Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией: В специальной подготовке художников-педагогов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Воробьева, Марина Васильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 250
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Воробьева, Марина Васильевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ «ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ»
1.1. Мышление как психологический процесс на примере создания графической композиции
1.2. Основные качества художественно-творческого мышления
1.3. Активизация творческого мышления в процессе создания графической композиции
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ
2.1. Использование специфических особенностей графической композиции, способствующих активизации творческого мышления
2.2. Особенности художественной формы графической композиции
2.3. Роль представления, ассоциаций и воображения в процессе создания графической композиции
Выводы по главе II
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ
3.1. Методика и ход проведения эксперимента (констатирующий, поисковый, формирующий)
3.2. Констатирующий эксперимент
3.3. Поисковый эксперимент
3.4. Формирующий эксперимент ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике1998 год, кандидат педагогических наук Сухарев, Михаил Иванович
Специальные упражнения по композиции как средство развития образного мышления студентов-заочников 1-2 курсов художественно-графических факультетов педвузов2007 год, кандидат педагогических наук Дроздов, Сергей Анатольевич
Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: на примере обучения портретной и декоративной живописи2007 год, кандидат педагогических наук Нуразхан Алмаз Шайкенулы
Развитие образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией: На материале натюрморт2006 год, кандидат педагогических наук Брагина, Дарья Викторовна
Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции2008 год, кандидат педагогических наук Белиц-Гейман, Артем Павлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией: В специальной подготовке художников-педагогов»
Проблема исследования и ее актуальность
В связи с радикальным изменением подходов к решению проблем образования, в современном обществе как никогда остро возникает потребность в активно мыслящей творческой личности, способной не только найти собственное место в жизни и реализовать свои профессиональные возможности, но и решать сложные образовательные и культурные задачи. Для того чтобы осуществить решение этих задач в современной России, необходимо помочь каждому молодому человеку в формировании прочной духовной основы, базирующейся на традициях духовной культуры, запасе интеллектуальных знаний, этическом и эстетическом опыте.
Мы живем в век высоких технологий, культурных революций и научных открытий, в век виртуальной реальности и постоянно растущих объемов информации. В связи с этим повышаются требования к интеллектуальным качествам молодого педагога, его мыслительной активности и творческой созидательности. На сегодняшний момент практика педагогической работы показывает снижение творческой мыслительной активности молодых людей, получающих образование в педагогических сферах деятельности.
Будущие преподаватели становятся бессознательными потребителями накопленных человечеством знаний, манипуляторами и «опытными пользователями» достижений технического прогресса; так пишет об этом ректор МИУЗ Перетрутова Л.В.: «Молодой человек может иметь высшее образование, но без раскрытия способности мыслить, сопоставлять, анализировать и синтезировать полученные знания такое образование не представляет ценности для современного человечества. Поэтому в наше время перед системой образования стоит задача воспитания нового поколения будущих учеников, способных к активной творческой, ментальной работе, новому видению и осмыслению окружающей действительности, обладающих твердым универсальным мировоззрением, высокой культурой и нравственной стойкостью, воспитанных в школе высшего образования в духе высоких идеалов».
Данная проблема прослеживается и на художественно-графических факультетах педагогических вузов, где также встает необходимость воспитания художников-педагогов нового поколения, чувствующих и размышляющих, испытывающих глубочайшие переживания, которые направляют их на осмысление жизни; творчески мыслящих, способных осознать истинное предназначение педагога в жизни общества и, исходя из этого, четко определять педагогические цели и задачи. Молодые художники-педагоги должны ясно осознавать мотивы, побуждающие их обучаться в педагогическом вузе.
Очерчивая круг проблем современного обучения изобразительному искусству на художественно-графических факультетах, мы озвучим в нашем диссертационном исследовании наиболее значимую проблему, связанную с повышением творческой мыслительной активности будущих художников-педагогов в процессе создания графической композиции. Графическая композиция, как специальная учебная дисциплина, обладает богатейшим исторически сложившимся арсеналом методов и принципов визуальной организации и средств образной выразительности. Являясь результатом творческой изобразительной деятельности студентов, композиция служит мощным фактором активизации и развития творческого мышления в профессиональной деятельности будущего художника-педагога, являясь способом интеллектуально-образного познания и отображения окружающей действительности, т.е. продуманным и прочувствованным произведением, возникшим в результате тщательного логического отбора условных знаковых элементов.
На сегодняшний момент педагогическая практика показывает, что на занятиях графической композицией наиболее актуальной является проблема преодоления «инертности» мышления студентов. «Инертность», «пассивность», «шаблонность» проявляются в отсутствии у студентов способности к активной творческой мыслительной работе как к пониманию, осмыслению, рассуждению и поиску нового видения окружающей действительности. Творческое мышление характеризуется взаимодействием субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир и в соответствии с требованиями объективных закономерностей создает новый, социально значимый продукт.
Из рассмотренного ряда определений и периодических характеристик анализа работ (В.К.Зарецкий, С.Н.Орлова, Г.В.Дмитриев, Д.Н.Завалишина, ИЛ.Лернер, Л.Ньюэлл, А.З.Рахимов, А.Н.Ростовцев, В.С.Шубинский, Б.А.Парахонский, Е.А.Алексеева, Д.И.Широканов, Э. де Боно, З.И.Калмыкова, Д.Б.Богоявленская, Дж.Гилфорд и Е.Торранс) мы выделили основные качества творческого мышления, характерные для изобразительной деятельности: ценность для индивида и культуры; новизна как способность отказа от стереотипов мыслительных процессов; индивидуальность, выраженная в оригинальной независимой оценке явления; самостоятельность как способность переноса имеющихся знаний в новую ситуацию, способность видеть объекты под новым углом зрения; вариантность - количество идей, возникающих в единицу времени; способность к интерпретации, образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы открывались его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Художественно-творческая деятельность, осуществляемая в процессе освоения предмета «Графическая композиция», имеет свою специфику, позволяющую раскрывать основные черты и качества творческого мышления студентов: активность и гибкость, вариантность, новизну, самостоятельность и индивидуальность.
Проблема активного, самостоятельного творческого мышления студентов является центральным звеном современной педагогики. В процессе создания графической композиции требуется поставить студентов перед необходимостью принимать собственные решения, предлагая им учебные задачи, само содержание и структура которых должны быть направлены на повышение творческой мыслительной активности, чтобы приобретенные знания, умения и навыки студентов на художественно-графическом факультете становились руководством к творческому осмысленному действию.
Анализ диссертационных исследований последних лет, наблюдения за проблемами преподавания изобразительного искусства в вузах и школах, изучение периодических изданий показали, что те затруднения и противоречия, с которыми мы столкнулись в нашей преподавательской практике, имеют не только субъективные, но и объективные причины. Проблема достаточно широко распространена и отражает противоречия сегодняшнего процесса реформирования системы образования. Таким образом, мы констатируем актуальность предпринятого нами исследования. Нерешенность данной проблемы влечет за собой подготовку неполноценных специалистов - учителей изобразительного искусства, так как без проявления творческой мыслительной активности выпускники художественно-графических факультетов не смогут на должном уровне осуществлять обучение школьников основам графической композиции и развивать их художественно-творческое мышление. Объектом исследования являются учебно-воспитательные и развивающие процессы активизации творческого мышления на занятиях графической композицией.
Предметом исследования являются теоретические и методические основы использования эффективных методов активизации творческого мышления на занятиях графической композицией.
Цель исследования заключается в решении проблемы активизации творческого мышления на занятиях графической композицией. Гипотеза исследования основана на том предположении, что для активизации творческого мышления студентов третьего курса ~ художественно-графических факультетов возможно использовать целостную методическую систему обучения, основой которой являются учебно-творческие задания, базирующиеся на сбалансированной работе двух типов мышления: образно-чувственного и понятийно-логического. Данная методическая система отвечает целям и задачам учебного предмета, объединяет в себе принципы, формы, методы обучения, способствующие достижению этих целей, использует средства обеспечения учебно-воспитальных творческих процессов на занятиях графической композицией (ТСО, наглядные пособия, таблицы, схемы и т.д.) и является вспомогательной и не противоречащей базовым принципам основной академической системы. Применение данной методической системы позволит повысить уровень профессиональной и специальной подготовки учителей изобразительного искусства и в определенной степени усилит академическую систему, сделает ее более мобильной, универсальной и соответствующей современным требованиям. Проблема, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
• на основе анализа научной и искусствоведческой литературы определить содержание понятий «графическая композиция» и «творческое мышление»;
• проанализировать научно-методическую литературу, связанную с проблемой исследования;
• изучить традиционную методику преподавания графической композиции;
• выявить существенные факторы, влияющие на активность творческого мышления студентов в процессе создания графической композиции;
• выявить особенности и уровни сформированности творческого мышления у студентов художественно-графических отделений;
• разработать эффективную систему заданий и упражнений, направленную на проявление активности творческого мышления студентов художественно-графических отделений;
• экспериментально оценить эффективность данной методической системы.
Для решения задач, поставленных в диссертации, использовались следующие методы исследования:
• изучение литературы по интересующей нас проблеме;
• анализ программ по рисунку, художественной графике и живописной композиции в художественных и педагогических вузах;
• беседы со студентами, преподавателями и художниками по интересующей нас проблеме;
• наблюдение и педагогический контроль за обучением студентов;
• применение метода моделирования учебно-творческих ситуаций, создание ситуаций проблемного обучения;
• сбор практического материала для проведения исследования (работы студентов по графической композиции на разных стадиях завершенности);
• сравнительный анализ материала (работ студентов) по специально разработанным критериям оценки в соответствии с задачами, поставленными перед студентами;
• оценка учебно-творческих работ студентов на зачетных кафедральных просмотрах по рисунку и графике;
Практическая значимость диссертации состоит в реализации созданной в результате исследования программы преподавания курса «Композиция по художественной графике» на ХГФ педагогических вузов. Научная новизна результатов исследования определятся возможностью решения проблемы активизации творческого мышления студентов третьего курса художественно-графических факультетов на занятиях графической композицией путем применения методической системы обучения, основанной на сбалансированной работе двух типов мышления: образно-чувственного и понятийно-логического. В рамках решения научно-педагогической задачи подготовки художественно-педагогических кадров:
1. Исследована природа творческого мышления, его основные характеристики и сфера функционирования, а также определены критерии уровней сформированности творческого мышления у студентов художественно-графических факультетов.
2. Разработаны и научно обоснованы формы и методы проведения практических занятий, моделирующие творческий процесс создания графического произведения по принципу «от простого к сложному». Задания включают в себя краткосрочные упражнения, направленные на закрепление знания теоретических основ композиции и навыков применения разнообразных графических материалов и техник художественной графики; длительные «тематические задания», развивающие эмоциональную и интеллектуальную сферу студентов; задания по выстраиванию своей идейно-образной концепции в графическом произведении.
3. Выявлены психолого-педагогические условия активизации творческого мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях графической композицией.
Апробация и внедрение результатов на конференциях МПГУ, МОСУ, МИУЗ. Результаты исследования, его отдельные положения и теоретические выводы обсуждались на заседаниях кафедры рисунка МПГУ и кафедры синтеза искусств МИУЗ. Научные труды и рекомендации отражены в публикациях.
Теоретическую основу исследования составляют труды известных ученых в области общей педагогики и психологии: Л.В.Перетрутовой, М.Н.Скаткина, А.А.Смирнова, В.А.Сластенина, С.И.Архангельского, Л.Ф.Колесникова, А.И.Пискунова, В.И.Андреева, В.К.Дьяченко, И.Я.Лернера и др., авторитетных ученых-психологов, таких специалистов, как: Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, Р. Арнхейм, B.C. Кузин, В.И. Киреенко, Я.Л. Пономарев, Б.Г. Ананьев, П.М. Якобсон, В.К.Зарецкий, С.Н.Орлова, Г.В.Дмитриев, Д.Н.Завалишина, И.Я.Лернер, ЛЛьюэлл, А.З.Рахимов, В.С.Шубинский, Б.А.Парахонский,
Д.Б.Богоявленская, Э. де Боно, Дж.Гилфорд, Е.Торранс и др.
Важное место в разработке методической базы исследования заняли труды известных ученых в области методики и преподавания изобразительного искусства: Н. Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева, B.C. Кузина, А.Д.Алёхина, Е.В. Шорохова, A.M. Серова, В.В.Алексеевой, Л.Г. Медведева, Б.Ф. Ломова, Н.Н.Анисимова, Т.В. Беды, Э.М. Белютина, Н.М. Молевой, Б.Н. Неменского, В.К.Лебедко и др.
Исследуя теоретические основы композиции в изобразительном искусстве, мы опирались на труды таких авторов, как: В.А. Фаворский, К.Ю.Юон, Б.В.Иогансон, М.В.Алпатов, Б.Р.Виппер, Г.К.Савицкий, Н.Н.Волков, Е.А.Кибрик, А.М.Лаптев, Е. В.Шорохов, Ю.Я.Герчук, Е.Левитин, Р.Ч.Барциц, С.М.Сухарев и др.
Теоретическую основу исследования составили произведения таких отечественных философов, как: Н.Л.Бердяев, И.Н.Ильин, В.В.Розанов, П.А.Флоренский, В.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, А.Ф.Лосев, В.М. Федоров и др.
Теоретическая значимость результатов исследования. Научно-теоретическое исследование состоит в том, что решена важная научно-педагогическая проблема активизации творческого мышления студентов третьего курса художественно-педагогических факультетов на занятиях графической композицией, разработана методическая система решения данной проблемы, которая в значительной мере способствует совершенствованию профессиональных качеств специалистов. Результаты исследования могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по данной и смежным проблемам.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в практической работе педагогов на занятиях по графической композиции. Материалы исследования могут быть учтены при разработке учебных программ, создании учебных пособий и спецкурсов по художественной графике на художественно-графических факультетах. Было установлено, что в процессе применения данной методики преподавания предмета «Графическая композиция» существенно развиваются и повышаются способности студентов к активной творческой мыслительной работе, заключающейся в понимании, осмыслении, рассуждении и выходе на новое видение окружающей и изображаемой действительности, а также:
• совершенствуются специальные исполнительские навыки и способности в области искусства художественной графики;
• развиваются психическая и умственная сферы учащихся;
• проявляются сознательные мотивации при создании творческих произведений;
• выстраиваются цели и методы решения поставленных творческих задач;
• развиваются способности к синтетической творческой работе с натуры, по памяти, представлению, воображению и ассоциациям.
Достоверность и обоснованность результатов исследования базируется на теоретических положениях философской, искусствоведческой, психолого- педагогической литературы, посвященной проблемам творческого мышления, активно задействованного в процессе создания графической композиции, что подтверждено экспериментальной проверкой основных положений данного диссертационного исследования в условиях художественно-графических факультетов, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных условий, приемов и методов обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
• практическое применение метода активизации творческого мышления студентов на основе сбалансированной работы двух типов мышления: образно-чувственного и логико-понятийного;
• методическая система проведения занятий по графической композиции, позволяющая на основе специально разработанных теоретических и практических заданий и упражнений влиять на повышение творческой мыслительной активности студентов; • критерии диагностики уровня сформированности творческого мышления у студентов на занятиях графической композицией. Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из трех глав, введения и заключения, библиографии и методической программы с приложением.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Активизация композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета2000 год, кандидат педагогических наук Илющенко, Владимир Леонидович
Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией1998 год, кандидат педагогических наук Ломаева, Наталия Николаевна
Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе2006 год, кандидат педагогических наук Даутова, Ольга Гаязовна
Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов2001 год, доктор педагогических наук Барциц, Рауф Чинчорович
Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью2002 год, кандидат педагогических наук Саяпина, Елена Ивановна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Воробьева, Марина Васильевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключительной части диссертации отмечается, что в ходе проведения работы была достигнута цель - определен, теоретически, практически и экспериментально обоснован комплекс специальных и педагогических методов, обеспечивающих эффективную графическую подготовку художника-педагога средствами художественной графики.
Педагогический эксперимент, осуществленный в три этапа, подтвердил гипотезу исследования, что построение учебного процесса должно базироваться на методической системе, учитывающей структуру творческого мышления как процесса, основанного на сбалансированной 9 работе двух типов мышления: чувственно-образного и понятийнологического, происходящего в результате синтеза знаний на базе натурного материала, образно-чувственных представлений и понятийно-логического осмысления при создании графической композиции.
В общей цели программы формирующий эксперимент показал и доказал наше предположение, что для склада профессионального мышления художника-графика характерно преобладание интеллектуально-образного начала. В связи с этим, каждое задание по графической композиции должно активизировать две области мышления: понятийно-логическую и Ш чувственно-образную, являющиеся составляющими частями творческого мышления учащихся.
В диссертации решены следующие задачи исследования:
1 .Исследованы теоретические и практические основы, структура и специфика работы над графической композицией;
2. Исследованы теоретические основы процесса творческого мышления;
Ф З.Дан анализ современного состояния обучения по предмету
Графическая композиция»;
4. Разработана эффективная программа преподавания графической композиции, включающей в себя программу, методику и учебные пособия;
5. Осуществлена экспериментальная проверка эффективности предлагаемого метода активизации творческого мышления на занятиях графической композицией.
Доказано, что экспериментальная методика, основанная на пяти видах рисования: с натуры, по памяти, представлению, воображению и ассоциациям, представляет собой вариант моделирования ситуаций творческого процесса, она включает в себя последовательность выполнения заданий, определяет их продолжительность и содержание занятий - «пронизанных» сразу несколькими интеллектуально-психологическими установками, подводящих учащихся к «внутреннему», осознанному, осмысленному плану действия в решении творческой задачи по графической композиции.
Предлагаемые задания данной программы направлены на выполнение заданной системы установок: размышление и проживание темы задания, т.е. соединение эмоционально-чувственной и умственной сфер в процессе создания графического произведения, в процессе выполнения данного задания смещаются акценты с установки на выражение главной идеи графического произведения на композиционное построение и техническое исполнение.
Применение установок, соответствующих учебной цели, приводит студентов к осознанию творческой сверхзадачи в выполнении графической композиции и умению выражать свои мысли и чувства графическим языком, в котором содержательная сторона и техническое мастерство слиты в единое целое.
Нашими студентами были изобретены разнообразные графические техники, дающие эффектные фактуры для наиболее точного исполнения замысла: графическая техника с использованием резинового клея; масляная монотипия с использованием растительного масла, монотипия с использованием копирующей бумаги через проглаживание ее горячим утюгом и т.д., а также использование различных типов бумаги: обоев, газет различных фактур оберточной бумаги.
Эффективность использования новой методики доказана и подтверждена следующими результатами педагогического эксперимента.
Активизация творческого мышления учащихся 3-го курса ХГФ влияет на формирование личностной сферы учащихся и способствует:
• умению самостоятельно ставить цели и планировать их достижение;
• приобретению эстетического вкуса;
• выработке собственной позиции в области культуры;
• появлению потребности в самообразовании и самовоспитании;
• усилению потребности в самореализации в педагогическом и художественном творчестве.
В экспериментальных группах средний уровень специальных графических знаний, умений и активности творческого мышления превысил в два раза уровень контрольных групп.
Говоря о теоретических выводах исследования, мы коснулись только частей исследуемой проблемы, таких как:
• механизм возникновения художественной идеи и художественного образа в художественной графике;
• специфика воздействия искусства графических форм на личность;
• проблема воспитательного воздействия символов графики на человека.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Воробьева, Марина Васильевна, 2006 год
1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. - М.: Сов. художник, 1986. -326 с.
2. Алиев Ю.М. Повышение эффективности художественной деятельности студентов в учебном процессе по композиции: Автореф. канд. дис. -М., 1992.-16 с.
3. Алпатов М.В. Композиция в живописи.- М.: Искусство, 1940.
4. Алътшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979. - 175 с.
5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. Л., Изд-во АПНРСФСР, I960.- 486 с.
6. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. - Кн. 1. - 318 с; Кн.2. - 295 с.
7. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / Я. Принципы системной организации функций. М.: Наука,1973.-С. 5-59.
8. Арганисян В.М. Развитие творческого мышления студентов-педагогов / Вопросы психологии. 1982. - №6. - С. 97-100.
9. Арнхейм Р. Визуальное мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, В.В. Петухова. -М., 1981.- С.97-108.
10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс,1974.-393 с.
11. И. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994.-352 с.
12. Архангельский С.М. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. - 48 с.
13. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., Просвещение, 1985. - 208 с.
14. Бабанский Ю.К. Проблемы эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М., Педагогика, 1982. - 192 с.
15. Барышников А.П., Лялин К.В. Основы композиции. М.: Трудрезервиздат, 1951. - 190 с.
16. Батоге Г.Б. Развитие творческого воображения у учащихся на материале их изобразительной деятельности. Улан-Уде: Бурят, кн. изд-во, 1966. - 114 с.
17. Боголюбов К.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Докт. дис. М., 1993. - 390 с.
18. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд. Рост, ун-та, 1983.
19. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фелынтейна. М.: Международная пед. академия, 1995. -212 с.
20. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979.-255 с.
21. Брокгауз Ф.А., Ефрон Н.А. Энциклопедия: XV т. СПб., 1895.
22. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.
23. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956.-371 с.
24. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство, 1989.- 328 с.
25. Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. - 190 с.
26. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Пронина и др.; под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984.-256 с.27.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.