Актуализация профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Чиханова, Екатерина Владимировна
- Специальность ВАК РФ19.00.07
- Количество страниц 238
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Чиханова, Екатерина Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1. Проблема изучения изобразительных и педагогических способностей в отечественной и зарубежной литературе.
1.2. Значение уровня развития познавательных процессов в профессиональной деятельности студентов художественно-графического отделения педагогических училищ.
1.3. Творчество как основа профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ.
1.4. Возрастные особенности в развитии профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения.
Выводы по главе.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Описание выборки испытуемых на разных этапах исследования.
2.4. Характеристика методов статистико-математической обработки данных.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Общая характеристика развития профессиональных способностей в изобразительной деятельности студентов художественно-графического отделения.
3.2. Сравнительный анализ результатов испытуемых с высоким, средним и низким уровнем развития профессиональных способностей.
3.3. Исследование взаимосвязи когнитивной сферы и профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ.•.
3.4. Статистический анализ и обсуждение результатов развивающего эксперимента.
3.5. Анализ различий показателей экспериментальной и контрольной групп.*.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Развитие изобразительных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов на пленэре2011 год, кандидат педагогических наук Павленкович, Ольга Борисовна
Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности: на примере обучения студентов художественно-графических факультетов рисунку и живописи2008 год, доктор педагогических наук Кузнецов, Егор Фёдорович
Развитие художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента: на примере занятий декоративно-прикладным искусством в системе художественно-графических факультетов педагогических вузов2010 год, кандидат педагогических наук Ягупова, Татьяна Александровна
Формирование готовности будущего учителя к творческой художественно-изобразительной деятельности средствами графической подготовки2007 год, кандидат педагогических наук Гармашова, Светлана Сергеевна
Развитие креативности студентов в учебной изобразительной деятельности2003 год, кандидат психологических наук Базилевич, Евгений Михайлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Актуализация профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища»
Актуальность исследования. Одним из направлений модернизации отечественной системы среднего специального образования является повышение качества подготовки будущих профессионалов. Увеличившийся разрыв между качеством образования и ростом требований к современному специалисту является спецификой развития всего мирового образовательного пространства.
В связи с этим начальный этап обучения в системе профессионального художественного образования является очень важным, а иногда решающим. От того, насколько правильно были сформированы первичные навыки, зависит успешность работы специалистов данного профиля в области преподавания изобразительного искусства учащимся средних образовательных учреждений.
Профессиональные способности педагога-художника нельзя считать чем-то неизменным, цельным и единым. Они включают в себя множество компонентов - педагогические, творческие, художественные, изобразительные способности.
Актуализация и развитие способностей в области рисунка, живописи и композиции следует относить к учебным задачам, требующим инновационных методов и условий совершенствования умений и технических навыков работы. При этом следует отметить сложность этой задачи в связи с необходимостью интеграции различных наук.
Следует отметить глубокую индивидуальность развития творческих способностей будущего педагога-художника, основанного на индивидуальных психофизиологических свойствах личности. Наибольший интерес в этом отношении представляют психические свойства, относящиеся к познавательной и эмоционально-интеллектуальной структуре личности. От них зависит уровень решения вопросов творческого характера в ходе учебной деятельности. Однако практика показывает, что современный выпускник школы, став Г iJ студентом, часто проявляет познавательную беспомощность и эмоциональную неустойчивость как результат неумения самостоятельно организовать учебный процесс.
Таким образом, профессиональные способности студентов важно развивать в комплексе со всеми особенностями когнитивной сферы и в тесной связи с ценностной ориентаций познавательной деятельности в процессе овладения основами изобразительного искусства. Важными моментами творческого развития студентов является воспитание художественного вкуса, формирование эстетических потребностей.
Важной целью развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища является формирование творческой личности выпускников, обладающих высокоразвитыми способностями художника и педагога. Все это обусловливает необходимость разработки специальных методических подходов, направленных не только на формирование профессиональных навыков, но и на развитие профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ.
На основе исследований развития творческой личности, овладение ею конкретными видами деятельности, приёмами и методами (А.Н. Леонтьевым, Н.Н. Нечаевым, В.Д. Шадриковым), целостно-личностного подхода к изучению творческих способностей (В.П. Зинченко, A.M. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, В.Н. Дружинина и др.), а также методического и методологического подхода в изучении специальных способностей к изобразительной деятельности (Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, А.А. Мелик-Пашаева, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, П.М.Якобсона, Ш.А. Амонашвилли, И.П. Полуниной, И.П. Глинской, Г.Б.Беда, Б. Неменского, Н.Я.Маслова, Н.М. Сокольниковой, Г.А. Горбуновой др.) в диссертационном исследовании предложен вариант изучения изобразительных способностей как профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища.
Цель диссертационного исследования заключалась в разработке психологических основ целенаправленного развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища.
Объект исследования - студенты художественно-графического отделения педагогического училища.
Предметом исследования являлась когнитивная сфера студентов художественно-графического отделения педагогических училищ как основа формирования и развития у них профессиональных способностей.
Исходя из цели, задачами исследования являлись:
1) на основе анализа существующих подходов к изучению способностей в изобразительной и педагогической деятельности определить структуру профессиональных способностей преподавателя изобразительного искусства;
2) выявить психические качества, определяющие уровень и темпы развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища;
3) разработать дидактическую программу актуализации изобразительных способностей и их развитие на основе выявленных психологических характеристик когнитивной сферы учащихся, необходимых для успешного обучения по выбранной специальности;
4) разработать методические рекомендации по реализации программы, направленной на оптимизацию процесса обучения будущих учителей изобразительного искусства.
Гипотеза исследования.
1) Актуализация профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища и их развитие параллельно с профессиональными навыками, осуществляется на основе развитого внимания и восприятия, художественного мышления, зрительной памяти и творческого воображения.
2) Внедрение в практику авторской программы развития профессиональных способностей и навыков студентов художественно-графического отделения педагогического училища способствует проявлению особенностей психических качеств в изобразительной деятельности и общего повышения эффективности учебного процесса.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе проведенного исследования определена структура профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища.
Важными компонентами данной структуры являются:
- психические процессы, их свойства и виды (целостность восприятия, зрительная память, художественное мышление, творческое воображение);
- изобразительные способности (оценка вертикалей и горизонталей, пропорциональных и тональных отношений, перспективных сокращений, передача увиденного цвета, его оттенков, передача материальности объектов, соответствующее использование технических средств и материалов);
- педагогические способности (передача знаний учащимся, организаторские способности, понимание учащихся, точная ориентировка в различных педагогических ситуациях).
Выявлено, что соответствующая выраженность компонентов структуры профессиональных способностей положительно сказывается на успешном изучении студентами художественно-графического отделения педагогического училища других специальных дисциплин, таких как живопись, скульптура, перспектива, пластическая анатомия, педагогика, психология.
Теоретическая значимость:
Заключается в том, что на основе содержательного и структурного анализа отечественных и зарубежных психологических исследований способностей к изобразительной деятельности определены психологические основы развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища. В исследовании обоснованы основные направления деятельности педагогов по обеспечению успешного развития способностей в изобразительной деятельности учащихся педагогических училищ и колледжей. Обоснована возможность разработки конкретных психолого-педагогических методов, направленных на развития художественных способностей
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе выявленных психических процессов, значимых в успешности обучения изобразительному искусству, разработана обучающая программа, направленная на развитие профессиональных способностей, позволяющая не только повысить общую академическую успеваемость, но и выявить проблемные зоны познавательной сферы студентов художественно-графического отделения педучилища, не позволяющие им в полной мере реализовать свои возможности в учебно-творческой деятельности. Кроме этого, были определены методы коррекции существующих проблем в развитии профессиональных способностей и выявлены способы активизации творчества будущих преподавателей изобразительного искусства.
В ходе диссертационного исследования были разработаны и апробированы методы развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ. Модифицированы психодиагностические методики, направленные на выявление уровня развития когнитивной сферы в корреляции с методиками диагностики специальных изобразительных способностей.
Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивалась комплексным применением апробированных в зарубежной и отечественной психологии методов исследования; экспериментальной проверкой гипотезы; использованием статистических процедур количественной обработкой данных; соблюдением основных методологических принципов отечественной психологической науки; сочетанием теоретического анализа с практической реализацией исследования; аргументированностью теоретических положений и логических выводов работы.
Методологическая основа исследования.
Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, изучавших проблему развития творческих способностей. Подробно рассматривались источники формирования способностей к творчеству в трудах Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, М. Воллаха, Н. Когана, С. Медника. Экспериментальное исследование осуществлялось с позиции деятельностного подхода, согласно которому творческое развитие человека осуществляется в процессе овладения конкретными видами, приёмами, методами деятельности (А.Н. Леонтьев, Н.Н. Нечаев, В.Д. Шадриков). Кроме этого, при организации диссертационного исследования учитывались теоретические принципы гуманистической психологии (А. Маслоу, М. Роджерс, Л.С Выготский, Б.Г.Ананьев), а также целостно-личностный подход к изучению творческих способностей предложенный в трудах A.M. Матюшкина,
A.А. Мелик-Пашаева, В.Н. Дружинина и др. Также методологическую основу исследования составили труды Л.С. Выготского, В.И. Рождественской, В.Г. Казанской, А.Г. Маклакова.
При изучении изобразительной деятельности и специальных изобразительных способностей учитывались методологические и методические подходы, разработанные в трудах Н.Н. Волкова, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева,
B.И. Кириенко, A.M. Матюшкина, А.А. Мелик-Пашаева, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, П.М.Якобсона, Ш.А. Амбнашвилли, И.П. Полуниной, И.П. Глинской, Г.Б.Беды, Б. Неменского, Н.Я.Маслова, Н.М. Сокольниковой, Г.А. Горбуновой и других учёных.
Методы исследования.
На различных этапах работы использовались методы, обусловленные общими теоретическими подходами и задачами исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, метод наблюдения, метод тестирования, метод анализа и экспертной оценки учебно-творческих работ испытуемых. Применялись следующие методики: для диагностики изобразительных способностей - методики В.И. Кириенко, модифи цированные Е.М. Базилевичем, - определение «на глаз» вертикального и горизонтального направлений, измерение глазомера и способности оценки пропорций; для диагностики педагогических способностей - методика «Педагогические ситуации» и ориентировочная анкета (OA) В. Смекала и М. Кучера; для диагностики познавательных процессов в изобразительной деятельности -тест на восприятие Г. Мюнстерберга в модификации автора на восприятие, методика «Фигуры Готшильда» (ПНЗ - ПЗ) на внимание, тест на мышление (пространственное) И.С. Якиманской, тест на зрительную память, методика Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности» и тест «Диагностика невербальной креативности» Е. Торренса, адаптированный А.Н. Ворониным; тест на интеллект «Интеллектуальная лабильность».
Полученные в ходе диссертационного исследования экспериментальные данные были подвергнуты математической обработке с использованием программного пакета STATISTIC А 6 и SPSS 13.
Для решения задач развивающего эксперимента разработана и применена программа специально организованной изобразительной деятельности, направленная на активизацию и "развитие профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических училищ.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Актуализация и развитие профессиональных способностей будущих учителей изобразительного искусства в значительной степени зависит от уровня развития восприятия и внимания, художественного мышления, зрительной памяти и творческого воображения.
2. Профессионально важным качеством учителя изобразительного искусства является общая и профессиональная креативность.
3. Комплекс разработанных упражнений, направленных на развитие когнитивных процессов, позволяет повысить уровень профессиональной " подготовки студентов. ~ - -- - — —
Апробация результатов исследования.
Основные результаты диссертационного исследования представлялись на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях и изложены в печатных публикациях. Разработанный авторский комплекс упражнений на развитие профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогических педучилищ реализован в учебном процессе Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища республики Татарстан.
Структура и объём работы.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (270 источников), 12 приложений. В тексте диссертации имеется 17 таблиц и 2 рисунка, Объём диссертации 238 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Педагогические основы формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей в условиях взаимосвязи видов искусства1999 год, кандидат педагогических наук Завальская, Светлана Александровна
Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком1996 год, доктор педагогических наук Зинченко, Василий Павлович
Формирование творческих способностей студентов на занятиях живописью в вузе: на примере специальности "Народное художественное творчество"2007 год, кандидат педагогических наук Заболотняя, Надежда Петровна
Педагогические условия подготовки будущих учителей изобразительного искусства к руководству художественно-творческой деятельностью школьников2010 год, кандидат педагогических наук Малинская, Любовь Леонидовна
Реализация художественного потенциала личности студентов в образовательном процессе: на примере педагогического вуза2009 год, кандидат психологических наук Чернышова, Инна Васильевна
Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Чиханова, Екатерина Владимировна
ВЫВОДЫ
1. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогических исследований изобразительных и педагогических способностей в изобразительной деятельности показал, что учебная изобразительная деятельность, специально организованная по принципам объединения и развития познавательных психических процессов (восприятие, художественное мышление, зрительная память, наблюдательность, творческое воображение и представление предметов, явлений окружающего мира), интеллектуальной лабильности и креативности, с учетом индивидуальных психологических особенностей студентов, оказывает существенное влияние на развитие профессиональных способностей молодых специалистов в области преподавания изобразительного искусства.
Данные, полученные на констатирующем этапе диссертационного исследования, подтвердили результаты анализа научной литературы и выявили тесную связь между уровнем развития когнитивной сферы и степенью выраженности профессиональных способностей.
2. Основными познавательными процессами, имеющими важное значение для формирования и развития профессиональных способностей являются: развитое восприятие, наличие зрительной памяти, художественного мышления, творческого воображения, способность представлять сложные композиции на основе полученной ранее информации, наблюдательность.
3. Профессиональные способности . студентов художественно-графического отделения педагогического училища имеют сложную структуру. Она включает в себя изобразительные и психолого-педагогические способности. К изобразительным способностям относятся: оценка вертикалей и горизонталей, оценка пропорций, оценка тональных отношений, оценка перспективных сокращений, передача увиденного цвета, его оттенков, передача материальности объектов^ соответствующее использование художественных технических средств и материалов. К психолого-педагогическим способностям относятся: внимание (произвольное и непроизвольное), цельность восприятия, зрительная память, художественное мышление, творческое воображение, передача знаний учащимся, организаторские, понимание учащихся, наблюдательность, находчивость и точная ориентировка.
4. В зависимости от уровня развития профессиональных способностей в учебной изобразительной деятельности можно выделить три типа испытуемых:
Студенты с высоким уровнем развития профессиональных способностей. Представители данной подгруппы обладают высоким уровнем переключения и концентрации внимания, развитым восприятием, пространственным мышлением, высокоразвитой зрительной памятью, творческим воображением, интеллектуальной гибкостью, высоким уровнем креативности, ориентированны на скорейшее решение поставленной задачи. Студенты данной группы обладают знаниями, умениями и навыками в изобразительной деятельности на соответствующем уровне.
Студенты со средним -уровнем развития профессиональных способностей обладают средним уровнем переключения и концентрации внимания, восприятием, способностью мысленно оперировать образами, памятью на образы, творческим воображением, средним уровнем интеллектуальной лабильности и креативности, ориентированны на межличностное общение в деятельности, чем на успешное решение задачи.
Студенты с низким уровнем развития профессиональных способностей обладают низким уровнем переключения и концентрации внимания, восприятие обобщённо, затруднения в мысленном оперировании образами, не способны к запоминанию деталей, отличаются неспособностью к волевым и интеллектуальным усилиям, в групповой деятельности больше ориентированны на собственные интересы.
5. Проведенная в ходе диссертационного исследования апробация авторского подхода к формированию и развитию профессиональных умений и навыков подтвердила его практическую значимость для решения задач подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Предложенная методика развития профессиональных способностей студентов художественно-гра-фического отделения может быть рекомендована для использования в образовательных учреждениях соответствующего профиля и творческих изостудиях.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Полученные данные диссертационного исследования позволили выявить психологическую основу профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища.
Молодые специалисты в области преподавания изобразительного искусства должны владеть целым рядом составляющих профессиональных способностей для того, что бы процесс освоения материала по выбранной ими специальности был успешным.
Успех в развитии профессиональных способностей студентов достигается при соблюдении следующих принципов: доступности, в постепенном усложнении, систематичности, взаимосвязи между учебными специальными предметами, творческой активности и индивидуального подхода к студентам.
Преподавателям необходимо донести до. студентов, что роль академического рисунка значительна в ряду других учебных дисциплин (живопись, композиция, скульптура, пластическая анатомия) как предмета, наиболее полно воплощающего в себе возможности для развития профессионализма личности студента. Для будущего учителя изобразительного искусства важным является не только формирование и развитие графических навыков и умений учащихся, но и расширение возможностей их когнитивной сферы.
Формирование профессиональных способностей, личностных свойств студента в процессе изобразительной деятельности должно происходить в органическом единстве с получением знаний по изобразительной грамоте, психологии творчества, чистого и свободного творчества, возможности самовыражения, поиске творческого «Я». Грамота рассматривается не как самоцель, а как условие для развития профессиональных способностей студентов художественно-графического отделения педагогического училища.
Развитие профессиональных (изобразительных и педагогических) спо-собностей~студентов-обеспечивается~последовательным~прохождением~ряда~ этапов:
- формирование и развитие специфики внимания и восприятия, заключающиеся в особой чувствительности к предметам, явлениям окружающей действительности, в определении незаметных глазу другого человека особенностей их проявления;
- формирование и развитие художественного мышления, заключающееся в присутствии всех других видов (творческое, пространственное, логическое, образное);
- формирование и развитие зрительной памяти на образы, позволяющей выполнять наброски и зарисовки без непосредственного наблюдения с натуры объектов изображения;
- формирование и развитие творческого воображения, особенность которого является способность воспроизводить виденные раньше объекты, явления в новой не существовавшей ранее форме или художественной композиции.
- формирование и развитие знаний, умений и навыков в графическом построении конструкций простых форм предметов быта, явлений окружающей действительности; освоение конструктивного построения головы человека в различных ракурсах и освещением, с поиском индивидуального сходства изображения и модели; освоение конструктивного построения сложных форм фигуры человека в пространстве. Этот этап включает элементы предыдущих этапов с постепенным усложнением учебно-творческих задач, поиском творческого «Я».
Каждый из этапов направлен на развитие познавательных процессов, интеллектуальных способностей, творческой активности студентов, профессиональных способностей - использование знаний по изобразительному искусству, графические умения и навыки, владение различным художественным материалом.
Графические и живописные способности проявляются в умении согласно правилам изобразительной- грамоты правдиво отражать окружающую действительность через призму индивидуального взгляда студента.
О сформированности и развитии профессиональных способностей принято судить по качеству выполняемого действия и результату (продукту). Качество, как правило, проявляется в процесс рисования, то, как выглядит рабочее место (соответствующий ситуации набор художественного материала), в посадке студента, в сосредоточенности, самостоятельности в процессе учебно-творческой работы. Результатом профессиональной изобразительной деятельности являются учебно-творческие работы.
С целью формирования профессиональной направленности студентов необходимо знакомить их с особенностями будущей деятельности. А для этого в теоретических и практических курсах начальных годов обучения больше внимания следует уделять не только овладению студентами научными специальными знаниями, но и умению оперировать ими в условиях решения профессиональных задач.
С целью повышения уровня развития профессиональных способностей студентов и их готовности к педагогической деятельности необходимо внести в программы психолого-педагогического и изобразительного цикла разделы, направленные на:
1) становление и развитие у студентов понимания важности развития когнитивной сферы в изобразительной деятельности;
2) активизацию знаний студентов, влияющих на развитие профессиональных способностей;
3) создание условий для развития у студентов дидактических умений, способствующих организации работы по развитию когнитивной сферы и графических навыков и умений у учащихся в процессе учебной деятельности;
4) развитие у студентов способности анализировать и корректировать деятельность по развитию собственного профессионализма;
5) создание методической основы для целенаправленной работы по формированию и развитию интеллектуальных, творческих, изобразительных и педагогических способностей студентов на занятиях специальных предметов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Чиханова, Екатерина Владимировна, 2008 год
1. Абульханова-Славская, К.А. Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. М.: Наука, 1989.
2. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. Киев: Port-Royal, 1997.
3. Акимова, М.К., Берулава, Г.А., Борисова, Е.М. и др. Психологическая диагностика детей и подростков / М.К. Акимова, Г.А. Берулава, Е.М. Борисова. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
4. Алиева, Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е.Г. Алиева // Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИП РАН. 1991.-С. 7-17.
5. Аминов, Н.А., Болотов И.А.,Воробьев А.Н. Психологический отбор на педагогические специальности / Н.А. Аминов, И.А. Болотов, А.Н. Воробье-вю Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 1994. - 57 с.
6. Ананьев, Б.Г. Важная проблема современной педагогической антропологии: онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь / Б.Г. Ананьев // Советская педагогика, 1966. № 1, - С. 33-63.
7. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б.Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980.
8. Ананьев, Б.Г. О соотношейии способностей и одаренности // Проблемы способностей / Б.Г. Ананьев, М. 1962.
9. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. - 272 с. - ISBN 5-272-00289-Х.
10. Анастази, А. Дифференциальная психология. В кн. Психология индивидуальных различий / А. Анастази. М.: МГУ, 1982, - С. 8-14.
11. Анастази, А. Психологическое тестирование в 2-х Т. / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982.
12. Анастази, А., Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Ур-бина. СПб.: Питер, 2001. - 688с. - ISBN 5-272-00106-0.
13. Андерсон, Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон. СПб.: Питер, 2002. - 496 с. - ISBN 5-272-00216-4.
14. Анохин, П.К. Узловые вопросы функциональной системы / П.К. Анохин.-М., 1980.
15. Анцыферова, Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу / Л.И. Анцыферова // Вопросы психологии. 1973. № 4, -С.173-180.
16. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. -М., 1974.
17. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. М.: Наука, 1977.- 184 с.
18. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. М.: Мысль, 1976.
19. Базилевич, Е.М. Развитие креативности студентов в учебной изобразительной деятельности: автореф. дис . канд.психол.наук / Е.М. Базилевич. Хабаровск: Хабаровский архитектурно-строительный университет, 2003.
20. Бакушинский, А.Б. Художественное творчество и воспитание / А.Б. Бакушинский. М.: Новая Москва, 1925.
21. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие / С.П. Баранов. М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
22. Басин, Е.Я. Творческая личность художника / Е.Я Басин. М.: Знание, 1988.-64 с.
23. Батищев, Г.С. Диалектика творчества / Г.С. Батищев. М., 1984.
24. Батищев, Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л. Рубинштейна / Г.С. Батищев // Вопросы философии. 1989. - № 4, - С.96-109.
25. Библер, B.C. Мышление как творчество / B.C. Библер. М., 1975.315 с.
26. Бине, А. Измерение умственных способностей / А. Бине. СПб.: Союз, 1999. - 432 с. - ISBN 5-87852-081-8.
27. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. - 304 с.
28. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. JL: РГУ, 1983.
29. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия. 1997, - С.328-348.
30. Богоявленская, Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская //Вопросы психологии. 1971. № 1.
31. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психологический журнал. 1995. Т. 16,-№5,-С. 49-58.
32. Богоявленская, Д.Б. Творческая личность, ее диагностика и поддержка / Д.Б. Богоявленская // В кн. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М., 1993. - С. 56-68.
33. Богуславская, З.М. Взаимоотношение цвета и формы в восприятии дошкольника / З.М. Богуславская // Доклады АПН РСФСР, № 1, 1958.
34. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. / Л.И. Божович. М.: МПСИ, 2001. - 352 с. - ISBN 587224-086-4.
35. Бойко, Е.И. К постановке проблемы умений и навыков / Е.И. Бойко // Советская педагогика. 1975. - № 1. - С. 38.
36. Боно, Э. Латеральное мышление / Э. Боно // Серия «Мастера психологии» СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - С. 320.
37. Борисова, М.Н. Исследование явлений относительного преобладания первой или второй сигнальной системы в условиях зрительного запоминания //Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б.М. Теплова. М., 1956. - С. 333-347.
38. Борисова, М.Н. Методика определения соотношения первой и второй сигнальных систем в условиях зрительного запоминания // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б.М. Теплова. М., 1956. - С. 307-332.
39. Брушлинский, А.В. О природных предпосылках психического развития человека /А.В Брушлинский. М.: Знание, 1977.
40. Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 392 с. - ISBN 5-87224107-0.
41. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бур-лачук. СПб.: Питер, 2006. - 351 с. - ISBN 5-94723-045-3.
42. Волков, Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков. М.,1950.
43. Восприятие и воображение: экспериментальные исследования / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Московский педагогический институт им. В.И. Ленина, 1963.
44. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки: книги для учителей, 3-е издание / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1991. С. 331.
45. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М.: Искусство, 1968.
46. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. Т.З. - М., 1983, - С. 32-34.
47. Галкина, Т.В., Алексеев, Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности. Методы психологической диагностики. Вып. 2. / Т.В Галкина, Л.Г. Алексеев. М.: ИП РАН, 1995.t ,
48. Галкина, T.B., Алексеева, Л.Ф. Диагностика и развитие креативности. Развитие и диагностика способностей / Т.В Галкина, Л.Ф Алексеев. М.: Наука,'1991,-С. 170-178.
49. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я Гальперин. -'М.: МГУ, 1976.
50. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я Гальперин. // Исследование мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966.- С. 236-277.
51. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследования по проблемам формирования умственных умений и понятий / П.Я. Гальперин. М.: МГУ, 1965.- 51 с.
52. Гальтон, Ф. Наследственность таланта: законы и последствия / Ф. Гальтон. М.: Мысль, 1996.
53. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969.
54. Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнатко. М.: ИП РАН, 1994.
55. Голубева, Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека / Э.А. Голубева//Психофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1980.
56. Голубева, Э.А. Комплексное исследование способностей. К 90-летию Б.М.Теплова / Э.А. Голубева // Вопросы психологии. 1986. - № 5, -С 18-30.
57. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. М.: Прометей, 1993.
58. Голубева, Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям / Э.А. Голубева // Психологический журнал. 1995, - Т.16, - № 1, -С. 6474.'„
59. Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и науке / Н.В. Гончаренко. -М.: Искусство, 1991.
60. Грановская, P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов / P.M. Грановская, Ю.С. Крижанская. СПб, 1994. - С. 119-133.
61. Григоренко, E.JI. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности: авто-реф. дис . .канд.психол. наук / E.JI. Григоренко. М. 1989.
62. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. М.: Наука, 1970.
63. Гусева, Е.П. Особенности свойств нервной системы у подростков и их соотношение с некоторыми характеристиками познавательной деятельности: дис.канд.психол.наук / Е.П. Гусева. М. 1979.
64. Гусева, Е.П., Левочкина, И.А., Печенков, В.В., Тихомирова, И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности / Е.П. Гусева, И.А. Левлчкина, В.В. Печенков, И.В. Тихомирова // В кн. Художественный тип человека, комплексное исследование. М. 1994, - С. 122-138.
65. Давыдов, В.В., Зинченко, В.П. Принцип развития в психологии / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко // Вопросы философии. 1980. - № 12. - С. 47-60.
66. Диагностика и развитие художественной одаренности // Сб. научн. трудов. СПб, 1992.- 171 с.
67. Доснон, О. Развитие креативности: креативность и обучение / О. Донсон // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: ИП РАН, 1997.
68. Дранков, В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта / В.Л. Дранков // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л. - 1983, - С. 162-165.
69. Дранков, В.Л. Психологическая природа художественного творчества и таланта / В.Л. Дранков // Природа таланта Шаляпина. Л. 1973.
70. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества / В.Л.- -Дранков. Л. 1991. - .
71. Дружинин, В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. Т. 19, - № 2. 1998. - С. 61-70.
72. Дружинин, В.Н., Хазратова, Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. Т. 15. - № 4. 1994.
73. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2007 - 368 с. - ISBN 5-91180-111-6.
74. Дружинин, В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2006 - 656 е.: ил. - ISBN 5-272-00260-1.
75. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. М.: Педагогика, 1987.- 121 с.
76. Дункер, О., Дункер, К. Психология продуктивного (творческого) мышления / О. Дункер, К. Дункер // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.- С. 86-234.
77. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. -194.-ISBN 5-89502-188-3.
78. Ермолаева-Томина, JLБ., Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности / Л.Б. Ермолаева-Томина // В кн. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. М., 1980.-С. 117-131.
79. Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей: по материалам зарубежных исследований / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. 1975. № 5. - С. 166-176.
80. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2004. - 384 c. - ISBN 5-94010-018ГХ.
81. Зинченко, В.П. О методах развития творческих способностей студентов на академических занятиях по рисунку // Сб. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством / Отв. ред. Н.Н. Ростовцев. М.: МГПИ, 1983.
82. Иванов, С.П. Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта: автореф. дис.канд. психол. наук / С.П. Иванов. М., 2002.
83. Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. М.: Просвещение, 1990 - 240 с. - ISBN 5-09-001770-0.
84. Игнатьев, Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. / Е.И. Игнатьев // Сб. Психология рисунка и живописи. М.: АПН РСФСР, 1954.
85. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. М.: АПН СССР, 1961.
86. Кавкадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавкадзе. М.: Флинта, 1998.
87. Кадыров, Б.Р. Способности и склонности / Б.Р. Б.Р. Кадыров // Психофизиологические исследования. Ташкент, ФАН, 1990.
88. Казанская, В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. -СПб.: Питер, 2003. 366 с. - ISBN 5-94723-490-4.
89. Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) / И.П. Колошина. М., 1983. -197 с.
90. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. Д.,1990.
91. Капланова, С.Г. Психологический анализ работы В.И. Сурикова над картиной «Боярыня Морозова» / С.Г. Капланова. М., 1948.
92. Кедров, Б.М. О методологических вопросах психологии / Б.М. Кедров// Психологический журнал. 1982, Т. 3, - № 6, - С. 14-21.
93. Кириенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности/ВлИ^Кир^енка-М., 1959.-304 с. .
94. Кириенко, В.И. Целостность восприятия и художественные способности / В.И. Кириенко // Вопросы психологии. 1956. № 5. - С. 67-77.
95. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1982.-230 с.
96. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. Казань, 1969.
97. Ковалев, А.Г., Мясищев, В.Н. Психические особенности человека / А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев. Т. 2. Способности. - JL: ЛГУ, 1960. -303 с.
98. Ковалёв, А.Г. Психологические особенности человека / А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев. Л.: ЛГУ, 1960. - 304 с.
99. Козленко, В.Н. Проблема креативности личности / В.Н. Козленко // В кн. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. М. 1990. - С. 131-149.
100. Комарова, Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. 1990, № 6.
101. Красило, А.И. Психология обучения художественному творчеству / А.И. Красило. М.: Институт практической психологии, 1998. - 136. -ISBN 5-89112-026-7.
102. Крупнов, А.И. Психологический анализ индивидуальных различий активности человека: авт'ореф. дис . д-ра психол. наук / А.И. Крупнов. -М., 1984.
103. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. - 432 с.
104. Кузин, B.C. Психология / B.C. Кузин. М.: Высшая школа, 1974.-280 с.
105. Кузьмина, Н.В. Акмеологйческая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н.В. Кузьмина. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 144 с. - ISBN-5-7563-0199-2. ---------- -------- ~ — - — - —
106. Кузьмина, Н.В. Способности, одарённость и талант учителя / Н.В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985 - 32 с.
107. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной диагностики / Б.В. Кузьмина. Л., 1984.
108. Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей / Г.В. Лабун-ская. М.: Просвещение, 1965.
109. Лебедева, Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XX века / Н.М. Лебедева//Психологический журнал, Т. 21, - № 3, - С. 73-87.
110. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 1969.
111. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1958". - 324 с.
112. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. - 343 с.
113. Лейтес, Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей / Н.С. Левитов // В кн. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1972, - Т.7. - С. 223-231.
114. Лейтес, Н.С. Об умственной одаренности / Н.С. Лейтес. М.: АПН РСФСР, 1960.
115. Лейтес, Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. 1985, -№1,- С. 9-18.
116. Лейтес, Н.С. Проблема способностей в трудах Б.М.Теплова / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии, 1966, № 5, - С.39-48.
117. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. М., 1984.
118. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. -М., 1971.
119. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Н.С. Лейтес. М.: Академия, 2000. - 320 с. - ISBN 57695-0646-6.
120. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280 с.
121. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Киев. 1981. -127 с.
122. Леонтьев, А.А. «Научите человека фантазии.»: творчество и развивающее образование / А.А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1998. № 2, -С. 82-85.
123. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1960. № 1.
124. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1965.- 571 с.
125. Леонтьев, А.Н. Художественное творчество и психология / А.Н. Леонтьев. М., 1991.
126. Ломов, Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. - 202 с. ISBN 5-02-008308-9.
127. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А.Р. Лурия. М.: Наука, 1974. - 172 с.
128. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2002. - 592 с. - ISBN 5-272-00062-5.
129. Малахова, И.А. Развитие креативности подростков в процессе художественной деятельности, автореф. дис. канд. пед. наук / И.А. Малахова. -Минск, 1996.
130. Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б^Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М. 1990.- 288 с.
131. Марцинковская, Т.Д., Полева, Н.С. Роль Государственной академии художественных наук в научной судьбе Б.М. Теплова / Т.Д. Марцинков-ская, Н.С. Полева // Вопросы психологии. 1998. № 4, - С. 94-102.
132. Маслоу, А. Самоактуализация. Психология личности / А. Маслоу //Тексты.-М, 1982.
133. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Ма-тюшкин // Вопросы психологии. 1989. № 6, -С. 29-33.
134. Матюшкин, A.M., Снек, Д.А. Одаренные и талантливые дети / A.M. Матюшкин, Д.А. Снек // Вопросы психологии. 1982. № 4, - С. 88-97.
135. Медведев, Л.Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку / на художественно-графических факультетах пединститутов: дис . канд. пед. наук / Л.Г. Медведев. М., 1977.
136. Мейли Р. Структура личности / Р. Мейли // В кн. П.Фресса и Ж.Пиаже. «Экспериментальная психология», Т. 5, - М.: Прогресс, 1975. -С.196-283.
137. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981.
138. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: дис.докт. психол-. н. / А.А. Мелик-Пашаев. М., 1994.
139. Мелик-Пашаев, А.А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности: дис. канд. психол. наук/А.А. Мелик-Пашаев. М., 1976.
140. Мелик-Пашаев, ЛА., Новлянская, З.Н. Ступени к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. М.: Педагогика, 1987.
141. Мешков, Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости / Н.И. Мешков. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1991. - 84 с. - ISBN 5-7103-0055-1.
142. Мухина, B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / B.C. Мухина. М., 1981.
143. Назарова, Т.В. Психологические условия развития изобразительной деятельности детей 4-8 лет: дис. . .канд. психол. наук / Т.В. Назарова. М., 2001.
144. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А.Д. Наследов. -СПб.: Речь, 2004. 392 с. - ISBN 5-9268-0275-7.
145. Небылицын, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д. Небылицин. М.: Наука, 1976.
146. Нечаев, Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе / Н.Н. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 112 с.
147. Никифорова, О.И. Исследование по психологии художественного творчества / О.И. Никифорова. М., 1972.
148. Павлов, И.П. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед / И.П. Павлов. М - Л., 1949, - Т. 1, - С. 338.
149. Павлов, И.П. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед / И.П. Павлов. М - Л., 1949, Т.2, - С. 585.
150. Павлов,'И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. М., - Л.: Изд-во АН СССР, 1951-1952.
151. Павлов, И.П. Павловские клинические среды / Павлов, И.П. М., -Л.: Изд-во АН СССР, 1954. - Т. 1.
152. Перкинс, Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие / Д.Н. Перкинс // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. Науковедение, 1988.-№4.-С. 88-92.
153. Петрайтите, A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией / A.M. Петрайтите // Вопросы психологии. 1981, -№ 6.
154. Петровский, А.В. Способности и труд / А.В. Петровский. М.,1966.
155. Пиаже, Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук / Ж.Пиаже // Вечерняя лекция, XVIII Международный психологический конгресс. М., 1966. - Т. VI-X. - М.: Просвещение, Наука, Педагогика, 1969-1981. Советская педагогика, - № 4-5, - С.3-8.
156. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
157. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с. - ISBN 5-93134-205-2.
158. Платонов, К.К. О знаниях, навыках и умениях / К.К. Платонов // Советская педагогика. 1989. - № 5. - С. 39.
159. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. - 142 с. - ISBN 38-290-03-90.
160. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. -М., 1982.
161. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство: пособие для учителя / Ю.А, Полуянов. М. 1997.
162. Полуянов, Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством / Ю.А. Полуянов // Вопросы психологии. 1998. № 5.
163. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарёв. М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
164. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв. М.: Наука, 1976. - С. 303.
165. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2006. - 688.: ил. - ISBN 5-9268-0046-9.
166. Практикум по общей экспериментальной прикладной психологии: учебное пособие / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. -456 с.
167. Прете, М.К., Капальдо, А. Творчество и выражение / М.К. Прете,
168. A. Капальдо // Курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1981, 1982. -№1,2.
169. Психологические исследования познавательных процессов и личности / под ред. Д. Ковач, Б.Ф. Ломова, Ф. Патаки, А.В. Белеева. Л.: Наука, 1983.
170. Психологический словарь. / под ред. В.П. Зинченко, Б.П. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998. —440 с.
171. Психология процессов художественного творчества / под ред. Б.С. Мейлаха, Н.А. Хренова.- Л.: Наука, 1980.
172. Психология рисунка и живописи / отв. ред. к.п.н. Е.И. Игнатьев // Вопросы психологии исследования формирования образа: сб. статей. М., 1954.
173. Психология художественного творчества / сост. К.В. Сельченок / Хрестоматия. Мн.: Харвест. 1999.- 752 с.
174. Развитие и диагностика способностей / отв. ред. В.Н. Дружинин,
175. B.Д. Шадриков. М:: Наука, 1991. - 177 с. - ISBN 5-02-013427-9.
176. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ. 1983.
177. Регуш, J1.A. Психология прогнозирования: способность, её развитие и диагностика / JI.A. Регуш. Киев: Вища школа, 1997. - 86 с. - ISBN 5-11004497-3.
178. Рождественская, В.И. Индивидуальные различия работоспособности / В.И. Рождественская. М.: Педагогика, 1980.
179. Рождественская, Н.В. Проблемы и поиски в изучении творческих способностей / Н.В. Рождественская // Художественное творчество. Л., 1983.
180. Рождественская, Н.В. Психология художественного творчества / Н.В. Рождественская. СПб., 1995,- 270 с.
181. Романова, Е.С., Потёмкина, О.Ф. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потёмкина. М.: Дидакт, 1992. -256 е., ил. - ISBN 5-86776-017-0.
182. Рубинштейн, С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн // Психология индивидуальных различий. -М.: 1982.
183. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2004. 713 е.: ил. - ISBN 5-314-00016-4.
184. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1976. - 416 с.
185. Саккулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакули-на. М.: Просвещение, 1965.
186. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. М.,1988.
187. Сафонцева, С.В., Воронин А.Н. Влияние экстраверсии-интроверсии на взаимосвязь интеллекта и креативности / С.В. Сафонцева, А.Н. Воронин // Психологический журнал. Т. 21, - № 5, - С. 56-64.
188. Седова, JI.H. Становление творческой личности в условиях развивающейся среды: концепция и механизм развития / JI.H. Седова. Балашов: Изд. БГПИ, 1999.
189. Сеченов, И.М. Избранные произведения, изд.2 / И.М. Сеченов. -М., 1958.
190. Скаткин, М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М.Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1965. - 48 с.
191. Сластенин, В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодёжи к педагогической деятельности / В.А. Сластенин. М.: Прометей, 1991.-141 с. - ISBN 5-7042-0007-9.
192. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.
193. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. -М.: Просвещение, 1966. 192 с.
194. Современный словарь по психологии. Мн.: Современное слово,1998.
195. Соколов, Е.Н. Восприятие и условный рефлекс / Е.Н. Соколов. -М.: Изд. МГУ, 1958.
196. Соловьева, Т.А. Особенности проявления содержательных, операционных и мотивационных компонентов в учебной изобразительной деятельности младших школьников / Т.А. Соловьёва. Архангельск, 1994.
197. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. СПб.: Питер, 2002. - 592 е.: ил. - ISBN 5-318-00397-4.
198. Талызина, Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н.Ф.
199. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с. - ISBN 5-76950575-3.
200. Теплов, Б.М. Избранные труды / Б.М. Теплов. М., 1986.
201. Теплов, Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений / Б.М. Теплов //. Вопросы психологии. 1957, -№ 5.
202. Теплов, Б.М. Проблема одаренности / Б.М. Теплов // Советская педагогика, 1940. № 4-5, - С. 146-155.
203. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
204. Теплов, Б.М. Простейшие способы факторного анализа / Б.М. Теплов // В кн. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Т. 5, - М.: Просвещение, 1967, - С.239-286.
205. Теплов, Б.М. Психологические взгляды Герцена. Философские записки / Б.М. Теплов // Вопросы психологии. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1957, -Т. 5,-С. 99-147.
206. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
207. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии. 1998, -№4.-С. 123-132.
208. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торранса / Е.Е. Туник.-СПб, 1998.
209. Тюрин, П.Т. Интеллектуальная активность в изобразительном творчестве: дис. .канд. психол. наук / П.Т. Тюрин. М., 1987.
210. Тютюнник, В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: автореф. дис.докт. психол. наук / В.И. Тютюнник. М.: Изд. МГУ, 1994.
211. Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки / Д.Н. Узнадзе. Тб.: Изд-во АН ГССР, 1961.
212. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2004. - 412 с. - ISBN 5-89357-121-5.
213. Урмурзина, Б.Г. Природа и структура творческого потенциала ребенка-дошкольника: автореф. дис. канд.психол. наук / Б.Г. Урмурзина. -М., 2001.
214. Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина и др. М.: Русское слово, 1997.
215. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность / отв. ред. С.З. Гончаров. Свердловск: СИПИ, 1990. - 155 с. -ISBN 20-979-96-90.
216. Фрейд, 3. Художник и фантазирование / 3. Фрейд. М.: Республика, 1995.-400с.
217. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фром. Минск: Коллегиум, 1992.
218. Хазратова, Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды: дис.канд. психол. наук / Н.В. Хазратова. М., 1993.
219. Холодная, М.А. Ментальный опыт как психологическая основа интеллектуальной одаренности / М.А. Холодная // Психологическое обозрение. 1996,-№2,3,-С. 6-11.
220. Холодная, М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? / М.А. Холодная // Психологический журнал. Т. 17. - 1996. - № 1. - С.61-69.
221. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. - 272 е.: ил. - ISBN 5-318-00301-Х.
222. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / под ред. Б.С. Мейлаха. Д.: Наука, 1982.
223. Чистяков, П.П. Письма, записные книжки, воспоминания / П.П. Чистяков. М., 1953.
224. Чухман, Е.К. Динамика художественного развития школьников в процессе изобразительно-творческой деятельности / Е.К. Чухман // В кн.: Рольискусства в развитии способностей школьника. М.: Педагогика, 1985. - С. 57-86.
225. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-320 с.
226. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. - 320 с.
227. Шорохова, Е.В. Тенденции исследования личности в советской психологии / Е.В. Шорохова // Психологический журнал, 1980, Т. 1, - № 1, -С. 45-57.
228. Шпикалова, Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: автореф. дис.канд. пед. наук / Т.Я. Шпика-лова. М., 1965.
229. Шрагина, Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности / Л.И. Шрагина // Психологический журнал, 2000, Т. 21, -№ 4, - С.73-78.
230. Щебланова, Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных показателей одаренности у младших школьников / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. 1998, С. 111-112.
231. Эдварде, Б. Художник внутри вас / Пер. с англ.; Худ. обл. Б.Г. Клюйко. -Мн.: ООО «Попурри», 2000.-256 е.: ил. ISBN 985-438-491-8.
232. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991.
233. Юон, К. О живописи / К. Юон. М., 1937, -С. 96.
234. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон.-М., 1970.
235. Якобсон, П.М. Соотношение зрения и осязания в восприятии формы детьми дошкольного возраста / П.М. Якобсон // Вопросы психологии. 1957, -№3.
236. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. М.: Изд-во «Флинта»; 1997. - С. 224Г- ISBN 5-89502004.6 (Московский психолого-социологический институт). ISBN 5-89349032-9 (Флинта).
237. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учебное пособие / В.А. Якунин. СПб.: Михайлова В.А., 2000. - 349 с. - ISBN 5-8016-0213-5.
238. Ярбус, A.JI. Роль движения глаз в процессе зрения / A.JI. Ярбус. -М., 1965.
239. Anastasi, A. Differential Psychology. Third Edition / A. Anastasi. NY., 1958.
240. Barron, F. Creative person and creative process / F. Barron. N.Y.: World, 1971.
241. Duffy, E. The concept of energy mobilization / E. Duffy // Psychol. Rev., 1951. V.58, - P. 30-40.
242. Galton, F. Hereditary genius. An inquiry into its laws and consequences. 2-d./ F. Galton. L., - N.Y.: Macmillan, 1892.
243. Guilford, J.P. Creative talents: Their nature, uses and development / J.P. Guilford. Buffalo, - N.Y.: Bearly Limited, 1986.
244. Lytton, H. Creativity and education / H. Lytton. London: Rotledge & Kogan, 1971.
245. Mooney, R.L. A conceptual model for integrating four approaches to the identification of creative talent // Scientific creativity: its recognition and development / Taylor C.W., Barron F. (Eds.). N.Y.: Wiley, 1963. - P. 331 -340.
246. Morgan, D.N. Creativity today // Journ. of Aesthetics. 1953. - № 12. -P. 1-24.- - 254,Osborn, AtF. Your creative power /-A.F. Osborn. - N.Y.: Charles1. Scribner's Sons, 1948.
247. Parnes, S.J. Can creativity be increased? // A source book for creative thinking / Parnes S.G., Harding H.F. (Eds.)- N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1962. -P. 185-191.
248. Patrick, C. What is creative thinking? / C. Patrick. N.Y.: Philosophical Library, 1955.
249. Ribot, T. Essays on the creative imagination / T. Ribot. London: Routledge and Kegan Paul, 1906.
250. Sokolov, E.N. The Orienting Response, and Future Direction of its Development / E.N. Sokolov//Pav. J. Biol. Sci., 1990. -V. 25, -№ 3, P. 142-150. 259. Spearman, C. The abilities of man / C. Spearman. - N.Y.: MacMillan,1927.
251. Staats, A.W. Learning and cognitive development / A.W. Staats. Chicago (III): Univ. of Chicago Press, 1970.
252. Starkweather, E.K. Creativity research instruments designer for use with preschools children // Assessing creative growth: The tests-book I / Biondi A.M., Parnes S.J. (Eds.). Buffali, N.Y.: Creative Education Foundation, 1976. - P. 79-90.
253. Stein, M.I. Creativity and Culture / M.I. Stein // Joun. of Psychology. -1953. -№36. -P. 311-322.
254. Taylor, C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity / C.W. Taylor // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridg: Cam-bridg Univ. Press, 1988. - P. 99-124.
255. Taylor, I.A.: The nature of the creative process // Creativity / Smith P. (Ed.).-N.Y.: Hastings House, 1959.-P. 51-82.
256. Thurston, L.L. Creative talent // Applications of psychology / Thurston L.L. (Ed.). N.Y.: Harper and Row, 1952. - P. 18 -37.
257. Torrance, E.P. Guiding Creative Talent Englewoodcliffs / E.P. Torrance. - N. Y.: Prentice-Hall, 1962.
258. Wallas, G. The art of thought / G. Wallas. N.Y.: Harcourt, Brace and World, 1926.
259. Wilson, R.C / The program for gifted children in the Portland, Oregon schools 11 The 1955 University of Utah research conference on the identification of creative scientific talent / Taylor C.W. (Ed.). Salt Lake City: Univ. of Press, 1956,-P. 14-22.
260. Wollach, M., Kogan, N. Modes of Thinking in Young Children / Wol-lach M., Kogan N. N. Y.: Holt, 1965.
261. Zeiner, A.R. Individual Differences in Orienting Response Magnitude Related to Academic Performance / Zeiner A.R. // In: The Orienting Reflex in Humans. Eds.H.D.Kimellet al. New York, 1979, - P. 677-683.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.