Рецепция индо-буддийской тантры в европейской философской традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Куценко, Борис Олегович

  • Куценко, Борис Олегович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 196
Куценко, Борис Олегович. Рецепция индо-буддийской тантры в европейской философской традиции: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2017. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Куценко, Борис Олегович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ИДЕИ ДРЕВНЕИНДИЙСКИХ И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

1.1.Некоторые проблемы метафизики, эпистемологии в философских учениях Древней Греции и Древней Индии: общее и особенное

1.2. Индо-буддийская тантра: смысл понятия и гипотезы происхождения

1.3. Сравнительный анализ тантрических текстов гималайского региона:

философско-религиоведческие аспекты

ГЛАВА 2. РЕЦЕПЦИЯ ИДЕЙ ИНДО-ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ

2.1. Процесс проникновения индийской философской традиции в Европу в

XVII - первой половине XX вв

2.2. Восприятие и интерпретация идей abhidharma в немецкой философии

XVIII - XX вв. (И.Г. Фихте, Г.В. Ф. Гегель, М. Хайдеггер)

2.3. Переосмысление основных концептов индо-тибетского буддизма в работах А. Шопенгауэра и первые исследования индийской философии в

парадигме классической феноменологии религии (Р.Отто)

ГЛАВА 3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ ИНДО-ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ (М. ЭЛИАДЕ, Ю. ЭВОЛА, О. НИДАЛ, Е.А.

ТОРЧИНОВ)

3.1. Понятие «atma» в индо-тибетской буддийской тантре и его осмысление в европейской феноменологической традиции

3.2. Анализ идеи «сверхчеловека» и человекобога в контексте европейского понимания ЬиёёИа ёИагша

3.3. Концепции достижения «Абсолюта» в исследованиях М.Элиаде и

Е.А.Торчинова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция индо-буддийской тантры в европейской философской традиции»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется необходимостью осмысления современного этапа взаимодействия европейской и индийской философии. В настоящий момент наблюдается тенденция повышения интереса к индийской философской традиции. Информационная революция и развитие санскритологии, вызвавшие увеличение количества переводимых источников индийской философии, привели к значительному росту европейских философских интерпретаций основных категорий буддийской культуры. В результате сформировались различные, порой диаметрально противоположные, подходы к пониманию базовых положений buddha dharma. Причинам этого явления, истории процесса синкретизма буддийской и европейской философии и посвящено данное диссертационное исследование. В работе также предпринята попытка обозначить общие принципы, позволяющие максимально корректно интерпретировать источники философии Ваджраяны. Конечно же, добиться результата без проведения исторического исследования процесса взаимодействия индийской и греческой философии невозможно. Общеизвестно, что оба феномена относятся к одной и той же индоевропейской культуре, имеют общие источники развития и, следовательно, могут рассматриваться как разные формы проявления одного и того же процесса. Выявление специфики взаимодействия этих феноменов является основной задачей диссертационной работы.

Данное исследование не претендует на полный анализ влияния индо-буддийской философии на всю европейскую философскую традицию, что было бы и немыслимо в рамках одной диссертационной работы. Основной акцент в исследовании сделан на изучении феноменологической традиции, формировавшейся на основе классической немецкой философии и философии немецкого романтизма.

В свою очередь, наиболее ярко и многогранно рецепция буддийской тантрической философии была осуществлена в рамках феноменологии

религии, поэтому именно в ее контексте рассматривается предмет диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Методологическим основанием анализа степени разработанности темы является проблемно-хронологический принцип.

В дореволюционной историографии XVIII в. необходимо прежде выделить труды академика С.П. Палласа, А.Л. Шлетцер и первого российского историографа Г.Ф. Миллера1. В своих работах они касались темы синкретизма духовных традиций - шаманизма, буддизма2 и христианства3. Первой российской научной работой, посвященной Ваджраяне, признана статья профессора Петербургской Академии наук Г.Ф. Миллера, опубликованная в 1747 г. при императрице Елизавете Петровне4. Г.Ф. Миллер выдвигал теорию проникновения идей несторианства в базовые концепции буддийской философии5. По его мнению, школы буддизма Ваджраяны, распространявшиеся на территории Российской империи в XVIII в., являлись синкретической производной религиозно-философских традиций шаманизма и несторианства6. В XIX в. вопросы взаимопроникновения европейской и буддийской философии рассматривались в работах Я.И. Шмидта, Ф. Аделунга, П.Я. Петрова, О. Бетлинга, Р. Рота.

1 Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства и всех произошедших в нем дел от начала, а особливо от покорения его Российской Державой по сии времена. СПб.: Императорская Академия Наук, 1750. 560 с.

2 Миллер Г.Ф., Паллас П.С., Шлетцер А.Л. и др. Описание всех обитающих в российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей / Под ред. И.Г. Георги. IV часть. СПб.: Императорская Академия Наук, 1799. С. 37.

3 Там же. С. 22.

4 Алексеев-Апраксин А.М. Буддизм в культурной жизни Петербурга // Буддизм Ваджраяны в России. История и современность: сборник статей. СПб: Unlimited Space, 2009. С. 60.

5 Там же. С. 17.

6 «Ламайский закон, который господствует так же в некоторой части Индии и Китая, произошел от Шаманского, и смешал многие мнения Несторианских Христиан с собственными своими нелепыми положениями» См.: Миллер Г.Ф., Паллас П.С., Шлетцер А.Л. и др. Описание всех обитающих в российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей / Под ред. И.Г. Георги. IV часть. СПб.: Императорская Академия Наук, 1799. С. 17.

В конце XIX - начале XX вв. наиболее заметные компаративистские исследования частных проявлений индийской и европейской философии проводились буддологами Ф.И. Щербатским, С.Ф. Ольденбургом, О.О. Розенбергом. Большую работу по изучению философии буддизма и синтеза его основных доктрин в контексте взаимопроникновения христианской и буддийской традиций провел миссионерский отдел РПЦ. К примеру, в своей работе «Бодимур и его критический разбор» Архимандрит Гурий, ссылаясь на источники Синодального архива, высказывает предположение о влиянии католических миссионеров на формирование школы Гелуг па7.

В дореволюционный период в российской историографии практически отсутствуют научные труды, целью которых было проведение анализа проникновения идей Ваджраяны в европейскую философскую традицию. Отдельные сведения, приводимые в научных публикациях этого времени, были отрывочными и носили частный характер.

Советское время в целом характеризуется тенденциозным подходом к работам, исследующим вопросы буддийской философии. Связано это было с господством атеистической идеологии, ориентированной на непримиримую борьбу с религией и послужившей, в частности, основанием для жестоких репрессий и физического уничтожения многих

о

представителей отечественной буддологии в 30-х годах XX в. , а также дальнейшим жестким контролем за распространением буддизма в послевоенный период. Тем не менее, даже в таких условиях издавались компаративистские исследования буддологов (тантрической традиции) дореволюционной школы - Ф.И Щербатского, С.Ф. Ольденбурга, О.О. Розенберга.

Советские востоковеды официально в своих работах придерживались марксистско-ленинских воззрений. Например, Г.М. Бонгард-Левин предлагал оценивать феномен индийской философии с классовых позиций.

7 Архимандрит Гурий. Бодимур и его критический разбор. СПб, 1915. С. 2.

8

Андреев А.И. Агван Дорджиев и судьба буддийской религии в СССР // Реверс: Философско-религиозный и литературный альманах. СПб., 1992. С. 205.

При этом научная работа продолжалась, а условная идеологическая форма не мешала развитию советской буддологии, выдвигавшей в ее рамках самые неожиданные и смелые теории. Примером могут служить идеи Н.К. Рериха или оригинальные взгляды Б.И. Кузнецова, отстаивавшего в своих трудах иранскую основу буддийской метафизики и ритуальной практики9.

Во второй половине XX в. появились компаративистские исследования Т.Я. Елизаренковой, В.Н. Топорова, С.Д. Серебряного, Я.В. Василькова, Н.П. Гринцера. Индологи В.Н. Топоров, Н.П. Гринцер и Т.Я. Елизаренкова обосновывали в своих работах идею изначального единства и общности основных фундаментальных категорий, лежащих в основе греческой и индийской философии. Для этой цели ими проводились лингвистические исследования письменных источников греческой и индийской литературы XII - IV вв. до н. э.10. Я.В. Васильков и С.Д. Серебряный использовали в своих монографиях, как анализ письменного источника, так и фольклорный материал11. Особую роль в развитие компаративистских исследований внес российский философ и буддолог Е.А. Торчинов. В результате проделанной научной работы он пришёл к принципиальному выводу о родстве греческой и индийской философии. В своих исследованиях он рассматривает их как различные школы одного индоевропейского философского направления12.

В постсоветский период (с начала 90-х годов XX в.) вышел ряд крупных монографических исследований, посвященных индо-буддийской традиции. Это работы Т.В. Бернюкевич «Буддийские идеи в культуре России конца XIX - первой половины XX века», В.К. Шохина «Становление и развитие сравнительной философии как научной дисциплины: индийский вектор». Наиболее полно были изучены отдельные

9 Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет (История религии бон). СПБ., ЕВРАЗИЯ, 1998. 353 с.

10 Топоров В.Н. Пиндар и Ригведа, М., ОпейаИа й С^юа, РГГУ, 2012. 216 с.

11 Васильков Я.В. Миф ритуал и история в «Махабхарате». СПб: «Европейский Дом», 2010. 400 с.

12 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2007. 480 с.

синкретические компоненты феноменологии религии в работах М.А. Пылаева. В своем исследовании автор анализирует философскую доктрину Р. Отто в исторической ретроспективе, расматривая творчество немецкого индолога в контексте протестантской этики. Среди появившихся в этот период исследований можно выделить также работу Д. Бурбы, посвященную влиянию индийской философии на творчество Л.Н.

Толстого13.

Именно в это время начинается всестороннее компаративистское изучение философского наследия Ваджраяны. Под эгидой РАН проводятся новые научные конференции - «Буддизм Ваджраяны в России: От контактов к взаимодействию», «Феноменология и буддизм», «Буддизм Ваджраяны в России: История и современность», выходят работы В.Г. Лысенко, В.П. Андросова, Л.П. Мариновича. Исследуются социокультурные влияния буддийской философской традиции.

Среди работ, посвященных изучению рецепции фиософии Ваджраяны в Европе, следует выделить работы Л.М. Коротецкой «Буддизм Ваджраяны: философские основы, религиозные практики и распространение в России и Европе с конца 80-х гг. XX в. (на примере «Алмазного пути» школы Карма Кагью)», А.М. Алексеева-Апраксина «Буддизм в культурной жизни Петербурга». Заметными событиями в компаративистских исследованиях стали монографии В.Г. Лысенко «Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение)» и С.В. Пахомова «Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм». В работах Е.А. Трохинчука «Историко-философский анализ творчества М. Элиаде» и А.И. Макарова «"История" и "традиция" в философии европейского традиционализма (Рене Генон и Мирча Элиаде)» рассматриваются некоторые аспекты влияния индийской философии на раннее творчество М. Элиаде.

13 Бурба Д. Махатма Лев Толстой. М.:Эксмо, 2013. 464 с.

Т.Г. Сидаш в своей работе «Онтологическая психология Плотина» приходит к заключению о практически полной идентичности философии Плотина и Шанкары. С.Н. Поздняков в работе «Учение Платона о бессмертии души в контексте древневосточной мифо-религиозной традиции» выделяет общие элементы греческой и индийской философии и, анализируя их сходство, выдвигает различные версии причин совпадения исследуемых положений. М.М. Шахнович в статье «Происхождение греческой философии и восточная традиция: проблема влияний» и С.Я. Шейнман-Топштейн в работе «Платон и ведийская философия» также рассматривают причины совпадения базовых элементов греческой и индийской философии, используя ведийские источники.

В настоящее время в российском философском буддологическом сообществе идет активная дискуссия в отношении феноменологического метода познания и его связи с традиционной эпистемологической концепцией мадхьямики и читтаматры. Особый интерес представляет позиция профессора И.С. Урбанаевой, изложенная в статье «Буддийская медитация и феноменологический метод: основания сравнения и в чем его смысл». По мнению исследователя, эпистемологические модели европейской феноменологии религии идентичны классической эпистемологии мадхьямики, но сам метод познания в буддизме более сложен и тщательнее разработан. В связи со схожестью общей эпистемологической доктрины, инструментов познания и концепции познания, многие российские буддологи предлагают рассматривать буддийскую философию как одно из направлений феноменологической

14

традиции .

Зарубежная историография компаративистских исследований буддийской и европейской философских школ второй половины XIX -начала XX вв. включает в себя работы А. Шопенгауэра, М. Мюллера, Р.

14 Урбанаева И.С. Буддийская медитация и феноменологический метод: основания сравнения и в чем его смысл // Международная конференция ИФ РАН «Буддизм и феноменология» 7-8 ноября 2016, Москва. URL: https://iphras.ru/7_8_11_2016.htm (дата обращения: 04.12.2016)

Отто, С. Чаттерджи, Д. Датта. Большое внимание проблеме рецепции abhidharma в европейской философии уделил в своем творчестве К.Г. Юнг. Швейцарский философ не только рассматривал сам феномен восприятия европейской наукой и отдельным человеком индийской метафизики и нормативной антропологии15, но и исследовал фундаментальные источники Ваджраяны, написав к ним комментарии16. Обращаясь к анализу специфики буддийского сознания, К.Г. Юнг часто не

17

выделял отдельные философские школы , воспринимая их в совокупности

18

как феномен единой восточной культуры . Его в большей степени интересовала не столько сама abhidharma, сколько ее опосредованное воздействие на психологию европейского человека. Исследуя аспект индийской философии в творчестве К.Г. Юнга, И.Я. Ефимова в своей работе «Карл Густав Юнг и древнеиндийская философия сознания: компаративистский анализ» пришла к выводу, что влияние abhidharma на творчество писателя не ограничивается его буддологическими исследованиями, а проходит через все его творчество и имеет системный

19

характер .

Во второй половине XX в. были изданы работы зарубежных аторов Т. Бенке, М. Зегерса, А. Сандерса, О. Нидала, П. Хаугэма, П.А. Робертса, посвященные вопросам взаимного влияния индийской и западной духовных традиций. О. Нидал проводит сравнительное исследование сопостовляя философских воззрений школы Кагью па и шиваитской тантры в восприятии современного европейского сообщества, разбирая особенности взглядов этого сообщества на тантрические учения с точки зрения традиционных представлений философии Мантраяны,

15 Юнг. К.Г. Йога и Запад: Сборник. Львов-Киев. Инициатива, 1994. 230 с.

16 Юнг. К.Г. Психологический комментарий // Тибетская книга мертвых. СПб.: Издательств Чернышёва. 1992. С. 11.

17 Юнг. К.Г. О психологии восточных религий и философий. М: Московский философский фонд. Медиум, 1994. 256 с

18 Jung C.G. The Psychology of Kundalini Yoga: Notes of the Seminar Given in 1932. Princeton University Press, 1999. 128 p.

19 Ефимова И.Я. Карл Густав Юнг и древнеиндийская философия сознания: компаративистский анализ. М.: ЛКИ, 2015. 240 с.

практикуемой высшим духовенством школы Кагью па . Р. Бир обращается к изучению соотношения теоретических и практических аспектов философии Ваджраяны (в европейском понимании), уделяя особое внимание анализу источников ритуальной практики школы Кагью па21. Б.Н. Пандит проводит компаративистское исследование школ индуистской и буддийской тантры, анализируя, в том числе и ее европейскую интерпретацию. Ю. Эвола, рассматривая в своих работах философию

тантры, видит в ней практически неизмененную доктрину

22

неоплатонизма . С. Радхакришнан в труде «Индийская философия» также проводит сравнительный анализ различных философских школ тантрической направленности, определяя при этом основные понятия этих школ с точки зрения европейской философии. Садгуру Шивайя рассматривает проблему истории происхождения и развития тантры в

23

контексте шиваитской тантрической традиции . Д. Суренандрах в работе «Философия йоги и ее отношение к другим системам индийской мысли» останавливается на сравнительном анализе отдельных положений европейской и буддийской тантрической философии. При этом Д. Суренандрах пытается определить основные причины удивительного сходства исследуемых им направлений человеческой мысли. Аналогичная концепция лежит в основе работы современного индийского философа А.К. Чаттерджи «Идеализм йогачары». А. Сандерс попытался в проведенном им исследовании воссоздать историю возникновения и развития философии тантры, используя базовые концепции

24

индоевропеистики .

Диссертационные исследования и монографии, отражающие философскую интерпретацию тантрического буддизма в творчестве Ю.

20 Нидал О. Великая печать. Пространство и радость безграничны. М., Алмазный путь, 2010. 284 с.

21 Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов. Москва., Ориенталия, 2011. 406 с

22 Evola J. The Yoga of Power: Tantra, Shakti, and the Secret Way. Inner Traditions, 1993. 256 p.

23 Садгуру Шивайя. Субраминисвами. Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма / пер. с англ. Л. Озолин, П. Алейников, А. Костенко. К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2001. 800 с.

24 Sanders A. History of tantra. Columbia University Press. 2007. 450 p.

Эволы, на сегодняшний день отсутствуют. Работы О. Нидала традиционно рассматриваются в диссертационных исследованиях (диссертация Л.М. Коротецкой, Буддизм Ваджраяны: философские основы, религиозные практики и распространение в России и Европе с конца 80х гг. XX в. (на примере «Алмазного пути» школы Карма Кагью 2010; Т.В. Бернюкевич, Буддийские идеи в культуре России конца XIX - первой половины XX века. 2010) с точки зрения его вклада в развитие буддизма в Европе и создание нового феномена «европейского буддизма». Творчеству Е.А. Торчинова посвящено большое количество монографий и диссертационных исследований, но сравнительного анализа его буддологических произведений с трудами Ю. Эволы, М. Элиаде и О. Нидала на данный момент не существует.

Специфика данного диссертационного исследования обусловила обращение к работам, теоретически осмысливающим как базовые основания философии Ваджраяны, так и ее современные интерпретации.

В диссертации использованы труды по истории появления и развития тантрического учения, написанные В.Н Александровой, Г.М. Бонгард-Левиным, В.В. Бродовой, С.В. Кулландой, В.Ю. Кучевасовым, М. Уилером, Парамаханса Йоганандой, доктором Чандра Шекара

25 26 27

Шивачарьей , Раджникант Упадхи , Рамешчандрадутрой ;

Отдельные вопросы философии тантры были изучены и опубликованы в периодических изданиях следующими учеными: И.П. Глушковой, Карма Тринле Ринпоче, М.Н. Кожевниковой, М.Т. Степанянц, Дже Тенгоном, А.А. Терентьевым, С.М. Хирематх, С.С. Хирематх ,

29 30

Джняна Бахадур Шакья , Шри Джагадгуру Вишварадхья ;

25Jagadguru Dr.Chandrashekara Shivacarya.Veerashaiva Panchapeetha Parampara. Varanasi, 2003. 375 p.

26 Pt. Rajnikant Upadhaya. Mudra Vigyan. New Delhi, Diamond Books, 2009. 326 p

27 TT^SW^cd. ST^ ïï^" W-W ^T 4KluiHl: tt, 2003. 274 V.

28 Hiremath S.M., Hiremath S.S. Kedar Vairagya Peetha Parampara. Rawal Gagadguru Shri Bheemashankaralinga Shivacharya. Bangalor: «Anubhava Printers», 2006. 116 p.

29 Jnan Bahadur Sakya «Short description of Gods, Goddesses and Ritual objects of Buddhism and Hinduism in

Nepal». Handicraft Association of Nepal. Kathmandu, Nepal, 2000. 217 p.

философия тантры и концепци ее развития были рассмотрены в исследованиях В.П. Андросова, Я.В. Василькова, А.В Зорина, Н.В. Исаева,

-5 1 -5 Л

А. Корбена, Р.Б. Пандея, Б. Санадачандра, С.С. Сарасвати , Х. Ратходи ; философия Ваджраяны исследована в работах Е.В. Леонтьевой,

33

Кармапы Канчанг , Гелонг Лобсанг Тенпа, Лобсанг Чокьи Гьялцена, Тензина Гьяцо, Е.Н. Молодцовой, Сангье Гьяцо, Сонам Дордже, Н.Н.Трубниковой, А.Г. Фесюна;

анализу и трактовке философских концепций буддийских тантрических текстов посвящены работы - Далай-ламы XIV, Дже Гампопы, Дже Цонкапы, Целе Нацол Рангдрела и др.

Кроме того, в последние годы выходили обобщающие работы по философии тантры, авторами которых являются Геше Джампа Тегчог, Геше Джампа Тинлей, Ело Ринпоче, Кьябж Побонка Ринпоче, С.С. Сидоров, Д.Б. Грей34 и др.

Несмотря на большой объем фундаментальных исследований в современной компаративистике (и конкретно в истории европейской феноменологии), к сожалению, отсутствуют монографии и диссертации, содержащие комплексные исследования работ М. Элиаде, Ю. Эволы, Е.А. Торчинова, рассматривающие буддологическую проблематику их философских трудов. Отсутствуют также работы по истории философии буддийской тантры, содержащие системный анализ приведенных в диссертационном исследовании гипотез возникновения тантрической философии, вследствие чего сегодня нет единой общей исторической концепции, являющейся базой для герменевтической интерпретации буддийского философского текста. Сравнительный анализ двух

30 ^Г Ч^Н. ^Г^ЧЫ^^":. ЗКТ^Г: 2003. 80 Я".

о о <ч '

31 -Нс^М«^. -НЧНИ! ^ ^^ ^Ш. Т^^ТТ: ^ 2007. 244 Я.

32

T^tir. ^^ ^Т dlTlui^: dd|<H4lit 2001. 256 Я.

Gjalwy Karmapy Wangchuga Dordzeho. Meditace Darovani mandaly. Preklad: Karma Kamcchang. Diamantove cesty, Brno, 2006. 21 p.

34 Gray D.B. The Cakrasamvara Tantra (The discourse of the sri Htruka). Columbia University Press, 2007. 450 p.

философских комплексов (европейской феноменологической интерпретации buddha dharma и самой философии Ваджраяны) с точки зрения теории ранневедийского происхождения Тайной Мантры также проводится впервые.

Таким образом, как показывает анализ научных исследований, проблема соответствия комплексной феноменологической интерпретации Ваджраяны в работах М. Элиаде, Ю. Эволы, Е.А. Торчинова и философии традиционной Ваджраяны является практически неразработанной тематической областью. Это обусловлено, прежде всего, закрытостью значительной части тантрических текстов, сложностью интерпретации доступных для исследования мантр (в связи с отсутствием единообразия в выявлении истоков этого течения философской мысли, а значит и наличием существенных расхождений в понимании базовых положений философии Ваджраяны). Следует отметить отсутствие работ, исследующих специфику трансформации идей abhidharma в немецкой философии XVIII - XX вв. (И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, М.Хайдеггер) и процесс переосмысления основных концептов индо-буддийской тантры в европейской философии XIX - первой половины XX вв. (А. Шопенгауэр, Р.Отто). Это не позволило очертить границы уже прошедшей рецепции идей buddha dharma в базовых положениях формирующейся европейской традиции феноменологии религии. Отутствие комплексного исследования феноменологического направления в творчестве М. Элиаде, Ю. Эволы, Е.А. Торчинова в контексте буддологической проблематики не дает возмозможности получить целостную картину рецепции abhidharma в феноменологической традиции и, соответственно, оценить точность ее передачи. Поэтому необходимо провести специальное историко-философское исследование, позволяющее изучить соответствие восприятия buddha dharma в европейской философской традиции.

В силу использования в данной работе комплекса полисемантических понятий необходимо уточнить их смысловой объем:

• «рецепция» используется в значении восприятия, усвоения, заимствования и приспособления религиозно-философских идей и форм в иной нетипичной для них среде;

• «ведийский» понимается в смысле соответствия религиозно-философской традиции 1гау1 у1ёуа (Ригведы, Самаведы, Яджурведы) и базовых философских положениям Адхарваведы.;

• термин «тантра», в зависимости от контекста, используется в значении индуистского, буддийского тантризма или семейства тантрических текстов и связанных с ними ритуально-культовых практик, посвященных конкретному божеству;

• «индо-буддийская тантра» рассматривается как индуистская и буддийская тантра;

• под термином «индуистская тантра» подразумеваются религиозно-философские направления кашмирского шиваизма, вирашиваизма и связанные с ними ритуальные комплексы;

• термин «буддийская тантра» рассматривается как индо-тибетский буддизм;

Понятия - Ваджраяна, тантрический буддизм, Мантраяна, Тайная Мантра, Алмазная колесница используются в диссертации как синонимы.

Объектом исследования является индо-буддийская тантра в контексте европейской философской традиции.

Предметом исследования являются философские аспекты индо-тибетской буддийской тантры и ее рецепция в европейской философии.

Целью исследования является анализ процесса усвоения идей индо-тибетской буддийской тантры в европейской философской традиции.

Достижение этой цели представляется возможным при решении следующих задач:

1. Выявить общие спецефические особенности идей древнеиндийских и древнегреческих философских школ, акцентируя внимание на проблемах метафизики и эпистемологии.

2. Дать сравнительную характеристику основных исторических гипотез возникновения буддийской тантрической философии.

3. Осуществить компаративистское исследование философских текстов индуистских и буддийских тантрических школ.

4. Выявить основные пути проникновения индо-тибетской буддийской философской традиции в Европу в XVII - XIX вв.

5. Представить рецепцию отдельных аспектов abhidharma в работах европейских философов XIX - первой половины XX вв. (И.Г. Фихте, Г.Ф.В. Гегель, А. Шопенгауэр, Р. Отто, М. Хайдеггер).

6. Исследовать специфику восприятия и изменения понятий «сознание», «страдание» и «абсолют» в трудах представителей европейской и отечественной феноменологии (М. Элиаде, Ю. Эвола, О. Нидал, Е.А. Торчинов).

Источники диссертационного исследования. Для решения задач, поставленных в диссертационном исследовании, автором проводится сравнительный анализ двух наиболее важных концептуальных тантр индоевропейской традиции - «Одиночного героя Шри Ваджрабхайравы» и «Сваччхананда-тантры». Обе тантры относятся в своих направлениях к системе недвойственных Бхайрава тантр35. Тантра «Одиночного героя Шри Ваджрабхайравы» является коренной36 в школе Гелуг па (на сегодняшний день самой распространённой и авторитетной среди буддийских школ Ваджраяны). «Сваччхананда-тантра» признается индийскими учеными как наиболее философическое произведение, и, на сегодняшний день, в работах по индийской философии в Бхарате является

37

самым цитируемым . Кроме анализа письменного текста «Сваччхананды-тантры» использовались работы Чандрашеккара Шивачарья, С.С.

35 Сваччхананда-тантра. Тантра изначальной воли / пер. с санскр. О. Ерченкова. М.: «Издательство ПОСТУМ», 2013. С. 11.

36 Коренная тантра - тантра (текст), являющаяся базовой системообразующей в данной философской школе. См.: Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011. С. 348.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Куценко, Борис Олегович, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абхаядатта. Буддийские мастера-маги. М., Ориенталия, 2011. -

207 с.

2. Александрова В.Н. Путь и текст. Китайские паломники в Индии. М.: Востлит. 2008. - 366 с.

3. Алексеев-Апраксин А.М. Буддизм в культурной жизни Петербурга // Буддизм Ваджраяны в России. История и современность: сборник статей. СПб: Unlimited Space, 2009. - С. 57-69.

4. Андреев А.И. Агван Дорджиев и судьба буддийской религии в СССР // Реверс: Философско-религиозный и литературный альманах. СПб., 1992. - С. 198-209.

5. Андросов В.П. Буддийская классика Древней Индии. М.: Алмазный путь, 2010. - 512 с.

6. Андросов В.П. Индийский буддизм: история и учение. Вопросы методологии и истолкования. Серия «Российские исследования по мировой истории и культуре». Т 12, Нью-Йорк, Левинстон, 2000. - 512 с.

7. Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011. - 448 с.

8. Андросов В.П., Леонтьева Е.В. Марпа и история Карма Кагью. М., Алмазный путь, 2010. - 507 с.

9. Антисери Д., Реале Д., Западная философия от истоков до наших дней, IV Т, СПб: «ПНЕВМА», 2012. - 2197 с.

10. Архимандрит Гурий. Бодимур и его критический разбор. СПб, 1915. - 50 с.

11. Афонасин Е.В. «Строматы» Климента Александрийского // Климент Александрийский. Строматы. Т. I / пер. Е.В. Афонасин. СПб.: «Издательство» Олега Абышко, 2003. - С.5-78.

12. Бенке Т., Зегерс М. Каталог буддийских статуй выставки «Пространство и блаженство» // Берлинский университет искусств, 2003 // РАБ Алмазного Пути Традиции Карма Кагью, 2011. - 253 с.

13. Бернюкевич Т.В. Буддийские идеи в культуре России конца XIX первой половины XX века. Диссертация. Чита, 2010. - 294 с.

14. Бир Р. Вступление // Абхаядатта. Буддийские мастера-маги. М., Ориенталия, 2011. - С. 11-29.

15. Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов. М., Ориенталия, 2011. - 406 с.

16. Бонгард-Левин. Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: Наука. 1993. - 320 с.

17. Бродова В.В. Древнеиндийская философия. М., «Мысль», 1972.

- 271 с.

18. Буддийские медитации. Тексты практик и руководств / пер. М.Н. Кожевниковой. СПб.: Издание А.А. Терентьева, 2014. - 528 с.

19. Бурба Д. Махатма Лев Толстой. М.:Эксмо, 2013. - 464 с.

20. Быстров В.Ю. Воля к Традиции: Эвола и Генон. СПб: «Владимир Даль», 2016. - С. 399-413.

21. Василенко Л.И. Введение в философию религии: Курс лекций.

- М.: изд-во ПСТГУ, 2009. - 248 с.

22. Васильев Л.С. История религий. М., Университет, 2008. - 464 с.

23. Васильков Я.В. Миф ритуал и история в «Махабхарате». СПб: «Европейский Дом», 2010. - 400 с.

24. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., Астрель, 2010. - 192 с.

25. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Миграции племен-носителей индоевропейских диалектов — с первоначальной территории: расселения; на Ближнем Востоке в исторические места их обитания в Евразии. Вестник Древней истории, 1981. № 2. - С. 32-37.

26. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Академичесский проект, 2016. - 494 с.

27. Гелонг Лобсанг Тенпа. Зеркало из горного хрусталя. М.: «Дрепунг Гоманг Центр», 2016. - 50 с.

28. Геше Джампа Тегчог. Ямантака: Практика самопосвящения. Новосибирск. «Майтрея», 2013. - 225 с.

29. Геше Джампа Тинлей. Воззрения четырех философских буддийских школ. Новосибирск: «Издательство Дже Цонкапа», 2013. - 502 с.

30. Геше Джампа Тинлей. Коментарий к тантре Ямантаки на Байкальских лекциях 2014 года. Дополнение к сборнику всех коментариев. Новосибирск: «Майтрея», 2015. - 122 с.

31. Глушкова И.П.. Смерть в Махараштре. Воображение, восприятие, воплощение. М., «Наталис», 2012. - 815 с.

32. Гомперц Т. Греческие мыслители. - СПб: aX^Gsia, 1999. - 606 с.

33. Гринцер Н.П. Вместо предисловия. Топоров В. Н. Пиндар и Ригведа, М., Orientalia et Classica, РГГУ, 2012. - С. 7-12.

34. Далай-лама XIV. Больше, чем религия. Этика для всего мира / пер. с англ. Н. Иноземцевой. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2016. - 224 с.

35. Далай-лама XIV. Мое путешествие в мир духовных традиций. Об основополагающем родстве вероисповеданий. М.: «Сохраним Тибет», 2014. - 240 с.

36. Дже Гампопа, Дагпо Лхардже Сенам Ринчен (1079-1153). Драгоценное украшение освобождения. Исполняющая желания драгоценность истинного Учения / пер. с тиб. Б. Ерохин. СПб: Культурный центр «Уддияна», 2001. - 340 с.

37. Дже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути Мантры («Нагрим Ченмо»). I том. СПб: Нартанг, 2011. - 512 с.

38. Дже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути Мантры («Нагрим Ченмо»). III том. СПб: Нартанг. 2012. - 536 с.

39. Дже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути пробуждения. В 2 томах. СПб: Изд-е А. Тереньтьева. 2015. - 1592 с.

40. Дже Цонкапа. Последовательное руководство к глубокому пути шести учений Наропы. СПб: Нартанг. 2013. - 182 с.

41. Елизаренкова Т.Я. Атхарваведа - структура и содержание // Атхарваведа (Шаунака). Т. I. М.: Вост. Лит., 2005. С. 22-88.

42. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. Мир вещей по данным Ригведы // Ригведа. Мандалы У-УШ. М.: «Наука», 1999. С. 487-525.

43. Елизаренкова Т.Я. Мир идей ариев Ригведы // Ригведа. Мандалы У- VIII. М.: «Наука», 1999. С. 452-486.

44. Елизаренкова Т.Я. О Соме в Ригведе // Ригведа. Мандалы К^. М.: «Наука», 1999. С. 323-353.

45. Елизаренкова Т.Я. Примечания // Ригведа. Мандалы К^. М.: «Наука», 1999. С. 354-550.

46. Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» - великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Мандалы ЫУ. М.: «Наука», 1999. С. 426-543.

47. Ело Ринпоче. Краткий ритуал самопосвящения согласно тантре Одиночного Героя Шри Ваджрабхайравы. Улан-Удэ: Издательство дацана «Ринпоче Багша», 2015. - 176 с.

48. Ело Ринпоче. Созерцание Бхагавана Одиночного Героя Шри Ваджрабхайравы в затворе. Улан-Удэ: Издательство дацана «Ринпоче Багша», 2015. - 256 с.

49. Ело Ринпоче. Созерцание Тринадцати Божеств Шри Ваджрабхайравы в затворе. Краткое мирное огненное подношение согласно тантре «Тринадцати Божеств Шриваджрабхайравы. Улан-Удэ: Издательство дацана «Ринпоче Багша», 2015. - 512 с.

50. Ефимова И.Я. Карл Густав Юнг и древнеиндийская философия сознания: компаративистский анализ. М.: ЛКИ, 2015. - 240 с.

51. Законы Ману / пер. С.Д. Эльмановича. М.: «ЭКСМО - Пресс», 2002. - 496 с.

52. Зегерс М. Знание и медитация. Взгляд и медитация в буддизме Алмазного пути. К.: Вогняне колесо, 2010. - 238 с.

53. Зелинский Ф.Ф. История античных религий : Древнегреческая религия. Религия эллинизма. Рим и его религия. Римская империя и христианство. Ростов : Феникс, 2010. - 478 с.

54. Зорин А.В. У истоков тибетской поэзии. Буддийские гимны в тибетской литературе VIII - XIV вв. Санкт-Петербург: «Петербургское Востоковедение», 2010. - 384 с.

55. Иванов Вяч.Вс. Древние культурные и языковые связи Южнобалканского, Эгейского и Малоазийского ареалов. Балканский лингвистический сборник. М., 1977. - С. 1-39.

56. Индийская философия: Энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М.: Вост. Лит, 2009. - 950 с.

57. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М., Наука. 1971. - 200 с.

58. Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. М., ЧОРО, 1994. -4600 с.

59. Карма Тхинлей Ринпоче. Золотая гирлянда. СПб: Алмазный путь, 1997. - 57 с.

60. КармаТринле. История Кармап Тибета. М., Алмазный путь, 2009. - 244 с.

61. Климент Александрийский. Строматы. Т. I / пер. Е.В. Афонасин. СПб.: «Издательство» Олега Абышко, 2003. - 544 с.

62. Корбен А. Световой человек в иранском суфизме. М.: ООО «Сандра», 2013. - 240 с.

63. Коротецкая Л.М. Буддизм Ваджраяны: философские основы, религиозные практики и распространение в России и Европе с конца 80х гг.

хх в. (на примере «Алмазного пути» школы Карма Кагью). Диссертация. 2010. - 211 с.

64. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. Академический Проект, 2005. - 944 с.

65. Красников А.Н. Методология классического религиоведения. -Благовещенск: Библиотека журнала «Религиоведение», 2004. - 148 с.

66. Кулланда. С.В. К абсолютной датировке ведийских памятников // Мёо^юа: Сборник статей памяти Т.Я. Елизаренковой / под ред. И.С. Смирнова. М.: Ориенталия, 2012. - 562 с.

67. Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет (История религии бон). СПБ., ЕВРАЗИЯ, 1998. - 353 с.

68. Курукин И.В. На пути в Индию. Персидский поход 1722-1723. М., «Русские витязи», 2015. - 64 с.

69. Курукин И.В. Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия 1722- 1735. М., Квадрига, 2010. - 360 с.

70. Куценко Б.О. Влияние буддийской традиции на модернизацию концепции сверхчеловека в европейской философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 8 (70). Тамбов, 2016. -С. 114-118.

71. Куценко Б.О Влияние философии Ваджраяны на концепцию достижения абсолюта в творчестве М. Элиаде и Ю. Эволы // Общество: философия, история, культура, № 8. Краснодар, 2016. - С. 48-52.

72. Куценко Б.О. Европейский взгляд на проблему существования а1та в философии Ваджраяны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 9 (71). Тамбов, 2016. - С. 111-116.

73. Куценко Б.О. Европейская интерпретация философии Ваджраяны на примере буддийской общины «Алмазный путь» //

Общество: философия, история, культура, № 7. Краснодар, 2016. - С.44-48.

74. Куценко Б.О. Происхождение вирашиваизма: новая гипотеза исследования проблемы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 5 (79). Тамбов, 2017. - С. 92-96.

75. Куценко Б.О. Рецепция основных идей Ваджраяны в немецкой философии второй половины XIX - начала XX века // Четвертая международная буддологическая конференция. Буддизм Ваджраяны в России: Традиции и новации. М.: «Алмазный путь», 2016. - С. 434-443.

76. Куценко Б.О. Ритуальная практика школ Кагью па и Нила ранга как философский источник // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 4 (78). Тамбов, 2017. - С. 117-121.

77. Куценко Б.О. Феноменологическая интерпретация доктрины несубстанционального «Я» в философии Ваджраяны // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. № 3 (37). Владивосток, 2016. - С. 5-14.

78. Кучевасов В.Ю. К истории тантры Ямантаки. Красноярск, СИТАЛЛ, 2015. - 135 с.

79. Кшемараджа. Параправешика / пер. Ерченков О. М.: ГАНГА, 2012. - 316 с.

80. Кьябж Побонка Ринпоче. Победа над Марой. Обширная садхана Бхагавана Одиночного Героя Шри Ваджрабхайравы. Новосибирск: «Издательство Дже Цонкапа», 2013. - 92 с.

81. Лобсанг Чокьи Гьялцен / Тензин Гьяцо. Махамудра традиции гелуг-кагью. М., Открытый мир, 2008. - 464 с.

82. Лопен Цечу Ринпоче. Безмятежное сияние истины. Взгляд буддийского учителя на перерождение. М.: Ориенталия. 2013. - 140 с.

83. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм, том V. М.: «Искусство», 1979. - 815 с.

84. Лысенко В.Г. Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение), ИФРАН, 2011. - 232 с.

85. Макаров А.И. "История" и "традиция" в философии европейского традиционализма (Рене Генон и Мирча Элиаде). Диссертация. Волгоград. 1998. - 171 с.

86. Маринович Л.П. Возникновение и эволюция концепции превосходства греков над варварами // Античная цивилизация и варвары /отв. ред. Л.П. Маринович; Ин-т всеобщ. истории РАН. М.: Наука, 2006. -С. 5-29.

87. Мартынов А.И. Археология. М., Высшая школа. 2008. - 496 с.

88. Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства и всех произошедших в нем дел от начала, а особливо от покорения его Российской Державой по сии времена. СПб.: Императорская Академия Наук, 1750. - 560 с.

89. Миллер Г.Ф., Паллас П.С., Шлетцер А.Л. и др. Описание всех обитающих в российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей / Под ред. И.Г. Георги. IV часть. СПб.: Императорская Академия Наук, 1799. - 385 с.

90. Михайлов А.И. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. М.: «Прогресс-Традиция» 1999. - 284 с.

91. Молодцова Е.Н. Тибет: сияние пустоты. М., Алетея, 2005. - 344

с.

92. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М.: Академический проект, 2009. - 432 с.

93. Научное издание «Мёо^юа», сборник статей памяти Т. Я. Елизаренковой, Книга 2. М., ОпейаЛа е1 ОаББюа, РГГУ, 2012. - 562 с.

94. Нидал О. Великая печать. Пространство и радость безграничны. М., Алмазный путь, 2010. - 284 с.

95. Нидал О. Верхом на тигре. М., Эксмо. 2013. - 607 с.

96. Нидал О. Глубина славянского ума. М, Эксмо, 2013. - 479 с.

97. Нидал О. Книга надежды. Как освободиться от страха смерти. М., Эксмо, 2013. - 287 с.

98. Нидал О. Открытие Алмазного пути. Тибетский буддизм встречается с Западом. М.: Алмазный путь, 2010. - 400 с.

99. Нидал О. О богатстве ума. М., Эксмо, 2013. - 144 с.

100. Нидал О., Нидал Х. Освобождающая медитация. М., Эксмо. 2013. - 352 с.

101. Нидал О. Практический буддизм путь кагью. Алмазный путь. Санкт- Петербург, 1991. - 38 с.

102. Нидал О. Шесть освобождающих действий. М., Алмазный путь. 2013. - 96 с.

103. Ницше Ф. Ecce Homo. Антихрист. М.: Азбука, 2015. - 224 с.

104. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: АСТ. 2016. - 416 с.

105. Ольденбург С.Ф. Жизнь будды индийского учителя жизни. СПб.: Агни, 2010. - 192 с.

106. Отто Р. Священное (об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным). Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. - 272 с.

107. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды / пер. с английского А.А. Вигасина. М.: Высшая школа, 1990. - 319 с.

108. Пандит Б.Н. Кашмирский шиваизм - наслаждение и освобождение. М., ГАНГА, 2012. - 352 с.

109. Парамаханса Йогананда «Бог говорит с Арджуной» Дели, «Алмазное собрание книг», 2007. - 347 с.

110. Пахомов С.В. Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм. СПб: Амфора, 2002. - 172 с.

111. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. - М., «Изд-во АЛЬФА-КНИГА», 2016. - 1311 с.

112. Плотин. Четвертая эннеада. - СПб: «Издательство Олега Абышко», 2016. - 480 с.

113. Поздняков С.Н. Учение Платона о бессмертии души в контексте древневосточной мифо-религиозной традиции». Диссертация, Нижний Новгород, 2013. - 197 с.

114. Пол Хаугэм. Человек. Тело, разум, дух. М., «Кладезь-Букс»,

2007. - 224 с.

115. Пылаев М.А. Категория «Священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века. М., ИЦ РГГУ, 2011. - 216 с.

116. Пылаев М.А. Философия религии в феноменологии Рудольфа Отто. М: Вестник ПСТГУ. 6 (38), 2011. - С. 59-74.

117. Радхакришнан С. Индийская философия. М., Альма Матер,

2008. - 1007 с.

118. Ригведа. Мандалы У - VIII / пер. Елизаренковой Т. Я. М.: «Наука», 1999. - 743 с.

119. Ригведа. Мандалы IX - X / пер. Елизаренковой Т. Я. М.: «Наука», 1999. - 559 с.

120. Робертс П.А. Биография Речунгпы // Буддизм № 20 (2012). СПб: РАБ Карма Кагью, 2012. - С. 36-41.

121. Садгуру Шивайя Субраминисвами. Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма / пер. с англ. Л. Озолин, П. Алейников, А. Костенко. К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2001. - 800 с.

122. Сангье Гьяцо. Шастра Голубой Берилл. М.: АСТ - ЛТД, 1997. -

588 с.

123. Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини тантра / пер. К. Г. Стрельцова. М.: «Профит стайл», 2002. - 315 с.

124. Сваччхананда-тантра. Тантра изначальной воли / пер. с санскр. О. Ерченкова. М.: «Издательство ПОСТУМ», 2013. - 448 с.

125. Сидаш Т.Г. Онтологическая психология Плотина. Плотин. Четвертая эннеада. СПб: «Издательство Олега Абышко», 2016. - 476 с.

126. Сидоров С.С. Калачакра «Круг Времени». Пенза: «Золотое сечение», 2012. - 425 с.

127. Сомам Дордже. Откровения тибетских отшельников. М., Ганга,

2011. - 352 с.

128. Степанянц М.Т. Индийская философия - энциклопедия. М., Гаудеамус, 2009. - 950 с.

129. Суренандрах Д. Философия йоги и ее отношение к другим системам индийской мысли. СПб.: Наука, 2008. - 350 с.

130. Сутра золотистого света. Двойная сутра. М.: «Буки Веди», 2014. - 254 с.

131. Сутра о бесчисленных значениях, сутра о цветке лотоса чудесной дхармы, сутра о постижении деяний и дхармы бодхисатвы всеобъемлющая мудрость / пер. Игнатович А. М., Северская В. В. М., Ладомир, 2007. - 536 с.

132. Сутра о мудрости и глупости / пер. Парфинович Ю. М. М., «Наука», 1978. - 326 с.

133. Сутра сердца: учение о Праджняпарамите / ком. Гьяцо Тензина. Элиста: «Океан мудрости», 2008. - 144 с.

134. Тенгон. Тексты для ежедневных практик. М.: Издание Дрепунг Гоманг Центра, 2016. - 744 с.

135. Терентьев А.А. Классификация письменных источников Ваджраяны // Буддизм в России. М.: «Нартанг», 2005. - С. 18-22.

136. Топоров В.Н. Пиндар и Ригведа, М., ОпейаЛа е1 ОаББюа, РГГУ,

2012. - 216 с.

137. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб.: «Амфора, Петроглиф», 2013. - 432 с.

138. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2015. - 336 с.

139. Торчинов Е.А. Краткая история буддизма. СПб.: «Амфора», 2008. - 430 с.

140. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2007. - 480 с.

141. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояние. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение»,1998. - 384 с.

142. Трохинчук Е.А. Историко-философский анализ творчества М. Элиаде. Диссертация, Ростов на Дону, 2010. - 162 с.

143. Трубникова Н.Н. Традиции «исконной просветленности» в японской философской мысли. М., РОССПЭН, 2010. - 414 с.

144. Уилер М. Древний Индостан. Раннеиндийская цивилизация. Центрполиграф, 2005. - 206 с.

145. Урбанаева И.С. Буддийская медитация и феноменологический метод: основания сравнения и в чем его смысл // Международная конференция ИФ РАН «Буддизм и феноменология» 7-8 ноября 2016, Москва. URL: https://iphras.ru/7_8_11_2016.htm (дата обращения: 04.12.2016).

146. Фесюн А.Г. Тантрический буддизм. М., Серебряные нити, 2003. - 386 с.

147. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М. 2012. - 570 с.

148. Фихте И.Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. Мн: Харвест, М : АСТ, 2000. - 784 с.

149. Фролов А.В. Герменевтические подступы к «Священному» Р. Отто. Философия религии: Альманах. М.:Восточная литература, 2011. -429 - 441с.

150. Хайдеггер М. Время и бытие (статьи и выступления). СПб: «Наука», 2007. - 625 с.

151. Хайдеггер М. Гераклит. СПб: «Владимир Даль», 2010. - 383 с.

152. Хайдеггер М. Парменид. СПб: «Владимир Даль», 2009. - 384 с.

153. Хайдеггер М. Немецкий идеализм (Фихте, Шлегель, Гегель) и философская проблематика современности. СПб.: «Владимир Даль», 2016. - 495 с.

154. Целе Нацол Рангдрел. Посвящение и Путь освобождения. М.: «Ориенталия», 2011. - 128 с.

155. Чаттерджи А. К. Идеализм йогачары М.,. Шечен, 2004. - 268 с.

156. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., «Альма Матер», 2009. - 365 с.

157. Четырова Л.Б. Буддизм в России: прошлое и настоящее. Буддизм Ваджраяны в России: история и современность: сборник статей. СПб.: Unlimited Space, 2009. - С. 32-44.

158. Шахнович М.М. Происхождение греческой философии и восточная традиция: проблема влияний. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Материалы международной научной, конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия Symposium. Выпуск №12. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 258265.

159. Шейнман-Топштейн С.Я. Платон и ведийская философия. M.: Либроком, 2010. - 200 с.

160. Шива-сутра вимаршини / ком. Кшемараджа Е.Б. / пер. Ерченкова О. М., ГАНГА, 2012. - 315 с.

161. Шлеермахер Ф. Речи о религии. К образованным людям ее презирающим. Монологи. М.2 Икс-хистори, 2015. - 480 с.

162. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Полное собрание сочинений. М., «Республика», Том I, 2011. - 497 с.

163. Шопенгауэр А. Parerga и Paralipomena. Т.2 // Полное собрание сочинений. М., «Республика», Том V , 2011. - 526 с.

164. Шохин В.К. Становление и развитие сравнительной философии как научной дисциплины: индийский вектор. Сравнительная философия. М: Восточная литература АН 2000. - С. 23-45.

165. Шохин В.К. Индийская философия. Шраманский период. СПб: изд-во СП6ГУ, 2007. - 424 с.

166. Шри сиддхантха-Шикхамани / пер. Кравченко Ю. М.: Ганга, 2013. - 454 с.

167. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988. - 426 с.

168. Эвола Ю. Учение о пробуждении. Очерки буддийской аскезы. СПб.: «Владимир Даль», 2016. - 413 с.

169. Элиаде М. Азиатская алхимия. М.: Янус-К, 1998. - 606 с.

170. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. К.: «София», 1998. - 384 с.

171. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический Проект, 2010. -

252 с.

172. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., Критерион, 2012. - 676 с.

173. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Магомета до Реформации. М., Критерион, 2012. - 463 с.

174. Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода. Патанджали и йога. М., «Ладомир», 2013. - 558 с.

175. Элиаде М. Под тенью лилии: избранные труды. Без юности юность. М.: Энигма, 1996. - 858 с.

176. Элиаде М. Посулы равноденствия. Жатва солнцеворота. М.: Критерион, 2008. - 464 с.

177. Элиаде М. Почему я верю в победу легионерского движения // Buna Vestire, 17.12.1937 - Deutsche Stimme, 11.1998. URL: https://gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eliade/Po_Ver.php (дата обращения: 10.12.2015).

178. Юнг. К.Г. Йога и Запад: Сборник. Львов-Киев. Инициатива, 1994. - 230 с.

179. Юнг. К.Г. О психологии восточных религий и философий. М: Московский философский фонд. Медиум. 1994. - 256 с.

180. Юнг К.Г. Психологический комментарий // Тибетская книга мертвых. СПб.: Издательств Чернышёва. 1992. - С. 7-26.

181. Bhasya of Sayanacarya. Rgveda Samhita. Vol. IV (Mandalas - 9, 10). Delhi, Parimal Publications, 2001. - 618 p.

182. Evola J. The Yoga of Power: Tantra, Shakti, and the Secret Way. Inner Traditions, 1993. - 256 p.

183. Gray. D.B. The Cakrasamvara Tantra (The discourse of the sri Htruka). Columbia University Press, 2007. - 450 p.

184. Griffith R.T.H. Introduction // Yjurveda samhita / Sanskrit text English translation of R.T.H. Griffith.Delhi. PARIMAL PUBLICATION, 2002. - Р. V-XLVII.

185. Hiremath S.M., Hiremath S.S. Kedar Vairagya Peetha Parampara. Rawal Gagadguru Shri Bheemashankaralinga Shivacharya. Bangalor: «Anubhava Printers», 2006. - 116 p.

186. Dr.Chandrashekara Shivacarya. Veerashaiva Panchapeetha Parampara. Varanasi, 2003. - 375 p.

187. Jnan Bahadur Sakya «Short description of Gods, Goddesses and Ritual objects of Buddhism and Hinduism in Nepal». Handicraft Association of Nepal. Kathmandu, Nepal, 2000. - 217 p.

188. Jung C.G. The Psychology of Kundalini Yoga: Notes of the Seminar Given in 1932. Princeton University Press, 1999. - 128 p.

189. Otto R. Mysticism East and West: A Comparative Analysis of the Nature of Mysticism, Wipf and Stock, 2016. - 280 p.

190. Otto R. Indias religion of Grace and Christianity Compared and Contrasted. INDIA'S . Student Christian Movement Press, 1930, tr. by , F.H. ,Foster, London, SCM Press, 1930. - 109 p.

191. Otto R. The Kingdom of God and the Son of Man: A Study in the History of Religions. James Clarke & Co, 2010. - 408 p.

192. Paramahansa Yogananda.God Telks With Arjuna/-Diamond Pocket Books, 2007. - 1320 p.

193. Samytta-nikkayo, tr. Rhys Davids and F. L. Woodward.Ed. Pali Text Sosiety, London, 1922-1924 V 1-2.

194. Sanders A. History of tantra. Columbia University Press, 2007. -

450 p.

195. Sir M. Monier-Williams. Sanskrit-English Dictionary. Bangalore. (in Eng.): Munshiram Manoharlal Publishers Ltd, 2008. - 1333 p.

196. Sheehan T. Heidegger and the Nazis // A review of Victor Farias' Heidegger et le nazisme, in The New York Review of Books, Vol. XXXV, № 10, June 16, 1988. - P. 38-47.

197. Zegers M., Benke T. Buddhist statues & ritual implements. Berlin: «Shace & Bliss», 2003. - 237 p.

198. Otto R. Gottheit und Gottheiten der Arier.Walter de Gruyter, 1932. - 154 s.

199. Otto R. Siddhanta des Ramanuja: ein text zur Indischen Gottesmystik. Mohr Siebeck, 1923. - 177 s.

200. Otto R. Die Lehr-Traktate der Bhagavad-GTtä Mohr, 1935. - 47 s.

201. Otto R. DTpikä des Nivasa : eine indische Heilslehre / aus dem Sanskrit von Rudolf Otto, Breslau. Tübingen: Mohr (Siebeck), 1916. - 84 s.

202. Otto R. Die Urgestalt der Bhagavad-GTta. Mohr, 1934. - 46 s.

203. Otto R Vishnu Narayan. zur indischen Gottesmystik, 1923. - 56 s.

204. Cang Nön Heruka. Zivot Milarepy // Casopis Budhismus Dnes 24, Diamantova cesta. Bily destnik, Praha, cerven 2013. - S. 48-53.

205. Casopis Zahady zivota. Praha, kveten 2013. Yjurveda samhita. Sanskrit eext English translation of R.T.H. Griffith:Delhi. PARIMAL PUBLICATION, 2002. - 82 p.

206. Cerny plasf. Privolani ochrance Cerného plaste. Buddhismus Diamantové cesty linie Karma Kagjü, n.s., 2009. - 16 p.

207. Casopis Budhismus Dnes 21, Diamantova cesta. Bily destnik, Brno, prosinec 2011. - 104 p.

208. Casopis Budhismus Dnes 24, Diamantova cesta. Bily destnik, Praha, cerven 2013. - 116 p.

209. 9. Gjalwy Karmapy Wangchuga Dordzeho. Meditace Darovani mandaly. Preklad: Karma Kamcchang. Diamantové cesty, Brno 2006. - 21 p.

210. Meditace na 8. KARMAPU. Preklad: Hannah Nydahlova. BDC, 2009. Ceska republika. - 21 p.

211. Vajracchedika Prajnäpäramitäsütra. Çraddheya khansera dulaku rinpoche Boudha-6, Kathmandu, 2012. - 49 p.

212. Yajurveda samhita ^dC^fèdl. English Translation of R. T. H. Griffith. DELHI: PARIMAL PUBLICATIONS, 2002. - 524 p.

213. fC"?tTCT^: ïï^f^d. ^Tf^ïï^dTfH^:. tTCTUtft:

o o «V

d^ïïîfr TO, 2003. - 80 q.

214. TCîtft ^cüW«^. ^BTFtdr fe ^TNT. fà^TC: ft^T^ 2007. - 244 q.

215. Pt. Rajnikant Upadhaya. Mudra Vigyan. New Delhi, Diamond Books, 2009. - 326 p.

216. ^ltrf^R" T^T. ^td ^T f^H" clKlui^f: ddWClif TO, 2001. - 256 q.

217. TT^M^cd. ^T^" ttf # ^T f^H" CITlU^I: ddWClif TO, 2003, - 274 q.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.