Австрийские фермеры в начале XXI века: традиции и инновационные стратегии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Холлер, Екатерина Викторовна

  • Холлер, Екатерина Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 184
Холлер, Екатерина Викторовна. Австрийские фермеры в начале XXI века: традиции и инновационные стратегии: дис. кандидат наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Москва. 2014. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Холлер, Екатерина Викторовна

Оглавление

Введение

Объект, предмет, цели исследования и обоснование темы

Историография и анализ литературы

Структура работы

Глава 1. Краткий очерк истории крестьянства в Австрии

1.1 Австрийское крестьянство в XV -первой половине XX века

1.2 Социальная структура и материальная культура

Семья

Распорядок дня

Материальная культура

1.3 Праздники, обычаи и обряды

Глава 2. Современное социально-экономическое положение фермеров в Австрии

(на примере Штирии и Нижней Австрии)

2.1 Сельское хозяйство в Австрии сегодня

2.2 Биоиндустрия

2.3 Экологический туризм и стратегии его развития австрийскими фермерами

«Агро», « эко», «био» или хождение в народ сегодня

Стратегии развития

Выход на мировой рынок. К вопросу аутентичности

Итоги

Глава 3. Новая традиционная культура австрийского крестьянства

3.1 Материальная культура

3.2 Новый традиционный образ жизни

Перегон скота на высокогорья

Хозяйственные приметы и обычаи

Праздники и обряды

Здоровье

Итоги

3.3 Социальная жизнь и гостеприимство

Общественная жизнь, досуг и ценности

Гостеприимство

3.4 Семейные и тендерные отношения

Жена фермера

Дети фермеров

Заключение

Список использованной литературы

Источники

1. Литература

2. Электронные ресурсы

Приложение1.Старинные крестьянские усадьбы

Приложение 2. Современные крестьянские усадьбы

Приложение 3. Инновации в крестьянском хозяйстве

Приложение 4.Развитие био-хозяйств в Австрии (1970-2006гг.)

«Скорее всего, па протяжении всей истории деревня не менячасъ так сильно в столь короткий срок, как за последние двадцать лет» (ЕЬегЬаЛ 1992: 43)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Австрийские фермеры в начале XXI века: традиции и инновационные стратегии»

Введение

В развивающихся странах крестьянство стало основным структурным элементом общества со всеми его политическими и экономическими стратегиями. «После четвертьвекового игнорирования «крестьянский вопрос» зазвучал с новой силой, став определяющим фактором вьетнамских войн, индийской нищеты, латиноамериканской герильи, африканского застоя и китайского «большого скачка» (Шанин 1992: 8). Что же касается развитых стран, стран так называемого Запада, то там до недавнего времени главенствующие социальные группы, такие как крестьянство, превратились в субкультуры, где на первое место в экономике выходит сфера услуг, становится все труднее сохранять свой привычный образ жизни, самобытность и уникальность. Не исключением стали и крестьяне Австрии, которые все меньше походят на привычных фермеров, а все больше на преуспевающих менеджеров. Но не стоит забывать, что крестьянство издавна было экологически обусловленной ячейкой производства, зависящей от природных факторов: «различие между урожайным и неурожайным годами означало благоденствие или голод, а то и смерть всей семьи» (Шанин 2 1992: 32). Теперь же австрийские фермеры выживают независимо от своего производства: многие продукты питания закупаются в магазинах, жены, а порой и сами фермеры идут на дополнительные заработки, машина у каждого члена семьи уже не является роскошью. В двадцать первом веке существенно изменилась природно обусловленная структура и основа

крестьянства. Развитие капитализма, урбанизации и технологии изменили ритм и содержание жизнедеятельности фермеров в развитых странах. Для 60% фермерских предприятий в Австрии сельское хозяйство является не единственным средством заработка, а, чаще всего, лишь дополнительным („Nebenerwerbsbauem", «небенервербсбауэрн») (Vogel, Wiesinger 2003: 71). Существуют предположения, что из главенствующей культуры европейского региона крестьянство за один век превратилось в субкультуру или, как говорит современная исследовательница сельского хозяйства в Германии Мелани Крёгер, «маргинализовалось» (Kröger 2006: 1). Стремительный социально-экономический переворот, безусловно, изменил структуру фермерского общества, образ жизни, а также социальные и экономические составляющие этого сословия. Р. Уильяме очень точно приметил парадокс современности, что «один из основных и необходимых видов деятельности [сельское хозяйство] настолько был вытеснен во времени и пространстве, или в том и в другом вместе, что ассоциировался с далеким прошлым или с дальними странами» (Уильяме 1992: 340). В результате многие исследователи примечают парадокс в том, что «крестьяне во многих регионах исчезают как социальная общность, при этом не исчезают сельское и лесное хозяйство» (Bruckmüller 2002: 411).

Но мы попытались доказать, что австрийские крестьяне являются ярким примером успешной адаптации крестьян к современным постиндустриальным условиям без потери своей идентичности и традиций. Они не только смогли приспособиться к сегодняшней социально-экономической ситуации, но и нашли себя в набирающей обороты сфере услуг, начав предлагать туристам так называемый «экологический отпуск» в традиционных крестьянских домах. Помимо этого крестьяне Австрии освоили перспективную на сегодняшний день «биоиндустрию»: параллельно с обычными они производят «биопродукты», то есть экологически чистые, «этические» продукты питания.

Крестьянам удается популяризировать свою культуру и обеспечивать дополнительный доход для дальнейшего функционирования хозяйства. Но, согласно классическим теориям экономики сельского хозяйства крестьяне именно тем и отличаются от предпринимателей, что в эпоху капитализма не стремятся к прибыли, а довольствуются лишь удовлетворением своих экономических потребностей, которые они также могут адаптировать в зависимости от экономической ситуации в семье (Vogel, Wiesinger 2003: 60). В таком случае, зачем им дополнительный доход? Не символизирует ли эта частичная переориентация фермерского хозяйства постепенный переход в сферу обслуживания и потерю традиционности и уникальности австрийского сельского хозяйства? Являемся ли мы свидетелями зарождения новой постиндустриальной деревенской культуры или всего лишь трансформации старой? Смогут ли фермеры найти золотую середину между консервацией своей культуры и растущими запросами общества потребления?

Мы увидим, что в современной крестьянской среде на Западе традиция и инновация соседствуют друг с другом. Но прежде чем четко противопоставлять понятия традиции и инновации, нужно понять, а действительно ли есть смысл вести эти бинарные оппозиции красной линией через всю работу? Если рассматривать эти термины с точки зрения постмодернизма, то они не противоречат друг другу. Постмодернизм предполагает, что традиции не есть антоним модерну, что они не являются рудиментами, противопоставленными жизненному прогрессу, а сами являются живущими и трансформирующимися в континууме истории понятиями (Brückner 2000: 52). Время, когда доминировала традиция, давно миновало. Но и эпоха доминирования инновации, т. е. эпоха модернизма, подходит к концу. Теперь инновации открываются внутри традиции, которая, в свою очередь, является формой воспроизведения социального и культурного опыта и включения традиции в непрерывный процесс взаимодействия культур и субкультур. Идея прогресса нивелируется.

Модерн не только временная, но и пространственная категория, ведь на протяжении всего 20го века в науке явно прослеживалась детерминанта Запада. Принято было считать, что традиция является символом отсталого, чего-то закостенелого, старого, аутентичного, противовес рациональности и прогрессу. Традиция сочеталась с народной культурой, модернизация - с элитарной. Но кто решает, что есть традиция: не сами ли исследователи? Или это должны решать носители культуры? Не создаем ли мы сами традицию? Не является ли она выдумкой настоящего о прошлом? Еще Гадамер писал об искажении объекта исследования путем интерпретации, поскольку понимание — это уже не объективное описание, а пропускание объекта через себя, то есть, согласно законам герменевтики, объекты не являются сами собой, а являются познанием себя в рамках исторического дискурса (Гадамер 1988: 163-186). Также немецко-нидерландские философы JIoo и Рейен задаются справедливым вопросом о будущем в своей книге, посвященной теории модернизации: ждет ли нас возврат в прошлое или сам процесс модернизации потеряет сегодняшнюю интерпретацию, и, так сказать, упадет в цене для общества (Loo, Reijen 1992: 238), что также нивелирует противостояние модернизации, или инновации, и традиции. Собственно это и будет называться постмодерном. Еще один парадокс - это исчезающая традиция, ведь, по сути, традиция - это уже то, что исчезает, отголосок прошлого. Также неясно, что принимать за традицию в историческом контексте: то, что было 100 лет назад или 200, а может, совсем недавно? Но на наш взгляд, традиция - это динамичное понятие, то, что изменяется с течением времени, но не теряет свою суть.

Точно такие же споры возникают по поводу термина «аутентичность». Согласно словарю Merriam-Webster, под аутентичностью понимается два значения: во-первых, - это признак чего-то подлинного, исконного и нефальшивого, а во-вторых, - соответствие оригиналу, если сохраняются все

значимые признаки объекта или что-либо сделано по образцу оригинала («Authentic»). Поэтому не стоит выяснять, что является традицией и аутентичностью в крестьянской среде, а нужно стараться понять, «кому и зачем нужна традиция и аутентичность» Поиски аутентичности и исконной традиционности начались после эпохи колонизации, когда взгляд на чужих спровоцировал отстраненное восприятие своей культуры и поиски качеств, через призму которых ее можно было бы изучить. Одним из таких качеств и стала аутентичность (Bendix 1994: 63). Аутентичность - порождение эпохи модернизации на Западе, когда человек вдруг осознал, что можно найти себя не только после смерти, согласно христианским толкованиям, но и во время земного существования (Berman 1970: 57).

Эту аутентичность сперва и искали в овеществленной культуре: в фольклоре, считая его за первооснову, за истоки культуры. Эта тенденция существовала и раньше: «хождение народ», «назад к истокам» - все эти понятия появились еще в восемнадцатом веке, во времена распространения романтических идей, во времена, когда на этой почве, чуть позже, и возникла этнография и фольклористика (Bausinger 1987: 164). Бум исследований народной культуры в немецкоязычном регионе пришелся на середину 19го века. Тогда хотели спасти уже практически исчезнувшую культуру (Burke 1981: 29). Более того, первые фольклористы возлагали надежды именно на крестьянство в вопросе спасения и очищения народа (Kapeller 1991: 29). Всем известный благородный дикарь воплощался собой в целом народе, в простом, необразованном народе. Им приписывались идиллические добродетели, вроде беспристрастия, отсутствия зависти, скромности, миролюбивости и доверчивости (Lange 1976: 193). Именно поэтому братья Яков и Вильгельм Гримм видели в народе исток всей культуры. Именно поэтому этот исток и искали, эту законсервированную утопичную аутентичную культуру, которой не было вовсе. Эти тенденции повлекли за собой нелепое представление о том, что

крестьяне в своей родной стране рассматриваются подобно экзотическому племени среди высокой культуры, таким образом, удаляя ее от себя, хотя на самом деле являются ее частью (КбвШп 1984: 26). Именно поэтому тот же социолог Кёстлин в свое время удачно сравнил буржуазное общество с пациентом, нуждающимся в психотерапии, а аутентичные продукты народной культуры с самой терапией (КобШп 1982: 136).

Возможно, не стоит отделять традицию от современности, а просто проследить, как изменяется крестьянство с течением времени. Безусловно, некоторые факты и вещи можно назвать традиционными и аутентичными, ведь бесспорно, что «в самом общем смысле под традицией понимается все культурное наследие, которое передается предшествующим поколением последующему» (Добровольский 1992: 195)..

Коль скоро мы начали толковать понятие «традиция», то имеет смысл затронуть и понятие инновации, которое также отражено в названии диссертации. Сам термин «инновация» в экономике первым ввел австрийский экономист-социолог Шумпетер. Вокруг этого понятия вертится практически вся его научная работа. Если быть краткими, то у Шумпетера инновация -многогранный термин, который представляет собой производство нового товара, но может отражать и новые качества старого, а также новые методы производства, новые рынки сбыта и источники сырья, и, просто-напросто, изменение экономической организации предприятия. Инновацию, или новаторство, ученый видит двигателем всей экономической системы, и считает, что предпринимательство — это сам по себе очень творческий процесс, и любой предприниматель должен быть в первую очередь новатором (8сЬишре1ег 1987: 151 Этот принцип соответствует и нашему пониманию термина «инновация». Поскольку современные фермеры успешно прибегают к использованию всех вышеперечисленных нововведений, то, возможно, их можно назвать уже не

только крестьянами, но и предпринимателями. Но ключевое слово здесь - «не только». Для нашей работы инновациями являются достижения науки и техники в быту и в сельском хозяйстве, развитие биоиндустрии и экотуризма, вмешательство Евросоюза в жизнь крестьянина и т.д. Инновации могут быть и социальными, как, например, женская эмансипация.

В данной работе мы намереваемся выяснять, какова же сегодняшняя идентичность объектов нашего исследования. Стоить уточнить, что мы не собираемся противопоставлять современных крестьян их предкам, однако сравнительный анализ необходим, для того чтобы проследить, что и как изменилось, именно изменилось, не модернизировалось или прогрессировало, а изменилось за прошедшие годы. Возьмем за точку основы крестьянский уклад начала 20го века и проследим, какие черты сохранились нетронутыми, какие видоизменились, а какие исчезли вовсе. Посмотрим, что является традиционным и аутентичным в понимании самих крестьян, а также современных жителей Австрии. Что стало существенным в формировании самоидентичности крестьян, а также в формировании общественного взгляда на них?

Австрию мы взяли в качестве примера типичного представителя Запада -страны, находящейся, тем не менее, на стыке западной и восточной Европы, что подразумевает влияние на нее с обеих сторон.

Рассмотреть крестьянское общество Австрии мы предлагаем на примере одних из ее старейших и самых крупных земель, Штирии и Нижней Австрии. Согласно статистике, на 2010 год именно на этих административных территориях находилось больше всего фермерских хозяйств (41 570 и 39388 соответственно). Во всей же Австрии на тот период насчитывалось 173 317. (Land- und forstwirtschaftliche Betriebe 25.05.2012).

Нижняя Австрия занимает первое место по величине (19 178 км2) и второе по количеству проживающих (1 546 000 человек), находится на северо-востоке страны. Территория этой области, в основном, равнинная, что

нетипично для Австрии, хотя район Мостфиртель богат горными ландшафтами. Основная река в Нижней Австрии - Дунай. Раньше столицей земли была Вена, до приобретения ей особого статуса отдельной административной области.

Штирия же находится на юго-востоке Австрии и занимает 2ое место среди остальных земель по величине (16 392 км2). Практически вся площадь Штирии изрезана горными хребтами, в том числе и Альпами, достигающими в высоту до 3 тысяч метров. В гидрографическом отношении вся Штирия принадлежит к бассейну реки Дунай, в который несут свои воды все главнейшие реки страны: в Штирии это Мур и Энс. Экономика обоих регионов в настоящее время переживает период переориентации с промышленного производства на сферу услуг. В отличие от западных регионов Австрии Тироля и Форарльберга, которые довольно рано (в начале XX века) начали ориентироваться на рынок, штирийские фермеры еще в послевоенный период вели автаркическое хозяйство (ЕЬегИаг! 1992: 44).

Помимо фундаментальной общенаучной методологии познания крестьянской среды через анализ, сравнение и аналогии, в предлагаемой работе можно выделить несколько основных методов исследования.

Для исторической части данной работы и этнографии Австрии до XX века применялся метод анализа печатных документов: это научная, а также художественная литература и статистические данные.

В главе, посвященной современной жизни крестьян, а также их экономическому положению помимо указанного метода применялся анализ интернет-ресурсов и публицистических источников.

Основными же методами исследования являются: полевое открытое включенное и невключенное наблюдения, и опрос-интервью (документальное и интервью мнений). Работа проводилась во время пребывания в Австрии в августе 2007 года, в январе 2008 года, а также на протяжении 3 лет с 2010 по

2013 гг. во время долгосрочного проживания автора на территории страны исследования. Были опрошены как фермеры, занимающиеся исключительно сельскохозяйственной деятельностью, так и те, кто дополнительно занят в туристическом бизнесе. Длительность интервью варьировалась от 25 до 70 мин. Было опрошено 27 фермеров, из которых 6 женщин и 21 мужчина. Возраст респондентов варьировался от 26 до 70 лет. Респондентам задавались самые разные вопросы, включая характеристику их производственной деятельности, вопросы о семейных и тендерных отношениях, их политических взглядах, истории усадьбы, а также вопросы, касающиеся свободного времени, отдыха и отношения к своей профессии. Крестьянам, занятым в сфере услуг, помимо вышеперечисленных были заданы вопросы об их отношении к туристическому рынку, о предлагаемых услугах, словом, была предпринята попытка выяснить, каким образом у них получается сочетать сельскохозяйственную деятельность с туристическим бизнесом.

Более того, мы провели ряд бесед-интервью с экспертами в области биоиндустрии в Австрии - представителями Ассоциации Органической Торговли (ORA), крупнейшей организацией-представителем биофермеров "Bio Austria" и бывшим представителем Австрии в европейском отделении Международной Федерации Органического Сельскохозяйственного Движения (IFOAM).

Метод включенного наблюдения также реализовывался путем проживания автора в течение нескольких дней в усадьбах в качестве гостьи. При этом были не только испробованы предлагаемые для туристов услуги, но и исследован образ жизни крестьян изнутри: велось непосредственное наблюдение за работой членов фермерской семьи, как в поле, так и с гостями. Немаловажным является в данной работе также метод невключенного наблюдения. Нами была изучена материальная культура штирийских и нижнеавстрийских крестьянских хозяйств на примере заброшенных усадьб и

стилизованных под старину «деревенских отелей». Расшифрованные интервью прилагаются к работе в виде компакт-диска.

Объекту предмет, цели исследования и обоснование темы

Объектом представленного исследования являются непосредственно крестьяне Штирии и Нижней Австрии. Отвлекаясь на номенклатуру, стоит сказать, что в данной работе понятия фермер и крестьянин рассматриваются на равных. Несмотря на то, что Теодор Шанин, все же, видит «фермеризацию» в качестве одного из преобразований крестьянства в современном мире, характеризующимся капиталоинтенсивностью и повышенной

производительностью, так сказать, капитализированный крестьянин (Шанин 1992: 17), мы, тем не менее, будем рассматривать два понятия как синонимы. Все потому, что, скорее, отдельно эти два понятия имеет смысл рассматривать именно на стадии перехода, перелома структуры, которая на Западе уже произошла. В Австрии в сельском хозяйстве занято 4,4% работающего населения (около 182 тыс. чел) (Erwerbstätige 15.05.2013), при этом доля сельскохозяйственного производства в ВВП страны составляет лишь 1.4%, тогда когда сфера услуг - 68,6 % (Bruttoinlandsprodukt nach Wirtschaftssektoren, laufende Preise, 10.06.2013). Притом, в Штирии фермеров около 43 тысяч человек, что составляет около 3,5 % от населения данного региона.

Крестьянство вообще является уникальным объектом исследования для этнологов, ведь «для фермера роли собственника и производителя неотделимы, и в этом случае имеет место совпадение профессиональной и классовой позиции» (Галенски 1992: 104), что очень редко характерно для какой-либо общности. Мы постарались в данной работе синтезировать многосторонний подход к исследованию крестьянства: как к классу, как к профессии, как к

субкультуре, которая когда-то была доминантной культурой Запада, а также как к возродившейся, а может быть и новой идеологии общества.

В качестве предмета исследования рассматривается уклад жизни крестьян, а также и культурная составляющая крестьянства (обычаи, ритуалы, ментальные установки, гостеприимство и верования) семейная организация, социальные проблемы, а также взаимодействие с туристами, городскими жителями. Отдельно рассматривается их место в экономическом развитии страны, а также способы адаптации к современной экономической и социальной действительности.

Общей целью исследования является определение степени традиционности и инновационности повседневного образа жизни в постмодернистском ключе, а также степени интеграции крестьян в постиндустриальное общество и способы интеграции. Также необходимо выяснить способы интеграции крестьян к постиндустриальным условиям, рассмотреть их идентичность и подвергнуть анализу новые сферы фермерской деятельности: экологический туризм и биоиндустрию и выделить стратегии их развития самими крестьянами.

Принципиальные задачи данной работы заключаются в том, чтобы на основе интервью и наблюдений выяснить степень традиционности фермеров в рамках теории постмодернизма (см.выше): узнать о ритуалах, связанных с сельскохозяйственными работами, о семейной организации, об их досуге, а также рассмотреть материальную культуру крестьянской среды. Также немаловажно выяснить степень включенности фермеров в современную культурную, а также политическую и экономическую ситуации в Австрии. По возможности сравнить образ жизни и состояние крестьян, занятых только в сельскохозяйственном производстве, и крестьян, занимающихся помимо основной деятельности еще и туристическим бизнесом или другой рабочей деятельностью.

Данная тема является актуальной как с научной, так и с прикладной точки зрения. Научную актуальность составляет новизна темы для российских и европейских исследователей данной проблемы. Истинно австрийское крестьянство, да и вся австрийская культура, часто рассматривается в рамках общенемецкой культуры. Сделав в диссертации акцент на локальную крестьянскую традицию, мы затронем научную сферу, которую практически никто не изучал, по крайней мере, в России. Также важное отличие между немецкой и австрийской крестьянскими культурами приметила Мелани Крёгер, которая во время своих полевых исследований выделила в Австрии бОлыпую романтизированность образа крестьянина и крестьянства в целом, а также меньшую степень маргинализации и меньший разрыв между крестьянином и горожанином(Кгб§ег 2006: 48), что в нашей работе существенно важно, ведь это значит, что австрийские фермеры сумели найти более эффективные пути адаптации к постиндустриальному миру. Теоретическую значимость работе придает ее вклад в изучение динамики развития крестьянского общества эпохи постиндустриализации на стадии трансформации ее структуры. На практике данную работу можно будет использовать как возможный сценарий развития фермерского хозяйства в постиндустриальном обществе. Мы не беремся утверждать универсальность крестьянского вопроса, но, безусловно, на примере Австрии можно отследить основные направления развития и проблемы современного сельского хозяйства и фермерской среды в Европе. Как справедливо учтено Каугановым в своей статье, посвященной немецкой послевоенной идентичности «Германия [...] во многом детерминирует и резонирует логику европейского развития» (Кауганов 2013: 15). Австрия же, на наш взгляд, являясь частью немецкоговорящего культурного региона, аналогично может смело считаться представителем Европы в целом.

Многие исследователи в Австрии утверждают, что, начиная с 50х годов XX века в обществе произошел сильный структурный сдвиг, что за последние десятилетия оно изменилось настолько сильно, как не менялось никогда (Eberhart 1992: 43).

Этот сдвиг в бОльшей степени повлиял на традиционную культуру, которая по своей сути не является гибкой и открытой для инноваций. У многих австрийских ученых складывается вполне четкое представление о медленном исчезновении крестьянской культуры, как таковой. Известный штирийский крестьянский писатель Петер Розегер еще в конце XIX века писал « ...будет печальный конец. То общество, которое принижает крестьянство, выглядит как дурак, пилящий сук, на котором сам сидит» (Farkas 2010: 3). Да, действительно, крестьянство в традиционном его. понимании исчезает как сословие и в качественном, и в количественном смысле. Так, если еще в 1951 году занятых в сельском хозяйстве насчитывалось свыше миллиона, то сейчас их всего около 180 тысяч. Некоторые ученые-современники считают, что, найдя дополнительный источник доходов в сфере услуг, крестьяне «превращаются в менеджеров» (Girtler 2002: 11). «Крестьяне, отказавшись от своей традиционной функции обрабатывания земли, дезориентировали себя и едва ли нашли себе альтернативную функцию в обществе» (Bauer и др. 1994:5). Но можно посмотреть на эту тенденцию и с другой стороны: крестьянство как институт вовсе не исчезает, а просто трансформируется и адаптируется к современным условиям. На этот счет существует много споров. Так швейцарский социолог Петер Шальбергер предлагает интересную теорию формирования крестьянских ценностей на основе известной концепции о габитусе Пьера Бурдье. Он вводит понятие «Габитус пропитания», подразумевающий, что габитус крестьянина предполагает неделимую связь между домом и сельским хозяйством, а также ориентировку в основном на обеспечение пропитания семье, а не на коммерческую прибыль, что не вписывается в принципы конкуренции и

свободного рынка. Для крестьян всегда процесс продажи означал честный обмен товара на деньги. Именно поэтому для фермеров во всех странах так важна справедливая цена. Традиционно для них был в приоритете общий валовой продукт, а не чистая прибыль (БсЬаПЬе^ег 1996). Так как же смогла крестьянская культура изменить свой габитус и подстроиться под капиталистическую реальность? Изменилась ли крестьянская культура или превратилась в новую, культуру предпринимателей? Некоторые, возможно, озадачатся вопросом, возможно ли вообще крестьянство в эпоху капитализма, и если да - то, какое место оно занимает в нем? Именно эту проблему мы предлагаем к рассмотрению и именно на эти вопросы попытаемся ответить.

Историография и анализ литературы

Как уже было сказано, одной из причин, по которой данная тема представляется актуальной, является то, что к ней нечасто обращаются в научной литературе, как российской, так и австрийской. Однако, несмотря на то, что именно в таком ракурсе (степень интеграции австрийских крестьян в современное общество и изучение взаимодействия традиции в инновации в ключе постмодернизма) вопрос освещен недостаточно, круг работ, имеющих непосредственное отношение к данной теме и представляющих интерес для диссертации, довольно широк.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Холлер, Екатерина Викторовна, 2014 год

Список использованной литературы и источников

1. Источники

1. ПМА - Полевые материалы экспедиции автора в Штирию, август 2007г., январь 2008г, 2010,2011,2012 года (информаторы: Biller Georg, 1950 г.р.; Feistl Alois, 1951 г.р.; Greger Lothar -.Gruber Johann 1968 r.p.; Harbich Winzens, 1986 r.p.; Hengl Franz, 1941 r.p.; Hofbauer Robert, 1952 r.p.; Holler Albert, 1945 r.p.; Holler Julia, 1955 r.p.; Liebing Ralph -; Mann Wilhelm, 1962 r.p.; Mandl Georg 1952 r.p.; Johanna Mandl -; Muhrer Gerald, 1975 r.p.; Pohl Alexandra -; Ratwinger Kasper, 1966 r.p.; Rescher Josef, 1967 r.p.; Schrempf Andrea, 1965 r.p.; Schrempf Erich, 1935 r.p.; Schrempf Willy, 1962 r.p.; Schwaiger Edeltraud -; Schwaiger Hans 1956 r.p.; Schweiger Stefan, 1962 r.p.; Sonnleitner Franz 1963 r.p.; Walcher Herbert, 1954 r.p.; Weichbold Brigitte -; Weichbold Martin -; Walcher Heideline, 1963 r.p.; Wendler Franz, 1958 r.p.; Zangl Johann 1965 r.p..

2. Литература

1. Австрийцы 1964 - Австрийцы // Народы зарубежной Европы, том I, под ред. Токарева С.А., Чебоксарова H.H. - М.: Наука, 1964. - 999с.

2. Белов 1982 - Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. - М.: Молодая гвардия, 1982.-293 с.

3. Берджер 1992 - Берджер Дж. Крестьянская эстетика: видение крестьянства//Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. С. 233-240.

4. Гадамер 1988 - Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.

5. Галенски 1992 - Галенски Б. Семейное сельское хозяйство как профессия//Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. С. 100-119.

6. Дидерикс , Линдблад 1998 - Дидерике Г.А., Линдблад И.Т. и др. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 432 с.

7. Добровольский 1992 - Добровольский К. Традиционная крестьянская культура // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. С. 195-199.

8. Инхетвен, Бланш 1992 - Инхетвен X., Бланш М. Женщины в мелкотоварном сельском хозяйстве Франконии // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. -М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. С. 45-53.

9. Кауганов 2013 - Кауганов Е. Дискурс национальной идентичности в послевоенной Германии// Очерки о европейской идентичности и многокультурности: Сборник /под ред. М.Ю. Мартыновой. М., ИЭА РАН, 2013. С.11-74.

10. Листова 1973 - Листова Н.М. Австрийцы //Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы // Зимние праздники. Под ред. Токарева С.А. - М.: Наука, 1973 г. С. 163-175.

11. Листова 1977 -Листова Н.М. Австрийцы //Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы// Конец XIX - начало XX в.//Весенние праздники. Под ред. Токарева С.А. - М.: Наука, 1977 г. С.163-175.

12. Листова 1978 - Листова Н.М. Австрийцы, в кн. «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы// Конец XIX - начало XX в.//Летнее-осенние праздники». Под ред. Токарева С.А. - М.: Наука, 1978 г. С. 143-154.

13. Макнамара 1992 - Макнамара Р. Бедняки мира, и что с ними делать//Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. С. 396-399.

14. Малита 1992 - Малита М. Сельскохозяйственное производство как сфера трудовой деятельности//Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. С. 189-192.

15. Мартынова 2013 - Мартынова М.Ю. Введение в изучение европейской идентичности и многокультурности //Очерки о европейской идентичности и многокультурности. Под ред. М.Ю. Мартыновой. - М.: ИЭА РАН, 2013. С. 5-10.

16. Медведева 2010 - Медведева Т.С. К вопросу о методике исследования этноспецифических концептов // Известия ВГПУ. 2010. № 6(50). С. 6-10.

17. Митрофанов 2003 - Митрофанов П. П. История Австрии. С древнейших времен до 1792 г. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 160 с.

18. Остроух 1995 - Остроух И. Г. Австрийцы // Дети в обычаях и обрядах народов зарубежной Европы. Том 2. Под ред. Грацианской H.H. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1995. С.3-31.

19. Редфилд 1992 - Редфилд Р. Крестьянство как социальный тип//Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т.

Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» -«Прогресс-Академия», 1992. С. 70-71.

20. Томас, Знанецкий 1992 - Томас В., Знанецкий Ф. Крестьянская семья: Польша начала столетия/ТВеликий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. С. 38-44.

21. Торнер 1992 - Торнер Д. Крестьянская экономика как социальная категория//Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. С. 75-83.

22. Уильяме 1992 - Уильяме Р. Но это вовсе не было правдой//Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» -«Прогресс-Академия», 1992. С. 339-343.

23. Фридман 1992 - Фридман X. Семейная ферма и международные продовольственные режимы//Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. С. 172-185.

24. Чаянов 1989 - Чаянов A.B. Крестьянское хозяйство, М.: Экономика, 1989.-492 с.

25. Шанин 1992 - Шанин Т. Понятие крестьянства//Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. С. 8-20.

26. Шанин 2 - Шанин Т. Крестьянский двор в России//Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. С. 29-37.

27. Шанин 3 1992 - Шанин Т. Путешествующие крестьяне и трудящиеся мигранты//Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. A.B. Гордона. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. С. 147-157.

28. Шевченко 2008 - Шевченко Д. Покупательская совесть// Русский Newsweek. 2008. № 20. с. 62-63

29. Anttonen 2005 - Anttonen, Pertti J. Tradition through Modernity. Postmodernism and Nation-State in Folklore Scholarship. - Helsinki: Finnish Literature Society, 2005. -215 c.

30. Aramberri 2001 - Aramberri, J. The host should get lost. Paradigms in the tourist theoiy //Annals of Tourism Research. 2001. Vol. 28. № 3. C. 738-761.

31. Bauer 2007 - Bauer K. Bauernleben. Vom alten Leben auf dem Land. - Wien: Böhlau, 2007.-236 c.

32. Bauer и др. 1994 - Bauer, W., Rest, F., Schwaighofer, С. (ред.). Sind die Bauern noch zu retten? Über die Zukunft einer alpinen Kultur. - Goldegg: Kulturverein schloss Goldegg, 1994. - 208 c.

33. Bausinger 1966 - Bausinger, H. Zur Kritik der Folklorismus-Kritik // Populus Revisus. Beiträge zur Erforschung der Gegenwart. Volksleben BD. 14. - Tübingen: Tübinger Vereinigung für Volkskunde, 1966. C. 61-76

34. Bausinger 1987 - Bausinger, H. Volkskunde. Von der Altertumsforschung zur Kulturanalyse. - Tübingen: Tübinger Vereinigung für Volkskunde, 1987. - 303 c.

35. Beck 1999 -Beck, U. World Risk Society, Cambridge, UK/Malden, MA: Polity Press/Blackwell Publishers, 1999. - 184 с.

36. Bendix 1994 - Bendix, R. Zur Problematik des Echtheitserlebnis in Tourismus und Tourismustheorie // Tourismus und Regionalkultur. Referate der Österreichischen Volkskundetagung 1992 in Salzburg. Ред.: Pöttler, Burkhard. - Wien: Selbstverlag des Vereins für Volkskunde. 1994.C. 57-83.

37. Berman 1970 - Berman, M. The politics of Authenticity. New York: Atheneum, 1970. - 325c.

38. Bosch 2010 - Bosch, A. Konsum und Exklusion: eine Kultursoziologie der Dinge. - Bielefeld: Transcript, 2010. - 500 c.

39. Bruckmüller 2002 - Bruckmüller, E. Vom „Bauernstand" zur „Gesellschaft des ländlichen Raumes" - Sozialer Wandel in der bäuerlichen Gesellschaft des 20. Jahrhunderts // Geschichte der österreichischen Land- und Forstwirtschaft im 20. Jahrhundert. Regionen, Betriebe, Menschen, под ред. Ledermüller, F. - Wien: Carl Überreuter Verlag, 2002. - c. 409-582.

40. Brückner 2000 - Brückner, W. Kontinuitätsproblem und Kulturbegriff in der Volkskunde in Kultur und Volkskundliche Begriffe, Probleme, Ideengeschichte. — Würzburg: Bayerische Blätter fur VK, 2000.

41. Brunner 1992 - Brunner, К. (ред.). Bauernkalender. Bauern. Unser Leben -Unsere Zukunft. Oberösterreichische Landesausstellung 1992, Schlägl. - Wien: Böhlau Verlag Wien; Köln; Weimar, 1992. - 158 c.

42. Burke 1981 - Burke, P. Helden, Schurken und Narren. Europäische Volkskultur in der frühen Neuzeit. - Stuttgart: Klett-Cotta, 1981. - 348 c.

43. Burkert-Dottolo 1999 - Burkert-Dottolo, G. R. Das Land geprägt. Die Geschichte der steirischen Bauern und ihrer politischen Vertretung. - Graz: Stocker, 1999.-270c.

44. Cohen 1988 - Cohen, E. Authenticity and Commoditization of Tourism //Annals of tourism research, № 15, 1988. C. 371 -386.

45. Denng 1994 - Dengg, H. Statement // Bauer, W., Rest, F., Schwaighofen С. (ред.). Sind die Bauern noch zu retten? Über die Zukunft einer alpinen Kultur. -Goldegg: Kulturverein Schloss Goldegg, 1994, c.79-84.

46. Diprose 2009 - Diprose, R. Women's Bodies Between National Hospitality and Domestic Biopolitics // Paragraph, Vol. 32. - Sydney: Univ New S.Wales, Sch. Hist. & Philosophy, 2009. C. 69 - 86.

47. Eberhart 1992 - Eberhart, H. Bäuerliche Alltagskultur zwischen Autarkie und Marktorientierter Produktion. - Turku: NIF Publications 25, 1992. - 61c.

48. Farkas 2010 - Farkas, R. Von der Agrargesellschaft zur Moderne. Diagnosen, Kritik und Perspektiven Peter Roseggers. - Wien: Institut für Österreichkunde, 2010. -16 c.

49. Gasson, Errington 1993 - Gasson, R., Errington, A. The Farm Family Business. - Wallingford, UK: CAB International., 1993. - 290 c.

50. Girtler 2002 - Girtler, R. Echte Bauern. Der Zauber einer alten Kultur. -Wien: Böhlau Verlag Wien; Köln; Weimar, 2002. - 265 c.

51. Haid 2005 - Haid, H. Neues Leben in den Alpen. Initiativen, Modelle und Projekte der Bio-Landwirtschaft. - Wien: Böhlau Verlag Wien; Köln; Weimar, 2005. -247 c.

52. Hanisch 2002 - Hanisch, E. Die Politik und die Landwirtschaft // Geschichte der österreichischen Land- und Forstwirtschaft im 20. Jahrhundert. Regionen, Betriebe, Menschen, под ред. Ledermüller, F. - Wien: Carl Überreuter Verlag, 2002. - C. ISIS?.

53. Hansel 2004 - Hänsel, V. Vom Leben auf der Alm // Kleine Schriften des Landwirtschaftsmuseums Schloss Trautenfels am Steiermärkischen Landesmuseum Joanneum. - Trautenfels: Verein Schloss Trautenfels, 2004. - 96 c.

54. Hinterholzer 2010 - Hinterholzer, B. „Zum Essen is!" Soziale Praktiken des Essens von Fleisch im bäuerlichen Milieu: диплом магистра философии: А308/ Hinterholzer Brigitte. - Wien: 2010. - 99c.

55. Hobsbawm, Ranger 1984 - Hobsbawm, E., Ranger, T. The invention of tradition. Cambrige: Cambridge University press. 1984. - 322 c.

56. Hoppe, Langton 1994 - Hoppe G., Langton J., Peasantry to capitalism. Western Östergötland in the nineteenth Century. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.-457 c.

57. Jurtschitsch 2010 - Jurtschitsch, A. Bio-Pioniere in Österreich. Vierundvierzig Leben im Dienste des biologischen Landbaus. - Wien: Böhlau, 2010. - 279 c.

58. Kapeller 1991 - Kapeller, K. Tourismus und Volkskultur. Folklorismus - zur Warenästhetik der Volkskultur. Dissertationen der Karl-Franzens-Universität Graz: диссертация доктора исторических наук/ Kapeller Kriemhild Graz: Verlag für die Technische Universität Graz, 1991. - 352 c.

59. Kaschuba 1992 - Kaschuba, W. Ritual und Fest. Das Volk auf der Strasse // Van Dülmen, Richard (ред.). Dynamik der Tradition. Studien zur historischen Kulturforschung. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1992. C. 240-267.

60. Kautsky 1902 - Kautsky, K. Die Agrarfrage. Eine Übersicht über die Tendenzen der modernen Landwirtschaft und die Agrarpolitik der Sozialdemokratie. -Stuttgart: J.H.W. Dietz nachf. (g. m.b.h.), 1902. - 451 c.

61. Kinder, Hilgemann, Hergt 2010 - Kinder,H., Hilgemann, W., Hergt, М.(ред.) DTV-Atlas Weltgeschichte. Von den Anfängen bis zur Gegenwart. - München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2010. - 667 c.

62. Kleine 1999 - Kleine, R. Ohne Idealismus geht es nicht. Frauen in der Landwirtschaft zwischen Tradition und Moderne. - Waxmann: Münster; New York; München; Berlin, 1999. - 440 c.

63. Kofier, Stocker 1985 - Kofler, Т., Stocker O. Öko-Insel Österreich? Umweltpolitik auf dem Prüfstand. - Wien: Böhlau, 1985. - 208 c.

64. Köstlin 1982 - Köstlin, K. Folklorismus als Therapie? Volkskultur als Therapie? // Hörandner, E., Lunzer, H. (ред.). Folklorismus (= Neusiedler Konfrontationen 1).-Neusiedl, 1982. C. 129-145.

65. Köstlin 1984 - Köstlin, K. Die Wiederkehr der Volkskultur. Der neue Umgang mit einem alten Begriff// Ethnologia Europaea. Bd. 14, 1984, c. 25-31

66. Köstlin 1994 - Köstlin, K. Reisen, regionale Kultur und die Moderne. Wie Menschen modern wurden, das Reisen lernten und dabei die Region entdeckten // Tourismus und Regionalkultur. Referate der Österreichischen Volkskundetagung 1992

in Salzburg. Ред.: Pöttler, Burkhard. - Wien: Selbstverlag des Vereins für Volkskunde, 1994. C. 11-24.

67. Kröger 2006 - Kröger, M. Die Modernisierung der Landwirtschaft. Eine vergleichende Untersuchung der Agrarpolitik Deutschlands und Österreichs nach 1945. - Berlin: Logos Verlag, 2006. - 472 c.

68. Lange 1976 - Lange, T. Idyllische und exotische Sehnsucht. Formen bürgerlicher Nostalgie in der deutschen Literatur des 18. Jahrhunderts. - Kronberg: Scriptor Verlag, 1976. - 296 c.

69. Lanner 1996 - Lanner, S. Der Stolz der Bauern. - 1 Aufl. Wien: Ibera-Verlag, 1996.- 192 c.

70. Larcher, Vogel 2007 - Larcher, M., Vogel, S. Fördernde und hemmende Einflüsse auf Innovationen in Biobetrieben// Jahrbuch der Österreichischen Gesellschaft für Agrarökonomie, Band 17. - Wien: Facultas Verlag, 2007. C. 79-90.

71. Lashley et al. 2007- Lashley, C., Lynch, P, Morrison, A. Hospitality: An introduction // Lashley, C., Lynch, Р., Morrison, А. (ред.). Hospitality. A social Lens. -Amsterdam: Elsevier, 2007, C. 1-17.

72. Loo, Reijen 1992 -Van der Loo, H., Van Reijen, W. Modernisierung: Projekt und Paradox. München: DTV Deutscher Taschenbuch, 1992. - 311c.

73. MacCannell 1992 - MacCannell, D. Empty Meeting Ground: the Tourist Papers. - New York: Routledge, 1992. - 358 c.

74. Maxeiner, Miersch 2008 -Maxeiner D., Miersch M. Biokost & Ökokult. Welches Essen wirklich gut für uns und unsere Umwelt ist. - München: Piper, 2008. -238 c.

75. Moser 1962 - Moser, H. Vom Folklorismus in unserer Zeit // Zeitschrift für VK, JG 58, 1962. C.177-210.

76. Niederer 1993 - Niederer, A. Alpine Alltagskultur zwischen Beharrung und Wandel: ausgewählte Arbeiten aus den Jahren 1956 bis 1991. - Bern; Stuttgart; Wien: Haupt, 1993.-518 c.

77. O' Giollain 2000 - O' Giollain, D. Locating Irish Folklore: Tradition, Modernity, Identity. Cork University Press, 2000. - 228 с.

78. Percher, Kropf 2011 -Percher, P., Kropf, R., Green Hotels. 100 exklusive Reiseziele fur nachhaltige Erholung. Wien: Christian Brandstätter Verlag, 2011. - 192 c.

79. Peyer 1987 - Peyer, H. C. Von der Gastfreundschaft zum Gasthaus. Studien zur Gastlichkeit im Mittelalter. Schriften der Monumenta Germaniae Historica ; Bd. 31- Hannover: Hahnsche Buchhandlung, 1987. - 307 c.

80. Poppinga 1975 - Poppinga, O. Bauern und Politik. - Frankfurt am Main: Europäische Verlagsanstalt, 1975. - 337 c.

81. Posch 1976 - Posch, F. (ред.). Atlas zur Geschichte des steirischen Bauerntums. Bd.8 - Graz: Akademische Druck-u. Verlagsanstalt, 1976. - 250 c.

82. Sandgruber 2002 - Sandgruber, R. Die Landwirtschaft in der Wirtschaft -Menschen, Maschinen, Märkte // Geschichte der österreichischen Land- und Forstwirtschaft im 20. Jahrhundert. Regionen, Betriebe, Menschen, под ред. Ledermüller, F. - Wien: Carl Überreuter Verlag, 2002. - C. 191-407.

83. Sheringham, Daruwalla 2007 - Sheringham C., Daruwalla P. Transgressing Hospitality: Polarities and Disordered Relationships? // Lashley C., Lynch P., Morrison А. (ред.). Hospitality. A social Lens. - Amsterdam: Elsevier, 2007, C. 33-47.

84. Schumpeter 1987 - Schumpeter, J.A. Beitrage zur Sozialökonomik// Böhm, S. (ред.). Klassische Studien zur sozialwissenschaftlichen Theorie, Weltanschauungslehre und Wissenschaftsforschung, Bd.4. Wien: Böhlau.

85. Schmidt-Lauber 2003 - Schmidt-Lauber, B. Gemütlichkeit. Eine kulturwissenschaftliche Annäherung. Campus Verlag GmbH: Frankfurt am Main. 2003.

86. Sharpley, Sharpley 1997a - Sharpley R., Sharpley J. Rural tourism. An introduction. - Oxford: ITP, 1997 // (quoted after Whelan, Т. (ред.). Nature tourism: Managing for the environment. Washington DC: Island press, 1991, c. 26).

87. Sharpley, Sharpley 1997b - Sharpley R., Sharpley J. Rural tourism. An introduction. Oxford: ITP, 1997 // (quoted after Harrison, C., Driver, B. Countryside recreation in a changing society. London: TMS Partnership, 1991, c. 140).

88. Turner 1994 - Turner, B. Orientalism, Postmodernism and Globalism. -London: Routledge, 1994. - 228 c.

89. Urry 1990 - Urry, J. The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies. - London: Sage Publications, 1990. - 176 c.

90. Vogel 2005 - Vogel, S. Vision und Realität: die komplementäre Beziehung zwischen Agrarökonomie und Agrarsoziologie// Jahrbuch der Österreichischen Gesellschaft für Agrarökonomie, Band 10. - Wien: Facultas Verlag, 2005. C. 151-163.

91. Van Dülmen 2005 - Van Dülmen, R. Kultur und Alltag in der frühen Neuzeit. Dorf und Stadt .-16.-18. Jahrhundert. - München: C.H. Beck Verlag, 2005. - 373 c.

92. Vogel 2006 - Vogel, S. Farm succession patterns in Austria// Eastern European Countryside, 12/2006, Versita: Torun. C.68-78.

93. Vögel, Wiesinger 2003 - Vogel, S., Wiesinger, G. Zum Begriff des bäuerlichen Familienbetriebs im soziologischen Diskurs. - Österreichische Zeitschrift für Soziologie, 28(1), 2003. C. 55-76.

94. Walton 2000 - Walton, J. K. The hospitality trades: a social histoiy // Lashley C., Morrison А. (ред.). In search of hospitality. Theoretical perspectives and debates. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2000. C. 56-74.

3. Электронные ресурсы

95. Байбурин, Топорков 1990 - Байбурин А., Топорков А. У истоков этикета. - Ленинград: Наука, 1990. - 162 с. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/bayb).

96. «Гонт» 1969 - Гонт // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978 // (http://dic.academic.ru/).

97. Жизнь Фридриха Вильгельма Райффайзена - Отец Райффайзен// Жизнь Фридриха Вильгельма Райффайзена// История// О банке// Райффайзенбанк (http ://www.raiffeisen.ru/).

98. Монтандон 2004 - Монтандон А. Гостеприимство: этнографическая мечта // пер. Гальцева Е. // НЛО. 2004. № 65. (http://magazines.russ.ru/nlo/ 2004/65).

99. «Authentic» - Authentic // Merriam Webster Dictionary. (http://www.merriam-webster.com/dictionary/authentic).

100. Bayaty, Höbaus 2014 - Bayaty Р., Höbaus E. Lebensmitteln in Österreich. Zahlen-Daten-Fakten 2013. - Wien: Bundesministerium für Land- und Forstwirtschaft, Umwelt und Wasserwirtschaft, 2014. -51c. (bmlfuw.gv.at).

101. Betriebskennzahlen und beschäftigte 2005 - Betriebskennzahlen und beschäftigte, Statistik Austria, Agrarstrukturerhebung 2005 // Landwirtschaftskammer Österreich, (http: // www. Landwirtschaftskammer, at)

102. Bio-Agrarstatistik Österreich 2010 - Bio-Agrarstatistik Österreich 2010// Entwicklung der Bio-Betriebe, (http://www.bio-austria.at/startseite/statistik).

103. «Bio in Hülle und Fülle» - Bio in Hülle und Fülle // Green Packaging // Ja, natürlich, (www. janatuerlich.at).

104. Bruttoinlandsprodukt nach Wirtschaftssektoren, laufende Preise 10.06.2013 — Bruttoinlandsprodukt nach Wirtschaftssektoren, laufende Preise 10.06.2013// Statistik

Austria, Volkswirtschaftliche Gesamtrechnungen. Сформирована: 10.06.2013. ( http://www.statistik.at).

105. «Buschenschank» - Buschenschank// Lexikon// Buschenschank. (www.buschenschank.at).

106. Gesetz vom 14.März 1979 - Gesetz vom 14.März 1979 über den Ausschank von selbsterzeugtem Wein und Obstwein in Buschenschenken (Steiermärkisches Buschenschankgesetz 1979) // Landesrecht Steiermark// Landesrecht // Bundeskanzleramt Rechtsinformationssystem, (www. ris.bka.gv.at).

107. Entwicklung der Bio-Betriebe 2008 - Entwicklung der Bio-Betriebe, 2008// Bio-Austria. (http://www.bio-austria.at/startseite/statistik).

108. Erwerbstätige 15.05.2013 - Erwerbstätige // Statistik Austria, Сформирована: 15.05.2013. ( http://www.statistik.at).

109. «Hofformen» - Hofformen, AEIOU // Austria-Forum, das Wissensnetz, сформирована 28. 03 2014. (http://austria-forum.org/afAEIOU/Hofformen).

110. Land- und forstwirtschaftliche Betriebe 25.05.2012 - Land- und forstwirtschaftliche Betriebe und deren Gesamtfläche 1990, 1995, 1999, 2005, 2007 und 2010// Statistik Austria. Agrarstrukturerhebung. Сформирована: 25.05.2012. (http://www.statistik.at).

111. Land- und forstwirtschaftliche Betriebe mit Tourismus 26.06.12 - Land- und forstwirtschaftliche Betriebe mit Tourismus (Beherbergung) 1999 und 2010 nach Bundesländern // Statistik Austria, Agrarstrukturerhebung. Сформирована:

26.06.2012. (http://www.statistik.at).

112. ÖPUL Übersicht 29.05.2013 - ÖPUL Übersicht// Agrar-Umweltprogramm ÖPUL// Ländliche Entwicklung// Land// Lebensministerium, Сформирована:

29.05.2013. (www.lebensministerium.at).

113. Peyer 1983 - Peyer, H. C. Gastfreundschaft und kommerzielle Gastlichkeit im Mittelalter// Historisches Kolleg, Stiftung (ред.)// Schriften des Historischen Kollegs. Reports 3. - München: 1983. C.l-24. (http://www.historischeskolleg.de).

114. Richtlinien Erzeugung 01.03.2014 - Richtlinien Erzeugung Demeter Österreich. Zur Verwendung von Demeter, biodynamisch und damit in Verbindung stehenden Marken. - Österreichischer Demeter-Bund, 01.03.2014. (http://www.biologisch-dynamisch.at/richtlinien.html).

115. Schaliberger 1996 - Schallberger, P. Subsistenz und Markt. Bäuerliche Positionierungsleistungen unter veränderten Handlungsbedingungen. - Bern: Institut für Soziologie, Schriftenreihe Kultursoziologie, 1996. - 212 c. (www.peterschallberger.ch).

116. «Slow food» - Our Philosophy// Slow Food. (www. slowfood.com).

117. «Spar Natur Pur Bioprodukte» - Spar Natur Pur Bioprodukte // Spar Marken //Spar (www. spar.at).

118. «Unsere Marke» - Unsere Marke ist ein Zeichen geprüfter Qualität// Urlaub am Bauernhof, (www. urlaubambauernhof.at).

119. Verordnung Nr. 889/2008 - Verordnung (EG) Nr. 889/2008 der Kommission vom 5. September 2008 // Verordnungen //Amtsblatt der Europäischen Union, 18.09.2008. (www.lebenministerium.at).

120. «Zurück zum Ursprung» - Zurück zum Ursprung. (www. zuruekzumursprung.at).

Приложение!.Старинные крестьянские усадьбы

Рис.1

Рис.2.Нижний этаж, как правило, строили из камня, а верхний - из дерева.

Рис.3.Вокруг стен второго этажа проходит открытая галерея с деревянными перилами,

украшенными резьбой

Рис.4. Традиционный узор служит декоративным целям для прикрытия балок

Рис.5.Старинные печи, где пекут хлеб «по бабушкиным рецептам»

Рис.6. Гонт - деревянный кровельный материал в виде дощечек, имеющих клинообразное сечение - типичный вид кровли в крестьянских домах Штирии.

Рис.7.На кровлю, перпендикулярно направлению гонта, клали длинные балки, на которых, в свою очередь, лежали крупного размера камни. Они служили для укрепления крыши и защиты кровли. Вся эта сложная конструкция, как правило, держалась без гвоздей.

с.8,9.Столетний забор, построенный без единого гвоздя, считается достоянием усадьбы.

Рис.10. Изображение крестьянского хозяйства XIX в. на картине

Рис.1 1,12.С тилиз ация крест ьянск ого дома под стари ну

Рис. 13.Практически во всех домах встречаются голландские печи, к которым, как правило, присоединяются лавки, где испокон веков вся семья сидит за обедом. Нередко верхнюю поверхность печи используют в качестве полки, куда выставляются фотографии и предметы гордости семьи (кубки, медали).

Рис.14. Крестьянская усадьба в горах превращается в отель для туристов

Рис.15. Узоры и орнаменты в убранстве домов практически полностью соответствуют

традиционным

182 Рис.16

Приложение 3. Инновации в крестьянском хозяйстве

Рис. 17. Ультрафиолетовые лампы находятся в хлеву для дезинфекции помещения

Рис. 18.Рядом с хлевом стоит современный «молочный автомат», из которого, бросив 3 евро, можно получить пол-литра свежего коровьего молока.

/ 184 '¿z/

Приложение 4. Развитие био-хозяйств в Австрии (1970-2006гг.в )

о-

1970 1ЭВ0 1990 1991 1992 1993 1994 199S 1996 1997 1996 1999 2C0D 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Quelle: BIO AUSTRIA, BMLRJW, AKA

Ф BIO AUSTRIA 4ww.bo-austria.at

(Entwicklung der Bio-Betriebe 2008)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.