Государственная власть и кинематограф в социокультурном контексте эпохи (конец 1920-х – начало 1990-х гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, доктор наук Юдин Кирилл Александрович
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 429
Оглавление диссертации доктор наук Юдин Кирилл Александрович
Введение
Глава I. Историография проблемы
1.1. Отечественная историография кинополитики
1.2. Зарубежная историография кинополитики
Основные выводы
Глава II. Сталинизация кинематографа: политико-идеологические процессы конца 1920-х - начала 1950-х гг
2.1. Государственная власть СССР и кинематографическое сообщество в конце 1920 - конце 1930-х гг
2.2. Советская кинополитика накануне и в период Великой Отечественной войны
2.3. Кампания по борьбе с «безродным космополитизмом» в
киносообществе
Основные выводы
Глава III. Кинополитика и социокультурное пространство в условиях начавшейся «холодной войны»
3.1. Особенности политического контроля над кинематографом
в СССР: экспликация образа «врага номер один» (1945 - 1953 гг.)
3.2. Государственность и киносообщество США и СССР в «холодном» медиаконфликте
3.3. Синтез музыки и кинематографа в процессе «холодного» культурно-идеологического конструктивизма
3.4. Особенности советской культурной политики в постсталинский
период
Основные выводы
Глава IV. Советские кинематографисты и власть в контексте культурно-геополитической ситуации (середина 1950-х - начало 1990-х
гг.)
4.1. Кинополитика в контексте советско-американских культурных
связей (середина 1950-х - конец 1970-х гг.)
4.2. Метаморфозы «холодного потепления»: ожидания и результаты
4.3. Советская кинополитика и социокультурная обстановка рубежа 1970/
80-х - начала 1990-х гг
Основные выводы
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Советская система кинопроизводства и кинопроката в 1920-е - 1930-е гг.2009 год, кандидат исторических наук Федюк, Артем Владимирович
Формирование и эволюция образа врага периода "холодной войны" в советском кинематографе: середина 1950-х - середина 1980-х гг.2009 год, кандидат исторических наук Колесникова, Александра Геннадьевна
Реализация государственной политики идеологического противоборства в СССР на примере художественного кинематографа (1946-1991 гг.)2024 год, кандидат наук Просолова Екатерина Викторовна
Госфильмофонд России как материальная и гуманитарная основа отечественного киноведения: История и современность2004 год, доктор искусствоведения Малышев, Владимир Сергеевич
Опыт работы отечественных режиссеров в американском кинопроизводстве за период 1980-2015 годы2016 год, кандидат наук Курдяев Григорий Игоревич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственная власть и кинематограф в социокультурном контексте эпохи (конец 1920-х – начало 1990-х гг.)»
Введение Актуальность темы исследования.
ХХ столетие стало уникальным в мировой истории. С его наступлением связан не только переход к новейшему времени - очередной и до сих пор продолжающейся эпохи, но и формирование особого социокультурного пространства.
Возникновение на рубеже XIX и XX столетий кинематографа как нового вида искусства и научно-технического феномена можно считать своеобразной информационной революцией, затронувшей все формы духовной и материальной культуры. Стремительное совершенствование кинематографа сделало его и важнейшим фактором государственной и общественной жизни, выведшим на новый уровень процессы управления и контроля, скорость распространения и качество презентации информации. Массово-зрелищный характер кинематографа, способного выступать транслятором ценностей, идеалов, воспроизводить политический дискурс -все это предопределило востребованность и результативность применения визуальных технологий как «мягкой силы»1, позволяющей структурировать процессы формирования коллективной (социальной) памяти, коммеморации с помощью локального и долговременного влияния имагологических стереотипов, представлений на общественное сознание, мировоззрение.
Открылась новая страница государственной политики - политики в сфере кинематографии, приобретавшей, с одной стороны самостоятельное значение, а с другой - устанавливавшей тесную и неразрывную связь с культурной и геополитической стратегией в целом. Две мировые войны,
1 Тетерюк А.С. «Мягкая сила»: фактор кинематографа // Ежегодник Института
международных исследования Московского государственного института
международных отношений (университета) Министерства иностранных дел. 2014. № 2(8). С. 170-177; См. также: Наумов А.О. «Цветные революции»: использование технологий «мягкой силы» для смены политических режимов в конце ХХ - начале XXI веков. Автореф. дисс... д-ра ист. наук. М., 2022.
4
начавшаяся во второй половине ХХ столетия «холодная война» как особый тип конфронтации, - стали не просто военно-политическим, но и культурно-цивилизационным противостоянием, борьбой за сохранение национально-государственной идентичности. Кинематограф быстро перестал восприниматься только как развлечение, «аттракцион», а превратился в оружие, инструмент пропаганды и агитации, отражавший процесс разделения общества на своих и чужих в ходе государственно-политических трансформаций - раннем этапе «социалистического строительства», в
период утверждения сталинской диктатуры, хрущевской «модернизации»,
2 " эпоху «позднего социализма»2 и перестройку.
Современное российское и мировое сообщество столкнулось с очередными испытаниями - распространение коронавирусной инфекции (СОУГО-19), эскалацией напряженности на международной арене. Необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологической и информационной безопасности в условиях вынужденной изоляции и корректировки внешнеполитических приоритетов потребовала совершенствования государственного контроля не только над кинематографом, но и всеми медийными технологиями, влияние которых на социокультурное пространство стало особенно интенсивным. Поэтому как никогда ранее оказалось актуальным обращение к историческому опыту взаимоотношений государственной власти и кинематографического сообщества, осмысление способов достижения необходимого рационального баланса при установлении цензурных ограничений и свободы творчества.
Не менее актуальным является продолжение изучение феномена советского кино, возникшего в ситуации, «когда глобальный исторический
2 Рябова Л.К. Эпоха «позднего социализма»: оценки сорок лет спустя // Клио. 2021. № 12. С. 138-135.
сдвиг наложился на очередное обновление киноязыка»3, самих кинопроизведений как медиатекстов конкретного исторического периода, обстоятельств их создания, воспроизведения, что необходимо не только для закрепления связи и преемственности между поколениями, но и для повышения культурно-интеллектуального уровня представителей современного профессионального киносообщества и зрительской аудитории.
Степень разработанности проблемы: общий историографический контекст.
С конца XIX столетия и до наших дней отечественное и зарубежное кинематографическое искусство проделало колоссальный путь в своем развитии. Преодолев вековой рубеж, оно достигло вершины своей эволюции как социокультурного феномена.
Это, несомненно, выразилось в двух наиболее, существенных, как нам представляется позициях: обретении прочного статуса, признании в качестве неотъемлемого компонента и направления интеллектуальной истории со стороны научного сообщества; превращении в некий индикатор духовной зрелости и состоятельности - для широких масс, для которых кино продолжает оставаться «окном в гиперреальность», дарующее возможность для полноценного раскрытия, манифестации личности, испытывающей не тривиальную потребность в увеселении, а искреннее тяготение к иному измерению бытия, выступающему внешним отражением еще неизведанных сторон ее сущности.
Поэтому кинематографическое искусство в силу своего приобретенного исключительного статуса выступает объектом не только историко-киноведческих, культурологических исследований, но и комплексной
3 Мир через экран(ы): монография / Е.Я. Марголит, М.В. Витушко, Р. Нейкова, А.А. Глазунов, З.К. Абдуллаева, Л.М. Немченко, В.В. Фурс, А.Л. Антипин, Е.А. Голуб, В.Н. Малышев, И. А. Крончев, П.В. Прохоренко, В.А. Широкова, А. В. Сильвестров, И.А. Вырыпаев ; науч. ред. Л. М. Немченко, Т.А. Круглова. Екатеринбург, 2021. С. 11.
теоретико-историографической рефлексии, о чем свидетельствует внушительный задел, созданный в последние годы исследования, в частности - творческая лаборатория и школа А.В. Федорова, разрабатывающего теорию медиаобразования4, работы Н.М. Зоркой5, К.Э. Разлогова6, проекты, выполненные под руководством В.И. Фомина7.
Проблемам взаимодействия власти и кинематографического сообщества, приобретших в период сталинской диктатуры остро конфликтный и напряженных характер, в исследовательской литературы всегда уделялось существенное внимание. Так в юбилейный для кинематографа, отпраздновавшего свое 100-летие, год выходит фундаментальное, основанное на широком документальном материале, монографическое исследование В.С. Листова8, посвященное переломному этапу в развитии кинематографа в годы Гражданской войны и затрагивающее также и 1920-е гг. В этом же году появился сборник статей «Кино: политика и люди»9, который можно считать одной из первых попыток осмысления кинематографа эпохи сталинизма, а также непосредственно роли Сталина как лидера государства, выступающего в
4 Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М., 2015; Он же. Трансформации образа западного мира на советском и российских экранах: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2016). М.,2016.; Он же. Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики. М., 2016. 228 с.; Он же. Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. М., 2017; Он же. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. М., 2021.
5 Зоркая Н.М. История советского кино. СПб., 2005; Она же. История отечественного кино. ХХ в. М., 2014.
6 Разлогов К.Э. Искусство экрана. От синематографа до Интернета. М., 2010.
7 Летопись российского кино. 1930-1945. / Рук. проекта В.И. Фомин. М., 2007. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / ред. В.И. Фомин. М., 2013.
8 Листов В.С. Россия. Революция. Кинематограф. М., 1995.
9 Кино: политика и люди (30-е гг.). К 100-летию мирового кино. М., 1995.
качестве внимательного цензора и контролера10, в развитии киноиндустрии11.
Административные механизмы и технологии управления кинематографическим процессом на всех этапах создания фильмов, от идеи, замысла, версии сценария, первого монтажа и - до окончательного визуального воплощения - подвергаются подробному и основательному обзору во вступительной статье Л.В. Максименкова к вышедшему в 2005 г. объемному сборнику документов, в котором авторами-составителями предлагается «новая версия руководства Кремлем и Старой площадью советской кинематографии»12, построенная на основе комплексной и всесторонней оценке влияния магистрального фактора - «фактора Сталина» и его окружения.
Важным направлением современной историографии становится социально-философская антропология. Работы ряда исследователей
13
посвящены реконструкции, в том числе и в культурологическом ракурсе13, обстоятельств создания, жанровой специфики и особенностей средств художественной выразительности, соотношения подлинной действительности и политико-идеологических медиа-дискурсов «социалистического реализма»,14 в советском документальном15 и игровом
10 Марьямов Г. Кремлевский цензор. Сталин смотрит кино. М., 1992.
11 Михайлов В. Сталинская модель управления кинематографом // Кино: политика и люди. С. 9-25.
12 Кремлевский кинотеатр. 1928-1953: Документы. М., 2005. С. 2-3.
13 Хренов Н.А. Кино: реабилитация архетипической реальности. М., 2006.
14 Круглова Т.А. Советская художественность, или Нескромное обаяние соцреализма. Екатеринбург, 2005.
15 Джулай Л.Н. Документальный иллюзион. Отечественный документализм - опыта социального творчества. М., 2005; Сальникова Е.В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х гг. Визуальные образы, герои, сюжеты. М., 2010.
кинематографе, а также дискурсивному облику - используемым мифологическим образам и идеологическим конструктам16.
На протяжение длительного времени происходило формирование и непрерывное обновление историографического поля. В опубликованных работах отечественных исследователей - Р.Н. Юренева17, Е.С. Громова18, Е.А. Добренко19, зарубежных авторов - Ж. Садуля20, Е. Теплица21, Д. Янгблад22, П. Кенеза23, П. Бабитского и Д. Римберга24, Д. Миллера25, коллективных монографических трудах26 по истории советского кино феномен сталинизации медиапространства преимущественно рассматривался в широком культурном, политико-идеологическом контексте, взаимосвязи сложившейся системы управления страной и организации киноиндустрии.
Был дан импульс для активно развивающегося направления исследований и области знаний - исторической имагологии, позволяющей через призму образно-визуальных конструктов («своих», «чужих» и их комбинаций) успешно дополнять картину, углублять представление о специфике информационно-политического воздействия сталинского
16 Добренко Е. Музей революции: советское кино и сталинский исторический нарратив. М., 2009; Малькова Л.Ю. Современность как история. Реализация мифа в документальном кино. М., 2006.
17 Юренев Р.Н. Краткая история советского кино. М.,1979; Юренев Р.Н. Советское киноискусство тридцатых годов. М., 1997.
18 Громов Е.С. Сталин: искусство и власть. М., 2003.
19 Добренко Е.А. Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив. М., 2008.
20 СадульЖ. Всеобщая история кино. В 6 тт. М., 1958-1963.
21 Теплиц Е. История киноискусства. В 4 тт. М., 1971-1974.
22 Youngblood D.J Russian War Films: On the Cinema Front, 1914-2005. Lawrence, 2007.
23 Kenez P. Cinema and Soviet society from the revolution to the death of Stalin. N.Y., 2001.
24 Babitsky P., Rimberg J. The Soviet Film Industry. N.Y.: Praeger, 1955. 377 p.; Rimberg J. The Motion Picture in the Soviet Union, 1918-1952: A Sociological Analysis. N.Y.: Ayer, 1973.238 p.
25 Miller J. Soviet Cinema: Politics and Persuasion under Stalin. London, 2010.
26 История советского кино. 1917-1967. В 4 тт. М., 1969-1978.
режима на интеллектуальное пространство. Это работы В.Э. Багдасаряна27, А.В. Федюка28, А.В. Зябликова29, Н.Б. Лебиной и М.В. Тереховой30, В.А. Сомова31, А.В. Озерского32, Г.П. Сидоровой33, М.И. Косиновой34, Т.Ю. Дашковой35, В.В. Соловьевой36, Н.Ю. Спутницкой37 и других, затрагивавших материально-технические аспекты, агитационно-пропагандистские, культурно-просветительские, аксиологические, коммуникативные функции сталинского взрослого и детского кинематографа как инструмента конструирования повседневности, коллективной памяти и идентичности.
В целом, все исследовали с разными концептуальными вариациями единодушны во мнении о высокой востребованности киноискусства 1930-х для трансляции ценностей и установок «новой имперской идеологии в ее
27 Багдасарян В.Э. Образ врага в исторических фильмах 1930-1940-х годов // Отечественная история. 2003. № 6. С. 31-46.
28 Федюк А.В. Советская система кинематографа 1930-х гг.: роль художественного кино в агитационно-пропагандистской работе сталинского режима // Проблемы российской истории. 2010. № 1(10). С. 294-310.
29 Зябликов А.В. «Культурные диверсанты»: образ интеллигента в советском кино 193050-х гг. // Интеллигенция и мир. 2017. № 2. С. 73-89.
30 Лебина Н.Б., Терехова М.В. «Я человек эпохи Москвошвея...»: внешний облик горожанина в советском кино 1920-1930-х гг. // Уральский исторический вестник. 2016. № 3(52). С. 89-99.
31 Сомов В.А. «Возросший рабоче-крестьянский зритель требует кино.»: кино и советский человек 1930-х гг. // Клио. 2013. № 6(78). С. 63-68.
32 Озерский А.В. Репрезентация правителей в исторической науке и кинематографе сталинской эпохи // Культурная жизнь юга России. 2008. № 4(29). С. 151-152.
33 Сидорова Г.П. Культура российской провинции 1930-1980-х гг. в образах советского массового кино // Человек. Культура. Образование. 2020. № 4(38). С. 140-155.
34 Косинова М.И. Кино как ресурс дохода страны. Советский кинопрокат в 1930-е гг. // Вестник ВГИК. 2014. № 1(19). С. 8-22.
35 Дашкова Т.Ю. Любовь и быт в кинолентах 1930 - начала 1950-х годов // Отечественная история. 2003. № 6. С. 59-67.
36 Соловьева В.В. Советская действительность в художественных фильмах 1930-1940-х гг.: идеология быта и повседневность идеологии // Вестник гуманитарного университета. 2017. № 2(17). С. 99-109.
37 Спутницкая Н.Ю. Советская школа объемного кино 1930-х годов: о авангарда к мейнстриму // Вестник ВГИК. 2016. № 3(29). С. 8-18.
советской версии (так называемого, сталинского времени)»38, что сопровождалось принудительным двойным «укрощением» нигилизма кинематографической и научной интеллигенции через образы «правильных» и «неправильных» ее представителей39. «Ни одна картина, -отмечала Т.В. Гаврилова, - тем более идеологического характера, не могла избежать корректировки. Даже такой, казалось бы далекий от политики фильм, как "Челюскин", посвященный полярной экспедиции Отто Шмидта, столкнулся с рекомендацией: "Больше отразить внутреннюю жизнь лагеря Шмидта на льду, в частности, роль партийной группы"»40. Сформировалась, обоснованно полагают Н.Б. Лебина и М.В. Терехова, «советская кинематографическая автаркия <....> - иерархическая система кинопроизводства и контроля не только над содержанием, но и их художественной формой»41.
В то же время, как представляется, некоторые сюжеты, а именно -особенности применения контрольно-цензурных технологий, влияние институциональных факторов, проявившихся в виде деятельности специальных ведомств внутрипартийного надзора при выстраивании кинополитики в довоенный период, - требуют дополнительного изучения. Несмотря на внушительный историографический задел, масштабность исторических и киноведческих изысканий, продолживших традиции, заложенные в классических и оригинальных трудах Ж. Садуля42, З.
38 Тирахова В.А. Мифологизация базовых концептов героического эпоса в советском кинематографе 1930-1950-х годов // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 3(22). С. 204.
39 Виноградов В.В. Интеллигенция: укрощение нигилизма. Сталинский период // Вестник ВГИК. 2019. Т. 11. № 4(42). С. 43-54.
40 Гаврилова Т.В. Политика советской власти в отношении кинематографической интеллигенции в 20-30-е годы ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 13. № 36. С. 24.
41 Лебина Н.Б., Терехова М.В. Указ. соч. С. 92.
42 СадульЖ. Всеобщая история кино. В 6 тт. М., 1958-1963.
Кракауэра43, внесших солидный вклад в теоретической осмысление кинематографического искусства 1920 - 1940-х гг. как феномена культуры, тем не менее, до сих пор присутствуют гносеологические антиномии и диссонансы, выступающие препятствием на пути объективного изучения кинематографа, которое, как отмечают многие исследователи, еще далеко
44
от завершения44.
Так, в искусствоведческой работе Чун Те Су автор, анализируя вопросы идейно-эстетической эволюции советского киноискусства, приходит к выводу о том, что советской историографии, даже с учетом претензий на всеобъемлющую парадигмальность и разветвленный инструментарий идеологических «универсалий», так якобы и не удалось дать ответы на многие «простые» вопросы: например, как объяснить тот факт, что многие картины, кинопроизведения, создававшиеся с пропагандистскими и поэтому сугубо утилитарными целями, одновременно выступали трансляторами подлинных духовных и эстетических ценностей.
Признавая жизнеспособность «социалистического реализма» как идейно-художественного направления, вдохновленного «верой в идею социалистического строительства», трудовой энтузиазм, патриотизм т. п.45, автор, фактически, уводит решение проблемы в сторону прикладной социально-экономической, политико-психологической дискурсивности, призванной стать основной теоретической площадкой для «непредвзятого анализа», забывая при этом о высшем уровне - экзистенциально-онтологическом, являющимся фундаментом и аккумулятором ценностей и идеалов в их надиндивидуальном и антипартикулярном выражении. Только
43 Кракауэр З. От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино. М., 1977.
44 Храмкова Е.Л. Отечественная историография истории кино 1941 - 1945 годов на рубеже XX - XXI вв. // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2008. № 78. С. 128.
45 Чу Те Су. Советское киноискусство 30 - первой половины 60-х годов: эволюция творческих принципов. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1996. С. 8, 21.
в этом качестве они способны выступать источником подлинной, очищенной духовности, кристаллизовавшейся независимо от суррогатной мотивации - «веры» в религиозную или политическую утопию.
В диссертационном исследовании, посвященном советской системе кинопроизводства и кинопроката в 1920 - 30-х гг., А.В. Федюк на основании проведенного степени изученности избранной им проблемы, вполне резонно указывает на кризисное состояние историографии кино и киноведения, что обусловлено системно-инерционным заимствованием советских «догм и ограничений». «С распадом СССР и гибелью государственной системы кинематографа многое пришлось переосмыслить. Отечественному киноведению, в том числе историческому, еще только предстоит создание новых подходов и концептуального осмысления советского кинематографа»46.
Не меньший интерес продолжает вызывать и «холодная война» как колоссальный и просто необъятный в своем экзистенциально -онтологическом диапазоне и измерении, многообразии социокультурных форм феномен с момента своего возникновения стал и продолжает оставаться объектом не утихающих дискуссий, оживленной идейно-историографической полемики47. Затрагивается самый широкий спектр
46 Федюк А.В. Советская система кинопроизводства и кинопроката в 1920-е - 1920-е гг. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2009. С. 6.
47 Чубарьян А. О. Происхождение «холодной войны» в историографии Востока и Запада // Новая и новейшая история. 1991. № 3. С. 3-17; Зубок В.М, Печатное В.О. Отечественная историография «холодной войны»: некоторые итоги десятилетия // Отечественная история. 2003. № 4. С. 143-150; ЕгороваН. И. «Новая история "холодной войны"» в современных зарубежных исследованиях // Новая и новейшая история. 2009. № 4. С. 116-129; Давыдов М.Е. Идеологический подход к истокам холодной войны в современной западной историографии // Вестник Томского государственного университета. Серия: История. 2011. № 4(16). С. 56-60; Скороспелова Т.В., Галдобина С.В. Советско-американская «холодная война» (1946 - 1956) в отечественной историографии // Вестник Екатеринского института. 2011. № 4(6). С. 168-178; Тетерин П.В. Роль США в развязывании «холодной войны» (историографический обзор отечественной литературы). М., 2012; Петрова Т.М., Балакин В.С. «Холодная война» в отечественной историографии 1990-х гг. // Политический вектор-L. Комплексные
13
вопросов - начиная от генезиса, зарождения и сущности «холодного» противостояния как типа конфронтации и - завершая отдельными аспектами советской и американской кинополитики, микроисторическими и киноведческими исследованиями медиа-текстов и образов48.
В силу выше обозначенных обстоятельств, остается констатировать, что историография проблемы, без преувеличения, к настоящему времени носит неисчерпаемый характер. Поэтому, в целях более рациональной систематизации, раздел, посвященный степени изученности проблемы, вынесен в качестве отдельной главы, раскрывающей основные тенденции советско-российских и зарубежных исследований. Здесь же, во избежание дублирования, необходимо отметить некоторые особенности историографического задела.
Во-первых, его необъятность и мультидисциплинарность затрудняет проведение классификации исследований, которая носит крайне неоднозначный и часто весьма условный характер.
Во-вторых, советская историография, как известно, несет на себе отпечаток идеологической тенденциозности, однако, гораздо более важным представляется сделать акцент на иной специфике, а именно - качественном наполнении историографического «портфолио». Изучение кинематографа, советской кинополитики началось уже в 1920-1930-е гг., однако,
проблемы современной политики. 2015. № 1. С. 53-60; Cold War: historiography, memory, representation / edited by Konrad H. Jarausch, Christian F. Ostermann, and Andreas Etges. Berlin ; Boston : De Gruyter/Oldenbourg, 2017.
48 Рябов О.В. «Мистер Джон Ланкастер Пек»: американская маскулинность в советском кинематографе холодной войны (1946-1963) // Женщина в российском обществе. 2012. № 4(65). С. 44-57; Смирнов Д.Г. Семиотика международных отношений: гендерное измерение (к постановке проблемы) // Женщина в российском обществе. 2018. № 4. С. 60-70; Он же. Символический этос международных отношений периода холодной войны в кинематографическом измерении: к постановке проблемы // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 116-128; Белов С.И. Образ Америки в советском историческом кинематографе периода Холодной войны // Дневник Алтайской школы политических исследований. 2919. № 35. С. 33-38; Белов С.И., Жидченко А.В. Обращение к теме рабства в США в советском кинематографе периода «холодной войны» // Вопросы истории. 2020. № 7. С. 110-120.
14
значительное количество работ носило научно-популярный характер, ставящий под сомнение их принадлежности к историографии, требующей фактологичности, рефлексии и определенной дистанции от изучаемых событий. Поэтому многие исследования этого периода, за исключением работ, действительно подвергающих анализу экономическую, хозяйственную инфраструктуру киноиндустрии, с теоретико-методологической стороны скорее следует считать публицистическими источниками по истории данного периода.
Существенное влияние на историографию оказывала сталинская идеология, формировавшее особое семиотическое пространство49, связанное с мобилизационно-прогрессистской патетикой «социалистического строительства». Это предполагало создание отчетливых представлений о «своих» и чужих», героизацию первых средствами кино и «разоблачительскую» дегуманизацию вторых, что касалось как современных или близких этой эпохе персоналий внешних врагов / империалистов или «врагов народа» (белое движение, троцкистско-зиновьевской оппозиции, «церковно-сектанская контрреволюции»), так и исторических фигур, монументальной визуализации сильных лидеров-государственников, деятелей армии, науки, борцов за свободу от царской власти - И. Грозного («Иван Грозный», СССР, 1944, реж. С. Эйзенштейн), Петра I («Петр I», СССР, 1937, реж. В. Петров), А. Невского («Александр Невский», СССР, 1938, реж. С. Эйзенштейн), А. Суворова («Суворов», СССР, 1940, реж. В. Пудовкин, М. Доллер), Ф. Ушакова («Адмирал Ушаков», СССР, 1953, реж. М. Роом), И. Павлова («Академик Павлов», СССР, 1949, реж. Г. Рошаль), А. Попова, Е. Пугачева («Пугачев», СССР, 1937) и многие другие.
49 Тихонов В.В. Идеологические кампании «позднего сталинизма» и советская историческая наука (середина 1940-х - 1953 г). М.: СПб., 2016. С. 56.
15
Аспекты, связанные с жестким подчинением киноискусства, исторической науки, прессы принципам партийности50, их использования в качестве инструментов сталинизации культуры, отражены в монографии под редакции В.П. Корзун51, работах В.В. Тихонова52, Е.В. Волкова53, Г.В. Жиркова54, Д. Кассидей55. В новейшем исследовании А.В. Федорова, А.А. Левицкой, О.И. Горбаткова56 рассмотрены проблемы эволюции теоретических киноведческих концепций на материалах журнала «Искусство кино», выделено несколько разновидностей литературы по истории киноискусства, создававшейся на различных этапах советской государственности, в том числе - сталинского периода.
Можно согласиться, что сталинизация историографии приводила к сложным интеллектуальным гибридам, лавированию между необходимостью (или по собственной воле) следованию критико-разоблачительскому стилю, обличению формализма, натурализма, «безродного космополитизма», «буржуазного эстетства», документализма,
57
«групповщины»57 и других «извращений линий партии» на теоретическом фронте, и - созданием полу- или профессиональных историко-киноведческих исследований58, в которых фактологическая и профильная
50 За ленинское искусствознание (Материалы дискуссии) / Под ред. Ю. Янель; М.; Ленинград, 1932. с; Калошин Ф.И. Содержание и форма в произведениях искусства. М., 1953.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Полководческий образ Сталина периода гражданской войны в трактовке советского художественного кинематографа второй половины 1930-х - начала 1950-х годов2007 год, кандидат исторических наук Чернова, Нина Викторовна
Социокультурные проблемы управления и организации отечественной кинематографии: Советский период2003 год, кандидат культурологии Грановская, Ольга Викторовна
Социокультурная детерминация функционирования кинематографа в России и на Алтае2006 год, кандидат культурологии Шестакова, Ирина Валентиновна
"Образная система фильмов Б.В. Барнета 1941-1965 гг."2021 год, кандидат наук Семенчук Светлана Александровна
Кинематограф Арабского Востока: пути развития и поиски национальной идентичности2016 год, доктор наук Шахов Анатолий Сергеевич
Список литературы диссертационного исследования доктор наук Юдин Кирилл Александрович, 2024 год
II. Литература
Диссертационные исследования / авторефераты по проблемам советско-американских отношений и кинематографу
1. Алещик Е.В. Американо-советские отношения после Второй Мировой войны: 40-е - 50-е гг. ХХ века. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. 07.00.03. Владимир, 2011.
2. Антонова И.А. Культурное влияние США на СССР/Россию и Францию во второй половине ХХ века (на примере кинематографа). Автореф. дисс. канд. ист. наук. СПб, 2013.
3. Артюх А.А. Смена парадигмы развития киноискусства и киноиндустрии США: дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.03. М., 2010.
4. Асташкин Д.Ю. Методы и технологии идеологического воздействия на население в 1944 - 1956 гг. (на примере Новгородской области). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Великий Новгород, 2011.
5. Войтоловский Ф.Г. Идеология и практика атлантизма во внешней политике США. Автореф. дисс. ... д-ра полит. наук.: 23.00.04. -Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития. М., 2013.
6. Дмитриева Д.Г. Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры ХХ века. Автореф. дисс. канд. культ. Спб, 2014.
7. Зусманович Д.Д. Влияние войны во Въетнаме на отношения США и СССР (1964-1968). Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 2015.
8. Ивашев А.А. Американская стратегия психологической войны против СССР на начальном этапе холодной войны (1946 - 1953 гг.). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2007.
9. Колесникова А.Г. Формирование и эволюция образа врага периода «холодной войны» в советском кинематографе (середина 1950-х -середина 1980-х гг.) Автореф. дисс. канд. ист. наук. М, 2009.
10.Марков Н.А. Система государственного управления советским кинематографом в 1963-1986 гг. Дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2019.
11. Садаков Д.А. Политика США в отношении Кореи в 1941 - 1950 гг. Автореферат дисс. канд. ист. наук. Екатеринбург, 2017.
12. Федосов Е.А. Советская визуальная пропаганда и геополитическая идентичность населения страны СССР в условиях холодной войны (1946 - 1964 гг.) Дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Томск, 2018.
13. Фролова Н.С. Америка и американцы в восприятии советского общества в 1920 - 1930е гг. Дисс. канд. ист. наук. Челябинск, 2001. 225 с.
14. Халилов В.М. Общественно-политическая роль кинематографа США во второй половине ХХ в. Дисс. канд. ист. наук. М., 2003. 253 с.
15. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире, 1914-2014 гг. Дисс. д-ра ист. наук: 07.00.05. СПб, 2015.
Общие историко-историографические аспекты
16.Батюк В. И., Евстафьев Д. Г. Первые заморозки. Советско-американские отношения в 1945-1950 гг. М., 1995.
17..Беспалов В.А. Западноберлинский транзит (1945 - 1971): дипломатия холодной войны. М., 2015. 322 с.
18.Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны, 1945-1995. М., 1997. 349 с.
19.Быстрова Н.Е. СССР и формирование военно-блокового противостояния в Европе (1945-1955 гг.). М., 2007.
20.Вопросы истории холодной войны. сб. ст. / под ред. М. М. Наринского. М., 2001. 113 с.
21.Гайдук И. В. ООН и многосторонняя дипломатия в годы холодной войны // Многосторонняя дипломатия в годы холодной войны. М., 2008. 190 с.
22.Иванян Э.А. Когда говорят музы. История российско-американских культурных связей. М.: Международные отношения, 2007.
23.Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии: Историко-документальные очерки. М., 1988.
24.Наринский М. М. История международных отношений 1945-1975 гг. М., 2004.
25.Печатное В. О. От союза - к холодной войне: советско-американские отношения в 1945-1947 гг. М., 2006. 184 с.
26.Рукавишников В.О. Холодная война, холодный мир. М.: Академический проект, 2000. 864 с.
27. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985 гг.): новое прочтение / отв. ред. Л.Н. Нежинский. М., 1995.
28. Советская культурная дипломатия в условиях Холодный войны. 19451989. М: ПЭН, 2018.
29.Сондерс Ф.С. ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны. М., 2014.
30. Тетерин П.В. Роль США в развязывании «холодной войны» (историографический обзор отечественной литературы). М., 2012.
31. Уткин А.И. Мировая «холодная война». М., 2005.
32. Филитое А.М. «Холодная война»: историографические дискуссии на Западе. М.,1991.
33.Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. / Отв. ред. Н. И. Егорова, А. О. Чубарьян. М., 2003.
34.Cold War: historiography, memory, representation / edited by Konrad H. Jarausch, Christian F. Ostermann, and Andreas Etges. Berlin; Boston: De Gruyter/Oldenbourg, 2017.
35.Goedde P. The politics of peace: a global Cold War history. N.Y: Oxford University Press, 2019.
36.Mendez J. The Moscow rules the secret CIA tactics that helped America win the Cold War. N.Y.: PublicAffairs, 2019.
37.The Environment-Conflict Nexus Climate Change and the Emergent National Security Landscape. Cham: Springer International Publishing: Imprint: Springer, 2019.
Идеолого-пропагандистский спектр исследований
38.Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. М., 1984.
39.Будаев Э.В., Чудинов А.П. Лингвистическая советология. Екатеринбург, 2009.
40.Валюжевич А.В. Внешнеполитическая пропаганда США. М., 1973.
41.Василъченко А.В. Прожектор Доктор Геббельса. Кинематограф Третьего рейха. М.: Вече, 2010. 320 с
42.Волкогонов Д. А. Психологическая война. М.: Воениздат, 1983. 288 с.
43.Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург, 2013.
44.ВойтасикЛ. Психология политической пропаганды. М., 1981.
45.Власов А.И. В конфликте с реальностью. М., 1972.
46.Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе. М., 1987.
47.Гусъков С.И. Голубой монстр. Спортивное телевидение США на службе американского империализма. М., 1986.
48.Данилин П.В. Пропаганда с древнейших времен до Первой мировой войны. Вступление [Электронный ресурс] // Политическая экспертная сеть. Электрон. дан. [Б. м.], 2004-2011. URL: http://www.kreml.org/opinions/ 209268465/ (дата обращения 30.01.2018)
49.Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии. М., 1999.
50.Йоргенсен М.В., Филлипс Л.Дж. Дискурс анализ. Теория и метод. Харьков, 2008.
51.Кашлев Ю. Массовая информация и международные отношения. М.,1981.
52.Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.: Изд-во полит. литры, 1985. 399 с.
53.Лайнбарджер П. Психологическая война. М., 1962.
54.Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М., 1999.
55.Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.
56.Панфилов А. Ф. Радиовойна: история и современность. М., 1984.
57.Селезнев И.А. Война и идеологическая борьба. М.: Воениздат, 1964.
58.Фараго Л. Война умов. М.,1956.
59.Ярошенко В. Н. Подрывная пропаганда в системе буржуазного внешнеполитического радиовещания. М., 1978.
60.Ярошенко В..Н. «Черный эфир»: Подрывная пропаганда в системе буржуазного внешнеполитического радиовещания. М., 1986.
Идеологический подход в зарубежной, англоязычной
историографии
61.Gaddis J.L. The Cold War. A New History. N. Y., 2005.
62.Defty A. Britain, America, and anti-communist propaganda, 1945-53: the Information Research Department / Andrew Defty. London; N. Y: Routledge, 2004.
63. Gaddis J.L. We now Know: Rethinking the cold war. Oxford, 1997.
64.Leffler M.P. For the soul of mankind: the United States, the Soviet Union, and the Cold War. N. Y., 2007.
65.Nilsson M. Battle for hearts and minds in the high north : the USIA and American Cold War propaganda in Sweden, 1952-1969 / by Mikael Nilsson. Leiden; Boston: Brill, 2016.
66.Parsons A. From Cold War to hot peace: UN interventions 1946-1994 /
Anthony Parsons. London: Michael Joseph, 1995.
393
67.Snow N. Information War. New York: Seven Stories Press, 2003.
68.Snyder A. Warriors of disinformation: American propaganda, Soviet lies, and the winning of the Cold War: an insider's account / Alvin A. Snyder. N. Y.: Arcade Pub., 1995.
69.Steiner G. The People Look at Television. New York: Knopf, 1963.
70.Stuart F. The Effects of Television on the Motion Picture and Radio Industries. New York: Arno, 1975.
Англоязычные исследования: пропаганда, политическая риторика, дискурсивность «холодной войны»
71.Allyene M. Global Lies? Propaganda, the UN and World Order. New York: Palgrave Macmillan, 2003.
72.Anthropology at the Dawn of the Cold War. The Influence of Foundations, McCarthyism, and the CIA / edited by Dustin M. Wax. London: Pluto press, 2008.
73.Aronson J. Press and cold war. N.Y.: Monthly review press, 1990.
74.Bellmonte L. Selling the American Way U.S. Propaganda and the Cold War. University of Pennsylvania Press, 2008.
75.Berelson B. Content Analysis in Communication Research. Glencoe, Illinois: The Free Press, 1952.
76.Bernhard N. U.S. television news and Cold War propaganda, 1947-1960 / Nancy E. Bernhard. Cambridge, UK; N.Y: Cambridge University Press, 1999.
77.Bernays. E.L. Th e engineering of consent. Norman,Oklahoma: University of Oklahoma, 1955.
78.Bogart, L. Cool words, cold war: a new look at USIA's Premises for propaganda. Washington, D.C.: American University Press ; Lanham, MD,1995.
79.BogartL. Premises for propaganda: the United States Information Agency's operating assumptions in the cold war / Leo Bogart; abridged by Agnes Bogart. N. Y.: Free Press, 1976.
80.Brownstein R. The Power and the Glitter: the Hollywood-Washington Connection. N. Y., 1992.
81.Cold-War Propaganda in the 1950's / ed. by Gary D. Rawnsley. N.Y.: Macmillan Press, 1999. 246 p.
82.Christensen T. Reel Politics: American Political Movies from Birth of Nation to Platoon. N. Y., 1987.
83.Deuttsch K. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. N.Y.: Free Press, 1966.
84.Edwards O. USA and the Cold War 1945-63 / Oliver Edwards. London : Hodder & Stoughton Educational, 1997.
85. Gambrill E. Propaganda in the Helping Professions. Oxford: Oxford University Press, 2012.
86.Hargrave J. Words Win Wars: Propaganda: The Mightiest Weapon of All. London: W. Gardner, Darton & co., ltd., 1940.
87.Jowett G.S., O'Donnell V. Propaganda and Persuasion. Washington D.C.: SAGE Publications Inc., 2006.
88.Lasswell H.D., Lerner D., Pool I. Th e Comparative Study of Symbols. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1952.
89. Lippmann W. Public Opinion. N.Y.: Macmillan, 1922.
90.Matson F.M. The Broken Image: Man, Science and Society. - N.Y.: Braziller, 1964.
91.McDowell J. Identity politics in George Lucas' Star wars. Jefferson, N. C.: McFarland, cop. 2016.
92.Magnüsdöttir, R. Enemy Number One: The United States of America in Soviet Ideology and Propaganda, 1945-1959 / Rosa Magnüsdöttir. N.Y.: Oxford University Press, 2019.
93.Osgood K. Total Cold War: Eisenhower's Secret Propaganda Battle at Home and Abroad. Lawrence: University Press of Kansas, 2006.
94.Political Communication in Postmodern Democracy: Challenging the Primacy of Politics / Brants K., Voltmer K. Oxford: Palgrave Macmillan, 2011. P. 176-190.
95.Pressing the fight: print, propaganda, and the Cold War / edited by Greg Barnhisel and Catherine Turner. Amherst: University of Massachusetts Press, 2010.
96.Russo G. Best of enemies: the last great spy story of the Cold War / Gus Russo and Eric Dezenhall. N. Y.: Twelve, 2018.
97.Siobhan M. American exceptionalism and US foreign policy: public diplomacy at the end of the Cold War. Basingstoke and N.Y.: Palgrave, 2001. 256 p.
98.Shawn J. The rhetorical presidency, propaganda, and the Cold War, 19451955. Praeger Publishers, 2002.
99. Taylor P. British Propaganda in the Twentieth Century: Selling Democracy. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1999.
100. The US government, citizen groups, and the Cold War: the stateprivate network /edited by Helen Laville and Hugh Wilford. N.Y.: Routledge; Madison Ave, 2006.
101. Thornton М. Times of heroism, times of terror: American presidents and the Cold War. Westport, Connecticut; London, 2005.
102. Willcox D.R. Propaganda, the Press and conflict: Th e Gulf War and Kosovo. London and New York: Routledge, 2005.
Теоретическая и историко-киноведческая имагология
103. Голубев А.В. «Подлинный лик заграницы»: образ внешнего мира в советской политической карикатуре, 1922-1941 гг. М., 2018.
104. Голубев А.В., Поршнева О.С. Образ союзника в сознании российского общества в контексте мировых войн. М., 2012.
105. Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов: Изд-во Международного
ин-та журналистики и филологии, 2002. 272 с.
396
106. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973.
107. Нойманн И.Б. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М., 2004.
108. Поршнева О.С. Историческая имагология в современной российской историографии // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Индустриальная модернизация Урала в XVIII-XXI вв.: [сборник] Екатеринбург, 2014.
109. Образ врага / Сост. Л. Гудков. М., 2005.
110. СССР и США в ХХ веке: восприятие «другого». М.: РОССПЭН, 2017.
111. Сенявская Е.С. Противники России в войнах XX века (Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества). М., 2006.
112. Туровская М.И. Фильмы «холодной войны» // Искусство кино. 1996. № 9. С.98-106.
113. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. М., 1999.
114. Федоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946—1991) до современного этапа (1992—2010). М.: Информация для всех, 2010.
115. Федоров А.В. Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. М., 2017.
116. Хренов Н.А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогресс-Традиция, 2008.
Англоязычная культурология и имагология (социология, психология, гендерное измерение)
117. Aho J. A. This Thing of Darkness: a Sociology of the Enemy. Seattle; University of Washington Press, 1994. 224 р.
118. Barone M. Our Country: The Shaping of America from
Roosevelt to Reagan. N. Y.: Macmillan, 1990.
397
119. Barson M., Heller S. Red Scared!: the Commie Menace in Propaganda and Popular Culture. San Francisco: Chronicle Books, 2001. 160 p.
120. Berkowitz E. Something Happened: A Political and Cultural Overview of the Seventies. N. Y.: Columbia UP, 2006.
121. Brennan M. Wives, Mothers, and the Red Menace: Conservative Women and the Crusade Against Communism. University Press of Colorado, 2008.
122. Chapman C.S. August 21st; the Rape of Czechoslovakia. Philadelphia; N. Y. : J. B. Lippincott, 1968.
123. Clark S. Cold Warriors : Manliness on Trial in the Rhetoric of the West. Carbondale: Southern Illinois University Press, 2000.
124. Clover C. Men, Women, and Chainsaws: Gender in the Modern Horror Film. Princeton: Princeton UP, 1992.
125. Courtney S. Hollywood Fantasies of Miscegenation: Spectacular Narratives of Gender and Race. Princeton: Princeton UP, 2004.
126. Cowie E. Representing the Woman: Cinema and Psychoanalysis. Minneapolis: U of Minnesota P, 1997.
127. Dunne M. Cold War state of mind: brainwashing and postwar American society / Matthew W. Dunne.Amherst : University of Massachusetts Press, 2013.
128. Enemy images in American history / edited by Ragnhild Fiebig-von Hase and Ursula Lehmkuhl.Providence, RI: Berghahn Books, 1997.
129. Enloe C. H. The Morning After: Sexual Politics at the End of the Cold War. Berkeley, etc.: University of California Press, 1993. 239 p.
130. Faludi S. Backlash: The Undeclared War against American Women. New York: Crown, 1991.
131. Frank J. D. Sanity and Survival: Psychological Aspects of War and Peace. N. Y.: Vintage Books, 1967.
132. Friedan B. The Feminine Mystique. N.Y: Dell, 1963.
398
133. Frontiers of screen history: imagining European borders in cinema, 1945-2010 / edited by Raita Merivirta, Kimmo Ahonen, Heta Mulari, Rami Mahka. Bristol, UK ; Chicago, USA : Intellect, 2013.
134. Ghodsee K. Second world, second sex: socialist women's activism and global solidarity during the Cold War. Durham: Duke University Press, 2019. 306 p.
135. Goldstein J. S. War and Gender: How Gender Shapes the War System and Vice Versa. Cambridge University Press, 2001.
136. Impact of the Cold War on American popular culture / Elaine McClarnand and Steve Goodson, editors. [Carrollton, Ga.] : The State University of West Georgia, 1999.
137. Harle V. The Enemy with a Thousand Faces : the Tradition of the Other in Western Political Thought and History. Westport: Praeger Publishers, 2000. 232 p.
138. HarwoodS. Family Fictions: Representations of the Family in 1980s Hollywood Cinema. N.Y.: St. Martin's, 1997.
139. Hendershot C. Anti-Communism and Popular Culture in Mid-Century America. Gefferson (N. C.): McFarland, 2003.
140. Hixson W. Parting the curtain: propaganda, culture and the Cold War, 1945-1961 / Walter L. Hixson. Houndmills : Macmillan, 1997.
141. Jeffords S. Hard Bodies: Hollywood Masculinity in the Reagan Era. New Brunswick: Rutgers UP, 1994.
142. Keen S. Faces of the Enemy: Reflections of the Hostile Imagination. San Francisco; Harper & Row, 1986. 200 p.
143. Kendrick J. Screen Violence and the New Hollywood. Dissertation of Doctor of Philosophy. Indiana University, 2005.
144. Kenez P. The Picture of the Enemy in Stalinist Films // Insiders and Outsiders in Russian Cinema / S. M. Norris, Z. M. Torlone (Eds.). Indiana University Press, 2008. P. 96—112.
145. Laxer J. Red diaper baby: a boyhood in the age of McCarthyism. House of Anansi Press Inc., 2019.
146. Marwick A. The Sixties: Cultural Revolution in Britain, France, Italy and the United States. 1958-1974. New York: Oxford University Press. 1998.
147. May E. T. Homeward Bound: American Families in the Cold War Era. N. Y.: Basic Books, 1988.
148. McNair B. Images of the enemy: reporting the new Cold War / Brian McNair. London; N.Y.: Routledge, 1988.
149. Mellen J. Women and Their Sexuality in the New Film. New York: Dell, 1973.
150. Psychology of war and peace: the image of the enemy / edited by Robert W. Rieber. New York: Plenum Press, 1991.
151. Religion and the Cold War / edited by D. Kirby. N.Y., Palgrave Macmillan, 2003.
152. Robin R. The Making of the Cold War Enemy Culture and Politics in the Military-Intellectual Complex. Princeton: Princeton University Press. 277 p.
153. Rodnitzky J. Feminist Phoenix: The Rise and Fall of a Feminist Counterculture. Westport, Conn.: Praeger, 1999.
154. Rogin M. P. «Ronald Reagan», the Movie, and Other Episodes in Political Demonology. Berkeley: University of California Press, 1987.
155. Russo V. The Celluloid Closet: Homosexuality in the Movies. New York: Harper & Row, 1987.
156. Scott R. Cold War and Rhetoric: Conceptually and Critically // Cold War Rhetoric : Strategy, Metaphor, and Ideology / M. J. Medhurst, R. L. Ivie, P. Wander, R. L. Scott (Eds.). East Lansing: Michigan State University Press, 1997. P. 1—16.
157. Sharp J. P. Condensing the Cold War: Reader's Digest and American
Identity. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2000. 240 p.
400
158. Shaw T. Hollywood's Cold War. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007.
159. Schwartz R. A. Cold War Culture: Media and the Arts, 1945—1990. N. Y.: Facts on File, 1998.
160. Smukler M. Liberating Hollywood: women directors and the feminist reform of 1970s American cinema. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press, 2019.
161. Tickner J. A. Gendering World Politics: Issues and Approaches in the Post-Cold War Era. N. Y. : Columbia University Press, 2001. 272 p.
162. Tincknall E. Mediating the Family: Gender, Culture, and Representation. London: Hodder Arnold, 2005.
163. Tolchin M., Tolchin S. Buying into America: How Foreign Money Is Changing the Face of Our Nation. N. Y: Times Books, 1988.
164. Traube E. Dreaming Identities: Class, Gender, and Generation in 1980s Hollywood Movies. Boulder: Westview, 1992.
165. Weber C. Imagining America at war: morality, politics and film / Cynthia Weber. London; N. Y.: Routledge, 2006.
166. Womanist and black feminist responses to Tyler Perry's productions [Текст] / edited by LeRhonda S. Manigault-Bryant, Tamura A. Lomax, a. Carol B. Duncan. N. Y: Palgrave Macmillan, 2014.
История американского кинематографа, киноиндустрии
Голливуда
167. Актуальные проблемы изучения современного американского кинематографа. Материалы теорет. конф. (Москва, 22-23 июня 1976 г.) / Ин-т теории и истории кино. Госкино СССР. Ин-т США и Канады АН СССР. М., 1976. 339 с.
168. Голенополъский Т.Г., Шестаков В.П. США: Кинематограф 70-х. М.: Знание, 1978.
169. Западный кинематограф: проблемы и тенденции. М.: Знание, 1981.
170. История зарубежного кино (1945-2000) / Под редакцией В.А. Утилова. М.: Прогресс-традиция, 2005.
171. Калатозов М.К. Лицо Голливуда. М.: Госкиноиздат, 1949. 128 с.
172. Кан Г. Прогрессивные деятели Голливуда перед судом. М.: Изд-во иностр. лит., 1949. 208 с.
173. Капралов Г. Западный кинематограф: супермены и люди. М: Знание, 1987.
174. Капралов Г.А. Человек и миф: эволюция героя западного кино (1965-1980). М.: Искусство, 1984.
175. Карцева, Е.Н. Голливуд: контрасты 70-х: кинематограф и общественная жизнь США. М.: Искусство, 1987.
176. Карцева, Е. Легенды и реалии. История американского уголовного фильма. М., 2004.
177. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика: современная киноиндустрия США и России. М.: Аспект Пресс, 2009.
178. Карцева, Елена. Сделано в Голливуде. М., 1964.
179. Кокарев Е.И. США в зеркале голливудского экрана. М.: Знание, 1985.
180. Кокарев И.Е. США на пороге 80-х: Голливуд и политика. М.: Искусство, 1987.
181. Колодяжная В.С. Кино Соединенных Штатов Америки (1945 -1960). М., 1963.
182. Колодяжная В, Трутко И. История зарубежного кино. T.I, Т.2, М., 1970.
183. КомовЮ.А. Голливуд без маски. М.: Искусство, 1982. 208 с.
184. Краснова Г.В. Рождение нации. История США в фильмах М.: Канон-плюс, 2019.
185. Лазарук C.B. Базовые модели киноведения США (Из истории
американского киноведения). М.: ВГИК, 1996.
402
186. Мерсийон А. Кино и монополии в США. М: Изд-во иностр. лит., 1956.
187. Разлогов К.Э. Конвейер грез и психологическая война. Кино и общественно-политическая борьба на западе в 70-80-е годы. М., 1986.
188. Разлогов К. Искусство экрана. От синематографа до Интернета. М.: Росспэн, 2010.
189. Садулъ Ж.. Всеобщая история кино. Под редакцией С. Юткевича. Т. 1, М. 1951. Т. 2., М. 1953. Т. 3. М. 1961. Т.4/1, Т4/2. М. 1982.
190. Соболев Р. Голливуд. 60-е. М., 1975.
191. Теплиц Е. Кино и телевидение в США. М: Искусство, 1966.
192. Трепакова А.В. Ценности американского кино. Жанры, образы, идеи. М.: КДУ, 2007.
193. Хаскелл М. Стивен Спилберг. Человек, изменивший кинематограф. Биография / Молли Хаскелл. М.: Эксмо, 2019.
194. Шатерникова М.С. "Синие воротнички" на экранах США: (Человек труда в амер. кино). М.: Искусство, 1985.
Зарубежная, англоязычная историография /киноведение
195. Alloway L. Violent America: The Movies, 1946-1964. New York, 1971.
196. American cinema of the 1940s: themes and variations / edited by Wheeler Winston Dixon. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 2006.
197. American Cinema of the 1970s: Themes and Variations / edited by Lester D. Friedman. New Brunswick; New Jersey: Rutgers University Press, 2007.
198. American cinema of the 1980's: themes and variations / edited by Stephen Prince. Rutgers University Press, 2007.
199. American history/ American film: Interpreting the Hollywood image / Ed. by John E. O'Connor a. Martin A. Jackson; Forew. by Arthur M. Schlesinger. N. Y.: Ungar, Cop. 1979.
200. Anderson C. Hollywood TV: The Studio System in the Fifties. Austin: U of Texas P, 1994.
201. Balio T. Grand design: Hollywood as a modern business enterprise, 1930-1939. N.Y.: Scribner, Cop, 1993.
202. Bart P. Who Killed Hollywood? Los Angeles: Renaissance Books, 1999.
203. Boaz H. Death in Classical Hollywood cinema. N.Y., Palgrave Macmillan, 2010..
204. Bogle D. Brown sugar : Eighty years of America's black female superstars / By Donald Bogle ; Des. by Joan Peckolick. N. Y.: Harmony books, Cop. 1980.
205. Booker M. Film and the American Left: A Research Guide. Westport, Conn.: Greenwood, 1999.
206. Bordwell D. Classical Hollywood cinema : film style & mode of production to 1960 / David Bordwell, Janet Staiger, and Kristin Thompson. N. Y.: Columbia University Press, 1985.
207. Cagin S., Dray F. Hollywood Films of the Seventies. N. Y.: Harper & Row, 1984.
208. Carmen I. Movies, Censorship, and the Law. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1966.
209. Cavell S. Pursuits of Happiness: The Hollywood Comedy of Remarriage. Cambridge, Mass.: Harvard UP, 1981.
210. Ceplair, L.,Steven EnglundS. The Inquisition in Hollywood: Politics in the Film Community, 1930-1960. N.Y., 1980.
211. Cettl R. Terrorism in American cinema: an analytical filmography, 1960-2008 / Robert Cettl. Jefferson, N.C. : McFarland & Co., 2009.
212. Cinema, politics and society in America / Ed. by Philip Davies a. Manchester: Manchester univ. press, 1985.
213. Cold War film genres / edited by Homer B. Pettey. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2018.
214. Cook D. Lost Illusions: American Cinema in the Shadow of Watergate and Vietnam, 1970-1979. New York: Charles Scribner's Sons, 2000.
215. Corrigan T. A Cinema without Walls: Movies and Culture after Vietnam. New Brunswick: Rutgers UP, 1991.
216. Cowans J. Film and colonialism in the sixties: the anti-colonialist turn in the US, Britain, and France. Abingdon, Oxon; N.Y: Routledge, 2019.
217. Davies, P.J., Neve, B. Cinema, Politics, and Society in America. Manchester, 1981.
218. Dick B. F. The screen is red: Hollywood, communism, and the Cold War. Jackson: University Press of Mississippi, 2016.
219. Doherty T. Cold War, cool medium: television, McCarthyism, and American culture. N.Y.: Columbia University Press, 2003.
220. Doherty T. Sex, immorality, and Insurrection in American Cinema. 1930-1934. New York: Columbia University Press, 1999.
221. Dowdy A. The films of the fifties : The Amer. state of mind / By Andrew Dowdy. New York: Morrow, 1975.
222. Dunn D. Cold war filmography: a reference guide, 1917-1995 / David Dunn. Trowbridge: Flicks Books, 1996.
223. Elsaesser T. Persistence of Hollywood / by Thomas Elsaesser. N.Y: Routledge, 2012.
224. Elsaesser T., Horwath A., King N., eds. The Last Great American Picture Show: New Hollywood Cinema in the 1970s. Amsterdam: Amsterdam UP, 2004.
225. Fadiman W. Hollywood Now. New York: Liveright, 1972.
405
226. Feeney M. Hollywood in Havana: US cinema and revolutionary nationalism in Cuba before 1959. Chicago; London: The University of Chicago Press, 2019..
227. Gilbey R. It Don't Worry Me: The Revolutionary Films of the Seventies. New York: Faber and Faber, 2003.
228. Goodman E. The Fifty Year Decline and Fall of Hollywood. New York: Simon and Schuster, 1961.
229. Goscilo, H. Fade from red: the cold-war ex-enemy in Russian and American film, 1990-2005 / Helena B. Goscilo, Margaret B. Goscilo. Washington, DC: New Academia Pub., 2014.
230. Gow, G. Hollywood in the Fifties. N. Y., 1971.
231. Guback, T. The International Film Industry. Bloomington, Indiana University Press, 1969.
232. International Television and Video Almanac 1989. N. Y.: Quigley, 1990.
233. Hehr R. New Hollywood: The American Film after 1968. Stuttgart: Edition Axel Menges, 2003.
234. Higham C. The Art of the American Film, 1900-1971. N. Y., 1973.
235. Hoberman J. An army of phantoms: American movies and the making of the Cold War. N. Y.: New Press, 2011.
236. Hollywood on location: an industry history / edited by Joshua Gleich and Lawrence Webb. New Brunswick; Camden: Rutgers University Press, 2019.
237. James D. Allegories of Cinema: American Film in the Sixties. Princeton: Princeton University Press, 1989.
238. Jameson F. "Nostalgia for the Present." Classical Hollywood Narrative: The Paradigm Wars. Durham, N.C.: Duke UP, 1992.
239. Jenkins, T. The CIA in Hollywood: how the agency shapes film and television. Austin: University of Texas press, cop. 2016.
240. Johnson R.D. Congress and the Cold War. N. Y.: Cambridge University Press, 2006.
241. Kelly A. Cinema and the Great War. L. N.Y., 1997.
242. King G. Indiewood, USA: Where Hollywood meets Independent Cinema. International Library of Cultural Studies, 2009.
243. Lev P. American Films of the 70-s. Conflicting visions. University of Texas press. Austin, 2000.
244. Levi E. Vincente Minnelli: Hollywood's Dark Dreamer. N. Y., 2009.
245. Lewis J. Francis Coppola and the New Hollywood. Whom God Wishes to Destroy. Duke University Press. Durham and London, 1995.
246. Madsen A. New Hollywood. N. Y.: Crowell, 1975.
247. Man G. Radical Visions. American Film Renaissance, 1967-1976. Greenwood Press. Westport, Connecticut, London, 1994.
248. May L. Screening out the past: The birth of mass culture a. the motion picture industry: With a new pref. Chicago; London: Univ. of Chicago press, 1983. 304 p.
249. McAdams F. The American War Film: History and Hollywood. Westport, Conn.: Praeger, 2002.
250. MedvedM. Hollywood vs. America: Popular Culture and the War on Traditional Values, N. Y.: Harper Perennial, 1992.
251. Monaco J. American Film Now. New York: Oxford University Press, 1979.
252. Monaco J. American Films Now: The People, The Power, The Money, The Movies. New York: New American Library, 1984.
253. Monaco P. The sixties: 1960-1969. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 2001.
254. Mordden E. Medium Cool: The Movies of the Sixties. N.Y., 1990.
255. Naficy H. An Accented Cinema: Exilic and Diasporic Filmmaking. Princeton: Princeton UP, 2001.
256. Neale S. Genre and Hollywood. New York: Routledge, 2000.
407
257. Neale S., Murray S. Contemporary Hollywood Cinema. London: Routledge, 1998.
258. Newman K. Apocalypse Movies: End of the World Cinema. New York: St. Martin's Griffin, 2000.
259. Nowlan R. The Films of the Eighties: A Complete, Qualitative Filmography. Jefferson, N.C.: McFarland, 1991.
260. O'Brien T. The Screening of America: Movies and Values from Rocky to Rain Man. New York: Continuum, 1990.
261. Palmer W. The Films of the Eighties: A Social History. Carbondale: Southern Illinois UP, 1993.
262. Patterson J., Grand Expectations: Postwar America, 1945-1974. N.Y., 1996.
263. Pollins, P. Hollywood as Historian: American film in a Cultural Context. Lexington, 1983.
264. Prince S. Classical film violence: designing and regulating brutality in Hollywood cinema, 1930-1968. New Brunswick; New Jersey, and London: Rutgers University Press, 2003.
265. Quart L., Auster A. American Film and Society Since 1945. N. Y.: Praeger, 1985.
266. Ray R. A Certain Tendency of the Hollywood Cinema, 1930-1980. Princeton, New York, 1985
267. Rogin M. Ronald Reagan. The Movie: and Other Episodes in Political Demonology. Berkeley, 1987.
268. Rosenstone R. Visions of the Past: The Challenge of Film to Our Idea of History. Cambridge: Harvard University Press, 1995.
269. Ryan M., Kellner D. Camera Politica: The Politics and Ideology of Contemporary Hollywood Film. Bloomington: Indiana UP, 1988.
270. Sarris A. The American Cinema. Directors and Directions. 19291968. Da Capo Press. N.Y, 1968.
271. Sarris A. "Toward a theory of film history", in The American Cinema, New York, E.P. Dutton, 1968.
272. Schatz T. Boom and bust: American cinema in the 1940's. History of the American cinema. Vol. 6. 1940 - 1949. N.Y.: University of California Press, 1999.
273. Schatz T. "The Return of the Hollywood Studio System." Conglomerates and the Media. Ed. Erik Barnouw et al. N. Y.: New Press, 1997.
274. Shaw T. British Cinema and the Cold War. N.Y.: I.B. Tauris, 2006. 280 p.
275. Shaw T., Youngblood D.J. Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Heart and Minds. Lawrence: University Press of Kansas, 2010.
276. Shilder C. Hollywood in crisis. Cinema and American society 1929 - 1939. N.Y., 1996.
277. Sklar R. Movie-Made America: A Social History of American movies. New York, 1975.
278. Slide A. The American Film Industry: A Historical Dictionary. New York, 1986.
279. Smith J. Looking Away: Hollywood and Vietnam. N. Y.: Scribner's, 1975.
280. Sterritt D. Mad to be Saved: The Beats, the '50s, and Film. Carbondale: Southern Illinois, 1998.
281. Stokes J. On Screen Rivals: Cinema and Television in the United States and Britain. Basingstoke: Macmillan, 1999.
282. Strada, M.J. and Troper, H.R. Friend or Foe?: Russian in American Film and Foreign Policy. Lanham, Md., & London: The Scarecrow Press, 1997. 255 p.
283. Stubbs J. Hollywood and the invention of England: projecting the English past in American cinema, 1930-2017. N.Y: Bloomsbury Academic, 2019.
284. The Last Great American Picture Show. The New Hollywood Cinema in the 1970-s»/ Edited by Thomas Elsaesser, Alexander Horwath, Noel King. Amsterdam University Press, 2004.
285. Thompson K. Storytelling in the New Hollywood. Cambridge, Mass.: Harvard UP, 1999.
286. Toplin R. History by Hollywood: The Use and Abuse of the American Past. London: Verso Press, 1995.
287. Vizzard, J. See No Evil: Life Inside a Hollywood Censor. N. Y.: Simon & Schuster, 1970.
288. Wasko, J. Hollywood in the Information Age. Cambridge. 1994.
289. Wheeler W.D. Hollywood in Crisis or: The Collapse of the Real. N.Y., Palgrave Macmillan, 2016.
290. Williams M. Road Movies. N. Y., 1982.
291. When the movies mattered: the New Hollywood revisited / edited by Jonathan Kirshner and Jon Lewis. N.Y.: Cornell University Press, 2019. 214 р.
292. Wood R. Arthur Penn. Praeger Film Library. N.Y., 1970.
293. Wood R. Hollywood. From Vietnam to Reagan. and Beyond. Columbia University Press. New York, 1983.
294. Wyatt J. High Concept: Movies and Marketing in Hollywood. Austin: University of Texas press, 1994.
Материалы по российско-советской кинематографии
295. Абрамов Н. Кино-искусство Запада о войне. М., 1965.
296. Вейцман Е. М. Киноэкран размышляет, спорит, доказывает. -М., 1969;
297. Добренко Е. Музей революции. Советское кино и сталинский
исторический нарратив. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
410
298. Сальникова Е.В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х гг. Визуальные образы, герои, сюжеты. М., 2010.
299. Головской В. Кинематограф 70-х. Между оттепелью и гласностью / В. Головской. М.: Материк, 2004.
300. Грошев А.Н. Советское кино на подъеме. (1954-1963 г.) М.,1964.
301. Зоркая, Н. М. Зрелищные формы художественной культуры. М., 1981.
302. Зоркая Н.М. История отечественного кино. ХХ в. М., 2014. 511 с.
303. Зоркая Н.М. История советского кино. Спб., 2005. 544 с.
304. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / Под ред. В. И. Фомина. М.: Минкульт РФ, ВГИК, 2012.
305. История отечественного кино / Отв. ред. Л. М. Будяк. М.: Прогресс, 2005.
306. История советского кино. 1917-1967. М.: Искусство, 1969-1978. 4 т.
307. Кино: политика и люди (30-е гг.). к 100-летию мирового кино. М., 1995.
308. Марьямов Г. Кремлевский цензор. Сталин смотрит кино. М., 1992.
309. Мачерет А. В. Художественные течения в советском кино. М., 1963.
310. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. / Под ред. Л. Аркус. СПб.: Сеанс, 2002.
311. Нусинова Н.И. Когда мы в Россию вернемся. Русское кинематографическое зарубежье. М.: НИИК, Эйзенштейн-центр, 2003. 464 с.
312. Очерки истории советского кино [Текст]: В 3 т. / Под ред. Ю. С. Калашникова [и др.] ; [Акад. наук СССР. Ин-т истории искусств]. -М.: Искусство, 1956-1961.
313. Пережить войну. Киноиндустрия в СССР, 1939 - 1949 годы. М.: Политическая энциклопедия, 2018. 648 с.
314. После оттепели: кинематограф 1970-х. М.: НИИ киноискусства, 2009. 576 с.
315. Советское кино, 1919-1991 / [авт.-сост. Дмитрий Скендеров]. -Москва: Интеррос, 2006.
316. Фомин В.И. История российской кинематографии (1941-1968 гг.): управление, общественные организации, репертуарная политика, кинопроизводство, кинофикация, кинопрокат, кинотехника, зарубежные связи, подготовка кадров / отв. за вып. Ю.В. Божко. М.: Канон-Плюс, 2019. 736 с.
317. Фомин В. Кино и власть. М.: Материк, 1996.
318. Черненко М. Красная звезда, желтая звезда /М. Черненко. М.: Глобус Пресс, 2003. 432 с.
319. Шубин А. В. Золотая осень, или период застоя. СССР в 19751985 гг. / А. В. Шубин. М.: Вече, 2008.
320. Юренев Р.Н. Краткая история советского кино / Р. Юренев. -М.,1979.
Зарубежные исследования российского/советского кино
321. Beumers B. History of Russian cinema / Birgit Beumers. Oxford; N. Y. : Berg, 2009.
322. Cinema, state socialism and society in the Soviet Union and Eastern Europe, 1917-1989: re-visions / edited by Sanja Bahun and John Haynes. Routledge, 2014.
323. Cohen L. Cultural-political traditions and developments of the Soviet cinema, 1917-1972. N. Y., Arno Press, 1974.
324. Cohen L. Soviet cinema, film, and photography: a selected annotated bibliography / compiled by Louis Harris Cohen.Edwards Air Force Base, Calif.: Photographic Branch, DOETC, Air Force Flight Test Center, 1976.
325. Fifty years of Soviet cinema 1917-1967; prepared by the British Film Institute and Sovexportfilm on the occasion of the 50th anniversary of the October Revolution. London, British Film Institute,1967.
326. Gillespie D Russian cinema / David Gillespie. Harlow, England; New York: Longman, 2003.
327. Kenez P. Cinema and Soviet society from the revolution to the death of Stalin / Peter Kenez.London; N. Y.: I.B. Tauris; N.Y.: distributed by St. Martin's Press, 2001.
328. Kenez P. Cinema and Soviet society. 1917-1953. Cambridge, 1992.
329. Menashe L. Moscow believes in tears: Russians and their movies / Louis Menashe. Washington, DC: New Academia Pub., 2010.
330. Post new wave cinema in the Soviet Union and eastern Europe / edited by Daniel J. Goulding. Bloomington : Indiana University Press, 1989.
331. Russia and its other(s) on film: screening intercultural dialogue / edited by Stephen Hutchings. Basingstoke [England]; N. Y.: Palgrave Macmillan, 2008.
332. Red screen: politics, society, art in Soviet cinema / edited by Anna Lawton. London; New York : Routledge, 1992.
333. Rimberg, J. Motion picture in the Soviet Union: 1918-1952, a sociological analysis.New York, Arno Press, 1973.
334. Soviet and post-Soviet identities / edited by Mark Bassin and Catriona Kelly. Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2012.
335. Stalinism and Soviet cinema / edited by Richard Taylor and Derek Spring. London; N. Y.: Routledge, 1993.
336. Trembour A. Introduction to Soviet cinema. Washington, D.C.: Kennan Institute for Advanced Russian Studies, Woodrow Wilson International Center for Scholars, 1987.
337. Woll, J. Real images: Soviet cinema and the thaw. New York: Distributed in the U.S.A. by St. Martin's Press, 2000.
338. Women in Soviet film: the thaw and post-thaw periods / edited by Marina Rojavin and Tim Harte. Milton Park, Abingdon, Oxon ; New York; Routledge, 2018.
Приложение
Советская / российская и зарубежная «холодная» фильмография
(1946 - 1991)
1946
1. «Управление стратегических служб» / «O.S.S.» (США, 1946, реж. И. Питчел)
1947
2. «Дом 13 по улице Мадлен» / «13 Rue Madeleine» (США, 1947, реж. Г. Хэтэуэй)
3. «Рассчитаемся после смерти» / «Dead Reckoning» (США, 1947, реж. Д. Кромуэл)
4. Спецагенты» / «Т-men» (США, 1947, реж. Э. Манн)
1948
5. Берлинский экспресс / «Berlin Express» (США, 1948, реж. Ж. Турнёр).
6. «Железный занавес» / «The Iron Curtain» (США, 1948, реж. У. А. Уэлмэн)
7. «Суд чести» (СССР, 1948, реж. А. Роом).
1949
8. «Белая горячка» / «White Heat» (1949, США, реж. Р. Уолш)
9. «Конспиратор» / Conspirator (США, 1949, реж. В. Савилл)
10. «Красный Дунай» / «The Red Danube» (США, 1949, реж. Д. Сидни)
11. «Красная угроза» / «Red Menace» (США, 1949, реж. Спрингстин)
12. «Женщина на Пирсе 13» / Я вышла замуж за коммуниста / «Woman on Pier 13 / I Married a Communist» (США, 1949, реж. Р. Стивенсон)
13. У них есть Родина» (СССР, 1949, реж. А. Файнциммер)
1950
14. «Виновен в измене» / «Guilty of Treason» (США, 1950, реж. Ф.Э. Файст)
415
15. «Заговор обреченных» (СССР, 1950, реж. М.А. Калатозов)
16.«Капитан Кари, США» / «Captain Carey, U.S.A.» (США, 1950, реж. М. Лейзен).
17. «Распрощайся с завтрашним днем» / «Kiss Tomorrow Goodbye», (США, 1950, реж. Г. Дуглас)
18.«Секретная миссия» (СССР, 1950, реж. М. Роом)
19. «Шпионская охота» / «Spy Hunt» (США, 1950, реж. Дж. Шерман)
20.Большой подъем» (США, 1950, реж. Д. Ситон)
1951
21. «Насаждающий закон» / «The Enforcer» (США, 1951, реж. М. Рэкин)
22.«Прощай, Америка!» (СССР, 1951, реж. А. Довженко, Ю. Солнцева)
23. «Туз в рукаве» / «Ace in the Hole» (США, 1951, реж. Б. Уалйдер)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.