Философия музыки в мусульманской средневековой культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Федорова, Екатерина Сергеевна

  • Федорова, Екатерина Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 218
Федорова, Екатерина Сергеевна. Философия музыки в мусульманской средневековой культуре: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2015. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Федорова, Екатерина Сергеевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Музыка в мусульманской средневековой культуре

1.1. Музыка как наука, искусство и средство мистического познания

1.2. Онтологические основания музыки как феномена культуры

Глава 2. Музыка и бытие

2.1. Генезис музыки

2.2. Музыкальный образ бытия

Глава 3. Музыка в жизни человека

3.1. Этико-эстетическая теория музыки

3.2. Музыкальный аспект культовой практики ислама

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия музыки в мусульманской средневековой культуре»

Введение

Актуальность темы исследования.

Политические, социальные и культурные процессы, происходящие в современном мире, вынуждают ученых и политиков многих стран искать эффективные способы урегулирования межэтнических и межрелигиозных, то есть в широком смысле межкультурных конфликтов. В результате интенсивного взаимодействия различных культур происходит, с одной стороны, их взаимное обогащение, а с другой — возникновение конфликтных ситуаций, вызванных несовпадением, и в результате — непониманием культурных смыслов, поскольку смыслом пронизано все ценностное пространство культуры. Одной из наиболее распространенных идей возможного решения проблемы культурных противоречий является идея мультикультурализма и воспитания толерантности к инокультурным явлениям, однако на практике реализация данной политики сталкивается с некоторыми трудностями. Проблема мирного сосуществования различных культурных моделей в рамках одного государства или общества связана с проблемой понимания и принятия чужеродной культуры и ее отдельных элементов. Изучение иных культур помогает лучше понимать не только инокультурные явления, но и собственную культуру и ее особенности, и, в конечном счете, себя как индивидуума, воспитанного и «сформированного» определенной культурой. Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем является проблема понимания традиционной мусульманской культуры, лежащей в основе современных мусульманских общин и государств, где ислам является доминирующей религией. Достичь этого понимания возможно, лишь уделив внимание всем составляющим данной культуры, а не только лишь некоторым ее аспектам.

Наряду с другими составляющими культуры не последнюю роль в формировании мировоззрения, мироотношения и этико-эстетических взглядов индивидуума играет искусство, поскольку оно также является средством создания

и трансляции культурных ценностей. Значительную часть искусства в целом составляет музыкальное искусство. Музыка по сравнению с другими видами искусства обладает особым статусом: «Ее таинственное, непостижимое воздействие на человека, способность преобразить человеческую душу <...> вызывали предположение о связи музыки с божественным, потусторонним, трансцендентным; посредством музыки стремились преобразить мир. Изначально включенная в ткань человеческой жизни, причем в самые значимые, экзистенциально напряженные ее моменты, она уже в древности воспринималась не как простое развлечение, но как нечто причастное к бытийным основам всего сущего. Не случайно в древних философских учениях музыка выступает выражением онтологических оснований Космоса, коррелятом гармонии, высшего порядка, установленного Небом»1. Музыка ежедневно вовлекает человека в то особое пространство, которое создает вокруг себя. Таким образом, музыкальное творчество становится социокультурной деятельностью, а музыка служит средством выражения своей культурной идентичности. В связи с этим исследование бытия музыки в культуре представляет собой актуальную проблему современного философско-культурологического знания. Исторические и цивилизационные различия в понимании концепции музыки «актуализируют вопросы культурной принадлежности, культурной обусловленности феномена музыки, его аксиологической, антропологической, социологической сущности»2.

Музыкальная культура является одним из существенных элементов любой культуры, поскольку она составляет значительную часть духовной (собственно музыка, музыкальные интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы) и материальной (музыкальные инструменты, ноты, звукозапись, книги о музыке) культуры человечества. Музыкальная культура какого-либо народа или этно-религиозной общности — это комплексное явление, сложноорганизованная система, включающая в себя: «1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в

1 Фомина З.В. Философия музыки: учебное пособие для студентов и аспирантов музыкальных вузов. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2011. С.4.

2 Олейник М.А. Функции музыки в европейской культуре: философско-аитропологический аспект: автореф. дис. ...доктора филос. наук: 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2007. С.З.

данном обществе, 2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей, 3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех, 4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность. В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом» . Музыкальная культура — это социокультурный феномен, в котором отражены культурно-философские и политико-идеологические особенности той или иной культуры.

Помимо «музыкальной культуры» существует понятие музыкальной «региональной цивилизации», разработкой которого занимался композитор и музыковед Дж.К. Михайлов. Музыкальная цивилизация объединяет различные музыкальные культуры данного региона и во многом определяется по тем же признакам, что и региональные цивилизации в целом: наличие доминирующей единой философско-идеологической и религиозной системы, языковой общности, общего культурно-исторического развития народов, а также крупных государств по типу империй. К собственно «музыкальным» факторам, определяющим музыкальную цивилизацию, можно отнести: «а) наличие общего, особым образом культивируемого звука, а также отобранных, осмысленных и теоретически обоснованных норм его культивации; б) параллельное функционирование в регионе сетей музыкально-информационной общности, связывающих воедино различные культурные институты, традиции, способы создания и воспроизведения звуковых текстов, принципы звуковой коммуникации, формы музыкальной жизни и т.д.; в) выработка данным обществом развитой музыкальной рефлексии, включающей различные уровни осознания звуковой субстанции и музыкального творчества (общую идеологию музыкального

3 Сохор А. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975. С.84-85.

сознания, систему грамматического упорядочивания звуковой материи и весь комплекс оценочных механизмов и критериев и т.д.)»4.

Из всех, выделяемых Дж.К. Михайловым, региональных музыкальных цивилизаций нас будет интересовать та, которую он назвал «Средним Востоком», включающая Аравийский полуостров, Афганистан, Турцию, Иран, Северную Африку. Помимо всех вышеперечисленных регионов, в наше рассмотрение также будет включен индо-пакистанский и центральноазиатский регион, то есть «мусульманская музыкальная цивилизация». Конечно, «мусульманская музыкальная цивилизация» не является однородным монолитом, однако, несмотря на все различия между андалузской, североафриканской, арабской, персидской, турецкой и другими музыкальными культурами данной цивилизации, она представляет собой в достаточной степени единое образование. Ислам, являясь одной из определяющих характеристик данной цивилизации, пронизывает все ее элементы и определяет смысл и значимость музыки для мусульманской средневековой культуры: «Вместе с традицией чтения Корана по всем мусульманским странам, несмотря на все разнообразие их народов, распространилась единая своеобразная концепция музыки»5.

Значительную часть и основу музыкальной культуры составляет музыкально-культурная традиция, которая сама по себе представляет довольно сложное образование6. С возникновением на Аравийском полуострове ислама и с его дальнейшим распространением доисламские музыкальные традиции арабов, персов, народов Северной Африки и Средней Азии стали подвергаться серьезному идеологическому пересмотру. Это не означает, что ислам уничтожил стилистические региональные особенности музыкальной практики, однако он сыграл немаловажную роль в создании, в достаточной степени, единой

4 Каратыгина М.И. PAX SONORIS как предмет современного музыкознания // PAX SONORIS: история и современность (памяти М.А. Этингсра). - 2008. - Вып.З. - С.43.

5 Арабская средневековая культура и литература: сборник статей зарубежных ученых / сост. и авт. прсдисл. И.М. Фильштинский. М.: Наука, 1987. С.46.

6 Подробнее о понятии «музыкально-культурная традиция» см. статью Дж.К. Михайлова «К проблеме теории музыкально-культурной традиции» (Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М.: МГК, 1986. С.3-20).

музыкально-культурной традиции7. Говоря о мусульманской музыкально-культурной традиции, мы подразумеваем музыкальную традицию, возникшую на территории Ближнего Востока, носителями которой являются представители различных народов (арабы, персы, турки и т. д.), традиционно исповедующих ислам.

Формирование данной музыкально-культурной традиции происходило в эпоху средневековья. В данном случае исторический период, который назван «средневековьем» не вполне совпадает с «европейским средневековьем». Изучение так называемых «традиционных» культур привело европейских ученых к мысли, что общепринятая западноевропейская периодизация не соответствует культурно-историческим реалиям неевропейских культур и цивилизаций. Однако понимание этого не отменило названий, традиционно присваиваемых тем или иным историческим эпохам и периодам, а привело к смещению их границ. Поэтому данное исследование охватывает широкий круг музыкально-теоретических и музыкально-философских воззрений мусульманских мыслителей УН-ХУШ вв. (в некоторых случаях верхняя граница «мусульманского средневековья» отодвигается до XIX в.). В то же время следует оговорить, что, поскольку диссертация не представляет собой изложение истории музыки или истории философии музыки мусульманского мира, принцип хронологического изложения материала в ней не соблюдается.

В состав музыкально-культурной традиции данного региона входит как традиционная музыка и музыкальные инструменты, так и весь корпус философских трактатов и религиозно-идеологических представлений о музыке, сложившихся в средневековой мусульманской культуре. Именно этот философско-теоретический «базис» позволяет носителям другой музыкальной культуры не просто ознакомиться с традиционной музыкой, но осмыслить

7 Формированию единой музыкально-культурной традиции способствовали такие факторы, как существование Арабского Халифата, наличие на его территории единой религии — ислама и единого языка науки и философии — арабского; активное межкультурное взаимодействие, в ходе которого арабы познакомились с музыкальными традициями других народов, и в результате чего на Ближнем и Среднем Востоке получили распространение общие инструменты и принципы ладотональной и ритмической организации, а также музыкально-философские теории.

концепцию музыки в определенном культурном контексте, поскольку связь музыки и культуры раскрывает себя в философских идеях о музыке. Философия музыки определяет религиозно-философский и этико-эстетический канон восприятия и создания музыки в данной культуре.

Музыка издавна была предметом философских размышлений. Религиозно-философская концепция музыки, сформировавшаяся в рамках мусульманской средневековой культуры, представляет собой то, что в европейской науке принято называть «философией музыки». Возможно, не все согласятся, что философия музыки есть в иных, помимо европейской, культурах. Конечно, данное название является в какой-то степени условным, поскольку средневековая мусульманская система научно-философского знания (как и сама концепция науки-знания — 'илм) отличалась от современной европейской, и отдельной научной дисциплины под названием «философия музыки» в ней не было. Однако данное определение представляется нам оправданным по отношению к тем именно философским вопросам музыки (о природе и происхождении музыки, ее принадлежности к мировой гармонии, ее этических и эстетических аспектах и т. д.), которые рассматривались мусульманскими мыслителями. Осмысление феномена музыки стало важной проблемой в рамках арабо-мусульманской философии, которая формировалась и развивалась представителями различных народов. В связи с этим включение музыкально-философских идей в средневековую мусульманскую философию музыки определяется не столько национальной принадлежностью мыслителей, сколько их принадлежностью к определенной культурной традиции, в рамках которой были выработаны основы исламского понимания музыки: ее роль в жизни человека, познавательная, воспитательная, эстетическая и иные функции, место в общей картине мира.

Степень научной разработанности темы.

Реалии современного мира естественным образом определяют приоритетные направления в востоковедении. В связи с этим, в последнее время интерес исследователей по большей части сосредоточен на изучении социально-политических и религиозных процессов и явлений, наблюдаемых в исламском

мире. В то же время музыкальная культура мусульманских народов не совсем обделена вниманием отечественных и зарубежных ученых. Несмотря на сравнительно небольшое количество современных работ, посвященных различным аспектам мусульманской музыкальной культуры, в XX веке это направление развивалось довольно активно. В этот период были написаны основные труды по истории и теории музыки региона, среди которых особенно следует выделить работы британского музыковеда Г.Дж. Фармера «История арабской музыки до XIII века», «Исторические факты арабского музыкального

о

влияния» и другие его книги и многочисленные статьи, без которых до сих пор не обходится практически ни одно исследование арабской музыки. Значительное влияние на развитие данного направления в востоковедении и музыкознании оказал шеститомный труд барона Р. д'Эрланже, четыре тома которого представляют собой переводы источников с арабского на французский — «Большая книга музыки» ал-Фараби, раздел о музыке «Книги исцеления» Ибн Сины, «Книга о "кругах"» и «Рисала аш-шарафийа» Сафи ад-Дина ал-Урмави, «Послание победы» Мухаммада ибн 'Абд ал-Хамида ал-Лазики9.

Также значительный вклад в изучение мусульманской музыкальной культуры внесли французский музыковед Ж. Дюринг10, чей интерес сосредоточен на персидской музыкальной традиции, и израильский исследователь арабской и еврейской музыки А. Шилоах. В своей монографии «Музыка в исламском мире: социокультурный анализ»11 А. Шилоах предпринял попытку целостного рассмотрения музыкальной культуры мусульманского мира в совокупности всех социально-культурных факторов. Помимо того, что в ней представлена история арабской музыки классического периода, в ней также описываются разнообразные локальные стили и объясняются некоторые особенности музыкальной теории. Арабская музыкально-культурная традиция также

8 Farmer H.G. A History of Arabian Music. To the XIHth century. London: Luzac&Co., 1929; Farmer H.G. Historical Facts for the Arabian Musical Influence. London: William Reeves, s.a.

9 D'Erlanger R. La musique Arabe: Trad, française. Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner, 1930-1949. 5 t.

10 During J. Musique et extase: l'audition mystique dans la tradition soufie. Paris: Albin Michel, 1988; During J., Mirabdolbaghi Z. The art of Persian music: lessons from master Dariush Safvat. Washington (DC): Mage Publishers, 1991.

11 Shiloah A. Music in the world of Islam: a socio-cultural study, ctroit: Wayne State University Press, 1995.

рассматривалась в работах американских музыковедов арабского

происхождения А.Дж. Рэйси12 и Дж.Д. Сава13.

Среди отечественных исследователей мусульманской музыкальной традиции можно отметить В. Беляева14, Т.С. Вызго15, У. Гаджибекова16, И.Р. Еолян17,

1 о

B.C. Виноградова и его работы по персидской традиционной музыке, а из наиболее современных (изданных за последние десять лет) — монографии Г.Б. Шамилли «Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики» и Т.С. Сергеевой «Музыка ал-Андалус: рождение западно-арабской классики» и их статьи, посвященные персидской и андалузской музыкальным традициям соответственно. Что касается исследований, написанных на языках мусульманских народов, то современная социально-политическая ситуация не способствует интересу к данной теме, те же работы, которые были написаны во второй половине XX века, не отвечают цели и задачам диссертационного исследования.

О необходимости рассмотрения средневекового мусульманского научно-философского наследия для понимания мусульманской музыкальной культуры писали многие отечественные и зарубежные ученые. Однако поскольку изучение мусульманской музыкальной традиции до сих пор является прерогативой искусствоведов и музыковедов, на сегодняшний день опубликовано не так много работ, посвященных средневековой мусульманской философии музыки. Среди современных исследований музыкально-философского аспекта средневековой мусульманской культуры стоит выделить монографии С.Д. Даукеевой «Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби» и Г.Б. Шамилли

12 Racy A.J. Making Music in the Arab World. The Culture and Artistry of Tarab. Los Angeles: Cambridge University Press, 2004.

13 Sawa G.D. Music Performance Practice in the early Abbasid Era. 132-320 AH-750-932 AD. 2-nd edition. Ottawa: The Institute of Mediaeval Music, 1994.

14 Беляев В. О музыкальном фольклоре и древней письменности. Статьи и заметки. Доклады. М.: Советский композитор, 1971.

15 Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. М.: Музыка, 1980.

16 Гаджибеков У. Основы азербайджанской народной музыки. Баку: Азербайджанское государственное музыкальное издательство, 1957.

17 Еолян И.Р. Очерки арабской музыки. М.: Музыка, 1977; Еолян И.Р. Традиционная музыка арабского Востока.

М.: Музыка, 1990.

18

Виноградов B.C. Классические традиции иранской музыки. М.: Советский композитор, 1982.

«Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики», а также небольшую работу А. аль-Насири «Искусство и творчество в воззрениях мусульманских мыслителей». Некоторые музыкально-философские идеи изложены в работах А. Курбанмамадова «Эстетическая доктрина суфизма», А.Х. Кысымжанова «Эстетические взгляды Фараби», статьях А. Джумаева «Ибн Сина об общественных функциях музыки», «О музыкально-эстетических взглядах Ибн Сины» и Г.Б. Шамилли «Модель творения как "ключ" к пониманию макамного искусства», «Музыка небесного и земного храма», «Философия музыки Фахр ад-Дина Рази: свое и чужое». А. Шилоах также уделил значительное внимание средневековым мусульманским музыкально-философским идеям в своих статьях, изданных в двух сборниках: «Значение музыки в исламской и иудейской культурах» и «Музыка и ее достоинства в исламских и иудейских сочинениях»19. В то же время сегодня наблюдается отсутствие обобщающих работ о положении философии музыки в средневековой мусульманской культуре с позиций философского и культурологического знания. На данный момент единственным исследованием, посвященным целостному рассмотрению мусульманской средневековой философии музыки, является работа американского философа арабского происхождения Ф. Шехади «Философия музыки в средневековом исламе»20, изданная двадцать лет назад.

Разделы трактатов «Послания Братьев Чистоты» (Pacä'wi Щвйп ас-Сафй') и

«Воскрешение наук о вере» (Ихйй' 'улум ад-дйп) Абу Хамида ал-Газали,

связанные с музыкальными явлениями, неполный перевод которых представлен в

приложениях к диссертационному исследованию, не раз привлекали внимание

европейских и отечественных ученых. «Послание о музыке» {Ал-Рисала

фи-л-мусйка) Братьев Чистоты было частично переведено на русский язык

21

A.B. Сагадеевым и издано в книге «Музыкальная эстетика стран Востока» , в

19 Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. Aldershot (Hants.); Burlington (VT): Ashgate Variorum, 2003; Shiloah A. Music and its virtues in Islamic and Judaic writings. Aldershot (GB); Burlington (USA): Ashgate Variorum, 2007.

20 Shehadi F. Philosophies of Music in Medieval Islam. Leiden: Brill Academic Publishers, 1995.

21 Музыкальная эстетика стран Востока: сборник / общ. ред. и вступ. статья В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1967. С.262-176.

которой также содержатся переводы других источников по музыке различных народов Востока. Полный комментированный перевод «Послания о

99

музыке» на английский язык был осуществлен А. Шилоахом . Помимо этого существует перевод на английский язык, выполненный музыковедом О. Райтом23. «Книга об этике слушания и экстатическом состоянии» (.Китйб йдаб ал-салш' ва-л-ваджд) из «Воскрешения наук о вере» Абу Хамида ал-Газали была полностью переведена на английский язык Д.Б. Макдоналдом и опубликована с его комментариями в «Журнале Королевского азиатского общества

9 А.

Великобритании и Ирландии» . Частичный перевод «Книга слушания и экстаза» на русский язык был сделан В.В. Наумкиным25. В 2007-2011 гг. вышли три тома из десятитомного издания «Возрождение религиозных наук» ал-Газали, в которых представлен перевод на русский язык лишь «Первой четверти о видах поклонения». В данном диссертационном исследовании приводится перевод фрагментов «Послания о музыке» Братьев Чистоты и «Книги об этике слушания и экстатическом состоянии» из «Воскрешения наук о вере» Абу Хамида ал-Газали, которые на русский язык ранее не переводились.

Данный обзор научных работ, посвященных мусульманской музыкальной традиции, позволяет констатировать, что отечественными востоковедами и музыковедами не проводилось специальных исследований, которые бы в полной мере раскрывали музыкально-философские воззрения средневековых мусульманских мыслителей. В связи с этим мы надеемся, что диссертационное

22 Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. Aldershot (Hants.); Burlington (VT): Ashgate Variorum, 2003. P.5-73.

23 Epistles of the Brethren of Purity. On music: an Arabic critical edition and English translation of Epistle 5 / Ed. and tr. by O. Wright. Oxford: Oxford University Press, 2010. 195 p.

24 Macdonald D.B. Revival of religious sciences. On Music&Singing. Emotional religion in Islam as affected by music and singing being a translation of the Ihya' Ulum ad-Din of al-Ghazzali with analysis, annotation, and appendices // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. - April 1901. - Vol.33. - P.195-252; Macdonald D.B. of religious sciences. On Music&Singing. Emotional religion in Islam as affected by music and singing being a translation of the Ihya' Ulum ad-Din of al-Ghazzali with analysis, annotation, and appendices // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. - October 1901. - Vol.33. - P.705-748; Macdonald D.B. Revival of religious scicnces. On Music&Singing. Emotional religion in Islam as affected by music and singing being a translation of the Ihya' Ulum ad-Din of al-Ghazzali with analysis, annotation, and appendices // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. - January 1902. - Vol.34. - P. 1-28.

25 Ал-Газалй Абу Хамид. Воскрешение наук о вере (Ихйа' 'улум ад-дйн): избранные главы / пер. с араб., исследование и коммент. В.В. Наумкина. М.: Наука, 1980. С.97-131.

исследование внесет свой вклад в разработку этой научной проблемы и даст толчок к появлению новых исследований в данной области.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в выявлении и анализе философского аспекта мусульманского средневекового музыкально-теоретического знания, изучении его роли и места в средневековой мусульманской культуре.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

1. Выявить круг музыкально-философских проблем в мусульманской средневековой культуре.

2. Проанализировать основные направления средневековой мусульманской философии музыки.

3. Выявить характерные черты мусульманской средневековой философии музыки.

4. Представить целостную картину музыкально-философских концепций средневековых мусульманских мыслителей.

5. Представить анализ концепции музыки в средневековой мусульманской культуре посредством выявнения ее сущности и специфики.

6. Рассмотреть познавательную, воспитательную, рекреативную, эстетическую, коммуникативную, культурно-мировоззренческую функции музыки в воззрениях мусульманских средневековых мыслителей.

7. Определить роль музыки в мусульманской средневековой культуре.

Теоретико-методологическая база исследования обусловлена целью и

задачами диссертации, а также спецификой анализируемого материала. Поскольку исследование музыкальных культур мира невозможно без учета общего историко-культурного контекста, в работе использовались методы, применяемые в культурологии. В частности, компаративный метод позволил выявить универсальные и специфические черты, присущие мусульманской средневековой концепции музыки. Системный подход дал возможность рассмотреть философию музыки как целостный феномен культуры, показав ее на определенном историческом этапе во всей полноте ее внутренних и внешних

связей и отношений. Также в диссертационном исследовании был применен структурно-функциональный метод. Аксиологический подход позволил рассмотреть средневековую мусульманскую философию музыки как совокупность ценностей и идеалов, присущих данной культуре, проанализировать феномен музыки в человеческом измерении, исходя из его потребностей.

Источниковедческая база исследования.

В диссертации были использованы источники на арабском языке, а также в переводах на русский и европейские языки, что продиктовано целыо и задачами диссертационного исследования. Научное исследование и разработка темы основаны на изучении арабских и персидских источников, освещающих философский аспект музыки. Основу диссертации составляют труды средневековых мусульманских мыслителей, являющиеся базовыми при рассмотрении философии музыки в конкретных культурно-исторических условиях. В первую очередь, это трактаты философов, заложивших основы философии музыки в средневековой мусульманской культуре, таких как ал-Кинди, ал-Фараби (раздел о музыке «Слова о классификации наук», «Большая книга музыки»), Братья Чистоты («Послание о музыке»). Также особое значение для исследования имели работы Ибн Сины (раздел о музыке «Книги знания», «Книги исцеления»), ал-Газали (фрагменты из «Эликсира счастья» и «Воскрешения наук о вере»), «Жемчужина короны» аш-Ширази и трактаты о музыке других средневековых мыслителей, сыгравшие значительную роль в развитии концепции музыки в средневековой мусульманской культуре. Кроме того, в диссертационное исследование вошли работы других средневековых мусульманских мыслителей, посвященные музыке, в том числе анонимные трактаты по музыке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Федорова, Екатерина Сергеевна, 2015 год

Список литературы Источники на арабском языке

1. Ал-Имам ал-Газалй. Ихйа' 'улум ад-дйн. Ал-джуз'а ас-санй (Воскрешение наук о вере. Часть вторая) / ал-Имам ал-Газалй. - б.м., б.г.

2. Раса'ил Щван ас-Сафа' (Послания Братьев Чистоты) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.al-шо81аГалпГо/ёа1а/агаЬ1сМеро^ар.р11р?Г11е=00169 l-www.al-mostafa.com.pdf.

3. Ал-Фарабй, Абу Наср. Китаб ал-мусйка ал-кабйр (Большая книга музыки) / Абу Наср ал-Фарабй. - Ал-Кахира: Дар ал-китаб ал-'арабй ли-л-тиба'а ва-н-нашр, б.г.

Источники, переведенные на русский язык

4. Аристотель. Поэтика; Риторика; О душе / Аристотель; перевод с древнегреч. В. Аппельрота и др., вступ. ст. и коммент. С.Ю. Трохачева. -М.: Мир книги, 2009. - 398 с. - (Великие мыслители).

5. Аттар, Фарид ад-Дин. Логика птиц / Фарид ад-Дин Аттар; перевод с перс. М.Борзуи. - М.: Номос, 2009. - 312 с.

6. Боэций, А.М.С. Основы музыки / А.М.С. Боэций; перевод с лат. и коммент. С.Н. Лебедева. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. - 408 с.

7. Ал-Газалй, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере (Ихйа' 'улум ад-дйн): избранные главы / Абу Хамид ал-Газалй; перевод с араб., исследование и коммент. В.В. Наумкина. - М.: Наука, 1980. - 376 с. - (Памятники письменности Востока).

8. Аль-Газали ат-Туси, Абу Хамид Мухаммад. Возрождение религиозных наук. Ихйа' 'улум ад-дин. В 10-ти т. Т.1. Первая четверть о видах

поклонения. 4.1. / Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туеи;

перевод с араб. И.Р. Насырова, A.C. Ацаева. - М.: Нуруль Иршад, 2007. -583 с. - (Суфийская классика).

9. Аль-Газали ал-Туси, Абу Хамид Мухаммад. Кимийа-йи са'адат (Эликсир счастья). 4.2. Рукн 2: Обычаи / Абу Хамид Мухаммад Аль-Газали ал-Туси; перевод с перс., вступ. ст., коммент. и указ. A.A. Хисматулина. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. - 466 с. - (Памятники культуры Востока).

Ю.Григорян, С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв.: С прил. избр. философ, произведений Фараби, Газали и Маймонида / С.Н. Григорян. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. - 330 с.

Н.Джами, Абдуррахман. Трактат о музыке / Абдуррахман Джами; перевод с перс. А.Н. Болдырева, ред. и коммент. В.М. Беляева. - Ташкент: Изд-во Акад. наук УзССР, 1960. - 111 с.

12.Ибн Сина, Абу Али (Авиценна). Канон врачебной науки. В 5 кн. К 1000-летию со дня рождения Ибн Сины. Кн.1. / Абу Али Ибн Сина (Авиценна); предисл. В.Н. Терновского, вступ. статья Б.Д. Петрова. - Ташкент: Изд-во академии наук Узбекской ССР, 1954. - 549 с.

13.Ибн Сина. Математические главы «Книги знания» (Донишнома) / Ибн Сина; вступ. статья и коммент. С.У. Умарова и Б.А. Розенфельда. -Душанбе: Ирфон, 1967. - 180 с.

14.Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. / [Ред. и вступ. статья С.Н. Григоряна]. - М.: Соцэкгиз, 1961. -629 с.

15.Коран / Перевод с араб, и коммент. М.-Н.О. Османова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; СПб.: Диля, 2008. - 1016 с.

16.Ал-Мас'уди, Абу л-Хасан Али ибн ал-Хусайн ибн Али. Золотые копи и россыпи самоцветов. История Аббасидской династии: 749-947 гг. / Абу л-Хасан Али ибн ал-Хусайн ибн Али ал-Мас'уди; сост., перевод с араб.,

коммент. и указатели Д.В. Микульского. - М.: Наталис,

2002. - 800 с. - (Восточная коллекция).

17.Музыкальная эстетика стран Востока: [сборник] / Общ. ред. и вступ. статья В.П. Шсстакова. - М.: Музыка, 1967. - 414 с. - (Памятники музыкально-эстетической мысли).

18.Платон. Диалоги / Платон; перевод с древнегреч. М.С. Соловьева и др. вступ. ст. А.Ф. Лосева. - М.: Эксмо, 2007. - 1360 с. - (Антология мысли).

19.Птолемей, К. Гармоника втрех KHiirax=Ap|ioviKCOv ßißXia / К. Птолемей; изд. подгот. В.Г. Цыпин. - М.: Московская консерватория, 2013. - 455 с.

20.Семенов, A.A. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII века): Сокр. изложение перс, (тадж.) текста с введением, примеч. и указателем / A.A. Семенов. - Ташкент: Тип. №1, 1946. - 87 с.

21.Серебряков, С.Б. Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви / С.Б. Серебряков. - Тбилиси: Мецниереба, 1976. - 176 е., 27 с. староараб. паг.

22.Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах A.B. Сагадеева. Собр. Пер. в 3-х т. Т.З. / Сост. и отв. Ред. Н.С.Кирабаев. - М.: Марджани, 2010. - 360 с. - (Bibliotheca Islamica).

23.Аль-Фараби, Абу Наср Мухаммед. Логические трактаты / Абу Наср Мухаммед аль-Фараби; перевод с араб, и ступ, статья А.Х. Касымжанова. -Алма-Ата: Наука, 1975. - 671 с. - (1100-летию со дня рождения Абу Насра Мухаммада ибн Мухаммада ибн Тархана ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки посвящается).

24.Аль-Фараби, Абу Наср Мухаммед. Философские трактаты / Абу Наср Мухаммед аль-Фараби; перевод с араб, и вступ. статья акад. Б.М. Кедрова и др. - Алма-Ата: Наука, 1972.- 429 с. - (1100-летию со дня рождения Абу Насра Мухаммада ибн Мухаммада ибн Тархана ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки посвящается).

25.Шамилли, Г.Б. «Трактат в познание мусики» анонима XVI века. Метафора «семи климатов» (к проблеме интерпретации средневековых персидских

трактатов о музыке) / Г.Б. Шамилли // Старинная музыка. -

2008. - №3 (41). - С.22-26.

Источники, переведенные на европейские языки

26.D'Erlanger, R. La musique Arabe: Trad, française / R. d'Erlanger. - Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner, 1930-1949. - 5 т.

27.Farmer, H.G. Music: the Priceless Jewel / H.G. Farmer // Journal of the Royal Asiatic Society. - January 1941. - Vol.73. Issue 1. - P.22-30.

28.Farmer, H.G. The Kitâb al-malâhi of Abu âlib Al-Mufaal ibn Salama / H.G. Farmer, J. Robson // Journal of the Royal Asiatic Society. - April 1938. -Vol.70. Issue 2. -P.231-249.

29.1bn Khaldun. The Muqaddimah: an introduction to history / Ibn Khaldun; translated by F. Rosenthal. - Princeton: Princeton University Press, 1957. - 512 p.

30.Macdonald, D.B. Revival of religious sciences. On music&singing. Emotional religion in Islam as affected by music and singing being a translation of the Ihya' Ulum ad-Din of al-Ghazzali with analysis, annotation and appendices / D.B. Macdonald // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. - April 1901. - Vol.33. - P.195-252.

31.Macdonald, D.B. Revival of religious sciences. On music&singing. Emotional religion in Islam as affected by music and singing being a translation of the Ihya' Ulum ad-Din of al-Ghazzali with analysis, annotation and appendices / D.B. Macdonald // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. - October 1901. - Vol.33. - P.705-748.

32.Macdonald, D.B. Revival of religious sciences. On music&singing. Emotional religion in Islam as affected by music and singing being a translation of the Ihya' Ulum ad-Din of al-Ghazzali with analysis, annotation and appendices / D.B. Macdonald // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. - January 1902. - Vol.34. - P. 1-28.

Исследования на русском языке

33.Абдуллазаде, Г. Музыка. Человек. Общество (в древней и средневековой культуре Востока и Запада) / Г. Абдуллазаде. - Баку: Язычы, 1991. - 244 с.

34.Абдуллазаде, Г. Философская сущность азербайджанских мугамов / Г.Абдуллазаде. - Баку: Язычы, 1983. - 39 с. - (Искусство Азербайджана).

35.Агаева, С. Абдулгадир Мараги / С. Агаева. - Баку: Язычы, 1983. - 46 с. -(Искусство Азербайджана).

36.Алимов, И.А. История китайской классической литературы с древности и до XIII в.: поэзия, проза: в 2 ч. 4.1. / И.А. Алимов, М.Е. Кравцова. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2014. - 1408 с.

37.Аммар, Ф.Х. Ладовые принципы арабской народной музыки / Ф.Х. Аммар. -М.: Сов. композитор, 1984. - 184 с.

38.Арабская средневековая культура и литература: сборник статей зарубежных ученых / [Сост. и авт. предисл. И.М. Филынтинский]. - М.: Наука, 1987. -216 с.

39.Аязбеков, С.А. Историко-культурный контекст музыкального искусства народов Ближнего и Среднего Востока (УИ-ХУ1 вв.): автореф. дис.... канд. иск.: 17.00.02 / Аязбеков Скандарбек Абуевич. - Л., 1988. - 24 с.

40.Беляев, В. О музыкальном фольклоре и древней письменности. Статьи и заметки. Доклады / В. Беляев. - М.: Советский композитор, 1971. - 233 с.

41.Бурабаев, М.С. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби / М.С. Бурабаев. - Алма-Ата: Наука, 1984. - 176 с.

42.Буркхард, Т. Искусство ислама. Язык и значение / Т. Буркхард. - Таганрог: Ирби, 2010.-288 с.

43.Буркхард, Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы / Т. Буркхард; перевод с англ. [Н.П. Локман]. - М.: Алетейа, 1999. - 213 с.

44.Вартаньян, Э.Г. Основы художественной культуры стран мусульманского Востока: учебное пособие для студентов, углубленно изучающих историю и

культуру ислама / Э.Г. Вартаньян, А.К. Жолаев. -

Краснодар: издательско-полиграфический центр Кубанского государственного университета, 2009. - 137 с.

45.Васильченко, Е.В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия): ученое пособие / Е.В. Васильченко. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 408 с.

46.Виноградов, B.C. Классические традиции иранской музыки / B.C. Виноградов. - М.: Советский композитор, 1982. - 184 с.

47.Вопросы художественной культуры: сборник статей. - Баку Билик: ЭЛМ Б.и., 1993. - 120 с.

48.Восток и Запад: история, общество, культура: сборник научн. Материалов по итогам I Международной научно-практической конференции. -Красноярск: Краснояр. краев, научно-учебный центр кадров культуры, 2012.-111 с.

49.Вызго, Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки / Т.С. Вызго; под науч. ред. Ф.М. Кароматова, Г.А. Пугаченковой. -М.: Музыка, 1980. - 190 с.

50.Гаджибеков, У. Основы азербайджанской народной музыки / У. Гаджибеков. - Баку: Азербайджанское государственное музыкальное издательство, 1957. - 113 с.

51.Гармонический человек: Из истории идей о гармонически развитой личности: сборник статей / [Сост. П.С. Трофимов]. - М.: Искусство, 1965. -322 с.

52.Герцман, Е.В. Музыкальная боэциана / Е.В. Герцман. - СПб.: Глаголь, 1995. - 480 с. - (Основания христианской культуры).

53.Герцман, Е.В. Пифагорейское музыкознание: Начала древнегреческой науки о музыке / Е.В. Герцман. - СПб.: Гуманитарная академия, 2003. - 384 с. - (Studia classica).

54.Гибб, Х.А.Р. Арабская литература. Классический период / Х.А.Р. Гибб; [перевод с англ.]. - М.: Изд-во вост. лит., 1960. - 187 с.

55.Григорян, С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока / С.Н. Григорян. - М.: Наука, 1966. - 352 с.

56.Грюнебаум, Г.Э. фон. Классический ислам: очерк истории, 600-1258 / Г.Э. фон Грюнебаум; отв. ред., авт. предисл. и коммент. В.В. Наумкин. - М.: Наука, 1988.-215 с.

57.Грюнебаум, Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры: статьи разных лет / Г.Э. фон Грюнебаум; [сост. Д.В. Фролов]. - М.: Наука, 1981.-227 с.

58.Гудимова, С.А. Музыкальная эстетика: науч.-практ. пособие / С.А. Гудимова; под общ. ред. И.Л. Галинской. - М.: РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед., 1999. - 283 с. - (Теория и история культуры).

59.Даркевич, В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве 1Х-ХУ1 вв. / В.П. Даркевич. - М.: Наука, 1988. - 344 с.

60.Даукеева, С.Д. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби / С.Д. Даукеева. - Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002. - 352 с.

61.Дева, Б.Ч. Индийская музыка / Б.Ч. Дева; перевод с англ. Е.М. Гороховик, ред. пер., вступ. ст. и коммент. Дж.К. Михайлова. - М.: Музыка, 1980. - 207 с.

62.Джани-Заде, Т.М. Арабский уд в музыкальной культуре Исламской цивилизации [Электронный ресурс] / Т.М. Джани-Заде // Электронный журнал «Исследовано в России». - 2002. - Режим доступа: http://www.sci-journal.rU/articles/2002/l 84.pdf.

63.Джумаев, А. Авиценна и музыка / А. Джумаев // Звезда Востока. - 1980. -№3. - С.145-151.

64.Джумаев, А.Б. Вопросы музыкальной эстетики в трудах ученых Среднего Востока 1Х-ХИ вв.: автореф. дис.... канд. иск.: 17.00.02 / Джумаев Александр Бабаниязович. - Ташкент, 1981. - 23 с.

65. Джумаев, А. Ибн Сина об общественных функциях музыки / А. Джумаев // Общественные науки в Узбекистане. - 1980. - №8-9. - С.83-89.

66.Джумаев, А. Ислам и музыка / А. Джумаев // Музыкальная академия. -1992. - №3. - С.24-36.

67.Джумаев, А. О музыкально-эстетических взглядах Ибн Сины / А. Джумаев // Общественные науки в Узбекистане. - 1979. - №6. - С.29-36.

68.Джумаев, А. Трактат о музыке Нишапури / А. Джумаев // Общественные науки в Узбекистане. - 1984. - №1. - С.44-50.

69.Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т.5. Наука, техническая и военная мысль / Гл. ред. M.JI. Титаренко. - М.: Вост. Лит., 2009. - 1087 с.

70.Еолян, И.Р. Очерки арабской музыки / И.Р. Еолян. - М.: Музыка, 1977. -192 с.

71.Еолян, И.Р. Традиционная музыка арабского Востока / И.Р. Еолян. - М.: Музыка, 1990. - 238 с.

72.Игнатенко, A.A. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья / A.A. Игнатенко. - М.: Мысль, 1989. - 255 с.

73.Игнатенко, A.A. Ибн-Хальдун / A.A. Игнатенко. - М.: Мысль, 1980. - 160 с. - (Мыслители прошлого).

74.Идеи эстетического воспитания: Антология в 2 т. Т.1. / Сост. В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1973. - 408 с.

75.Имамутдинова, З.А. Чтение Корана и проблемы артикулирования / З.А. Имамутдинова // Вестник Челябинского государственного университета. -2009. - Вып.37. Филология.Искусствознание. №35 (173). - С.173-181.

76.Искусство Востока. Проблемы эстетического своеобразия: сборник статей. -СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. - 230 с.

77.Искусство Востока. Художественная форма и традиция: сборник статей. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 344 с.

78.Ислам. Энциклопедия культуры и искусства / Отв. ред. А. Богословский. - М.: Эксмо, 2010. - 510 с.

79.Иснолнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: сборник статей по материалам Международной научной конференции 6-9 апреля 2009 года. - М.: Человек, 2010. - 743 с.

80.Историко-философский ежегодник. 2007. - М.: Наука, 2008. - 530 с.

81.История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. - М.: Музыка, 1972. -412 с.

82.История узбекской музыки: [учебное пособие для муз. вузов] / Сост. и ред. Т.Е. Соломоновой. - М.: Музыка, 1979. - 200 с.

83.История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. 2. Средневековый Восток. Европа ХУ-ХУШ веков. - М.: Искусство, 1985. - 456 с.

84.Каратыгина, М.И. PAX SONORIS как предмет современного музыкознания / М.И. Каратыгина // PAX SONORIS: история и современность (памяти М.А. Этингера). - 2008. - Вып.З. - С.38-44.

85.Керимов, Г.М. оглы Аль-Газали и суфизм / Г.М. оглы Керимов. - Баку: Элм, 1969. - 109 с.

86.Кирабаев, Н.С. Очерки философии «Чистых братьев»: учебное пособие / Н.С. Кирабаев. - М.: РУДН, 2005. - 46 с.

87.Кирабаев, Н.С. Политическая мысль мусульманского средневековья=Ро1Шса1 thought in medieval islam / Н.С. Кирабаев. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2005. - 255 с.

88.Кирабаев, Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья) / Н.С. Кирабаев. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. -173 с.

89.Классический ислам: традиционные науки и философия: Сборник обзоров / Отв. ред. и сост. A.B. Сагадеев. - М.: ИНИОН, 1988. - 131 с. - (Традиции ислама и современность).

90.Клюев, A.C. Онтология музыки / A.C. Клюев. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Университета, 2003. - 144 с.

91.Кныш, А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история / А.Д. Кныш. - М.; СПб.: Диля, 2004. - 453 с.

92.Куделин, А.Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи / А.Б. Куделин. - М.: Языки славянской культуры, 2003. -512 с. - (Studia philologica).

93.Курбанмамадов, А. Эстетическая доктрина суфизма: опыт критического анализа/ А. Курбанмамадов. - Душанбе: Дониш, 1987. - 108 с.

94.Кысымжанов, А.Х. Эстетические взгляды Фараби / А.Х. Кысымжанов. -Душанбе: Ирфон, 1990. - 142 с.

95.Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Фолио, 2000. - 880 с. - (Вершины человеческой мысли).

96.Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика / А.Ф. Лосев. -М.: Фолио, 2000. - 624с. - (Вершины человеческой мысли).

97.Мади, A.A. Музыкальная культура Аббасидского халифата (VIII-XIII вв.) и музыкально-теоретическое наследие аль-Кинди: автореф. дне.... канд. иск.: 17.00.02 / Мадии Азиз Ахметович. - Минск, 2005. - 23 с.

98.Макомы, мугамы и современное композиторское творчество: Межресп. науч.-теорет. конф., Ташкент, 10-14 июня 1975 г. / [Ред.-сост. Д.А. Рашидова]. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978. - 259 с.

99.Матякубов, О. Фараби об основах музыки Востока / О. Матякубов. -Ташкент: Фан,1986. - 86 с.

100. Мец, А. Мусульманский ренессанс / А. Мец; перевод с нем. Д.Е. Бертельса. - 2-е изд. - М.: Наука, 1973. - 473 с.

101. Множественность научных концепций в музыкознании: сборник статей к 60-летию Е.М. Левашева. - М.: Композитор, 2009. - 456 с.

102. Музыка народов Азии и Африки: сборник статей. - Вып.4. - 1984. - М.: Советский композитор. - 328 с.

103. Музыка народов мира. Проблемы изучения: материалы международных научных конференций. - Вып.1. - М.: Московская консерватория, 2008. - 412 с.

104. Музыкальные инструменты в истории культуры: сборник материалов Международной инструментоведческой конференции, посвященной 100-летию К.А. Верткова (Санкт-Петербург, 4-6 декабря 2006 г.). - СПб.: РИИИ, 2007. - 228 с.

105. Музыкальные культуры стран Азии и Африки: Сборник статей /Сост. И.А. Медведева, науч. ред. Дж.К. Михайлов. - М.: Информкультура, 1979. -50 с.

106. Музыкальные традиции стран Азии и Африки: сборник научных трудов. - М.: МГК, 1986. - 147 с.

107. Народная музыка. История и типология. Памяти профессора Е.В. Гиппиуса (1903-1985): сборник научных трудов. - Д.: ЛГИТМиК, 1989. -185 с.

108. Народное творчество стран Востока: структура, художественные особенности, дефиниции: [сборник] / Ред.-сост. П.Р. Гамзатова. - М.: КомКнига, 2007. - 200 с.

109. Аль-Насири, А. Искусство и творчество в воззрениях мусульманских мыслителей / А. аль-Насири. - М.: МАКС-Пресс, 2001. - 56 с.

110. Наср, С.Х. Исламское искусство и духовность / С.Х. Наср; перевод с англ. М. Салганик. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2009. - 232 с.

111. Насыров, И.Р. Основания исламского мистицизма : генезис и эволюция / И.Р. Насыров. - М.: Языки славянских культур, 2009. - 552 с.

112. Нечаева, Н.Б. Антропологический, ритуальный и экстатический аспекты генезиса музыкального творчества как феномена культуры [Электронный ресурс] / Н.Б. Нечаева. - Режим доступа: http://www.sofik-rgi.narod.ru/avtori/dpf_2004/ne4aeva.htm.

113. Олейник, М.А. Функции музыки в европейской культуре: философско-антропологический аспект: автореф. дис. ...доктора филос. наук: 09.00.13 / Олейник Марина Алексеевна. - Ростов-на-Дону, 2007. - 305 с.

114. Орлов Г. Древо музыки / Г. Орлов. - СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2005. - 440 с.

115. Очерки истории арабской культуры. V-XV вв. / [А.Б. Халидов, П.А. Грязневич, О.Г. Большаков и др.; отв. ред. О.Г. Большаков]. - М.: Наука, 1982. - 440 с. - (Культура народов Востока).

116. Очерки истории исламской цивилизации. В 2-х т. Т.1 / Общ. ред. Ю.М. Кобищанова. - М.: РОССПЭН, 2008. - 934 с.

117. Памяти Александра Александровича Семенова: сборник статей по истории, археологии, этнографии и искусству Сред. Азии. - Душанбе: Дониш, 1980. -360 с.

118. Петрушевский, И.П. Ислам в Иране в V11-XV веках: курс лекций / И.П. Петрушевский; под ред. В.И. Беляева. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 2007. - 428 с.

119. Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки: сборник науч. трудов Московской консерватории. М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1990. - 224 с.

120. Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1981. -312 с.

121. Путинцева, Т.А. Тысяча и один год арабского театра / Т.А. Путинцева. -М.: Наука, 1977.-312 с.

122. Раджабов, И.Р. Рукописные источники по истории музыкальной культуры народов Средней Азии из собрания восточных рукописей Академии наук Узбекской ССР: автореф. дис.... канд. филол. наук / Раджабов Исхак Разикиевич. - JL: 1955. - 16 с.

123. Роузентал, Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе / Ф. Роузентал; перевод с англ. С.А. Хомутова, предисл. и примеч. A.B. Сагадеева. - М.: Наука, 1978. - 372 с.

124. Сагадеев, A.B. Восточный перипатетизм / A.B. Сагадеев. - М.: Марджани, 2009. - 223 с. - (Bibliotheca Islamica).

125. Сагадеев, A.B. Из истории эстетической мысли народов Ближнего и Среднего Востока: автореф. дис.... канд. филос. наук / Сагадеев Артур Владмирович. - М., 1964. - 16 с.

126. Сагадеев, A.B. Исследования по арабо-мусульманской культуре и философии: Избранные статьи / A.B. Сагадеев; вступ. ст., ред. Н.С. Кирабаев, ред. Р.В. Псху. - М.: Российский университет дружбы народов, 2009. - 455 с.

127. Сергеева, Т.С. Музыка ал-Андалус: рождение западно-арабской классики / Т.С. Сергеева. - Казань: Казанская государственная консерватория, 2008. - 305 с.

128. Смирнов, A.B. Культура ислама: от смысла к стилю (интервью A.A. Амраховой) / A.B. Смирнов // Musiqi Dunyasi. - 2002. - №1-2 - С.169-181.

129. Смирнов, A.B. Логика смысла: Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры / A.B. Смирнов. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 504 с. - (Язык. Семиотика. Культура).

130. Смирнов, A.B. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство / A.B. Смирнов. М.: ИФРАН, 2005. - 250 с.

131. Сохор, А. Социология и музыкальная культура. - М.: Советский композитор, 1975. - 202 с.

132. Сурдель, Д. Цивилизация классического ислама / Д. Сурдель, Ж. Сурдель; перевод с фр. В. Бабинцева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 544 с. - (Великие цивилизации).

133. Сутормина, Н.В. Онтология музыкальной духовности: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.01 / Сутормина Нинель Владимировна. - Уфа, 2008. - 154 с.

134. Суханцева, В.К. Категория времени в музыкальной культуре / В.К. Суханцева. - К.: Лыбидь, 1990. - 184 с.

135. Торжество разума. Материалы международной сессии посвященной 1000-летию со дня рождения Абу Али Ибн Сины (Авиценны). - Душанбе: Дониш, 1988. - 393 с.

136. Тримингэм, Дж.С. Суфийские ордены в исламе / Дж.С. Тримингэм; нер. с англ. A.A. Ставиской, под ред. и с предисл. О.Ф. Акимушкина. — М.: София, Гелиос, 2002. — 480 с.

137. Туманян Т.Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама / Т.Г. Туманян. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского гос. Университета, 2009. - 280 с.

138. Филыитинский, И.М. История арабской литературы. V - начало X века / И.М. Филыитинский. - М.: Наука, 1985. - 525 с. - (Истории литератур Востока).

139. Филыитинский, И.М. Очерк арабо-мусульманской культуры. V11-XII вв. / И.М. Филыитинский, Б.Я. Шидфар - М.: Наука, 1971. - 259 с.

140. Фомина, З.В. Философия музыки: учебное пособие для студентов и аспирантов музыкальных вузов / З.В. Фомина. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени JI.B. Собинова, 2011. - 208 с.

141. Фролов, Д.В. Арабская филология: грамматика, стихосложение, корановедение: статьи разных лет / Д.В. Фролов. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 440 с. - (Studia philologica).

142. Фролов, Д.В. Классический арабский стих: История и теория аруда / Д.В. Фролов. - М.: Наука, 1991. - 359 с.

143. Хан, Х.И. Мистицизм звука / Х.И. Хан; перевод с англ. А. Михалкович. - М.: Сфера, 1997. - 333 с. - (Суфийское послание).

144. Хисматулин, A.A. Прагматический суфизм в братстве Накшбандийа: аудирование (сама') / A.A. Хисматулин // Петербургское востоковедение. -1996. - Вып.8. - С. 120-157.

145. Хисматулин, A.A. Прагматический суфизм в братстве Накшбандийа: теомнемия (зикр) / A.A. Хисматулин // Петербургское востоковедение. -1995. - Вып.7. - С.243-262.

146. Храм земной и небесный. - Вып.2. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 606 с.

147. Художественная культура в докапиталистических формациях: Структурно-типологическое исследование / [В.Г. Иванов, М.С. Каган, В.В. Прозерский и др.]; науч. ред. М.С. Каган. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 303 с.

148. Шамилли, Г.Б. Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики / Г.Б. Шамилли. - М.: Композитор, 2007. - 448 с.

149. Шамилли, Г.Б. Философия музыки Фахр ад-Дина Рази: свое и чужое / Г.Б. Шамилли // Ишрак. Ежегодник исламской философии. - 2013. - №4. -С.562-609.

150. Шамилова, Г.Б. Проблемы интерспретации трактатов о музыке эпохи Сефевидов: автореф. дне.... канд. иск.: 17.00.02 / Шамилова Ггольтекин Байджан кызы. - М., 1996. - 24 с.

151. Шаяхметова, А.К. К вопросу о музыкальной эстетике Корана / А.К. Шаяхметова // Религия, культура, образование. - 2009. - №3. - С.233-236.

152. Шидфар, Б.Я. Образная система арабской классической литературы. VI-XI1 вв. / Б.Я. Шидфар. - М.: Наука, 1974. - 255 с.

153. Шиммель, А. Мир исламского мистицизма /А. Шиммель; перевод с англ. Н.И. Пригариной, A.C. Рапопорт. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Садра, 2012. - 534 с.

154. Шукуров, Ш.М. Образ человека в искусстве ислама / Ш.М. Шукуров. -М..УРСС, 2004.- 160 с.

155. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде; перевод с фр. В. Большакова, ст. и коммент. Е. Строгановой. - М.: Инвест-ППП, 1994. - 240 с.

156. Эрнст, К.В. Суфизм / К.В. Эрнст; перевод с англ. А. Горькавого. - М.: Фаир-Персс, 2002. - 320 с. - (Грандиозный мир).

157. Юнусова, В.Н. Ислам — музыкальная культура и современное образование в России / В.Н. Юнусова. - М.: Хронограф ИНПО, 1997. - 152 с.

158. Юнусова, В.H. Творческий процесс в классической музыке Востока: автореф. дис.... доктора иск.: 17.00.02 / Юнусова Виолетта Николаевна. - М., 1995. - 35 с.

159. Юркова, А. Абу Али ибн Сина и его музыкальная терапия / А. Юркова // Старинная музыка. - 2007. - №3-4 (37-38).- С.31-33.

Исследования на европейских языках

160. A History of Muslim philosophy: with short accounts of other discipline and the modern Renaissance in Muslim lands. Vol. 1-2. / Ed. and introd. by M.M. Sharif. - Wiesbaden: Harrasowitz, 1963-1966. - 25 см.

161. Al-Andalus, Sepharad and medieval Iberia: cultural contact and diffusion / [Ed. by] Ivy A. Corfis. - Leiden Boston: Brill, 2009. - 257 p.

162. Chabrier, J.C. Éléments d'une approche comparative des échelles théoriques arabo-irano-turques / J.C. Chabrier// Revue de Musicologie. - 1985. -T.71. №1/2. Échelles musicales: modes et temperaments. - P.39-78.

163. During, J. Du samâ' soufi aux pratiques chamaniques. Nature et valeur d'une experience / J. During // Cahiers de musiques traditionnelles. - 2006. -Vol. 19. Chamanisme et possession. - P.79-92.

164. During, J. Musique et extase: l'audition mystique dans la tradition soufîe / J. During. - Paris: Albin Michel, 1988. - 250 p.

165. During, J. The art of Persian music: lessons from master Dariush Safvat / J. During, Z. Mirabdolbaghi. - Washington (DC): Mage Publishers, 1991. - 280 P-

166. Eisner, J. Listening to Arabic music / J. Eisner // The World of Music. -1997. - Vol.39. №2. Cultural Concepts of Hearing and Listening. - P. 111-126.

167. Farmer, H.G. A History of Arabian Music. To the XIHth century / H.G. Farmer. - London: Luzac&Co., 1929. - 264 p.

168. Farmer, H.G. A North African Folk Instrument / H.G. Farmer // Journal of the Royal Asiatic Society. - January 1928. - Vol.60. Issue 1. - P.25-34.

169. Farmer, H.G. Historical Facts for the Arabian Musical Influence / H.G. Farmer. - London: William Reeves, s.a. - 376 p. - (Studies in the Music of the Middle Ages).

170. Farmer, H.G. Ibn Khurdadhbih on musical instruments / H.G. Farmer // Journal of the Royal Asiatic Society. - July 1928. - Vol.60. Issue 3. - P.509-518.

171. Farmer, H.G. Studies in Oriental Music. Vol.1: History and Theory / H.G. Farmer. - Frankfurt am Main: Institute for the History of Arabic-Islamic Science at the Johann Wolfgang Goethe University, 1997. - 270 p.

172. Farmer, H.G. The lute scale of Avicenna / H.G. Farmer // Journal of the Royal Asiatic Society. - April 1937. - Vol.69. Issue 2. - P.245-253.

173. Farmer, H.G. The old Persian musical modes / H.G. Farmer // Journal of the Royal Asiatic Society. - January 1926. - Vol.58. Issue 1. - P.93-95.

174. Farmer, H.G. The oriental impingement on European music / H.G. Farmer // Islamic Studies. - September 1963. - Vol.2. №3. - P.337-342.

175. Farmer, H.G. Turkish instruments of music in the fifteenth century / H.G. Farmer // Journal of the Royal Asiatic Society. - June 1940. - Vol.72. Issue 2-3. - P.195-198.

176. Farmer, H.G. Was the Arabian and Persian lute Fretted? / H.G. Farmer // Journal of the Royal Asiatic Society. - July 1937. - Vol.69. Issue 3. - P.453^60.

177. Al-Faruqi, L.I. Muwashshah: a vocal form in Islamic culture / L.I. al-Faruqi // Ethnomusicology. - January 1975. - Vol.19. №1. - P. 1-29.

178. Ghrab, A. Occident and intervals in «Arabic music», from the seventeenth century to the Arabic music congress / A. Ghrab // The World of Music. - 2005. -Vol.47 (3). The music of «others» in the Western world. - P.57-83.

179. Ul-Huda, Q. Khwaja Mu'Tn ud-Din Chishti's death festival: competing authorities over sacred space / Q. ul-Huda // Journal of ritual studies. - 2003. -Vol.17. Issue 1. - P.61-78.

180. Langlois, T. The Gnawa of Oujda: music at the margins in Morocco / T. Langlois // The world of music. - 1998. - Vol. 40. №1. Music, the arts and ritual. -P.135-156.

181. Music and medieval manuscripts: paleography and performance: essays dedicated to Andrew Hughes / Ed. by J. Haines, R. Rosenfeld. - Aldershot (England); Burlington (USA): Ashgate, 2004. - 438 p.

182. Music as medicine: the history of music therapy since Antiquity / Ed. By P. Horden. - Aldershot (Hants.): Ashgate, 2000. - 401 p.

183. Music as social and cultural practice: essays in honour of Reinhard Strohm / Ed. by M. Bucciarelli, B. Joncus. Woodbridge: Boydell Press, 2007. - 443 p.

184. Nasr, S.H. Islam and music. The views of Ruzbahan Baqli, the Patron Saint of Shiraz [Электронный ресурс] / S.H. Nasr // Studies in Comparative Religion.

Winter 1976. - Vol.10. №1. - Режим доступа: http://www.studiesincomparativereligion.com/Public/articles/Islam_and_Music-by_Seyyed_Hossein_Nasr.aspx.

185. Qureshi, R.B. Islamic music in an Indian environment: the Shi'a Majlis / R.B. Qureshi//Ethnomusicology. - January 1981. - Vol.25. №1. - P.41-71.

186. Qureshi, R.B. Sufi music of India and Pakistan: sound, context and meaning in Qawwali / R.B. Qureshi. - Cambridge: Cambridge University Press, 1986. - 233 p. - (Cambridge Studies in Ethnomusicology).

187. Racy, A.J. Making Music in the Arab World. The Culture and Artistry of Tarab / A.J. Racy. - Los Angeles: Cambridge University Press, 2004. - 268 p.

188. Rouget, G. Music and trance: a theory of the relations between music and possession / G. Rouget. - Chicago: The University of Chicago Press, 1985. - 416 P-

189. Sawa, G.D. Music Performance Practice in the early Abbasid Era. 132-320 AH-750-932 AD / G.D. Sawa. - 2-nd edition. - Ottawa: The Institute of Mediaeval Music, 1994. - 251 p.

190. Sawa, G.D. The Survival of Some Aspects of Medieval Arabic Performance Practice / G.D. Sawa // Ethnomusicology. - January 1981. - Vol.25. №1. - P.73-86.

191. Shehadi, F. Philosophies of Music in Medieval Islam / F. Shehadi. -Leiden: Brill Academic Publishers, 1995. - 175 p.

192. Shiloah, A. Music and its virtues in Islamic and Judaic writings / A. Shiloah. - Aldershot (GB); Burlington (USA): Ashgate Variorum, 2007. - 318 p. - (Variorum Collected Studies).

193. Shiloah, A. Music and religion in Islam / A. Shiloah // Acta Musicologica. -July-December 1997. - Vol.69. Fasc. 2. - P.143-155.

194. Shiloah, A. Music in the world of Islam: a socio-cultural study / A. Shiloah.

- Detroit: Wayne State University Press, 1995. - 262 p.

195. Shiloah, A. Notions d'esthétique dans les tradités Arabes sur la musique / A. Shiloah // Cahiers de musiques traditionnelles. - 1994. - №7. - P.51-58.

196. Shiloah, A. Réflexions sur la danse artistique musulmane au moyen âge / A. Shiloah // Cahiers de civilisation medieval. - Octobre-décembre 1962. - №20.

- P.463-474.

197. Shiloah, A. The Arabie Concept of Mode / A. Shiloah // Journal of the American Musicological Society. - Spring 1981. - Vol.34. №1. - P. 19-42.

198. Shiloah, A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture / A. Shiloah. - Aldershot (Hants.); Burlington (VT): Ashgate Variorum, 2003. -(pag. var.); 23 sm. - (Variorum Collected Studies).

199. Slobin, M. Rhythmic aspects of the Tajik maqam / M. Slobin // Ethnomusicology. - January 1971. - Vol.15. №1. P.100-104.

200. Sufism, music and society in Turkey and the Middle East. Papers Read at a Conference Held at the Swedish Research Institute in Istanbul, November 27-29, 1997. - Vol.10. - Istanbul: Swedish research institute in Istanbul transactions, 1997.- 155 p.

201. Tahoori, N. The Image of Heaven in Islamic Arts of Iran / N. Tahoori // International Journal of Architecture and Urban Development. - Winter 2013. -Vol.3. №1.-P. 13-16.

202. The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Vol.7. Mif-Naz / Edit, by C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs, Ch. Pellat. - Leiden; New York: E.J. Brill, 1993. - 1058 p.

203. The Legacy of Muslim Spain / Ed. by S.Kh. Jayyusi. - Leiden; New York; Köln: E.J. Brill, 1992. - 1104 p.

204. Touma, H.H. The maqam phenomenon: an improvisation technique in the music of the Middle East / H.H. Touma // Ethnomusicology. - January 1971. -Vol.15. №l.P.38-48.

205. Touma, H.H. The music of the Arabs / H.H. Touma; translated by L. Schwartz. - Portland: Amadeus Press, 1996. - 260 p.

206. Wright, O. Music theory in Mamluk Cairo. The gäyat al-matlüb fi 'ilm al-adwär wa-'l-durüb by Ibn Kurr / O. Wright. - Farnham (UK); Burlington (USA): Ashgate, 2014. - 372 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.