Багацохуровский цикл "Джангара" в записях XIX века: сюжетика и сохранность эпического текста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Убушиева, Данара Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 221
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Убушиева, Данара Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. БАГАЦОХУРОВСКИЙ ЦИКЛ
КАЛМЫЦКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА «ДЖАНГАР»:
ИСТОРИЯ ЗАПИСИ, ПУБЛИКАЦИИ И ИЗУЧЕНИЯ.
ГЛАВА II. СЮЖЕТИКА ПЕСЕН БАГАЦОХУРОВСКОГО ЦИКЛА «ДЖАНГАР А».
ГЛАВА III. СОХРАННОСТЬ ЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА ВО ВРЕМЕНИ (НА МАТЕРИАЛЕ РАЗНОВРЕМЕННЫХ ЗАПИСЕЙ ВАРИАНТОВ «ГЛАВЫ О ТОМ, КАК НЕ ПОКОРЕННЫЙ В СЕМИ ПОКОЛЕНИЯХ СВИРЕПЫЙ ХАРА-КИНЕС ПЛЕНИЛ АЛОГО ХОНГОРА БЛАГОРОДНОГО, ЛЬВА ИЗ ЛЬВОВ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Поэтика героического эпоса "Джангар"2003 год, доктор филологических наук Пюрвеева, Надежда Басанговна
Калмыцкий героический эпос "Джангар": Поэтика и традиция1997 год, доктор филологических наук Биткеев, Николай Цеденович
Пролог в поэтико-стилевой традиции "Джангара": Малодербетовская версия 1862 г.2004 год, кандидат филологических наук Манджиева, Байрта Барбаевна
Малодербетовский цикл «Джангара»: текстология и поэтика в контексте эпической традиции калмыков2021 год, доктор наук Манджиева Байрта Барбаевна
Лексико-стилистические особенности языка синьцзян-ойратской и калмыцкой версий эпоса "Джангар"2007 год, кандидат филологических наук Салыкова, Валерия Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Багацохуровский цикл "Джангара" в записях XIX века: сюжетика и сохранность эпического текста»
Актуальность исследования. Калмыцкий героический эпос «Джангар» принадлежит к числу важнейших памятников духовной культуры, благодаря которым народ сохранил свое этническое самосознание, самобытную культуру, родной язык, национальные традиции и нравственно-эстетические ценности. Эпическая традиция «Джангара», передаваемая в устной форме в виде отдельных эпических песен, версий, циклов, бытовавших в разное время в различных локусах, и реализованная различными сказительскими школами, заслуживает самого пристального внимания. В этой связи представляется актуальным подробное изучение Багацохуровского цикла калмыцкого героического эпоса «Джангар» (XIX в.) как один из локальных циклов, сохранивших свои архаичные корни, сюжетное своеобразие и поэтико-стилевые особенности. В таком аспекте главы Багацохуровского цикла эпоса «Джангар» ещё не рассматривались.
Российскими и зарубежными исследователями эпоса «Джангар» широко освещались вопросы, касающиеся жанровой специфики, идейно-эстетического содержания, языка, образной системы, поэтико-стилевого своеобразия, синкретизма эпоса, подробно изучались проблемы архаики эпоса, его генетическое и типологическое взаимодействие с устными эпическими традициями других народов (А.А. Бобровников, К.Ф. Голстунский, A.M. Позднеев, B.JL Котвич, Б.Я. Владимирцов, С.А. Козин, Н.Н. Поппе, Г.И. Михайлов, А.Ш. Кичиков, В.М. Гацак, С.Ю. Неклюдов, Б.Х. Тодаева, Н.Ц. Биткеев, Э.Б. Овалов, Н.Б. Пюрвеева, А.В. Кудияров, Г.Ц. Пюрбеев, Т.Г. Борджанова, Е.Э. Хабунова, В.Т. Сарангов, В.Б. Шивлянова, Б.Б. Манджиева, Ц.Б. Селеева, Т. Джамца, Д. Ринчендорж, Ж.Эрдэнэбаяр, Б. Дамринжав, А. Борманжинов, В. Хайсиг, У. Загдсурэн и др.). Вместе с тем все эти научные разработки лишь в некоторой степени затрагивают вопросы, которые анализируются в данной работе.
Объектом исследования являются три главы Багацохуровского цикла калмыцкого героического эпоса «Джангар», записанные в XIX веке (4*. «Dolan u'ya'sen naaran ko'dla'd uga dogshn Har Kines Arslnggiin Arg Ulan Hongqriige a'mda'r kele ba'regsen bo'leg"""» («Глава о том, как не покоренный в семи поколениях свирепый Хара-Кинес пленил Алого Хонгора благородного, льва из львов»); 5. «Asr Ulan Hongqr Dogshn Shar mangqs haag a'mda'r kel ba'rji avchi iregsen bo'leg» («Глава о том, как Алый Хонгор-исполин свирепого Шара-Мангус-хана захватил в плен и привез»); 6. «Dogshn Szambl haana qalszu dolan bodnggig A'sr Ulan Hongqr Ku'nd Qarta Savr hoyr do'ra'zu'lgsn bo'lg» («Победе Алого Хонгора и Савара Тяжелорукого над семью богатырями Замбал-хана»), а также варианты данных песен, записи которых произведены в XX столетии.
Предмет исследования - сюжетный состав, мотивы, устойчивые сюжетно-композиционные сегменты эпического текста.
Научная новизна диссертации состоит в том, что все три песни Багацохуровского цикла калмыцкого героического эпоса «Джангар» впервые подвергаются комплексному анализу как самостоятельное художественно завершенное эпическое целое, слагавшееся на протяжении многих столетий и сохранившее в своей сюжетной структуре архаические мотивы, основной фонд поэтико-стилевых средств. Из эпических текстов разновременных записей, осуществленных в XIX и XX столетиях, впервые выявляются поэтические формулы, отличающиеся своей константностью.
Материалом диссертационного исследования явились оригинальные тексты трех глав Багацохуровского цикла «Джангара» на ойратской письменности (тодо бичиг), опубликованные на калмыцком языке (1978, 1990 гг.), варианты глав Багацохуровского цикла, записанные в XX столетии (1969, 1970, 1971 гг.) и материалы, хранящиеся в Научном архиве Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Для Здесь и далее нумерация глав дастся о той же последовательности, что и в «Джангаре» 1978 года издания. Здесь и далее используется опыт транслитерации эпического текста Хабуновой Е.Э. См.: Героический эпос «Джангар»: поэтическая константа богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). - Ростов-на-Дону, 2006. - 255 с. 4 сравнительного рассмотрения в работе также привлекаются тексты ойратских сказаний, отдельные образцы тюрко-монгольского эпоса.
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в комплексном изучении сюжетного содержания Багацохуровского цикла калмыцкого героического эпоса «Джангар», в выявлении и анализе его архаического пласта, поэтико-стилевых особенностей и исследовании степени сохранности эпического текста во времени. Для реализации цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть историографию Багацохуровского цикла в контексте изучения эпоса «Джангар»; проанализировать сюжетное своеобразие эпических глав Багацохуровского цикла эпоса «Джангар», его наиболее архаичные слои;
- определить основной фонд мотивов в рассматриваемых главах;
- выявить и изучить константные поэтико-стилевые единицы эпического повествования;
- выяснить характер и степень сохранения и изменяемости эпического текста во времени путем синоптического анализа разновременных записей.
Методы исследования. В настоящей работе диссертант опирается на теоретические труды известных фольклористов: А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, В.М. Гацака, Ф.М. Селиванова, С.Ю. Неклюдова и др. Важное значение для диссертационного исследования имели научные труды, посвященные изучению калмыцкого фольклора, героического эпоса «Джангар». В процессе исследования автор руководствовался таким методом, как системный подход к анализу текстологических проблем и поэтико-стилевых аспектов разновременных записей эпических глав, позволяющий обработать и описать архивный материал, произвести синоптический анализ разновременных текстов. Также были использованы сравнительно-исторический метод, дающий возможность рассмотреть в сравнении вопросы эволюции эпоса, и элементы статистического метода, применяемого при выявлении и анализе константного фонда эпоса.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате исследования выводы и обобщения могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения калмыцкой эпической традиции и общих вопросов фольклористики. Материалы диссертационного исследования, включая указатели, могут быть привлечены для текстологических исследований, применены при составлении «Свода калмыцкого фольклора» и подготовке других научных изданий, каталогов, учебных и учебно-методических пособий по эпосу «Джангар».
Основные положения, выносимые на защиту:
- в калмыцкой устной эпической традиции «Джангара» существуют локальные, самостоятельные циклы;
- Багацохуровский цикл эпоса «Джангар» является одним из трех основных циклов калмыцкой версии героического эпоса «Джангар»;
- в своей основе сюжеты глав Багацохуровского цикла «Джангара» восходят к более ранним мифологическим и обрядовым представлениям и содержат архаические наслоения устной эпической традиции монгольских народов;
- в главах Багацохуровского цикла «Джангара» сохранился основной фонд мотивов, передающий сюжетную специфику, композиционное единство;
- сюжеты разновременных записей (1862, 1969, 1970, 1971 гг.) содержат константные единицы, скрепляющие основные композиционные звенья эпического повествования и обеспечивающие сохранность эпического текста во времени;
- наличие или отсутствие константных единиц в тексте указывает как на его хорошую сохранность, так и на изменение, которому он подвергается при каждом новом исполнении;
- главам рассматриваемого цикла характерны и устойчивые традиционные формулы, передающие специфику калмыцкой устной эпической традиции.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы освещены в научных статьях и представлены в виде докладов на международных, межрегиональных и республиканских научно-практических конференциях. Общий объем статей составил 3,6 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Общности и различия бурятского эпоса "Гэсэр" и калмыцкого эпоса "Джангар"2000 год, кандидат филологических наук Цыбенова, Баирма Бальжинимаевна
Сюжеты, образы и стилевые особенности калмыцких волшебных сказок2006 год, кандидат филологических наук Надбитова, Ирина Сергеевна
Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы2008 год, кандидат филологических наук Кузьмина, Айталина Ахметовна
Алтайская народная сказка: формы этнобытования, типология сюжетов, поэтика и текстология2008 год, доктор филологических наук Садалова, Тамара Михайловна
Тематическая структура эпоса "Джангар": калмыцкая версия Ээлян Овла и ее синьцзян-ойратские соответствия2018 год, кандидат наук Селеева Цаган Бадмаевна
Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Убушиева, Данара Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Калмыцкий героический эпос «Джангар» характеризуется тематическим разнообразием, поэтико-стилевой выразительностью, богатством и композиционной стройностью, целостностью сюжетного материала, несмотря на имеющиеся существенные различия версий локальных школ певцов, к числу которых относится и Багацохуровский цикл эпоса «Джангар».
Эпические циклы, главы «Джангара» связаны единой сюжетной нитью, которая объединяется набором типовых мотивов, единой образной системой и одним главным героем - Джангаром. Вместе с тем это единство имеет различные формы выражения в эпосе, в его разных циклах, версиях.
Багацохуровский цикл калмыцкого героического эпоса «Джангар», записанный в XIX столетии, начиная с момента фиксации (1862 г.) находился в орбите исследований ученых, изучавших эпическую традицию «Джангара». Научные обобщения исследователей «Джангара», касающиеся калмыцкой эпической традиции и носящие общий характер, в равной степени относятся и к главам рассматриваемого нами цикла.
Песни Багацохуровского цикла калмыцкого эпоса «Джангар» относятся к наиболее архаичным формам эпоса, о чем свидетельствуют не только время их записи, но и сюжетика. В них мы встречаем ранние формы мотивов, восходящих к мифу, которые в других героических песнях встречаются довольно редко или же вовсе не прослеживаются.
Анализ сюжетного содержания глав Багацохуровского цикла показал, что песни данного цикла насыщены архаическими мотивами (ломка копья и починка его кузнецом, превращение богатыря в плешивого мальчика, а его коня - в паршивого жеребенка, мотив гадания, мотив «поглощения и выхаркивания», мотив магической неуязвимости, мотив воскрешения мертвых и т. д.).
Древние сказители были знакомы с мифологическими представлениями, владели информацией о магических ритуалах взывания к духам природы. Обладая знаниями о древних магических обрядах, ритуалах, совершаемых шаманами, сказители наделяли своих богатырей, героев эпических сказаний такими же магическими способностями.
Багацохуровский цикл «Джангара» изобилует фактами, манифестирующими мифологическое представление калмыков о трехмирии.
Верхний мир в эпосе отражен как мир благоденствия и процветания, который ассоциируется с местом для избранных, каковыми являются эпические богатыри, в своих клятвах выражающие надежду попасть в этот блаженный мир в своих будущих перерождениях.
Средний мир - земля представляется многослойной (семь, восемь, десять слоёв), однако наиболее употребительной числовой характеристикой среднего мира, традиционно выступающей в паре с девяностодевятью слоями неба, является цифра семьдесят семь. Жители страны Бумбы бессмертны благодаря водам океана Шартаг, испив которую, обитатели среднего мира обретают бессмертие.
Нижний мир в исследованных главах «Джангара» маркируется как подземное царство Эрлик-хана — владыки смерти. Перерождение богатырей в нижнем мире рассматривается как наказание за провинность, клятвопреступление. В Багацохуровском цикле «Джангара» подземный мир ассоциируется с болотом (Kiiten hare bal'chig), с насекомыми (ulan horha) и страшными перерождениями (kilenzeta' to'relgen). Такая интерпретация мотива «подземного мира» встречается только в «Главе о том, как Алый Хонгор-исполин свирепого Шара-Мангус-хана захватил в плен и привез».
В мифологической модели мира существует универсальный символ, объединяющий все сферы мироздания. Он может реализовываться в образе могучего дерева, крона которого достигает небес, а корни опускаются в преисподнюю, горы, представлены в эпическом сюжете как центр земли.
Таким образом, мотив трехмирия в Багацохуровском цикле получил своеобразную как в содержательном плане, так и в формальных выражениях разработку. Древний сказитель обращается к формулам-мифологемам, но сюжетного развития они не получили. В этих главах не описываются богатырские странствия в верхнем или нижнем мирах. Мифологические элементы присутствуют в эпосе «Джангар» как рудименты древних представлений. Вместе с тем следует подчеркнуть, что рассмотренные нами формулы-мифологемы отличаются завидной устойчивостью. Их наличие в эпических сюжетах глав Багацохуровского цикла «Джангара» относит его к разряду архаичных.
Сличение всех существующих вариантов эпического текста «Главы о том, как не покоренный в семи поколениях свирепый Хара-Кинес пленил Алого Хонгора благородного, льва из львов» - одной из самых ярких и объемных глав не только Багацохуровского цикла, но и калмыцкого эпоса «Джангар» в целом, позволило выявить степень его сохранности во времени.
Исследование показало, что в сфере поэтики эпоса происходят существенные изменения при его усвоении и передаче, что память сказителя выделяет то, что является «главным» на его взгляд и подтверждается многократным воспроизведением отдельных сегментов - конструктивных элементов эпического сюжетосложения.
Анализ содержания всех оригинальных глав Багацохуровского цикла позволил выделить из разносюжетных нарративов наиболее репрезентативный и характерный для всех вариантов глав (ранней и поздних записей) набор мотивов, объединенных в тематические блоки.
Блок «эпический герой» включает 36 пунктов: выбор суженой, поиск предназначенной невесты, объединение богатырей вокруг Джангара, одиночество богатыря, странствия Джангара, побратимство, жеребьевка — установление очередности участия богатырей в походах и караулах, самовыдвижение богатыря, охота, преодоление препятствий, чудесные свойства богатыря, вызывание дождя, оборотничество, магическая неуязвимость, нахождение души вне тела, описание богатырского оружия и его чудесных свойств, богатырская клятва и клятвопреступление, наказание богатырей, встреча богатыря и его антагониста, скачки, угон табуна и обнаружение пропажи, поиск, просьба чужого коня (у богатыря Джангара), снаряжение богатыря, характеристика-восхваление богатыря, ультиматум, отправление богатыря в дорогу, диалог богатырей, передача власти, передача коня, оружия и талисмана, обращение к богатырям, прибытие в страну антагониста, проникновение во дворец хана-антагониста, вознаграждение, магический сон, прозрение после выпитой арзы.
Данный перечень манифестирует тематическое многообразие мотивов, а количественный состав их в каждой главе (4 гл. — 32; 5 гл. — 26; 6 гл. — 31) указывает на степень повторяемости мотивов в эпическом сюжете. Наибольшей употребительностью в тематическом блоке «эпический герой» отличаются мотивы (11 - чудесные свойства богатыря, 16 - описание богатырского оружия и его чудесных свойств, 25 - характеристика-восхваление богатыря; 14 - магическая неуязвимость; 15 - нахождение души вне тела и др.), характеризующие героические качества богатыря, его исключительные возможности.
Тематический состав мотивов очерчивает круг ситуаций и событий, в который попадает эпический герой (2 - поиск предназначенной невесты; 3 -объединение богатырей вокруг Джангара; 6 - странствия Джангара; 8 -самовыдвижение богатыря; 10 - преодоление препятствий; 19 - встреча богатыря и его антагониста; 27 - отправление богатыря в дорогу; 33 -проникновение во дворец хана-антагониста и т. д.).
Значительная часть мотивов презентует предметы, необходимые богатырю для решения трудных задач, преодоления препятствий и совершения подвигов: копье, лук и стрелы «джилинг», сабля «мишл Шаджин Шарванг», меч, пика, плеть «Хашил Тарни», сандаловое дерево, магический камень «задэ» и т. д., обозначенные в пунктах: 16 - описание богатырского оружия и его чудесных свойств, 12 - вызывание дождя и т. д.
Блок «богатырский конь» характеризуется мотивами: предназначенность коня, приобретение богатырского коня, преодоление препятствий конем, чудесные свойства коня богатыря, снаряжение богатырского коня, описание
- восхваление богатырского коня, бег богатырского коня хана, утомление коня. Выявленный блок мотивов оказался показательным во многих отношениях: он демонстрирует приоритеты богатырских коней Кёке Галзан, Аранзала Зээрде и в некоторых случаях - и Кюрюнг Галзана, чаще других упоминаемых в вышеприведенном перечне мотивов. Эта повторяемость свидетельствует об активности как самих богатырских коней, так и их хозяев
- богатырей: Хонгора, Джангара и Савара. Нетрудно заметить, что в выделенных мотивах встречаются характеристики, аналогичные набору мотивов из блока «эпический герой»: преодоление препятствий конем, чудесные свойства, снаряжение, описание — восхваление. Указанные мотивы помогают не только воссоздать образ богатырских коней, но и увидеть неразрывность их связи с хозяевами — богатырями, показать их соучастие в борьбе за интересы страны Бумба.
В блоке «антагонист» выделены мотивы: дворец хана-антагониста, клятва-угроза антагониста, характеристика-описание богатыря-антагониста, нахождение души вне тела, чудесные свойства богатыря-антагониста, сон богатырей-антагонистов.
Перечень мотивов свидетельствует, что блок «антагонист» не отличается тематическим многообразием. Эта особенность объясняется тем, что в героическом эпосе «Джангар» воспеваются богатыри страны Бумба, все другие фигуранты и предметы создают фон для лейтмотива эпического сюжета. Вместе с тем враги в Багацохуровском цикле представлены как достойные противники, победить которых можно в изнурительной борьбе.
В блоке «богатырское сражение» выделены мотивы: предсказание, похищение хана-антагониста, погоня, утомление богатыря, пленение, пытка, боевой клич «ура!», клич-поиск, ломка и починка копья, ранение и извлечение стрелы, чудесное исцеление, дружинный поход, богатырское сражение, богатырский поединок, схватка богатыря с барсом и медведем, бегство с поля битвы, расправа, заточение в скалу, победа, боевое знамя, пытка, клеймение, опустошение страны, возвращение в страну.
Данный тематический блок отличается обширным перечнем мотивов и характеризуется устойчивостью мотивов: предсказание, боевой клич «ура!», богатырское сражение, богатырский поединок, расправа, боевое знамя, клеймение.
В блоке «эпическое время и пространство» выявлены мотивы: гора — центр земли, мировое дерево, мировой океан, трехмирие, описание дворца, описание страны Бумба, преодоление пути, граница. Этот перечень мотивов относится к определенному набору типических мест эпоса, и присутствует как в разносюжетных повествованиях, так и в разновременных вариантах одного сюжета. Такое постоянство мотивов мы не могли наблюдать по отношению к предыдущим тематическим блокам. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пространственно-временной континуум является очень важной составной частью эпического повествования.
Блок «богатырский пир» характеризуют мотивы: ьогатырский круг на пиру, весть, богатырский пир. В этом тематическом блоке отражены основные моменты завязки и развязки эпического сюжета. Мотив «богатырский круг на пиру» характерен описаниям, предваряющим основные богатырские действия, а финальная сцена эпического сценария, как правило, завершается описанием счастливого пиршества.
В блоке «ритуалы и религиозно-мифологические представления» выделены мотивы: гадание, изготовление оружия, поглощение и выхаркивание, ритуал, буддийский монастырь, восхваление ханши.
Количественный показатель и неоднородность состава мотивов -выделение одних и периферийность других мотивов - воссоздает общую картину сложения (сцепления) повествовательных звеньев эпического сюжета и степень их сохранности во времени.
Специфика героического эпоса диктует определенный набор традиционных сюжетообразующих мотивов и мотивов, отображающих этнические особенности устной традиции. Последние зачастую носят факультативный характер, они могут присутствовать в эпическом сюжете и играть очень важную структурно-семантическую роль, но и их отсутствие кардинально не изменит основное сюжетное содержание эпических глав.
Выявление мотивного фонда из трех глав Багацохуровского цикла эпоса «Джангар» (ранней записи) и составление тематического перечня с указанием источника (глава, строка в главе) показывает, что большим количеством ссылок отличается «Глава о том, как не покоренный в семи поколениях свирепый Хара-Кинес пленил Алого Хонгора благородного, льва из львов». Это подводит нас к выводу о том, что данная глава может быть использована в качестве «образцовой» для сравнительно-диахронического анализа эпических текстов разновременной фиксации. Во всех 5 вариантах константным характером обладают мотивы: богатырский поединок, пленение богатыря, весть, помощь богатырей, известие, сражение двух войск, ломка копья, поглощение и выхаркивание, магическая неуязвимость и победа.
Подробное изучение текстовой реализации одного из этих мотивов -мотива «магической неуязвимости» также дало интересные результаты в плане определения уровня сохранности эпической традиции во времени: описание истязаний (в варианте 1969 г.) лишилось той детализации, которая свойственна варианту 1862 года; в памяти сказителя сохранилось главное звено всей содержательной цепочки — информация об истязаниях, о невозможности уничтожить богатыря никакими физическими способами, а последовательность и характер его осуществления остались на факультативных позициях.
Совпадения приведенных фрагментах обнаруживаются лишь в тех случаях, когда речь идет о способах истязаний богатыря Хонгора и попытках его умерщвления: секли, прожигали [насквозь], бросали в костер, выбрасывали в море (1862), бросали щуке [в пасть], избивали, хотели утопить (1969), прибивали к дереву, бросали в костер, истязали, бросали в воду (1970), прожигали [насквозь], бросали в огонь, выбрасывали в океан (1971). Отдельные смысловые сходства отмечены в выражениях, указывающих на эмоциональное состояние и возраст людей, сочувствующих богатырю. Как и в предыдущих вариантах, в записи 1970 года (Т. Лиджиева) отмечается неуязвимость богатыря Хонгора: из текста следует, что его невозможно ни сжечь, ни утопить.
В результате сопоставления текстов выявляются аналогии в области художественно-определительных средств: красный булат, красная основа жизни, красное железо, красный огонь, холодное черное море, синяя туча, черный камень величиною с сотню коров, словно кора.
Сказители XX века по прошествии ста лет были едины в упоминании двух случаев: бросали в огонь (костер), выбрасывали в море (океан, в воду), описанных неизвестным сказителем в 1862 году.
Относительно качества сохранности следует сказать, что описание истязаний богатыря Хонгора в текстах сказителей XX века во многом уступают тексту, зафиксированному в XIX веке.
Нам не удалось обнаружить абсолютно идентичные совпадения в плане текстового оформления мотивов, которые были предметом нашего исследования. Данное обстоятельство дает основание говорить о том, что эпический нарратив Багацохуровского цикла калмыцкого героического эпоса «Джангар» за более чем сто лет, прошедших со времени первой записи, претерпел существенные изменения, но калмыцким джангарчи удалось «скелетно» сохранить сюжетную канву главы, о чем свидетельствуют как основной фонд мотивов, так и повторяющиеся мотивы, формулы.
Таким образом, сказители, имея «скелетное», шаблонное представление о содержании определенной главы и владея традиционным арсеналом эпических поэтико-стилевых средств, могли запомнить в ней, по их мнению, самое «главное» и воспроизводили эпический текст в меру своего поэтического таланта и мастерства.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Убушиева, Данара Владимировна, 2009 год
1. Азбелев С.Н. Основные понятия текстологии в применении к фольклорному материалу // Принципы текстологического изучения фольклора. - М.-Л., «Наука», 1966. - С. 260-302.
2. Алиева А.И. Поэтика и стиль сказок адыгских народов / Отв. ред. М.А. Кумахов. М.: «Наука», 1986. - 278 с.
3. Алексеева П.Э. «Джангар» и джангароведение: Библиография. -Элиста, 1988 / Сост. П.А. Алексеева: вступ. ст. Н.Ц. Биткеева; под ред. А.Б. Лиджиева. 2-е изд., испр. и доп. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2001. - 104 с.
4. Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. — Л., 1929.- 120 с.
5. Аникин В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для филологических специальностей вузов. М.: Высшая школа, 1987. — 286 с.
6. Артеменко Е.Б. К вопросу о фольклорной формуле и ее языковой репрезентации // Язык и поэтика фольклора: Доклады Международной конференции — Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. С. 105-109.
7. Архив КИГИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 51.
8. Архив КИГИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 52.
9. Архив КИГИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 53.
10. Архив КИГИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 54.
11. Архив КИГИ РАН. Ф. 5. Оп 2. Ед. хр. 55.
12. Бакаева Э.П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 358 с.
13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. — 504 с.
14. Bergmann В. Heldengesang aus der Dschangariade // Berggmann В. Nomadische Streifereien unter den Kalmucken in den Jahren 1802 und 1803. -Riga, 1804. Bd. II. S. - 205-221; Riga, 1804. - Bd. IV. S. - 181-214.
15. Биткеев Н.Ц. Основные образы богатырей и героизация их в «Джангаре» (К проблеме эпической традиции) // Вестник КалмНИИЯЛИ. — Элиста, 1976. Вып. 14. - С. 62-93.
16. Биткеев Н.Ц. Сюжетная структура «Джангара» // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (17-19 мая 1978 г., г. Элиста). Элиста, 1978. - С. 17-18.
17. Биткеев Н.Ц. Типические места в стиле калмыцких и монгольских версий «Джангара» // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Материалы Всесоюзной конференции фольклористов (Якутск, 1978 г.). Якутск, 1978. - С. 52-54.
18. Биткеев Н.Ц. Типические места песен эпического репертуара исполнителей «школы» джангарчи Ээлян Овла // Типологические и художественные особенности «Джангара» // Вестник КалмНИИЯЛИ. — Элиста, 1978.-С. 25-50.
19. Биткеев Н.Ц. Поэтическое искусство джангарчи (эпический репертуар Ээлян Овла. Певец и традиция). Элиста, 1982. — 96 с.
20. Биткеев Н.Ц. Героический эпос «Джангар» в свете фольклористических воззрений академика Б.Я. Владимирцова // Проблемы монгольской филологии. Элиста, 1988. - С. 45-55.
21. Биткеев Н.Ц. Джангарчи. Элиста, АПП «Джангар», 2001. - 448 с.
22. Биткеев Н.Ц. Эпос «Джангар». На русском и английском языках (Академическое издание РАН). Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар»; КалмГУ, 2006.-352 с.
23. Биткеев Н.Ц. Мифы в эпосе «Джангар» // Altai Hakpo. Journal of the Altaic Society of Korea, 2009. C. 71-85.
24. Бобровников A.A. Джангар. Народная калмыцкая сказка // Вестник РГО за 1854 г. Ч. XII. С.99-104. (машинопись).
25. Богатырев П.Г. «Своеобразное бессмертие» эпического героя // Функционально-структуральное изучение фольклора (Малоизвестные и неопубликованные работы): Сост., вступ. ст. и коммент. С.П. Сорокиной — М.: ИМЛИРАН, 2006. С. 172-182.
26. Борджанова Т.Г. О поэтике ойратского героического эпоса (сравнения, гипербола, элементы фантастики). Вестник КалмНИИЯЛИ. -Вып. 14.-Элиста, 1976. - С.141-162.
27. Борджанова Т.Г. О жанровой специфике монголо-ойратского героического эпоса // Типологические и художественные особенности «Джангара». Элиста, 1978. - С. 15-24.
28. Борджанова Т.Г. О взаимосвязи эпоса «Джангар» и богатырских сказок // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов: Материалы всесоюзной конференции. (Элиста, 17-19 мая, 1978 г.). М.: «Наука», 1980. С. 214-219.
29. Борджанова Т.Г. Проблемы поэтики монголо-ойратского героического эпоса: Автореф. Дисс. на соискание ученой степени кандидата филол. наук. — М., 1979. 18 с.
30. Борджанова Т.Г. К вопросу изучения ойратской эпической традиции // Эпическая поэзия монгольских народов. — Элиста, 1982. С. 106115.
31. Борджанова Т.Г. Мифы в калмыцких богатырских сказках // Фольклор народов РСФСР, 1985. С. 67-71.
32. Борджанова Т.Г. Магическая поэзия калмыков: Исследование и материалы. — Элиста, 1999. 182 с.
33. Борджанова (Басангова) Т.Г. Б. Бергманн и «Джангар» // Монголоведение. № 1. Элиста: АПП «Джангар», 2002. - С. 124-130.
34. Борджанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика) Элиста, 2007. - 592 с.
35. Брицына А.Ю. Фиксации повторных исполнений и некоторые аспекты теории традиции // Первый Всероссийский конгресс фольклористов: Сб. докладов Т. II. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005. — С. 42-51.
36. Бурчинова JI.C. У истоков джангароведения // Теегин герл. 1989. -№ 3. - С. 94-100.
37. Бурчинова JI.C. Место изучения «Джангара» в дореволюционном качественном калмыковедении // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов: Материалы Всесоюзной конференции (Элиста, 17-19 мая 1978 г.) М.: Наука, 1980. С. 402-407.
38. Бурчинова JI.C. Истоки джангароведения в России // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. — Вып. IX. М., 1982. С. 87-97.
39. Бурыкин А.А. К проблеме реконструкции древнейших элементов монголо-ойратского героического эпоса (по материалам параллелей
40. Джангара» и «Слова о полку Игореве») // Шамбала. 1997. - № 5-6. - С.34-36.
41. Бурыкин А.А. Богатырь в подземном царстве: к типологии мотива, сюжетов, жанров и стилей // Исследователь монгольских языков (К юбилею Б.Х.Тодаевой). Элиста: АПП «Джангар», 2005. - С. 46-58.
42. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — Л.: Гослитиздат. Ленингр. отд-ние, 1940. 364 с.
43. Вестник института. № 12. - Сер. филол. - Элиста, 1975. - 155 с.
44. Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. СПб.-М.: Типография "Светоч", 1923.-253 с.
45. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. — Л., 1934. — 224 с.
46. Власов А.Н. Устная память традиции в контексте письменной культуры // Первый Всероссийский конгресс фольклористов: Сб. докладов. — Т. 2. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005 .-С. 228-243.
47. Гадагатль A.M. Память нации. Идейно-тематическое и художественное своеобразие героического эпоса «Нартхэр» адыгских народов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. - 440 с.
48. Галин С.А. Башкирский народный эпос. — Уфа: Аэрокосмос и ноосфера, 2004. 320 с.
49. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. М.: Наука, 1982. - 325 с.
50. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. - 649 с.
51. Гацак В.М. Восточнороманский героический эпос. М.: Наука, 1967.-470 с.
52. Гацак В. М. Эпический певец и его текст // Текстологическое изучение эпоса. -М.: Наука, 1971. С. 7-46.
53. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени: Историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989. - 256 с.
54. Гацак В. М. Хроноакты «Джангара» в контексте исторической поэтики эпоса // «Джангар» и проблемы эпического творчества: Тез. докл. и сообщ. межд. науч. конф. Элиста, 1990. - С. 21-23.
55. Гацак В. М. Эпическое знание: синоптический разбор двух записей (учитель ученик) // Фольклор: Проблемы тезауруса. - М.: Наследие, 1994. — С. 238-270.
56. Гацак В.М. Фольклор память традиции (уровни и формы этнопоэтической константности) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. - Махачкала, 2000. - №8. - С. 94-103.
57. Геннеп А. Ван Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов / Арнольд Ван Геннеп; Пер. с франц. Ю.В. Ивановой, Л.В. Покровской; Послесл. Ю.В. Ивановой. -М.: Вост. лит. 2002. 198 с.
58. Голстунский К.Ф. Убаши Хун-Тайджийин туджи, народная калмыцкая поэма Джангар и Сиддиту Кюрыйнъ-тули, изданные на калмыцком языке. СПб., 1864. (Литография).
59. Горяева Б.Б. Сюжетный состав и художественно-стилевая структура калмыцкой волшебной сказки. Дисс. на соискание ученой степени кандидата филол. наук. Майкоп, 2005. — 22 с.
60. Jangqr: Dogshin Shara Gu'rgu'qin bo'lg; Dogshin Hara Kinesin bo'lg / Hal'mg bichga's ors bichgt buulqj Narmin Lij bichve. Astrahan': Krasnyy kalmyk. 1928.-67 c.
61. Jangqr: Dogshin Shara Gu'rgu'qin bo'lg boln Dogshin Hara Kinesin bo'lg.-Elst.- 1936.- 164 c.
62. Jangqr: Hal'mg geroichesk epos / Shu'lglj buulqlqn Basngga В.; Nu'r u'gn' S.A. Koszina boln N.N. Poppe. M.-L.: Nauka.: Iszd-vo AN SSSR. 1940. -363 c.
63. Jangqr: Hal'mg baatrlg duulvr. (25 pesen). M.: Nauka. 2 T. - 1978. -858 c.
64. Джангар: Народная калмыцкая сказка / Пер. А.Бобровникова. -ВРГО за 1854 г. СПб., 1854. - Ч. XII. Кн. V. - С. 104-128.
65. Джанъгър. Хальмг героическ эпос / Йасврнь (обработка) Баснга Б. Нюр угнь О.И. Городовиковин. — М.: Издат. вост. лит., 1960. — 363 с.
66. Джанъгър. Хальмг героическ эпос / Обработка Б. Басангова. Вступ. слово С. Козина и др. (Н. Н. Поппе). М.-Л.: Изд. АН СССР, 1940. - 363 с.
67. Джангар. Калмыцкий народный эпос / Пер. А. Токмагамбетова, Ж. Саина, X. Бекхожина, К. Аманжолова. Ред. М. Ауэзов. Алма-Ата: Казахстанское изд-во худож. лит-ры, 1940. - 196 с.
68. Джанъгър. Apr Улан Хонъгърин туск дуд. Элст, 1940. - 78 с.
69. Джангар. Калмыцкий народный эпос / Пер. С. Липкина; худ. В.А. Фаворский. — Москва: Художественная литература, 1940. 339 с.
70. Джангар. Калмыцкий народный эпос / Пер. С. Липкина; худ. В.А. Фаворский. — Москва: Художественная литература, 1958. 363 с.
71. Джангар. Калмыцкий героический эпос (тексты 25 песен). Т. 1 2.— М.: Наука, 1978.-442 с.
72. Джангариада: Сб. ст. Элиста, 1940. - 82 с.
73. Джангар. Калмыцкий героический эпос. Том 1. (На калм. Яз.) — Элиста, 1985-318 с.
74. Джангар и джангароведение: Библиография / Сост. П.Э. Алексеева. -Элиста, 1988.-52 с.
75. Джангар. Калмыцкий героический эпос. Т. 2. (На калм. яз.) — Элиста, 1990.-476 с.
76. Джангар. Калмыцкий героический эпос. (На калм. и рус. Языках). — М.: Наука, 1990. 475 с.
77. Джангар. Малодербетовская версия / Сводный текст, пер., вступ. ст., коммент., словарь А.Ш. Кичикова Элиста: КалмГУ, 1999. — 272 с.
78. Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов. (На калм. яз.): В 3 т. Т. 1. - Элиста: АПП «Джангар», 2005. - 856 с.
79. Джимгиров М.Э. О калмыцких народных сказках. Элиста, 1970. —103 с.
80. Дугаров Б.С. Сакральный мир бурятской Гэсэриады: небесный пантеон и генезис героя: Дисс. на соискание ученой степени доктора филол. наук. Улан-Удэ, 2005. - 42 с.
81. Erdmann F. Kalmuckischer Dschangar: Erzahlung der Heldentaten des erhabenen Bogdo-Chan Dschangar // Zeischrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft. 1857. - Bd. XI. - S. 708-730.
82. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. JL: Наука, 1974.727 с.
83. Закруткин В.А. Калмыцкий эпос «Джангар». Ростов-на-Дону, 1940.-91 с.
84. Исследователь монгольских языков (К юбилею Б.Х. Тодаевой). -Элиста: АЛЛ «Джангар», 2005. 268 с.
85. История калмыцкой литературы. — Т. 1. — Элиста, 1980. — 445 с.
86. История калмыцкой литературы. Т. 2. - Элиста, 1981. - 336 с.
87. Калашникова Е.А. Синтаксический параллелизм и формульность эпического текста // Язык и поэтика фольклора: Доклады международной конференции. Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. - С. 61-71.
88. Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ / Сост.Позднеев.- СПб, 1892. 171 с.
89. Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ / Сост. Позднеев. Изд. 3-е, испр. и доп. - Петроград, 1915. -196 с.
90. Калмыцкий эпос «Джангар» / Под. ред. В.А. Закруткина. Ростов-на-Дону, 1940. - 272 с.
91. Калмыцкий Джангар. Собрание 31 песни Джангара. Пер. на монг. яз., коммент., словарь Б. Дамринжав. Пекин, 2000. - 1338 с.
92. Калмыцкий народный эпос Джангар: Избранные песни / Вступ. ст. О. И. Городовикова (на укр. яз.) Киев, 1940. - 196 с.
93. Калмыцко-русский словарь/ Под ред. Б.Д. Муниева. М.: Русский язык, 1977. - 768 с.
94. Калмыцкий фольклор (проблемы издания) — Элиста, 1985. 126 с.
95. Кичиков А.Ш. Песни и версии «Джангара» // Учен. зап. - Вып. 5. — Сер. филол. - Элиста, 1967. - С. 55-72.
96. Кичиков А.Ш. Баатрлг дуулвр «Jangqr» (проблемы происхождения эпоса, циклов песен, основных сюжетов и образов). — Элст, 1974. 158 с.
97. Кичиков А.Ш. Джангароведение: итоги изучения // Проблемы алтаистики и монголоведения: Материалы Всесоюзной конференции (Элиста, 17-19 мая 1972 г.) Вып. I (Серия лит-ры, фольклора и истории). -Элиста, 1974. - С. 49-54.
98. Кичиков А.Ш. Исследование героического эпоса «Джангар» (Вопросы исторической поэтики). Элиста, 1976. - 154 с.
99. Кичиков А.Ш. О тууль-улигерном эпосе (к постановке вопроса) // Типология и художественные особенности «Джангара». Элиста, 1978. - С. 3-6.
100. Кичиков А.Ш. Важное открытие в джангароведении. — Советская Калмыкия. 1979. - 8 мая.
101. Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Восточная литература, 1997. -320 с.
102. Кичиков А.Ш. Исторические предпосылки возникновения эпоса «Джангар» // Бюллетень общества востоковедов РАН: Материалы. Изд. 2-е, испр. и доп. - М., 1999. - Ч. 2. - С. 107-115.
103. Козин С.А. «Джангариада». Героическая поэма калмыков (введение в изучение памятника и перевод торгутской его версии). — M.-JL, 1940. 252 с.
104. Котвич B.JI. Козину С.А. 12 марта 1937 г. // Учен. Записки КНИИЯЛИ. Сер. филол. Элиста, 1967. Вып. 5. - С. 195.
105. Котвич В.Л. Джангариада и джангарчи // Филология и история монгольских народов. — М., 1958. С. 196-199.
106. Кудияров А.В. Художественный стиль калмыцкого эпоса «Джангар» и вопросы его исторической интерпретации: Автореф. канд. дис. -М., 1983.-24 с.
107. Кудияров А.В. Художественно-стилевые традиции эпоса монголоязычных и тюркоязычных народов Сибири. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 329 с.
108. Кульганек И.В. Рукописи и фонограмзаписи монголо-ойратского героического эпоса в архивах Санкт-Петербурга // Монголика IV: Сб. статей - СПб., 1998. - С. 23-24.
109. Кульганек И.В. Каталог монголоязычных фольклорных материалов Архива востоковедов при СПбФ ИВ РАН. СПб.: Петербургское Всотоковедение, 2000. 320 с.
110. Кульганек И.В. Мир монгольской народной песни. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. 224 с.
111. Кульганек И.В. Малые жанры монгольского поэтического фольклора. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора, филол. наук. СПб., 2009.
112. Леви-Брюль Л. Мифический мир. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. - С. 291-326. // Ruthenia.Folklore.ru
113. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. - М.: Наука, 1979.-360 с.
114. Лорд А.Б. Сказитель/ Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Клейнера и Г.А. Левитова. М.: Изд. фирма «Восточ. лит.» РАН, 1994. - 368 с. (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»).
115. Манджиева Б.Б. Старокалмыцкая рукопись «Джангара». Малодербетовский список // Международный симпозиум «Актуальные проблемы алтаистики и монголоведения». (Элиста,14-18 сентября 1994 г.) — Элиста, 1999. Ч. 1. - С. 106-107.
116. Манджиева Б.Б. Пролог «Джангара» как эпическая константа // Вестник института Вып. 16. - Элиста, 2001. - С. 68-76.
117. Манджиева Б.Б. Роль пролога в контексте «Джангара» // Калмыки и их соседи в составе Российского государства. (Международная научная конференция) Элиста, 2001. - С. 196-199.
118. Манджиева Б.Б. Синоптический анализ вариантов пролога (Малодербетовская версия 1862 г.) // Монголоведение в новом тысячелетии: Материалы Международной научной конференции. Элиста, 2003. - С. 140.
119. Манджиева Б.Б. Пролог в поэтико-стилевой традиции «Джангара» (Малодербетовская версия 1862 г.): Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 2004. - 19 с.
120. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. -М.: Наука, 1976. - 406 с.
121. Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона. М.: Наука, 1979. - 228 с.
122. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа /Отв. ред. Ю.Б. Виппер/ М.: Наука, 1986. - 320 с.
123. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. 2-е изд., испр. - М.: Вост. лит., 2004. - 462 с.
124. Мелетинский Е.М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири // Ruthenia.Folklore.ru
125. Митиров А.Г. Из истории Багацохуровского улуса // Известия Калмыкии, 1998. — 7 августа. - № 165.
126. Митиров А.Г. Истоки. Элиста, 2002. - 272 с.
127. Михайлов Г.И. Новый текст Джангара. // Народы Азии и Африки.- 1972. -№ 5. с. 220-221.
128. Михайлов Г.И. Два цикла «Джангара» (опыт сравнительного изучения) // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов: Материалы Всесоюзной научной конференции. — Элиста, 17-19 мая 1978 г. М.: 1980. С.13-22.
129. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. -М., 1980. -T.I. А-К.-672 с.
130. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: Сов. энциклопедия, 1982. Т.2. - К-Я. - 718 с.
131. Мифологический словарь/ Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.
132. Монголоведение. № 1. - Элиста: АЛЛ «Джангар», 2002.
133. Монголоведение. № 2: Сб. научных трудов. - Элиста, АЛЛ «Джангар», 2003. - 296 с.
134. Мутляева Б.Э. Мотив чудесного рождения героя в тюрко-монгольском героическом и сказочном эпосе // Типология и художественные особенности «Джангара». Элиста, 1978. - С. 51-62.
135. Неклюдов С.Ю. «Героическое детство» в эпосах Востока и Запада (Историко-филологические исследования): Сб. статей памяти акад. Н.И. Конрада. М., 1974. - С. 129-140.
136. Неклюдов С. Ю. Мифология "Джангара" и проблема формирования памятника // "Джангар" и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. -М.: Наука, 1980. С. 97-105.
137. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. М.: Наука, 1984. - 308 с.
138. Неклюдов С.Ю. Изучение монгольской мифологии: к постановке проблемы // Актуальные проблемы современного монголоведения. У-Б.: Госиздат, 1987. -С.209-213.
139. Неклюдов С.Ю. Образ владыки загробного мира в мифологических традициях Центральной Азии // Владимирцовские чтения (II Всесоюзная конференция монголоведов) М.: Наука. 1989. - С. 114-116.
140. Неклюдов С.Ю. Авантекст в фольклорной традиции // Жур. Живая старина. 2001. - № 4. - С. 2-4.
141. Неклюдов С.Ю. О системе указателей фольклорных сюжетов и мотивов // Живая старина. 2002. - № 4 (34). - С. 2-3.
142. Неклюдов С.Ю. Мотив и текст // Язык культуры: семантика и грамматика. (К 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923 1996)./ Отв. ред. С.М. Толстая. - М.: Индрик, 2004. - С. 236247. // Ruthenia.Folklore.rn
143. Неклюдов С.Ю. О слове устном и книжном // Ruthenia.Folklore.ru
144. Неклюдов С.Ю. Дворец хана Джангара: к типологии одного мотива // Исследователь монгольских языков (К юбилею Б.Х. Тодаевой). Элиста: АЛЛ «Джангар», 2005. С. 124-133.
145. Неклюдов С.Ю. Семантика фольклорного текста и «знание традиции» // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. матер, науч. конф. / Сост. В.Е. Добровольская, Н.В. Котельникова. Вып. 8. -М.: ГРЦРФ, 2005. - С. 22-41. // Ruthenia.Folklore.ru
146. Неклюдов С.Ю. Мифологическая семантика в зачинах монгольского эпоса / Opera altaistica professori Stanislao Kaluzynski octogenario dicata. Rocznik Orientalistyczny. Tom LVIII. - Zeszyt 1. -Warszawa, 2005. - P. 117-132. // Ruthenia.Folklore.ru
147. Неклюдов С.Ю. Традиции устной и книжной культуры: соотношение и типология // Ruthenia.Folklore.ru
148. Неклюдов С.Ю. Новые материалы по монгольскому эпосу и проблемы развития народных повествовательных традиций // СЭ. 1981. - № 4.
149. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. М.: Наука, 1984. - 304 с.
150. Овалов Э.Б. К вопросу о ранних записях «Джангара» // Уч. зап. КалмНИИЯЛИ. Вып. 7. - Сер. филол. - Элиста, 1969. - С. 220-224.
151. Овалов Э.Б. Мотив «помощник героя» в версиях эпоса «Джангара» // Эпическая поэзия монгольских народов (Исследования по эпосу). — Элиста 1982.-С. 50-56.
152. Овалов Э.Б. Эпос «Джангар» и его версии (проблемы типологии) // VI-й международный конгресс монголоведов. Улаан-Баатар, август 1992 г. Доклады российской делегации. М., 1992. - Вып. 2. - С. 88-90.
153. Овалов Э.Б. Поэма «О поражении свирепого Хара Киняса» в калмыцком героическом эпосе «Джангар»: Автореф. Дисс. на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 1973. - 25 с.
154. Овалов Э.Б. Поэма о поражении Свирепого Хара Киняса в эпосе «Джангар» (Основные образы и поэтические особенности). Элиста, 1977. -78 с.
155. Овалов Э.Б. Проблемы типологии версий эпоса «Джангар» — Элиста, 1987.-59 с.
156. Овалов Э.Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов. Элиста: АПП «Джангар», 2004. - 184 с.
157. Овалов Э.Б. Сюжетно-стилевые традиции в эпосе «Джангар» и его версиях. Элиста: ЗАОр «НИИ «Джангар», 2008. - 304 с.
158. Первый Всероссийский конгресс фольклористов: Сб. докладов. Т. 1-2. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005.-448 с.
159. Письма В.Л. Котвича С.А. Козину // Уч. зап. Вып. 5. - Сер. филол. - Элиста, 1967. - С. 193-199.
160. Позднеев A.M. Примечание к «Калмыцким сказкам» // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. Т. 4. - Вып. I-IV.-СПб., 1890.-С. 373.
161. Позднеев A.M. «Джангар» героическая поэма калмыков с приложением вновь отысканной и впервые издаваемой третьей главой в оригинальном калмыцком тексте / Ред. А. - Позднеев. СПб., 1911. - 97 с.
162. Поппе Н. Н. Халха-монгольский героический эпос. M.-JT.: Изд. АН СССР, ТИВАН. - 1937. - 125 с.
163. Пропп В .Я. Русский героический эпос. Изд. 2-е, испр. - М.: Гослитиздат, 1958. — 603 с.
164. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки/ Ред. Коммент., указ. И.В. Пешкова М.: Лабиринт, 2003. - 144 с.
165. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ Сост., науч. ред., текстол. Коммент. И.В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2004. - 331 с.
166. Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. М.: Наука, 1971. — 315 с.
167. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. - 242 с.
168. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность / Отв. ред. Ю.И. Юдин/. Л.: Наука, 1988. - 224 с.
169. Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1997. — 295 с.
170. Путилов Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. -288 с.
171. Путилов Б.Н. Эпический мир и эпический язык // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М.: Наука, 1983.- С. 170-183.
172. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. — 464 с.
173. Пюрбеев Г.Ц. Эпос «Джангар»: культура и язык. Элиста, 1993. —128 с.
174. Пюрбеев Г.Ц. Из истории изучения и публикации калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Бюллетень об-ва монголоведов РАН. — М.: Восточная лит-ра РАН, 1993. С. 54-63.
175. Пюрвеев В.Д. «Джангар» народная героическая эпопея // Теегин герл. -1993,-№ 1.-С. 3-14.
176. Пюрвеева Н.Б. (Сангаджиева Н.Б.) Джангарчи. Элиста, 1967. - 36с.
177. Пюрвеева Н.Б. (Сангаджиева Н.Б.) Сказитель Мюкебюн Басангов и его «Джангар»: Автореф. дисс. на соскание ученой степени канд. филол. наук. -М., 1971.-21 с.
178. Пюрвеева Н.Б. (Сангаджиева Н.Б.) Эпический репертуар джангарчи М. Басангова. Элиста, 1976. - 76 с.
179. Пюрвеева Н.Б. (Сангаджиева Н.Б.) Поэтика «Джангара» // Теегин герл. 1996.-№ 1.
180. Пюрвеева Н.Б. (Сангаджиева Н.Б.) Поэтика фольклорных жанров: Эволюция жанровых форм калмыцкой народной поэзии. Элиста, 1998. -128 с.
181. Пюрвеева Н.Б. Поэтика героического эпоса «Джангар». Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 240 с.
182. Санжеев Г.Д. Монгольская повесть о хане Харангуй. M.-JL: Изд. АН СССР, 1937 (ТИВАН. - Вып. 22). - 170 с.
183. Санжеев Г.Д. О типологическом методе изучения Джангариады // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов: Тез. докл. и сообщ. всесоюз. науч. конф. Элиста, 1978. - С. 5-6.
184. Сарангов В.Т. Поэтическая структура калмыцких богатырских сказок и их соотношение с эпическим жанром // «Джангар» и проблемы эпического творчества: Тез. докл. и сообщ. межд. науч. конф. — Элиста, 1990. -С. 55-57.
185. Сарангов В.Т. Калмыцкие волшебно-героические сказки: Автореф.дисс. на соискание ученой степени канд. филол. Наук. — М., 1990. 25 с.
186. Сарангов В.Т. Монгольский туули-улигерный эпос и калмыцкая сказка // VI Межд. конгресс монголоведов. (Улан-Батор, 1992. Докл. росс, делег.). -М., 1992. Вып. 2. - С. 127-133.
187. Сарангов В.Т. Калмыцкие сказки о богатырях как разрушенные формы героических сказаний // VII Межд. конгресс монголоведов (Докл. росс, делег. -М.: Наука, 1997. С. 158-159.
188. Сарангов В.Т. Калмыцкое народное поэтическое творчество. Фольклористика. — Элиста: Изд-во КалмГУ, 1998. — 92 с.
189. Сат С.М. Текст «учителя» и текст «ученика»: (Опыт сравнения художественно-определительных констант) // Фольклор. Поэтика и традиция. -М.: Наука, 1982. С. 50-69.
190. Селеева Ц.Б. К вопросу о тематической составляющей песен синьцзян-ойратской версии эпоса «Джангар» // Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск № 3. 2006. - С. 142-143.
191. Селеева Ц.Б. Финальные формулы как отражение прагматики эпического текста // «Джангар» в евразийском пространстве: Материалы международной научной конференции. Элиста, 2004. - С. 291.
192. Селеева Ц.Б. Мотив условия в синьцзян-ойратской версии «Джангара» // Молодежь и наука: третье тысячелетие: Материалы II республиканской научно-практической конференции (г. Элиста, 30 ноября 2005 г.). Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2006. - С. 169-174.
193. Словарь литературоведческих терминов/ Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
194. Сусеев А.И. К изучению изобразительных средств «Джангара» // Зап. КНИИЯЛИ. Вып. 3. - Элиста, 1964. - С. 3-24.
195. Сусеев А.И. Поэтика Джангариады: Опыт исследования калмыцкого народного эпоса: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Алма-Ата, 1957.- 15 с.
196. Тодаева Б. X. Опыт лингвистического исследования эпоса «Джангар». — Элиста, 1976. — 529 с.
197. Тодаева Б.Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна (По версиям песен «Джангара» и полевым записям автора) / РАН. КИГИ. Элиста, 2001. - 493 с.
198. Тувинские героические сказания / сост. С.М. Орус-оол. -Новосибирск: Наука. Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. — 584 с. — (Серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока Т. 12).
199. Ухов П.Д. Типические места (loci communes) как средство паспортизации былин // Русский фольклор: Материалы и исследования. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. - Вып. 2. - 373 с.
200. Фольклор. Комплексная текстология. 1998. М: Наследие, 1998. — 319 с. (Ин-т мировой, лит-ры им. А. М. Горького РАН).
201. Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования / Отв. ред. В.А. Бахтина, В.М. Гацак / АН СССР. ИМЛИ. М.: Наука, 1991. -184 с.
202. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте / Отв. ред. В.М. Гацак/ АН СССР. ИМЛИ им. A.M. Горького РАН. М.: Наука, 1984. - 295 с.
203. Фольклор: Проблемы историзма /Отв. ред. д-р. филол. наук В.М. Гацак/ АН СССР ИМЛИ им A.M. Горького. М.: Наука, 1988. - 296 с.
204. Фольклор. Издание эпоса. М.: Наука, 1977. - 287 с.
205. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии/ Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1980. (Б-ка атеист, лит.). - 831 с.
206. Хабунова Е.Э. Магталы в эпосе «Джангар» // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1982. - С. 83-94.
207. Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста,1998.-224 с.
208. Хабунова Е.Э. Мотив пира «арзин суур» в калмыцком героическом эпосе «Джангар» // Проблемы современного калмыковедения. Элиста, 2001.-С. 112-114.
209. Хабунова Е.Э. Мотив старения ханши Ага Шавдал в калмыцком героическом эпосе «Джангар» // Материалы научных чтений, посвященных памяти А.Ш.Кичикова. Элиста, 2002. - С. 297-301.
210. Хабунова Е.Э. Стилевая константа «Богатырский поединок» -ключевое звено в биографии эпического героя эпоса «Джангар» // Жур. Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск № 3. Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 2006. - С.
211. Хабунова Е.Э. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: опыт анализа поэтико-стилевой структуры главы о богатырской женитьбе // Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск № 5. Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 2006. - С. 110-118.
212. Хабунова Е.Э. Константа «богатырское имя» в калмыцком героическом эпосе «Джангар» // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. История. Филология. Общественные науки. Спецвыпуск, 2006. С. 77-83.
213. Хабунова Е.Э. Образ суженой богатыря в калмыцком героическом эпосе «Джангар» // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. История. Филология. Общественные науки. Спецвыпуск, 2006. — С.83-90.
214. Хабунова Е.Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). Ростов на/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 256 с.
215. Хабунова Е.Э. Поэтико-стилевая константа «богатырское детство» в героическом эпосе «Джангар» // Научная мысль Кавказа. Приложение 2. Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 2007. — С. 94-100.
216. Хейчиева Б.Б. Baq Zoohra torquda «Jangqrin» hu'wlwrin orshlyn aqulq // Кичиковские чтения 1. - 2001. — С. 251-256.
217. Церенов В.З. Найдена рукопись «Джангара». Советская Калмыкия — 1979. - 8 мая.
218. Церенов В.З. Рукописи Джангариады // Альманах библиофила. Книга Монголии. Вып. 24. - М.: Книга, 1988.-380 с.
219. Церенов В.З. Джангар. Материалы и исследования/ Вступ. ст., сост. и прим. В.З. Церенова). М.: РАН Общество монголоведов. - 2004. — 574 с.
220. Шарапова Н.Н. Изучение героического эпоса «Джангар» на уроках родной литературы в 5-11 классах калмыцкой школы: Автореф. дисс. канд. педагог, наук. М., 1998. - 21 с.
221. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. -1990.-Т.7.-472 с.
222. Эпическая поэзия монгольских народов // Исследования по эпосу ред. Н.Ц. Биткеева. Элиста, 1982. - С. 158.
223. Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста, 1981.214 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.