Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Качалкин, Алексей Петрович

  • Качалкин, Алексей Петрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 217
Качалкин, Алексей Петрович. Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1998. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Качалкин, Алексей Петрович

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические предпосылки использования авторской песни в нравственно-эстетическом воспитании.

§1. Нравственно-эстетический потенциал авторской песни в системе подготовки будущих учителей начальной школы.

§2. Нравственно-эстетическая тематика авторской песни как ее традиция.

§3. Педагогические предпосылки и принципы использования авторской песни в процессе нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы.

Глава П. Опытно-экспериментальная работа по использованию авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы

§1. Практика использования авторской песни в воспитательной работе с детьми и юношеством.

§2. Место авторской песни в песенных интересах учащейся молодежи на примере студентов факультета начальных классов.

§3. Педагогические условия использования авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы»

Неизмеримы и неисчерпаемы возможности нравственно-эстетического воспитания в формировании и развитии личности. Современная тенденция гуманизации образования ставит одним из условий раскрытия потенциальных духовных ресурсов учащегося реализацию его личностных целей и интересов. Зависимость гуманитарного образования от условий общественно-политической жизни, от уровня культуры общества в целом и от уровня культуры самих учащихся, составляющих это общество, стимулирует поиск новых, отвечающих современному времени, путей развития нравственно-эстетического воспитания.

Среди наиболее действенных форм эстетического воздействия можно выделить музыку и слово. Песенная мелодия, впитавшая на основе ритма и гармонии интонации человеческой речи, всегда эмоционально насыщена, соткана из чувств и переживаний. Она одухотворяет, возвышает и побуждает в человеке стремление к самосовершенствованию.

Каждый учитель сталкивается с проблемой выбора репертуара, который отвечал бы как интересам учащихся, так и являлся при этом средством их нравственно-эстетического развития.

Практика работы показывает, что одни песни приживаются в учебном коллективе, доставляют радость поющим, активизируют их творческие возможности, другие вызывают лишь скуку и утомление. Некоторые же современные песни, смакуя негативные стороны жизни, отрицательно влияют на развитие личности.

Наиболее демократичным, понятным каждому песенным жанром является авторская песня. Она была востребована в период критического отношения, зажима творчества и концертной деятельности некоторых авторов. Активно продолжает развиваться этот жанр и сейчас. Особенно привлекает авторская песня студенчество. Причем студенты последних десятилетий любят не только слушать известных бардов, но и стремятся к собственному исполнительству и сочинительству.

Следует отметить, что факультет начальных классов как многопрофильное (с широким выбором специализации) подразделение Московского педагогического госдарственного университета обладает значительными возможностями реализации нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы в процессе аудиторных музыкальных занятий. Эти занятия включают в себя следующие разделы с соответствующим содержанием: элементарная музыкальная грамота, сольфеджио, элементы музыкальной культуры, вокально-хоровые навыки. Все студенты дневного отделения в течение 2-х семестров обязаны посещать "Хор". Для закончивших музыкальную школу предлагаются индивидуальные занятия на музыкальном инструменте (фортепиано, аккордеон, баян).

Вместе с тем, подчас, вне сферы внимания преподавателей музыки остается интерес студентов к песенному жанру - внеаудиторные формы студенческого музицирования, параллельно с аудиторными занятиями формирующие нравственно-эстетические ориентиры будущих учителей начальной школы. В результате этого спонтанно реализующиеся музыкальные интересы студентов используются недостаточно для оптимизации их нравственно-эстетического воспитания.

Выпускники ФНК Mill У являются высококвалифицированными специалистами. Они, работая с детьми (традиционные формы: учитель начальных классов в школе, гимназии, лицее; нетрадиционные: учитель предметник, педагог дополнительного образования), должны уметь организовать не только учебный процесс, но и заботиться при этом о здоровом нравственно-психологическом климате в учебном коллективе. Однако, последнее невозможно без развития организаторских качеств будущих учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования (руководителей кружков и факультативов).

Авторская песня как форма любительского музицирования является активным творческим музыкальным занятием. Она доступна практически каждому, вне зависимости от наличия музыкальных способностей. А практика КСП и КТП (клубов самодеятельной песни и клубов туристической песни), где во многом развивалась авторская песня, свидетельствует о раскрытии прежде всего организаторских талантов посредством любви к песне и под влиянием околопесенного окружения.

Соответствующая профессиональному уровню теоретическая и исполнительская подготовка студентов, специализирующихся по музыкальному воспитанию, вполне позволяет совместить в одном лице учителя начальных классов и учителя музыки. А опыт песенного сочинительства может дать импульс не только к сугубо личному творчеству, но и к сочинению дидактических песен, содержащих учебно-познавательную информацию.

Любители авторской песни - люди увлеченные этим жанром, подчас до фанатизма. Авторская песня - это часть их жизни, связанная с походами и общением с интересными людьми. Эта увлеченность может служить только на пользу детскому нравственно-эстетическому воспитанию, ибо как писала основоположник отечественной системы эстетического воспитания профессор В.Н. Шацкая: "В работе с детьми решающую роль играет увлечение педагога своим делом и самой музыкой. Педагог, добросовестно, но суховато ведущий урок, никогда не будет иметь особых успехов в эстетическом развитии детей, воспитании у них интереса и любви к музыке" /153, с. 88/.

Наиболее точное определение авторской песни как "личностной" предполагает значительный нравственно-эстетический потенциал как самого педагога, так и того песенного материала, с которым он обращается к детям, влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений", - констатировал К.Д. Ушин-ский /145, с. 29/. "Эффективность этого влияния, - как пишет профессор МШУ А.В. Мудрик, - К.Д. Ушинский связывал с характером и взглядами самого воспитателя, с теми отношениями, которые сложились у него с воспитанниками." /90, с. 10/.

Авторская песня - это всегда разговор "на равных" между исполнителями и слушателями, независимо от того, к кому обращается в данный момент исполнитель - к взрослому или ребенку; это разговор об актуальном, волнующем обоих. Поэтому не случайно многих авторов привлекает наравне со взрослой и детская аудитория (1В. Берестов ),Т. Дрыгина, В. Ланцберг, В.

Луферов, Н. Сосновская, С. Никитин, Ю. Ким, В. Щукин, Ю. Устинов и др.).

Весьма характерно для последнего времени развитие детско-юношеского фестивального движения, где выступают юные участники по традиционным для авторской песни номинациям авторов, исполнителей и ансамблей: ежегодные с 1988 года детские фестивали "Зимородок" в городе Са-ров (бывший Арзамас-16), фестивали детской авторской песни в подмосковном городе Сергиев Посад, Московский детско-юношеский фестиваль авторской песни (1997, 1998 гг.) и др. Это свидетельствует о востребованности жанра авторской песни детьми и, следовательно, диктует необходимость его использования при подготовке будущих учителей и других специалистов, ориентирующихся на работу с детьми и юношеством.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Вопросы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников рассматривались Э.Р. Ашхаруа, В.П. Бездуховым, М.И. Гей, Л.В. Макарской, Т.В. Поздеевой, Е.А. Сурудиной, М.П. Целых и др. Подготовка студентов к эстетическому воспитанию младших школьников была в центре внимания Е.Ю. Ежовой, Р. Жакеевой, О.Н. Соловьевой и др.

Проблемы нравственного и эстетического воспитания в их взаимосвязи и единстве отражены в педагогических научных исследованиях В.П. Аниси-мова, Е.А. Елизовой, А.В. Тутолмина и др.

Имела место и более детальная постановка вопросов нравственно-эстетического воспитания: средства искусства в формировании нравственно-эстетического опыта (С.Р. Хлебик), нравственно-эстетическое воспитание средствами советской песни (М.В. Черепанин), нравственно-эстетическое воспитание средствами народной песни (Ю.Б. Мандрик), использование культурного потенциала региона в нравственно-эстетическом воспитании (З.Н. Иванова), нравственно-эстетическое воспитание школьников (У.М. Ми-риева), младших школьников (Л.П. Брюзгина) и др.

Не остались без внимания пути и средства формирования эстетической культуры будущего учителя-воспитателя (А.С. Киракосян), подготовка будущих учителей начальных классов к музыкально-эстетическому воспитанию (З.П. Яропуд), к нравственно-эстетическому воспитанию (Т.Н. Комарова) и др.

В то же время неизменно растет интерес к авторской песне как социально-художественному феномену отечественной культуры. Это отражено как в специальных исследованиях по искусствоведению (М.В. Каманкина), социологии культуры, образования, науки (В.В. Нефедов), социологии духовной жизни (С.П. Распутина), так и в периодической печати /12, 52, 64, 70, 71, 87, 158/.

В Институте русского языка им. А.С. Пушкина выполнена педагогическая работа по теории и методике обучения русскому языку как иностранному на материале авторской песни (П.Т. Вицаи).

Педагогическое же влияние авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы остается малоисследованным .

В целом жанр авторской песни на сегодняшний день достаточно многогранен и противоречив, и, следовательно, еще подлежит широкому всестороннему изучению. По проведенным же исследованиям его большей частью относят к музыке быта /66/.

Музыка быта безусловно оказывает свое определенное воздействие на нравственно-эстетическое развитие школьников и студентов. Влияние определенного пласта бытовой городской музыки (мещанского романса, уличной, дворовой песни) в отечественной педагогике традиционно рассматривалось как отрицательное. Однако еще не завершившаяся переоценка ценностей позволяет по-новому взглянуть и подвергнуть беспристрастному анализу казавшиеся недавно незыблемыми догмы, формирующие взгляды и суждения. Особенно те, которые в новой социальной реальности не потеряли своего нравственно-эстетического значения.

Продолжается процесс естественного отбора и в авторской песне. Многое уже забыто. Что-то вызывает недоумение, а порой и полное непонимание. Но в связи с отказом от политической идеологизации искусства многие образцы авторской песни начинают занимать свое полноправное место в рамках отечественной культуры.

Однако, первичный, наиболее глубинный пласт авторской песни, связанный с самодеятельным любительским музицированием, нередко страдает отсутствием художественного вкуса. Поэтому, одной из основных задач нравственно-эстетического воспитания посредством авторской песни было и остается развитие художественного вкуса.

В последнее время наблюдается значительный педагогический интерес к процессу воспитания эстетического художественного вкуса на музыкальном материале (исследования С.Б. Барило, Б.А. Брылина, В.И. Петрушина, Е.Н. Таллина и др.). Из названного выделим работу Б.А. Брылина, в которой он прослеживает воспитание музыкально-эстетического вкуса старшеклассников в вокально-инструментальном ансамбле средствами электромузыкальных инструментов /21/. Отметим огромную популярность в 70-х годах именно этой формы бытового музицирования не только в бывшем СССР, но и во многих странах Европы /165/.

Однако с середины 80-х годов центр притяжения музыкальных интересов подростков и юношества в сфере музыки быта перемещается от электроинструментов к пению под аккомпанемент акустической шестиструнной гитары. Заметим, что не исчезавший ранее, он стал более видимым на фоне угасания всплеска самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей.

В связи с этим проблема развития художественного вкуса, выдвинутая видным отечественным педагогом В.Н. Шацкой в 20-х годах и подробно изложенная в ее более поздних работах, естественно сохраняет свою актуальность и ныне. Однако динамика развития музыкальной жизни в обществе показывает, что при ориентации на вкусы современной духовно развитой аудитории - интеллигенции и лучшей части студенчества, - у симпатизирующих ей появляется возможность сравнивать и выбирать между конъюнктурщиной, шаблонностью, безвкусицей и песнями, способными содействовать эстетическому развитию и нравственному совершенствованию.

Таким образом, при использовании в педагогическом процессе любого средства нравственно-эстетического воспитания, необходимо ясно осознавать механизмы его реализации. Нисколько не умаляя значения выдающихся образцов классической музыки как наилучшего выразителя духовности, способной побуждать в человеке стремление к совершенству, нам представляется возможным расширить этот арсенал гораздо менее изученным средством эстетического воздействия - авторской песней как современным музыкальнопоэтическим видом искусства. Для этого необходимо проанализировать нравственно-эстетическую тематику авторской песни в контексте ее исторического развития и определить соответствие этого частного средства с традиционными критериями нравственно-эстетического идеала. Заметим, что нам не известно ни одной работы, проделанной в этом направлении, несмотря на ее очевидную актуальность и педагогическую востребованность.

Примечательно, что вплоть до сегодняшнего времени большинство работ, рассматривающих взаимозависимость музыки и слова1, опираясь на интонационную теорию Б.В. Асафьева с центральным ее понятием - "интонационный словарь эпохи" как "сумма музыки, прочно осевшая в общественном сознании, в мыслях и эмоциях современников" /8, с. 160/, - не касались собственно авторской песни как объекта специального научного изучения, несмотря на качественную и количественную ее представительность. Между тем, в последние десятилетия интонации, характерные для авторской песни, далеко вышли за рамки музыки быта и во многом определяют интонационный поиск многих композиторов.

В период возникновения (конец 50-х годов) и интенсивного развития (70-е - начало 80-х годов) этой формы песенного сочинительства авторская песня рассматривалась лишь в рамках народного самодеятельного творчества (JI.B. Домановский, Т.В. Попова, С.Б. Рабинов, JI.A. Христиансен). В дальнейшем по исторически сложившимся обстоятельствам, как отмечает доктор филологических наук, первый председатель КСП Ю.А. Андреев, практически всю собирательскую, систематизаторскую, научную и даже издательскую деятельность взяли на себя "самодеятели" - активные участники движения КСП: Н. Курчев, Д. Соколов, И. Каримов, М. Крыжановский, С. Рабинов,

1 Например, научно-популярный труд доктора искусствоведения А.В. Васиной-Гроссман "Музыка и поэтя««хксе сло-во'723/, ряд статей доктора искусствоведения, профессора Ленинградской консерватории Е.А. Ручьевской /123124/.

М. Баранов, А. Крылов, А. и М. Левитаны, Р. Шипов, А. Азаров, Л. Беленький и др. /4, с. 88/.

Что же касается исследования авторской песни и социального движения ее любителей и почитателей (КСП), то официальные работы стали возможны лишь после начала реформ и признания авторской песни как полноправной составной части отечественной культуры (П.Т. Вицаи, М.В. Каман-кина, С.П. Распутина).

Наиболее полно психолого-педагогические проблемы самодеятельных групп и объединений, входящих в систему движения авторской песни, освещаются одним из лидеров Северо-Кавказского регионального Совета КСП В.И. Ланцбергом и руководителем детского клуба г. Одессы М.Б. Кордон-ским /125/. Однако, несмотря на то, что популярный автор-исполнитель В.И. Ланцберг придает вполне определенное значение в своей педагогической деятельности авторской песне, - по его словам, создающей в малых контактных группах среду, необходимую для полноценного развитая личности ребенка, - в указанной работе не отмечаются существенные нравственно-эстетические педагогические возможности авторской песни.

Из педагогических работ, основывающихся на авторской песне, заслуживает отдельного внимания кандидатская диссертация П.Т. Вицаи «Авторская песня на занятиях по русскому языку со студентами-филологами Венгрии (на материале творчества В. Высоцкого)». В этой работе, опираясь на жанровую специфику авторской песни - приоритет художественного слова над музыкой, обостренную коммуникативность, стилистическое многообразие русской лексики, автор на основе своего спецкурса продемонстрировал возможности оптимизации учебного процесса за «чет повышения мотивации учащихся к изучению русского языка как учебной дисциплины в вузах Венгрии,

Основными предпосылками при этом выделены характерные для музыкальных занятий приемы обучения, воздействующие на аффективную сферу учащихся и особый интерес именно студенческой аудитории к творчеству В. Высоцкого, аккумулирующего основные особенности жанра авторской песни /29/.

Следует отметить, что авторская песня, благодаря значительному вкладу бардов-студентов в свое развитие, долгое время была ориентирована на любительский туризм. Как писал Ю. Визбор: "Чтобы не только аудиторный потолок, а и звездный полог почаще бы висел над студенческими головами." /138, с. 68/. Увлеченность пением у костра нашла для песни соответствующие названия: туристическая, походная, костровая, гитарная, самоходная. А наряду с преимущественно вузовскими клубами самодеятельной песни (КСП) широкое распространение получают клубы туристической песни (КТО) в системе туристско-краеведческой работы.

Педагогические функции туристических клубов рассматриваются в диссертационных исследованиях Б.Ф. Омельченко /105/, А.А. Остапца-Свешникова /107/. Однако, анализируя педагогические особенности и условия деятельности туристских клубов, указанные авторы также не отмечают весьма существенный, на наш взгляд, музыкальный аспект их деятельности.

Таким образом, наблюдается явное несоответствие между высоким нравственно-эстетическим потенциалом авторской песни и слабой разработанностью вопроса ее педагогического воздействия и применения в учебном процессе. Обнаружен, во-первых, значительный пробел в теоретической разработке воздействия авторской песни как жанра со значительным нравственно-эстетическим потенциалом, который не противоречит музыкальным интересам и вкусам молодежи, особенно студентов и в частности студентов ФНК Mill У. Во-вторых отсутствует теоретическое осмысление спонтанного педагогического опыта в рамках социального движения клубов самодеятельной песни.

Исходя из вышеизложенного, была определена проблема исследования;

Каковы педагогические условия использования авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы?

Решение этой проблемы определило цель настоящего исследования.

Недостаточная разработанность и актуальность проблемы в совокупности с целью исследования обусловили выбор его темы: "Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы".

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе, ориентированный на нравственно-эстетическое развитее будущих учителей начальной школы.

Предмет исследования: теория и методика подготовки учителя начальных классов с использованием авторской песни в нравственно-эстетическом воспитании.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что преобразующие возможности авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы будут эффективными при соблюдении следующих педагогических условий:

- единстве образовательной, развивающей и воспитательной функций применения авторской песни в учебном процессе;

- опоре на предшествующий музыкальный опыт учащихся;

- освоении учащимися учебного материала на основе сочетания эмоционально-образной выразительности авторской песни с ее несложным мелодическим и гармоническим языком;

- 14- сочетании коллективных и индивидуальных форм работы со студентами.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:

1. Раскрыть нравственно-эстетический потенциал авторской песни как ее традицию и рассмотреть педагогические предпосылки использования авторской песни в процессе нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы.

2. Проанализировать накопленный практический опыт использования авторской песни в воспитательной работе с детьми и юношеством.

3. Исследовать песенные интересы учащейся молодежи на примере студентов факультета начальных классов и выявить в них место, занимаемое авторской песней.

4. Обосновать в опытно-экспериментальной работе педагогические условия эффективности использования авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы.

Методологическую основу исследования составляют положения философии, эстетики, гуманистической педагогики о человеке как ценности общества. В работе использованы философские идеи диалога культур, определившие диалоговый метод общения при реализации учебного материала в процессе экспериментальной работы по нравственно-эстетическому воспитанию со студентами - будущими учителями начальной школы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: работы по теории педагогической деятельности (Ю.П. Азаров, Ю.К. Ба-банский, О.С. Газман, А.Е. Дмитриев, В.И. Журавлев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.); философско-эстетические работы (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Биб-лер, Ю.Б. Борев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, В.П. Шестаков и др.); исследования в области психологии (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Г. Ражников, Б.М. Теплов и др.); работы по теории и методике эстетического воспитания (Б.В. Асафьев, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.); ^ исследования по проблемам воспитания учащихся средствами музыки и работы, направленные на подготовку будущих учителей (О.А. Апраксина, Н.К. Бакланова, Е.А. Бодана, Д.Б. Кабалевский, В.И. Муцмахер, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая и др.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, архивных материалов, программ, учебников; консультации с авторами-исполнителями, журналистами, библиографами КСП, сравнительно-исторический анализ авторского музицирования, научное обобщение его нравственно-эстетического потенциала; обобщение опыта педагогической деятельности Центра авторского творчества (гитарной школы А.Н. Костромина, гитарной школы А.Р. Евстигнеева с составом учащихся студенческого возраста при использовании исследовательских позиций исследователя-наблюдателя и исследователя-участника педагогического процесса) в собственной педагогической работе; устные и письменные опросы, анкетирование, интервьюирование учащихся, студентов, преподавателей школ, педагогических колледжей, вузов, формирующий эксперимент с последующим анализом корректирующего использования авторской песни в учебном процессе.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на ФНК МИГУ, а также в кружке "Гитара и песня" Центра детского и юношеского творчества и экскурсий Южного окружного управления Московского комитета образования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1976-1990 гг.), который носил поисковый характер, был собран практический материал, послуживший основой для определения теоретических исходных позиций, общей гипотезы исследования, а также круга исследуемых вопросов. С их учетом была разработана программа нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы средствами авторской песни.

На втором этапе (1990-1995 гг.) была изучена основная философская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, была теоретически обоснована и проверена опытным путем методика использования авторской песни в процессе нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы.

На третьем этапе (1995-1996 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на определение педагогических условий использования авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания. Анализировались результаты экспериментального обучения, проводилась их математическая обработка.

На четвертом этапе (1996-1998 гг.) проведен анализ, теоретическое обобщение и систематизация материалов исследования; разработаны практические рекомендации по использованию авторской песни в качестве средства нравственно-эстетического воспитания; закончено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выборе авторской песни как возможного средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы. В работе впервые раскрыт нравственно-эстетический потенциал авторской песни как ее традиция и рассмотрены педагогические предпосылки использования в процессе нравственно-эстетического воспитания студентов факультета начальных классов. Прослежен путь развития от студенческой песни прошлого до современных организационных форм студенческого песенного творчества - клубов самодеятельной песни (КСП). Разработаны и обоснованы в опытно-экспериментальной работе педагогические условия эффективности использования авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в разработке системы педагогических приемов, форм и методов воспитательной работы, направленных на формирование нравственно-эстетической культуры учащихся. В диссертации содержится материал для учителей начальных классов, учителей музыки и других педагогических работников по организации музыкальных занятий с использованием авторской песни. Материалы исследования могут быть полезны при разработке авторских и экспериментальных программ по музыкальному воспитанию как в начальных классах, средней школе, так и в педагогических колледжах и вузах. На основе теоретических положений диссертации разработана учебная программа "Музыкальное воспитание на основе авторской песни" (автор награжден дипломом за участие в конкурсе "Педагогические инновации - 98" Южного окружного управления Московского комитета образования и Клуба учителей "Доживем до понедельника", сертификат №124).

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечена опорой на ведущие положения философской, психологической и педагогической науки о социальной деятельности человека, связи его воспитания и обучения с повседневной действительностью и практикой; методологической базой, опирающейся на исследования по проблеме нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами музыки; сочетанием количественного и качественного анализа с последующей обработкой; опытной работой.

Апробация и внедрение результатов проводилось через обсуждение материалов исследования на заседаниях кафедры эстетического и трудового воспитания младших школьников факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета, на научных сессиях по итогам научно-исследовательской работы МШ У (1993, 1994, 1998 гг.), на конференции молодых ученых и аспирантов Института развития личности РАО "Современные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика" (1997 г.), путем публикации статей в научных трудах МШ У и педагогической прессе. Результаты исследования использованы в выступлении в Российском институте повышения квалификации работников образования (1997 г.). Программа "Музыкальное воспитание на основе авторской песни" апробирована в Центре детского и юношеского туризма и экскурсий Южного окружного управления Московского комитета образования в период с 1993 по 1997 год. Результаты исследования использовались при проведении занятий со студентами факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета и учащимися Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Южного окружного управления Московского j комитета образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Авторская песня как эффективное средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы, сочетающая нравственно-эстетическую тематику с традициями музыкально-поэтического творчества и исполнительства студентов и выпускников вузов.

2. Соединение теоретических занятий с музыкальным исполнительством студентов, коллективных и индивидуальных форм в познавательной и художественной деятельности с использованием авторской песни.

-193. Нравственно-эстетическая направленность авторской песни, формирующая у студентов положительную духовно-ценностную ориентацию.

4. Коммуникативная основа межличностных отношений в процессе совместной деятельности на основе увлеченности авторской песней как средство развития профессиональных и личностных качеств будущих учителей начальной школы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Качалкин, Алексей Петрович, 1998 год

1. АП APT. Авторская песня: проблемы, события, мнения. - М.: Изд-во Апарт, 1996. - Вып. 1, с. 7.

2. Егоров В.В. Песни /Сост. Ю. Финошина.- М.: АПН, 1990, с.35

3. Ким Ю.Ч. Летучий ковер. Песни для театра и кино. М.: Союз кинематографистов СССР, 1990, с. 155.

4. Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты песен /Сост. Л. Шилов. -М.: Музыка, 1989, с. 150.5. Там же, с. 147.6. Там же, с. 162.7. Там же, с. 155.8. Там же, с. 157.

5. Среди нехоженых дорог одна моя. Сборник туристских песен /Сост. Л.П. Беленький. - М.: Профиздат, 1989, с. 391.10. Там же, с. 167.

6. Визбор Ю.И. «Сад вершин»: Сб. / Сост. Л.П. Беленький и Р.А. Шипов. М.: Прейскурантиздат, 1988, с. 19.

7. Среди нехоженых дорог одна моя, с. 105.

8. Записано с винилового диска: Д. Тухманов "По волне моей памяти". С 60-07271 2. Апрелевский завод грампластинок.

9. Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Художественная литература, 1985, Т. 1, с. 151.15. Там же, с. 355.

10. Среди нехоженых дорог одна моя, с. 388.

11. Соболева Г.Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. М.: Музыка, 1976, с. 149.18. Там же, с. 150.-9619. Личный архив Б.Б. Жукова, машинопись.

12. Соболева Г.Г. Россия в песне, с. 143.

13. Пушкин А.С. Собр. соч. Т1, с. 395.

14. Среди нехоженых дорог одна моя, с. 21.

15. Ким Ю.Ч. Летучий ковер, с. 156.

16. Якушева А.А. Если б ты знал. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1994,с. 9.

17. Но мы еще не старики, мы инженеры физики. Сборник песен. - М.: МИФИ, 1992, с. 5.

18. Записано с фонограммы концерта А. Иващенко и Г. Васильева.

19. Щербаков М.К. Вишневое варенье /Вступ. ст. Ю.Ч. Кима. М.: СП "МКС Плюс", 1990, с. 14.

20. Егоров В.В. Песни, с. 108.

21. Пушкин А.С. Собрание соч. Т. 1, с. 214.

22. Вертинский А.Н. За кулисами /Сост. Ю. Томашевский. М.: Советский фонд культуры. - 1991, с. 215.

23. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. В 2 ч. Ч. 1.-М.: С-ИНФО, Баллас, 1994, с. 220

24. Русские советские песни (1917 1977) /Сост. Н. Крюков и Я. Шведов. - М.: Художественная литература, 1977, с. 319.33. Там же, с. 434.34. Там же, с. 438.

25. Учащиеся объединены в группы без учета их музыкального развития, имеющихся музыкальных навыков.

26. Отсутствие преемственности между начальными и средними ступенями образования и в то же время должного контраста.

27. Музыкальный репертуар не всегда дается с учетом интересов подростков, их интеллектуального и эмоционального развития.

28. Разрыв между собственным музицированием подростков, которое занимает большое место в их жизни, и школьным уроком, его содержанием.

29. Подготовка будущих учителей начальной школы в области нравственно-эстетического воспитания посредством авторской песни должна определяться уровнем их специальной музыкальной подготовки .

30. Эмоциональность изложения учебного материала обеспечивается непосредственным характером воспитательного воздействия в процессе обучения в

31. Песенник пионера: к 60-летию "Артека": (Для пеняя (хоры, голос, соло) с условными букв.-цифр. обозначениями партии сопровождения) /Сост. Н.В, Землянский, Е.С. Кочегаров; (Предисл. Н. Зубакова). М.: Музыка, 1985 год.

32. Республика орлят: Песенник для детей среднего и старшего школьного возраста /Сост. Г.Струве. М; Советский композитор, 1978.

33. Путешествия, дальние странствия: "Ночная дорога" (В. Берковский -Ю. Визбор), "Домбайский вальс" (Ю. Визбор), "Люди идут по свету" (Р. Ченборисова И. Сидоров). "Пора в дорогу" (В. Ланцберг), "За туманом" (Ю. Кукин).

34. Дружба, товарищество: "Грузинская песня" (Б. Окуджава), "Друзья уходят" (В. Егоров), "Изгиб гитары желтой" (О. Митяев), "А все кончается (В. Канер).

35. Народная песня: "Во поле березка стояла", "Распрягайте хлопцы коней" (казачий вариант), "Из-за острова на стрежень".

36. Частушка: М. Дунаевский "Бабки ежки".

37. Сведения об истории жанра авторской песни, творческие портреты некоторых авторов-исполнителей. Знакомство с авторскими песнями (в исполнении диссертанта, прослушивание аудиозаписей авторов-исполнителей).

38. Вокальная работа (ансамблевая и индивидуальная).

39. Музыкально-теоретическая подготовка (элементарная теория музыки, сольфеджио).

40. Эмоциональная отзывчивость на исполнение.

41. Способность оценивать текст и мелодию в их единстве или несоответствии. Понимание художественных приемов, как поэтических, так и музыкальных. Умение дать эстетическую (художественную) оценку и определить этические (нравственные) возможности песни.

42. Знание других песен автора (авторов). Способность дать мотивированную оценку его (их) творчества. Оценка личности автора (в том числе и его определенной гражданской позиции).Средний.

43. Эмоциональная отзывчивость на исполнение.

44. Элементы анализа текста, мелодии. Попытки эстетической и этической оценки песни соответственно ее тематической направленности.

45. Некоторые сведения об авторе (авторах) при слабом знании его (их) творчества. Наличие познавательной активности.Низкий.

46. Эмоциональная отзывчивость на исполнение.

47. Неспособность к анализу и оценке.

48. Незнание автора при отсутствии познавательной активности.

49. Овладение студентами на базе элементарной теории музыки и сольфеджио практическими умениями и навыками как исполнительскими, так и методическими, необходимыми для будущей музыкальной работы с детьми.

50. Высокий 29. 05. 96 г. 16 1 68,75%

51. Средний 29. 05. 96 г. 16 10

52. Низкий 29. 05. 96 г. 16 5 31,25%контрольная группа)

53. Высокий 29. 05. 96 г. 19 1 21%

54. Средний 29. 05. 96 г. 19 3

55. Установлено, что знакомство с авторской песней в студенческие годы помогло некоторым находящимся в поле зрения диссертанта выпускникам ФНК плодотворно использовать ее в своей педагогической работе.БИБЛИОГРАФИЯ

56. Аверинцев С.С. Поэтика ранней византийской литературы. М.: Наука, 1997. - 320 с.У

57. Авторская песня /Сост. Вл.И. Новиков, М.: Олимп; ООО "Издательство Act" 1997. -512 с.

58. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. М.: ИВА, 1996. - 480 с.

59. Андреев Ю.А. Наша авторская.: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М.: Молодая гвардия, 1991. - 270 с.

60. Апраксина О.А. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе: Автореф. .д-ра пед. наук. - М., 1971.-42 с.

61. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

62. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1984. - Т. 4. - 830 с.

63. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация /Вст. статья Е.М. Орловой //Асафьев Б.В. Избр. труды, т. 5. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. - С.153-279.

64. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И., Что делать с детьми в загородном лагере. М.: Новая школа, 1994. - 224 с.

65. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

66. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М.: Издательство Московского государственного института культуры, 1994. -120 с.

67. Барды. Под звон гитар и грохот выстрелов. //Досье, приложение к "Литературной газете" 1992, №11. - 32 с.-18013. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества //Сост. С.Г. Бочаров. -2-изд. М.: Искусство. 1986. - 444 с.

68. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. М.: Музыка, 1974. - 302 с.

69. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. (Техника профессионального поведения). М.: Народное образование, 1994. -144 с.

70. Белянина М.В. Формирование коммуникативных умений у студентов факультетов начальных классов педвузов средствами иностранного языка. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. -16 с.

71. Бердяев Н.А. Самопознание. /Сост. и вступ.ст.А.А. Ермичева. Л.: Лениздат, 1991.-398 с.

72. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. -М.: Прогресс, 1991. 176 с.

73. Бодйна Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации. Дис. док. пед. наук. - М., 1992. - 420 с.

74. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

75. Брылин Б.А. Воспитание музыкально-эстетического вкуса старшеклассников в вокально-инструментальном ансамбле. Автореф. дис. канд. пед„наук. М., 1978. - 16 с.

76. Васильев Г.Л., Иващенко А.И. Как мы работаем вместе. //Возьмемся за руки, друзья? . Рассказы об авторской песне. /Автор-составитель Л.П. Беленький. М.: Молодая гвардия, 1990. - С. 383 - 391

77. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.2 -3. М.: Музыка, 1978. 368 с.

78. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит! М.: Просвещение, 1990. - 96 с.

79. Вертинский А.Н. За кулисами. /Сост. Ю. Томашевский/ М.: Советский фонд культуры. - 1991. - 304 с.

80. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. //В сб. Восприятие музыки. М., 1980. С. 229-243.

81. Вицаи П.Т. Авторская песня на занятиях по русскому языку со студентами-филологами Венгрии (на материале творчества В. Высоцкого). Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. -15 с.

82. Воспитание музыкой /Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991. - 204 с.

83. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.572с.

84. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.

85. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе //Современная школа: Проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Ч. I. - М., 1993. - С. 18 - 20.

86. Газман О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости //Б.З.Вульфов, В.Д. Иванов Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточ- *никах: Учебное пособие. -М.: Изд-во УРАО, 1997. С. 113-118.

87. Галактионов И.В., Дашкевич О.В., Виленский М.Я. Личностный компонент механизма психической регуляции творческих аспектов учебной деятельности студентов педвуза // Научные труды Mill У им. В.й. Ленина. -М.: Прометей, 1997. С. 129 -141.

88. Гершкович А.А. Владимир Высоцкий. М.: Улисс. Театральная жизнь. 1993. -204 с.

89. Гладков А.К. Мейерхольд: В 2-х т. Т. 2. М.: Союз театр, деятелей РСФСР, 1990. - 473 с.

90. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: изд. Моск. университета, 1987. - 174 с.

91. Гончарук А.Ю. Художественное воспитание школьников средствами искусств. //Программа специального курса для студентов-педагогов гуманитарных факультетов. М.: МПГУ, 1992. - 70 с.

92. Горлова Т.А. Воспитательные возможности педагогических классов по формированию качеств педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. -17 с.

93. Городницкий A.M. И вблизи и вдали. М.: Полигран, 1991. - 496 с.

94. Городницкий А.М. Только автор и слушатель //АП APT. М, 1996. -Вып. З.-С. 10-13.

95. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 156 с.

96. Гуревич A.M. Романтизм в русской литературе. М.: Просвещение, 1980. - 104 с.

97. Гуревич Е.Л. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях от средневековья к 21 столетию. М.: Музыка, 1991. - 76 с.

98. Гусев В.Е. Виды современного фольклора славянских народов //Доклад на 6 международном съезде славистов (Прага, 1968 г.) М.: Наука, 1968.-С. 313-314.

99. Гусев В.Е. Поэты и их песни. //Русские песни и романсы. М., 1989. -С. 3-16.

100. Даниленко О.И. Здоровье души и поэзия. С-Пб.: Стройпечать, 1996. - 208 с.-18349. Дмитриев А.Е., Львов М.Р. Концепция подготовки учителя начальных классов //Начальная школа. 1990. №7, С. 64-68.

101. Дуганова Л.П. Вокально-хоровой практикум в курсовой подготовке педагогических кадров по музыке: Методические рекомендации. М.: Центральный институт усовершенствования учителей MHO РСФСР, 1990. -104 с.

102. Дулов А. А. Все мы из вольной культуры //Круг друзей. Всероссийская газета авторской песни. 1996. №1, с. 3.

103. Жуков Б.Б. Мы живы, покуда поем. //Столица. 1994. №42 (204). С. 54 55.

104. Жуков Б.Б. Школьники слушают бардов //Круг друзей. 1996. №2 Всероссийская газета авторской песни. С. 9.

105. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.-176 с.

106. Заклинание Добра и Зла: Александр Галич о его творчестве, жизни и судьбе. /Сост., автор предисловия Н.Г. Крейтнер - М.: Прогресс, 1991. -576 с.

107. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

108. Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2 т. //Сост. В.П. Хлестаков. М.: Искусство, 1973. - Т. 2. - 368 с.

109. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. - 334 с.-18461. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

110. Кадцын JI.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учебное пособие для студ-тов негуманитар, вузов. М.: Высшая школа, 1990. - 302 с.

111. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений -М.: Политиздат. 1988. 315 с.

112. Как это делалось. Стенограмма обсуждения спектакля "Владимир Высоцкий" в 1981 году //Юность, №11,1988. С. 79-82.

113. Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. М.: Педагогика, 1990. - 368 с.

114. Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 1950-70-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра). Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1989. - 24 с.

115. Кон И.С. Социалогия личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

116. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.255 с.

117. Концепция воспитания учащейся молодежи. НИИ теории и истории педагогики. //"Советская педагогика", №3. 4.1992. С. 11 -19.

118. Круг друзей. Всероссийская газета авторской песни. 1996. - №1. -24 е.; № 2. - 24 с.

119. КСП: события и документы. Информационно-библиографический обзор, (по материалам архива МГЦ АП), сост. Соколов Д.П., М.: МП "Авторская песня", вып. 126-129, 1992. - 50 с.

120. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

121. Лесскис Г.А. Пушкинский путь в русской литературе. М.: Худ. литература. 1993. - 526 с.

122. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

123. Лихачев Б.Т. Цели воспитания личности //Сов. педагогика. 1991. -№4. - С. 65-68.

124. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 296 с.

125. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - 364 с.

126. Лосев А.Ф. История античной эстетики: В 7 т. М.: Искусство, 1969. -1988.-Т. 7.

127. Македон И.И. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1996. -18 с.

128. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М.: Прометей. 1993. - 176 с.

129. Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном вузе. //Учебно-методическое пособие -М., 1993. 74 с.

130. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 256 с.

131. Мирзаян А.З. Вначале была песня //АП APT. Авторская песня: проблемы, события, мнения. М.: Изд-во Апарт. - 1996. - Вып. 1. - С. 2-4.

132. Михайлов Ф.Т. Что скрывает разум под словом "воспитание"? // Вестник высшей школы. 1989. - №10. - С. 23-27.

133. Михалев И.П. Выбранные места из разговоров с друзьями. М.: Прейскурантиздат, 1990. - 223 с.

134. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М., 1984.-111 с.

135. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. М., 1994. - 184 с.

136. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождение //Сост. В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1966. - 574 с.

137. Музыкальное воспитание в Венгрии //Сост. Л.А. Баренбойм. М.: Сов. композитор, 1983. - 400 с.

138. Музыкальное воспитание в современном мире /Материалы 9 конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). М.: Советский композитор, 1973. 416 с.

139. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1989. - 32 с.

140. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 382 с.

141. Наши фестивали. Оргкомитет 3 всесоюзного фестиваля авторской песни. М.: Прейскурантиздат, 1990. - 63 с.

142. Нефедов В.В. Формирование культуры досуга городской молодежи.Дис.канд. фил. наук. М., 1992. - 235 с.

143. Неформальная Россия: о "неформальных" политизированных движениях и группах РСФСР (опыт справочника) /Сост., авт. вступ. ст. и науч. ред. В. Березовский, Н. Кротов. М.: Мол. гвардия, 1990, С. 265 - 271.

144. Никитин С.Я. Времена не выбирают: Сборник песен /Сост. В. Романовой. М.: Аргус, 1994. - 304 с.

145. Новиков A.M. Как работать над диссертацией. М.: ЦПК и ПРНО МО, 1996.- 112 с.

146. Новичкова Н.М. Проблемное обучение как средство гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. 23 с.

147. Но мы еще не старики, мы инженеры-физики. Сборник песен. М.: МИФИ, 1992. - 191 с.

148. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991.

149. Омельченко Б.Ф. Педагогические особенности и условия деятельности туристских клубов как общественных учреждений досуга. Автореф. дис. канд. пед. наук Л., 1985. - 17 с.

150. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М.: Музыка. - 1984. - 302 с.

151. Остапец-Свешников А.А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы. Автореф. дис. д-р пед. наук. М., 1989.-32 с.

152. Песни Булата Окуджавы //Сост. Вст. ст. Л.А. Шилов. М.: Музыка, 1989. - 223 с.

153. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени: Автореф. дис.д-ра пед. наук. -М., 1991.-32 с.

154. Писарский П.С., Собкин B.C. Ценностные ориентации учащихся выпускных классов общеобразовательных школ в области искусства //Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. Сост. А.В. Ахутин,B.C. Собкин. М., 1996. - С. 250-257.

155. Пойте песни "Океана": Сборник песен /Сост. и вст. ст. В. Ковальский. Владивосток: Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ "Океан".C. 2-3.

156. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие. //Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 244 - 255.

157. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. Музыкальный фольклор, 1-4 классы (сост. к.п.н. Л.Л. Куприянова, канд. искусств. Л.В. Шамина). М.: Просвещение, 1992. - 15 с.

158. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 4-7 классы. М.: Просвещение, 1983. - 173 с.

159. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. - 141 с.

160. Распутина С.П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960 -1980-х годов: Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1997. - 16 с.

161. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. - 255 с.

162. Розовский М.Г. Новый Высоцкий //Все не так. Антология /Сост. А.Б. Базилевский, Днепропетровск: Облполиграфиздат, 1990, С. 1,8-10.

163. Русское народное поэтическое творчество. /Под редакцией проф. А.М. Новиковой и проф. А.В. Кокорева. М.: Высшая школа, 1969. - 519 с.

164. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. (Под редакцией А.М. Новиковой). М.: Высшая школа, 1971. -495 с.

165. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. (Под редакцией А.М. Новиковой) М.: Высшая школа, 1987. - 511 с.

166. Русский советский фольклор. Антология /Сост. и авт. примеч. Л.В. Домановский и др. Предисл. Б.Н. Путилова. Вступит, статья Л.В. Доманов-ского. Л.: Наука, 1967. - С. 3 - 39.

167. Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала 20 века //Русская музыка на рубеже 20 века. -М.-Л.: Музыка, 1966. С. 65 -110.

168. Ручьевская Е.А. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации //Поэзия и музыка. Сборник статей и исследований М.: Музыка, 1973. С. 137 - 185.

169. Сборник рекомендаций по вопросам социальной психологии неформальных объединений по интересам (из опыта работы руководителя ком-мунарского клуба Туапсинского района В.И. Ланцберга) Краснодар, 1988. -69 с.

170. Сверим наши песни: Сборник хороших песен /Ред. текстов М. Воздвиженская, ред. аккордов Д. Рогаткин. Петрозаводск.: Союз скаутов "Товарищ" Дворца творчества детей и юношества, 1995.

171. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Учебное пособие для пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит." М.: Высш. шк., 1988. - 207 с.

172. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М., 1982.-С. 14-28.

173. Сластенин В.А. Технологический контекст профессионально-педаго-гической культуры //Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1997. - С. 3 - 5.

174. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.: Учпедгиз, 1941. - 559 с.

175. Соловков И.А., Болотина JI.P. Педагогическая практика на факультете начальных классов. М.: МАИ У, Владос, 1994. - 77 с.

176. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975. - 202 с.

177. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968. -101 с.

178. Социальная психология личности /Е.В. Шорохова, А.А. Бодалев, М.й. Бобнева и др. /Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. М.: Наука. -1979. - 334 с.

179. Спасибенко С.Г. Эстетическое воспитание будущего специалиста: //Гуманизация политической и профессиональной культуры будущих специалистов: Сб. научных трудов МХТИ. М., 1991. - С. 144-168.

180. Среди нехоженых дорог одна моя. Сборник туристских песен. //Сост. предисловия к разделам и комментарии Л.П. Беленького. - М.: Про-физдат, 1989. - С. 5-21, 68-70,146-148,212-214, 268-270, 328- 330, 378-380.

181. Старатель. Еще о Высоцком: Сборник воспоминаний //Сост. А. Крылов, Ю. Тырин. М.: МГЦ АП, Аргус, 1994. - 400 с.

182. Таллин Е.Н. Воспитание музыкального художественного вкуса у старшеклассников на факультативных занятиях и во внеклассной работе по музыке. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. -16 с.

183. Тартарашвили Т.А. Подготовка интеллектуальной элиты в США //Вестник высшей школы. -1989. №1. - С. 85 - 91; №2. - С. 88 - 92.

184. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика. - 1985. -Т.1.-328 с.

185. Тильман И.Н. Теория и методика изучения развития детей и условий их воспитания в отечественной педологии (20-30 гг.). Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 20 с.

186. Устинов Ю.М. Наивная педагогика. Одесса: Версия. -1994. - 46 с.

187. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Собр. соч.: В 11-ти т. - М.-Л., 1948 - 1951. Т. 2.

188. Фрадкин Ф.А. Научная школа С.Т. Шацкого. //Шацкий С.Т. Избранные пед. соч. в 2-х томах. Т. 2. - М.: Просвещение, 1980. - С. 361 - 373.

189. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение. - 1981. - 528 с.

190. Цукер А.М. И рок, и симфония. М.: Композитор, 1993. - 304 с.

191. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., - 1978. - 28 с.

192. Чередниченко Т.В. Эра пустяков, или как мы наконец пришли к легкой музыке и куда, возможно, пойдем дальше. // Новый мир. 1992. -№10.-С. 222-231.

193. Черепанин М.В. Советская песня в формировании нравственно-эстетического отношения младших школьников к действительности. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. - 15 с.

194. Шацкая В.Н. Идейное воспитание средствами музыкального искусства и воспитание художественного вкуса в советской школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1947. - 18 с.

195. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.-192154. Шацкая В.Н. Художественное воспитание советского школьника. Сб. статей и материалов. М., 1947.

196. Шацкая В.Н. Этапы новой школы. М., 1923.

197. Шацкий С.Т. Работа для будущего: Докум. повествование: Кн. для учителя /Сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин; Ав. вступ. ст. М.Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1989. 222 с.

198. Шилов JI.A. Поэт и певец. //Песни Булата Окуджавы. М.: Музыка, 1989. - С. 5-13.

199. Шипов Р.А. Стихи, что с музыкой слились (авторская песня в периодической печати). //Библиография, 1993, №2 (258) М.: Книжная палата, 1993.-С. 51-66.

200. Щербакова Т.А. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. М.: Музыка, 1984. - 176 с.

201. Эстетическое воспитание школьников. //Под ред. А.И. Бурова и Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика. - 1974. - 303 с.

202. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики //Под ред. М.Д. Таборидзе. М.: Педагогика. - 1989. -104 с.

203. Эстетическое воспитание школьной молодежи //Под ред. Б.Т. Лихачева, Т. Зальмона. М.: Педагогика. - 1981. - 272 с.

204. Якушева А.А. Если б ты знал. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1994. -157 с.

205. Якушева А.А. Песня большая и малая. //"Молодой коммунист". -1966, №1.- С. 108-110.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.