Библейские мотивы в поэмах С.А. Есенина 1917-1920 годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Юдушкина, Олеся Васильевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 281
Оглавление диссертации кандидат наук Юдушкина, Олеся Васильевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Функции библейских мотивов в поэмах Есенина 1917-1920 годов
1.1. Концепция художественного образа в теоретических работах С.А. Есенина «Отчее слово» (1918),
«Ключи Марии» (1918), «Быт и искусство» (1920)
1.2. Синтез лирического и эпического в «маленьких
поэмах» 1917 - 1918 годов
1.3. Сюжетообразующее начало лироэпических форм
1917-1920 годов
ГЛАВА ВТОРАЯ. Символика Священного писания в «маленьких поэмах» С.А. Есенина 1917 - 1920 годов
2.1. Мотив мечты о «вольном роке» в поэмах 1917 года («Певущий зов», «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение»)
2.2. Герой-пророк 1918 года в «Инонии», «Сельском часослове», «Иорданской голубице», «Небесном барабанщике»
2.3. Духовная направленность в «Пантократоре», «Кобыльих кораблях», «Сорокоусте»
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Церковные образы в поэмном творчестве Есенина 1917 - 1920 годов
3.1. Художественная трансформация молитвы в
стилевой орнаментике стиха поэм 1917 - 1919 годов
3.2. Иконопись как часть символической метафоры в «маленьких поэмах»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Формирование эстетической концепции С.А. Есенина и ее воплощение в поэмах 1917-1920-го годов2004 год, кандидат филологических наук Юнусова, Наталья Камильевна
Музыкальные образы в творчестве С.А. Есенина: мифопоэтика и контекст2017 год, кандидат наук Сухов, Алексей Валерьевич
Традиции фольклора и авангард в поэзии С.А. Есенина 1910-х годов2013 год, кандидат филологических наук У Даньдань
История и утопия в лирическом творчестве Сергея Есенина, 1913 - 1918 гг.2002 год, кандидат филологических наук Могилева, Ирина Ивановна
Книга "Радуница" в контексте творчества С.А. Есенина 1916 - 1925 годов2012 год, кандидат филологических наук Казимирова, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Библейские мотивы в поэмах С.А. Есенина 1917-1920 годов»
ВВЕДЕНИЕ
В творчестве С.А. Есенина (1895 - 1925) особое место занимают тринадцать поэм, созданных в 1917 - 1920 годах («Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Пантократор», «Кобыльи корабли», «Сорокоуст»). В 1926 - 1927 гг. все они, кроме «Сельского часослова», были включены во второй том «Собрания стихотворений» Сергея Есенина и названы по воле автора «маленькими поэмами»1.
Целостная художественная концепция указанных произведений очевидна. Их мифоцентричная органика структурно многосложна и семантически многослойна. И все же доминантными цредставляются те образные явления, которые восходят к традициям христианской культуры. Теоретические работы Есенина - «Отчее слово» (1918), «Ключи Марии» (1918) и «Быт и искусство» (1920) - также свидетельствуют о том, что библейские мотивы в эти годы стали ведущими в его творчестве. Вышеизложенным объясняется выбор темы диссертации.
Судьба поэм 1917 - 1920 годов, как и всего художественного наследия Есенина, была достаточно драматичной. Их православная тематика не вписывалась в контекст эпохи «воинствующего атеизма». В оценке «маленьких поэм» отечественной и зарубежной критикой можно выделить следующие периоды.
Первый этап - 1917 - 1925 годы - положительный, он создавался при жизни поэта. Естественно, революционно-романтические поэмы находились под защитой автора: не было ни одного отрицательного отзыва, направленного в сторону этих произведений.
Первым на эти «маленькие поэмы» откликнулся знаток литературы, авторитетнейшая фигура в русской культуре - Р.В. Иванов-Разумник, увидев
1 См. Евдокимов И.В. Сергей Александрович Есенин // Сергей Александрович Есенин. Воспоминания под ред. Ив. Евдокимова. М.; Л., 1926. С. 208 - 209.
в них глубокий современный философский смысл. В статье «Две России» он размышлял над поэмой «Отчарь»: «Всемирность русской революции - вот что пророчески предвидят народные поэты, и в этом их последняя глубокая радость <...>. И русский народ идет ко всему миру с открытой душой и с благой вестью о всемирной свободе» . Критик имел oipoMHoe влияние на поэта. В письме к А. Ширяевцу (24 июня 1917 года) Есенин писал о нем, что «натура его глубокая и твердая, мыслью он прожжен, и вот у него-то я сам <.. .> и отдыхаю, и вижу себя, и зажигаюсь от себя» .
Е.И. Замятин в сборнике «Мысль», размышляя об особенностях национальной литературы, писал: «<...> лучшее русской души лежит в основе непреодолимой русской тяги к миру всего мира. В любви к серцу и ненависти к мечу - подлинно русское, народное. И потому так хороши отсюда идущие строфы в <.. .> революционных стихах Есенина»4.
И.А. Оксенов в газетной статье «Слово пророка» отозвался на «маленькую поэму» «Инония»: «Не всякому дано сейчас за кровью и пылью наших (все же величайших) дней разглядеть истинный смысл всего совершающегося. И уже совсем немногие способны поведать о том, что они видят, достаточно ярко и для всех убедительно. К последним немногим <...> принадлежит <...> Сергей Есенин, выросший за три года в большого народного поэта»5.
В 1919 году B.JI. Львов-Рогачевский в книге «Поэзия новой России: Поэты полей и городских овфаин» заметил: «Из революционных стихов С. Есенина особенной задушевностью и необычной 1фасотой отличалось чудесное стихотворение "Товарищ" <...> поэтичная "повесть"...»6.
Критик П.С. Коган в журнале «Красная новь» отмечал, что «Есенин -один из немногих поэтов, душа которого бушует пафосом наших дней, который радостно кричит: «Да здравствует революция на земле и небесах».
2 Иванов-Разумник Р.В. Две России // Скифы, СПб., 1918. Вып. 2. С. 224.
3 Есенин Сергей в стихах и жизни. Письма. Документы. М., 1995. С. 71.
4 Замятин Е.И. // Мысль. Пг., 1918. Кн. 1. С. 290-291; подпись: Мих. Платонов.
5 Оксенов И.А. Слово пророка // Знамя борьбы. Пг., 1918. № 56.
6 Львов-Рогачевский В.Л. Поэзия Новой России: поэты полей и городских окраин. М., 1919. С. 55.
<...> Он чувствует бурную динамику революции, как редкие из наших поэтов. Но он по-своему протянул нити от крестьянской исконной воли к ее
7
конечным целям» .
В 1922 - 1923 годы Есенин посетил Европу и Америку, представив там свои произведения, в частности, поэму «Инония». Вокруг нее «полемика шла по разным направлениям: одни, осознавая гениальность стиля «Инонии», отмечали Божий дар Есенина, «выросшего за три года в большого народного поэта», другие обвиняли его в богоборчестве, в «яростном бунте против старого неба и старого Бога», третьи - в непонимании истинной сути революции 17-го года»8.
Отзывы этого периода о поэмах в целом, и в России, и за ее пределами, носили позитивный характер. Однако глубина их достоинства не была отмечена в полной мере. B.C. Чернявский, анализируя цикл этих стихотворений, назовет их «Есенинской Библией»9, что во многом соответствовало их внутренней стилевой сути. Это «все-таки было бесконечно больше, чем литература, - продолжал исследователь, - это было без оговорок - почвенно и кровно, без оглядки - мужественно и убежденно, как все стихи Есенина. Весь словарь его поэм («Инонии» в первую голову) при тогдашней его фанатической вере в самодовлеющее слово-образ определяет в своих сгустках напряжение его личного темперамента»10.
Второй период - амбивалентный в оценке названных произведений -связан с трагической гибелью Есенина. С одной стороны, это отклики Русского зарубежья, с другой, советской партийной номенклатуры («Злые заметки» Н. Бухарина, газетные статьи JI. Сосновского, брошюры А. Крученых).
Писатели Русского зарубежья, знавшие эти поэмы, не могли не оставить своего мнения о них. В. Ходасевич отзовется об «Инонии», как о
7 Коган П.С. // Красная новь. М., 1922, № 3.
8 Занковская Л.В. «Большое видится нарасстояньи...» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак. М., 2005. С. 20.
9 Чернявский B.C. Три эпохи встреч (1915 - 1925) // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 1. М., 1986. С. 220.
10 Там же. С. 220.
неком революционном порыве автора на октябрь 1917 года: «"Инония" была лебединой песней Есенина как поэта революции и чаемой новой правды. Заблуждался он или нет, сходились или не сходились в его писаниях логические концы с концами, худо ли, хорошо ли, - как ни судить, а несомненно, что Есенин высказывал, "выпевал" многое из того, что носилось в тогдашнем катастрофическом воздухе. В этом смысле, если угодно, он действительно был "пророком"»11.
Ив. Бунин, негативно относившийся в этот период к Есенину, был необъективен к его творчеству. Поэтому всю свою злобу, связанную с большевистской Россией, он излил в критике на «Инонию»: «"Я обещаю вам Инонию!" - Но ничего ты, братец, обещать не можешь, ибо у тебя за душой гроша ломаного нет. <...> А главное, все-то ты врешь, холоп, в угоду своему новому барину!»12.
Оценки писателей Русского зарубежья, при всей их разнохарактерности, не отрицали поэтического дара Есенина. Их точка
13
зрения в этом плане стала известна в России только с 1993 года .
Третий период начинается с 1930-х годов, это - период «есенинщины»14. Имя поэта и его произведения официально удаляются из русской национальной культуры. В предисловии к книге 1931 года «Есенин Сергей. Стихи и поэмы» читаем следующее: «Место Есенина не в нашей эпохе, а позади ее. <.. .> Замечательный лирик предреволюционного времени, честно искавший путей в революцию, Есенин отразил в ряде своих стихов стремление отрешиться от ограниченности крестьянского мироощущения и вызвать в своем творчестве голоса, созвучные нашей эпохе»15.
А. Селивановский во вступительной статье к сборнику «Есенин Сергей. Стихотворения» писал: «Юродствуя перед алтарем, Есенин в то же время
11 Ходасевич В.Ф. // Современные записки. Париж, 1926, <кн.> XXVI. С. 311.
12 Бунин И.А. // Возрождение. Париж, 1925, 12 октября, № 132. Подробнее об этом см.: Занковская Л.В. Иван Бунин о Сергее Есенине // Занковская Л.В. «Большое видится на расстояньи...» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак. M., 2005. С. 16 - 27.
13 Русское зарубежье о Есенине. Воспоминания, эссе, очерки, рецензии, статьи. В 2 т/Сост. Н.И. Шубникова-Гусева. М., 1993.
14 Литературная энциклопедия. M., 1930, Т. 4. С. 90.
15 Есенин Сергей. Стихи и поэмы. М., 1931. С. VII - VHI.
показывал себя религиозным похабником. Уже в таком смешении таились зачатки будущей «есенинщины»16. Из «маленьких поэм» 1917 - 1920 годов читателю в это время стали доступны лишь «Небесный барабанщик» (в издании 1931 года), «Товарищ» и «Инония» (в издании 1934 года).
Четвертый период (конец 1940-х и далее) - возвращение с купюрами творчества Есенина, в том числе и революционных поэм. Литературоведы 1960 - 1980 гг. характеризовали эти произведения Есенина как «революционные» отклики на события Октября 1917 года. Проблематика и поэтика поэм оказывались на периферии 1фитаческой и исследовательской мысли.
П.Ф. Юшин писал: «Есенин встретил Октябрьскую революцию так же восторженно, как и Февральскую, но, приветствуя и воспевая ее, восхищаясь ее размахом и величием, не заметил истинного ее содержания»17. Исследователь считает, что подлинные задачи революции не были поняты поэтом. Не стоит забывать, что Есенин воочию наблюдал за событиями, поддержанными народом. Эта мысль и стала ведущей в его революционных поэмах,
Ю.Л. Прокушев, изучая творчество Есенина, полемизировал с
П.Ф. Юшиным. Он соглашался с критиками 1910-х годов: «Судьба родины в
18
революционную эпоху - вот стержневая мысль, волнующая поэта» .
Е.М. Галкина-Федорук19, Л.Г. Юдкевич20, A.M. Марченко21, В.А. Вдовин22, В.В. Базанов23, A.C. Карпов24 и др., стараясь проникнуть в таинства глубин художественного мира Есенина, отмечая внутреннюю взаимосвязь поэм, как правило, рассматривали эти произведения как романтические, скифские, богоборческие, орнаментально-библейские. В это
16 Есенин Сергей. Стихотворения. М., 1934. С. 7.
17 Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. M., 1969. С. 202.
18 Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1978. С. 78,206.
19 Галкина-Федорук E.M. О стиле поэзии Сергея Есенина. М., 1965.
20 Юдкевич Л.Г. Лирический герой Есенина. Казань, 1971.
21 Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. M., 1972.
22 Вдовин B.A. «О новый, новый, новый, прорезавший тучи день» // Есенин и современность. M., 1975.
23 Базанов B.B. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.
24 Карпов A.C. Поэмы Сергея Есенина. М., 1989.
время в есениноведении впервые вводится термин «библеизмы»25 по отношению к «маленьким поэмам» 1917 -1920 годов.
Пятый период - после 1990-х годов: тексты печатают без цензурных купюр. Произведения оцениваются есениноведами под иным (неклассовым) углом зрения; изучаются закрытые до этого архивы; обнаруживаются неизвестные факты. «Маленькие поэмы» 1917 - 1920 гг. становятся предметом исследования в контексте православной культуры.
Наука на рубеже XX - XXI веков пополнилась новыми работами о С.А. Есенине, в том числе и о «маленьких поэмах». Вышло Полное собрание сочинений поэта в 7 томах, 9 книгах (1995 - 2001)26. Опубликованы 4 тома
27
Летописи жизни и творчества С.А. Есенина (2003 - 2010) . Отметим также книгу «С.А. Есенин и православие» (М., 2011), где представлены 22 статьи о Есенине в аспекте православной культуры, в том числе и зарубежных авторов. В журнале «Современное есениноведение» (Рязань, 2004 - 2011) публикуются работы по актуальным вопросам изучения творчества поэта.
Впервые к изучению содержательной части «маленьких поэм» 1917 — 1918 годов обратился М.В. Скороходов. Одиннадцать «революционных» поэм - «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Пантократор», «Небесный барабанщик» - он анализирует с точки зрения
1Я
библейских текстов как составной части стиля поэтики Есенина .
Н.М. Кузьмищева, развивая идеи М.В. Скороходова, дополняет изучаемые материалы поэмой «Кобыльи корабли» (1919). Расширяя границы
25 Библеизмы - фразеологические сочетания и афоризмы библейского происхождения. Выделяют фразеологизмы, образованные от имен библейских персонажей или географических названий; фразеологические сочетания, отражавшие реалии библейского сюжета или древнеиудейской истории и быта; цитаты из проповедей Христа и т. д. Использование библеизмов в поэзии привносит в текст элемента высокого стиля. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М., 2007. С. 60). Первым в изучении поэтики «маленьких поэм» Есенина терминологию «библеизмы» использовал KJ1. Зелинский (См. Зелинский КЛ. Черты поэтического стиля Есенина // Есенин и русская поэзия. Л., 1967. С. 64 - 65).
26 Есенин С. Полн. собр. соч. В 7 т., 9 кн. М., 1995 - 2001 (в дальнейшем ссылки на это издание даются с указанием тома и страницы).
Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: В 5 т. 1 - 4 тт. М., 2003 - 2010.
28 Скороходов M.B. Раннее творчество С.А. Есенина в историко-культурном контексте: «Радуница» 1916 г. и маленькие поэмы 1917 -1918 гг.: Дисс... канд. филолог.наук. М., 1995. Убрать
исследования, она рассматривает революционную образность Есенина в контексте языческих и христианских символов, сопоставляет их в соприкосновении с «антиреволюционным» содержанием «Слова о погибели Русской земли» (1919) A.M. Ремизова. К толкованию сознательных и бессознательных заимствований поэта, как и к интерпретации самих произведений, диссертантом привлечен ритуальный элемент: рассмотрены темы смерти/воскрешения, в образе коня осмыслена похоронная обрядность и т.д.29.
O.E. Воронова, размышляя над этими поэмами, делает вывод, что «необиблейский эпос Есенина», представленный в «маленьких поэмах» 1917-1919 годов, - это «попытка создания индивидуально-авторского мифа о новом Богооткровении». Исследуя поэмы, O.E. Воронова останавливает свое внимание на дохристианских, христианских и неохристианских началах
30
в них .
Н.К. Юнусова в «революционный» контекст «маленьких поэм» включает также стихотворения «Тучи с ожереба», «Песнь о хлебе», «Я последний поэт деревни», статьи «Ключи Марии» и «Быт и искусство», выявляющие смысловую доминанту этих произведений - роль художественного слова в духовном развитии русской культуры31.
Итак, наукой в изучении стиля «маленьких поэм» 1917 - 1920 годов сделано следующее: проанализированы теоретические работы и поэмы Есенина этого периода в мифологическом контексте. Проведен их анализ с точки зрения выявления аллюзий32 из библейских текстов, рассмотрена революционная образность в связи с языческими и христианскими
29 Кузьмшцева H.M. Мифопоэтическая модель мира в «маленьких» поэмах С.А. Есенина 1917 -1918 гг.: Дисс... канд. филолог.наук. М., 1998.
30 Воронова O.E. Сергей Есенин и русская духовная культура. М., 2002.
31 Юнусова H.K. Формирование эстетической концепции С.А. Есенина и ее воплощение в поэмах 1917 — 1920 годов.: Дисс... канд. филолог.наук. M., 2004.
32 «Аллюзия [намек] —риторическая фигура, заключающаяся в ссылке на историческое событие или лит-ое произведение, к-рые предполагаются общеизвестными. Таковы напр. выражения: Пиррова победа, Демьянова уха и т.п. Иногда А. представляет целую выдержку из произведения» (Литературная энциклопедия. В 11 т. M., 1929 -1939. Т. 1, С. 120).
символами, продолжена работа по определению количества поэм в цикле , исследовано формирование эстетической концепции поэта и ее воплощение в этих поэмах. Однако не все поэмы были проанализированы в полной мере, с позиции жанра и стиля, например, «Сельский часослов», «Сорокоуст». В связи с этим невозможно было проследить эволюцию взглядов Есенина, мгновенно реагировавшего на события в стране.
Начало 21 века - следующая ступень в осознании глубины поэтического наследия Сергея Есенина34. Богатство его книг в XXI столетии оценивается с позиции достоинств и неповторимости его писательской индивидуальности. Одна из составляющих этого дара - гениальнейшая память поэта, сохранившая не только историю России 10-20 годов XX века, но и величайшие источники древнейших культур, в том числе священные писания Библии.
Актуальность исследования продиктована необходимостью прочтения поэм 1917 - 1920 гг. С. Есенина с позиций православной культурной традиции.
Материал исследования - особенности индивидуального стиля С. Есенина в «маленьких поэмах», написанных с марта 1917 по август 1920 годов.
Предмет изучения - семантика библеизмов (собственные имена, фразеологизмы, прямые и косвенные цитаты, отрывки из богослужений и молитв, апокрифические версии вневременных событий Священной истории). Основное внимание уделяется христианской образности, сюжетике религиозных источников, их функции в поэтическом мире
33«Цюсл - группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, идейно - тематическому принципу или общностью персонажей, а чаще всего - по нескольким принципам.
Цикл как жанровое образование возникает тогда, когда цикличность воспринимается как особая художественная возможность: каждое произведение, входящее в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлеченной из него, теряет часть своей эстетической значимости; художественный смысл цикла не сводится только к совокупности смыслов отдельных произведений, его составляющих» (Литературный энциклопедический словарь. М., 1993. С. 492).
34 Интересны работы исследователей Михаленко Н.В. Небесный Град в творчестве С.А. Есенина: поэтика и философия: Дисс... канд. филолог, наук. М., 2009 и Серегиной С.А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог: Дисс... канд. филолог, наук. М., 2009.
Есенина. Привлекаются отзывы современников поэта, исследователей последующих поколений, эпистолярное наследие поэта, его критические и теоретические статьи («Отчее слово», «Ключи Марии», «Быт и искусство»).
Цель диссертационного исследования - выявить особенности функционирования библейских символов в структуре поэмного творчества Есенина 1917 - 1920 годов.
Цель исследования определила его конкретные задачи:
- изучить теорию художественного образа, изложенную Есениным в работах «Отчее слово», «Ключи Марии», «Быт и искусство»;
- проследить развитие жанра «маленькой поэмы» в системе революционных поэм С. Есенина;
- выделить семантические приращения в поэтическом языке, образах, сюжетике «маленьких поэм», генерированных библейскими мифами и мотивами;
- провести мотивный анализ «маленьких поэм»;
- охарактеризовать особенности использования поэтом Ветхозаветного и Новозаветного текстов в поэмном пространстве 1917 - 1920 годов;
- проанализировать специфику религиозного субстрата в художественном мире Есенина;
- отметить степень влияния православных традиций на мировоззрение и творчество поэта;
- установить соответствие образной структуры изучаемых поэм с иконографическими и церковными источниками.
- составить частотный словарь библеизмов в «маленьких поэмах» Есенина 1917 - 1920 годов;
- разработать материалы к урокам при изучении творчества С.А. Есенина в школе.
Теоретико-методологическую базу работы составляют труды отечественных философов, критиков, писателей-славистов, ученых: М. Бахтина, А. Белого, Н. Бердяева, А. Веселовского, М. Гаспарова,
Б. Гаспарова, Р. Иванова-Разумника, Ю. Минералова, Г. Поспелова, А. Потебни, Б. Томашевского, Ю. Тынянова, Н. Федорова и др. Исследования отечественных и зарубежных литературоведов, внесших весомый вклад в изучение творчества С. Есенина: В. Базанова, В. Вдовина, О. Вороновой, Л. Занковской, А. Захарова, А. Марченко, М. Павловски, Ю. Прокушева, Т. Савченко, Е. Самоделовой, М. Скороходова, Е. Шокальски, Н. Шубниковой-Гусевой и др.
Методология диссертации. Используемые методы: историко-культурологический, сопоставительный, а также метод функциональной «мифореставрации»35. Осуществлен герменевтический подход к проблеме понимания эстетической реальности.
Научная новизна исследования определяется темой диссертации.
Во-первых, всесторонне анализируются революционные поэмы (1917 -1920 гг.), свидетельствующие о расширении образного поля Есенина в сторону библейской метафорики. К изучению этих стихотворений в цикле впервые добавлена поэма «Сорокоуст» (1920).
Во-вторых, предпринято целостное и системное рассмотрение художественной библеистики «маленьких поэм» Есенина как некоего композиционного единства, состоящего из произведений однородной жанровой структуры.
В-третъш, обосновано, что одной из главных составляющих поэзии Есенина в означенный период является традиция евангельской литературы. Она позволила поэту расширить границы творческого диапазона. Яркое тому доказательство - теоретические работы «Отчее слово», «Ключи Марии», «Быт и искусство».
В-четвертых, проанализирована образная структура «маленьких поэм» в их связи с иконографическими и церковными источниками.
В-пятых, по результатам работы над этими поэмами составлен частотный словарь библеизмов, позволяющий проследить развитие позиции
35 Телегин С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. М., 1994.
поэта как современного наблюдателя исторических перемен в государстве.
Конкретные признаки новизны исследования формулируются в положениях, выносимых на защиту:
1. Одним из самых продуктивных в творчестве С.А. Есенина в период 1917 - 1920 гг. становится жанр «маленькой поэмы».
2. В ней наиболее ярко проявляются стилевые особенности романтической поэмы: ослабление фабулы; фрагментарность сюжета, подчиненного лиризму повествования; метафорическая образность.
3. Революционная эпоха обусловила обращение поэта к теме преображения мира как общей художественной метафоре событий, к библейским мифам о сотворении мира. Синтез двух начал (личностного и надличностного) - шаг к рождению нового художественного образа.
4. Ветхозаветные и Новозаветные книги, иконографические и церковные источники, иконография, элементы молитвенного канона, принятые в церковной практике характерные обращения, формулировки обусловили художественное своеобразие мотивной структуры изучаемых поэм.
Апробация работы. Основные положения работы были изложены на межвузовских научных, научно-практических конференциях: «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (М., 2004, 2008, МПГУ), «IV Пасхальные чтения» (М., 2007, МПГУ), «VII Пасхальные чтения» (М., 2010, МПГУ), Всероссийский студенческий фестиваль «Учитель русской словесности» (М., 2008, МПГУ), «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (М., 2009), отражены в ряде публикаций в научных изданиях - «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» (М., 2011. № 2), в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ -«Религиоведение» (М., Благовещенск, АмГУ 2009. № 4), «Преподаватель XXI век» (М., 2011. №4).
Практическая и теоретическая значимость работы. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания
истории русской литературы Серебряного века в учебных подразделениях различного уровня, а также способствовать изучению творчества других писателей, чьи произведения тесно связаны с православной культурой.
Цели и задачи исследования обусловили структуру работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения.
В первой главе «Функции библейских мотивов в поэмах Есенина 1917 -1920 годов» рассматриваются теоретические работы поэта, анализируется развитие жанра «маленькой поэмы», определяется структура сюжета изучаемых произведений.
Во второй главе «Символика Священного писания «маленьких поэмах» С.А. Есенина 1917 - 1920 годов» проводится подробный разбор названных «маленьких поэм», отмечается, что библейский мотив проходит через призму революционных и постреволюционных событий в этих произведениях.
В третьей главе «Церковные образы в поэмном творчестве Есенина 1917 - 1920 годов» дается обзор произведений поэта с точки зрения православной символики, особое внимание уделяется образам иконы и молитв в «маленьких поэмах» 1917 - 1920 годов.
Объем диссертации - 170 страниц, приложения - 111 страниц, состоящего из репродукций икон, упоминаемых в «маленьких поэмах» С. Есенина, частотного словаря библеизмов революционных поэм С.А. Есенина, материалов к факультативному курсу «Изучение творчества С.А. Есенина в аспекте православной культуры». Библиография насчитывает 289 наименований и содержит список электронных источников изученного материала.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Функции библейских мотивов в поэмах Есенина 1917 -1920 годов 1.1. Концепция художественного образа в теоретических работах С.А. Есенина «Отчее слово» (1918), «Ключи Марии» (1918), «Быт и искусство (1920)
Образ (его форма, содержание, масштабность), как и символ, были в центре внимания Есенина-теоретика. Проблема познания многозначности слова в поэтической речи определялась в его работах «Отчее слово» (1918), «Ключи Марии» (1918) и «Быт и искусство» (1920). Изложенные в них эстетические мысли поэта сформировались на основе народной и книжной мудрости - духовной первооснове поэтического образа. Статьи представляют ценнейший материал, необходимый для понимания творческой лаборатории Есенина, своеобразное зеркало художника.
Современники, близко знавшие Есенина, в своих воспоминаниях не раз подчеркивали, что он был гениальнейшим художником. Его подход к постижению тайн мироздания и осмыслению законов творчества, полисемии образа и символа, представленный в философско-теоретических статьях, уникален.
Изучать взгляды Есенина на художественный образ, как оригинальную целостную авторскую концепцию, необходимо как в контексте отечественной культуры, так и в контексте творчества поэта, включая его революционные поэмы.
Подобная попытка уже имела место в работе Н.М. Кузьмшцевой «Мифопоэтическая модель мира в «маленьких» поэмах С.А. Есенина 1917 — 1918 годов». Исследовательница рассматривает орнаментальную поэтику «струящихся» образов в аспекте теоретического материала «Ключей Марии»36. Наша задача - продолжить эту работу, включив в исследование
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Американская тема в творчестве С.А. Есенина: поэтика и контекст2015 год, кандидат наук Еременко Наталья Алексеевна
Восприятие поэзии С.А. Есенина в Германии2015 год, кандидат наук Хило, Екатерина Сергеевна
Автор в «маленьких» поэмах С. А. Есенина в свете языковых данных2020 год, кандидат наук Мамедов Ахмед Алипашевич
Небесный Град в творчестве С.А. Есенина: поэтика и философия2009 год, кандидат филологических наук Михаленко, Наталья Владимировна
Творчество С. А. Есенина в контексте традиций русской духовной культуры2000 год, доктор филологических наук Воронова, Ольга Ефимовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Юдушкина, Олеся Васильевна, 2011 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Азадовский K.M. Новокрестьянские поэты. Ставрополь, 1992.
2. Акаткин В.М. Певец Инонии и Китежа // Филологические записки (Вестник литературоведения и языкознания). Воронеж, 1995.
3. Актуальные проблемы современного есениноведения. Рязань, 1980.
4. Ангарский Н. «Заметки о поэзии и поэтах» // журн. «Творчество», М., 1919. № 1/3, январь - март.
5. Андрей Белый и Иванов Разумник. Переписка. СПб., 1998.
6. Асеев Н. «Дальневосточная трибуна». Владивосток, 1921. № 16, 12 февраля.
7. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. М., 2005.
8. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - репринтное издание 1865 - 1869 гг. -М., 1994.
9. Базанов В. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.
10. Бахтин М.М. Есенин // Есенин С.А. Русская боль. Стихотворения. Поэмы. Проза. Современники о Есенине. М., 1995.
11. Бахтин М.М. Есенин. //Есенин С.А. Русская боль: Стихотворения. Поэмы. Проза. Современники о Есенине. М., 1995.
12. Вельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина. М., 1990.
13. Белый А. Мысль и язык (Философия языка A.A. Потебни) // Логос: Международный ежегодник по философии культуры. 1910. Книга 2. репр. изд. М., 2005.
14. Белый А. Символизм как миропонимание // Мир искусства. 1903. №5.
15. Бердяев Н. Русская идея. М., 2010.
16. Бердяев H.A. Философия свободы // Философия серебряного века. СПб., 2009.
17. Блок А., Есенин С., Маяковский В. Смоленск, 1998.
18. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3 CD).
19. Бубнов С.А. Поэзия С. А. Есенина в восприятии литературной критики 1915 — 1925 годов. Орлов, 2005.
20. Булгаков С.Н. «Свет невечерний». Созерцания и умозрения. М., 1917.
21. Бунин И.А. Газ. «Возрождение». Париж, 1925. 12 октября, № 132.
22. Бутромеев В.П. Верования и предания русского народа. М., 2010.
23. В борьбе за новую эстетику: художественный декларации и литературно-политические документы 1900 - 1920 годов: хрестоматия. Воронеж, 2008.
24. В мире Есенина: Сборник статей. М., 1986.
25. Васильковский А.Т. Жанровое своеобразие «маленьких поэм» С. Есенина // Вопросы русской литературы. Вып. 3. Львов, 1968.
26. Вдовин В.А. «О новый, новый, новый, прорезавший тучи день» // Есенин и современность. М., 1975.
27. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1940.
28. Вестник шанявцев. М., 1918.29 апреля. № 5.
29. Воронова O.E. Библейские образы в поэзии Есенина // Актуальные проблемы современного есениноведения. М., 1997.
30. Воронова O.E. Духовные искания Сергея Есенина: Кн. для учителя: К 100-летию со дня рождения С.А. Есенина. Рязань, 1995.
31. Воронова O.E. Религиозный символ в поэтическом контексте С. Есенина // Русская речь. 1998. № 3.
32. Воронова O.E. Сергей Есенин и русская духовная культура. М., 2002.
33. Воронова O.E. Традиция православной молитвы в духовном контексте творчества С.А. Есенина: восприятие, интерпретация, полемика // Наследие С.А. Есенина на рубеже веков. Рязань, 2000. С. 5 -17.
34. Воронова O.E. Эволюция образа Христа в творчестве Есенина // Столетие Есенина. М., 1997.
35. Галкина-Федорук Е.М. О стиле поэзии Есенина. М., 1965.
36. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы 20 века. М., 1994.
37. Гильднер А. Иванов-Разумник и «скифский» мотив в русской культуре // Иванов-Разумник. Личность. Творчество. Роль в культуре. СПб, 1996.
38. Гиппиус З.Н. (Роман Аренский). Земля и камень // Журн. Голос жизни. Пг., 1915,22 апреля, № 17.
39. Городецкий С.М. Две России или одна? // Кавказское слово, Тифлис, 1918. 26 сентября. № 205.
40. Григорьев С. Пророки и предтечи последнего Завета. Имажинисты: Есенин, Кусиков, Мариенгоф. М, 1921.
41. Грузинов И.С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве. М., 1927.
42. Гумилев A.C. Наследие символизма и акмеизм // Апполон. М., 1913. № 1.
43. Гусляров Е. Есенин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников. М., 2004.
44. Декларация // Поэты-имажинисты. М.; СПб., 1997
45. Дьякова Е.А. Христианство и революция в миросозерцании «Скифов» (1917 - 1919) // Серия литературы и языка. М., 1991. Т. 50. № 5. С. 414 —425.
46. Евдокимов И.В. Сергей Александрович Есенин // Сергей Александрович Есенин. Воспоминания под ред. Ив. Евдокимова. М.; Л., 1926.
47. Евсин И.В. Богородицын покров. Сергей Есенин и церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Рязань, 2009.
48. Ежемесячный журнал, Пг., 1914 - 1918.
49. Ермилов Л.Т. Сергей Есенин — русский пророк. М., 2005.
50. Есенин. Избранное. М., 1922.
51. Есенин С.А. в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1986.
52. Есенин и поэзия России XX - XXI веков: Традиции и новаторство. Рязань, 2004.
53. Есенин и русская поэзия. Л., 1967.
54. Есенин и современность. Сборник. М., 1975.
55. Есенин С.А. и современность: материалы научно-практической конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения Сергея Александровича Есенина (1895 — 1925). Ташкент, 2005.
56. Есенин С.А.: Научные статьи и материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения поэта. Киев, 1996.
57. Есенин С. Полное собрание сочинений: В 7 т., 9 кн. М., 1995 -2001.
58. Есенин С.А. Поэзия. Творческие связи. Рязань, 1995.
59. Есенин С.А.: проблемы творчества, связи: Межвузовский сборник научных трудов. Рязань, 1995.
60. Есенин С.А. Русская боль: Стихотворения. Поэмы. Проза. Современники о Есенине. М., 1995.
61. Есенин С. Собрание стихотворений: В 4 т. М.; Л., 1926-1927.
62. Есенин С.А. Стихотворения. Поэма: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. М., 2002.
63. Есенин С.А. Творческая индивидуальность. Художественный мир. Рязань, 1982.
64. Есенин Сергей в стихах и жизни. Письма. Документы. М., 1995.
65. Есенин С. Избранное. М., 1922.
66. Есенин Сергей. Избранное. М., 1946.
67. Есенин Сергей. Избранные стихи. М., 1925.
68. Есенин Сергей. Преображение. М., 2-й год 1-го века.
69. Есенин Сергей. Сельский часослов. Поэмы. М., 2-й год 1-го века.
70. Есенин Сергей. Стихи и поэмы. М., 1931.
71. Есенин Сергей. Стихотворения. М., 1934.
72. Есенин Сергей. Трерядница. М., 1921.
73. Есенин С. Триптих. Берлин, 1920.
74. Есенина А.А. Родное и близкое / А.А. Есенина // Есенин С.А. в воспоминаниях современников. В 2 т. М., 1986. Т. 1.
75. Жигач Л.В. Народность как философская эстетическая и художественная проблема на рубеже XIX - XX веков: (Достоевский, Л. Толстой, Блок, Есенин). Тверь, 1991.
76. Жилина М.Ю. Метасюжет судьбы лирического героя в поэзии С.А. Есенина: основные культурно-художественные коды и мотивные комплексы. Омск, 2006.
77. Замятин Е.И. // Мысль. Пг., 1918. Кн. 1. Подпись: Мих. Платонов.
78. Занковская Л.В. «Большое видится на расстояньи...» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак. М., 2005.
79. Занковская Л.В. Новый Есенин: жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. М., 1997.
80. Занковская Л.В. Слово Библии в поэзии Есенина // II Пасхальные чтения: Гуманитарные науки и православная культура. М., 2004 С. 138 -142.
81. Занковская Л.В. Творчество Сергея Есенина в контексте русской литературы двадцатых годов XX века. М., 2002.
82. Занковская Л.В. Характерные черты стиля Сергея Есенина // «Литература в школе», 2003, № 10.
83. Захаркин А.Ф. Традиции русской классической литературы в поэзии С.А. Есенина // С.А. Есенин: Проблемы творчества, связи. Рязань, 1995.
84. Захаров А.Н. О художественной философии Есенина // Новое о Есенине. Исследования, открытия, находки. Рязань, 2002.
85. Захаров А.Н. Поэтика Есенина. - М., 1995.
86. Захаров А.Н., Савченко Т.К. Есенин и имажинизм // Российский литературоведческий журнал. 1997. № 11. С. 3 — 40.
87. Захаров А.Н., Савченко Т.К. Сергей Есенин // Русская литература 1920 - 1930-годов. Портреты поэтов. В 2 т. М., 2008. Т. 1.
88. Захаров-Мэнский Н.Н. Книги стихов 1919 года // Вестник театра, 1920. 23 - 28 марта. №58.
89. Зелинский К.Л. С.А. Есенин. Критико-биографический очерк // Есенин С.А. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1961.
90. Зелинский K.JI. Черты поэтического стиля Есенина // Есенин и русская поэзия. Л., 1967.
91. Иванов Г.В. Сын «страшных лет России» // Русский рубеж (Спецвыпуск еженедельника «Литературная Россия»)э 1990. № 3,
92. Иванов-Разумник Р.В. Год революции. Статьи 1917 года. СПб., 1918.
93. Иванов-Разумник Р.В. Две России // Скифы, СПб., 1918. Вып. 2.
94. Иванов Разумник Р.В. Испытание огнем. Пг., 1917.
95. Иванов-Разумник Р.В. Россия и Инония. Берлин: «Скифы», 1920.
96. Издания Есенина и о Есенине: Итоги. Открытия. Перспективы. Есенинский сборник. Новое о Есенине. Вып. IV. М., 2001.
97. Как жил Есенин: Мемуарная проза. Челябинск, 1992.
98. Капрусова М.Н. Темы и мотивы поэмы С. Есенина «Иорданская голубица» // Русская классика XX века: Пределы интерпретации. Ставрополь, 1995.
99. Карохин Л.Ф. Сергей Есенин и Иванов-Разумник. СПб., 1998.
100. Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина: Учебное пособие для вузов. М., 1989.
101. Киселева Л.А. Христианско-иконографический аспект изучения поэтики Сергея Есенина // Есенин академический: Актуальные проблемы научного издания. М., 1995. С. 168-181.
102. Коган П.С. // Красная новь. М., 1922, № 3.
103. Коган П.С. Поэзия эпохи октябрьской революции // Смена вех. Париж, 1921,10 дек. С. 21 -24.
104. Кокухин H. Купина Неопалимая // Журн.«Православная беседа», М., 1994. №4,
105. Колосья, журн. Харьков, 1918, № 17; вырезка - Тетр. ГЛМ.
106. Комаровский В. Письмо об иконописи // Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа. М., 1998.
107. Кононова Н.В. «Инония» С. Есенина как народно-социальная утопия // Славянская филология. Творчество С.А. Есенина. Традиции и новаторство. Рига, 1990.
108. Коржан В.В. Есенин и народная поэзия. JL, 1969.
109. Коржан В.В. Особенности предреволюционного творчества С.А. Есенина и крестьянских поэтов // Есенин С.А.: проблемы творчества, связи: Межвузовский сборник научных трудов. Рязань, 1995.
110. Костюк В., Чернопольский А. Структура утопического сознания (на материале поэмы С. Есенина «Инония») // С. Есенин. Научные статьи и материалы международной конференции. Киев, 1996.
111. Кошечкин С.П. Творческая история и судьба поэмы «Сельский часослов» // Есенин академический: Актуальные проблемы научного издания. М., 1995. С. 130-140.
112. Краснов Г.В. Сюжет, сюжетная ситуация // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1997.
113. Кребель И. А. Мифопоэтика Серебряного века: Опыт топологической рефлексии. СПб., 2010.
114. Кузьмищева Н.М. Мифопоэтика «струящихся» образов «маленьких» поэм в контексте эпоса Сергея Есенина. Иркутск, 2011.
115. Кузьмищева Н.М. Мифопоэтическая модель мира в «маленьких» поэмах С.А. Есенина 1917 - 1918 гг.: Дисс... канд. филолог, наук: 10.01.02. М., 1998.
116. Лейдерман Н.М. Сергей Есенин. Метаморфозы художественного сознания: монографический очерк. Екатеринбург, 2007.
117. Лекманов О., Свердлов М. Поэт и революция: Есенин в 1917 -1918 годах // Вопросы литературы. М., 1996. №6.
118. Леонтьев Я.В. «Скифы» русской революции: партия левых эсеров и ее литературные попутчики. М., 2007.
119. Лепахин В. Иконичность двуединого мира в лирике Сергея Есенина // Икона в русской художественной литературе. М., 2002.
120. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: В 5 т. 1 - 4 тт. М., 2003 - 2010.
121. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.
122. Лурье Л.Н. Поэтический эпос революции. Л., 1975.
123. Львов-Рогачевский В.Л. Поэзия Новой России: поэты полей и городских окраин. М., 1919.
124. Маймиескулова А. «Сельский часослов» Есенина: опыт интерпретации // Столетие Есенина. Вып. 3. М., 1997. С. 196 — 206.
125. Маков В.И. Хвала и слава рулевому (тема революции в творчестве С. Есенина) // Вопросы русской литературы. Ташкент, 1965.
126. Мамлеев Ю.В. Духовный смысл поэзии Есенина // Столетие Есенина. Вып. 3. М., 1997. С. 23 — 34.
127. Мароти Ж. Поэт-пророк и Апокалипсис (Анализ поэмы «Инония») // Slavica. Debrecen. №27,1995.
128. Марченко A.M. Поэтический мир Есенина. М., 1972.
129. Маяковский В. Поли. собр. соч.: В 13 т. М., 1932 - 1938. Т. 13.
130. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000.
131. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб., 1893.
132. Мережковский Д.С. Тайна русской революции. Опыт социальной демонологии. М., 1998.
133. Мецгер Б. Канон Нового Завета. М., 1999.
134. Милюков Н.П. Воспоминания. Т. 2. (1859-1917). М., 1990.
135. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. М., 1999.
136. Минералов Ю.И., Минералова И.Г. История русской литературы XX века (1900-1920-е годы). М.,2004.
137. Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л., 1990.
138. Михаленко Н.В. Небесный Град в творчестве С.А. Есенина: поэтика и философия: Дисс... канд. филолог, наук : 10.01.01. М., 2009.
139. Михаленко Н.В. Образ небесного града в творчестве С.А. Есенина // Литература в школе. М. 2009, №3.
140. Могилева И.И. К проблеме «христологии» в лирике С. Есенина 1910-х годов // Художественный язык эпохи. Самара, 2002. - С. 279 -286.
141. Могунова Н. Диалогизм в «маленьких поэмах» С. А. Есенина // Новое о Есенине. Исследования, открытия, находки. Рязань, 2002.
142. Мочульский К. «Мужичьи ясли» (О творчестве Есенина) // Русское зарубежье о Есенине. М. 2007.
143. Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. Рязань, 2005.
144. Наставление православному христианину о церковной свече // Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М. 1996.
145. Никольский А. Поэма С. Есенина «Отчарь»: особенности воплощения крестьянской темы // Современное есениноведение. Рязань, 2009, №11.
146. Новое о Есенине. Исследования, открытия, находки. Рязань, 2002.
147. Оксенов И.А. // Жизнь железнодорожника. Пг., 1918, № 30, 15 октября. С. 7 - 8; подпись: А. Иноков.
148. Оксенов И.А. Слово пророка // Знамя борьбы. Пг., 1918, № 56.
149. Орлицкий Ю.Б. Свободный стих С. Есенина в контексте русского верлибра начала XX века // Есенин академический: Актуальные проблемы научного издания. М., 1995. С. 190-196.
150. «О, Русь, взмахни крылами»: Есенинский сборник. Вып.1. М,, 1991.
151. Павлова И.В. Общие свойства лирического сознания и пафоса в поэзии имажинистов // Русский имажинизм: история, теория, практика. М., 2003.
152. Павловски М. Религия русского народа в поэзии Есенина (лингвистические соображения) // Столетие Есенина. Вып. 3. М., 1997. С. 93 — 115.
153. Пономарева Т.А. Новокрестьянская проза 1920-х годов. Ч. 1. Философские художественные искания Н. Клюева, А. Ганина, П. Карпова. Череповец, 2005.
154. Потебня A.A. Мысль и языкъ. Харьковъ, 1913.
155. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М., 1990.
156. Поэмы революции. М., 1987.
157. Поэты — имажинисты. М., Спб., 1997.
158. Православная икона. Канон и стиль. К Богословскому рассмотрению образа. М., 1998. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М., 1990.
159. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1978.
160. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. М., 1975.
161. Православная энциклопедия. М., 2000.
162. Православный молитвослов. СПб., 1998.
163. Православный молитвослов и Псалтырь. М., 2000.
164. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. М., 1975.
165. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: В 16 т. М.; Л., 1937 -1959. Т. 3(1). 1948.
166. РГАЛИ, ф. 53, on. 1, ед. хр. 100, л. 85.
167. Роднянская И.Б. Лирический герой // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
168. Розанов И.Н. Есенин разговаривает о себе и других. М., 1926.
169. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. Сергиев Посад, 1917. Вып. 1.
170. Русская литература 1920 - 1930-годов. Портреты поэтов. В 2 т. М., 2008.
171. Русская поэзия. XX век. Антология. Под ред. В.А. Кострова. М., 1999.
172. Русская хрестоматия: Памятники древней русской литературы и народной словесности. Для средних учебных заведений / Сост. Ф. Буслаев. М., 1912.
173. Русские символисты. М., 1894. Вып. 1
174. Русский имажинизм: история, теория, практика. М., 2005.
175. Русское зарубежье о Есенине. В 2 т. М., 1993.
176. «Скифы», сб. 1, Пг., 1917.
177. «Скифы», сб. 2, Пг., 1918.
178. С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. М., 1986.
179. С.А. Есенин и православие: сборник статей о творчестве С.А. Есенина. М., 2011.
180. С. Есенин. Стихотворения и поэмы // Библиотека поэта. Малая сер. 4-е изд. JL, 1990,
181. Самоделова Е.А. Историко-фолышорная поэтика С. А. Есенина. Рязань, 1998.
182. Самоделова Е.С. С. Есенин как собиратель, исследователь и интерпретатор фольклора // Современное есениноведение. Рязань, 2010, №5.
183. Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920 - 1930-х годов. Поэтика - Видение мира - Философия. М., 2001.
184. Семенова С.Г. Стихии русской души в поэзии Есенина // Столетие Есенина. Вып. 3. М., 1997. С, 57 — 82.
185. Сергей Есенин и русская школа. Книга материалов международной научно-практической конференции. Рязань, 2003.
186. Сергей Есенин. Исследования, мемуары, выступления. М., 1967.
187. Сергей Есенин. О России и революции. Стихотворения и поэмы. М, 1925.
188. Серегина С.А. Андрей Белый и Сергей Есенин: мифология революций // Литература в школе. М. 2009, №4.
189. Серегина С.А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог: Дисс... канд. филолог, наук: 10.01.01. М., 2009.
190. Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004.
191. Синявина Н.В. Мифотворчество русской художественной интеллигенции 1900 - 1930-х гг. М., 2010.
192. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот». М., 1972.
193. Скороходов М.В. Маленькие поэмы Есенина 1918 года: о поэтике заглавия // Российский литературоведческий журнал, 1997, №11. С. 41 — 60.
194. Скороходов М.В. Раннее творчество С.А. Есенина в историко-культурном контексте: «Радуница» 1916 г. и маленькие поэмы 1917 -1918 гг.: Дисс... канд. филолог, наук: 10.01.02. М., 1995.
195. Скороходов М.В. Тематика смерти — воскрешения в «маленьких поэмах» Есенина 1917 года // Философия бессмертия и воскрешения. М., 1998.
196. Славянская филология. Творчество С.А. Есенина: традиции и новаторство. Рига, 1990.
197. Современное есениноведение. Рязань, 2004 - 2011.
198. Солнцева Н.М. Китежский павлин: Филологическая проза. Документы. Факты. Версии. М., 1992.
199. Солнцева Н.М Сергей Есенин. М., 2000.
200. Соловьев B.C. Полн. собр. сочинений и писем в 20 т. М., 2011.
201. Сорокин П. Дальняя дорога. Автобиография. М., 1992.
202. Сохряков Ю.И. О религиозных мотивах в лирике Есенина // Столетие Есенина. Вып. 3. М., 1997. - С. 116 — 123.
203. Степанченко И.И. Поэтический язык С. Есенина. Харьков, 1991.
204. Степанченко И.И. Стилистический анализ стихотворений С. А. Есенина. Харьков, 1989.
205. Столетие Сергея Есенина. М., 1997.
206. Сухов В.А. Сергей Есенин и поэты - имажинисты. Пенза, 1998.
207. Сухов В.А. Особенности образотворчества Сергея Есенина. Пенза, 1998.
208. Творчество С.А. Есенина: Вопросы изучения и преподавания. Рязань, 2003.
209. Творчество С. Есенина и современное есениноведение. Рязань, 1987.
210. Телегин С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. М., 1994.
211. Толстая-Есенина С.А. Отдельные записи // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1986. Т. 2.
212. Томашевский Б.В. Поэтика: Краткий курс. М., 1996.
213. Троицкие листки. Духовно - нравственное чтение для народа. Листки по Евангелию от Матфея. Типография Свято - Троицкой Сергиевой Лавры, 1896 - 1899.
214. Учен. зап. Горьк. гос.пед. ин-та, Горький, 1966, Вып. 62(слова полностью, нужно название статьи)
215. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982
216. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 2008.
217. Философия Серебряного века. СПб., 2009.
218. Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. М., 1994 - 1999.
219. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт правосл. феодицеи в двенадцати письмах. М., 1914.
220. Хазан В. Есенин и Библия. Грозный, 1992.
221. Хазан В. Библейские цитаты и реминисценции в поэзии С. Есенина // Филологические науки. 1990. № 6.
222. Хазан В.И. Некоторые библейские архетипы в поэзии С.А. Есенина // Проблемы вечных ценностей в русской культуре и литературе XX века. Грозный, 1991.
223. Хазан В. Проблема поэтики Есенина. М., 1988.
224. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
225. Харчевников В.И. Жанр как основа для циклизации «богоборческих» поэм Есенина // История и художественный мир писателя. Элиста, 1983.
226. Харчевников В.И. «Скифский язык» С. Есенина // Отчий край, 1995. № 3. С. 227 — 237.
227. Харчевня зорь. Сергей Есенин. Анатолий Мариенгоф. Велимир Хлебников. М. (Харьков), 1920.
228. Ходасевич В.Ф. Журн. «Современные записки». Париж, 1926, <кн.> XXVI.
229. Ходасевич В.Ф. О Есенине // Некрополь. М., 1996.
230. Целкова JI.H. Мотив // Введение в литературоведение. М., 2000.
231. Чернявский B.C. Три эпохи встреч (1915- 1925) // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 1. М., 1986.
232. Чижов А.Г. Библейские образы и мотивы в творчестве A.C. Пушкина и С.А. Есенина. Ряжск, 2002.
233. Шанский Н.М. О личных именах Евангелия // Лингвистические детективы. М., 2002.
234. Шершеневич В.Г. // Знамя, № 2 (4), май, 1920.
235. Шершеневич В. Великолепный очевидец // Мой век, мои друзья и подруги. М., 1990.
236. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
237. Шмеман А. Воскресные беседы. М., 2002.
238. Штейнберг И.З. Нравственный лик революции. Берлин: «Скифы», 1923.
239. Шубникова - Гусева Н.И. С.А. Есенин в жизни и творчестве. М., 2002.
240. Шубникова - Гусева Н.И. Поэмы Есенина: от «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М., 2001.
241. Юдкевич J1 .Г. Лирический герой Есенина. Казань, 1971.
242. Юнусова Н.К. Революционные поэмы С. Есенина (богоборчество или религиозность) // Традиции и творческая индивидуальность писателя. Элиста, 2001. С. 135-143.
243. Юнусова Н.К Формирование эстетической концепции С.А. Есенина и ее воплощение в поэмах 1917 - 1920 годов.: Дисс... канд. филолог.наук: 10.01.02. М.,2004.
244. Юдкевич Л.Г. Лирический герой Есенина. Казань, 1971.
245. Юшин П.Ф. С.А. Есенин. Творческая индивидуальность. Художественный мир. Рязань, 1982.
246. Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969.
Справочные издания и энциклопедии
247. A Dictionary of Modern Critical Terms / ed. By R. Fowler, London, 1987.
248. Библейская цитата: Словарь - справочник. М., 1999.
249. Браунригг Р. Кто есть кто в Новом Завете. М., 1998.
250. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1935.
251. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978.
252. Издания Есенина и о Есенине. М., 2001.
253. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия Архимандрита Никифора. В 4х выпусках. М., 1891.
254. Капица С.Ф. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. М., 2005.
255. Краткая литературная энциклопедия в 9 т. М., 1966 - 1978.
256. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М., 2007.
257. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
258. Литературный энциклопедический словарь. М., 1993.
259. Литературная энциклопедия. В 11 т. М., 1929 - 1939.
260. Майер Г., Ринекер Ф. Библейская энциклопедия Брокгауза. Кременчуг (Украина), 1999.
261. Матвеев С.А. Неаполитанский С.М. Библейская нумерология. СПб., 2001.
262. Мовлева Н.С. Малый православный толковый словарь. М., 2005
263. Осипов Б.И. Неологизм, устаревшие и областные слова в языке поэзии С.А. Есенина: словарь-справочник. Барнаул, 1973.
264. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. репр. изд. 1900. М., 1992.
265. Православная энциклопедия. М., 2000.
266. Райкен Л., Уилхойт Дж., Лонгман Т. Словарь библейских образов. СПб., 2008.
267. Русские писатели 20 века: Биографический словарь. М., 2000.
268. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000.
269. Словарь русского языка: В 4 т. М., 1959.
270. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. М., 2002.
271. Тимофеев В.П. Словарь рифм Сергея Есенина. Шадринск, 2009.
272. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1995.
273. Энциклопедический словарь символов. М., 2003.
274. Этимологический словарь русского языка. М., 1982.
Электронные источники
275. Басовский Н. Заметки о странном жанре // http://n-basovsky.narod.ru/02/kontrapunkt/24Muza.html.
276. Библейские словари // http://jesuschrist.ru/lexicon/
277. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3 CD). Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.
278. Введение в литературоведение // http://litved.rsu.ru/motiv.htm.
279. Википедия - свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/
280. Есенин С.А. Жизнь моя, иль ты приснилась мне... // http://esenin.su/
281. Есенин С.А. Полное энциклопедическое собрание сочинений. Электронная библиотека. М., 2005.
282. Общий толковый словарь русского языка // http://tolkslovar.ru/
283. Православная энциклопедия «Азбука веры» // http://azbyka.ru/dictionary
284. Сергей Есенин // http://esenin.niv.ru/
285. Словарь архимандрита Никифора // http://www.superb00k.0rg/DICTI0NARY/NIK/k.htm
286. Словарь библейского богословия // http://krotov.info/library/bible/comni/
287. Словарь церковных терминов // http://days.pravoslavie.ru/Life/
288. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор // http://feb-web.ru/
289. Цитата из Библии - электронный источник, состоящий из словарей:
Библейский словарь Брокгауза; Библейский словарь В.П. Вихлянцева; Тематический словарь NIV © Zjndervan/IBS.
С ! :
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Юдушкина Олеся Васильевна
БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭМАХ С А. ЕСЕНИНА 1917-1920 ГОДОВ
Специальность 10.01.01 - русская литература
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.