Автобиографический дискурс в литературе Древней Руси XI-XIII веков: жития, поучения, послания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Сарин, Евгений Игоревич

  • Сарин, Евгений Игоревич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Брянск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 206
Сарин, Евгений Игоревич. Автобиографический дискурс в литературе Древней Руси XI-XIII веков: жития, поучения, послания: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Брянск. 2014. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сарин, Евгений Игоревич

Содержание

Введение

Глава 1. Генезис автобиографизма в древнерусских житиях XI-

ХШвв

§ 1. Автобиографический дискурс в переводных древнерусских

житиях

§ 2. Псевдоавтобиографическое повествование в Повести об Акире

Премудром

§ 3. Зарождение автобиографического дискурса в оригинальных

древнерусских житияхХЬХШ вв

Глава 2. Автобиографическое начало в памятниках учительной

традиции: поучение и послание

§ 1. Автобиографизм в переводных и оригинальных поучениях

«Огласительные» поучения Феод opa Студита

Поучения Феодосия Печерскогс»

Поучение Иоанна Новгородского

Поучение к духовному чаду Георгия Зарубского

§ 2. Реализация автобиографического потенциала в древнерусском

послании XI-XIII вв

Послания Феодосия Печерского

Послание митрополита Иоанна II антипапе Клименту III

Послание митрополита Никифора князю Владимиру Мономаху ..117 Послание митрополита Климента Смолятича пресвитеру Фоме

Ростовскому

Глава 3. Взаимодействие разновидностей автобиографического

дискурса в сложных жанровых образованиях

§ 1. Специфика автобиографического дискурса в Поучении Владимира Мономаха

§2. Реализация автобиографического начала в Посланиях Симона и

Поликарпа в составе Киево-Печерского патерика

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Автобиографический дискурс в литературе Древней Руси XI-XIII веков: жития, поучения, послания»

Введение

Автобиографизм в древнерусской литературе в настоящее время является одной из самых обсуждаемых научных проблем. До сих пор отсутствуют четко обозначенные критерии автобиографичности средневековой русской книжности, не выработано единого мнения о времени возникновения автобиографии как жанра.

Существует точка зрения, высказанная еще Д.С. Лихачевым, что «литературный этикет» способствовал приглушению авторского начала в средневековой книжности и функционированию жанрового образа автора, в котором черты конкретной личности автора выражались достаточно скупо.1 Автор проявлялся в традиционной топике, характерной для конкретного жанра или для литературы в целом. В то же время нельзя отрицать и наличия индивидуального авторского начала, индивидуальных особенностей стиля, индивидуального авторского самосознания, к исследованию которых в последнее время все чаще обращается литературоведческая медиевистика.2

В то же время совершенно очевидно существование в древнерусской литературе большого числа произведений, в которых так или иначе

1 См.: Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.,1979. С.69.

2 См., например: Авласович С.М. Литературный стиль Епифания Премудрого. Автореферат диссертации ... кандидата филол.наук. - Омск,2007; Дудко А.П. Мемуарно-автобиографическое начало в исторических повестях начала XVII века о Смуте. Диссертация ... кандидата филол.наук. - Орел, 2013; Ельникова O.E. Публицистичность литературы Киевской Руси: тексты, авторы, аудитория. Автореферат диссертации ... кандидата филол.наук. - Воронеж,2009; Иванайнен О.В. «Азъ» летописца в «Повести временных лет», его варианты и способы выражения. Автореферат диссертации ... кандидата филол.наук. - Орел, 2010; Конявская Е.Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI - середина XV в.). - М., 2000; Копосов Д.Р. Варьирование языковых средств в текстах церковно-книжных жанров Древней Руси: текстовые особенности слов-поучений Серапи-она, епископа Владимирского (XIII век). Автореферат диссертации ... кандидата филол.наук. - Казань, 1999; Никищенкова Г.В. Послания и поучения Феодосия Печерского. Автореферат диссертации ... кандидата филол.наук. - Орел, 2010; Севастьянова С.К. Литературно-публицистическое наследие патриарха Никона: принципы работы автора середины - второй половины XVII века. Автореферат диссертации ... доктора филол.наук. -Новосибирск,2009 и пр.

отражаются конкретные события из жизни их авторов. Как правило, эти детали, имеющие автобиографический характер рассматриваются в качестве «элементов реалистичности»1, которые создают «иллюзию достоверности» при помощи ссылки на «самовидца» тех или иных событий.

Следует отличать понятие «автобиографизма» (или «автобиографического начала») от представлений о жанре «автобиографии». Автобиография как жанр, по мнению А.Н. Робинсона (1958) и Н.К. Гудзия (1966), сложилась к концу XVII века (Житие протопопа Аввакума, Житие инока Епифания), предпосылкой чего стал кризис религиозного мышления, характерный для этого времени. Н.К. Гудзий отмечал: «Старая русская литература до Аввакума ничего похожего на это не знала. Старый книжник воспитывался в пренебрежении к своей личности; он счел бы кощунственной гордыней писать свое собственное «житие» и собственную личность делать центром внимания и назидания. Если до Аввакума мы порой встречаемся с рассказом писателя о самом себе, как это мы видим, например, в "Поучении Владимира Мономаха", в "Молении Даниила Заточника", в старинных путешествиях, то во всех этих случаях автобиографический момент составляет с одной стороны лишь аксессуар, а не самодовлеющую задачу...»3 В.Е. Гусев категорически отрицал существование в древнерусской литературе «собственно автобиографии как самостоятельного литературного жанра сомнительно».4

1 Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - M.,JI., 1958. С.173.

2 Робинсон А.Н. Житие Епифания как памятник дидактической автобиографии // Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН. - М.,Л., T.XV. 1958. С.203-224; Гудзий Н.К. История древней русской литературы. - М.,1966. С.445. См. также: Робинсон А.Н. О художественных принципах автобиографического повествования у Аввакума и Епифания // Славянская филология. 1958. №2. С.245-272; Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты. - М., 1963.

3 Гудзий Н.К. Протопоп Аввакум как писатель и как культурно-историческое явление // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. - М.: Academia, 1934. - С.27-28.

4 Гусев В.Е. О жанре Жития протопопа Аввакума // Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН. - М.,л!,1958. T.XV. С. 196.

Все произведения, появившиеся ранее второй половины XVII века, рассматривались лишь как «провозвестники» жанра автобиографии. Так, М.Б. Плюханова во вступительной статье к изданию старообрядческой прозы (1989) пишет, что «ученым, ищущим истоки пустозерского автобиографизма, удается найти лишь несколько маловыразительных случаев повествования от первого лица».1 Е.В. Крушельницкая в исследовании древнерусского жития в соотношении с автобиографией (1996) указывает: «Неизученными остаются... формы существования автобиографического повествования в древнерусской литературе, а сама проблема автобиографизма рассматривается преимущественно только в связи с исследованием творчества Аввакума и Епифания». Впрочем, исследовательница склоняется к тому, что автобиографическая традиция в древнерусской литературе может быть обнаружена.

Обращает на себя внимание термин «автобиографическое повествование», которым пользуются некоторые современные медиевисты,

г

избегая жанрового определения «автобиография». Как показывает работа A.M. Ранчина, посвященная анализу агиографических произведений, в которых «содержится автобиографический пласт» - рассказ Лазаря Муромского (конец XIV века), духовные завещания Ефросина Псковского (XV век) и Герасима Болдинского (до 1554 г.), Повесть Мартирия Зеленецкого (1570-1596 гг.), а также Сказание Елеазара Анзерского (16361656 гг.), Жития Аввакума (1672-1675 гг.) и Епифания (1667-1671 гг. -первая часть, 1673-1675 гг. - вторая часть), эти произведения тесно связаны с традиционными жанрами видения, чуда, патерикового рассказа, рассказа об основании монастыря, жития. Как видим, Е.В. Крушельницкая

1 Плюханова М.Б. Предисловие // Пустозерская проза: Протопоп Аввакум. Инок Епифаний. Поп Лазарь. Дьякон Федор. - М., 1989. С. 28.

2 Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. - СПб., 1996. С.З.

3 Ранчин A.M. Автобиографические повествования в русской литературе второй половины XVI - XVII вв. (Повесть Мартирия Зеленецкого, Записка Елеазара Анзерского,

и A.M. Ранчин отодвигают время начала формирования автобиографизма в древнерусской литературе к XV веку.

Иную точку зрения на процесс формирования жанра автобиографии высказывают ученые, которые в той или иной мере опираются на положение С. Зеньковского о существовании автобиографического начала в древнерусской литературе практически с начала ее формирования: «русская автобиография развивалась медленно, но непрерывно... Первые автобиографические мотивы выступили в традиции, соответствующей житийной литературе, одновременно с... Поучением Владимира Мономаха, первым светским произведением с автобиографическими элементами.<...>в поздний московский период автобиографический жанр уже имел прочные корни».1 В других статьях С. Зеньковский пишет, что автобиография как жанр существует на Руси уже в XV веке. Несомненна заслуга американского слависта в попытке представить древнерусскую автобиографическую традицию с учетом наиболее ранних ее образцов, однако его критики совершенно справедливо указывали на недостаточное знакомство исследователя с конкретными памятниками.3

Более ранний характер возникновения автобиографизма и собственно жанра автобиографии доказывала Т.Н. Копреева в работе, посвященной Поучению Владимира Мономаха. Указывая на длительный и постепенный процесс складывания жанра в автобиографии в русской литературе, исследовательница отмечала: «Автобиографизм очень рано находит свое место в системе письменных жанров древней Руси...», выступая

Жития Аввакума и Епифания): Проблема жанра // Ранчин A.M. Статьи о древнерусской литературе. - М., 1999. С. 158-177.

'Zenkovsky S.A. Der Mônch Epifanij und die Entstehung der altrussichen Autobiographie // Die Welt der Slaven.l. 1956. Heft 3. S. 276-292.

2Cm.: Zenkovsky S.A. The Old Believer Awakum: His Role in Russian Literature // Indiana Slavic Studies. 1. 1956. P. 8; Zenkovsky S.A. The Confession of Epiphany a Moscovite Visionary // Studies in Russian and Polish Literature in Honour of Waclaw Lednicki. - Graven-hage, 1962. P. 65.

3 См.: Крушельницкая E.B. Автобиография и житие в древнерусской литературе.

С.165.

самостоятельно в жанрах деловой письменности и документируя повествование. В то же время «наличие автобиографических материалов, рассеянных в произведениях разных жанров, не превращает их в автобиографию». Автобиография как жанр формируется лишь тогда, когда автор-рассказчик «становится из свидетеля главным действующим лицом повествования, героем, вокруг которого последнее строится».1

Идею существования автобиографического начала в древнерусской литературе с начала ее возникновения и до конца XVII века доказывает Е.Г. Июльская в диссертационном исследовании «Автобиографическое начало в литературе Древней Руси. Истоки, специфика, эволюция» (2002). Ею предложена периодизация развития автобиографического начала, включающая три этапа: 1-й - XI-XV вв.; 2-й - XVI век; 3-й - XVII век. На первом этапе «в произведениях попутно с какой-то темой возникает рассказ о себе», в дальнейшем «выделились более четкие признаки автобиографизма: документальность, наличие адресата, объяснение внутреннего неустройства бытовыми или социально-историческими событиями; центром произведения становится личность автора».2 Генезис древнерусского автобиографизма Е.Г. Июльская связывает с традициями античной и средневековой европейской автобиографии (глава первая). Несомненным достоинством работы является обращение к значительному числу текстов, которые относятся к разным периодам существования древнерусской литературы. Делается попытка создать два вида классификаций автобиографического повествования, характерных для древнерусской книжности. Первая из них соотносится с жанрами и включает следующие «типы» автобиографизма: летописный, житийный, автобиографизм посланий, хожений и литературно-исторических сочинений. Вторая классификация представлена дидактическим,

1 Копреева Т.Н. О жанре «Поучения» Владимира Мономаха // Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН. - Л.,1971. Т.ХХУП. С.104.

2 Июльская Е.Г. Автобиографическое начало в литературе Древней Руси. Истоки, специфика, эволюция. Диссертация ... кандидата филол.наук. -М., 2002. С.72.

идеализирующим, этикетным и физиологическим типами автобиографического повествования.1 К сожалению, теоретические построения исследователя предваряют конкретный анализ. Несмотря на достаточно обширный материал, избранный для анализа в диссертации, теоретические положения не всегда находят конкретное практическое подтверждение и обоснование, а объем диссертации, очевидно, не позволил провести глубокий анализ автобиографизма во всех обозначенных жанрах, что привело к некоторой фрагментарности изложения.

С. Зеньковский предложил источники, которые повлияли на формирование древнерусского автобиографического жанра - завещание и монастырский устав, а также автобиографические рассказы о житии.2 В работах отечественных исследователей мы находим развернутое обоснование сходных точек зрения. Так, А.Н. Робинсон, вслед за С.Зеньковским, проанализировал элементы автобиографического повествования в памятниках пустозерской агиографии.3 Н.В. Понырко видит в Житии Аввакума проявление традиции древнерусских духовных завещаний.4 Автобиографический характер усматривают также в поучениях, предисловиях к книгам, хожениях, посланиях, молениях, челобитных, письмах духовенства и пр. Как правило, при анализе подобных сочинений лично-памятные факты и обстоятельства используются для датировки и атрибуции текста. К развернутому анализу типов автобиографизма, приемов и способов его введения исследователи обращаются весьма редко.

Исключение составляет новейшая диссертация А.П. Дудко

'Там же. С.64-71.

2 Zenkovsky S.A. Der Mönch Epifanij und die Entstehung der altrussichen Autobiographie. S. 288.

3 Робинсон А.Н. Житие Епифания как памятник дидактической автобиографии. С.203-224.

4 Понырко Н.В. Житие Аввакума как духовное завещание // Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН. - М., Л., 1985. T.XXXIX. С.379-387.

«Мемуарно-автобиографическое начало в исторических повестях начала XVII века о Смуте» (2014). С точки зрения исследователя, «приемы представления мемуарно-автобиографического начала в тексте художественного произведения сформировались еще в начале XVII века, что нашло отражение на страницах исторических повестей о Смуте».1 В качестве основных «признаков автобиографизма» в работе рассматриваются приемы хроникального построения повествования, объективированности повествования, исторической ретроспективной аналогии, а также «способы выражения автобиографического начала -самооправдание, умолчание, исповедальность, особенности авторской модальности».2

Таким образом, можно сделать вывод о том, что степень разработанности проблемы возникновения и развития автобиографического начала в древнерусской литературе Х1-ХШ вв. не может быть оценена как достаточная. Автобиографизм применительно к сочинениям данного периода рассматривается по преимуществу на материале Поучения Владимира Мономаха, отчасти - Моления Даниила Заточника и Хожения игумена Даниила. Жанры жития, послания и поучения, обладающие автобиографическим потенциалом, к рассмотрению не привлекаются.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена недостаточной изученностью процесса формирования и развития автобиографизма в древнерусской книжности Х1-ХШ веков, а также интенсивностью обращения отечественных специалистов в области филологической медиевистики к научному рассмотрению дискуссионных вопросов становления мемуарно-автобиографических жанров в средневековой русской словесности.

1 Дудко А.П. Мемуарно-автобиографическое начало в исторических повестях начала XVII века о Смуте. Диссертация ... кандидата филол.наук. - Орел, 2013. С.21.

2 Там же. С.23-24.

Цель работы состоит в анализе генезиса автобиографического

дискурса в древнерусской литературе Х1-ХШ веков на материале житий,

поучений и посланий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

— исследование жанровых разновидностей автобиографического дискурса, реализованных в переводных житиях, поучениях и посланиях, бытовавших на Руси в Х1-ХШ веках;

— рассмотрение специфики воплощения автобиографического дискурса в оригинальных древнерусских житиях рассматриваемого периода;

— исследование приемов реализации автобиографического дискурса в древнерусских поучениях и посланиях;

— определение своеобразия функционирования автобиографического начала в сложных жанровых образованиях в древнерусской литературе Х1-ХШ веков.

Материалом данного исследования служат следующие сочинения:

— Житие Епифания Кипрского и примыкающие к нему Послание Поливия Савину, Послание Савина Поливию,

— Житие Нифонта Костанцского,

— Сказание о Макарии Римском,

— Житие Марии Египетской,

— Житие Андрея Юродивого,

— Повесть об Акире Премудром,

— Житие Саввы Освященного,

— Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печер-ского,

— Житие Авраамия Смоленского,

— «огласительные» поучение Феодора Студита,

— поучения и послания Феодосия Печерского,

— Поучение Иоанна Новгородского,

— Поучение к духовному чаду Георгия Зарубского,

— Послание митрополита Иоанна II к антипапе Клименту III,

— послания митрополита Никифора князю Владимиру Мономаху,

— Послание Климента Смолятича пресвитеру Фоме,

— Послание черноризца Иакова князю Дмитрию Борисовичу Ростовскому,

— Поучение Владимира Мономаха,

— Послания Симона и Поликарпа в составе Киево-Печерского патерика.

Объект исследования - автобиографический дискурс в агиографических, эпистолярных и гомилетических памятниках ранней русской средневековой литературы.

Предметом исследования является специфика автобиографического дискурса в сочинениях разных жанров (жития, поучения, послания) древнерусской литературы XI-XIII веков.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного сочинения составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные как проблеме развития автобиографизма в русской литературе в целом (A.B. Антюхов, Г.Е. Гюбиева, Г.Г. Елизаветина, П.П. Пекарский, А.Г. Тартаковский и др.), так и вопросам проявления автобиографического начала в древнерусской литературе (В.Е. Гусев, A.C. Демин, Н.С. Демкова, С. Зеньковский, Е.Г. Июльская, Е.В. Крушельницкая, А.Н. Робинсон и др.), а также научные работы, рассматривающие общие и частные вопросы изучения древнерусской литературы и отдельных произведений (В.П. Адрианова-Перетц, М.В. Антонова, А.Я. Гуревич, И.П. Еремин, О.В. Ключевский, E.JI. Конявская, В.В. Кусков, Д.С. Лихачев, A.C. Орлов, О.В. Панченко, Г. Подскальски, Н.В. Понырко, В.Н. Топоров и др.). В работе использованы историко-литературный, сравнительно-типологический и историко-генетический методы исследования.

Научная новизна. В настоящей диссертационной работе впервые применяется дискурсивная методика для анализа автобиографизма корпуса перечисленных выше древнерусских житий, посланий и поучений.

12

Доказано, что эпистолярная, проповедническая и агиографическая разновидности автобиографического дискурса возникают на ранних этапах существования средневековой русской литературы, что вносит коррективы в построение истории развития автобиографизма в отечественной словесности.

Теоретическая значимость. Теоретическое понятие автобиографического дискурса впервые применяется при анализе памятников древнерусской литературы. Если традиционно под автобиографизмом (или автобиографическим началом) понимается наличие в художественном произведении в той или иной форме элементов биографии автора, то автобиографический дискурс представляет собой систему разного рода высказываний автора о себе (автобиографическая информация, лично-памятные замечания и детали, жизнеописательные эпизоды и пр.). Кроме того, в настоящей работе введено категориальное понятие автобиографической ситуации, наличие которой является определяющим фактором для формирования жанровых разновидностей автобиографического дискурса.

Положения, выносимые на защиту.

1. В процессе трансплантации средневековой христианской (православной) литературы на русскую почву национальная книжность получает модели автобиографического дискурса в их жанровых разновидностях, которые определяются автобиографической ситуацией, специфичной для агиографии, эпистолографии и гомилетики.

2. Агиографическая разновидность автобиографического дискурса представлена в переводных житиях как автобиографизм агиографа (через определение побудительных мотивов составления произведения, способов получения информации о герое и лично-памятные детали) и автобиографизм персонажа (через его «самопрезентацию» в форме диалога и «рассказа в рассказе»). В оригинальных житиях (Чтении о Борисе и Глебе, Житии Феодосия Печерского и Житии Авраамия Смоленского)

13

практически реализован лишь автобиографизм автора, автобиографизм персонажа представлен незначительно.

3. В основе проповеднической разновидности автобиографического дискурса лежит ситуация проповедания, базирующаяся на реальной коммуникации учителя и ученика, пастыря и пасомого, которая отразилась в образцах переводных проповедей и поучений и была воспринята древнерусскими книжниками. Данная ситуация в поучениях Феодосия Печерского, Иоанна Новгородского и Георгия Зарубского способствует включению в тексты не только лично-памятных эпизодов и автобиографических фактов, но и зачастую соединяется с лирическими переживаниями и интимно-личным отношением к слушателю или читателю.

4. Ситуация эпистолярного общения обусловливает формирование эпистолярной разновидности автобиографического дискурса, что отражено уже в апостольских посланиях. В посланиях Феодосия Печерского, митрополита Иоанна II, Климента Смолятича, митрополита Никифора, черноризца Иакова автобиографизм реализуется преимущественно как воспроизведение реальной ситуации письменного общения корреспондентов, указания на автобиографические детали, реальные взаимоотношения между участниками общения, а также за счет наполнения традиционных речевых клише реальным автобиографическим содержанием.

5. В сложных жанровых образованиях, к которых относятся Поучение Владимира Мономаха и сочинения Симона и Поликарпа в составе Киево-Печерского патерика, происходит соединение нескольких жанрово обусловленных разновидностей автобиографического дискурса -проповеднической, эпистолярной и агиографической.

Практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения автобиографизма в средневековой русской литературе, а также в практике вузовского

14

преподавания курса истории русской литературы, в специальных курсах и семинарах.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались в виде докладов на научных конференциях: «Кусковские чтения - 2012» (Орел, 10-13 октября 2012 г.), «Православный ученый в современном мире» (Воронеж, 4-6 октября 2013 г.), «Преподобный Сергий Радонежский и христианский патриотизм. История и современность» (Орел, 21 мая 2014 года), «Клушинские чтения - 2014» (Орел, 24-25 мая 2014г.).

По теме диссертации опубликовано 6 статей, в том числе 4 - в рецензируемых журналах, аккредитованных ВАК Министерства науки и образования РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы.

Глава 1. Генезис автобиографизма в древнерусских житиях Х1-ХШвв.

§ 1. Автобиографический дискурс в переводных древнерусских житиях1

Создание житийного произведения в качестве целей имело не только прославление святого, но и доказательство достоверности сведений о нем. В связи с этим агиографические произведения, как правило, изобилуют ссылками на источники информации и «самовидцев» - участников и очевидцев тех или иных событий. Зачастую в качестве создателей текстов называются непосредственные ученики святых, которые были их спутниками, друзьями и соратниками. Подобная тенденция приводила к формированию специфического сочетания «абстрагированного» облика святого2 и «иллюзии достоверности» изображаемого, в результате чего в агиобиографию могли проникать элементы автобиографического рассказа о повествователе-агиографе. На русской почве первые примеры подобного сочетания автобиографического и автобиографического начал фиксируются в ряде переводных житий.

В составе Успенского сборника (ГИМ, Синод.собр., №1063/4, конца XII - начала XIII вв.) помещен комплекс текстов, посвященных святому Епифанию Кипрскому. М. В. Антонова обратила внимание на то, что

1 Содержание данного раздела отражено в публикациях автора: Сарин Е.И. Биографические и автобиографические элементы в переводных древнерусских житиях// Вестник Брянского государственного университета. 2012. №2. С. 233-241; Сарин Е.И. Элементы автобиографизма в «Житии Нифонта Констанцкого»// Вестник Брянского государственного университета. 2012. №2. С. 163-166.

2 См. об этом: Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы.-Л., 1987. С. 17.

«повествование о святом передается от лица к лицу, от автора к автору».1 Собственно Житие, имеющее название «Месяца майя в 12 день Иоана прозвутера града Костянтия о житии блаженаго и славьнаго Епифана, епископа Кипрьска града Костянтия», написано от лица ученика святого -Иоанна. «Повесть Поливия епископа Ринокирьскаго о коньчании жития святаго отца нашего и арьхиепископа Кипрьскаго» и «Послание Поливия к Савину», как свидетельствуют заголовки, приписаны Поливию, а последняя часть - «Послание Савина Поливию» - соответственно Савину. Первые два повествователя являются спутниками Епифания, его учениками, очевидцами деяний святого и непосредственными участниками событий. По мнению М.В. Антоновой, если в древнерусских канонических житиях «роль автора на уровне системы образов и форм авторской модальности оказывалась сведена к объективированной передаче имеющихся сведений, подлинность которых утверждалась указанием на сам факт наличия очевидца», то в данном комплексе текстов «автор оказывается и очевидцем, и действующим лицом агиографической истории». Повествование о герое включает личностно-памятные элементы и в то же время оказывается повествованием агиографа о себе, что позволяет говорить о наличии автобиографического дискурса.

Начальная часть житийного повествования передается от третьего лица и является сообщением о событиях, которые не мог наблюдать Иоанн в качестве свидетеля: это обязательное в каноническом плане повествование о рождении святого, первых годах его жизни, приобщении к христианской вере и начале служения. В тексте, который размещен в Успенском сборнике, имеется существенный пропуск (предположительно утрачена тетрадь, в которой читалось повествование о крещении героя, начале его иноческого служения и первых чудесах). Продолжается

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сарин, Евгений Игоревич, 2014 год

Список литературы

Тексты

1. Владимир Мономах. Поучение к чадам // Библиотека литературы Древней Руси. T.l. XI-XII век. - СПб., 2004. С.456-475; прим.: С.538-542.

2. Епископское поучение собору епархиального духовенства // Русская историческая библиотека. Т.6: Памятники древнерусского канонического права. - СПб.,1880. 4.1. Стб.111-116.

3. Житие Авраамия Смоленского // Библиотека литературы Древней Руси. Т.5. XIII век. - СПб., 1997. С.30-65.

4. Житие Андрея Юродивого // Библиотека литературы Древней Руси. Том 2.

XI-XIII века. - СПб., 2004. С. 330-359.

5. Житие Андрея Юродивого // Молдован A.M. «Житие Андрея Юродивого» в славянской письменности. -М., 2000. С. 159-457.

6. Житие Епифания Кипрского. Повесть Поливия о кончине Епифания Кипрского. Послание Поливия. Послание Савина. // Успенский сборник

XII-XIII веков. -М., 1971. С. 253-297.

7. Житие Марии Египетской // Библиотека литературы Древней Руси. Т.2: XI-XII века. - СПб., 2004. С. 190-215.

8. Житие Нифонта Констанского // Выголексинский сборник. - М., 1977. С.69-133.

9. Житие Саввы Освященного // Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. Дни 1-5. Вып. 10. - СПб., 1901. Стб. 445-552.

Ю.Житие Федора Студита // Выголексинский сборник. - М., 1977. С. 134409.

11.Житие Феодосия Печерского // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1: XI-XII века. -М., 2004. С.352-433; 532-534.

12.Иоанн, митрополит. Послание папе римскому Клименту II // Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. Х1-ХШ: Исследования, тексты, переводы. - СПб., 1992. С.30-35.

13. Киево-Печерский патерик // Древнерусские патерики. Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Издание подготовили Л.А. Ольшевская и С.Н. Травников. - М., 1999. С.7-80.

14.Кирилл Туровский. Послание о схиме // Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. Х1-ХШ: Исследования, тексты, переводы. - СПб., 1992. С.166-170.

15.Никифор, митрополит. Послание Владимиру Мономаху о посте. Послание Владимиру Мономаху о вере латинской // Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. Х1-ХШ: Исследования, тексты, переводы. - СПб., 1992. С.66-73.

16. Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку. -СПб.,1888.

17.Огласительные поучения преподобного и богоносного отца нашего Фео-дора Исповедника, игумена обители Студийской. Переведенные с греческого старцем Паисием Величковским. - М., 1853.

18.Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1: XI-XII века. - СПб.,2004. С.62-315.

19.Повесть об Акире Премудром. Комментарии. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.З: Х1-ХП века. - СПб.,2004. С.28-57.

20.Повесть Поливия о кончине Епифания Кипрского // Успенский сборник ХП-ХШ веков. - М., 1971. С. 269-293.

21.Полное собрание русских летописей. Т.Н. - СПб., 1843.

22.Полное собрание русских летописей. Т.1Х. - СПб., 1862.

23.Полное собрание русских летописей. Т.VII. - СПб., 1856.

24.Послание Георгия, черноризца Зарубской пещеры, к своему духовному сыну // Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI - XIII: Исследования, тексты, переводы. - СПб., 1992. С. 150-154.

25. Послание епископа Симона к чернцу Поликарпу. Послание чернца Поликарпа к игумену Акиндину // Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI - XIII: Исследования, тексты, переводы. - СПб., 1992. С. 181-193.

26.Послание Иакова Черноризца // Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI-XIII: Исследования, тексты, переводы. - СПб., 1992. С. 199-202.

27.Послание Климента Смолятича / Подг. текста, пер. и ком. В.В. Колесова // Памятники литературы Древней Руси. XII в. - М., 1980. С. 282-289, 658660.

28.Послание Климента Смолятича // Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI-XIII: Исследования, тексты, переводы. - СПб., 1992. С.124-148.

29.Послание Поливия // Успенский сборник XII-XIII веков. - М., 1971. С.293-294.

30.Послание Савина // Успенский сборник XII-XIII веков. - М., 1971. С.294-297.

31. Послание Якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу / Подг. текста, пер. и ком. В.В. Колесова. // Памятники литературы Древней Руси. XIII век.-М.,1981. С.456-563, 610-612.

32.Поучение Новгородского архиепископа Луки-Иоанна (XII в.) // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 3. - СПб.,1897. С.240-250;321-322.

33.Поучения аввы Дорофея. - М., 1995.

34.Поучения и молитва Феодосия Печерского // Библиотека литературы Древней Руси. T.I: XI-XII века. - СПб., 2004. С.434-445; 534-536.

35.Се иесть въпрошание Кюриково, неже въпраша иепископа ноугородьскаго Нифонта и инех / Подг. A.C. Павлов // Русская историческая библиотека. Т.6: Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. 4.1. Стб. 21-62.

36.Феодор Студит, преп. Огласительные поучения и Завещание. Репринт издания 1896 г. -М., 1998.

37.Феодосий Печерский. Послание о неделе. Послание о вере латинской // Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. Х1-ХШ: Исследования, тексты, переводы. - СПб., 1992. С.14-18.

38.Феодосий Печерский. Поучения // Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН. - М., Л., 1947. Т. V. С. 173-184.

39.Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба // Святые князья-мученики Борис и Глеб. Исследование и подготовка текстов Н.И. Милютенко. - СПб., 2006. С.357-402.

Исследования

40.Абрамович Д.И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. - СПб., 1902.

41.Абрамович Д.И. К вопросу об источниках Несторова жития Феодосия Пе-черского // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. - СПб., 1898. Т. III. Кн. 1. С. 243-246.

42.Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977.

43.Авласович С.М. Литературный стиль Епифания Премудрого. Автореферат диссертации ... кандидата филол.наук. - Омск,2007.

44.Адрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литературе древней Руси// Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН. — М.,Л.,1972. Т. XXVII. С.3-68.

45.Алексеев М.П. Англо-саксонская параллель к поучению Владимира Мономаха // Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН. - М., Л., 1935. Т. И. С.49-54.

46.Антоний, еп. (Вадковский). Из истории христианской проповеди. -СПб.,1892.

47.Антонова М.В. Древнерусское послание Х1-Х1П веков: Поэтика жанра. -Брянск, 2011.

48.Антонова M.B. Идея воспитания души в «Поучении к чадам» Владимира Мономаха // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы IV Всероссийской научной конференции. - Великий Новгород,2004. С.42-48.

49.Антонова М.В. О жанре сочинения Георгия Зарубского «Поучение к духовному чаду» (XII век) // Научный альманах Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 2-й. - Орел, 1998. С.5-9.

50.Антонова М.В. Об образах авторов комплекса текстов о Епифании Кипрском (на материале Успенского сборника) // Ученые записки Орловского государственного университета. Т.VII. Литературоведение. Фольклористика. Вып.1. - Орел, 2005. С.3-12.

51.Антонова М.В. Ситуация общения в посланиях Феодосия Печерского // Вестник лаборатории аналитической филологии. Выпуск 5. - Йошкар-Ола, 2012. С.41-57.

52.Антонова М.В., Никищенкова Г.В. Формуляр древнерусского послания: Феодосий Печерский, его современники и последователи // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №3(1). С.154-161.

53.Антонова М.В., Фомичева Л.Н. Воспитание словом. О «Поучении к братии» Иоанна Новгородского // Духовные начала русского искусства и образования. Материалы VII Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения»). - Великий Новгород, 2007. С.34-39.

54.Антюхов A.B. Проявление элементов автобиографизма в древнерусской литературе (на материале «Поучения» Владимира Мономаха и «Моления» Даниила Заточника) // Вестник Брянского государственного университета. 2013. №2. С.179-184.

55.Антюхов A.B. Русская мемуаристика XVIII века (часть 3). Пути становления и развития мемуарно-автобиографической литературы. - Брянск, 2001.

56.Антюхов A.B. Русская мемуарно-автобиографическая литература XVIIIb. (генезис, жанрово-видовое многообразие, поэтика). Автореферат диссертации ... доктора филол.наук. - Брянск, 2003.

57.Антюхов A.B., Сарин Е.И. Специфика отражения биографии автора в проповедях Феодосия Печерского // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №2. С.158-161. (Авторство не разделено).

58.Архангельский A.C. Творения отцов церкви в древнерусской письменности. -Казань, 1890. Т. 4. С.66-69.

59.Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение. - М., 2000.

60.Баранкова Г.С. Творчество Киевского митрополита Никифора: Проблемы авторства и перевода его произведений // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 12. -М.,2005. С.317-339.

61.Барсов Н.И. Несколько исследований исторических. - СПб., 1899.

62.Бегунов Ю.К. Проблемы изучения торжественного красноречия южных и восточных славян IX-XVI веков (К постановке вопроса) // Славянские литературы. VII Международный съезд славистов. - Варшава, август1973 г. Доклады советской делегации. М.,1973. С.380-399.

63.Бельченко Г.П. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения: (по поводу книги В.А. Чаговца). - Одесса, 1902.

64.Бернацкий М. М., Дионисий (Шлёнов). Дорофей Газский // Православная энциклопедия. Том XVI. - М., 2007. С.32-43.

65.Бугославский С.А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. 1914. Т.19. Кн.1. С.131-186.

66.Буланин Д. М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв. - München, 1991.

67.Булгаков Г.И. Теория православно-христианской пастырской проповеди. -Курск, 1916.

68.Веселовский А.Н. Разыскания в области духовного стиха // Записки Академии наук. - СПб., 1879. Т.45.

69.Византийские легенды / Издание подготовила C.B. Полякова. - JI.,1972.

70.Викторова М.А. Составители Киево-Печерского патерика и позднейшая его судьба. - М., 1863.

71.Владимиров П.В. Древняя русская литература Киевского периода. XI-XIII вв.-Киев, 1900.

72.Воронин Н.Н. О времени и месте включения в летопись сочинений Владимира Мономаха // Историко-археологический сборник. - М., 1962. С.165-271.

73.Гладкова О.В. Повесть об Акире Премудром: христианское освоение ассиро-вавилонского сюжета (к постановке проблемы) // Гладкова О.В. О славяно-русской агиографии. Очерки. - М.,2008. С.58-68.

74.Голубинский Е.Е. Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии, представляющей собою у последних высший курс грамотности // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. - СПб., 1904. T.IX. Кн.2. С.49-58.

75.Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.1: Период первый, киевский или домонгольский. - М.,1901.

76.Гранстрем Е.Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли "философом"? // Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН-Л.,1970. T.XXV. С.20-28.

77.Гребенюк О.В. Автобиография: философско-культурологический анализ. Автореферат диссертации ... кандидата филос.наук. — Ростов-на-Дону, 2005.

78.Григорьев А.Д. Повесть об Акире Премудром: Исследование и тексты. -М.,1913.

79.Громов М. Н. Структура и типология русской средневековой философии. -М., 1997.

80.Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. -М., 1990.

81.Гудзий Н.К. История древней русской литературы. - М.,1941.

82.Гудзий Н.К. История древней русской литературы. - М.,1966.

83.Гудзий Н.К. Протопоп Аввакум как писатель и как культурно-историческое явление // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. - М.: Academia, 1934. С.7-59.

84.Гусев В.Е. О жанре Жития протопопа Аввакума // Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН. - М.,Л.,1958. T.XV. С.192-202.

85.Гюбиева Г.Е. Этапы развития русской мемуарно-автобиографической литературы XVIII в. - М.,1969.

86.Демкова Н.С. К вопросу об истоках автобиографического повествования в «Житии» Аввакума // Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН. - Л.,1969. T.XXIV. С.228-232.

87.Дергачева И.В. К литературной истории древнерусского Синодика XV-XVII вв. // Литература Древней Руси. Источниковедение. - Л., 1988. С.63-76.

88.Дергачева И.В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. - М., 2004.

89.Дорофеева Л.Г. «Поучение» Владимира Мономаха как исповедь-самоотчет: к проблеме интерпретации // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып.8. С.97-101.

90.Дорофеева Л.Г. Мотив покаяния и сюжетные особенности «автобиографии» Владимира Мономаха // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып.8. С.128-132.

91.Дудко А.П. Мемуарно-автобиографическое начало в исторических повестях начала XVII века о Смуте. Диссертация ... кандидата филол.наук. -Орел, 2013.

92.Духовная Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, называемая в Летописи суздальской «Поучение». - СПб., 1973.

93.Елизаветина Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров. -М.,1982.

94.Ельникова О.Е. Публицистичность литературы Киевской Руси: тексты, авторы, аудитория. Автореферат диссертации ... кандидата филол.наук. -Воронеж,2009.

95.Еремин И.П. Из истории древнерусской публицистики XI века (Послание Феодосия Печерского к князю Изяславу Ярославичу о латинянах) // Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН - М.,Л.,1935. Т.П. С.21-38.

96.Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. -Л.,1987.

97.Еремин И.П. Литература древней Руси. (Этюды и характеристики). -М.Д., 1966.

98.Еремин И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского// Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН.- М., Л., 1947. Т.У. С. 159-184.

99.Еремин И.П. Поучения Феодосия Печерского // Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л., 1987. С.67-71.

100. Желтова Е.В. О житиях юродивых и «Житии Андрея Юродивого» // Житие Андрея Юродивого. - СПб., 2000.

101. Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси // ЯесегсИе З^висИе. 1995. Уо1.ХЫ1. Б.ЗЗ.

102. Зарецкий Ю.П. «И по мне творю известие»: русские средневековые автобиографические рассказы // Древнерусская автобиография. - М.,2008. С.7-34.

103. Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. - Новгород, 1897.

104. Иванайнен О.В. «Азъ» летописца в «Повести временных лет», его варианты и способы выражения. Автореферат диссертации ... кандидата филол.наук. - Орел, 2010.

105. Илия-Иоанн, архиепископ Новгородский // Филарет (Гумилевский) Обзор русской духовной литературы. - СПб.,1884. С.37-38.

106. Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. - Д., 1970.

107. Июльская Е.Г. Автобиографическое начало в литературе Древней Руси. Истоки, специфика, эволюция. Диссертация ... кандидата филол.наук . -М., 2002.

108. Кадлубовский А.П. Очерки из истории древнерусской литературы житий святых. 1-5. - Варшава, 1902.

109. Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник.-М., 1871.

110. Комарович B.J1. Поучение Владимира Мономаха // История русской литературы. Т.1: Литература XI - начала XIII в. - M.,JI.,1941. С.289-297.

111. Конявская Е.Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI - середина XV в.). - М., 2000.

112. Конявская Е.Л. Проблема общих мест в древнеславянских литературах (на материале агиографии) // Ruthenica. - Ки1в, 2004. Т.З. С.80-92.

113. Колосов Д.Р. Варьирование языковых средств в текстах церковно-книжных жанров Древней Руси: текстовые особенности слов-поучений Серапиона, епископа Владимирского (XIII век). Автореферат диссертации ... кандидата филол.наук. - Казань, 1999.

114. Копреева Т.Н. Инок Поликарп - забытый писатель-публицист Киевской Руси // Духовная культура славянских народов. - Л., 1983. С.72-73.

115. Копреева Т.Н. О жанре «Поучения» Владимира Мономаха // Труда Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН. - Л.,1971. T.XXVII. С.94-108.

116. Копреева Т.Н. Образ инока Поликарпа по письмам Симона и Поликарпа (опыт реконструкции) // Труды Отдела древнерусской литературы ИР-ЛИ РАН. - Л.,1969. T.XXIV. С. 112-116.

117. Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеле-

197

нецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исследование и тексты. -СПб., 1996.

118. Кудряшова A.A. Теоретические основы жанра в русской автобиографической прозе. Автореферат диссертации ... доктора филол.наук. -М.,2013.

119. Кусков В.В. Жанровое своеобразие Киево-Печерского патерика // Методология литературоведческих исследований: Статьи о русской литературе. - Прага,1982. С.33-48.

120. Кусков В.В. История древнерусской литературы. - М., 1998.

121. Кусков В.В. Характер средневекового миросозерцания и система жанров древнерусской литературы XI - первой половины XIII века // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1981. №1. С.3-12.

122. Лавровский Л.Я. Послание Климента Смолятича Фоме, пресвитеру смоленскому, как историко-литературный памятник XII века. - Смоленск,! 894.

123. Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI-XVII веков. - Минск, 2001.

124. Левшун Л.В. Проповедь как жанр средневековой литературы (на материале проповедей в древнерусских рукописных и старопечатных сборниках). Автореферат диссертации... кандидата филол.наук. - М., 1992.

125. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. - М.,Л., 1979.

126. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. - Л., 1973.

127. Лихачев Д.С. Система литературных жанров Древней Руси // Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. - Л., 1986.

128. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. - М., 1958.

129. Лопарев Хр.М. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. - СПб., 1892.

130. Макарий [Булгаков], еп. Винницкий. Обзор редакций Киево-Печерского патерика, преимущественно древних // Известия по русскому языку и словесности Имп. Академии наук. - СПб., 1856. T.V. Вып.З. Стлб.126-167.

131. Макарий, еп. (Булгаков). История русской церкви. - СПб., 1857. Т.П.

132. Макарий, еп. (Булгаков). История русской церкви. 3-е изд. - СПб.,1889. Т.2.

133. Макарий, еп. (Булгаков). Преподобный Феодосий Печерский как писатель // Исторические чтения о языке и словесности II Отделения Императорской Академии наук, 1854 и 1855 гг. - СПб., 1856. С.232-261.

134. Макарий, еп. (Булгаков). Сочинения преподобного Феодосия Печер-ского в подлинном тексте // Ученые записки II Отделения Императорской Академии наук. - СПб., 1856. Кн.2. Вып.2. С. 193-224.

135. Макаров А. И., Мильков В. В., Полянский С. М. Древнерусская мысль в ее историческом развитии до Никифора // Послания Митрополита Ни-кифора. - М., 2000.

136. Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. - Л., 1971. Т. XXVI. С. 192-210.

137. Молдаван A.M. «Житие Андрея Юродивого» в славянской письменности. - М., 2000.

138. Мончева Л.Н. Апостольское письмо в средневековом становлении художественно-эстетической традиции средневековой литературы // Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН. -Л., 1985. T.XLII. С. 188196.

139. Мурьянов М.Ф. Русско-византийские церковные противоречия в конце XI в. // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе: Сборник статей, посвященных Л.В. Черепнину. - М.,1972. С.216-217.

140. Настольная книга священнослужителя. - М., 1984. Т.5.

141. Никитин В.А. Житие и труды святителя Евфимия, архиепископа Новгородского // Богословские труды. Сборник 24. - М.,1983. С.264.

142. Никищенкова Г.В. Послания и поучения Феодосия Печерского. Автореферат диссертации ... кандидата филол.наук. - Орел, 2010.

143. Никищенкова Г.В. Послания и поучения Феодосия Печерского. Проблемы поэтики. Диссертация ... кандидата филол.наук. - Орел, 2010.

144. Никольский Н.В. О литературных трудах митрополита Климента Смо-лятича, писателя XII в. - СПб., 1892.

145. Никольский Н.К. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. - СПб.,1902.

146. Никольский Н.К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений X-XI вв.) - СПб., 1906.

147. Ольшевская JI.A. «Прелесть простоты и вымысла...» // Древнерусские патерики. Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Издание подготовили JI.A. Ольшевская и С.Н. Травников. - М., 1999. С.233-252.

148. Ольшевская Л.А. Поликарп // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. Вып. 1. - Л., 1987. С.370-373.

149. Ольшевская Л.А. Типолого-текстологический анализ списков и редакций // Древнерусские патерики. Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Издание подготовили Л.А. Ольшевская и С.Н. Травников. -М., 1999. С.253-315.

150. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума, составленное Александром Востоковым. - СПб., 1842.

151. Орлов A.C. Владимир Мономах. - М.,Л., 1946.

152. Павлов А. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. - СПб., 1878.

153. Павлов А. Неизданный памятник русского церковного права XII века // Журнал Министерства народного просвещения. 1890. Октябрь. С. 275300.

154. Панченко О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом»

!

методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) // Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН. - СПб., 2003. T. LIV. С.491-534.

155. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. - М.,1968.

156. Певницкий В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы. -СПб., 1908.

157. Пекарский П.П. Русские мемуары XVII века // Современник. 1855. Т.4.

158. Петрова В.А. «Истинная» и «ложная» вера в «Слове» игумена Феодосия // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной научной конференции 5-6 декабря 2005 года. - СПб., 2005. С.33-38.

159. Плюханова М.Б. Предисловие // Пустозерская проза: Протопоп Аввакум. Инок Епифаний. Поп Лазарь. Дьякон Федор. - М., 1989.

160. Погодин М.П. Иаков мних, русский писатель XI века и его сочинения // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. -СПб., 1852. Т.1. Стб.ЗЗ 1-332.

161. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988 - 1237 гг.). - СПб., 1996.

162. Поленов Д.В. Житие св. Нифонта Константиноградского по рукописи XII-XIII // Известия по русскому языку и словесности Имп. Академии наук. - СПб., 1862. Т. 10. Вып. 4. С. 374-387.

163. Полякова C.B. Византийские легенды как литературные явления // Византийские легенды. - Л., 1972. С. 245-273.

164. Полянский С.М. Никифор - выдающийся мыслитель Древней Руси // Творения митрополита Никифора. - М., 2006. С.5-86.

165. Полянский С.М. Религиозно-философская проблематика в «Послании о посте» митрополита Никифора // Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. - М.,2000.

166. Полянский С.М., Богословско-философские взгляды митрополита Ни-кифора // Древняя Русь. 2001. №4. С.97-108.

167. Понырко Н.В. Житие Аввакума как духовное завещание // Труды Отдела древнерусской литературы ИР ЛИ РАН. - М.,Л.,1985. T.XXXIX. С.379-387.

168. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI - XIII: Исследования, тексты, переводы. - СПб., 1992.

169. Порошкина Е.А. Житие Нифонта Констанцского (проблемы изучения славянского текста памятника) // Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. - Сыктывкар, 1989. С.46-61.

170. Поторжинский М.А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах пастырей проповедников с lA IX - XIX вв. - Киев, 1891.

171. Поуп Р. О характере и степени влияния византийской литературы на оригинальную литературу южных и восточных славян: дискуссия и методология // American Contributions to the Seventh International Congress of Slavists. - Warsaw, 1973. Vol. 2. Literture and Folklore. The Hague; Paris, 1973. P. 469-493.

172. Преображенский В., свящ. Преподобный Феодор Студит и его время (759-826). -М., 1896.

173. Преподобный Феодор Студит // http://days.pravoslavie.ru/Life/life2523.htm (Посещение 29.04.2013).

174. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси XI-XII вв. - СПб., 1913.

175. Прохоров Г.М. Иаков (XIII век) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV вв. Вып.1. - Л.,1987. С.192-193.

176. Ранчин A.M. Автобиографические повествования в русской литературе второй половины XVI - XVII вв. (Повесть Мартирия Зеленецкого, Записка Елеазара Анзерского, Жития Аввакума и Епифания): Проблема жанра // Ранчин A.M. Статьи о древнерусской литературе. М., 1999. С. 158-177.

177. Ранчин A.M. О «неявной» символике в древнерусской агиографии // Мир житий. Сборник материалов конференции. (Москва, 3-5 октября 2001 г.).-М., 2002. С.65-71.

178. Робинсон А.И. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья 11-13 вв. -М., 1980.

179. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты. - М., 1963.

180. Робинсон А.Н. Житие Епифания как памятник дидактической автобиографии // Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН. -М.,Л.,1958. T.XV.C.203-224.

181. Робинсон А.Н. О художественных принципах автобиографического повествования у Аввакума и Епифания // Славянская филология. 1958. №2. С. 245-272.

182. Розанов С.П. Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна (1071-1109) // Известия Академии наук. Серия VII. Отделение гуманитарных наук. - Л., 1929. С.617-646.

183. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. - М.,1968.

184. Романова Т. Автобиографические жанры // Литературная учеба. 2003. №6. С.195-199.

185. Салмина М.А. Апокриф о Макарии Римском // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. - Л., 1987. С.41-43.

186. Сарин Е.И. Автобиографизм «Поучения» Иоанна Новгородского// Древнерусская книжность: текстология и поэтика - Орел, 2013. С.61-66.

187. Сарин Е.И. Автобиографическая ситуация в «Поучении к духовному чаду» Георгия Зарубского// Православный учёный в современном мире -Воронеж, 2013. - С. 84-88.

188. Сарин Е.И. Биографические и автобиографические элементы в переводных древнерусских житиях// Вестник Брянского государственного университета. 2012. №2. С.233-241.

189. Сарин Е.И. Псевдоавтобиографическое повествование в «Повести об Акире Премудром»// Вестник Брянского государственного университета. 2012. №2. С.159-163.

190. Сарин Е.И. Элементы автобиографизма в «Житии Нифонта Констанц-кого»// Вестник Брянского государственного университета. 2012. №2. С.163-166.

191. Севастьянова С.К. Литературно-публицистическое наследие патриарха Никона: принципы работы автора середины - второй половины XVII века. Автореферат диссертации ... доктора филол.наук. - Новосибирск,2009.

192. Сметанин В.А. Эпистология поздней Византии, проэлевсис. (Конкретно-историческая часть) // Античность и Средние века. Вып. 15. - Свердловск, 1978. С.60-82.

193. Сметанин В.А. Эпистолография. Свердловск, 1970.

194. Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины: (Тексты и заметки) // Чтения в Обществе истории и древностей российских. -М.,1912. Кн.З. Отд.2.

195. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта // Чтения в Обществе истории и древностей российских. -СПб.,1914. Кн.2. Отд.З.

196. Срезневский И.И. Древние жизнеописания русских князей X-XI века // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. -СПб.,1853. С.113-130.

197. Срезневский И.И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. № LVII // Сборник Отделения русского языка и словесности • Академии наук. 1874. № 1. С.314.

198. Судаков A.C. Иоанн-Илия // Православная богословская энциклопедия. Т. VI. - СПб.,1905. Стб.892-895.

199. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVII - первой половины XIX века.-М., 1991.

200. Творогов O.B. Житие Марии Египетской //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. XI- первая половина XIV в. - Д., 1987. С. 161162.

201. Творогов О.В. Иоанн (в миру Илия) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI - первая половина XIV в. - JI.,1987. С.208-210.

202. Топоров В.Н. Святые и святость в русской духовной культуре. Т.П. Три века христианства на Руси (XII-XIV). - М.,1998.

203. Фаминицын А. Божества древних славян. Вып. 1. - СПб., 1884.

204. Феодор Студит // http ://drevo-info .ru/articles/12153 .html (Посещение 29.04.2013).

205. Феодосий (Бильченко), архиеп. Гомилетика // Православная энциклопедия. T.XII. - М., 2006. С.23-39.

206. Феодосий (Бильченко), еп. Гомилетика. Теория церковной проповеди // Труды Минской духовной Академии. 2003. №2. http://minds.by/academy/trudy/2/tr2_2.html (Дата посещения: 24.09.2012).

207. Филарет, еп. (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. -СПб., 1884.

208. Филипповский Г.Ю. «Украшенный добрыми нравы...» // Владимир Мономах: завещано потомкам: Переводы с древнерусских текстов / Составитель Г.Ю. Филипповский. —Ярославль, 1999. С.3-17.

209. Фомичева Л.Н. Иоанн Новгородский - книжник XII века и литературный персонаж. Диссертация ... кандидата филол.наук. - Орел, 2000.

210. Хорошев A.C. Церковь и социально-политическая структура Новгорода (X-XV вв.). Диссертация ... кандидата истор.наук. - М.,1972.

211. Черкашина Т.Ю. Основные тематические блоки в структуре жанра автобиографии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. №1(162).с.36-40.

212. Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. -М.,2008.

213. Шайкин A.A. «Се повести времяньных лет...» (От Кия до Мономаха). -М.,1989.

214. Шахматов A.A. Житие Антония и Печерская летопись // Журнал Министерства народного образования. 1898. Март. С.105-149.

215. Шахматов A.A. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись. -СПб.,1897.

216. Шахматов A.A. Несколько слов о Несторовом житии Феодосия // Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук. Т. 64. Кн.1. - СПб., 1896. С. 46-65.

217. Шевырев С.П. История русской словесности, преимущественно древней. - М.,1846. Т.1.Ч.2.

218. Auf Gottes Geheiß sollen wir einander Briefe schreiben: Altrussische Epis-tolographie. // Übersetzungen, Kommentare und eine einfuhrende Studie von D. Freydank, G. Sturm, J. Harney, S. und D. Fahl. - Wiesbaden, 1999.

219. Zenkovsky S.A. Der Mönch Epifanij und die Entstehung der altrussichen Autobiographie // Die Welt der Slaven 1 (1956). Heft 3. S. 276-292.

220. Zenkovsky S.A. The Confession of Epiphany a Moscovite Visionary // Studies in Russian and Polish Literature in Honour of Waclaw Lednicki. Graven-hage, 1962.

221. Zenkovsky S.A. The Old Believer Awakum: His Role in Russian Literature // Indiana Slavic Studies. 1. 1956.

222. Piccio R. The Impact of Ecclesiastic Culture of Old Russian Literary Technique // Medieval Russian Culture. Berkeley, Los Angelos, London, 1984. P.247-279.

/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.