Человек массы в пространстве современной культуриндустрии (на примере произведений американского кинематографа) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Ковалева Лариса Сергеевна

  • Ковалева Лариса Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 167
Ковалева Лариса Сергеевна. Человек массы в пространстве современной культуриндустрии (на примере произведений американского кинематографа): дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет». 2021. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ковалева Лариса Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Массовая культура и человек массы в социогуманитарных

исследованиях

1.1 «Народ», «толпа», «масса» в исследовательской традиции

1.2 Массовый человек в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе

1.3 Культуриндустрия и массовая культура: общее и особенное

ГЛАВА 2. Образы человека массы в современном американском

кинематографе

2.1 Типы массового человека в мировом кинематографе XX века

2.2 Человек массы в пространстве культуриндустрии конца ХХ века

2.3 Человек массы в пространстве культуриндустрии XXI века

2.4 Человек массы в пространстве цифровой культуриндустрии

2.5 Сравнительная характеристика тенденций развития человека массы в

кинематографе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Приложение Б

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек массы в пространстве современной культуриндустрии (на примере произведений американского кинематографа)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Стремительное развитие науки и техники и сопутствующее данному процессу изменение общества непосредственным образом повлияли на массовую культуру. Смена парадигмальных установок в социально-философском и культурологическом познании приводит к тому, что под вопросом оказывается трактовка массовой культуры, которая сложилась в рамках доминирования естественнонаучной формы рационализма.

Массовая культура в самых различных её аспектах привлекает пристальное внимание исследователей из разных областей знания, поскольку в условиях постиндустриального и информационного общества массовая культура выступает в качестве основной формы существования современной культуры. В гуманитарном знании существует традиция критического и преимущественно негативного отношения к массовой культуре из-за её примитивно-поверхностного характера, стремления нивелировать любое произведение искусства и положительного отношения к практикам потребления. При этом становится очевидным, что современный человек существует в условиях массовой цивилизации и, таким образом, процессы уравнивания массовой культуры происходят на уровне повседневного независимо от духовной позиции или социальной принадлежности индивида. В результате каждый индивид, включённый в современную культуру, является представителем массовой культуры и, следовательно, человеком массы.

Изучение массовой культуры и человека массы невозможно без анализа культуриндустрий. Именно культуриндустрии управляют современной культурой, создают и тиражируют её тексты, создают и воспитывают своего потребителя. Для большинства стран мира на современном этапе развития ведущей и наиболее влиятельной является модель американской культуриндустрии. Ее продукты создаются в большом количестве, подходят под вкусы большинства, соответствуют актуальным культурным изменениям и одновременно отображают традиционные

ценности. Особенно ярко это выражено в модели современной американской киноиндустрии, создавшей свою визуальную зрелищную культуру. Голливудская киноиндустрия успешно разработала и систематизировала экономические, организационные методы и идейные цели конвейерного способа производства кинокартин, выводя на первый план коммерческую конкуренцию. Фильмы, созданные на её студиях, смотрит большинство зрителей по всему миру, в итоге потребляя не только кинематографический текст, но и перенимая стереотипы массовой американской культуры.

Кинематограф, берущий своё начало на рубеже XIX - XX вв., часто обращался к образу человека массы. На протяжении длительного времени отображение представителя масс прошло свою эволюцию. Обращение к исследованию человека массы в кинематографе связано с необходимостью выявления специфики и особенностей его функционирования в современной культуре. В условиях доминаты визуальной культуры в современном популярном кинематографе через яркий художественный образ транслируются основные характеристики человека массы не только настоящего времени, но и возможного ближайшего будущего.

Целесообразность изучения человека массы через художественные кинематографические образы также определяется тем, что современный популярный кинематограф транслирует сюжеты и образы, интересные и понятные большинству зрителей. Кинематограф с начала своего существования в основном воспринимался как искусство, ориентированное на массового зрителя. Для таких кинофильмов было характерно эксплуатировать идеи и образы, созданные в среде авторского элитарного кинематографа. В условиях постиндустриального общества граница между популярным массовым кинематографом и авторским стирается. Сегодня зачастую элитарное авторское кино вдохновляется образами коммерческого массового кинематографа. Коммерческий массовый кинематограф выступает своеобразным индикатором духовных, социальных стремлений человека массы, его восприятия окружающей социокультурной действительности и взаимодействия с существующими современными культуриндустриями.

Становится очевидным, что человек массы, представленный в кинематографе ХХ века, теряет свою актуальность и нуждается в переосмыслении как начало качественно нового этапа социокультурного существования человека.

Степень научной разработанности проблемы. Темы, связанные с «массой», впервые появились в работах античных философов Геродота, Платона, Фукидида, Цицерона. Вплоть до середины XIX века большинство работ, обращающихся к теме масс, носили оценочно-описательный, неаналитический и поверхностный характер (Б. Бауэр, Г. Гегель, П. де Мирандола, Б. Паскаль, А. де Токвиль и др.).

Изменения, происходящие в современной культуре, ее анализ и кризисное состояние отмечали Н.А. Бердяев, Р. Гвардини, Э. Дюркгейм, А.В. Костина, С. Московичи, К. Маркс, В.П. Руднев, П.А. Сорокин, М. Хайдеггер, А.Я. Флиер, М. Шеллер, А. Шопенгауэр, К. Ясперс и др.

Первые попытки целенаправленного теоретического осмысления феномена массовой культуры произошли на рубеже XIX-XX вв. Г. Лебон, Н.К. Михайловский, Ф. Ницше, С. Сигеле, Г. Тард, З. Фрейд, О. Шпенглер, К. Юнг и др. рассматривали проблему массовой культуры через призму трансформации гражданского общества в массовое.

В середине 30-х годов ХХ века массовую культуру подробно изучил Х. Ортега-и-Гассет, который в своих трудах изложил собственное видение данного феномена, а также выявил связь между массовой культурой и культурой массового человека. Идеи, высказанные испанским философом, заложили на долгое время традицию критического отношения к данному феномену других философов и исследователей культуры.

Теоретическое обоснование культуриндустрии как части массовой культуры провели представители Франкфуртской школы - Т. Адорно, Х. Арендт, В. Беньямин, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, Э. Фромм и др. Их работы характеризуются критическим отношением к проявлениям массовой культуры и к человеку массы, в частности. Также представители Франкфуртской школы отмечали возрастающее отчуждение индивида от своего труда, общества и самого себя. З. Кракауэр одним из первых провёл исследование массовой культуры через художественные образы,

представленные в продуктах кинематографа. Он отмечал власть толп на экране, уничтожение индивида и его желание подчиняться некой авторитарной дегуманизированной фигуре.

Целый ряд авторов плодотворно продолжает традицию изучения культуриндустрии (Д. Белл, Э. Блох, К. Маннгейм, Э. Тоффлер, А. Турен, Ф. Фукуяма, Д. Хезмондалш и др.). В своих работах они рассматривают эволюцию развития культуриндустрий, их взаимодействие с потребителем, а также изменение массовой культуры в условиях постиндустриального общества.

Позитивное влияние массовой культуры на процесс развития личности и становление демократических институтов рассматривались в работах М.М. Бахтина, Э. Канетти, Д. Макдональда, М. Маклюэна, М.И. Найдорфа, Д. Рашкоффа, Дж. Рицзера, М. де Флера и др. Данные авторы разработали и развили идеи о механизмах, предпосылках возникновения массовой культуры, провели дифференциацию видов и жанров массового искусства и определили связь массовой культуры с массовыми коммуникациями.

В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века проблемы массовой культуры привлекли внимание постмодернистов и постструктуралистов - Р. Барта, Ж. Бодрийяра, С. Жижека, Ю. Кристевой и др. Они впервые обратили внимание на то, что массовая культура помещает индивида в особые типы реальности, к которым неприменимы классические схемы анализа. Ж. Бодрийяр отмечал бесполезность попыток анализа массового общества, которое характеризовалось как постоянно изменчивое, создающее бесконечное количество смыслов, за которыми ничего нет.

В отечественной культурологической науке феномен массовой культуры стал рассматривается примерно в 60-х годах ХХ века В основном, это были исследования, где доминировали критические отрицательные оценки как самого феномена, так и взглядов западных ученых на эту проблему (Г.К. Ашин, А.В. Кукаркин, В.П. Шестаков и др.).

В настоящее время в отечественной науке проблемами массовой культуры занимаются К.З. Акопян, В.А. Буряновская, А.С. Вартанова, В.Е. Васильев, Л.А. Воробец, М.С. Галина, А. Гекиц, И.В. Головачева, А.Б. Гофман, Б.Е. Гройс, Л.Д.

Гудков, Л.Н. Дергунов, Б.В. Дубки, Е.В. Дуков, А.Н. Захаров, Н.М. Зоркая, Р.Н. Иванова, Я.Б. Иоскевич, Е.В. Карамзина, М.В. Колесник, А.В. Костина, Д.В. Крюков, М.М. Кузнецов, Н.Б. Маньковская, Н.Г. Мельников, Л.Ю. Одинокова, Э.А. Орлова, Т.О. Семенова, Д.В. Смолкина, Е.Г. Соколов, Т.М. Стадлер, И.Н. Тартаковская, С.С. Таюшев, К.Т. Теплиц, Е.И. Тишкина, А.Я. Флиер, Т.В. Чередниченко, Е.Н. Шапинская, А.В. Шейко, А.М. Яковлева и др. В работах данных учёных массовая культура характеризуется мировоззренческим и методологическим плюрализмом. В центре внимания в основном локальные проявления массовой культуры.

Изучением американского коммерческого кинематографа занимаются Т. Балио, Д. Бордвелл, Л. Вильямс, Ф.Ю. Виталь, Д. Драгуноу, В.А. Карабанова, Г. Кинг, С. Неале, К.Н. Рычков, В. Собчак, Ч. Томсен, С.Н. Щеголихина, Т. Элсаэсер и др.

Однако, несмотря на многообразие работ, касающихся такого феномена как массовая культура и человек массы, до сих пор некоторые проблемы остаются не разработаны. Одна из существенных проблем - отсутствие четкого определения понятия «массовая культура» и, следовательно, «человека массы». Также не прояснённым остаётся вопрос относительно сходства и различий массовой культуры, представленной в трёх видах обществ - индустриального, постиндустриального и информационного.

Объектом исследования является современная массовая культура и формируемая ею культуриндустрия.

Предмет исследования - репрезентация человека массы в пространстве современной культуриндустрии в американском коммерческом кинематографе.

Цель исследования - выявление специфики человека массы и его взаимодействия с разными типами культуриндустрий через анализ визуальных образов, представленных в современном американском коммерческом кинематографе.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования обозначены следующие задачи:

1) раскрыть специфику понимания массы, массовой культуры и массового человека, сформированную в научной литературе;

2) выявить ключевые социокультурные и философские проблемы становления и развития теоретических моделей массового человека;

3) определить особенности кинематографической репрезентации образа человека массы и проследить особенности взаимодействия с пространством культуриндустрии конца ХХ века;

4) проанализировать характерные особенности изображения в современном американском коммерческом кинематографе человека массы в пространстве культуриндустрии XXI века;

5) раскрыть специфику изображения в коммерческом американском кинематографе человека массы в пространстве виртуальной культуриндустрии.

Соответствие паспорту специальности 24.00.01 - Теория и история культуры: культурология: 1.4. - История культурологических воззрений и понятий, представлений о сущности культуры; 1.14. - Возникновение и развитие современных феноменов культуры; 1.21. - Традиционная, массовая и элитарная культура; 1.23. - Личность и культура.

Источниковая база исследования. Для реализации целей и задач был отобран кинематографический материал, который был просмотрен большим количеством зрителей, имеет высокие оценки, как зрителей, так и профессионалов. Для отбора фильмов были использованы списки фильмов, составленные профессиональными кинокритиками и киноведами, рекомендации журналов «Искусство кино», «Сеанс», «Киноведческие записки», «The Hollywood Reporter», «The Guardian», «Emperor» а также высоко оцененные такими пользовательскими ресурсами, как Rotten Tomatoes, IMDb, Кинопоиск, Метакритик. Используемые списки фильмов представлены в приложении Б.

Для нашего исследования приоритетными стали кинофильмы коммерческого американского кинематографа. Американские коммерческие фильмы являются лидерами мирового проката (данные о кассовых сборах представлены в приложении А), на основе самых успешных создается большое количество

разноплановых, активно тиражируемых кинопродуктов. Голливудская киноиндустрия всегда была ориентирована на массового потребителя не только в рамках одной страны, но и на потребителей из разных стран и культур. Именно в кинематографе США образ массового человека представлен наиболее полно, он имеет свою историю, свой особый путь развития. Выбранные нами кинокартины отражают изменения, происходящие в современной массовой культуре, сосредотачивают своё внимание на изображении современного человека массы и социокультурного пространства вокруг него и относятся к разным жанрам, в том числе фантастики.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи философов, социологов, психологов, культурологов, разрабатывающих проблему массовой культуры и человека массы, таких, как Т. Адорно, Х. Арендт, М.М. Бахтин, Ж. Бодрийяр, М.И. Найдорф и др.

При раскрытии специфики различных форм массовой культуры автор использует приемы историко-генетического и компаративистского подхода. Для достижения цели диссертационного исследования использовались методы:

1) культурно-исторический метод, позволивший рассмотреть социокультурный контекст появления и развития феномена масс;

2) метод компаративного анализа, применение которого дало возможность сравнить и сопоставить идеи авторов, принадлежащих различным историческим эпохам;

3) метод системного анализа, на основе которого массовая культура была рассмотрена как сложная система, состоящая из многих подсистем и элементов.

Наряду с этими методами, подход к изучению объекта диссертационного исследования определяли методы наблюдения, моделирования, аналогии, абстрагирования, индукции и дедукции, позволившие выявить и проследить взаимоотношения человека с окружающим его пространством, представленным в выбранных нами кинематографических образцах.

Научная новизна исследования:

1) предложены уточненные определения понятий «масса» и «массовая культура», которые соответствуют современной социокультурной ситуации;

2) на основе систематизации и обобщения данных определены специфические признаки современного массового человека;

3) впервые проведен комплексный анализ массового человека как основной формы существования человека в пространстве массовой цивилизации, результаты которого демонстрируют сложность структуры человека массы в постоянно трансформирующейся массовой культуре и существенную связь индивида с культуриндустриями;

4) впервые представлен анализ художественного изображения человека массы на киноэкране через его взаимодействие с окружающим социокультурным пространством, позволивший раскрыть специфику миропонимания человека массы и проследить эволюцию его развития в зависимости от исторического времени;

5) впервые обозначены основные формы и особенности репрезентации человека массы как представителя разных культуриндустрий в американском коммерческом кинематографе.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Современная массовая культура базируется на идеях, предложенных Х. Ортега-и-Гассетом и теоретиками Франкфуртской школы. Традиционная трактовка массовой культуры и «масс» не соответствует современным образцам массовой культуры, однако в исследованиях отечественных и зарубежных авторов отсутствует определение для актуального состояния «массы» и, соответственно, массовой культуры. Мы определяем «массы» как общность людей -представителей массовой цивилизации - с неопределенными количественными и качественными характеристиками, объединенную множеством идей, чувств, настроений, суждений и иллюзий, способную к постоянным неожиданным изменениям. Современная массовая культура нами определяется как культура массовой цивилизации, которая характеризуется особой технологией культурного производства, воспроизводства и потребления, соответствующей духовным и материальным требованиям большинства населения.

2. В современных исследованиях, посвященных человеку массы, используется традиционный взгляд, введённый в научный обиход Х. Ортега-и-Гассетом, однако данное определение не отражает изменений, произошедших с представителем масс. Человек массы определяется нами как индивид, представитель массовой цивилизации, избегающий долговременных социальных связей, предпринимающий попытки уйти в особое виртуальное пространство и взаимодействующий с окружающим его социокультурным пространством посредством развитых технологических средств.

3. Современная массовая культура невозможна без существования культуриндустрий. Именно культурные индустрии являются сложной системой социокультурных форм, которые трансформируют массовую культуру и человека массы. На данном этапе развития массовой культуры нами определяются три вида культуриндустрий, которые взаимодействуют с тремя разными типами человека массы. Человек массы в пространстве культуриндустрии конца ХХ века - индивид, наиболее близкий к классической характеристике массового человека, но обладающий стремлением к индивидуализации и к свободе. Данный тип взаимодействует с культуриндустрией, которая характеризуется как авторитарная система.

4. Человек массы в пространстве культуриндустрии XXI века - индивид с выраженными индивидуальными качествами, стремящийся к разрушению и перестройке под свои нужды окружающего его социокультурного пространства. Такой человек массы взаимодействует с культуриндустрией, которая способна подстраиваться под его индивидуальные требования и предлагает ему «свободу».

5. Человек массы в пространстве виртуальной культуриндустрии характеризуется тем, что это индивид, который является частью современной массовой культуры, но существующий за её пределами. Он сам создаёт вокруг себя настраиваемую социокультурную среду и полностью погружен в виртуальное пространство.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическую ценность представляют анализ и выводы, связанные с исследованием массовой культуры.

Данная работа расширяет представления о человеке массы XX-XXI века, способствуя более глубокому пониманию процессов, происходящих в современном массовом кинематографе, предлагает методы и критерии анализа человека массы в произведениях киноискусства.

Практическая значимость результатов исследования. Данная работа может быть использована при изучении комплекса базовых теоретических и прикладных культурологических дисциплин по теории и истории современной культуры и искусства, а также в ходе изучения курсов по выбору и на факультативных занятиях по актуальным проблемам современной культуры.

Достоверность результатов исследования и обоснованность научных положений определяется логикой его построения, широтой источников и эмпирической базы, применением комплекса методов, адекватных предмету диссертации, успешной апробацией основных результатов исследования в научных публикациях и в выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня.

Апробация результатов исследования осуществлена посредством изложения основных положений в 12 публикациях общим объёмом 4,15 п. л., из них 3 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки Российской Федерации, 1 публикация - в журнале, входящем в международную базу данных Scopus, общий объём публикаций - 2,3 п. л.

Статьи в научных журналах, индексирующихся в международной системе цитирования Scopus

1. Kovaleva, L. S. The Problem of the Body and Corporality of the Modern Man in Cinematography / Л.С. Ковалева // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2016. - №2 9 (6). - URL: http://elib.sfu-

kras.ru/bitstream/handle/2311/20350/23 Kovaleva.pdf?sequence=1 Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных изданиях (в

соответствии с перечнем ВАК)

2. Ковалева, Л.С. Развитие образа человека массы в кинематографе / Л.С. Ковалева // Общество: история, философия и культура. - 2018 - №29 (53). - С. 84-88 (0,4 п.л.)

3. Ковалева, Л.С. Образ супергероя в современном американском кинокомиксе / Л.С. Ковалева // Артикульт: сетевой электронный научный журнал. - 2018 - №1. - С. 104-108 (0,4 п.л.)

4. Ковалева, Л.С. Проблема человека массы в произведениях современного кинематографа / Л.С. Ковалева // Этносоциум и межнациональная культура. - 2013 - №7. С. 36-41 (0,6 п.л.)

Статьи в других научных изданиях

5. Ковалева, Л.С. Гендерная идентичность и социокультурная адаптация молодёжи на примере современных супергеройских фильмов / Л.С. Ковалева // Научно-практическая реализация творческого потенциала молодёжи: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (28 апреля 2020 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова. - Хабаровск: ХГИК, 2020. - С. 222-226 (0,4 п.л.)

6. Ковалева, Л.С. Дигитальные спецэффекты и их влияние на определение современности в кинематографе / Л.С. Ковалева // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России: м-лы заочной Всеросс. науч.-практ. конф. (15 декабря 2016 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова. - Хабаровск: ХГИК, 2016. - С. 290-294 (0,4 п.л.)

7. Ковалева, Л.С. Образ героя в современных произведениях массовой культуры (на примере кинематографа) / Л.С. Ковалева // Гуманитарные и общественные науки: проблемы реализации творческого потенциала молодёжи: III Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных (26-27 мая 2016 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова. - Хабаровск: ФГБОУ ВО «ХГИК», 2016. - С. 122-125 (0,3 п.л.)

8. Ковалева, Л.С. Изменение интерпретации понятия «массовый человек» в исследованиях ученых / Л.С. Ковалева // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Всеросс. Науч.- практ. конф. (Белгород, 25-

26 февраля 2016 г.): в 4 т. / Отв. ред. С.Н. Борисов. - Белгород: ИПК БГИИК, 2016

- Т.1. - С. 80-85 (0,5 п.л.)

9. Ковалева, Л.С. «Звезда» как один из типов массового человека в современном кинематографе / Л.С. Ковалева // Всероссийский культурологический форум «Никоновские чтения» (в память о Заслуженном работнике образования ЧР Г. Л. Никоновой): в 2-х тт. Т. 1 Актуальные вопросы культурологии и искусствоведения / под ред. М.С. Уколовой, А.В. Никитиной, А.Ю. Николаевой. -Чебоксары: Чуваш. гос. пед-. ун-т, 2016. - С. 128-131 (0,3 п.л.)

10. Ковалева, Л.С. Типы массового человека в кинематографе / Л.С. Ковалева // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России: м-лы заочной Всеросс. науч.-практ. конф. (10 декабря 2015 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова. - Хабаровск: ФГБОУ ВПО «ХГИИК», 2015. - С. 41-49 (0,75 п.л.)

11. Ковалева, Л.С. Проблема телесности современного человека в фильме Д. Финчера «Бойцовский клуб» / Л.С. Ковалева // Философия телесности: м-лы междунар. науч. конф. (Хабаровск, Уссурийск, 15-18 мая 2014 г.) / под ред. М.П. Арутюнян, О.А. Рудецкого. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2014. - С. 132-137 (0,5 п.л.)

12. Ковалева, Л.С. Проблема человека в современном кинематографе / Л.С. Ковалева // Современные гуманитарные и социально- экономические исследования: м-лы Второй междунар. науч.-практ. конф. (26 сентября 2013 г.): в 3 т. Т.2: Дизайн; история и музейное дело; психология; филология, лингвистика, современные иностранные языки; философия, культурология, искусствоведение / науч. ред. К.В. Патырбаева, А.В. Попов, Е.Ю. Мазур; Перм. гос. нац. исслед-. ун-т. - Пермь, 2013.

- С. 217-223 (0,6 п.л.)

Материалы исследования были представлены и обсуждены на XVIII Краевом конкурсе молодых учёных и аспирантов (г. Хабаровск, 2017)); на заочной Всероссийской научно-практической конференции «Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока» (г. Хабаровск, 2016); на III Всероссийской научно-практической конференции студентов,

магистрантов, аспирантов, молодых ученых «Гуманитарные и общественные науки: проблемы реализации творческого потенциала молодежи» (г. Хабаровск, 2016); на Всероссийской научно-практической конференции «Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики» (г. Белгород ,2016); на заочном Всероссийском культурологическом форуме «Никоновские чтения» (г. Чебоксары, 2016); на заочной Всероссийской научно-практической конференции «Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России» (г. Хабаровск, 2015 г.); на Международной научной конференции «Философия телесности» (г. Хабаровск, 2014); на заочной II Международной научно-практической конференции «Современные гуманитарные и социально-экономические исследования» (г. Пермь, 2013).

Отдельные аспекты разрабатываемой темы рассматривались на научно -методологических семинарах для аспирантов и молодых ученых Хабаровского государственного института культуры (2011-2020 гг.), а также в цикле лекций, прочитанных в центре современного искусства Artservatory и цикле бесед о современном кино в кинотеатре «Совкино» (г. Хабаровск).

Объём диссертации и её структура определяются спецификой темы исследования и логикой изложения. Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, каждая из которых разделена на параграфы (8 параграфов), Заключения, списка литературы и источников на русском и иностранных языках и Приложений. Общий объем диссертационного исследования - 167 стр. печатного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ковалева Лариса Сергеевна, 2021 год

ЛИТЕРАТУРА

Монографии и статьи

1. Адорно, Т. Избранное: Социология музыки / Т. Адорно. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 448 с.

2. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма / Х. Арендт. - М., 1996. - 672 с.

3. Ашин, Г.К. В тисках духовного гнета: (Что популяризируют средства массовой информации США) / Г.К Ашин, А.П. Мидлер. - М.: Мысль, 1986. - 253 с.

4. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. - М.: Академический проект, 2010. - 352

с.

5. Баткин, Л. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / Л. Баткин. - М., 1978. - 224 с.

6. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман. - М.: Весь Мир, 2004. - 188 с.

7. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - М.: Логос, 2005. - 390 с.

8. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М.: ACADEMIA, 1999. - 956 с.

9. Бердяев, Н.А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники / Н. А. Бердяев // Путь. - 1933. - № 38. - С. 3-38.

10. Бердяев, Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. - М.: АСТ, 2006. - 360 с.

11. Березкина, О.П. Product Placement. Технологии скрытой рекламы / О.П. Березкина. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.

12. Березовская, С.С. Культурный герой как универсалия культуры: опыт типизации: автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата филос. наук / С.С. Березовская. - Томск, 2016. - 20 с.

13. Бжезинский, З. Между двумя веками: Роль Америки в эру технотроники / З. Бжезинский. - М.: Прогресс, 1972. - 308 с.

14. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального / Ж. Бодрийяр. - Екатеринбург, 2000. - 232 с.

15. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структура / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с.

16. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

17. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М.: Рудомино, 1995. -

224 с.

18. Вершинин, С. Е. Жизнь - это надежда: Введение в философию Эрнста Блоха / С.Е. Вершинин. - Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001. - 304 с.

19. Вирилио, П. Информационная бомба. Стратегия обмана / П. Вирилио. - М.: фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. - 192 с.

20. Воробец, Л.А. Массовая культура как объект аксиологического исследования /Л.А. Воробец // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики - Тамбов: Грамота. - 2013. - № 4 (30): в 3-х ч. Ч. I. - С. 49-52.

21. Гвардини, Р. Конец нового времени. Попытка найти своё место / Р. Гвардини. - М.; СПб: Университетская книга; Культурная инициатива, 2000. - 226 с.

22. Герасимов, Г.И. Общество потребления: мифы и реальность / Г.И. Герасимов. - М.: Знание, 1984. - 232 с.

23. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. -М.: Наука, 1977. - 705 с.

24. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. - М.: Весь мир, 2004. - 120 с.

25. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор. - М.: Логос, 1999. - 224 с.

26. Делёз, Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз. -Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 672 с.

27. Дмитриев, Д. Век супергероев: Истоки, история, идеология американского комикса / Д. Дмитриев. - М.: Изотека, 2015. - 320 с.

28. Жижек, С. Добро пожаловать в пустыню реального / С. Жижек. - М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. - 160 с.

29. Жижек, С. Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда» / С. Жижек. - М.: Европа, 2011. - 168 с.

30. Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти. - М.: АСТ, 2015. - 576 с.

31. Каюков, В.А. Жанр реквиема: семантика трагедийности и ореол неизменного успеха / В.А. Каюков // Актуальные вопросы современной науки и образования, 2010 - Выпуск 1. - С. 179-181.

32. Кемпинский, А. Психология шизофрении / А. Кемпинский. - М.: Наука, 1998. - 294 с.

33. Ковалева, Л.С. Гендерная идентичность и социокультурная адаптация молодёжи на примере современных супергеройских фильмов / Л.С. Ковалева // Научно-практическая реализация творческого потенциала молодёжи: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (28 апреля 2020 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова. - Хабаровск: ХГИК, 2020. - С. 222-226.

34. Ковалева, Л.С. Дигитальные спецэффекты и их влияние на определение современности в кинематографе / Л.С. Ковалева // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России: м-лы заочной Всеросс. науч.-практ. конф. (15 декабря 2016 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова. - Хабаровск: ХГИК. - 2016. - С. 290-294.

35. Ковалева, Л.С. «Звезда» как один из типов массового человека в современном кинематографе / Л.С. Ковалева // Всероссийский культурологический форум «Никоновские чтения» (в память о Заслуженном работнике образования ЧР Г. Л. Никоновой): в 2-х тт. Т. 1 Актуальные вопросы культурологии и искусствоведения / под ред. М.С. Уколовой, А.В. Никитиной, А.Ю. Николаевой. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. - С. 128-131.

36. Ковалева, Л.С. Изменение интерпретации понятия «массовый человек» в исследованиях ученых / Л.С. Ковалева // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Всеросс. Науч.- практ. конф. (Белгород, 2526 февраля 2016 г.): в 4 т. / Отв. ред. С.Н. Борисов. - Белгород: ИПК БГИИК, 2016 - Т.1. - С. 80-85.

37. Ковалева, Л.С. Образ героя в современных произведениях массовой культуры (на примере кинематографа) / Л.С. Ковалева // Гуманитарные и общественные науки: проблемы реализации творческого потенциала молодёжи: м-

ы III Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных (26-27 мая 2016 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова. - Хабаровск: ФГБОУ ВО «ХГИК», 2016. - С. 122-125.

38. Ковалева, Л.С. Образ супергероя в современном американском кинокомиксе / Л.С. Ковалева // Артикульт: сетевой электронный научный журнал.

- 2018 - №1. - С. 104-108.

39. Ковалева, Л.С. Проблема телесности современного человека в фильме Д. Финчера «Бойцовский клуб» / Л.С. Ковалева // Философия телесности: м-лы междунар. науч. конф. (Хабаровск, Уссурийск, 1518 мая 2014 г.) / под ред. М.П. Арутюнян, О.А. Рудецкого. - Хабаровск: ДВГУПС, 2014. - С. 132-137.

40. Ковалева, Л.С. Проблема человека в современном кинематографе / Л.С. Ковалева // Современные гуманитарные и социально- экономические исследования: м-лы Второй междунар. науч.-практ. Конф. (26 сентября 2013 г.): в 3 т. Т.2: Дизайн; история и музейное дело; психология; филология, лингвистика, современные иностранные языки; философия, культурология, искусствоведение / науч. ред. К.В. Патырбаева, А.В. Попов, Е.Ю. Мазур; Перм. гос. нац. исслед. ун-т.

- Пермь, 2013. - С. 217-223.

41. Ковалева, Л.С. Проблема человека массы в произведениях современного кинематографа / Л.С. Ковалева // Этносоциум и межнациональная культура. - 2013 - №7. - С. 36-41.

42. Ковалева, Л.С. Развитие образа человека массы в кинематографе / Л.С. Ковалева // Общество: история, философия и культура. - 2018 - №9 (53). С. 84-88.

43. Ковалева, Л.С. Типы массового человека в кинематографе / Л.С. Ковалева // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России: м-лы заочной Всеросс. науч.-практ. конф. (10 декабря 2015 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова. - Хабаровск: ФГБОУ ВПО «ХГИИК», 2015. - С. 41-49.

44. Косенкова, Н.Г. Психологические аспекты восприятия экранного изображения / Н.Г. Косенкова // Вестник науки и образования. - 2019. - №21 (75).

- С.106-108.

45. Кракауэр, З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / З. Кракауэр. - М.: Искусство, 1974. - 424 с.

46. Кривых, Л.В. Культурное тело как инструмент коммуникации / Л.В. Кривых // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - №4. - С.127-131.

47. Кукаркин, А.В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология / А.В. Кукаркин. - М.: Политиздат, 1981. - 384 с.

48. Кутырев, В.А. Последнее целование. Человек как традиция / В.А. Кутырев. - СПб.: Алетейя, 2015. - 312 с.

49. Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмпбелл. - М.: Релф-бук, АСТ, 1997. - 384 с.

50. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - СПб.: Макет, 1995.

- 124 с.

51. Лотман, Ю.М. Избранные статьи / Ю.М. Лотман. Т.1. - Таллинн, 1992.

- С.129-132.

52. Луман, Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. - М.: Праксис, 2005. - 256

с.

53. Мазин, В. Сновидения кино и психоанализа / В. Мазин. - СПб.: Скифия-принт, 2012. - 256 с.

54. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры / М. Маклюэн. - К.: Ника-Центр, 2004. - 432 с.

55. Манхейм, К. Диагноз нашего времени. Очерки военного времени, написанные социологом / К. Манхейм. - М.: Юрист, 1994. - 700 с.

56. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

57. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения: в 39 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М., 1961. - Т. 8. - 962 с.

58. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 526 с.

59. Массовая культура: современные западные исследования / глав. Ред.

B.В. Зверева. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. -339 с.

60. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс /

C. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 480 с.

61. Некита, А.Г. Голод как фактор социальной эволюции: идеология игровых страданий и смерти в голливудской франшизе «Голодные игры» /А.Г. Некита // Человек. Культура. Образование, №1 (35). - 2020. - С.131-144.

62. Ницше, Ф. Рождение трагедии, или: Эллинство и пессимизм / Ф. Ницше. - М.: Академический проект, 2007. - 340 с.

63. Ольшанский, Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

64. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. - 352 с.

65. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Искусство, 1991. - 588 с.

66. Полищук, В. Кинотекст: массовая культура, сказка, миф / В. Полищук // Международный журнал исследований культуры. - 2010. - № 1. - С. 58-64.

67. Полонский, А.В. Культурный статус медийного текста / А.В. Полонский // Медиалингвистика. - 2016. - №1 (11). - С.7-19.

68. Разлогов, К.Э. Конвейер грез и психологическая война / К.Э. Разлогов. - М.: Политиздат, 1986. - 238 с.

69. Райнов, Б. Массовая культура / Б. Райнов. - М.: Прогресс, 1979. - 490 с.

70. Родионова, М.Н. Десктоп-фильм как художественная рефлексия идей постгуманизма / М.Н. Родионова // Идеи и идеалы. - 2019. - Т.11, №4, ч.2 . - С. 325339.

71. Руднев, В.П. Деперсонализация или диссоциация? / В.П. Руднев // Артикульт. - 2016. - 22(2). - С. 91-99.

72. Руднев, В.П. Новая модель шизофрении / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 2012. -288 с.

73. Руднев, В.П. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы / В.П. Руднев. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. - 528 с.

74. Сигеле, С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии / С. Сигеле. - М.: Академический проект, 2011. - 125 с.

75. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

76. Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард. - М.: Академический проект, 2011. - 304 с.

77. Тард, Г. Личность и толпа / Г. Тард. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 391 с.

78. Токвиль, Алексис де. Демократия в Америке / А. де Токвиль. - М.: Прогресс, 1992. - 554с.

79. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 557 с.

80. Турен, А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А. Турен. - М.: Научный мир, 1998. - 204 с.

81. Турен, А. Идея Революции. / А. Турен // Социологическое обозрение. -2014. - Т. 13. - №1. - С. 98-116.

82. Флиер, А.Я. Массовая культура и ее социальные функции / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 1998. - №6. - С. 138-160.

83. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд. -М.: АЗБУКА-АТТИКУС, 2013. - 192 с.

84. Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма. - М.: АСТ, 2008. - 480 с.

85. Фуртай, Ф. Кино XXI века: сумеречная зона / Ф. Фуртай // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - №3.

- С. 222-228.

86. Хардт, М., Негри, А. Империя / М. Хардт, А. Негри. - М.: Пракис, 2004.

- 440 с.

87. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. - М.: Медиум, 1997. - 314 с.

88. Хренов, Н.А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов / Н.А. Хренов. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 536 с.

89. Цыркун, Н.А. Социально-исторические и эстетические аспекты трансформации комикса в системе американской культуры / Н.А. Цыркун. - М.: Библиограф, 2017. - 295 с.

90. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - М.: АСТ, 2007. - 848 с.

91. Шпенглер, О. Закат Европы. / О. Шпенглер. T. I. - М.: Мысль, 1993. -

666 с.

92. Эйзенштейн, С.М. Избранные произведения / С.М. Эйзенштейн. - М.: Искусство, 1964. - 567 с.

93. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М.: Академический проект, 2000. - 224 с.

94. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. - М.: Академический проект, 2017. - 538 с.

95. Ясперс, К. Призрак толпы / К. Ясперс, Ж. Бодрийяр. - М.: Алгоритм, 2007. - 272 с.

Литература на иностранных языках

96. Alan, J. P., Roberson Ch., Black J., O'Neil D. Batman Unauthorized Vigilantes, Jokers, and Heroes in Gotham City / J.P. Alan, Ch, Roberson, J. Black, D. O'Neil. - Dallas, Texas: Smart Pop. Benbella Books, INC., 2008. - 226 p.

97. Anders, G. Die Antiquiretheit des Menchen - Über die Seele im Zeitalter der zweiten industriellen Revolution / G. Anders. - München, 1961. - 202 p.

98. Balio, T. The American Film Industry / T. Balio. - University of Wisconsin Press, 1985. - 672 p.

99. Bordwell, D., Staiger, J., Thompson, K. The Classical Hollywood Cinema: Film Style and Production to 1960 / D. Bordwell, J. Staiger, K. Thompson. - London, Routledge & Kegan Paul, 1985. - 652 p.

100. Dragunoiu, D. Psychoanalysis, Film Theory, and the Case of «Being John Malkovich» / D. Dragunoiu // Film Criticism Vol. 26, No. 2 (Winter, 2001-2002). - P. 118.

101. Elsaesser, Th. European Cinema: Face to Face with Hollywood / Th. Elsaesser. - Amsterdam University Press, 2011. - 568 p.

102. Elsaesser, Th. Studying Contemporary American Film: A Guide To Movie Analysis / Th. Elsaesser. - Arnold. - 320 p.

103. Elsaesser, Th. The Persistence of Hollywood / Th. Elsaesser. - Routledge, 2012. - 408 p.

104. Fiske, J. Hartley, J. Reading Television / J. Fiske, J. Hartley. - London, New York: Methuen, 1978. - 262 p.

105. Gill, R. Gender and the Media / R. Gill. - Cambridge: Polity Press, 2007. -

304 p.

106. Hall, Sh., Neale, S. Epics, Spectacles, and Blockbusters: A Hollywood History / Sh. Hall, S. Neale. - Wayne State University Press, 2010. - 372 p.

107. Hesmondhalgh, D. The Cultural Industries / D. Hesmondhalgh. - SAGE Publications Ltd., 2007. - 360 p.

108. Inness, S. Action chicks: New image of tough women in popular culture / S. Inness. - New York: Columbia University Press, 2004. - 304 p.

109. Kaplan, E.A. Psychoanalysis and Cinema / E.A. Kaplan. - New York, London: Routledge, 1990. - 264 p.

110. King, G. New Hollywood cinema: an introduction / G. King. - New York: Columbia University Press, 2002. - 240 p.

111. King, G. Spectacular Narratives Hollywood in the Age of the Blockbuster / G. King. - I.B. Tauris, 2000. - 192 p.

112. Kuhn, A. Alien Zone / A. Kuhn. - London, New York: Verso, 1990. - 240 p.

113. Lechte, J., Eco U. Fifty Key Contemporary Thinkers. From Structuralism to Postmodernity / J. Lechte, U. Eco. - New York. - P. 127-131.

114. Macintyre, B. For Your Eyes Only: Ian Fleming Plus James Bond / B. Macintyre. - Bloomsbury Publishing PLC, 2008. - 224 p.

115. Neale, S. Genre and Contemporary Hollywood / S. Neale. - Continnuum-3PL, 2002. - 330 p.

116. Neale, S. Smith, M. Contemporary Hollywood Cinema / S. Neale, M. Smith.

- London, New York: Routledge, 1998. - 360 p.

117. Podhoretz, N. World War IV: The Long Struggle Against Islamofascism / N. Podhoretz. - New York: Doubleday, 2007. - 240 p.

118. Ritzer, G. Enchanting a disenchanted world. Revolutionizing the means of consumption. Pine Forge Press, 2005. - 245 p.

119. Roblou, Y. Complex Masculinities: The Superhero in Modern American Movies / Y. Roblou // Culture, Society & Masculinities. - 2012, vol. 4, no. 1. - pp. 7691.

120. Sobchack, V. Screening space: the American science fiction film / V. Sobchack. - New York, Ungar, 1988. - 362 p.

121. Thomsen, Ch. W., Krewani, A. Hollywood: Recent Developments / Ch.W. Thomsen, A. Krewani. - Edition Axel Menges, 2005. - 176 p.

122. Tyree, J.M. American Heroes. On Frivolity and Honor in 2008's Summer Superhero Movies: The Dark Knight, The Incredible Hulk and Iron Man / J.M. Tyree // Film Quartely. - 2009, vol.62, no.3. - pp. 28-34.

123. Welden, G. The Caped Crusade: Batman and the Rise of Nerd Culture / G. Welden. - Simon & Schuster, 2016. - 336 p.

124. Williams, L.R., Hammond, M. Contemporary American Cinema / L.R. Williams, M. Hammond. - London: Open University Press, 2006. - 560 p.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

125. Аблеев, С.Р. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы / С.Р. Аблеев, С.И. Кузьминская // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. - Тула, 2003.

- № 1(8). - С. 39-42. - URL: http://aipe.roerich.com/russian/maskult.htm (дата обращения: 09.01.2015)

126. Алексеев, Г.В., Колобова, Е.Ю. Экономические и правовые аспекты сотрудничества и конкуренции в мировой киноиндустрии / Г.В. Алексеев, Е.Ю. Колобова // Управленческое консультирование, 2014. - № 12. - С. 67-78. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheski-i-pravovie-aspekti-sotrudnichestva-i-konkurencii-v-mirovoi-kinoindustrii/viewer (дата обращения: 04.11.2019)

127. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт, сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с. -URL: https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Bart/01 .php (дата обращения: 15.03.2015)

128. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1990. - 541,[2] с.: ил. - URL: https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Baht/index. php (дата обращения: 05.08.2018)

129. Бежанов, С.Г. Виртуальный мир кинематографа (эстетический аспект) / С.Г. Бежанов.// Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. - М.: ИФ РАН, 2005. - № 1. -URL: http : //www.iphras .ru (дата обращения: 21.04.2017)

130. Бердяев, Н.А. Судьба человека в современном мире / Н.А. Бердяев. -Париж: Ymca-press, 1934. - 84 с. - URL: http ://www.magister. msk. ru/library/philos/berdyaev/berdn017.htm (дата обращения:

12.09.2017)

131. Брейфман, Б.В. Сумеречная сова, возвестившая ужас полудня (о понятии Ф. Ницше «масса», его истолковании М. Хайдеггером и некоторых других концептуализациях подразумеваемого данным понятием феномена) / Б.В. Брейфман // Вопросы философии. - URL: http://vphil.ru/index.php?option=com content&task=view&id=1084 (дата обращения:

15.11.2018)

132. Вачовски, Л., Вачовски, Э. Матрица. Первоначальный сценарий / Л. Вачовски, Э. Вачовски., перевод А. Сердюк. - 8.04.1996 г. - URL: http://www.lib.ru/INOFANT/WANCHOWSKI/matrica.txt (дата обращения: 09.11.2015)

133. Воробьева, Л.П. Модернизм и постмодернизм в эволюции массовой культуры: философский анализ / Л.П. Воробьева. - URL: http://shr.receptidocs.ru/v5849/?cc=1&view=pdf/ (дата обращения: 29.10.2018)

134. Головин, С.Ю. Краткий психологический словарь / С.Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998 г. - 301 с. - URL: https://www.gumer.info (дата обращения: 10.10.2017)

135. Гринберг, К. Авангард и китч / К. Гринберг. - URL: http://artpages.org.ua/bukvi/avangard-i-kit4.html дата обращения: 30.09.2015)

136. Дацкевич, И. Феномен массовой культуры / И. Дацкевич. - URL: http://polutona.ru/books/datskevich-fenomen-p1.pdf/ (дата обращения: 10.10.2017)

137. Демин, В. Кино в системе искусств. Встречи с Х музой. Беседы о киноискусстве / В. Демин. URL: http://www.kinocafe.ru (дата обращения: 10.12.2016)

138. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь русского языка / Д.В. Дмитриев. -М.: Астрель [и др.], 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 989 с. - URL: https://www.gumer.info (дата обращения: 10.10.2017)

139. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Э. Дюркгейм; пер. франц. А. Аполлонов, Т. Котельникова. -Москва: Издательский дом Дело: РАНХиГС, 2018. - 732, [1] с.: ил., табл. - URL: https://studfiles.net/preview/460701/ (дата обращения: 15.07.2015)

140. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. - Москва: Интрада, 1998. - 230 с. - URL: https://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Ilin Mod/index.php (дата обращения: 19.05.2017)

141. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс.; пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. - Москва, 2000. - 606, [1] с.: ил., табл. - URL https://www. gumer.info/bibliotek Buks/Polit/kastel/index.php (дата обращения: 13.08.2017)

142. Конт, О. Слово о Положительном мышлении / О. Конт.; пер. с фр. И. А. Шапиро; с предисл. проф. Максима Ковалевскаго. - Санкт-Петербург: Вестник знания (В. В. Битнера), 1910. - 765 с. - URL: http://comte.newgod.su/lib/duh-pozitivnoj-filosofii (дата обращения: 13.01.2017)

143. Костина, А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А.В. Костина: Дис. д-ра филос. наук: 24.00.01. - М.: РГБ, 2005. - 459 с. - URL: http://diss.rsl.ru/diss/05/0067/050067022.pdf (дата обращения: 17.07.2016)

144. Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман. - Таллин: Ээсти Раамат, 1973. - 76 с. - URL: http://www. etnolo g. org.ua/pdf/e-biblioteka/mystectv/kino/lotman yu _semiotika_kino_i_problemy_kinoestetiki.pdf (дата обращения: 18.12.2015)

145. Малахов, В.С. Новая философская энциклопедия / В.С. Малахов. - М.: Мысль, 2010. - 337 с. - URL: https://www.gumer.info (дата обращения: 10.10.2017)

146. Михайловский, Н.К. Герои и толпа Избранные труды по социологии: В 2 т. / Н. К. Михайловский; Отв. ред. В. В. Козловский. - СПб.: Алетейя, 1998. -URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/mihnk001.htm (дата обращения: 18.07.2016)

147. Найдорф, М. Лекция восьмая / М. Найдорф. - URL: https://sites.google.com/view/8lectures/лекция-восьмая (дата обращения: 25.06.2018)

148. Найдорф, М. Очерки современной массовой культуры / М. Найдорф. -Одесса: ВМВ, 2013. - 267 с.: ил. - URL: https: //sites. google.com/site/marknaydorftexts/mass-culture (дата обращения: 25.06.2018)

149. Новейший философский словарь. Постмодернизм / Гл. науч. ред. и сост. Грицанов А. А. - Минск: Издатель В. М. Скакун, 1999. - 877 с. - URL: https://www.gumer.info (дата обращения: 10.10.2017)

150. Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль, перевод Э. Л. Фельдман-Линецкая. -М.: Азбука-классика, 2004. - 67 с. - URL: http://vzms.org/pascal.htm (дата обращения: 12.09.2016)

151. Пермяков, Д.Д., Сидорчукова, Л.Г. «Мстители»: современный миф / Д.Д. Пермяков, Л.Г. Сидорчукова.// Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - Пермь: ФГБОУ ВПО ПГГПУ, 2013. - № 1 (9). -С. 95-101. - URL: www. cyberlenika. ru/article/n.htm (дата обращения: 29.07.2018)

152. Руднев, В.П. Почтовая открытка от Пушкина Жижеку и audela / В.П. Руднев. - URL: www.ruthenia/logos/number/1999_08/1999_8_14.htm (дата обращения: 29.06.2018)

153. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. - М.: Аграф, 1999. - 381 с.: ил. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Rudnev/Dict/ Index.php (дата обращения: 29.06.2018)

154. Теракопян, М. Назад в будущее. Компьютерные технологии в кино / М. Теракопян // Искусство кино. - №9. - 2007. - С. 65-67. - URL: http://kinoart.ru (дата обращения: 28.05.2017)

155. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер, перевод: С. Барабанов, З. Заритовская. - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2004. - 140 с. - URL: https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Toffler/ Index.php (дата обращения: 22.01.2014)

156. Философский энциклопедический словарь. - URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophy/index.htm (дата обращения: 11.06.2018)

157. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; пер. с англ. Г. Ф. Швейник; Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1990. - 269,[2] с. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/Fromm/Beg.php (дата обращения: 22.04.2016)

158. Цыркун, Н.А. Кино XXI века / Н.А. Цыркун. - URL: http://konspektim.ru/kino-xxi-veka (дата обращения: 07.12.2017)

159. Чанг, С. Культурный экспансионизм и культурный протекционизм в контексте глобализации / С. Чанг. - URL:

http://lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2012 Dokladi/2012 plen/058 2012 plen.pdf (дата обращения: 04.10.2020)

160. Эшер, С. Цифровая революция / С. Эшер. - URL: http://www.kontinent.org/article.php?aid=46d875f263ca8 (дата обращения: 10.04.2016)

161. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: [Пер. с нем.] / Карл Ясперс. -Москва: Политиздат, 1991. - 527,[1] с. : ил.; 22. - URL: https://royallib.com/book/yaspers karl/smisl i naznachenie istorii sbornik.html (дата обращения: 11.12.2017)

162. Kovaleva, L. S. The Problem of the Body and Corporality of the Modern Man in Cinematography / Л.С. Ковалева // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2016. - №2 9 (6). - URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/20350/23_Kovaleva.pdf?sequence=1

163. Reynolds, David. Superheroes: An Analysis of Popular Culture's Modern Myths / D. Reynolds. - URL: https://is.muni.cz/th/215249/ff_m/Kohut_thesis.pdf (accessed 29 April 2016)

164. X-factor. - URL: http://www.marvel.com (accessed 17 April 2016)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А.

Количество зрителей, являющихся пользователями интернет-кинобаз

«Кинопоиск» и ТМОЬ

№ Название фильма Кинопоиск 1МОЬ

1. 007: Координаты «Скайфолл» (2012) 127704 608511

2. Аватар (2009) 392082 1079845

3. Бойцовский клуб (1999) 480064 1753957

4. Быть Джоном Малковичем (1999) 35435 296332

5. Бэтмен: Начало (2005) 201883 1243691

6. Ванильное небо (2001) 102762 239596

7. Голодные игры (2012) 218519 813558

8. Грань будущего (2014) 217295 569209

9. Гуд бай, Ленин! (2003) 28045 132537

10. Доктор Стрэндж (2016) 181003 555725

11. Донни Дарко (2001) 96523 715081

12. Звездные войны: Эпизод 1 Скрытая угроза (1999) 164109 693485

13. Идентификация Борна (2002) 113664 487908

14. Казино Рояль (2006) 118686 556239

15. Квант милосердия (2008) 78042 388769

16. Клик: с пультом по жизни (2006) 110692 292821

17. Королевская битва (2000) 26539 162991

18. Лабиринт Фавна (2006) 115208 591555

19. Лара Крофт: Расхитительница гробниц (2001) 71410 191308

20. Люди Икс (2000) 158323 551867

21. Люди Икс: Начало. Росомаха (2009) 152534 451005

22. Люди Икс: Первый класс (2011) 174038 626577

23. Люси (2014) 154810 419889

24. Матрица (1999) 380089 1581696

25. Начало (2010) 556029 1927470

26. Новый Человек-паук (2012) 145001 540673

27. Обливион (2013) 161476 467607

28. Остров проклятых (2009) 425952 1055951

29. Первый мститель (2011) 151334 702111

30. Помни (2000) 161734 1067542

31. Превосходство Борна (2004) 91884 418120

32. Реквием по мечте (2000) 239884 727532

33. Сплит (2016) 151770 392296

34. Темный рыцарь (2008) 390320 2178663

35. Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012) 295611 1442682

36. Ультиматум Борна (2007) 101929 589348

37. Фонтан (2006) 93775 220975

38. Хранители (2009) 150915 480159

39. Человек из стали (2013) 144032 666386

40. Человек-паук (2002) 172786 660962

41. Шоу Трумана (1998) 295590 876692

Приложение Б.

Списки, которые были использованы для отбора кинофильмов

1. Топ-500 Кинопоиска. - URL: https://www.kinopoisk.ru/lists/top500/?is-redirected=1

2. Фильмы, входящие в наибольшее число списков. - URL: https://www.kinopoisk.ru/top/lists/223/

3. Самые оцениваемые фильмы. - URL: https://www.imdb.com/chart/top/?ref =nv mv 250

4. США: самые кассовые фильмы в первый уик-энд проката. - URL: https://www.imdb.com/chart/boxoffice?pf rd m=A2FGELUUNOQJNL&pf rd p=4da 9d9a5-d299-43f2-9c53-

f0efa18182cd&pf rd r=FB6FA08VZSX7HFGR9ZJT&pf rd s=right-4&pf_rd_t=15506&pf_rd_i=moviemeter&ref_=chtmvm_ql_1

5. Самые дорогие фильмы. - URL: https: //www. kinopoisk.ru/box/best budget/

6. 100 любимых фильмов Голливуда по версии журнала The Hollywood Reporter. - URL: https://www.kinopoisk.ru/lists/editorial/top 100 hollywood by the hollywood reporte r/?tab=all

7. Лучшие фильмы 21-го века по версии сайта They Shoot Pictures. - URL: https://www.kinopoisk.ru/lists/editorial/best 21 century by they shoot pictures/?tab= all

8. 1001 фильм, которые вы должны посмотреть за всю свою жизнь. - URL: https://ru.kinorium.com/collections/1/255/

9. 301 лучший фильм по версии журнала Empire. - URL: https://ru.kinorium.com/collections/1/252/

10. 100 лучших фильмов всех времен по версии сайта Total Film. - URL: https://ru.kinorium.com/collections/1/95/

11. 100 величайших американских фильмов по версии BBC. - URL: https: //ru.kinorium.com/collections/1/129/

12. 100 лучших фильмов по мнению журнала Time. - URL: https: //ru.kinorium.com/collections/1/184/

13. 1000 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть. - URL: https://www.kinopoisk.ru/lists/editorial/top 1000/?is-redirected=1

14. 75 лучших фильмов по версии Motion Picture Editors Guild. - URL: https://www.imdb.com/list/ls031302669/

15. Рекомендации ВГИК. - URL: https://ru.kinorium.com/collections/1/66/

16. 50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть. - URL: https://www.imdb.com/list/ls005175835/

17. Лучшие из культовых фильмов по версии издания A.V.Club. - URL: https://www.kinopoisk.ru/lists/editorial/best iconic by av club/?tab=all

18. 100 самых недооцененных фильмов по версии блога Beyond the Canon. - URL: https://ru.kinorium.com/collections/1/58/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.