Бинарные оппозиции как способ концептуализации художественной картины мира А.А. Кима: на материале произведений "Онлирия", "Близнец", "Поселок кентавров" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Хайрутдинова, Альбина Ринатовна

  • Хайрутдинова, Альбина Ринатовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 192
Хайрутдинова, Альбина Ринатовна. Бинарные оппозиции как способ концептуализации художественной картины мира А.А. Кима: на материале произведений "Онлирия", "Близнец", "Поселок кентавров": дис. кандидат наук: 10.02.01 - Русский язык. Казань. 2012. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хайрутдинова, Альбина Ринатовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения текста и бинарных

оппозиций

1.1. Понятия «текст» и «филологический анализ» в современных лингвистических исследованиях

1.2. Проблема идиостиля в стилистике художественного текста

и особенности подходов к его изучению

1.3. Своеобразие художественных текстов A.A. Кима

1.4. Бинарная оппозиция как понятие

1.5. Художественный потенциал бинарности в творчестве

A.A. Кима на примере двойничества

Выводы по главе 1

Глава 2. Средства языковой объективации оппозиции «любовь-ненависть» в произведениях A.A. Кима «Онлирия», «Близнец», «Поселок кентавров»

2.1. Понятие «любовь» с психологической и философской

точек зрения

2.2. Семантическое поле понятия «любовь» в произведениях A.A. Кима «Онлирия», «Близнец», «Поселок кентавров»

2.3. Функционально-синтагматическая характеристика лексемы любовь в произведениях A.A. Кима «Онлирия», «Близнец»,

«Поселок кентавров»

2.4. Функционально-синтагматическая характеристика лексемы ненависть в произведениях A.A. Кима «Онлирия»,

«Близнец», «Поселок кентавров»

Выводы по главе 2

Глава 3. Языковая концептуализация оппозиции «жизнь-смерть»

в произведениях A.A. Кима «Онлирия», «Близнец», «Поселок кентавров»

3.1. Вербальная репрезентация лексемы жизнь в произведениях

A.A. Кима «Онлирия», «Близнец», «Поселок кентавров»

3.2. Экспликация лексемы смерть в произведениях A.A. Кима «Онлирия», «Близнец»,

«Поселок кентавров»

Выводы по главе 3

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Бинарные оппозиции как способ концептуализации художественной картины мира А.А. Кима: на материале произведений "Онлирия", "Близнец", "Поселок кентавров"»

ВВЕДЕНИЕ

Анатолий Андреевич Ким является писателем последней трети XX столетия. В этот период в литературе начался поиск новых этических ориентиров, отличных от системы ценностей поколения «шестидесятников»; формировались новые мировоззренческие модели и художественные стратегии.

Творчество A.A. Кима представляет собой значимую главу в истории литературы. С 1973 года по настоящее время в русской периодике напечатаны более 90 рассказов, изданы 7 сборников рассказов и 6 повестей писателя («Голубой остров» (1976), «Четыре исповеди» (1978), «Соловьиное эхо» (1980), «Невеста моря» (1987), «Поселок кентавров» (1992)), 7 романов («Белка» (1985), «Онлирия» (1995), «Близнец» (2000), «Остров Ионы» (2005) и т.д.).

A.A. Ким входит в число авторов (в том числе и Г. Горин, В. Орлов, В. Катаев, В. Аксёнов, Ф. Искандер, Вен. Ерофеев и т.д.), разработавших новую для советской литературы поэтику художественной условности, которая характеризуется пересозданием «природных форм» и является «видимым отступлением от внешнего правдоподобия» или понимается как «элемент необычайного» [Грушевская 2007: 7-8].

Диссертационная работа посвящена исследованию бинарных оппозиций «жизнь-смерть», «любовь-ненависть» в художественном дискурсе A.A. Кима.

Проблема бинарных оппозиций получила свое рассмотрение в работах Ю.А. Сухомлиновой (2005), Т.Л. Михайловой (2008), Э.Р. Хутовой (2008), М.А. Шардановой (2006), Е.Ю. Воробьевой (2005), Е.Ю. Пономаревой (2008) и др.

Исследования бинарных оппозиций «жизнь-смерть» проводились на материале русского [Чумак, 2004; Хо Сон Тэ, 2001; Бычкова, 2004; Деева, 2003, 2004; Волкоморова, 2001], английского [Власова, 2003], немецкого [Мишуткина, 2007], французского [Грабарова, 2004] языков.

Изучения бинарных оппозиций «любовь-ненависть» проводились на материале русского [Балашова, 2004; Каштанова, 1997; Жук, 2007; Хутова, 2008; Медведева, 2002; Широкова, 2006], английского [Балашова, 2004; Хутова, 2008] и т.д.

Рассмотрение бинарных оппозиций «жизнь-смерть», «любовь-ненависть» с точки зрения лингвистического подхода проводится в нескольких направлениях: синтагматический и парадигматический анализ имен, который позволяет выделить их характеристики; выделение признаков и особенностей, характеризующих лексемы жизнь и смерть, любовь и ненависть; исследование концептуальных метафор как средств объективации лексем.

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, его развитием в русле антропоцентрической и функциональной парадигм современного языкознания, предполагающих решение вопросов об индивидуальных способах функционирования языковых единиц, об индивидуальной картине мира писателя, что позволяет продолжить разработку новых подходов к постижению всей полноты информативного содержания художественного текста, с другой стороны, необходимостью осуществления исследования одного из основных компонентов языковой картины мира произведений A.A. Кима - оппозиций «жизнь-смерть», «любовь-ненависть» - с целью выявления особенностей индивидуально-авторского мировидения. Оппозиции, рассмотренные в аспекте филологического анализа, способствуют выявлению новых их качеств через оперирование особенностями функционирования языковых единиц.

Объектом исследования явились бинарные оппозиции «жизнь-смерть», «любовь-ненависть» в художественной картине мира произведений A.A. Кима.

Предметом изучения является разноуровневые языковые средства выражения бинарных оппозиций «жизнь-смерть», «любовь-ненависть» в художественных текстах A.A. Кима.

Материалом исследования служат романы «Онлирия» (1996) и «Близнец» (2000) и повесть «Поселок кентавров» (1992).

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее положение: бинарные оппозиции - это комплексная система единиц, имеющая значение в выражении идейно-философского замысла произведений.

Сформулированная гипотеза обусловила цель настоящей работы -исследовать семантическую структуру и особенности функционирования бинарных оппозиций в романах А.А.Кима «Онлирия», «Близнец» и в повести «Поселок кентавров»; определить механизм их взаимодействия в идиостиле писателя.

Поставленная цель достигается с помощью решения следующих задач:

- уточнить понятие «идиостиль» писателя и раскрыть основные стратегии анализа идиостиля;

- выявить корпус примеров, репрезентирующих функционирование ключевых лексем (жизнь, смерть, любовь, ненависть) в произведениях; аргументировать необходимость объединения данных слов в бинарные оппозиции;

- рассмотреть сочетаемость лексем жизнь, смерть, любовь, ненависть на уровне предикативных и атрибутивных отношений в произведениях A.A. Кима;

- на основании анализа средств вербализации оппозиций в текстах автора выделить общеязыковые и индивидуально-авторские компоненты их значения;

осуществить сравнительно-сопоставительную характеристику бинарных оппозиций, проследить особенности их изменений в системе изучаемых произведений, выявить их роль в реализации идейно-философского замысла произведений данного писателя.

Поставленные цель и задачи определили необходимость комплексной методики исследования, обусловленной спецификой самого объекта

исследования. В ходе научной работы были использованы описательный (представляет собой наблюдение, сопоставление, обобщение фактического материала и его классификацию), метод компонентного анализа, а также приемы статического метода обработки языкового материала и методы контекстологического анализа.

Эмпирической базой послужила полученная в результате сплошной выборки из трех произведений A.A. Кима («Онлирия» (1996), «Близнец» (2000), «Поселок кентавров» (1992)) картотека объемом более 2000 примеров.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые идиостиль A.A. Кима, который до сегодняшнего дня не становился предметом специального лингвистического исследования, подвергается комплексному анализу, направленного на выявление художественного своеобразия. Творчество писателя чаще всего было объектом внимания лишь литературоведов (следует отметить работы И.Е Бавиновой, Э. Р. Когай, А.И. Смирновой, Э.А. Бальбурова, В.Ю. Грушевской, JI.H. Скаковской и т.д.). В нашей работе предпринята попытка исследования специфики идиостиля этого автора в лексико-семантическом аспекте с позиций интегральной концепции значения, с точки зрения функциональной парадигматики.

Настоящее исследование базируется не только на собственно лингвистических данных. Для осуществления целостного анализа объекта были привлечены сведения и из области смежных наук: литературоведения, культурологии, философии, психологии, этики. Проблемы, затронутые в изучении идиостиля A.A. Кима, рассматриваются, таким образом, в свете современной интегральной парадигмы научного знания.

Теоретическая значимость работы состоит в необходимости выявления лингвистической сущности бинарных оппозиций «жизнь-смерть», «любовь-ненависть», установления их места в языковой картине мира писателя, а также раскрытия специфических черт национально-языкового и индивидуально-авторского сознания.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности применения общих положений и выводов диссертации на курсах лекций по общему языкознанию, лексикологии, стилистике, культуре речи, лингвистического и филологического анализов художественного текста. Кроме того, они могут быть полезны при изучении идиостиля A.A. Кима и его творчества в целом, а также при изучении языковой картины мира других писателей при исследовании подобных и других оппозиций.

В качестве методологической и теоретической базы исследования выступают следующие научно-теоретические положения выдающихся лингвистов В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б. А. Ларина, Ю.Н. Тынянова, В.П. Григорьева, Л.А. Новикова и др. Аналитическая деятельность в отношении понятия «бинарная оппозиция» опиралась на положения К. Леви-Стросса, А. Кемпе, Е.М. Мелетинского, А.Ф. Лосева, М.С. Уварова, В.Н. Топорова, В.В. Иванова, И.Н. Сухих, H.A. Гуськова, O.A. Скубач, М.В. Пименовой, диссертационных исследований Т.А. Бычковой, Э.Р. Хутовой, Ю.А. Сухомлиновой, Е.Ю. Пономаревой, М.А. Шардановой и др.

На защиту выносятся следующие положения:

- оппозиции в рассматриваемых художественных произведениях A.A. Кима интегрируют в своей семантике философский, лингвистический, художественный, субъективно-психологический аспекты;

бинарные оппозиции в текстах произведений отражают индивидуально-авторское мировосприятие; способы языковой объективации оппозиций устанавливают эстетические связи компонентов текста с его концептуальной целостностью и определяют особенности идиостиля художника слова;

бинарные оппозиции предстают как основной принцип конструирования художественных произведений A.A. Кима. Посредством данных оппозиций выявляются и объясняются значимые категориальные оппозиции в структуре романов писателя: бытие/небытие,

внутренний/внешний, истинное/ложное, прошлое/будущее,

общий/единичный;

- от повести «Поселок кентавров» к роману «Близнец» категория бинарности эволюционирует, отражая развитие индивидуального стиля писателя, который постепенно усложняется и приобретает высокую смысловую насыщенность.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования нашли свое отражение в 11 публикациях научных статей и тезисов докладов. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на Республиканской научно-практической конференции «Татьянин день» (Казань 2009), на международной научно-практической конференции «Филология и образование» (Казань 2010), на Республиканской научно-практической конференции «Современные проблемы русистики и лингвометодики» (Казань 2010), на Республиканских научно-практических конференциях «XII и XIV Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дню славянской письменности и культуры» (Казань 2010, 2011), на III международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков» (Санкт-Петербург 2011), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Текст как единица филологической интерпретации» (Куйбышев 2011), на II Всероссийской научно-практической конференции «Текст. Произведение. Читатель» (Казань 2011), на Всероссийской научно-практической конференции «Филология и образование: современные концепции и технологии» (Казань 2011), в том числе опубликованы 2 статьи в списке изданий, входящих в перечень ВАК. Основные положения работы обсуждались на конкурсах научных работ аспирантов (Казань 2010) (диплом II степени).

Структура работы предопределена целью и содержанием исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТА И

БИНАРНЫХ ОППОЗИЦИЙ

1.1. Понятия «текст» и «филологический анализ» в современных

лингвистических исследованиях

Филология как наука с момента своего появления была связана с изучением литературных типов художественных произведений, интерпретируемых в единстве их «словесной материальной организации» и их содержания, смысла. В дальнейшем внутри науки выделились литературоведческий и лингвистический аспекты анализа художественного текста. Литературоведение изучает идейно-тематическое содержание литературных произведений, их жанры и композиции, а лингвистика занимается исследованием языковых средств, функционирующих в тексте и обеспечивающих его построение.

Данная оппозиция нашла отражение в различном представлении двух типов анализа художественного текста. Первый предлагает анализ языковых средств «под лингвистическим микроскопом» (по выражению Н.М. Шанского) с целью выявления их роли и функций в идейно-тематическом содержании текста (движение от слова к содержанию). Второй сосредоточен на анализе идейно-тематического содержания текста (рассматривается в контексте творчества автора, в общелитературном и социальном контексте) к реализующим это содержание языковым средствам и приемам (исследуется движение от содержания к словесной форме произведения).

Это обусловило появление термина «лингвистика текста», «лингвистический анализ текста». Л.А. Новиков отметил: «Термину лингвистический анализ (лингвистическое толкование) художественного текста придается широкое значение: к компетенции лингвистики отнесено изучение эстетической функции языка как первоэлемента литературы, а также рассмотрение композиционной структуры художественных произведений» [Новиков 1988: 11].

Особую роль в становлении лингвистического учения о тексте принадлежит таким исследователям, как: J1.B. Щерба, Н.С. Поспелов, М.М. Бахтин, И.Р. Гальперин, Ю.М. Лотман и т.д.

За последние несколько лет лингвистика текста, как отмечают многие исследователи (Л.Г. Бабенко, Л.А. Новиков, H.A. Николина и др.), прошла сложный и противоречивый путь становления и развития как самостоятельная научная дисциплина. Изучение текста осуществлялось с разных методологических позиций. Предметом рассмотрения были самые разные вопросы (что такое текст? каковы его универсальные категории? каковы законы организации текста? и т.д.). До сих пор нет общей теории текста и его общепринятого определения. Поэтому само определение лингвистики текста достаточно широкое. Так, Л.А. Новиков писал следующее: «Лингвистика текста, понимаемая широко, - одно из магистральных направлений мировой науки о языке XXI в. <...>. Лингвистика художественного текста занимает <...> особое положение. Она имеет дело с целенаправленным взаимодействием единиц не одного, а чаще всего нескольких разных уровней текста, благодаря чему в нем во всей полноте реализуются определенные семантические и эстетические функции» [Новиков, 1988: 9].

Сегодня на базе достижений лингвистики текста возникла новая научная дисциплина - филологический анализ текста. «Текст - словесное речевое произведение, в котором реализуются все языковые единицы (от фонемы до предложения), это сложный языковой знак, следовательно, текст как объект филологического анализа может и должен включать данные его лингвистического анализа» [Бабенко 2009: 12].

Филологический анализ художественного текста предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. И тогда «художественный текст рассматривается и как эстетический феномен, который обладает цельностью, образностью и фикциональностью, и как форма обращения к миру, т.е. как коммуникативная единица, в которой

моделируется определенная коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств. Такой подход может способствовать выявлению «преобразования мертвых следов смысла в живой смысл». Он позволяет преодолеть субъективизм и импрессионистичность выводов и наблюдений, не опирающихся на рассмотрение «первоэлемента» литературы - языка, и объективировать положения, базирующиеся на рассмотрении образного строя произведения» [Николина 2003: 4].

Текст создается с целью явить мысль автора, воплотить его творческий замысел, передать знания и представления о человеке и мире, вынести эти представления за пределы своего сознания. Таким образом, главными составляющими являются: сам текст, автор и читатель, изображаемая действительность и языковая система, из которой автор выбирает языковые средства, помогающие ему воплотить творческую идею. Выделяют такие подходы к изучению текста, как:

1) Лингвоцентрический (аспект соотнесенности «язык - текст»);

2) Текстоцентрический (текст как автономное структурно-смысловое целое вне коммуникации);

3) Антропоцентрический ( «автор - текст - читатель»);

4) Когнитивный ( «автор - текст - внетекстовая деятельность). Лингвоцентрический подход - классический подход, основанный на

изучении функционирования языковых единиц и категорий в рамках художественного текста. Этим занималась традиционная стилистика, стилистика языковых единиц, эстетика слова (например, Б.А. Ларин, Л.А. Новиков, К.А. Долинин и т.д.). Текстоцентрический подход представляет текст как результат и продукт творческой деятельности, как завершенный объект исследования (И.Р. Гальперин, В.А. Кухаренко, Е.В. Падучева и т.д.). Антропоцентрический подход интерпретирует текст в аспекте его порождения (позиция автора) и восприятия (позиция читателя), в аспекте его воздействия на читателя и в деривационном аспекте. Внутри этого подхода выделяются такие направления изучения текста, как: психологическое (Л.С.

Выготский, A.A. Леонтьев, И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия и т.д.); прагматическое (А.Н. Баранов); деривационное (Л.Н. Мурзин, Е.С. Кубрякова); коммуникативное (Н.С. Болотнова, Г.А. Золотова); речеведческое (М.М. Бахтин, М.Н. Кожина и т.д.).

До сих пор нет общепринятого определения текста. Как отмечает Л.Г. Бабенко, «обобщая определения текста, предлагаемые разными учеными, можно отметить две основные их разновидности: во-первых, это лаконичные, лапидарные, порой образные формулировки; во-вторых, наоборот, развернутые определения, обнаруживающие стремление исследователей дать объемную характеристику текста с приведением множества важнейших его признаков» [Бабенко 2009: 26].

В первом случае определения, как заметила Л.Г. Бабенко, фокусируют существенное свойство текста. Например: «Текст- это языковое выражение замысла его создателя» (Д.Н. Лихачев); «Текст - это проявление законов реальности» (МЛ. Мышкина); «Текст - основное средство вербальной коммуникации» (ОЛ. Каменская); «Текст следует понимать как особым образом организованную индивидуальную динамическую систему» (H.A. Николина); «Художественный текст - отражение действительности. Словесное обозначение элементов ситуации соотносит содержание текста с затекстовой реальностью» (В.П. Белянин); и др. Так, в качестве главного признака текста могут быть названы такие его свойства, как: содержательные, коммуникативные, гносеологические и т.д.

Другие определения текста заключают ряд важных признаков текста. Основанием определения природы текста становится указание на его гносеологическую природу, и часто отмечается значимость роли автора. Например: «Художественный текст - это возникающее из специфического (эгоцентрического) внутреннего состояния художника душевное чувственно-понятийное постижение мира в форме речевого высказывания <...>» [Адмони 1994: 120]. В описании сущности текста встречается и доминирование содержательности, которая определяет другие такие его свойства, как

структурную организацию, например: «Под текстом понимается реализованное в речи и оформленное в структурном и интонационном отношении иерархически построенное смыслообразование» (В.М. Алпатов). Семантика текста иногда репрезентируется как фактор, предопределяющий его связность: «Текст представляет собой почти жестко фиксированную, передающую определенный связный смысл последовательность предложений, связанных друг с другом семантически, что выражено различными языковыми способами» (М.И. Откупщикова). Содержательность может соотносится в определениях с категорией цельности: «<...> текст как нечто целостное (цельное), есть некоторый концепт, то ментальное образование, которое в лингвистической литературе именуется цельностью текста» (Ю.А. Сорокин).

Некоторые определения текста выдвигают в качестве доминанты коммуникативную природу текста. Например: «Художественный текст можно определить как коммуникативно направленное вербальное произведение, обладающее эстетической ценностью, выявленной в процессе его восприятия» (В. А. Пищальникова); «Текст - идеальная высшая коммуникативная единица, тяготеющая к смысловой замкнутости и законченности, конституирующим признаком которой <...> является связность, проявляющаяся каждый раз в других параметрах, на разных уровнях текста и в разной совокупности чистых связей» (К. Кожевникова); «Понятие "текст" не может быть определено только лингвистическим путем. Текст есть прежде всего понятие коммуникативное, ориентированное на выявление специфики определенного рода деятельности. Иными словами, текст как набор некоторых знаков, текст как процесс и продукт знаковой и паразнаковой деятельности коммуникатора и реципиента является в контексте определенной реализацией некоторого текстуалитета. Под последним <...> следует понимать абстрактный набор правил, определяющих и формальные, и содержательные параметры существования некоторого конкретного текста» (Ю.А. Сорокин); «Текст представляет собой основную

единицу коммуникации, способ хранения и передачи информации, форму существования культуры, продукт определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида и т. д.» (В.П. Белянин).

Традиционным является определение текста, предложенное И.Г. Гальпериным, которое емко раскрывает его природу: «Текст - произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин 1981: 18].

И.Р. Гальперин утверждал, что «нельзя говорить о каком-либо объекте исследования, в данном случае о тексте, не назвав его категорий» [Гальперин 1981: 4]. Он репрезентировал систему текстообразующих категорий, выделив в их составе категории содержательные и формально-структурные, этим он подчеркивал их взаимообусловленность: «Формально-структурные категории имеют содержательные характеристики, а содержательные категории выражены в структурных формах» [Гальперин 1981: 5]. Им были рассмотрены такие параметры текста, как: информативность, членимость, когезия (внутритекстовые связи), континуум, автосемантия отрезков текста, ретроспекция и проспекция, модальность, интеграция и завершенность текста.

Л.Г. Бабенко отмечает, что «основу универсальных категорий текста составляют целостность (план содержания) и связность (план выражения). Целостность текста, в свою очередь, обеспечивается категориями информативности, интегративности, завершенности, хронотопа, категориями автора и персонажа, модальности, эмотивности и экспрессивности. Связность текста дополняется категориями ретроспекции/проспекции и членимости [Бабенко 2009: 41-45].

Кроме того, выделяются следующие стороны художественного текста:

1). Абсолютная антропоцентричностъ, выделяемая Е.А. Гончаровой [Гончарова 1983: 3], являет себя в том, что у него есть три центра: автор -действующие лица - читатель. Т.е. текст создается человеком и для человека прежде всего, предметом изображения является человек;

2). Социологичностъ, выделяемая М.М. Бахтиным, репрезентирует себя в том, что он связан с определенным временем, эпохой и выполняет социальные функции [Бахтин 1994: 9];

3). Диалогичностъ, по мнению М.М. Бахтина, связана с бесконечностью текста, его открытостью, многослойностью его содержания, что не позволяет однозначно интерпретировать текст;

4). Развернутость и последовательность. По мнению А.И. Новикова, развернутость на содержательном уровне «находит выражение в количестве непосредственных отношений главного предмета с другими предметами, выстраивающимися в раме аспектов его описания, которые можно назвать подтемами» [Новиков 1983: 24]. Последовательность связана с продолжением содержания, с тем, что «при порождении текста должна существовать некоторая схема, отражающая порядок следования элементов содержания. Такая схема составляет композицию текста и находит выражение в замысле» [Новиков 1983: 25]. «Обнаруживаясь на поверхностном уровне текста, представляющего собой линейную последовательность слов, предложений, сверхфразовых единств, эти свойства текста связаны в первую очередь с семантическим развертыванием и последовательностью смыслов, обнаруживаемых на глубинном содержательном уровне» [Бабенко 2009: 43];

5). Статичность и динамичность;

6). Напряженность (художественный текст «должен заинтересовать, взять за душу читателя») [Адмони 1994: 130];

7). Эстетичность;

8). Образность;

9). Интерпретируемость.

Текст - это система знаков и обладает свойствами: связность, отграниченность, цельность, воспринимаемость, интенциональность, завершенность, связь с другими текстами, эмотивность.

H.A. Николина заметила, что текст, являясь объектом филологического анализа, выделяется и следующими признаками:

I. В художественном тексте, в отличие от других текстов, внутритекстовая действительность (по отношению к внетекстовой) имеет креативную природу, т.е. создана воображением и творческой энергией автора, носит условный, как правило, вымышленный, характер. Изображаемый мир соотносится с действительностью лишь опосредованно, отображает, преломляет, преобразует ее в соответствии с интенциями автора. Для обозначения этого признака художественного текста используется термин «фикциональность», подчеркивающий условность, вымышленность, опосредованность внутреннего мира текста. Фикциональность охватывает различные объекты изображения, пространство и время, распространяется на процесс повествования и может включать субъекта речи.

2. Художественный текст - сложная по организации система, с одной стороны, это частная система средств общенационального языка, с другой стороны, в художественном тексте возникает собственная кодовая система (Ю.М.Лотман), которую адресат (читатель) должен «дешифровать», чтобы понять текст.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хайрутдинова, Альбина Ринатовна, 2012 год

Литература

Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Н. Абрамов. - М., 1999.

Абрамян, Л.А. Человек и его двойник: к вопросу об истоках близнечного культа / Л.А. Абрамян // Некоторые вопросы изучения этнических аспектов культуры. - М.,1977.

Абрамян, Л.А. Особенности отражения дуальной организации в праздничной мифологии / Л.А. Абрамян. - М.,1978.

Абрамян, Л.А. Об и§ее двойничества по некоторым этнографическим данным / Л.А. Абрамян // Историко-филологический журнал. - 1977. - №2.

Агранович, З.С. Двойничество / З.С. Агранович, И.В. Саморукова. -Самара, 2001.

Адмони, В.Г Система форм речевого высказывания / В.Г. Адмони. -СПб., 1994.

Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. пособие / сост. J1.H. Чурилина. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 416 с.

Александрова, 3.E. Словарь синонимов русского языка / З.Е. Александрова. - М., 1998.

Алексеев, П.В. Философия: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, A.B. Панин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с. (Классический университетский учебник).

Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2010.-288 с.

Андрамонова, H.A. Н.В. Крушевский и проблема синтагматики речи / H.A. Андрамонова // Н. Крушевский: научное наследие и современность: матер, междунар. науч. конференции. - Казань, 2002. - С. 35-42.

Аннинский, Л.А. Локти и крылья: Литература 80-х гг. Текст / Л.А. Аннинский. -М.: Современник, 1989.

Аннинский, Л.А. Окаймление боли / Л.А. Аннинский // Ким A.A. Невеста моря: Рассказы. Роман / Анатолий Ким; [Послесл. А. Аннинского]. -М.: Известия, 1987. - С. 530-538.

Антонов, А. Внуяз.: Заметки о языке прозы В.Пелевина и А.Кима / А. Антонов // Грани. - 1995. - №4.

Арутюнова, Н.Д. Время: модели и метафоры / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Язык и время: Посвящается светлой памяти Н.И. Толстого / РАН. Ин-т языкознания; Отв. Ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. -М.: Индрик, 1997. - С. 51-62.

Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Русский ассоциативный словарь. Часть I / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин и др. - М.: «Помовский и партнеры», J 994. - 224 с.

Ахманова, О.С. Аллитерация, антитеза, ассонанс, диалог, звукоподражание, конраст / О.С. Ахманова // Словарь лингвистических

терминов. Изд. 4-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2007. - С. 40, 49, 58, 132, 157,207.

Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. -М., 1966.-С.67.

Бабенко, Н.Г. Язык русской прозы эпохи постмодерна: динамика лингвопоэтической нормы: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. / Н.Г. Бабенко. - Калининград, 2008. - 385 с.

Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - 6-е изд. -М.: Флинта: Наука, 2009. - 496 с.

Бавинова, И.Е. Проза А. А. Кима в контексте современного литературного процесса культурных традиций: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / И.Е. Бавинова. - Москва, 1997. - 23 с.

Бавинова, И.Е. Христианские мотивы в романе А. Кима «Онлирия» / И.Е. Бавинова. - Пятигорск, 1997.- 20 с.

Баевский, B.C. История русской литературы XX века: компендиум. - 2-е изд., перераб. и доп. / B.C. Баевский. - М.: Языки славян, культуры, 2003. -445 с. - (Studia philologica).

Балашова, Е.Ю. Концепты любовь и ненависть в русском и американском языковых сознаниях: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. / Е.Ю. Балашова. - Саратов, 2004^ 262 с.

Бальбуров, Э.А. Художественно-философский неосинкретизм в русской литературе начала XX века: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.08 / Э.А. Бальбуров. - Новосибирск, 2006. - 310 с.

Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. - Киев, 1994.

Бахтин, М. М. Слово в поэзии и прозе / М.М. Бахтин // Вопросы литературы. - 1972. - № 6. - С. 54 - 86.

Белая, Г.А. Философско-этические проблемы современной литературы. Текст / Г.А. Белая. - М.: Знание, 1982.

Белянин, В.П. Системность лексики текста как отражение системности картины мира автора / В.П. Белянин // Психолингвистические исследования: (Звук, слово, текст). - Калинин, 1987.

Берковский, Н. Романтизм в Германии / Н. Берковский. - М., 2001.

Богуславский, В.М. Человек в зеркале русского языка, культуры и литературы / В.М. Богуславский. - М.: Космополис, 1994. - 237 с.

Болотнова, Н.С. Методика анализа концептуальной структуры художественного текста / Н.С. Болотнова // Слово - сознание - культура: Сб. науч. тр. М.: Флинта: Наука, 2006. - С. 309-318.

Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / Л.Г. Бабенко. -М.: ACT - ПРЕСС КНИГА. - 576 с. - (Фундаментальные словари).

Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / Л.Г. Бабенко. - М? АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 864 с. -(Фундаментальные словари).

Бондаренко, В. Образ человека / В. Бондаренко // Собиратели трав: Повести / Анатолий Ким; [Послесл. В. Бондаренко].- М.: Известия, 1983.- 574 с.

Бондарко, A.B. Вид и время русского глагола / A.B. Бондарко. - М.: Просвещение, 1971. - 239 с.

Бондарко, A.B. Русский глагол: пособие для студентов и учителей / Под ред. профессора Ю.С. Маслова / A.B. Бондарко, Л.Л. Буланин. - Л.: Просвещение, 1967. - 264 с.

Бочаров, А. История духа - история жизни / А.Бочаров // Бесконечность поиска.- М., 1982. - С. 98 - 125.

Буряков, М.А. К вопросу об эмоциях и средствах их языкового выражения / М.А. Буряков // Вопросы языкознания. - 1979. - № 3. - С. 47-59.

Бычкова, Т.А. Концепт "Жизнь-смерть" в идиолекте Михаила Зощенко: дис.... канд. филол. наук: 10.02.01. / Т.А. Бычкова. - Казань, 2004. - 162 с.

Валгина, Н.С. Теория текста: Учебное пособие / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 174 с.

Валиулина, C.B. Средства репрезентации эмоции «страсть» как фрагмента русской языковой картины мира: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / C.B. Валиулина.- Улан-Удэ, 2006. - 184 с.

Ванникова, С.Д. Художественная концепция истории в прозе В.Г. Митыпова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. / С.Д. Ванникова. - Улан-Удэ, 2008. - 160 с. ^

Варламов, А. Убийство / А. Варламов // Дружба народов. - 2000. - №1. - С. 17-22.

Васильев, Л.М. Семантика русского глагола: Учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалификации / Л.М. Васильев. — М.: Высш. школа, 1981.- 184 с.

Васильев, Л.М. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. Выпуск 5. ментальные предикаты. Модальные предикаты. Предикаты восприятия: Учебное пособие / Л.М. Васильев. - Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 126 е.,

Васильев, Л.М. Системный семантический словарь русского языка. Выпуск 3. Предикаты движения / Л.М. Васильев. - Уфа, 2002. - 88 с.

Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. - М.: Яз. славян, культуры, 2001.

Вежбицкая, А. Сопоставление культур через посредство лексики и грамматики / А. Вежбицкая. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 272 с.

Вильмс, Л.Е. Лингвокультурологическая специфика понятия «любовь» (на материале русского и немецкого языков): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. / Л.Е. Вильмс. - Волгоград, 1997. - 211 с.

Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологии эмоций / В.К. Вилюнас // Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2004. - С. 8-40.

Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов. - M., АНСССР, 1963. - С. 72, 91,118, 155.

Виноградов, В.А. Идиолект / В. А. Виноградов // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 171.

Вишев, И.В. На пути к практическому бессмертию / И.В. Вишев. - М.,

2002.- 156 с.

Власова, С.А. Коцепт «life» в современной англоязычной культуре: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. / С.А. Власова. - Кемерсво,

2003.- 17 с.

Воркачев, С.Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты / С.Г. Воркачев // Изв. РАН. Сер.лит.и яз. - 2001. - Т.60. - С. 47-58.

Воркачев, С.Г. Культурно-языковая специфика концепта любви в русском и испанском языках: опыт этносемантического анализа / С.Г. Воркачев // Язык и антропологические сущености. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 1997.-С. 192-216.

Воркачев, С.Г. Любовь как лингвокультурный концепт / С.Г. Воркачев. - М.: «Гнозис», 2007. - 284 с.

Воробьева, Е.Ю. Бинарность и ее архетипические основания : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Е.Ю. Воробьева. - Омск, 2005. - 130 с.

Гак, В.Г. Пространство времени / В.Г.Гак // Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997. - С. 123 - 130.

Гак, В.Г. Русская динамическая картина мира / В.Г.Гак // Русский язык сегодня. Вып. 1. - М., 2000. - С. 36 - 44.

Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М., 1981.

Георгиевский, A.C. Русская проза малых форм последней трети XX века: духовный поиск, поэтика, творческие индивидуальности: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. / A.C. Георгиевский. - Москва, 2004. - 336 с.

Гиршман, М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа: Учеб. Пособие / М.М. Гиршман. - М.: Высш. шк., 1991. - 160 с.

Гончарова, Е.А. Лингвистические средства создания образа персонажа в художественном тексте / Е.А. Гончарова // Лингвистические исследования художественного текста. - Л., 1983.

Голикова, Т. А. Слово как интегративный компонент репрезентации концептуальной картины мира (на материале творчества В. В. Набокова): автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.19 / Т. А. Голикова. - Барнаул, 1996.-С. 7.

Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - 8-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 448 с. - (Высшее образование).

Горбачевич, К.С. Словарь синонимов русского языка / К.С. Горбачевич. -М.: Эксмо, 2007.

Горшков, А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика: учеб. для педагогических университетов и гуманитарных вузов / А.И. Горшков. - М.: ACT: Астрель, 2006. - 367, [1]с. -(Лучший вузовский учебник последнего десятилетия).

Григорьев, В.П. Идиостиль / В. П. Григорьев // Литературный энциклопедический словаф» / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева.

- М: Советская энциклопедия, 1987. - С. 115.

Григорьева, А. Д. Слово в поэзии Тютчева / А. Д. Григорьев. - М„, 1980.

- С. з.

Грудкина Т.В. Феномен двойничества в русской литературе XIX века: В.Ф. Одоевский, А.П. Чехов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01/ Т.В. Грудкина. - Шуя, 2004. - С. 15-20.

Грушевская, В.Ю. Художественная условность в русском романе 1970-х - 1980-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / В.Ю. Грушевская. -Екатеринбург, 2007. - 183 с.

Гумбольдт, Ф. фон. Избранные труды по языкознанию / Ф. фон Гумбольдт. - М., 1984. - С. 165.

Давыдова, Т.Т. Миф в современной русской прозе: от Ч.Айтматова до В.Пелевина / Т.Т. Давыдова. - М.: Флинта: Наука, 2006. - С. 35.

Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2008. -,896 с.

Данькова, Т.Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А. Ахматовой: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / Т.Н. Данькова. - Воронеж, 2000. - 214 с.

Джеймс, У. Психология / Под ред. JI.A. Петровской. - М.: Педагогика, 1991.-368 с.

Джеймс, У. Эмоция / У. Джеймс // Психология мотивации и эмоций. -М.: ЧеРо, 2002. - С. 92.

Дзюба, Е.В. Концепты жизнь и смерть в поэзии М.И. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.0% / Е.В. Дзюба. - Екатеринбург, 2001. - 255 с.

Диброва, Е.И. Коммуникативно-когнитивная модель текстопорождения / Е.И. Диюрова // Семантика языковых единиц. Доклады V международной конференции. - М., 1996. - С. 135.

Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология: [Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика»] / Т.М. Дридзе. -М.: Высш. школа, 1980. - 224 с.

Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии / Т. М. Дридзе ; Отв. ред. И. Т. Левыкин. -М.: Наука, 1984. - 268 с.

Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - М.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

Ермакова, A.B. Способы и средства реализации концептов «жизнь» и «смерть» в художественном тексте (на материале романов «Чевенгур» А. Платонова и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / A.B. Ермакова. - Волгоград, 2006. - 181 с.

Ермолин, Е. На тот свет и обратно: советский опыт в прозе последних лет / Е. Ермолин // Континент. - 1994. - №81. - С. 337 - 360.

Ефимова, Н.М. Русский космизм о природе жизни и смерти: Н. Федоров, К. Циолковский,^А. Платонов: дис. ... канд. филол. наук: 09.00.03. / Н.М. Ефимова. - Киров, 1996. - 176 с.

Жук, М.И. Концепты вера, надежда, любовь в идиостиле Булата Окуджавы: автореф. дне. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / М.И. Жук. -Владивосток, 2007. - 23 с.

Зализняк, A.A. Ключевые идеи русской языковой картины мира / A.A. Зализняк, И. Б. Левонтина, А.Д.Шмелев. - М.: Языки славян, культуры (А. Кошелев), 2005. - 540 с.

Земская, Ю.Н. Теория текста: учебное пособие / Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова, Л.М. Комиссарова, Н.В. Панченко, A.A. Чувакин. - М.: Флинта, Наука, 2010.- 132 с.

Злобина, А. Все тот же русский человек на rendez - vous, или ? / А. Злобина // Знамя. - М, 1999. - №2. - С. 212 - 216.

Ибрагимова, В.Л. Семантика глаголов пространственной локализации в современном русском языке / В.Л. Ибрагимова. - Уфа: Изд-е Башкирского университета, 1992. - 172 &

Иванов, В. За Анатолием Кимом - большая тайна [Электрон, ресурс] / В. Иванов. - 7 февраля. - 2001. - Режим доступа: http://www.litrossia.ru.

Иванова, И.А. Концепт любовь и его концептосфера в истории русского языка: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / И.А. Иванова. - Москва, 2006.-201 с.

Ильин, И.Р. Проблема личности в литературе постмодернизма. Теоретические аспекты / И.Р. Ильин // Концепция человека в современной литературе. - М.: ИНИОН, 1990. - С.47-70.

Индивидуально-художественный стиль и его исследование / Под ред. В. А. Кухаренко. - Киев - Одесса: Высш. школа, 1980. - 168 с.

Ипанова, O.A. Концепт "жизнь" в русской языковой картине мира: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / O.A. Ипанова. - СПб., 2005. - 225 с.

Каверина, С.Е. Формирование представлений о смерти в художественной литературе: Социально-философский анализ: дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11. / С.Е. Каверина. - Москва, 2005. - 131 с.

Калимуллин, И.И. Валентин Распутин: художественно-творческая эволюция: дис. ... канд. филол. наук / И.И. Калимуллин. - Бирск, 2002. — 223 с.

Калимуллина, Л.А. К вопросу о языковой дифференциации эмоций / Л.А. Калимуллина // II Международные Бодуэновские чтения. - Казань, 2003. -Т.1.-С. 148-150.

Каменская, О.Л. Текст и коммуникация / О.Л. Каменская. - М.: Высш. шк., 1990. - 152 с. ^

Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - М: Гнозис, 2004. - 390 с.

Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Отв. ред. Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1987. - 263 с.

Караулов, Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю.Н. Караулов // Язык и личность. - М.: Наука, 1989. - С. 3-8.

Караулов, Ю.И. Структура лексико-семантического поля / Ю.И. Караулов // Филологические науки. - 1972. - № 1. - С. 57 - 68.

Касевич, В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык / В.Б. Касевич. - Спб: Петербургское востоковедение, 1996. - 288 с.

Каштанова, Е.Е. Лингвокультурологические основания русского концепта «любовь» (аспектный анализ): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / Е.Е. Каштанова. - Екатеринбург, 1997. - 23 с.

Кильдибекова, Т.А. Глаголы действия в современном русском языке. Опыт функционально-семантического анализа / Т.А. Кильдибекова. -Издательство Саратовского университета, 1985. - 160 с.

Ким, A.A. В поисках гармонии / A.A. Ким // Литературное обозрение. -1990. -№ 6.- С. 53-58.

Ким, A.A. Моя родина - русский язык / A.A. Ким // Труд. - 1996. - 4 апреля. - С.4.

Ким, A.A. Онлирия: Роман / A.A. Ким // Новый мир. - 1995. - № 2. - С. 9-55; №. 3. - С. 59-112.

Ким, A.A. Онлирия: Роман / A.A. Ким // Новый мир. - 1995. - №. 3. - С. 59-112.

Ким, A.A. «Смерть - всего лишь порог» / A.A. Ким // Литературная газета. - 1996. - 7 февраля. - С. 12.

Ким, A.A. Я пишу о бессмертии [Электрон, ресурс] / A.A. Ким. - 2001. - Режим доступа: http://moloko.ruspole.info/node/46.

Киселева, Е.В. Лексемы «любовь» и «love»: модели лексикографической интерпретации: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. / Е.В. Киселева. - Екатеринбург, 2004. - 241 с.

Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика: Учебное пособие / И.М. Кобозева. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 352 с.

Кожевникова, H.A. Формирование содержания и синтаксис художественного текста / H.A. Кожевникова // Синтаксис и стилистика. - М., 1976.-С. 301-315.

Козлов, М. Вселенная облаков / М. Козлов // Литературная газета. -2000.-21 августа.-С. 10.

Колесов, В.В. Любы и любовь / В.В. Колесов // Исследования по древней и новой литературе. - Л.: Наука, 1987. - С. 266-272.

Коммуникативно-прагматические аспекты слова, в художественном тексте: сб. науч. тр. / Под ред. Н.С. Болотновой. - Томск: Изд-во Том:. ЦНТ.И, 2000. - 158 с,

Конарева, H.H. Метафорическая репрезентация художественного концепта «любовь» в поэтическом дискурсе М. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / H.H. Конарева. - Иваново, 2010.- 170 с.

Кондаков, И. Наше советское «все» / И. Кондаков // Вопросы литературы. - 2001. - №4. - С. 10 - 14.

Корнилов, O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетфв / O.A. Корнилов. - М.: ЧеРо, 2003. - 347 с.

Корытова, О.М. Когнитивное пространство словосращения: на материале русского и английского языков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. / О.М. Корытова. - Тверь, 2008. - 182 с.

Костюков, JI. У вечности в плену / Л. Костюков // Литературная газета. -1995.-19 апреля.

Котюрова, М.П. Филологический анализ художественного текста: Практикум / МЛ I. Котюрова, H.A. Купина, H.A. Николина. - М.: Флинта: Наука, 2003.

Красильников, Р.Л. Образ смерти в литературном произведении: модели и уровни анализа / Р.Л. Красильников. - Вологда: ГУК ИАЦК, 2007. - 140 с.

Краткий этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский, В.В. Иванов Т.Б. Шанская. - М.: Просвещение 1975. - 541 с.

Крушевский, Н.В. Очерк науки о языке / Н.В. Крушевский. — Казань: Типография Императорского Университета, 1893. - 148 с.

Кузнецов, И. Утопия Кима. Писатель, приближающий Вечность / И. Кузнецов // Литературная газета. - 1999. - 16-23 июня. - С. 12.

Кузнецова, Л.Э. Любовь как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и тендерный аспекты: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. / Л.Э. Кузнецова. - Краснодар, 2005. - 206 с.

Кухаренко, В.А. Интерпретация текста: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №>ll03 «Иностр. яз.» / В.А. Кухаренко - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем. Пер. с англ. / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.

Леденёва, В.В. Идиостиль (к уточнению понятия) / В.В. Леденёва // Филологические науки. - 2001. - № 5. - С. 36-41.

Лейдерман, Н.Л. Жизнь после смерти. Новые сведения о реализме / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий // Новый мир. - 1997. - №7. - С. 233 - 252.

Лесскис, Г.А. Синтагматика и парадигматика художественного текста / Г.А. Лесскис // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1982. - Т.40. - №5. - С. 430441.

Лингвистические энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцев. - 2-е изд., доп. - М.: Большая Рос. энцикл., 2002. - 709 с.

Литература конца XX века: упадок или поиски новых путей? // Литературная учеба. - 199Т. - кн. 2. - С. 98 - 104.

Лихачев, Д.С. О филологии / Д.С. Лихачев. - М.: Высш. Шк, 1989. - 208

с.

Лихачев, Д.С. Смех в древней Руси / Д.С. Лихачев, A.M. Панченко, Н.В. Понырко. - Л.: Наука, 1984. - 295 с.

Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Русская словесность. От теории к структуре текста. Антология. - М.: Academia, 1997. - С.280-287.

Лобкова, Е.В. Образ-концепт «любовь» в русской языковой картине мира: дис.... канд. филол. наук: 10.02.01. / Е.В. Лобкова. - Омск, 2005. - 288 с.

Лосева, Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей / Под ред. Г.Я. Солганика. -М.: Просвещение, 1980. - 94 с.

Лоскутова, Т.Н. Концепты «жизнь-смерть», вербализованные лексемами и фразеологическими единицами русского языка, в лингвокультурологическом аспекте: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / Т.Н. Лоскутова. - Челябинск, 2009. - 179 с.

Лоусон, Т. Социология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 с.

Любимов, Н. Печать тайны / Н. Любимов // Избранное: Повести, роман / A.A. Ким; [Вступ. ст. Н. Любимова]. - М.: Сов. писатель, 1988. - 716 с.

Макогоненко, Т.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830 - е годы (1833 -1836): Монография / Л. Макогоненко. - Л.: Худож. лит., 1982. - 464 с.

Малышева, Е.Г. Идиостиль Владислава Ходасевича: Опыт когнитивно-языкового анализа / Е. Г. Малышева. - Омск, 1997. - 231 с.

Манн, Ю.В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма / Ю.В. Манн. -М., 2001.-447 с.

Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма / Ю.В. Манн. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 384 с. - (Прогр. "Обновление гуманит. образования в России").

Маслова, В.А. Лингвокультурология: Учеб. Пособие / В.А. Маслова. -М.: Академия, 2001. - 208 с.

Матяш, Д.В. Жизнь и смерть: от сакральной символической обратимости к постсакральной бинарности: Социально-философский анализ: дис.... канд. философ, наук: 09.00.11. / Д.В. Матяш. - Ростов-на-Дону, 2003. -306 с.

Медведева, Т.В. Ключевые концепты лирики А.С. Пушкина: Лингвостилистический анализ: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / Т.В. Медведева. - Самара, 2002. - 196 с.

Мензаирова, Е.А. Актуализация концептов «любовь» и «женщина» в песенном дискурсе: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. / Е.А. Мензаирова. -Ижевск, 2010.- 187 с.

Минералов, Ю. Новейшая русская литература (1990-е годы - начало XXI века) / Ю. Минералов. - М.: Наука. - 2001. - 126с.

Митрофанова, О.И. Базовые концепты русской ментальности в поэтическом языке П.А. Вяземского: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / О.И. Митрофанова. - Казань, 2006. - 215 с.

Михайлова, Г.М. Философский и религиозный эклектизм прозы Анатолия Кима (роман «Остров Ионы») / Г.М. Михайлова // Literatura. - 2007. -№49 (2).

Михайлова, Т.Л. Бинарные оппозиции системного конструкта: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. / Т.Л. Михайлова. - Нижний Новгород, 2008. - 209 с.

Михалева, А.А. Герой-двойник и структура произведения: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. / А.А. Михалева. - Москва, 2006. - 248 с.

Морараш, М.М. Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / М.М. Морараш. - Казань, 2009. - 179 с.

Муратова, В.Э. Бинарные концепты «любовь/love» и «ненависть/hate (hatred)» в английском и русском песенных дискурсах: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. / В.Э. Муратова. - Казань, 2010. - 223 с.

Мухина, Н. М. Репрезентация идеи красоты в поэзии Н.С. Гумилёва и А. А. Ахматовой: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.02.01 /Н.М. Мухина. - Екатеринбург, 2000 - 19 с.

Нагина, К.А. Образно-смысловая оппозиция «жизнь»-«смерть» в произведениях JI.H. Толстого 1880-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / К.А. Нагина. Зоронеж, 1998.-213 с.

Некрасова, Е.А. А. Фет, И. Анненский. Типологический аспект описания / Е. А. Некрасова. - М.: Наука, 1991. - С. 123.

Немзер, А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е / А. Немзер. -М., 1998.-С. 90-97.

Немзер, А. Эквивалент текста/ А. Немзер // Сегодня. - 1996. - №4. -

С.18.

Нефагина, Г.Л. Пособие по русской литературе для поступающих в вузы / Г.Л. Нефагина. - Минск: Беларуская навука, 1997. - 217 с.

Нефагина, Г.Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов XX века: Учебное пособие для студентов филолог, факультетов вузов/ Г.Л. Нефагина. - Минск: Экономпресс, 1998. - 231 с. - (Прогр. «Обновление гуманит. образования в Беларуси»).

Николина, H.A. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / H.A. Николина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.

Новиков, А. «Мастера фантастического реализма» / А. Новиков // Книжное обозрение. - 1994. - 24 мая. — С. 15.

Новиков, А.И. Семантика текста и ее формализация / JI.A. Новиков. -М., 1983.-215 с.

Новиков, В.И. Под соусом вечности (О романе Анатолия Кима «Белка») / В.И. Новиков // Диалог. - М.: Современник, 1986. - 270 с.

Новиков, JI.A. Художественный текст и его анализ / JI.A. Новиков. - M

: Рус, яз., 1988. - 300 с. 4

Новикова, П.А. «Пространство смерти» в европейской литературе XX века: И. Шмелев, Б. Виан, В. Шаламов, А. Солженицын Ф. Ксенакис: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. / П.А. Новикова. - Самара, 2005. - 221 с.

Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Проспект./ Авт. Ю.Д. Апресян, О.Ю. Богуславская, И.Б. Левонтина, Е.В. Урысон. Под общим руководством академика Ю.Д. Апресяна. - M.: «Русские словари», 1995.-560 с.

Огранович, Д. А. Осмысление феномена «смерти»: социально-философский аспект: дис.^. канд. философ, наук: 09.00.11. / Д.А. Огранович. -Москва, 2007.- 155 с.

Одинцов, В.В. Стилистика текста / В.В. Одинцов. - М., 1980. - С. 10, 115,161,172.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

Озеров, А.Н. Фразеосемантическое поле рождения, жизни и смерти человека: дис. ... канд. филЬл. наук: 10.02.19. / А.Н. Озеров. - Москва, 2006. -157 с.

Ортега-и-Гассет, X. Две великие метафоры / X. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 68-81.

Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет ; Сост. В.Е.Багно. - М.: Искусство, 1991. - 588 с. - (История эстетики в памятниках и документах).

Ортега-и-Гассет, X. Этюды о любви / X. Ортега-и-Гассет // Звезда. -1991.-№ 12.-С. 139-174.

Осипова, A.A. Концепт "Смерть" в русской языковой картине мира и его вербализация в творчестве В. П. Астафьева 1980-1990-х гг.: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01./ A.A. Осипова. - Магнитогорск, 2005. - 250 с.

Откупщикова, М.И. Синтаксис связного текста / М.И. Откупщикова. -М., 1982.-104 с.

Панкратова, М.В. Доминантные компоненты идиостиля И. Лиснянской: дис. ... канд. филол. наук:^10.02.01 / М.В. Панкратова. - Коломна, 2009. - 190 с.

Паранук, К.Н. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.09, 10.01.02. / К.Н. Паранук. - Майкоп, 2006. - 406 с.

Пешковский, A.M. Наш язык. Ч. 3. Заключительный курс / A.M. Пешковский. - М.; Л., 1927. - 270 с.

Пименова, М.В. Концептуальные исследования. Введение: учеб. пособие / М.В. Пименова, О.Н. Кондратьева. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. — 176 с. ^

Пищальникова, В.А. Проблема идиостиля. Психолингвистический аспект / В.А. Пищальникова. - Барнаул, 1992. - С. 49.

Пищальникова, В.А. Проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста / В.А. Пищальникова. - Барнаул, 1984. - 59 с.

Пономарева, Е.Ю. Концептуальная оппозиция "Жизнь-Смерть" в поэтическом дискурсе: на материале поэзии Д. Томаса и В. Брюсова: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. / Е.Ю. Пономарева. - Тюмень, 2008. - 241 с.

Проза 1980-2000-х годов: Справочное пособие для филолога. -Воронеж: «Родная речь», 2003. - 272 с.

Психолого-педагогический словарь / Авт.-сост. A.B. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448с.

Руднев, В. Словарь культуры XX века [Электрон, ресурс] / В. Руднев. -Режим доступа: http://philosophy.ru/edu/ref/rudnev/b038.htm.

Русская литература 'ХХ века: Учебное пособие для студентов пед. вузов: в 2 т. Т.2: 1940-1990-е годы / под ред. Л.П. Кременцова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2005. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - 464 с.

Русская литература (90-е годы XX века) / Авт. коллектив В.Ф. Габдулхаков, Н.Г. Гараева, Л.Ю. Мухаметзянова - Овсянникова; Рос. Акад. образования; Ин-т сред. Проф. Образования. - Казань: Матбугат йорты, 2000. - 228 с.

Русская литература XIX и XX веков: учебное пособие для абитуриентов / [КГУ, фил<5л. фак.: науч. ред.: Т.Г. Прохорова и др.]. - Казань, 2006. - 503 с.

Русский язык. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997.-721 с.

Салалыкина, Ж.В. Понятие "Смерть" в русском языке: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / Ж.В. Салалыкина. - Волгоград, 2003. - 200 с.

Семенчик, В. От великой любви к Сахалину / В. Семенчик // Литературная газета. - 2005. - №39/40. - С. 21.

Сидоров, Е.В. Проблемы речевой системности / Е.В. Сидоров. - М., 1987.- 140с. 4

Сидорова, А.Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы: Литература, живопись, музыка: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / А.Г. Сидорова. - Барнаул, 2006. - 218 с.

Скаковская, Л.Н. Фольклорная парадигма русской прозы последней трети XX века: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. / Л.Н. Скаковская. - Тверь, 2004. - 348 с.

Словарь антонимов русского языка: Более 2500 антоним, пар / Под ред. Л.А. Новикова.- 6-е изд., испр. и доп. - M.: ТЕРРА, 1997. - 480 с.

Словарь иностранных слов. - М.: Советская Энциклопедия, 1964. -С.103.

Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. - М., 1989. -

421 с.

■■■

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П.Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. - 3-е изд., испр. и доп. - Спб.: ООО «Виктория плюс», 2009. - 599 с.

Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2001. - 648 с.

Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: дис. ...д-

ра филол. наук: 10.02.19. / Г.Г. Слышкин. - Волгоград, 2004. - 323 с.

s

Смирнова, А.И. Русская натурфилософская проза 1960-1980-х годов: философия, мифология, поэтика: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. /

A.И. Смирнова. - Воронеж, 1995. - 42 с.

Смоленцева, М.В. Эмоциональный концепт «любовь» в песенном дискурсе: дис.... канд. филол. наук: 10.02.20. / Чебоксары, 2009. - 217 с.

Соболь, А. О лесе человеческом / А. Соболь // Литературное обозрение. - 1990. -№10.-С. 79-81.

Современный русский язык: Учеб.для филол. спец. высших учебных заведений / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; Под ред.

B.А. Белошапковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 928 с.

Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В.В. Юрчук. - Мн.: Элайда, 2000. - 704 с.

Соловьева, Т.В. Концепт «Любовь» и его лингвистическая репрезентация в лингвокультурном аспекте (на материале лирических и драматических произведений К. Скворцова): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / Т.В. Соловьева. - Челябинск, 2009. - 173 с.

Сорокин, Ю.А. Текст, цельность, связность, эмотивность / Ю.А. Сорокин // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. - М., 1982.-С. 61-83.

Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор -координатор - академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. - 488 с.

Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания: Учеб. пособие / Ю.С. Степанов. -М.: Просвещение, 1975. -271 с.

Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. / Ю.С. Степанов. -М.: Академический Проект, 2001. - 990 с.

Степанян, К. Можно ли жить бунтом? / К. Степанян // Литературная газета. - 1989. - 4 октября. - №10. - С. 10.

Степанян, К. Завороженные смертью / К. Степанян // Знамя. - 2002. -№6.-С. 204-212.

Судьба Блока: По документам, воспоминаниям, письмам, заметкам, дневникам, статьям и другим материалам / Сост. О. Немеровская и Ц. Вольпе -Л., 1930.-С . 128.

Сухомлинова, Ю.А. Бинарные оппозиции в творчестве Андрея Платонова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / Ю.А. Сухомлинова. - Самара, 2005.-161 с.

Талицкая, A.A. Концепты «жизнь» и «смерть» в лирике H.A. Заболоцкого: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / A.A. Талицкая. -Ярославль, 2011. - 223 с.

Тарасенко, В.В. Концепты "жизнь" и "смерть" в системе языка и сознании разноязычных носителей: на материале фразеологизмов: дис.... канд. филол. наук: 10.02.19. / В.В. Тарасенко. - Комсомольск-на-Амуре, 2008. - 244 с.

Тарасова, И. А. Образы языкового сознания: к проблеме индивидуально-специфического (на материале поэзии И. Анненского и Г.

Иванова) / И.А. Тарасова // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2001. - Вып. 18. - С. 101105.

Тарасова, И.А. Фреймовый анализ в исследовании идиостилей / И.А. Тарасова // Филологические науки. - 2004. - № 4. - С. 42 - 49.

Телия, В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира / В.Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / под ред. Б.А. Серебренникова. - М.: Наука, 1988. - С. 173-204.

Топоров, В.Н. Судьба и случай [Электрон, ресурс]. / В.Н. Топоров // Понятие судьбы в контексте разных культур. Сборник. - М., 1994. - Режим доступа: http://www.aquami.ru/psih/fatum/fatum6.html.

Топорова, Т.Ю. «Жизнь и смерть в текстах Андрея Платонова» («Котлован», «Сокровенный человек», «Усомнившийся Макар», «Дневник»). Работа по восприятию текста с использованием приема «смысловой ход конем» / Т.Ю. Топорова // Язык, сознание, коммуникация: Сб. Статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов.- М.: МАКС Пресс, 2004. - Вып. 26. - С. 156166.

Туктангулова, Е.В. Художественные концепты «жизнь» и «смерть» епе репрезентанты словообраза «природа» в идиостиле H.A. Заболоцкого: автореф. дис. ... канд. фшфл. наук: 10.02.01. / Е.В. Туктангулова. - Ижевск, 2007. - 190 с.

Тураева, З.Я. Лингвистика текста / З.Я. Тураева. - М.: Просвещение, 1986.- 127 с.

Тюпа, В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В.И. Тюпа. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

Уваров, М.С. Бинарный архетип [Электрон, ресурс] / М.С. Уваров. -Спб, 1996. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/uvarov/01/00.html.

Усманова, JI.A. Семантика и сочетаемость темпоральных имен в художественной речи (на материале языка произведений И.А.Бунина) / JI.A. Усманова. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2009. - 160 с.

Учебный словарь сочетаемости слов русского языка: Около 2500 словар. статей / Ин-т русского языка им. A.C. Пушкина; Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. - М.: Русский язык, 1978. - 688 с.

Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. 180000 слов и словосочетаний / Д.Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт: Дом. XXI век, 2009.-VIII, 1239 с.

Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков; под ред. д-ра филол. наук Татьянченко Н.Ф. - М.: Альта-Пресс, 2005. -1216 с.

Федоров, Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров. - Рйеа: Зинатне, 1988. - 454с.

Филиппова, C.B. Утопический вектор натурфилософской прозы С. Залыгина: 1970-1990-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / C.B. Филиппова. - Мичуринск, 2007. - 201 с.

Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

Фомина, С.Д. Концепт «Любовь» в идеосфере Л.Н. Толстого: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / С.Д. Фомина. - Елец, 2009. - 185 с.

Фразеологический словарь русского литературного языка конца XVIII-XX вв. В 2-х тт. / Под ре)|. доктора филологических наук А.И. Федорова. -Новосибирск: «Наука» Сибирское отд., 1991.

Фразеологический словарь русского языка / Н.Ф. Татьянченко. - М.: Издательский дом «Диалог», 1998 - 540 с.

Фразеологический словарь русского языка / М.И. Степанова.- 2-е изд., испр. и доп.- Спб.: ООО «Виктория плюс», 2009. - 608 с.

Фрезер, Дж. Золотая ветвь [Электрон, ресурс] / Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - Режим доступа: http://lib.aldebaran.ru/author/ frezerdzheims/frezer_dzheims_ го1о1ауа_ уеЫ.

Хо Сон Тэ. Синонимические отношения в семантических полях 'ЖИЗНЬ' и 'СМЕРТЬ' / Хо Сон Тэ // Язык, сознание, коммуникация: Сб. Статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2002. -Вып.21.- 184 с.

Хо Сон Тэ. Глагольно - атрибутивная сочетаемость имени СМЕРТЬ в паремиях русского языка / Хо Сон Тэ // Язык, сознание, коммуникация: Сб. Статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов.- М.: МАКС Пресс, 2002.-Вып.21.-С. 55-63.

Хо Сон Тэ. Языковое сознание русского народа (на материале фразеологизмов, возглавляемых именами ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ) / Хо Сон Тэ // Язык, сознание, коммуникация: Сб. Статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов.- М.: МАКС Пресс, 2001. - Вып. 20. - С. 26-34.

Хутова, Э.Р. Бинарная оппозиция «любовь/ненависть» в разно системных языка: лингвокультурологический аспект: на материале русского, английского и кабардино-черкесского языков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. / Э.Р. Хутова. - Кабард. Балкар, гос. ун-т им. Х.М. Бербекова. - 184 с.

Чернейко, Л. О. Концепты ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ как фрагменты русской языковой картины мира / Л.О. Чернейко; Хо Сон Тэ // Филологические науки. -М., 2001.-№5.-С. 128.

Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. - 3-е изд., стереотип. / Черных. - М.: Рус.яз., 1999. -Т.2: А Панцирь - Ящур. - 560 с.

Чумак, О.С. Корреляция концептов "жизнь" и "смерть" в идиостиле Б. Л. Пастернака: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / О.С. Чумак. - Саратов, 2004.-156 с.

Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей / Н.М. Шанский. - М., «Просвещение», 1975. - 543 с.

Шанский, Н.М. Лингвистический анализ художественного текста: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Русский язык и литература в национальной школе» / Н.М. Шанский. - 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение. Ленигр. отд-ние, 1990. - 415 с.

Шапарь, В.Б. Словарь практической психологии / В.Б. Шапарь. - М.: ACT, 2004. - 734 с.

Шестакова, Л.Л. Слово - образ душа в поэзии Евгения Баратынского / Л.Л. Шестакова // Русский язык в школе. - 1999. - № 4. - С. 52-59.

Широкова H.A. Эмоциональный концепт «любовь» в идиостиле A.C. Пушкина (на примере стихотворных произведений и их переводов на немецкий язык): авторе|). дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. / И.А. Широкова. - Тюмень, 2006. - 26 с.

Шкловский, Е. Я и мы: Концепция личности в современной прозе / Е. Шкловский // Литературное обозрение. - 1982. - №10. - С. 11 - 16.

Шкловский, Е. В поисках гармонии / Е. Шкловский // Литературное обозрение. - 1990. - №6. - С. 53 - 58.

Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. - М., 1957.-С. 110-129.

Щербацкий, Ф.И. Концепция буддистской нирваны. Избранные труды по буддизму [Электрон, ресурс] / Ф.И. Щербацкий. - Москва, 1988. - Режим доступа: http://psylib.org.ua.books.shchb02.txt02.htm.

Этимологический словарь русского языка / Автор-составитель Н.М. Шанский. - М., 1965. - Т.1. - Вып. 2. - С. 120.

Юнг, К.-Г. Психология бессознательного. Очерки по аналитический психологии. / К.-Г. Юнг. - Харвест, 2003. - 340 с.

Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (Модели пространства, времени и восприятия) / Е. С. Яковлева. - М.: Гнозис, 1994. -343 с.

Яранцев, Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии: Ок. 800 фразеологизмов.- 2-е изд., стереотип / Р.И. Яранцев. - М.: Рус. яз., 1985. - 304 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.