Буддизм Ваджраяны: философские основы, религиозные практики и распространение в России и Европе с конца 80-х гг. XX в.: на примере "Алмазного пути" школы Карма Кагью тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат философских наук Коротецкая, Лариса Михайловна
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 211
Оглавление диссертации кандидат философских наук Коротецкая, Лариса Михайловна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА ВАДЖРАЯНЫ.
1.1. Религиозные, философские и психологические аспекты буддизма Ваджраяны.
1.2. Сравнительный анализ четырех главных школ тибетского буддизма и отличительные черты традиции Карма Кагью.
ГЛАВА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА В СТРАНАХ ЗАПАДА И РОССИИ В XX В.
2.1. Особенности распространения буддизма в России и на Западе и социокультурные основания его адаптации к современным западным обществам.
2.2. «Алмазный Путь» школы Карма Кагью как одно из направлений распространения буддизма Ваджраяны в Европе и России.
ГЛАВА 3. РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАКТИКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗАПАДНЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ БУДДИЗМА ВАДЖРАЯНЫ.
3.1. Описание и классификация религиозных практик, выполняемых адептами «Алмазного пути» школы Карма Кагью.
3.2. Мотивы и личностный смысл обращения к буддизму Ваджраяны его современных приверженцев.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Современный тибетский буддизм на Западе: Социально-философский аспект2000 год, кандидат философских наук Аюшеева, Дулма Владимировна
Социальный механизм религиозной конверсии на примере петербургской буддийской общины Карма Кагью2014 год, кандидат наук Исаева, Валентина Борисовна
Религиозный и политический аспекты развития буддийской школы Ньингма в Тибете в XVII-XVIII вв.2011 год, кандидат исторических наук Иванова, Виктория Александровна
Буддизм в культурной жизни Санкт-Петербурга2005 год, кандидат культурологии Алексеев-Апраксин, Анатолий Михайлович
Рецепция индо-буддийской тантры в европейской философской традиции2017 год, кандидат наук Куценко, Борис Олегович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Буддизм Ваджраяны: философские основы, религиозные практики и распространение в России и Европе с конца 80-х гг. XX в.: на примере "Алмазного пути" школы Карма Кагью»
Актуальность темы. В последние десятилетия XX века тибетский буддизм получает широкое распространение среди европейцев - прежде всего, в Германии, Дании, Польше, Швеции, Великобритании и Франции. Продвижение тибетского буддизма среди населения, этнически не соотнесенного с данной религией, началось в это время и в России. Вследствие включения широкого круга европейцев в число мирян, исповедующих различные школьные традиции тибетского буддизма, каждая из четырех главных тибетских школ получила мирских последователей в глобальном масштабе.
Распространение тибетского буддизма по всему миру стало возможным вследствие массового исхода беженцев с территории Тибета, включенного в 1951г. в состав КНР и появления в качестве глобального этнокультурного феномена тибетской диаспоры. Дальнейшее расселение тибетцев по всему миру и создание лидерами различных буддийских школ, буддийскими наставниками и монахами различных религиозных институтов и общин на Западе совпало со временем формирования единого глобального социально-культурного пространства. Отделенные и прежде изолированные друг от друга общества и культуры обрели постоянный контакт благодаря социальным коммуникациям, межкультурным взаимодействиям и процессам миграции. Изменения глобального социального контекста повлекли за собой перемены национальной, культурной, персональной и религиозной идентичности.
В последние десятилетия XX в. по всему миру, создаются буддийские центры и общины, центры изучения буддизма появляются в университетах и научно-исследовательских институтах, проводятся лекции, семинары и научные форумы, выставки буддийской культуры и искусства, издаются журналы и книги буддийской тематики. Курсы медитаций и посвящений, проводимых тибетскими и западными буддийскими наставниками, собирают тысячи новообращенных последователей этой религии. По данным Европейского буддийского университета, в настоящее время Европе насчитывается около 1,5 млн. буддистов [128, с. 258]. По данным Немецкого Буддийского Союза, в Германии проживают 250 тысяч практикующих буддистов, половина из которых - выходцы из Азии [202]. В Нидерландах буддизм стал третьей по популярности мировой религией -250 тыс. жителей страны, в основном коренные голландцы, являются буддистами или заявляют о своей близости к этой религии [100]. Этнических буддистов -калмыков, бурятов, тувинцев - в России в настоящее время чуть больше миллиона. Еще около 100 тыс. россиян пришли в буддизм путем сознательного выбора в зрелом возрасте [19]. Наличие традиционных буддийских регионов создавало своеобразие распространения и формирования буддийских групп и общин на нетрадиционных для буддизма территориях России. Прежде всего, это связано со значительным интересом к учению различных школ тибетского буддизма. Буддизм в России традиционно связан с его тибетским вариантом [124, с. 19, 24]. Ваджраяна распространилась в форме тибетского буддизма среди монголов и ряда народов России - тувинцев, калмыков, бурят в XIII в [52]. Буряты и калмыки оказались в сфере влияния Российской империи в ХУН-ХУШ вв., Тува присоединилась к России в качестве протектората в 1914 г. С середины XVIII в. буддийские общины на российской территории стали оформляться в институты, находящиеся под контролем государства. Следует отметить, что все традиционные буддийские общины России принадлежали к Ваджраяне [1, с. 143].
В конце XX в. в России возрождаются все основные буддийские школы: большинство буддийских организаций появляются в крупных городах, объединяя людей независимо от их принадлежности к традиционно буддийским этносам. Восстанавливается буддийская культура в Бурятии, Иркутской и Читинской областях, Калмыкии и Туве - буддизм обретает поддержку местных властей, появляются дацаны и образовательные учреждения.
Наибольшим количеством монастырских комплексов, а также образовательных центров и общин буддистов-европейцев России и западных странах располагают тибетские школы Гелуг и Карма-Кагью. Активность духовных лидеров этих школ - Далай-Ламы XIV и Кармапы XVI - стала важным фактором распространения тибетского буддизма на Западе.
Приобщению широких слоев населения Росии и традиционно «небуддийских» западных стран во второй половине XX в. к религии и философии буддизма, а также к сохранению его обширного духовного и культурного наследия способствовал рост уровня материальной и интеллектуальной культуры западных обществ, вступивших в «постиндустриальную» стадию. «Взаимопроникновениям» Востока и Запада, распространению тибетского буддизма в глобальной культуре способствовали процессы глобализации экономического, коммуникационного и информационного пространства, усиление экономической, социальной и духовной независимости граждан развитых стран. В настоящее время традиционный образ жизни и религия уже не воспринимаются «само собой разумеющимися» и единственно возможными, а вероисповедание и свободный выбор его в соответствии с интересами и потребностями конкретного человека становятся задачами, решаемыми им самим [158, с. 98]. Если в XIX в. свободомыслие и атеистические идеи бросали вызов официальной идеологии и массовому сознанию, являясь атрибутом свободы и независимости суждений интеллигенции, то в конце XX - начале XXI в. уже религиозность воспринимается как свободомыслие, как признак самостоятельности мышления. Современная трактовка термина «свободомыслие» - признание ценности земной жизни, борьба с косностью мышления, религиозным авторитаризмом и догматизмом, с препятствиями на пути свободного творческого развития человека, защита принципов свободы совести [119, с. 961]. Интенсивно взаимодействуя с современным западным обществом и его культурой, буддизм - во всем многообразии буддийских школ и традиций оказался включенным в глобальное информационное, политико-правовое и экономическое пространство, став частью социокультурой и духовной жизни России и традиционно «небуддийских» стран - Западной и Восточной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР.
Рост популярности в России и странах Запада с 80-х гг. XX в. религиозно-философской системы взглядов и методов духовного самосовершенствования буддизма Ваджраяны - принципиально новое явление социальной и духовной жизни. В чем причины успешной адаптации буддизма Ваджраяны в западных странах? Что «сообщает импульс» буддизму Ваджраяны сегодня, каким образом влияет контекст современных обществ на процесс его адаптации? Что лежит в основе религиозной позиции и ценностных ориентиров современных последователей буддизма Ваджраяны? Какие трактовки важнейших мировоззренческих проблем современной цивилизации предлагает тибетская буддийская философская традиция? Каковы перспективы развития тибетских буддийских традиций в современном мире?
Религиоведческое исследование распространения буддизма Ваджраяны в странах Запада призвано ответить на эти и другие вопросы, - оно актуально для осмысления предпосылок и особенностей форм социальной адаптации буддийских религиозных традиций к социокультурному контексту современных обществ, для накопления эмпирических данных о религиозных аспектах жизни современного социума, идеологиях и мировоззрении различных социальных субъектов, для познания их менталитета, важно для философского, культурологического, исторического осмысления нового - «западного» - периода в истории религии буддизма и перспектив ее развития в современном мире.
Актуальность обозначенной темы задана и процессами возрождения буддийских ценностей как компонентов традиционной культуры и образования в традиционно буддийских регионах России - Бурятии и Калмыкии, демонстрирующих большой духовный и интегративный потенциал буддизма.
Объект исследования - буддизм Ваджраяны в современной Европе и России.
Предмет исследования - теоретико-философские основы, религиозные практики, социокультурные аспекты процесса распространения и адаптации буддизма Ваджраяны в Европе и России (на примере буддийских сообществ «Алмазного пути» школы Карма Кагью).
Цель исследования - дать аналитическое описание основных аспектов религиозной философии, видов религиозных практик, особенностей распространения и социокультурной адаптации буддизма Ваджраяны среди современного населения России и Европы (на примере «Алмазного пути» школы Карма Кагью).
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и особенности основных религиозных, философских и психологических аспектов буддизма Ваджраяны в сравнении с традициями Хинаяны (Тхеравады) и Махаяны на основе классических трудов буддийских философов, работ современных буддийских наставников и исследований ученых-будцологов.
2. Выполнить религиоведческий анализ истории развития и особенностей школы Кагью в сравнении с другими главными тибетского буддизма - Ньингма, Сакья, Гелуг.
3. Определить социально-культурные основания и факторы, которые способствовали адаптации философии и религиозных практик буддизма Ваджраяны в современных западных обществах.
4. Дать религиоведческое описание развития, структуры и принципов функционирования современных мирских буддийских сообществ «Алмазного пути» школы Карма Кагью в Европе и России.
5. Провести анализ и создать классификацию основных религиозных практик, выполняемых в «Алмазном пути» школы Карма Кагью.
6. Выявить мотивы и личностный смысл обращения к буддийскому мировоззрению, характерные для современных западных последователей буддизма Ваджраяны - адептов «Алмазного пути» школы Карма Кагью.
Гипотеза исследования. Буддизм Ваджраяны может быть рассмотрен в культурно-цивилизационной парадигме. Персонологической, индивидуально-личностной составляющей распространения и социокультурной адаптации религии буддизма Ваджраяны в развитых странах Запада является, с одной стороны, выбор буддийского мировоззрения в качестве альтернативы определенным ценностным стандартам современной западной цивилизации и «философии потребления», с другой - соответствие буддизма Ваджраяны определенным параметрам мировоззрения его западных приверженцев.
Существуют признаки преемственности традиционной тибетской буддийской школы Карма Кагью и западных мирских буддийских сообществ «Алмазного пути», основанных ламой-европейцем О. Нидалом на Западе и в России.
Степень изученности. Философские, историко-культурные проблемы развития и распространения тибетского буддизма, проблема взаимодействия буддизма и западной культуры имеют обширную литературу. Прежде всего следует назвать основателя Санкт-Петербургской будцологической школы Ф.И. Щербатского, продемонстрировавшего подход к буддизму как к постоянно изменяющемуся философскому учению [159; 197]. Российской школе буддологии свойствен особый интерес к философским аспектам буддийской традиции. Открытия И.П. Минаева, В.П. Васильева, О.О. Розенберга, Г.Ц. Цыбикова являются и в настоящее время методологической основой для востоковедных исследований. Философию буддизма Махаяны и Ваджраяны, соотношение различных составляющих, образующих феномен религии, с глубинным психическим опытом исследовал Е.А. Торчинов [134; 135; 136; 138].
Современные отечественные исследования буддийской философии и распространения буддизма на Западе и в России представлены работами A.C. Агаджаняна [2], A.M. Алексеева-Апраксина [4; 5], K.M. Герасимовой [26], Т.В. Ермаковой [38], Н.Л. Жуковской [40], А.П. Забияко [41; 42], В.Г. Лысенко [71], Е.П. Островской и В.И. Рудого [17; 51; 104; 123], А.Б. Парибка [109; 110], И.С. Урбанаевой [145; 146]. Работа по переводам и современному истолкованию древних буддийских текстов выполнена В.П. Андросовым [6; 7], Б.Д. Дандароном [33; 34], Р.Н. Крапивиной [129], С.Ю.Лепеховым [115; 133]. На основе философии буддизма Ваджраяны А.И. Железнов и С.П. Нестеркин анализируют экологические проблемы современных обществ [39]. Проблемы возникновения и развития философии Мадхъямики и генезис буддийской цивилизации исследованы С.Ю. Лепеховым [65]. Современному состоянию буддизма в России посвящены работы М.С. Уланова [143]. Основные тенденции в российском буддизме XX в. изучены Е.С. Сафроновой [124]. Диссертационные работы о тибетском буддизме в современном мире выполнены Д.В. Аюшеевой, Г.Е. Манзановым, А.И. Вязниковцевым [8; 74; 20]. Тибетобуддийский социально-политический проект анализирует Е.А. Островская-мл. [107]. Следует отметить, что в работах как отечественных, так и зарубежных авторов исследованиям адаптации и развития школы Кагью на Западе и в России уделено небольшое внимание.
Первые западные исследования буддийской философии и религии в сравнении с традиционной западной философией были проведены Ф. Ницше и М. Хайдеггером [101; 149; 150]. Сравнительные исследования традиционного «западного» и буддийского мировоззрения проводились Д.Т. Судзуки, Ч. Тартом, А. Уотсом, У.Й. Эванс-Вентцом, К.-Г. Юнгом [131; 132; 144; 160; 161 ; 163 ; 164].
Буддизм Ваджраяны исследован представителем тибетского буддизма, ламой А. Говиндой [60; 61; 62].
Современные сравнительные исследования буддийской и западной философии с целью выявления решений актуальных экзистенциальных проблем западных обществ проводились учеными, работающими в русле философской компаративистики - A.C. Колесниковым [56; 147], В.К. Шохиным [157], С.Г. Ковалевым и Е.Г. Филатовой [54; 55]. Возможности диалога восточной (буддийской) и западной мысли рассматривались В.И. Вернадским [18] и Т.П. Григорьевой [29].
Основоположником психологического направления в религиоведении, исследовавшим самоотчеты религиозных адептов, стал американский психолог и религиовед У. Джеймс. В конце XIX в. он разработал методологию, основанную на прагматизме и «радикальном эмпиризме» [35]. Его выводы были использованы в исследованиях Е.А. Торчинова [136, с. 62]. Вслед за У.Джеймсом, Е.А. Торчинов широко трактует понятие религиозного опыта: это любые психические состояния, связанные с исповеданием любой религии. Именно религиозный опыт исследователь считает фундаментальной основой феномена религии как такового.
Психологические аспекты буддизма исследованы С.Ю. Лепеховым, Н.В. Абаевым, Д.Д. Амоголоновой, С.П. Нестеркиным, JI.E. Янгутовым, А.Г. Фесюном [115]. Компаративное исследование метапсихологических теорий в буддизме и психоанализе проведено Е.Г. Сидоровой [127].
Со второй половины XX в. буддизм оказывается в круге интегральных исследований в области философии, физики, трансперсональной психологии, медицины, биологии, экологии, оказывает влияние на развитие инновационных гуманитарных подходов. Версию современного интегрального подхода применительно к философии, психологии, искусству, религиозному и духовному опыту излагает К. Уилбер [141; 142]. Ставший классическим пример обращения физики за поддержкой к буддийской форме знаний - работа физика-теоретика Ф. Капры «Дао физики» - исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом буддийского Востока [48]. Глубинные связи современной науки о человеке со знаниями, передающимися тибето-буддийскими философскими традициями, рассматривает Е.И. Молодцова [82]. Проблемы интерпретации внутреннего духовного опыта и поисков новой культуры раскрываются В.В. Налимовым [83].
Религия как социальный феномен, отношения «религия-общество», функционирование религиозных групп изучалось теоретиками социологического направления - Г. Беккером, П. Бергером, М. Вебером, Ч. Глоком, Э. Дюркгеймом, О. Контом, К. Леви-Строссом, Н. Луманом, Б. Малиновским, К. Марксом, Т. Парсонсом, Г. Спенсером, Р. Старком, М. Фуко, Ю. Хабермасом.
Различные аспекты философии и распространения буддизма Ваджраяны исследовали такие западные ученые-буддологи, как А. Берзин [10], Г. Гюнтер [177], Н. Дуглас, М. Уайт [36], С. Бачелор [166], М. Бауман [168; 169], С. Бейер [170], А. Йонг [203], Э. Конзе [57], Д. Снеллгроув [196], Д. Самюэль [194], Р. Турман, Дж. Туччи [200 ; 201], К. Фогель, X. Хофман, М. Капстейн [182], Б. Шерер [195]. Философские аспекты тибетских буддийских традиций передавали западным ученикам такие буддийские мастера, как Далай-Лама XIV, Геше Джампа Тинлей, Лама Джигме Ринпоче, XVI Кармапа Ранджунг Ригпе Дордже, Лопён Цечу Ринпоче, Намкай Норбу Ринпоче, Тартанг Тулку, Топга Ринпоче, Трунгпа Тулку, Шамар Ринпоче, Чогьям Трунгпа [3; 31; 32; 68; 69; 70; 117; 126; 139; 153; 154].
Деятельность современных религиозных буддийских мирских сообществ, созданных в последние десятилетия XX в. и функционирущих в России и странах Запада, изучены недостаточно. Так, интерес к изучению современных сообществ школы Карма Кагыо был проявлен, в основном, со стороны социологов религий, специализирующиеся на исследованиях «новых религиозных движений». Историю распространения буддизма в Германии и возникновения мирских буддийских общин, социально-демографический анализ их состава раскрывает М. Бауман в исследовании «Немецкие буддисты» [167]. Проблемы «буддийского модернизма» освещаются в работах Д. Кантовски [181]. Культурно-антропологическая работа «Буддизм из Тибета в Германии?» Е. Заальфранк представляет собой эмпирическое исследование о принадлежности немецких тибетобуддийских сообществ школы Карма Кагью к замкнутой субкультуре [193].
Социологическое исследование буддийских мирских общин Санкт-Петербурга, объединяющих буддистов европейского происхождения, проведено в 90-е гг. XX в. Е.А. Островской-мл [106]. Религиоведческие аспекты функционирования западных мирских буддийских сообществ Ваджраяны отчасти затрагиваются Б. Шерером в исследовательской статье «Интерпретируя Алмазный путь: современный преобразованный буддизм» [195]. Автор использует подход, определяемый им как баланс между «герменевтикой подозрения» и «герменевтикой доверия», добавляя историко-критический подход к тибетским буддийских учениям в перспективе социологии и культурной антропологии.
В журналах о буддизме на русском языке «Буддизм. Ru» и «Буддизм сегодня», на английском «Buddhism Today» и «Kagye Life» публикуются тексты лекций современных буддийских лам Ваджраяны, религиозные тексты и документы, репортажи и интервью о буддизме на Западе. Диссертантом также использовались публикации международного научного интернет-издания на английском языке «Journal of Global Buddhism» [180].
Таким образом, несмотря на наличие исследований различных аспектов процесса распространения буддизма Ваджраяны в России и Европе во второй половине XX в., данная тема изучена недостаточно. Диссертант обращается к религиоведческому анализу процесса распространения буддизма Ваджраяны среди мирян России и Европы с конца 80-х гг. XX в. на примере «Алмазного пути» школы Карма Кагью, а именно - к анализу религиозно-философских основ этого направления буддизма, религиозных практик, выполняемых его современными западными адептами, а также важнейших характеристик их мировоззрения, чтобы восполнить определенный пробел в осмыслении процесса восприятия буддизма Ваджраяны западной культурой.
Методологическую базу исследования составляют идеи, выводы и концепции, изложенные в трудах отечественных и западных востоковедов, культурологов, философов, буддологов, религиоведов, социологов - А. Берзина, Г. Гюнтера, Б.Д. Дандарона, Э. Конзе, С.Ю. Лепехова, Е.П. Островской, О.О. Розенберга, В.И. Рудого, Е.А. Торчинова, Д. Туччи, Ф.И. Щербатского и других.
Многообразие изучаемых религиоведением аспектов - исторических, философских, психологических, антропологических, социологических, - и множество научных подходов к их изучению способствовали выработке множества дефиниций понятия «религия». В настоящее время известны более 200 трактовок этого сложного социального и личностного феномена. В настоящей работе мы разделяем точку зрения Е.А. Торчинова: религия - «чрезвычайно сложное многоуровневое и многоаспектное явление, включающее в себя, помимо глубинного опыта, ядра этого явления, также догматику (религиозную доктрину), религиозную практику (психотехническую, ритуально-богослужебную или жертвенную), культ, теологические спекуляции и, наконец, религиозные институты» [136, с. 60].
Исследование проведено с опорой на научные принципы объективности, историзма, системно-исторического подхода, дающих возможность проанализировать феномен буддизма Ваджраяны в исторической перспективе и в современном социокультурном контексте. Автором были использованы герменевтический и феноменологический методы исследования [22; 24; 66], а также интерпр етати в н ая методология постмодернизма, потенциал которой соответствует контексту плюрализма современной религиозной культуры [56]. Кроме того, актуально-применимыми к современному религиоведению представляются методы философской компаративистики, основанной на идее равенства философских культур [147] и методы праксиологии - науки о «логике действия» [78; 79; 192]. Согласно праксиологическому подходу, любая человеческая деятельность представляет собой сознательное, целеустремленное поведение, необходимым элементом которой является выбор. Из нескольких альтернатив индивид выбирает одну и отказывается от остальных, совершая действия для достижения конкретных, субъективно определяемых целей, применяя для этого определенные средства.
В основу исследования положены принципы, сформулированные О.О. Розенбергом: 1) изучение философии - основополагающий этап всеобъемлющего исследования «составляющих» буддийской системы взглядов и практик; 2) подход к учению той или иной школы как к самостоятельной системе, т.е рассмотрение ее «изнутри», а не «подгонка» под традиционные для западноевропейской философии схемы; 3) разграничение буддизма популярного (простонародного) и буддизма теоретического, рассмотрение категорий догматики в рамках того или другого типа, не смешивая интерпретации; 4) знакомство с работами современных буддистов - «с фактически данными формами», в которых он сохранился; 5) важнейшее значение при изучении буддийской философии имеют не только сутры - «священные писания», зафиксировавшие проповеди Шакьямуни и других будд, но и шастры - трактаты, написанные буддийскими мыслителями [122, с. 46].
Также нами использовались прагматический и эмпирический подходы к иссследованию религии, сформулированные У. Джеймсом: важнейший критерий оценки религии - прежде всего практическая польза для душевной жизни индивида; исследование самоотчетов индивидов, переживших религиозный опыт; объективный подход к сбору и (прагматической) интерпретации данных - без априорной теологической доктрины [35, с. 32, 49].
На этапе предварительного этапа исследования были определены критерии для отбора буддийских сообществ Ваджраяны России и Европы. За основу были взяты критерии статуса традиционной буддийской школы, предложенные В.К.Шохиным: уровень охватываемой конкретной школой структуры монастырей; влияние на мирян; признание со стороны наиболее состоятельных слоев общества; мера поддержки со стороны верховной власти [157, с. 115].
Также была учтена концепция Э. Дюркгейма, рекомендовавшего при выборе объекта антропологического исследования (религиозных сообществ) прежде всего определить, является ли конкретное сообщество религиозной общиной. Критериями выступают верования, разделяемые всеми членами сообщества, а также ритуалы как практическое выражение этих верований. Сравнительному антропологическому исследованию, по Э. Дюркгейму, подлежат гомогенные религиозные сообщества - т.е. такие, участники которых исповедуют одни и те же верования [175, с. 52, 113].
В основу исследования личностного смысла и мотивов обращения к буддизму Ваджраяны, проведенного среди адептов «Алмазного пути», легли социологические стратегии и тактики, разработанные В.А. Ядовым и В.В. Семеновой [165]. Нами были скомбинированы количественный и качественный подходы, с акцентом на «интерпретативной» (понимающей) методологии. Согласно этому подходу, действия социальных агентов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентированные на других. Интерпретативный анализ подразумевает проникновение в те смыслы и значения, которые им придают сами респонденты. Были использованы эмпирические методы исследования: наблюдение, опрос, интервью. Обращение к реальным локальным религиозно-культурным континуумам (конкретное место и время) с выходом на эмпирический материал и конкретные факты, по мнению диссертанта, способствует преодолению абстрактно-спекулятивного уровня анализа.
Эмпирическая база исследования. В ходе исследования использовались личные включенные наблюдения автора за жизнью мирских общин Карма Кагью в России и на Западе в 2007-2009 гг. (посещение буддийских центров в Новосибирске, Улан-Удэ, Иркутске, Москве, Санкт-Петербурге, Брауншвайге, Мюнхене, Гамбурге), где проводились беседы-интервью с их духовными лидерами и рядовыми членами общин. Социологический опрос и персональные интервью проводились на международном курсе последователей «Алмазного пути» школы Карма Кагью в «Европейском центре» (г. Имменштадт, южная Германия) в августе 2009г. Часть анкет для социологического исследования была получена по электронной почте. Интервью с президентом Российской Ассоциации школы Карма Кагью А.Ш. Койбагаровым было проведено в октябре 2009г. в Санкт-Петербурге.
Научная новизна исследования.
1. На основе религиоведческого анализа трудов буддийских философов, работ исследователей-будцологов и современных буддийских лам-учителей диссертантом выявлены доктринальные особенности, присущие буддизму Ваджраяны, распространяемые современными буддийскими ламами-наставниками на Западе.
2. В результате компаративного рассмотрения четырех главных тибетских буддийских школ выявлены особенности религиозно-философской догматики, истории линий передачи буддийских поучений, стиля и религиозных практик школы Карма Кагью.
3. Определены социокультурные факторы адаптации буддийской религиозной философии в странах Запада и в России. С помощью компаративного философского анализа особенностей западного и буддийского стилей мышления выявлены социокультурные основания включения буддийских идей и концептов в систему категорий и ценностей современного западного мировоззрения.
4. Выполнен религиоведческий анализ процесса развития сообществ «Алмазного пути» школы Карма Кагью в последние десятилетия XX в. Европе и России.
5. Дан анализ и представлена классификация основных религиозных практик, выполняемых современными адептами «Алмазного пути» школы Карма Кагью.
6. Выявлены мотивы и персональные основания обращения к буддизму Ваджраяны современных адептов «Алмазного пути» школы Карма Кагью, продемонстрировавшие особенности процесса интерпретации и адаптации идей и концепций буддизма Ваджраяны на личностном уровне, избирательное включение их в систему категорий и ценностей западного мировоззрения его современных приверженцев, а также возможность рассмотрения буддийской ценностно-нормативной системы не только в религиозной, но и в культурно-цивилизационной парадигме.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретический анализ, положения и выводы диссертации раскрывают основные аспекты распространения буддизма Ваджраяны на Западе и в России, определяют основания и факторы адаптации идей буддизма Ваджраяны в современном западном мире. Выводы работы могут быть использованы в изучении культурно-религиозных процессов распространения буддизма в странах его нетрадиционного бытования. Религиоведческий анализ буддийских религиозных и философских концепций, выполненный в историко-культурной перспективе, направлен на поиск решений этнических, межконфессиональных, этических и других современных социальных проблем. Практическая значимость исследования связана с решением актуальных проблем формирования культурной и религиозной толерантности в западном общественном сознании. Материалы исследования могут найти практическое применение в системе образования при подготовке курсов по религиоведению, истории и философии религий, культурологии, написании учебных и учебно-методических пособий.
Апробация исследования. Основные идеи диссертации обсуждались на научных и научно-практических конференциях разных уровней: Первой международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность» в Санкт-Петербурге (октябрь 2008г.); на V Российском Философском конгрессе «Наука, философия, общество» в Новосибирске (секция «Философия религии», август 2009г.); на международной научно-практической конференции «Социальные коммуникации и эволюция обществ» в Новосибирске (октябрь 2009г.); на Второй международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: от контактов к взаимодействию» в Москве (октябрь 2010г.); а также на методологических семинарах кафедры Социально-массовых коммуникаций факультета гуманитарного образования НГТУ в 20092010 гг.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Онтологические и психопрактические модели в дальневосточной Махаяне и тибетской Ваджраяне2012 год, кандидат наук Дмитриев, Сергей Владимирович
Инкорпорация ценностей буддизма в систему культуры постиндустриального общества2002 год, кандидат философских наук Пожидаев, Владимир Владимирович
XII Пандито Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов в традициях бурятского буддизма2012 год, кандидат наук Бардуева, Туяна Цыреновна
Школа китайского буддизма чжэньянь2000 год, кандидат исторических наук Ветлужская, Лидия Леонидовна
Буддизм в странах Запада и в России: Историко-культурологический анализ1999 год, доктор исторических наук Сафронова, Екатерина Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Коротецкая, Лариса Михайловна, 2010 год
1.Агаджанян, А. С. Буддийская герменевтика кармы и нирваны в XX в. (Социология религиозной реформы в буддизме тхеравада) Текст. / А. С. Агаджанян // Юго-Восточная Азия: идеология и религия. -М., 2001- С. 45-71.
2. Аконг Тулку Ринпоче Укрощение тигра. Тибетское учение о совершенствовании повседневной жизни Текст. / Аконг Тулку Ринпоче. — М. : Путь к себе, 1996.-192 с.
3. Алексеев-Апраксин, А. М. Буддизм в культурной жизни Санкт-Петербурга Текст. : автореф. дис. . канд. культурологии / А. М. Алексеев-Апраксин ; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2005. - 19 с.
4. Алексеев-Апраксин, А. М. Взаимодействие культур: буддизм и новые мировоззренческие модели Текст. / А. М. Алексеев-Апраксин // Религиоведение и востоковедение : материалы науч. конф., Санкт-Петербург, 17-19 февр. 2005 г. -СПб, 2005.-С. 96-100.
5. Андросов, В. П. Буддийская классика Древней Индии. Слово Будды и трактаты Нагарджуны Текст. / В. П. Андросов. М. : Открытый мир, 2008. — 512 с.
6. Андросов, В. П. Марпа и история Карма Кагью Текст. / В. П. Андросов, Е. В. Леонтьева. М. : Открытый мир, 2009. - 512 с.
7. Аюшеева, Д. В. Современный тибетский буддизм на Западе : (социально-филос. аспект) Текст. : автореф. дис. . канд. филос. наук / Д. В. Аюшева ; [Бурят, гос. ун-т]. Улан-Удэ, 2000. - 21 с.
8. Белинская, Е. П. Человек в информационном мире Текст. / Е. П. Белинская // Социальная психология в современном мире. М., 2002. — С. 203-220.
9. Берзин, А. Избранные труды по буддизму и тибетологии Текст. : [в 24 ч.] / А. Берзин ; [пер. с англ. М. Кожевниковой [и др.]. М. : Открытый Мир, 2005. - Ч. 1. -157 с.
10. Бернюкевич, Т. В. Буддизм в российской философской культуре: «чужое» и «свое» Текст. / Т. В. Бернюкевич. M. : URSS, 2009. - 160 с.
11. Буддизм : словарь Текст. /Л. Л. Абаева, В. П. Андросов, Э. П. Бакаева и др. ; под общ. ред. Н. Л. Жуковской. М. : Республика, 1992. - 287 с.
12. Буддизм Алмазного пути. Линия Карма Кагью Электронный ресурс. : сайт. Режим доступа: www.buddhism.ru. - Загл. с экрана.
13. Буддизм Ваджраяны в России: История и современность : Текст. / [сб. докл. Международ, науч.-практич. конф., Санкт-Петербург, 20-21 окт. 2008 г.]. Сост. В.М. Дронова. СПб. : Unlimited Space, 2009. - 576 с.
14. Буддийский взгляд на мир Текст. / [ред.-сост.: Е. П. Островская, В. И. Рудой]. СПб. : Андреев и сыновья, 1994. - 461 с. - (Серия вост. лит.: «Мудрость веков»).
15. Вайтбрехт, М. О заправке и передаче на Западе Текст. / М. Вайтбрехт // Углубление практики : темат. прил. к журн. «Буддизм сегодня». 2008. - С. 2427.
16. Васубандху Энциклопедия буддийской канонической философии: Абхидхармакоша Текст. : [пер. с санскрита] / Васубандху ; С.-Петерб. гос. ун-т. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 522 с.
17. Вернадский, В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление Текст. : в 2 кн. / В. И. Вернадский. М. : Наука, 1977. - Кн. 2.-192 с.
18. Выбор курсов по отдельным религиям не воспитает толерантность. Мнение. Электронный ресурс. // РИА Новости : сайт. Режим доступа: http://www.rian.ru/eduanalysis/20090922/185967855.html. - Загл. с экрана.
19. Вязниковцев, А. И. Буддизм и перспективы развития современной цивилизации Текст. : автореф. дис. . канд. филос. наук / А. И. Вязниковцев ; [Бурят, гос. ун-т]. Улан-Удэ, 2002. - 22 с.
20. Вязниковцев, А. И. Ноогенез и проблемы экологии в свете ценностного универсализма традиционных культур Азии Текст. / А. И. Вязниковцев // Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Новосибирск, 1992.-С. 71-74.
21. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод Текст. / Г.-Г. Гадамер ; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. -М. : Прогресс, 1988. 704 с.
22. Гамбопа, Д. Четыре Дхармы Гамбопы. Драгоценные четки для высшего пути Текст. / Д. Гамбопа ; коммент. Л. Рабжампа. СПб. : Фонд Карма Йеше Палдрон, 2003.- 176 с.
23. Гафаров, X. С. Философская герменевтика Ганса-Георга Гадамера Текст. / X. С. Гафаров. Минск : РИВШ БГУ, 2003.-206 с. : ил.
24. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии Текст. / Г. В. Ф. Гегель. -СПб. : Наука, 1993. Кн. 1. -350 с.
25. Герасимова, К. М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии Текст. : [монография] / К. М. Герасимова. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.- 160 с.
26. Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись = ОеЬ-Шег Б^оп-ро : История буддизма в Тибете Текст. / Гой-лоцава Шоннупэл ; пер. с тибет. Ю. Н. Рериха ; пер. с англ. О. В. Альбедиля, Е. Ю. Харьковой. СПб. : Евразия, 2001. - 768 с.
27. Гостюхин, А. В. Политическая система российского общества: взаимоотношение Русской Православной Церкви и государства на современном этапе Текст. / А. В. Гостюхин, М. Н. Фомина ; Читин. гос. ун-т. Чита : ЧитГУ, 2007.-152 с.
28. Григорьева, Т. П. Дао и Логос: встреча культур Текст. / Т. П. Григорьева. -М. : Наука, 1992.-424 с.
29. Гроф, С. Космическая игра: исследования рубежей человеческого сознания Текст. / С. Гроф. М. : Изд-во Трансперсон, ин-та, 1997. - 249 с.
30. Гьялва Кармапа XVII. Проявление сочувственной активности Электронный ресурс. / Гьялва Кармапа XVII // Буддизм.ги. 2005. - № 9. - Режим доступа: http://www.buddhism.ru/buddhru/bru9/karmapaactivity.php. - Загл. с экрана.
31. Далай-Лама XIV Мир тибетского буддизма : обзор его философии и практики Текст. / Далай-лама XIV. СПб. : Нартанг, 1996. - 226 с.
32. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта Текст. / У. Джеймс. М. : Наука, 1993. - 432 с. - (Мыслители XX века).
33. Дуглас, Н. Кармапа Тибетский Лама в Черной Короне Текст. / Н. Дуглас, М. Уайт. - СПб. : Алмазный путь, 1998. - 159 с.
34. Ерасов, Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке Текст. : очерки общ. теории / Б. С. Ерасов ; АН СССР, Ин-т востоковедения. М. : Наука, 1990. -207 с.
35. Ермакова, Т.В. Классические буддийские практики Текст. / Т.В. Ермакова, Е.П. Островская. СПб.: Петерб. Востоковедение, 2001. -292 с.
36. Жуковская, Н. Л. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы Текст. / Н. Л. Жуковская // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1997. - Вып. 104. - С. 3-15.
37. Забияко, А. П. Язычество: от религии крестьян до киберрелигии (ст. четвертая) Текст. / А. П. Забияко // Религиоведение. 2008. - № 4. - С. 88-103.
38. Зегерс, М. Буддийские термины: основано на «Сокровищнице знания» Джамген Конгтрула Римпоче Текст. / М. Зегерс. СПб. : Алмазный путь, 1998. -87 с. - (Алмазный путь сегодня).
39. Зегерс, М. Знание о медитации: взгляд и медитация в буддизме Алмазного пути. Текст.: [пер. с нем.] / М. Зегерс. — Ужгород : Вогняне колесо, 2008. 238 с.
40. Зегерс, М. Колесницы Будды с точки зрения Алмазного Пути Текст. / М. Зегерс // Основы Алмазного Пути : темат. прил. 2004. - С. 10-13.
41. Зегерс, М. Термины буддизма: основано на «Сокровищнице знания» Джамген Конгтрула Лодре / 3. Манфред. СПб. : Алмазный Путь, 2006. - 172 с. : ил. - (Буддизм Алмазного Пути).
42. Колесников А. С. Философская компаративистика: Восток-Запад : учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. 389 с.
43. Колянов, А. Приручение эмоций / А. Колянов // The Chief. 2005. - № 12 (46). С. 44 - 49.
44. Конзе, Э. Буддизм. Сущность и развитие Текст. : [пер. с англ.] / Э. Конзе. -СПб.: Наука, 2003.-288 с.
45. Капра, Ф. Дао физики: исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока Текст. : [пер. с англ.] / Ф. Капра. СПб. : ОРИС : ЯНА-принт, 1994. - 302 с.
46. Карма Тринле История Кармап Тибета Текст. / Карма Тринле (Четвертый Карма Тринле Ринпоче) ; предисл. Ламы Оле Нидала. М. : Алмазный путь, 2009.- 239 с. (Буддизм без границ).
47. Кармапа Ранджунг Ригпе Дордже. Сочувствие язык Бодхисаттвы / Кармапа Ранджунг Ригпе Дордже // Основы Алмазного Пути : темат. прил. - 2004.- С. 25-27.
48. Категории буддийской культуры = The patterns of buddhist culture Текст. / [ред.-сост. E. П. Островская]. СПб. : Петерб. востоковедение, 2000. - 316 с.
49. Китинов, Б. У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.) Текст. / Б. У. Китинов ; под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М. : Товарищество науч. изд. КМК, 2004. - 190 с.
50. Клиффорд, Т. Демоны нашего ума: алмаз исцеления Текст. / Т. Клиффорд. СПб. : С.-Петерб. обществ, орг. развития тибет. медицины, 2003. - 248 с.
51. Колесников, А. С. Философская компаративистика: Восток-Запад Текст. : учеб. пособие / А. С. Колесников ; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. - 389 с.
52. Краткая история линии «Кармапа-Шамарпа», составлена группой Кхенпо в Международном буддийском Институте имени Кармапы в Нью-Дели Текст. // Мир Кагью. 2000. -№ 13. - С. 34-41.
53. Курс Пхова практика умирания в сознании Электронный ресурс. // Буддизм Алмазного пути. Линия Карма Кагью : сайт. - Режим доступа: http://www.buddhism.ru/practice/phowa.php. - Загл. с экрана.
54. Лама Анагарика Говинда Озарения гималайского странника Текст. / Лама Анагарика Говинда. -М. : Беловодье, 2008. 160 с.
55. Лама Анагарика Говинда Психологическая позиция философии раннего буддизма, согласно традиции абхидхаммы Текст. / Лама Анагарика Говинда. М. : Беловодье, 2007. - 208 с.
56. Лама Анагарика Говинда Творческая медитация и многомерное сознание Текст. / Лама Анагарика Говинда. М. : Беловодье, 2006. - 317 с.
57. Ленерт Т. Последствия раскола, связанного с противоречиями вокруг Кармапы Текст. / Т. Ленерт ; пер. с англ. Е. Леонтьева // Буддизм.ги. 2005. № 9. -С. 24-25.
58. Ленерт, Т. Жулики в рясах Текст. / Т. Ленерт ; пер. с англ. В. Рагимова. -СПб. : Алмазный Путь, 1999. 335 с. - (Алмазный путь буддизма сегодня).
59. Лепехов, С. Ю. Герменевтика буддизма Текст. / С. Ю. Лепехов, А. М. Донец, С. П. Нестеркин ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - 261, [3] с. : ил.
60. Лепехов, С. Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации Текст. / С. Ю. Лепехов ; отв. ред. Л. Е. Янгутов ; Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние. Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.-236 с.
61. Линия преемственности Карма Кагью. Электронный ресурс. // Буддизм Алмазного пути. Линия Карма Кагью : сайт. Режим доступа: http://www.buddhism.ru/practice/phowa.php. - Загл. с экрана.
62. Лопён Цечу Ринпоче Текст. // Буддизм сегодня : Спец. вып. Религ. Центр Украинского объединения школы Карма Кагью -2006. 68 с.
63. Лопён Цечу Ринпоче. Естественный и полезный путь Текст. / Лопён Цечу Ринпоче // Мир Кагью. 2000. - № 13. - С. 71-73.
64. Лысенко, В. Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма Текст. / В. Г. Лысенко, А. А. Терентьев, В. К. Шохин. М. : Восточная литература, 1994. - 383 с. — (История восточной философии).
65. Майер, М. Передача в Алмазном Пути Текст. / М. Майер // Буддизм.ги. -2003.-№6.-С. 23-25.
66. Манзанов, Г. Е. Влияние буддизма на формирование ценностных ориентации: современной личности Текст. / Г. Е. Манзанов // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. - № 8. - С. 29—36.
67. Манзанов, Г. Е. Религиозные традиции в культуре бурятского народа Текст. / Г. Е. Манзанов ; Ин-т монголоведения, будцологии и тибетологии, Сиб. отд-ние Рос. акад. наук. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 191 с. : ил.
68. Медитация «Алмазный Ум» Текст. / [пер. с англ. В. Рагимов]. СПб. : Алмазный Путь, 2006. - 15 с. - (Буддизм Алмазного Пути).
69. Медитация на 16-го Кармапу Текст. / [пер. с англ. В. Рагимов ; ред.: Е. Леонтьева, Э. Лобацкая]. СПб. : Алмазный путь, 2003. - 13 с.
70. Медитация на Будду Медицины Текст. / [пер. с нем. В. Рагимов]. СПб. : Алмазный путь, 2001. - 14 с. : ил. - (Буддизм Алмазного пути).
71. Мизес, Л. Социализм Текст. : экономический и социологический анализ / Л. Мизес ; пер. с англ. Б. Пинскера. -М. : Са1а11аху, 1994. 414 с.
72. Мизес, Л. Человеческая деятельность Текст. : трактат по экономической теории / Л. Мизес ; пер. с 3-го испр. изд. А. В. Куряева. М. : Экономика, 2000. -875 с.
73. Минаев, И. П. Дневники путешествий в Индию и Бирму, 1880 и 1885-1886 Текст. / И. П. Минаев. М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1955. - 251 с. : ил.
74. Многоликая глобализация Текст. / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона ; Пер. с англ. В.В. Сапова под ред. М.М. Лебедевой. М. : Аспект Пресс, 2004.379 с.
75. Моаканин, Р. Психология Юнга и тибетский буддизм Текст. : Зап. и вост. пути к сердцу / Радмила Моаканин ; пер. И. Миняшиной, А. Матвеева. Томск : Водолей, 1993. - 111 с. - (Классики зарубежной психологии).
76. Молодцова, Е. Н. Традиционные знания и современная наука о человеке Текст. / Е. Н. Молодцова ; Ин-т истории естествознания и техн. им. С. И. Вавилова РАН. М. : Янус, 1996.-268, [2] с. : ил.
77. Налимов, В. В. В поисках иных смыслов Текст. / В. В. Налимов. М. : Прогресс, 1993. - 260, [2] с. : ил. - (Библиотека журнала «Путь»).
78. Нестеркин, С. П. Доктринальные основания формирования стиля деятельности личности в традиции Ваджраяны Текст. / С. П. Нестеркин // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 8. Востоковедение. — С. 41-48.
79. Нидал О. Буддизм на Западе Текст. / О. Нидал // Буддизм Ваджраяны в России: история и современность : [сб. ст.]. СПб. : Unlimited Space, 2009. - С. 26-32.
80. Нидал О. Ежедневная жизнь йогина Текст. / О. Нидал // Мир Кагью. СПб., Алмазный путь, 1998. - № 9. - С. 32-43.
81. Нидал О. Любовь и партнерство Текст. / О. Нидал // Мир Кагью. СПб., Алмазный путь, 1996. - № 5. - С. 3-17.
82. Нидал О. Наставления по Нёндро Текст.: [пер. с англ.] / О. Нидал. СПб., Алмазный путь, 1992. - 74 с.
83. Нидал О. Преданность и открытость Текст. / О. Нидал // Буддизм.ги. СПб, 2003,-№6. -С. 2-7.
84. Нидал О. Ум как окончательное Прибежище Электронный ресурс. / О. Нидал // Будизм сегодня. 2005. - № 7. - Режим доступа: http://buddhism.org.ua/journal/n7.php - Загл. с экрана.
85. Нидал, О. Безумная мудрость Электронный ресурс. / О. Нидал. Режим доступа: http://www.buddhism.ru/buddhru/bru8/olecrazywisdom.php- Загл. с экрана.
86. Нидал, О. Будда и любовь. Как любить и быть счастливым Текст. / О. Нидал ; [пер. с нем. В. Рагимова]. М. : Алмазный путь, 2008. - 256 с. : ил. -(Буддизм сегодня).
87. Нидал, О. Верхом на тигре Текст. / О. Нидал ; [пер. В. Рагимов]. СПб. : Алмазный путь, 1994. - 494 с.
88. Нидал, О. Каким все является Текст. : учение Будды в современной жизни / О. Нидал ; [пер. с англ. Е. Леонтьевой]. М. : Алмазный путь, 2009. - 239 с. : ил. -(Буддизм сегодня).
89. Нидал, О. Каким все является на самом деле Текст. : современное введение в учение Будды : [пер. с англ.] / О. Нидал. 3-е изд. - СПб. : Алмазный путь, 1996 (1997).-88 с.
90. Нидал, О. Монахи, миряне и йоги Текст. / О. Нидал // Мир Кагью. СПб., Алмазный путь, 1996. -№ 4. - С. 3-16.
91. Нидал, О. Оказавшиеся в центре общества Текст. / О. Нидал // Мир Кагью. СПб., Алмазный путь, 1995. -№ 5. - С. 41-44.
92. Нидал, О. Открытие Алмазного пути : тибетский буддизм встречается с Западом Текст. / О. Нидал ; [пер. с англ. Вагид Рагимов]. М. : Алмазный путь, 2010. - 399 с. : ил. - (Буддизм сегодня).
93. Нидал, X. Посвящения Электронный ресурс. / X. Нидал // Буддизм.ги. -2003. — № 6. Режим доступа: http://www.buddhism.ru/buddhru/bru6/empowerments.php. -Загл. с экрана.
94. Нидерланды вслед за исламизацией накрыла «буддизация» Электронный ресурс. // Новости Федерации : сайт. Режим доступа: http://www.regions.ru/news/2219091. - Загл. с экрана.
95. Ницше, Ф. Избранные произведения. Кн. 2. По ту сторону добра и зла [Текст] / Ф. Ницше. М.; Л. : Сирин : ЖК «Ступени», 1990. - 414 с.
96. Нойкирхен, К. Четыре благородные истины Текст. / К. Нойкирхен // Основы Алмазного Пути : темат. прил. 2004. - С. 16-18.
97. Обзор ретритных центров Текст. // Углубление практики : темат. прил. — 2008.-С. 98-104.
98. Основы буддийского мировоззрения : Индия. Китай Текст. : учеб. пособие для гуманитар, вузов / [В. И. Рудой и др.]. М. : Наука, 1994. - 239 с.
99. Островская-мл., Е. А. Институционализация религиозной модели общества Текст. : автореф. дис. . д-ра социолог, наук / Е. А. Островская-мл. — СПб., 2003.-43 с.
100. Островская-мл., Е. А. Социально-антропологическое исследование буддийских мирских общин Санкт-Петербурга Текст. : автореф. дис. . канд. социолог, наук /Е. А. Островская-мл. СПб., 1998. - 18 с.
101. Островская-мл., Е. А. Тибетобуддийский социально-политический проект: история и современность Текст. : учеб. пособие / Е. А. Островская-мл. ; Межвуз. центр по изучению философии и культуры Востока. М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. - 148 с.
102. Пагсам-Джонсан: история и хронология Тибета Текст. / [Сумба-кханбо Ешей-Балджора] ; АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, ин-т обществ, наук ; пер. с тибет. яз., предисл., коммент. Р. Е. Пубаева. Новосибирск : Наука, 1991. -262 с.
103. Парибок, А. В. Некоторые аспекты актуальности буддийского философского наследия Текст. / А. В. Парибок // Буддийская культура и мировая цивилизация : материалы 3 Рос. науч. конф., 22-26 сент. 2003 г. Элиста : КалмГУ, 2003.-С. 206.
104. Парибок, А. В. Религиозно-философские учения Индии Текст. / А. В. Парибок // История Востока. Т. 1. Восток в древности. М., 1999. - С. 56-78.
105. Патриарх не рекомендует экспериментировать с медитацией Электронный ресурс. // РИА Новости : сайт. Режим доступа: http://www.rian.ru/society/20090523/172077097.html. -Загл. с экрана.
106. Первушина, В. Н. Взаимодействие социальной и духовной свободы Текст. : автореф. дис. . д-ра философ, наук / В. Н. Первушина ; Воронеж, гос. архит.-строит. акад. Воронеж, 1998. - 50 с.
107. Покидая Россию, Кармапа XVII пожелал российским буддистам энтузиазма в буддийской практике Электронный ресурс. // NEWSru.com : сайт. — Режим доступа: http://www.newsru.com/religy/30jun2009/karmapa.html. Загл. с экрана.
108. Психологические аспекты буддизма Текст. : [сб. ст.] / АН СССР, Сиб. отд-ние, Бурят, фил., Бурят, ин-т обществ, наук ; отв. ред. В. В. Мантатов. -Новосибирск : Наука, 1986. 157 с.
109. Ранджунг Ригпе Дордже, Кармапа XVI. Практика Дхармы Электронный ресурс. / Ранджунг Ригпе Дордже, Кармапа XVI // Буддизм.ги. 2004. - № 7. -Режим доступа: http://www.buddhism.ru/buddhru/bru7/karmapa.php. - Загл. с экрана.
110. Религиоведение Текст. : энцикл. слов. / под ред. А. П. Забияко и др. М. : Акад. Проект, 2006. - 1255 с.
111. Ретриты: концентрация на работе с умом Текст. : интервью с Ламой Оле и Ханной Нидал // Углубление практики : темат. прил. 2008. - С. 56-59.
112. Ринчендуб, Б. История буддизма Текст. / Б. Ринчендуб. — СПб. : Евразия, 1999.-336 с.
113. Розенберг, О. О. Труды по буддизму Текст. / О. О. Розенберг. М. : Наука, 1991.-295 с.
114. Рудой, В. И. Классическая буддийская философия Текст. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар, специальностям / [В. И. Рудой, Е. П.Островская, Т. В. Ермакова. СПб. : Лань, 1999. - 542 с. - (Философско-этические концепции Востока).
115. Сафронова, Е. С. Буддизм в России Текст. / Е. С. Сафронова. М. : Изд-воРАГС, 1998.-172 с.
116. Семотюк, О. П. Буддизм. История и современность Текст. / О. П. Семотюк. Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 320 с.
117. Семпа Дордже. Лама, Йидамы, Дакини и Защитники то, что делает Алмазный Путь особенным Текст. / Семпа Дордже // Основы Алмазного Пути : темат. прил. - 2004. - С. 31-34.
118. Сидорова, Е.Г. Метапсихологические теории в буддизме и психоанализе. Компаративное исследование Текст.: автореф. дис. . д-ра филос. наук / Е.Г. Сидорова ; С-Петерб. гос.ун-т. — СПб., 2008. 52 с.
119. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания Текст. / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М. : Логос, 2005. - Т. 3. -464 с.
120. Соднам-Цзэмо Дверь, ведущая в Учение Текст. : факс, текста / Соднам-Цзэмо ; пер. с тибет., послесл. и коммент. Р. Н. Крапивиной ; отв. ред. Л. Н. Меньшиков. СПб. : Дацан Гунзэчойнэй 1994. - 224 с.
121. Сокровища буддизма Текст. : (сб. материалов) / Калмыц. о-во друзей Тибета ; [ред. и сост. А. Коокуева]. Элиста : Джангар, 2004. - 128 с.
122. Судзуки, Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны Текст. /Д.Т. Судзуки; [Пер. с англ. Пахомов С.В]. СПб. : Наука, 2002. - 383 с.
123. Тарт, Ч. Измененные состояния сознания Текст. / Ч. Тарт ; [пер. с англ.: Е. Филиной, Г. Закарян]. М. : Эксмо, 2003. - 287 с. - (Психологическая коллекция).
124. Тибетский буддизм: теория и практика Текст. : сб. ст. / Отв.ред. Абаев Н.В. Новосибирск: Наука. Сиб. Изд. Фирма, 1995. -253 с.
125. Торчинов, Е. А. Буддизм и мировая цивилизация в прошлом и настоящем Текст. / Е. А. Торчинов // Буддийская культура и мировая цивилизация : материалы 3 Российской научной конференции 22-26 сентября 2003 г. Элиста : Калмыц. гос. ун-т, 2003. - 214 с.
126. Торчинов, Е. А. Краткая история буддизма Текст. : происхождение и развитие, философия и литература / Е. А. Торчинов. СПб. : Амфора, 2008. - 430 с.
127. Торчинов, Е. А. Религии мира Текст. : опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / Е. А. Торчинов. СПб. : Азбука-классика, 2007. - 544 с.
128. Торчинов, Е. А. Справка о религиозной организации «Российская Ассоциация буддистов школы Карма Кагью» (30 ноября 1999 г.) Текст. / Е. А. Торчинов // Мир Кагью. 2000. - № 12. - С. 4-5.
129. Торчинов, Е. А. Философия буддизма Махаяны Текст. / Е. А. Торчинов. Спб. : Петерб. востоковедение, 2002. - 315с. : ил. - (Мир Востока : MB. Восточная Азия).
130. Тулку, Т. Время, пространство и знание Текст. / Тартанг Тулку. — М., 1994.-288 с.
131. Тюгель, X. Дороги к центру сознания Текст. / X. Тюгель // GEO=TEO. -2010.-№5.-С. 72-89.
132. Уилбер, К. Никаких границ. Восточные и западные пути личного роста Текст. : [пер. с англ.] / К. Уилбер. М. : Изд-во Трансперсон, ин-та, [1998]. - 175 с.
133. Уилбер, К. Око духа Текст. : Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / К. Уилбер ; пер. с англ. В. Самойлова ; под ред. А. Киселева. М. : ACT, 2002. - 476, [4] с. - (Тексты трансперсональной психологии).
134. Уланов, М.С, Буддизм в истории русской философской мысли конца XIX первой половины XX в Текст. : автореф. дис. . канд. ист. наук / М.С. Уланов ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., 2000. - 21 с.
135. Уотс, А. Путь дзен Текст. / А. Уотс. Киев : София, 1993. - 320 с.
136. Урбанаева, И. С. Специфика буддизма как философии и религии Текст. / И. С. Урбанаева // Вестник Бурятского Государственного университете. 2008. -Вып. 8.-С. 61-69.
137. Урбанаева, И. С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии: философия истории Текст. / И. С. Урбанаева ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Бурят, науч. центр, Ин-т обществ. Наук. Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 1995. -288 с.
138. Философская компаративистика как видение мира Текст. : [материалы межвуз. конф.] / [науч. ред. А. С. Колесников]. СПб., 2007. - 187 с.
139. Фукс, М. Важнейшие медитации в центрах Алмазного пути / М. Фукс // Углубление практики. Тем. прил. № 4 к журн. «Буддизм сегодня». 2008. - С. 812.
140. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур Текст. / М. Я. Корнеев и др. СПб. : Изд-во С.-Петерб. филос. о-ва, 2000. -227 с.
141. Хайдеггер, М. Бытие и время = Sein und zeit Текст. / М. Хайдеггер. -СПб. : Наука, 2002. 450 с.
142. Хильмер, А. Кармапа XVII: новое лицо Тибета? Текст. / А. Хильмер // GEO=rEO. -2010. -№ 5. С. 58-71.
143. Цивилизации и культуры Текст. : науч. альм. Вып. 2. Россия и Восток: цивилизационные отношения М., 1995 ; Вып. 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. -М., 1996.
144. Чокьи Нима, Р. Путеводитель по жизни и смерти Текст. : [пер. с англ.] / Р. Чокьи Нима. СПб. : Ясный свет, 1995. - 205 с. : ил.
145. Шамар Ринпоче. Если мы не хотим быть слепыми, то должны научиться видеть. Основы Алмазного Пути Текст. / Шамар Ринпоче // Буддизм сегодня. -Киев, 2005.-С. 2-5.
146. Шамар Ринпоче. О перерождении и процессе узнавания XVII Кармапы Тхайе Дордже Текст. / Шамар Ринпоче // Мир Кагью. 2000. - № 13. - С. 26-32.
147. Шамар Ринпоче. Практика Дхармы в современной жизни Текст. / Шамар Ринпоче. Мир Кагью. - 1999. -№ 11. - С. 33-41.
148. Шохин, В. К. Школы индийской философии Текст. : период формирования IV в. до н.э.-II в. н.э. : [монография] / В. К. Шохин ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М. : Вост. лит., 2004. — 412, [3] с. — (История Восточной философии).
149. Щербатской, Ф. И. Избранные труды по буддизму Текст. : [пер. с англ.] / Ф. И. Щербатской. М. : Наука, 1988. -425,1. с.
150. Эванс-Вентц, У. Й. Тибетская йога и тайные учения Текст. / У. Й. Эванс-Вентц. М. : Фаир, 2001. - 480 с.
151. Эванс-Вентц, У. Й. Тибетская книга о Великом Освобождении Текст. : пер. с англ / У. Й. Эванс-Вентц. Самара : Агни, 1998. - 496 с. : ил.
152. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии Текст. / Н.В. Абаев, K.M. Герасимова, А.И. Железнов и др. Новосибирск : Наука, 1992. -160 с.
153. Юнг, К. Г. О психологии восточных религий и философий Текст. : [перевод] / К. Г. Юнг. М. : Моск. филос. фонд, 1994. - 253,[2] с. : ил. - (ППР).
154. Юнг, К. Г. Различие восточного и западного мышления Текст. / К. Г. Юнг // Философские исследования феномена рациональности (Препр. докл. семинаров по теории диалектики и методол. науки при Совете молодых ученых ин-та). -М. : Б. и., 1989.-С. 100-119.
155. Ддов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социал. реальности Текст. : учеб. для вузов / В. А. Ддов ; в сотрудничестве с В. В. Семеновой ; Ин-т социол. РАН. -М. : Добросвет, 1998. -596 с.
156. Batchelor, S. The awakening of the west: The encounter of Buddhism and western culture Text. / S. Batchelor. Berkeley : Parallax Press, 1994. - 417 p.
157. Baumann, M. Deutsche Buddhisten: Geschichte und Gemeinschaften Text. / M. Baumann. 2-nd rev. ed. - Marburg : Diagonal-Verlag, 1995. - 465 s.
158. Baumann, M. Global Buddhism: developmental periods, regional histories, and a new analytical perspective Text. / M. Baumann // Journal of Global Buddhism. -2001.-Vol. 2.-P. 1-43.
159. Beyer, S. The doctrine of meditation in the Mahayana Text. / S. Beyer // Buddhism: a modern perspective / ed. C. S. Prebish. Pennsylvania : Pennsylvania State Univ. Press, 1975.-P. 148-160.
160. Borup, J. Buddhism in Denmark Text. / J. Borup // Journal of Global Buddhism.-2008.-Vol. 9.-P. 81-82.
161. Brown, M. The dance of 17 lives: the incredible true story of Tibet's 17th Karmapa Text. / M. Brown. London : Bloomsbury Publ., 2005. - 320 p.
162. Buddhismus in Deutschland Electronic resource. : web site. Mode of access: http://dharma.de/dbu/frameset.php. - Title from screen.
163. Diamond Way Buddhism Worldwide Electronic resource. : web site. Mode of access: http://www.diamondway-buddhism.org/. - Title from screen.
164. Dürkheim, E. The elementary forms of the religious life Text. / E. Dürkheim ; transl. from the French by J. W. Swain. New York : The Free Press, 1965. - 508 p.
165. Europe Center. The International Diamond Way Buddhism Project Electronic resource. : web site. Mode of access: http://europe-center.org/. - Title from screen.
166. Guenter H.V. Buddhist philosophy in theory and practice / H.V. Guenter. -Baltimore: Penguin, 1971. 240 p.: a-III.
167. His Holiness the 17th Gyalwang Karmapa Ogyen Trinley Dorje Electronic resource. : web site. Mode of access: http://www.karmapa.mp/. - Title from screen.
168. His Holiness the 17th Karmapa Trinley Thaye Dorje Electronic resource. : web site. Mode of access: http://www.karmapa.org/. - Title from screen.
169. Journal of Global Buddhism Electronic resource. : web site. Mode of access: http://www.globalbuddhism.org/. - Chicago. - Title from screen.
170. Kantowsky, D. Buddhistischer Modernismus im Westen Text. / D. Kantowsky // Gesellschaft, Demokratie und Lebenschanzen : Festschrift fuer Ralf Dahrendorf. Stuttgar : DVA, 1994. - S. 217-234.
171. Kapstein, M. T. The Tibetans Text. / M. T. Kapstein. Oxford : Blackwell Publ., 2006. - 360 p.
172. Lama Ole Nydahl Electronic resource. : web site. Mode of access: http://www.lama-ole-nydahl.org/. - Title from screen.
173. Ngöndro // Wikipedia, the free encyclopedia Electronic resource. : web site. -Mode of access: http://en.wikipedia.org/wilci/Ng0ndro. Title from screen.
174. Numrich, P. D. Two Buddhisms Further Considered Text. / P. D. Numrich // Contemporary Buddhism. 2003. - Vol. 4, № 1. - P. 55-78.
175. Nydahl, O. Changing the face of the Sangha Text. / O. Nydahl // Buddhism Today. 2000. - № 7. - P. 31-33.
176. Nydahl, O. Der heiße Thron Text. / O. Nydahl // Kagyü Life. 1997. - № 23. -S. 21-39.
177. Nydahl, O. The 6 Liberating Actions Text. / O. Nydahl // Kagyu Life International. 1995. -№ 3. - P. 22-26.
178. Obadia, L. Diamond Way Buddhism Text. / L. Obadia // Religions of the Word: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices : in 4 vol. / ed.: J. G. Melton, M. Baumann. Santa Barbara : ABC-Clio, 2002. - Vol. 3. - P. 398-399.
179. Obadia, L. Tibetan Buddhism in France: a missionary religion? Text. / L. Obadia// Journal of Global Buddhism. 2001. - Vol. 2. - P. 92-109.
180. Rheingans, J. The eighth Karmapa's life and his interpretation of the great seal : philosophy dr thesis Text. / J. Rheingans ; Univ. of the West of England, collegiate Bath Spa University. Bristol, 2008.
181. Rothbard, M. N. Praxeology: reply to Mr. Schuller Text. / M. N. Rothbard // The American Economic Review. 1951. - Vol. 41, № 5. - P. 943-946.
182. Saalfrank, E. Buddhismus aus Tibet in Deutschland? Eine empirische Studie am Beispiel der Kagyue-Schule : philosophy dr thesis Text. / E. Saalfrank ; Department of Anthropology, University of Ulm. Ulm, 1994. -416 s.
183. Samuel, G. The Siddha as a cultural category Text. / G. Samuel // Holy Madness: portraits of Tantric Siddhas / ed. R. Linrothe. New York ; Chicago : Serindia Publications and Rubin Museum of Art, 2006. - P. 36-47.
184. Scherer, B. Interpreting the diamond way: contemporary convert Buddhism in transition Text. / B. Scherer // Journal of Global Buddhism. 2009. - Vol. 10. - P. 1748.
185. Snellgrove, D. L. A cultural history of Tibet Text. / D. L. Snellgrove, H. Richardson. Bangkok : Orchid Press, 2003. - 309 p.
186. Stcherbatsky, Th. The central conception of Buddhism and the meaning of the word «Dharma» Text. / Th. Stcherbatsky. Calcutta : Reprint by Sushil Gupta, 1956. -96 p.
187. The Karmapara Conflict Electronic resource. : web site. Mode of access: http://www.karmapa-issue.org/index.htm. - Title from screen.
188. Thurman R. A. F. Letter to Robert A. F. Thurman by Shamar Rinpoche Electronic resource. / R. A. F. Thurman. Mode of access: http://www.karmapa-issue.org/news/openletterthurman.htm. - New York, 2006. - Title from screen.
189. Tucci, G. Opera Minora Text. : in 2 vol. / G. Tucci ; ed. G. Bardi. Roma, 1971.-615 p.
190. Tucci, G. The religions of Tibet Text. / G. Tucci ; transl. from the German and Italian by G. Samuel. Berkeley : Univ. California Press, 1980. - 340 p.
191. Wikipedia, the free encyclopedia Electronic resource. : web site. Mode of access: http://de.wikipedia.0rg/wiki/Deutschland#Religi0nen. - Title from screen.
192. Yong, A. Tibetan Buddhism going global? A case study of a contemporary Buddhist encounter with science Text. / A. Yong // Journal of Global Buddhism. -2008.-Vol. 9.-P. 1-26.
193. Zentrum für Buddihismuskunde Electronic resource. / Universität Hanburg: web site. Mode of access: http://www.buddhismuskunde.uni-hamburg.de/Home.3.0.html?&L=l. - Title from screen.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.