Человек и общество в философии Ибн Баджжи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Османов, Анвар Магомедович

  • Османов, Анвар Магомедович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 210
Османов, Анвар Магомедович. Человек и общество в философии Ибн Баджжи: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2012. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Османов, Анвар Магомедович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение

ГЛАВА I. ИБН БАДЖЖА И ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ В ИСПАНИИ

§1.1. Социально-философский компонент в раннесредневековом

исламе

§1.2. Истоки и направления развития восточного перипатетизма

§ 1.3. Формирование философского и научного мировоззрения Ибн Баджжи

ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИБН БАДЖЖИ

§2.1. Душа и человек в учении Ибн

Баджжи

§2.2. Гносеология и принципы этики в философии Ибн Баджжи

ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЭТИКИ ИБН БАДЖЖИ

§3.1. Идеал «добродетельного города» и актуальность «несовершенных

городов»

§3.2. «Счастье уединившегося»: социальный идеал

мудреца

Заключение

Список использованных источников и

литературы

Приложение 1

Приложение 2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек и общество в философии Ибн Баджжи»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Социально-этическая мысль народов мусульманского Востока в эпоху Арабского халифата возникла под влиянием значительных достижений естественных и философских наук. Она развивалась «на базе натуралистических и рационалистических традиций в философии и светских жизнеутверждающих направлений в литературе» 1 . Возникнув в таких условиях, она приобрела универсальную основу в виде гуманистической ориентации на представления о человеке и обществе. В связи с этим учение о человеке и его благе стало отправной точкой отсчета формирования

9

гуманизма , хотя оно «никогда не определялось точно и всегда имело относительный характер, наполняясь конкретно-историческим содержанием в зависимости от разнообразных условий, прежде всего социальных, тем не

3

менее, оно всегда выступало как некоторая универсальная ценность» . Гуманистическое начало в той или иной степени «управляло умами и

~ 4

деятельностью людей» , порождая новое осознание его содержания.

Исламское вероучение, ставшее своего рода духовным и интеллектуальным «переворотом», возвестило о появлении новой доктрины - о взаимном равенстве людей, признающих ислам; «о маловажности

1 Сагадеев A.B. Особенности развития этической и эстетической мысли народов средневекового Востока // Исследования по арабо-мусульманской культуре и философии: Избранные статьи А. В. Сагадеева. М., 2009. С. 231.

2 В арабском литературном языке было достаточно сложно найти точный перевод для понятия «гуманизм». Обычно в исламе его принято передавать словом инсаниййа (букв, «человечность», «гуманность»). Словарные описания термина «гуманизм» в исламе см.: L. Gardet. La cite' musulmane: Vie sociale et politique. Paris, 1969. P. 273. Кроме того, в этом отношении очень интересно проследить «зарождение» принципов «нового арабского гуманизма» в середине XX в. в Египте. Автор нашумевшей книги «История атеизма в исламе» (1944), Абд ар-Рахман Бадави сформулировал тезисы гуманизма, которые изначально были присущи средневековой арабо-мусульманской философии (Сагадеев A.B. Религия и философия в арабских странах // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М., 1985. С.80).

3 Фролов И.Т. Избранные труды. В 3 т. Т. 3: О человеке и гуманизме. М., 2003. С. 333-334.

4 Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. M., 1972. С. 232.

3

расовых и племенных различий» 5 , наконец, об активном неприятии несправедливости. На первый взгляд, достаточно простая форма религиозного учения ислама выражалась лишь в догматических особенностях. Абсолютный монотеизм (таухид) в исламе, «исключающий проблематику взаимоотношений божественного, природного и человеческого» 6 , получил возможность распространяться в виде мусульманского богословия, построенного на основе текста Корана. В исламе Коран признается как божественное откровение, переданное от Аллаха пророку Мухаммаду через посредство ангела Джабраила. Вместе с тем, отсутствие четкого разграничения религиозного и светского начал в обществе обусловили «своеобразие интеллектуальной ситуации в регионах распространения ислама»7. В этом смысле ограничение рационалистического анализа по отношению к религиозным догматам и резкая критика мусульманской теологии со стороны «языческих интеллектуалов» не дали ей реализоваться в своей чистой форме, в отличие, например, от христианской теологии. Совмещая духовные и политические аспекты, теология средневекового ислама выработала особый характер философского мышления на мусульманском Востоке. Его уникальность заключалась в свободном волеизъявлении, сочетании диалектического и рационалистического способа мышления, а также в наличии светского компонента в понимании религии.

Становление западно-христианского мира всегда проходило в условиях осознания присутствия и конкурентного воздействия ислама. Сравнивая эти два разных мира, приходится говорить, скорее, в категориях их духовного противопоставления, и такая ситуация сохраняет свою актуальность. Несмотря на их взаимное влияние, современный западный мир, по

5 Крымский А.Е. История мусульманства. М., 2003. С. 373, 398.

6 Шаймухамбетова Г.Б. О методологических аспектах темы соотношения философии и религии на Востоке // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987. С. 27.

7 Там же.

g

выражению A. Тойнби, «с переменным успехом» , по-прежнему склонен видеть в исламе врага, ассоциируя его с исламскими «фундаменталистскими» движениями. Это отношение, вызванное социальными, политическими, нравственно-идеологическими перипетиями, можно было бы считать новым, если бы европейцы не воспринимали это как «повторение, déjà vu, возобновление противостояния» 9 . Первое «соприкосновение Западной Европы с мусульманской цивилизацией вызвало у европейцев многостороннее чувство неполноценности»10, внушаемое страхом перед непобедимостью мусульман. Немного позже оно дополнилось при сравнении средневековых европейцев своей культуры с арабо-мусульманской, превосходство которой в тот период во всех ее аспектах, от интеллектуальной до бытовой, было очевидным.

Поэтому обращение к средневековой арабо-мусульманской философии, наблюдаемое в современной отечественной и зарубежной науке, вызвано, прежде всего, необходимостью понять не только сложные социально-политические отношения11, непосредственно связанные с сегодняшними событиями в мире, но и обратиться к духовно-мировоззренческим ценностям средневекового человека, вышедшего из мусульманской среды. Подобного рода экскурс в средневековую философию необходим, в первую очередь, для того, чтобы комплексно реконструировать исламское мировоззрение, своеобразие которого требует анализа, не ориентированного на духовный опыт Европы. Это позволит, в частности, установить корни проблем, назревших в современном обществе, ибо, как было справедливо отмечено

8 Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. М., 2003. С. 381.

9 Кардини Фр. Европа и ислам: история непонимания. СПб, 2007. С. 9.

10 Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. С. 108.

11 Действительно, на протяжении всего XX в. исламский мир демонстрировал нам большую гамму социально-политических ситуаций, «выстраиваемых по порядку от абсолютной секуляризации к традиционализму» (Religons and Societies: Asia and the Middle East. Ed. by Carlo Caldarola. Berlin-New-York-Amsterdam, 1982. P. 29). К сожалению, в последние десятилетия большое количество литературы по исламу связано с так называемым феноменом «исламизации политики» и «политизации ислама»: и в том, и другом случае любое политическое действие, по словам A.A. Игнатенко, «если не эксплицитно, то имплицитно соотносится с этим вероучением, а само оно во все большей степени превращается в политическую доктрину» (Игнатенко A.A. Исламские концепции социально-экономического и политического развития: Ближний и Средний Восток // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. M., 1985. С. 210).

5

Е.А. Фроловой, «радикальные изменения в обществе начались лишь около ста лет назад и не затронули его глубин»12. Определение подобной точки возврата, в свою очередь, поможет правильно понять истоки традиций, как мусульманского общества, так и западно-христианского, поскольку они были во многом общими и восходили к античной философии. Вероятно, этот диалог между Востоком и Западом необходим не только ради понимания другого, но и более глубокого осознания самого себя, «что не следует стремиться к единообразию, чреватому насилием, диктатом, но, тем не менее настоятельно требуется некоторая общая платформа оценок, действий, поведения по отношению к проблемам, приобретшим глобальную, общечеловеческую значимость»13. Таким образом, как говорил Эдвард Сайд, эти две географические сущности - Восток и Запад - «поддерживают и до

14

определенной степени отражают друг друга» .

Мусульманские ученые, создавая, по словам A.B. Сагадеева, новую образованность, «перешагнули через какую-то историческую полосу, лежавшую посредине между их временем и древним миром»15. Перцепция античной философской мысли, в особенности Платона и Аристотеля, позволила средневековым арабо-мусульманским философам (<фаласифа)16 превратить их учения в социально-политическую доктрину, органично имплантированную в контекст мусульманской духовной культуры. Такое превращение было вызвано особым периодом средневековья, в котором социально-политические движения нередко принимали форму религиозного

12 Фролова Е.А. Наука и ислам (некоторые философские аспекты их взаимоотношений) // Методологические

проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987. С. 128. в Степанянц М.Т. Восток - Запад: диалог философов // Вопросы философии. М., 1989 (12). С. 157.

14 Сайд Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. Пер. A.B. Говорунова. СПб, 2006. С. 12.

15 Сагадеев A.B. Гуманистические идеалы мусульманского средневековья // Человек как философская проблема: Восток - Запад. Отв. Ред. Н.С. Кирабаев. М., 1991. С. 47.

16 Мыслители направления фалсафа (или восточного перипатетизма) называли себя фаласифа (философами) и были ориентированы, главным образом, на античные типы мировоззрения, но их большее восприятие идей Аристотеля послужило возникновению и другого наименования этого направления -восточный перипатетизм.

сектантства17. Одной из причин возникновения таких движений в исламе стала неопределенность и противоречивость коранических высказываний относительно организации уммы. Поставленный ими вопрос о власти мусульманское законоведение не могло разрешить в силу своей принципиальной ограниченности, не позволявшей выходить за рамки священного текста. Поэтому задачу всесторонней интерпретации данного вопроса поставили перед собой философы.

Как в свое время и представителей древнегреческой философии, обоснование социально-политического идеала привело исламских мыслителей к постановке вопроса о счастье как цели жизни индивида и всего социума. В этом аспекте в философии восточных перипатетиков можно выделить триединую схему направления идей, при которой одни понимали счастье как высшее совершенство человека, вторые считали, что счастье представляет собой умопостижение и третьи доказывали, что оно достижимо только в благоустроенном обществе18. В той или иной степени данная парадигма, установившаяся изначально, разрабатывалась всеми крупными учеными мусульманского Востока. Одним из выдающихся представителей этой традиции был испанский перипатетик Ибн Баджжа.

Выдающийся философ, известный в Европе под именем Авемпаце (Авемпас, Авемпачче), продолжая единое направление фалсафа, был родом из западной части исламского мира, Андалусии. Он был фигурой исключительно оригинальной и самобытной. Всецело принадлежа мусульманскому миру, его идеи вышли далеко за его пределы. Особая роль Ибн Баджжи отмечается в западной католической литературе: его философское учение повлияло, в частности, на воззрения монахов-доминиканцев, а также на представителей ортодоксальной схоластики -

17 Игнатенко A.A. Проблемы развития арабо-мусульманской общественно-политической мысли средневековья (методологический аспект) // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987. С. 165.

18 Игнатенко A.A. Проблемы развития арабо-мусульманской общественно-политической мысли средневековья. С. 175.

Альберта Великого и его ученика Фому Аквинского. Последние вели постоянную борьбу против передовых течений в схоластике и ересей, а также против аристотелизма в его «еретической» арабской интерпретации (<аеерроизм), хотя сами испытали на себе влияние арабоязычной философии19. Изучив учение Платона о государстве и законах и взяв за основу этику и логику Аристотеля, Ибн Баджжа стал единственным из арабо-мусульманских философов, кто исследовал положение мудреца в актуальном, то есть -заведомо порочном и несовершенном государстве, отказавшись, тем самым,

от рассмотрения устройства идеального государства. Вероятно, собственный

20

политический опыт при дворе Альморавидов показал Ибн Баджже «невозможность изменить течение государственных дел ввиду их порочного состояния и упадка»21. По его мнению, именно он нашел единственно правильный путь к счастью - путь уединения.

Несмотря на то, что сегодня имеется обширная литература, посвященная изучению арабо-мусульманского философского наследия, обращение к творчеству Ибн Баджжи продолжает сохранять высокий научный интерес, что вполне объяснимо. На протяжении долгого времени работы Авемпаце были недоступны. Этот недостаток объясняет довольно поздний интерес, возникший к фигуре Ибн Баджжи. Основной корпус работ Авемпаце был впервые переведен на французский язык только в XIX в., и то не с оригинальных источников, а с древнееврейских рукописей. Его работы, в отличие от трудов других фаласифа, никогда не переводили на латинский

19 Такая точка зрения, устоявшаяся в отечественном востоковедении (см., например, Философская энциклопедия в 5-ти томах. Т. 1, М. 1960. С. 45-46), не претерпела существенных изменений и в настоящее время. Аналогичная точка зрения находит свое выражение также и в зарубежных исследованиях и публикациях.

20 Название династии и государства (середина XI-середина XII вв.), возникшего в ходе движения берберских племен Северной Африки во главе с Абдаллахом ибн Йасином. Центром движения была территория современной Мавритании, где находился рибат (букв, «цитадель») Абдаллаха ибн Йасина; его последователи были названы ал-мурабитун - «живущие в рибате» (исп. almorávides). Столицей государства в конце XI в., которое включало Марокко, Западный Алжир, мусульманскую Испанию и Балеарские острова, был г. Марракеш.

21 Игнатенко А.А. Проблемы развития арабо-мусульманской общественно-политической мысли средневековья. С. 163.

язык22. Печатные издания на английском, арабском и испанском языках появились только в XX столетии. Большинство произведений Ибн Баджжи представляют собой небольшие, краткие тексты, однако содержательная их ценность весьма велика. Несмотря на то, что его основные философские сочинения до нас не дошли, тем не менее, высокая образованность андалусского философа, его живой и гибкий ум, уверенный рационализм и непростая жизненная судьба не могут не восхитить исследователей и не подвигнуть их на дальнейшие поиски творческого наследия Ибн Баджжи.

Степень научной разработанности темы.

При работе над диссертацией были изучены отечественные, западные и арабские источники и литература. Здесь стоит оговориться, что в течение длительного времени и сам Ибн Баджжа, и его труды были незаслуженно забыты. Единственными интерпретаторами его философских воззрений были еврейские мыслители средневековой Испании. Именно благодаря им само имя и сочинения Ибн Баджжи, если не стали предметом исследования исторической и философской науки, то, по крайней мере, оказались сохранены для истории философии. Первым же, кто вернул в научный оборот тексты Ибн Баджжи и заложил традицию изучения его наследия, был знаменитый испанский философ и священник М. Асин Паласиос. Его заслуга состояла в том, что он издал трактат Ибн Баджжи Китаб ан-Набат (О растениях)23, который стал первым доступным в оригинале текстом на арабском языке в числе работ Ибн Баджжи и представляющий арабского мыслителя в новом свете, в качестве естествоведа. На протяжении 30-40-х гг. XX в. он опубликовал такие работы андалусского философа, как ат-Таби 'ий (Натуралист), Иттисал ал- 'акл би-л-инсан (Соединение разума с человеком)

22 Dunlop D.M. Arab civilizations to A.D. 1500. London, 1971. P. 195.

23 Palacios M.A. Kitab an-Nabat (On Plants) // Al-Andalus, 1940.

9

и Рисалат ал-вада' (Прощальное послание)24. Он же впервые издал и перевел на испанский язык работу Ибн Баджжи Тадбир ал-мутаеаххид (Жизнеустроение уединившегося)25. Впоследствии этот трактат, в отличие от других сочинений Ибн Баджжи, многократно издавался и переводился26, однако большая часть произведений Ибн Баджжи стала доступна лишь в 6070-х гг. XX в., что, по сути, в масштабах изучения истории арабской философии сравнительно поздно.

Следующий современный этап изучения творчества Ибн Баджжи приходится уже на вторую половину XX в. В 1960 г. М.Х. ал-Ма'суми издает работы Ибн Баджжи Китаб ан-нафс (Книга о душе) и 'Илм ан-нафс (Наука о душе)27. В 70-х гг. были изданы Маджидом Фахри и Ма'аном Зийада Шарх ас-сама' ат-таби'и ли-Аристуталис (Объяснение предмета книги Аристотеля «Физика»)28. В 80-х гг. историк Джамал ад-Дин ал-'Алави

29

выпустил сборник философских работ Ибн Баджжи , а в период 1987-1989 гг. выходят в свет его труды по логике: ал-Мантик 'инд ал-Фараби (Логика у ал-Фараби), Исагуджи (Введение), Макулат (Категории), 'Ибара (Объяснение), Кийас (Силлогизм)30. В 90-х гг. Маджид Фахри выпускает ещё один сборник работ Ибн Баджжи по логике с существенным дополнением. В

24 Palacios M.A. Avempace botánico // Al-Andalus, 5,1940. P. 255-299; Palacios M.A. Tratado de Avempace sobre la unión del intelecto con el hombre // Al-Andalus, 7, 1942. P. 1-47; Palacios M.A. La Carta de adiós de Avempace // Al-Andalus, 8,1943. P. 1-87.

25 Ibn Bajja. Tadbir al-mutawahhid (El régimen del solitario). Edition and Spanish transi. M. Asin Palacios. MadridGranada: CSIC. 1946.

26 Ибн Баджжа. Тадбир ал-мутаваххид. Под ред. Ма'ана Зийада. Бейрут: Дар ал-Фикр ал-Ислами, 1978. J. van Ess. La Philosophie morale d'Ibn Bâjja (Avempace) à travers le Tadbir al-Mutawahhid (Le Régime du Solitaire) by Mongi Chemli // Die Welt des Islams. New Series. Vol. 13, Issue 1/2, 1971. P. 132.

27 Ибн Баджжа. Китаб ан-нафс // Ал-Маджма' ал-'илми ал-'араби (Академия арабской науки). 1379/1960. Под ред. М.Х. ал-Ма'суми. Дамаск. Впервые работа опубликована в Маджалла Маджма' ал-Луга ал-'арабиййа (журнал Академии арабского языка). Т. 33 (1958), с. 96-111; с. 278-301; с. 424-442; с. 609-632. Т. 34 (1959), с. 112-126; с. 332-344; с. 490-506; с. 634-645; Т. 35 (1960), с. 114-122. Ибн Баджжа. 'Илм ан-нафс. Перевод с англ. и замен. М.Х. ал-Ма'суми. Карачи: Пакистанское Историческое Общество, 1961.

28 Ибн Баджжа. Шарх ас-сама' ат-таби'и ли-Аристуталис. Под ред. Маджида Фахри. Бейрут: Дар ан-нахар, 1973. Ибн Баджжа. Шурух 'ала ас-сама' ат-таби'и. Под ред. Ма'ана Зийада. Бейрут: Дар ал-Кинди - Дар ал-Фикр, 1978.

29 Ибн Баджжа. Раса'ил фалсафиййа ли-Аби Бакр Ибн Баджжа (Философские трактаты Абу Бакра Ибн Баджжи). Под ред. Д. ал-'Алави. Бейрут-Касабланка: Дар ас-Сакафа - Дар ан-Нашр ал-Магрибиййа, 1983.

30 Ибн Баджжа. Та'лик Ибн Баджжа 'ала л-бурхан, Ал-Мантик 'инд ал-Фараби (Комментарий Ибн Баджжи на Доказательство). Под ред. Маджида Фахри. Бейрут: Дар ал-Машрик, 1987. Ибн Баджжа. Ал-Мантикиййат ли-л-Фараби (Диалектика ал-Фараби) // Фусул (Главы). Под ред. Мухаммада Таки Данишпажух. Т. 3. Кум, 1410/1989-90. С. 3-15; Ибн Баджжа. Исагуджи. С. 16-39; Харад Исагуджи (Искажение Введения). С. 40-51; Макулат. С. 52-127; С. 128-149; 'Ибара. С. 158-252; Кийас. С. 255-266.

10

него вошли ал-Фусул ал-хамса (Пять глав), Мулх 'ак (Приложение), ал-Кийас ва-т-тахлил (Силлогизм и анализ)31. В 1995 г. в Мадриде Ж.П. Монтада публикует философский трактат Авемпаце Китаб ал-худус ва-л-фасад (О возникновении и уничтожении)32, и, наконец, совсем недавно, в 2002 г. Джавад ал-'Имарати издаёт трактат Ибн Баджжи по натурфилософии Китаб ал-хайаван (Книга о животных)33.

Среди авторов упомянутых зарубежных работ следует отметить тех, кто плодотворно изучал научные и философские взгляды Ибн Баджжи. В основном интерес авторов вызывают естественнонаучные и общественно-политические взгляды Ибн Баджжи, а также его комментарии к трудам Аристотеля и ал-Фараби. Наибольшей информативностью и объективностью отличается материал, проанализированный в работе испанского востоковеда Ж.П. Монтада об Ибн Баджже34. Его исследование представляет интерес с точки зрения точности и полноты информации как о жизни, так и о научной деятельности андалусского мыслителя, кроме того, очевидным его достоинством является максимально полная библиография текстов и публикаций, посвященных Ибн Баджже. Дуглас Мортон Данлоп, известный английский историк, ориенталист и исламовед, со своей стороны, опирается на фактический материал, имеющий отношение больше к культурно-историческому контексту философствования Ибн Баджжи35. Его работы посвящены преимущественно анализу комментариев Авемпаце36.

31 Ибн Баджжа. Та'лик Ибн Баджжа 'ала мантик ал-Фараби (Комментарий Ибн Баджжи на «Логику» ал-Фараби). Под ред. Маджида Фахри. Исагуджи. С. 26-51; Харад Аби Наср фи Исагуджи (Искажение Абу Насра во Введении). С. 52-62; Ал-фусул ал-хамса (Пять глав). С. 63-76; Макулат. С. 77-135; 'Ибара. С. 140172; Мулх'ак. 1. С. 173-174; 2. С. 175; Ал-кийас ва-т-тахлил. С. 180-226. Бейрут: Дар ал-Машрик, 1994.

32 Ib'n Bajja. Avempace. Libro de la generación y la corrupción. Edition and Spanish transí. J. Puig Montada, Madrid: CSIC, 1995.

33 Ибн Баджжа. Китаб ал-хайаван. Под ред. Д. ал-'Имарати. Бейрут-Касабланка: Ал-марказ ас-сакафи ал-араби, 2002.

34 Montada J.P. Ibn Bajja (First published Fri Sep 28, 2007) // Stanford Encyclopedia of Philosophy. [Электронный документ]. - URL: http://meinong.stanford.edu/eiitries/ibn-bajja/. Дата обращения: 22.03.2011.

35 Dunlop D.M. Philosophical predecessors and contemporaries of Ibn Bajjah // The Islamic Quarterly, 2, 1955. P. 100-116.

36 Dunlop D.M. The Diwan attributed to Ibn Bajjah (Avempace) // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. Vol. 14, № 3, 1952. P. 463-477. Dunlop D.M. Al-Farabi's Introductory Sections on Logic // The Islamic Quarterly 2. 1955. P. 264-282. Dunlop D.M. Al-Farabi's Eisagoge // The Islamic Quarterly, 3. 1956. P. 117-138.

11

Другой видный английский исламовед У. Монтгомери Уотт и филолог

37

Пьер Какиа в их совместной работе «Мусульманская Испания» предложили весьма содержательный обзор истории Испании в период VIII-XV вв. В этом исследовании приводится краткая, но весьма полная и достоверная информация об Альморавидах в Испании, об Ибн Тумарте и альмохадском движении. В разделе Философия и мистицизм авторы приводят отдельные сведения об Ибн Баджже, Ибн Туфайле, Ибн Рушде, Ибн Сабине, Ибн ал-Иррифе, Ибн ал-Араби. Крупнейший французский

38

востоковед Анри Корбен в работе «История исламской философии» затронул один из интересующих нас аспектов научного подхода Ибн Баджжи. Как известно, увлекавшийся астрономией, Ибн Баджжа принимал непосредственное участие в антиптолемеевской борьбе, повлиявшей на взгляды Ибн Туфайла и самого ал-Битруги (Альпетрагиус). Социально-политические воззрения Ибн Баджжи в значительной мере нашли свое

39

отражение в работе известного английского востоковеда Э. Роузентала , хотя далеко не все его оценки о характере философии Ибн Баджжи можно признать объективными. Так, называя её пессимистичной, нигилистической и аполитичной, Э. Роузентал не затрудняет себя подробным объяснением причин таких довольно спорных суждений.

Кроме того, среди работ на арабском, английском, испанском и других языках следует выделить специальные исследования ученых, активно издававших и исследовавших трактаты Авемпаце, в первую очередь, таких как М. Аллард40, Д. ал-'Алави41, А. Альтман42, М. Блауштейн43, Г.М. Кортес44,

37 Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976; Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

38 Корбен А. История исламской философии. М., 2010.

39 Rosenthal E.I.J. Political thought in Medieval Islam. Cambridge, 1962.

40 Allard M. Ibn Bagga et la politique // Orientalia Hispanica, 1974. P. 11-19.

41 Ал-'Алави Д. Му'аллафат Ибн Баджжа (Трактаты Ибн Баджжи). Бейрут-Касабланка: Дар ас-Сакафа ва Дар ан-Нашр ал-Магрибиййа, 1983.

42 Altmann A. Ibn Bajja on Man's Ultimate Felicity // Harry Austryn Wolfson Jubilee Volume. English Section, (Jerusalem: American Academy for Jewish Research), 1: 1965-70.

43 Blaustein M. Aspects of Ibn Bajja's theory of apprehension // Maimonides and philosophy: papers presented at the Sixth Jerusalem Philosophical Encounter, May 1985.

В. Лагардер45, П. Леттинк46, Ф.Д. Ломба47, М.И. Марцинковски48, М.Х. ал-Ма'суми49, Ш. Пинес50, М. Фахри51 и С. Харви52.

Различные аспекты средневекового арабского интеллектуального наследия плодотворно изучались российскими специалистами на протяжении последних столетий. Так, при написании диссертации был исследован большой объем отечественной литературы, посвященной истории арабо-мусульманской истории и культуры, среди авторов которой необходимо отметить В.В. Бартольда 53 , Е.А. Беляева 54 , О.Г. Большакова 55 , П.А. Грязневича56, И.Ю. Крачковского57, А.Е. Крымского58, И.П. Петрушевского59, М.Б. Пиотровского60, С.М. Прозорова61, Е.А Резвана62, А.Б. Халидова63 и др. В последние два-три десятилетия появление современных исламоведческих

44 Cortés G.M. Sobre la música y sus efectos terapéuticos en la Epístola sobre las melodías de Ibn Bâyya // Revista de Musicología, 19 (1): 1996. P. 11-23.

45 Lagardère V. L'Épitre d'Ibn Bajja sur la conjunction de l'intellect avec l'esprit humain // Revue des Études Islamiques, 49: 1981. P. 175-196.

46 Lettinck P. Aristotle's Physics and its reception // Arabic world with an edition of the unpublished parts of Ibn Bajja's Commentary on the Physics. Leiden: Brill, 1991. Lettinck P. Aristotle's Meteorology and its reception // Arab world, with an edition and translation of Ibn Suwâr's Treatise on meteorological phenomena and of Ibn Bajja's Commentary on the Meteorology. Leiden: Brill, 1999.

47 Lomba F.J. Ibn В ay y a (Avempace) sobre el fin del hombre // Sharq al-Andalus, no. 10-11: 1994. P. 467-482. Lomba F.J. Tratado sobre el Entendimiento Agente de Avempace // Anales del Seminario de Historia de la Filosofía, 13: 1995. P. 265-274. Lomba F.J. Avempace. Tratado de la unión del intelecto con el hombre // Anaquel de Estudios Árabes, 11: 2000. P. 369-391. Lomba F.J. La filosofía islámica en Zaragoza. Zaragoza, 1987.

48 Marcinkowski M.I. A Biographical Note on Ibn Bajjah (Avempace) and an English Translation of his Annotations to al-Farabi's Isagoge // Iqbal Review (Lahore, Pakistan), vol. 43, no. 2, 2002. P. 83-99.

49 Al-Ma'sumi M.S. Ibn Bajjah // A History of Muslim Philosophy with short accounts of other disciplines and the modern Renaissance in muslim lands, edited and introduced by M.M. Sharif. Vol. 1, Wiesbaden, 1963. P. 506-526.

50 Pines S. La Dynamique d'Ibn Bajja // Mélanges Alexandre Koyré. Vol. II Paris, 1964. P. 442-468.

51 Fakhry M. A History of Islamic Philosophy. Second edition. New York, 1983.

52 Harvey S. The Place of the Philosopher in the City according to Ibn Bajja // The Political Aspects of Islamic Philosophy. Essays in Honor of M.S. Mahdi, ed. C.E. Butterworth. Cambridge, Mass.: Harvard University, 1992. P. 199-233.

53 Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. [Подгот. к изд. А.Б. Халидовым]. М., 2002.

54 Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский Халифат в раннее средневековье. Второе издание. М., 1966.

55 Большаков О.Г. История халифата. Т.1: Ислам и Аравия (570-633). М., 1989. Большаков О.Г. История халифата. Т. 2: Эпоха великих завоеваний (633-656). М., 1993. Большаков О.Г. История халифата. Т. 3: Между двух гражданских войн (656-696). М., 1998. Большаков О.Г. История халифата. Т. 4. М., 2010.

56 Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии раннего ислама) // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Османов, Анвар Магомедович, 2012 год

Список использованных источников и литературы Источники на арабском языке

1. Ал-'Алави Д. Му'аллафат Ибн Баджжа (Трактаты Ибн Баджжи). Бейрут-Касабланка: Дар ас-Сакафа ва Дар ан-Нашр ал-Магрибиййа, 1983.

2. Ал-Маккари А. Нафх ат-тиб мин гусн ал-Андалус ар-ратиб (Благоухание нежной андалусской ветви). В 8 томах. Том 7. Бейрут, 1968.

3. Ал-Исфахани И.К. Харидат ал-каср ва-джаридат ал-'аср кием шу'ара' ал-Магриб (Жемчужины дворцов и описание эпохи. Раздел «Поэты Магриба») Тунис, 1971.

4. Ибн 'Усайби'а. Китаб 'уйун ал-анба' фи табакат ал-атибба' (Источники сообщений о разрядах врачевателей). В 2-х томах. Каир-Кенигсберг, 1886.

5. Ибн ал-Кифти. Та'рих ал-хукама' (История философов). Лейпциг, 1903.

6. Ибн ал-Хатиб Л.Д. Ал-ихата фи ахбар Гарната (Всеобъемлющее знание относительно известий о Гранаде). Каир, 1958.

7. Ибн Баджжа. Иттисал ал-'акл би-л-инсан (Соединение разума с человеком) // Раса'ил Ибн Баджжа ал-илахиййа. Бейрут, 1968. С. 153175.

8. Ибн Баджжа. Кавл йатлу рисалат ал-вада' (Дополнение к Прощальному посланию) // Раса'ил Ибн Баджжа ал-илахиййа (Метафизические трактаты Ибн Баджжи). Бейрут, 1968.С. 145-153.

9. Ибн Баджжа. Рисалат ал-вада' (Прощальное послание) // Раса'ил Ибн Баджжа ал-илахиййа (Метафизические трактаты Ибн Баджжи). Бейрут, 1968. С. 113-142.

Ю.Ибн Баджжа. Сират Ибн Баджжа ва-та'лифуху ал-фалсафийй (Жизнь и философское творчество Ибн Баджжи) // Раса'ил Ибн Баджжа ал-илахиййа (Метафизические трактаты Ибн Баджжи). Бейрут, 1968. С. 13-17.

11.Ибн Баджжа. Тадбир ал-мутаваххид (Жизнеустроение уединившегося) // Раса'ил Ибн Баджжа ал-илахиййа. Бейрут, 1968. С. 37-96.

12.Ибн Баджжа. Фи-л-гайа ал-инсаниййа (О человеческой цели) // Раса'ил Ибн Баджжа ал-илахиййа (Метафизические трактаты Ибн Баджжи). Бейрут, 1968.С. 99-104.

13.Ибн Халликан А. Вафайат ал-а'йан ва-анба' абна' аз-заман (Даты кончин знаменитых людей и известия о сынах времени). Том 4. Бейрут, 1998.

Источники, переведенные на русский язык

14.Аль-Фараби. Вводный трактат в логику // Хайруллаев М.М. Фараби -крупнейший мыслитель средневековья. Ташкент, 1973. С. 75-81.

15.Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Перевод с арабского. Алма-Ата, 1985.

16.Аль-Фараби. Слово о классификации наук // Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1972. С. 105-192.

17.Аль-Фараби. Существо вопросов // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 165-175.

18.Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города // Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1972. С. 193-377.

19.Аристотель. История животных (Зоология). Пер. с древнегреч. В.П. Карпова. М., 1996.

20.Аристотель. Метафизика // Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1976.

21.Аристотель. Никомахова этика // Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., 1984.

22.Аристотель. О возникновении животных. Пер. с древнегреч. В.П. Карпова. М.-Л., 1940.

23.Аристотель. О душе // Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1976.

24.Аристотель. О частях животных. Пер. с древнегреч. В.П. Карпова. М., 1937.

25.Аристотель. Политика // Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., 1984.

26.Ибн Баджжа. Книга о душе // Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах A.B. Сагадеева. Том 3. М., 2010. С. 7-35.

27.Ибн Туфайл. Повесть о Хаййе, сыне Йакзана // Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах A.B. Сагадеева. Том 3. М., 2010. С. 37-99.

28.Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М., 1990.

29.Коран. Перевод с арабского языка Г.С. Саблукова. Казань, 1907.

30.Платон. Государство // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 3. М., 1994.

31.Платон. Менон // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. М., 1990.

32.Платон. Тимей // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 3. М., 1994.

33.Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Перевод с арабского, введение и комментарий С.М. Прозорова. М., 1984.

Источники, переведенные на западноевропейские языки

34.A1-Farabi. The Fusul al-Madani. Aphorisms of the Statesman. Ed. with an English translation introduction and notes by D.M. Dunlop. Cambridge University Press, 1961.

35.Alfarabi's philosophy of Plato and Aristotle, translated with an introduction by Muhsin Mahdi. New York, 1962.

36.1bn Bajja. Tadbir al-mutawahhid (El régimen del solitario). Edition and Spanish transí. M. Asin Palacios. Madrid-Granada: CSIC, 1946.

37. Lomba F.J. Avempace. Tratado de la unión del intelecto con el hombre // Anaquel de Estudios Árabes, 11: 2000. P. 369-391.

38. Marcinkowski M.I. A Biographical Note on Ibn Bajjah (Avempace) and an English Translation of his Annotations to al-Farabi's Isagoge // Iqbal Review (Lahore, Pakistan), vol. 43, no. 2, 2002. P. 83-99.

39.Palacios M.A. Avempace botánico //Al-Andalus, 5,1940. P. 255-299;

40.Palacios M.A. Tratado de Avempace sobre la unión del intelecto con el hombre //Al-Andalus, 7, 1942. P. 1-47;

41.Palacios M.A. La Carta de adiós de Avempace // Al-Andalus, 8, 1943. P. 187.

Исследования на русском языке

42.Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.

43.Арипов М.К. Социальная утопия как течение общественно-

философской мысли в Средней Азии. Ташкент, 1989.

172

44.Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987

45.Бартольд В.В. Багдад и дальнейшая культурная жизнь арабов// Работы по истории ислама и Арабского халифата. [Подгот. к изд. А.Б. Халидовым]. М., 2002. С. 163-173.

46.Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский Халифат в раннее средневековье. М., 1966.

47.Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М., 1975. [Электронный документ]. - URL: http ://www .koob.rii/bibler/mishlenickak_tvorchestvo/ Дата обращения: 24.04.2011.

48.Бойко К.А. Арабская историческая литература в Испании (VIII -первая треть XI в.). М., 1977.

49.Болтаев М.Н. Абу Али ибн Сина - великий мыслитель, ученый энциклопедист средневекового Востока. М., 2002.

50.Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы. Душанбе, 1966.

51.Большаков О. Г. История халифата. Т. 2: Эпоха великих завоеваний (633-656). М., 1993.

52.Болыпаков О. Г. История халифата. Т. 3: Между двух гражданских войн (656-696). М., 1998.

53.Болыпаков О.Г. История халифата. Т. 4. М., 2010.

54.Большаков О.Г. История халифата. Т.1: Ислам и Аравия (570-633). М., 1989.

55.Босворт К.Э. Мусульманские династии. М., 1971.

56.Бурабаев М.С., Кенисарин A.M., Курмангалиева Г.К. Проблема бытия и познания в философии аль-Фараби. Алма-Ата: 1988.

57.Васильева М.В. Эпоха фитны в трудах андалусских историков // Восток. 2000. № 6. С. 5-19.

58.ГараджаВ.И. Религиоведение. М., 1995.

59.Гибб Х.А.Р. Арабская литература. Классический период. М., 1960.

60.Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб, 1912.

61.Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1986.

62.Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии раннего ислама) // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

63.Грязневич П.А. Развитие исторического сознания арабов (VI-VIII вв.) // Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982. С. 75-156.

64.Жильсон Э. Избранное. Том 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М., СПб, 1999.

65.Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.

66.Игнатенко A.A. В поисках счастья: (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). М., 1989.

67.Игнатенко A.A. Деятельный человек versus Божественное всемогущество (Квиетизм и активизм в средневековых арабо-исламских «княжьих зерцалах») // Этическая мысль: Науч.-публицист, чтения. 1991. М., 1992. С. 74-98.

68.Игнатенко A.A. Исламские концепции социально-экономического и политического развития: Ближний и Средний Восток // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М., 1985. С. 210-221.

69.Игнатенко A.A. Проблемы развития арабо-мусульманской общественно-политической мысли средневековья (методологический аспект) // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987. С. 155-181.

70.Игнатенко A.A. Социум и разум // Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990. С. 133-168.

71.Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961.

72.Ислам. Историографические очерки. М.,1991.

73.Ислам: Религия, Общество, Государство. М., 1984.

74.Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

75.Испания и Португалия. Серия справочников по зарубежным странам. М., 1947.

76.Исследования по арабо-мусульманской культуре и философии: Избранные статьи A.B. Сагадеева. М., 2009.

77.Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. М., 1988.

78.Кардини. Фр. Европа и ислам: история непонимания. СПб, 2007.

79.Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1961, т. 1.

80.Кирабаев Н.С. Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2005.

81.Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М., 1987.

82.Клакхон К., Келли В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда (Сборник переводов). Вып. II. М., 1992. С. 15-42.

83.Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.

84.Корбен А. История исламской философии. М., 2010.

85.Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература // Избр. соч. М., Л., 1957. Т. 4.

86.Крачковский И.Ю. Арабская культура в Испании. М.-Л., 1937.

87.Крачковский И.Ю. Арабская поэзия в Испании (1940) // Избранные сочинения. Т. 2. М.-Л., 1956. С. 470-524.

88.Крымский А.Е. История мусульманства. М., 2003.

89.Куделин А.Б. Классическая арабо-испанская поэзия (конец X -середина XII в.) М., 1973.

90.Кустодиев К. Христианство в Испании под владычеством мусульман. Исторический очерк. М., 1867.

91.Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. Общий обзор. М., 1967.

92.Лучинская С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.

93.Лэн-Пуль Ст. Мусульманские династии: Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями. М., 2004.

94.Льюис Б. Ислам и Запад. М., 2003.

95.Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982.

176

96.Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973.

97.Мишин Д.Е. Халифат в мусульманской Испании (период альморавидов и альмохадов: конец XI - первая треть XIII в. // Восток. 2005. № 6. С. 37-49.

98.Мюллер А. История ислама. М., 2006.

99.0ртега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. М., 1991.

ЮО.Ортега-и-Гассет X. Вера и разум в сознании европейского средневековья // Человек. (2). М., 1992. С. 81-89.

101.Очерки арабской культуры. V-XV вв. М., 1982.

102.Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках: Курс лекций. СПб, 2007.

103.Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979.

104.Пигулевская Н.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский И.П., Строева Л.В., Беленицкий A.M. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958.

105.Пинес Ш. Ограниченность человеческого постижения согласно ал-Фараби, Ибн Бадже и Маймониду // Иудаизм, христианство, ислам: парадигмы взаимовлияния. Избранные исследования. М., 2009. С. 192231.

Юб.Пиотровский М.Б. Исторические предания Корана: Слово и образ. СПб, 2005.

107.Пиотровский М. Б. Светское и духовное в практике средневекового ислама // Ислам. Религия. Общество. Государство. М., 1984.

108.Проблемы арабской культуры. М., 1987.

177

109.Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М. 2004.

НО.Рашковский Е.Б. Науковедение и Восток. М., 1980.

Ш.Резван Е.А. Коран и его мир. СПб, 2001.

112.Резван Е.А. Коран и его толкования: (Тексты, переводы, комментарии). СПб, 2000.

ИЗ.Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978.

114.Сагадеев A.B. Гуманистические идеалы мусульманского средневековья // Человек как философская проблема: Восток - Запад. Отв. Ред. Н. С. Кирабаев. М., 1991. С. 43-62.

115.Сагадеев A.B. Особенности развития этической и эстетической мысли народов средневекового Востока // Исследования по арабо-мусульманской культуре и философии: Избранные статьи А. В. Сагадеева. М., 2009. С. 231-247.

Иб.Сагадеев A.B. Религия и философия в арабских странах // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М., 1985. С. 72-84.

117.Сагадеев A.B. Философская робинзонада Ибн Туфайла // Исследования по арабо-мусульманской культуре и философии: Избранные статьи А. В. Сагадеева. М., 2009. С. 320-353.

118.Сагадеева A.B. Восточный перипатетизм. М., 2009.

119.Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. Пер. A.B. Говорунова. СПб, 2006.

120.Степанянц М.Т. Восток - Запад: диалог философов // Вопросы философии. М., 1989 (12). С. 151-157.

121.Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (Х1Х-ХХ вв.). М., 1982.

122.Султанов Р.И. Об изучении начальной стадии ислама // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987. С. 135-155.

123.Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. М., 2003.

124.Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества: доисторический эгейский мир. М., 1958.

125.Тримингем Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Перевод с англ. под ред. и с предисловием О.Ф. Акимушкина. М.,1989.

126.Туманян Т.Г. Идея государства в средневековой арабо-мусульманской философии и греческая политическая традиция // Этносоциум и межнациональная культура, № 4 (12). Москва, 2008. С. 35-46

127.Туманян Т.Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама. СПб, 2009.

128.Туманян Т.Г. Этико-философские аспекты перипатетизма в социальной концепции Ибн Баджжи // Этносоциум и межнациональная культура, № 3 (11). Москва, 2008. С. 26-38.

129.Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

130.Уотт У.М. Мухаммад в Медине. СПб, 2007.

131.Уотт У.М. Мухаммад в Мекке. СПб, 2006.

132.Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976.

133.Филынтинский И.М. История арабов и халифата (750-1517 гг.). М., 2001.

134.Филынтинский И.М. История арабской литературы. X-XVIII века. М.,

1991.

135.Фролов И.Т. Избранные труды. В 3 т. Т. 3: О человеке и гуманизме. М., 2003.

136.Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. М., 2010.

137.Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. Учебное пособие. М., 1995.

138.Фролова Е.А. Наука и ислам (некоторые философские аспекты их взаимоотношений) // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987. С. 117-135.

139.Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., 1983.

140.Хайруллаев М.М. Абу Наср ал-Фараби. М., 1982.

141.Хайруллаев М.М. Фараби - крупнейший мыслитель средневековья. Ташкент, 1973.

142.Халидов А.Б. Книжная культура // Очерки истории арабской культуры (V-XV вв.). М., 1982. С. 215-311.

143.Человек и социокультурная среда (Сборник переводов). Вып. II. М.,

1992.

144.1Иаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М., 1979.

145.Шаймухамбетова Г.Б. О методологических аспектах темы соотношения философии и религии на Востоке // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987. С. 14-30.

146.Шахнович М.М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. СПб, 2002.

Исследования на европейских языках

147.Abel В. Franco. Avempace, Projectile Motion, and Impetus Theory // Journal of the History of Ideas, 64 (4), 2003. P. 521-546.

148.Altmann A. Ibn Bajja on Man's Ultimate Felicity // Harry Austryn Wolfson Jubilee Volume. English Section, (Jerusalem: American Academy for Jewish Research), 1: 1965-70.

149.Ansary M.A.H. The conception of Ultimate Happiness in Muslim Philosophy // Studies in Islam. Vol. I, №3. 1964. P. 165-173.

150.Arabic Theology, Arabic Philosophy. Edited by James E. Montgomery. Leuven-Paris-Dudley. MA, 2006.

151.Badawi A. Historie de la philosophie en Islam. Paris, 1972.

152.Baffioni C. Perfect cities and political regimes in Eastern and Western Medieval Islam // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 1.М., 2010. P. 242-253.

153.Blaustein M. Aspects of Ibn Bajja's theory of apprehension // Maimonides and philosophy: papers presented at the Sixth Jerusalem Philosophical Encounter, May 1985.

154.Boer T.J. de. The history of philosophy in Islam (tr. E.R. Jones). London, 1903.

155.Boer T.J. von. Geschichte der Philosophie im Islam. Stuttgart, 1901.

156.Brockelman C. Geschichte der Arabischen Litteratur. Bd. I-II. WeimarBerlin, 1898-1902; Supplementbande I-III, Leiden, 1937-1942; zweite, den Supplementbanden angepasste Aufl., Bd. I-II. Leiden, 1943-1949.

181

157.Corbin H. Histoire de la philosophic islamique. París, 1964.

158.Cortés G.M. Sobre la música y sus efectos terapéuticos en la Epístola sobre las melodías de Ibn Báyya // Revista de Musicología, 19(1): 1996. P. 11-23.

159.Cruz H.M. El Islam de al-Ándalus. Historia y estructura de su realidad social. Madrid. 1966.

160.Dunlop D.M. Arab civilizations to A.D. 1500. London, 1971.

161.Dunlop D.M. Ibn Bajjahs Tadbiru'l-Mutawahhid (Rule of the solitary) // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, № 1 (Apr.), 1945. P. 61-81.

162.Dunlop D.M. Philosophical predecessors and contemporaries of Ibn Bajjah // The Islamic Quarterly, 2,1955. P. 100-116.

163.Dunlop D.M. The Diwan attributed to Ibn Bajjah (Avempace) // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, Vol. 14, № 3, 1952. P. 463-477.

164.Fakhry M. F. A History of Islamic philosophy. Second edition. New York, 1983. [Электронный документ]. - URL:

http://muslimphilosophv.eom/ip/i:akhrv/. Дата обращения: 22.03.2011.

165.Gardet L. La cite' musulmane: Vie sociale et politique. Paris, 1969.

166.Gibb H.A.R. Studies on the Civilization of Islam. Boston, 1962.

167.Gibb H.A.R.,Bowen H.C. Islamic society and the west. Oxford, 1950.

168.Goitein S.D. Interfaith Relations in Medieval Islam. New York, 1973.

169.Goitein S.D. Studies in Islamic history and Institutions. Leiden, 1966.

170.Grunebaum G.E. von. Islam. Essays in the Nature and Growth of a cultural tradition // The American anthropologist. Vol. 57. №2. Part 2. Memoir №81. April, 1955.

171.Haque A. Psychology from Islamic Perspective: Contributions of Early Muslim Scholars and Challenges to Contemporary Muslim Psychologists // Journal of Religion and Health 43 (4), 2004. Pp 357-377.

172.Harvey S. The Place of the Philosopher in the City according to Ibn Bajja // The Political Aspects of Islamic Philosophy. Essays in Honor of M.S. Mahdi, ed. C.E. Butterworth. Cambridge, Mass.: Harvard University, 1992. P. 199233.

173.Ibn Bajja (Avempace) (500-533 AH/1106-1138 AD). On the Solitary Being (Tadbir al-mutawahhid) // The Essential Ideas of Islamic Philosophy: A Brief Survey by Mashhad al-Allaf. The Edwin Mellen Press, USA, 2006. P. 259-275.

174.11ai A. Farabi's Funny Flora: al-Nawabit as "Opposition" // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, No. 2, 1989. P. 222251.

175.1slamic Philosophy by Saeed Sheikh. London, 1982.

176.Kochin S.M. Weeds: cultivating the imagination in medieval Arabic political philosophy // Journal of the History of Ideas, vol. 60 (3), 1999. P. 399-416.

177.Lagardère V. L'Épitre d'Ibn Bajja sur la conjunction de l'intellect avec l'esprit humain // Revue des Études Islamiques, 49: 1981. P. 175-196.

178.Le vizirat 'Abbaside de 749 a 936 (132 a 324 de l'Hegire). 2 vols., Damascus, 1959-1960.

179.Lettinck P. Aristotle's Meteorology and its reception // Arab world, with an edition and translation of Ibn Suwar's Treatise on meteorological phenomena and of Ibn Bajja's Commentary on the Meteorology. Leiden: Brill, 1999.

180.Lomba F.J. La filosofía islámica en Zaragoza. Zaragoza, 1987.

181.A1-Ma'sumi M. S. Ibn Bajjah // A History of Muslim Philosophy with short accounts of other disciplines and the modern Renaissance in muslim lands, edited and introduced by M. M. Sharif. Vol. 1, Wiesbaden, 1963. P. 506-526.

182.A1-Ma'sumi M. S. Ibn Bajjah on the human intellect // Islamic Studies, Vol. 4, № 2 (June), 1965. P. 121-136.

183.Montada J.P. Ibn Bajja (First published Fri Sep 28, 2007) // Stanford Encyclopedia of Philosophy. [Электронный документ]. - URL: http://meinong.stanford.edu/entries/ibn-baiia/. Дата обращения: 22.03.2011.

184.Moody E. A. Galileo and Avempace: the dynamics of the leaning tower experiment // Journal for the History of Ideas. (12). 1951. P. 163-193, 375422.

185.Palacios M.A. Abenmasarra y su escuela. Origenes de la filosofia hispano-musulmana. Madrid, 1914.

186.Palacios M.A. El filosofo zaragozano Avempace // Revista de Aragon. 1900 (8).

187.Palacios M.A. Huellas del Islam. Madrid, 1941.

188.Pines S. La Dynamique d'Ibn Bajja // Mélanges Alexandre Koyré. Vol. II Paris, 1964. P. 442-468.

189.Pines S. Philosophy // The Cambridge history of Islam. P.M. Holt, A.K.S. Lambton and B. Lewis (eds.). Cambridge, 1970.

190.Religions and Societies: Asia and the Middle East. Ed. by Carlo Caldarola. Berlin-New-York-Amsterdam, 1982.

191.Richard W. Islamic philosophy // Greek into Arabic: Essays on Islamic philosophy. Cambridge, 1962. P. 1-29.

192.Richard W. On the legacy of the classics in the Islamic world I I Greek into Arabic: Essays on Islamic philosophy. Cambridge, 1962. P. 29-37.

193.Rosenthal E.I.J. Political thought in Medieval Islam. Cambridge, 1962.

194.Samsó M.J. Sobre Ibn Bayya y la astronomía // Sharq al-Andalus. 1993-94, (10-11). P. 669-681.

195.The Encyclopedia of Islam. New Edition. Volume I, Leiden - London, 1960.

196.The Encyclopedia of Islam. New Edition. Volume II, Leiden - London, 1965.

197.The Encyclopedia of Islam. New Edition. Volume III, Leiden - London, 1971.

198.The Encyclopedia of Islam. New Edition. Volume IV, Leiden - London, 1977.

199.The Encyclopedia of Islam. New Edition. Volume VIII, Leiden - London, 1993.

200.Tritton A.S. Man, nafs, rüh, 'aql // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. University of London. Vol. XXXIV. Part 3. 1971. P. 475490.

201.Watt M. Islamic philosophy and theology. Edinburgh, 1985.

202.Wolfson, H.A. The Philosophy of the Kalam. Harvard University Press Cambridge and London, 1976.

203.Zakzuk M.H.A. Al-Ghazalis Grundelegung der Philosophie. München, 1968.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.