Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи, 60 - 70-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Курилов, Дмитрий Николаевич

  • Курилов, Дмитрий Николаевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 175
Курилов, Дмитрий Николаевич. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи, 60 - 70-е гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1999. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Курилов, Дмитрий Николаевич

Введение

Глава первая. ЛИРИКО-РОМАНТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В АВТОРСКОЙ

ТЕСНЕ (БУЛАТ ОКУДЖАВА).

Глава вторая. ЭПИКО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖАНРА И 5ГО СВЯЗЬ СО "СМЕХОВОЙ" КУЛЬТУРОЙ (А. ГАЛИЧ, В. ВЫСОЦ-СИЙ).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи, 60 - 70-е гг.»

Цель и задачи данной диссертации - анализ авторской песни как жанра русской поэзии советской эпохи, его описание, интерпретация и оценка в контексте исторического времени и "шестидесятничества" как идейно-художественного явления.

Актуальность работы связана прежде всего с масштабами распространения, массовой популярностью и новаторским характером авторской песни.

Научная новизна диссертации определяется историко-литературным подходом к теме, исследованием самого поэтического текста и его особенностей, предполагающих в дальнейшем музыкально-исполнительскую оркестровку. Впервые делается попытка внутрижанровой структуризации авторской песни, а также сравнительного анализа сюжетных баллад Галича и Высоцкого, творческого метода поэтов.

Метод исследования - сравнительный анализ творчества отдельных представителей жанра, среди которых выделяются А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава. Исследование представляет собой сочетание историко-литературного и структурно-типологического принципов анализа. Теоретической и методологической основой диссертации являются работы по истории новейшей русской поэзии, стихосложению, теории литературы, истории и теории песни.

Практическая значимость работы заключается в сборе и введении в научный оборот материала по авторской песне, рассматриваемой как жанр русской поэзии XX века. Результаты работы могут применяться при разработке вузовского лекционного курса истории русской литературы XX века, спецкурсов и спецсеминаров по поэзии 1960-70-х гг.

Апробация диссертационного исследования состоялась на кафедре русской литературы XX века Литературного института им. А. М. Горького. Материалы исследования использовались в докладе на международной конференции "Владимир Высоцкий и русская культура 1960-1970-х годов" (8-12 апреля 1998 г.), при проведении спецсеминаров и чтении спецкурса по истории русской литературы XX века в Литинституте им. А. М. Горького.

По теме диссертации опубликовано три работы.

Предмет исследования. Авторская песня как литературный жанр имеет две разновидности, два ярко выраженных начала: ли-рико-романтическое, получившее наглядное воплощение в песнях Булата Окуджавы, и эпико-повествовательное, представленное балладами Александра Галича и Владимира Высоцкого. Это очевидное разделение непосредственно повлияло на структуру данной работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 316 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Курилов, Дмитрий Николаевич

Заключение

Исследование приводит нас к выводу, что авторская песня - это синкретический поэтический жанр, имеющий лирическую и эпико-драматическую составляющие.

Зародившись в толще массового студенческого песенного творчества, авторская песня к началу 1960-х гг. в лучших своих образцах стала оформляться как внутрипоэтическое направление, обновляющее лирическую и эпическую традицию за счёт широкого освоения городского фольклора. Синтезом лирического стихотворения и элегического русского романса стали песни Булата Окуджавы. На стыке поэзии, прозы, драмы и стилизованных романсовых форм XX века (таких, как лагерная, уличная, "блатная" песня, мещанский романс) рождались бытовые баллады Александра Галича и Владимира Высоцкого.

Именно лирика Окуджавы и баллады Галича и Высоцкого определили лицо жанра и его деление на два направления: 1) лирико-романтическое, представленное, наряду с Б. Окуджавой, именами Н. Матвеевой, Ю. Кима, А. Городницкого, Ю. Визбора, М. Анчарова и - частично - лирикой Высоцкого; 2) эпико-повествовательное, к которому, кроме баллад Галича и Высоцкого, принадлежат также некоторые песни Ю. Кима и М. Анчарова.

Лирико-романтическая авторская песня, как правило, опирается на лирическое начало. Лирический герой выступает в качестве поэтического символа. Лирический сюжет подразумевает предельную обобщённость, повествуя не о каком-либо конкретном происшествии, а о главном Событии, о сущности поэтического мира. Реальность в поэтическом отображении получает идеальное, романтизированное воплощение.

Лирические песни Окуджавы с "одомашниванием" высокого и воспеванием быта, поднятого до уровня бытия, вниманием к частной жизни "маленького человека", как бы дополняли остропублицистическую, "декламационную" и декларативную поэзию шестидесятых. Окуджава воссоздаёт в своём поэтическом пространстве маленькую, тихую Москву, напоённую любовью и грустью, населённую добрыми согражданами, всегда готовыми прийти друг к другу на помощь. В творческом акте Окуджава устремляется в опоэтизированное прошлое - в былое, в любимый им XIX век с его благородными идеалами. В центре его поэтики - образ Надежды, понимаемой как субстанция идеальная, богопочитаемая, символ спасения и, одновременно, как сугубо земная женщина, современница поэта; образ Музыки, широко трактуемой как волшебство, как искусство вообще (в том числе и поэзия), средство преображения мира, реального Арбата в поэтический, "горний" Арбат. Мировосприятие Окуджавы, основанное на доброте, мудрости, гармонии, напоминает пушкинское отношение к жизни. Верность пушкинско-моцартианскому началу он постоянно декларирует в своём творчестве.

Эпическое, событийное начало в авторской песне тесно связано с началом комическим, смеховым. Можно утверждать, что смех (комическое событие, случай, анекдот) служит базисом в бытовых балладах Галича и Высоцкого. Смех овеществляет, "обытовляет" всё высокое, условное, переводит его в план материальный, бытовой. Подобно тому, как в балладе-трагедии1 существует катарсис трагический, в балладе-комедии существует смеховой, комический катарсис (преодоление смерти и "скуки жизни" через осмеяние).

Бытовые баллады Галича и Высоцкого вобрали в себя опыт фольклора, народно-смеховых, карнавальных форм. В своём творчестве Галич и Высоцкий осуществляли попытку индивидуального карнавала на фоне заметной "карнавализации" жизни советского общества 1960-х гг. Подобно карнавалу средневековья и Ренессанса, бытовые баллады создавали в смехе вторую реальность, оппозиционную по отношению к официальной жизни. Высоцкий, больше опиравшийся на фольклор, выступил в балладе носителем преимущественно народно-смехового начала - целостного гротеска и смеховой сатиры, а Галич, более связанный с литературной, прозаической и драматической традицией (Салтыков-Щедрин, Зощенко, Эрдман), явился носителем преимущественно субъективированных, ин-вективных литературных форм - романтического гротеска и серьёзной, обличительной сатиры.

В бытовых балладах получили своеобразное воплощение традиционные карнавальные мотивы маски, марионетки, безумия, шутовства, материально-телесной стихии (в частности, мотив пьянства).

1 Термин Н. Рудник. См. об этом: Рудник Н. Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого. Курск, 1995.

В исследовании проводится сравнение особенностей художественного метода Галича и Высоцкого, обсуждается проблема их взаимовлияния и творческого диалога.

Будучи изначально ориентированной на литературную традицию, но одновременно являясь жанром молодым, авторская песня как бы заново повторила двухвековой путь русской поэзии. В этой связи заслуживает внимания концепция развития советской песни, предложенная Е. Эткиндом. Он называет массовые песни тридцатых-сороковых годов, "начисто лишённые жизненной конкретности", нередко "сказки, баллады", -песнями советского классицизма. Их, по Эткинду, сменили романсы Окуджавы, отличительной чертой которых стал "пронзительный лиризм". "Окуджава - это период романтизма в истории нашей песни", считает Е. Эткинд; песни же А. Галича, по Эткинду - искусство реалистическое, "высокая зрелость не только нашей песни, но и вообще нашей поэзии шестидесятых-семидесятых годов"2. К сожалению, в классификации Эткинда пустует место В. Высоцкого; как бы дополняя её, Н. Рудник называет метод Высоцкого "романтической эклектикой в позитивном смысле"3. "Эклектикой в позитивном смысле" можно назвать и метод авторской песни в целом, сочетающий в себе и романтизм, и символизм, и реализм, и академизм, и гротесковые формы и т. д. - вплоть до сюрреализма и постмодернизма.

Вместе с тем в творчестве бардов постоянно ощущается перекличка с поэтами-классиками: так, Окуджава часто апеллирует к Пушкину, Галич посвящает стихи Ахматовой, Пастернаку, Хармсу, Зощенко; М. Анчаров и Н. Матвеева обращаются

2 Эткинд Е. "Человеческая комедия" Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. М., 1992. С. 88-89.

3 Рудник Н. Указ. соч. С. 208. к опыту А. Грина. Как пишет А. Мирзаян, "авторская песня живёт энергией осмысления"4, то есть в ней важен историко-литературный, "познавательный" аспект. Барды-композиторы, уловившие и подхватившие интонацию и стиль авторской песни, выступили пропагандистами классической русской поэзии. Е. Клячкин и А. Мирзаян, по существу, "открыли" широкому кругу "закрытую" поэзию И. Бродского; А. Суханов и А. Дулов - поэтов "серебряного века"; С. Никитин - Ю. Левитанского, А. Кушнера, Ю. Мориц, Б. Пастернака. Осваивает русскую и зарубежную классику В. Берковский.

По формулировке А. Мирзаяна, "авторская песня - наш национальный фольклор. В ней сегодня, кроме собственных поэтических наработок, присутствует вся русская поэзия, от Пушкина до Бродского"5. Традицию авторской песни как "осмысленного пения" в своём творчестве успешно развивали такие композиторы, как А. Петров, М. Таривердиев, Ген. Гладков.

С другой стороны, к авторской песне имеют непосредственное отношение и литераторы, не занимавшиеся ею профессионально - например, поэт Глеб Горбовский, написавший знаменитую песню "Когда качаются фонарики ночные.", и прозаик Юз Алешковский ("Окурочек", "Товарищ Сталин, вы большой учёный.").

Сегодня жанр, претерпевая постепенные изменения, существует и как направление поэтической лирики, и, в то же время, как явление театрально-эстрадное - иначе говоря, обременён серьёзными внутренними противоречиями. Зачастую успехом пользуются песни с заурядными с точки зрения поэтической

4 Мирзаян А. В начале была песня // АП Арт. 1996. № 1. С. 4.

5 Вечерний клуб. 1996. 22 июля. текстами - своеобразные АП6-шлягеры; и, напротив, песни-стихи высокого профессионального уровня остаются в тени. Соответственно с разновидностями жанра есть барды-артисты и барды-поэты7.

Нам, конечно же, интересны перспективы развития именно АП-поэзии.

На рубеже восьмидесятых-девяностых годов в бардовском стане возникло ощущение, что жанр "умер". Первым это заявил сам Булат Окуджава в 1988 г., далее этот мрачный диагноз подхватили и другие "поющие поэты". По мнению Окуджавы, жанр "оставил по себе добрую память, оставил имена и творчество нескольких истинных поэтов". Окуджаву не устраивал уровень стихов тех, кто называет себя бардами; он считал, что эти стихи - "в большинстве своём плохие"8. Подобная точка зрения имеет свой резон - во втором поколении бардов нет столь ярких имён, как Окуджава, Галич й Высоцкий. Однако определённое развитие традиция авторской песни и здесь получила.

К сожалению, сейчас можно определённо утверждать, что балладная линия Галича-Высоцкого дальнейшего развития и продолжения не нашла. Раздаются голоса, что не оставил наследников и Окуджава9. Однако, движение жанра пошло как раз по лирической составляющей. Определяющие черты второго поколения бардов, чей расцвет пришёлся на семидесятые-восьмидесятые годы, - это уход в самоанализ, в "тихую" лири

6 АП - "авторская песня".

7 Анпилов А. Так было надо. // АП Арт. 1996. № 2. С. 7.

8 Авторская песня. М., 1997. С. 456-457.

9 См. об этом: Куллэ В. Год без Окуджавы // Литературное обозрение. 1998. № 3. С. 5. ку, в элегичность (напомним, что таково общее свойство отечественной поэзии семидесятых годов), а также ещё больший уход от пафоса и "громкого" смеха - в мягкую иронию. В этом смысле авторская песня пошла именно по окуджавскому пути.

Абсолютно элегический поэт - Владимир Бережков. Вл. Новиков полагает, что в поэзии Бережкова "осуществился органичный переход от «громких» 60-х к спокойной вдумчивости последовавших десятилетий"10. По мнению В. Микушеви-ча, Бережков - "певец обнажённой, беззащитной, уязвимой мечты. В каждой новой песне В. Бережков до сих пор оплакивает погибшую мечту и баюкает новорожденную, не решаясь признаться себе, но и не сомневаясь в её неизбежной гибели, как будто гибель мечты - условие её бессмертия и мечта - Феникс, гнездящийся в собственном неостывающем пепле"11. Лирический герой Бережкова - "человек с обочины, неприкаян

19 ный, обнесённый чашей на пиру жизни" . С элегическим аскетизмом выписаны окружающие его неяркие пейзажи:

Трава колючая и ломкая, Прозрачно солнце и белесо, И за холмами, воздух комкая, Дым поднимается над лесом. Здесь небо с облаками осени, Здесь мы друг друга упускаем. Дорога повисает в озими, И птица в небе, птица поздняя Летит, летит, не умолкая.

Вера")

10 Новиков Вл. По гамбургскому счёту (Поющие поэты в контексте большой литературы) // Авторская песня. С. 400.

Микушевич В. Леонид Семаков // Нет хода нам назад. 33 московских барда: Сб. М., 1991. С. 141-142.

12 Анпилов А. Вино и хлеб // АП Арт. 1996. № 3. С. 7.

Можно сказать, что Бережкову повезло с поэтическим окружением: выпускник филфака МГУ, он был постоянным участником литобъединения СМОГ, дружил с его "президентом" Леонидом Губановым, на чьи стихи написал немало песен. Имена друзей-ровесников составили цепочку бережковских посвящений - В. Коркия, А. Анпилову; ушедшим Л. Губанову, В. Делоне, Ю. Аделунгу, В. Матвеевой.

При всём отличии от Галича и Окуджавы, Бережкова роднит и связывает с ними острое чувство сопереживания людям, близким и далёким. В песне "Соломинка" Бережков, перекликаясь с "Полночным троллейбусом" Окуджавы, продолжает и утверждает традицию осознания искусства, основанного на "крике боли".

Особое место в новом "песенном" поэтическом поколении занимает Вера Матвеева, привнесшая в жанр неповторимую трагическую интонацию. В 31 год, после тяжёлой болезни, Вера Матвеева ушла из жизни. Зная о скорой смерти, она пришла от отчаяния к принятию своей судьбы. По словам Н. Кирилловой, трагедия в её поэзии "присутствует всегда, но она ненавязчива", пронизана "чистым светом"13.

Нельзя не отметить устремлённость В. Матвеевой к формальным поискам. Она "шла к предельной интонационной индивидуализации стиха, двигалась от канонических метров в сторону стиха нерифмованного, а то и верлибра"14.

Лирическая героиня Вероники Долиной - современная женщина; её портрет дан в интерьере домашних забот. Долина

13 Кириллова Н. Вера Матвеева // Нет хода нам назад. С. 109.

14 Новиков Вл. По гамбургскому счёту. С. 389. умеет "без затей, натуги и ложной красивости вести речь о бытие как о быте, и о быте как о бытие"15.

В. Долина относится к поэтам "раннего созревания". Уже в 21 год она была широко известна в кругах любителей авторской песни. Даже в раннем творчестве её заявлена поэтическая тема, виден сложившийся стиль:

Когда б мы жили без затей, Я нарожала бы детей От всех, кого любила, -Всех видов и мастей.

Её поэзия не чурается чисто бытовых обязанностей, "женских" хлопот по дому - варки, мытья посуды и полов, стирки ("Лохань стихов, лохань белья, // Лихая линия моя"), чем напоминает Е. Винокурова, воспевшего любимую женщину в бытовом интерьере ("Моя любимая стирала"). "Простая" жизнь выписана В. Долиной с любовью, но и с иронией. Вместе с тем поэтический мир В. Долиной стенами квартиры не ограничивается. Своеобразное развитие получает здесь историко-литературная тема: Долина, например, посвящает песни "канувшим в дыму обэриутам" ("Памяти Д. Хармса"). Очень важен в её песенном творчестве диалог с поэтами-современниками: рок-поэтами А. Макаревичем и Б. Гребенщиковым ("Послание року"), поэтом А. Кушнером. Она "предугадывает" скорую смерть Высоцкого ("Не пускайте поэта в Париж")16; пишет песню-напоминание о первой жене Высоцкого, матери его сыновей; обращается к Галичу, используя форму известного стихотворения Окуджавы:

15 Гущина Л. Вероника Долина // Нет хода нам назад. С. 63.

16 Париж послужил "колыбелью смерти" (Д. К.) для всех троих классиков авторской песни: Б. Окуджава и А. Галич умерли в Париже, В. Высоцкий лежал во французской больнице за два месяца до смерти.

Былое нельзя воротить, а грядущее катится.

Два бога над нами.

Два бога: покой и комфорт.

И всё-таки жаль, что нельзя Александра Аркадьича

Нечаянно встретить в метро "Аэропорт".

Традиционная для романтики тема полёта над повседневностью своеобразно преломляется в поэтике В. Долиной в полёт "вместе с бытом", вместе с домом:

Никто не знает, что мой дом летает. В нём орущие дети и плачущий пёс. Никто не знает, что мой дом летает. О, только бы ветер далеко не унёс!

Свою нишу в авторской песне заняли барды "второй волны" Вадим Егоров, Владимир Туриянский, Евгений Бачурин, Александр Дольский, Олег Митяев, Юрий Jlopec, Владимир Ланцберг. В конце 1980-х гг. получило известность творчество Андрея Анпилова, Михаила Кочеткова, Вадима и Валерия Ми-щуков, Михаила Щербакова, Георгия Васильева и Алексея Иващенко.

Особняком в песенной поэзии стоит рок-поэзия. Собственно "литературным фактом"17 она, за редким исключением, не стала - может быть, оттого что была изначально более ориентирована на музыкальность и на эпатаж, теряя в качестве текста. Рок-тексты зачастую страдают излишней публицистичностью; лобовые призывы чередуются в них с крайним индивидуализмом, полны конъюнктурных, рассчитанных на успех у

17 Выражение Вл. Новикова. См. его статью: Авторская песня как литературный факт // Авторская песня. С. 5-12. молодёжи штампов и красивостей. Даже у лучших из рок-бардов тексты редко выходят за рамки предсказуемой банальности, так что даже идеолог рок-движения А. Троицкий резонно сетует на "ущербность" музы рок-поэзии18.

Из потока авторов с электрическими гитарами можно выделить имена Виктора Цоя, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, Константина Кинчева, Андрея Макаревича, Бориса Гребенщикова. Самое же яркое явление среди них - наименее "роковый" из всех Александр Башлачёв, покончивший жизнь самоубийством в "лермонтовском возрасте". В его поэтике, по наблюдениям П. Вайля и А. Гениса, преобладает "русскость" -прежде всего в языке, - позволяющая критикам назвать песни Башлачёва "русскими народными песнями конца XX века"19. Он широко использует скоморошеский стиль, его языку свойственна частушечность, раёшность, образность "есенинского толка, с заметным привкусом есенинского же имажинизма"20. Немалую роль в его поэтике играет смеховое начало, которое можно было бы назвать трагично-гротесковым. Лирический герой Башлачёва осознаёт собственную судьбу как трагедию, выхода заведомо не ищет; его мрачная ирония не спасает, а лишь "приукрашивает" близкий печальный конец.

На другом полюсе рок-поэзии - "эстетическом" - творчество Бориса Гребенщикова. Здесь "странность" возведена в абсолют, о чём красноречиво говорят даже названия ("Песни вычерпывающих людей", "Небо становится ближе", "Сны о чём-то большем"). В этом эклектическом сплаве перемешаны Вертинский и обэриуты, православие и буддизм, романтическая "зага

18 Цит. по: Вайль П., Генис А. Семь кругов ЛАДа //ЛГ-Досье. № 11. С. 16.

19 Там же. С. 16.

20 Там же. С. 17. дочность" и свойственное постмодернизму насмешливое жонглирование мировой культурой. Декларируется верность "чистому искусству" и - в порядке эксперимента - обретает мелодику "верлибр". В своих песнях Б. Гребенщиков осуществляет попытку "скрестить" русское поэтическое слово (несомненно, опирающееся на литературную традицию) с современным западным мелосом, причудливо приукрашенным восточными полутонами.

В настоящее время аудитория авторской песни значительно сузилась; концерты переместились из больших концертных залов в маленькие салоны. В Москве функционируют три "очага", где регулярно проводятся концерты бардов: Центр авторской песни, Театр песни "Перекрёсток" под руководством В. Луферова и бар'д-кафе "Гнездо глухаря"; в Центральном доме литераторов собирается экспериментальное "Рок-кабаре", где также выступают барды. А. Анпилов определяет сегодняшний ареал авторской песни как "промежуточный", где-то между театром и литературным музеем"21.

Вместе с тем в последние год-полтора наблюдается некоторое усиление опосредованного влияния авторской песни на культурную жизнь России. Без бардов практически не обходится ни один литературный вечер. Ежегодно проводятся фестивали солдатской песни. Бардов активно приглашают к участию в своих культурных программах различные политические партии. Не утихает и процесс самодеятельного песнетворчества: песни сочиняют телеведущий И. Кононов (Авторское телевидение), экс-советник Президента РФ Г. Сатаров, глава налоговой службы Г. Боос, депутат Госдумы С. Бабурин, Президент Украины

21 Анпилов А. Куда ж нам плыть? // АП Арт. 1996. № 1. С. 5.

JI. Кучма. Выступают с акустическими концертами рок-музыканты.

Видимо, в ближайшее время развитие авторской песни будет определяться двумя тенденциями: с одной стороны, усилится музыкальное начало и исполнительский профессионализм, так как ниша "умной" песни на эстраде отнюдь не заполнена; с другой стороны, авторская песня укрепится как некий противовес массовой культуре, и тогда здесь возможно образование новых синтетических, экспериментальных направлений.

Перспективы развития авторской песни оцениваются исследователями жанра по-разному. Существует точка зрения, согласно которой авторской песней следует считать только то, что написано до начала 1990-х годов (А. Е. Крылов). С другой стороны, внушает оптимизм прогноз известного литературоведа Л. Долгополова, пророчащего авторской песне расцвет именно на рубеже веков . Оправдаются ли эти надежды, достигнет ли авторская песня новых высот в новой культурной ситуации, зависит от того, как сложится творческий путь каждого из молодых бардов, находящихся сейчас на "стилистическом

23 распутье" . У нового поколения существует возможность использовать и синтезировать творческий опыт классиков жанра -романтиков-шестидесятников (романсового театра Окуджавы), балладного театра Галича и Высоцкого, "тихих лириков" второй волны и болезненно-эпатажных рок-поэтов. На творчестве нового поколения не может не сказаться и опыт прочтения совершенно доступной сейчас новейшей русской поэзии, отечественной и эмигрантской. К развитию авторской песни как жанра

22 Долгополов Л. Стих - песня - судьба // Высоцкий: исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 24.

Анпилов А. Куда ж нам плыть? С. 5. пограничного, междуродового побуждает и технический прогресс, обуславливающий постепенное усиление "звучащего" слова.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Курилов, Дмитрий Николаевич, 1999 год

1. Анчаров М. Звук шагов: Сб. / Сост. В. Юровского, вступит, статья В. Отрошенко. М., 1992.

2. Бережков В. Мы встретились в Раю / Послесловие А. Анпи-лова. М., 1997.

3. Брюсов В. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1973. - Т. 2.

4. Вертинский А. Дорогой длинною. / Сост. и вступит, статья Ю. Томашевского; Послесловие К. Рудницкого. М., 1991.

5. Вертинский А. За кулисами: Сб. / Сост. и вступит, статья Ю. Томашевского. М., 1991.

6. В нашу гавань заходили корабли. Песни: Сб. / Сост. Э. Успенского и Э. Филиной. М., 1996.

7. Высоцкий В. С. Нерв: Стихи / Составление и предисловие Р. Рождественского. М., 1981.

8. Высоцкий В. С. Клич: Стихи / Сост. В. В. Чагин; Предисловие А. Вознесенского. Красноярск, 1988.

9. Высоцкий В. С. Избранное / Составление и послесловие Н.А. Крымовой; Предисловие Б. Окуджавы. М., 1988.

10. Высоцкий В. С. Четыре четверти пути: Сб. / Сост. А. Е. Крылов. М., 1989.

11. Высоцкий В. С. Избранные песни и стихи: В 5 т. / Сост. Л. Корякина. М., 1991.

12. Высоцкий В. С. Поэзия и проза / Сост. А. Крылов и Вл. Новиков. М., 1989. (Произведения Высоцкого цит. по вышеуказанному изданию).

13. Высоцкий В. С. Сочинения: В 2 т. / Сост., подгот. Текста и коммент. А. Крылова. М., 1991.

14. Высоцкий В. С. Сочинения: В 4 т. / Подгот. текста и коммент. В. И. Чака, В. Ф. Попова. СПб., 1993.

15. Высоцкий В. С. Собрание сочинений: В 4 кн., 10 т. /Сост., подгот. текста и коммент. Н. Л. Никифорова. Омск, 1996-1997.

16. Высоцкий В. С. Собрание сочинений: В 4 т. / Сост. Ю. Ты-рин. СПб., 1998.

17. Галич А. А. Песни. Франкфурт-на-Майне, 1969.

18. Галич А. А. Поколение обречённых. Франкфурт-на-Майне, 1974.

19. Галич А. А. Когда я вернусь. Франкфурт-на-Майне, 1977.

20. Галич А. А. Возвращение / Вступит, статья и послесловие Ст. Рассадина. Л-д, 1989.

21. Галич А. А. Петербургский романс: Стихи / Сост. А. Н. Шаталов. Л., 1989. (Произведения Галича цит. по вышеуказанному изданию).

22. Галич А. А. Избранные стихотворения. М., 1989.

23. Галич А. А. Возвращение: Сб. / Сост. Г. Соловьёва. Л-д, 1990.

24. Галич А. А. Генеральная репетиция / Сост. А. Н. Шаталов. -М., 1991.

25. Галич А. А. Я выбираю свободу: Сб. М., 1991. (Глагол. №3.. •

26. Долина В. Воздухоплаватель: Стихи. М., 1989.

27. Матвеева Н. Н. Лирика. М., 1961.

28. Матвеева Н. Н. Кораблик. М., 1963.

29. Матвеева Н. Н. Ласточкина школа. М., 1973.

30. Матвеева Н. Н. Река. М., 1978.

31. Матвеева Н. Н. Избранное. М., 1986.

32. Нет хода нам назад: 33 московских барда: Сб. / Сост. Р. А. Шипов. М., 1991.

33. Окуджава Б. Ш. Лирика. Калуга, 1956.

34. Окуджава Б. Ш. Острова. М., 1959.

35. Окуджава Б. Ш. Весёлый барабанщик. М., 1964.

36. Окуджава Б. Ш. По дороге в Тинатин. Тбилиси, 1964.

37. Окуджава Б. Ш. Март великодушный. М., 1967.

38. Окуджава Б. Ш. Арбат, мой Арбат. М., 1976.

39. Окуджава Б. Ш. Стихотворения. М., 1984.

40. Окуджава Б. Ш. Посвящается Вам. М., 1988.

41. Окуджава Б. Ш. Избранное. М., 1989.

42. Окуджава Б. Ш. Капли датского короля / Сост. В. И. Босен-ко. М., 1991.

43. Окуджава Б. Ш. Милости судьбы. М., 1993.

44. Окуджава Б. Ш. Чаепитие на Арбате. М.; 1996.

45. Окуджава Б. Ш. Чаепитие на Арбате: Стихи разных лет / Сост. Ольга Окуджава. М., 1997. (Произведения Окуджавы цит. по вышеуказанному изданию).

46. Песни Булата Окуджавы / Сост. Л. А. Шилов. М., 1989.

47. Книги, диссертации, сборники статей о поэзии

48. Абрамова JL, Перевозчиков В. Факты его биографии: Людмила Абрамова о Владимире Высоцком. М., 1991.

49. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994.

50. Андреев Ю., Вайнонен Н. Наша самодеятельная песня. М., 1983.

51. Аннинский Л. Ядро ореха: Критические очерки. М., 1965.

52. Авторская песня: Кн. для ученика и учителя / Сост. В л. Новикова. М., 1997.

53. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

54. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

55. Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1996. - Т. 5.

56. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

57. Белая Г. Путешествие в поисках истины: Статьи о советских писателях. Тбилиси, 1987.

58. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. -М., 1994. Т. 2.

59. Бирюкова С. С. Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде: Дисс. <.> канд. искусствоведения. -М.: ВНИИ искусствознания, 1990.

60. Блинов Ю. Н. Приёмы контраста и противоречия в идиостиле В. Высоцкого: Дисс. <.> канд. филол. наук. М.: РУДН, 1994.

61. Бочаров А. Г. Советская массовая песня. М., 1956.

62. Вайль П., Генис А. 60-Е. Мир советского человека. М., 1996.

63. Вакуленко А. Г. "Страшная" баллада от В. А. Жуковского до Н. С. Гумилёва: Автореф. дисс. <.> канд. филол. наук. -М., 1996.

64. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М.-Л., 1956.

65. Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1989.

66. Вицаи П. Т. Авторская песня на занятиях по русскому языку со студентами-филологами Венгрии: Дисс. <.> канд. пед. наук. М.: ИРЯ им. А. С. Пушкина, 1997.

67. Владимир Высоцкий: исследования и материалы. Воронеж, 1990.

68. Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актёр / Сост. Ю. А. Андреев и И. Н. Богуславский; Вступит, статья Ю. А. Андреева; Вместо послесловия В. И. Толстых. - М., 1989.

69. Высоцковедение и высоцковидение: Сб. науч. ст. Орёл, 1994.

70. Владимир Семёнович Высоцкий: Что? Где? Когда? Библиографический указ.-справ. (1960-1990) / Авт.-сост. А. С. Эп-штейн. Харьков, 1992.

71. Выходцев П. С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л-д, 1973.

72. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1971. - Т. 3.

73. Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.

74. Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979.

75. Глинчиков В. С. Феномен авторской песни в школьном изучении (А. Галич, В. Высоцкий, А. Башлачёв): Дисс. <.> канд. пед. наук. Самара: СГПУ, 1997.

76. Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. -М., 1990.

77. Гринберг И. Три грани лирики: современная баллада, ода и элегия. М., 1975.

78. Гудошников Я. И. Основные закономерности русской любовной песенной лирики и её соотношение с фольклором XVIII- XIX вв.: Дисс. <.> доктора искусствоведения. М., 1982.

79. Гуковский Г. А. Русская поэзия XVIII века. Л., 1927.

80. Гусев В. В предчувствии нового. О некоторых чертах литературы 60-х гг. М., 1974.

81. Даль В л. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. - М., 1994.

82. Душина Л. Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра: Дисс. <.> канд. филол. наук. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1975.

83. Евтюгина А. А. Прецедентные тексты в поэзии В. Высоцкого (к проблеме идиостиля): Дисс. <.> канд. филол. наук. -Екатеринбург: УрГУ им. А. М. Горького, 1995.

84. Жебровска А.И. Авторская песня в восприятии критики, 60е- 80е гг.: Дисс. <.> доктора филол. наук. М.: МГУ, 1994.

85. Живая жизнь: Штрихи к биогр. Владимира Высоцкого / Интервью и лит. запись В. Перевозчикова. М., 1988.

86. Жигачёва М. В. Эволюция жанра баллады в русской поэзии 60 80-х годов XX века: Дисс. <.> канд. филол. наук. - М., 1994.

87. Жирмунский В. Валерий Брюсов и наследие Пушкина: Опыт сравнительно-стилистического исследования. Пб., 1922.

88. Зайцев В. А. Русская советская поэзия 1960-1970 гг. (жан-ровостилевые искания и тенденции): Дисс. <.> доктора филол. наук. М.: МГУ, 1983.

89. Заклинание Добра и Зла: Сб. / Сост. Н. Крейтнер. М., 1991.

90. Иванов К. А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. СПб., 1901.

91. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М., 1996.

92. Каманкина М. В. Самодеятельная авторская песня 1950-1970-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра): Дисс. <.> канд. искусствоведения. М.: ВНИИ искусствознания, 1989.

93. Кассис В., Колосов Л. Безысходность. Пьеса в двух действиях. М., 1978.

94. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М., 1966.

95. Коварский Н. Н. С. Тихонов: критический очерк. Л., 1935.

96. Краткая литературная энциклопедия: В 7 т. / Гл. ред. А. Сурков. М., 1962.

97. Кузьмичёв И. Литературные перекрёстки: типология жанров, их историческая судьба. Горький, 1983.

98. Кулагин А. Поэзия В. С. Высоцкого: Творческая эволюция. М., 1997.

99. Лавлинский Л. Сердца взрывающая сила (о лирической поэзии 60-х гг.). М., 1972.

100. ЛГ-Досье. 1992. - № 11 / Спец. выпуск "Барды".

101. Литературное обозрение. 1998. - № 3 /' Спец. выпуск, поев, памяти Б. Окуджавы.

102. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. Кожевникова В. М. и Николаева П. М. М., 1987.

103. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

104. Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. - Л., 1984.

105. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.

106. Мазепа Н. Р. В поэтическом поиске. Об эпическом и лирическом начале в современной русской поэзии. Киев, 1977.

107. Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966.

108. Маршак С. Я. Воспитание словом. М., 1961.

109. Минералов Ю. И. Так говорила держава: XX век и русская песня. М., 1995.

110. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1. -М.,1997.

111. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. -М., 1998.

112. Новиков Вл. В Союзе писателей не состоял.: Писатель Владимир Высоцкий. М., 1991.

113. Новиков В л. Высоцкий есть Высоцкий: Сб. ст. Вагант: Прил. М., 1995.

114. Новиков Вл. Диалог. М., 1986.

115. Огнев В. Поэзия и современность: Сб. ст. М., 1961.

116. Окуджава Б. "Я никому ничего не навязывал." М., 1997.

117. Олеша Ю. Ни дня без строчки. М., 1965.

118. Проблемы стиля и жанра в современной литературе. Сб. 8. -Свердловск, 1976.

119. Распутина С. П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960-1980-х годов: Дисс. <.> канд. филос. наук. М.: МПГУ, 1997.

120. Рудник Н. М. Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого: Дисс. <.> канд. филол. наук. М.: МГУ, 1994.

121. Рудник Н. М. Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого. Курск, 1995.

122. Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1946 -1975. Л., 1978.

123. Самойленко А. Катарсис как эстетическая проблема: Дисс. <.> канд. филос. наук. М., 1987.

124. Саркисян Е. Русская литературная песня второй половины XVIII века в контексте жанров лирической поэзии (идиллия, элегия, романс, ода): Диссертация на соискание учёной степени канд. филол. наук. Н. Новгород, 1995.

125. Скобелев А., Шаулов С. Владимир Высоцкий: мир и слово. Воронеж, 1991.

126. Словарь иностранных слов. М., 1989.

127. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-составители А. Тимофеев и С. Тураев. М., 1974.

128. Сохор А. Н. Русская советская песня. М., 1959.

129. Страницы будущей книги (Живая жизнь, кн. 2.) М., 1992.

130. Страшнов С. Л. "Молодеет и лад баллад": Литературно-критические статьи. М., 1990.

131. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

132. Фризман Л. С чем рифмуется слово "истина". М., 1992.

133. Шемякин М. Вспоминай всегда про Вовку. М., 1991.

134. Эйхенбаум Б. О поэзии. Л-д, 1963.3. Статьи, рецензии, обзоры

135. Аграновская Г. "Всё будет хорошо." // Галич А. Генеральная репетиция: Сб. М., 1991. - С. 539-548.

136. Адов И. Время славы // Вечерняя Москва. 1962. - 20 апр.

137. Адолис А. Что есть поэма? // Литературная газета. 1965. -15 июля.

138. Аксёнов В. Каждый пишет, как он дышит. // Булат Окуджава. Специальный выпуск. С. 8.5. о. Александр (А. В. Мень). Блаженный значит счастливый // Заклинание Добра и Зла: Сб. М., 1991.

139. Александр Галич: "Помни о мельнике": Неизвестные страницы Новосибирского фестиваля песни 1968 /' Публикация К. Андреева // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1998. - С. 437-444.

140. Алёшин Ю. Вопреки интересам разрядки: радиодиверсанты им периализма // Правда, 1976. 13 янв.

141. Андреев Ю. Известность Владимира Высоцкого // Вопросы ли тературы. 1987. - № 4. - С. 43-74.

142. Андреев Ю. Проблемы молодёжной песни // Октябрь. 1967. -№ 1. - С. 213-223.

143. Андреев Ю. Что поют? о современных "ашугах" // Октябрь. - 1965. -№ 1. - с. 182-192.

144. Аннинский Л. Предтеча? // АП Арт. 1997. - № 5. - С. 24.

145. Анпилов А. Вино и хлеб // АП Арт. 1996. - № 3. - С. 67.

146. Анпилов А. Куда ж нам плыть? // АП Арт. 1996,. - № 1. -С. 5.

147. Анпилов А. Так было надо. // АП Арт. 1996. - № 2. - С. 78.

148. Антокольский П. Отцы и дети // Лит. газета. 1962. - 11 дек.

149. Антокольский П. Поэзия и физика // Формулы и образы. Спор о научной теме в художественной литературе: Сб. М., 1961.

150. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Д. А. Шаховской). Предисловие к сборнику "Поэма России" // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1998. - С. 445-447.

151. Асатиани Г. О грузинском // Литературная Грузия. 1982. -№ 8. - С. 147-175.

152. Асафьев Б. Русский романс XIX века // Русская музыка XIX и нач. XX века. Л., 1979.

153. Байдаков Б. Человек с двойным дном // Советская Россия. -1969. -18 ноя.

154. Баранова Т. "Я пою от имени всех." // Вопросы литературы. -№ 4. С. 75-102.

155. Бахтин М. М. К вопросам теории смеха // Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1996. - Т. 5. - С. 49.

156. Бахтин М. М. Проблема серьёзности // Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1996. - Т. 5. - С. 10.

157. Бахтин М. М. Рабле и Гоголь // Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М„ 1990. - С, 526-536.

158. Бахтин М. М. Сатира // Бахтин М. М. Соб. соч.: В 7 т.- М., 1996. Т. 5. - С. 11-35.

159. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (введение) // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. - С. 291-351.

160. Безруков Г. С чужого голоса // Тюменская правда. 1968. -7 июля.

161. Белая Г. Ценность простых истин // Аврора. 1985. - № 12. -С. 109-113.

162. Бершин Е. Бриллиант, утопленный в киселе // ЛГ-Досье. -1992. № 11. - С. 29.

163. Бойко С. С. О прагматическом характере употребления слова "атеист" в анкетных высказываниях Булата Окуджавы // Функциональная лингвистика: Прагматика текста. Материалы конф. Ялта, 6-10 окт. - Симферополь, 1997. - С. 21-22.

164. Бойко С. С. Пушкинская традиция в лирике Булата Окуджавы // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. -М„ 1998. - С. 472-484.

165. Бойко С. С. Этот остров музыкальный. Тема музыки и об раз музыканта в творчестве О. Мандельштама и Б. Окуджавы // Вагант (Москва). - 1997. - № 44-46. - С. 21-27.

166. Борин Д. Пасквилянты с псевдонимами: на мутной волне радиостанции "Свобода" // Известия. 1976. - 5 мая.

167. Бочаров А. Две оттепели: вера и смятение // Октябрь. -1991. С. 187-189.

168. Булат Окуджава: "Не стараясь угодить" (Беседа А. Гербер с Б. Окуджавой) // Вечерний Таллин. 1983. - 19 апр.

169. Вайль П., Генис А. Семь кругов ЛАДа // ЛГ-Досье. 1992. -№ 11. - С. 16-17.

170. Вайнонен Н. Товарищ гитара // Клуб и художественная самодеятельность. 1974. - № 8. - С. 33-36.

171. Ваншенкин К. Преимущественно о рифме // Литературная газета. 1960. - 12 июля.

172. Венцов JI. Поэзия Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. / Сост. Н. Крейтнер. М„ 1991.

173. Верченко Ю. Где же обещанные Корчагины? // Смена. -1963. № 8. - С. 10-11.

174. Владимиров С. Да, с чужого голоса! // Тюменская правда. -1968. 30 авг.

175. Внимание песня // Молодой коммунист. 1965. - № 2. - С. 30-37.

176. Вознесенский А. / Наша анкета. Молодые о себе /У Вопросы литературы. 1962. - № 9. - С. 122-123.

177. Войнович В. Вот счастливый человек, это видно по всему. // Булат Окуджава. Специальный выпуск (ЛГ-Досье). Июнь 1997. - С. 4.

178. Воронова М. Стилистические средства маркировки лирического и ролевых героев В. С. Высоцкого // Владимир Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990. - С. 117-128.

179. Востоков Е. Искусство, зовущее на подвиг // Советский воин. 1963. - № 9. - С. 14-15.

180. Вулис А. Искры карнавального костра // ЛГ-Досье. 1992. -№ 11. - С. 15.

181. Галич А. "Верю в торжество слова" (Неопубликованное интервью Александра Галича) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1. М., 1997. - С. 372-375.

182. Свящ. Георгий Чистяков. Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа // Булат Окуджава. Спец. выпуск. С. 8.

183. Гитара, магнитофон и мы // Московский комсомолец. -1966. 15 дек.

184. Горелик М. Голубой шарик отирает слезу // Независимая газета. 1997. - 24 июля.

185. Григорьев С., Шубин Ф. Это случилось на "Свободе" // Не деля. 1978. - № 16.

186. Гринберг И. Поэзия 1965 года // Вопросы литературы. -1966. № 3. - С. 57-68.

187. Гуль Р. Рецензия на сборник Б. Окуджавы "Будь здоров, школяр". Франкфурт-на-Майне, 1964. Цит. по: Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1998. - С.489-492.

188. Гусев В. Форма и суть // Литературная газета. 1965. - 19 авг.

189. Гущина Л. Вероника Долина // Нет хода нам назад. 33 московских барда: Сб. М., 1991. - С. 63-67.

190. Дадамян Г. Образы, устремлённые в будущее // Декоративное искусство. 1984. - № 12. - С. 24.

191. Долгополов Л. Стих песня - судьба // Владимир Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990. - С. 6-24.

192. Друскин М. Студенческая песня в России 1840-60-х гг. // История и современность. Л., 1960.

193. Дыханова Б., Шпилевая Г. "На фоне Пушкина." (к проблеме классических традиций в поэзии В. С. Высоцкого) // Владимир Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990.- С. 71-73.

194. Дыховичный И. // Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого / Интервью и лит. запись В. Перевозчикова.- М., 1988. С. 217.

195. Елигулашвили Э. Булат Окуджава без аккомпанемента // Литературная Грузия. 1965. - № 11. - С. 71-80.

196. Елигулашвили Э. Возвращение к Тинатин // Литературная Грузия. 1984. - № 5. - С. 149-163.

197. Жирмунский В. Английская народная баллада // Английские и шотландские баллады в переводах С. Маршака. М., 1973.- С. 87-103.

198. Карабчиевский Ю. И вохровцы, и зэки7/ Нева. 1991. - № 1. - С. 170-176.

199. Карабчиевский Ю. Товарищ Надежда // Искусство кино. -1990. № 1. - С. 35-45.

200. Каретников Н. Готовность к бытию // Континент. 1992. -№ 1 (71). - С. 52.

201. Карякин Ю. О песнях Владимира Высоцкого // Литературное обозрение. 1981. - № 7. - С. 94-99.

202. Карякин Ю. Стоит ли наступать на грабли? // Знамя. 1987. - № 9. - С. 200-224.

203. Квятковский А. П. Баллада // Квятковский А. П. Поэтический словарь. М., 1966. - С. 56.

204. Кириллова Н. Вера Матвеева // Нет хода нам назад. 33 московских барда: Сб. М., 1991. - С. 109-111.

205. Кнабе Г. С. Конец мифа // Лит. обозрение. - 1998. - № 3. -С. 24-27.

206. Ковалов О. Виноватые станут судьями // Советский экран. -1988. № 13. - С. 16-17.

207. Козачков В. Ф. / Беседовал Л. Черняк. 1997. - Фонд ГКЦМ. КП № 4149/6. Цит. по: Мир Высоцкого. Вып. 2. - С. 435.

208. Копелев Л. Чем поэт жив // Заклинание Добра и Зла: Сб. -М., 1991. С. 173-185.

209. Копылова Н. Фольклорная ассоциация в поэзии В. С. Высоцкого // Вл. Высоцкий: исследования и материалы. - Воронеж, 1990. - С. 74-95.

210. Кормилов С. Песни В. Высоцкого о войне, дружбе и любви // Русская речь. 1983. - № 3. - С. 41-48.

211. Кофман А. Ф. Аргентинское танго и русский мещанский романс // Литература в контексте культуры. М., 1986. - С.220-234.

212. Краснопёрое А., Семыкин Г. В. Высоцкий: "Сердце бьётся раненой птицей" // Радуга (Таллин). 1988. - № 7. - С. 63-68.

213. Красухин Г. "То грустен он, то весел он." // Вопросы литературы. 1968. - № 9. - С. 40-53.81."Круглый стол" Дня Поэзии // День Поэзии. М., 1967. - С. 33-50.

214. Крылов А. Е. О жанровых песнях и их языке (По материалам творческого наследия Александра Галича) // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 1. М., 1997. - С. 365-371.

215. Крымова Н. Мы вместе с ним посмеёмся II Дружба народов. 1985. № 8. - С. 242-254.

216. Крымова Н. "Наша профессия пламень страшный" // Аврора. 1984. - № 9. - С. 125-139.

217. Крымова Н. О Высоцком /7 Аврора. 1981. - № 8. - С. 98-115.

218. Крымова Н. О поэзии Владимира Высоцкого // Высоцкий В. Избранное. М„ 1988. - С. 492-496.

219. Крымова Н. О поэте // Аврора. 1986. - № 9. - С. 103-111.

220. Крымова Н. "Я путешествую и возвращаюсь." // Советская эстрада и цирк. 1968. - № 1. - С. 68.

221. Крячко Л. Герой не хочет взрослеть. // Литературная газета. 1963. - 19 марта.

222. Кудимова М. Ученик отступника // Континент. 1992. - № 2 (72). - С. 323-341.

223. Кулагин А. В. Агрессивное сознание в поэтическом изображении Высоцкого (1964-1969) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1998. - С. 52-61.

224. Куллэ В. Год без Окуджавы // Литературное обозрение. -1998. № 3. - С. 5.

225. Куняев С. Инерция аккомпанемента // Вопросы литературы. 1968. № 9. - С. 31-39.

226. Курилов Д. Н. Христианские мотивы в авторской песне // Мир Высоцкого. Вып. 2. М., 1998. - С. 398-416.

227. Кухарский В. В интересах миллионов // Советская музыка. 1968. № 10. - С. 8.

228. Кушнер А. Рискуя вызвать негодование // ЛГ-Досье. 1992.- № 11. С. 3.

229. Лазарев Л. Нас время учило // Знамя. 1989. - № 6. - С. 210-215.

230. Левицкий Л. Душа действительности // Новый мир. 1967. № 6. - С. 254.

231. Лисочкин И. О цене "шумного" успеха // Комсомольская правда. 1961. - 5 дек.

232. Лотман Ю. М. Поэзия 1790-1810-х годов // Поэты 1790-1810-х годов. Л., 1971. - С. 37-38.

233. Лучше гор могут быть только горы. Интервью Н. Черепановой с В. Высоцким // Спортивная жизнь России. 1968. - № 5. -С. 22-23.

234. Лынев Р. Что за песней? // Комсомольская правда. 1968.- 16 июля.

235. Львова М. Азарт молодости // Советская культура. 1967. -17 июня.

236. Львовский М. Нужны особые слова // Турист. 1986. - № 5. - С. 18.

237. Македонов А. В. Владимир Высоцкий и его кони привередливые // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 2. М., 1998. - С. 286-304.

238. Межевич Д. Нас сблизили концерты / Беседу ведёт В. Громов // Высоцкий: время, наследие, судьба. Киев, 1995. -Вып. 20.

239. Мейсак Н. Песня это оружие // Вечерний Новосибирск. -1968. 18 апр.

240. Меньшутин А., Синявский А. За поэтическую активность (заметки о поэзии молодых) // Новый мир. 1961. - № 1. - С. 224-241.

241. Микешин А. М. О жанровой структуре русской романтической баллады /7 Из истории русской и зарубежной литературы XIX-XX вв. Кемерово, 1973. - С. 156.

242. Микушевич В. Леонид Семаков // Нет хода нам назад. ЗЗмосковских барда: Сб. М., 1991. - С. 141-143.

243. Мильштейн И. Калужский инцидент // Огонёк. 1989. - № 4. -С. 22-25.

244. Мирзаян А. В начале была песня // АП Арт. 1996. - № 1. -С. 24.

245. Мирзаян А. // Вечерний клуб. 1996. - 22 июля.114. о. Михаил Ходанов. "Я не люблю, когда наполовину" // Литературная Россия. 1998. - № 5 (30 января). - С. 13.

246. Молодость, песня, гитара // Литературная газета. 1965. -апрель-июнь.

247. Мощанская О. Н. К вопросу об определении жанра английской баллады // Литературные связи и традиции. Учёные записки Горьковского гос. университета им. Н. Лобачевского. -1966. Вып. 74. - С. 77-78.

248. Муравьёв М. Седьмая строка // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1998. - С. 448-461.

249. Мушта Г., Бондарюк А. О чём поёт Высоцкий? // Советская Россия. 1968.- 9 июня.

250. Нагибин Ю. О Галиче что помнится // Галич А. Генеральная репетиция. М., 1991. - С. 488-538.

251. Наровчатов С. Любовь к слову (о звукописи и рифме) // Литература и жизнь. 1961. - 28 июля.121. "Не только всходы, но и почва". Беседа с Давидом Самой ловым // Литературное обозрение. 1983. - № 8. - С. 42.

252. Николаев Д. Границы гротеска // Вопросы литературы. -1968. №4. - С. 76-97.

253. Новиков В л. Владимир Маяковский и Владимир Высоцкий // Знамя. 1993. - № 7. - С. 200-204.

254. Новиков Вл. Живой: К 50-летию со дня рождения Владимира Высоцкого // Октябрь. 1988. - № 1. - С. 188-196.

255. Новиков Вл. По гамбургскому счёту (Поющие поэты в контексте большой литературы) // Авторская песня. М., 1997. - С. 371-408.

256. Новиков Вл. Смысл плюс смысл: (Владимир Высоцкий) // Новиков Вл. Диалог. М., 1986. - С. - 196-209.

257. Озеров Л. Вперёд к "Медному всаднику" // Литературная газета. 1965. - 12 авг.

258. Окуджава Б. XX век: вехи истории вехи судьбы: Анкета // Дружба народов. 1997. - № 4. - С. 189.

259. Осетров Е. Синтез современности // Вопросы литературы. 1965. № 2. - С. 21-29.

260. Панкратов Ю., Харабаров И. О чувстве нового // Литературная газета. 1959. - 24 окт.

261. Паперный 3. За столом семи морей // Вопросы литературы. 1983. -№ 6. - С. 32-52.

262. Педенко С. "Эрика" берёт четыре копии // Вопросы литературы. 1989. - №4. - С. 80-112.

263. Переяслов Н. Слушать ли на ночь Высоцкого? // Загадки литературы: Сб. литературовед, ст. Самара, 1996. - С. 46-52.

264. Песня это очень серьёзно. (Беседу вёл М. Дейч) // Литературная Россия. 1974. - 27 дек.

265. Положение о премии имени Булата Окуджавы // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 2. М., 1998. - С. 464.

266. По следам одной полемики /'/' Мир Высоцкого. Вып. 2. -М„ 1998. С. 423-436.

267. Потапенко В., Чернов А. "Если друг оказался вдруг."// Советская Россия. 1968. - 31 мая.

268. Рабинович В. "Красивое страданье": Заметки о русском романсе // Русский романс: Сб. М., 1987. - С. 730.

269. Рассадин Ст. Возвращение // Галич А. Возвращение. Л., 1989. -С. 540.

270. Рассадин Ст. Испытание гласностью // Галич А. Возвращение. Л., 1989. - С. 283-314.

271. Рассадин Ст. "Свободы чёрная работа" // Апрель. 1989. -Вып. 1. - С. 239-248.

272. Рассадин Ст. "Я выбираю свободу" // Московский комсомолец. 1989. - 16 апр.

273. Рощина А. А. Автор и его персонажи. Проблема соотношения ролевого и лирического героев в поэзии В. Высоцкого

274. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1998. - С. 122-135.

275. Рубанова И. Владимир Высоцкий // Актёры советского кино. Вып. 11. М., 1975. - С. 90-105.

276. Рубинштейн Н. Выключите магнитофон поговорим о поэте // Заклинание Добра и Зла: Сб. / Сост. Н. Крейтнер. - М., 1991. - С. 202-215.

277. Рудницкий К. Мастерство Вертинского // Вертинский А. Дорогой длинною. М., 1991. - С. 554-569.

278. Рунин Б. Далёкое и близкое: О сб. Н. Матвеевой "Кораблик" (М., 1963) И Новый мир. 1964. - № 5. - С. 240.

279. Рунин Б. "Законы" и "кризисы" жанра // Лит. газета. -1965. 26 авг.

280. Рыленков Н. Живые цветы поэзии // Литературная газета.- 1961. 21 ноя.

281. Сельвинский И. Возрождение поэмы // Лит. газета. 1965.- 22 июля.

282. Сергеев Е. Многоборец // Вопросы литературы. 1987. -№4. - С. 103-131.

283. Симаков А. "Словно Бог без штанов" // По страницам самиздата: Сб. М„ 1990. - С. 216-218.

284. Скобелев А., Шаулов С. Концепция человека и мира (Этика и эстетика Владимира Высоцкого) // Вл. Высоцкий: исследования и материалы. Воронеж, 1990. - С. 24-52.

285. Скобелев А., Шаулов С. Менестрели наших дней // Литературная Грузия. 1986. - №4. - С. 154-169.

286. Соколова И. А. Вначале был Анчаров. О поэтическом творчестве Михаила Анчарова и его вкладе в развитие жанраавторской песни // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 2. С. 354-375.

287. Сорокин В. Свои и чужие // Наш современник. 1989. - № 8.- С. 168-179.

288. Суть поиска. Критический диалог. Спорят Лев Аннинский и Лариса Крячко // Октябрь. 1962. - № 8.

289. Твардовский А. Проповедь серости и посредственности // Лит. газета. 1959. - 10 сент.

290. Токарев Г. Н. Стилистические особенности поэзии Высоцкого: К вопросу о природе явления // Индивидуальность авторского стиля в контексте развития литературных форм: Темат. сб. науч. трудов. Алма-Ата, 1986. - С. 57-65.

291. Толстых В. В зеркале творчества: В. Высоцкий как явление культуры // Вопросы философии. 1986. - № 7. - С.112-124.

292. Тростников В. А у нас был Высоцкий. // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1. М., 1997. - С. 131-148.

293. Тынянов Ю. О пародии // Тынянов Ю. Поэтика. История ли тературы. Кино. М., 1977. - С. 290.

294. Указ Президента Российской Федерации "Об увековечении памяти Окуджавы Б. Ш." от 19 июня 1997 г. (№ 627) // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 2. М., 1998. - С. 462.

295. Урбан А. Жизненные основания поэзии // Вопросы литературы. 1971. - № 4. - С. 335.

296. Федина Н. О соотношении ролевого и лирического героев в поэзии В. С. Высоцкого // Вл. Высоцкий: исслед. и мат. -Воронеж, 1990. - С. 105-117.

297. Фрид В. "С любовью и нежностью" // Заклинание Добра и Зла: Сб. М„ 1992. - С. 283-288.

298. Фризман JI. Как оступившийся минёр // Русская речь. -1991. № 3. - С. 23-28.

299. Фрумкин В. Не только слово: вслушиваясь в Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. М., 1992. - С. 216-239.

300. Хазагеров Г. Г. Две черты поэтики Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 1. М., 1998. - С.82-106.

301. Хлоплянкина Т. Владимир Высоцкий новые роли // Экран 1973-1974. М„ 1975. - С. 66-68.

302. Цыбин В. Не могу согласиться! // Лит. газета. 1965. - 29 июля.

303. Чайковский Р. Души моей забота // Русская речь. 1985. -№3,-С. 66-70.

304. Чесноков С. Двадцать лет спустя // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1998. - С. 415-422.

305. Чиковани С. Волшебное зеркало // Лит. газета. 1965. - 4 ноя.

306. Чудакова М. О. "Лишь я, таинственный певец." // Литературное обозрение. 1998. - №3. - С. 10-12.

307. Чупринин С. Вакансия поэта // Знамя. 1988. - № 7. - С. 220-225.

308. Шафер Н. О так называемых "блатных песнях" В л. Высоцкого // Музыкальная жизнь. 1989. - № 20. - С. 11-14; № 21. -С.25-27.

309. Шилина О. Ю. Поэзия В. Высоцкого в свете традиций христианского гуманизма // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 1. М., 1997. - С. 101-117.

310. Шлифер М. Частным порядком /У Советская культура. -1973. 30 мар.

311. Штромас А. В мире образов и идей Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. М„ 1991. - С. 329-357.

312. Эльсберг Я. За изучение, против фразы // Литературная газета. 1960. - 10 сент.

313. Эткинд Е. Отщепенец // Заклинание Добра и Зла: Сб. М., 1991. - С. 189-201.

314. Эткинд Е. "Человеческая комедия" Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. М., 1991. - С. 71-89.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.