Буддийская церковь Монголии в XIX - начале XX века как социально-политическая и экономическая основа общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Крайнова Любовь Николаевна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 215
Оглавление диссертации кандидат наук Крайнова Любовь Николаевна
Введение
Глава 1. Особенности подчинения Цинской империи и внутреннее
управление буддийской церкви Монголии в XIX - начале ХХ вв
1.1. Исторические пути подчинения буддийской церкви Монголии Цинской империи: через покровительство к Шабинскому ве- ф домству
1.2. Иерархия буддийской церкви Монголии: влияние на социальный уклад общества
Глава 2. Экономические основы ламаистской церкви
2.1. Шабинары в экономической структуре ламаистской церкви
2.2. Доходы буддийской церкви Монголии как основа материального благосостояния буддийского сословия
Глава 3 Место и роль буддийского духовенства в социально-
культурном развитии Монголии
3.1 Численность и социальная структура буддийского духовенства: основные условия и пути формирования духовного сословия
3.2 Влияние ламаистской церкви на общественную и социально-политическую жизнь в Монголии
3.3 Роль ламаистской церкви Монголии в формировании системы образования, науки и медицины
Заключение
Список источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
История ламаистской церкви в Монголии в конце XVI - начале XX вв. (социально-экономическое исследование)1983 год, доктор исторических наук Пурэвжав, Сундуйн
Государство и бурятская буддийская община в Российской империи XVIII - начала XX в.2015 год, доктор наук Цыремпилов Николай Владимирович
Буддийское духовенство в социально-политической истории Калмыцкого ханства: XVII-XVIII вв.2004 год, кандидат исторических наук Курапов, Андрей Алексеевич
Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг.1998 год, кандидат исторических наук Данзанова, Аюна Аюшеевна
Ламаизм в социокультурном пространстве этноса2002 год, доктор культурологии Дарбакова, Валентина Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Буддийская церковь Монголии в XIX - начале XX века как социально-политическая и экономическая основа общества»
Актуальность темы.
В начале ХХ века буддийская церковь Монголии сыграла большую роль в становлении нового государства. Сохранение государственности, изменение социальной основы общества, сохранение традиционности, культуры, изменение численность наслеления - все эти важные составляющие любого государства зависили от буддийской церкви.
В Монголии на современном этапе развития происходит восстановление храмов, монастырей и религиозных основ буддизма, который играл огромную роль в политической, экономической жизни общества, определял его социальную структуру.
Долгое время историческая наука рассматривала буддизм Монголии как реакционную силу, которая на многие века остановила развитие общества и способствовала покорению монгольского народа Цинской империей.
Однако изменение отношения к религиям в современном обществе требует пересмотра многих ранее изложенных догм и подходов к данной проблеме.
Поэтому изучение истории буддизма Монголии с позиции современных исторических подходов, переосмысление его исторической роли в истории монгольского народа определяет актуальность данного исследования.
Актуальностью данной темы является и то, что в России существуют территории, где буддизм является традиционной религией для населяющих их народов: Калмыкия, Западная и Восточная Сибирь. За годы насаждения атеизма и разрушения религиозных ценностей, были утрачены не только храмы как памятники архитектуры, но и потеряны многие знания, в том числе, и об устройстве и условиях существования буддистов. Поэтому многие исследовательские основы данной работы (в частности, по описаниям административного устройства в монастырях, роли и влияния религии на общество) являются актуальным материалом, не смотря на то, что опираются на не-
большое количество источников, так как попытки реконструировать иерархию монастырей до сего момента не происходило.
Историография темы.
Изучение буддийской церкви Монголии в XIX в. можно поделить на два крупных периода, которые отличаются друг от друга по целям исследований, причинам и методам: это период с начала XIX в. до 1845 г. - до основания Русского Географического Общества и его отделения ВСОРГО1 в 1851 г. в Иркутске.
Обращаясь к вопросу об особенностях изучения северного буддизма-ламаизма до образования РГО и ВСОРГО, необходимо выяснить, с какими задачами это было связано, и кто этим занимался.
Первенство в изучении северного буддизма-ламаизма в первой XIX в. принадлежит русским православным священникам: Н.Я. Бичурину, Нилу, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, В.В. Миротворцеву, иеромонаху Мелетию (М.К. Якимову), а впоследствии епископу Якутскому.
Кроме того, стоит отметить малоизвестные работы А.В. Игумнова. Интересные материалы по буддизму-ламаизму содержатся в работах крупного ученого-синолога В.П. Васильева.
С какими же причинами и проблемами было связано начало изучения буддизма?
Буддизм начал проникать на территорию Восточной Сибири в российской части в конце XVI - начала XVII веков. Он распространялся среди местного населения в Восточной Сибири, на Алтае. Это обусловило необходимость изучения буддизма, его основ, особенностей для урегулирования отношений с местным населением. Кроме того, стоит отметить, что формирование института хутухт на территории северной Монголии оказывало сильное влияние на местное население. Многие ламаисты Восточной Сибири, принимая монашеские обеты, стремились получить образование в монасты-
1 Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества отмечает 160 лет [Электронный ресурс] // Русское географическое общество : [сайт]. 2011. 29 нояб. URL: http://www.rgo.ru/2011/11/vostochno-sibirskoe-otdelenie-russkogo-geograficheskogo-obshhestva-otmechaet-160-letie (дата обращения: 01.12.2011).
рях Тибета и Монголии. С одной стороны, это положительно влияло на рост образованности среди местного населения и повышало уровень культуры. С другой стороны, это могло отразиться на геополитическом влиянии российского государства и политике российского правительства по отношению к местному населению и соседним государствам. Об этой проблеме явно свидетельствуют сообщения иркутских чиновников: «в связи с наблюдающимся в пределах Монголии и Иркутской губернии стремление монгольских рас к осуществлению возникшей между ними идеи культурного панманголизма»2.
Дело в том, что отношения ламаистов Восточной Сибири с буддистами Монголии мог привести к тому, что эта территория вполне могла быть отторгнута цинскими властями под предлогом подчинения буддистов одному религиозному центру.
После установления границы с Китаем в 1727 г. начался процесс отделения российских ламаистов от религиозных центров Монголии и Тибета. Так, например, в инструкции графа Саввы Рагузинского пограничной страже от 1728 г. было предписано: «Лам заграничных, чужих подданных, в улусы к себе ясачным инородцам не пропускать и довольствоваться теми ламами, которые после разграничения с Китаем остались на Российской стороне. Для того: 1) дабы российских подданных пожитки не чужим, но своим доставались и 2) как между ламами не без обманщиков бывает, то чтобы шаманством и прочим непорядком простых людей не грабили»3.
Таким образом, перед Россией встала проблема сохранения добрососедских отношений с Китаем при отграничении влияния на местное население буддизма Монголии, которая являлась частью Цинской империи. Несомненно, что проблема эта была довольно серьезной, о чем в одной из своих исследований пишет И.А. Аруманов: «Россия в ХУШ в. была заинтересована в добрососедских отношениях с великим Южным соседом. Именно в силу этого особым уложением пресекались все несанкционированные зарубежные
2 Дело об увольнении в отпуск разных лиц ламайского духовенства // ОГУ ГАИО. Ф. 25 (Канцелярия Иркутского Генерал-губернатора). Оп. 10. Ед. хр. 223. Картон 995. Л. 64.
3 Вашкевич В. Ламаиты Восточной Сибири // Буддийский мир глазами российских исследователей XIX -первой трети XX века / Т. В. Ермакова. СПб., 1998. С. 30
связи ламства с тибетской иерархией, находящейся в оппозиции к правящей в Поднебесной маньчжурской династии. Ламаистская церковь Монголии и Китая контролировалась правительством Китая, религиозная политика которого была одним из средств подчинения некитайского населения. Поэтому, для упрочнения позиций России в Забайкалье и, соответственно, на Дальнем Востоке, следовало установить контроль над зарубежными связями бурят. Решение этой задачи виделось в учреждении основ автокефалии, т. е. самостоятельного управления вероисповедными делами ламаистов Забайкалья, являющегося «воротами» России в Центральной Азии»4.
Основная задача политики Российской империи состояла в том, чтобы, не нарушая религиозных прав местного населения, ограничить влияние буддийской церкви. Для этой цели необходимо было издать ряд законов управления местным населением, а в связи с этим нужно было изучить особенности северного буддизма. Первыми исследователями буддизма в Восточной Сибири можно смело назвать православных русских миссионеров. Именно у них мы получаем первые сведения о буддистах, устройстве иерархии ламаистской церкви.
К первым исследователям-миссионерам данной темы, несомненно, относится Н.Я. Бичурин - Архимандрит Иакинф - глава Девятой духовной русской православной миссии в Китае. Его дневники, исследования представляют огромный интерес в изучении данной темы.
Неоценимый вклад в изучение северного буддизма внес архиепископ Нил Ярославский и Ростовский (1799-1874). Занимаясь миссионерской деятельностью в Иркутской епархии, он организовал множество миссионерских станов, поощрял строительство церквей, переводил на местные диалекты богослужебные книги, тексты Писания. Его миссионерская деятельность во многом была успешной благодаря глубокому изучению им местных религий, в первую очередь буддизма, который был распространен среди многочислен-
4 Аруманов И. А. Институционализация буддизма в контексте принципа государственного этатизма вероисповедной политики России // Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII - начала ХХ века : сб. материалов регион. науч. конф. Новосибирск, 2007. С. 136-142
ных народов Юго-Восточной Сибири. Он стал одним из первых специалистов по буддизму и религиозным верованиям бурят. Стоит отметить тот факт, что деятельность Нила во многом способствовала урегулированию отношений русских светских властей с местным населением и многие его исследования и рекомендации впоследствии легли в основу «Положение о ламаистах Восточной Сибири» 1853 г.
Еще один представитель православного иркутского духовенства В.В. Миротворцев. Он был родом из Сибири, после окончания Иркутской семинарии, закончил в Петербурге высшее отделение семинарии, изучал монгольский язык. В 1863 г. В.В. Миротворцев сдал экзамены в университете по монгольскому и калмыцкому языкам и по окончании академического курса был направлен в Казанскую академию преподавателем. В.В. Миротворцев, стал специалистом по монголоведению, восстановив специальное «противо-буддийское отделение», а так же принимал активное участие в комиссии по переводу книг для ведения православных служб на языки инородцев. Им было подготовлено магистерское сочинение «Изложение и критический разбор основных начал буддизма»5 и выпущены «Материалы для истории Пекинской духовной мисии»6.
Забайкальский миссионер, иеромонах Мелетий (М.К. Якимов), а впоследствии епископ Якутский, в результате многолетних исследовательских трудов издал в 1891 г. книгу «Православие и устройство церковных дел в Даурии, Монголии, Китае в ХУП-ХУШ столетиях» , в которой уделяется большое внимание взаимоотношениям православной и ламаистской церкви в Забайкалье8.
Стоит отметить тот факт, что в православных духовных семинариях уделяли особое внимание подготовке миссионеров в районы, населенные
5 Миротворцев В. В. Изложение и критический разбор основных начал буддизма // Православный Собеседник. 1873. № 9 ; № 11 ; 1874. № 3 ; № 10
6 Миротворцев В. В. Материалы для истории Пекинской духовной миссии // Православный Собеседник. 1888. № 10.
7 Мелетий «Православие и устройство церковных дел в Даурии, Монголии, Китае», Рязань, 1901 г.
8 Кузьмин Ю. В., Свинин В. В. История изучения Монголии в Иркутске. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. С. 21-22
буддистами. Так, например, в Казанской духовной академии с 1884 года существовал особое противобуддийское или монгольское отделение9.
В программу обучения и подготовки специалистов входили история ламаистской церкви, этнография народов России и приграничных с ней государств, исповедующих буддизм, монгольский язык с его наречиями10.
На данное отделение зачислялись студенты только с одобрения Совета Академии. При этом они освобождались от изучения общеизвестных предметов академических программ. Интересен тот факт, что семинаристы, обучающиеся на этом отделении, даже освобождались от соблюдения постов, так как считалось, что изучение монгольского языка и его наречий, является особо тяжелой работой11.
Однако нужно заметить, что подобные отделения стали появляться в духовных семинариях и академиях уже во второй половине XIX - начале ХХ в. До этого очень сложно вообще было организовать обучение по этому направлению, так как отсутствовали специалисты, которые могли бы заняться данной образовательной деятельностью.
К этому же периоду относятся ценные и малоизученные работы выдающегося монголиста начала XIX века - А.В. Игумнова. Его исследования посвящены быту, языку, традициям, обычаем бурят, могол, проживающих на территории Восточной Сибири, описываются особенности буддизма. К сожалению, многие документы А.В. Игумнова не опубликованы до сих пор и мало известны ученым, чьи исследования связаны с традициями народов Восточной Сибири и Монголии.
Крупным исследованием этого периода является книга В.П.Васильева «Буддизм, его догматы, история и литература»12.
В это период, как сказано выше, был написан ряд ценных работ по буддизму, которые явились основополагающими исследованиями в этой об-
9 Краткий отчет о преподавании восточных языков в Российской империи до 1909 г. // ОГКУ ГАИО. Ф. 25. Оп. 30. Картон 1395. Д. 68.
10 Там же.
11 Там же.
12 Васильев В.П. буддизм, его догматы, история и литература: Общее обозрение. Ч.1. Спб. : тип. Имп. Акад. наук, 1857. - 368 с.
ласти. Однако они носили разрозненный, бессистемный характер, и говорить о систематическом научном интересе к данной проблеме сложно. Тем не менее, стоит еще раз обратить внимание на тот факт, что именно благодаря исследованиям и научным трудам этого времени появляется столь важный для данного региона документ - «Положение о Буддистах Восточной Сибири.
13
1853 г.» . Он регламентировал устройство и управление делами буддистов на данной территории.
После образования Русского географического общества исследования Центральной Азии приобрели систематический характер. Этот период привнес не только в Российскую, но и мировую науку новые знания об этой территории. Были совершены важнейшие научные открытия, которые по своей значимости вполне можно сопоставить с открытием новых материков, и первопроходцами в этом были именно русские ученые, вклад которых в миро-
С момента создания русского географического общества и его отделения в Восточной Сибири изучение Монголии и Центральной Азии стало носить систематический плановый характер: выделялись средства на экспедиции, в которые входили специалисты, такие как топографы, зоологи, биологи. По результатам поездок члены экспедиций публиковали отчеты, дневники и результаты научных исследований. Во время экспедиций они вели наблюдения с использованием специальной техники, дневники и систематические записи. В этот период были осуществлены крупные экспедиции Г.Н. Потанина в северо-западную Монголию в 1876-1877 гг. и в 1879 г.; три экспедиции Н.М. Пржевальского в 1870-1873, 1876-1877, 1879-1881; А.М. Позднеева в 1876 г. и в 1892 г., экспедиции П.К. Козлова (1889-1901, 1907-1909, 1923-1926 гг), В.А. Обручаева (1892-1894 гг.), Г.Е. Грумм-Гржимайло (1903-1905 гг.).
13 Положение о Буддистах Восточной Сибири // ОГКУ ГАИО. Ф. 25 (Канцелярия Иркутского Генерал-губернатора). Оп. 30. Картон 1395. Ед. хр. 41
Это был прорыв не только в отечественной географической науке, но и был внесен колоссальный вклад в общемировую науку. Исследований подобного рода не проводились до данного периода на территории Центральной Азии в таком масштабе вообще. За вторую половину XIX в. это территория была описана, сделаны съемки местности, нанесены на карты хребты, горы, реки, озера. Описаны новые животные, птицы, растения которые были неизвестны науке. Собраны бесценные материалы по этнографии, лингвистике, культуре, религии местных народов. Не все эти экспедиции имели целью изучение исторических, культурных или религиозных особенностей местных народов, конечно нет. Многие из руководителей экспедиций -Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов были военными людьми, и целью их экспедиций было не только исследование местности, но и ознакомление с политической ситуацией и возможностью влияния на нее России. В XIX в. между Россией и Англией на территории Центральной Азии - Китая, Монголии, Тибета «...соперничество разворачивалось как военное, так и научное. Р. Киплинг назвал это «большой игрой»»14 Возможно, именно этим можно объяснить заинтересованность российского правительства в изучении данной территории и снаряжение такого количества экспедиций. Во всех дневниках исследований этого периода имеются сведения о северном буддизме - ламаизме, как об одной из особенностей и основе монгольского общества, содержащие в себе уникальные сведения, об отношениях между буддистской церковью и Пекинским двором, описание жизни храмов, монастырей, их уклад, особенностей хозяйственного развития, влиянии на культуру, социальную структуру общества.
Довольно большое количество дневников путешествий, исследовательских работ являются ценным материалом по истории северного буддизма. Ценность этих исследований состоит в том, описания храмов, обрядов, хозяйства, экономики указанных в исследованиях являются источником совре-
14 Кравклис Н. Николай Пржевальский - гениальный разведчик [Электронный ресурс] // Смоленская газета : [сайт]. 2010. 10 авг. URL: http://www.smolgazeta.ru/history/4415-nikolaj-przhevalskij-genialnyj-razvedchik.html (дата обращения: 22.04.13).
менников данного периода, материалы которых позволяют реконструировать особенности ламаистской церкви Монголии в конце XIX - начала ХХ в.
Большой вклад в изучение Монголии внесли исследователи Иркутска, которые работали в Восточно-Сибирском отделении РГО: Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, Д.А. Клеменц. Отдел поддерживал связи с ламами Восточной Сибири, занимался сбором предметов культа, организовывал экспедиции, выставки. Буддийская коллекция ВСОРГО по будд
И.А. Подгорбунский (1862-1913) - крупный религиозный деятель, преподаватель миссионерских предметов Иркутской духовной семинарии, преподаватель монгольского и бурятского языков, исследователь шаманизма, буддизма, фольклора монгольских народов. И.А. Подгорбунский проявлял большой интерес к буддизму, о чем свидетельствуют его работы: «Высшие блага и пути к ним по учению буддизма и христианства» (1891 г.), «Материалы для характеристики ламской астрологии» (1893 г.), «Воззрение буддийской священной литературы на женщину» (1893 г.)16. В областном архиве Иркутска хранится книга И.А. Подгорбунского «Буддизм, его история и ос-
17
новные положения его учения» , представляющая большой научный интерес по истории буддизма.
Важно отметить большой вклад в развитие русско-монгольских отношений политика и дипломата Я.П. Шишмарева, который около 50 лет был консулом в Монголии. «Вероятно, это единственный случай в дипломатической практике, когда один человек в одной и той же стране почти 50 лет со-
18
стоял в должности консула» . Я.П.Шишмарев не оставил такого количества работ по буддизму Монголии, как, например, А.М. Позднеев или
15 Полякова И.В. Деятельность ВСОРГО по изучению буддизма // Россия и Восток: взгляд из Сибири. - Иркутск, 1998. - Т.1. - С.30-32
16 Кузьмин Ю. В., Свинин В. В. Указ. соч.
17 Подгорбунский И. А. Буддизм, его история и основные положения его учения. Иркутск : Тип. А. А. Сизых, 1900. Вып. 1/2. 510 с.
18 Шишмарев Я. П. Русский консул в Монголии : отчет Я. П. Шишмарева о 25-летней деятельности Ургин-ского консульства / сост., вступ. ст., примеч. Н. Е. Единарховой. Иркутск : Оттиск, 2001. 119 с.
ется самой богатой в мире15.
Выдающимся исследователем буддизма
Г.Н. Потанин, однако, несколько его работ, которые были опубликованы в издательстве ВСРГО, представляют для исследователей интересный материал по некоторым историческим вопросам, таким как, например, устройству Шабинского ведомства и тех податей, которые они платили. Самой глубокой и ценной работой по данному вопросу здесь можно назвать «Сведения о Дарханах-Урянхаях владычества Ургинского Хутухты»19.
Стоит отметить тот факт, что в России в XIX в. существовала сеть учебных заведений, в которых изучались необходимые восточные языки, в том числе и монгольский.
Монгольский язык изучался в некоторых учебных заведениях Восточной Сибири, где знание его было весьма актуально: ведение торговли с монгольскими купцами, урегулирование отношений с местным населением и родственные связи многих аборигенов с монголами в приграничных районах, которое в большинстве своем не владело русским языком, исповедование буддизма местным населением. Все это делало необходимым владением монгольским языком в данном регионе и наличие переводчиков и «толмачей». Его изучали в учительских семинариях, в духовных семинариях, в специальных учебных заведениях для подготовки толмачей и переводчиков, в высших учебных заведениях. Одним из центров в изучении монгольского
языка являлась Иркутская духовная семинария. В ней преподавали известные
20
специалисты в области монгольского и бурятского языков20. Подготовка специалистов во многих учебных заведениях шла на очень высоком уровне. Так, например, в Восточном институте во Владивостоке в обязательную программу обучения кроме языковой подготовки шло изучение таких предметов как обзор политического устройства и экономического строя Монголии, «с выяснением значения для него ламаизма и обзор торгово-промышленной деятель-
19 Шишмарев Я. П. Сведения о Дарханах-Урянхаях владычества Ургинского Хутухты // ОГКУ ГАИО. Ф. 293. Оп. 1 Ед. хр. 503.
20 Лиштованный Е.И. Монголия в истории Восточной Сибири. [Электронный ресурс]. Земля Байкала URL: http://sea.irk.ru/prepodavanie_mongolskogo_yazyika_v_sisteme_pravoslavnoy_tserkvi_1.html (Дата обращения: 14.04.13)
ности этой страны» . Кроме того, большое внимание уделялось непосредственно самой языковой практике обучающихся. В каникулярное время, для усовершенствования языка и практического ознакомления со странами Востока «по усмотрению конференции института», студенты командировались за границу, «на каковой предмет ежегодно отпускается из казны по 3.500 руб.»22. Причем такая возможность, посещать страну изучаемого языка, в течение трех лет предоставлялась каждому студенту.
Следующий период изучения монгольского буддизма-ламаизма начинается с 1911 г. - с момента освобождения от власти Цинской империи и установления теократической монархии на территории Монголии.
Историография данного исследования представлена тремя периодами: дореволюционный период, советский и современной историографии.
Дореволюционный период представлен совсем небольшим отрезком времени: с 1911 г. - с момента провозглашения теократической монархии в Монголии и до революционных событий в России.
Не смотря на объективные проблемы, которые складываются в России в связи с политическими событиями в начале ХХ в., тем не менее, русские исследователи продолжают организовывать экспедиции в Монголию. Однако, как отмечает Е.И. Лиштованный, большой проблемой было то, что исследователи по большей части не являлись профессиональными востоковедами и «сами исследователи монгольских языков не знали. В этом отношении ситуация претерпевает значительные изменения, когда в сибирском монголоведении появляются специалисты, прошедшие петербургскую востоковедную школу. В первую очередь мы ведем речь об известных бурятских ученых Б.Б. Барадине, Г.Ц. Цыбикове и Ц.Ж. Жамцарано»23
21 Краткий отчет о преподавании восточных языков в Российской империи до 1909 г. // ОГКУ ГАИО. Ф. 25. Оп. 30. Картон 1395. Д. 68.
22 Там же.
23 Лиштованный Е.И. Монголия в истории Восточной Сибири. [Электронный ресурс]. Земля Байкала URL: http://sea.irk.ru/prepodavanie_mongolskogo_yazyika_v_sisteme_pravoslavnoy_tserkvi_1.html (Дата обращения: 14.04.13)
В этот период выходит в свет не очень много работ по истории буддизма. В основном это работы, основанные на материалах экспедиций, совершенных в начале ХХ в. до указанных событий.
Среди этих работ можно отметить несколько. Прежде всего, это исследования выдающегося историка В.Л. Котвича, который в 1912 г. совершил первую поездку в Монголию, при поддержке и инициативе со стороны бурятской интеллигенции, работающей в Монголии в начале ХХ в. -Ц.Ж. Жамцарано и Б.Б. Барадина. После этой поездки в свет выходит его первая книга «Обзор истории и современного политического положения Монголии»24, в которой он уделяет внимание некоторым вопросам устройства шабинского ведомства.
Большое место роли буддизма в жизни монгольского общества, монастырей, хутухт уделено в книге П.А. Бобрик «Монголия. Очерк торгово-промышленного и административного быта»25. Говоря о том, какую роль сыграл буддизм в жизни монгольского государства, он пишет: «в ... быстром упадке могущества монголов сыграл большую роль буддизм, проникший в Монголию во второй половине XVII столетия»26, при этом он называет буддизм в руках китайских политиков «могущественным орудием, уничтожаю-
27
щим активные духовные силы народа»27
Такая же, как и у П.А. Бобрик, оценка буддизма дается и в книге Б.А. Пестовского (Б.А. П-ш) «Современная Монголия»: «Мудрая политика Пекинского Кабинета старалась всячески ослабить дикую воинственность кочевого народа, сея раздоры между князьями и прививая в стране буддизм, смягчавший своим учением дикие нравы. Развивавшаяся с течением времени здесь ламайская секта делала негодными для войны целую треть мужского
24 Вл. Котвич. Краткий обзор истории и современного политического положения Монголии. СПб. : 1914 г. 44 с.
25 Бобрик П. А. Монголия : очерк торгово-промышленного и административного быта : (Поездка в Монголию в 1913 г.). Владивосток : Типо-цинкография газ. «Далекая окраина», 1914. [6], 70 с., 5 л. ил.
26 Там же. С. 26
27 Там же С. 34
населения, поступавшего в ламы и дававшего обет безбрачия. Этим же путем
28
уменьшалась рождаемость»28.
Подобной точки зрения придерживались не все исследователи этого периода. В. Томилин отмечает, что именно буддизм служил той объединяющей силой, которая способствовала сохранению монгол, как народа, и объединил их в борьбе против маньчжур: «крепкий дух общей всеми религии и влияние ламайского духовенства неизменно служили твердой связью между разбросанными в бесконечных степях кочевьями и пробудили тот взрыв единодушного национализма, который объединил решительно всю Монго-
29
лию»29.
После октябрьского переворота восточный вопрос в политике нового Советского государства стоял остро. Нужно было заново выстраивать отношения с соседними государствами, и в этой обстановке важно было обзавестись добрососедскими отношениями. Естественно, что в условиях гражданской войны, восстановления экономики, уделять этому вопросу достаточно внимания правительству не удавалось, а снаряжать большое количество экспедиций в Монголию было экономически сложно. Тем не менее, уже в первые годы после революции в свет выходит несколько трудов, посвященных исследованию Монголии. Назвать данных специалистов приемниками марксистско-ленинской школы, как того предписывала советская историография, довольно сложно, так как многие крупные ученые этого времени получили образование еще в царской России и учились у выдающихся ученых начала ХХ века.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Духовные связи российских буддистов с Тибетом в конце XIX-начале XX вв.2007 год, кандидат исторических наук Павлов, Павел Александрович
Ламаистская церковь в Калмыкии в 1917-1943 гг.1999 год, кандидат исторических наук Басхаев, Арлтан Николаевич
История Буддийской церкви в Бурятии: 1945-2000 гг.2005 год, кандидат исторических наук Чимитдоржин, Дугбима Гомбоевна
Распространение ламаизма на территории Алтае-Саянского региона: конец XIX - первая треть XX вв.2011 год, кандидат исторических наук Насонов, Александр Александрович
Формирование и специфика воплощения буддийского художественного канона в скульптуре Монголии2010 год, кандидат искусствоведения Антипова, Елена Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Крайнова Любовь Николаевна, 2015 год
Источники и литература Неопубликованные (архивные) материалы
1. Барадийн Б. Б. Амдо-Монголия : дневник путешествия буддийского паломника-бурята по Халха-Монголии / Б. Б. Барадийн // ИВР РАН. Разряд 1 (Монголия, Тибет). Ф. 87. Оп. 1. Ед. хр. 1.
2. Бутин Н. Исторический очерк сношений русских с Китаем и описание границы Нерчинского округа / Н. Бутин, М. Бутин // ИГКУ ИОГА. Ф. 293. Оп. 1. Ед. хр. 565.
3. Васильев В. П. Записка об отношениях буддийского духовенства к мирянам и гражданской власти / В. П. Васильев // ОГКУ ГАИО. Ф. 24 (Главное Управление Восточной Сибири). Оп. 9. Ед. хр. 32. Картон 1735. Л. 4-18 (Дело по отношению Министра Внутренних Дел с препровождением двух проектов Профессоров Попова и Васильева об устройстве Ламайского ду-
4. Выписка из записки г. профессора Попова по предметам относящимся до Калмыцкого духовенства // ОГУ ГАИО. Ф. 24 (Главное Управление Восточной Сибири). Оп. 9. Ед. хр. 32. Картон 1735. Л. 19-25 (Дело по отношению Министра Внутренних Дел с препровождением двух проектов Профессоров Попова и Васильева об устройстве Ламайского духовенства).
5. Дело о разрешении пропуска через границу лекарственных растений для тибетской медицины в пределы Российской Империи // ОГУ ГАИО. Ф. 25 (Канцелярия Иркутского Генерал-губернатора). Оп. 10. Ед. хр. 350. Картон 1000.
6. Дело об увольнении в отпуск разных лиц ламайского духовенства // ОГУ ГАИО. Ф. 25 (Канцелярия Иркутского Генерал-губернатора). Оп. 10. Ед. хр. 223. Картон 995.
7. Добромыслов А. Буддизм-ламаизм / А. Добромыслов // ОГУ ГАИО. Ф. 293 (Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества). Оп. 1. Связки [Коробки] 42. Ед. хр. 812.
ева об ус 1/>
ховенства).
8. Игумнов А. В. Вопросы о Ламайской вере, предложенной Хамбе Ламе : в Верхнеудинске, 5 марта 1820 г. / А. В. Игумнов // Архив Востоковедов Института восточных рукописей РАН. Разряд 1 (Монголия, Тибет). Оп. 3. Ед. хр. 27.
9. Краткий отчет о преподавании восточных языков в Российской империи до 1909 г. // ОГКУ ГАИО. Ф. 25. Оп. 30. Картон 1395. Д. 68.
10. Липинский В. О. О ходе беспорядков в Северной Монголии в 1870 г. / В. О. Липинский // ОГКУ ГАИО. Ф. 293 (ВСРГО). Оп. 1. Ед. хр. 508. Л. 61.
11. Материалы экспедиции Витте // Архив Востоковедов Института восточных рукописей РАН. Разряд 1 (Монголия, Тибет). Ф. 87. Оп. 3. Ед. хр. 5/5. Партия № 4 (Коричневая папка). Период 1915 г. Форма 15. 710 с.
12. Позднеев А. М. Краткий очерк исследования законов о праве собственности, наследстве, о добросовестном владении и т. д. : (заметки, судебные решения и комментарии) / А. М. Позднеев // Архив Востоковедов Института восточных рукописей РАН. Ф. 44. Ед. хр. 200.
13. Позднеев А. М. Очерк современных порядков управления Монголией / А. М. Позднеев // Архив Востоковедов Института восточных рукописей РАН. Ф. 44 (А. М. Позднеев). Оп. 1. Ед. хр. 28.
14. Положение о Буддистах Восточной Сибири // ОГКУ ГАИО. Ф. 25 (Канцелярия Иркутского Генерал-губернатора). Оп. 30. Картон 1395. Ед. хр. 41.
15. Шишмарев Я. П. Сведения о Дарханах-Урянхаях владычества Ургинско-го Хутухты / Я. П. Шишмарев // ОГКУ ГАИО. Ф. 293. Оп. 1. Ед. хр. 503.
Законодательные и нормативные документы 16. Восемнадцать степных законов [Электронный ресурс] // Восточная литература : средневековые исторические источники Востока и Запада : [сайт] / текст: А. Д. Насилов ; сетевая версия: ТЫetmar. - Санкт-Петербург, 2007.
- Режим доступа:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/18_stepnych_zakonov/vved. phtml?id=4422 (дата обращения: 05.07.2012).
17. Голстунский К. Ф. Монголо-ойратские законы 1640 г., дополнительные указы Галдан-хунтайджи и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондукдаши : калмыц. текст с рус. пер. и примеч. / К. Ф. Голстунский. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1880. - 143 с.
18. Липовцев С. В. Уложение палаты Внешних сношений : в 2 т. / С. В. ф Липовцев. - Санкт-Петербург : Тип. Департамента народ. просвещения, 1828. - 2 т.
19. Т. 1. 326 с.
20. Т. 2. 319 с.
21. Монгольское уложение [Электронный ресурс] = Цааджин бичиг : [16271694] // Восточная литература : средневековые исторические источники Востока и Запада : [сайт] / текст: С. Д. Дылыков ; сетевая версия: Thietmar.
- Санкт-Петербург, 2006. - Режим доступа:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Mong_ulozenie/pred.phtml?i d=4426 (дата обращения: 05.07.2012).
22. Пратимокша-сутра, буддийский служебник / изд., пер. [с санскрита] И. П. Минаева. - Санкт-Петербург : Тип. Императ. Акад. наук, 1869. - 179 с.
- Прил. к XVI т. Записок Императ. Акад. наук.
23. Халха Джирум [Электронный ресурс] // Восточная литература : средневековые исторические источники Востока и Запада : [сайт] / текст: Ц. Ж. Жамцарано, С. Д. Дылыков ; сетевая версия: Thietmar. - Санкт-Петербург, 2005. - Режим доступа:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Chalcha_Girum/frametext2. htm (дата обращения: 04.02.1012).
24. Халха Джирум : памятник монгольского феодального права XVIII в. / свод. текст и пер. [с монг.] Ц. Ж. Жамцарано. - Москва : Наука, Глав. ред. Вост. лит., 1965. - 340 с.
Дневники, мемуары, письма
25. Бичурин Н. Я. Записки о Монголии : в 2 т. / Н. Я. Бичурин. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Крайя, 1828. - Т. 1. - 231 с.
26. Бичурин Н. Я. Записки о Монголии : в 2 т. / Н. Я. Бичурин. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Крайя, 1828. - Т. 2. - 341 с.
27. Бичурин Н. Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени / Н. Я. Бичурин. - Санкт-Петербург : Тип. Мед. департамента М-ва внутр. дел, 1834. - [4], 265 с., 1 вкл. л. карт.
28. Бичурин Н. Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии [Электронный ресурс] / Н. Я. Бичурин // Восточная литература : средневековые исторические источники Востока и Запада : [сайт] / текст: К. М. Тертиц-кий ; сетевая версия: ТЫetmar. - 2009. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Kit_grazd_nravst_sost /text1.htm (дата обращения: 14.08.2012).
29. Бичурин Н. Я. Китай, его жители, обычаи, нравы, просвещение [Электронный ресурс] / Н. Я. Бичурин // Восточная литература : средневековые исторические источники Востока и Запада : [сайт] / сетевая версия: Тhietmar. - 2012. - Режим доступа:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Kit_ziteli/text 1 .htm (дата обращения: 20.11.2013).
30. Бичурин Н. Я. Статистическое описание Китайского государства [Электронный ресурс] / Н. Я. Бичурин // Восточная литература : средневековые исторические источники Востока и Запада : [сайт] / текст: К. М. Тертиц-кий ; сетевая версия: Тhietmar. - 2009. - Режим доступа:
http: //www.vo stlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Kit_stat/text2. htm (дата обращения: 20.04.2012).
31. Бобрик П. А. Монголия : очерк торгово-промышленного и административного быта : (Поездка в Монголию в 1913 г.) / П. А. Бобрик. - Владивосток : Типо-цинкография газ. «Далекая окраина», 1914. - [6], 70 с., 5 л. ил.
32. Боголепов М. И. Очерки русско-монгольской торговли : экспедиция в Монголию 1910 г. / М. И. Боголепов, М. Н. Соболев. - Томск : Типолитография Сиб. товарищества печат. дела, 1911. - [2], VIII, 498 с., [12] л. ил., карт.
33. Бурдуков А.В. В старой и новой Монголии. / А. Бурдуков - М. : Наука, 1969 - 419 с.
34. Бутин Н. Исторический очерк сношения русских с Китаем и описание пути с границы Нерчинского округа в Тяньцзинь / Н. Бутин, М. Бутин // Изв. ВСОРГО. - Иркутск, 1870. - Т. 1, № 4/5. - С. 77-89 ; 1871. - Т. 1, № 4/5. - С. 85 ; Т. 2, № 1/2. - С. 9-30.
35. Васильев В. П. Выписки из дневника, веденного в Пекине [Электронный ресурс] : [1840-1850] / В. П. Васильев // Восточная литература : средневековые исторические источники Востока и Запада : [сайт] / сетевая версия: Thietmar. - 2007. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIX/1840-
1860/Vasilj ev_V_P/dnevnik_pekin_1. htm (дата обращения: 17.12.11.).
36. Витте П. А. [Письмо] П. А. Витте - И. М. Майскому [Электронный ресурс] : Ново-Николаевск, 20 июля 1922 г. // Документы ХХ века. Всемирная история в Интернете : [сайт]. - Режим доступа: http://doc20vek.ru/node/2088 (дата обращения: 15.07.13).
37. Гюк Э. Р. Путешествие через Монголию в Тибет к столице тале-ламы / Э. Р. Гюк, Ж. Габэ. - Москва : К. С. Генрих, 1866. - 324 с.
38. Дуброва Я. П. Поездка в Монголию в 1883 году / Я. П. Дуброва // Изв. ВСОРГО. 1886. - Т. XV, № 1/2. - С. 1-92 ; № 5/6. - С. 1-43 ; Т. XVI, № 1/2. - С. 24-237.
39. Ковалевский О. Монгольская хрестоматия : в 2 т. / О. Ковалевский. -Казань : Казан. ун-т, 1838. - Т. 1. - 591 с.
40. Козлов П. К. Дневники Монголо-Тибетской экспедиции, 1923-1926 / П. К. Козлов. - Санкт-Петербург : Наука, 2003. - 1039 с. : портр.
41. Козлов П. К. Монголия и Амдо и мертвый город Хара-хото [Электронный ресурс] / П. К. Козлов // ЫЬ.ги/классика : [сайт]. - Режим доступа: http://az.lib.rU/k/kozlow_p_k/text_0160.shtml (дата обращения: 06.07.11).
42. Козлов П. К. Монголия и Кам : тр. экспедиции Императ. Рус. Геогр. О-ва, совершенной в 1899-1901 гг. под рук. П. К. Козлова. В 2 т. Т. 1 / П. К. Козлов. - Санкт-Петербург : Типо-литография «Герольд», 1905. - Ч. 1 : По Монголии до границ Тибета. - 260 с. : ил.
43. Козлов П. К. Путешествие в Монголию (1923-1926) [Электронный ресур ЫЬ.ги/классика : [сайт]. - Режим доступа:
http://az.lib.rU/k/kozlow_p_k/text_0140.shtml (дата обращения: 06.07.11).
44. Миротворцев В. В. Изложение и критический разбор основных начал буддизма / В. В. Миротворцев // Православный Собеседник. - 1873. - № 9 ; № 11 ; 1874. - № 3 ; № 10.
45. Миротворцев В. В. Материалы для истории Пекинской духовной миссии / В. В. Миротворцев // Православный Собеседник. - 1888. - № 10.
46. Нил (Исакович Н. Ф.; архиеп. яросл.; 1799-1874). Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. -Санкт-Петербург : Тип. Григория Трусова, 1858. - 386 с.
47. Нил, архиепископ Ярославский. Буддизм, разсматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири [Электронный ресурс] : [информ. о кн. Н. Ф. Исаковича, изд. в 1858 г.] // Русский библиофил : магазин антиквар. кн. : [сайт]. - Режим доступа:
http://www.rusbibliophile.ru/Book/Nil_arhiepiskop_Yaroslavskij_(дата обращения: 19.04.2013).
48. Певцов М. В. Путешествия по Китаю и Монголии [Электронный ресурс] / М. В. Певцов // ЬЛ.га/классика : [сайт]. - Режим доступа: http://az.lib.rU/p/pewcow_m_w/text_0020.shtml (дата обращения: 06.07.11).
49. Позднеев А. М. Монголия и Монголы : результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892-1893 гг. Т. 1. Дневник и маршрут 1892 г. / А. М. Позднеев, П. П. Семенов-Тян-Шанский ; Императ. рус. геогр. о-во. -
Санкт-Петербург : Тип. Императ. Акад. наук, 1896. - XXX, 697 с., 1 л. портр. : ил.
50. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу / А. М. Позднеев. - Репр. воспроизведение изд. 1887 г. - Элиста : Калмыц. кн. изд-во, 1993. - 496 с.
51. Позднеев А. М. Ургинские хутухты : ист. очерк их прошлого и соврем. быта / А. М. Позднеев. - Санкт-Петербург : Тип. бр. Пантелеевых, 1880. -84 с.
52. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии : результаты путешествия, исполненного в 1876-1877 гг. по поручению Императ. Рус. Геогр. О-ва чл.-сотрудником оного Г. Н. Потаниным. Вып. 1-4 / Г. Н. Потанин. -Санкт-Петербург : Тип. В. Безобразова и К°, 1881-1883. - 4 т.
53. Потанина А. В. Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Китаю / А. В. Потанина. - Москва : Географ. отд-ние Императ. о-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1895. - ХLП, 296, [5] л. табл.
: ил.
54. Пржевальский Н. М. Путешествие в Уссурийском крае. Монголия и страна тангутов / Н. М. Пржевальский. - Москва : Дрофа, 2008. - 766, [2] с. : ил. - (Библиотека путешествий).
55. Ровинский П. А. Мои странствования по Монголии (1871 г.) [Электронный ресурс] / П. А. Ровинский // Восточная литература : средневековые исторические источники Востока и Запада : [сайт] / сетевая версия: Тhietmar. - 2011. - Режим доступа:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Rovinskij_P_A/text1.phtml? 1ё=8086 (дата обращения: 29.11.2012).
56. Свечников А. П. Русские в Монголии : (наблюдения и выводы) : сб. работ относительно Монголии (Халхи) / А. П. Свечников. - Санкт-Петербург : Типо-литогр. "Энергия", 1912. - 150, [12] с., 1 л. схем. : ил. - С
прил. статей С. Ф. Степанова: О китайско-монгольских отношениях ; О русской и китайской торговле в Монголии.
57. Тимковский Е.Ф. Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах: в 3 т. / Е.Ф. Тимковский. - СПб, 1824.
58. Цыбиков Г.Ц. Избранные труды: в 2 т. / Б.Д. Цибиков. Т. 1.Буддист-паломник у святынь Тибета. - Новосибирск: Наука, 1981.-283; - Т-2. О Центральном Тибете, Монголии и Бурятии. - Новосибирск, Наука, 1981. -
59. Шишмарев Я. П. Русский консул в Монголии : отчет Я. П. Ш а о 25-летней деятельности Ургинского консульства / Я. П. Шишмарев ; сост., вступ. ст., примеч. Н. Е. Единарховой. - Иркутск : Оттиск, 2001. - 119 с.
60. Шишмарев Я. П. Сведения о халхасских владениях / Я. П. Шишмарев // Известия ВСОРГО. - Ир! . - С. 48-74.
61. Азия : ил. геогр. сб. / А. [., испр. и доп. - Москва : Типо-литография товарищества И. Н. Кушнерев и К0, 1904. - 548 с. : ил.
62. Белов Е.А., Россия и Монголия в начале XX века (1911-1919 гг.). / Е. Белов.: Институт востоковедения РАН, 1998. — 235 с.
63. Баабар. История Монголии: от мирового господства до советского сателлита : пер. с монг. / Баабар. - Казань : Татар. кн. изд-во, 2010. - 543 с. : ил.
64. Бойкова Е.В., Библиография отечественных работ по Монголоведению. 1946-2000 гг. / Е.В. Бойкова; РАН, Ин-т Востоковедения. М. : Вост. лит., 2005. - 687 с.
65. Бира Ш. Монгольская историография ХШ-ХУ11 вв. / Ш. Бира. - Москва : Наука, 1978. - 320 с.
С. 240.
66. Богданович Т. А. Очерки из прошлого и настоящего Японии / Т. А. Богданович. - Санкт-Петербург : Тип. товарищества «ПросвЪщеше», 1905. -IV, [2], 439, [2] с., [25] л. ил.
67. Богоявленский Н. В. Западный Застенный Китай. Его прошлое, настоящее состояние и положение в нем русских подданных / Н. В. Богоявленский. - Санкт-Петербург : Тип. А. С. Суворина, 1906. - VI, 418 с.
68. Будаева С. Ц. Система образования в дацанах Восточного Забайкалья как отражение единства нравственных норм буддизма / С. Ц. Будаева. - Чита : Поиск, 2002. - 112 с.
69. Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература: Общее обозрение. Ч.1 / Васильев В., проф. кит. яз. При С.-Петерб. ун-те. - С.Пб. : Тип. Акад. наук, 1857. - 368 с.
70. Вашкевич В. Ламаиты Восточной Сибири / В. Вашкевич // Буддийский мир глазами российских исследователей XIX - первой трети XX века / Т. В. Ермакова. - Санкт-Петербург, 1998. - С. 29-63.
71. Виленский-Сибиряков В. Д. Современная Монголия / В. Д. Виленский-Сибиряков. - Харьков : Пролетарий, 1925. - 62 с.
72. Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов: монгольский кочевой феодализм // Работы по истории и этнографии монгольских народов / Б. Я. Владимирцов. - М., 2002. - С. 295-488.
73. Владимирцов Б. Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов / Б. Я. Владимирцов ; редкол.: В. М. Алпатов [и др.] ; сост.: Г. И. Сле-сарчук. - Москва : Вост. лит., 2002. - 557 с.
74. Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества отмечает 160 лет [Электронный ресурс] // Русское географическое общество : [сайт]. - 2011. - 29 нояб. - Режим доступа: http://www.rgo.rU/2011/11/vostochno-sibirskoe-otdelenie-russkogo-geograficheskogo-obshhestva-otmechaet-160-letie (дата обращения: 01.12.2011).
75. Герасимова К. М. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии / К. М. Герасимова. - Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 2006. - 341 с.
76. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале ХХ веков / К. М. Герасимова. - Улан-Удэ, 1957. 160 с.
77. Герасимова К. М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии / К. М. Герасимова. - Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 1999. - 159, [1] с., [16] л.
78. Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой основе ламаизма / К. М. Герасимова. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1989. - 317, [2] с.
79. Герасимова К. М. Этносоциальная основа синкретизма культовой системы ламаизма : автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.07 / К. М. Герасимова
учения и ритуалы «алмазной колесницы») / х. фон глазенапп // Философия в России (philosophy.ru) : филос. портал. - Перепеч. из журн.: Вопр. философии. - 1994. - № 7/8. - С. 208-236. - Режим доступа: http://philosophy.ru/library/vopros/17.html (дата обращения: 14.04.2013).
81. Гольман М.И. Изучение истории Монголии на Западе, XIII - середина ХХ в. / М. Гольман АН СССР, Ин-т Востоковедения. - М. : Наука, 1988. -218 с.
82. Гольман М.И. Монголоведение на Западе (центры, кадры, общества). 50-е - середина 90-х ХХ в. / М.Гольман - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2004. - 334 с.
83. Гольман М.И. Западные авторы о российско-монгольских и монголо-китайских отношениях в конце XX - начале XXI вв. // Третий российско-китайско-монгольский форум «Россия, Китай, Монголия: вместе навстре-
ил.
чу вызовам современности». Тезисы докладов. М.: ИВ РАН, 2011. С. 1314.
84. Гольман М.И. Запад об отношениях России и Монголии, Монголии и Китая в конце XIX—XXI вв. // Вестник Международного центра азиатских исследований. Материалы Международной научной конференции «Монголия в XX в.: от восстановления независимости до международного признания. Иркутск, 2011. - С. 31-39.
85. Горохова Г. С. Очерки по истории Монголии в эпоху маньчжурского господства (конец XVII - начало ХХ вв.) / Г. С. Горохова. - Москва : Наука, 1980. - 130 с.
86. Грайворонский В. В. От кочевого образа жизни к оседлости : (на опыте МНР) / В. В. Грайворонский. - Москва : Наука, 1979. - 180 с. - В надзаг.: АН СССР, Ин-т востоковедения.
87. Грайворонский В.В. О монголоведении в ИВ РАН. Навстречу Х международному конгрессу монголоведов // «Монголия сегодня» (монг. газета на рус. яз.). № 31-32. 7 августа 2011. 0,3 п.л.
88. Даревская Е. М. Русский советник правительства Монголии в 1914-1916 гг. С. А. Козин / Е. М. Даревская // Три портрета - три судьбы : ист. очерки. - Улаанбаатар, 1997. - С. 5-72.
89. Даревская Е.М. Сибирь и Монголия. Очерки русско-монгольских связей в конце XIX - начале XX веков / Е.Даревская. - Иркутск: Изд-во ИГУ,1994. -400 с.
90. Дугаров В.Д. Взаимоотношения России и Монголии в XVII - XIX вв. :Историография вопроса : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.09 : Улан-Удэ, 2004 489 с. РГБ ОД, 71:05-7/120
91. Дугаров В.Д. Монголоведные исследования в восточной Сибири в начале XXI века [Текст] \ Владимир Дугаров. - (историография) // Власть. - 2011. - № 11 - С. 174-176
92. Дулов А.В. Взаимоотношения православной церкви с другими конфессиями Восточной Сибири в XVII - начале ХХ вв. [Текст] : сборник / А.В.
Дулов // Созвездие дружбы / [гл. ред. А.Байбородин ; кор. И. Медведева].
- Иркутск : Иркутский писатель, 2005. - №1: 2005. - С.198-204
93. Единархова Н. Е. Монголия и монголы в изданиях Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества : (1860-1880-е гг.) / Н. Е. Единархова // Вестн. Евразии. - Москва, 2000. - № 3 (10). - С. 138-155.
94. Единархова Н.Е. Русские в Монголии: основные этапы и формы экономической деятельности (1861-1921 гг.). - Иркутск: Оттиск, 2003. - 252 с.
95. Ербанов, Н.И. В чем вред религиозных праздников и обрядов ламаизма / Н.И. Ербанов, текст брошюры доп. обработан и подготовлен к печати А.Н.Кочетковым. - М. : [б.и.], 1959. - 36 с.
96. Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX
- первой трети ХХ века : (Россия и сопредельные страны) / Т. В. Ермакова. - Санкт-Петербург : Наука, 1998. - 344 с.
97. Ермаченко И. С. Политика маньчжурской династии Цин в Южной и Северной Монголии в XVII в. / И. С. Ермаченко. - Москва : Наука, 1974. -
196 с.
98. Жагварал Н. Аратство и аратское хозяйство / Н. Жагварал. - Улаанбаатар : АН МНР, 1974. - 221с.
99. Жуковская Н.Л. Изучение ламаизма в СССР(1917-1976) / Н.Л. Жуковская // Народы Азии и Африки. - Москва, 1977. - №2. - С.187-196.
100. Жуковская Н.Л. Изучение традиционных религиозных верований в МНР / Н.Л. Жуковская // Этнография в странах социализма. Очерки развития науки. - М, 1975. - С.199-205.
101. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов / Н. Жуковская. - М. : Наука, 1988. - 196 с.
102. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии / Н. Жуковская. - М. : Наука, 1977. - 199 с.
103. Жуковская Н.Л. Ламаистская мифология // Н. Жуковская. - Мифы народов мира. Энциклопедия. Том.2.С.36
104. Жуковская Н.Л. Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / Сост., отв. ред. Н. Жуковская. - М. : Восточная литература, 2008. - 320 с.
105. Жуковская Н.Л. Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах / Н. Жуковская. - М. : Восточная литература, 1990. - 221 с.
106. Жуковская Н. Л. Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири [Электронный ресурс] / Н. Л. Жуковская // Буддизм в Интернете : [сайт]. - Режим доступа: http://buddhist.ru/dictionary/36/1207-polozhenie-o-!ата1 skom-duhovenstve-v-vostochnoi-sibiri-1853-2 (дата обращения: 10.01.12).
107. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии / Н. Жуковская. - М. : Наука, 1977. - 200 с..
108. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства, 1635-1758 / И.Я. Златкин. -
109. Златкин И.Я. Монгольская Народная Республика - страна новой демократии / И.Я. Златкин, под. ред. акад. И.М. Майского. - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1950 г. - 290 с.
110. Златкин И.Я. Очерки новой и новейшей истории Монголии / И. Златкин.
- М.: Вост. лит. 1957. - 300 с
111. Ионина Н. А. 100 великих монастырей / Н. А. Ионина. - Москва : Вече, 2006. - 480 с.
112. Исследования Григория Николаевича Потанина в Северо-Западной Монголии [Электронный ресурс] // Русское географическое общество : [сайт].
- Режим доступа: http://www.rgo.ru/2010/09/issledovaniya-grigoriya-nikolaevicha-potanina-v-severo-zapadnoi-mongolii/ (дата обращения: 29.11.2011).
113. История Востока. В 6 т. Т. 4 : Восток в новое время : (конец XVIII -начало XX в.) / отв. ред. Л. Б. Алаев [и др.]. - Москва : Вост. лит., 2004. -Кн. 1. - 608 с. : карт.
шства, 16
М. : Наука, 1983. - 332 с.
114. История Монголии ХХ века / под ред. Г. С. Яскина. - Москва : Ин-т Востока РАН, 2006. - 604 с.
115. История Монголии - взгляд из Улан-Батора, а также монументы Чингисхана в современной Монголии и поиски его могилы, и как Золотая Орда защищала православие [Электронный ресурс] / сост. и примеч.: М. Истомин // Портал о странах и народах мира. - 2009. - 1 окт. - Доп.: 22 апр. 2012. - Режим доступа:
http://www.portalostranah.ru/view.php?id=81&page=3 (дата обращения: 12.09.2013).
116. История Монгольской Народной Республики / АН СССР, 1954. - 423 с.
117. История Монгольской Народной Республики : учеб. для вузов / Е. М. Жуков [и др.]. - Москва : Наука, 1969. - 537 с.
118. Источниковедение : Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пособие / И. Н. Данилевский [и др.]. - Москва : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1998. - 704 ^
4 с.
[Электронн
119. Китай, государство в Азии [Электронный ресурс] // Энциклопедии на Alkala.ru : [сайт]. - 2005-2011. - По материалам. изд.: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Санкт-Петербург., 1890-1907. -Режим доступа: http://alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-К/К15333^Ыт! (дата обращения: 25.09.2012).
120. Коренев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии [Текст] / В.И. Коренев, АН СССР, Ин-т Востоковедения. - М. : Наука, 1983. - 248 с.
121. Косьмин В.К. Влияние монгольского буддизма на формирование и развитие бурханизма на Алтае [Текст] / В.К. Косьмин // Этнографическое обозрение. - 2005. - №4. - С.45-63
122. Китинов Б. У. Священный Тибет и воинственная степь : буддизм у ойра-тов (XIII-XVII вв.) / Б. У. Китинов ; под. ред. Г. М. Бонгард-Левина. - Мо-
сква : Товарищество науч. изд. КМК, 2004. - 190 с., [4] л. цв. ил., карт. : ил., факс. - Текст рус., тибет.
123. Котвич В. Л. Краткий обзор истории и современного политического положения Монголии : прил. к карте Монголии, составл. по данным бывш. рос. уполномоч. в Урге И. Я. Коростовца / В. Л. Котвич. - Санкт-Петербург : Картогр. заведение А. Ильина, 1914. - 44 с., 4 л. ил.
124. Кочетов А. Н. Буддизм / А. Н. Кочетов. - Москва : Наука, 1983. - 176 с.
125. Кочетов А. Н. Ламаизм / А. Н. Кочетов. - Москва : Наука, 1973. - 200 с.
126. Кравклис Н. Николай Пржевальский - гениальный разведчик [Электронный ресурс] / Н. Кравклис // Смоленская газета : [сайт]. - 2010. - 10 авг. -Режим доступа: http://www.smolgazeta.ru/history/4415-nikolai-przhevalskij-genialnyj-razvedchik.html (дата обращения: 22.04.13).
127. Крайнова Л. Н. Александр Васильевич Игумнов / Л. Н. Крайнова // Человек на Востоке и Западе: взгляд из Сибири : материалы междунар. науч. конф., Иркутск, 18 мая 2012 г. / редкол.: В. П. Олтаржевский [и др.]. - Ир-
кутск, 2012. - С. 245-250.
гольско
128. Крайнова Л. Н. Изучение монгольского языка в Российской империи в XIX - начале ХХ в. / Л. Н. Крайнова // Гуманитарные исследования молодых ученых : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 17 мая 2011 г. / Вост.-Сиб. гос. акад. образования ; отв. ред. А. А. Григорьева. -Иркутск, 2011. - С. 109-115.
129. Кузьмин Ю. В. История изучения Монголии в Иркутске / Ю. В. Кузьмин, В. В. Свинин. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. - 137 с.
130. Кузьмин Ю.В. Монголия и «монгольский вопрос» в общесвтенно-политической мысли России (конец XIX в. - 30-е гг. ХХ в.). - Иркутск.: Иркут. гос. ун-т, 1997. - 232 с.
131. Куфтин.Б.А. Краткий обзор пантеона северного буддизма и ламаизма в связи с историей учения. По коллекциям выставленным в центральном музее народоведения / Б.А. Куфтин. - М. : Издание центрального музея народоведения, 1927. -72 с.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
Ламаизм [Электронный ресурс] // Аномалия : электрон. б-ка. - По материалам изд.: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Санкт-Петербург, 1890-1907. - Режим доступа: http://a-nomalia.narod.ru/bel/55.htm (дата обращения: 04.07.2011). Ламаизм в Бурятии XVIII - начала ХХ века: структура и социальная роль культовой системы / Г. Р. Галданова [и др]. - Новосибирск : Наука, 1983. - 227 с.
Ламаистские школы [Электронный ресурс] // Трудные дети : [сайт]. -Разд.: Педагогическая энциклопедия. - Режим доступа:
http: //www. otrok.ru/teach/enc/txt/12/page 12. html (дата обраще 30.03.2011).
Лиштованный Е.И. Исторические взаимоотношения Сибири и Монголии: культура и общество (XIX в. 30-е гг. XX в.) / Е.И.Лиштованный. -
Лиштованный Е.И. Монголия в истории Восточной Сибири. [Электронный ресурс]. Земля Байкала URL:
http://sea. irk.ru/prepodavanie_mongolskogo_yazyika_v_sisteme_pravoslavnoy _tserkvi_ 1. html (Дата обращения: 14.04.13)
Лиштованный Е.И. Россия и Монголия в XX веке: региональный опыт взаимоотношений (на материалах Восточной Сибири): автореф. дис. д-ра ист. наук / Е.И.Лиштованный. Иркутск, Изд-во ИГУ, 1998. - 34 с. Ломакина И. И. Великий беглец : док. повесть / И. И. Ломакина. - Москва : ДИК, 2001. - 288 с.
Ломакина И. И. Монгольская столица старая и новая (и участие России в ее судьбе) / И. И. Ломакина. - Москва : ДИК, 2006. - 293 с. Майский И. М. Монголия накануне революции / И. М. Майский. - Москва : Изд-во Вост. лит., 1959. - 310 с.
Майский И. Современная Монголия (Отчет монгольской экспедиции, снаряженной Иркутской контрой Всероссийского Центросоюза потреби-
тиельских обществ «Центросоюз». - Иркутск: Гос. изд-во «Знание -Сила», - 1921. - 332 с.
142. Мартынов А. С. Статус Тибета в XVII-XVIII веках (в традиционной китайской системе политических представлений) / А. С. Мартынов. - Москва : Наука, 1978. - 287 с.
143. Михайлов Г.И. Культурное строительство в МНР: ист. очерк / Г.И. Михайлов. - М.: Изд-во акад. наук СССР, 1957. - 222 с.
144. Монголия [Электронный ресурс] // Энциклопедии на Alkala.ru : [сайт]. -2005-2011. - По материалам изд.: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Санкт-Петербург, 1890-1907. - Режим доступа: http : //alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-M/M6622. shtml (дата обращения: 05.01.2013).
145. Мюллер М. Религии Китая, Конфуцианство, Даосизм - Буддизм и христианство [Текст] : перев. с англ. / М.Мюллер, под ред. А.Е. Яновского. -
СПб. : изд-во ХХ век, 1901. - 88с.
146. Нанзатов Б.З. Пространство в традиционной культуре монгольских народов [Текст] / Б.З. Нанзатов [и др.]; Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. - М. Вост. лит., 2008. - 301 с.
147. Никита Яковлевич Бичурин (Иакинф) [Электронный ресурс] : (17771853) // Ватаным : офиц. сайт о-ва. - Перепеч. из кн.: Выдающиеся люди Чувашии. Чебоксары, 2002. С. 25-36. - Режим доступа:
http: //vatanym.ru/?an=authors-bichurin (дата обращения: 13.05.13).
148. Общая и прикладная политология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. Москва : МГСУ : Союз, 1997. 992 с. // Библиотека Михаила Грачева : [сайт]. - Режим доступа:
http: //grachev62. narod.ru/krasnov/ch_09 .htm (дата обращения: 05.05.12).
149. Огнева Е. Д. Гумбум, гумбум Чжамбалинг [Электронный ресурс] / Е. Д. Огнева // Буддизм как культурно-исторический феномен : словарь / Национальная философская энциклопедия : [сайт]. - Режим доступа:
сМр: //www.terme.ru/dictionarv/638/word/gumbum- аишЬиш-сЬгЬашЬаПвд (дата обращения: 11.04.13).
150. Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды индийского учителя жизни.Лекция академика С.Ф. Ольденбурга читанная при открытии Первой Буддийской выставки в Петербурге 24 августа 1919 г. Спб, 1919.
151. Ольденбург С.Ф. Материалы по буддийской иконографии Хара-Хото (образа тибетского письма). Спб, 1914 г. - 88 с.
152. Очерки по истории Китая с древности до «опиумных» войн / под ред. Шан-Юэ. - Москва : Вост. лит., 1959. - 580 с.
153. Пестовский Б. А. Современная Монголия / Б. А. Пестовский. - Петроград
¿(Г л
: Тип. «Север», 1915. - 32 с. - Библиогр.: с. 29-31.
154. Подгорбунский И. А. Буддизм, его история и основные положения его
у
вные поло А. <
учения / И. А. Подгорбунский. - Иркутск : Тип. А. А. Сизых, 1900. - Вып. 1/2. - 510 с.
155. Подгорбунский И. А. Буряты: физический тип и духовная личность бурят / И. А. Подгорбунский. - Иркутск : Тип. А. А. Сизых, 1902. - 62 с.
156. Подгорбунский И. А. Каталог буддийской коллекции ВосточноСибирского отдела Императорского Русского Географического Общества. Отдел XVII / И. А. Подгорбунский. - Иркутск : Паровая тип. П. И. Маку-
шина и В. М. Посохина, 1908. - 84 с.
157. Подгорбунский И. А. Очерки по истории буддизма. История северного буддизма / И. А. Подгорбунский // Прибавление к Иркутским Епархиальным ведомостям. - 1900. - № 1/18. - С. 11-464.
158. Полякова И.В. Деятельность ВСОРГО по изучению буддизма / В.И. Полякова // Россия и Восток: взгляд из Сибири. - Иркутск : Изд-во Иркут. Ун-та, 1998. - Т. 1. - С.30-32
159. Проектная деятельность [Электронный ресурс] : Крайнова Л. Н. Национальная политика правительства Российской Империи по отношению к ламаистскому населению в Сибири: проблемы и пути решения : проект для учителя истории, 8 кл. // Издательство ДРОФА : [сайт]. - Режим дос-
тупа: http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/history-kiselev/ (дата обращения: 26.11.2013).
160. Пурбуева Ц. П. «Биография нейджи-тойна» - источник по истории буддизма в Монголии / Ц. П. Пурбуева. - Новосибирск : Наука, 1984. - 112 с.
161. Пурэвжав С. История ламаистской церкви в конце XVI - начале XX вв.: социально-экономическое исследование : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.03 / С. Пурэвжав. - Москва, 1983. - 372 с.
162. Рязановский В. А. Монгольское право (преимущественно обычное) / В. А. Рязановский. - Харбин : Тип. Н. Е. Чинарева, 1931. - 350 с.
163. Российское монголоведение: хрестоматия / сост., авт. вступ. ст. Е.К. Шаракшинова. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. - 322 с.
164. Сабиров Р. Т. Буддизм в Монголии на рубеже XIX-XXI вв. / Р. Т. Сабиров // Вестн. Калмыц. ин-та гуманитар. исслед. РАН. - 2012. - № 3. - С.
95-10а ¿иу
165. Сабиров Р.Т. Религиозная ситуация в Монголии : конец 1980-1990-е гг. : Дис. ... к-та ист. наук : 07.00.03 : М., 2004, 207 а
166. Сафонова Е. С. Современный буддизм и некоторые проблемы геополитики России [Электронный ресурс] / Е. С. Сафонова // Национальные интересы : интернет-версия журн. - 2007. - № 6. - Режим доступа: http://ni-iournal.ru/archive/2007/n6 2007/3d8bab33/a84ec5d2 (дата обращения: 10.04.2013).
167. Сибирская Советская энциклопедия. В 3 т. Т. 3 / ред. Б. З. Шумяцкий. -Москва : Правда : ОГИЗ, Зап.-Сиб. отд-ние. - 1932. - 804 с.
168. Скрынникова Т. Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия, XVI - нач. XX в. / Т. Д. Скрынникова ; отв. ред. Р. Е. Пубаев ; АН СССР, Сиб. отд-ние, Бурят. фил., Бурят. ин-т обществ. наук. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1988. - 103 с.
169. Старцев А. В. Русская торговля в Монголии: вторая половина XIX -начало XX в. : монография / А. В. Старцев. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003. - 308 с.
170. Тагаров З. Т. Неизвестная рукопись А. В. / З. Т. Тагаров // Иркутский архив : инф.-краевед. сб. - Иркутск, 1961. - С. 48-50.
171. Томилин В. Монголия и ее современное значение для России / В. Томи-лин. - Москва : Журн. «Верность», 1913. - 20 с. : ил., карт.
172. Цэдэв Д. Положение аратов-шабинаров ургинских хутухт в дореволюционной Монголии : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Д. Цэдэв ; АН СССР, Ин-т востоковедения. - Москва, 1959. - 13 с.
173. Чимитдоржиев Ш.Б. Российские монголоведы (XVII начало XX вв.) / Ш.Б.Чимитдоржиев. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1997. - 232 с.
174. Чимитдоржиев Ш.Б. Россия и Монголия. / Ш. Чимторжиев - М.: Наука, 1987. - 235 с.
175. Ширендыб Б. Избранные произведения / Б. Ширендыб. - М. : Наука, 1973 г. 339. С.
176. Ширендыб Б. Монголия на рубеже XIX-XX веков: (история социально-экономического развития) / Б. Ширендыб. - Улаанбаатар : Ком. по делам печати, 1963. - 518 с.
177. Эрдэнэболд Л. Традиционные религиозные верования ойрат-монголов: (конец XIX - I пол. XX вв.) : дис. ... канд. ист. наук. : 07.00.07 / Л. Эрдэнэболд. - Улан-Удэ, 2005. - 165 с.
178. Якимов А.Т. Материал к лекции на тему «Буддизм, его происхождение и сущность». / А.Т. Якимов. - М. : Всесоюзн. о-во по распространению полит и научн. знаний, 1956. -30 с.
179. Atrinson Th.W. Oriental and Western Siberia: A narrative of Seven Years Explorations and Adventures in Siberia, Mongolia, the Kirghis Steppes, Chinese Tartary and Part of Central Asia. L., 1858 - 536 р.
180. Baabar. From World Power to Sovet Satellit. History of Mongolia. Cambridg, 1999.
181. Batsaikhan. Bogdo Jebtsundamba khutuktu, the last king of Mongolia. / Bat-saikhan. - Ulaanbaatar, 2009. 406 p.
182. Buddhism in Mongolia: (Historical Survey). Second Edition [Текст] : сборник / Gangdanthekchenling Monastery. - Ulan Bator : [б. и.], 1981. - 43 p.
183. Boykova E.V. Contacts of Russian diplomats with Ecclesiastical and Secular Rulers of Mongolia as a factor of Bilateral Relations (second half of the 190th century) // Le Simposium International. Le Livre. La Romanie. L'Europe. Le 20-24 septembre 2010. The International Symposium. The Book. Romania. Europa. Bucharest, 2011. Vol. 3. P. 589-592. 0,5 п.л.
184. Courant M. LAsie Central aux XVII-e et XVIII-e siecles: Empire Kalmouk ou Empere Mantchou? Lyon, 1912 - 324 р.
185. J. Gordon Melton, Martin Baumann. Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices. — Second Edition. — Santa Barbara, California; Denver, Colorado; Oxford, England: ABC-CLIO, 2010. —
Р. 1937
186. Ewing, T.E. Revolution on the Chinese Frontier: Outer Mongolia in 1911. — Journal of Asian History, v. 12, 1978 — p. 106.
187. Ewing, T.E. Ch'ing Policies in Outer Mongolia 1900—1911 — Modern Asian Studies, v. 14, 1980.
188. Hedley J. On Tramp among the Mongols. Shanghai, 1906.
189. Hedley J. Tramps in Dark Mongolia. L., 1910
190. Huc E. R. Similar Items. Souvenirs dun voyage dans la Tartarie, le Thibet, et la Chine pendant les annees. 1844, 1845 et 1846. / By: Huc, Evariste Régis, 1813-1860. Vol. 1-2. P., 1850 - 259 р.
191. Huc E. L'Empire chinois : faisant suite a l'ouvrage intitule Souvenirs d'un voyage dans la Tartarie et le Thibet / par M. Huc., - P., 1850 - 463 p.
192. Vorontsov A.V. Northeast Asian Regional Policy Coordination in an Era of Fundamental Changes in North Korea // One Step Back? Reassessing an Ideal Security State for Northeast Asia 2025. Ed. By L. Gordon Flake. USA, 2011. P. 137-153. 1,5 а.л.
193. Монголын сум хийдийн тYYхэн товчоон (Исторический очерк монгольских монастырей). / Улаанбаатар, 2008. - 816 р.
194. Kelenyi B. Demons and Protectors: Folk Religion in Tibetan and Mongolian Buddhism [Text] / ed. - Budapest : Ferenc Hopp Museum of Eastern Asiatic arts, 2003. - 135 р.
195. Kitinov B.U. The Spread of Buddhism among Westerm Mongolian tribes between the 13 th and18 th centures: Tibetan Buddhism in the politics and Ideology of the Oirat people [Text] / B. U. Kitinov ; With a foreword by V. T. Ngodub. - Lewiston : Mellen, 2010. - 324 р.
196. Lattimore, O. Nationalism and Revolution in Mongolia. Leiden, 1(
197. Насанбалжир Ц. Ар монголоос Манж чин улсад залгууж байсан алба. 1691-1911 = Налоги во Внешней Монголии в пользу маньчжурского цин-ского правительства. 1691-1911 / Ц. Насанбалжир ; ред. Х. Пэрлээ. - Ула-анбаатар : Шинжлэх ухааны Академийн хэвлэл, 1964. - 186 р.
198. Насанбалжир Ц. Эрдэни Пандита хутагтын шавь (Шабинары-Эрдэни Пандита-хутухты) / Ц. Насанбалжир // Исторические иследования. - Ула-анбаатар, 1969. - Т. 8, вып. 9. - С. 179-196.
199. Нацагдорж Ш. Сум, хамжлага, шавь, ард. Туухэн найруулал = Араты: сомонные, хамжлага и шави : истор. очерк / Ш. Нацагдорж. - Улаанбаатар : ШУАХ, 1972. - 136 с.
200. Plassetsky P. Russian trevellers in Mongolia and Chine. / P.Plassetsky. -Translated by J. Gordon-Cumming, 2 vols. London, CHAPMAN & HALL, Limited, 1884. - 321 р.
201. Prinsep H. Th. Tibet, Tartary and Mongolia: Their Social and Political Condition and Religion of Boodh, as There Existing. L., 1852 - 380 р.
202. Пурэвжав С. Монгол дахь шарын шашны хураангуй туух : эрдэм шин-жилгээний нэг сэдэвт зохиол = Краткая история ламаизма в Монголии / С. Пурэвжав. - Улаанбаатар : БНМАУ, 1978. - 278 р.
203. Пурэвжав С. Хувьсгалын емнех Их хYрээ = Дореволюционный монастырь Их-хурэ / С. Пурэвжав ; ред. Б. Цэдэн. - Улаанбаатар, 1961. - 166 р.
204. Сономдагва Ц. Манжийн захирганд байсан Yеийн Ар Монголын засаг захирганы зохион байгуулалт, 1691-1911 = Государственное и админист-
ративное устройство Северной Монголии в период маньчжурского правления, 1691-1911 / Ц. Сономдагва, Г. Цэрэндорж. - Улаанбаатар : ШУАХ, 1961. - 131 р.
205. Shinsho Hanayama. A history of Japanese Buddhism. / Hanayama S. - Buk-kyo Dendo Kyokai, Tokyo, 1966. - 131 р.
206. Siklos B. Mongolian Buddhism: A Defensive Account (Siklos B. Монгольский буддизм: Защитный счет)// Mongolia Today. - London, 1991. P.155-182.
207. Tsedendambyn Batbayar. Modern Mongolia a concise history. / Batbayar T. -Ulaanbaatar, 1996. - 127 c. (краткая история Современной Монголии)
208. Rockhill W.W. The Question of Outer Mongolia. - The Journal of the American Association. 1914 № 4, р. 102-109
209. Rockhill W.W. The Dalai Lamas of Lhasa and their Relations with the Manchu Emperors of China, 1644-1908. Leiden, 1910. - 748 р.
210. Rockhill W.W. The Land of Lames: Notes of a Journey Through China, Mongolia and Tibet. L., 1891 - сборник географических, топографических и статистических материалов по Азиию Вып.50. Спб., 1892 р.62 - 112
211. Rockhill W.W. Diary of a Journey through Mongolia and Tibet in 1891 and 1892. Wosh., 1894 - 491 р.
212. Цэдэндамбын Батбаяр. Монгол, хятад, япон орон судлалын егууллууд. / Батбаяр Ц. - Улаанбаатар, 1996. - 127 р.
213. Цэдэв Д. Их шавь = Шабинское ведомство / Д. Цэдэв. - Улаанбаатар : Шинжлэх Ухааны Академийн хэвлэл, 1964. - 91 р.
214. Williams S. W. The Middle Kingdom: A Survey of the Geography, Government, Literature, Social Life, Arts, and History of the Chinese Empire and its Inhabitants : in 2 v. / S. W. Williams. - Revised ed. - New York : Charles Scribner's Sons, 1913. - 2 v.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.