Формирование локального текста: ивановский опыт тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Голубев, Николай Аркадьевич

  • Голубев, Николай Аркадьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Иваново
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 241
Голубев, Николай Аркадьевич. Формирование локального текста: ивановский опыт: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Иваново. 2014. 241 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Голубев, Николай Аркадьевич

Оглавление

Введение.

Глава 1. Регионализация культуры. Литературное краеведение в социокультур-

ной парадигме XX века

1.1. Политико-литературный регионализм в Европе

1.2. Сибирское литературное областничество: история и изучение

1.3. Литературное краеведение в XX веке: методы, причины актуализации

1.3.1. Социальный переворот как катализатор краеведческого движения

1.3.2. Проявление регионального дискурса в художественной литературе

1.3.3. Концепция «культурных гнезд» и ее эволюция (1913-1935)

1.3.4. Душа города и его легенда. Метод Н.П. Анциферова

Выводы к главе

I

Глава 2. Городской текст и семиотическая «типология города»

2.1 Концентрическое - эксцентрическое положение локуса

2.2. Город-дева - город-блудница (поэма Д. Семёновского «Благовещание»)

2.3 Мужское-женское как текстоопределяющее

2.4 Город-сад - «Манчестер»

2.4.1. Поэма «Сад» и очерк «Страна плодородия» Дм. Семёновского

2.4.2 Ольфакторные характеристики локального текста

Выводы к главе

Глава 3. Роль природного и культурного ландшафтов в формировании локальных текстов

3.1. Мнемонические символы (культурно-природные доминанты) «ивановского

текста»

3.1.1 Образ болота в художественной литературе и в «ивановском тексте» («чертово болото»)

3.1.2. Фабричная труба как прописная буква «ивановского текста»

3.1.3. Сакрализация топоса: «Красная Талка»

3.2. Полифония ивановского текста: фабрика и природа (о хрестоматийной статье и записке)

Выводы к главе

Глава 4. Стадии самоосознания локальной культуры

4.1. Этногенез и локальные тексты

4.2. Ивановцы — как особая ментальная и культурная общность

4.3. Достижение самодостаточности локальной культуры и замирание литературной жизни

4.4. Вторая поэтическая генерация

4.5. «Идеологическое» противопоставление столице

4.6. Молодежные объединения как фактор развития ивановской культуры

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование локального текста: ивановский опыт»

Введение

Несмотря на общественный и исследовательский интерес к литературному и историческому краеведению, эти дисциплины до настоящего времени не сформировали в полной мере теоретико-методологической базы, концепции, которая объясняла бы их необходимость и значимость. «Литературные краеведы» по-прежнему ссылаются, как правило, на давние публикации П.В. Куприяновского1, Н.А. Милонова2, Н.С. Травушкина3, отдельные реплики Д.С. Лихачева4. Взгляды этих авторитетных ученых заслуживают внимания, однако в силу идеологических ограничений советского периода не отражают всех потенциальных задач изучения локальных текстов.

Краеведение в советском дискурсе воспринималось как прикладная дисциплина - формальное исследование и описание фактов и процессов, происходивших на очерченной территории, с целью выявления их связи с общей историей страны - ее индуктивное постижение. Современные исследователи исключают и эту задачу - так в диссертации 2010 года литературное краеведение определяется как «специфическое культурологическое знание, устанавливающее связь между литературной историей края и культурным творчеством в нем»5. При этом цели подобной деятельности остаются малопонятны за формулировками типа: «выявление культуроформирующих возможностей» литературного краеведения региона. Мы же считаем, что литературное краеведение может успешно решать актуальные проблемы не только литературоведения, но и социологии, политологии и экономики.

С развитием транспортной, межсоциальной и межэтнической коммуникации человек все менее «привязан» к локусу, в котором родился. И потому

1 Куприяновский П. В. Проблемы регионального изучения литературы // Русская литература. 1984. №1. С. 177-181.

2 Милонов H.A. Литературное краеведение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение,

1985.

3 Травушкин Н. С. Литературное краеведение в системе литературоведческих наук// Научные доклады литературоведов Поволжья. Астрахань, 1967. С. 160-167.

4 См.: Лихачев Д. С. Экология культуры // Памятники Отечества. М.: Наука, 1980. № 2. С. 10-16; Лихачёв Д. С. Краеведение как наука и как деятельность// Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики. Киев, 1991. С. 52-59; Лихачев Д. С. Необходим справочник «Литературные места России» // Литературная газета 1980. 12 марта.

5 Дрондина Н.Г. Литературное краеведение как культурологическая проблема: на материале Мордовского края: дис.... канд. культурологии. Саранск. 2010. С.5.

выбор места жительства - становится проблемой сознания каждой личности. Выдвинем в этой связи несколько тезисов, определивших наше видение задач литературного краеведения и ход этого диссертационного исследования:

1) Экономическое благосостояние локуса (связанное чаще всего с богатствами недр или политико-административным значением) не всегда является достаточной мотивацией для населения. Наиболее эффективным средством «скрепления» человека с территорией является обоснование ее уникальности средствами культурной и литературной идентификации (В.В. Абашев определил это термином «локодицея»6). Примечательно, что крупнейшие проекты Советского Союза, связанные с развитием новых территорий и привлечением значительных трудовых резервов, мотивировались в общественном сознании не экономической выгодой, а в первую очередь в культурно-идеологическом измерении. На целину, в Сибирь, на БАМ вместе с первыми строителями ехали поэты и композиторы, художники и литераторы - для развития любого локуса необходим «миф», культурная идентификация места.

В современной России, судя по масштабам внутренней миграции и эмиграции, существуют значительные проблемы с локодицей. Обосновать уникальность места пытается историческое краеведение. Но задача этого движения (в его сегодняшнем виде) — встроить историю конкретного региона в общий контекст истории страны. При таком подходе неизбежно возникает вопрос о роли локусов, сопоставляется их значимость. Провинция и периферия всегда будут проигрывать в сравнении более крупным регионам — следовательно таким способом невозможно осознание уникальности «рядовых» локусов. Единственное решение — вычленение собственного, уникального культурного кода места, идентификация локального текста. Что и является, на наш взгляд, одной из главных задач литературного краеведения. Ведь основной нематериальный «фиксатор» местного культурного процесса - фольклор, публицистика, художественная литература. Осознание самодостаточности локуса (его обособлен-

6 См., например: Абашев В.В. Пермь как центр мира. Из очерков локальной мифологии// НЛО. 2000. №46// URL: http:// magazines.russ.ru/nlo/2000/46/bashev.html.

ности и в историко-культурном, и в географическом и в субэтническом отношении) - отражается в хронотопе создаваемых художественных произведений, что, согласно концепции М.М. Бахтина, придает им жанровое своеобразие, уникальную хронотопическую образность.

2) Но любая идентификация проходит через противопоставление себе подобным. Следствием этого становится сепаратизм: сначала культурный, но позже неминуемо ставящий вопрос о политическом суверенитете. Например, «сибирский сепаратизм» (название появилось в рамках уголовного дела 1864-65гг.) зародился как гуманитарное движение с целью открытия университета за Уралом; распространялся во многом через произведения художественной литературы. Однако на основе идей и текстов Н. Ядринцева и Г. Потанина сформировалось политическое движение, в 1918 году всерьез заявившее о создании сибирской республики со своим флагом и органами власти.

Примеры политико-культурного сепаратизма можно найти в истории мировой литературы: своеобразная авиньонская школа в южных провинциях Франции конца XIX века; национально-культурное возрождение Ирландии на рубеже XIX-XX веков, подготовленное местной прессой и литературой. Массовое восприятие идей фашизма во многом было обусловлено «пропагандой» местной мифологии, «национальных корней» — ими активно интересовались немецкие литераторы-романтики в поисках «couleur locale».

С одной стороны любое государство заинтересовано в развитии своих территорий (и, следовательно, в их культурной идентификации); а с другой -результатом этих процессов может быть деструкция самого государства, неконтролируемая децентрализация. В современной России (многосоставной в культурном и в территориально-административном плане) всегда существует угроза политико-культурной «фрагментации»7. Современная иллюстрация тому - флаги российских болельщиков на спортивных соревнованиях: на одну из полос государственного триколора наносится название города или региона —

7 См. Н. Голубев. Цитаты и жизнь. Угроза фрагментарности // Журналист. 2013. №11. С. 83-84.

что свидетельствует об идентификации (пусть и не обязательно осознанной) локальных текстов.

Литературное краеведение в силах продуктивно решать проблемы взаимоотношений локальных (в т.ч. этнических) текстов внутри национального сверхтекста культуры: их внутреннее сопоставление может приводить не к негативным политическим последствиям - а к эффективному культурному взаимодействию: «Столкновение национальных образов мира извлекает искры, которые освещают и тот и другой - происходит обоюдопознание»8. Отметим, что во многом решению этой задачи были посвящены литературоведческие труды Г.Д. Гачева.

3) Уникальность локального текста определяется спецификой естественного ландшафта, имеющимся набором природных и культурных элементов. На этой основе формируется особое «этническое» сознание - местная менталь-ность. Художественная литература может найти в локальных культурах не только уникальную тематику и образность («местный колорит»), но и передать — ввести в глобальный контекст — особую картину мира, восприятия действительности, характерную только для жителей этого локуса. Местные культурные ландшафты - резервы глобальной литературы и искусства. «В ходе истории и особенно в XX веке сблизились и унифицировались все народы по быту (у всех телевизоры и авто...) и мышлению (интернационализм и математизация наук), — и тем не менее в ядре своем каждый народ остается сам собой до тех пор, пока сохраняется особенный климат, времена года, пейзаж, национальная пища, этнический тип, язык, — ибо они непрерывно питают и воспроизводят национальные склады бытия и мышления»9. Выявить и показать эти резервы — задача литературного краеведения.

Таким образом, мы сформулировали три актуальных задачи литературного краеведения. Для решения которых и потребовалась эта работа.

8 Гачев Т.Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988. С. 54.

9 Там же. С. 430.

В литературном краеведении сегодня можно выделить два основных метода; большинство исследователей применяют их одновременно, не осознавая возможной противоречивости. Н.П. Анциферовым и И.М. Гревсом в начале XX в. было разработано так называемое «гуманитарное краеведение»10, в основе которого - субъективное представление о «genius loci», душе города. Соответственно каждый локус - уникален, обладает собственным духом (ангелом-хранителем). Большое внимание в рамках этой концепции уделяется природному ландшафту, который и создает пространственные и ментальные характеристики.

В 1980-е гг. в рамках семиотической школы город стал рассматриваться как текст. Он строится и читается по определенным правилам и, следовательно, может быть типологизирован (такую попытку предпринимали Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, Н.Е. Меднис). Но это ограничивает восприятие локуса как неповторимого, «одухотворенного» произведения. Первостепенное значение при таком подходе отдается «рукотворным» факторам: архитектурной застройке, произведениям искусства - предполагается, что именно материальная культура обуславливает особый тип пространства.

В этой работе мы будем обособленно использовать обозначенные методы — сравним их результативность и эффективность.

Понятие «локальный текст» достаточно часто становится предметом внимания современной науки, однако еще не превратилось в словарное - не получило однозначной общепринятой трактовки и характеристики.

Большинство ученых рассматривают локальный текст как разновидность сверхтекста, который по определению Н.Е. Меднис представляет собой «сложную систему интегрированных текстов, имеющих общую внетекстовую ориен-

10 Определение, ныне устоявшееся, вероятно, впервые было предложено исследовательницей Зиминой С.Ю. См., напр.: Зимина С.Ю. Гуманитарное краеведение (из истории отечественного культуро-ведения)// Диалоги о гуманизме: Сборник. СПб.: Образование, 1992. С.45-52; Зимина С.Ю. Петербург как эстетический феномен: дис.... канд. философ, наук. Санкт-Петербург, 2000. Но сам характеризующий «эпитет» был предложен основоположниками направления - см.: Гревс И.М. Дальние гуманитарные экскурсии и их воспитательно-образовательный смысл // Экскурсионное дело, ж-л, 1922, №4 С. 19-31.

тацию, образующих незамкнутое единство, отмеченное смысловой и языковой цельностью» п.

Выводы Н.Е. Меднис относительно сверхтекстов (изложенные в монографиях: «Сверхтексты в русской литературе» и «Феномен сверхтекста»12) кажутся нам убедительными и являются основополагающими для нашей работы13. Исследовательница, рассматривая сверхтекст в рамках семиотической концепции московско-тартусской школы, выделяет два его типа (варианта): 1) «порожденный некими топологическими структурами» — городской, локальный текст; 2) «именной», или «персональный» - например, Пушкинский текст. Добавим, что в современной науке предлагается и дополнительная «типология»: например, П.В. Алексеев исследует «мусульманский текст» русской литературы - введение данного термина обосновывается в его диссертации14. Встречаются обозначения вроде «текст русской провинции», «текст русской деревни» -но вряд ли в этих случаях можно говорить о связи с конкретным топосом.

Объясняя дефиницию «локальный текст», ученые останавливаются преимущественно на втором члене этого словосочетания. А «локальный» воспринимается как формальное определение, обозначающее связь сверхтекста с конкретным пространством, имеющим географические координаты в реальности. Но надо отметить, что данное восприятие (складывающееся при отсутствии четких формулировок из общего контекста научных публикаций) не соответствует современному словарному определению: локальный - ограниченный, «не выходящий за определенные пределы»15. Такое толкование противоречит указанию семиологов на обязательную «незамкнутость» локального текста. Приемлемая в парадигме нашего исследования трактовка слова «локальный»

11 Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе. Новосибирск, 2003 // URL: http:// knie;orod.gmsib.ni///files/3 6.гаг.

12 Меднис H. Е. Феномен сверхтекста [Электронный ресурс]. URL: http:// zar-literature.ucoz.ru/load/nauchnaja_biblioteka/obsh^

13 Также мы учитываем диссертационное исследование А.Г. Лошакова: «Сверхтекст: семантика, парадигма, типология» (дис.... докт. фил. наук. Киров, 2008), соглашаясь с его основными выводами.

14 Алексеев П. В. Формирование мусульманского текста русской литературы в поэтике русского романтизма 1820-1830-х гг.: дисс.... канд. филол. наук. Томск, 2006.

15 Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 3-е изд., стереотип. T.2. М., 1986. С. 197; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ РАН, Ин-т рус. яз. Им. B.B. Виноградова. - 4-е изд., дополн. М., 1999. С. 332.

встречается только в словаре В.И. Даля: «местный, не общий»16 (причём ключевым для нас будет второе слово этого определения).

Вероятно, более точным был бы термин «локусный текст» 17 - то есть знаковая система, порожденная конкретным пространством. Уместно также определение «топический текст» или «топосный»18 - то есть сверхтекст, относящийся к определенному месту. Однако обозначение «локальный текст» уже прочно вошло в научный обиход и понимается в едином контексте.

Отметим, что в живописи существует понятие «локальный цвет». Это дефиниция встречается в искусствоведении с начала XX века и получила отражение в профессиональных словарях — однако все еще не имеет устоявшегося, общепринятого определения. Чаще всего под «локальным цветом» понимают «цвет, характеризующий окраску предмета без учета внешних воздействий: рефлексов, бликов, светотени» - то есть окраску такой, какая она есть: «Береза — белая. Зелень - зеленая. Локальный цвет предмета не изменяется ни на освещенной части предмета, ни на теневой, ни в солнечный день, ни в серый»19. Мы не можем пока утверждать, что следует проводить параллели между «локальным цветом» и «локальным текстом», однако нам важно показать потенциальное наличие коннотаций у слова «локальный». О живописном термине, возможно, уместно будет вспомнить в разговоре о соотношении локальных и глобальных текстов.

16 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866. T.2. С.240.

17 Обратим внимание в этом контексте на работы В.Ю. Прокофьевой: она вводит понятие «локусный прототип» (пространственно-культурный концепт) и исследует «поэтический локус»: «Для локуса как пространственного концепта, зафиксированного в тексте, важны признаки относительного подобия существующему в реальной действительности объекту и культурной значимости этого объекта для социума, на основе чего формируется когнитивная база и фиксируются стереотипные и индивидуальные представления об объекте. Лингвокогнитивный анализ поэтических локусов позволяет установить повторяющиеся в тексте концептуальные признаки, гештальты, коррелирующие с восприятием социального пространства и, таким образом, носящие знаковый характер для национальной культуры в целом, а также сопоставить их с концептуальными признаками уникальными, характерными для идиостиля поэта или возникшими в рамках одной поэтической школы или по поводу конкретного события». (Прокофьева В.Ю. Русский поэтический локус в его лексическом представлении. Дис. ... доктора фил. наук. Спб, 2010). Но отметим, что в работах Прокофьевой локус понимается в большей степени не как географическое, а как символическое пространство - поэтому ей и выделяются для исследования локусы: дом, страна, город.

18 Эти обозначения использует, например, С.О. Курьянов - см: Курьянов С.О. К вопросу о литературоведческом понимании термина сверхтекст // Вопросы русской литературы: Межвузовский научный сборник. Выпуск 26 (83). Симферополь, 2013. С.221.

19 Иванов В.И. Разговор о цвете в живописи// Юный художник. 1987.№10// URL: http:// www.lulko.ru/v ivanov.

Нерешенным и крайне важным остается вопрос о «масштабах» локального текста. Можем ли мы называть таким текстом национальную литературу, уместно ли говорить о существовании локального текста небольшого населенного пункта? Формально сверхтекстом являются и национальные литературы. Однако в науке сложилась практика, когда под «локальным текстом» подразумевается составная часть национального «текста»/ литературы. Мы предполагаем и рассчитываем доказать в рамках исследования, что главным показателем локального текста является его взаимосвязь с конкретным природным ландшафтом. Он и ограничивает «масштабы» — задает верхние границы. Сложнее определиться с пределами «сужения» локального текста. Выдвинем гипотезу, что в данном случае «мерой» будет не территория, а человек. Пусть один, но заинтересованный в продолжительном пребывании в конкретном (неограниченном от природы) локусе. Видение и восприятие этого пространства, необходимого ему для жизни, — и будет минимальным локальным текстом.

Концептуальное понятие «локальный текст» в литературоведении возникло относительно недавно. Наиболее подробно этот феномен рассматривается в трудах В.В. Абашева. В монографии «Пермь как текст» (2000 г.) предлагается следующее определение: локальный текст культуры - это «более или менее стабильная сетка семантических констант, формирующаяся в стихийном и непрерывном процессе символической репрезентации места. Они становятся доминирующими категориями описания места и начинают по существу программировать этот процесс в качестве своего рода матрицыновых репрезентаций»20. Абашев подразумевает под локальным текстом совокупность всех текстовых отражений локуса: от анекдотов, топонимов и газетных штампов до произведений художественной литературы; от наскальных рисунков до произведений современного искусства.

20 Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000. С.11.

Примерно в то же время что и В.В. Абашев исследование схожей тематики опубликовал польский профессор В.Г. Щукин21. Он считает возможным ограничить объект исследования: «Локальный текст не является вместилищем, вбирающим в себя все художественные произведения (стихотворения, поэмы, прозу, музыку, живописные полотна и проч.), а также устные рассказы, легенды, шутки и анекдоты, темой которых становится данный регион, населенный пункт или какой-либо иной локальный объект. Этот особый вид метатекста в совокупности образуют только те реально написанные произведения, в которых заключена существенная информация о легендарных, мифологических свойствах данного места, о его репутации.

Иными словами, локальный текст - это рассказ о "гении" данного места (genius loci), о его феноменальной, ноуменальной и мифологической (чудесной) сущности, составленный из десяток, сотен, а иногда и тысяч устных и письменных примарных текстов»22. Подходы В.Г. Щукина во многом совпадают с методологией, которую в начале XX века предложил Н.П. Анциферов для исследования петербургского текста литературы.

Приведенные определения локального текста (Абашев: «сетка семантических констант...»; Щукин: «рассказ» о genius loci) по сути не противоречат друг другу, а касаются отдельных сторон одного и того же явления. Усложняет рассмотрение вопроса и то, что авторы многих исследований в качестве тождественных воспринимают и используют обозначения «локальный текст культуры», «локальный текст литературы» и просто «локальный текст». Объясняется эта «путаница» не методологическими огрехами исследователей, а реальным переплетением этих понятий: «действительно можно говорить о едином пространстве литературы и/ или культуры, и даже о едином тексте при условии не очень строгого употребления этого термина, поскольку в такого рода объемном образовании связи, обнаруживаемые на одних уровнях, могут распадаться на

21 См., например: Москва как предмет литературного мифотворчества // Svët Literatury [Praha]. 1996. № 11. С. 17-35.; Геокультурный образ мира как методологическая основа литературоведения // Wiener Slawistischer Almanach. Bd. 49 - 2002: Zeit-Räume. Neue Tendenzen in der historischen Kulturforschung aus der Perspektive der Slavistik. Herausgegeben von Susi. K. Frank und Igor' P. Smirnov. Wien 2002. S. 37-54.;

22 Щукин В.Г. Как и почему рождается литературный локальный текст// Парк Белиского (журнал)// URL: http:// ww.gorod-c.ni/upload/Book/New%20Folder/Gum/Park°/o20Belinskogo.pdf// С. 30-31.

ёдругих, в результате чего текстовые признаки окажутся ослабленными»23. Вероятно, что определение В.В. Абашева касается именно локального текста культуры (что собственно и обозначено ученым), а В.Г. Щукин (хоть и пишет про «локальный текст» без уточнения) дает определение локальному тексту литературы.

Обозначение «локальный текст» тоже имеет право на существование в качестве интегрального. Предложим собственный вариант его толкования: локальный текст - это сверхтекст (незамкнутая знаковая система), складывающийся в результате осмысления человеком конкретного пространства, образованного взаимодействием природного и антропогенного ландшафтов, и направленный на идентификацию локуса и реципиента в рамках культуры и литературы. Это определение не претендует на исключительность и полноту, но принимается нами в качестве рабочего (во многом - гипотетического) и должно быть обоснованно в результате исследования.

Предмет нашего исследования - формирование локального текста. Т.е. с одной стороны, изучение потенций локуса (конкретного пространства) к генерации уникальных произведений культуры и прогнозирование «направления» этого процесса. (При таком ракурсе формирование локального текста — неограниченный во времени процесс, подверженный влиянию разнообразных факторов). С другой стороны, — изучение массового восприятия локального текста (это ограниченный результатом процесс), которое необходимо для полноценного развития региона и населения.

Объект исследования - «ивановский текст», отраженный в произведениях художественной литературы и публицистики, архитектуры и изобразительного искусства, в объектах естественного ландшафта. Добавим, что нас не интересует весь массив текстов, созданных в Иванове или связанных (тематически и «биографически») с ним. Мы обращаем внимание на те явления, в которых внутренне отражена или описана исключительная местная самобытность; кото-

23 Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе. Новосибирск, 2003// URL: http:// medialib.pspu.ru/page.php?id=1280.

рые прямо или косвенно опираются на местный «менталитет». Важно понимать, что произведения культуры фиксируют процесс формирования локального текста и одновременно создаются им и влияют на него.

Наша цель — показать уникальность и внутренние резервы любого локального текста, его значимость в контексте глобального литературного и культурного процесса; обозначить закономерности и механизмы взаимодействия естественного и культурного ландшафтов - понять, как фактор места (локальный текст) может влиять на художественное творчество человека, на его сознание. В этой связи характерно признание известного ивановского художника В. Родионова, который долгое время специализировался в живописи на «местной теме» - текстильной. Он вполне искренне объяснял это «диктатом места»24 (видимо, это же Н.П. Анциферов называл «genius loci» - духом места). Но возникают вопросы: почему одни творцы ощущают этот диктат, а другие - нет? Почему следование локальной парадигме одних приводит к успеху, а других — нет? Можно ли сопротивляться этому «диктату», и все ли могут ощутить его?

Для достижения заявленной цели мы вынуждены рассматривать комплекс смежных проблем - потому разнообразны и задачи исследования:

- определить задачи литературного краеведения в контексте актуальной социокультурной проблематики; проанализировать применяемые методы и их возможную синергию; дать обзор истории отечественного литературного краеведения (как общественного и научного движения), выявить внешние факторы, влиявшие на него;

- описать опыт (отдельные примеры) обособления локальных текстов в мировой и русской культуре; выявить общие закономерности развития и последующую «судьбу» этих явлений — их влияние на местный литературный и социокультурный процессы;

- разграничить проявление областнической идеологии в художественной литературе и применение приема «couleur locale»;

24 Цит. по: Смульская Л. Судьба и кисть неразделимы// Ивановская газета. 2006.31 октября. С.8.

- оценить предлагаемую в рамках семиотики типологию городского текста, «примерив» его к ивановскому дискурсу; проанализировать в этом аспекте наиболее характерные художественные произведения, связанные с локусом;

- обозначить точки соприкосновения (и объяснить их внутреннее притяжение) культурного и природного ландшафтов внутри «ивановского текста»; описать возникающую «семиотическую игру»: показать, как объективная реальность входит в художественный текст, интерпретируется им и одновременно под его воздействием физически изменяется;

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Голубев, Николай Аркадьевич, 2014 год

Список литературы

1. Бажов П.П. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952.

2. Благов А.Н. Ненависть. Иваново: ИвГИЗ, 1942.

3. Благов А.Н. Стихи и поэмы. Иваново: ИвГИЗ, 1948.

4. Блок A.A. Сочинения в двух томах. М.: Художественная литература, 1955.

5. Вайль П.Л. Гений места. М.: Независимая газета, 1999.

6. Веселый ткач: журнал [Иваново-Вознесенск]. 1923. №1.

7. Bwcpee Е.Ф. Палех. М.: Недра, 1930.

8. Вихрев Е.Ф. Палех. Вторая композиция. М.: Художественная литература, 1938.

9. Ганиева А. Салам тебе, Далгат// Октябрь. 2010. №6

10.Гоголь Н.В. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Правда, 1984. Т.7.

11.ГорькийМ. Полное собрание сочинений: в 25 Т. М.: Наука, 1970г. Т.8.

\2.Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 10 Т. М.: Художественная литература, 1957. ТЗ.

13. Дм. Семёновский и поэты его круга: Сборник/ Вст. статья, сост., подг. текста, биогр. справки и примеч. A.JI. Агеева и П.В. ЬСуприяновского. JL: Сов. писатель, 1989.

14. Дон Аминадо. Избранные стихотворения// URL: http:// az.lib.ru/ d/ donaminado/ text_0050.shtml.

\5. Достоевский Ф.М. Зимние заметки о летних путешествиях// URL: http:// az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0040.shtml.

1 б.Дудин M.A. Ливень. Иваново: областное книжн. изд-во, 1940.

П.Дудин М.А. Собрание сочинений: В 3 Т. Л.: Художественная литература, 1976-1977.

18.Есенин С.А. Собрание сочинений в 5 томах: Т.1. М.: Художественная литература, 1966.

19.Евтушенко Е.А. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3. М.: Художественная литература, 1984.

Ю.Жуков B.C. Первая любовь. Ярославль: Верхне-Волжское книжн. издательство, 1964.

21. Жуков В. С. Избранное. Москва: Современник, 1983.

22. Зеленые ласки: Альманах. Кинешма: Литературно-худож. общ-во, 1922.

23. Колоколов Н.И. Мед и кровь: Стихи. Роман. Рассказы. Письма. Иваново: Талка, 2003.

24. Крылья свободы: Советский песенник-декламатор. Иваново-Вознесенск: Губ. Агнтство ВЦИК, 1919.

25.Кольцов М.Е. Обстоятельства// Кольцов М. Фельетоны и рассказы. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1987.

26. Коробейники: Литературно-художественный юмористический альманах (Иваново-Вознесенск). 1922. №1.

27.Кочнев М.Х. Время-полымя. М.: Советский писатель, 1958

28.Лисянский М. Моя Москва// Новый мир. 1941. №12.

29. Майоров Н.П. Мы были высоки, русоволосы. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1969.

30. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. АН СССР. Ин-т мировой лит. Им. A.M. Горького. М.: Худ. лит., 1955-1961.

31. Мякишев A.JI. Сад живых и мертвых. Иваново, 1999.

32. Некрасов H.A. Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1985.

33.Нефедов Ф.Д. Избранные произведения. Иваново: Ивановское книжн изд-во, 1959.

34. Огурцов С.И. Крылатая душа. Иваново: Ивановское книжное издательство, 1959.

35. Огурцов С.И. Любезная песня. Драматический этюд в 2-х действиях. Ивано-во-Вознесенск: Губернское отделение Госиздата. 1921.

36. Огурцов С.И. Обнова. Иваново-Вознесенск: Основа, 1926.

37. Поэт-рабочему: Сборник. Иваново: Издательство МИК, 2012.

38. Пришвин М.М. Кладовая солнца: Повесть и рассказы. Минск, 1980.

39. Пруст М. В поисках утраченного времени / Пер. Н.М. Любимова. М.: Крус,1992.

40.Пушкин A.C. Полн. собр. соч. в 10 тт. Изд. 2. Т. 7. М.: Изд-во АН СССР, 1958.

41 .Рязанцев В.А. Тихий омут/ Гранки. (Из собрания литературного музея ИвГУ).

42. Садулаев Г. Одна ласточка еще не делает весны// Знамя. 2005. №12.

43. Санд Ж. Чертово болото / Пер. с .фр. А. Шадрина. Харьков: Фолио, 1993.

44. Семёновский Д.Н. Благовещание. Иваново-Вознесенск: Свирель, 1922.

45. Семёновский Д.Н. А.М. Горький: Письма и встречи. 2-е изд. М.: Советский писатель. 1940.

46. Семёновский Д.Н. Избранные произведения. Стихотворения. Мстера (Очерки)/ Вступ. ст, составл. и подготовка текстов Л. Озерова. М.: Художественная литература, 1976.

47. Семёновский Д.Н. Радуга. Иваново: ИВГИЗ, 1948.

48. Семёновский Д.Н. Сад. М.-Иваново: ОГИЗ, 1936.

49. Семёновский Д.Н Страна плодородия// Колхозник. 1934. №8.

50. Серебряков Г.В. Годовые кольца. Книга стихов. М., 1971.

51. Серебряков Г.В. Именем Любви. М., 1976.

52. Серебряков Г.В. Между прошлым и будущим. Посмертная книга стихов, воспоминания друзей. Иваново: Иваново, 2004.

53. Серебряков Г.В. Первопроходцы. М., 1973.

54. Серебряков Г.В. Полюс Радости. Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1965.

55. Серебряков Г.В. Ситцевая радуга. М.: Молодая гвардия, 1980.

56. Силуэты: Иваново-Вознесенский альманах. Иваново-Вознесенск: Типография П.И. Зайцева, 1913.

57. Сноп: сб. стихов и рассказов. Иваново-Вознесенск: губ. Отд. Госиздата, 1920.

58. Тарковский М.А. Камень// «День и ночь» 2013, №3// URL: http:// magazines.russ.ru/ din/ 2013/ 3/ 12t.html.

59. Твардовский А.Т. За далью - даль. Петрозаводск: Карелия, 1973.

60. Теплый ветер: лит-худ. сборник. Иваново: Ивановское книжн. издат-во, 1958.

61. Тропинки памяти. Воспоминания и статьи о писателях-ивановцах. Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1987.

62. Ровесники: Сборник содружества писателей революции "Перевал". М.; JI. Земля и фабрика. 1930.

63. Фурманов Д.А. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1961. Т. 1.

64.Ходасевич В.Ф. Белый коридор. Дом Искусств («Диск»)// URL: http:// hodasevich.lit-info.ru/ hodasevich/ vospominaniya/ belyj-koridor/ dom-iskusstv.htm.

65.Абашев В., Абашева М. Уральская словесность в культурном ландшафте: виды, перспективы, границы// Вопросы литературы» 2014, №1.

66. Абашев В.В. Пермь как центр мира. Из очерков локальной мифологии// HJIO. 2000. №46// http:// magazines.russ.ru/ nlo/ 2000/ 46/ bashev.html.

67. Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000.

68.Азадовский М.К. Литература Сибирская (дореволюционный период)// Сибирская советская энциклопедия. М., 1929.

69. Азадовский М.К. Очерки литературы и культуры Сибири. Иркутск: Иркутское областное изд-во, 1947.

Ю.Аксаков И.С. О значении областной России и необходимости областной печати// URL: http:// dugward.ru/ library/ aksakovy/ iaksakov_o_znachenii_oblastnoy.html.

1 Х.Алексеев B.H., Дергачева-Скоп Е.И. Концепт «культурное гнездо» и региональные аспекты изучения духовной культуры Сибири// Культурное наследие Азиатской России. Матер. I Сибиро-Уральского исторического конгресса (25-27 ноября 1997 г. г. Тобольск). Тобольск, 1997.

72. Алексеев П. В. Формирование мусульманского текста русской литературы в поэтике русского романтизма 1820-1830-х гг.: дисс. ... канд. филол. наук. Томск, 2006.

73.Андреева О.С. Родовой синкретизм в творчестве В.В. Маяковского: Диссертация ... канд. фил. наук. Ростов-на-Дону, 2012.

74.Анисгшов К.В., Созина Е.К. История литературы Урала в контексте региональных исследований// Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2011. № 1(87).

15.Анисимов К.В. Литература Сибири// Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2013// URL: http:// bsk.nios.ru/ enciklodediya/ literatura-sibiri.

76. Аннинский JI. H. Глобальное и национальное: чья возьмет?// Знамя. 2000. №9.

11 .Анциферов Н.П. «Непостижимый город...»: Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина/ Сост. М.Б. Вербловская. Спб.: Лениздат, 1991.

78. Бадаланова-Покровская Ф.К., Плюханова М.Б. Средневековые исторические формулы (Москва / Тырново - Новый Царьград) // Труды по знаковым системам, XXIII. Текст — культура - семиотика нарратива. Тарту, 1989 (Уч. зап. ТГУ, вып. 855).

79. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба: свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области) М.: Современник, 1985.

80.Барт Р. Семиология и градостроительство// Современная архитектура. 1971. №1.

81. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

82.Берг Л.С. Номогенез, или эволюция на основе закономерностей/ Труды Географического института. Т.1. Петербург: Государственное изд-во, 1922.

83.Берг Л.С. Предмет и задачи географии // Известия РГО. 1915. Т. 51. Вып. 9.

84.Блюмин М.А. Влияние искусства авангарда на орнаментальные мотивы тканей 1910-1930-х годов: на примере стран Западной Европы и России: дисс. ... канд. искусствоведения. Спб, 2006.

85.Большакова А.Ю. Архетип, миф и память литературы// Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19-24 апреля 2010 г.). Астрахань: Издат. дом «Астраханский ун-т», 2010. ,

%6. Быков Д.Л. Борис Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2007.

87.Вайскопф М.Я. Во весь Логос: Религия Маяковского. М.: Саламандра, 1997;

ЪЪ.Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.

89. Говард Эбинизер. Города-сады будущего (1902)/ пер. с англ. СПб, 1911.

ЭО.Головинов А.В. Идеология сибирского областничества: синтез политической программы и культурной платформы. Вестник Томского государственного университета. (Философия. Социология. Политология). 2012. №3 (19).

91 .Горький М. О литературе//Наши достижения, 1930, № 12.

92. Горький М. История фабрик и заводов// Правда. 1931 7 сентября.

93 .Гревс И.М. Дальние гуманитарные экскурсии и их воспитательно-образовательный смысл // Экскурсионное дело, ж-л, 1922..

94.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Эксмо, 2007.

95.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

96. Дедков И.А. Дневник. 1953-1994/ Сост. Т.Ф. Дедковой. М.: Прогресс-Плеяда, 2005.

97. Дело об отделении Сибири от России/ Сост., ред., вст. ст., комм. Н.В. Серебренников. Томск: Томск, ун-т, 2002.

98 Динерштейн Е.А. А.К. Воронский. В поисках живой воды. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.

99.Дмитриева И. Промышленный секондхенд. Старые стены под новое дело// Технологии строительства. 2007. №6.

100. Добкин А.И. От составителя// Аициферовские чтения. Материалы и тезисы конференции (20-22 декабря 1989 г.) Л.: Сов. фонд культуры. Ленингр. отд-ние, 1989.

101. Добренко Е. Найдено в переводе: рождение советской многонациональной литературы из смерти автора// Неприкосновенный запас. 2011, №4(78.

102. Докладная записка правительству РСФСР о необходимости благоустройства и социалистической реконструкции города Иваново-Вознесенска, как крупного пролетарского и нового областного центра. Иваново-Вознесенск: Изд-во горсовета, 1930.

103. Дробник Д. Город: дистилляция// Теория моды: одежда, тело, культура. 2013. №26// http:// www.nlobooks.ru/ node/ 2974.

104. Дрондина Н.Г. Литературное краеведение как культурологическая проблема: на материале Мордовского края: диссертация ... кандидата культурологии. Саранск. 2010.

105. Евдокимова JI. В. Провансальская литература [второй половины XIX в.] // История всемирной литературы: В 8 томах. Т. 7. М.: Наука, 1991.

106. Егорова JI.A. Благотворительность в российской провинции. (Костромская губерния, вторая половина XIX - начало XX веков): автореферат дис. ... канд. ист. наук. М., 2002.

107. Жилякова Н.В. Журналистика томской губернии второй половины XIX -начала XX века: идея областничества: автореферат дисс. ... докт. фил. наук. Спб., 2012.

108. Журавлев C.B. Феномен «Истории фабрик и заводов»: Горьковское начинание в контексте эпохи 1930-х гг. М.: ИРИ РАН, 1997.

109. Зимина . С.Ю. Гуманитарное краеведение (из истории отечественного культуроведения)// Диалоги о гуманизме: Сборник. СПб.: Образование, 1992.

110. Зимина С.Ю. Петербург как эстетический феномен: диссертация ... канд. философ, наук. Санкт-Петербург, 2000.

111. Зубов В.П. Страдные годы России/ Сост., подг., вступ. ст. и комм. Т.Д. Исмагуловой. М.: Индрик, 2004.

112. Иванов В.И. Разговор о цвете в живописи// Юный художник. 1987.№10.

113. Известия ЦБК. 1927. №9.

114. История литературы Урала. Конец XIV-XVIII в./ Глав. Ред. В.В. Бажес, Е.К. Созина. М.: Языки славянской культуры, 2012.

115. Ильина O.A. Повесть Жорж Санд "La mare au diable" и ее рецепция в России XIX в.// Вестник Томского государственного университета. 2011, №352.

116. Калуцков В.Н. Ландшафтная концепция в культурной географии: дис. ... доктора географических наук. М., 2009.

117. Калыгиди В. О. Провинция как феномен культурного сепаратизма (лирическая реплика)// Уральская новь. 2000. №1.

118. Князева М., Вирен Г., Климов В. 200 лет плюс 20. Книга о студенческом театре Московского университета. М.1979.

119. Кузнецов П. Метафизика и практика Петербурга// Звезда. 2002, №8.

120. Крёбер A. JI., Клахон К. Культура: Критический обзор понятий и определений//

121. Культурология: Дайджест. РАН. ИНИОН. М., 2000. № 1.

122. Курьянов С. О. К вопросу о литературоведческом понимании термина сверхтекст // Вопросы русской литературы: Межвузовский научный сборник. Выпуск 26 (83). Симферополь, 2013.

123. Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры/ Пер. Вдовина Г.В. - М, 2004.

124. Куняев С. Дело «сибирской бригады» // Наш современник. 1992. № 7.

125. Лавренова O.A. Семантика культурного ландшафта: диссертация ... доктора философских наук). М., 2010.

126. Ленин В.И. Полное собрание сочинений: В 55 томах. Издание пятое. М.: Политиздат, 1975. Т. 41.

127. Линч К. Образ города: Пер. с англ. B.JI. Глазычева. М.: Стройиздат, 1982.

128. Литературное наследство Сибири Т. 6. / Сост. H.H. Яновский. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное изд-во, 1983.

129. Лихачёв Д. С. Краеведение как наука и как деятельность // Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики. Киев, 1991.

130. ЛихачевДС. Культура как целостная среда// Новый мир. 1994. №8.

131. Лихачев, Д. С. Необходим справочник «Литературные места России» // Литератур, газ. 1980. 12 марта.

132. Лихачев Д. С. Николай Павлович Анциферов// Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга. Приложение к репринтному воспроизведению изданий 1922-1924 гг. М.: Книга, 1991.

133. ЛихачевД.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. Л.: Наука, 1990.

134. Лихачев, Д. С. Экология культуры / Д. С. Лихачев // Памятники Отечества. М.: Наука, 1980. № 2.

135. Ломунова М. Единство сердца и строки// Жуков B.C. Избранное. Москва: Современник, 1983.

136. Лотман Ю.М. От редакции // Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. Вып. 18.

137. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т.2. Таллин: Александра, 1992.

138. Лотман Ю.М. и тартуско-московская школа: Сборник статей. М.: Гнозис, 1994.

139. Лошаков А.Г. Сверхтекст: семантика, парадигма, типология: дис. ... доктора фил. наук. М., 2008.

140. Лысенко A.B. Культурные ландшафты Северного Кавказа: структура, особенности формирования и тенденции развития: дис. ... доктора географических наук). Ставрополь, 2009.

141. Ляшко Н. О задачах писателя-рабочего// Кузница. 1920. №3.

142. Манаков А.Г. Структура геокультурного пространства России: подходы к делимитации// Псковский регионологический журнал. 2012. №14.

143. Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе. Новоссибирск: Изд. НГПУ, 2003// URL: http:// zar-literature. ucoz.ru/ BIBLOITEKA/ nauchnaya/ mednis_n-e-fenomen_sverkhteksta.doc.

144. Меднис Н. Е. Феномен сверхтекста. URL: http:// zar-literature.ucoz.ru/ load/ nauchnaja_biblioteka/ obshhee_literaturovedenie/ med-nis_n_e_fenomen_sverkhteksta/ 13-1 -0-48.

145. Меерович М.Г. Рождение и смерть советского города-сада// Вестник Евразии. 2007. №1.// URL: http:// www.archi.ru/ lib/ publication.html?id= 1850569462&fl=5&sl=l.

146. Метленков Н.Ф. Социопространственный портрет города// Город и Советы: история, проблемы, перспективы. Материалы республиканской научно-практической конференции. (4-6 июня 1991 г. Иваново, 1991).

147. Милонов H.A. Литературное краеведение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985.

148. Москва как предмет литературного мифотворчества // Svet Literatury [Praha]. 1996. № 11.

149. Московская Д. С. Н.П. Анциферов и художественная местнография русской литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2010.

150. Московская Д.С. Локально-исторический метод в литературоведении Н.П. Анциферова и русская литература 1920-1930-х гг. (Проблема взаимосвязей краеведения и художественной литературы): Автореферат дисс. ... докт. фил. наук. М., 2010.

151. Неклюдов С.Ю. Тело Москвы: К вопросу об образе "женщины-города" в русской литературе/ Тело в русской культуре. М.: НЛО, 2005.

152. Николаев В.Г. Антропология Альфреда Кребера: основные штрихи// Крё-бер А.Л. Избранное: Природа культуры. М, 2004.

153. Опарина Е.О. Петербург и его семиосфера: к проблеме глобализации// Человек: образ и сущность. 2005. №1.

154. Очерки русской литературы Сибири: В двух томах. Т. 1: Дореволюционный период. Новосибирск: Наука, 1982.

155. Павлова М.А. Региональная политика Франции. М.: Наука, 1974.

156. Памятники истории и культуры города Иванова. По литературным местам. Иваново, 1990.

157. Пашков A.M. Историческое краеведение Карелии конца XVIII - начала XX века как социокульутрное и историографическое явление: дисс. ... докт. ист. наук. М., 2 011.

158. Пиксанов Н.К. Два века русской литературы. М.-Петроград: Государственное изд-во, 1923.

159. Пиксанов Н.К. Культурные гнезда в провинции (литература в крае) // Дневник 2-й всесоюзной конференции по краеведению. М., 1924.

160. Пиксанов H.K. М. Горький и национальные литературы на всесоюзном съезде писателей в 1934 г. // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. М.: Изд-во АН СССР, 1945. — Т. IV. Вып. 6.

161. Пиксанов H. К. Значение трудов И. В. Сталина для развития литератур народов СССР // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. М.: Изд-во АН СССР, 1951. - T. X. Вып. 6.

162. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. М.: Государственное изд-во, 1928.

163. Пиксанов Н.К. Областные литературы, литературное областничество // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 8. М.: ОГИЗ РСФСР, 1934.

164. Пиксанов Н.К. Областной принцип в русском культуроведении // Искусство. 1925. N 2.

165. Посадское А.Л. Сибирская советская энциклопедия// Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2013// URL: http:// bsk. nios.ru / enciklodediya/sibirskaya-sovetskaya-enciklopediya.

166. Прокофьева В.Ю. Русский поэтический локус в его лексическом представлении. Дис.... доктора фил. наук. Спб, 2010.

167. Прохоренко И.Л. Территориальные сообщества в политическом пространстве современной Испании. М.: ИМЭМО РАН, 2010.

168. Постановление СНК РСФСР от 30.03.1931 «О мероприятиях по развитию краеведческого дела» // http:// base.consultant.ru/ cons/ cgi/ online, cgi? Req =doc;base=ESU;n=23665.

169. Постановление СНК РСФСР от 10.06.1937 «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах»// URL: http:// base.consultant.ru/ cons/ cgi/ online.cgi?req=doc;base=ESU;n=25061.

170. Постановление Совмина РСФСР от 09.01.1963 № 27 «О признании утратившими силу решений Правительства РСФСР по вопросам культуры»// URL: http:// base.consultant.ru/ cons/ cgi / online.cgi?req=doc;base=ESU;n=:22503.

171. Прокофьев С. С. Стахановка// Семь песен для голоса и ф-п. (ор. 79). М.: Музгиз. 1940.

172. Раков В.М. О литературной республике на Урале// Уральская новь. 2000. №1.

173. Ремнев A.B. Национальность "сибиряк": региональная идентичность и исторический конструктивизм XIX в.// Полития. 2011. №3.

174. Романова А.П, Якушенков С.Н. Модульный подход в вопросе сохранения культурного наследия в рамках концепции культурного ландшафта// Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 3.

175. Савельева Л. Истоки сибирского регионального сознания, или о конструировании воображаемой реальности// URL: http:// ellib.library.isu.ru/ docs// Istoria/ E5saveleva_istoki_sibirskogo_ regional_soznaniya_319.pdf.

176. Сакулин П. H. Синтетическое построение литературы. М.: Мир, 1925.

177. Свирида И.И. Сады века философов в Польше. М.: Наука, 1994.

178. Серкова В. Неописуемый Петербург (Выход в пространство лабиринта) // Метафизика Петербурга: Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. СПб., 1993. Вып. 1.

179. Словцов П.А. Письма из Сибири. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999.

180. Совещание пролетарских писателей// Кузница. 1920. №2.

181. Соколова Т.М. Орнамент - почерк эпохи. JI: Аврора, 1972.

182. Советское краеведение. 1930. №7-8; 1931. №1.

183. Тарханов А. Париж. Анна на шее// Сноб (ежемес. журнал). 2014, май. №5.

184. Титюнник Ю.Г. Объекты индустриальной культуры и ландшафт. Киев: Издательско-печатный комплекс ун-та «Украина», 2007.

185. Толстой А.Н. О новой литературе// Литературное приложение №7 к газете «Накануне». Берлин. 1922. 11 июня.

186. Топоров В.Н. Младой певец и быстротечное время (К истории одного образа в русской поэзии первой трети XIX века) // Russian Poetics. Columbus, 1983.

187. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы»// Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995.

188. Топоров В.Н. Эней - человек судьбы. К «средиземноморской» персоноло-гии. Часть I. М.: Радикс, 1993.

189. Травушкин Н. С. Литературное краеведение в системе литературоведческих наук//

190. Научные доклады литературоведов Поволжья. Астрахань, 1967.

191. Три века русской поэзии/ Сост. Н.В. Банников. 2-е Изд.доп. М.: Просвещение, 1979.

192. Тютюнник Ю. Г. О происхождении и первоначальном значении слова «ландшафт»// Изв. РАН. Сер. геогр. М., 2004. № 4.

193. Федотов Г.П. (под псевд. Богданов Е).Три столицы// Вёрсты, Париж, 1926 год, № 1// URL: http:// www.yabloko.ru/ Themes/ Ukraina/ ukr-5.html.

194. Фролов H. Неизвестный известный Семёновский// Призыв (Владимир). 29 января 2014, №2.

195. Чудакова М.О. Эффенди Капиев (Серия ЖЗЛ). М.: Молодая гвардия, 1970.

196. Шерстова Л.И. Областническая идеология: некоторые аспекты региональной идентичности// Областническая тенденция в русской философской и общественной мысли. Спб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2010.

197. Шнирельман В.А. В поисках самобытности: у истоков советского мульти-культурализма// Неприкосновенный запас, 2011, №4 (78).

198. Ядринцев Н.М. Сибирь перед судом русской литературы// URL: http:// www.volgota.com/ lib/ 2005-12-02-12.html.

199. Якимова JI. Юбилейное время книги. Открытая книга. К 30-летию «Очерков русской литературы Сибири»// Сибирские огни. 2012. №8.

200. Яранцев В. Литература Сибири или сибирская литература? О путях развития региональной литературы// Сибирские огни. 2013. №11.

201. КгоеЪег A. Culture Groupings in Asia// Southwestern Journal of Antropology. 1947. Vol.3.

202. Kroeber A. The Superorganic//American Anthropologist. 1917. Vol 19.

203. Kroeber A. The tribes of the Pacific Coast of North America// International Congress of Americanists, 19th session. Wash.,1917.

204. Kroeber A. L. Types of Indian Culture of California// University of California publications. American archeology and ethnology. 1904. June.

205. Landscapology. Избранная аннотированная библиография материалов на английском языке по вопросу ландшафта и пейзажа в литературе./ Сост. Слава И. Ястремский// Вестник гуманитарной науки. 1996. №2.

206. Resolution on Community regional policy and the role of the regions and Annexed Community Charter for Regionalization// URL: http:// docs4.chomikuj.pl/ 15150966,0,1 ,Resolution-on-Community-regional-policy-and-the-role-of-the-regions.pdf.

207. Steward J\H. Alfred Kroeber. N.Y.; L., 1973.

208. Агеев A.JI. Конспект о кризисе. M.: Арт Хаус медия, 2011.

209. Агеев А.Л, Купршновский П.В. Поэты рабочего края// Дм. Семёновский и поэты его круга. Л., 1989.

210. Антонов И.П. Рядом с историей. От учетчика писем до главного редактора. Иваново, 2008.

211. Афанасьев А.И. Регина. Театр нашей молодости. Иваново: Иван, гос.ун-т, 2007.

212. Балдин К.Е., Семененко A.M. Иваново-Вознесенск: история и современность. Иваново: Ивановская газета, 1996.

213. Банников Н. Памяти отважного друга (о Н.П. Майорове)// Тропинки памяти.

214. Безобразов В.П. Село Иваново. Общественно-физиологический очерк// Отечественные записки. 1864. Т. 402. №1.

215. Богородский Е.А. «Уходят рано русские поэты» // Рабочий край. 2012. 28 января.

216. Васильев С.А. Глядишь ты, родная, перед собою// Рабочий край. 1944. 12 марта.

217. Волков H.A. Ситцевое царство. Очерки и рассказы: В 2 т., Иваново-Вознесенск: Основа, 1925,1926.

218. Волотко В. Иваново- город ... чего?//Ивановская газета. 2009. 11 августа.

219. Воронская Г.К. В стране воспоминаний// Воронский А.К. Сборник статей, опубликованных в газете «Рабочий край» 1918-1920 гг. Москва: Антиква, 2006.

220. Воронский А.К. Песни северного рабочего края (Литературные заметки)// Красная новь. 1921, №2.

221. Воронский А.К. Красная губерния// Рабочий край. 1919. 28 декабря.

222. Гарелин Я.П. Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад (Владимирской губернии). Шуя, 1884.

223. Глотов Е.Д. Пути к истине// Поэт - рабочему: Сборник. Иваново: Издательство МИК, 2012.

224. Голубев Н. «Как жил, кого любил, кому руки не подал...» // Литературная газета. 2014. № 20.

225. Голубев Н. Масштаб// 1000 экз., журнал. Иваново. 2014. апрель

226. Голубев Н. «Не сотвори себе...» // 1000 экз., журнал. Иваново. 2014. № 1.

227. Голубев Н. Новый змий// 1000 экз., журнал. Иваново. 2014. №5.

228. Голубев Н. Цитаты и жизнь. Угроза фрагментарности// Журналист. 2013. №11.

229. Голубев Н. Обветшавшие Дон-Кихоты// 1000 экз., журнал. Иваново. 2013. №11.

230. Гринберг P.M. Черновик письма В.Г. Клюеву (1975)// Архив Р. Гринберг (ИвГУ): 01-078 .

231. Гринберг P.M. Черновик письма Е.А. Евтушенко (1975)// Архив Р. Гринберг (ИвГУ): 01-063 .

232. Гринберг P.M. Черновик заявления в Президиум Облсовпрофа (1975)// Архив Р. Гринберг (ИвГУ): 04-095 .

233. Гринберг P.M. Черновик письма к A.A. Вознесенскому (1998)// Архив Р.Гринберг (ИвГУ):07-176.

234. Гринберг P.M. Черновик письма к Б.П. Куликову (август 1975)// Архив Р.Гринберг (ИвГУ):07-064.

235. Гринберг P.M. Черновик письма к Е.А. Евтушенко (1996)// Архив Р.Гринберг (ИвГУ):07-194.

236. Евтушенко Е.А. От автора (К поэме «Ивановские ситцы»)// Аврора. 1976. №8.

237. Журов П.А. Семёновский Д. Благовещание. Иваново-Вознесенск. 1922// Красная новь. 1923. №3.

238. Князев В. Я только доброе запомнил. К 90-летию поэта Владимира Жукова// URL: http:// my-ivanovo.ru/ ivanovo-news/ «-я-только-доброе-запомнил-«-к-90-летию-п/.

239. КорниковА.А. Лев, орел и корона // Капитал, 1998. № 1(15).

240. Кочнев М. Облачная пряжа (из сказов ивановских текстильщиков)// Рабочий край. 1944. 30 апреля.

241. Кулагин В. Кривое зеркало// Рабочий край. 1979. 24 апреля.

242. Куприяновский П.В. В вечерний час. Иваново: Иваново, 2003.

243. Куприяновский П.В. Искания, борьба, творчество. Ярославль: ВерхнеВолжское книжное изд-во, 1967.

244. Куприяновский П.В. Из архивных материалов о Д.Н. Семёновском (личная карточка и автобиография поэта)// Фольклор и литература Ивановского края. Иваново, 1994. Куприяновский, П. В. Проблемы регионального изучения литературы // Русская литература. 1984. №1.

245. Куприяновский П.В. Семёновский // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т.6. М.: Сов. энцикл., 1971.

246. Куприяновский П.В. Сопркосновения. Ярославль: Верхне-Волжское книжн. изд-во, 1988.

247. Куприяновский П.В. Четверть века в поэзии// Жуков B.C. Первая любовь. Ярославль:Верхне-Волжское книжн. издательство, 1964.

248. Лакербай Д.Л. Поколение свободы: к вопросу об «ивановской региональной поэтической школе» конца XX века// Вестник Ивановского государственного университета. Филология. 2008. Вып.1.

249. ЛакербайД.Л. К истрии поэзии ивановского края: вертикаль Константина Мозгалова // Вестник Ивановского государственного университета. Филология. 2012. Вып.1.

250. Николаев КС. Завод и город// Проблемы архитектуры. 1937. Т.2.

251. Ноздрин А.Е. Дневники: Двадцатые годы / Сост., подг. текста и вступ. ст. JI.H. Таганова, З.Я. Холодовой. Иваново: ИвГУ, 1997.

252. Откровение: Литературный альманах ивановской писательской организации. Иваново. 1993-2014.

253. Бяковский B.C. Памятники истории и культуры города Иванова. По литературным местам. Иваново, 1990.

254. Первое столетие. Книга о городе, в котором мы живем/ сост.: Дм. Прокофьев. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1971.

255. Разуваев П. «Ивановцев, на фронте считали идейными...»// Ивановская газета. 2013. 22 июня.

256. Розанова Л.А. Он поэт — настоящий. Очерки творчества Д.Н. Семёновского. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1977.

257. Семёновский Д.Н. Есенин. Воспоминания// Теплый ветер: Литературно-художественный сборник. Иваново: Ивановское книжное издательство, 1958.

258. Семёновский Д. Современная частушка// Красная новь. 1921. № 1.

259. Сердюк В.Е. Судьба писателя. Воспоминания и размышления. Иваново: Референт, 2011.

260. Синохина И.В., Таганов Л.Н. «Мученик мысли и рыцарь чести»// Колоколов Н.И. Мед и кровь: Стихи. Роман. Рассказы. Письма. Иваново: Талка, 2003.

261. Смирнов В. Славный край (записки из блокнота)// Рабочий край. 1921. 6 апреля.

262. Смирнов Н. Россия в цветах// Волга, 1974. №11.

263. Сокольников М.П. Литература Иваново-Вознесенского края. Введение в изучение местной литературы». Иваново-Вознесенск: Губернское научн. общ-во краеведения, 1925. Соболев B.C. Академия наук и краеведческое движение// Вестник РАН. 2000. Т.70. №6.

264. Таганов Л.Н. Был и остается. Памяти Александра Малышева// Рабочий край. 2013. 30 мая. №98 (25984).

265. Таганов Л.Н. Ивановский миф и литература. Иваново: Издательство МИК, 2006.

266. Таганов Л.Н. Миф о русском Манчестере в стихах ивановских поэтов// Проект «Манчестер»: прошлое, настоящее и будущее индустриального города: Сборник научных статей. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012.

267. Таганов Л.Н. Песенный подвиг поэта// Рабочий край. 17 января 2014, №6 .

268. Тимофеев М.Ю. Иваново-Вознесенск как третья пролетарская столица. Трансформация бренда// Перенос столицы исторический опыт геополитического проектирования. - Материалы конференции: (28-29 октября 2013)// URL: http:// knigilib.net/ book/ 404-perenos-stolicy-istoricheskij-opyt-

geopoliticheskogo-proektirovaniya-materialy-konferencii/ 18-ivanovo-

voznesensk-kak-tretya-proletarskaya-stolica-transformaciya-brenda.html.

269. Тропинки памяти: Воспоминания и статьи о писателях-ивановцах. Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1987.

270. Фалеев Д.М. Плюшевый боец// Уводьское водохранилище: всероссийский лит. альманах. Иваново. 2012. №1.

271. Фурманов Д. Слава черному городу//Известия. 1920. 1 декабря.

272. Экземплярский П.М. История города Иванова (Часть 1). Иваново: Ива-новск. книжн. изд-во, 1958.

273. Bosharoff A. Russia city of Ivanovo-Voznesensk in the government of Vladimir. Chicago: World's Columbian exposition of 1983 in Chicago, May 1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.