Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.03, кандидат культурол. наук Еременко, Евгений Дмитриевич

  • Еременко, Евгений Дмитриевич
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.03
  • Количество страниц 205
Еременко, Евгений Дмитриевич. Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.03 - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов. Санкт-Петербург. 2000. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Еременко, Евгений Дмитриевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I.

СПЕЦИФИКА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ.

I. Музей и аудиовизуальная коммуникация.

П. Развитие аудиовизуальной коммуникации в зарубежном музее.

Ш. Развитие аудиовизуальной коммуникации в отечественном музее.

ГЛАВА П.

ФОРМЫ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ.

I. Аудиовизуальные архивы и музеи аудиовизуального искусства.

П. Аудиовизуальная лаборатория музея.

III. Музейное воплощение аудиовизуальных проектов*.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере»

Актуальность исследования.

Причины, обусловившие возрастание значимости аудиовизуальных средств и каналов их применения в музее, связаны с общим процессом технического и культурного развития в XX веке. Под термином аудиовизуальная коммуникация музея подразумевается форма коммуникации, связанная с созданием, \ хранением и перемещением культурной информации посредством новейшей аудио-видео-мультимедийной техники. В течение последних двадцати лет мы являемся свидетелями бурного развития аудиовизуальной коммуникации во всех областях музейной сферы. Наиболее показательны тенденции "информационного взрыва" в 1990-е годы. В течение десятилетия музеи, особенно музеи России, обрели реальные пути приобщения к мировому культурному фонду, получили возможность оперативного и плодотворного профессионального сотрудничества. Сложившаяся аудиовизуальная коммуникация музеев является новой формой коммуникации в культурной сфере, став альтернативой традиционной вербально-письменной коммуникации.

XX рек предоставил человечеству самый выразительный на сегодняшний день исторический источник: аудиовизуальный артефакт культуры. Аудиовизуальная коммуникация музея складывается на основе аудиовизуальных артефактов и средств их демонстрации. Она представляет собой необъятный массив документов, произведений искусства, компиляций и мистификаций. Приобщение к мировой информационной системе приводит к тому, что музей выходит за пределы своих "стен", расширяет и обогащает контакты со школами, библиотеками, театрами, клубами, вузами. Повышается уровень экспозиционной выразительности, более универсальной и содержательной становится система музейного учета и каталогизации, расширяются профессиональные контакты. В начале XXI века аудиовизуальная коммуникация станет одной из доминирующих форм музейной деятельности. Поэтому изучение аудиовизуального культурного наследия и способов его сохранения и популяризации является одной из насущных проблем музейной работы.

Аудиовизуальная коммуникация, как результат использования специального оборудования, основывается на следующих видах технических средств,

Аудиальные средства: технологии, предполагающие работу со звуковым материалом.

Аудиовизуальные средства: технологии, демонстрирующие кинематографические, телевизионные и видео-материалы.

Мультимедийные средства: технологии, использующие возможности компьютерной (мультимедийной) интерпретации аудовизуального текста. Эти технологии формируются в результате слияния функций аудиальных, аудиовизуальных и компьютерных технологий. Складывающаяся в результате мультимедийная коммуникация имеет в музее следующие подвиды: компьютерный учет и каталогизация музейных фондов, презентация музея в электронных сетях и навигация в информационном пространстве, использование систем виртуальной реальности.

Практика музеев России показывает серьезное отставание в области аудиовизуальной коммуникации от уже сложившихся форм и методов в этой сфере среди зарубежных музеев. Дефицит аудиовизуальной коммуникации в музеях России назревал десятилетиями и обострился - особенно на зарубежном фоне - в 90-е годы, период всеобщей информатизации. Остается ощугимым дефицит методологических ориентиров, позволяющих музейным работникам и будущим специалистам - студентам музееведческих кафедр - включаться в процесс аудиовизуальной на мировом уровне.

Особую роль в развитии аудиовизуальной коммуникации отечественного музея способны оказать научно-технические музеи И, и в особенности, музеи аудиовизуального искусства. ".Кино никогда не отличалось особой бережливостью до отношению к своим творениям и цивилизованным отношением к своим творцам, - информирует Московский музей кино, - За столетие безвозвратно исчезли многие фильмы и несчетное количество сценариев, эскизов, фотографий, плакатов. Главная цель Музея ют о - сохранить документы кинокультуры, созданной мастерами отечественной и мировой кинематографии. чтобы кино не исчезло в социальных и технологических метаморфозах грядущего века. иначе нашим детям никогда не удастся понять своих дедов и отцов, не удастся заново оценить признанные некогда достижения."[1]

Поэтому данное исследование осуществлено для решения вопросов, в связи с которыми аудиовизуальная коммуникация в современном музее обрела особую актуальность:

Практический опыт аудиовизуальной коммуникации в российских музеях локален, им располагают лишь крупнейшие музейные центры;

- основная часть российских музеев в нынешних экономических условиях не имеет возможности радикально улучшить свою материально-техническую (в том числе аудиовизуальную) базу;

- отсутствуют устойчивые межмузейные аудиовизуальные контакты;

- в начальной стадии находится система создания, фиксации и трансляции музейной информации;

- методические материалы по использованию технических средств в музее ко второй половине 90-х годов устарели. Остается ощутимым дефицит методологических ориентиров, позволяющих музейным работникам и будущим специалистам - студентам музееведческих кафедр - включаться в процесс аудиовизуальной коммуникации на мировом уровне.

Хронологические рамки исследования.

Применение аудиовизуальных средств и материалов в музее стало возможно вскоре после появления электрических устройств, фиксирующих звук и движущееся изображение - то есть в последней четверти XIX века. Однако музеи относительно долгое время отторгали попытки активного внедрения в свою сферу аудиовизуальных устройств (как в качестве вспомогательных материалов, так и в виде экспонатов).

История развития аудиовизуальной коммуникации музея состоит из следующих этапов: а) "Период прообразов" (с древнейших времен до XVI века): театр теней, "ритуальные мистификации". б) "Период примитивов" (ХУ1-ХУШ): "Культура лантернизма". "Культура автоматов". Паноптикумы. в) Период изобретений (1832 - 1895): от изобретения фотографии до создания фонографа и киноаппарата. г) Период внедрения (первая половина XX века): попытки привлечений кино- и аудио-аппаратуры в музейную сферу. Формирование основ аудиовизуального хранения и экспонирования в музеях и архивах мира. д) Период адаптации (середина XX века - 80-е годы XX века). Выработка первых методологий и методик использования аудиовизуальных технологий и материалов. Преддверие "аудиовизуальной революции" в музейной сфере. е) "Аудиовизуальная революция" в музейной сфере. Прорыв информационных технологий во все области музейной деятельности. Возникновение новых направлений работы и переосмысление прежних установок в музейном деле.

Основные этапы развития аудиовизуальной сферы музея совпадают с ключевыми событиями в генезисе аудиовизуальной техники - изобретения фонографа, телефона и кинематографа, появления звука в кино и цветного киноизображения, расширения границ проекционного экрана, возникновения и развития телевидения, генезиса компьютерных технологий. Аудиовизуальная коммуникация музея в ее современном понимании складывались на протяжении первой половины XX столетия. Но оценивать применение аудиовизуальных средств в музее как сложившийся коммуникационный процесс, имеет смысл только в пределах последней трети XX века. Именно с 60-х годов аудиовизуальные средства сформировались в современный блок технологий: киноаппаратура, видеоаппаратура, телевидение, компьютер. С 70-х годов XX века музеи все активнее обращаются к средствам аудиовизуальной коммуникации в экспозиционной, фондовой и педагогической работе.

Технические изобретения XIX века (фотография - Н. Ньепс, О.Дагер, Таль-бот; фонозапись - Т.Эдисон и Дж. Диксон; кинематограф - Т.Эдисон, братья Люмьеры) послужили основой коммуникационных каналов, благодаря которым музей расширил свои научные и просветительские возможности. Однако коммуникационные свойства в аудиовизуальной сфере отечественного музея отчетливо проявились с заметным отставанием от музеев развитых стран: во второй половине 80-х - начале 90-х годов. Таким образом» стрем ительное развитие аудиовизуальной коммуникации в отечественном музее охватывает лишь последние десять лет, 90-е годы XX века. В целом же хронологические рамки исследования определены последним столетием: конец XIX - конец XX века.

Степень разработанности проблемы.

Первые исследования аудиовизуальной сферы музеев относятся к 20-30-м годам XX века, когда в экспозиционной и лекционной работе музеев начинают использовать киноматериалы и фонозаписи. Существенным подспорьем в работе музеев данного периода послужило активное развитие учреждений, призванных сохранять аудиовизуальное наследие: организуются многочисленные киноклубы, синематеки, аудиовизуальные хранилища. Открываются аудиовизуальные фонды в музеях. Помощь в формировании аудиовизуальных фондов оказывают первые кинодокументалисты, этнографы и исследователи биосферы (Ж.-И. Кусто, М. Мид, Р.Флаэрти), историки кино, кинематографисты и популяризаторы аудиовизуального наследия (А. Лакглуа, А. Лейда, А. Монтегю, Ж. Саду ль). В отечественной музейной печати 30-х годов появляются публмкиции, освещающие актуальность и перспективность аудиовизуальных средств в музейной работе

М.С. Ильковский, А. Мансуров, Р. Фрумкина, Н. Федоров-Давыдов). В годы войны и послевоенный период формирование аудиовизуальной коммуникации в отечественном музее замедлилось.

Лишь во второй половине 50-х годов и 60-х годах увеличивается число публикаций, в которых уделяется внимание аудиовизуальным средствам в музее и методике их применения (В. Козлов, А. Михайловская), сохранения аудиовизуального наследия в архивах (Е.М. Евграфов, Н.Д. Егорова, Л.Н., A.A. Кузин, И.Н. Кунтиков). По мере развития аудиовизуальных технологий в отечественной печати 70-х годов появляются отдельные статьи о применении в музейной сфере кино и телевидения (А. Васильев, А. Дмитиев, А. Пищулин).

В начале 80-х годов музейные специалисты разных стран - Й, Бенеш, Л.Бычкова, Ю.Гуральник, Д.Шусслер, Р.Чинхолл и другие - акцентируют внимание в своих работах на проблемах проектирования и реализации аудиовизуальной сферы музея.

Исследования в области аудиовизуальной коммуникации музея заметно активизировались в конце 80-х годов и особенно в 90-е годы. На сегодняшний день музеи мира располагают достаточно обширным опытом аудиовизуальной коммуникации. Этот опыт приобретенный в считанные годы, требует определенной дистанции для его осмысления. Ведущие зарубежные и отечественные музеологи и архивисты обращаются в своих работах к различным аспектам аудиовизуальной коммуникации, основываясь как на собственной эмпирике, так и на опыте коллег из смежных областей знания: информатики, культурологии, искусствоведения, психологии, педагогики.

Таким образом, теоретическим и эмпирическим материалом исследования выступили работы по следующим аспектам аудиовизуальной коммуникации музея:

-аудиовизуальные фонды музея {К.А. Наседкин, Д.Г.Перцев, М.Порк, Д. Синклер, М. Стокера, В.И.Трубников, Д.Шусслер).

-аудиовизуальные технологии в зарубежном музее (В.С.Бабенко, К.Зиглер, Д.Перкинс, Э.Пуа, Э.Роберте, Л.Уилл, Р.Чинхолл);

-информационные технологии в отечественном музее (А.Дремайлов, А.С.Дриккер, О.М.Киссель, С.Ю.Лесман, И.М.Музалевская, К.Наседкин, Л.Ноль, Д.Г.Перцев, С.В.Фокин, В.Н.Фомин, И Ю.Хургина, Я.А.Шер);

-организация и деятельность аудиовизуальных музеев (Н.Клейман, М. Ли Банди, А.Лойд-Джоунз, М.Порк, Д.Паини, Пак Сун Тай, Л.Хардкастл, Ю.Цивьян);

-работа аудиовизуальных архивов (Дж. Деннис, Р. Доделен, Е.М. Евграфов, Н.Д. Егорова, О.Клаус, Л.Н. Крюкова, A.A. Кузин, И.Н. Кунтиков, B.C. Листов);

- история и теория массовой коммуникации и аудиовизуальных искусств (И. А. Васильков, Дж.Лейда, В.С.Листов, А.Монтегю, Н.Зоркая, Ж. Саду ль, Ю.Цывьян, С.И.Юткевич );

-эстетика (Б.М.Галеев, С.Т.Махлина, Л.Г.Юлдашев);

-теория аудиовизуальной коммуникции (Г.Н.Вачнадзе, А.Дмитриев, С.М. Михалкович, Л.В. Петров);

-источниковедение (В.П.Грицкевич, Е.М.Евграфов, Л.Н.Пуипсарев, И. С. Фесуненко) ;

- аудиовизуальная коммуникация и информатизация в библиотечной сфере (Е.Ю.Гениева, К.Г.Озеров, Б.Семеновкер, Э.В.Станиславская).

Основной корпус публикаций составляют научные статьи музеологов, историков, культурологов. Количество монографий и отдельных изданий по интересующей нас основной теме - аудиовизуальной коммуникации в отечественной музейной сфере - крайне ограничено. Рассматриваемые статьи были опубликованы в 1930-1990-х годах в журналах "Советский музей", "Мир музея", "MUSEUM", "Советские архивы", "Вопросы архивоведения", "Вестник архивиста", "Искусство кино".

В 1990-е годы в музеях России проходят несколько важных отечественных и международных конференций, посвященных проблемам аудиовизуальной коммуникации в культурной и музейной сферах: "Компьютеризация в музе-ях"(Москва, 1996); "ADIT: Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие" (Санкт-Петербург: 1997; Иваново: 1998; Ярославль: 1999); "ИНТЕРНЕТ: Культура и образование" (Петербург, 1998); "Современное информационное пространство и его отражение в документах на "нетрадиционных" видах носителей" (Пермь, 1998); "EVA: Электронные изображения и визуальные искусства. Новые информационные технологии в сфере культуры" (Москва: 1998, 1999). Материалы данных конференций послужили базой для анализа аудиовизуальной коммуникации отечественного музея второй половины 1990-х годов.

Целью исследования является комплексное изучение специфики и форм аудио-визуальной коммуникации в музейной сфере.

Целевая установка определила следующие задачи: а) Рассмотреть феномен музея с точки зрения универсального культурно-информационного центра, разносторонне реализующего возможности своего аудиовизуального арсенала; б) охарактеризовать виды аудиовизуальных средств и материалов в современном музее; в) проследить этапы формирования и развития аудиовизуальной коммуникации музея в ее хронологическом развитии; г) проанализировать деятельность аудиовизуальных архивов и музеев аудиовизуального искусства, в работе которых аудиовизуальная коммуникация является доминирующей; д) разработать концепцию аудиовизуальной лаборатории, позволяющую каждому музею реализовать возможности аудиовизуальной коммуникации в фондовой, научно-исследовательской и учебно-просветительской работе; е) показать возможности аудиовизуальной коммуникации в экспозиционной работе музея.

Объектом исследования является музей, как научно-исследовательский и научно-просветительский центр.

Предметом исследования служат содержание, виды и формы аудиовизуальной коммуникации музеев.

Базой иееледовашм послужили материалы Музейной лаборатории Института Открытое Общество (Москва), Музея кино (Москва), Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики (Государственный Русский музей), Российского этнографического музея, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Центрального Государственного Архива Кинофогофонодокументов Санкт-ГТетербурга. В ходе исследования учитывался опыт развития аудиовизуальной коммуникации в музеях Центральной России (Владимирская, Ярославская, Ивановская, Нижегородская области).

Методологической остовой исследования является системный анализ, позволяющий рассматривать аудиовизуальную коммуникацию как комплекс уникальных информационных каналов в современной культуре, неотъемлемым институтом которой является музей. Важное значение в работе имели положения, изложенные в трудах С. Артановского, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Д. Камерона, Ю.М. Лотмана, М. Маклюэна, С.Т. Махлиной, М. Мид, Л.В. Петрова, Э.В. Соколова.

В процессе исследования автор обращался к работам ведущих музейных специалистов. Теорию и практику аудиовизуальной коммуникации зарубежного и отечественного музея рассматривают Й. Бенеш, В.Вахта и Н. Родионов, Л.Бычкова, Ю.Гуралышк, А.Дремайлов, В. Бабенко и С. Махлина, К.Наседкин, Л.Ноль, Д.Перцев, Ю.Пшцулин, Д.Шусслер и другие специалисты.

Специфика объекта исследования, поставленная цель и задачи, а также новизна проблемы обусловили необходимость следующих методов:

- Структурно-функционального анализа, рассматривающего аудиовизуальную коммуникацию музея как систему взаимосвязанных элементов;

- компаративного метода (сравнительно-исторический анализ в определенном временном интервале (преимущественно вторая половина XX века));

- динамического анализа (процедура исследования генезиса аудиовизуальной коммуникации );

- совмещения диахронического и синхронического методов (подход к анализу культуры, излагающий факты и события истории и культуры в хронологической последовательности);

- сравнительного анализа и непосредственного наблюдения, элементов страноведческого подхода, а также метода пилотажного исследования, с последующим составлением музейного медиасправочника; метода социологического опроса музейных посетителей и интервьюирования музейных сотрудников.

Научная новизна исследования обусловлена комплексным анализом феномена аудиовизуальной коммуникации музея:

Ш Проведено исследование моделей аудиовизуальной коммуникации музея и проведена их классификация их базовых технологий;

Ш прослежен генезис аудиовизуальной коммуникации в зарубежных и отечественных музеях и аудиовизуальных архивах на протяжении XX века;

Ш проанализированы формы аудиовизуальной коммуникации в экспозиционных, фондовых и экскурсионных аспектах;

Ш рассмотрены культурно-информационные каналы аудиовизуальной коммуникации музея и аудиовизуального архива;

Ш разработана модель аудиовизуальной лаборатории музея - медиатеки, и предложены методические рекомендации по использованию аудиовизуального потенциала музея, предназначенные для как для музейных работников, так и для будущих специалистов-музеологов.

Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации служат основой методической программы по вопросам теории и практики аудиовизуальной коммуникации в музейной сфере. Результаты исследования используются при чтении специального курса "Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере", предназначенного для студентов музеологической и экскурсоведческой специализаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Аудиовизуальная коммуникация музеев предполагает два вида моделей. Зарубежная модель имеет более богатую и разветвленную структуру, обусловленную общим ходом интенсивного внедрения передовых технологий. Отечественная модель нова, находится в стадии становления, технически ориентирована на зарубежную модель, но вместе с тем обладает особенностями, обусловленными традиционной спецификой российской музейной школы;

2) Генезис аудиовизуальной коммуникации в отечественном музее проходил менее интенсивно, чем за рубежом. Вследствие значительного отставания, уровень и формы реализации аудиовизуальных проектов в отечественном музее уступают зарубежному опыту, однако обладают новацией эксперимента;

3) Аудиовизуальные материалы и технические средства имеют ряд особенностей, обусловленных типом и профилем музея и архива. Аудиовизуальный источник, будучи включенным в экспозиционное пространство музея, приобретает информационные качества музейного предмета;

4) Аудиовизуальные музеи и архивы являются самыми эффективными центрами аудиовизуального хранения и экспонирования, они обладают взаимопроникновением функций, обусловленных спецификой этих учреждений. Киноклубы и киноархивы становятся основой для возникновения музеев аудиовизуального искусства. В подобных музеях аудиовизуальная коммуникация становится не только средством, но предметом их деятельности. Пионерами среди данных учреждений становятся музеи кино и эксплораториумы. Позитивной чертой их деятельности является мощный информационный потенциал, поскольку в структуру каждого музея кино и телевидения входит фильмотека, насчитывающая значительный массив аудиовизуальных источников. В ряде случаев аудиовизуальные архивы начинают совмещать функции фильмотеки и музея.

5) Сосредоточением информационных ресурсов музея является медиагека, включающая в себя ряд смежных функций: научной и творческой лаборатории, библиотеки, аудиовизуального архива, базы информационной навигации в киберпространстве, студии для проведения телеконференций по культурно-профессиональным контактам.

Апробация работы.

Результаты исследования нашли отражение в докладах на Всероссийском симпозиуме «Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры» (декабрь 1995, Санкт-Петербург), на заседании круглого стола «Новые технологии в музейном деле» (СПбГАК, март, 1996), на Всероссийских аспирантских конференциях (СПбГАК, апрель 1996,1998), на конференции преподавателей СПбГАК «Проблемы высшего образования в вузах России» (март 1998, СПбГАК), на заседании сектора культурологии Института Открытое Общество (март 1998, Москва), на международной конференции "ЕУА'98: Новые информационные технологии в сфере культуры "(октябрь 1998, Москва), в подготовке учебных программ Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Справочный аппарат включает библиографический список и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», Еременко, Евгений Дмитриевич

выводы:

1) Аудиовизуальная коммуникация является специфической формой музейной коммуникации, позволяющей музею своевременно и эффективно решать фондовые, экспозиционные, научно-исследовательские и учебно-просветительские задачи.

2) Аудиовизуальная коммуникация в музейной и архивной сферах формируется на протяжении всего XX века. Этот процесс сложен, в региональных, социальных, идеологических и экономических условиях реализуется с различной степенью интенсивности.

3) Аудиовизуальные средства и материалы имеют ряд особенностей в их применении. Как правило, это обусловлено типом и профилем музея, а также конкретными задачами, которые ставит перед собой музейный коллектив.

4) Аудиовизуальные музеи и архивы являются самыми эффективными центрами аудиовизуального хранения и экспонирования. Они обладают взаимопроникновением функций, обусловленных спецификой этих учреждений.

5) Аудиовизуальный материал, как культурный и исторический источник, будучи введенным в экспозиционное пространство музея, приобретает информационные качества музейного предмета.

Одними из первых результатов исследования аудиовизуальной коммуникации в музейной сфере являются Щ программа спецкурса "Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере", предназначенная для обучения студентов кафедры музееведения Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры; Щ электронный справочник "Страны мира: аудиовизуальное хранение, экспонирование, популяризация", созданный на базе кафедры музееведения СПбГУКиИ. Информация о путях развития аудиовизуальной коммуникации в музеях мира пополняется данными о деятельности традиционных музеев, музеев аудиовизуального искусства, а также о работе синематеках и других аудиовизуальных архивов в странах Европы, Америки, Азии, Океании. Составлена библиография важнейших публикаций по проблемам аудиовизуальной коммуникации в музейной сфере. Формируется медиафонд кафедры музееведения, в основу которого входят видеоприложения к дипломным работам, а также искусствоведческие, учебные, игровые видеоматериалы и СБ-КОМы.

Среди оперативных мер по развитию аудиовизуальной коммуникации отечественного музея следует акцентировать внимание на более активном освоении таких форм работы, как

- обслуживание технологий нанесения и считывания штрих-кодов, сканирования, цифрового фотографирования, адаптации видеоизображения к мультиме-диа-изображению;

- подключение музеев к сети Интернет, располагающей неограниченными информационными ресурсами и позволяющей наладить широкие профессиональные контакты;

- более активное вовлечение посетителей в аудиовизуальную сферу музея, неизмеримо расширяющую кругозор людей за счет яркой выразительности и доступности аудиовизуальных материалов.

- реализация проектов аудиовизуальных лабораторий; при этом музеи должны активно использовать опыт и консультации, которые могут предоставить следующие музейные центры: Музейная Лаборатория Центра Современного Искусства Сороса; Московский музей кино; Аудиовизуальная лаборатория Новгородского объединенного музея-заповедника; Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики (Государственный Русский музей), Общество Виртуальной Реальности (Санкт-Петербург).

Создание аудиовизуальной лаборатории позволит каждому музею эффективно использовать корпус своих аудиовизуальных технологий и материалов. Базу аудиовизуальной лаборатории должен составлять квалифицированно обслуживаемый парк аудиовизуальных технологий, используемых в фондовой, научно-исследовательской, экспозиционной, экскурсионной, лекционной и релаксационной сферах музея.

Только в условиях полного технического обеспечения возможно эффективное профессиональное обучение основам обслуживания аудиовизуальных технологий и создания аудиовизуальной продукции по музейной тематике. Данный аспект должен осуществляться на двух уровнях: высшем - для музееведов, работающих с аудиовизуальными технологиями, и среднем ("общеобразовательном") - для музейных работников, не связанных напрямую с аудиовизуальной техникой и формами их применения в музейной сфере. Два этих уровня должны соединить наиболее лучшие формы обучения, чтобы получить универсальный курс обучения будущих специалистов музейного дела - студентов музееведческих кафедр.

Исследование показало, что аудиовизуальные средства будут действительно полезны в музее только в том случае, когда оборудование работает исправно, без искажений и помех, а в обслуживании достаточно доступно. Иначе использование новейшей техники приведет лишь к негативному эффекту, дискредитируя саму идею аудиовизуальной сферы музея. Быстрая архаизация аудиовизуальных технологий в музее и методик по их обслуживанию - наиболее уязвимое место технического и научного аспектов в изучении аудиовизуальной коммуникации. Однако проделанная работа является необходимым этапом, точкой отсчета, которая должна способствовать дальнейшему теоретическому и практическому изучению аудиовизуальной сферы отечественного музея.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Видеописьмо Кеннета Хадсона участникам Первой Красноярской Музейной биеннале в декабре 1995г./ Каталог биеннале. - Красноярск, 1995. - С. 28-31.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Еременко, Евгений Дмитриевич, 2000 год

1. Автоматы в музеях: "андроиды" . Интервью журнала MUSEUM с Б.Сажнером// MUSEUM, 1992. - №172. - С.13-17.

2. Аза Э. Французской синематеке 60 лет//Label Franse. 1996. - №26. -С.48.

3. Александр Алексеев. Материалы к выставке графики и ретроспективе фильмов в рамках XIX Московского международного кинофестиваля. Июль 1995/Сост. Б. Павлов, Дж. Манн. М.: Музей кино, 1995. - 48с.

4. Александров Е.В. Мультимедийная технология и актуализация аудиовизуальных фондов //Вестник архивиста. 1994. - №4. - С. 31-34.

5. Анашкин А., Ноль Л., Сидоров И. Наши помощники компьютеры. Использование ЭВМ в музеях// Советский музей. - 1986. - №1. - С.30-31.

6. Андреева И.А. Информатизация в музее российской провинции: проблемы и решения/EVA'98: Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. - С.4-7-1 - 4-7-6.

7. Андрей Петров: "Не бояться рисковать!" Беседу с композитором ведет Е.Цымбал// Советский музей. 1988. - №1. - С.41-45.

8. Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма.- М.: Искусство, 1980. 423с.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392с.

10. Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Из-во иностранной литературы, 1960.- 206с.

11. И. Артановский С. На перекрестке идей и цивилизаций. Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб.: СПбГАК, 1994. - 224с.

12. Бабенко B.C. О музеях Мельбурна//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры. Т.147. СПб.: СПбГАК, 1997. - С.322-327.

13. Бабенко В. Электронные музеи. Источники эелектронных экспозиций//ИНТЕРНЕТ: культура и образование. СПб.: СПбГАК, 1998. - С.57л

14. Баликчи А. Этнографические фильмы и музеи: история и перспективы // Museum. 1985. - №1. - С. 15-24.

15. Бахта В.М., Родионов Н.И. О некоторых условиях и принципах применения аудиовизуальных средств в музеях/ Труды Государственного Исторического музея. Вып.59. М., 1984. - С.134-144.

16. Бенеш Й. Использование в музеях аудио-визуальных средств//Museum. -1982. №3. - С.48-51.

17. Б еньямин В. Произведение" искусства в эпаа£ технической Киноведческие, записки. 1989. -n- 2. - С. 15i- 1? 3.

18. Библер В. Культура. Диалог культур// Вопросы философии. 1989.- №6.-С. 31- 42.

19. Бирман Д. Автоматизация будущего//MUSEUM. 1994. - №3 (181). - с.38-41.

20. Бобров С. Машина времени Боба Атчинсона// Мир Internet. 1997. - №5. - С. 18-19.

21. Богатое Б.Н., Фесуненко И.С. Учебное пособие "Кинофотофоноархивы" //Вопросы архивоведения. 1962. - №1. - С.117-119.

22. Братусер Н.В., Куйбышев Л.А. Организационно-социальные проблемы развития и использования новейших информационных технологий в сфере культуры и образования и возможные пути их решения/EVA'98: Мосада. -М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. С. 1-2-1 - 1-2-7.

23. Браккер H., Куйбышев Л. Электронные изображения и новые информационные технологии в музеях России/Государственный Дарвиновский музей. Сб. докладов Всероссийской конференции "Компьютеризация в музеях" (9-12 апреля 1996 года). М.,1997. - С.38-48.

24. Бронников В.А. Виртуальные музейные коллекции: из опыта создания Web-cepBepa Кунсткамеры// ИНТЕРНЕТ: культура и образование,- СПб.: СПбГАК, 1998. С.55-56.

25. Бунюэль о Бунюэле /Пер. с франц./ Предисл. К. Долгова. М.: Радуга, 1989. - 384с.

26. Бурле А. Франция: роль коммуникации и информации// MUSEUM. 1993. - №176. - С. 18-23.

27. Бычкова Л.С. Техника и современное музейное дело//Музееведение: Искусство музейной экспозиции и тех. оснащение музеев. Сб.НИИК. М., 1985. - С.9-27.

28. Василевнч А., Молотков Л. Учебно-демонстрационный центр: демонстрация международной системы научной и технической информации STN International// Информационные ресурсы России. 1994. - №3. - С.22-26.

29. Васильев В, Делаем фильм!//Советский музей. 1985. - №4. - С. 18-19.

30. Васильева Т.И. Технические средства в художественно-зрелищном мероприятии, СПб.:СПбГАК, 1992. - 83с.

31. Васильков И.А. Искусство кинопопуляризации. Очерки науч.-поп. кино. -М.: Искусство, 1982. 350с.

32. Васькина Т. Преподавание новых информационных технологий специалистам музейного дела: опыт школы Лувра (Париж, Франция) глазами ее ученицы/АД^Т'98. Иваново. Иваново, 1998. - С. 6-7.

33. Вачцрдзе J^Ji. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации их , техника, бизнес, политика, - Тбилиси.: Ганатлеба, 1989. -672с.

34. В.В.Стасов о кинематографии/Публикация А.Шифмана. Искусство кино. -1957. - №3. - С.127-128.

35. Волков Л.П. Улучшить сохранность кинофотофонодокументов// Вопросы архивоведения. 1962. - №2. - С.60-61.

36. Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона. М.: Искусство, 1964. - 256с.

37. Всеобщая декларация прав человека. 45-я годовщина 1948-1993 гг. - М., 1994. - 153с.

38. Галеев Б. Человек, искусство, техника. Проблема синестезии в искусстве. -Казань, Казанский университет, 1987. 264с.

39. Галеев Б. "Лаокоон" XX века, или эстетическое обогащение системы видов искусства/Эстетическая культура в условиях НТП: Сб. науч.тр. Свердловск: УрГУ, С.90-99.

40. Гедрович Ф.А. Об опыте формирования фонда аудиовизуальных документов в странах ближнего зарубежья//Вестник архивиста. 1994. - №4.

41. Гениева Е. Что такое Интернет?//Библиотека. 1996. - №5. - С.44-47.

42. Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М.:Искусство, 1963. - 405с.

43. Гнедовский М.Б. Время больших проектов//Мир музея. 1996. - №5.

44. Грекова А. К основным проблемам музееведения/Музееведение. Музеи мира. М., 1991. - С.27-38.

45. Григорян Г., Кожина Л.М. Вклад научно-технических музеев в сохранение культурного наследия // Museum ( UNESCO). 1991. - №168/169. - С. 110-116.

46. Гуральник Ю.У. О комплектовании, учете и хранении кинофономатериала в музее/ Актуальные проблемы фондовой работы музеев. Труды 90. НИИ Культуры МК РСФСР. М.,1980, С.67-81.

47. Гуральник Ю. Практика и перспективы использования в музеях аудиовизуальной техники// Искусство музейной экспозиции. Сб. НИИК. М., 1982. - С. 87-92.

48. Гуральник Ю. Памятник истории и культуры в визуальном пространстве музея //EVA'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. - С.10-5-1 - 10-5-3.

49. Данилов В. Эксплораториум в Сан-Франциско//MUSEUM. 1990. - №1. -С.29.

50. Дедков И. Навстречу большим экранам//Stereo&Video. 1995. - №10. -С.85-88.

51. Декросс А., Ландри Ж., Натали Ж.П. Постоянные экспозиции в Городе науки и техники Ла Виллет: Экснлора//Museum. 1987, - №155. - С.49-66.

52. Демиденко Ю.Б. Музеи Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 1994. - 244с.

53. Деннис Дж. Хранители сокровищ: архив движущихся изображений в Ао-теароа( Новая Зеландия )//Museum. 1995. - №184. - С.8-10.

54. Динамика социальных функций музеев различных профилей в современных условиях. Научные рекомендации для аспирантов / Сост. Д.А. Равико-вич. М., 1986. - 84с.

55. Дмитриев А. Джоконда в каждой квартире//Радио. 1976. - № 1. - С.12-13.

56. Дмитриев В. Гоефильмофонд Российской федерации//Museum. 1995. - № 184. - С. 16-20.

57. Доделен Р. Международная федерация киноархивов: "Организация Объединенных Наций по вопросам движущихся изображений"// Museum. 1995. -№ 184. - С. 37-38.

58. Доклад, подготовленный Американской комиссией по музеям будущего / / Информ. Бюлл. Сов. ком. ИКОМ. 1989. - №3. - С. 1-78.

59. Дремайлов А. Российская реть национального наследия: цели, задачи, сред-ства/АДИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. - С.6-10.

60. Дремайлов А. Электронные каталоги// Мир музея. 1996. - №4. - С. 20-23.

61. Дремайлов А.В , Когон Е.А. Компьютерный Музейный Фестиваль Мировое Культурное Наследие на Вашем домашнем компьютере / EVA' 98 Москва. - М. Центр ПИК- ГТГ, 1998. - С.3-1-1 - 3-1-2.

62. Дриккер А.С. Новый музей в пространстве информационных сетей/АДИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. - С. 10-11.

63. Дриккер А.С., Каратеев В.Н., Янченко С.А. Опыт компьютеризации учет-но-хранительской и научно-фондовой работы в Государственном Русском Музее/ГДМ. М.,1997. - С.49-54.

64. Евграфов Е.М. Кинофотодокументы как исторический источник/ Автореферат диссертации. М., 1973. - 21с.

65. EVA'99: Москва. Новые информационные технологии и всемирное культурное наследие в новом тысячелетии. Материалы конференции. 25-29 октября 1999 г. М.: Центр ПИК - ГТГ, 1999. - 10-9-2.

66. Зархи Н. Киновернисаж-88// Искусство кино. 1989. - №7. - С. 108-116.

67. Златоустова В.И. Государственная политика в области музейного дела (1945-1985 гг.)/Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.). Сб. научных трудов/НИИ культуры. М.,1991. -С.226-298.

68. Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М.:Наука, 1976. - 297с.

69. Зоркая Н. Уникальное и тиражированное: Средства массовой информации и репродуцированное искусство. М., 1981. - 167 с.

70. Зоркая Н. Фольклор. Лубок. Экран, М.: Искусство, 1994. - 239с.

71. Игнатьев М.Б., Никитин A.B., Решетникова H.H. Компьютерные технологии в искусстве и средствах массовой информации новое направление в образовании и науке//EVA'98. - М., 1998. - С.9-5-4.

72. Иконникова С.Н. ИНТЕРНЕТ: интеллектуальный и эмоциональный ресурс личности/ИНТЕРНЕТ: культура и образование. СПб.: СПбГАК, 1998. - С.9-10.

73. Ильковский М.С. Агитавтомобиль на службу культурному строительству// Советский музей. 1932. - №3. - С.85-88.

74. Йонас Мекас: "Что будет дальше еще не решил". Интервью ведет Анжелика Артюх. Американское кино вне Голливуда.// Искусство кино. - 1996.- №11. С.52-57.

75. Каган М.С. Музей в системе культуры//Вопросы искусствознания. 1994.-т- /

76. Каган М. О месте фотографии в современной культуре//Советское фото.- 1978. №4. - С.30-31.

77. Каган М. Художественная деятельность как информационная система//Искусство кино. 1975. - №12. - С.99-121.

78. Каретникова H.H. К вопросу об использовании фотодокументов как источника в спецкурсах по истории культуры/Методологические проблемы исследования истории культуры. Сб. науч. трудов. Л.:ЛГИК, 1982. - С. 162-165.

79. Карнаухов В.Н., Мерздляков Н.С., Миллер Б.М., Рубанов Л.И. Цифровые архивы рукописей и фотодокументов: технологии разработки и опыт создания/Е УА'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. - С. 5-1-1 - 5-1-10.

80. Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие ( XVIII-XX )/Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (ХУШ-ХХ вв.). Сб. научных тр./НИИ культуры, -М.,1991. С.8-95.

81. Кинематограф зарубежных стран. Справочно-информационный сборник. Авторский коллектив НИИ Кино; Под ред. Г. 11. Компаниченко. М., 1996. -212с.

82. Кино на службе музеев и памятников искусства// Советский музей. -1935.-№ 3. С.99-101.

83. Кинословарь/ П/р С. Юткевича, в 2-х томах. М.: Советская Энциклопедия, 1966-70, 1 том - 976стлбц. с илл., том - 1424 стлбц. с илл.

84. Кинословарь / П/р С. Юткевича. М.: Советская Энциклопедия, 1987. -640с.

85. Кисе лис В. От Дагера до наших дней//Советский музей. 1988. - №1. -С. 37-40

86. Киссель О.М. Виртуальный музей в школе и дома: опыт разработки ГРМ мультимедийных образовательных программ"/ АД ИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. - С.61-62.

87. Киссель О. Музейный посетитель и современные образовательные технологии. Опыт Государственного Русского музея/ЕУА'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. - С.3-2-1 - 3-2-4.

88. Кобелькова Л.А. Действительное и возможное в комплектовании государственных архивов аудиовизуальными документами//Вестник архивиста. -1994. №4. - С. 18-20.

89. Кобелькова Л.Из опыта автоматизации информационных процессов в госархивах кинофотофонодокументов//Вестник архивиста. 1994. - №4. - С.51-54.

90. Козлов Г. Применение технических средств в воспитательной работе Политехнического музея. М., 1968. - 10с.

91. Колупаева A.C. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации в контексте создания Российской сети культурного наследия//АДИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. - С. 12-15.

92. Коляда В.А. Современные проблемы фоноархивистикн//Вестник архивиста.- 1994. №4.- С. 10-11.

93. Компьютеризация музеев зарубежных стран. Материально-техническое оснащение учреждений культуры: Экспресс-информ, 1990. - Вып.П. - 28с.

94. Кондратьев В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования/ Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей.- М., 1985. С.6.

95. Кощеева ЕЛ., Лошак Ю.М., Тумин М.Я. КАМИС 2000: переосмысливая заново/АДИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. - С.40-41.

96. Кощеева Е.Л., Кудрявцев Л.Е., Лошак Ю.М. КАМИС 3.0: От накопления информации в музейных базах - к производству мультимедийных и полиграфических изданий/EVA'98 Москва. - М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. -С.3-6-1 - 3-6-7.

97. Кощеева Е.Л., Лошак Ю. М., Тумин М.Я. Комплексная автоматизированная музейная система "KAMHC"/EVA'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. -С.3-7-1 - 3-7-13.

98. Кощеева Е., Лошак Ю. Комплексная автоматизированная музейная информационная система "КАМИС 2.6" опыт разработки и внедрения в 15 музеях России/ГДМ. - М.,1997. - С.63-72.

99. Крайнер E.H. Историко-культурное просвещение средствами художественно-образного воздействия (на материалах работы учреждении культуры Ивановской области)/Автореферат диссертации на соиск. учен, степени канд. пед. Наук. СПб.: СПбГАК, 1999. - 17с.

100. Юб.Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. 424с.

101. Краткий словарь музейных терминов/Сост. А.Б. Закс, Д.А.Равикович, A.M. Разгон. М.: НИИ Культуры, 1974. - 97с.

102. Ю8.Кривошеин Л. Н-, Фесуненко И. С. Об использовании кинофотофонодоку-ментов (методика и опыт) / /Вопросы архивоведения. 1963. - №1. - С. 25-35.

103. Кривцун O.A. Эстетика: учебник. М.: Аспект-Пресс, 1998. - 430с.

104. Куйбышев Л.А., Браккер Н.В. Организационно-социальные проблемы развития и использования новейших информационных технологий в сфере культуры и образования и возможные пути их решения/EVA'98: Москва. -М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. С. 1-2-1 - 1-2-7.

105. ИЗ.Кузин A.A. Кинофотофоноархииы. Учебное пособие. Под ред. К.Г. Митяева. М. МГИАМИ, 1960. - 264с.

106. Кузин А., Рошаль Л.М. Кинофотофоноархивы. Учебное пособие. М.: МГИАМИ, 1982. - 63с.

107. Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941 гг./Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.). Сб. научных тр./НИИ культуры. М.,1991. - С.96-172.

108. Иб.Куклинова И.А. История музейного дела во Франции (XIV-XIX века) /Диссертация на соиск. ученой степени кандидата культурологических наук. СПб.:СПбГАК, 1999. - 229с.

109. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. -640с.

110. И8.Культурология. Энциклопедический словарь/ Сост. Хоруженко K.M. Рос-гов-на-Дону, 1998. - 523с.

111. И9.Кунтиков И.Н. Кинофотофонодокументы в научных исследованиях// Вопросы архивоведения. -1962. №2. - С.55-59.

112. Лебедев A.B. Информационные технологии в контексте гуманитарного зна-ния/АДИТ'99: Ярославль, 17-21 мая 1999 года. Тезисы докладов. Ярославль, 1999. - С. 15-17.

113. Лебедев А. Художественные музеи России в Интернет. Итоги и перспекти-вы/ЕУА'98: Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. - С.3-4-1 - 3-4-4.

114. Лейда Дж. Из фильмов в фильмы/ Пер. с англ. Д.Ф.Соколовой. М.: Искусство, 1966. - 187с.

115. Лесман Ю.М. Структура описания произведений станкового изобразительного искусства//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры. Т. 147. СПб.: СПбГАК, 1997. - С.139-188.

116. Ли Банди М. MOMA: первый музей кино в США// MUSEUM. № 184. - С. 26-31.

117. Лойд-Джоунз А. Рисуя светом// Англия. 1989. - № 3. - С.44-53.

118. Лоиатников Л. Не бойтесь трогать экспонаты// Неделя. 1987. - №46. -С.7.

119. Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Т. Диалог с экраном. Таллинн.: Александра, 1994. - 216с.

120. Лившиц Л.Я. Страницы Школьного центра на сайте Государственного Эрмитажа. Первые шаги// ИНТЕРНЕТ: культура и образование. СПб.: СПбГАК, 1998. - С.63-66.

121. Люга А. Дневники перемещенного лица//Сеанс. 1992. - №5. - С.37-38.

122. Магидов В.М. Аудиовизуальные и научно-технические архивы: проблемы подготовки специалистов//Вестник архивиста. 1994. - №4. - С.77-78.

123. Магидов В. Новые подходы к комплектованию федеральных архивов аудиовизуальными и научно-техническими документами//Вестник архивиста. -1994. №4. - С.7-9.

124. Малик М. Аудио-визуальное воспитание взрослых// MUSEUM. 1983. -№3. - С.25-26.

125. Майринк Г. Избранное. В 2-х томах.Т.2. Киев.: "Ф1ТА. Лтд", 1994. -541с.

126. Маклюэн М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека //Искусство кино. 1994. - №2. - С.67-74.

127. Маневич Г.М. Создание сети по национальному наследию: опыт зарубежных проектов"//АДИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. - С.30-33.

128. Мансуров A.A. Библиография литературы по музейной технике// Советский музей. 1935. - №3. - С. 118-121.

129. Мансуров А. Об использовании света и цвета в музеях: (Обзор спец. литературы)// Советский музей. 1935. - №3. - С.108-109.

130. Маривин М.М. Электронные музейные экспозиции. Могут ли они повлиять на развитие туризма?//Туристские фирмы, Вып. 14. Научно-методические материалы по международному туризму. Спб. :ОЛБИС, 1997, С.39-42.

131. Марков В. Голография в музее: почему бы не использовать в музее трехмерное изображение?// MUSEUM. 1992. - № 173-174. - С. 18-25.

132. Махлина С. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995, - 216с.

133. Махлина С.Т., Ляшенко Т.В. Предисловие к сборнику докладов на конференции "Интернет: культура и образование"/ Интернет: культура и образование. СПб.: СПбГАК, 1998. - С.3-5.

134. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева. Сост. и послесловие И.С.Кона. М: Наука, 1988. -429с.

135. Михайлов В. П. История организации кино-фото-доку ментальных материалов в государственных архивах СССР (1917-1941). Автореферат дисс. На соискание учен. Степени кандидата ист. наук. М., 1955. - 16с.

136. Михайловская А. И. Архитектурно-художественное решение экспозиций и применение аудиовизуальных средств в музее. М.: Информационный центр по проблемам культуры и искусства. - 1978. - 48с.

137. Михайловская А. Музейная экспозиция (организация и техника). Под ред. проф. Ф.Н.Петрова и проф. К.Г. Митяева. Изд. 2-е, дои. М.: Советская Россия, - 1964. - 518с.

138. Михайловская А. Организация и техника музейной экспозиции/Под ред. проф. Ф.Н.Петрова и К.Г.Митяева. М.: Госкультпросветиздат, 1951. - 214с.

139. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. -М.: Наука, 1986. 223с.

140. Мозаика кинокультуры. Опыт экспонирования коллекций Музея кино. Каталог фондовой выставки Музея кино. Декабрь 1995 июнь 1996/Сост. Г.Н.Гамалея. - М.: Музей кино, 1996. - 48с.

141. Молева Н. От Висконти до Сфорца//Мир музея. 1995. - №1. - С.64-71.

142. Мосолов А.А. При дворе последнего императора. М.:Анкор,1993. - 286 с.

143. Музееведение. Музеи исторического профиля/ Под ред. К.Г.Левыкина и В.Хербста. М.:Высшая школа,1988. - 431с.

144. Музеи мира. Аннотированная библиография зарубежных справочных изданий / Сост. З.С. Бутаева. М., 1987. - 50с.

145. Музей кино. Апрель, 1989 год. М.: ВТПО «Киноцентр», 1989. - 48с.

146. Наседкин К. Сервер Музеи России//ИНТЕРНЕТ: культура и образование. Материалы международной конференции 20-21 февраля 1998 г. СПб.: СПбГАК, 1998. - С.51-54.

147. Наседкин К. Сервер Музеи России WWW.museum.ru первое звено сети культурного наследия России. /EVA'98: Москва - М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. - С.3-5-1 - 3-5-3.

148. Наседкин К. Сеть Культурного Наследия "Музеи России"/АД ИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. - С. 17-28.

149. Никишин H.A. Некоторые непредвиденные перспективы внедрения информационных технологий в региональных музеях/АД ИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. - С.98-101.

150. Никольский И. В коллекции звуки/Мир музея. - 1993. - №2. - С. 19-20.

151. Ноль Л. Компьютерное образование музейных специалистов/EVA'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. - С.3-3-1 - 3-3-10.

152. Обращение в защиту между народного кинематографического наследия, памяти двадцатого столетия генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора// Museum. 1995. - № 2 (184). - С.4.

153. Озеров К.Г. Информационно-образовательная деятельность библиотечных медиа центров в школах США/ Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПбГАК, 1996. - 122с.

154. Окладникова Е.А. Электронный кадастр этнографических предметов и проблема бессрочного хранения информации"/АДИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. - С.47-52.

155. Окладникова Е. Проект "Электронный кадастр этнографических предметов американского отдела MA3"/EVA'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. - С.4-3-1 - 4-3-4.

156. Ольшанский Д.В. Разработка музейных сайтов/АД ИТ'99: Ярославль. Ярославль, 1999. - С.82-84.

157. Паини Д. "Дом коллективной мечты"//MUSEUM. №184. - С.11-13.

158. Пак Сун Тан. Внимание к хранению: Национальный киноархив Корейской Народно-Демократической республики// MUSEUM. 1995. - № 184. - С. 14-15.

159. Перкинс Д. Компьютеризация: начиная с нуля//MUSEUM. 1994. - №3. -С. 7-11.

160. Перцев Д. Г. Мультимедиа в художественном музее//Компьютер-пресс. -1995. № 2. - С.В-10-35.

161. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура (История, теория, методология). Диссертация на соискание ученой степени доктора фил. наук. -Л.:ЛГИК, 1991. 400с.

162. Петров Л. Массовая коммуникация и искусство: Спецкурс. Л., 1976. - 159с.

163. Пищулин Ю.П. Генеральная конференция ИКОМ//Мир музея. 1993. -№2. - С.62-64.

164. Пищулин Ю. Зеркало Тарковского//Мир музея, 1997, №5, С. 54-59.

165. Полтовская И.Л. Нетрадиционные документы как объект учета в текущей национальной библиографии (грампластинки, фильмы)/Проблемы национальной библиографии: Сб. науч. тр. Л.: БАН, 1990. - С.66-87.

166. Порк М. МОМИ реальность киногрез// Советская культура. - 1989. - 28 марта. - С.6.

167. Правдина М.Б. Комплексная автоматизированная музейная информационная система в фондах музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме: из опыта работы пользователя/ADIT'98. Иваново. Иваново, 1998. - С.35.

168. Размышления Web-дилетанта: Александр Житинский/Мир Internet. 1996. -№2. - С.48-53.

169. Российский Государственный Архив кинофотодокументов/Автор-составитель Баталин В.Н. М., 1994. - 24с.

170. Рошаль Л.М. О государственном хранении кино-фото-фонодокументов//Советские архивы. 1967. - №2. - С.76-80.

171. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. -624с.

172. Саду ль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней/Пер. с фр. М.К.Левиной. М.: Иностранная литература, 1957. - 463с.

173. Свириденко Ю. Как готовить кадры музейных специалистов//Советский музей. 1988. - №12. - С. 12.

174. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник /Ред. коллегия: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. М.: Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1992. - 687с.

175. Се диванов Н.Л. Виртуальные тренажеры для художественного проектирования/EVA'98 Москва. М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. - С.7-6-1 - 7-6-5.

176. Сергеенко B.C., Станиславская Э.В. Использование аудиовизуальных средств в библиотеке. Учебное пособие для студентов института культуры по курсу "Технические средства в библиотечной работе". Л.: ЛГИК, 1983. - 86с.

177. Серов К.В., Родендорф К.Ю. Разработка, внедрение и использование системы "КАМИС" в Государственной Третьяковской галерее/EVA'98 Москва. -М.: Центр ПИК- ГТГ, 1998. С.4-1-1 - 4-1-10.

178. Сиропова Е. Артист поневоле// Панорама TV. 1998. - №29. - С.6.

179. Следж Д. Источники информации об использовании компьютеров в музеях//'MUSEUM. 1994. - №3. - С.42-47.

180. Современная городская медиатека. Модель технического оснащения и возможные формы организации работы. Методические рекомендации/Общ. ред. Ястребцевой E.H. М.: НИИ СО и УК, 1992. - 124с.

181. Современная западная философия: Словарь/Сост. Малахов В. О., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991. - 414с.

182. Сомьс Д. Царство образов//MUSEUM. 1989. - №4(162). - с.37-38.

183. Стиклер Д. Полное погружение: новая технология как источник новых впечатлений//MUSEUM. 1995. - №3(185). - С.36-41.

184. Столяров Б.А., Бойко А.Г., Рева Н.Д. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. СПб.: Русский музей, 1995. - 67с.

185. Странский 3. Понимание музееведения/Музееведение. Музеи мира. М., 1991. - С.8-27.

186. Туровская М. В эпоху технической воспроизводимости//Искусство кино. -1980. №4, - С. 147-158.

187. Туровский В. Предварительные ошибки Московского кинофестиваля// Известия. 1995. - №139. - С. 1-2.

188. Необходимо создать китномузей//Советский музей. 1931. - № 6. - С.113-115.

189. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -560с.

190. Фокин C.B. Компьютерные интерактивные программы в музейно-педагогическом процессе. СПб.:РНПЦ, 1995 На правах рукописи. - 28с.

191. Фрумкина Р.Н. Кино в музеях// Советский музей. 1931. - К? 4. - С.63-66.

192. Хардкастл Л. Музей движущихся изображений в Лондоне// MUSEUM. -№184. -С.21-25.

193. Чабия С. Создавая культуру кино: Национальный киноархив Индии// Museum. 1995. - № 184. - С.32-36.

194. Чиз В. Электронные каталоги инвентари музейных собраний Африки, МУЗЕУМ. - 1994. - №3. - С.64-71.

195. Чип холл Р. Музейная каталогизация и ЭВМ. М.,1983. - 296с.

196. Чирков Л. Юбилей создателя голографического телевидения//625- Информационно-технический журнал. 1998. - №10. - С.80.

197. Чирков Л. Юбилей Российского телевидения//625. Информационно-технический журнал. 1998. - №4. - С.80-86.

198. Центральный Государственный Архив кинофотофонодокументов г.Ленинграда. Путеводитель но фотодокументам/Сост. A.A. Головина и др. -Л., 1989. 112с.

199. Цивьян Ю. Рижский музей кино//Кино. -1987. №8. - С.23-25.

200. Цимбал Е. Тени моста Ватерлоо// Советский музей. 1991. - №2. - С. 67-71.

201. Шачин В. Время собирать камни.//Мир Internet. 1997. - №11. - С. 13.

202. Шевеленко А.Я. Собрания фотографий средневековых источников в Европе//Вопросы истории. 1990. - №7. - С. 184-185.

203. Шекли Р. Бесконечный вестерн/В сб. Блистательный Голливуд: Американские писатели о Голливуде /Сост. В.Н.Соколов. СПб.: Л е низ дат, 1993. -С.491-511.

204. Шилов Л. Проблемы музейной звукозаписи/АДИТ'98: Иваново. Иваново, 1998. - С.41.

205. Шишко О.В. Пути развития искусства новых технологий в Москве за последнее десятилетие от видео-арта до нет-арта. Проекты - Центра современного искусства Сороса (Москва) /EVA'98 Москва. - М.:Центр ПИК- ГТГ, 1998. - С.7-1-1 - 7-1-7.

206. Шляхтина Л.М. Музей в современном мире: новые подходы к музейной работе/Музей в современной культуре. Сб. науч. тр. СПб.: СПбГАК. - 1997. - С.233-238.

207. Шляхтина Л. Пути повышения эффективности культурно-просветительной деятельности музея/Диссертация на соискание уч. степени канд. пед. наук.-Л.ЛГИК,1982. 223с. - На правах рукописи.

208. Шуб Э. Крупным планом. М.: Искусство, 1959. - 254с.221 .Шульц М. Время, пространство и творчество: ИНТЕРНЕТ в образовании //ИНТЕРНЕТ: культура и образование. Материалы международной конференции 20-21 февраля 1998 г. СПб.: СПбГАК, 1998. - С.57-62.

209. IIIусслер Д. Зачем нужны музеям аудиовизуальные средства?//' Мшешп. -1992. № 4(174). - С.40-43.

210. Эльдар Рязанов: «Во всем нужна фантазия»//Советский музей. 1985. -№4. - С.72-75.

211. Юлдашев Л. Г. Искусство: философские проблемы исследования. -М.:Мысль, 1981. 247с.

212. Юренев Р. Краткая история киноискусства. М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 288с.

213. Юткевич С. И. Записки о друзьях и недругах советского кино//Искусство кино. 1978. - №4. - С.157-168.

214. Юткевич С. Кино это правда 24 кадра в секунду. - М., 1974. - 327с.

215. Ястребцева Е. Как создать в школе медиатеку. М.: Информатика и образование, 1994. - 35с.

216. Brill L.M. Museum VR: Part II// Virtual Reality World, P.I, N/D. 1994; P. II, J/F. 1995. - 223p.

217. Brill L.M. Metaphors. For the Travelling Cybemaut. P.II// Virtual Reality World. May/ June 1994, P. 30-33.

218. Gobel M. Das Demonstrationszentrum Virtuelle Realitet ein Blick zu ruck auf erste Jahr//Topics. - 1994. - №1. - S. 17-18.

219. Hocguard C.-N. Naissance officielle du Comité de ICOM pour L audiovisuel/ /Nouvelles de ICOM. 1991. - Vol.44. - №4. - P.5-6.

220. Kino / Kleine Enzyklopedie. Leipzig, 1966. - 916 s.

221. Markov V.B. IIolografische Displays und ihre Anwendung// Neue Museumskunde, 1989, №2, S.107-116.

222. MoMA: Annual report, 1995 1996 / The Museum of Modern art. - N.Y., -1996. - 64p.

223. Pimentai K., Teixeira V. Virtual Reality/ Trough the New Looking Glass. -N.Y.: McGraw-Hill, 1992. 296p.

224. The National Film Archive of India//Indian Cinema. № 82/83. - P. 142.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.