Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Газиев, Идрис Мударисович

  • Газиев, Идрис Мударисович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Казань
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 203
Газиев, Идрис Мударисович. Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Казань. 2009. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Газиев, Идрис Мударисович

Введение.

Глава первая. «Народный» профессионализм.

1. Формирование профессионализма в народной музыкальной культуре древних тюрков. Определение терминологии профессиональных исполнителей.

2. Основные жанры «народного» профессионализма и особенности исполнительского мастерства.

2.1 .Общая характеристика основных жанров нарративного творчества.

2.2. Исполнительская традиция нарративных жанров.

2.3. Исполнительское мастерство средневековых сказителей.

2.4. Исполнительская традиция протяжной лирики (озын квй) казанских татар и башкир.

2.5. Исполнительское мастерство татарских и башкирских певцов.

Глава вторая. «Конфессиональный» профессионализм.

1. Основные жанры и исполнительская традиция.

1.1. Азан, речитация Корана, суфийские зикры.

1.2. Традиция «книжного пения».

Глава третья. «Сценический» профессионализм.

1. Характеристика музыкального быта Казани и Уфы конца XIX - начала XX веков.

2. Формирование концертной деятельности.

3. Концертно-исполнительская деятельность как одна из форм просветительства.

4. Граммофонная музыка как одна из форм исполнительской деятельности.

5. Особенности репертуара певцов-профессионалов начала XX века.

6. Творческая деятельность певцов начала XX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман»

Объективное и глубокое исследование духовной культуры волго-уральских тюрков-мусульман стало возможным лишь на рубеже XX и XXI веков. Именно в это время было опубликовано большое количество работ татарских и башкирских ученых, посвященных правдивому освещению этнической, государственной истории, общественной мысли, мировоззренческих идеалов населения данного региона. С возрождением и возвращением многих художественных ценностей средневекового тюрко-мусульманского искусства кардинально изменилась и научная мысль. Появилось немало работ, в которых музыкальное творчество (устное и письменное, вокальное и инструментальное) стало рассматриваться с учетом достоверного исторического, социального, этнографического контекста (см. работы Г.Макарова [67], А.Маклыгина [69], З.Сайдашевой [63,64], Г.Сайфуллиной [97], З.Имамутдиновой [43], Р.Галимуллиной [25]).

Активизировалась собирательская и научная деятельность в области изучения музыкального творчества, особенно произведений письменной традиции волго-уральских мусульман. Это позволило обратиться к совершенно неисследованной проблеме формирования и развития профессионализма в вокальной культуре тюрков-мусульман в его уральско-волжском варианте, которая с древнейших времен связана с процессом персонификации творческой деятельности.

В отечественном музыкознании довольно подробно рассмотрена этимология термина «профессионализм» и определено понятие «профессиональное музыкальное искусство» (А.Сохор, А.Климовицкий, И.Мациевский, М.Сапонов, А.Маклыгин и др.). А.Сохор определяет его тремя моментами: 1/ музыкальная деятельность людей как главный источник средств их существования; 2/ как самое важное дело в их жизни; 3/ восприятие обществом результатов этой деятельности людей (А.Н.Сохор) [98, с.65]. Внутри профессиональной области музыкальной культуры А.Сохор выделяет произведения исполнителей устной традиции и письменной традиции. Профессионализм устной традиции типичен, по его мнению, для русских певцов-сказителей, скоморохов и распевщиков, азербайджанских ашугов и ханенде, тюркских акынов, кюйши, бахши, индийских, китайских, японских «классических» музыкантов (А.Н.Сохор) [98, с.67]. Данную категорию профессионализма исследователи на примере музыки Востока называют по-разному: «профессионализм устного типа» (В.Конен), «народно-профессиональная музыка» (Х.Кушнарев), «профессиональное искусство устной традиции» (Ф.Кароматов, Н.Шахназарова), «традиционное музыкальное искусство» и т.д.

В музыкальной культуре Востока до сих пор еще продолжает свою жизнь исполнение-творчество, в котором «исполнительский и композиторский аспекты слиты в едином акте» (Н.Г.Шахназарова) [120, с.40]. Этот вид устно-профессиональной деятельности связан преимущественно с развитием вокально-инструментальной музыки, в частности макомно-мугамных циклов, характерных для армянского, азербайджанского, узбекского, таджикского искусства. Исследователи культуры Востока подчеркивают тесную связь данного искусства с городской культурой, особенно с культурой «феодальных, придворных кругов, концентрировавших в себе интеллектуальные, научные, художественные устремления средневекового Востока» (Н.Г.Шахназарова) [120, с.40]. Изгнание музыки из ритуала религиозной службы, - по её мнению, — усилило развитие светского искусства, особенно в домах знати и дворцах халифов, где музыкантов и певцов осыпали милостями (Н.Г.Шахназарова) [120, с.29]. Исследователь В.Юнусова считает, что истоки профессионализма были заложены уже в исполнении самого Корана и религиозных мусульманских обрядов. В шиитском исламе, - по её мнению, — существовали различные формы музыкально-мистериального театра -гиабех (от араб, гиабабба — сходство), где основные партии исполняли специально подобранные певцы, обучавшиеся в медресе (В.Н.Юнусова) [121,с.22].

Проблема формирования профессионализма в музыкальной культуре тюрков на различных стадиях ее развития как конфессиональной (языческих, мусульманских), так и социально-общественной (кочевников, горожан), неразрывно связана со значением творческой личности. Этот процесс персонификации творческой деятельности у древних тюрков отмечает в своем исследовании М.Х.Бакиров [8]. Различные виды музыкального профессионализма в его европейском понимании, внедрявшиеся в тюркские культуры, рассматриваются в трудах Ш. Монасыпова [42], Г.Макарова [67], А.Маклыгина [69], В.Юнусовой [121], З.Сайдашевой [63;64], Г.Сайфуллиной [97], Р.Галимуллиной [25].

Истоки профессионализма устной традиции (в данной работе он определяется как «народный» профессионализм) связаны с жизнедеятельностью родовой общины, в частности, с коллективным исполнением обрядово-мифологического комплекса, из которого постепенно выделялась личность организатора и творца - чаще всего самого вождя племени или жреца-шамана, явившегося, по-существу, первым поэтом-певцом, профессиональным исполнителем, творившим в устной традиции и подготовившим почву для сказительского искусства.

Развитие профессионализма в волго-уральском регионе имело свои особенности. В период формирования Волжской Булгарии, принятия ислама как официальной религии (922г.), население этого средневекового государства в социальном плане подразделялось на городское и сельское.

Сельское население (как тюркское, так и угро-финское) занималось преимущественно земледелием. Его трудовая деятельность носила сезонный характер и была тесно связана с аграрными обрядами, которые включали в себя не только пение, но и ритуальные поздравления, заклинания, возгласы, танцы и другие фольклорные элементы. Коллективный труд породил и коллективное творчество, которое фиксировало устоявшиеся каноны и нормы, воссоздавало коллективную психологию и миросозерцание. В этом плане фольклор носит безличностный (или внеличностный) характер.

Произведение фольклора существует, по мнению П.Г.Богатырева, - как «комплекс известных норм и импульсов, канва актуальной традиции, которую исполнители расцвечивают узорами индивидуального творчества.» (П.Г.Богатырев) [17, с. 371]. Фольклорное творчество сельского населения выполняло в своё время не столько художественные, сколько материально-практические функции и было связано с обрядом, трудом, бытом и т.д.

Этот вид народно-музыкального творчества, сохранившийся до наших дней в сельском быту угро-финского (мари, удмурты, мордва) и тюркского (чуваши, кряшены) народов, получил самое широкое исследование в трудах этномузыкологов М.Кондратьева, М.Бояркина, О.Герасимова, М.Хрущёвой, И.Нуриевой, Н.Альмеевой и др.

Совершенно иначе развивалась духовная культура мусульманского населения Волжской Булгарии (а позднее и Казанского ханства), основу которого составили преимущественно бывшие тюрки-кочевники с уже сложившимся «народным» профессионализмом устной традиции. Этот вид профессионализма, помимо устного напевно-сказительского искусства, был представлен также искусством песенной протяжной лирики (озьш кой), получившего своё дальнейшее развитие в культуре казанских татар и башкир. Однако природа происхождения этого жанра у названных народов заметно отличалась. Протяжная лирика озын кой казанских татар развивалась под влиянием восточной вокальной монодии (в ее «макамной» традиции) и интонационной специфики «книжного пения». В формировании протяжной лирики башкир {озон квй) отразился их кочевой образ жизни и связанная с ним богатая инструментальная (пастушеская) традиция, в первую очередь курай.

В городах Волжской Булгарии, где была сконцентрирована феодальная и мусульманская верхушка, быстро внедряется арабская графика, искусство речитации Корана, азана, исполнения суфийских зикров, интонирования арабо-персидских средневековых книг и сборников мунаджатов, которые предназначались для исполнения перед аудиторией и имели письменное бытование текстов1. Все эти формы составили основу «конфессионального» профессионализма.

Социально-общественные и культурные изменения, произошедшие на рубеже XIX и XX веков в среде городских татар, ознаменовались новым видом фукционирования национальной культуры - «сценическим» профессионализмом. Зарождение этой новой формы профессионализма было связано с формированием «нового поколения татарской буржуазии, культурные интересы которого активно направлены в сторону принятия европейских стандартов» (А.Л.Маклыгин) [69, с.49].

Выявление истории формирования и развития этих трех видов профессионализма в вокальной культуре мусульман Поволжья и Урала как части духовной культуры в тесной связи с их жизненно-социальной деятельностью и составили главный предмет нашего исследования.

Основная цель работы состоит в раскрытии искусства певцов-профессионалов различных типов: народный певец-сказитель, исполнитель протяжных песен озын квй, исполнитель жанров культовой музыки мусульман, «сценический» исполнитель.

Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи: показать формирование профессионализма в народной музыкальной культуре тюрков Средневековья с выявлением терминологии исполнителей;

- охарактеризовать основные жанры нарративного творчества и их исполнительские традиции;

- осветить искусство средневековых сказителей по письменным источникам; раскрыть исполнительские традиции жанра озын квй казанских татар и башкир;

1 В исламском мире, как известно, письмо издавна являлось средством общения. Именно эта особенность резко отличает тюрков-мусульман от других народов Волго-Урала, связанных с языческой культурой (З.Н.Сайдашева) [94,с. 74].

- охарактеризовать основные жанры и традиции исполнения культовой музыки мусульман;

- выявить социально-общественные факторы возникновения разных форм «сценического» профессионализма с характеристикой творческой деятельности певцов.

Источниковую базу исследования составляют татарская литература Средневековья (Кул Гали, Бакыргани, Кутба, Мухаммадъяр), научные труды Ш.Марджани, Р.Фахретдина, материалы периодической печати начала XX века, архивные документы. Впервые вводится в научный оборот неиспользованный ранее музыкальный материал граммофонных пластинок начала XX века.

Методологической основой данной работы послужили труды отечественных музыковедов, социологов, историков по проблемам музыкальной культуры, её социальной и эстетической значимости (Б.Асафьев, А.Сохор, Х.Кушнарев, Н.Шахназарова, И.Еолян, М.Сапонов, В.Юнусова и др.). Методологическим ориентиром выступили также научные труды региональных исследователей музыкального и поэтического фольклора волго-уральских мусульман - музыковедов и этномузыкологов Л.Атановой, Р.Исхаковой-Вамбы, М.Нигмедзянова, З.Сайдашевой, Ш.Монасыпова, А.Маклыгина, Г.Макарова, В.Дулат-Алеева, Г.Сайфуллиной, Р.Галимуллиной, филологов Ф.Урманчеева, М.Бакирова, К.Минуллина, М.Усманова и др.

Для решения поставленных задач потребовалось использование практического опыта автора данной работы по реконструкции национальной артикуляционно-исполнительской традиции.

Структура диссертации наглядно показывает концентрацию внимания на основных задач исследования, которые отражены во введении, трех главах и заключении. В конце диссертации дается перечень литературы и приложение (нотные расшифровки).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Газиев, Идрис Мударисович

Заключение

Вокальная культура волго-уральских мусульман — величайший памятник духовной культуры, является благодатным материалом для исследований широкого круга вопросов. Проблемы характеристики жанровой эволюции, поэтической и музыкальной стилистики произведений устного и письменного творчества народа, как известно, получили довольно широкое освещение в татарской этномузыкологии. Однако такие проблемы, как профессионализм устной традиции, его жанровая терминология, искусство известных певцов, их исполнительские стили и приемы на современном этапе изучены ещё недостаточно. Настоящая диссертация является продолжением исследований данной проблематики.

Учитывая многовековую историю формирования профессионализма устной традиции в вокальной культуре тюрков-мусульман и её стадиальный характер, в работе выделены три типа профессионализма. Самый первый вид, определенный нами как «народный» профессионализм, представляет искусство сказителей (исполнителей нарративных жанров) и певцов - исполнителей протяжной песенной лирики озын кей. Второй вид — «конфессиональный» — получил отражение в искусстве муэдзинов, кари, ишанов и др. Третий вид — «сценический» — воплотился в выступлениях на эстраде различных уровней (от трактирно-ресторанных до концертных), а также в записи граммофонных пластинок. Каждый из этих видов профессионализма имел свои особенности, как в выборе жанров, так и в исполнительской реализации певцов-профессионалов различных типов: народный певец-сказитель, исполнитель протяжной лирики, исполнитель жанров культовой музыки мусульман, сценический исполнитель.

Характеристика жанров «народного» профессионализма рассматривается, преимущественно, с точки зрения исполнительских особенностей. Искусство народных певцов-сказителей, включающее в себя создание и исполнение произведений, характеризуется нами как музыкальный театр на эпической основе, где все роли исполнялись одним человеком — представителем устно-профессионального творчества. Это искусство совершенствовалось и отшлифовывалось в форме состязаний — эйтеш. Изучение средневековых письменных источников позволило выявить имена известных сказителей, певцов-поэтов, их творческое наследие и исполнительское мастерство. Это — Коркут ата, Субра йырау, Шалгыз, Асан Кайгы, Казтуган йырау, Кубагуш йырау, Джирэн-чичэн.

Однако, устно-поэтическое творчество, вступая в противоречие с советской действительностью XX века, постепенно потеряло своё былое значение. Показательно, что у башкир в современных условиях искусство сказительства получило дальнейшее развитие: ведется большая работа по восстановлению этих традиций, проявляющаяся в подготовке и проведении конкурсов сэсэнов (Республиканские конкурсы молодых сэсэнов в гг. Уфе, Баймаке, Открытый городской конкурс сэсэнов в г.Уфе). Выявляются знания в области башкирского эпоса, выносятся на обсуждение собственные сочинения сэсэнов — кубаиры о знаменательных событиях и героях-батырах. Возросший интерес к искусству чичянов и стремление реконструировать сказительские традиции у татар в наши дни позволяют надеяться на возрождение этого самобытного творчества.

Исполнительская традиция нарративного жанра байт связана с особой формой музыкального повествования — «оказывание байта». К сожалению, профессиональные традиции создания и исполнения байтов ушли в прошлое. Важно отметить имена профессионалов Абдуллы Кротова, Хафиза Ишмаметова, Бакыя Урманче, которые сумели донести до нас это искусство: благодаря им оно зафиксировано в нотных сборниках, на аудиокассетах, компакт-дисках, что оставляет надежду на их возрождение.

Одно из уникальных явлений устно-профессионального творчества в культуре татарского и башкирского народов представляет собой жанр песенной протяжной лирики озын квй. Несмотря на наличие сходных черт сольная традиция исполнения, импровизационность распева, многообразие исполнительских вариантов в интерпретации и т.д.), данный жанр формировался в разных социально-исторических условиях. Озон квй у башкир — это своеобразный синтезирующий стиль мелоса, характеризуемый взаимопроникновением вокального и инструментального (курай) начал. Жанр протяжной лирики казанских татар озын квй развивался под влиянием восточной вокальной мусульманской монодии, отличающейся плавностью, текучестью и непрерывностью мелодического развития с чисто вокальной мелизматикой. Исполнительский феномен владения искусством протяжной песни получил яркое отражение в понятии моц (задушевность, искренность, мелодичность), позволяющее оценить мастерство певца или музыканта.

Исполнительские традиции протяжной песенной лирики татар и башкир, своими корнями уходящие вглубь веков, связаны с состязаниями (бэйге) певцов; с традицией устной передачи информации и секретов вокального исполнительства от учителя к ученику. Исполнение протяжных песен требовало от певца владения хорошей памятью, музыкальностью, красивым гибким голосом, большим диапазоном, выровненными регистрами, умением петь «затаенным дыханием». Все это передавало неповторимый колорит озын квй и характерную национальную манеру исполнения.

Исполнительское искусство данного жанра продолжает своё развитие и неразрывно связано с деятельностью известных мастеров Татарстана, как уже ушедших (Ф.Латыпов, С.Айдаров, Г.Сулейманова, Р.Вагапов, З.Басырова, Т.Якупов, Х.Бигичев), так и продолжающих радовать нас своим творчеством (Ф.Сулейманова, Ф.Кудашева, И.Шакиров, А.Афзалова, З.Сунгатуллина). В историю развития профессионализма в сфере вокального музицирования традиционной башкирской лирики вошли имена блистательных певцов прошлого Г.Альмухаметова, С.Абдуллина, И.Султанбаева, М.Хисматуллина, А.Шаймуратовой, исполнительские традиции которых продолжают сегодня Р.Янбеков, Ф.Кильдиярова, М.Гайнетдинов, А.Султанов и др.

Несмотря на активную деятельность аксакалов исполнительской традиции татарских протяжных песен, на современном этапе развития музыкальной культуры сохраняется актуальность проблемы преемственности в этой сфере. Представляется необходимым обучение молодых певцов по образцам данного жанра, зафиксированного в нотных записях и сохранившегося в устной передаче музыкального материала от известных народных и профессиональных исполнителей. В Татарстане назрела необходимость создания и проведения конкурсов исполнителей протяжной народной песни, в первую очередь, среди молодых певцов, по образцу конкурса башкирских исполнителей «Озон квй», который традиционно проходит в г. Туймазы Республики Башкортостан.

Основу «конфессионального» профессионализма составляют формы мусульманской музыкально-культурной традиции: азан, речитация Корана, зикры, книжное пение (интонирование арабо-персидских и тюркских средневековых книг, сборников мунаджатов), предназначенных для исполнения перед аудиторией. Его отличительной чертой являлось письменное бытование текстов. Мусульмане, хотя и не относят конфессиональные формы к музыкальному искусству, однако образующаяся физико-акустическая реальность и факт мелодизации коранического текста, азана, зикров, дают возможность отнести их к музыкальным жанрам, представляющих импровизационное устно-профессиональное творчество.

Профессиональными мастерами речитации Корана являются курра (ед. кари), которые обучаются чтению Корана (ат-таджвид - искусство речитации Корана нараспев или «наука о совершенном чтении»), обращая пристальное внимание на распевное мелодизированное произнесение Корана, называемое тиляв. Издавна существовала практика так называемого концертного чтения сур Корана с использованием традиций вокального искусства, мелодий народных и классических песен. Вершиной традиции исполнения Корана во всем арабском мире стала египетская школа и манера чтения муджаеват.

Как известно, многие мусульманские деятели, ученые, поэты Поволжья и Урала в эпоху Средневековья получали образование в исламских центрах Средней Азии и Востока, где в медресе закладывались основы искусства чтения Корана. Предмет обучения искусству ат-таджвида был высшей дисциплиной, что подтверждают труды татарских историков и просветителей Ш. Марджани и Р.Фахретдина. В истории татаро-мусульманской культуры существовали мастера исполнения Корана, которые создали свои школы. Это - Тахир эл Бетраксый эл-Микърый, Ишмухамед аль-Кибаки, Хаджи Багдади, Таджетдин эд-Дубъязы, Габделнасыр эль Джебяли и др. Особую ценность представляют образцы искусства ат-таджвита, записанные на дореволюционной граммофонной пластинке К.Тухватуллиным-Мутыги.

К сожалению, после Октябрьской революции, во время репрессий мусульманских религиозных деятелей, был уничтожен институт профессиональных чтецов Корана. Исполнение Корана в эти годы ушло в область «народного ислама» чисто прикладного характера, перестав быть высоким искусством. В 80-е годы XX века после полной легализации мусульманского духовенства, профессиональное исполнение Корана стало возрождаться во вновь открывшихся медресе. Этому способствует проведение конкурсов на лучшее исполнение сур Корана.

К «конфессиональному» профессионализму мы относим и творчество дервишей и ишанов, проводивших обряды «громких» зикров, а также исполнявших байты и мунаджаты в сопровождении музыкальных инструментов. Их исполнительская традиция, характеризующаяся устной передачей от ишана к мюриду (Джагфар ишан ас-Сафари, шейх Зайнулла Расулев), перекликается с деятельностью носителей устно-поэтических сказительских традиций - странствующих суфиев-дервишей, называемых прежде телэкче (человек, желающий добра). После почти векового перерыва, на рубеже XX и XXI вв., вновь наблюдается интерес к возрождению этих традиций в среде молодых религиозных деятелей, проявившийся в проведении обрядов «громких» зикров, в частности в мечети посёлка Борисково г. Казани.

Приобщение народов Поволжья к мусульманской культуре привело к синтезу исламских и местных тюркских традиций, на основе которых родилась своеобразная для мусульман Поволжья и Урала специфика книжного пения (дастаны, мунаджаты, касыйды), являющегося одним из направлений мусульманского конфессионального искусства. Носителями исполнительских традиций дастанов прежде у татар-мусульман являлись дастанче и кыйссачы — немногочисленные грамотные профессиональные чтецы, владевшие искусством чтения напевным речитативом, предполагавшего наличие определенных профессиональных певческих качеств. У башкир чтецами этих книг были владевшие грамотой сэсэны.

Социально-общественные и культурные изменения, произошедшие на рубеже XIX и XX веков в среде городских татар, ознаменовались зарождением нового вида профессионализма вокальной культуры -«сценического». Его появление связано с формированием татарской буржуазии, интересы которой были активно направлены в сторону принятия европейской культуры. Будучи носителем и потребителем этой культуры, буржуазия становится и «гарантом возникновения и существования новых форм национального искусства» (Маклыгин). К таким формам относятся «трактирно-ресторанная» и клубная практика, гастрольная деятельность певцов, граммофонные записи их искусства. Благодаря сохранившимся дореволюционным граммофонным пластинкам, удалось выявить своеобразные особенности исполнительского искусства музыкантов и певцов, ныне преданных забвению. Мы получили возможность изучить их репертуар, манеру игры и пения, индивидуальные наклонности, а также некоторые стилевые элементы исполнительства того времени, обусловленного «трактирно-ресторанной практикой» и концертно-исполнительской деятельностью. Особо следует отметить творчество таких певцов, как М.Бабаджанов, К.Мутыги, М.Искандарова, Ф.Латыпов и др., явившихся первопроходцами в области зарождения эстрадно-песенного искусства.

После провозглашения в 1920 году ТАССР, социальная ситуация в развитии музыкальной культуры республики и особенно её столицы резко изменилась. Начавшийся процесс политизации искусства возглавили сторонники пролетарской культуры, которые призывали создавать «новое искусство», отвергая музыкальное наследие прошлого. Были полностью запрещены трактирно-ресторанное исполнительство, эстрадно-развлекательное исполнение песен. В открывшихся рабочих клубах татарской части Казани стали звучать, в основном, русские революционные песни с переведёнными текстами на татарский язык, либо старые мелодии (преимущественно городского быта) с новыми текстами революционного содержания.

Цензура, существовавшая на протяжении десятилетий в советском обществе, в 90-е годы XX века канула в лету. На фоне зарождающейся демократии на музыкальный рынок хлынула волна песенной эстрады самого разного толка, обрели популярность различные шоу-программы. Сегодняшний рынок заполонила продукция звукозаписывающей индустрии, предоставляя возможность приобретения записей на любой вкус. Столь бурный подъём эстрадно-развлекательного исполнительства стал принимать оборотную сторону, порождая антихудожественность, потерю своих «национальных корней». Изучение течений современного эстрадного исполнительства остается за рамками данной работы. Однако, даже беглый обзор состояния современного татарского и башкирского песенного эстрадно-исполнительского искусства, заставляет нас пристальнее изучать традиции разных исторических эпох с их многообразием стилевых пластов, жанров, отмечая их социальные, религиозные и эстетические особенности. Все это является гарантом сохранения неповторимой самобытности вокальной культуры волго-уральских мусульман.

178

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Газиев, Идрис Мударисович, 2009 год

1. Абдуллин, А.Х Татарская народная песня: тематика, жанры и некоторые особенности народного исполнительства Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения /А. X. Абдуллин. - Л., 1971.-24 с.

2. Амирханов, Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» Текст.: (на примере развития русской культуры)/Равиль Амирханов. Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. — 240 с.

3. Атанова, Л.П. О башкирских эпических напевах Текст. /Л. П. Атанова // Башкирский народный эпос. М.: Наука, 1977. — С. 493-494.

4. Атанова, Л. П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора Текст. /Л. П. Атанова. Уфа: Изд. республиканской молодежной газеты «Иэшлек», 1992. - 192с.

5. Ахметжанова, Н.В. Башкирская этномузыкология. Часть 2. Исследование Текст. / Н.В.Ахметжанова. — Уфа: Вагант, 2009. 124с.: нот.

6. Ахметжанова, Н.В. Народный певец Абдулла Султанов Текст. /Н. В. Ахметжанова // Становление и развитие вокальной школы Башкортостана: материалы Российской научно-практической конференции. Уфа: УГИИ, 2001, - С.

7. Ахметьянов, Р.Г.Музыкальные термины в поэме "Хусрав и Ширин" Кутба в их отношении к поволжскому тюрки Текст. /Р. Г. Ахметьянов // Страницы истории татарской музыкальной культуры: сб. статей. -Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КНЦ АН СССР, 1991. С. 109-115.

8. Бакиров, М.Х. Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии Текст.: автореф. дис. . д-ра филол. наук /М. X. Бакиров. Казань: КГУ, 1999.-46с.

9. Бартольд, В.В. Книга моего деда Коркута. Электронный ресурс. / В.В.Бартольд. 1962. - Режим доступа: htth://turcolog.nagor/ru

10. Башкирский народный эпос Текст. /сост. А. С. Мирбадалева, М. М. Сагитов, А. И. Харисов. М.: Наука, 1977. - 518 с.

11. Башкирское народное творчество Текст.: Т. 8: Песни (дооктябрьский период) /сост. С. А. Галин. Уфа: Башк. изд-во «Китап», 1995. - 399 с.

12. Башкортостан Текст.: краткая энциклопедия /гл. ред. изд. Р. 3. Шакуров. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996.-672с.: ил.

13. Безертинов, Р.Н. Древнетюркское мировоззрение. Тэнгрианство. Электронный ресурс. / Р.Н. Безертинов. 2006 год. - Режим доступа: http://www.kitap.net.ru

14. Безертинов, Р. Н. Татары, тюрки потрясатели вселенной Текст.: (история великих империй) /Р. Н. Безертинов. - Новосибирск: ЦЭРИС, 2001.-733 с.

15. Бикбулатов, Р., Мустафин, Р. Казань и ее слободы Текст. / Р.Бикбулатов, Р.Мустафин. — Казань: Изд-во «Заман», 2001. 208 е., с илл.

16. Бокщанина, Е, А. История музыки народов СССР Текст. / Е.А.Бокщанина. — Москва: «Музыка», 1978. —429 с. нот. и илл.

17. Богатырев П.Г. Фольклор как особая форма творчества Текст. /Богатырев П. Г. // Богатырёв, П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - С. 374-386.

18. Вайда-Сайдашева, Г. К. Звуки времени Текст./Г. К. Вайда-Сайдашева. Казань: Татар, кн. изд-во. 1991. - 124 с.

19. Валидов, Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917года) Текст. / Дж. Валидов. М. - Пг., 1924. - 107с.

20. Валиханов, Ч. Избранные произведения Текст. / Чокан Валиханов; под ред. А.Х.Маргулана. — Алматы: Каз. гос. изд-во худож. лит., 1958. — 644 с.

21. Век Салиха Сайдашева Текст. / Межвузовский сборник научных статей под общей ред. В.Р.Дулат-Алеева. — Казань: Казанская государственная консерватория, 2000. 132 с.

22. Вельяминов-Зернов, В.В. Словарь джагайско турецкий Текст. /В. В. Вельяминов-Зернов. — СПб., 1865. - 125 с.

23. Газиз Альмухаметов и Султан Габяши в Казани: Материалы и документы Текст. / Вступительная статья, составление, комментарии и переводы с татарского языка Ю.Исанбет. — Уфа, «Каданс», 1995. 176 с.

24. Гайнуллин, М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века Текст. / М.Х.Гайнуллин. Казань, 1983. - 352 с.

25. Галимуллина, Р.Т.Башкирская протяжная песня (юго-восточная традиция) Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения /Р. Т. Галимуллина. — Магнитогорск, 2002. 26 с.

26. Гос. архив. Государственный архив ТАССР, Ф 32 . опис I , 235 ед. арх., с. 6-7.27. фон Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо мусульманской культуры: пер. С анг. Текст. / Москва, 1981. с. 228.

27. Губайдуллина, Г.Б. Взаимодействие татарской поэзии и музыки начала XX в. Текст.: автореф. дис. .канд. искусствоведения / Г.Б.Губайдуллина. Москва, 1993. -26 с.

28. Гурарий, С.И. Диалоги о татарской музыке Текст. / С.И.Гурарий. -Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. 152 с.

29. Джумаев, А.Б. Ислам и музыка Текст. /А.Б.Джумаев// Музыкальная академия. 1992. - № 3. - С.24-34.

30. Джумаев, А.Б. Музыка в культуре городов Средней Азии Текст. /А.Б.Джумаев // Курак. 2004. - № 6.

31. Духовный мир Баки Урманче Текст. Казань: Татар, кн. изд-во, 2005. -303с.

32. Еолян, И.Р. Традиционная музыка Арабского Востока Текст. /И. Р. Еолян; ВНИИ искусствознания. М.: Музыка, 1990. - 240 с.

33. Жирмунский, В.М. Книга моего деда Коркута Электронный ресурс. / В.М.Жирмунский. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 424 с. - режим доступа: http://vostlit/narod.ru

34. Жирмунский, В.М. Народный героический эпос Текст. / В. М. Жирмунский: М.- JL: Гослитиздат, 1962. — 435 с.

35. Жирмунский, В.М. Тюркский героический эпос Текст.: избр. труды /В. М. Жирмунский. Л.: Наука, 1974. - 727 с.

36. Земцовский, И.И. Русская протяжная песня Текст. / И.И.Земцовский. — Л.,1967. — 196 с.

37. Земцовский, И.И. Фольклор и композитор Текст. / И.И.Земцовский. -М.,-Л., 1978.-176 с.

38. Ибрагим, Т. К. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте Текст. /Т. К. Ибрагим, Ф. М. Султанов, А. Н. Юзеев. Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. - 239 с.

39. Идегей Текст.: татарский народный эпос. Казань: Татар, кн. изд-во, 1990.-256 с.

40. Из глубины столетий Текст. / сост., вступит, статьи и коммент. Б. JI. Хамидуллина. — Казань: Татар, кн. изд-во, 2000. 271с.: ил.

41. Имамутдинова, З.А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция Текст.: («Чтение» Корана, фольклор). М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000.-212 с.

42. Имамутдинова, З.А. Музыка и культовые формы ислама Текст. / З.А.Имамутдинова // Советская музыка. Москва: 1991, №11. С.37-41.

43. Искусство стран Востока Текст. / А. Н. Анисимов, JI. Н. Гумилев, А. Н. Желоховцев и др.; под ред. Р. С. Васильевского. — М.: Просвещение, 1986.-303 е.: 16л. ил.:

44. Ислам Текст.: энциклопедический словарь /Г. В. Милославский и др.; Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1991. - 311 с.

45. Исмаилов, Е. Акыны Текст.: (монография о творчестве Джамбула и других народных акынов) /Е. Исмаилов. Алма-Ата: Казах, гос. изд-во худож. лит., 1957.- 418 с.

46. История и современность Текст.: (проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана) /Ин-т искусствознания им. Ниязи; Ташкентская гос. консерватория. — М.: Музыка, 1972.-415 с.

47. История Уфы. Краткий очерк Текст. / под ред. Танеева Р.Г., Болтушкина В.В., Кузеева Р.Г. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1981. - 608 с.

48. Исхакова Вамба, Р.А. Народные песни казанских татар Текст. / Р.А.Исхакова-Вамба. Казань, 1976. - 128 с.

49. Исхакова Вамба, Р.А. Татарские народные песни Текст. / Р.А.Исхакова-Вамба. Москва: Советский композитор, 1981. - 192 с.

50. Исхакова Вамба, Р.А. Тукай и татарская музыка Текст. / Р.А.Исхакова-Вамба. — Казань: Изд. Центр Госкомста РТ, 1997. 136 с.

51. Камаев, Ф.Х. К вопросу о структурной типологии башкирских протяжных песен Текст. / Ф.Х. Камаев // Вопросы музыковедения. — Уфа, 1977. Вып. № 2. - С. 42-66.

52. Кантор, Г.М. Казань — музыка — XX век Текст.: исследовательские очерки /Г. М. Кантор. Казань: Издательский дом «Титул-Казань», 2007. - 424 с.

53. Кароматов, Ф., Эльснер Ю. Макам и маком Текст. / Ф.Кароматов, Ю.Эльснер // Музыка народов Азии и Африки. Вып. № 4. - Москва, 1984.

54. Каталог граммофонных пластинок Текст. / Казань, 1910.

55. Каталог пластинок новой казанско-татарской записи Текст. / С.-П. — 1908.

56. Кашгари, М. Словарь тюркских наречий: (Диван лугат ат тюрк, XI в.) Текст. / первый перевод на русский язык. — Алматы: Дайк Пресс, 2006. - 1300 с.

57. Киреев, А. Н. Башкирский народный героический эпос Текст. /А. Н. Киреев (Кирей Мэрген). -Уфа: Башкнигоиздат, 1970. 304 с.

58. Композиторы и музыковеды советского Татарстана Текст. / Сост.- ред. М.Нигметзянов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1986. - 208 с.

59. Коран Текст. / перевод академика И.Ю.Крачковского; предисл. к изд. 1963г. В. Беляева, П. Грязневича- М.: МНПП «Буква», 1991. 528 с.

60. Кудаш, С. Незабываемые минуты Текст.: воспоминания /Сайфи Кудаш; авторизованный перевод с башкирского И.Законова и С.Сафиуллина. М.: Сов. писатель, 1964. — 284 с.

61. Кудашева, С. С., Кузеев, Р. Г. Жизнь, длиною в один век Текст.: воспоминания (о Сайфи Кудаше) /С. С. Кудашева, Р. Г. Кузеев. Уфа: Восточный университет, 1998. - 516 е.: ил.

62. Кул Гали. Сказание о Йусуфе Текст. /перевод С.Н.Иванова. Казань: Татар, кн. изд-во, 1985. — 250 с.

63. Курбанмамадов, А. Эстетическая доктрина суфизма Текст. / А.Курбанмамадов. Душанбе, 1987.

64. Кысса-и Йусуф. Кул'Али. М., 1979.

65. Макаров, Г.М. Домбра татар Среднего Поволжья Текст. / Г. М. Макаров // Страницы истории татарской музыкальной культуры /АН СССР, Казанский научный центр. Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, 1991.-С. 6-26.

66. Макаров, Г.М. Ислам и некоторые аспекты изучения татарской музыкально-инструментальной культуры Текст. /Г. М. Макаров // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения: сб. статей /под ред. Я.Г.Абдуллина. Казань: 1994. - С. 186-196.

67. Макаров, Г.М. Султан Габяши и народная музыка Текст. /Г. М. Макаров // Султан Габяши: материалы и исследования. / сост., вступит, статья, коммент., публикация, прилож. Г. Б. Губайдуллиной Казань, 2000.-С. 140-157.

68. Маклыгин, A.JI. Музыкальные культуры Среднего Поволжья Текст.: Становление профессионализма / А. Л. Маклыгин; Казан, гос. консерватория. Казань: КГК, 2000. - 311 с.

69. Малов, С.Е. Остатки шаманства у желтых уйгуров Текст. /С. Е. Малов // Живая старина: записки Российского имп. геогр. общ-ва. СПб., 1912. - Вып. 1.

70. Миннегулов, X. Ю. Татарская литература и восточная классика Текст.: (вопросы взаимосвязей и поэтики) /X. Ю. Миннегулов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. - 382 с.

71. Мошков, В. М. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края Текст.: Ч. II. Мелодии ногайских и оренбургских татар // Известия общества археологии, истории и этнографии. Казань, 1897. - Т. 14.

72. Музафаров, М., Виноградов, Ю., Хайруллина, 3. Татарские народные песни. Под общ. ред. А. Абдуллина. — М.: Музыка, .1964.

73. Музыка Сибири и Дальнего Востока Текст.: сб. статей. М.: Сов. композитор, 1982. - Вып. 1. - 205 с.

74. Музыкальный энциклопедический словарь Текст. — М.: Сов. энцикл., 1991.-672 с.

75. На стыке континентов и цивилизаций. Из опыта образования и распада империй X XVI вв. Текст. / Сост. Муслимов И.Б. - Москва: ИНСАН, 1996.-768 с.

76. Нафигов, Р.И. Тукай и его окружение Текст. /Р. И. Нафигов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1986. - 208с.

77. Нигмедзянов, М. Н. Татарская народная музыка Текст. /М. Н. Нигмедзянов. — Казань: Изд-во «Магариф», 2003. 255 с.

78. О музыке Текст. Статьи молодых музыковедов / Ред.-сост. Э.П.Федосова. Москва: Изд-во «Советский композитор», 1980. - 264 с.

79. Очерки истории татарской общественной мысли Текст. /науч. ред. Р. М. Амирханов. Казань: Татар, кн. изд-во, 2000. - 191 е.: ил.

80. Потанин, Г. В юрте последнего киргизского царевича Текст. // Русское богатство. СПб, 1896. - № 8. - С.

81. Пятьдесят песен татар и башкир с текстами, переводами и гармонизациями. Записал и гармонизовал С.Г.Рыбаков Текст.: Москва, 1924.-Вып. № 1.-37 с.

82. Радлов, В.В.Образцы народной литературы северных тюркских племен Текст. /В. В. Радлов. СПб, 1885. - Ч. V: Образцы.

83. Радлов, В.В. Опыт словаря тюркских наречий Текст.: в 4-х т. /В. В. Радлов. М.: Изд-во вост. лит., 1963. - 8495 с.

84. Рахимов, Р.Г. Башкирская народная инструментальная культура (этноорганологическое исследование) Текст. / Р.Г.Рахимов. Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. - 156 с.

85. Рыбаков, С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта Текст. /С. Г. Рыбаков. СПб., 1897. - 330 с.

86. Рыбаков, С. Г. О народных песнях татар, башкир и тептярей Текст. /С. Г. Рыбаков // Живая старина. — СПб., 1894.

87. Рычков, Н. П. Журнал, или Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства, в 1769 и 1770 году Текст. /Н. П. Рычков. СПб, 1770. -Ч. 1.

88. Саблуков, Г.С. Сведения о Коране, законоположительной книге мухаммеданского вероучения Текст. / Г.С.Саблуков. — Казань, 1884.

89. Сагеева, Г. X. Традиционная терминология татарской музыкальной культуры: семантическая реконструкция Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения. Казань, 2007. - 26 с.

90. Сайдашева, 3. Н. Песенная культура татар Волго-Камья Текст. /3. Н. Сайдашева. Казань: Матбугат йорты, 2002. - 166 с.

91. Сайдашева, З.Н. Татарская музыкальная этнография Текст. /3. Н. Сайдашева.- Казань: Татар, кн. изд-во, 2007. 224 с.

92. Сайдашева, 3. Н. Татарская советская песня Текст.: исследование /3. Н. Сайдашева. Казань: Татар, кн. изд-во, 1984. - 215 с.

93. Сайдашева, 3. Н., Ярми, X. Татарско-мишарские песни Текст. /3. Н. Сайдашева, X. Ярми. М.: Сов. композитор, 1979. - 77 с.

94. Сайфуллина, Г.Р. Музыка священного Слова Текст.: чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре /Г. Р. Сайфуллина. -Казань: Изд-во Татполиграф, 1999. 232 с.

95. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки Текст.: сб. статей /А. Н. Сохор. JL: Сов. композитор, 1980. - Вып. 1. - 295 с.

96. Сулейманов, Р.С. Башкирское народное музыкальное искусство Текст. /Р. С. Сулейманов. Уфа: Китап, 2001. - Т. I: Эпические песни и напевы- 240 с.

97. Сулейманов, Р.С. Башкирское народное музыкальное искусство Текст. /Р. С. Сулейманов. Уфа: Китап, 2002. Т. II: Лирические песни и напевы. - 236 с.

98. Сулейманов, Р.С. Башкирское народное музыкальное искусство Текст. /Р. С. Сулейманов. Уфа: Китап, 2005. - Т. III: Лирико-драматические песни и напевы. - 232 с.

99. Султан Габяши Текст.: материалы и исследования / сост., вступ. ст., коммент., публикация, прилож. Г.Б.Губайдуллиной; Акад. наук Респ. Татарстан, Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Ибрагимова. Казань: Фикер, 2000. - 239 с.

100. Суфизм в контексте мусульманской культуры Текст.: Моевка, 1989. -341 с.

101. Суюнова, Н.Х. Ногайская поэзия XX века в национальном и общетюркском историко-культурном контексте Текст. /Н. X. Суюнова.- М.: ИМЛИ РАН, 2006. 323 с.

102. Тансу, Феза. Введение в мир тюркских звуков. Электронный ресурс. -Ф.Тансу. Режим доступа http://www.libr.e-taraz.kz/cgi-bin

103. Тимофеев, И. В. Бируни Текст. / И.В.Тимофеев. Москва: Мол. Гвардия, 1986. - 304 е., ил. - (ЖЗЛ, сер. биогр. Вып. 14 (671)).

104. Турсунов, Е.Д. Древнетюркский фольклор: истоки и становление Текст. /Е. Д. Турсунов. Алматы: Дайк - Пресс, 2001. - 172 с.

105. Уколов, В. С. Музыка в потоке времени Текст. /В. С. Уколов, Е. JI. Рыбакина. М.: Мол. гвардия, 1988. - 317 с.

106. Урманче, Ф. Лиро-эпос татар среднего Поволжья Текст. /Фатых Урманче. Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. — 256 с.

107. Фахретдин, Р. Асар Текст. /Риза Фахретдинов; на татар, и рус. яз. -Казань: Изд-во «Рухият», 2006. Т. 1. - 360с.

108. Фахретдин, Р. Путешествие Ибн-Батуты к кыпчакам Текст. /Риза Фахретдинов. Оренбург, 1917.

109. Фоменков, М.П. Башкирская народная песня Текст. / М.П.Фоменков. -Уфа: Баш. кн. изд-во, 1976. -204 с.

110. Фукс, К. Казанские татары Текст. /Карл Фукс. Казань: Фонд ТЯК, 1991.-210 с.

111. Хаким, Р. Метаморфоза духа Текст.: (к вопросу о тюрко-татарской цивилизации) /Р. Хаким. Казань: ОАО ПИК «Идел-Пресс», 2005. -304 с.

112. Халиков, А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья Текст. / А.Х.Халиков. Казань: Татарское кн. изд-во, 1978. - 160 с.

113. Харлап, М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции Текст. / М.Г. Харлап. Москва, 1986.

114. Шарифуллина, Н.М. Традиция книжного пения татар-мишар Ульяновской области Текст. / Н.М. Шарифуллин // Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. Москва, 1981. -С.22-33.

115. Шахназарова, Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада (типы музыкального профессионализма) Текст.: исследования /Н. Г. Шахназарова. М.: Сов. композитор, 1983. — 152 с.

116. Юнусова, В. Н. Ислам Текст.: музыкальная культура и современное образование в России /В. Н. Юнусова. М.: Изд-во «Хронограф»; ИНПО; ИБП, 1997.- 152 с.

117. Юнусова, В. Н. Философско-эстетические аспекты суфизма и их отражение в музыке Текст. / В. Н. Юнусова // Философия. Культура. Искусство. Москва, 1994.

118. Ямилова, О.В. Вокальное искусство Башкортостана в контексте истории национальной культуры Текст. /О. В. Ямилова.- Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. 162 с.

119. Литература на татарском и башкирском языках

120. Бакырган китабы Текст.: XII-XVIII йоз терки-татар шагыйрьлэре эсэрлэре = Книга Бакырган [Текст]: Тюркско-татарские поэтические произведения XII-XVIII вв. / текстны эзерлэуче, искэрмэлэр язучы Фэрит Яхин. Казан Татар, кит. нэшр., 2000. - 240 б.

121. Башка бер ни дэ кирэкми = Больше ничего не нужно.Текст. (М.Мозаффаровка багышлана) / тез. Иэм фэнни-популяр очерк авторы К.С.Таж;иева. — Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. 191 б.

122. Башкорт халык ижады: Йола фольклоры = Башкирское народное творчество. Обрядовой фольклор I т. Текст. / Тез. Э.Селэйманов Ьэм Р.Солтангэрэева. Офе: Китап, 1995.

123. Баязитова, Ф.С. Татар халкыныц бэйрэм Ьэм кенкуреш йолалары = Народные обряды Текст. / Ф.С.Баязитова. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1995.- 158 б.

124. BIZNIN CIRLAR = Наши песни Текст. / Bastiruci: Finlandiya Turkileri Birligi r.y. Muzika redaktori: Seuket Bikmohammetov. - Heisinki, 1980. -460 b.

125. Буранголов, M. Сэсэн аманаты = Завещание Сэсэна Текст.: (халык ижады Ьэм ижадсылар тураЬында, туй йолалары, боронго йырзар Ьэм легендалар, кобайырзар) / М.Бурангулов. Офе: Башкортостан «Китап» нэшрияты, 1995. - 352 б.

126. Бурнаш, Ф. «Коркот» поэмасы. «Ац» журналы Текст. /Фатхи Бурнаш //Поэма «Коркот». Журнал «Ац». Казан. -1916. - № 18. - С. 270- 271.

127. Габдулла Тукай: Энциклопедик сузлек-белешмэ (мэкалэлэр Иэм белешмэлэр исемлеге) = Габдулла Тукай: Энциклопедический словарь-справочник Текст. Казан: TP Фэн. Акад. 1998. - 80 б.

128. Габяши, С. Милли моцнар. Торки-татар койлэре (С. Габэши язмалары буенча) = Народные мелодии. Тюрко-татарские напевы (по записям Султана Габяши) Текст. / тез. — авт. Г. М. Макаров. — Казан: Мэгариф, 2002. 208 б.

129. Гайнетдинов, М. Ьэлакэтле улемсезлек = Трагическое бессмертие Текст. /М. Гайнетдинов // Мэдэни ж;омга. 2003. - 21 март. - Б. 16.

130. Гыйззэтуллина-Волжская турында истэлеклэр. Рэсемнэр белэн = Воспоминания о С.Г.Гиззатуллиной Текст. Казан: Татар, кит. нэшр., 1982.- 134 б.

131. Госманов, М. А. Гасырдан гасырга = Из века в век Текст. / М.А.Усманов. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. - 488 б.

132. Госманов, М. А. Каурый калэм эзеннэн = По следам татарских рукописей Текст. (археограф язмалары) /М. А. Усманов. Казан: Татар, кит. нэшр., 1994. — 463 б.

133. Еники, Э. Тац ата да кич була Текст.: эссе / Амирхан Еники // Мэдэни щомга. 1998. - 4 дек. - Б. 10.

134. Зэкиев, М.З. Татар халык тарихы: (Этник тамырлары, оешуы Ьэм килэчэге) = История татарского народа: (Этнические корни, формирование и развитие) Текст. / З.М.Закиев. Казан: ТР.Фэннэр акад., Г.Ибрагимов ис. ТЭЬСИ. - 2008. - 544 б.

135. ИлЬам Шакиров: Истэлеклэр, мэкалэлэр, шигырьлэр = Илгам Шакиров: Воспоминания, статьи, стихи Текст. Казан : "Ж^ыен" фонды, Татар, кит. нэшр., "Тамга" нэшр., 2005. - 280 б. рэс. белэн.

136. Инан, А. Шаманизм тарихта Ьэм беген Текст. = Шаманизм в истории и сегодня / Абдулкадир Инан. ©фе: Китап, 1998. - 221 б.

137. Исхакый, Г. Эсэрлэр, 15 томда Текст. = Сочинения в 15 томах /6 т. /Гаяз Исхаки. Казан: Татар, кит. нэшр., 2005. — 448 б.

138. Исхакый, Г. Эсэрлэр, 15 томда Текст. = Сочинения в 15 томах /8 т. /Гаяз Исхаки. Казань: Татар, кит. нэшр., 2001. - 448 б

139. Казан утлары/ Сунмэс утлар балкышы. Мец санлы хэзинэдэн = Сияние огней неугасимых / Избранные произведения из 1000 номеров журнала "Казан утлары" Текст. Казан: HflEJIPRESS, 2006. 708 б.

140. Кандалый, Г. Шигырьлэр Ьэм поэмалар Текст. / Габдешцэббэр Кандалый. Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. - 557 б.

141. Ключарев, А.С. Татар халык ж;ырлары = Татарские народные песни Текст. /А. С. Ключарёв — Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. 488 б.

142. Кол Гали. Кыйсса и Иосыф Текст. = Кул Гали. Кысса и Иусуф: поэма. Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. - 221 б.

143. Мицнуллин, К.М. Ьэр чорныц уз ж;ыры = Песня сквозь года Текст. /К. М. Миннуллин. Казан: «Мэгариф» нэшр., 2003. - 400 б.

144. Мортазин, В. Татар театры тарихыннан Текст. = Из истории татарского театра / В. Мортазин, Т. Ченэкей. 2 басма. - Казан: Татар, кит. нэшр., «Дыен» фонды, 1996. - 86 б.

145. Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе. Текст.: фэнни популяр очерклар = Книжные полки в медресе.Научно-популярные очерки. Казан: Татар, кит. нэшр., 1992.-238 б.

146. Мэрж;эни, Ш. Мостэфад аль-ахбар фи эхвали Казан вэ Болгар хэллэре турында файдаланылган хэбэрлэр = Источники по истории Казани и Булгар Текст. /Ш. Марджани. Казан: Тат. кит. нэшр., 1989.-415 б.

147. Мехэммэдъяр. Нуры содур = Нур-и со дур Текст.: поэмы и стихотворения / Мухаммадъяр. Казан: Тат. кит. нэшр., 1997. - 333 б.

148. Мехэммэтж;анов, Р. Башкортстан татарларыныц йола и жаты: (Календарь поэзиясе) = Календарная поэзия приикских татар Текст. /Р. Мехэммэтщанов. Уфа: БДУ, 1982. - 72 б.

149. Нигъмэтжднов, М. Татар халык ж;ырлары = Татарские народные песни Текст. /М. Нигметзянов. Казан: Татар, кит. нэшр., 1976. - 216 б.

150. Нуруллин, И. Моцлы саз чыцнары: Документаль роман. Тозэтелгэн Ьэм тулыландырылган икенче басма = Саз мой нежный Текст. / И.Нуруллин. Казан: Тат. кит. нэшр., 2000. - 272 б.

151. Рами, И. Эдэби сузлек = Литературный словарь Текст. / И. Рами, Р. Даутов. Казан: Татар, китап нэшрияты, 2001. - 399 б.

152. Салих Сэйдашев турында истэлеклэр = Воспоминания о Салихе Сайдашеве Текст. /тезучелэре Р. Исхакова-Вамба, 3. Хэйруллина. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1980. 160 б.

153. Сунчэлэй, С. Эсэрлэр Ьэм хатлар = Произведения и письма Текст. /Сагит Сюнчелей. Казан: Татар, кит. нэшр., 2005. - 367 б.

154. Татар театры (1906-1926) = Татарский театр (1906-1926) Текст. -Тулыландырылган 2нче басма. Казан: Мэгариф, 2003. - 308 б.

155. Татар теленец ацлатма сузлеге Текст. = Толковый словарь татарского языка /баш ред. проф. Ф.Э.Ганиев Казан: "Матбугат йорты" нэшрияты, 2005. - 848 б.

156. Татар халык иж;аты (тарихи Ьэм лирик ж;ырлар). = Татарское народное творчество (исторические и лирические песни) Текст. /И.Надиров. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. -488 б.

157. Татар халык кейлэре = Татарские народные мелодии Текст. / сост. А.Рыжкин. Казан: Татгосиздат, Матур эдэбият секторы, 1948. - 52 б.

158. Татар халык мэкальлэре: Т.1 = Татарские народные пословицы Текст. /собиратель и сост. Н. Исанбет. — Казань: Татар, кит. нэшр., 1959. -9166.

159. Татар эпосы. Дастаннар = Татарский эпос. Дастаны Текст. /тезуче, кереш суз Ьэм искэрмэлэр Ф.В.Эхмэтова-Урманче. Казан: «Раннур» нэшрияты, 2004. - 639 б.

160. Татар эдэбияте тарихы: Т.1 Урта гасырлар чоры = История татарской литературы: Т. 1. Средневековый период Текст. /Н.Г.Юзеев, Ш.Ш.Абилов, Х.Г.Куроглы Ьэм башк. Казан: Татар, кит. нэшр., 1984. -568 б.

161. Тукай, Г. Тормыш Ьэм иж;ат елъязмасы = Летопись жизни и творчества Текст. / Габдулла Тукай. Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. - 271 б.

162. Тукай, Г. Эсэрлэр 5 томда Текст.: Т. 4: Проза, публицистика (19071913) /Габдулла Тукай.- Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. 350 б.

163. Тукай, Г. Эсэрлэр 5 томда Текст.: Т. 5. Воспоминания; Путевые заметки; Письма; Басни и детские рассказы (1902-1913) /Габдулла Тукай. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. 368 б.

164. Тукай, Г. Сайланма эсэрлэр: шигырълэр, поэмалар Ъэм чэчмэ эсэрлэр = Избранные произведения: стихи, поэмы и проза Текст. / Г.Тукай. — Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. 480 б.

165. Тукай турында истэлеклэр = Воспоминания о Тукае Текст. Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. -256 б.: портр.

166. Фатих Эмирхан турында истэлеклэр — Воспоминания о Фатихе Амирхане Текст. Казан: Татар, кит. нэшр., 2005. - 255 б.

167. Фаттахов, Р.А. Рэшит ВаЬапов. Заман, иж;ат, шэхес = Рашит Вагапов. Личность, творчество, эпоха Текст. / Р.А.Фаттахов. Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. - 296 б.

168. Фэридэ Кудашева. Тормошо Ьэм ижады = Фарида Кудашева. Жизнь и творчество Текст. / (на башк., татар, и русск. яз.) сост. Г.Галимова, Х.Назар. Уфа: Китап, 2004. - 220 с.

169. Фэйзи, Ж^.Х. Халык ж;эуЬэрлэре = Жемчужины народа Текст. / Дж.Х.Файзи. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1971. — 2926.

170. Фэхретдинов, Р.Г. Ж^ырчы = Певец Текст. / Р.Г.Фахрутдинов. Казан: Татар, кит. нэшр., 1973. — 85 б., 7 илл.

171. Халкым йыры = Song of my Folk (Башкирская народная песня = Bashkort Folk Song) Текст. / Музыкально-литературно-видовой сборник (на башк., русск. и англ. яз.). Сост. Ф.А.Кильдиярова, Ф.А.Надршина. - Уфа: Изд- во «Песня», 1995 - 184 с.

172. Хэмит Ярми. Галим Ьэм Шэхес: Мэкалэлэр, истэлеклэр, хатлар = Хамид Ярми. Ученый и личность. Статьи, воспоминания, письма Текст. Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. - 2236., фоторэсемнэр белэн.

173. Энж;е чэчтем — энж;е ж;ыям. Татар халык жырлары = Народные жемчужины. Татарские народные песни Текст. — Казан: «Мэгариф» нщшрияты, 2001. 184 б.

174. Эбелгазый БаЬадир хан. Шэж;зрзи терек = Абелгази Бахадур хан. Родословное древо тюрков Текст. кереш мэк. авт.М.Эхмэтж;анов. — Казан: Татар, кит. нэшр., 2007. - 272 б.

175. Эхмэтжанов, М.И. Сабирж;ан акын Текст. /М. И. Ахметзянов / Казан утлары. 1992.- №2. - С. 169-171.

176. Литература на иностранных языках

177. Farmer H.G. Islam and Music. A History of Arabian Music to the XIII cent. London, 1967. P.20-38.

178. Farugi L.L. Muwashshah: a Vocal Form in Islamic Culture. -Ethnomusicology, 1975, 19. P.l-29.

179. Nasr S.H. Oral Transmission and the Book in Islamic Education: the Spoken and the Written Word. Journal of Islamic Studies, vol.3, №1, January 1992.

180. Nelson K. The Art of Reciting the Qur'an. Austin, 1985.199

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.