Деловая культура, универсальность и специфика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, доктор философских наук Невлева, Инна Михайловна

  • Невлева, Инна Михайловна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2002, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 242
Невлева, Инна Михайловна. Деловая культура, универсальность и специфика: дис. доктор философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2002. 242 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Невлева, Инна Михайловна

Введение.

Раздел 1. Деловая культура: деятельностный подход.18

Глава 1. Предприниматель - главный субъект деловой культуры.18

Глава 2. Ценностно-целевая компонента деловой культуры (общая характеристика).43

Глава 3. Цели и ценности разных субъектов деловой культуры.71

Глава 4. Средства в деловой культуре.109

Раздел 2. Деловая культура: универсальное и локальное.133

Глава 1. Деловая культура - место пересечения этнокультурных влияний.133

Глава 2. Специфика целеполагания и целедостижения в рамках Восточной и Западной деловой культуры.164

Глава 3. Национальные особенности России и проблема деловой культуры.198

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деловая культура, универсальность и специфика»

Актуальность исследования

Деловая культура - явление последних полутора столетий - пока недостаточно исследована в отечественной литературе. И это понятно. ч.

Советский период развития России не предполагал занятий бизнесом, а понятие деловой культуры могло возникнуть и исторически возникло именно в западных странах, где теория стремится в первую очередь прояснить для субъектов экономики способы их собственного поведения.

Деловая культура» - феномен современного мира. Обращаясь к ее исследованию, можно опереться на разные методологические стратегии, практикуемые сегодня в социальных и гуманитарных науках. Можно применить исторический, структурный или функциональный методы, можно в духе постмодернизма попробовать описать языковый пласт деловой v культуры или же строить диссертационный текст как конкретное этнологическое описание. Однако мы отдаем предпочтение деятельностному подходу, который представляется нам наиболее универсальным, и в то же время позволяющим входить в детали, оттеняя региональные особенности отдельных деловых культур. Рассматривая деловую культуру с точки зрения деятельностного подхода, ее можно понять как совокупность устойчивых стереотипов, матриц поведения, руководящих установок и правил, действующих в рыночном обществе и присущих всем активным субъектам экономической жизни. Именно так понимается она в нашей работе, v Обращаясь к теме деловой культуры, следует отличать ее от «культуры экономической». Термином «экономическая культура» характеризуются, во-первых, способы и приемы хозяйственно-экономической деятельности, характерные для любого периода истории (в этом смысле с определенной долей условности мы можем говорить об «экономической культуре» средневековья или дохристианской Руси). Во-вторых, экономическая культура охватывает собой как поведение производителей и организаторов производства, так и поведение потребителей, не говоря уж о том, что материальным ее компонентом выступают все наличные виды техники и технологии.

Деловая культура - это культура исключительно индустриального и постиндустриального общества, культура бизнеса. Бизнес же является ни чем иным, как экономической деятельностью, дающей прибыль, приносящий доход. Субъектами бизнеса являются только непосредственные участники стяжания прибыли - активные экономические деятели. В этом смысле мы не можем говорить о «деловой культуре потребителя», ибо человек, выступающий на данный момент как потребитель, временно выключен из «делания дела». Кроме того, хотя деловая культура и предполагает развивающиеся материальные средства (например, появление компьютеров резко интенсифицировало и универсализовало бизнес), сами эти средства не входят в ее состав.

Деловая культура - это, презвде всего, способ самоорганизации и самомотивирования1 людей, направленный на все большую эффективность извлечения прибыли.

В развитых индустриальных и постиндустриальных странах издается достаточно много книг, которые описывают «умение делать дело» -добиваться экономического успеха, умножать прибыль. Они посвящены особенностям организации бизнеса и деловой коммуникации, технике переговоров и торгов, созданию эффективной рекламы и обратной связи с потребителем. Однако все эти многочисленные работы, обращенные к теме успешного бизнеса и изданные для нас на русском языке, чаще всего имеют сугубо прагматический характер, они являются сборниками практических советов, технологических приемов, и не стремятся вникнуть в мировоззренческие пласты деловой культуры, выявить ценностно-целевые

1 Термин «самомотивирование» означает для нас, что человек побуждает себя к определенному типу и качеству деятельности через эмоциональное переживание ценностей, высоко значимых для него. ориентиры ее субъектов. Не отказывая прагматической литературе в праве освещать деловую культуру со своих позиций, мы хотим подчеркнуть, что для философов и культурологов особо актуальным является рассмотрение деловой культуры как феномена духовной сферы, как элемента жизни сознания. Именно так мы и рассматриваем ее в данной работе.

Для россиян, не так давно вступивших в область хотя и своеобразных, но все же рыночных отношений, очень важно понять, что же движет западными «людьми бизнеса», что заставляет их не просто разбойничать или эксплуатировать других, но действовать конструктивно, рационально, изобретательно, постоянно совершенствуя сферу рыночного производства. Каковы собственно-культурные составляющие бизнеса? Каково его идейное, стратегическое и тактическое наполнение? Все это ставит вопрос об осмыслении идейного содержания деловой культуры, о сложившемся в рыночном менталитете понимании ценностей, целей и допустимых средств в современном бизнесе.

Второй очень важный момент актуальности исследования состоит в том, что деловая культура, захватывающая все новые и новые регионы планеты, далеко не всегда попадает на благоприятную для нее социокультурную почву. К тотальному распространению современной рыночности со свойственной ей деловой культурой ведет масштабная вестернизация мира, получившая название глобализации. Практически утвердилось мнение о том, что человечество рубежа тысячелетий - это человечество, стремительно движущееся по пути универсализации и унификации. Нравится это кому-то или не нравится, региональные особенности, локальные культурные установки все более оказываются потеснены ценностями, целями и способами действия, присущими деловой культуре Запада. Это, мол, объективный процесс, и ничего с ним не сделаешь.

Думается, подобное мнение не является верным отображением происходящих событий. Все обстоит гораздо сложнее. Нормы и ценности деловой культуры, получая применение в разных странах мира, накладываются на этнокультурную специфику. При этом они видоизменяются, трансформируются, а порой и вовсе редуцируются. Эти трансформации нуждаются в осмыслении и анализе. Тем более, что они связаны не только с пассивным преломлением ценностей бизнеса через структуру конкретных этнокультурных установок, но и с активным выбором ориентиров: нужны ли нам ценности западного бизнеса «в чистом виде» или мы желаем найти «свой путь», вырастить собственную «деловую культуру», которая окажется разительно не похожа на универсалистский западный эталон?

Таким образом, на наш взгляд, избранная нами тема исследования крайне важна, и ее анализ позволяет продвинуться в понимании многих актуальных проблем.

Степень разработанности проблемы

Непосредственно по избранной нами теме литература немногочисленна, и у нас не было возможности сопоставить собственный подход с концептуально-развернутыми другими подходами к предмету. Исключением является небольшой фрагмент книги Н.Н. Зарубиной, где дается развернутое и несколько громоздкое определение деловой культуры: «Социокультурная специфика общества определяет свойственную ему деловую культуру, то есть стиль и формы ведения хозяйства и бизнеса, внешние особенности поведения предпринимателя и хозяина, скорость принятия решений, ориентацию на быструю прибыль или долгосрочное сотрудничество, склонность к тому или иному виду деятельности, форму ведения дела — через переписку или личный контакт, на основе личных договоренностей или юридически оформленных контрактов и т.п., роль и место государственных рычагов в рыночной экономике, роль фактора неопределенности в принятии и осуществлении предпринимательских решений, горизонтальные или вертикальные отношения в сфере бизнеса и т.д.»'

Очевидно, что подход Н.Н.Зарубиной отличается от избранного нами ракурса рассмотрения, так как она акцентирует внимание на внешних формах осуществления деятельности, на ее связях с объективно сложившимися социально-политическими отношениями. Подобное рассмотрение необходимо и важно, однако мы развиваем другой подход, при котором деловая культура рассматривается прежде всего как система установок и представлений, связанных с ведущими структурами предпринимательской деятельности.

Примечательной выступает также книга П.Н. Шихирева «Введение в российскую деловую культуру» (М. 2000 г.). С его точки зрения деловой культурой являются ответы на смысложизненные вопросы, возникающие у людей в ходе хозяйственной, экономической деятельности2 . Такая позиция близка нам, однако в отличие от П.Н.Шихирева мы рассматриваем деловую культуру не через призму системно-структурного метода, а с помощью деятельностного подхода, что позволяет нам акцентировать внимание не на соотношении систем и подсистем в культуре, а на содержательных характеристиках целей, ценностей и средств.

По разным ракурсам интересующей нас темы существует большое количество исследований, принадлежащих как зарубежным, так и отечественным авторам.

Как уже было отмечено, много работ, как отечественных, так и переводных, посвящено технико-прагматическим аспектам бизнеса. Деловая культура предстает в этом случае как набор рецептов, практических

1 Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. - М., 1998.-С. 267.

2 См.Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. - М., 2000. - С. 10. рекомендаций, с помощью которых можно в неких универсальных ситуациях добиться искомого успеха. Это рекомендации как организационного, так и психологического и этико-этикетного плана. Их можно почерпнуть в работах Альберта М., Бусыгина А.В., Варнеке Х.-Ю., Виханского О.С., Дёрнера Д., Дэниэлса Дж. Д. и Радеба Ли X., Де Джорджа Р.Т., Ирхина Ю.В., Карлоф Б., Карнеги Д., Крегера О. и Тьюсона Дж., Кузина Ф.А., Лапицкого М., Лафта Дж.К., Ли Р., Мескона М., Скотта Джинни Г., Лоуренса Дж. Питера, Скотта Плауса, Смолл М., Сороса Дж., Уоррена Б., Хедоури Ф., Хекхаузена X., Хилла Н., Холоповой Т.И. и Лебедевой М.М., Хойрупа Т. Нестара Дж, Эмерсона Г., и др.

Важным аспектом рассмотрения нашей темы явился анализ состояния современного общества, в рамках которого только и может жить и развиваться деловая культура. При рассмотрении ее своеобразия мы опирались на исследования современного мира, сделанные такими авторами как Абдеев Р.Ф., Гэлбрейт Дж.К., Иноземцев В.Л., Козловски. П., Лисичкин В.А. и Шелепин Л.А., Мартин Г.П. и Шуманн X., Панарин А.С., Федотова В.Г. Хаейк Ф. В работах этих и других авторов мы почерпнули суждения об основных тенденциях и проблемах постиндустриальной рыночной цивилизации, являющейся в определенном смысле передовым рубежом развития современного общества, и в то же время - спорным эталоном для культурно-экономического развития не-западного мира.

Одним из первых рассматриваемых нами сюжетов стал сюжет субъекта деловой культуры. При рассмотрении этой темы мы обратились к работам таких авторов как Автономов B.C., Гинс Г.К., Глущенко Е.В., Де Джордж Р.Т., Зомбарт В., Капцов А.И., Лапицкий М., Сорос Дж., Толмачев Н., Форд Г., Хилл Н. В этих работах речь идет прежде всего об индивидуальном субъекте бизнеса, а, значит, и деловой культуры, однако затрагивается и тема коллективного субъекта, приобретающая в современных условиях все большее значение.

Рассмотрение деловой культуры через призму структуры деятельности направило наше внимание к литературе, посвященной этому предмету. Здесь мы смогли опереться на методологические идеи таких авторов как Гендин A.M., Давидович В.Е., Жданов Ю.А., Макаров М.Г., Тульчинский Г.Л., Яценко А.И., а также французского автора Ф.Жюльена, дающего сравнительный анализ соотношения цели и средств в западной культуре и на даосском Востоке.

Очень важной в контексте избранного направления анализа стала тема ценностей, включающая социально-этические paiypcbi. Здесь мы нашли большой массив работ следующих авторов: Анисимов С.Ф., Апресян Р.Г., Бакштановский В.И. и Согомонов Ю.А., Бондаренко О.В., Булгаков С.Н., Вебер М., Дугин А.Г., Замошкин Ю.А., Зарубина Н.Н., Керов В.В., Курылёв А.Ю., Ли Р., Магун B.C., Макашова Н., Оссовская М., Петрунин Ю.Ю., Роллз Дж., Скрипник А.П., Толмачев Н. И., Уткин. Е.А., Фредерик Р. и Петри Э., Шихирев П.Н., Хэтчер У., Яковенко И.Г., Ястребов А., Яценко А.И.

Вопросы, связанные с этническими трансформациями законов бизнеса и деловой культуры, в частности, с их особым обликом в странах Востока содержатся в исследованиях таких авторов как Андреев А. и Гладков И., Афанасьев Э.О., Балкизов М.Х, Болотоков В.Х., Григорьева Т.П., Ерасов Б.С., Ерыгин А.Н., Жданов Н.В., и Игнатенко А.А., Жюльен Ф., Зарубина Н.Н., Казуо Инамори, Капашаров A.M., Кассис В., Кляшторина В., Латышев И., Левин З.И., Льюис Ричард Д., Макгован Дж., Максимов А.А. и Милославская Т.А., Мирский Г.И., Погадаев В., Свиридов Г. и Хориэ С., Сорос Дж., Сюкияйнен Л.Р., Федорченко А., Хазанов А., Цзяньжэнь Чэн.

Наконец, при размышлении о судьбах деловой культуры в России мы опирались на теоретические тексты Барулина B.C., Бердяева Н.А.,

Бондаренко О.В., Трошева И.В., Дугина А.Г., Замятина Н.Ю., Зеньковского С.А., Ильина И., Кавелина К.Д., Коваля Р., Курылева А.Ю., Магуна B.C., Майминаса Е.З., Медведева Р., Милюкова П.Н., Панарина А.С., Паршева А.П., Раскова Д., Рябушинского В.П., Сидорова Е.Ю., Сикевича 3., Сорокина П.А., Черейского B.JL, Шаповалова B.C., Шихирева П.Н., Яковенко И.Г.

Цель и задачи работы

Целью нашей работы выступает выяснение универсальных черт деловой культуры (говоря языком М.Вебера, ее «идеального типа»), а также установление региональной специфики деловой культуры в контексте различий «Запад -Восток - Россия».

Цель работы конкретизируется в следующих задачах:

- рассмотреть ментальный1 пласт деловой культуры через призму деятельностного подхода;

- выяснить субъекта ( или субъектов) деловой культуры и рассмотреть формы их самоорганизации;

- раскрыть содержание универсальных ценностей деловой культуры;

- описать наличные подходы к рассмотрению этнокультурной специфики деловой культуры;

- выявить особенности деловой культуры Востока;

- проанализировать причины, породившие сложности в становлении российской деловой культуры.

Объектом исследования является деловая культура как совокупность способов поведения, обеспечивающих успешное получение прибыли в современном рыночном обществе, а также ее региональные модификации.

1 Термин «ментальный» мы применяем в данном случае расширительно, ментальный для нас - принадлежащий внутреннему миру, свойственный сознанию, взятому в широком смысле слова с учетом его неявных пластов.

Предметом исследования выступают необходимые компоненты сознания - цели, ценности, представления о средствах, типичные установки, характерные для деловой культуры Запада, Востока, России.

Теоретико-методологические основы исследования

Как уже отмечалось выше, в наших изысканиях мы опираемся в первую очередь на деятельностную концепцию культуры, представленную в философско-культурологической литературе именами В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Э.С.Маркаряна. Деятельностная концепция культуры понимается нами достаточно широко, как включающая в себя в качестве своего необходимого компонента аксиологический подход. Деятельностная концепция культуры позволяет нам рассмотреть не просто

W WW / внешнии пласт проявлении деловой культуры ( стереотипы поведения и действия), но обратиться к внутреннему миру субъектов бизнеса, к рассмотрению идеальных компонентов - целям, ценностям, формам восприятия времени и т.д. Следует особо подчеркнуть, что мы не включаем в рассмотрение образ результата деятельности, так как в общих чертах он совпадает с образом цели, свойственным субъектам бизнеса. Расхождение цели и результата - чисто практический процесс, который осмысливается после действия и первоначально не включен в структуру проекта. Тема « осмысления ошибок и провалов» может составить отдельный сюжет в исследовании деловой культуры.

Важным методологическим инструментом выступает для нас компаративистский подход, широко заявивший о себе в философской культурологии, этнографии, социологии. Он позволяет нам сравнивать разные типы деловых культур при опоре на представление о неких ее универсальных свойствах, заданных развитием западной цивилизации.

В целях компаративистского анализа мы применяем культурологические понятия «Запад» и «Восток». В замечательном издании

Культурология. XX век» о Западе и Востоке сказано: « Запад и Восток (парадигматика) - условная смысловая конструкция, выработанная культурологической мыслью человечества для первичной типологии мировой культуры. Запад и Восток - парная категория, выражающая дихотомию поляризованного целого всемирной культуры, поэтому она одновременно характеризует и амбивалентное единство культуры человечества. и разделенность на принципиально отличные друг от друга, а во многом и противоположные модели культурной идентичности».1 Понятия «Запад» и «Восток» мы употребляем именно в этом смысле.

Деловая культура Запада и Востока совпадают и одновременно не совпадают, они идентичны в своей основе, но различны по формам выражения, они взаимодополнительны и проникают друг в друга. Все эти моменты являются предметом нашего интереса. Совершенно очевидно, что мы опираемся в своем исследовании и на диалектические идеи, позволяющие видеть в феномене деловой культуры реальные противоречия универсального и регионального, всеобщего и локального.

Кроме того, мы опираемся на весь комплекс общенаучных методов, таких как анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- впервые проанализирован ментальный пласт деловой культуры через призму деятельностного подхода: через понятия цели, ценности, средства;

- выяснены основные индивидуальные и коллективные субъекты деловой культуры, а также способы их самоорганизации;

- описаны ценностно-смысловые стимулы для субъектов, помогающие сохранению и развитию деловой культуры;

- раскрыто содержание универсальных ценностей деловой культуры;

1 Культурология. XX век. Энциклопедия. - Т. 1., - С. 211. - Сп-б.,1998.

- описан ряд наличных методологических подходов к рассмотрению этнокультурной специфики деловой культуры;

- выявлены особенности деловой культуры Востока, связанные с ориентациями на традиционность, общинность и следование естественному ходу событий;

- проанализированы причины, породившие сложности в становлении российской деловой культуры, аргументирована необходимость поиска ею собственного лица, не сводимого к воспроизводству глобалистических стереотипов.

На защиту выносятся следующие тезисы:

Деловая культура западного общества содержит универсальные характеристики любой деловой культуры в современном мире, она является «парадигмальным началом» для локальных деловых культур.

Субъектом современной деловой культуры (культуры бизнеса) является сложносоставная организация - корпорация, внутри которой можно выделить ведущего индивидуального субъекта -предпринимателя, собственника средств производства. Вторичными субъектами деловой культуры являются менеджеры и рядовые сотрудники. Одним из показателей развитости деловой культуры является согласованность целей и ценностей всех субъектов корпорации, позволяющая эффективно действовать на рынке. Эта согласованность достигается разными средствами. Так, развитая корпоративная деловая культура включает не только чисто-рыночные стимулы для своих работников (материальное вознаграждение), но и предполагает создание эмоциональноценностной солидарности. Она обеспечивается феноменом «миссии». Миссия - совокупность идей, задающих общий смысл, коллективный пафос и единый стиль работы для всех субъектов корпорации. Миссия не отменяет, но лишь дополняет личный экономический интерес.

Если миссия как бы сообщает рыночной деловой культуре некоторые черты традиционного коллективизма, то деловая культура так называемых «креативных корпораций», напротив, строится на ценностях индивидуализма, творчества, высокой мобильности. Креативные корпорации, вырастающие на новых наукоемких технологиях, создают деловую культуру подвижных, постоянно меняющихся групп, возглавляемых ситуативными лидерами, способными гибко следовать конъюнктуре. Особая деловая культура креативных корпораций все более определяет лицо современного рынка.

Распространение западной деловой культуры, порожденное тотальной экспансией рынка, сделало ее ведущие ценности, цели и средства универсальным эталоном для сознания и деятельности всех «инокультурных» субъектов рыночной экономики. Это ценности личного богатства и упорного труда; цели, определяемые идеей личного успеха; средства, ориентированные на эффективность экономического целедостижения.

Деловая культура, выходя вместе с экспансией рынка в другие регионы планеты, оказывается в центре разнородных этнокультурных влияний. Это влияния, связанные с особенностями традиций, религии, менталитета конкретных стран и народов.

Осмысление специфики конкретных деловых культур предполагает многообразие методологических подходов, каждый из которых задает собственное основание. Особенно эвристичными нам представляются подходы, связанные с характеристиками темпоральности (по цикличности или линейности восприятия времени, монохромности и полихромности, моноактивности, полиактивности, реактивности и т.д.).

В условиях традиционистского менталитета Востока деловая культура Запада теряет свою исходную ценностно-целевую целостность, заданную установками на индивидуальный успех, личное богатство, упорный труд. Ориентиры на индивидуализм, конкурентность, инновационность сталкиваются здесь с устойчивым предпочтением общинности, бесконфликтности, соблюдения

4 обычаев в ущерб деловому успеху. Трудовой пафос эффективной деятельности Запада встречается с невысоким статусом трудовых усилий в менталитете Востока. В результате возникают деловые культуры, которые образно можно назвать «полуделовыми». Это некие ценностно-целевые «кентавры», отчасти ориентированные на рынок, а отчасти - на традицию, что не вполне соответствует жесткой логике конкуренции.

Особенностью деловой культуры Востока выступает ее ориентация не на «успех», а на «избегание неудач»; большее, чем на Западе внимание к конкретному социальному контексту (общинные , v семейные, клановые, этно-национальные, религиозные и до. отношения); тактика терпения и выжидания; гибкость применяемых в бизнесе стратегий и стремление следовать ходу естественного культурно-экономического процесса ( «путь Дао»).

Проблема медленного становления деловой культуры в постсоветской России связана с тремя основными факторами:

- Исторический: сохранение в советский период в массовом сознании ориентации на традиционные ценности общинности и коллективизма; невысокий уровень притязаний; восприятие труда как ценности «второго плана»;

- Политико-экономический: развал экономики в результате непродуманных реформ;

- Географический и климатический: суровые условия Севера не способствуют успешному конкурированию России с другими странами в режиме «свободного рынка», что ограничивает как подъем ее экономики, так и становление полноценной деловой культуры.

Западная глобалистическая экспансия и повсеместное внедрение либеральной модели с ее прагматическими деловыми ценностями уже привели человечество к возникновению многих проблем от экологической до этно-культурной и вызывают в мире массовые протесты. Отсюда следует, что России, стоящей между Западом и Востоком, стоит задуматься, продолжать ли ей следовать по пути вестернизации с ее деловой культурой и высшей ценностью богатства или искать собственный путь, рождая еще одну уникальную модификацию социо-культурного развития.

Научно-практическая значимость исследования:

Результаты исследования позволяют расширить и углубить теоретические представления о ментальных аспектах деловой культуры, лучше уяснить характер целей и ценностей, движущих людьми бизнеса, понять существенные различия между деловой культурой Запада и «полуделовыми» культурами Востока, что серьезно влияет на осмысление возможного будущего человечества и склоняет исследовательскую мысль к идее поливариантности развития культур на нашей планете. Исследование свидетельствует о том, что фактор локальности и региональное™ оказывается высоко значимым, и эту значимость нельзя сбрасывать со счетов, увлекшись идеей глобальности и универсальности.

Проведенное исследование может быть серьезным подспорьем при чтении курсов социальной философии, культурологии, а также основ менеджмента и деловой этики. Оно может быть также востребовано как аргумент в политических и экономических дискуссиях об альтернативных путях развития, в частности, о перспективах России.

Апробация и публикации.

Результаты диссертационного исследования докладывались на ряде научно-методических и научно-практических конференций в г. Москве, Белгороде, Целинограде, Караганде в период с 1989 по 2001 г.

Основные результаты исследования изложены в трех монографиях и ряде статей общим объемом 34, 5 п.л.

Структура работы

Текст работы общим объемом 242 стр., состоит из Введения, двух разделов, семи глав, Заключения и библиографии (221 источников).

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Невлева, Инна Михайловна

Заключение

Завершение исследовательской работы ставит перед автором двойную задачу: с одной стороны, необходимо отрефлексировать основные выводы, полученные в результате анализа материала, с другой - важно видеть пути дальнейшего развития темы, осознавать принципиальную незавершенность начатого поиска. Поскольку жанр диссертации предполагает помещать основные выводы в разделе «Введение», мы сосредоточим внимание на перспективах дальнейшего изучения основных сюжетов, красной нитью проходящих через наш теоретический текст.

Центральная тема проведенного нами исследования - это тема соотношения универсального и локального в таком феномене как деловая культура. Для анализа этой темы мы избрали общепринятый методологический подход, указывающий на фундаментальное различие Востока и Запада как двух своеобразных культур, двух разных видов ментальности. Однако, следует признать, что такого разделения недостаточно для того, чтобы действительно глубоко и подробно исследовать многообразные варианты, на которые реально раздробляется существующая в мире деловая культура. Единая в своей основе, определяемая ценностями бизнеса, она является во многом различной в Индии и в Японии, в арабских странах и в современном Китае, скрестившем рыночность и социализм. Есть «Восток и Восток», традиции даосизма не идентичны установкам ислама, буддизм накладывает на ведение дел иную печать, нежели синтоизм. И дело не только в религиях, дело в индивидуальном облике традиций, которые различны не только в каждом конкретном регионе, но в каждой стране. Тождество и различие этих многообразных деловых культур, их похожесть и непохожесть на «типичный Запад» ( который тоже весьма разнообразен!) - проблема, которую можно исследовать бесконечно.

Вторая важная тема, поднятая нами в работе - это соотношение деловой культуры разных субъектов- участников бизнеса. Речь в дальнейшем анализе этого сюжета должна идти не столько о внешних, технически-этикетных моментах, сколько о внутренних, ценностно-целевых элементах деловой культуры. Насколько деловая культура исполнителей идентична деловой культуре высших менеджеров, предпринимателей в собственном смысле слова? До какой степени едины их цели и ценности и могут ли они вообще быть достаточно едины? В чем ключ ко внутреннему балансу корпорации, как строится единая организация в качестве целостного субъекта деловой культуры? И не грозит ли идее «корпоративной миссии» разнобой партикулярных интересов, на которые так или иначе рассыпается при определенных условиях единый корпоративный интерес? Что остается от корпоративной бизнес-культуры в условиях все более индивидуализированных форм производства, связанных с электронными сетями? На эти и многие другие вопросы можно будет достаточно четко ответить только в будущем.

Важной, на наш взгляд, открытой проблемой остается проблема формирования деловой культуры в России. Речь идет прежде всего о выборе форм самого «дела», о стихийном или осознанном заимствовании ценностных и организационных моделей, уже существующих в мире. Российская деловая культура в том виде, в котором она возникнет, будет прямым следствием выбора культурно-экономического пути. Каков момент целенаправленности и каков момент бессознательности в этом выборе, тоже пока не до конца ясно. Думается, предпринимателям и политикам, вершащим в немалой степени наши судьбы, стоит не забывать о мощи архетипов, до поры до времени безмолвно присутствующих в глубинах массового сознания. Культурные архетипы - тот могучий потенциал, который, в конечном счете, будет определяющим при реальном становлении той или иной модели рыночного общества с ее специфическим типом деловой культуры.

И, наконец, нам хотелось бы указать на еще один открытый сюжет, которого лишь вскользь касаются современные авторы. Это тема диалектики «делового» и «неделового» в человеческой жизни вообще. Деловая культура - прекрасная вещь в условиях динамичной западной модели развития, она -необходимый компонент рынка в индустриальных и постиндустриальных странах, но все же не следует забывать, что «деловое» - лишь один из аспектов «человеческого вообще». Даже деловой человек не сводится к делу, иначе он перестает быть человеком и начинает страдать тем, что не слишком изящно именуют «профессиональным кретинизмом». И по фильмам, и по жизни нам знаком образ холодного банкира с калькуляторами вместо глаз, с компьютерным умом, узко-замкнутого на ценностях «дела». Этот образ пугает, потому что в нем не остается ничего человеческого. Деловая культура, как бы высока она ни была, не должна вытеснять все другие области жизни и виды культур - культуру любви, игры, дружбы, созерцания. Жизнь как многообразная спонтанность порождает конкретные виды культур и поглощает их как море создает и гасит собственные волны. Современная деловая культура - чрезвычайно важная вещь, но она, как и все остальное - лишь преходящее явление жизни. Будем же принимать и развивать ее настолько, насколько она даст нам в нашей стране быть счастливыми и жить в согласии с нашими культурно-историческими целями и ценностями.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Невлева, Инна Михайловна, 2002 год

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для 21 века. М., 1994. - 334с.

2. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998. -230с.

3. Автономов В. С. Предпринимательская функция в экономической системе. М., 1990.

4. Алешина И. В. Поведение потребителей. М., 1999. 384с.

5. Альгин. А. П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989. 187с.

6. Андреев А., Гладков И. Республика Корея. Реалии и мифы "экономического чуда" // Азия и Африка. 1998. - №8.

7. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.-253с.

8. Антология экономической классики в 2-х томах. М.,1993.

9. Апресян Р. Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия // Общественные науки и современность. 1998.- №5.

10. Ю.Апресян Р. Ценностные контраверзы предпринимательства // Общественные науки и современность. 1993.- №2.

11. П.Архипов А.Ю. Экономическое мышление: содержание и пути формирования М. 1996.

12. Афанасьев А. Н. Предисловие ко второму изданию "Народных русских сказок" //Афанасьев А. Н. Народ художник: Миф. Фольклор. Литература. М., 1986. С. 127.

13. П.Афанасьев Э. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики. //Вопросы экономики. 1993. - № 8. Н.Афанасьев Э. Путь к богатству лежит через веру //Деловые люди. - 1996. - июнь.

14. Бакштановский В. И., Сагомонов Ю. А. Игра по правилам. М., 1991. 64с.

15. Балкизов М. X., Болотоков В. X., Капашаров А. М. Экономическое сознание нации. Нальчик, 1997. 158с.

16. Барулин B.C. Российский человек в XX веке С-Пб 2000.

17. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. //Австрийская школа в политической экономии. М., 1992

18. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: философы послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

19. Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. 383с.

20. Берн Э. Секс в человеческой любви. HTML версия 1999.

21. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

22. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.

23. Блинов A. JL, Петров В. В. Элементы логики действий. М., 1991. 232с.

24. Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В. Мудрецы и философы Древней Индии. М., 1975.

25. Бондаренко О. В. Ценности российского предпринимательства. Шахты, 1998.

26. Бондаренко Ю. Я. Этика парадоксов (Очерк этики и философии Даосизма). М., 1992. 64с.

27. Брандт Б. А., Лобок А. М. Преодоление морали или парадоксы "нравственного искусства". М., 1991. 62с.

28. Буайе Р. Теория регуляции. М., 1997.- 213 с.

29. Булгаков С. Н. Об экономическом идеале //Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество.-М., 1992.

30. Бусыгин А. В. Предпринимательство. М., 1997. 608 с.

31. Варнеке Х.Г. Революция в предпринимательской культуре М. 1999.

32. Введение в этническую психологию. С-Пб., 1995. С. 95.

33. Вебер М. История хозяйства (очерк всеобщей социально-экономической истории.) // Вопросы Экономики 1993. - № 8.

34. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

35. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 704с.

36. Весоловски В. Классы, слои и власть. М.: Прогресс, 1981.

37. Виханский О. С. Стратегическое управление. М., 1998. 296 с.

38. Гендин А. М. Предвидение и цель в развитии общества. (Философский и социологический аспекты социального прогнозирования). Красноярск, 1970 250с.

39. Гинс Г. К. Предпрниматель. М., 1992.

40. Глущенко Е. В., Капцов А. И., Тихонравов Ю. В. Основы предпринимательства. М., 1996.

41. Гордон JI. А. Общество недовольных // Полис. 1998. - №3.

42. Григорьева Т. П. Дао и Логос (встреча культур). М., 1992. 424с.

43. Григорьян А.А. Институциональные функции предпринимательства. Автореферат канд.дисс. Новочеркасск 2001.

44. Грошев И.В. Экономические реформы России через призму русской ментальности // Социально-гуманитарные знания 2000 №6.

45. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М.: Танаис, ДИ-Дик, 1994.

46. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.

47. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества М.: Прогресс, 1976.

48. Давидович В.Е. Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростовн/Д, 1979.

49. Д.Джордж Р.Т. Деловая этика Т. 1-2 М.2001.

50. Деловой протокол и этикет. М., 1994. 154с.

51. Дёрнер. Д. Логика неудачи, М., 1997. 243 с. С. 61.

52. Доклад МБТ "Финансовый кризис в Азии: вызов социальной политике" // Журнал "Трудовой мир", №1 1999. (HTML версия, 1999.)

53. Древнекитайская философия. Собрание текстов. М., 1972, Т.1.

54. Дугин А. Евразия превыше всего (манифест евразийского движения) // Завтра №5(374) 2001.

55. Дэниэлс Дж. Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. М., 1994. 784 с.

56. Евсеев В. П. Потребности и потребительство. М., 1986. - 64с.

57. Ерасов Б. С. Социальная культурология, в 2-х ч. ч. 2. М., 1994.

58. Ерыгин А. Н. Восток -Запад Россия (Становление цивилизованного подхода в исторических исследованиях). Ростов-на-Дону, 1993.

59. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге 21 века. М., 1989. 346с.

60. Журнальный зал, Знамя, "ИнфоАрт". HTML версия, 1999.

61. Жюльен Ф. Трактат об эффективности. М. С-Пб., 1999. - 237 с.

62. Закон Мерфи: мерфология общая и частная; Принцип Питера, или почему дела всегда идут вкривь и вкось. Мн., 1997.64.3амошкин Ю.А. Бизнес и мораль //Философские исследования- 1993.-№ 1-2.

63. Иванов В. Г. История этики древнего мира. Л., 1980. 224с. 71 .Ильин И. О России. М., 1991.

64. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. М., 1999. 724с.

65. Иноземцев В. Приближение катастрофы // Свободная мысль 2000, №12.

66. Ирхин Ю.В. Психология успеха: Как влиять на людей и управлять собой: Зарубежный опыт: Советы и тесты выдающихся менеджеров и психологов по руководству людьми. М., 1992. 39с.

67. Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986.w 76.Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русскойистории и культуры. М., 1989.

68. Казуо Инамори. Страсть к успеху. Японское чудо. Ростов-на-Дону, 1998.

69. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1991. -510с.

70. Капитализм как проблема теоретической социологии ("круглый стол") // Социс 1998 - № 2.

71. Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 1991. 239с.

72. Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997. -512с.ч

73. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1990.

74. Кассис В. Япония без ретуши. М., 1975.- 256 с.

75. Кейнс Дж. М. Избранные произведения / Пер. с англ. предисл., коммент. сост.: А. Г. Худокормов М., 1993 (Эконом, наследие).

76. Керов В. В. Конфессионально-этические факторы российского предпринимательства (XVII-XIXbb.) HTML версия, 1999.

77. Ключевский В. О. Соч. Т. 8. М., 1990.

78. Кляшторина В. Иран. Интегрирующая роль культуры //Азия и Африка. -1998.-№4.

79. Коваль Р. Этика труда православия //Общественные науки и современность. 1994.- №6.

80. Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество СП-б 1996.

81. Королев В.К. Экономика как феномен культуры. Ростов н/Д, 1999.

82. Косалс JI. Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М., 1998.-368 с.

83. Кравченко А. И. Социология менеджмента. М., 1999. 366 с.

84. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи в работе. М., 1995. 560с.

85. Кудрявцев В. В. Три понятия свободы. // Полис. 1998. - №5.

86. Кузин Ф. А. Имидж бизнесмена. Практическое пособие. М., 1996, 304 с.

87. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1997. 480с.

88. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха Ростов н/Д, 1995.

89. Курбатов В.И. Магия власти Ростов н/Д, 1996.

90. Курылев А. Ю. Трудовая этика современных российских реэмигрантов: ценности труда и навыки самоорганизации // Общественные науки и современность. -1998.- №5.

91. ЮО.Лабунская В. А. Эксперессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999. 608 с.

92. Ю1.Лапицкий М. Предпринимательская культура. HTML версия, 1999. Ю2.Лапицкий М. Труд и бизнес в зеркале религий М. 1998.

93. Латышев И. Япония, японцы и японоведы // Азия и Африка. 1998. -№8., 9, 10, 12.

94. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. М. 1999.

95. Левин 3. И. Национализм и буржуазная интерпретация "исламского пути" (арабские страны). М., 1986.

96. Ли Р. Как вам стать богатым в России. Ростов-на-Дону, 1999. Ю7.Лики культуры. Альманах. М., 1995. 527с.

97. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная империя зла М. 2001.

98. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.

99. Ю.Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.111 .Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999. 440 с.

100. И2.Магун B.C. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. 1994.- №6.

101. ПЗ.Майминас Е. 3. О социально-экономических особенностях России //

102. Общественные науки и современность. 1998.- №3.

103. И.Майоров Г. Г. Этика в средние века. М., 1986. 64с.

104. И5.Макаров М. Г. Категория "цель" в домарксовой философии. Л., 1974.188 с.

105. Пб.Макашова Н. Этика и экономическая теория // Общественные науки и современность. 1992.- №3.

106. Макгован Дж. Китайцы у себя дома. Спб., 1910.

107. Максимов А. А., Милославская Т. А. Исламские банки в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

108. Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.

109. Маркиз Астольф де Кюстин. Николаевская Россия. М., 1990.

110. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е т. 21т. 23, т. 25.

111. Массовый утилитаризм как импульс динамики общества. "Круглый стол" ученых // Общественные науки и современность. 1998.- №6.

112. Мартин Г.-П., Шуманн X. Западная глобализация М. 2001.

113. Медведев Р. Капитализм в России. М. 1998.

114. Менгер К. Основания политической экономии //Австрийская школа в политической экономии : К.Менгер, Е. Бем-Баврек, Ф.Визер. Пер. с нем./Предисл., коммент.,сост. В. С. Автономова М., 1992.

115. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура //Социологические исследования.— 1992.— № 2.

116. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996.

117. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1992.

118. Миронов Б. Н. Время праздник или время - деньги? HTML версия, 1999.

119. Мирский Г. И. Ислам и нация: Ближний Восток и Центральная Азия // Полис.- 1998. №2.

120. Мудрецы Китая: Ян Чжу, Лен Цзы, Чжуанцзы. СПб., 1994. 413с.

121. Н. Толмачев. Культурный менталитет предпринимателя. М., 1997. -133 с.

122. Нейхауз Р. Бизнес и Евангелие. Вызов христианину- капиталисту. -Познань Москва, 1994.

123. Неусыхин А. И. "Эмпирическая социология" М. Вебера и логика исторической науки // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.-704с., С. 589-658.

124. Оганесян А. К. Социальная этика американского неоконсерватизма. М., 1990. -64с.136.0йгензихт В. А. Проблема риска в гражданском праве. Душанбе, 1972. 137.0ссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987.-528с.

125. Панарин А.С. Искушение глобализмом М. 2000.

126. Паршев А.П. Почему Россия не Америка М. 2000.

127. Петрунин Ю. Ю. Этика бизнеса: современные концепции // Общественные науки и современность. 1998.- №3.

128. Платон. Тимей. //Платон. Соч. в 4 тт., Т. 3.

129. Погадаев В. Индонезия. "Дракон" не выдержал потрясений // Азия и Африка.- 1998. №9.

130. Пригожин А. И. Организационные управленческие патологии // Общественные науки и современность. 1998.- №3.

131. Психология управления.- Ростов-на-Дону, 1995.

132. Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. М., 1997. 368с.

133. Радаев В. В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Экономический социум № 3. - 1993. С. 79 - 87.

134. Радышевский Д. Соблазн евразийства// Московские новости №18-19, 2000г.

135. Расков Д. Старообрядческое предпринимательство в свете теории М. Вебера. HTML версия, 1999.

136. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

137. Россия сегодня. СПб., 1994.151 .Рябушинский В. П. Русский хозяин // Рябушинский В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство; Русский хозяин; Статьи об иконе. М., Иерусалим. 1994.

138. Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.

139. Свиридов Г., Хориэ С. Япония. Где вы очи черные? // Азия и Африка. -1998. №4.

140. Седов В. И. Богатство и бедность: Классовые антагонизмы буржуазного общества. М., 1983.-254 с.

141. Секреты успеха. Уроки гениев бизнеса. М., 1992. 176с.

142. Сенченко И.Н. Современное предпринимательство как субъект изменения социальной реальности Автореферат канд.дисс. Ростов-на-Дону 2000.

143. Сергеев В. М., Бирюков Н. И. В чем "секрет" современного общества? // Полис.- 1998. №2.

144. Серебровский В. И. Очерки страхового права. М., 1926.

145. Сигов Ю. Как превратить благие намерения в конкретные дела // Азия и Африка.-1998.-№11.

146. Сидоров Е. Ю. Культура мира и культура России // Полис. 1998. - №5.

147. Сизов Н. Т. Зачем мне этот миллион?- М., 1988. 27с.

148. Сикевич 3. Русские: образ народа. СПб., 1996.

149. Скотт Джинни. Г. Сила ума: Описание пути к успеху в бизнесе. Способы разрешения конфликтов. СПб., 1994.

150. Скотт Плаус. Психология принятия решений. М., 1998. 368 с.

151. Скрипник А. П. Моральное дно в истории этики и культуры. М., 1992. -349с .

152. Смолл М. Как делать деньги. М., 1995.

153. Соловьев С. М. История России. Т.7. М., 1960.

154. Сорокин П. Society, Culture and Personality. -N. Y.; L., 1947.

155. Сорокин П. А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии //О России и русской философской культуре. М., 1990.

156. Сорос Дж. Сорос о Соросе. Опережая перемены М. 1996.

157. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма М. 1999.

158. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. М., 1896.

159. Сюкияйнен JI. Р. Мусульманское право. М., 1986.

160. Темплнтон Д. Всемирные законы жизни. М., 1999. 624 с.

161. Толковый словарь русского языка /Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 3., М., 1939.

162. Толмачев Н. Культурный менталитет предпринимателя М. 1997.

163. Тульчинский Г. JI. Разум, воля, успех: О философии поступка. JL, 1990. -216 с.

164. Уоррен Б. Почему лидеры не могут руководить. Молчаливый заговор продолжается. Сан-Франциско, 1989.

165. Успенский Г. И. Собр. Соч. В 2-х тт. М., 1988. Т. 2.

166. Уткин Е. А. Этика бизнеса. М., 1998.- 256 с.

167. Февр JI. Торговец XVI столетия / Февр JI. Бои за историю. М.: Наука, 1991.

168. Федорченко А. Путь к современной экономике // Азия и Африка. 1998. - №5.

169. Федотова В.Г. Глобальный мир и модернизация // Философские науки 2000 №1.

170. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 185;Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1989. 206 с.

171. Фредерик Р. Петри Э. Деловая этика и философский прагматизм //Вопросы философии. 1996.- № 3.

172. Хазанов А. Китай. Свидание с Конфуцием // Азия и Африка. 1998. -№11.

173. Хайек Ф. Дорога к рабству // Новый мир. 1990. - №8.

174. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Пер. с англ. -М.: 1992.

175. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т М., 1986.

176. Хилл Н. Думай и богатей. М., 1997.

177. Хойруп Т. Модели жизни. СПб., 1998. 304 с.

178. Холопова Т. И., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995.-369 с.

179. Цзяньжэнь Чэн. Тайвань. Корни устойчивости // Азия и Африка. 1998. -№9.

180. Черейский В. JI. Организационно-методические аспекты исследования "Человек в меняющемся мире" //Качество населения Санкт-Петербурга. 4.II. СПб.: СПбФ ИС РАН, 1996.

181. Черейский В. JI. Современный российский бизнес и образование: проблемы взаимодействия //Философия образования и бизнес в современной России. СПб., 1997.

182. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины. СПб., 1994. 346с.

183. Шаповалов В. С. Как понять Россию? (этюды о российской экзотичности) // Общественные науки и современность. 1998.- №1.

184. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии С-Пб 1997.

185. Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России. М., 1999. -248с.

186. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру М.2000.

187. Шкуркин A.M. Феномен труда: синергетический взгляд // Общественные науки и современность. 1998.- №1.

188. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982. 207.Экономика и моральные ценности. Интервью с У. Хэтчером // Общественные науки и современность. 1998.- №4.

189. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М., 1972. 223 с.

190. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. Т. 36. Ч. 2.

191. Яковенко И. Г. Предпринимательские ценности в маргинальной сфере //Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.

192. Ястребов А. Богатство и бедность: Поэзия и проза денег. М., 1999. 528 с.

193. Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977. 275с.

194. Breybrook D. Ethics in the World of Business. New York, 1983.

195. Brockhaus R. H. The Psychology of the Entrepreneur Encyclopedia Entrepreneurship. Prentice-Hall, New Jersey, 1982.

196. Cederblom J., Charlis J. D. Ethics at Work. New York, 1984.

197. Granovetter M. The Social Construction of Economic Institutions /Efioni A., Lawrence P.R. (eds.) Socio-Economics: Toward a New Synthesis. Armonk, N.Y., M. E. Sharpe, 1992.217.Hawkins et aL, 1995.

198. McClelland D. С. The Achieving Society. Princeton, New Jersey, Princeton University Press. 1961.

199. Merton R. K. The self-fulfilling prophecy. Antioch Review. 220.0nians R. В. The Origins of European Thought. Cambridge, 1954. 221.Rogers Ё: Diffusion of Innovation. N.Y., Free Press, 1962.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.