Алма-атинский локальный текст в творчестве Ю.Домбровского: функционально-семиотический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Баянбаева Жадыра Амангельдиевна

  • Баянбаева Жадыра Амангельдиевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 142
Баянбаева Жадыра Амангельдиевна. Алма-атинский локальный текст в творчестве Ю.Домбровского: функционально-семиотический аспект: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2017. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Баянбаева Жадыра Амангельдиевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ЛОКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ КАК

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 К пониманию категории «локальный текст»

1.2 Междисциплинарный статус понятия «локальный текст»

1.3 Алма-Ата в творческой судьбе Ю.О. Домбровского

1.4 Об особенностях биографического мифа Ю.О. Домбровского

Глава II. «АЛМА-АТА» КАК ЛОКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ В РОМАНАХ Ю.О. ДОМБРОВСКОГО («ХРАНИТЕЛЬ

ДРЕВНОСТЕЙ» И «ФАКУЛЬТЕТ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ»)

2.1 Авторский модус повествования

2.2 Геопрезентемы, мифы, символы алма-атинского текста

2.3 Алма-Ата и элементы ее идиостилистики: «зенковский стиль»

Глава III. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ

ПАРАДИГМА АЛМА-АТИНСКОГО ТЕКСТА

3.1. Функциональная семиотика локального текста

3.2 Функция испытания

3.3 Функция искупления

3.4 Функция творения: алма-атинские литературные портреты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Алма-атинский локальный текст в творчестве Ю.Домбровского: функционально-семиотический аспект»

ВВЕДЕНИЕ

Уже в 19 веке был намечен переход от образа города к городскому тексту. Городской текст как разновидность текста локального не только обрел к сегодняшнему дню гносеологическую многомерность, но и стал одной из базовых категорий ряда софических дисциплин, в том числе филологии.

Современный мир находится в процессе самоосознания и самоописания, поэтому исследование локального текста в условиях «поиска онтологических координат» особенно актуально.

Актуальность теоретической и практической разработки этой проблемы детерминирована и стоящей перед глобальными сообществами задачей: обозначить их собственное место в мире и наметить линию дальнейшего исторического развития. В этом отношении локальный текст выполняет экспланаторную функцию.

Городское пространство интенсивно самоактуализируется, а потому определяет вектор развития самой человеческой культуры. Это самодостаточный локус, в котором происходит «смена социальных формаций, культурных парадигм, типов культурного сознания, выработанных и закрепленных эстетической мыслью, в котором человек предстает как переходное существо, живущее на границах»1.

Как объясняет феномен городского текста профессор Бертон Пайк, «...Perhaps the central fascination of the city both real and fictional, is that it embodies man's contradictory feelings - pride, love, anxiety, and hatred - toward the civilization he has created and the culture to which he belongs» («Возможно, главное очарование города как реальное, так и вымышленное состоит в том, что оно воплощает противоречивые чувства человека - гордость, любовь, беспокойство и ненависть - к цивилизации, которую он создал, и к культуре, к которой он принадлежит»)2.

1 Степанова А. А. Город на границах: эстетические грани образа в литературе переходных эпох // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2014. №4. С. 26.

2 Burton Pike. The Image of the City in Modern Literature (Princeton, 1981). - Р.26

Город - это объект не только социокультурного и эстетического восприятия, но и чувственного миропостижения. В сознании входящего в его пределы он разворачивается и как материя (физический аспект), и как экзистенция, как сагитталъ (имманентный образ города, порожденный его историей, траекторией развития и пр.) и эгоналъ (трансцендентный образ города, преломленный сквозь модус восприятия).3

Пайк справедливо подчеркивает, что города в литературе существуют столько же времени, сколько и сама литература. Мы не можем вообразить такие произведения, как «Гильгамеш», «Илиада», «Библия без городов», которые и вмещают, и излучают большую часть заложенных в человеческую жизнь смыслов. Город - самое выразительное и «вещественное» из достижений культуры. В неконтролируемом мире природы это - то единственное, что претендует на аутентичность и объективность человеческого бытия. Несмотря на то, что история каждого города уникальна, они (города) выполняют сходные функции. «The most basic of these is the interpénétration of past and present. On the one hand there is the visible city of streets end buildings, frozen forms of energy fixed at different times in the past and around which the busy kinetic energy of the present swirls. On the other hand there are the subconscious currents arising in the minds of the city's living inhabitants from this combination of past and present. These currents include the city's ties with the realm of the dead through its temples, cemeteries, and ceremonies as well as its old buildings, and also its functions as the seat of secular power, embodied in kings, governments, and banks» («Самое основное из них -взаимопроникновение прошлого и настоящего. С одной стороны, есть видимый город с улицами и зданиями, замороженные формы энергии, зафиксированные в разное время в прошлом, вокруг которых занята кинетическая энергия нынешних водоворотов. С другой стороны, есть подсознательные течения, возникающие в умах жителей города из этой комбинации прошлого и

3 Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 200. 192 с.

настоящего. Эти течения включают связи города с царством мертвых через его храмы, кладбища и церемонии, а также его старые здания, и его функции в качестве места светской власти, воплощенные в царях, правительствах и банках»).4

Урбанистические процессы начинают интенсивно развиваться в переходную эпоху от Средневековья к Возрождению. На этом этапе город «обживается» и осмысляется как культурный феномен. Его сакральная дифференциация уступает место функциональному делению на «зоны». Город становится средой обитания, а потому ключевую роль в его обытовлении играет благоустройство. Ренессансный город - это город-идея, некий проект, вписанный в геометрическую игру (так, изначально город на уровне чертежа должен соответствовать одной из совершенных геометрических фигур).

«Проектность» города актуализирована и в художественной литературе: идея социального переустройства мира воплощена в многочисленных произведениях утопического характера. Такие города представлены в «Мирах» Антонио Франческо Дони, «Утопии» Томаса Мора, «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы. Это и Телемская обитель из знаменитого произведения Франсуа Рабле, и образ «Новой Атлантиды», данный в философском рассуждении Фрэнсиса Бэкона. Именно в этот период город превращается в объект эстетического восприятия.

На втором этапе (XVШ-XIX вв.) город осмысливается как локус, определяющий сознание его жителей. Он начинает восприниматься соматически, ментально, спиритуально. Устанавливается связь между концептами «ГОРОД» и «ЧЕЛОВЕК». Таким образом, за городом закреплена функция социальной и психологической детерминанты (особенно четко эта тенденция проявлена в натуралистическом направлении литературы).

На третьем этапе (XIX-XX вв.) город - это уже культурный архетип, преодолевающий географическую заданность пространства. Это символ

4 Burton Pike. The Image of the City in Modern Literature (Princeton, 1981). - P.49

(вспомним «Города-спруты» Верхарна) и новая точка отсчета в жизни человека, своего рода экзистенциальный «центр» (неслучайно Брюсов называет свой поэтический сборник «игЫ et ОгЫ»).

В мировой культуре город воспринимается как место пересечения дорог, точка «стяжения» метафизического пространства. В какой-то степени город есть репрезентация самого мира, его модель.

Изученность вопроса. По данным материалов Третьих Лотмановских дней, посвященных семиотике города, в настоящее время в исследованиях тартуских и московских семиотиков можно выделить три основных стратегии изучения города - структурно-историософскую, культурно-семиотическую и культурно-историческую. Редакторы Чтений И. Пильщиков, Н. Поселягин, И. Трухин отмечают следующее:

1. Главный интерес структурно-историософской концепции сосредоточен на мифологическом (и глубже - онтологическом) субстрате рассматриваемого объекта, который при этом приобретал свойства иерархизированной знаковой системы, подобной языку в представлении Соссюра.

Однако Топоров, например, одновременно и анализировал городской (собственно, петербургский) текст, и сам - своим исследованием - его продолжал и развивал. Во многом это напоминает процесс включенного наблюдения, но, в отличие от наблюдателя-инсайдера, Топоров не просто стал одним из участников сообщества, производящего «тексты о локусе», - он взял на себя роль идеолога, обобщающего все представления о данном пространстве в упорядоченную систему. Для него «петербургский текст» -это не то же, что Петербург в литературе. В самом деле, Петербург в литературе это то, что в литературе есть, а петербургского текста как такового в литературе, собственно, нет, он есть в нашей мысли благодаря Топорову - как его личный «ноосферический вклад в русскую и мировую культуру» (согласно его же характеристике самого петербургского текста).

2. Культурно-семиотическая концепция во многом схожа с концепцией структурно-историософской, но в ее рамках моделирование не ассоциируется с иерархичностью. Наиболее ясно эту позицию сформулировал Вяч. Вс. Иванов:

«В структуре большого города с начала его исторического существования обнаруживается проявление тех же семиотических закономерностей, которые можно видеть и в структуре предгородских поселений. Город рассматривается как модель пространства вселенной. Соответственно, его организация отражает структуру мира в целом»5.

Город в концепции Иванова - это семиотически насыщенное пространство, в котором функционируют и взаимодействуют разные знаковые системы, но оно не считается текстом в ряду других текстов. Город можно было бы назвать разновидностью семиосферы.

3. Культурно-историческая концепция наиболее близка к традиционным историко-литературным штудиям. Это заметно уже по тому обстоятельству, что в сборниках, посвященных исследованиям пространства, в том числе городского, со структурно-семиотическими статьями З.Г. Минц, М.Б. Плюхановой, Р.Д. Тименчика, Ю.Г. Цивьяна и др. соседствуют работы историков и литературоведов академической школы, например Г.В. Вилинбахова и Д.С. Лихачева. Эта концепция преимущественно ориентирована не на тексты настоящего, а на тексты прошлого, на семиотику хронологически дистанцированных объектов, а не на семиотику окружающего культурного пространства6.

Ю.М. Лотман предлагает дифференцировать города на концентрические и эксцентрические. Первые - города векторного типа, они имеют начало, но не имеют конца, а потому квалифицируются как «вечные». Это города «на горе/горах», выступающие посредниками между Небом и Землей. Эксцентрические города расположены на границе освоенного человеком

5 Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. - М.: Языки славянских культур, 2007. - С. 165-179

6 Семиотика города. Материалы Третьих Лотмановских дней в Таллиннском университете (3-5 июня 2011 г.). Редактор-составитель Пищальников И.А. - Таллин: Издательство ТЛУ, 2014. - С. 9 - 16.

пространства: на берегу моря, реки, на краю культурной ойкумены. Такие города созданы вопреки стихии, идейно воплощая борьбу между Гармонией и Хаосом. Смысловое поле эксцентрического города насыщено эсхатологическими мифами - это могут быть потоп, погружение на дно, землетрясение, извержение вулкана. У каждого из приведенных типов городов собственная мифология и аксиология7

Интересна классификация городов, предложенная В.Н. Топоровым. Ученый разделяет города на «дев» и «блудниц». «Сознанию вчерашних скотоводов и земледельцев предносятся два образа города, два полюса возможного развития этой идеи - город проклятый, падший и развращенный, город над бездной и город-бездна, ожидающий небесных кар, и город, преображенный и прославленный, новый град, спустившийся с неба на землю»8. Символом города-блудницы является Вавилон, города-девы - Иерусалим.

Н.Е. Меднис предлагает рассматривать города в аспекте гендерной оппозиции. В работах исследовательницы, посвященных венецианскому локальному тексту, древние города воплощают женское начало, это города генетические. В свою очередь, города, возведенные волевыми усилиями человека вопреки природе и нагруженные апокалиптическими коннотациями, -это города «мужского» типа, такие, как Петербург9.

Еще одна оппозиция в изучении города - исследование концептов «ГОРОД/СТОЛИЦА» vs «ПРОВИНЦИЯ/УЕЗДНЫЙ ГОРОДОК»10.

В западной научной литературе также присутствует ряд значительных работ, посвященных образу города в художественном тексте. Особо важные из них: Burton Pike, «The Image of the City in Modem Literature» (Princeton, N.J.:

7 Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города [Текст] /Ю. М. Лотман // Избранные статьи : в 3-х т. - Т. 2. - Таллин, 1993. - 495 с.

8 Топоров В.Н. Заметки по реконструкции текстов. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте [Текст] / В. Н. Торопов. Исследования по структуре текста. - М., 1987. - С. 121-132.

9 Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе [Текст] / Н. Е. Меднис. - Новосибирск: ННРУ, 2003. - 169 с.

10 Белова Н.А. Концепт «ГОРОД» в современном литературоведении // Вестник Югорского Государственного Университета. - 2012. Вып.1 (24). - С.87 - 91.

Princeton University Press, 1981), Diana Spearman, «The Novel and Society» (London, Routledge & Kegan Paul, 1966), Raymond Williams, «The Country and the City» (London: Oxford University Press, I976), Arnold Hauser, «lmpressionism» in The Social History of Art (New York: Knopf, I955), T. J. Clark, «The Painting of Modern life» (New York: Knopf, 1985), David Harvey, «Monument and Myth: The Building of the Basilica of the Sacred Heart» from The Urban Expertence» (Baltimore, Johns Hopkins University Press, 1989).

Каждая из указанных работ подтверждает, что формирование образа города происходит не только в визуальных искусствах и «чистой кинестетике», но и в языке, в частности, в художественной литературе. Процесс территориальной самоидентификации неразрывно связан с языком. Место порождает «речь о себе» в системе языковых дескрипций. Происходит формирование соответствующего локального дискурса, в основе которого лежит коллективная интенция оправдать свою жизнь в конкретном месте. Ричард Гейтс по этому поводу пишет: «One way to look at urban society and culture is through the prism of the arts. Novels and short stories as well as paintings, sculptures, musical compositions, and architectural designs - are all created out of specific urban contexts and all reflect, to one degree or another, the social, political, and economic conditions of the urban cultures that give them birth» («Один из способов взглянуть на городское общество и культуру - это взгляд через призму искусства. Романы и рассказы, а также картины, скульптуры, музыкальные композиции и архитектурные проекты созданы из конкретных городских контекстов, и в той или иной степени отражают социальные, политические и экономические условия городских культур, которые их порождают»)11.

Алма-Атинский локальный текст на сегодняшний день практически не изучен. В казахстанской и российской науке не представлено специальных исследований, посвященных данному вопросу. Тем не менее, мы склонны полагать, что говорить о существовании такого текста закономерно: в

11 Burton Pike. The Image of the City in Modern Literature. - Princeton. - 1981. - P. 56

русскоязычной литературе Казахстана Алма-Ата как концепт представлена довольно обширно. Алма-Атинский локальный текст рассмотрен нами в системе его основных функций. Кроме того, нами разработана парадигма алма-атинского текста и предложено понятие геопрезентемы.

Как известно, особо важную роль Алма-Ата занимает в творчестве писателя Ю. Домбровского. Она не только становится частью биографического пространства писателя, но и является главным «героем» его произведений.

Имя Юрия Домбровского относится к «заново открываемым» в литературе. Созданные им произведения современные исследователи квалифицируют как «литературу бунта»12. Ей свойственны такие черты, как антитоталитарная направленность, философичность, духовная глубина. Основная ее функция - преодоление социального утопизма.

Творчество Домбровского - крупное литературное явление XX века. Жан-Поль Сартр назвал писателя «последним классиком» уходящего столетия. Его романы называют «романами-предостережениями» (А.Р. Зайцева). Все творчество писателя пронизано сквозными мотивами и образами, эксплицирующими главную для него идею - свободу человеческой личности в условиях «темных времен» наступившего режима. Особое место в индивидуальной аксиологии Домбровского занимает тема памяти. Писатель помнит все вопреки лозунгу «Забудем прошлое!». Отношение Домбровского к своему времени исполнено трагизма: нация огромного государства трудится не во имя жизни, но во имя смерти Другого (мотивы предательства, доносительства и т.д.).

Важную роль в становлении творческого дара писателя сыграла Алма-Ата, город, реализовавший в его судьбе ряд экзистенциально важных функций.

Целью настоящей работы является исследование алма-атинского текста, представленного в произведениях Ю. Домбровского. Отметим, что локальным мы называем такой текст условно, т.к. термин предполагает наличие

12 Зайцева А.Р. Художественные искания неофициальной литературы середины XX века. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 216 с.

соответствующей текстуальной парадигмы. Уместнее было бы говорить об уровне (слое, ярусе) алма-атинского текста, репрезентированного в произведениях конкретного автора.

Для реализации поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать локальный текст как теоретическую категорию, дифференцировать ее основные функции и парадигматику входящих в нее элементов.

2. Обозначить место локального текста в системе филологических дисциплин.

3. Проанализировать нехудожественные источники алма-атинского локального текста для создания общего исторического и культурного фона.

4. Разработать методику анализа алма-атинского локального текста.

5. Реконструировать наиболее значимые элементы алма-атинского локального текста на материале произведений Ю. Домбровского.

Материалом исследования послужили художественные тексты «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей», «Гонцы», а также отдельные лирические и публицистические произведения автора и тексты, формирующие «вертикальный контекст» изучаемого локуса.

Методологическую базу настоящей работы составляют фундаментальные исследования в области пространства и текста (М.М. Бахтина13, Д.С. Лихачева14, Ю.М. Лотмана15, Б.А. Успенского16, Вяч.Вс.Иванова17), а также труды, посвященные семиотике географического пространства в литературе

13 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

14 Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. - Л.: Сов. писатель, 1981. - 215 с.

15 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М.: Язык русской культуры, 1996. - 464 с.

16 Успенский Б. А. Семиотика искусства. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 360 с., 69 илл.

17 Иванов Вяч. Вс. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 720. 1986. С. 22.

(В.Н. Топорова18) и анализу конкретных локальных текстов русской литературы (В.В. Абашева19, Н.Е. Меднис20 и др.).

Теоретическая значимость исследования связана с разработкой общих вопросов теории локального текста, углублением методики анализа городского текста, а также введением в анализ понятия «геопрезентемы».

Практическая значимость работы. Основные положения исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий и спецкурсов по современной русской и русскоязычной литературе. На защиту выносятся следующие положения:

1. На сегодняшний день правомерно говорить о существовании алма-атинского локального текста, формируемого посредством различных источников исторического, культурологического, художественного характера.

2. Генерализация семиотического поля вокруг места/края/города зависит от уровня его культурной витальности.

3. В творчестве Ю. Домбровского была создана модель описания Алма-Аты, ставшая канонической. Сама фигура Домбровского мифологизируется и является одним из персонажей алма-атинского локального текста.

4. Алма-атинский локальный текст имеет собственную внутреннюю парадигматику: мифы, символы, геопрезентемы, литературные портреты.

Гипотеза исследования: Алма-Ата, представленная в творчестве Ю. Домбровского, - это концепт с амбивалентным наполнением; в его семантический комплекс входят значения «Город-спаситель», «Город-испытание», «Город-сад» (в том числе и «Гефсиманский сад») и «Город-на-вулкане».

Апробация результатов исследования. Основные положения прошли обсуждение на международных научно-практических конференциях.

18 Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской литературы // Семиотика города и городской среды. Петербург. Ученые записки Тартусского государственного университета. Вып. 664. Тарту, 1984. С.

19 Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ в. - Пермь: Изд. Пермского университета, 2000. - 404 с.

20 Меднис Н.Е. Венеция в русской литературе. - Новосибирск. Издательство Новосибирского университета, 1999. - 392 с.

Результаты опубликованы в статьях, квалифицируемых ВАК как печатный

труд:

1. Баянбаева Ж.А. Алма-Ата в прозе Ю.О. Домбровского // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2016. Вып. № 5. - С. 354 - 359 (0,39 п.л.)

2. Баянбаева Ж.А. К вопросу о локальном тексте и его функциях (на материале алма-атинского локального текста) // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика - 2016. Вып. № 2. - С. 77 - 85 (0,5 п.л.)

3. Баянбаева Ж.А. Об элементах биографического мифа Ю.О. Домбровского // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика -2016. Вып. № 4. - С. 84 - 89 (0,31 п.л.)

4. Баянбаева Ж.А., Туманова А.Б., Утепова Р.И. Представления концепта «родина» в художественном пространстве русскоязычных писателей Казахстана // Вестник Тамбовского университета. Серия филологические науки и культурология. - 2016. - Т.2. Вып. 4 (8) . С. 67-72 (0,32 п.л.).

Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА I. ЛОКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

1.1 К пониманию категории «локальный текст»

Человек существует в пространстве, и это пространство становится для него ценностно-значимым, онтологически наполненным. С архаических времен пространство осваивалось людьми, наделялось сакральными свойствами и оценочными коннотациями. Точкой отсчета в познании в этом случае является сам индивид (группа индивидов), а само пространство классифицируется по ряду признаков (далекое/близкое, свое/чужое и пр.) Мифы практически всех народов мира свидетельствуют о том, что место напрямую связано с судьбой человека. Достаточно вспомнить миф о похищении Европы или историю странствий Ио, чтобы продемонстрировать это наблюдение.

«Любого человека, который хоть мало-мальски задумывается над вопросами бытия, не может не интересовать вопрос о своих корнях. Он стремится узнать, кем были и как жили его предки; это важно, поскольку этим определяется в какой-то мере и его судьба. Именно там, в толще времени кроются зачастую истоки его победи поражений, ошибок и взлетов. Человек, выпавший из исторического бытия - всеобщего, национального, своего личного, - если не обречен на умирание, то, по меньшей мере, лишен способности к благому созиданию»21.

Обитая в пространстве, Человек мифологизирует его, т.к. мышление Homo Sapiens не выносит смысловой пустоты. Базовая стадия мифологизации -превращение места в знак этого места. Знак может быть эмблематическим, индексальным, символическим (классификация Ч. Пирса); при этом он

21 Смотрина М.А. Истоки // Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. - Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. - С. 25-37.

обязательно будет вербальным. Так, у любого города/края/государства есть собственное имя, зафиксированное в системе языка.

Внутренняя форма имени призвана обнажить сам «импульс номинации», выявить ключевую характеристику места. Например, имя «Алма-Ата» (буквально - «отец/породитель яблок», т.е. «яблоневый край») эксплицирует значения цветения, плодородности. В мифологическом сознании кочевников, населявших некогда урочище Алмалык, яблоко воспринималось как запретный плод (что соответствует интерпретации этого символа в мировой культуре), поэтому буквальный его перевод - «не трогай/не срывай» («алма»). Само же урочище Алмалык - одно из немногих мест Казахстана, где испокон веков растет дерево караалма, яблоня, давшая миру знаменитый апорт.

Неслучайно урочище Алмалык воспринималось номадами как «райский сад». Сегодня изображение яблока является эмблемой города и одновременно выступает его символом. На протяжении более чем тысячелетней истории края существенное изменение в его названии произошло лишь однажды - с возведением царского форта Верного. Урочище Алмалык, древний город Алмату, советская Алма-Ата (возвращение исходного топонима) свидетельствуют о том, что данному локусу свойственна устойчивая номинация.

«Любой локальный текст складывается как результат взаимодействия локальной истории и языка - как в широком смысле: «языка» доминирующих культурно-исторических представлений, моделей и ценностей (картина мира), так и в более узком, лингвистическом. Причем понятно, что важным лингвистическим фактором формирования локального текста является имя локуса - края, города, урочища. Ведь имя в конечном счете суммирует в себе, сводит всю систему значений. И, наоборот, оказывается фактором, формирующим значения»22.

22 Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000. - С.61.

Действительно, «яблоневый край» - одно из редких мест Казахстана, где сохранилось плодоносное дерево кара алма. «В эпоху великого оледенения во всем Северном полушарии яблони вымерзли, исключение составили глубокие ущелья Тянь-Шаня, такие, как Медеу, и побережья рек Чарын и Аксу»23.

Благоприятный край люди начали заселять еще в эпоху бронзы (XIX - IX вв. до н.э.); следы их проживания обнаружены в районе горы Коктобе. В эпоху раннего железа здесь обитали сакские, а затем и усуньские племена, о чем свидетельствуют многочисленные курганы, обнаруженные на территории города и его окрестностей. Через Алматы проходил Великий Шелковый путь, о чем свидетельствуют посеребренные монеты-дирхемы X века, отчеканенные на монетном дворе города Алмату.

Ко времени строительства форта Верного урочище Алматы использовалось казахами Старшего жуза как летовка. Люди жили здесь в привычных им юртах и пасли скот. Произошло своего рода «столкновение культур», однако конфронтация в результате была трансформирована в синтез.

Тем не менее, наложение (контаминация) двух моделей действительности все же произошло, и куполообразную юрту кочевника со временем заменил кубообразный дом земледельца. Верный зарождался как город, диссонирующий с ландшафтом; его стиль, сам его облик не был порожден местной природой и ее климатом, но был привнесен извне. Потребовалось много лет и усилий талантливых ученых и архитекторов, чтобы город приспособился к здешней земле и обрел узнаваемый облик. Несколько раз его уничтожали землетрясения сокрушительной силы, отчего здания принято было строить плоскими и невысокими. Однако творческими стараниями архитектора Зенкова ситуацию удалось изменить.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Баянбаева Жадыра Амангельдиевна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000. - 404 с.

2. Абашев В.В., Абашева М.П. Литература и география. Урал в геопоэтике России // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 2 (19). - С. 143151.

3. Агапкина Т.А. Южнославянские поверья и обряды, связанные с плодовыми деревьями, в общеславянской перспективе // Славянский и балканский фольклор. - М.: Наука, 1994. - С.84.

4. Адибаева Ш.Т. Поэтика мифа в художественной прозе конца XX - начала XXI веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.филол.наук. - Алматы, 2005. - 24 с.

5. Айкашева Ольга Анатольевна Способы воплощения концепции личности писателя в литературном портрете «А. П. Чехов» Н. Д. Телешова // Вестник БГУ. - 2011. - №10. URL: http://cyberlenmka.ru/article/n/sposoby-voploscheniya-kontseptsii-lichnosti-pisatelya-v-literaturnom-portrete-a-p-chehov-n-d-teleshova (дата обращения: 22.07.2016).

6. Анциферов Н. П. «Непостижимый город.»: [Сборник]. - СПб.: Лениздат, 1991. - 333 с.

7. Арцишевский А. Жизнь не по лжи: Алма-Ата в биографии Ю. Домбровского // Горизонт. - 1990. - 26 мая.

8. Базылова Б. К. Типологические особенности литературного портрета // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - №12-1.URL:http://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-osobennosti-literaturnogo-portreta (дата обращения: 22.05.2016).

9. Бар Л. Б. Литературный портрет в советской мемуарной прозе 60 - 70-х годов. Автореферат диссертации канд. филол. наук. - М., 1982. - С. 1 -17.

10. Барахов В.С. Литературный портрет: истоки, поэтика, жанр. - Л.: 1985. -312 с.

11. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. Ст. и коммент. С. Зенкина. - М.: Академический проект, 2014. - С. 266.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

13. Белинский В. Г. Петербург и Москва // В.Г. Белинский. Собр. Соч. В 3 т. -Т. 3. - М.: ОГИЗ,1948. - C. 763-815.

14. Белова Н.А. Концепт «ГОРОД» в современном литературоведении // Вестник Югорского Государственного Университета. - 2012. Вып.1 (24). -С.87-91.

15. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 200. - 192 с.

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Брюсов В.Я. Медный Всадник. Некрасов как певец города // В.Я. Брюсов. Соч. В 2 т. - Т. 2. - М.: Художественная литература, 1987. - C. 167-197; -C. 206-214.

Бунин И. Тень птицы // http://www.lib.ru/BUNIN/tenx.txt

Ведищева Ю. В. О современном состоянии теории жанра литературного

портрета // Вестник ТГУ. - 2011. - №10. - С.156.

Владимиров В. Судьбы наших муз. - Алматы: Тамыр, 2014. - С.95.

Гаврилина Л.М. Калининградский текст в семиотическом пространстве

культуры // Вестник БФУ им. И. Канта. - 2011. - №6. URL: Научная

библиотека КиберЛенинка: http : //cyberleninka.ru/article/n/kaliningradskiy-

tekst-v-semioticheskom-prostranstve-

kultury#ixzz4F6X9M3BNhttp://cyberleninka.ru/article/n/kaliningradskiy-tekst-v-semioticheskom-prostranstve-kultury (дата обращения: 22.07.2016). Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М.: Новое литературное обозрение,1996. - С. 324. Гачев Г.Д. Образы божества в культуре: Национальные варианты. - М.: Академический проект, 2016. - 891 с.

Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - С.202. Город мой родной Алматы: (Фотоальбом-энциклопедия) /Сост. О. Таланова. - Алматы: Дом печати «Эдельвейс», 2004 - С. 416. Город яблоневых зорь. История и география города Алматы //http : //www.kazakhstan. orexca.com/rus/almaty_kazakhstan2 .shtml Гринева Г., Голованов В., Замятин Д., Березин В., Балдин А., Рахматуллин Р., Замятина Н., Балдин П. Геополитика и географика // Журнальный зал, http : //magazines.russ. ru/october/2002/4/publ. html

Гроссман Л. Жанры художественной критики // Искусство. - 1925. - № 2. - С. 76.

Джолдасбекова Б.У. Русская литература Казахстана. - Алматы: Казак университет^ 2008. - 358 с.

Джолдасбекова Б.У., Баянбаева Ж.А. и др. Антология русскоязычной литературы Казахстана. - Алматы: Казак университет^ 2013. - 250 с. Джолдасбекова Б., Сарсекеева Н. Авторский дискурс Ю.О. Домбровского в контексте современной казахстанской прозы о художнике. - Алматы: Казак университет^ 2013. - С.122.

Домбровский Ю.О. Гонцы //http://loveread.ec/read_book.php?id=1279&p=28 Домбровский Ю.О. Из писем к другу // Хранитель древностей. Факультет ненужных вещей: роман в двух книгах. - М., 1990. - С. 198. Домбровский Ю.О. Хранитель древностей. Собрание сочинений в шести томах. Т.4. Издательство "Терра", - М.: 1992 //http://lib.ru/PROZA/DOMBROWSKIJ/keeper.txt

Евлампиев И.И. На грани вечности. Метафизические основания культуры и ее судьба //Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории,

истории и философии культуры. Вып. 1. - Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. 319 с. - С. 7.

35. Жанайдаров О. Мифы древнего Казахстана. - Алматы: Издательство «Аруна», 2008. - С. 256.

36. Зайцева А.Р. Художественная антропонимика в романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» // Вестник Башкирского ун-та. - 2010. - №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-antroponimika-v-romane-yu-dombrovskogo-fakultet-nenuzhnyh-veschey (дата обращения: 22.07.2016). Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-antroponimika-v-romane-yu-dombrovskogo-fakultet-nenuzhnyh-veschey#ixzz4F7BJ7kQy

37. Зайцева А.Р. Художественные искания неофициальной литературы середины XX века. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 216 с.

38. Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. - М.: АГРАФ, 2004. - С.212.

39. Зверев А. «Глубокий колодец свободы»: Над страницами Ю. Домбровского // Литературное обозрение. - 1989. - № 4. - С. 14.

40. Золотусский И. Палачи и герои. Вст.ст. С. 3-14 // Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей. - М.: Художественная литература, 1989 г. -512 с.

41. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. - М.: Языки славянских культур, 2007. - С. 165-179

42. Иванов Вяч. Вс. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 720. 1986. - С. 22.

43. Из писем Кларе Турумовой-Домбровской // Ю. Домбровский. Меня убить хотели. - С. 179.

44. К столетию со дня рождения Ю. Домбровского. Подкаст выпуска радиожурнала «Поверх барьеров» //http: //www.svoboda.org/content/transcript/1731693.html

45. Карасик В.И. Языковая кристаллизация смысла. - М.: Гнозис, 2010. - С. 15.

46. Касьянова Д. Литературные портреты писателей Серебряного века // http: //www.relga.ru/Environ/WebObj ects/tgu-www.woa/wa/Main?textid= 1511 &level 1 =main&level2=articles

47. Коваленко А.Г. Художественная конфликтология. Пособие по спецкурсу. - Москва: Издательство Российского университета дружбы народов. 2001

48. Коркунов В. Локальный текст: к вопросу объединения исторического и биографического контекстов // Дети Ра. - 2014. - №7 (117), http: //magazines.russ. ru/ra/2014/7/12k.html

49. Краткая литературная энциклопедия: [в 9 т.] / гл. ред. А.А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. - (Энциклопедии, словари, справочники). - С. 895.

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

Кунаев Д.А. От Сталина до Горбачева. - Алматы: Санат, 1994. - 352 с. Купина Н.А., Битенская. Сверхтекст и его разновидности // Человек -Текст - Культура: коллективная монография. - Екатеринбург, 1994. - С. 215.

Лихачев Д.С. Избранные работы в 3 томах. Т.3. Человек в литературе древней Руси. Монография о «Слове о полку Игореве». Литература -реальность - литература. О садах. Л.: Художественная литература, 1987. -С. 221.

Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. - Л.: Сов. писатель, 1981. - 215 с.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история. - М.: Язык русской культуры, 1996. - 464 с. Лотман Ю.М. Город и время // Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. - Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. - С. 86.

Лотман М.Ю. Культура и взрыв. - М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992. - 272 с.

Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия / Сост. Н.П. Хрящева. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 456 с. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города [Текст] /Ю. М. Лотман // Избранные статьи: в 3-х т. - Т. 2. - Таллин, 1993.

- 495 с.

Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города. — Семиотика города и городской культуры. Петербург // Труды по знаковым системам XVIII. Ученые записки Тартуского государственного университета, вып.664. - Тарту, 1984. - С.35.

Магомедова Д. М. «Я один, и разбитое зеркало.»: литературные маски Сергея Есенина (статья первая) // Новый филологический вестник. - 2005.

- №1. URL: http://cyberlenmka.ru/article/n/ya-odin-i-razbitoe-zerkalo-literaturnye-maski-sergeya-esenina-statya-pervaya (дата обращения: 01.06.2016)

Марков Б.В. «Сайгон» и «Слоны» - институты эмансипации// Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. - Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. - С. 130 -145. Маркова О.В. Литературный портрет как вид писательской критики // Художественное творчество и литературный процесс: Сб. статей/Отв.ред. Н. Н. Киселев. — Томск: Издательство Томского университета, 1988. — Вып. VIII. - 240 с.

Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. - С.296.

Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе [Текст] / Н. Е. Меднис. -Новосибирск: ННРУ, 2003. - 169 с.

65. Меднис Н.Е. Венеция в русской литературе. - Новосибирск. Издательство Новосибирского университета, 1999. - 392 с.

66. Митин И. Место как палимпсест // 60 параллель. - 2008. - № 4. - С. 40.

67. Морева Л.М. Логос и эйдос города. Припоминание //Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. - C. 192 - 204.

68. Национальный корпус русского языка // http://ruscorpora.ru/

69. Непомнящий В. Homo Liber (Юрий Домбровский) // Домбровский Ю. Хранитель древностей: Роман. Новеллы. Эссе. - М., 1991. - 224 с.

70. Никитина Е.В. Ю. Домбровский. Творческая индивидуальность: дисс.на соискание ученой степени канд.филол.наук. - СПб., 1991. - 25 с.

71. Нора П. Проблематика мест памяти. Франция-память. - СПб.: издательство Санкт- Петербургского университета, 1999. - 328 с.

72. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса: Монография. - Волгоград: Парадигма, 2004. - С.69.

73. Перхин В.В. Открывать красоты и недостатки. - М.: Детгиз-Лицей, 2001. -256 с.

74. Рикер П. Существование и герменевтика // Феномен человека: Антология / Сост., вст.ст. П.С. Гуревича. - М.: Высшая школа, 1993. - С. 157.

75. Сабитова З.К. Лингвокультурология. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - С.157.

76. Секацкий А. К. Вода, песок, Бог, пустота //Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1.

- Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. - С. 170-191.

77. Селеменева М.В. Литературный образ Москвы в творчестве современных российских писателей // Вестник университета дружбы народов. Серия Литературоведение и журналистика. - 2016. - № 2. - С. 94.

78. Семиотика города. Материалы Третьих Лотмановских дней в Таллиннском университете (3-5 июня 2011 г.). Редактор-составитель Пищальников И.А.

- Таллин: Издательство ТЛУ, 2014. - С. 9-16.

79. Серафим Слободский. Моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду //http://days.pravoslavie.ru/Life/life 1188.htm

80. Серкова В.А. Неописуемый Петербург. Выход в пространство лабиринта //Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. - Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993.

81. Смирнова А.И. Дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей»: история создания и поэтика // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып.4. - 2005. - С.105-108.

82. Смотрина М.А. Истоки // Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. - Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. - С. 25-37.

83. Соколов Б. Г. Матрица Фрейда: Петербург. Петербургское введение в метафизику// Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. - Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. -С.157-168.

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

Сорочан А.Ю. Тверской край в литературе: образ региона и региональные образы. — Тверь: Издательство М. Батасовой, 2010. - С. 6. Спивак Д.Л. Финский субстрат в метафизике Петербурга //Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. - Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. - С. 38-46. Лебедев Г.С. Рим и Петербург: археология урбанизма и субстанция вечного города //Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1. - Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. - С. 47-62.

Исупов К.Г. Историческая мистика Петербурга // Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1.

- Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. - С.63 - 73.

Спиркин А.Г. Основы философии. - М.: Политиздат, 1988. - С.121. Степанова А. А. Город на границах: эстетические грани образа в литературе переходных эпох // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения. - 2014.

- № 4. С. 26.

Столович Л.Н. Аксиология Петербурга //Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1.

- Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. - С. 74.

Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М., 1988. - С. 173-203.

Томашевский Б.В. Литература и биография // Книга и революция. - 1923.

- № 4 (28). - С. 6.

Топоров В.Н. Заметки по реконструкции текстов. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте [Текст] / В. Н. Торопов. Исследования по структуре текста. - М., 1987. - С. 121-132. Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской литературы // Метафизика Петербурга: петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып 3. - Спб., 1993.- С. 205-235. Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской литературы // Семиотика города и городской среды. Петербург. Ученые записки Тартусского государственного университета. Вып. 664. - Тарту, 1984. - С. 7 - 29.

Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. - С. 228.

Тульчинский Г.Л. Город-испытание //Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 1.

- Спб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1993. - С. 148.

Тюпа В.И. Анализ художественного текста. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С.254.

Успенский Б. А. Семиотика искусства. - М.: Языки русской культуры. -1995. - 360 с., 69 илл.

100. Филатова А.И. Ю.О. Домбровский //Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Т.1. - С. 641-643.

101. Шенфельд И. Круги жизни и творчества Юрия Домбровского // Грани. -1979 . - № 111-112 . - С. 351-377.

102. Шмидт Н.В. Городской текст в поэзии русского модернизма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 2007.

- С.12.

103. Шпенглер О. Закат Европы // Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991. - С. 23-68.

104. Штокман И. Стрела в полете: (Уроки биографии Ю. Домбровского) // Вопросы литературы. - 1989. - № 3. - С. 99.

105. Burton Pike. The Image of the City in Modern Literature. - Princeton, 1981. -168 p.

106. Diana Spearman. The Novel and Society. - London, Routledge & Kegan Paul.

- 1966. - 256 p.

107. Raymond Williams. The Country and the City. London: Oxford University Press. - I976. -335p.

108. Arnold Hauser. 'Impressionism" in The Social History of Art. - New York: Knopf, I955. - 272 p.

109. T. J. Clark. The Painting of Modern life. -New York: Knopf. - 1985. - 376 p.

110. David Harvey. Monument and Myth: The Building of the Basilica of the Sacred Heart from The Urban Expertence. - Baltimore, Johns Hopkins University Press.

- 1989. -381 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.