиоведов уловить нюансы меняющейся роли религии в публичном пространстве, тем не менее, оказался довольно весомым вкладом в развитие исследовательской мысли в западноевропейском регионе.

4. В российском религиоведении тема религии в публичном пространстве активно обсуждается и предпринимаются попытки ее теоретического осмысления, но, как представляется, четких концептуальных моделей пока не разработано. Чаще встречаются рецепции иностранного исследовательского лексикона. Зарубежные теоретические подходы (предложенные Х. Казановой, Г. Дэйви, Р. Чиприани и рядом др. исследователей) к объяснению религиозных настроений современных европейцев, по мнению самих авторов, вполне могут быть применимы в социокультурном контексте других стран. Тем не менее, для использования данных подходов на российской почве требуется их всесторонней анализ и четкое понимание историко-культурных особенностей нашей страны.

Глава 1.

Проблема «приватизации» и публичности религии в контексте теорий секуляризации

Начало современного этапа в развитии религиоведения можно условно определить периодом между 1945 г. и 1950 г. Для середины XX века характерно изменение акцентов в области исследований религии, а именно сочетание исторического анализа с постоянно возрастающим интересом к современности1.

К началу 1960-х религиозные институты перестали регламентировать жизнь основной массы европейцев, храмы опустели. С определенной долей иронии исследователи отмечали, что у социологов религии исчез сам предмет исследования, религия2. В этот период появились первые значимые работы, в которых ученые, анализируя религиозные настроения в обществе, указывали на то, что следует пересмотреть традиционные теоретические подходы к объекту исследования. Религия не исчезла, но изучать её старыми методами уже не получается.

1.1. Обзор основных подходов

Чтобы трактовать отношение индивидов к религии в современном обществе, требовались новые концептуальные механизмы. Для решения этой задачи, прежде всего было необходимо пересмотреть основные положения теории секуляризации. Секуляризация - это сложное и многогранное явление. Наряду с такими категориями как глобализация и модернизация, понятие секуляризации стало важнейшим для описания и общей характеристики современного общества, его культуры, структурных изменений, индивидуального и общественного сознания.

1 Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. - М., 2007. - C. 152.

Martin D. The Sociology of Religion: A Case of Status Deprivation? // The British Journal of Sociology. - 1966. Vol. 17. - No. 4. - P. 353-359.

В социогуманитарных науках на эту тему за последние полвека было опубликовано достаточное количество исследований. Среди основных исследователей религии, занимавшихся анализом теории секуляризации в 1960-70-х годах, традиционно выделяют следующих учёных: Т. Лукман, Б. Уилсон, П. Бергер, Р. Белла, Т. Парсонс, Д. Мартин, Р. Фенн1.

Пытаясь унифицировать существующие к концу 1970-х годов теории, бельгийский социолог Карел Доббелер проанализировал работы этих

л

учёных . Через десять лет после выхода в свет публикации К. Доббелера, швейцарский исследователь Оливер Тшанен произвел анализ работ тех же авторов. Подробнее, на теории, которую сформулировал К. Доббелер, и на его критике идеи приватизации религии остановимся в конце этой главы. Пока же проанализируем парадигмальную теорию О. Тшанена и непосредственно те ее аспекты, которые касаются «приватизации религии», вернее - места данного процесса в структуре, которую вывел Тшанен, опираясь на работы теоретиков секуляризации.

О. Тшанен очертил определенный круг авторов, исходя из своей исследовательской задачи, фундаментом которой была теория научной парадигмы Т. Куна. Согласно теоретическим установкам Куна, залогом существования какой-либо парадигмы является конкретное научное

-5

сообщество . Плеяда выше перечисленных исследователей, чьи взгляды рассмотрел Тшанен, как раз и представляла собой такое сообщество, в состав которого входил и К. Доббелер4.

Тшанен в своей работе попытался сфокусироваться на тех аспектах теорий, которые присутствуют у всех исследователей, несмотря на их

1 Обзоры трактовок секуляризации см.: Каргина И. Г. Социологические рефлексии современного религиозного плюрализма. - М.: МГИМО-университет, 2014; Синелина Ю. Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. - М.: ИСПИН, 2009; Узланер Д. А. Конец религии? История теории секуляризации. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2019.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Стрункина Елена Сергеевна, 2022 год

Список использованной литературы

1. Агаджанян А. С. Религия и теория: современные тенденции. Размышления по поводу одной книги / А. С. Агаджанян // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2013. - № 3 (31). - С. 7-31.

2. Апполонов А. В. Критические замечания о «постсекулярности» и «постсекулярном» / А. В. Апполонов // Религиоведческий альманах. - М.: Издатель Воробьёв А. В., 2016. - № 1. - С. 4-36.

3. Апполонов А. В. Наука о религии и ее постмодернистские критики / А. В. Апполонов - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. -240 с.

4. Апполонов А. В. Родни Старк, субъективная религиозность и затянувшееся прощание с теорией секуляризации / А. В. Апполонов // Концепт: философия, религия, культура. - 2021. - Т. 5. - № 3. - С. 101-112.

5. Арендт Х. Vita Activa, или о деятельной жизни / Ханна Арендт; пер. с нем. и англ. В. В. Бибихиной. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.

6. Аринин Е. И. Религия как «аутопойетическая система» в работах Никласа Лумана / Е. И. Аринин // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. - 2013. - № 3 (31). - С. 130-161.

7. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке / Ф. Арьес; пер. с фр. Я. Ю. Старцева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. -544 с.

8. Асад Т. Возникновение секулярного: христианство, ислам, модерность / Талал Асад; пер. с англ. Р. Сафронов. - М.: Новое литературное обозрение, 2020. - 376.

9. Белла Р. Религия в человеческой эволюции. От палеолита до осевого времени / Роберт Н. Белла; пер. с англ. А. Васильев, А. Соколовский. - М.: ББИ, 2019. - 741 с.

10. Белла Р. Социология религии / Роберт Н. Белла; пер. с англ. В. В. Воронин // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы / сокр. пер. с англ. под ред. Г. В. Осипова. - С. 265-281.

11. Белла Р. Религиозный индивидуализм и религиозный плюрализм / Роберт Н. Белла; пер. с англ. И. Гуровской // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. -М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 677-699.

12. Белла Р. Н. Гражданская религия в Америке / Роберт Н. Белла; пер. с англ. С. Б. Веселовой и В. А. Егорова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2014. - Т. 15. - Вып. 3. - С. 162-182.

13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Питер Бергер, Томас Лукман; пер. с англ. Е. Д. Руткевич. - М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. - 323 с.

14. Бергер П. Священная завеса. Элементы социологической теории религии / Питер Бергер; пер. с англ. Р. Сафронова. - М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 208 с.

15. Бергер П. Религия и проблема убедительности / Питер Бергер; пер. с англ. // Неприкосновенный запас. - 2003. - №. 6. - [Электронный ресурс]. - URL: https://magazines.gorky.media/nz/2003/6/religiya-i-problema-ubeditelnosti.html (дата обращения: 12.02.2019)

16. Богатырев Д. К., Шишова М. И. Постсекулярная гипотеза и особенности российской постсекулярности / Д. К. Богатырев, М. И. Шишова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2015. - Т. 16. -Вып. 3. - С. 95-109.

17. Ваарденбург Ж. Религия и религии: систематическое введение в религиоведение / Жак Ваарденбург; пер. с нем. А. Г. Алексаняна, под ред. А. Ю. Рахманина. - СПб.: Изд-во РХГА, 2016. - 216 с.

18. Виноградов А. Д. Современный взгляд на положение религии в рамках концепции постсекулярности. К постановке проблемы / А. Д.

Виноградов // Вестник РГГУ. Серия: философия. Социология. Искусствоведение. - 2014. - № 10. - С. 213-221.

19. Водоразделы секуляризации: западный цивилизационный проект и глобальные альтернативы / под ред А. Белокобыльского, В. Левицкого. -СПб.: Изд-во ЛИТЕО, 2017. - 288 с.

20. Гараджа В. И. Социология религии / В. И. Гараджа. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 348 с.

21. Гришаева Е. И. Религия в медиатизированных публичных пространствах Скандинавских стран: между секулярной нейтральностью и национализмом / Е. И. Гришаева // Социологическое обозрение. - 2019. - Т. 18. - № 4. - С. 299-319.

22. Егоров В. А. Тема гражданской религии в современном российском религиоведении / В. А. Егоров // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. - № 4. - С. 185-193.

23. Забаев И. В., Кострова Е. А. Рецензия: The Public Significance of Religion / L. J. Francis, H-G. Zeibertz (eds.) / И. В. Забаев, Е. А. Кострова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 1: Богословие. Философия. - 2013. - № 6. - С. 132-137.

24. Забияко А. П. Религиоведение как строгая наука / А. П. Забияко // Концепт: философия, религия, культура. - 2019. - № 3 (11). - С. 47-64.

25. Казанова Х. Страх Европы перед религией. Берлинские речи о религиозной политике / Хосе Казанова; пер. с нем. Е. М. Мирошниковой // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сб. статей. Вып. 11. - Владивосток: Дальневост. фед. ун-т, 2015. - С. 88-105.

26. Казанова Х. Размышляя о постсекулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы / Хосе Казанова; пер. с англ. А. И. Кырлежева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2018. - № 4. - С. 143-174.

27. Каргина И. Г. Социологические рефлексии современного религиозного плюрализма / И. Г. Каргина - М.: МГИМО-Университет, 2014. - 278 с.

28. Каргина И. Г. Качественные изменения дискурса секуляризации в конце XX - начале XXI в. / И. Г. Каргина // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 109-114.

29. Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации / В. Карпов // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. - 2012. -№ 2 (30). - С. 114-164.

30. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения / А. Н. Красников - М.: Академический Проект, 2007. - 239 с.

31. Колкунова К. А. Духовность как предмет психологии религии / К. А. Колкунова // Социализация молодежи в современной России: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / под ред. Е. Н. Медведевой. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. - 2010. - С. 112-121.

32. Колкунова К. А. Религиоподобные явления и сакральное / К. А. Колкунова // Южный полюс. Исследования по истории современной западной философии. - 2017. - Т. 3. - № 1. - С. 49-61.

33. Королев, С. А. Секуляризация и десекуляризация в контексте концепции псевдоморфного развития России / С. А. Королев // Философская мысль. - 2015. - № 4. - С. 1-54.

34. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения / А. Н. Красников. - М.: Академический проект, 2007. - 239 с.

35. Кун Т. Структура научных революций / Томас Кун; пер. с англ. -М.: Прогресс, 1977. - 300 с.

36. Кырлежев А. И. Постсекулярное: краткая интерпретация / А. И. Кырлежев // Логос. - 2011. - № 3 (82). - С. 101-106.

37. Кырлежев А. И. Секуляризм и постсекуляризм в России и в мире / А. И. Кырлежев // Отечественные записки. - 2013. - № 1. - [Электронный

ресурс]. - URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/sekulyarizm-i-postsekulyarizm-v-rossii-i-v-mire (дата обращения: 13.03.2020)

38. Лапшин О. М. Религия - поворот от приватности к социальности с точки зрения Хосе Казановы / О. М. Лапшин // Свет Христов просвещает всех: альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. - 2014. - № 9. - С. 44-55.

39. Луман Н. Дифференциация / Никлас Луман; пер. с нем. Б. Скуратов. - М.: Изд-во «Логос», 2006. - 320 с.

40. Мартин Д. Религиозные ответы на проявления секуляризма / Дэвид Мартин; пер. с англ. О. Коломытцевой // Вестник Свято-Филаретовского института. - 2019. - № 32. - С. 152-175.

41. Мартинович В. А. Введение в понятийный аппарат сектоведения: пособие для студентов института теологии БГУ / В. А. Мартинович - Минск: БГУ, 2008. - 103 с.

42. Мащитько О. В. Невидимая, рассеянная, пассивная: способы функционирования постсекулярной религиозности / О. В. Мащитько // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 17. - 2016. - Вып. 2. - С. 100-107.

43. Мельник С. В. Казанова Х. Дивергентные глобальные пути секуляризации и религиозного плюрализма: лекции в честь Карела Доббелера / С. В. Мельник // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3. Философия: реферативный журнал. - 2018. - С. 106-109. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2018-04-029-kazanova-h-divergentnye-globalnye-puti-sekulyarizatsii-i-religioznogo-plyuralizma-lektsiya-v-chest-karela-dobbelera-casanova-j (дата обращения: 14.04.2020)

44. Мирошникова Е. М. Гражданская религия: возможна ли она в России / Е. М. Мирошникова // Религия и право. - 2004. - № 1. - С. 4-6.

45. Митрофанова, А. В. Политизация «православного мира» = Politicization of the «Orthodox World» / А. В. Митрофанова. - М. : Наука, 2004. - 292 с.

46. Михельсон О. К. От «псевдорелигии» и «квазирирелигии» к «имплицитной религии». Теологизм в исследованиях современной религиозности / О. К. Михельсон // Вестник Орлов. гос. ун-та. Сер. Новые гуманитарные исследования. - 2014. - № 6 (41). - С. 155-159.

47. Монтаж и демонтаж секулярного мира / под ред. А. Малашенко и С. Филатова; Моск. Центр Карнеги. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2014. - 406 с.

48. Мэтью Ч. Эволюция религии / Ч. Мэтью; пер. с англ. // Отечественные записки. - 2013. - № 1. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/evolyuciya-religii (дата обращения: 14.04.2020)

49. Опалев С. А. Критика теории секуляризации в теории рационального выбора / C. А. Опалев // Религиоведческие исследования. -2010. - № 1-2 (3-4). - С. 170-188.

50. Островская Е. А. Традиционные религиозные идеологии в эпоху глобализации / Е. А. Островская // Современная социологическая методология по теории и практике. Сб. науч. ст. по итогам II Ежегодной Социологической школы / под ред. А. О. Бороноева. - СПб.: ООО Северная нива. - 2012. - С. 146-170.

51. Островская Е. А. Социология религии: введение / Е. А. Островская - СПб.: Изд-во Петербургское Востоковедение, 2018. - 320 с.

52. Паращевин М. А. Теория секуляризации в европейском научном дискурсе / М. А. Паращевин // Социология: теория, методы, маркетинг. -2006. - № 2. - С. 90-102.

53. Парсонс Т. Система современных обществ / Толкот Парсонс; пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 328 с.

54. Публичная сфера: теория, методология, кейс стадии: коллектив. моногр. / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. - М.: ООО Вариант; ЦСПГИ, 2013. - 360 с.

55. Рахманин А. Ю. Священное и религия: определения, категории, концепты / А. Ю. Рахманин // Религиоведческие исследования. - 2017. - № 1 (15). - С. 84-116.

56. Рахманин А. Ю. «Религия» в философии обыденного языка: несколько наблюдений / А. Ю. Рахманин // Вестник русской христианской гуманитарной академии. - 2018. - Т. 19. - № 4. - С. 26-36.

57. Руткевич Е. Д. Феноменологическая социология знания (1993) / Е. Д. Руткевич // DISSERS.RU БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА. 2011. [Электронный ресурс]. - URL: http://knigi1.dissers.ru/books/library1/7851-1.php (дата обращения: 14.04.2020)

58. Руткевич Е. Д. «Новая парадигма» в социологии религии: pro et contra / Е. Д. Руткевич // Вестник Института социологии. - 2012. - № 6. - С. 208-233.

59. Руткевич Е. Д. Религия в глобальном пространстве: подходы, определения, проблемы западной социологии / Е. Д. Руткевич // Вестник Института социологии. - 2017. - № 20. - C. 131-161.

60. Сафронов Р. О. Современные социологические теории в США и Европе / Р. О. Сафронов // Религиоведческие исследования. - 2009. - Вып. 12. - С. 24-44.

61. Синелина Ю. Ю. Концепции секуляризации в социологической теории / Ю. Ю. Синелина - М: ИСПИ РАН, 2009. - 120 с.

62. Синелина Ю. Ю. Религия в современном мире / Ю. Ю. Синелина // ИСПИ РАН. 2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://isprras.ru/pics/File/tochka zrenia/Sinelina%20Religion%20in%20a%20mod ern%20world 1 .pdf (дата обращения: 15.05.2020)

63. Смирнов М. Ю. Гражданская религия как модель и как реальность / М. Ю. Смирнов // Классификация религий и типология религиозных организаций / под. ред. И. Я. Кантерова, Е.С. Элбакян, М.Н. Ситникова. - М.: Изд-во АТиСО, 2008. - С. 119-124.

64. Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь / М. Ю. Смирнов

- СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2011. - 412 с.

65. Смирнов М. Ю. Новые формы религиозной жизни общества / М. Ю Смирнов // Вестник Ленингр. гос. ун-та имени А. С. Пушкина. - 2020.

- Философские науки. - № 1. - С. 177-184.

66. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин; пер. с англ. В. В. Салова. - М: Астрель, 2006. - 1176 с.

67. Степанова Е. А. Новое вино и старые мехи: христианство постсекулярной эпохи / Е. А. Степанова // Философия в XXI веке: вызовы, ценности, перспективы. - Екатеринбург: Изд-во «Макс-Иинфо», 2016. - С. 40-52.

68. Степанова Е. А. Постсекулярная религиозность: индивид versus институт / Е. А. Степанова // Религиоведение. - 2015. - № 3. - С. 56-65.

69. Степанова Е. А. Религия за пределами оппозиции публичного и частного / Е. А. Степанова // Вестник Пермского университета. Сер. Политология. - 2013. - № 1. - С. 163-176.

70. Степанова Е. А. Религия в США и Западной Европе: исключение или правило? / Е. А. Степанова // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. - 2012. - № 12. - С. 110-122.

71. Степанова Е. А. Теории секуляриации в «проекте Модерна»: возможности и границы / Е. А. Степанова // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2009.

- Вып. 9. - С. 54-73.

72. Стрункина Е. С. О некоторых дискуссионных темах в современных исследованиях религии / Е. С. Стрункина // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. Философия. - № 2 - С. 202-209.

73. Стрункина Е. С. Трактовки религии в публичном пространстве современных обществ / Е. С. Стрункина // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. - № 4. - С. 177-184.

74. Стрункина Е. С. Концепты «публичного» и «приватного» как инструмент исследования религий / Е. С. Стрункина // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2016. - Т. 17 - № 4 - С. 247-253.

75. Стрункина Е. С. Концепция «викарной религии» как инструмент исследования современной религиозности / Е. С. Стрункина // XXI Царскосельские чтения «Северо-Запад: экология, история, культура»: материалы междунар. науч. конф. 25-26 апреля 2017 г.: в 3 т. Т. 1. / редкол.: С. Г. Еремеев и др. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. - С. 246-250.

76. Стрункина Е. С. Концепция «викарной религии» как инструмент исследования государственной религии в публичном пространстве современного общества / Е. С. Стрункина // XXII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. (23-24 апреля 2018). - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. - Т. 1 - С. 121-125.

77. Стрункина, Е. С. Религия в публичном пространстве в исследованиях по теории глобализации П. Бейера и Р. Робертсона / Е. С. Стрункина // Восьмая международная научно-практическая конференция: Философия и культура информационного общества: тезисы. - СПб.: ГУАП, 2020. - С. 181-183.

78. Стрункина, Е. С. Религия в публичном пространстве в эпоху цифровой постсоциальности. Теоретические подходы / Е. С. Стрункина // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции (г. Грозный, 10-11 декабря, 2020 г.). - Махачкала: ЧГПУ, АЛЕФ, 2020. - С. 331-336.

79. Стрункина, Е. С. Теоретические подходы как инструмент изучения религии / Е. С. Стрункина // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2021. - № 3. - С. 141-151.

80. Тейлор Ч. Секулярный век / Чарльз Тейлор; пер. с англ. А. Васильева, Л. Колкера, А, Лукьянова. - М.: Изд-во ББИ, 2017. - 967 с.

81. Тейлор Ч. К новому секуляризму: в качестве введения / Чарльз Тейлор; пер. с англ. С. С. Хоружего // Гуманитарный альманах «Человек.ги». - 2012. - № 8. - С. 35-49.

82. Тейлор Ч. Что такое светскость? / Чарльз Тейлор; пер. с англ. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2015. - № 1 (33). -C. 218-254.

83. Трансформации религий в современном обществе и культуре: моногр. / под науч. ред. М. Ю. Смирнова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. - 140 с.

84. Узланер Д. А. Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины XX века / Д. А. Узланер // Религиоведение. - 2008. - № 2. - С. 135-149.

85. Узланер Д. Трансформация светскости / Д. А. Узланер // Русский журнал. 2015. № 6. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russ.ru/pole/Transformacii-svetskosti (дата обращения: 16.06. 2019)

86. Узланер Д. А. Диалог науки и религии: взгляд с позиций современных теорий демократии / Д. А. Узланер // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2015. - № 1 (33). - С. 136-164.

87. Узланер Д. А. Конец религии? История теории секуляризации / Д. А. Узланер. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 240 с.

88. Уилсон Б. Секуляризация / Брайан Уилсон; пер. с англ. А. Э. Тициана // Религиозная жизнь. 2015, август [Электронный ресурс]. - URL: https://religious.life/2015/08/bryan-wilson-sekulvarizatsiva-titsian/ (дата обращения: 16.06.2019)

89. Федотов Л. Н., Китаева О. Н. Новые категории социологии / Л. Н. Федотов, О. Н. Китаева // Знание, понимание, умение. - 2013. - № 1. -С. 235-238.

90. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюмеж, М. Винок; пер. с фр. Д. Хапаевой; науч. конс. пер. Н. Копосов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 328 с.

91. Хабермас Ю. «Постсекулярное общество» - что это? / Юрген Хабермас; пер. с нем. М. Кронауэр // Российская философская газета. - 2008.

- № 4 (18), апрель.

92. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи = Zwischen Naturalismus und Religion. Philosophische Aufsatze / Юрген Хабермас; пер. с нем. - М : Весь мир, 2011. - 336 с.

93. Хабермас Ю. Религиозное сознание постсекулярного социума / Юрген Хабермас; пер. с нем. В. Витковский // Религиозное сознание в постсекулярном обществе / под. ред. А. Бодрова и М. Толстолуженко. - М.: Издательство ББИ, 2020. - С. 1-5.

94. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Морис Хальбвакс; пер. с фр. С. Н. Зенкина. - М.: Новое издательство, 2007. - 348 с.

95. Шиманская О. К. Цивилизационный кризис России и десекуляризация/контрсекуляризация как вариант его разрешения / О. К. Шиманская // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2015. - № 2 (20). - С. 50-56.

96. Шишков А. В. Некоторые аспекты десекуляризации в постсоветской России / А. В. Шишков // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - C. 165-177.

97. Штёкль К. «Возвращение религии» в социальную науку и политическую философию / К. Штёкль // «Богословии» 24 февраля 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bogoslov.ru/text/1489841.html (дата обращения: 17.06.2020)

98. Эйзенштадт Ш. Новые религиозные констелляции в структурах современной глобализации и цивилизационная трансформация / Ш. Эйзенштадт // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. - 2012.

- № 1 (30). - C. 33-56.

99. Эрвьё-Леже Д. В поисках определённости: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна / Д. Эрвьё-Леже //

Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2015. - № 1(33). -С. 254-268.

100. Энциклопедический словарь социологии религии / под ред. М. Ю. Смирнова. - СПб.: Платоновское философское общество, 2017. - 508 с.

101. Asad T. Formations of the Secular: Christianity, Islam, Modernity. -Stanford, CA: Stanford University Press, 2003. - 244 p.

102. Asad Т. Religion, Nation-State, Secularism // Nation and Religion. Perspectives on Europe and Asia / ed. by Van der Veer P., Lehmann H. -Princeton (New Jersey): Princeton University Press, 1999. - P. 178-196.

103. Axner M. Studying Public Religions: Visibility, Authority and the Public/Private Distinction. Is God Back? Reconsidering the New Visibility of Religion (ed. by T. Hjelm), London: Bloomsbury Academic, 2015 - P. 19-31.

104. Bailey E. Implicit Religion of Contemporary Society: Some Studies and Reflections // Social Compass. - 1990. - No 37(4) - P. 483-497.

105. Bailey E. Implicit Religion // Religion. - 2010. - No 40. - P. 271278.

106. Beckford J. А. The Return of Public Religion? A Critical Assessment of A Popular Claim // Nordic Journal of Religion and Society. - 2010. - Vol. 23. -No 2. - P. 121-136.

107. Bellah R. N., Madsen R., Sullivan W. M., Swindler A., Tipton S. M. Habits of the Heart. Individualism and Commitment in American Life. - Berkeley: University of California Press. - 1985. - 410 p.

108. Bellah R. N. Religion Evolution // American Sociological Review. -1964. - Vol. 29. - No. 3 (Jun.). - P. 358-374.

109. Berger P. L. Epistemological Modesty: An Interview with Peter Berger // The Christian Century. - 1997, 29 Oct. pp. 972-978 // Religion Online. [Электронный ресурс]. - URL: https : //www.religion-online.org/article/epistemological-modesty-an-interview-with-peter-berger/ (дата обращения: 18.09.2020).

110. Berger P. Desecularization of the World: A Global Overview// The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics/ ed. Peter L. Berger. - Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company, 1999. - P.1-18.

111. Berger P. L. The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion. - New York: Open Road Media, 2011. - 203 p.

112. Berger P. The Many Altars of Modernity: Toward a Paradigm for Religion in a Pluralistic Age. - Boston, Berlin: de Gruyter, 2014. - 161 p.

113. Beyer P. Privatization and the Public Influence of Religion in Global Society // Theory, Culture & Society. - 1990. - Vol. 7. - No 2-3. - P. 373-395.

114. Beyer P. Religion and Globalization. - London: Sage Publications, 1994. - 256 p.

115. Beyer P. Religions in global society. - London: Routledge, 2006. -332 p.

116. Bruce S. Politics and Religion. - Cambridge: Polity Press, 2003. -306 p.

117. Casanova J. Public Religions in the Modern World. - Chicago: University of Chicago Press, 1994. - 330 p.

118. Casanova J. Rethinking Secularization: A Global Comparative Perspective // The Hedgehog Review. - 2006. - Vol. 8. - No 1/2. - P. 7-22.

119. Casanova J. The Politics of the Religious Revival // Telos. - March 20. - 1984. - P. 3-33.

120. Casanova J. The Karel Dobbelaere lecture: Divergent global roads to secularization and religions pluralism // Social Compass. - Louvain, 2018. - Vol. 65. - № 2. - P. 1-12.

121. Cipriani R. Religion and Politics. The Italian Case: Diffused Religion / Religion et Politique. Le cas italien: La religion diffuse // Archives de sciences sociales des religions, № 58/1, 1984. pp. 29-51.

122. Cipriani R. Invisible Religion or Diffused Religion in Italy? // Social compass. - 2003. - 50(3). - P. 311-320.

123. Cipriani Roberto. Sociology of Religion: an Historical Introduction. -New Brunswick, London: Transaction publishers, 2015. - 304 p.

124. Cipriani R. Diffused Religion beyond Secularization. - Palgrave Macmillan, 2017. - 276 p.

125. Cipriani, R. Quality of religion in Italy. A multi-methods approach. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina -Pushkin Leningrad State University Journal. - 2020. - No 3. - pp. 193-207. (In English).

126. Chaves M. Secularization as Declining Religious Authority // Social Forces. - 1994. - Vol. 72. - No. 3. - P. 749-774.

127. Davie G. The Sociology of Religion. A Critical Agenda. - Los Angeles, London, New Delhi, Singapore: SAGE, 2013. - 328 p.

128. Davie G. Religion in Britain: A Persistent Paradox. 2nd ed. -Chichester: Wiley-Blackwell, 2015. - 264 p.

129. Davie G. Religion in Modern Europe: A Memory Mutates. - New York; Oxford: Oxford University Press, 2000. - 230 p.

130. Davie G. Vicarious Religion: A Methodological Challenge // Everyday Religion: Observing Modern Religious Lives. / ed. by N. T. Ammerman

- New York; Oxford: Oxford University Press, 2007. - P. 21-36.

131. Dobbelaere K. Secularization: a Multi-dimensional Concept // Current Sociology. - 1981. - Vol. 29. - P. 1-213.

132. Dobbelaere K. Toward an Integrated Perspective of the Processes Related to the Descriptive Concept of Secularization // Sociology of Religion. -1999. - Vol. 30. - No 3. - P. 229-247.

133. Dobbelaere K. Secularization Theories and Sociological Paradigms: Convergences and Divergence // Social Compass. - 1984. - Vol. XXXI. - No 2-3.

- P. 199-219.

134. Dobbelaere K. Secularization Theories and Sociological Paradigms: A Reformulation of the Private-Public Dichotomy and the Problem of Societal Integration // Sociological Analysis. - 1985. - Vol. 46. - No 4. - P. 377-387.

135. Dobbelaere K. Some Trends in European Sociology of Religion. The Secularization Debate // Sociological Analysis. - 1987. - Vol. 48, No. 2. - P. 107137.

136. Dobbelaere K. Individualization: a Multy-Dimentional Process? // The Many Faces of Individualization / Anton van Harskamp & A.V. Musschenga (eds.). - Petters, 2001. - P. 47-63.

137. Farber B. Family and Kinship in Modern Society: Introduction to modern society series. - Longman Higher Education, 1973. - 179 p.

138. Fenn R. Toward a Theory of Secularization. - Storrs (Connecticut): Society for the Scientific Study of Religion, 1978. - 91 p.

139. Fenn R. K. The Blackwell Companion to Sociology of Religion. -Blackwell Publishing, 2003. - 508 p.

140. Furseth I. Religious Complexity in the Public Sphere Comparing Nordic Countries. - Palgrave Macmillan, 2018. - 341 p.

141. Furseth I., Repstad P. An Introduction to the Sociology of Religion. -Burlington: Ashgate Publishing Company, 2006. - 252 p.

142. Goldstein W. S. Secularization patterns in the old paradigm // Sociology of Religion. - 2009. - Vol. 70. - No 2. - P. 157-178.

143. Gouldner A., The coming crisis of western sociology. - London, New Delhi: Heinemann, 1971. - 528 p.

144. Habermas J. Further Reflections on the Public Sphere // Habermas and the Public Sphere / ed. Craig Calhoun. - Cambridge, MA: MIT Press, 1992. - P. 421-461.

145. Habermas J. Religion in the Public Sphere // European Journal of Philosophy. - 2006. - Vol. 14. - No 1. - P. 1-25.

146. Helco H., Mc Clay W. M. Religion Returns to the Public Square Faith and Policy in America. - Baltimore; London: The Johns Hopkins University Press, 2003. - 408 p.

147. Heavier-Leger D. Religion as a Chain of Memory. - Cambridge: Polity Press, 2000. - 204 p.

148. Inglehart R. The Secularization Debate // Religion's Sudden Decline: What's Causing It, and What Comes Next? / Ronald F. Inglehart. New York: Oxford University Press, 2021. - P. 37-45.

149. Janowitz, M. Social Control of the Welfare State. - NY, Oxford: Elsevier, 197б - 170 p.

150. Laermans R., Verschraegen G. The Late Niklas Luhmann on Religion. An Overview // Social Compass. - 2001. - Vol. 48. - No 7. - P. 7-20.

151. Lord, K. Quantifying Implicit Religion: a Critical Assessment of Definitions, Hypotheses, Methods and Measures. - Thesis/dissertation submitted for the degree of PhD in Bangor University, 2008. // WorldCat [Электронный ресурс]. - URL: https://www.worldcat.org/title/quantifying-implicit-religion-a-critical-assessment-of-definitions-hypotheses-methods-and-measures/oclc/256468508 (дата обращения: 11.01.2020)

152. Luckmann, Th. The Invisible Religion: the Problem of Religion in Modern Society. - London; New York, 19б7. - 128 p.

153. Luckmann, Th., Berger P. Social Mobility and Personal Identity // European Journal of Sociology. - 19б4. - No 5. - P. 331-344.

154. Martin, D. The Religious and the Secular: Studies in Secularization. -New York, 19б9. - 1б4 p.

155. Martin, D. On Secularization: Towards a Revised General Theory. -Ashgate, 2005. - 21б p.

156. Parsons, T. Religion in Postindustrial America: The Problem of Secularization // Social Research. - 1974. - Vol. 41. - No. 2. - P. 193-225.

157. Parsons, T. Harlan Douglass Lectures Religion in a Modern Pluralistic Society // Review of Religious Research. - 19бб. - Vol. 7. - No. 3. - P. 125-14б.

158. Reed, B. The Dynamics of Religion Process and Movement in Christian Churches. - London: Darton, Longman & Todd, 1978. - 235 p.

159. Robertson R., Chirico J. Ann. Humanity, Globalization and Worldwide Religious Resurgence: A Theoretical Exploration // Sociological Analysis. - Vol. 46. - P. 219-242.

160. Robertson, R. Globalization: Social Theory and Global Culture. -London: SAGE, 1992. - 211 p.

161. Shah, T. S., Stepan A., Toft, M. D. (eds.). Rethinking Religion and World Affairs. - Oxford: University Press, 2012. - 319 p.

162. Stolz, Jörg. Secularization Theories in the 21st Century: Ideas, Evidence, Problems. Presidential Address // Social Compass. 2020. Vol. 67. No. 2. pp. 282-308.

163. The Power of Religion in the Public Sphere / ed. E. Mendieta, J. Van Antwerpen. - New York: Columbia University Press, 2011. - 128 p.

164. Tschannen, O. The Secularization Paradigm: A Systematization // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1991 - Vol. 30. - P. 395- 415.

165. Urri J. Global Complexity. - Cambridge: Polity Press, 2003. - 184 p.

166. Voye L. A Survey of Advance in Sociology of Religion (1980-2000) // New Approaches to the Study of Religion Vol. 2: Textual, Comparative, Sociological and Cognitive Approaches / Ed. By P. Antes, A.W. Geerts, R. R. Warne. - P. 195-228.

167. Walby S. Complexity Theory, Globalization and Diversity // Paper presented to conference of the British Sociological Association, University of York, April 2004 // Department of Sociology, Lancaster University. 2004ю [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lancaster.ac.uk/fass/resources/sociology-online-papers/papers/walby-complexityglobalisationdiversity.pdf (дата обращения: 20.08.2020)

168. Wanner C. Public Religions after Socialism: Redefining Norms of Difference // Religion State and Society. 2018. Vol. 46. No. 2. pp. 88-95

169. Wientraub J., Kumar K. Public and Private in Thought and Practice. Perspectives on a Grand Dichotomy. - Chicago: University of Chicago Press, 1997. - 398 p.

170. Wilson B. Religion in Secular Society: a Sociological Comment. -London: C. A. Wattts, 1966. - 276 p.

171. Wilson B. Religion in Sociological Perspective. - Oxford: University Press, 1982. - 200 p.

172. Woodhead L., Catto R. (eds.) Religion and Change in Modern Britain. - London: Routledge, 2012. - 424 p.

173. Zabaev I., Mikhaylova Ya., Oreshina D. Neither public nor private religion: the Russian Orthodox Church in the public sphere of contemporary Russia // Journal of Contemporary Religion, 2018. Vol. 33. No 1, pp. 17-38.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.