Английская мистерия (Таунлийский цикл): театр в контексте искусства конца XIV - первой половины XV веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Данцигер, Ксения Григорьевна

  • Данцигер, Ксения Григорьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 192
Данцигер, Ксения Григорьевна. Английская мистерия (Таунлийский цикл): театр в контексте искусства конца XIV - первой половины XV веков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2010. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Данцигер, Ксения Григорьевна

Введение.

Глава 1. Становление мистериальных циклов.

Глава 2. Смех в английских циклах.

Глава 3. Время и пространство.

Глава 4. Сценические особенности Таунлийского цикла

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Английская мистерия (Таунлийский цикл): театр в контексте искусства конца XIV - первой половины XV веков»

Общая характеристика работы. Возникновение развитых театральных форм в Европе приходится на ХП-Х1П века - Высокое Средневековье. Это эпоха, в которой христианская картина мира достигает своей полноты: на смену эсхатологическим настроениям романики приходит ощущение целостности и гармонии вселенной, в которой Творец устроил все по своему доброму промыслу. В искусстве за Его божественными чертами все больше проступают человеческие, образы святых и Девы Марии становятся более чувственными, способными найти отклик в сердцах зрителей. Очевидно, что поэтический потенциал христианских образов, будучи основой всего искусства Средних веков, влияет и на возникновение развитых театральных представлений: театр, как никакой другой вид искусства, испытывает потребность именно в чувственно-телесных образах.

Уверенность в божественном строе бытия побуждает художников к созданию целостных произведений, в которых все подчинено единой идее, единому стилю и не существует или, по точному замечанию П. А. Флоренского, «ложно существует, взятое порознь»1. Расцвет готики порождает грандиозные сооружения Шартрского, Кёльнского, Амьенского соборов. Храмовая архитектура подчиняет себе почти все виды изобразительных искусств. Громада готического собора разбивается на множество структур и сегментов, которые нередко соответствуют этапам жизни человечества от сотворения мира до страшного суда, каждый этап делится на множество эпизодов, которые как окаменевшие театральные мизансцены, заключены в характерные для готики стрельчатые арки. Одна и та же визуальная форма, которой свойственно из клеточек и сегментов строить не только религиозные здания, но и большие фундаментальные энциклопедии, суммы, фрактальным образом собирать большое из подобных ему малых элементов, присуща всем Средним векам, но особенно ярко проявляет себя в Высоком Средневековье.

Те же особенности внутренней формы культуры видны в масштабных театральных представлениях, являющих божественный план судьбы человечества от начала и до конца времен. В Англии эти представления за их всеохватный масштаб называют не только мистериями, но и религиозными циклами, характерной чертой которых является членение действия на небольшие фрагменты, связанные общей идеей - идеей воплощения чуда искупления всего человечества евхаристической жертвой Бога. Она получает выражение не только в отборе сюжетов и композиции драматической основы представления, но и в пространственном решении самого действа и в характеристике сценических подмостков.

Формирование сценического языка театральных мистерий в Англии занимает более двух веков и полностью оформляется лишь к концу XIV века. Первые упоминания- о подобных действах, относящиеся к XIII веку, свидетельствуют о том, что это были- копии континентальных представлений, которые и в Британии игрались на французском языке, как, например, Le Mystere d'Adam. Однако в XIV веке английская мистерия -самобытное явление, с оригинальным сценарием и сценическим воплощением. Грандиозные представления здесь проходили обычно в канун Праздника Тела Господня. Несколько дней процессия повозок-педжантов, на которых разыгрывались небольшие драматические представления на библейские сюжеты, двигалась по городу, останавливаясь в определенных местах, где для зрителей были устроены ложи. Каждому фрагменту Святого Писания соответствовала своя повозка, в исключительных случаях могли быть использованы две.

Театр не только структурировал целое, но, разделяя, действие на сегменты, полностью соответствовал современным ему пространственно-временным системам. Смена эпизодов на театральных сценах-повозках была подобна смене целых эпох жизни человечества - от Адама к Ною, от Ноя к Аврааму, от Авраама к Моисею, от Моисея- к Христу, от Христа к Страшному суду - что соответствовало делению богослужебного дня на литургические часы, в которых каждый период соотносится с определенными библейскими персонажами в прошлом, до Христа, и в будущем, когда наступит Страшный суд.

Очевидно, что театр генетически связан с богослужением, однако его развитие для современных исследователей представляет проблему, решение которой выходит за рамки привычной формулы — от литургического действа к полулитургической драме, а от нее к мираклям и мистериям, и требует дальнейшего исследования. Эволюция театральных форм средневекового театра существует также и в связи с другими видами искусства.

В диссертации поставлен вопрос о взаимодействии мистерии с другими формами культуры Средних веков, прежде всего с изобразительным искусством, а также иными видами массовых зрелищ эпохи: светскими процессиями, карнавалом и литургическими действами. Что дает возможность проследить, как формируются образная' система и сценический язык одного из самых впечатляющих театральных действ того времени, и позволяет поставить проблему стиля ранней театральной эпохи, связанного с изменением в картине мира во всех видах искусства.

Театр Высокой готики стремился установить диалог со зрителем, открывая эмоциональную сторону библейских событий и вовлекая в свой мир. Он приближал происходившее много веков назад, по-своему трактуя время и пространство, что являлось характерной чертой всего средневекового искусства, которое использовало для этого определенные приемы - временную условность и обратную перспективу. Обратная перспектива становится визуальным выразителем основных эстетических идей Средневековья. Она открывает сокровенное, помогает увидеть невидимое, раскрыть зрителю иной мир и иерархическую определенность божественного миропорядка. Театр во многом использовал основные приемы обратной перспективы. Он не только визуализировал сферу трансцендентного, но позволял зрителю стать соучастником чудесных и отстоящих на большом временном расстоянии событий: герои появлялись из публики или, наоборот, растворялись в ней, были одеты в средневековые одежды, часто пренебрегали хронологической последовательностью, словно не придавая должного значения линейному течению времени. К примеру, Вифлеемские пастухи еще до рождения Спасителя поминали его крест и гвозди. И это не только условность или обычное для эпохи невнимание к историзму, это еще и определенное понимание времени, которое для средневековых людей текло на фоне вечности и корреспондировалось с ней. Мистериальный цикл становился грандиозным действом, которое по аналогии с храмовой архитектурой, можно назвать ожившим Священным писанием. Театр не только вдыхал жизнь в канонический текст, он стремился его максимально объяснить зрителю, взывал к его чувствам, причем не только катарсически-возвышенным, но и к радостно-веселым: трагедия и смерть здесь оборачивалось будущей радостью и торжеством, мудрость - глупостью, безумие - спасением. Театр перенимает все основные антиномии культуры, преломляя их через зеркало своего образного языка.

Степень разработанности темы. История английского средневекового театра от своих истоков до расцвета, сколь много ни изучавшаяся, нуждается и будет нуждаться в дальнейших разработках. Фундаментальные исследования начала XX века Э. К. Чамберса «Средневековая сцена»2 и К. Юнга «Драма в Средневековой церкви»3 до сих пор остаются актуальными: в трудах этих авторов отражено много фактов, документов и описаний представлений; прояснена связь между литургической драмой начала X века и последующими представлениями внутри церкви и за ее стенами. Однако уже с начала 30-х годов XX века театроведы рассматривают развитие поздних религиозных представлений как результат не только эволюции церковных действий, но и влияния светских представлений того времени. Так, X. Крейг и Г. Уикхем, Р. Вульф и М. Роуз рассматривают развитие религиозных зрелищ в одной связи с развитием светских торжеств не только в Англии, но и по всей Европе, прослеживая, где возможно, преемственность опыта в организации пространства различных празднеств Позднего Средневековья.

Средневековые английские мистериальные циклы, представляющие всю историю человечества от Сотворения мира до Страшного суда, являются завершающей стадией и одновременно кульминацией в развитии английского средневекового театра. Именно поэтому им посвящено больше всего работ, хотя английский религиозный театр Позднего средневековья — это и представления о жизни святых, и литургические и полулитургические драмы, которые играются в церквях до XVII века, и, конечно, «постановки в круге». И если выступления на повозках, «педжанты», не были исключительно английской формой представлений, а в том или ином виде встречались по всей Европе, то «представления в круге» являлись уникальным способом организации пространства, религиозной сцены. Для постановки этих театральных действ использовали амфитеатры, оставшиеся со времен Римской Империи, либо строили деревянные подмостки, в которых несколько сцен и зрительские места располагались по кругу. В центре круга находилось еще одно место действия. Р. Сазерн посвятил реконструкции одного из таких представлений, «Замку стойкости», целое исследование - «Театр в круге». На сегодняшний день оно остается одним из самых полных по этой теме.

Существует мнение, что в круге могли быть поставлены и религиозные циклы. М. Роуз в монографии «Уэкфилдские мистерии» высказывает гипотезу, что именно так было организовано пространство в представлениях на День Тела Господня в Уэкфилде. По мнению исследовательницы, представление предваряла процессия педжантов с живыми картинами, которые являли эпизоды священной истории. Затем повозки собирались на площади и устанавливались по кругу, где заранее были подготовлены места для зрителей, и разыгрывалось представление на сюжеты Ветхого и Нового заветов. Д. Бивингтон в своем исследовании

Средневековая драма» критикует реконструкцию М. Роуз, утверждая, что гипотеза исследователя хоть и не противоречива, но маловероятна.

Для истории развития английских мистериальных циклов важное значение имеет карнавальная культура, которая также способствовала развитию средневековых представлений под открытым небом. Мистерии находились не только в тесной связи с символическим ритуальным действием богослужения, происходили не только от церковных песнопений и литургических драм, но взаимодействовали с мощной площадной и «неофициальной» культурой того времени. Многие современные английские ученые, пишущие о комическом и гротеске, основывают свои исследования в этом вопросе на основных идеях книги М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса».

Вопросам комического и гротеска посвящена книга Дж. Гарднера «Структура Уэкфилдского цикла». Ее автор восстанавливает всю структуру и смысл знаменитого цикла по нескольким фрагментам, формулирует основные приемы комического и гротеска, используемые в сценарии. В той или иной степени комическим и гротескным моментам в религиозных представлениях уделяется внимание во всех больших исследованиях. Монография В. Ф. Колязина «От мистерии к карнавалу: театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья», также учитывает бахти некую концепцию: немецкий мистериальный театр в ней рассмотрен не только как продукт религиозной культуры, но и как порождение эпохи с ее тяготением к театральности, изобразительности.

Культурно-исторический подход к изучению театра, выработка его стилевого определения - одна из основных задач современного театроведения. Однако подобных исследований не так много не только в России, но и за рубежом. В этом отношении одним из самых полезных явилось исследование, которое прямо не касалось вопросов средневекового театра — книга В. Ю. Силюнаса о театре маньеризма и барокко «Стили жизни и стили в искусстве». Однако оно оказалось очень важным опытом и примером того, как можно увидеть черты большого стиля не только в драматическом тексте, но через него и в театральных постановках эпохи, и проследить взаимное влияние театра и других видов искусств.

Многие исследователи середины прошлого века пишут о том, какими именно стилевыми формациями сопровождалось движение в развитии театра: таковы работы Д. Бивингтона и X. Крейга, а также современных исследователей - М. Твикросс, Р. Бидла. Выделяется исследование М. Д. Андерсен «Драма и изображения в средневековых английских храмах», в которой реконструируется внешний облик мистериального театра, проводятся параллели между возникновением того или иного мотива в изобразительном искусстве и постановками того времени. В книге много иконографического материала с подробным анализом и описаниями. При обращении к визуальным образам того времени; литературной традиции или даже богослужебным текстам и толкованиям литургии становятся очевидными связи между всеми видами искусств, и то, что театр должен органично входить в культурную парадигму своей эпохи.

В книгах М. Дворжака «История искусства как история духа», Э. Панофского «Смысл и толкование изобразительного искусства» и «Перспектива как «символическая форма», Е. И. Ротенберга «Искусство готической эпохи», П. Франкла «Высокая готика» делается особый упор на то, что готика — один из самых целостных стилей, который пронизывает все сферы культуры. Но до сих пор этот стиль не стал основным определением театра эпохи.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы, проанализировав тексты отдельных пьес английских средневековых циклов в их взаимодействии с искусством и культурой эпохи, попытаться проследить, как рождается сценический язык английской мистерии, как облик английского средневекового спектакля во* всей телесной определенности связан с духовными особенностями культуры, как разные виды художественного творчества взаимодействуют на всем культурном пространстве эпохи.

Объектом исследования является период истории английского театра конца XIV - первой половины XV века - время расцвета религиозных мистерий.

Первые свидетельства о постановках религиозных циклов относят к 1377 году, когда был поставлен цикл в Беверли, текст которого не сохранился. В 1378 году прошло представление в Йорке, Таунлийский (или Уэкфилдский) цикл датируется первой половиной XV века, однако очевидно, что его основой стал ранее написанный сценарий Йорка.

Материалом исследования стал сохранившийся текст Таунлийского цикла в редакторской, обработке М. Роуз, а также сохранившиеся сценарии других - Йоркского, Честерского и «Пьес города N» («N-Town plays»), дошедших до нас в рукописях XV века.

Помимо этого, автор обращается к иконографической традиции готического искусства Европы, книжной миниатюре Англии, архитектурным ансамблям и скульптурным композициям Англии, Франции и Германии.

Научная новизна данной работы состоит в том, чтобы, представив театр на фоне широкой панорамы различных форм художественного творчества Позднего Средневековья, показать, как он отражал важнейшие категории средневековой культуры, ее эстетику и мировоззрение. Поскольку целостность образной системы культуры, которая определяется единством стиля, возникает до того, как складываются развитые театральные формы, театр воспринимает ее, переводя ее на свой язык, добавляя динамику и живую телесную конкретность. Картина мира в театре была неразрывно связана с ее постижением в религиозной сфере и в искусстве.

Задача исследования - соотнести английские театральные постановки Позднего Средневековья - мистериальные циклы с важными культурными явлениями и изобразительным искусством эпохи, показать, как формируется образный и стилевой язык театрального представления. Исследование контекста разных форм художественного творчества, проникновение в сущность культуры помогает понять не только основные принципы развития и природу театра эпохи, но и увидеть, как уже сложившаяся картина мира становится определяющей в образности театрального языка и воплощается в его сценической конкретике.

Исследовательский метод заключается в сочетании культурно-исторического подхода к материалу с принципами исторической реконструкции визуального облика спектакля. Религиозные театральные представления Англии конца XIV - первой половины XV веков изучаются в контексте искусства эпохи, эстетических идей времени.

Исследовательский метод основан на реконструкции существенной части Таунлийского цикла и отдельных пьес Йоркского, Честерского и «Пьес города Ы», что позволяет судить о визуальном облике всего представления в целом. Генезис визуальных образов спектакля и сопоставление их с образами готического искусства, выявление общих стилистических и эстетических принципов до сих пор не были сделаны на материале английского Средневековья. Автор выявляет общие черты и принципы развития театра в контексте других видов искусств. Таким образом, принцип экспонирования материала соединяется с принципом анализа и его интерпретации.

Теоретическая ценность работы заключается в том, что английская мистериальная драма конца XIV - первой половины XV веков, представленная как часть общекультурной парадигмы, дает представление о визуальной образности религиозных циклов и о принципах, по которым складывается сам образный язык театра той эпохи. Анализ текста сценариев позволяет судить об особенностях сценического языка эпохи, выявляя взаимодействие мистериальной драмы и других массовых зрелищ позднеготического периода.

Методологически работа опирается на некоторые фундаментальные труды как отечественных, так и зарубежных исследователей, посвященные проблематике диссертации. Поскольку средневековая история английского театра в российском театроведении освоена пока недостаточно полно, весьма ценными оказались те труды зарубежных исследователей, в которых разработана методика воссоздания внешнего облика постановок и сценического языка театра в историческом и социокультурном контекстах: работы Г. Уикхема, Р. Сазерна, А. Коули, Р. Бидла. Столь же важным оказался опыт крупнейших историков театра XX века А. А. Гвоздева, Г. Н. Бояджиева и др., чей метод в изучении театральной эпохи так же основан на реконструкции спектакля и культурно-исторического пространства, в котором он возникает. Среди современных трудов по истории театра были особенно полезными исследования В. Ю. Силюнаса, Е. А. Дунаевой, В. Ф Колязина, И. В. Климовой.

Общий историко-культурологический подход к исследованию опирается на труды Л. П. Карсавина, М. М. Бахтина, С.С. Аверинцева, А. Я. Гуревича, а так же работы по истории искусства изучаемого периода Э. Панофского, М. Дворжака, Е. И. Ротенберга, П. Франкла. Особое значение для диссертации имеют работы П.А.Флоренского, представляющие храмовое действо как синтез искусства слова, звука, действия и цвета, а также осмысление Б. В. Раушенбахом обратной перспективы не столько как метода освоения пространства в искусстве эпохи, сколько философски значимого принципа средневекового христианского мышления в целом.

Практическое значение работы заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в лекциях по истории зарубежного театра, в методологическом изучении культуры средних веков, в исследованиях, посвященных проблемам возникновения и существования европейского театра Позднего Средневековья, в подготовке переводов текстов английских религиозных мистерий, в создании целостного труда по истории средневековой сцены, и в современной практике театра, опирающейся на историческое разнообразие сценических форм.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Данцигер, Ксения Григорьевна

Заключение.

Данное исследование, посвященное анализу визуальной образности религиозных представлений - мистериальных циклов Англии Позднего Средневековья, стремится установить связь театра эпохи с общими закономерностями развития культуры, понять механизмы становления сценического языка, приблизиться к его стилевому определению. В диссертации ставится задача, реконструируя наиболее известную и одну из самых интересных мистерий того времени, так называемый Таунлийский (Уэкфилдский) цикл, представить контекст художественного творчества, продемонстрировать взаимные связи театра с визуальными видами искусства и празднествами исследуемого периода, как народными, так и придворными. Английский мистериальный цикл рассматривается прежде всего как результат эволюции? религиозной^ зрелищности, притом; учитывается; что все процессы формирования и развития.театральных форм неразрывно связаны с культурой готики. Таким образом, диссертант стремится показать связь сценических образов с общей визуалыюстью эпохи, соответствие этой сценической образности внутренней форме английской культуры XV в. Более частной и вытекающей отсюда задачей диссертации является наблюдение над возникающим в это культурное время образным языком театра. Анализ текста сценариев делает возможным сопоставить композиции пьес с построением других литературных произведений эпохи, выявить их преемственность по отношению к религиозными празднествам и обрядам. Изучение средневековых мистерий исключительно в рамках религиозной сферы несомненно обедняет понимание этого грандиозного культурного явления. Если же проследить взаимодействие театра с другими формами культуры Средних веков, открывается возможность понять механизмы становления и развития образной системы одного из самых впечатляющих театров мира, что побуждает к дальнейшему изучению и углублению проблематики обозначенной темы. Неоднократно отмечалось, что театр ХШ-ХУ веков нуждается в стилевом определении, так как очевидно, что возникновение развитых театральных форм связано с изменением в картине мира, мировоззрении, со сменой стиля во всем искусстве эпохи. Театр Англии XV в. связан с культурным организмом эпохи во всей её полноте, он питался мощью ее образов, создавал свой стилевой язык. Театр этой поры нуждается в представлении во взаимодействии с пространственно-временными системами его культурной эпохи, с христианской догматикой и литургической символикой, с эстетикой сопредельных ему искусств. Это помогает раскрыть не только особенности визуальной образности религиозных циклов, но и принципы, по которым складывается сценический язык эпохи. Рассматривая мистерии на фоне изобразительного - искусства того времени, легко видеть, органично присутствие культурного времени и его форм внутри театрального образа. Эта образность взывает к человеческим чувствам, открывая эмоциональную сторону священной истории, она стремится установить диалог со зрителем, вовлечь его в свой мир, максимально приблизить происходящее много веков назад не только во времени, но и пространственно.

Театральное представление исследуемого периода, будь то мистерия или миракль, стремится к воссозданию всеохватной модели бытия, и это не космогонический ритуал, но характерная черта культуры, создавшей фундаментальные произведения, конструируя большое из подобных ему малых элементов. Поэтому, несмотря на то, что поздние Средние века знают много форм театральных представлений, для исследования целесообразно взять только одну из них - религиозные циклы, и с ее помощью восстановить как общие закономерности развития театра эпохи, так и обозначить их связь с важнейшими аспектами готической культуры в целом.

Реконструкция отдельных представлений английской мистерии выявляет то, что средневековый театр находил образные решения самых сложных эстетических и богословских категорий. И вместе с тем он, хоть и существовал в неразрывной связи с готическим искусством, уходил от строго канонического образа, ломал иконографические рамки, приводил в движение привычные изображения, творя новые картины. Он заставлял застывший в каноне мир двигаться, чувствовать, дышать, заставлял жить, чтобы вернуть из вечности знакомые образы и ощутить их действительное самое полнокровное присутствие здесь, на земле, среди людей.

Взяв для рассмотрения эпизоды Уэкфилдского цикла, диссертант ставит перед собой задачу показать богатство театрального языка во всей его живой образной конкретности. Театр, призванный отразить самые трудные для понимания простым зрителем схоластические формулы, находил для них очень конкретные и понятные образы. На его сцене Небеса были разлучены и при этом неразрывно связаны с Землей, Ангелы спускались с Небес на Землю, а из Ада выскакивали черти. Ни у кого не вызывало сомнений именно такое мироустройство, как не удивляла и симультанность пространств не только разнородных, но и однородных, расположенных на большом расстоянии друг от друга. Средневековый зритель мог наблюдать одновременно и за бесчинствами Ирода, отдавшего приказ убить всех младенцев, и за бегством святого семейства в Египет. Эта театральная условность также была продиктована образным строем всего искусства того времени. Обратная перспектива, которая была основой стилистического языка всего искусства эпохи, отражала своеобразие средневековой эстетики и один из опорных моментов в картине мира: действие открывалось не от зрителя, а к зрителю, словно из обрамления изображенный мир наблюдал за людьми. В театре публика так же была вовлечена в действие, она толпилась вокруг сцены, смеялась проделкам чертей, сочувствовала страданиям Христа — ощущала себя неделимой общностью, единым целым не только с собравшимися здесь, на площади, но и с актерами на сцене и с персонажами далекой истории: все живы для Бога, все - единое тело Христово, ради всех он сошел с небес и принял страдания.

Однако, рассмотрев религиозные представления в связи с основными эстетическими и теологическими идеями этого времени, можно убедиться, что ясность театрального языка стремится не упростить сложные схоластические формулы богословия, но адаптировать их, сделать понятными для восприятия каждого человека. Поэтому, если проводить аналогии со священными книгами, то театр Средних веков являлся не столько живой Библией, сколько доступным и понятным, хотя отнюдь не простым, толкованием к ней. Он был скорее проповедью, в которой пастырь в вольном пересказе сюжета Ветхого или Нового завета объяснял своей пастве его смысл и значение. Популяризация библейских сюжетов была характерной чертой Средних веков, о ней напоминают многочисленные изображения на стенах соборов и храмов, которые называют Библией в картинах. Театр Позднего Средневековья был подлинно ожившим Священным писанием, опираясь не только на священный текст, но используя комментарии к нему, апокрифы и фольклорные сюжеты, что не только не мешало основному сюжету цикла, но, раскрывало основную идею представления, как это делают строго канонические образы, лишь добавляя в общую картину божественного мироздания больше красок, оттенков, открывая разные ее ракурсы.

Зазор между каноническим текстом и авторским сценарием порождает множество комических ситуаций, превращая цикл в трагифарсовое повествование, где ни один сюжет не может быть принят только в одном аспекте. Даже в самых, казалось бы, безысходных моментах этого представления уже чувствуется будущее утешение. Трагедия распятия предваряет радость Воскресения, ужасы Страшного суда уравновешены обещанными красотами Нового Иерусалима, города света и радости, куда попадут праведники.

Другая, формообразующая зависимость раннего европейского театра от карнавала, зависимость столь же мощная, как от литургии, доказана в литературе по теме уже давно. Карнавал - одна из основных составляющих культуры того периода. Идущий от мифологии земледельческих народов Европы, он не знает смерти, ставя на её место череду смен и обновлений. Даже мрачная смерть в нём не только страшна, но плодовита, в нём всегда ликует смеховая, свободная сторона человеческой жизни. Гротеск карнавальной площади в Средние века становится, как известно, стилевым языком эпохи: он отражает деформации, произошедшие с миром вследствие грехопадения, и театр воспринимает его во всей полноте визуальной образности, воспроизводя представление о земле как о «бурлескных небесах» где, в отличие от настоящих небес с божественным порядком, все обретает уродливый и вывернутый смысл: Бог подвергается- поношениям, Его палачи правят миром, мудрое становится' безумным, безумное -мудрым. Мифологема умирания и воскресения Бога с утверждением торжества жизни над смертью сливается с христианским благочестием.

Итак, в диссертации отражен ряд принципиально значимых для понимания средневековой культуры элементов: отмечено влияние канона на образный строй театральных постановок, раскрыта связь между смеховой культурой и комической составляющей религиозного цикла, установлено взаимовлияние пространственных координат эпохи и особого восприятия времени в картине мира эпохи. Театр идет вслед за изобразительным искусством и пользуется той же образной системой и каноном, который существует в культуре готики. Однако если произведение искусства своей задачей ставило отразить событие в его вневременном аспекте, прикоснуться к вечности, то театр словно возвращает это событие на землю, погружая его в непрерывный поток времени. Движение, действие - основа этого вида искусства, поэтому и картины, которые легко восстановить из текста пьес, наполняются жизнью, оживают.

Совокупность всех этих фактов позволяет сделать вывод, что Позднеготический период - эпоха расцвета мистериального театра, которая оставила свидетельства об одном из самых грандиозных театральных представлений за всю историю человечества, и дала жизнь будущему великолепному театру Возрождения и Барокко. Английский Елизаветинский театр также находился в прочной связи со своими предшественниками -представлениями Позднего Средневековья. Он использовал опыт организации пространства со стоячим партером и галереей лож по кругу, перенял незаменимое значение слова и его экспрессивное воздействие на зрительское воображение, и позаимствовал себе некоторых персонажей.

Диссертация раскрывает подлинную ценность и эстетические особенности динамики и комизма сценического языка развитых театральных форм Позднего Средневековья. Она проливает свет на важнейшие стороны как Таунлийской мистерии, так и на некоторые аспекты Средневековой сцены в целом, до этого времени остававшихся в тени больших исследований, и обнаруживает связь между театром и основными сферами культуры и искусства эпохи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Данцигер, Ксения Григорьевна, 2010 год

1. Августин А. Исповедь. М., 2005. - 544 с.

2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1977. 320 с.

3. Алексеев М.П. Литература Средневековой Англии и Шотландии. М.,1984. 351 с.

4. Андреев М. Л. Средневековая европейская драма: происхождение и становление (XXIII вв). М., 1989.-212с.

5. Аникст A.A. Театр эпохи Шекспира. М.,1965. 328 с.

6. Аникст A.A. История учений о драме.ч.1. М.,1967. 455с.

7. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западно-европейской литературе. М., 1976. 556 с.

8. Батракова С.П. Искусство и миф: из истории живописи XX века. М., 2002. 215 с.

9. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1965. 527с.

10. Бергсон А. Смех. М.,1992. 172с.

11. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Спб.,1995. 242с.

12. Борев Ю.Б. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970. 269с.

13. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Л., 1973. 471с.

14. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. М.,1981. 336с.

15. Бычков В. В. Эстетика. М.,2002. 556 с.

16. Бурова И. И. 2000 лет истории Англии. Спб., 2001. 544 с.

17. Гартман К. О. Стили. 4-1. М:, 1998. 153 с.

18. Гвоздев А. А. Театр эпохи феодализма.// В кн. Гвоздев А. А., Пиотровский А. История европейского театра. М.-Л., 1931. 659с.

19. Готика: архитектура, скульптура, живопись. Köln., 2000. 521 с.

20. Гомбрих Э.История Искусства. М., 1998. 688 с.

21. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 350с.

22. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.- 366 с.

23. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. 359с.

24. Гуревич А. Я, Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.-395 с.

25. Гуревич А.Я. Человческая личность в Средневековой Европе.// Развитие личности. № 1., 2003.-сс. 24-31.

26. Данте А. Божественная комедия. Ад. М.,1974. 325с.

27. Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М.,1984. 271с.

28. Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению. М., 1975. 127 с.

29. Данилова И. Е. Проблема жанров в европейской живописи: Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М.,1998. 102 с.

30. Дворжак М. История искусства как история духа. Спб.,2001. 330 с.

31. Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. Л., 1934. 272 с.

32. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М.-Л., 1946. 613с.

33. Дунаева Е. А. Народно-реалистические начала французского средневекового театра/ автореф. диссерт. М.,1985. 25с.

34. Жюссеран, Ж.А. История английского народа в его литературе. Спб.,1898. 404 с.

35. Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетии. 4.1. М.,1895. 760 с.

36. Забелин И. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетии. М.,1872. 766 с.

37. Иванов К. Многоликое средневековье. М., 1996. -425 с.

38. Иллюстрированная история мирового театра. М., 1999. 581 с.

39. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. М., 1995.-392 с.

40. История красоты. Под ред. У. Эко. М., 2006. 440 с.

41. История Уродства. Под ред. У. Эко. М., 2007. — 456 с.

42. Карасев JI.B. Философия смеха. М.,1996. 221с.

43. Карсавин Л.П. Католичество. Петроград., 1918. 151 с.

44. Карсавин JI. П. Культура Средних веков. Киев., 1995. 198с.

45. Карсавин JI. П. Монашество в средние века. М., 1992. 157с.

46. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности.//Сочинения. Т —2. Спб., 1997.

47. Кашук Л. А. Об особенностях зрелищного пространства в картинах Питера Брейгеля.//Сб.ст. Театральное пространство. М.,1979. сс.98-101.

48. Квиннелы М. и Ч. Г. Б. Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов. Спб., 2002. 384 с.

49. Коган П. С. Очерки по истории западноевропейского театра. Л., 1934. 271с.

50. Колязин В. Ф. От мистерии к карнавалу: театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. М., 2002. 208 с.

51. Климова И.В. Театральный язык мистерии позднего средневековья (Германия XV век).//Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2000.- 170с.

52. Климова И.В. Образ черта в немецкой мистерии позднего средневековья.//Сб. ст.: Религия и искусство. М.,1998. сс.118 - 135.

53. Кюнг Г. Великие христианские мыслители. Спб., 2000. — 437 с.

54. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада М., 1992. 375с.

55. Ле Гофф Ж. Трюон Н. История тела в Средние века. М., 2008. 189 с.

56. Лихачев Д.С. Раздвоение смехового мира. // Сб. ст. Смех в древней Руси. Л., 1984. -сс. 33-45

57. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона.// Сб. ст. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. сс. 5-15.

58. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс.// Сб. ст. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. сс. 16-22.

59. Лотман Ю.М. Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI XIX вв. // В кн. Ю.М. Лотман. Семиосфера. Спб., 2004. - сс. 400-417.

60. Лотман. Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры. // В кн. Ю.М. Лотман. Семиосфера.Спб.,2004. сс. 462-485

61. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т-1. М., 1993г. 542с.

62. Мокульский С. История западноевропейского театра. Т-1. М.,1936. 560с.

63. Моторин А. Русский «образ», греческая «икона» и западный «имидж». // Сб. ст. Икона и образ: иконичность и словесность. М., 2007 сс. 38-58.

64. Муратова K.M. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. М., 1988. 203 с.

65. Нессельштраус И. Г. Искусство Западной Европы в Средние века. Л-М., 1964 392 с.

66. Новая история искусства. Искусство раннего средневековья. Спб., 2000. 382 с.

67. Панорама Средневековья. М., 2002 г. 336 с.

68. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Спб., 2004. — 336 с.

69. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Спб., 1999. — 320 с.

70. Парламент дураков. Спб.,2005. 240 с.

71. Панченко A.M. Юродство как зрелище. // Сб. ст. Смех в древней Руси. Л., 1984. -сс.116-154.

72. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. Спб., 2004. 320 с.

73. Понырко Н.В. Святочный смех.// Сб. ст. Смех в древней Руси. Л., 1984г. сс. 154-175

74. Понырко Н.В. Маслинечный смех. Пасхальный смех.// Сб. ст. Смех в древней Руси. Л., 1984г.-сс. 175-201.

75. Пропп В. Проблемы комизма и смеха. М., 2002. 192с.

76. Пави П. Словарь театра. М., 1991. 481с.

77. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. Спб.,2002. 320 с.

78. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980. 288 с.

79. Раушенбах Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. М.,1986. 254 с.

80. Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. М., 2001. 241 с.

81. Силюнас В.Ю. Испанский театр XVI-XVII веков. От истоков до вершин. М., 1995. -288с.

82. Силюнас В. Ю. Стиль жизни и Стили искусства. М., 2000. 469 с.

83. Тревельян Д. М. Социальная история Англии. М. 1959. 607 с.

84. Тяжелов В. Н. Искусство Средних веков. М., 1993. — 64 с.

85. Тяжелов В. Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981. -384 с.

86. Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры. Koln., 2001.-423 с.

87. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.,1993. 324 с.

88. Флоренский П. А. Обратная перспектива.// Избранные труды по искусству. М., 1996. -сс. 6-71.

89. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств.//Сб.ст. Из истории советской науки о театре. М., 1988. сс. 21-32.

90. Хейзенга Й. Осень Средневековья. Т-2. М., 1988. 540с.

91. Хейзенга Й. Homo Ludens. М., 1992. 459с.

92. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 2004. 655с.

93. Холл П. М. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск., 1992.-792с.

94. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Ч 1. М., 1937. —495 с.

95. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. М., 1988. 540с.

96. Шестаков В. П. Английский акцент. М.,2000. 185с.

97. Эко У. Имя розы. М.,1989. 491с.

98. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. Спб., 2003. 254с.

99. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. Спб., 2004. 288с. ЮО.Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. Спб., 2000. - 218с. 101.Элиаде М. Космос и история. М., 1987.-311 с.

100. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. 143 с.

101. The age of Chaucer. N.Y., 1978. 496 с.

102. Anderson.M. D. Drama and imagery in Englishrnedieval churches. Lnd.-N.Y., 1963.-248p.

103. Baker J. English stained glass of the medieval period. T&H.,1978 90 p.

104. Beadle R. The York cycle.// Medieval English Theatre. Cambrige univ. press., 1994. pp. 85-109

105. Beadle R. The shipwrights craft. // Aspects of early English drama./ Ed. by P.Neuss. Cambrige., 1983.-pp. 50-62

106. Bevington D. Medieval Drama. Boston., 1975. 1075 p.

107. Binding Gunter. High Gothic: The Age of great cathedral. Koln., 2002. 238p.

108. Bridges-Adams W. The irresistible theatre. Vol.1. Lnd,.1957. 446p.

109. Britain in color. Lnd., 1969. 175 p.

110. British museum. Lnd., 1969 172 p.

111. The Cambridge companion to Medieval English theatre./ Ed. By R. Beadle. N.Y.,1994.372р.

112. H.Chambers Е.К. The medieval stage. Vol. 1, Oxf. University press.,1903. 419 p.

113. Chambers E.K. The medieval stage. Vol. 2, Oxf. University press., 1903. 480 p.

114. The Chester mystery cycle. Vol. 1.Oxford., 1974. 624 p.

115. The country life book of castles and houses in Britain. Lnd.,1986. 256 p.

116. Coventry. Ed. by R.W. Ingram. Manchester., 1981. 712p.

117. Corpus Cristi plays of English Middle Ages. Lnd.,1972.- 258p.

118. Cowen J. "Heaven and earth in lytyl space".// Aspects of early English drama. / Ed. by P.Neuss. Cambrige., 1983. pp. 62-78

119. Cowley A.C. Everyman and medieval miracle plays. Lnd.,1956. 266p.

120. Coldeway J.C. The non-cycles plays and East Anglian tradition.// Medieval English Theatre. Cambrige univ. press; 1994. pp. 189-211

121. Clayborough A. The grotesque in English literature. Oxf., 1965. 266 p.

122. Craig H. English religious drama of the Middle Ages. Oxf.,1955. 421p.

123. Craig H. The Literature of the English Renaissance: 1485-1600. N.Y.,1966. 290 p.

124. Craik T.W. Violence in the English Miracle Plays. // Medieval drama. Lnd., 1973. pp. 173-197

125. Hussey M. The Chester mystery plays. Lnd., 1957. -166p.

126. Huber.R. Treasury of fantastic and mithological creatures. N.Y.,1981. 155p.

127. English mystery plays. /Ed. By P. Happe. N.Y., 1975. 714 p.

128. Fletcher A.J. TheN-Town plays.// Medieval English Theatre. Cambrige univ. press., 1994. -pp. 163-189

129. Fowlerr D. The Bible in Middle English literature. Seattle-Lnd.,1984. 263p.

130. Frankl Paul. Gothic architecture. Lnd., 2000. 408 p.

131. Gardner J. The construction of the Wakefield cycle. Lnd.-Amsterdam.,1974. -162p.

132. Gauvin Claude. Un cycle du theatre religieux anglais du moyen age. Paris., 1973. 409p.

133. Gibson G.M. The theatre of devotion. Chicago.-Lnd.,1989. 252p.

134. Jack Ronald D.S. Patters of divine comedy. Cambridge.-brewer.,1989. 180p.

135. Kahrl S. Traditions of medieval English drama. Lnd., 1974. -162p.

136. Kindson P. Romanske a goticke umeni. Lnd., 1973. 193 c.

137. La peinture gothique. Genneve., 1994. 215 p.

138. Mantzius K. A history of theatral art. Vol. 2. Lnd., 1903. 567 p.

139. Marks R. Two illuminated Guild Registers from Bedforshire.// Illuminating the book. Lnd.-Toronto., 1998.- pp. 121-141.

140. Medieval drama./Ed. By D. Bavigton. Chicago., 1975. 254p.

141. Medieval English drama. Ed. by P. Happe. Lnd., 1984.- 222p.

142. Meredith P. The Townley cycle.// Medieval English Theatre. Cambrige univ. press., 1994.-pp. 134-163

143. Meredith P. Scribes, texts and performance.// Aspects of early English drama./ Ed. by P.Neuss. Cambrige., 1983. pp. 13-30

144. Mills D. The Chester cycle.// Medieval English Theatre. Cambrige univ. press., 1994. pp. 109-134

145. Moore J.B. The comic and realistic in English drama. N.Y.,1965. 231p.

146. Mode H. Fabeltiere und Damonen Leipzig., 1983. 280p.

147. Murdoch B.O. The Cornish medieval drama.// Medieval English Theatre. Cambrige univ. press., 1994.-pp. 211-240

148. Nicoll, Allardyce M. A. The development of the theatre. N.-Y.,1937. 247 p.

149. Parmentier A. Album historique. Tome 2. La fin du moyen age (XIV et XV siecles). Paris.,1897.-268p.ij 152.Prosser E. Drama and religion in the English mystery plays. Stanford., 1961. 229 p.

150. Rose M. The Wakefield mystery plays. N. Y., 1962. 552p.i i

151. Ten miracle plays. Lnd.,1966. -166p.

152. The Townley cycle. /Ed. by A.C. Cawley. Leeds., 1976. 268p.

153. Trussler Simon. British Theatre. Cambrige., 2000. 404 p.

154. Tydeman W. An introduction to medieval English theatre.// Medieval English Theatre. Cambrige univ. press., 1994. pp. 1-37

155. Twycross M. The theatricality of medieval English plays. // Medieval English Theatre. Cambrige univ. press., 1994. pp. 37-85

156. The Wakefield pageants in the Towneley cycle. /Ed. by A.C. Cawley. Manchester.,1958. -187 p.

157. Vince, Ronald W. Ancient and medieval theatre. Westport., 1984. 156 p.

158. Wickham G. Early English stages. Vol.1. Lnd.,1959. 428p.

159. Wickham G. The medieval theatre. Lnd., 1980. 245 p.

160. Wickham G. Shakespeare's dramatic heritage. Lnd.,1969. 277p.

161. Williams A. The comic in the cycles. // Medieval drama. Lnd.,1973. pp.109-125.

162. Williamson P. Gothic sculpture 1140-1300. Yell Univ. Press. Lnd., 1995. 302 p.

163. Woolf R. Art and doctrine: essays on medieval literature. Lnd., 1986 248 p.

164. Woolf R. The English mystery plays. L., 1972. 437p.

165. York mystery plays. /Ed. By R. Beadle. Oxf.,1984. 279p.173 .Young K. The Drama of the Medieval Church. Vol. 1, 2. Oxf.,1933.1. Рис. 1

166. Мария с младенцем. Витраж Уорчестерского собора. XIII век.1. Рис. 2.

167. Амьеиский собор. Христос благословляющий («Прекрасный Бог»). Фрагмент. Кон. XIIIвека.

168. Рис. 3 Педжант в виде корабля с демонами. Германия, нач. XVI века. Это изображение позволяет представить как могли выглядеть подобные педжанты в Англии.1. Рис. 4

169. Тайная вечеря. Барельеф собора в Наумбурге. Ок. 1260 года1. Рис. 5

170. Распятие. ЖакопоКионе 1368-70гг1. Рис. 6.

171. Распятие. «Часы Мирандолы». 1490-1499 гг.1. Рис. 7.

172. Распятие. Симон Бенинг. «Гольф Бук»1520-1530 гг.1. Рис. 8

173. Уголино Лорензетти. Распятие. 1300 г.1. Рис. 9

174. Врата собора в Гильдесгейме. 1008-1015 гг.л1. Рис. 10

175. Чарльтон Макрель. Барельеф с изображением Тутивиля

176. РИС. 11 Падший ангел. Creatures fantastiques. Paris.1. KlttW Ц«1>и ЛЛНИЛОНСКОГО1. Рис. 12

177. Люцифер, Альтонский кодекс, лист 48 об., XIV в.1. Рис. 13

178. Христос перед Пилатом. Барельеф собора в Линкольне. XV век1. Ш шцштоидоит е^пиШ; шттппттшигт&ггй сКтпЛПдда- -¿V-----=>1. ЩЧ. ;; ' ■ : .'. V:1. Рис. 14

179. Христос в Храме; соколиная охота. 1310 г. Псалтырь Королевы Марии.

180. Рис. 15 Ной и его жена. Витраж монастыря в Малверне.1. Рис. 16

181. Образец средневековой карты типа Т-О. Апокалипсис Беатуса. XI век.1. Рис. 17

182. Иероним Босх. «Семь смертных грехов»1. Рис. 18.

183. Король Эдгар подносит текст хартии Христу. 966 год

184. Верхний этаж с ма-шинериейпеджантдополнительная побозказанабес1. Рис. 19

185. Реконструкция повозок Глена Уикхема.1. Рис. 20

186. Реконструкция пространства круга.1. Рис. 21

187. Педжант с двухярусной сценой. 1514 г.1. Рис. 22

188. Реконструкция педжанта Ричарда Ликрофта1. Рис. 23 Холм декорация1. Рис. 24.

189. Реконструкция пространства миракля «Замок настойчивости»1. Рис. 25

190. План города Йорка с местами остановок процессий.1. Рис. 26

191. Holkham Bible Picture Book. Бог создает зверей и птиц. XII век.1. Рис. 27

192. Бог архитектор вселенной. Сер. XIII века.wn mrngtï 41. Шщр^ m nir ri tejer,fflli

193. Гравюра Страшный суд. XII век.1. Рис. 30.

194. Вознесение. Барельеф собора в Линкольне. XV век.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.