Армяно-грузинские педагогические связи в XIX и начале XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Геворкян, Паркев Оганесович

  • Геворкян, Паркев Оганесович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1983, Кировакан
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 156
Геворкян, Паркев Оганесович. Армяно-грузинские педагогические связи в XIX и начале XX века: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Кировакан. 1983. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Геворкян, Паркев Оганесович

Введение.

Глава I Развитие армяно-грузинских культурных и педагогических связей до XIX века.II

Глава П Армянская школа в Грузии и взаимодействие армянских и грузинских педагогов в области просвещения

Глава Ш Совместная борьба армянских и грузинских педагогов за национальную и демократическую школу.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Армяно-грузинские педагогические связи в XIX и начале XX века»

Актуальность проблемы. В решениях ХХУ1 съезда КПСС отражается научно обоснованная программа развития народного хозяйства, экономики, науки, различных отраслей культуры, школы и педагогики в развитом социалистическом обществе.

В реализации целостной программы прогресса развитого социалистического общества, в частности в области всестороннего развития нового человека, народного образования, коммунистического воспитания, значительное место занимает педагогическая наука.

Интересы осуществления намеченной программы требуют всестороннего изучения и критической переработки педагогического наследия прошлого. В области исследования явлений общественной жизни В.И.Ленин считал необходимым не забывать историческую связь,единство прошлого, настоящего и будущего. Он считал, что критическое использование прогрессивного наследия школы и педагогической мысли прошлого есть важное условие развития новой

Зг школы и педагогики (3, 303-305).

Изучение проблемы культурных связей становится особенно актуальным в свете решений ХХУ1 съезда и Июньского 1983 г. Плену -ма ЦК КПСС, где подчеркивается, что "происходят расцвет и взаимообогащение национальных культур, формирование культуры единого советского народа - новой социальной и интернациональной общности (5, 77). х В скобках помещается номер, соответствующий номеру названия работы и ее автора (или авторов) в алфавитном списке библиографии. Страницы использованной литературы отделены от этого номера запятой (,):при перечислении нескольких работ их номера отделяются точкой с запятой (;).

В докладе Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропова на торжественном заседании, посвященном 60-летию СССР отмечается, что социалистическая многонациональная культура расцвела на основе прогрессивных традиций,интенсивного обмена духовными ценностями и, во избежание того, чтобы естественная гордость за достигнутые успехи не превращалась в национальную кичливость или зазнайство, не порождала тенденции к обособленности,неуважительного отношения к другим нациям и народностям необходимо учесть все -и отношение к языку, и к памятникам прошлого, и трактовку исторических событий (4, 8-13).

Президент Академии педагогических наук СССР М. id. Кондаков в докладе "В семье единой" на совместном собрании АПН и коллегии Министерства просвещения СССР, посвященном 60-летию образования СССР, подчеркнул необходимость еще более глубокого осмысления передового педагогического наследия прошлого и его использования в интересах дальнейшего развития советской школы и педагогики: "Следует хорошо помнить заветы наших великих предшественников,-писал он,- об уважительном отношении к педагогической мысли народа, к могучей силе его великого многовекового опыта воспитания. Об этом говорили К.Ушинский, Л.Толстой, Х.Абовян, Я.Гогебашвили, М.Ахундов, В.Яковлев и Д.Банзаров, другие деятели нашей многонациональной страны" (150,137).

Исходя из вышеуказанного, мы можем утвердить, что научное исследование проблем культурного развития, культурных и педагогических отношений наций и народностей является актуальным, так как способствует решению постоянной и непреходящей по своему значению задачи - воспитанию советских людей в духе взаимного уважения, дружбы, любви к своей великой Родине, интернационализма (4,15).

Актуальность проблемы определила выбор темы нашего исследования. Актуальность темы подчеркивается и резульатами нашего исследования и выводами, которые доказывают, что изучение армяно-грузинских педагогических связей в XIX и начале XX века поможет выявить положительные тенденции в этих связях и строить их в настоящем на прочном историческом фундаменте. Изучение и анализ идущих из глубины веков педагогических отношений армянского и грузинского народов создает возможность на общем фоне взаимовлияний выявить не только то новое и прогрессивное, за что боролись находящиеся в давних связях педагоги братских народов, но и поставить на службу воспитанию, углублению и закреплению в новых условиях армяно-грузинских педагогических связей тот фактический материал, который находится в научном обороте.

Надо отметить, что в конце XIX и начале XX века в оценке развития культурных и педагогических связей между армянским и грузинским народами были взаимоисключающие точки зрения. Представители националистической ориентации старались сеять вражду между армянским и грузинским народами, поэтому предпочитали забыть прошлое. Передовая здравомыслящая интеллигенция, педагогическая общественность ревностно старались углубить и закрепить достигнутое.

За последние три десятилетия были проведены фундаментальные исследования в области литературных и исторических связей между армянским и грузинским народами. В этой области большую научную ценность представляют исследования Б.Арвеладзе, М.Заваряна,Т.Ка-рапетяна, К.Кекелидзе, Л.Меликсет-бека, П.Мурадяна, А.Мхитаряна (12; 48; 80; 94-; 95; 103). Опытный исследователь армяно- грузинских связей Л.Меликсет-бек основной смысл своей жизни видел в выявлении истоков культурных связей народов Закавказья. "Мне особенно приятно сознавать ,- писал Л.Меликсет-бек, что моя иссле

- б довательская работа была направлена в известной мере на укрепление взаимосвязей и взаимовлияния культуры трех братских народов Закавказья (62,4).

Научные исследования вышеназванных авторов, несомненно, очень важны в изучении армяно-грузинских педагогических связей. Ряд исследований по изучению закономерностей армянской и грузинской школы и педагогики были проведены армянскими и грузинскими педагогами: профессорами Н.Ш.Васадзе, В.В.Гагуа, В.Н.Каджая, Г.Г.Ка-рамян, Д.О.Лоркипанидзе, А.Х.Мовсисян, У.П.Оболадзе, М.А.Сан -тросян, Т.С.Саришвшш, Н.С.Сигуа, Г.Ф.Сихарулидзе, Г.Я.Тавзишви-ли, В.Д.Чантурия и др. Однако следует отметить, что в научных трудах ученые не ставили специальную цель выявить армяно-грузинские педагогические связи, хотя в отдельных трудах содержится мысль о важности исследования названной проблемы.

Данная диссертационная работа - это первая попытка научного изучения проблемы армяно-грузинских педагогических связей. Мы сочли необходимым раскрыть в социально-экономической обусловленности каналы взаимодействия армянских и грузинских педагогов,общие принципы демократизации школы, преподавания армянского,грузинского и русского языков, актуальность их педагогических идей.

Объектом исследования является борьба передовых армянских и грузинских педагогов за укрепление национальной школы, за формирование научной педагогики.

Предметом исследования является изучение армяно-грузинских педагогических связей в XIX и начале XX века.

Цель исследования - раскрыть закономерности и специфические особенности развития армяно-грузинских педагогических связей в XIX и начале XX века, выявить роль армяно-грузинских педагогических связей в деле развития армянской и грузинской школы и формирования научной педагогики.

Задачи исследования:

1. Выявить закономерности развития, находящейся на территории Грузии, армянской школы как необходимого условия развития армяно-грузинских педагогических связей.

2. Осветить совместную работу армянских и грузинских деятелей просвещения по разработке педагогических проблем школьного образования и учебно-методических вопросов в условиях дореволюционной Грузии и Армении.

3. В связи с основной целью исследования показать роль передовой русской школы и педагогики в развитии передовой армянской и грузинской педагогической мысли.

4. Раскрыть положительную роль армяно-грузинских педагогических связей в прошлом в развитии педагогических отношений в новых исторических условиях победы социалистической революции и построении социализма.

Методологической основой исследования являются положения марксистско-ленинской теории об использовании культурного наследия прошлого, о культурном взаимовлиянии народов и наций, о "всесторонней связи и всесторонней зависимости наций друг от друга" (1,4-28), а также материалы съездов и пленумов партии, постановления ЦК КПСС и Советского правительства о школе.

В ходе исследования были изучены материалы ЦГИА Грузинской ССР, ЦГИА и Музея литературы и искусства Армянской ССР.

Часть архивных материалов введена в научный оборот впервые.

Были изучены и подвергнуты анализу дореволюционная пресса из коллекций периодических изданий республиканских библиотек; монографии, касающиеся армяно-грузинских культурных связей,школы и педагогики этих народов, учебно-методическая литература.

Методы: сравнительно-исторический, сравнения, сопоставления, единства исторического и логического давали нам возможность сравнивать взгляды армянских и грузинских педагогов, выдвинутые ими положения, осмыслять и оценивать добытый материал в конкретных социально-экономических условиях.

Научная новизна. Данная диссертационная работа является первой попыткой целенаправленного и сравнительно полного изучения многопланового процесса развития армяно-грузинских педагогических связей в XIX начале XX в.в. в истории армянской педагогической мысли. Б результате исследования перечисленных выше проблем сделаны общие и конкретные выводы о важном значении процесса взаимосвязей, взаимодействия и взаимообогащения армянской и грузинской школы и педагогики в указанный период.

Обращение к названным проблемам означает и выделение основных форм и видов сложного процесса взаимосвязей, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур, школы и педагогики.

Настоящая диссертация содержит исследование и анализ многих недостаточно изученных или вовсе неизвестных фактов (связь педагога Серовбе с грузинским деятелем Гайозом Бараташвили, взаимодействие армянских и грузинских педагогов в государственных школах и в армянских общеобразовательных очагах, как например, д^Лазаревском институте, Нерсисяновской семинарии, учение С.Эсадзе в Нерсисяновской семинарии, постройка в Кутаиси здания для армянской школы на средства армян и грузин и мн.др.).

Исследуемый материал изложен не только в исторической хронологии, но и проблемным и тематическим способами.

Практическая значимость. Выводы относительно армяно-грузинских педагогических связей предшествующего периода могут стимулировать их дальнейшее развитие, быть использованы в деле патриотического и интернационального воспитания в современной школе, а также в педагогических вузах, университетах при чтении специальных курсов и проведении специальных семинаров по истории педагогики.

Достоверность исследования обеспечивалась использованием марксистско-ленинской методологии, пере -крестной сверкой и сравнением фактов.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены:

I. На Ш научной сессии профессорско- преподавательского состава Кироваканского педагогического института, г.Кировакан, 1975 г.

2. На 1У научной сессии профессорско-преподавательского состава Кироваканского педагогического института, г.Кировакан, 1976г.

3. На У научной сессии профессорско-преподавательского состава Кироваканского педагогического института, г.Кировакан, 1977 г.

На межвузовской научной конференции, посвященной ХХУ1 съезду КПСС, г.Кировакан, 1981 г.

5. На кафедре педагогики Ереванского государственного университета в 1983 г.

Внедрение исследования. Косвенная реализация материалов диссертации нашла частичное осуществление в виде публикаций материалов диссертации, а также путем использования таких форм устной пропагандыГ^как доклады и лекции.

Материалы диссертации были включены в тексты лекций, прочитанных среди разных категорий работников образования по линии общества "Знание".

- 10

Материалы диссертации используются при чтении курса истории педагогики, а также специального курса по истории армянской школы и педагогики, читаемого в Кироваканском педагогическом институте и Ереванском государственном университете.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Возникновение и развитие армяно-грузинских педагогических связей есть результат географической близости армян и грузин, исторического прошлого жизни армянского народа, определившего с древнейших времен многочисленность армянского населения на территории Грузии; близости культур и религиозной общности.

2. Армяно-грузинские педагогические связи - важный фактор дальнейшего развития всесторонних армяно-грузинских отношений.

3. Важнейшим условием и проявлением армяно-грузинских педагогических связей является армянская школа в Грузии.

4. Демократизация школы, сохранение права преподавания на родном языке в армянской и грузинской школах есть результат совместной борьбы армянских и грузинских педагогов против политики царизма в области образования народов, населяющих окраины Российской империи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Геворкян, Паркев Оганесович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Армяно-грузинские педагогические связи - одно из важнейших проявлений всесторонних отношений двух древних соседних наро-" дов. На начальной стадии, до ХУШ века, когда еще педагогика как наука не имела своей сформировавшейся научной системы, армяно-грузинские педагогические связи проявлялись в лучших образцах устного народного творчества, философских трудах, переводах. Армяно-грузинские педагогические связи проявлялись и в совместной деятельности в очагах образования, и в области создания учебной литературы.

Присоединение Закавказья к России в первой половине XIX века создало благоприятные условия для консолидации народов края, в частности армян и грузин, и для развития экономики, культуры, школы и педагогической мысли.

Тифлис - древнейший очаг армянской культуры - становится крупным административным и культурным центром Закавказья. Все это оказывает благотворное воздействие на расширение культурных и педагогических связей армянского и грузинского народов. Роль Тифлиса в деле развития армяно-грузинских культурных, педагогических связей объясняется тем, что\' этот крупный культурный ценяр Грузии, где всегда била ключом культурная жизнь, по своему географическому месторасположению был близок армянским центрам: Лори , Шираку и, что армяне всегда составляли значительный процент его населения.

Основание новых государственных школ, открытие армянских и грузинских общественных и частных школ в Кавказском учебном округе, в особенности на территории Грузино-Имеретинской епархии, создавало благоприятные условия для развития армяно-гру

- 141 зинских педагогических связей.

Сконцентрированные в различных очагах образования,особенно в Тифлисе, представители передовой армянской интеллигенции, педагогики в процессе совместной деятельности с передовыми грузинскими интеллигентами разрабатывали педагогические проблемы, которые возвышались над узконациональными интересами и затрагивали общие интересы. Такими проблемами были: реализация идеи народности воспитания в условиях Кавказа, преподавание родного и русского языков в национальной школе и др.

Армянские и грузинские педагоги: Л.Боцвадзе, Я.Гогебашвили, З.Григорян, С.Мандинян, К.Тер-Давтян, Т.Пирумян и другие, учитывая достижения методической мысли в преподавании русского языка, в особенности наследие К.Д.Ушинского и, оставаясь верными традициям национальной методической мысли, создают учебники и методику преподавания в соответствии с национальной психологией и потребностями жизни. Действуя в одинаковых условиях, претерпевая одни и те же удары, передовые армянские и грузинские педагоги, учитывая национальные интересы, выступали против насаждаемого в Кавказском учебном округе в обязательном порядке так называемого "немого" или "естественного" метода обучения русскому языку, придавали большое значение в процессе обучения русскому языку, учету особенностей родного языка, устным беседам, сравнительному методу, созданию языковой среды, наглядности. Конечно, армянские и грузинские педагоги не смогли достичь современных требований коммуникативного направления в преподавании русского языка, но выдвинутые ими идеи в области методики преподавания русского языка нашли отражение в трудах наших современных методистов.

Вопреки преследуемым царским правительством целям, преподавание русского языка в национальных и государственных школах стало мощным средством приобщения армян и грузин к русской культуре, школе и педагогике.

До установления советской власти в Армении и Грузии в развитии армяно-грузинских научно-педагогических связей достаточное место занимали ученые-педагоги, подготовленные на кафедрах армянского и грузинского языков факультета восточных языков Петербургского университета. Своей плодотворной деятельностью на этих кафедрах выделялись М.Бероян, й.Джавахишвили, Н.Марр, й.Ор-бели,КЛ1атканян, А.Цагарели, Д.Чубинашвили и другие. Многие выпускники Петербургского университета: Ю.Абуладзе, й.Джавахишвили, Гр.Капанцян, И.Орбели, В.Терьян, А.Шанидзе и другие, верные традициям великого ученого, арменоведа и грузиноведа Н.Марра продвигали вперед арменоведение, грузиноведение, идею изучения армяно-грузинских культурных связей.

Армяно-грузинские культурные, педагогические связи - непрерывный процесс. Эти связи приобрели новое значение и содержание в наше время. Достаточно отметить, что армяне, проживающие в Грузии, не только принимают активное участие в развитии народного хозяйства республики, но и вносят свой вклад в национальную культуру, школу и педагогическую мысль Грузии.

Современная армянская школа в Грузии является памятником тысячелетней дружбы и педагогических отношений армянского и грузинского народов. Сейчас на территории братской Грузии действуют 187 армянских, II русско-армянских, 4 грузино-русско-армянских и одна армяно-грузино-абхазская школы, в которых обучается около 40 тысяч детей армян и преподают около 2 тысяч учителей, работающих в тесном контакте со своими грузинскими коллегами,что содействует укреплению уз дружбы и братства между двумя народами.

Сейчас в Грузии хорошо известны имена педагогов, заслуженных учителей Грузинской ССР В.Мурадяна, Л.Ординяна, М.Багдасаря-на, А.Арутюняна, Р. и Э.^арслян и многих других.

Советская армянская школа в Грузии находится в центре внимания руководителей братской республики, которые проявляют постоянную заботу о ней. В 1980 году Министерство просвещения Грузинской ССР приняло новый учебный план. Согласно этому плану увеличены часы армянского языка, в армянских школах введен новый предмет "История Грузии". Изучение этого предмета будет спдейст-вовать углублению представлений армянской молодежи о Грузии: ее истории, культуре и способствовать развитию армяно-грузинских культурных и педагогических связей.

Учителей для армянских школ Грузии готовят высшие учебные заведения Армении.

Специалистов для армянской школы готовит Тбилисский государственный педагогический институт им.А.С.Пушкина.

Арменоведческие предметы были внесены еще в учебный план первенца высшего образования Закавказья - Тбилисского государственного университета в первый же год его основания. В 1922 году создается кафедра арменоведения, а в 1945 году на факультете востоковедения открывается и отделение арменоведения.

В первые годы основания Ереванского государственного университета в учебный план были внесены и грузиноведческие предметы.

В целях улучшения исследований в области армяно-грузинской филологии, систематической и целенаправленной организации культурно-просветительных мероприятий и в ознаменование 800-летия со дня рождения Шота Руставели при филологическом факультете был

- 144 создан кабинет армяно-грузинской филологии имени Ш.Руставели, который установил дружеские связи с кабинетом имени Ш.Руставели Тбилисского государственного университета.

Деятельность вышеназванных кабинетов, научных груш содействует культурному и научному сотрудничеству армянского и грузинского народов, их взаимопознанию и взаимообогащению, патриотическому и интернациональному воспитанию советского человека.

Существование арменоведческого центра в Грузии и грузино-ведческого в Армении, цели, содержание, формы их деятельности дают основание утверждать, что наличие и деятельность этих центров есть средство и проявление крепнущих армяно-грузинских культурных и научно-педагогическиъ отношений.

Традиционными стали Закавказские конференции психологов и педагогов, которые поочередно проводятся в каждой братской республике.

Несомненно, что это плоды ленинской национальной политики, заботы Коммунистической партии о воспитании подрастающего поколения в духе интернационализма. Но одновременно это результат усилий тех передовых мыслителей, педагогов армянского и грузинского народов, которые заложили основы армяно-грузинских педагогических связей и успешно их развивали вопреки тем трудностям, которые вставали на пути братских народов до Великой Октябрьской социалистической революции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Геворкян, Паркев Оганесович, 1983 год

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. К.Маркс , Ф.Энгельс, соч.,т.4, изд.2-е, - М.:Политиздат, 1955, с.428.

2. Маркс К. Капитал. Предисловие к первому изданию. К.Маркс и Ф.Энгельс, соч., т.23, изд.2-е, М.Политиздат, 1969, с.10.

3. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. ПСС, т.41, изд.5-е, -М.: Политиздат, 1969, с.301-305.

4. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М.:Политическая литература, 1982, с.8,13.

5. Брежнев Л.П. Отчетный доклад Центрального комитета КПСС ХХУ1 съезду КПСС и очередные задачи партии в области внутреннейи внешней политики. М.Политическая литература, 1982,с.77.

6. Абегян М. История древнеармянской литературы (на арм.яз.). -Ереван: АН Арм.ССР, 1946, с.42.

7. Абовян X. Раны Армении. Ереван: Советакан грох, 1977,с.102.

8. Агаян Газарос в воспоминаниях современников (на арм.яз.). -Ереван: Айастан, 1967, с.421.

9. Айгекци Вардан. "Лисья книга" (на арм.яз.). Ереван: Советакан грох, 1981, с.106.

10. Арарат (на арм.яз.). Эчмиадзин, 1910, Щ, с.914.

11. Арарат (на арм.яз.). Эчмиадзин, 1910, № 12, с.961.

12. Арвеладзе Б. Грузино-армянские литературные взаимосвязи.-Тбилиси: Мерани, 1979, с.18,19.

13. Арвеладзе Б. Г.Сундукян и грузинская действительность (на груз.яз.). Тбилиси: Хеловнеба, 1976, с.87.

14. Армянские педагоги (на арм.яз.). Сост.А.Шаваршян, -книга

15. А. Ереван: Армучпедгиз, с.18,20,123.

16. Ахбюр (на арм.яз.). Тифлис, 1890, №1, с.24.- 146 1

17. Байрамян Р. Грузинская литература в армянской досоветской критике (I846-I9I6). Автореф.дис. . кандид.филол.н. -Тбилиси, 1974, с.7,II.

18. Богомолов И. Николоэ Бараташвили и русская культура. В сб.: Литературные взаимосвязи, вып.1. - Тбилиси:АН Груз.ССР,1965, с.114.

19. Бухникашвили Г. Г.Сундукян и грузинский театр (на груз.яз.).-Тбилиси: Хеловнеба, 1976, с.19.

20. Вахтанг У1.Стихотворения (на груз.яз.).- Тбилиси: Совет.писатель, 1947, с.121.

21. Ведомость начальных церковноприходских школ Имеретинской епархии за I9II-I9I2 уч.год (на арм.яз.).- Тифлис,1912,с.2.

22. Всеобщая история Вардана Великого (перевод Н.Эмина).- М.: 1861, с.157.

23. Габуния Е. Методическое наследие Я.Гогебашвили в области преподавания русского языка в грузинской школе.- Автограф. дис. кандид. пед.н. Тбилиси, 1978, с.13.

24. Гагуа В. Народное образование в Грузии в послереформенный период XIX в. (на груз. яз.). -Тбилиси: Ганатлеба, 1969,. с.9,58,69,126.

25. Гагуа В. Народное образование в Грузии в послереформенный период XIX в. Автореферат дис. . . . доктора пед.н. -Тбилиси, 1971, с.33.

26. Гандзакеци К. Армянская история (на арм.яз.). Ереван; АН Арм.ССР., 1961, с.105.

27. Гаприндашвили М. Грузинское просветительство. Тбилиси: Ганатлеба, 1977, с.83.

28. Гирк тхтоц (на арм.яз.). Вагаршапат,1901, с.110-113.- 147

29. Гогебашвили Я. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1954, с.35,105.

30. Гогебашвили Я. Избранные сочинения о преподавании русского языка в грузинской школе. Тбилиси: ТГУ, 1976, с.5,6.

31. Гогебашвили Я. Юбилейный сборник (на груз.яз.).- Тбилиси: ТГУ, 1940, с.67.

32. Горизон (на арм.яз.). Тифлис, 1910, № 137, с.1.

33. Горизон (на арм.яз.). Тифлис, 1913, № 97, с.З.

34. Даниелян А. Педагогические взгляды и деятельность Седрака Мандиняна. Автореф.дис. . кандид.пед.н. - Ереван,1965, с.6,8.

35. Дарчи'я. М. Гайоз-ректор и его просветительско-педагогичес-кая деятельность.- Автореферат дис. канд.пед.н. -Тбилиси, 1969, с.7,8,13.

36. Дроэба на груз.яз.) Тифлис, 1870, № 2, с.З.

37. Дроэба на груз.яз.) Тифлис, 1872, № 28,с.I.

38. Дроэба на груз.яз.) Тифлис, 1873, № 39,с.I.

39. Дроэба на груз.яз.) Тифлис, 1876, №135,с.З.

40. Дроэба на груз.яз.) Тифлис, 1882, №117,с.I.

41. Дроэба на груз.яз.) Тифлис, 1882, №118,с.З.

42. Дроэба на груз.яз.) Тифлис, 1882, №175,с.4.

43. Дроэба на груз.яз.) Тифлис, 1882, №177,с.З.

44. Дроэба на груз.яз.) Тифлис, 1883, №155,с.2

45. Дроэба на груз.яз.) Тифлис, 1885, №123,с.З.

46. Ерицян А. История 75- -летнего существования Нерсшколы (на арм.яз.). Тифлис, 1900, с.6.

47. Ерицян А. Из нашей старины. В газ.: Новое обозрение.-Тифлис, 1981, № 2443, с.З.

48. Журнал Министерства народного просвещения.-М.,1869,№142,с^2.- 148

49. Заварян М. Очерки истории армяно-грузинских литературно-культурных связей (на арм.яз.). Ереван; ЕГУ, 1959, с.271.

50. Закавказское слово. Тифлис, 1915, № 236, с.2.

51. Закавказье. Тифлис, 1907, № 13, с.З.

52. Закавказье. Тифлис, 1912, № 119, с.2.

53. Закавказье. Тифлис, 1912, № 127, с.2.

54. Закавказье. Тифлис. 1813, К? б, с.З.

55. Закавказье. Тифлис. 1913, № 16, с.З.

56. Закавказье. Тифлис, 1913, № 30, с.З.

57. Закавказье, Тифлис, 1913, № 35, с.1.

58. Закавказье. Тифлис, 1913, № 213, с.2.

59. Закавказская речь. Тифлис, 1906, № 28, с.4.

60. Закавказская речь. Тифлис, I9II, № 132, с.2.

61. Закавказская речь. Тифлис, 1912, № 133, с.2.

62. Закавказская речь. Тифлис, 1912, № 133, с.2.

63. Заря Востока. Тбилиси, I960, № 277, с.4.

64. Игнатян А. Лазаревский институт $на арм.яз.). Ереван: ЕГУ, 1969, с.286.64. йгнатян А. К.Ушинский и армянская педагогическая мысль (на арм.яз.). Ереван: Луйс, 1975, с.52.

65. Кавказская школа. Тифлис, 1913, К? 2.

66. Кавказ. Тифлис, 1866, № 29, с.З.- 149 ;

67. Кавказ. Тифлис, 1905, № 216, с.З.

68. Кавказ. Тифлис, 1914, № 55, с. 2.

69. Кавказская речь. Тифлис, 1906, № 44, с.2.

70. Кавказское слово. Тифлис, 1914, № 56, с.З.

71. Каландарашвили Г. Очерки по истории логики в Грузии.- Тбилиси: Госиздат Груз. ССР, 1955, с.107,124.

72. Калила и Димна (на груз.яз.). Ред. А.Барамидзе и П.Ингорок- 0 ва. - Тбилиси: Сов.писатель, 1949, с.5.

73. Карапетян Т. Грузинская литературная мысль об Армении и армянах (на арм.яз.). Ереван: Гоисздат Арм.ССР, 1962,с.22, 95-100.

74. Картлис Цховреба (на груз.яз.). Тбилиси: Госиздат Груз.ССР, 1955, с.330-331.

75. Кекелидзе К. Этюды из истории древнегрузинской литературы (на груз.яз.). Тбилиси: ТГУ, 1955, т.З, с.97,103.

76. Краткая история Грузии (на арм.яз.). Венеция,1905,с.122-123.

77. КУО. Список технических и промышленных училищ, сельскохозяйственно-ремесленных и всякого рода профессиональных классов и отделов,учебных мастерских и классов ручного труда.-Тифлис, 1915, с.96.

78. Литературная Грузия. Тбилиси, 1975, № I, с.67-70.

79. Литературная Армения. Ереван, № 6, с.95-100.

80. Литературная Армения. Ереван, 1961, 1° 12, с.58.

81. Литературная Армения.- Ереван, 1964, № 2, с.126.

82. Литературная Армения. Ереван, 1965, №12, с.90.

83. Литературная Армения. Ереван, 1980, №3, с.101.

84. Малхасян С. Краткая история 75-летнего существования духовной школы Нерсисян (на арм.яз.). Тифлис, 1900, с.23.

85. Марр Н. Боги языческой Грузии по древнегрузинским источни- 150 кам. СПБ, 1901, с.19-20.

86. Марр Н. Иоанн Петрицкий грузинский неоплотоник Х1-ХП в.-СПБ, 1909, с.42,43.

87. Меликсет-бек Л.Грузинские источники об Армении и армянах (на арм.яз.). ВЗТ.: т.А. - Ереван, 1934-268 е.- т.Б.- Ереван, 1936. - 168с. - т.В. - Ереван, 1955, с.257.

88. Меликсет-бек Л. Армянские писатели и Грузия (на арм.яз.). -кн.I, Ереван; АН Арм.ССР, 1964, с.19.

89. Меликсет-бек Л. Х.Абовян и Н.Бараташвили. В сб.:Труды Тбилисского госуд.института им. А.С.Пушкина, Тбилиси, 1959, т.131, с.146.

90. Мелкумян М. Ованес Туманян о воспитании и образовании (на арм.яз.). Ереван: Луйс, 1969, с.36.

91. МОГИА. Ф.213, on.I, ед.х. 1377.

92. Мовсисян А. Очерки истории армянской школы и педагогики (на арм.яз.). Ереван: Армучпедгиз, 1958, с.120.

93. Музей литературы и искусства Армении им. Е.Чаренца -Ф.Г.Патканяна, № 20, фраг. О педагоге Серовбе.

94. Музей литературы и искусства Армении им.Е.Чаренца. -Ф.Т.Пирумяна, № 20,25.

95. Музей литературы и искусства Армении им.Е.Чаренца. -Ф.Седракяна, папка 2, док.5, отд.1, с.31.

96. ЮЗ.Мурадян П. Армяно-грузинские литературные взаимоотношения в ХУШ в., Ереван: АН Арм.ССР, 1966, с.121.

97. Т04.Мурч (на арм.яз.). Тифлис, 1901, № I, с.159-160.

98. Ю5.Мурч (на арм.яз.). Тифлис, 1902, №11, с.69,90.

99. Юб.Мурч (на арм.яз.). Тифлис, 1902, с.242,246.

100. Ю7.Мурч (на арм.яз.). Тифлис, 1903, № 7,с.63,103.

101. Ю8.Мурч (на арм.яз.). Тифлис, 1904, №2, с.96.

102. Мхитарян А. Армянская литература в Грузии. Ереван;

103. Советакан грох, 1980, с.115,116. НО. Мхитарян А., Арвеладзе Б. Илья Чавчавадзе (на арм.яз.). -Ереван: Знание, 1978, с.З.

104. I. Мшак (на арм.яз.) — Тифлис, 1872, № 9, с Л.

105. Мшак (на арм.яз.) Тифлис, 1872, № II, с.З.

106. Мшак (на арм.яз.) Тифлис, 1873, № 26, с.1.

107. Мшак (на арм.яз.) Тифлис, 1876, № 15, с.4.

108. Мшак (на арм.яз.) Тифлис, 1877, to 23, с.З.

109. Мшак (на арм.яз.) Тифлис, 1895, № 149, с.2.

110. Мшак (на арм.яз.) Тифлис, I9II, № 191, с.З.

111. Мшак (на арм.яз.) Тифлис, I9II, № 108, с.З.

112. Мшак (на арм.яз.) — Тифлис, I9II, № 242, с.2.

113. Мшак (на арм.яз.) Тифлис, 1913, № 97, с.1.

114. Мшак (на арм.яз.) Тифлис, 1913, № 287, с.З.

115. Мшак (на арм.яз.) — Тифлис, 1914, № 19, с.1.

116. Налбандян М. Избранные произведения (на арм.яз.). Ереван: АН Арм.ССР, 1953, с.109.

117. Налбандян М. Сочинения. Ереван, АН Арм.ССР,1968, т.1, с.268,419.

118. Новое обозрение. Тифлис, 1884, № 29, с.З.

119. Новое обозрение. Тифлис, 1889, № 1751, с.1.

120. Новое обозрение. Тифлис, 1896, № 4464, с.З.

121. Новое обозрение. Тифлис, 1899, гй 2981, с.З.

122. Новое обозрение. Тифлис, 1899, № 5246, с.2.

123. Новое обозрение. Тифлис, 1899, № 5323, с.З.

124. Новое обозрение. Тифлис, 1903, № 5722, с.2.

125. Новое обозрение. Тифлис, 1904, № 5722, с.1.

126. Новое обозрение. Тифлис, 1905, № 5530, с.З.- 152

127. Нор дпроц (на арм.яз.). Тифлис, 1908, №2, с.73.

128. Нор хоск (на арм.яз.). Тифлис, 1920, № 6, с.З.

129. Обзор. Тифлис, 1878, № 202, с.З.

130. Обзор. Тифлис, 1878, № 294, с.2.

131. Отчет о состоянии учебных заведений КУО за 1914. Тифлис, 1914, № 142-143, с.14.

132. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (вторая половина XIX в.). М.: Педагогика, 1978, с.464.

133. Парсамян П. Вековая дружба армянского и грузинского народа (на арм.яз.). Ереван: Знание, 1962, с.4.

134. Пашалишвили С. Незабываемые встречи (на груз.яз.). -Тбилиси: Накадули, 1966, с.124.

135. Песни педагога Серовбе (на арм.яз.). М., 1857, с.57.

136. Сабчота масцавлебели (на груз.яз.). Тбилиси,1940, №94,с.З. п

137. Сантросян М. Восточноармянская школа в I половине XIX в. (на арм.яз.). Ереван: Армучпедгиз, 1964, с.60,63.

138. Сантросян М. Хачатур Абовян выдающийся армянский педагог. -М.: Учпедгиз, 1957, с.149.

139. Связи армянской литературы с литературами народов СССР. -Вып.1, Ереван: АН Арм.ССР, 1975, с.92,194.

140. Советакан Врастан (на арм.яз.). -Тбилиси, 1977, № б, с.2.

141. Советакан манкаварк (на арм.яз.). Ереван, 1980, fi?3,c.I0I.

142. Советакан манкаварк (на арм.яз.). Ереван, 1980, № 9, с.61-62.

143. Советская педагогика. М., 1983, № I, с.137.

144. Советская Россия. М., 1981, № 204, с.4.

145. Сукиасян А. Мхитар Гош и армянский судебник (на арм.яз.). -Ереван: Митк, 1965, с.120.

146. Театральные связи. Ереван: АН Арм.ССР, 1972, с.93,113.- 153

147. Тифлисский вестник. Тифлис, 1877, № 192, с.2,3.

148. Тифлисский вестник. Тифлис, 1877, №193, с.2,3.

149. Тифлисский листок. Тифлис, 1914, № 56, с.З.

150. Тифлисский листок. Тифлис, 1923, № 71, с.З. О

151. Труды Тбилисского госуд.университета. Тбилиси, 1958, т.69, с.385-391.

152. Ургаеци М. Хроника (на арм.яз.). Вагаршалат, 1898, с.358.

153. Услар К. Древнейшее сказание о Кавказе. Тифлис,1881,с.6.

154. Ушянский К. Избранные педагогические соч. М.:Госучпедгиз, 145, с.206.

155. Ушинский К. Избранные педагог, произвед. М.: Просвещение, 1968, с.325, 337.

156. Учебный план начальной школы в среде туземного населения и постановке в ней русского языка, М., 1881, с.12,13.

157. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И.Пискунов, М.:Просвещение, 1971, с.172.

158. ЦГИА Груз.ССР. — Ф. 17, оп.1, ед.х.43, л.2.

159. ЦГИА Груз.ССР. Ф. 17, оп.1, ед.х.43, л.8.

160. ЦГИА Груз.ССР. Ф. 17, оп.1, ед.х.43, л.10.

161. ЦГИА Груз.ССР. Ф. 17, оп.1, ед.х.871, л.24,25.

162. ЦГИА Груз.ССР. — Ф. 17, оп.1, ед.х. 871, л.44.

163. ЦГИА Груз.ССР. Ф. 17, оп.1, ед.х.986, л.45.

164. ЦГИА Груз.ССР. Ф. 17, оп.1, ед.х. 8725, л.1-1.

165. ЦГИА Груз.ССР. Ф. 192, оп.6, ед.х. 489, л.32.

166. ЦГИА Груз.ССР. Ф. 416, оп.З, ед.х. 442.

167. ЦГИА Груз.ССР. Ф. 422, оп.1, ед.х.9391, л.74,75.

168. ЦГИА Груз.ССР. — Ф. 422, оп.1, ед.х. 9393, л.60.

169. ЦГИА Груз.ССР. Ф. 422, оп.1, ед.х. 17207, л.1.

170. ЦГИА Груз.ССР. — Ф. 425, оп.1, ед.х.84, л.З.- 154 —

171. ЦГИА Груз.ССР. — Ф.427, ед.х. 97, л.12.

172. ЦГИА Груз.ССР. Ф.427, ед.х. 97, л.27.'

173. ЦГИА Груз.ССР. Ф.427, ед.х. 97, л.49.

174. ЦГИА Груз.ССР. — Ф.427, ед.х.121, л.18.

175. ЦГИА Груз.ССР. Ф.427, ед.х. 231, л.9.

176. ЦГИА Груз.ССР. Ф.435, оп.1, ед.х.83, л. 63.

177. ЦГИА Груз.ССР. — Ф.435, оп.1, ед.х.133, л .1,2.

178. ЦГИА Груз.ССР. — Ф.435, оп,1, ед.х.133, л .42.

179. ЦГИА Груз.ССР. Ф.435, оп.1, ед.х.1095, л.114,115.

180. ЦГИА Груз.ССР. Ф.436, оп.1, ед.х.477, л .4.

181. ЦГИА Груз.ССР. Ф.436, оп,1, ед.х. 1434, л.51.

182. ЦГИА Груз.ССР. Ф.436, оп.1, ед.х.20П, л.1.

183. ЦГИА Груз.ССР. — Ф.444, оп.1, ед.х. 260, л.7.

184. ЦГИА Груз.ССР. — Ф.444, оп.1, ед.х. 260, л.17.

185. ЦГИА Груз.ССР. Ф.468, ед.х.| 62, л.2.

186. ЦГИА Груз.ССР. Ф.480, оп.1, ед.х. 142, л.2.

187. ЦГИА Груз.ССР. Ф.480, оп.1, ед.х. 716, л.8.

188. ЦГИА Груз.ССР. Ф.480, оп.1, ед.х. 870.

189. ЦГИА Груз.ССР. Ф.480, оп.2, ед.х. 152, л.6

190. ЦГИА Груз.ССР. Ф.480, оп.2, ед.х. 383, л.2.

191. ЦГИА Груз.ССР. ■ Ф.480, оп.2, ед.х. 944, л.2.

192. ЦГИА Груз. ССР . -Ф.1438 , ед.х .2, л.1.

193. ЦГИА Груз.ССР. Ф.1438, ед.х.431, л.19.

194. ЦГИА Груз.ССР. Ф.1438, ед.х. 351, папка 7, л.18.

195. Чавчавадзе И. Избранные произведения. Тбилиси: Заря Востока, 1952, т.З, с.21.

196. Чавчавадзе И. Сочинения (на груз.яз.). Тбилиси: АН Груз.ССР, т.8. 1957, с.193.

197. Чхетия Ш. Тбилиси в XIX столетии (1865-1880 гг.).

198. Чхетия Ш. Армяне в Тбилиси в 60-х годах XIX в. СМ.: Историко-филологический журнал (на арм.яз.). - Ереван, 1958, с.162,163.

199. Юсисапайл (на арм.яз.). М., 1858, № I, с.67.

200. Январашвили Л. Деятельность и педагогические взгляды

201. И.П.Ростомашвили. Автограф.дис.канд.пед.н.1. Тбилиси, 1976, с.9.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.