Азербайджанские ренги: Проблемы музыкальной формы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Челебиев, Фаик Ибрагим оглу
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 280
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Челебиев, Фаик Ибрагим оглу
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I Ренг в системе жанров мугамного искусства
§1.Мугами некоторые его морфологические особенности §2. О строении азербайджанского дастгяха §3. Определение ренга. Соотношение мугама и ренга § 4. Функциональные особенности ренгов § 5. О наименовании ренгов Глава П Музыкальные формы ренгов, отражающие структуры мугама и последовательность частей дастгяха §1. Мугамообразная одночастная форма §2. Дастгяхообразные многочастные формы: дастгяхообразная двухчастная и дастгяхообразная трехчастная §3. Роль инструменталиста в формировании ренгов Глава Ш. Музыкальные формы ренгов, отражающие
взаимоотношения октавных частей дастгяха §1.0 понятии октавности и соответствующих терминах
у мугаматистов §2. Маенин зили (октавное шобе) §2а. Форма зиль-бем §3. Основная форма зиль-бем §4. Форма зиль-бем с расширенным бемом §5. Форма зиль-бем с начальным спуском §6. Форма бем-зиль
§7. Форма бем-зиль-бем
ГлаваТУ. Музыкальная форма дерамедов
§ 1. Определение жанра дерамед.
Дерамед как особый род ренга §2. Беюк дерамед. (дерамед первого вида) §3. Превращение ренга в дерамед §4. Юнгюль (гыса) дерамед (дерамед второго вида) §5. Кичик (бала) дерамед (дерамед третьего вида) §6. Частные случаи в музыкальных формах дерамедов
Заключение Примечания Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Морфология дастгяха2009 год, доктор искусствоведения Челебиев, Фаик Ибрагим оглы
Проблемы мугамного формообразования1984 год, кандидат искусствоведения Багирова, Санубар Юсуфовна
Фортепианное творчество Фикрета Амирова1985 год, Заманова, Аля Абас кызы
Музыкальные инструменты арабов Палестины2010 год, кандидат искусствоведения Ришмави, Одех Халиль
Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман2009 год, кандидат искусствоведения Газиев, Идрис Мударисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Азербайджанские ренги: Проблемы музыкальной формы»
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена изучению музыкальной формы азербайджанских ренгов.
Ренг, как чисто инструментальный жанр, входит в систему азербайджанского мугамного искусства1 и только в контексте последнего плодотворно его исследование.
Начиная в основном с двадцатых годов XX века по сей день о ренгах часто упоминают в многочисленных статьях и книгах, посвященных мугаму, мугаматистам, различным проблемам азербайджанской музыки устной традиции. Иногда в работах, посвященных совсем иным вопросам, - например, композиторской музыке - о ренгах дается хоть и беглая, но более конкретная и содержательная информация 1а, чем в исследованиях, специально посвященных азербайджанской народной музыке и мугамному искусству. В большинстве случаев эти заметки о ренгах содержательно близки друг к другу: "что такое ренг и каковы его функции". Редкие, но меткие заметки о ренгах встречаются в фольклористических статьях классика азербайджанской музыки композитора У. Гаджибекова (1885-1948).3
Впервые музыковед-теоретик и фольклорист М.С.Исмайлов (1912-1994), в книге "Жанры азербайджанской народной музыки", вышедшей из печати в 1960 году (на азерб. языке), ренгам уделяет небольшое, но вполне определенное место. Мысли выдающегося ученого в целом занимают чуть более страницы, но отличаются глубиной и содержательностью [65,51-53].4
К числу попыток специального исследования жанр ренга можно отнести брошюру Р.Исмаилзаде "Азербайджанские музыкальные ренги", изданную в 1985 году (на азербайджанском языке) [60].5 Она является печатным вариантом дипломной работы автора с названием "Азербайджанские народные ренги", выполненной под руководством проф. М.С.Исмайлова в 1963 году в стенах
Азербайджанской государственной консерватории [62]. В брошюре дается общая характеристика жанра; рассматривается функциональные, ладо-мелодические, метро-ритмические особенности ренгов, пути их использования в творчестве азербайджанских композиторов, а также идет краткая речь о музыкальной форме ренгов (мотив, период, повтор,вариация и т.п.). В этой работе заметно влияние "руки" М.С.Исмайлова, главным образом, его труда -"Жанры азербайджанской народной музыки". Работа Р.Исмаилзаде по сей день является единственным специальным исследованием ренгов, вышедшим отдельным изданием .Однако в дальнейшем Р.Исмаилзаде не продолжал исследования ренгов и защитил кандидатскую диссертацию на тему "Азербайджанская народная песня" [61].
Кстати, после этого в разные годы в Азербайджанской государственной консерватории были написаны и другие дипломные работы, посвященные ренгам [82; 112], авторы которых, в дальнейшем свои исследования не продолжили.
Ренгам посвятила свое исследование М.Пашаева, опубликовавшая две статьи [104; 105] одна из которых [104] представляет собой расширенным вариантом другой [105]. Единственной новостью здесь является перечисление опубликованных сборников ренгов и описание их содержания [104]. Однако и М.Пашаева исследования не завершила .
Еще в 80-е годы бакинские музыковеды тему о ренгах относили к числу не диссертабельных. Не случайно, что в таком серьезном научном сборнике как "Азербайджанская народная музыка", подготовленном Институтом архитектуры и искусства Академии наук Азербайджана и вышедшем в 1981 году из печати, нет очерка о ренгах, хотя в нем представлены такие жанры мугамного искусства как мугам и тесниф [5]6
Между тем собранный нами за последние три с половиной десятилетия материал, позволяет говорить о том, что ренги можно и нужно исследовать в
нескольких аспектах. И наиболее масштабными из них являются на наш взгляд два. Первый - это изучение жанровых разновидностей ренгов, которые возникли как результат длительных межжанровых связей ренгов как с жанрами мугамного искусства, (с теснифами, дастгяхами в целом), так и с жанрами музыкального фольклора (с песнями и инструментальными танцевальными мелодиями). Второй - это изучение музыкальной формы ренгов, чему и посвящена настоящая работа.
Ренг, будучи своеобразным жанром в системе мугамата, существует и как
ч> (III
составная часть циклической композиции дастягх и как самостоятельно функционирующее явление. Ренг - это яркий феномен азербайджанской мугамной культуры, «представитель» дастягха.
Изучение музыкальных форм ренгов необходимо, поскольку эти формы, во-первых, прямо связаны со структурой мугама и строением дастягха, во-вторых, они полностью обнаруживаются и в другом жанре мугамата - теснифе. Поэтому, какие-либо выводы, полученные в исследовании ренгов, проливают свет и на другие проблемы мугамного искусства. Иными словами, неизученность ренгой значительно замедляет исследования жанровой системы мугамного искусства в целом.
Естественно, что любое исследование образцов устного музыкального творчества требует сначала их собирания, осуществления нотной записи.
В Азербайджане собиранием и публикацией ренгов в виде сборников занимались композиторы С.Рустамов [114; 115; 117] 8, Т.Бакиханов [26] 9 и Э.Мансуров [6; 7; 13]. 10 Учитывая содержания этих сборников и отдельные образцы ренгов, входящее в разные антологии и учебники, в Азербайджане опубликовано около 200 ренгов, не считая вариантов и повторных публикаций.
Данное число можно считать большим, так как в сравнении с народными песнями и инструментальными танцевальными мелодиями жанр ренг является
количественно малочисленным, но вполне равноценным по художественной, исторической и научной значимости.
Тысяча единиц записей азербайджанских народных песен или танцевальных мелодий - это как капля в море. Но десять единиц новообнаруженных ренгов считается уже числом значительным.
Относительная малочисленность ренгов - явление естественное, так как ренги связаны с мугамами. Они создаются и исполняются профессиональными инструменталистами - мугаматистами в определенных музыкальных формах и не могут насчитываться в тысячах. Правда, связи ренгов с жанрами народной музыки способствуют количественному и качественному обогащению этого жанра.
Автором же настоящей работы записаны с одной стороны разные варианты почти всех обозначенных выше двухсот опубликованных ренгов, с другой стороны, более шестисот ренгов еще не изданных ( не считая их вариантов) и не вошедших в научный обиход.
Исследовательский интерес автора к ренгам возник в результате почти сорокалетней исполнительской деятельности. В 1971-1980 годах он работал в Азербайджанской государственной филармонии в качестве тариста, был концертмейстером государственного ансамбля песни и танца Азербайджана, выступал как солист, и как аккомпаниатор, сопровождал пение выдающихся певцов мугаматистов старшего поколения. Затем в течение пяти лет работал в оркестре народных инструментов государственного комитета Азербайджана по телевидению и радиовещанию как солист, оркестрант и аккомпаниатор-мугаматист. Многолетняя исполнительская практика привела его к ряду теоретических размышлений и выводов.
Автору посчастливилось общаться с такими титанами азербайджанского мугамного искусства как бакинские таристы Мирза Мансур Мансуров (18871967), Ахмед Бакиханов (1892-1973), Бахрам Мансуров (1911-1985), Гаджи
Мамедов (1920-1980), карабахский тарист Курбан Примов (1980-1965), шекинские таристы Ибад Салманов (1904-1989), Махаррам Исмаилов (19101985), долго учиться у них тайнам мугамного искусства и записать от них уникальные образцы разных жанров мугамного искусства, в том числе и ренги. Ренги для исследования мы собирали из следующих источников:
1. Произведенные автором работы записи музыкантов - таристов и кеманчистов разных поколений ( самые старшие из них родились в 70-х годах XIX века).
2. Грампластинки, выпущенные разными звукозаписывающими фирмами Европы в начале XX века (1903-1916 гг.) в которых запечатлены исполнения выдающихся азербайджанских певцов и инструменталистов того времени. 11
3. Грампластинки 1920-1990 годов, магнитофонные записи 1950-1990 годов и наконец компакт диски последних лет.
4. Ренги, опубликованные другими собирателями.
5. Рукописи ренгов других собирателей.
В основу анализа легли в первую очередь опубликованные ренги. Это сделано не из-за недостаточности собственного материала, но учтена широкая известность изданных ренгов в исполнительских и музыковедческих кругах. Своим же материалом пользовались в тех случаях, во-первых, когда не находили того или иного типового образца среди опубликованных ренгов и во-вторых, когда опубликованный образец из-за технических ошибок, или же из-за неосторожности собирателя грешил неточностями и требовал
перередактирования либо подробного предварительного объяснения.
* *
*
Поскольку ренг входит в жанровую систему мугамного искусства, то в начале следует дать хотя бы краткую информацию об этой системе.
Азербайджанское мугамное искусство располагает следующими жанрами: 1) мугам; 2) тесниф; 3) дибаче; 4) ренг; 5) дерамед; 6) зерби мугам; 7) шикесте.
1. Мугам - вокально-инструментальное музыкальное произведение 12 импровизационного характера со свободным метроритмом .13 Это главный жанр мугамного искусства.
2. Тесниф - вокально-инструментальный жанр песенно-романсного характера с регулярным метроритмом.14
3. Дибаче - его можно считать особой разновидностью теснифа. Но дибаче отличается от теснифа большим объемом, сложностью музыкальной формы и функцией. ь
4. Ренг - чисто инструментальный жанр с четко акцентированной метрикой.
5. Дерамед - его можно считать особой разновидностью ренга. Отличается от последнего большим размером, сложностью формы и функцией . 16
Отметим, что жанры, имеющие четкий метроритм, то есть тесниф, дибаче, ренг и дерамед, исполняются в сопровождении ударного инструмента.
6. Зерби мугам - вокально-инструментальный жанр, возникший из своеобразного сочетания, взаимодействия мугама и ренга. В зерби-мугаме законченные мугамные и ренговые эпизодыы чередуются друг с другом. Метрически свободная вокальная партия - мугам здесь исполняется в строго метрическом ударном . сопровождении, размер которого соответствует размеру инструментальной партии - ренга. Зерби-мугам от начала до конца исполняется в беспрерывном сопровождении ударного инструмента.17
7. Шикесте - имеет ту же музыкальную форму и те же исполнительские принципы, что и зерби- мугам. Если зерби мутамы могут основываться на любом из азербайджанских ладов, то шикесте только на ладе сегях. 18
Образцы всех названных жанров определенным образом соединяются в монументальную вокально-инструментальную многочастную циклическую композицию му г амн ый д а с т г ях (или просто - д а с т г я х).19
Правда, все вышеперечисленные жанры могут бытовать и традиционно бытуют самостоятельно, то есть вне дастгяха. И тем не менее, их главное назначение - дастгях, их главная функция - участие в дастгяхе. Все вместе они выстраиваются в новую форму и новый жанр, который представляет дастгях. Как целое жанр дастгях является вершиной азербайджанского мугамного искусства.
В течение длительного исторического времени жанры мугамного искусства существовали и развивались в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. Как указывает проф. И.И.Земцовский, "жанровая система - не схема, не абстракция, а живой, развивающийся организм" [51, 176]. Жанровая система азербайджанского мугамного искусства, как и "каждая жанровая система - не только итог длительного исторического развития, но и генетически взаимосвязанный комплекс" [51, 176]. Поэтому автор настоящего исследования глубоко убежден в том, что каждый жанр мугамного искусства нужно исследовать в контексте всего мугамата, иными словами, на фоне всех остальных "окружающих" жанров и в связи с ними.
А это означает:
а) исследователь одного мугама или дастгяха должен в совершенстве знать все мугамы и дастгяхи.
б) исследователь таких жанров как теснйф, ренг и зерби мугам должен в совершенстве знать все мугамы и дастгяхи.
Только тогда исследователь одного из трех жанров - или теснифа (так же дибаче), или ренга (так же дерамеда),или зерби мугама (так же шикесте) беспрепятственно может овладеть и остальными двумя жанрами.
При исследовании ренга - как жанра и музыкальной формы - мы придерживаемся вышеуказанных требований. Только это позволяет "копать в глубину" и "видеть не видимое".
Исследование ренга в контексте жанровой системы мугамного искусства позволило автору выдвинуть следующие предварительные положения.
Все существующие музыкальные формы ренгов обязаны своим возникновением музыкальным формам мугама и дастгяха в целом. Принципы своего формирования ренги получают от формы мугама и более всего - от строения дастгяха. Разные музыкальные формы ренгов прямо связаны с определенными устойчивыми элементами дастгяхного строения. Не зная основных законов формирования дастгяха, роли в нем стабильных и мобильных элементов, а так же ряд традиционных приемов дастгяхного исполнительства, невозможно прийти к адекватным выводам в анализе музыкальных форм ренгов.
Если знание структуры мугама и строения дастгяха дает возможность, отталкиваясь от них, анализировать форму ренгов, то знание исполнительских законов и "секретов" дастгяха делает возможным так же объяснить причины возникновения этих форм.
Ясно, что любое научное исследование опирается на определенную методологию и научно-теоретическую систему, вобравшую в себя множество устойчивых понятий и терминов.
Изучение отдельных компонентов музыкальной формы ренгов как и других жанров мугамного искусства с позиции европейской музыкальной теории в ряде случаев может дать определенные результаты. Но в целом применительно к жанрам мугамата она себя не оправдывает.20 В рамках этой
теории сущность музыкальных форм в ренгах, причины их возникновения остаются не выясненными. Это естественно. Ведь исследуя произведения европейских композиторов, мы руководствуемся той музыкальной теорией, которая создавалась в течении долгого исторического времени в прямой связи музыкой, ее породившей. Жанры мугамного искусства также должны изучаться с помощью той теории, которая выросла из этой музыки.
Азербайджанское музыкознание имеет тысячилетнюю историю. Та наука, которая создавалась азербайджанскими учеными начиная с Бахманяра ал-Азербайджани (ум. в 1066 г)21 и вплоть до Мир Мохсуна Навваба (1833-1918) , являлась частью музыкальной науки мусульманского Востока. "
Параллельно с этой книжной -существовала и существует по сей день у азербайджанских мугаматистов другая - сложившаяся в течение веков своя традиционная наука, своя музыкальная теория (в дальнейшем будем обозначать ее как мугамную теорию)24.
Была ли, есть ли связь между книжной и традиционной науками? Несомненно была и есть. Нельзя забыть о том, что на мусульманском Востоке, в том числе и в Азербайджане, большинство теоретиков музыки были одновременно и великолепными исполнителями.25 Наука создавалась на основе живого музицирования.
Разумеется, все исполнители - мугаматисты не могли служить во дворцах или обязательно писать теоретические трактаты. Но и в прошлые века и сейчас для того, чтобы начать профессиональную деятельность каждый мугаматист должен пройти школу обучения от 10 до 15 лет. И за это время он не только учится исполнительскому мастерству, но и постепенно овладевает мугамной теорией ( название ладов, ступеней, кадансов, термины обозначающие части формы, ее структурные единицы, а так же исполнительские штрихи, приемы пения, правила перехода из одного лада в другой и мн.др.).
Именно эта теория дает сегодня возможность разобраться в музыкальных формах мугама, дастгяха, других жанров мугамного искусства.
Отметим, что в настоящей работе средневековой книжной музыкальной теории мы совершенно не касаемся. Во-первых, музыкальные трактаты тех времен в Азербайджане (и вообще) изданы крайне мало. Во вторых, сопоставление книжной и традиционной теории возможно только после их основательного изучения.
Для того, чтобы исследовать музыкальную форму ренгов, в начале нам пришлось изучать формы мугама и дастгяха с точки зрения устной мугамной теории, используя при этом соответствующие понятия и термины мугаматистов. Это в свою очередь потребовало освоения знания мугамной теории и исполнительских законов дастгяха. В результате появилась работа под общим названием "Морфология дастгяха", часть которой была опубликована в виде статей [135, 159-180; 139, 1135-156]. И только после этого оказалось научно состоятельным изучение музыкальных форм ренгов в контексте дастгяха 27 так же с применением понятий и терминов традиционной мугамной теории. В настоящей работе любое явление, относящееся к музыкальным формам ренгов, рассматривается именно в связи с дастгяхом.
Известно, что фактор исполнителя в музыкальном исполнительстве играет большую роль (не случайно исполнителя называют "вторым автором" композиторского произведения) и эта роль гораздо больше в музыке устной, и тем более, устно - профессиональной традиции.
Мугаматисты-инструменталисты являются не только исполнителями ренгов, но и их создателями. Поэтому в работе мы уделяем внимание так же роли музыканта в формировании ренгов (особенно, в процессе исполнения дастгяха). Конечно, в данном случае рассмотрение личности музыканта-исполнителя не является для нас основной задачей (что могла стать темой отдельного исследования). 28 Эту фигуру мы рассматриваем в той степени, в
какой она нужна для нашей работы в качестве объясняющего, раскры-
29
вающего.
Итак, в настоящей работе исследуются музыкальные формы ренгов в контексте дастгяха, учитывая строение последнего. При этом широко применяется традиционная мугамная теория. Учитывается так же роль исполнителя - творца в создании музыкальной формы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв.: исторический аспект исследования2012 год, кандидат исторических наук Рустамов, Дадо Абдужабарович
Исполнительское искусство гуцульских скрипачей2003 год, кандидат искусствоведения Мациевская, Виктория Игоревна
Вокальный фольклор даргинцев: состав и специфика жанров2003 год, кандидат искусствоведения Абдуллаева, Эльмира Башировна
Башкирское народное музыкально-поэтическое творчество: Вопросы классификации2005 год, кандидат филологических наук Ахметгалеева, Галия Батыровна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Челебиев, Фаик Ибрагим оглу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе выявлены основные традиционные музыкальные формы азербайджанских ренгов (они так же характерны и для теснифов). При этом широко использованы термины и понятия мугаматистов, мугамно-дастгяхного исполнительства и многовековая устная мугамная теория в целом, которую автор диссертации изучал в течение 30 лет.
На защиту выносятся следующие положения: а) ренг является своеобразным жанром в системе азербайджанского мугамного искусства, существующем и как составная часть циклической композиции «дастгях», и как самостоятельно функционирующее явление; б) все музыкальные формы ренгов неразрывно связаны со структурой мугама и строением дастгяха. В ренге как в своеобразном реферате в сжатом виде отражается конструкция мугама и определенные конструктивные элементы дастгяха. в) в становлении формы ренга сказывается своеобразие творящей личности музыканта-исполнителя; г) дастгях (его строение, исполнительские правила) служит реальным контекстом каждого данного исполнительского акта, и в то же время, исторической предпосылкой становления законченной, типологически устойчивой музыкальной формы ренгов как таковой.
Хотя настоящая работа и представляет собой первое подробное исследование жанра «ренг», за ее пределами остаются целый ряд нерешенных проблем ренгов.
В музыкальной практике имеют место ренги со смешенными формами, которые на первый взгляд не соответствуют исследованным здесь формам. Однако выявленные нами музыкальные формы ренгов являются основополагающими и, отталкиваясь от них, можно анализировать любую смешанную форму. В разных сферах и жанрах азербайджанской музыки устной традиции, в том числе и в ренгах, встречаются оригинальные разновидности рефренных структур отличающиеся от классического рондо. Они заслуживают особого исследовательского внимания. Совсем не изученными остаются процессы и закономерности контаминации в ренгах, играющие немаловажную роль в их формообразовании.
Изучение формообразования ренгов в свете таких проблем, как «искусство и общение», «художник и публика» (общение участников мугамного трио-учлюк в процессе исполнения перед слушателями разного типа) представляет интерес как для музыковедов- теоретиков, так и для музыковедов-философов.
Начиная с середины 60-х годов XX века под названием ренг в Азербайждане в исполнении ансамблей народных инструментов большого состава (10-20 человек) появляются крупные инструментальные пьесы, сочиненные, в основном таристами или кеманчистами. Но эти ансамблевые пьесы больше всего рассчитаны на самостоятельное исполнение и в дастгях не вписываются. Хотя они имеют большую художественную ценность и их изучение актуально.
И наконец, как было отмечено еще во ведении к данной работе одной из самых крупных проблем, заслуживающих исследования, является взаимосвязи ренгов как с жанрами мугамного искусства (особенно с теснифами), так и с жанрами музыкального фольклора ( народными песнями и, особенно, инструментальными танцевальными мелодиями-оюн хавасы). Результатами этих взаимосвязей являются бифункциональные разновидности ренгов.
Нет сомнение в том, что при изучении всех вышеуказанных проблем мы столкнемся еще новыми и интересными явлениями, требующими специального исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Челебиев, Фаик Ибрагим оглу, 1999 год
Список литературы
1. Абдулкасумов В. А. Азербайджанский тар. Баку, 1989. 96 с. (на азерб.яз.).
2. Абдуллаева С. А. Современные азербайджанские народные музыкальные инструменты. Баку, 1984. 76с.
3. Авеста в русских переводах (1861-1996). Сост. общ. ред. примеч. и справоч. разд. И. В. Рака. СПб, 1997. 480 с.
4. Агаева С.Х. Абдулгадир Мараги. Ко Второму международному музыковедческому симпозиуму по мугаму. Баку, 1983. 48с.
5. Азербайджанская народная музыка: (очерки). Баку, 1981.200с. (азерб. яз.).
6. Азербайджанские дерам еды и рэнги: Нотная запись Эльдара Мансурова с игры тариста Бахрама Мансурова. Баку, 1984. 78с.
7. Азербайджанские диринги и рэнги:Нотная запись Эльдара Мансурова и Азада Керимова с игры тариста Бахрама Мансурова. Баку, 1986. 57 с.
8. Азербайджанские мугамы Баяты-Шираз и Шур:запись Наримана Мамедова с игры тариста Ахмеда Бакиханова. М., 1962. 40 с.
9. Азербайджанские мугамы Раст и Шахназ:3апись Наримана Мамедова с игры тариста Ахмед Бакиханова. Баку, 1963. 62с.
10.Азербайджанские мугамы Сегях-Забул и Рахаб: Нотная запись Наримана Мамедова с игры тариста Ахмеда Бакиханова. Баку, 1965. 61с.
11.Азербайджанские мугамы Чаргях и Хумаюн: Запись Наримана Мамедова с игры тариста Ахмеда Бакиханова. Баку, 1962. 38с.
12.Азербайджанские народные песни / Зап. С. Рустамова, Ф. Амирова и Т. Кулиева. Сост. Б. Мамедов. Т. 2. Баку, 1958. 138с.
13.Азербайджанские старинные народные напевы: Нотная запись Эльдара Мансурова с игры тариста Бахрама Мансурова. БакуД 990. 72с.
14.Азербайджанско-русский словарь / Сост. X. А. Азизбеков. Баку, 1965. 418с.
15. Акимов М. И. Азербайджанское средневековое ашыгское творчество:Автореф. дисс. д-ра фиол. наук. Ташкент, 1985. 71с.
16.Алескеров С. Э., Абдуллаева С.А. Инструментовка для орестра азербайджанских народных инструментов: (Методические указания). Баку, 1977. 48с.(на азерб.яз).
17.Алиев А. Г. Принципы варьирования в мелодическом и композиционном строении азербайджанских мугамов (на примерах анализа мугамных композиций «Сетях»): канд. дисс. М., 1986. 194с.
18.Алиев С. Диван азербайджанской народной поэзии/ «Эдебият газета», 1991. 14 июня, №24 (на азерб. яз.).
19.Араслы Г. Предисловие // Кёроглу. Баку, 1959. С V-XVII.
20.Асланов А. Великое сокровище // Азербайджан. 1987. №4. С. 159-163 (на азерб яз.).
21.Бабаев Э. А. Ритмика азербайджанского дастгяха. Баку, 1990. 116 с.
22.Бабаев Э. А. Ритмические мугамы // Эльм вэ хаят (Наука и жизнь) 1977. №9 С. 24-25 (на азерб. яз).
23.Багирова С. Ю. Проблемы мугамного формообразования: Автореф. дисс.канд. искусствоведения. Ташкент, 1984. 19 с.
24.Бадалбейли А. Б. Беседа о музыке. Баку, 1953. 80 с. (на азерб яз).
25.Бадалбейли А.Б. Толковый монографический музыкальный словарь. Баку,1969. 217с. (на азерб.яз).
26.Бакиханов A.M. Азербайджанские народные рэнги. Баку,1964.78 с.
27.Бакиханов А. М. Азербайджаснкие ритмические мугамы. Баку, 1968. 38 с.
28.Бакиханов А. М. Нава //Бакиханов A.M. Мугам, песня, ренг. Баку, 1975. С.3-16.
29.Беляев В.М, Азербайджанские мугамы //Беляев В.М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. М. 1971. с 147-154.
30.Беляев В.М. Очерки по истории музыки народов СССР:Вып.2: Музыкальная культура АзербайджанаЮ, Армении и Грузии. М.,1963. 340 с.
ЗТ.Бершадская Т.С. Гармония как элемент музыкальной системы. СПб., 1997. 192 с.
32.Бершадская Т.С. Лекции по гармонии 2-е изд., доп. Л.,1985.240 с.
33.Бойко Ю.Е. О методике фиксации инструментальной музыки // Методы изучения фольклора:Сб. науч. тр. Л., 1983г. с. 73-79.
34.Бунятов Т. А. Голоса минувших веков. Баку, 1975. 144с. (азерб. яз).
35.Вопросы методологии и социологии: сб. науч. тр. Л., 1980. 177 с.
36.Вопросы социологии искусства: Сб.науч.тр. Л.,1980. 151с.
37.Гаджибеков У. Взгляд на музыкальную жизнь Азербайджана //Гаджибеков У. Соч. т.2 . Баку,1965. С.125-225 (на азерб. яз).
38. Гаджибеков У. Об азербайджанской тюркской народной музыке //Гаджибеков У. Соч. т. 2. Баку, 1965. С.254-258 (на азерб. яз).
39.Гаджибеков У. Основы Азербайджанской народной музыки.Баку,1945.116 с.
40.Гасымлы М. П. Ашыгское искусство. Баку, 1996 . 260 с. (на азерб. яз.).
41.Гиппиус Е. В. От редактора // Осетинские народные песни собранные Б. А. Галаевым в звукозаписях, котированных совместно Б. А. Галаевым и Е. В. Гиппиусом. Под редакцией и с предисловием Е В. Гиппиуса. М., 964.С. 3-6.
42.Гусейнли Б. X. Азербайджанская народная музыка: каталог грампластинок: записи 1902-1984 гг.//Традиционный фольклор и современные хоры и ансамбли. Л., 1989 . С. 142-174.
43.Гусейнли Б. X. Классификация азербайджанской народной танцевальной музыки // Искусство Азербайджана, т. 12 Баку, 1968 . С.67-93 (на азерб. яз).
44.Гусейнли Б. X. Принципы жанровой классификации азербайджанской народной танцевальной музыки (о социально-историческом обосновании). //Учен. зап. Азербайджанской государственной консерватории им. У. Гаджибекова. 1974. №2 С. 3-16.
45.Джафар А. Теоретические основы аруза и азербайджанский аруз (в сравнение с арабским, персидским , таджикским, турецким и узбекским арузами) Баку, 1977. 416 с. (на азерб. яз).
46. Дмитриев А. Н. Полифония, как фактор формообразования. Л., 1962. 488 с.
47.Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь 5-е изд. М-Л, 1966г. 519с.
48.Должанский А. Н. Некоторые вопросы теории лада// Проблемы лада: Сб. ст. М., 1972г. с. 8-34.
49.Дюгях дастгяхы: Запись 3. Багирова с игры на таре Мансура Мансурова. [Баку, 1936]. 35 с.
50.Забил дастгяхы: Запись Т. Кулиева с игры на таре Мансура Мансурова. [Баку, 1936]. 52с.
51. Земцовский И. И. О системном исследовании фольклорных жанров в свете марксистско-ленинский методологии // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1 М., 1972 . с. 169-197. 52.Земцовский И. И. О творческой природе фольклора //Стилевые тенденции в
советской музыке 1960-1970-х годов: сб. науч. тр. Л., 1979. с.137-147. 53.Земцовский И.И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии (Опыт музыковедческой постановки вопроса)// Актуальные проблемы современной фольклористики:Сб. ст. и материалов. Л., 1980. С.36-50. 54.Земцовский И. И. Реконструкция представления о целостности феномена фольклорного жанра (Метод и пример)//Българско музикознание. Година X; 1986. Книга 1. София. С. 16-22. Резюме на болгарском и английском языках. С. 22-25.
55.3охрабов Р. Ф. Азербайджанские зербы-мугамы. Баку, 1986. 84с. 56.3охрабов Р.Ф. Азербайджанские теснифы. М., 1983. 328 с. 57.3охрабов Р.Ф. Теоритические проблемы азербайджанского мугама. Баку, 1992. 249 с.
58.Имрани Р.Г. Бахрам Мансуров и его роль в развитии музыкальной культуры Азербайджана: Автореф. дисс. канд. искусствоведения М.,1986. 22 с.
59.Искусство и общение:Сб. науч. тр. Л., 1984. 186с.
60.Исмаилзаде Р. Ю. Азербайджанские музыкальные ренги. Баку, 1985. 42 с. (на азерб. яз.).
61.Исмаилзаде Р. Ю. Азербайджанская народная песня: Автореф.дисс. канд. искусствоведения. Баку, 1971. 53 с.
62.Исмаилзаде Р. Ю.Азербайджанские народные ренги. Дипломная работа Руководитель М. С. Исмайлов. Баку, 1963. 71с. (на азерб. яз.) Хранится в библиотеке Азербайджанской государственной консерватории им. У. Гаджибекова.
63.Исмайлов М. С. Альтерация ступеней азербайджанских ладов//Исмайлов М. С. Научно-методические очерки по теории ладов азербайджанской народной музыки и мугама. Баку, 1994. с.31-48.
64.Исмайлов М. С. Жанры азербайджанской народной музыки.Автореф. дисс. канд. искусствоведения Баку, 1963. 19 с.
65.Исмайлов М. С. Жанры азербайджанской народной музыки. 2-изд. Баку, 1984. 100 с. (на азерб. яз.).
66.Исмайлов М. С. Метро-ритмические особенности азербайджанской народной музыки и формы ее исполнения//Инджесенет (Искусство). 1957. №2 С. 64-69 (на азерб. яз).
67.Исмайлов М. С. Структурные особенности ладов азербайджанской народной музыки. Баку,1981. 22 с.
68.Исмайлов М. С. Карагичева Л. В. Народная музыка Азербайджана //Азербайджанская музыка: Сб. ст. М., 1961. с. 5-63.
69.Каррыев Б. А. Эпические сказания о Кёр-огы у тюркоязычных народов М., 1968. 260 с.
70.Касимова С. Опера «Нэргиз» // Искусство Азербайджана т. 12. Баку,1968. с. 21-52.
71.Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966. 376 с.
72.Керимов А. К. Таузская школа ашыгов Азербайджана:Автореф. канд. искусствоведения. Баку, 1995. 23 с.
73.Керимов К. Г. Оркестр азербайджанских народных инструментов. Баку, 1959. 50с.
74.Керимов С. К. истории становления и развития в Азербайджане симфонической культуры // Искусство Азербайджана т. 12. Баку, 1968. с.111-133.
75.Кон Ю. Г. К вопросу о вариантности ладов // Современные вопросы музыкознания М., 1976. с.238-262.
76.Кон Ю. Г. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации. Ташкент, 1979 . 100 с.
77.Короглы X. Г. Взаимосвязи эпоса народов средней Азии, Ирана и Азербайджана М., 1983. 328 с.
78.Кривоносов В. М. Классическая музыка Азербайджана. Машинопись. 110 с. + 3 с. таб. Хранится в кабинете народной музыки Московской государственной консерватории [1938].
79.Кривоносов В. М. Материалы для изучения истории азербайджанской народной музыки. Машинопись. 212 с. Хранится кабинете народной музыки Московской государственной консерватории.[1938].
80.Кулиев О. С. Оркестр азербайджанских народных инструментов. Баку, 1980. 84 с. (на азерб. яз).
81 Кулиев О. С. Оркестр азербайджанских народных инструментов и его роль в развитии музыкальной культуре республики. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Тбилиси, 1978. 23 с.
82.Кязимов Р. Некоторые черты музыкальной формы азербайджанских ренгов и теснифов. Дипломная работа. Руководитель Б. М. Мамедова. Баку, 1968. 90 с. Хранится в библиотеке Азербайджанской государственной консерватории им. У. Гаджибекова.
83.Мамедбеков Д. И. Мастер мугама Ахмед Бакиханов. Баку,1966. 44 с.(на азерб. яз).
84.Мамедбеков Д. И. Симфонические мугамы Ф. Амирова: Пояснение. М., 1961.64 с.
85.Мамедов 3. Дж. Азербайджанские философы и мыслители средневековья. Баку, 1986. 68 с. (на азерб. яз).
86.Мамедов Н. Г. Азербайджанский мугам Раст: С исполнения тариста Б. Мансурова и певца Г. Гусейнова. М., 1978. 109 с.
87.Мамедов Н. Г. Азербайджанский мугам Чаргях: С исполнения тариста Б. Мансурова и певца Я. Мамедова. М.,1970. 80 с.
88.Мамедов Т. А. Песни Кёроглу. Баку,1984. 120 с.
89.Мамедов Т. А. Традиционные напевы азербайджанских ашыгов. Баку,1988. 352 с.
90.Мансуров Э. Б. О возникновении названий мугамов // Мансуров Э. Б. Мои мугамные раздумия. Баку,1995. 40 с. (на азерб. яз.).
91.Махмудова Д. Э. О связи теснифа и газели // Гобустан.1991 №1 с.33-36 (на азерб. яз.).
92.Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феноментрадиционной культуры: Общетеоретические проблемы: Док. дисс. Л., 1990.482 с.
93.Мациевский И. В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальнной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. ст. и материалов в 2 ч. Ч. 1. М., 1987. С. 6-38.
94.Мациевский И. В. Формирование системно-этнографического метода в органологии // Методы изучения фольклора:Сб. науч. тр. JI., 1983. с. 54-63.
95.Милка А. П. Теоретические основы функциональности в музыке: Исследование. Л., 1983. 151с.
96.Мирза бей (XVII век). Трактат о музыке / Пер. с пер. яз. предисл. и комм. Гюльтекин Шамилли. Баку, 1995. 88 с. (на перс, и рус. языках).
97.Навваб М. М. Визух ал-аргам / Подг. к печати и комм. 3. Сафарова. Баку, 1989. 44с. (на азерб. яз).
98.НамазовК. М. Азербайджанское ашыгское искусство. Баку, 1984. 184 с.
99.Ниязи. Симфонический мугам. «Раст»: Для большого симфонического оркестра: Партитура. Баку, 1956. 155 с.
ЮО.Орханбейли О. Учебно-методическое обучение для тара. 2-е изд. испр. и доп. Баку, 1976. 112 с. (на азерб. яз).
ЮШашаев С. X Развитие азербаджанского народного творчества. Баку, 1981. 40 с. (на азерб. яз).
102.Пашаев С. X. Саз и ашыг // Эдебият вэ инджесенет (Литература и искусство). 1973. 13 января №3 ( на азерб.яз.).
ЮЗ.Пашаев С. X. Сто чудес саза // Азербайджан муэллими (Азербайджанский учитель). 1977. 12 авг. №67 (на азерб. яз.).
104.Пашаева М. С. Азербайджанские народные ренги (к вопросу записи и публикации) // Проблемы развития архитектуры и искусства в современном Азербайджане. Баку, 1981. с. 151-158 (на азерб. яз).
105.Пашаева М. С. Ренги в азербайджанских мугамах // «Элм вэ хаят» (Наука и жизнь) №7 1981. с.30-31 (на азерб. яз).
106.Приложение: Запись С. Ибрагимовой // Абасова Э. Курбан Примов. Сер. Народные певцы и музыканты». М.,1963. 32 с.
107.Раст дастгяхи: Запись Т. Гулиева с игры на таре Мансура Мансурова. [Баку, 1936]. 60 с.
108.Рахметов А. М. Азербайджанские народные музыкальные инструменты. Баку,1975. 64с. (на азерб. яз).
109.Рахметов А. М. Азербайджанские народные музыкальные инструменты и их место в оркестре. Баку, 1980. 108 с. (на азерб. яз).
ПО.РахметовА. М. Ахмед Бакиханов. Баку,1977. 144 с. (на азерб. яз).
Ш.Рахметов А. М. Ахмед Бакиханов и его роль в развитии музыкальной культуре Азербайджана:Автореф. дисс. канд. искусствоведения Баку, 1977.43 с.
112.Рзаева А. Азербайджанские ренги в современной народной исполнительской практике. Дипломная работа. Рук. А.З. Тагизаде. Баку, 1971. 45 с.
ПЗ.Рустамов С. Азербайджанские народные ранги. Рукопись 1952. Хранится в Государственном музее музыкальной культуры Азербайджана. Отдел народных инструметов (Дом-музей А. Бакиханова). Инв.№3064.
114.Рустамов С. Азербайджанские народные рянги: Первая тетрадь. Баку,1954. 64 е.; 2-е изд.. Баку 1978. 60с. 3-е изд. Баку 1982. 60 с.
115.Рустамов С. Азербайджанские народные рянги: Вторая тетрадь. Баку,1956. 6 3 с; 2-е изд. Баку 1980. 57 с.
Пб.Рустамов С. Школа для тара. Баку, 1935. 119 с.
117.Рянги и танцы: Мелодия Тейюба Дамирова / Обраб .для ф-но Рафика Рустамова. Баку, 1961. 38 с.
118.Сагадаев A.B. Бахманяр ал-Азербайджани и его энцклопедический труд "Ат-тахсил"// Бахманяр ал-Азербайджани. Ат-тахсил. Пер. с араб., ввод.ст. и комм. A.B. Сагадаева. Баку, 1983. С. 3-13.
119.Садыкова В.Н. Проблемы формообразования в азербайджанских инструментальных мугамных импровизациях: Канд. дисс. JL, 1981. 188 с.
120. Самха Эль Холи. Традиция музыкальной импровизации на Востоке и профессиональная музыка//Музыкальная культуры народов: Традиции и современности: Материалы VII Конгресса ММС. М., 1973. С. 78-85.
121.Сафаров Дж. М. Ансамбль народных инструментов Азербайджана. Баку, 1971 (на азерб. яз.).
122.Сафарова 3. Ю. Мир Мохсун Навваб: Ко Второму международному музковедческому симпозиуму по мугаму. Баку, 1983 44 с.
123.Словарь литературоведческих терминов. 4-е изд.., расш. Баку,1988. 268 с. (на азерб.яз.).
124.Сохор А.Н. Композитор и публика в социалистическом обществе // Музыка в социалистическом обществе: Сб. ст. Вып. 2. Л., 1971. 216 с.
125.Тахмасиб М.Г. Предисловие //Кёроглу. Баку, 1975. С. 3-7 (на азерб.яз.).
126.Утегалиева С.И. Функциональный контекст музыкального мышления казахских домбристов: Канд.дисс. JL, 1987. 152 с.
127. Христов Д. Теоретические основы мелодики . Опыт описания аналитического подхода к отдельной мелодии / Пер. с болгар. К.Н. Иванова. М., 1980. 256 с.
128.Художник и публика: Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1981. 154 с.
128а.Челеби Ф.И. Инструментальные мелодии Кёроглу // Вопросы
инструментоведения .СПб.,1983.С.69-73.
129.Челеби Ф.И. О бифункционвльных разновидностях азербайджанских ренгов // Вопросы инструментоведения. Вып.2. СПб., 1995. С. 115-120.
129а.Челеби Ф.И. Образ Кёроглу в традиционной культуре азербайджанского народа // Судьбы традиционной культуры.Сб. ст. и матер, памяти Ларисы Ивлевой. СПб., 1998. С.220-258.
130.Челеби Ф.И. Роль инструменталиста в формировании ренгов.-Машинопись. СПб.,1993. 35. с. Хранится на секторе инструментоведения РИИИ.
Ш.Челеби Ф.И. Теснифы Физули. 4.1 // Эдебият газета (Литературная газета). 1996. 26 апр. №16 (на азерб. яз.).
132. Челеби Ф.И. Теснифы Физули. 4.2 // Эдебият газета (Литературная газета). 1996. 3 мая. №17 (на азерб. яз.).
133.Челебиев Ф.И. Азербайджанские дерам еды // Эльм вэ хаят (Наука и жизнь). 1991. №3. С.27-28 ( на азерб. яз.).
134.Челебиев Ф.И. Азербайджанские ренги: Вступительный реферат.-Машинопись.44 с. Баку, 1985. Хранится в архиве аспирантуры РИИИ.
135. Челебиев Ф.И. Бардашт: ( К проблемы строения дастгяха // Традиции и перспективы изучения музыкального фольклора СССР: Сб. ст. М., 1989.С.159-180.
136. Челебиев Ф.И. Зерби мугам- азербайджанское рондо // Исторические взаимосвязи музыкальных культур: Сб. науч. тр. СПб., 1992. С.74-102.
137. Челебиев Ф.И. Инструмент и ладообразование: ( К вопросу нотации азербайджанских ренгов) // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л., 1986. С.52-55.
138. Челебиев Ф.И. Кто создал оркестр?: (Источники, факты)// Коммунист ( газ.). 1990. 28 февр. №43 ( на азерб. яз.).
139. Челебиев Ф.И. О морфологии мугама // Народная музыка: история и типология: Памяти профессора Е.В.Гиппиуса ( 1903-1985): Сб. науч. тр. Л.,1983.С.135-156.
140.Челебиев Ф.И. О теснифах и песнях // Эдебият вэ инджесенет (Литература и искусство ). 1971. 8 мая. №19.
141.Челябиев Ф.И. О разновидностях азербайджанских ренгов//Социальные аспекты формирования и развития древней и средневековой художественной культуры Азербайджана: ( Материалы республиканской научно-практической конференции, 15-16 мая 1990 г.). Баку, 1990. С.96-98.
142.Челеби Ф.И. Регс дастгяхы - многочастная циклическая композиция инструментальных танцевальных мелодии // Вопросы
инструментоведения. Сб.рефератов. Вып.З. СПб., 1987. С.62-68.
143. Челябиев Ф.И. Тесниф - термин, понятие, жанр// Материалы конференции "Проблемы развития музыкальной культуры стран Ближнего и Среднего Востока" и "Опыт исторического развития музыкальной культуры в Советском Азербайджане".
144. Шушинский Ф.М. Народные музыканты Азербайджана.Баку,1985.480 с. ( на азерб.яз.).
145. Шушинский Ф.М. Народные певцы и музыканты Азербайджана. М.,1979.200 с.
146.Эльдарова Э.М. Искусство ашыгов Азербайджана. Баку, 1984. 120 с.
147.Эльдарова Э.М. Музыкально-поэтический терминологический словарь азербайджанских ашугов // Искусство Азербайджана.!. 12. Баку,1968. С.94-108.
148. Эльдарова Э.М. Некоторые вопросы музыкального творчества ашугов // Азербайджанская музыка. М.,1961.С. 102-121.
о
.* » у»
Л, : / и
ьУ
1
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
На правах рукописи
Челебиев Фаик Ибрагим оглу
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ РЕНГИ: ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ
Специальность 17.00.02 - "Музыкальное искусство"
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.