Апокалипсическая семантика в поэзии Анны Ахматовой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Яковлева, Любовь Анатольевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат наук Яковлева, Любовь Анатольевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИНВАРИАНТЫ АПОКАЛИПТИКИ И ИХ ПРЕЛОМЛЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
1.1. Эсхатологическая и апокалипсическая семантика в Ветхом и Новом Заветах
1.2. Апокалиптика в работах русских философов рубежа XIX — XX веков: революция как Апокалипсис
1.3. Апокалипсические мотивы в литературе Серебряного века. Общие
замечания
ГЛАВА 2. АПОКАЛИПСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
2.1. Стихотворения 1910-х— 1920-х годов
2.2. Стихотворения 1930-х- 1960-х годов
ГЛАВА 3. АПОКАЛИПСИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ И ХРОНОТОП В ПОЭМАХ АННЫ АХМАТОВОЙ
3.1. «Реквием»
3.2. «Путем всея земли»
3.3. «Поэма без Героя»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Интертекстуальный аспект творчества Анны Ахматовой2009 год, кандидат филологических наук Кирпичева, Елена Викторовна
Формирование лиро-эпической картины мира в творчестве А.А.Ахматовой (на материале пространственно-временных характеристик ранней лирики, «Реквиема» и «Поэмы без героя»)2019 год, кандидат наук Хомяков Сергей Александрович
Поэтика имени в лирике А.А. Ахматовой2009 год, кандидат филологических наук Самсонова, Татьяна Александровна
Художественный мир лиро-эпоса А.А. Ахматовой в современной интерпретации и критике последнего десятилетия: 1999-20092010 год, кандидат филологических наук Слабких, Ксения Эдуардовна
Художественный мир А.А. Ахматовой: Мифопоэтика. Жизнетворчество. Культура2007 год, кандидат филологических наук Колчина, Жанна Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Апокалипсическая семантика в поэзии Анны Ахматовой»
ВВЕДЕНИЕ
Эсхатология - одна из вечных, наиболее таинственных и привлекательных проблем в контексте человеческого самоощущения в мире. Учения о конце света встречаются в самых древних источниках, испокон веков мыслители обращали свой взор к конечным судьбам цивилизации. Особенный интерес к эсхатологическим пророчествам появлялся в обществе в период слома эпох, войн, кризисов.
В российской империи государственной религией и, соответственно, доминирующей идеологией было православие, поэтому и эсхатологические чаяния преломлялись в первую очередь через библейские пророчества о «последних временах», о приходе антихриста, его царствовании и конечном поражении, о Втором явлении Христа, Страшном суде и, в конце концов, наступлении блаженного Царствия Божия, в котором будет обновлена сущность всей твари.
В российской средневековой литературе апокалипсическая тема занимала особое место и была одной из тех, к которым было приковано пристальное внимание писателей. Однако по мере секуляризации российского общества, в первую очередь связанной с петровскими реформами, эсхатологическая проблематика уходит на второй план. В российской философской и богословской мысли, литературе, в других видах искусства возрождение интереса к проблеме конца света было вызвано кризисными явлениями в западной цивилизации и нарастанием революционных настроений в обществе, а также культурным кризисом и напряженным поиском новых форм выражения в искусстве.
На рубеже XIX - XX и в начале XX века на новые веяния времени откликнулась русская философская мысль в лице К. Леонтьева, В. Соловьева, В. Розанова, П. Флоренского, С. Булгакова, Е. Трубецкого, Н. Бердяева и других. Многие из этих авторов кризисные явления своего времени связывали с приближением «последних времен», рассматривали
происходящее через призму библейских пророчеств. Кроме того, общее внимание к эсхатологии обусловило и появление ряда капитальных богословских экзегетических трудов, где имманентно, без апелляций к современности, рассматривались ключевые проблемы апокалиптики, давались интерпретации (порой достаточно неожиданные и парадоксальные) классических религиозных источников, связанных с концом света.
Ощущение дисгармонии, катастрофичности мира, экзистенциально-эсхатологические веяния отражаются также и в художественной литературе рубежа веков и в начале XX столетия. С.Н. Носов подчёркивает: в это время «одной из центральных тем, лейтмотивов стало приближение тотальной исторической катастрофы, которой будет суждено изменить лицо мира»1.
Символизм, во многом опиравшийся на передовые достижения художественно-философской мысли рубежа веков (например, на труды В. Соловьева), также не остался в стороне от эсхатологической тематики. Уже с самого начала XX века она становится важной составляющей поэтических поисков и прозрений таких поэтов, как Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, В.Брюсов, Д.Мережковский... Другие модернисты русской литературы поначалу не так активно, как символисты, обращались к апокалипсическим мотивам и сюжетам, однако войны и революции, захлестнувшие империю с середины второго десятилетия XX века, заметно повысили интерес к эсхатологической проблематике у футуристов, акмеистов и, в частности, у А. Ахматовой. Л.Г. Кихней пишет: «В творчестве Ахматовой апокалипсические мотивы образуют особый типологический ряд и складываются в метасюжет, логика развертывания которого не вполне совпадает с библейским прототипом»2. Этот интерес к проблеме конца
1 Носов С.Н. Исторический катастрофизм в общественно-литературном сознании середины XIX - начала XX века: (A.C. Хомяков, В.В. Розанов) // Литература и история. СПб., 1992. С. 179.
2 Кихней Л.Г. Эоническое и апокалипсическое время в поэтике акмеизма // Modernités russes 10. Le temps dans la poétique acméiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 47.
истории нарастал по мере усугубления кризисных явлений в российском, а потом и советском обществе, выйдя на пик ко времени Большого террора.
Методологической основой диссертации стали богословские труды, связанные с экзегетикой священных текстов эсхатологической направленности; работы по изучению наследия русских религиозных философов конца XIX - начала XX веков; исследования литературы Серебряного века - с приматом работ эсхатологической направленности; наконец, труды, посвященные проблемам целостности художественного мира Ахматовой, вопросам апокалиптики, жанра, стиля, хронотопа и т.д.
Что касается изученности эсхатологических изысканий в российской философско-литературной мысли рубежа XIX - XX веков, то необходимо констатировать наличие здесь большого числа лакун. Связано это, в первую очередь, с некоторой табуированностью апокалипсических исследований в СССР, когда религиозная мысль в целом и особенно православное учение о конце света явно не вписывались в рамки государственной идеологии, активно навязывающей миф о «рае на земле» - коммунизме.
Гораздо более пристальное внимание к проблемам эсхатологии и апокалиптики обнаружилось после падения советского государства. Причем работы, связанные с изучением мотивов и образов конца времен в русской литературе Серебряного века и философской мысли рубежа веков, стали появляться как в России, так и за рубежом. Среди таких работ можно назвать исследования Т. Альтицера3, Е.В. Барабанова4, Д. Бетсея5, Л.Ф. Кациса6,
3 Альтицер Т. Россия и апокалипсис // Вопросы философии. 1996. № 7. С. 110-126.
4 Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе: [О наследии Н.А. Бердяева] //Вопросы философии. 1990. № 8. С. 62-73.
5 Bethea D. The shape of Apocalypse in Modern Russian fiction / D. Bethea. Princeton Un. Press, 1990. 388 c.
6 Кацис Л.Ф. Апокалиптика «Серебряного века» // Кацис JI. Русская эсхатология и русская литература. М., 2000. С. 12-43.
Л.Г. Кихней7, В. Никитина8, Т.П. Писарчик9, Т.Ю. Сидориной10, Г.П. Федотова11, Г. Флоровского12, С. Фомина13, В.Д. Цыбина14 и др.
Наука, фактически вернувшаяся к эсхатологии рубежа XIX - XX веков после семидесятилетнего перерыва, за последние два десятилетия не смогла решить всех вопросов, связанных с указанной проблематикой. Такие же тенденции наблюдаются и в отношении изучения идиопоэтик, даже несмотря на то, что попытки анализа эсхатологических мотивов в творчестве отдельных писателей предпринимаются в современной литературоведческой науке достаточно часто. Таким образом, можно констатировать, что современные историко-литературные исследовательские методики и подходы к данной теме еще находятся на стадии становления. Что касается творчества А. Ахматовой, то в фокусе авторского внимания были труды, в которых делаются попытки системного описания ее уникального художественного мира как некой целостности (работы таких авторов, как Л.Г. Кихней15, В.В. Мусатов16, Т.А. Пахарева17, Р.Д. Тименчик18 и др.). Накоплен существенный опыт изучения художественной системы Ахматовой с помощью выявления семантических инвариантов, архетипов, рецепций
7 Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poétique acméiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 29-59.
8 Никитин В. Апокалипсис и эсхатологические мотивы в русской культуре XX века // Электронный ресурс. Режим доступа: http://do2.gendocs.ru/docs/index-414502.html.
9 Писарчик Т.П. Эсхатологическая идея в русской философии истории XX века // Вестник ОГУ. Приложение: Гуманитарные науки. №4, 2005.
Сидорина Т.Ю. Кризис XX века. Прогнозы русских мыслителей / Т.Ю. Сидорина. М.: ГУВШЭ, 2001. 181 с.
11 Федотов Г.П. Об антихристовом добре // Наука и религия. 1992. № 3. С. 38-42.
12 Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 601 с.
Фомин С. Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии / С. Фомин. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1993. 382 с.
14 Цыбин В.Д. Апокалипсис прошлого, настоящего, будущего. М.: РИЦ МДК, 2000. 124 с.
15 Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М.: Диалог МГУ, 1997. 145 с.
Мусатов В.В. К проблеме анализа лирической системы Анны Ахматовой // Царственное слово: Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 1. С. 103-110; Он же. «В то время я гостила на земле...». Лирика Анны Ахматовой. М.: «Словари.ру», 207. 496 с.
17 Пахарева Т.А. Художественная система Анны Ахматовой. Киев, 1994.
18 Тименчик Р.Д. Художественные принципы предреволюционной поэзии Анны Ахматовой: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тарту, 1982.
6
(А.Е. Жолковский, Ю.К. Щеглов19, И.В. Ерохина20, Н.Г. Полтавцева21, Р.Д. Тименчик22, Т.В. Цивьян23 и др.), наблюдений над мотивной структурой поэтического текста (Н.В. Дзуцева24, В.В. Кудасова25, П.Е. Поберезкина26, И. Служевская27, И.В. Ставровская28, Г.М. Темненко29, В.Н. Топоров30, O.E. Рубинчик31, В.А. Черных32), анализа поэм Анны Ахматовой (C.B. '
Жолковский А.Е., Щеглов Ю.К. Черты поэтического мира Ахматовой // Они же. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы - Текст. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. С. 261-290.
20 Ерохина И.В. Реминисцентная полифония в эпилоге «Реквиема» Анны Ахматовой // Folia Litteraria Rossica. Acta Universitatis Lodziensis. - №3. - Lodz: Primum Verbum, 2010. -P. 24-32.
21 Полтавцева Н.Г. Анна Ахматова и культура «серебряного века» («вечные образы» культуры в творчестве Ахматовой) // Царственное слово: Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 1.С. 41-59.
22 Тименчик Р.Д. К семиотической интерпретации «Поэмы без героя» // Тр. по знаковым системам. Вып. VI. Тарту, 1973. С.438-442; Он же. Чужое слово у Ахматовой // Рус. речь. 1989. №3. С. 33-36.
23 Цивьян Т.В. Заметки к дешифровке «Поэмы без героя» // Тр. по знаковым системам. Вып. V. Тарту, 1971. С. 155-277; Она же. Кассандра, Дидона, Федра: Античные героини -зеркала Ахматовой // Лит. обозрение. 1989. № 5. С. 29-33. Она же. Об эпиграфе у Ахматовой // А.Ахматова и русская культура XX в.: Тез. конф. М., 1989. С. 39-40.
24 Дзуцева Н.В. «И таинственный песенный дар» (Фрагментарная форма в поэзии Ахматовой) // Вопросы онтологической поэтики. Потаенная литература: Исследования и материалы. Иваново, 1998. С. 128-138.
25 Кудасова В.В. Анна Ахматова. Проблемы поэтики // Она же. Волшебный хор поэтов. Владимир: Издательский дом «Посад», 2006. С. 37-132.
26 Поберезкина П.Е. Из комментария к драме Анны Ахматовой «Энума Элиш» // «Я всем прощение дарую ...» Ахматовский сборник. М.-СПБ.: Альянс-Архео, 2006. С. 465-473.
27 Служевская И. Китежанка. Поэзия Ахматовой: Тридцатые годы. М.: НЛО, 2008. 136 с.
28 Ставровская И.В. Мотив двойничества в русской поэзии начала XX века (И. Анненский, А. Ахматова): Автореф. дис. ... канд. филол. наук./ Ивановск. гос. ун-т. Иваново, 2002. 18 с.
29 Темненко Г.М. Макромир лирического стихотворения // Учёные записки национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 24 (63) № 1. Часть 1. Симферополь, 2011. С. 89-97.
Топоров В.Н. Об историзме Ахматовой (две главы из книги) // Anna Akhmatova (18891966) // Papers from the Akhmatova Centennial Conference. Bellagio Study and Conference Senter, June 1989. Oakland; California, 1993.
31 Рубинчик О. E. «Там за островом, там за садом...» Тема Китежа у Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 3. Симферополь: Крымский Архив, 2005. С. 46-66.
Черных В.А. Мифоборчество и мифотворчество Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 3. Симферополь: Крымский Архив, 2005. С. 3-22.
Бурдина33, Л.К. Долгополов34, И.В. Ерохина35, Ж.П. Жаккар36, С.А. Коваленко, Н.И. Крайнева37, Н.Л. Лейдерман38, С.А. Мартьянова39, В.Н. Топоров40, Р.Д. Тименчик41, Т.В. Цивьян42 и др.).
Исходя из всего сказанного, актуальность настоящего исследования складывается из двух взаимосвязанных аналитических ракурсов: с одной стороны, в современной науке крайне востребованным видится комплексный методологический подход к проблеме эсхатологии в богословском, философском и литературном наследии авторов конца XIX - начала XX вв. с . учетом обобщенного рассмотрения апокалиптики Ветхого и Нового Заветов,
33 Бурдина C.B. Поэмы Анны Ахматовой: «Вечные образы» культуры и жанр. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2002. 311 с.
34 Долгополов JL К. По законам притяжения (о литературных традициях в «Поэме без героя» Анны Ахматовой) // Русская литература. 1979. № 4. С. 38-57.
35 Ерохина И.В. «Тройное дно» эпилога «Реквиема» Анны Ахматовой: смысломоделирующая функция реминисценций // «Как в прошедшем грядущее зреет...»: Полувековая парадигма поэтики Серебряного века. Сб. научных работ / Под ред. JI. Кихней и И. Ерохиной. М.: «Азбуковник», 2012. С. 228-251; Она же. Мифологический контекст в книге Анны Ахматовой «Белая стая» // Пути слова. Сборник ст., посвящ. памяти Е.Д. Жировой / Сост. Д.А.Романов. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JT.H. Толстого, 2002. С. 8-23; Она же. Гений и злодейство: пушкинский подтекст в ахматовском «Реквиеме» // Вопросы литературы. 2006. № 4. С. 198-220.
36 Жаккар Ж.-Ф. И течет «великая река»: заметки о «Реквиеме» Анны Ахматовой // «Как в прошедшем грядущее зреет...»: Полувековая парадигма поэтики Серебряного века. Сб. научных работ / Под ред. J1. Кихней и И. Ерохиной. М.: «Азбуковник», 2012. С. 211-227.
37 См. подготовленное Н.И. Крайневой издание: «Я не такой тебя когда-то знала...»: Анна Ахматова. Поэма без Героя. Проза о Поэме. Наброски балетного либретто: материалы к творческой истории / Под ред. Н.И.Крайневой, О.Д.Филатовой. СПб, «Миръ», 2009. 1488 с.
38 Лейдерман Н.Л. Бремя и величие скорби. «Реквием» в контексте творческого пути Анны Ахматовой // Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика XX века: Монографические очерки. Екатеринбург, 1996. С. 184-216.
39 Мартьянова С.А. «Поэма без героя» A.A. Ахматовой в контексте русской философской культуры XX века // Сайт: Анна Ахматова: «Ты выдумал меня» / Электронный ресурс. Режим доступа: akhmatova.orq>articles/martianova.htm.
40 Топоров В.Н. «Поэма без героя» в ритуальном аспекте // Анна Ахматова и русская культура начала XX века: Тез. конф. ИМЛИ. М., 1989. С. 15-21.
41 Тименчик Р.Д. Портрет Владыки Мрака в «Поэме без героя» // Новое лит. обозрение. 2001. №52. С. 200-204.
42 Цивьян Т.В. «Поэма без героя Анны Ахматовой» (некоторые итоги изучения в связи с проблемой «текст-читатель») // Она же. Семиотические путешествия. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. С. 159-168.
а также ряда апокрифических и небиблейских эсхатологических источников - что и было предпринято в настоящей работе.
С другой стороны, до сих пор фактически не создано ни одного крупного исследования, посвященного целостному анализу апокалипсической тематики в поэзии А. Ахматовой. А ведь начиная с 1914 года рассматривать ее творчество вне категории эсхатологической парадигмы — значит намеренно обеднять ее проблематику и интертекстуальную поэтику, закрывать глаза на остро злободневные и, вместе с тем, вечные проблемы, преломившиеся в наследии Ахматовой именно под апокалипсическим углом зрения. Таким образом, анализ творчества поэтессы в эсхатологическом ракурсе по-новому освещает и узловые конфликты ее произведений, их магистральные мотивы и инвариантную проблематику.
Соответственно цель настоящей работы — выявить эсхатологическую и апокалипсическую семантику творчества Анны Ахматовой, понять закономерности ее мотивно-образного преломления.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить инвариантные эсхатологические и апокалипсические мотивы в религиозно-философских источниках и (отчасти) в художественном творчестве предшественников и современников (что позволит определить новизну ахматовского подхода).
2. Проанализировать эсхатологическую стадию творчества Ахматовой на уровне проблематики, мотивики и поэтической образности стихов второй половины 10-х - начала 20-х гг. XX века.
3. Рассмотреть апокалипсическую стадию ахматовской лирики 1930-х -1960-х годов на уровне проблематики, мотивики и поэтической образности.
4. Вычленить апокалипсический хронотоп и апокалипсический сюжет в поэмах Ахматовой («Реквием», «Путем всея земли», «Поэма без героя»).
Объектом исследования является лирика (1914-1965) и поэмы . Ахматовой. Предмет диссертации - эсхатологическая картина мира
Ахматовой, апокалипсический хронотоп, отраженный в мотивно-образных и сюжетных элементах ее произведений.
В качестве основного источника принимается двухтомное издание, подготовленное М.М. Кралиным и отличающееся достаточной репрезентативностью43. В отдельных случаях материал дополняется шеститомным изданием под редакцией Н.В. Королевой и С.А. Коваленко44.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эсхатология Ахматовой, несмотря на включение ряда апокрифических и небиблейских заимствований, преимущественно укоренена в апокалиптике Ветхого и Нового Заветов.
2. Библейская апокалиптика амбивалентна: с одной стороны, она связана с пророчествами о небывалых катаклизмах, которые будут сопровождать завершение мировой истории, с другой стороны - с чаянием «нового неба и новой земли», вечного Божьего Царствия, где не будет страданий и смерти.
Из этих двух сторон библейской апокалиптики русская философская мысль рубежа XIX - XX веков заостряет внимание на пророчествах о приходе антихриста, страшных бедствиях и смутах, которые будут сопровождать «последние времена». Такой ракурс был задан предчувствием грядущих катастроф, вызванных кризисом западной цивилизации и подъемом революционно-террористического движения в Российской империи.
3. Общее кризисное настроение в работах философов и мыслителей рубежа XIX — XX веков оказало значительное влияние на зарождающийся русский модернизм, особенно — на творчество символистов. Акмеизм в целом и Ахматова в частности полноправно усвоят эсхатологическую тематику только в период начала исторических катаклизмов (череды русских
Ахматова А. Соч.: В 2 т. / Сост., подготовка текста М.М. Кралина. М.: Изд-во «Правда», 1990. Том и страница по этому изданию указываются в тексте.
44 Ахматова А. Соч.: В 6 т. М.: Эллис Лак, 2000-2001.
революций, Первой мировой и Гражданской войн, большевистского террора).
4. В творчестве Ахматовой 1910-х - 1920-х годов апокалипсическая тематика появляется в связи с Первой мировой войной и характеризуется предсказаниями о дальнейшем усугублении бедствий, неизменно преломляемыми через страшные образы «Откровения Иоанна Богослова» и синоптических Евангелий. Роль эсхатологической семантики в произведениях указанного периода неизменно нарастает по мере развертывания исторических катаклизмов в России, достигая своего пика ко времени начала Большого террора.
5. Лирические произведения 1930-х - 1960-х годов характеризуются пониманием настоящего как свершившегося Апокалипсиса, «умирания» и «погребения» эпохи, ожидания предсказанного пророчествами Страшного суда и надежды на восстановление утраченной гармонии (исшествия из апокалипсического ада) с помощью покаяния и творчества (силой животворящего Слова).
6. В лирических поэмах Ахматовой («Реквием», «Путем всея земли», «Поэма без Героя»), созданных в 1930-е - 1960-е годы, развертывается апокалипсический хронотоп и апокалипсический сюжет, в центре которого личность лирической героини, фокусирующая в своих переживаниях апокалипсический опыт своего поколения и своей страны, преломляя его не только через библейскую призму, но и через альтернативные (фольклорные и летописные) источники и литературные мифы.
Гипотеза исследования заключается в следующем: для поэзии Анны Ахматовой после 1914 года особое значение приобрела апокалипсическая семантика, через специфическую систему образов, мотивов и сюжетов кодировавшая события современности, которые таким образом вписывались в максимально широкий исторический контекст (за счет аналогий) и приводились к некоему онтологическому инварианту. С течением времени данная семантика эволюционировала от «охранной» (связанной с
«заклинанием» бедствий, попыткой предотвратить их развитие) к констатационной, а затем к поминально-постапокалипсической.
Научная новизна исследования заключается в комплексном • рассмотрении богословского, философского и литературного наследия авторов конца XIX - начала XX веков как компонентов общей эсхатологической парадигмы внутри русской словесности указанного периода; а также в исследовании эсхатологии в творчестве А. Ахматовой как целостной и эволюционирующей системы апокалипсических мотивов, образов и сюжетов, инспирирующих ряд важнейших изменений на уровне идиопоэтики поэтессы.
Теоретическая значимость работы связана с построением целостной методологической концепции, с помощью которой, во-первых, • анализируются и структурируются основные библейские и небиблейские эсхатологические источники; во-вторых, исследуется как единая историософская и экзегетическая система наследие ведущих мыслителей конца XIX - начала XX веков; в-третьих, рассматривается эсхатологический дискурс русского модернизма в целом и творчества А. Ахматовой в частности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный опыт исследования апокалипсической тематики может быть экстраполирован в сферу других филологических исследований, а основные ' положения и материалы могут применяться в лекционных курсах по истории русской литературы, культурологии, философии, религиоведению, при разработке спецкурсов, посвященных творчеству поэтов-акмеистов и религиозных философов первой половины XX века.
Апробация работы. Результаты исследования были апробированы в докладах на следующих международных, всероссийских и региональных конференциях: XIV Крымские Международные Ахматовские научные чтения «Творчество Ахматовой и проблемы развития русской поэзии». 13-17 сентября 2012 г. (Саки-Евпатория, Украина, АР Крым); Всероссийская '
конференция молодых ученых «1-е Грибоедовские чтения». 23 апреля 2012 г. (Москва, Россия); Всероссийская конференция молодых ученых «2-е Грибоедовские чтения». 22 апреля 2013 г. (Москва, Россия); Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов, студентов и молодых ученых (Нерюнгри, Россия), апрель, 2013. По материалам исследования опубликовано 8 статей (3 из них - из списка, рекомендованного ВАК РФ; 2 статьи опубликованы в зарубежных рецензируемых изданиях).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 196 источников.
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИНВАРИАНТЫ АПОКАЛИПТИКИ И ИХ ПРЕЛОМЛЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
1.1. Эсхатологическая и апокалипсическая семантика в Ветхом и Новом Заветах
Эсхатология (от греч. escatos - последний и logos - слово, учение) - учение о последних судьбах мироздания и человечества.
Древние мифы о конце света в большинстве своем цикличны -мир гибнет не окончательно: за завершением очередного витка космологической спирали следует новый (вселенная обновляется «через смерть»). Поэтому сюжет апокалипсических мифов чаще всего строится на последовательном развертывании следующих стадий:
1) первая (эсхатологическая) стадия: угроза мировой катастрофы, предугадываемая божьими избранниками в ряде симптомов приближения конца света;
2) вторая (апокалипсическая) стадия: повествование о гибели . культурного социума вследствие Божьего гнева («гнева богов»), борьбы светлых и темных сил (Всемирный Потоп, Армагеддон, Рагнарек и т.п.);
3) третья (постапокалипсическая) стадия: спасение избранных, возрождение мира, воскрешение праведников и т.п.
Иногда все три эсхатологические стадии редуцированы к первой и сконцентрированы в визионерском предвидении будущего. Подобное прозрение, например, представляет собой пророчество Исаии о падении Иудеи и Вавилонском пленении, перерастающее в предсказание . Последнего Суда.
Важными семиотическими элементами эсхатологических мифов являются мотив предсказания, как правило, персонифицированный в
образе пророка, а зачастую и мотив искупительной жертвы (как условия спасения избранных и / или последующего возрождения человечества).
Вследствие доминирующей позиции православия в царской России в художественно-философских изысканиях рубежа XIX - XX вв., касающихся Конца света, преобладают отсылки к апокалиптике двух Заветов. Творчество А. Ахматовой в этом плане не является исключением, поэтому об эсхатологическом базисе христианства следует остановиться подробнее.
* * *
Эсхатологические мотивы Ветхого и Нового Заветов. Уже в •
Ветхом Завете апокалиптика представлена с достаточной полнотой. У многих пророков события конца истории появляются в том или ином виде: либо в форме предостережений, либо как описание грядущего наказания, которое постигнет грешников, отступивших от законов Бога. К апокалипсической тематике обращались такие пророки, как Исайя, Иезекииль, Иоиль, Даниил, Софония, Авдий, Захария Серповидец и другие (в частности, о последних временах в доевангельской Библии повествуется в следующих местах: Иез. 38-48; Зах. 9-14; Дан. 7-12, Ис. 56-66). Большинство исследователей центральным источником ' апокалиптики Ветхого Завета и «наиболее ранним и классическим произведением этого <то есть - апокалипсического. - Л.Я.> рода»45, называют книгу пророка Даниила, где эсхатологические события структурированы. И хотя уже «у пророков Исайи и Иоиля мы находим и мессианские чаяния, и предсказания об упадке и днях запустения святого места, и четко оформленные идеи о воскресении мертвых. Однако наиболее полное и последовательное изложение всех указанных
45 Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм // Русская мысль, 1910, VI // Электронный ' ресурс. Режим доступа: ЬПр:/Ду\¥\у.ша§1з1ег.гпзк.ги/ПЬгагу/рЬ11оз/Ьи1§акоу/Ьи1§ак03.Ь1т
15
аспектов выполняет именно последний по хронологии ветхозаветный текст, который при этом делает существенный для эсхатологической мысли шаг вперед: понимание истории как регресса, отраженного в смене четырех веков - концепция, знакомая из эллинистической традиции, но самостоятельно (и более авторитетно) изложенная в иудейском мире впервые»46.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Трагическое в лирике А. Ахматовой2004 год, кандидат филологических наук Шевчук, Юлия Вадимовна
Библейские мотивы и образы в творчестве В.В. Маяковского 1912-1918 годов2008 год, кандидат филологических наук Шалков, Денис Юрьевич
Демонический комплекс в художественном мире А.А. Ахматовой2010 год, кандидат филологических наук Сискевич, Анастасия Евгеньевна
Англоязычные рецепции и аллюзии в «Поэме без героя» Анны Ахматовой2023 год, кандидат наук Белоусова Ольга Геральдовна
Петербург - Петроград - Ленинград в лирике А.А. Ахматовой и в переводах ее стихотворений на английский язык2009 год, кандидат филологических наук Ботанова, Елена Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Яковлева, Любовь Анатольевна, 2014 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Ахматова А. Сочинения: В 2 т. / Сост. и примеч. М.М. Кралина. М.: Правда, 1990.
2. Ахматова А. Собрание сочинений: В 6 т. / Сост., подгот. текста, коммент., статья Н.В. Королевой и С.А. Коваленко. М.: Эллис Лак, 1998 -2002.
3. Белый А. Антихрист // Электронный ресурс. Режим доступа: http://podelise.ru/docs/index-312219.html? page=2#67604.
4. Белый А. Лирика. Мн: Харвест, 2000. 432 с.
5. Белый А. Петербург. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 480 с.
6. Библейская энциклопедия. М.: Терра, 1991. 902 с.
7. Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. / Вступ. ст., подг. текста и примеч. Вл. Орлова. М.; Л.: ГИХЛ; Художественная литература. 1960 - 1963.
8. Брюсов В. Собрание сочинений: В 7 т. / Под общ. ред. П.Г.Антокольского, A.C. Мясникова, С.С. Наровчатова, Н.С. Тихонова. М.: Художественная литература, 1973 - 1975.
9. Гумилев Н. Сочинения: В 3 т. / Вступ. статья, сост. и примеч. H.A. Богомолова (Т. 1), Р.Л. Щербакова (Т. 2), Р.Д. Тименчика (Т. 3). М.: Художественная литература, 1991.
10. Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966) / Сост., подгот. текста К.Н. Суворовой, вступ. ст. Э.Г. Герштейн, вводн. заметки, указатели
B.А. Черных. Москва - Турин: «Giulio EiunaudI editore», 1996. 873 с.
11. Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. / Сост. П.М. Нерлера,
C.С. Аверинцева. Комментарии А.Д. Михайлова, П.М. Нерлера. М.: Художественная литература, 1990.
12. Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текстов и исследование В.П. Дмитриевой. Л.: Наука, 1979.
13. Поучение Владимира Мономаха / Подготовка текста О.В. . Творогова, перевод и комментарии Д.С. Лихачева // Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4874.
14. Слово о Полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Олегова // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vehi.net/oldrussian-/opolku.html.
15. Туманян О. Стихи и четверостишья // Сайт «Мир поэзии» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://mirpoezvlit.ru/books-/7480/10/.
16. Хлебников В. Воззвание председателей земного шара // Электронный ресурс. Режим доступа: http://rupoem.ru/xlebnikov/tolko-my- . svernuv.aspx.
Философские и религиозно-публицистические труды
17. Бердяев Н. Война и эсхатология // Путь. 1939-1940. № 61. С.3-14.
18. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.
19. Бердяев H.A. Духи русской революции // Литературная учеба, 1990. Кн. 2. С. 123-139.
20. Булгаков С. На пиру богов. М., 1918 // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vehi.net/bulgakov/napirubogov.html.
21. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм // Русская мысль, 1910, VI-VII // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.magister.-msk.ru/librarv/philos/bulgakov^ulgak03.htm.
22. Мережковский Д.С. Грядущий хам // Электронный ресурс. Режим доступа: http://az.lib.ru/m/merezhkowskii d s-/text 0080.shtml
23. Мережковский Д.С. Еще шаг грядущего хама // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gramotey.com-/7open file=1269073560.
24. Мережковский Д.С. Царство Антихриста. Статьи периода эмиграции. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2001. 656с. ■
25. Розанов В. Звериное число // Северные цветы. М., 1903. С. 85-92 // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek-_Buks/Culture-/rozan/02.php
26. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vehi.net/rozanov/apokal.html.
27. Розанов В.В. Апокалиптика русской литературы / В.В. Розанов // Новый мир. 1999. № 7. С. 145-157.
28. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 2 / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. 822 с. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vehi.net/soloviev-/trirazgov/.
29. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: Издательство «Республика», 1994. 432 с.
30. Федотов Г.П. Бердяев - мыслитель // H.A. Бердяев: Антология. Книга I. СПб., 1994. С. 395 - 409.
31. Федотов Г.П. Об антихристовом добре // Наука и религия. 1992. №3. С. 38-42.
Исследования по теории и истории литературы
32. Азадовский K.M. «Меня назвал «китежанкой». Анна Ахматова и Николай Клюев //Лит. обозрение. 1989. № 5. С. 66-70.
33. Алфимова Ж.П. Эсхатология и история в апокрифической литературе межзаветного периода // Электронный ресурс. Режим доступа: http://lomonosov-su.m/archive/Lomonosov_2007/20/strutos@mail.ru.pdf.
34. Альтицер Т. Россия и апокалипсис / Т. Альтицер // Вопросы философии. 1996. № 7. С. 110-126.
35. Аникин А.Е. О некоторых возможных источниках и параллелях одного образа Ахматовой: «...и смерти ждать как чуда» // Анна Ахматова и русская культура начала XX века: Тез. конф. М., 1989. С. 47-50.
36. Ахвердян Г.Р. О «подражании армянскому» Анны Ахматовой // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и
методический аспекты: Материалы III Международной научной конференции. (Чита, ЗабГГПУ, 10-11 декабря 2010 г.) / сост. Г.Д. Ахметова,
I
Т.Ю. Игнатович; Забайкал. гос.-гум. пед. ун-т. Чита, 2010. С. 137-142.
37. Балашова И.А. Пушкинские образы в стихотворном цикле А. Ахматовой «Реквием» // Ахматовские чтения. Тверь: ТГУ, 1991.С. 38-46.
38. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе: [О наследии H.A. Бердяева] // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 62-73.
39. Берлин И. Из воспоминаний «Встречи с русскими писателями» // Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991. С. 436-459.
40. Бессонов П. Китежский летописец // Киреевский И.В. Песни. Вып. 4. М., 1862. [Приложение].
41. Белый А. Апокалипсис в русской поэзии // Электронный ресурс. Режим доступа: http://dugward.ru/librarv/blok/-beliy арок poez.html.
42. Белый А. Символизм как миропонимание // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos-/bel/02.php.
43. Вельский В.В. Замечания к тексту // В.И. Вельский, H.A. Римский-Корсаков Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (либретто оперы) / По изданию М.П. Беляева (С.-Петербург, Типография C.J1. Кинда, СПб., Казанская ул., №44. 1907) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vodaspb.ru/russian-/files/another/kitezh.html.
44. Бурдина C.B. «Реквием» А. Ахматовой: география и модель пространства // Филологические заметки: Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 4: в 2 ч. Пермь; Скопье; Любляна, 2006. Ч. 2. С. 22 - 31.
45. Бурдина C.B. «Вечные образы» мифа в поэме А. Ахматовой «Путем всея земли» // Национальный менталитет и языковая личность / Перм. ун-т. Пермь, 2002. С. 172 - 184.
46. Бурдина C.B. Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой «Реквием» // Филологические науки. 2001. № 6. С. 3 - 13.
47. Бурдина C.B. Поэмы Анны Ахматовой: «Вечные образы» культуры и жанр. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2002. 311 с.
48. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб.: Изд. Д.Е. Кожанчикова, 1861. Т. 2. 280 с.
49. Бычков В.В. Эстетика Серебряного века: пролегомены к систематическому изучению // Вопросы философии, 2007. № 8. С. 47 — 57.
50. Варламов А.Н. Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века: Автореф. дис. ... к. филол.н. М., 1997. 16 с.
51. Виленкин В. В сто первом зеркале. М.: Советский писатель, 1987.
317 с.
52. Виленкин В. Образ «тени» в поэтике Анны Ахматовой // Вопр. лит. 1994. № 1.С. 57-76.
53. Воздвиженский В.Г. Судьба поколения в поэзии Анны Ахматовой // Царственное слово: Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 1. С. 21-28.
54. Гаспаров M.JI. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века». 1890-1917. М.: Наука. 1993. С. 5-44.
55. Гаспаров M.JI. Стих Ахматовой: четыре его этапа // Лит. обозрение. 1989. № 5. С. 26 - 29.
56. Гозенпуд A.A. H.A. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества. М.: Музгиз, 1957. 188 с.
57. . Гозенпуд A.A. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. Л.: Музыка, 1975. 368 с.
58. Гончарова Н. «...Я пишу для Артура либретто...» (Анна. Ахматова. Балетные либретто и «Поэма без героя») // Вопр. лит. 1999. Сентябрь-октябрь. С. 330 - 345.
59. Грякалова Н.Ю. Фольклорные традиции в поэзии Анны Ахматовой // Рус. лит. 1982. № 1. С. 47 - 63.
60. Гусев В.А. Библейские образы и мотивы в поэзии А. Ахматовой // Третьи Ахматовские чтения: Материалы обл. научн. конф. 12-14 мая 1993 г. Одесса, 1993. С. 5-7.
61. Данилевич JI.B. Последние оперы H.A. Римского-Корсакова. М.: Гос. муз. изд., 1961. 280 с.
62. Дзуцева Н.В. «И таинственный песенный дар» (Фрагментарная форма в поэзии Ахматовой) // Вопросы онтологической поэтики. Потаенная литература: Исследования и материалы. Иваново, 1998. С. 128 — 138.
63. Дзуцева H.B. М. Цветаева и А. Ахматова: (К проблеме типа поэтического сознания) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: Межвуз. сб. научн. тр. Иваново: ИГУ, 1993. С. 156- 165.
64. Дмитриева В.П. Комментарии // Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текстов и исследование В.П. Дмитриевой. Л.: Наука, 1979. 348 с.
65. Дневники, воспоминания, письма А. Ахматовой // Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие. Дневники, воспоминания, письма А. Ахматовой. М., 1991. С. 212 - 353.
66. Долгополов Л.К. По законам притяжения. О литературных традициях в «Поэме без героя» Анны Ахматовой // Рус. лит. 1979. № 4. С. 38-57.
67. Ерохина И.В. Гений и злодейство: пушкинский подтекст в ахматовском «Реквиеме» // Вопросы литературы. 2006. № 4. С.198-220.
68. Ерохина И.В. «Тройное дно» эпилога «Реквиема» Анны Ахматовой: смысломоделирующая функция реминисценций // «Как в прошедшем грядущее зреет...»: Полувековая парадигма поэтики Серебряного века. Сб. научных работ / Под ред. Л. Кихней и И. Ерохиной. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2012. С. 228 - 251.
69. Ерохина И.В. Мифологический контекст в книге Анны Ахматовой «Белая стая» // Пути слова. Сборник ст., посвящ. памяти Е.Д. Жировой / Сост. Д.А. Романов. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2002. С. 8 - 23.
70. Ерохина И.В. Реминисцентная полифония в эпилоге «Реквиема» Анны Ахматовой // Folia Litteraria Rossica. Acta Universitatis Lodziensis. - №3. - Lodz: Primum Verbum, 2010. - P. 24-32.
71. Жаккар Ж.-Ф. И течет «великая река»: заметки о «Реквиеме» Анны Ахматовой // «Как в прошедшем грядущее зреет...»: Полувековая парадигма поэтики Серебряного века. Сб. научных работ / Под ред. JT. Кихней и И. Ерохиной. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2012. С. 211-227.
72. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. JL: Наука, 1973.
408 с.
73. Жолковский А. Между могилой и памятником. Заметки о финале ахматовского «Реквиема» (1940) // От Кибирова до Пушкина. Сборник в честь 60-летия H.A. Богомолова М.: HJIO, 2011. С. 114 - 142.
74. Жолковский А.Е., Щеглов Ю.К. Черты поэтического мира Ахматововой // Жолковский А.Е., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы - Текст. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. С. 261 -290.
75. Иванов В.В. «Поэма без героя», поэтика поздней Ахматовой и фантастический реализм // Ахматовский сборник. Париж, 1989. С. 131 - 135.
76. Из записей H.A. Мотовилова (Предсказания Серафима Саровского) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://nespi.ko3.ru/-predskazaniya serafima sarovskogo.
77. Ильев С.П. «Петербургские повести» Андрея Белого и Анны Ахматовой («Петербург» - «Поэма без героя») // Царственное слово: Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 1. С. 150-166.
78. Кац Б.А., Тименчик Р.Д. Анна Ахматова и музыка. Л.: Сов. композитор, 1989. 336 с.
79. Кацис Л. Апокалиптика «серебряного века» // Кацис Л. Русская эсхатология и русская литература. М.: Издательство ОГИ, 2000. 656 с.
80. Кацис Л.Ф. Русская эсхатология и русская литература. М.: ОГИ, 2000. 656 с.
81. Кацис Л.Ф., Одесский М.П. «И если когда-нибудь в этой стране...» О некоторых славянских параллелях к «Реквиему» А. Ахматовой // Лит. обозрение. 1996. № 5-6. С. 214 - 222.
82. Кихней Л.Г. Дантовский код в поэзии Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 8. Симферополь, 2010. С. 114-127.
83. Кихней Л.Г. Мифологическая семантика умирания и воскрешения в стихах Ахматовой 1930-50-х годов // Творчество А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева в контексте русской поэзии XX века: Материалы Международной научн. конф. 21-23 мая 2004 г. Тверь, 2004. С. 27 - 39.
84. Кихней Л.Г. Мотив святочного гадания на зеркале как семантический ключ к «Поэме без героя» Анны Ахматовой // Вестник МГУ. ■ Серия 9. № 2. М., 1996. С. 27 - 37.
85. Кихней Л.Г. Потаенный сюжет «Поэмы без героя» Анны Ахматовой в зеркале интертекста. // Русская литература XX-XI веков: проблемы теории и методологии изучения: Материалы Второй Международной конференции: 16-17 ноября 2006 г. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2007.
86. Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М.: Диалог МГУ, 1997. 145 с.
87. Кихней Л. Г. Ренессансные коды в поэзии Анны Ахматовой 1930- ' х - 40-х годов // Modernités russes 12. La Renaissance en Russie : concept, modèle, utopie, style. Lyon: Lyon III-CESAL, 2011. P. 123-147.
88. Кихней Л.Г. Эсхатологический миф в позднем творчестве О. Мандельштама // Вестник МГУ. Сер. 9. 2005. № 6. С. 108 - 123.
89. Кихней Л.Г. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Le temps dans la poétique acméiste. Lyon, Lyon III-CESAL, 2010. P. 29-59.
90. Клинг O.A. Своеобразие эпического в лирике A.A. Ахматовой // Царственное слово: Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 1. С. 59 — 70.
91. Леденев A.B. Модернистские течения в литературе рубежа XIX-XX веков // История русской литературы XX века: В 2 ч. 4.1. / Под общ. ред. В.В. Агеносова. М.: Юрайт, 2013. С. 40-48.
92. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Наука, 1988. 509 с.
93. Ковалевская Е.Г. «Реквием» А. Ахматовой. Его сходство и отличие от других произведений поэта // Текст. Узоры ковра: Сб. ст. науч.-метод. семинара «TEXTUS». СПб.; Ставрополь, 1980. Вып. 4, ч. 2. С. 3 - 60.
94. Коваленко С.А. Свершившееся и недовоплощенное. Поэмы и театр Анны Ахматовой // Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 377 - 462.
95. Комарович В.Л. Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936.
96. Коржавин Н. Анна Ахматова и «серебряный век» // Новый мир. 1989. №7. С. 240-261.
97. Крохина Н.П. Софийность и ее коннотации в русской литературе . XIX - начала XX веков (поэтика всеединства): дис. ... д-ра филол. н. Шуя, 2011.
98. Кружков Г. «Ты опоздал на много лет...» Кто герой «Поэмы без героя»? // Новый мир. 1993. № 3. С. 216 - 226.
99. Крученых А. Апокалипсис в русской литературе, М.: Типография ЦИТ, 1923. 46 с.
100. Кудасова В.В. Волшебный хор поэтов. Владимир: Издательский дом «Посад», 2006. 182 с.
101. Кублановский Ю. О «Реквиеме» Анны Ахматовой // Волга. 1992. . № 11-12. С. 158-164.
102. Легенда о граде Китеже / Подг. текста, пер. и комм. Н.В. Понырко // Библиотека литературы Древней Руси / Под ред.
Д.С.Лихачева, Л.А.Дмитриева, А.А.Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 5: XIII век. СПб.: Наука, 1997.
103. Лейдерман Н.Л. Бремя и величие скорби. «Реквием» в контексте творческого пути Анны Ахматовой // Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика XX века: Монографические очерки. Екатеринбург, 1996. С. 184— 216.
104. Лихачев Д.С. Ахматова и Гоголь // Лихачев Д.С. Литература -реальность - литература. Л., 1981. С. 173 - 180.
105. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. 180 с.
106. Локша A.B., Козловская С.Э. Структура художественного пространства в творчестве Анны Ахматовой эпохи войны и революции (1914-1921) // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 9. Симферополь, 2011. С. 59 - 70.
107. Лосев Л. Герой «Поэмы без героя» // Ахматовский сборник. Париж, 1989. С. 109-122.
108. Лямкина Е.И. Вдохновение, мастерство, труд: Записные книжки A.A. Ахматовой // Встречи с прошлым. М., 1978. Вып. 3. С. 380 - 420.
109. Магомедова Д.М. Анненский и Ахматова (к проблеме «романизации» лирики) // Царственное слово: Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 1. С. 135- 140.
110. Мартьянова С.А. «Поэма без героя» A.A. Ахматовой в контексте русской философской культуры XX века ПН Сайт : Анна Ахматова: «Ты выдумал меня» / Электронный ресурс. Режим доступа: akhmatova.orq>articles/martianova.htm
111. Марченко А. «С ней уходил я в море...». Анна Ахматова и Александр Блок: опыт расследования // Новый мир. 1998. № 8. С. 201 — 214; №9. С. 179-196.
112. Мел един С.П. Китеж на Светлояром озере // Московитянин. 1843. Ч. 6, № 12. С. 507-511.
>
113. Мельников-Печерский П.И. Очерки поповщины // Мельников-Печерский П.И. Собр. соч. Т. 7. М., 1909. 92 с.
114. Мочульский К. Поэтическое творчество Анны Ахматовой // Лит. обозрение. 1989. № 5. С. 44 - 52.
115. Мусатов В.К. К проблеме анализа лирической системы Анны Ахматовой // Царственное слово: Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 1. ' С. 103-110.
116. Мусатов В.В. «В то время я гостила на земле...». Лирика Анны Ахматовой. М.: «Словари.ру», 2007. 496 с.
117. Мусатов В.В. Центральная коллизия в «Поэме без героя» Анны Ахматовой // Творчество писателя и литературный процесс. Жанрово-стилевые проблемы. Иваново, 1987. С. 59 - 69.
118. Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой: Из книги «Конец первой половины XX века». М.: Художественная литература, 1989. 302 с.
119. Небольсин A.C. Методы интерпретации, эсхатология и структура Откровения Иоанна Богослова // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия, 2010. Вып. 3(31). С. 55-74.
120. Небольсин С.А. О жанре «Памятника» в наследии Ахматовой // Тайны ремесла: Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 2. С. 30 - 38.
121. Никитин В. Апокалипсис и эсхатологические мотивы в русской культуре XX века // Электронный ресурс. Режим доступа: http://do2.gendocs.ru/docs/index-414502.html.
122. Носов С.Н. Исторический катастрофизм в общественно-литературном сознании середины ХГХ - начала XX века: (A.C. Хомяков, В.В. Розанов) // Литература и история. СПб., 1992. С. 179 - 190.
123. Орлова Р., Копелев Л. Анна всея Руси // Лит. обозрение. 1989. №5. С. 100-109.
124. Орлов Г.А. Истоки «Сказания о граде Китеже» H.A. Римского-Корсакова: автореф. дис.... к. ист. н. М., 1955. 16 с.
125. Орлов Г. А. Творческая эволюция Римского-Корсакова в 90-е и 900-е годы и «Сказание о невидимом граде Китеже» // Вопросы музыкознания. М., 1960. Т. III. С. 499 - 538.
126. Павел Флоренский и символисты: Опыты литературные. Статьи. Переписка / Составление, подготовка текста и комментарии Е.В. Ивановой. М: Языки славянской культуры, 2004. 704 с.
127. Павловский А.И. О смысле и облике поздней лирики Анны Ахматовой // Русская литература. 1990. № 1. С. 257.
128. Панченко Ф.В., Сеидова Т.З. Петр и Феврония Муромские в • древнерусской музыке / Древнерусская певческая культура и книжность. Проблемы музыкознания. Л., 1990. Вып. 4. С. 100-106.
129. Пахарева Т.А. Художественная система Анны Ахматовой. Киев,
1994.
130. Писарчик Т.П. Эсхатологическая идея в русской философии истории XX века // Вестник ОГУ. Приложение: Гуманитарные науки. №4. 2005. С. 40-48.
131. Поберезкина П.Е. Из комментария к драме Анны Ахматовой «Энума Элиш» // «Я всем прощение дарую ...» Ахматовский сборник. М.- ' СПБ.: Альянс-Архео, 2006. С. 465-473.
132. Полтавцева Н.Г. Анна Ахматова и культура «серебряного века» («вечные образы» культуры в творчестве Ахматовой) // Царственное слово: Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 1. С. 41 - 59.
133. Понырко Н.В. <Предисловие к Легенде о Граде Китеже> // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5: XIII век. СПб.: Наука, 1997.
134. Путенихина И.А. Поэтическая эсхатология Максимилиана Волошина: дисс. ... к. филол. н. Магнитогорск, 2000. 140 с.
135. Раков В.М. Философия Серебряного века между прошлым и ' будущим // Два рубежа. Пермь, 2004. 298 с.
136. Редькин В.А. Мифологическое сознание и христианская вера в поэтическом творчестве A.A. Ахматовой // А. Ахматова, Н. Гумилев и русская поэзия начала XX века: Ахматовские чтения. Тверь, 1995. С. 3 - 27.
137. Редькин В.А. Поиски форм организации времени и пространства в поэмах А. Ахматовой // Ахматовские чтения. Тверь, 1991. С. 95 - 107.
138. Руденко М.С. Религиозные мотивы в поэзии Анны Ахматовой // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1995. № 4. С. 66 - 77.
139. Русская бытовая повесть. XV-XVII вв. / сост., вст. ст. и ком. А.Н. Ужанкова. М.: Сов. Россия, 1991. 444 с.
140. Седакова O.A. Шкатулка с Зеркалом. Об одном глубинном мотиве A.A. Ахматовой // Тр. по знаковым системам. Вып. XVII. Тарту, 1984. С. 93- 108.
141. Серебрякова JI.A. «Китеж»: откровение «Откровения» // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 86 - 100.
142. Сидорина Т.Ю. Кризис XX века. Прогнозы русских мыслителей / Т.Ю. Сидорина. М.: ГУВШЭ, 2001. 181 с.
143. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т.Ю. Сидорина. М.: Флинта, Наука, 2003. 456 с.
144. Симченко О.В. Категория памяти в творческом сознании Анны Ахматовой // Литературные произведения XVIII-XX веков в историческом и культурном контексте разных культур. М., 1994. С. 26 - 34.
145. Скатов Н. Анна Ахматова // Скатов Н. Русские поэты: Очерки. М., 1977. С. 53-64.
146. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.416 с.
147. Служевская И. Китежанка. Поэзия Ахматовой: Тридцатые годы. М.: НЛО, 2008. 136 с.
148. Смирнов И.П. Поэтические ассоциативные связи «Поэмы без героя» // Традиция в истории культуры. М., 1978. С. 228 - 230.
149. Рубинчик О. Е. « Там за островом, там за садом...» Тема Китежа у Анны Ахматолвой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. — Вып. 3. — Симферополь: Крымский Архив, 2005. — С. 46-66.
150. Ставровская И.В. Мотив двойничества в русской поэзии начала XX века (И. Анненский, А. Ахматова): Автореф. дис. ... к. филол. н. / Ивановск. гос. ун-т. Иваново, 2002. 18 с.
151. Стасюк С. А. О воплощении христианской легенды и традициях древнерусского искусства в опере H.A. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990. С. 132- 134.
152. Степанов А.Н. «Три разговора» Вл. Соловьёва: вопросы публикации, жанрового своеобразия и композиционной целостности // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьева. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия «Symposium», выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 378 -383.
153. Строганов В.М. «Поэма без героя» и ее комментаторы // Рус. лит. 1980. №4. С. 177-178.
154. Струве Н. Бог Анны Ахматовой // Струве Н. Православие и культура. М., 1992. С. 243 - 245.
155. Тамарченко А. «Так не зря мы вместе бедовали» (Тема эмиграции в поэзии Анны Ахматовой) // Царственное слово: Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 1.С. 71-89.
156. Темненко Г.М. Макромир лирического стихотворения. // Учёные записки национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 24 (63) № 1. Часть 1. Симферополь, 2011. С. 89-97.
157. Тименчик Р. К генезису ахматовского «Реквиема» // Новое лит. обозрение. 1994. № 8. С. 215 - 216.
158. Тименчик Р.Д. К семиотической интерпретации «Поэмы без героя» // Тр. по знаковым системам. Вып. VI. Тарту, 1973. С.438-442.
159. Тименчик Р. О «библейской» тайнописи у Ахматовой // Звезда. 1995. № Ю. С. 201-207.
160. Тименчик Р.Д. Портрет Владыки Мрака в «Поэме без героя» // Новое лит. обозрение. 2001. № 52. С. 200 - 204.
161. Тименчик Р.Д. Художественные принципы предреволюционной поэзии Анны Ахматовой: Автореф. дис. ... к. филол. н. Тарту, 1982.
162. Тименчик Р.Д. Чужое слово у Ахматовой // Рус. речь. 1989. № 3. С.33-36.
163. Ткаченко И.А. Апокалиптические темы и мотивы в русской культуре конца XIX - первой половины XX вв.: Автореф. дис. ... к. культурологии. Шуя, 2007.
164. Топоров В.Н. Заметки по реконструкции текстов. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 99 - 132.
165. Топоров В.Н. «Поэма без героя» А.Ахматовой в ритуальном аспекте // Анна Ахматова и русская культура начала XX века. Тезисы конференции (ИМЛИ). М., 1989. С. 15 -21.
166. Топоров В.Н. «Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 121-132.
167. Топоров В.Н. Об ахматовской нумерологии и менологии // А. Ахматова и русская культура XX в.: Тез. конф. ИМЛИ. М., 1989. С. 6 - 14.
168. Топоров В.Н. Об историзме Ахматовой (две главы из книги) // Anna Akhmatova (1889-1966) // Papers from the Akhmatova Centennial Conference. Bellagio Study and Conference Senter, June 1989. Oakland; California, 1993.
169. Тропкина Н.Е. Вариативность «Поэмы без героя» Анны Ахматовой // Литература и фольклор. Вопросы поэтики. Волгоград, 1990. С. 131-140.
170. Тропкина Н.Е. О происхождении двух образов народного театра в «Поэме без героя» А.Ахматовой // Рус. лит. и фолысл. традиция. Волгоград, 1983. С. 112-118.
171. Федотов О.И. Зеркало и поэт: Н.В. Недоброво как зеркало поэтического будущего Ахматовой// Литературная учеба, 1997. №1.
172. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 ч. Ч. 1. Литературное творчество и литературное произведение. М.: Владос, 2003. 450 с.
173. Финкельберг М. О герое «Поэмы без героя» // Рус. лит. 1992. №3. С. 207-224.
174. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 601 с.
175. Фомин С. Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии / С. Фомин. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 382 с.
176. Хазан В.И. Апокалипсис у Мандельштама (О теме смерти в стихах 30-х годов) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1991. Т. 50, № 3. С. 248258.
177. Хазан В.И. Тема смерти в лирических циклах русских поэтов XX века (С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова). Грозный, 1990.
178. Хлодовский Р.И. Анна Ахматова и Данте // Тайны ремесла: Ахматовские чтения. М., 1992. Вып. 2. С. 75 - 92.
179. Цветова Н.С. Эсхатологическая топика в русской традиционной прозе второй половины XX - начала XXI вв.: Автореф. дис. ... д-ра филол. н.: 10.01.01 / Цветова Наталья Сергеевна; [Место защиты: Помор, гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. Архангельск, 2011. 295 с.
180. Цивьян Т.В. Заметки к дешифровке «Поэмы без героя» // Тр. по знаковым системам. Вып. V. Тарту, 1971. С. 155 - 277.
181. Цивьян T.B. Кассандра, Дидона, Федра: Античные героини -' зеркала Ахматовой // Лит. обозрение. 1989. № 5. С. 29 - 33.
182. Цивьян Т.В. Об эпиграфе у Ахматовой // А.Ахматова и русская культура XX в.: Тез. конф. М., 1989. С.39-40.
183. Цивьян Т.В. «Поэма без героя Анны Ахматовой» (некоторые итоги изучения в связи с проблемой «текст-читатель») // Она же. Семиотические путешествия. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. С. 159-168.
184. Цыбин В.Д. Апокалипсис прошлого, настоящего, будущего. М.: РИЦМДК, 2000. 124 с.
185. Червинская О.В. Мифотворчество Анны Ахматовой // Вопр. рус. ' лит. Львов, 1989. Вып. 2 (54). С. 3 - 12.
186. Черных В.А. Мифоборчество и мифотворчество Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 3. Симферополь: Крымский Архив, 2005. С. 3-22.
187. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Согласие, 1997. Т. 1: 1938- 1941. Т. 2: 1952-1962. Т. 3: 1963-1966.
188. Шестаков В.П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и куцльтуры. М.: Владос, 1995. С.6-32.
189. Шешунова C.B. Град Китеж в художественной литературе и проблема бифуркации русской культуры // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.postsymbolism.ru/joomla/
190. Шмеман А. Анна Ахматова // Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой. М., 1989. С. 35 - 45.
191. Шмидт Н.В., Козловская С.Э. Эсхатологическое пространство города в творчестве А.Блока и А.Ахматовой // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. 2007. № 1. С. 145 - 148.
192. Bethea D. The shape of Apocalypse in Modern Russian fiction / D. Bethea. - Princeton Un. Press, 1990. 388 c.
193. Ketchlan S. The poetry of Anna Akhmatova: A conquest of time and space. Munich: Verl. Otto Saqner. 1986.
194. Kikhney L. Эоническое и апокалиптическое время в поэтике акмеизма // Modernités russes 10. Le temps dans la poétique acméiste . Lyon: Lyon III-CESAL, 2010. P. 29 - 59.
195. Rosslyn W. The prince, the fool and the nunnery: the religious theme in the early poetry of Anna Akhmatova. Amersham: Avebury, 1984.
196. Rusinko E. Lost in Space and Time: Gumilev s "Zabludivsiysya Tramvay" // Slavic and East European Journal. 1982. Vol. 26, № 4. P. 383 - 402.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.