Активизация композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Илющенко, Владимир Леонидович

  • Илющенко, Владимир Леонидович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 162
Илющенко, Владимир Леонидович. Активизация композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Илющенко, Владимир Леонидович

Введение

Глава 1. Научно-методические основы активизации композиционного мышления студентов ХГФ на занятиях по рисунку портрета.

1.1. Композиционное мышление как психологический механизм художественного познания.

1.2. История вопроса об активизации композиционного мышления средствами изобразительного искусства.

1.3. Психолого-педагогические основы активизации композиционного мышления студентов ХГФ на занятиях по рисунку портрета.

Глава 2. Экспериментальное исследование методов активизации композиционного мышления студентов ХГФ на занятиях по рисунку портрета.

2.1. Методика эксперимента.

2.2. Констатирующий эксперимент.

2.3. Поисковые исследования.

2.4. Обучающий эксперимент.

2.5. Выводы по экспериментальной части исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активизация композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета»

Актуальность данного исследования обусловлена современными требованиями подготовки учителя изобразительного искусства, который с одной стороны должен быть высококвалифицированным педагогом, а с другой - художником-профессионалом.

Профессионализм художника-педагога выражается в гармоничном сочетании знаний, умений и навыков в области изобразительной грамоты и композиции. Его определяющим фактором является композиционное мышление, которое с одной стороны выступает показателем художественного развития личности, а с другой - показателем его профессионализации.

Сегодня в арсенале исследователя, художника-педагога имеется достаточное количество специальной литературы по педагогике и психологии, в которой всесторонне рассматривается процесс мышления, его типы (JI.C Вы-готкий, C.J1. Рубинштейн, С.Л. Сахаров, А.И. Леонтьев, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, И.С. Якиманская и др.). Исследование понятия «художественно-образное мышление» нашло свое отражение в трудах ряда ученых-методистов: О.А. Авсиян, B.C. Кузин, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, А.А. Унковский, Д.Н. Кардовский, А. Барщ, Г.В. Беда и др. В трудах таких авторов как А.А. Дейнека, Е.А. Кибрик, К.Ф.Юон, Ё.В. Шорохов, Ф.В. Ковалёв, Б.М. Неменский, указывается познавательная функция «композиционного мышления», и его специфический продукт - изображение на плоскости, созданное по законам композиции.

Композиционное построение в рисунке с натуры является основой композиционного развития будущих художников-педагогов. На тесную взаимосвязь композиции и рисунка указывали такие известные художники-педагоги, как П.П. Чистяков, К.Д. Кардовский, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик, Б.В. Иогансон, К.Ф. Юон, Н.Н. Ростовцев, и др. Развитие теории и методики рисунка в настоящее время осуществляется в работах Н.Н. Ростовцева, В.П. Зинченко, Л.Г. Медведева, В.К. Лебёдко, А.Е. Терентьева и др. Мы согласны с вышеперечисленными авторами в том, что хороший учебный рисунок - это сочинение, в котором студент обнаруживает способность отбирать изобразительные и композиционные средства для создания цельного художественного образа. Особенно высокого уровня развития этой способности требует портрет.

В портрете основное внимание зрителя концентрируется на голове, а точнее на лице модели. Перед художником встает задача через внешнюю форму (голова, руки, торс человека) увидеть и при помощи художественных материалов, композиционных средств передать «внутреннее» содержание модели. Поэтому каждое пятно, линия, штрих приобретает свое, особенное значение и может сказать о многом. Справедливо утверждал художник-педагог А.А. Деблер, что «владение жанром портрета - путь к картине» (Деблер, 1972, с. 80). В историческом обзоре методов преподавания изобразительного искусства, рисунка портрета надо отдать должное значение художественно-педагогическому наследию таких известных мастеров как П.П. Чистяков, К.Д. Кардовский, В.А. Серов, М.А. Врубель, И.Е. Репин, Н.Фешин и др.

К сожалению, далеко не всегда соотношение знаний и умений в области изобразительной грамоты и композиции, полученных студентами в вузе, отвечает требованию профессионализации молодого специалиста. Решение этой проблемы, на наш взгляд, необходимо искать в методике преподавания академического рисунка и, в частности, рисунка портрета.

На сегодняшний день, как показывает практика, работа по изучению композиционной структуры портрета, по расширению познания студентов в области приёмов построения композиции портрета, работа над образом, проблемой портретного сходства на аудиторных занятиях практически не ведётся. Решение этих вопросов считается прерогативой курса композиции. Как следствие - рутинный характер работы студентов над рисунком, потеря ими интереса и активности в работе, невысокий профессиональный уровень студенческих работ. Таким образом, исследование путей активизации композиционной деятельности студентов в процессе работы над академическим рисунком портрета выступает важнейшим условием совершенствования как специальной так и профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства с ориентацией его на активную творческую деятельность.

В настоящее время в русле нашего исследования можно выделить следующие научные работы. Научно-педагогическому исследованию методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов (раздел «Композиция портрета») посвящена диссертация В.П. Климович. Его мысль о повышении композиционных качеств живописного портрета созвучна задачам нашего исследования. Основы формирования у студентов творческого композиционного подхода к рисунку рассматриваются в исследовании Н.С. Ищук. Об особенностях формирования способности к композиционной организации изображения на занятиях по рисунку у студентов художественно-графических факультетов педвузов идёт речь в диссертации Н.Т. Назаровой. Однако автор не рассматривает вопрос формирования композиционных способностей как результат развития определенного вида мышления.

Особое значение для нашего исследования с точки зрения теоретической разработки вопроса имела диссертационная работа Л.И Панкратовой «Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования вуза на занятиях изобразительным искусством» (дис. .канд. пед. наук, М., МПГУ., 1998), в которой автор определяет композиционное мышление как гарант профессионализма художника-педагога, всесторонне исследует его с точки зрения психологии и условий деятельности. Однако автор в рамках исследования не рассматривает композиционное мышление как отражение сложного процесса зарождения и воплощения художественного замысла, которым определена специфика изобразительной деятельности студентов на художественно-графических факультетах вузов. Из вышеизложенного следует, что проблема активизации композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета заслуживает отдельного рассмотрения.

Проблема исследования состоит в поиске рациональных и эффективных путей и методов активизации композиционного мышления студентов ХГФ на занятиях по рисунку портрета.

Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные пути и методы активизации композиционного мышления студентов на занятиях по рисунку портрета.

Объект исследования - процесс обучения академическому рисунку на художественно-графическом факультете.

Предмет исследования - содержание, формы и методы активизации композиционного мышления студентов ХГФ на занятиях по рисунку (портрет).

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что, если в процессе обучения студентов рисунку постоянно и целенаправленно ставить перед ними конкретные задачи по композиционной организации художественного пространства при условии единства замысла, изобразительных и композиционных средств его воплощения, организации восприятия модели («вживание» в образ), актуализации связанных с нею ассоциаций, используя специальные упражнения и целевые установки, главная из которых - выразить в рисунке содержание, внутренний мир Модели, создать целостный художественный образ, то можно добиться более эффективного развития композиционного мышления студентов, создавая тем самым предпосылки для активной творческой деятельности.

В соответствии с указанной проблемой,' объектом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Исследовать природу композиционного мышления, его основные характеристики и сферу функционирования; определить критерии уровней сформированности композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов.

2. Проанализировать и обобщить опыт исторически сложившихся традиционных методов обучения рисунку портрета в плане возможностей использования их для активизации композиционного мышления студентов.

3. Выявить психолого-педагогические основы активизации композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета.

4. Разработать методы активизации композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета.

Методологической основой явились исследования ведущих учёных, педагогов, психологов, физиологов, искусствоведов, теоретические и методические работы художников-педагогов в области преподавания рисунка.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:

• изучение и анализ искусствоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• анализ исторического наследия мастеров рисунка на художественно-графических факультетах;

• обобщение фактов собственной педагогической и творческой деятельности, наблюдение за процессом учебной деятельности студентов на занятиях по рисунку портрета, анализ их работ, экспериментальные исследования.

Базой для исследования явился художественно-графический факультет МПГУ, отдельные экспериментальные исследования проводились в КГПУ и ВГУ.

Организация и этапы исследования:

На первом этапе (1996-1998гг.) шло изучение научно-теоретических материалов и обрабатывалась литература по проблеме исследования. Была выработана структура диссертации, определены гипотеза, задачи, объект и предмет исследования, намечалось содержание теоретической части, частично была выстроена методика экспериментального обучения.

На втором этапе исследования (1998-1999гг.) основное внимание было уделено экспериментальному изучению эффективности путей и методов обучения студентов рисунку портрета.

На третьем этапе исследования (1999-2000гг.) проводился обучающий эксперимент, осуществлялся анализ экспериментальных Исследований, вносились поправки в текст диссертации, который сложился к этому времени.

На защиту выносятся следующие положения;

1. Постановка учебных задач в комплексе с композиционными помогает студентам осознавать в рисунке сверхзадачу - при помощи изобразительных и композиционных средств передать внутреннее содержание модели, выразить свое отношение к ней.

2. Постоянное использование основной установки на выражение своего отношения к модели, ее внутреннего мира позволяет развивать у студентов осознанное стремление мыслить, творить самобытно, искать нестандартное решение композиции рисунка.

3. Повышению уровня сформированности композиционного мышления студентов способствуют следующие условия, приемы и виды их учебной деятельности :

• знание теоретических основ композиции, изобразительного языка;

• знание анатомии головы человека, физиогномики лица;

• знание свойств изобразительных материалов, умение их применять;

• рисование по памяти, представлению, воображению;

• использование художественной литературы (рисование по воображению портрета литературного героя);

• использование установок, создание проблемных ситуаций;

• копирование работ выдающихся художников;

• композиционный анализ работ художников- мастеров портретного жанра;

• выделение главных характерных деталей модели (их сочетание, направление, движение, пропорции);

•описание модели (устное, письменное), название постановки ;

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• Исследована природа композиционного мышления, его основные характеристики и сфера функционирования, определены критерии уровней сформированности композиционного мышления у студентов художественно-графических факультетов;

• проанализирован и обобщен опыт исторически сложившихся традиционных методов обучения рисунку портрета в плане возможностей использования их для активизации композиционного мышления студентов.

• выявлены психолого-педагогические условия активизации композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета;

• разработаны и научно обоснованы формы и методы проведения занятий, включающие в себя: дополнительные упражнения с целью закрепления знаний теоретических основ композиции и изобразительной грамоты, развития образного восприятия, пространственного мышления, речевых способностей студентов;

• разработана экспериментальная программа обучения студентов академическому рисунку портрета на 2-3 курсах ХГФ.

Практическая значимость исследования заключается в разработке дополнительных заданий, упражнений, направленных на активизацию композиционного мышления студентов; определении условий, необходимых для прочного усвоения основ композиции и изобразительной грамоты по рисунку; разработке программы по рисунку портрета на 2-3 курсах обучения. Полученные результаты исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по рисунку в педагогических учебных заведениях, а также служить материалом для дальнейшей научно-практической работы.

Достоверность результатов исследования обеспечена: а) избранной методологией, б) опорой на результаты современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства в) экспериментальной проверкой и объективным анализом основных положений исследования на практике, в работе со студентами 2-3 курсов, широтой и длительностью педагогических экспериментов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись нами в ходе экспериментальной работы на художественно-графическом факультете МПГУ. Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры рисунка Московского госпедуниверситета, на заседаниях Совета художественно-графического факультета.

Структура и объём диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли таблицы, графики, отражающие резуль

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Илющенко, Владимир Леонидович

Выводы по обучающему эксперименту.

Анализ рисунков, выполненных студентами в ходе обучающего эксперимента, результаты оценки их работ позволяют сделать следующие выводы:

1. Построение учебного процесса по рисунку со второго курса на основе объединения учебных и композиционных задач позволило студентам осознанно, не испытывая больших затруднений в работе над композицией рисунка, подойти к решению творческих задач при выполнении рисунка портрета на третьем курсе.

2. Постановка учебных задач в комплексе с композиционными задачами помогает студентам осознавать сверхзадачу рисунка, понимать «что рисую» и «что хочу сказать своим рисунком».

3. Такой синтез задач позволяет студентам приблизиться к пониманию процесса работы художника-мастера над произведением от начала формирования замысла до его воплощения в изобразительном материале.

4. Постоянное использование основной установки на выражение своего отношения к модели, её идеи, внутреннего мира позволяет развивать у студентов осознанное стремление мыслить, творить самобытно, искать нестандартное решение композиции рисунка.

5. Использование в ходе учебного процесса на занятиях по рисунку выделенных нами параметров позволило повысить уровень сформированности композиционного мышления студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными группами.

6. Обучающий эксперимент мы условно разделили на два этапа: 1) формирование замысла, подготовка к его воплощению (второй курс, четвёртый семестр); 2) воплощение замысла (третий курс, пятый семестр). Это было отражено в характере постановок, формулировке решаемых изобразительных задач, установках. Такое разделение побудило студентов к боле осознанному подходу к решению задач каждого из этапов.

7. Логичное распределение в ходе учебного процесса по изучению живой головы человека выделенных форм и методов активизации композиционного мышления способствовало формированию у студентов знаний, умений и навыков композиции графического портрета.

8. Результаты обучающего эксперимента были следующие: высокий уровень сформированности композиционного мышления мы отметили у 10% студентов экспериментальной группы, уровень выше среднего - у 90%. В контрольной группе высокий уровень сформированности композиционного мышления обнаружило 10% студентов, выше среднего - 50%, средний уровень - 40%.

Заключение.

В теоретической части нашего исследования, на основе анализа литературных источников по психологии, искусствоведению, был уточнен смысл основных категорий и понятий исследования.

Мышление нами рассматривается как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенного нового, процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Мышление - это отражение действительности, опосредованное словом. Оно возникает уже на уровне восприятия и осуществляется при помощи понятий и образов. • -. —

Мышление всегда требует оперирования уже имеющимся у человека объёмом знаний. Только при этом условии возможно познание нового для человека закона или явления.

Наличие отдельных видов мышления, специфику их содержания и развития определяет различие задач (познавательных, учебных, трудовых и др.), стоящих перед умом человека, своеобразие средств и условий их разрешения.

Искусство оперирует художественным мышлением, которое направлено на разрешение художественно-эстетических задач. Художественное мышление, как вид образного мышления, есть формирование художественных эмоций и представлений. Художественное мышление - это мышление в условиях художественно-эстетического освоения мира. Оно проявляется в художественном познании, которое представляет собой познание сути вещей, их связи с человеком, значения для человека, их взаимодействия с целью создания художественного образа. Основной функциональной единицей художественного мышления является образ.

Одной из разновидностей образного мышления является пространственное мышление. Оно отличается от других форм образного мышления выделением пространственных характеристик исследуемого явления или предмета. Пространственное мышление оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Пространственное мышление имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как видимом, так и воображаемом)(155, с.28). Таковым является художественное пространство.

У образного, художественного и пространственного мышления един «доминирующий познавательный процесс - представление)^ 138).

Художник работает в художественном пространстве, на изобразительной поверхности. Формой организации художественного пространства является композиция художественного произведения. Именно в композиционной деятельности особенно ярко проявляется результат художественного познания.

Композиция (от лат. Compositio - составление, сочинение) - построение, структура художественного произведения, обусловленная его идейным содержанием, характером и назначением. В композиции осуществляется организация, соподчинение, приведение к единству элементов произведения искусства сообразно принципам композиционной цельности, подчинения второстепенного главному и т.д.(84). «Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространст-венное и разновременное.Приведение к цельности зрительного образа будет композицией.» (143). Композиция - это форма организации художественного пространства. «Мыслить композиционно, значит мыслить пространственно» (143).

Мы определили композицию как сочинение. В смысловом значении этого слова заложено больше творческих потенций, чем в других.

В основе композиционной деятельности лежат композиционные способности, а именно: видеть целостно, производить целенаправленный отбор главных, характерных качеств натуры, целостно изображать.

Целостность художественного изображения - «это композиционно организованное единство и взаимосвязь всех компонентов художественного изображения, направленное на выявление содержания композиции через выразительные средства изобразительного искусства» (92).

Поскольку деятельность, целью которой является создание композиции художественного произведения, называется композиционной;, постольку и мышление, имеющее те же задачи, мы определили как композиционное.

Наличие главного и второстепенного, подчинение второстепенного главному - условие существования целого. «Понимание главного основного в любом явлении действительности составляет основное «зерно» композиционного мышления» (22).

Способность решать проблему соподчинения, выделения главного появляется только при выработанном умении воспринимать натуру (предмет) в пространстве (1). Таким образом, деятельность представливания есть основа композиционного мышления.

Художественный образ, возникая на основе чувственного познания, является результатом познания существенного, общего, хотя и в конкретно-чувственной форме единичного, отдельного, то есть результатом художественного познания. Таким образом, композиционное мышление выступает как психологический механизм художественного познания.

Мы склонны понимать композиционное мышление как разновидность творческого мышления, в основе которого лежит деятельность представлива-ния (оперирование образами памяти, представления, воображения). В большей или меньшей степени оно проявляется во всех видах и на всех стадиях изобразительной деятельности. Это всё то мышление, которое связано с организацией художественного пространства. Результат его действия - создание образа будущего изображения в воображении и перевод идеально сложившегося образа на язык художественного изображения. В его основе лежит способность образно воспринимать реальность, мыслить пространственно, способность соединять в цельном образе раздельно полученные и образно воспринятые впечатления, способность к пространственно-временным и образно-художественным обобщениям.

О композиционном мышлении речь заходит тогда, когда перед художником встаёт задача создания художественного произведения.

На основании вышесказанного мы определили следующие критерии композиционного мышления:

1. Умение мыслить пространственно, способность оперировать образами памяти, представления, воображения, моделировать изобразительное пространство в соответствии со смысловым содержанием изображения.

2. Образное видение, целостность, ассоциативность восприятия, способность выделять в натуре главные и второстепенные черты, пластический мотив, способность к замыслу.

3. Способность отбирать условные знаки изобразительного языка, как-то: линия, пятно, штрих - для воплощения идеально созданного образа.

4. Мышление в материале (умение видеть и воплощать образ в материале, использовать художественные возможности материала для воплощения идеально созданного образа).

Ill

Для активизации композиционного мышления студентов на занятиях по рисунку портрета мы использовали следующие исторически сложившиеся традиционные методы обучения рисунку:

• перед выполнением рисунка с натуры представить себе в воображении его композицию;

• копирование с оригиналов.

На основе результатов теоретического исследования мы определили методические приёмы активизации композиционного мышления студентов ХГФ на занятиях по рисунку портрета:

•знание теоретических основ композиции, изобразительного языка;

• знание анатомии головы человека, физиогномики лица;

• знание свойств изобразительных материалов, умение их применять;

• композиционный анализ работ художников-мастеров портретного жанра;

• рисование с натуры, по памяти, представлению, воображению;

• копирование работ выдающихся художников;

• описание модели (устное, письменное), название постановки ;

• использование художественной литературы (рисование по воображению портрета литературного героя);

• выделение характерных опорных портретных точек;

• использование установок, создание проблемных ситуаций.

Эти методические приёмы мы рассматривали так же как параметры, способствующие активизации композиционного мышления, на основе которых можно определить уровень сформированности композиционного мышления.

Проведённый нами констатирующий эксперимент на первом, втором, третьем курсах ХГФ показал, что выделенные нами параметры уровня сформированности композиционного мышления не используются или недостаточно широко и методически не верно используются в ходе учебного процесса на занятиях по рисунку. В результате проверки практических и теоретических знаний, умений и навыков студентов с помощью выделенных нами критериев мы выявили низкий уровень развития их композиционного мышления.

Анализ учебных программ по дисциплине «Рисунок» продемонстрировал, что в МПГУ на рисование по памяти, по представлению отводится шестьдесят часов за время обучения с первого по третий курсы, чего явно недостаточно для овладения этими видами рисования. В программе по рисунку в КГПУ задания с использованием рисования по памяти и представлению не предусмотрены. Сведения по теоретическим основам композиции в лекционный курс не выносятся. На первом курсе композиционные задачи не ставятся. На втором и третьем курсах задача передать внутренний мир портретируемого, выразить своё отношение к нему при помощи композиции рисунка не ставится.

Теоретические и практические результаты эксперимента показали, что у 30 % исследуемых студентов теоретические знания по предмету не получают воплощения в практических заданиях из-за низкого уровня развития пространственных представлений, воображения, умения изображать по памяти. 32 % студентов обнаружили слабое представление о возможностях использования выразительных средств изобразительного языка рисунка, как-то: линия, пятно, штрих - для выражения содержания, внутреннего мира модели. Основная масса (65 %)студентов не задумывается (часто попросту по причине незнания) об использовании композиционных приёмов, а в целом - о передаче посредством композиции рисунка своего отношения к изображаемому.

Поисковый эксперимент, его теоретические и практические результаты показали, что использование установок, создание проблемных ситуаций способствует активизации мышления студентов, организует и направляет их деятельность. Организация восприятия студентов, установка на сравнение, ассоциативное мышление помогает им понимать взаимосвязь, внешнего облика и внутреннего содержания модели, видеть художественно, понимать отношения, пропорции, пространство как цельность. Дополнительные знания о категориях композиции, её приёмах, средствах, взаимосвязи рисунка и композиции, сведения о свойствах изобразительных материалов позволяют студентам обдуманно, уверенно строить композицию будущего рисунка, выражать своё отношение к изображаемому, моделировать изобразительное пространство в соответствии с замыслом. Сочетание рисования с натуры с рисованием по памяти, представлению, воображению способствует развитию пространственного и конструктивного мышления студентов, способности обобщать, устанавливать характерные особенности предметов, наиболее существенные, смысловые, пространственные связи между ними. Основная установка на выражение своего отношения к изображаемому, красоты, гармонии предметов и пространства способствует развитию у студентов внутренней потребности к этому, помогает им почувствовать сверхзадачу, подчинить всё художественные и изобразительные средства созданию художественного образа. К активизации композиционного мышления необходимо подходить комплексно, вовлекая в композиционную деятельность все сферы личности студента: эмоциональную, знаний и практического опыта.

Обучающий эксперимент показал, что построение учебного процесса по рисунку со второго курса на основе объединения учебных и композиционных задач позволило студентам осознанно, не испытывая больших затруднений в работе над композицией рисунка, подойти к решению творческих задач при выполнении рисунка портрета на третьем курсе. Постановка учебных задач в комплексе с композиционными задачами помогает студентам осознавать сверхзадачу рисунка, понимать «что рисую» и «что хочу сказать своим рисунком». Такой синтез задач позволяет студентам приблизиться к пониманию процесса работы художника-мастера над произведением от начала формирования замысла до его воплощения в изобразительном материале. Постоянное использование основной установки на выражение своего отношения к модели, её идеи, внутреннего мира позволяет развивать у студентов осознанное стремление мыслить, творить самобытно, искать нестандартное решение композиции рисунка. Использование в ходе учебного процесса на занятиях по рисунку выделенных нами параметров позволило повысить уровень сформированно-сти композиционного мышления студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными группами. Логичное распределение в ходе учебного процесса по изучению живой головы человека выделенных форм и методов активизации композиционного мышления способствовало формированию у студентов знаний, умений и навыков композиции графического портрета.

Таким образом, наше исследование, раскрывая особенности композиционного мышления, подтвердило гипотезу о том, что, если в процессе обучения студентов рисунку постоянно и целенаправленно ставить перед ними конкретные задачи по композиционной организации художественного пространства в единстве формы и содержания, организации восприятия модели («вживание» в образ), актуализации связанных с нею ассоциаций, используя специальные упражнения и целевые установки, главная из которых - выразить в рисунке содержание, внутренний мир модели, создать цельный художественный образ, то можно добиться более эффективного развития композиционного мышления студентов, создавая тем самым предпосылки для активной творческой деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Илющенко, Владимир Леонидович, 2000 год

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. - М.: Изобразит, искусство, 1985.- 151 с.

2. Алан Низ. Язык телодвижений (как читать мысли других по жестам). М., Издательский дом Гитенбург, 1997. - 248 с.

3. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М - JI. : Искусство, 1940.50 с.

4. Ананьев Б.Г. Новое в учении о восприятии пространства. Вопросы психологии, 1960, № 1.

5. Ананьев Б.Г. Пространственное различие. JL, 1955.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

7. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В.Запорожца, Б.В. Ломов, В.П. Зинченко. М., 1982. - С. 7-31.

8. Андреев А.А. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства.-М., 1981.

9. Андреев Е.А., Вергилес Н.Ю., Ломов Б.Ф. Механизм элементарных движений глаз как следящая система. В кн.: Моторные компоненты зрения. М., 1975.

10. Андроникова М.И. Об искусстве портрета. М.': Искусство, 1975.295 с.

11. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. - 166 с.

12. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. Л., 1940. 49 е., ил.

13. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.

14. Брушлинский А.В. Воображение и познание // Вопросы философии. -М., Наука, 1970,- 157 с.

15. Виппер Б.Р. Проблема сходства в портрете. В кн. Статьи об искусстве.-М.: Искусство, 1970; с. 342-351.

16. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. 591 с. П.Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М.: АПН РСФСР,1950.-508 с.

17. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М : Искусство, 1977. - 263 с.

18. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. М., Советский художник, 1973.140 с.

19. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы искусстве. М.: Знание, 1976.-64 с.

20. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 1. Сборник статей. М.: Прометей, 1996. - 172 с.

21. Вопросы методики преподавания композиции: Тематический сборник научных трудов / Акад. художеств СССР. Ин-т живописи, сскульптуры и архитектуры им И.Е. Репина. Вопросы художественного образования. Вып. 3- Д., 1972. 128 с.

22. Выготский B.C. Психология искусства. / Под ред. М.Г. Ярошевского.- М.: Педагогика, 1982. 345 е., ил.

23. Выготский J1.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. - 414 е.:ил.

24. Габричевский А.Г. Портрет как проблема изображения. В кн.: Искусство портрета. -М., ГАХН, 1928, с, 53-75.

25. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи. // В сб.: Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 23-31.

26. Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мыслей и образа. // Вопросы психологии. 1957. - №6.

27. Гартвиг А.Ф. Тарасов Н.Г. Из истории русской культуры. М.: Издание товарищества «В.В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых», 1913. - 18 с.

28. Гегель Г. Лекции по эстетике. т. 4., М., 1938 - 58.

29. Г. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. 623 с.

30. Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. М., 1940.- 204 с.

31. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психол. Проблемы построения учеб. предметов. М.: Педагогика, 1972. - 423 с.

32. Дейнека А.А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. -М., Академия художеств СССР, 1961. 224 е.; ил.

33. Жаксыбергенов А.К. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения рисунку головы человека: Дис. .кан. пед. наук. М., 1985.- 164 с.

34. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения: Условность древнего искусства. М.: Искусство, 1970. - 126 с.

35. Зингер Л.С. О портрете: Проблемы реализма в искусстве портрета. -М.: Сов. Художник, 1969. 289 е., ил.

36. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: Учебное пособие. Ростов н/ Д: РГПИ,1987. - 68 с.

37. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: Дис. .кан. пед. наук. -М.-.1980. 188 с.

38. Зинченко В.П. Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке: Учебное пособие -Ростов н/ Д: РГПИ,1989. —52 с.41.3инченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: исследование деятельности зрительной системы. М.: Изд-во МГУ, 1969. -106 с.

39. Иванченко В.В. Проблемы теории композиции в русском и советском искусствознании первой трети 20 века: Автореф. дис. на соискание учен, степ. канд. искусствоведения (17.00.04). -М., 1983. 16 с.

40. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.

41. Игнатьев Е.И. Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению.// Психология рисунка и живописи. -М.,1954, С. 69-104.

42. Ильин И.А. Одинокий художник / Сост., предисл. и примеч. В.И.Белов. М.: Искусство, 1993. 348 с.

43. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М., Изд. Акад. художеств СССР. 1959.

44. Иогансон Б.В. О живописи. Изд: 2-е. М., «Искусство», I960., 31 с.

45. Искусство портрета: Сборник ст. -,/ред. А.Г. Габричевского. М.: 1928.- 169 с.

46. Кабанова-Меллер. Анализ развития пространственного мышления. -Советская психотехника, 1934, № 3.

47. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 108с.

48. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М.: Изобраз. искусство, 1981. - 215 с.

49. Кардовский Д.Н. О принципах и методах обучения рисованию. // В сб.: Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. Учебное пособие. / Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, ЕВ Шорохов. М.: Просвещение, 1989 - С. 4956.

50. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. - 340 с.

51. Кибрик Е.А. Искусство и художник. М., «Мол. гвардия», 1959., 67с.

52. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии. 1966. - № 10. - С. 103-113.

53. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. М., 1984.

54. Кибрик Е.А. Секреты и тайны мастеров. В кн. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.

55. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. - 304 с.

56. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение, 1971. - 32 с.

57. Климович В.П. Научно-педагогическое исследование, методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов (раздел «композиция портрета»): Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. М.,1985. -241 с.

58. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. ст. и прим. В.А. Александрова. М.: Правда, 1990. - 624 с.

59. Кнебель М.О. Поэзия педагогики / Ред. Н.А. Крымова: Предисл. Г. Товстоногова: Ил. Ю. Пименова. 2-е изд./. - М.: ВТО, 1984. - 526 с., ил.

60. Ковалёв Б.Ф. Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие. К.: Вы-ща. шк. 1989.- 143 с.

61. Коган М.С. Искусство и действительность. М., Просвещение, 1963.

62. Коган М.С. О путях исследования специфики искусства. // Вопросы эстетики, 1960. №3.

63. Копнин П.В. Идея как форма мышления. Киев, 1963, с. 72.

64. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1965.

65. Кудин П.А. Гармония композиционных средств в изобразительном искусстве: Дис. .д-ра искусствоведения: 17.00.04. СПб., 1994. 429 с.

66. Кузин B.C. Психология. М., Агар, 1997. - 304 е., ил.

67. Кузин B.C. Психология. М., Высшая школа 1982. - 256 с.

68. Кузнецов Е.Ф. Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Дис. .кан. пед. наук.: 13.00.02. М., 1986. - 221 с.

69. Кузнецова Р.В. Искусство силуэта. Л., Художник РСФСР, 1970.131с.

70. Лазыкин А.А. Развитие композиционного мышления у самодеятельных художников: Учеб. пособие / А. Лазыкин; Моск. гос. ин-т культуры. М.: (Б. и), 1977.-24 с.

71. Лебёдко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дис. . докт. пед. наук: 13.00.02. М., 1994 - 410 с.

72. Лебёдко В.К. Развитие пространственных представлений на занятиях рисунком: (Метод, рекомендации для студентов первого курса худож.-граф. фак.) / Моск. гос. пед. ин-т им Ленина. М., 1985. - 43 е., ил.

73. Лебёдко В.К. Развитие пространственных представлений на занятиях рисунком: (Методические рекомендации для студентов первого курса художественно-графического факультета). М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. -43 с.

74. Лебёдко В.К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1985-231 с.

75. Леняшин В. «Композиционный» портрет сегодня. Творчество, 1974, №4, с. 16-17.

76. Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. М.-Л., Академия, 1935. Т. 2, - 491 с.

77. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960.-№1. - С. 7-17.

78. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М., 1959.

79. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М., 1966.

80. Малая Советская Энциклопедия.

81. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, 2-е изд. М., 1956.

82. Мастера искусства об искусстве. Т. 6. - М.: Изд-во «Искусство»,1969.-544 с.

83. Мастера искусства об искусстве. Т. 7. - М.: Изд-во «Искусство»,1970.-654 с.

84. Медведев Л.Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку (на художественно-графических . факультетах пед.институтов): Автореф. дис. на соискание учен. степ. кан. пед. наук (13.00.02). М., 1977., 16 с.

85. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. -М., Просвещение, 1986.

86. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины 19 века. М., Искусстао, 1963. - 497 с.

87. Молева Н.М., Белютин Э.М. Школа. Антона Ашбе. М., Искусство, 1958,- 116 с., ил.

88. Назарова Н.Г. Формирование способности к композиционной организации изображения на занятиях по рисунку у студентов художественно-графического факультета пед.вуза. Дис. . канд. пед.наук. (13.00.02) / АГ1Н СССР, НИИ худож. воспитания. - М., 1986 - 17 с.

89. Нестеренко В.Е. Влияние рисования по памяти на развитие образного мышления студентов первых курсов художественно-графических факультетов: Автореф. дис. на соискание учен. степ. канд. пед. наук. (13.00.02). М., 1979.- 16 с.

90. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. -М.: Изд. МГУ, 1972. 155 с.

91. Новосёлов Ю.В. Рисунок, живопись, композиция. Методические рекомендации для слушателей подготовительных отделений. М., 1985. - 46 с.

92. О развитии станковых видов изобразительного искусства: Сб. По учеб.-метод. вопр. / Акад. художеств СССР. Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Л., 1989.

93. Очерки по истории русского портрета второй половины 19 века. -М.: Акад. художеств СССР, 1963. 512 с.

94. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: Советы художника. М.: Советский художник, 1965. - 71 с.

95. Павлюк И.А. Упражнения по композиции как средство развития образного мышления студентов 1-2 курсов хгф педвузов: Дис. . кан. пед. наук (13.00.02).-М., 1988.- 184 с.

96. Пономарёв Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв; АН СССР, Ин-т психологии. М., «Наука». 1976 С. -303.: ил.

97. Псурцев Д.П. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе учебного рисования натюрморта: Дис. . кан. пед. наук. М., 1991. -220 с.

98. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Л., Художник РСФСР, 1978.130 с.

99. Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения: Методическое пособие по спецкурсу. Л., 1971.-72 с.

100. Раппопорт С.Х. Гносеологические проблемы художественного мышления. Автореф. дис. на соиск. учен, степ.д-ра философ наук. (623). М., 1968,48 с.

101. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Под ред. Е.Ф.Егорова. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. - 299 с.

102. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества: Учебное пособие. С.- Петербург, 1995. - 265 с.

103. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, Вла-дос, 1995.-239 с.

104. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1982. - 240 с.

105. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М., 1983. - 288 с.

106. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека: Учебное пособие. М.: Изобразит, искусство, 1989. - 304 е.: ил.

107. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, Владос, 1985.-256 с.

108. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

109. Рубинштейн С.Л. Исследования по психологии восприятия: Сборник статей. М.; Л., 1943.

110. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. -322 с.

111. Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Экспериментальные исследования. Сборник статей. -М„ 1960.

112. Русский акварельный и карандашный портрет первой половины 19 века из музеев РСФСР / Сост. С.М. Горбачёва, С.В. Ямщиков. -М.: Изобр. искусство, 1983. 336 с.

113. Саво Шаобук. Искусство система - отражение, - М., Прогресс, -1976.-222 е., ил.

114. Салмина Л.Г. Знак и символ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.

115. Сапожников В.П. Полный курс рисования. Переизд./Под ред. В.Н. Ларионова. М. АЛЕВ, 1996. - 160 с.

116. Сеченов ИМ. Избранные произведения. 2-е изд. М., 1958.

117. Сидоров А.А. Гольбейн. М., 1933.

118. Сидоров А.А. Рисунки старых мастеров. М. - Л., 1940.

119. Сидоров А.А. Русская графика начала 20 века. М., Искусство, 1969.

120. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.-423 с.

121. Смирнов Г.Б. Рисунок головы и портретные задания: Учебное пособие для студентов-заочников ХГФ пединститутов. Л.': Учебно- педагогическое изд-во, 1963. - 45 с.

122. Смирнов Г.Б., Соловьёв A.M. Начинающему художнику. О рисовании с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1962. - 101 с.

123. Соловьёва Б А. Искусство рисунка. Л., Искусство, 1989. - 256 с.

124. Соловьёва Б.А. Искусство рисунка. Л., Искусство, 1989. - 256 с.

125. Станиславский К.С. Работа актёра над собой // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2,3.-, 1951.

126. Стасевич В.Н. Искусство портрета. -М.: Просвещение, 1972. 80 с.

127. Стасевич В.Н. Язык и смысл композиционного мышления.

128. Талызина Н.Ф. Психологические основы управления усвоением знаний: Автореф. дис. .докт. псих. наук. М., 1969. - 34 с.

129. Теплов Б.М. Вопросы психологии восприятия и мышления. Труды Института психологии. М. Л., 1948.

130. Теплов Б.М. Вопросы психологии труда и искусства. Труды института психологии. М., 1950.

131. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.-175 с.

132. Терентьев А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку: Дис. .кан. пед. наук. М., 1977. - 254 с.

133. Ткаченко А.Н. Виды мышления и их генезис. Автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (по психологии). Киев, 1968, 18с.

134. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Академия наук Груз. ССР, 1961. 210 с.

135. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

136. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1995. - 357 с.

137. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. М., 1939.

138. Фаворский В.А. О композиции // Творчество. 1967. - №1. - С. 18-20.-%2.-С. 9-10.

139. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе.: Кыргызстан, 1966.-77 с.

140. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М.: Молодая гвардия, 1966. - 128 с.

141. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 324 с.

142. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М. JL,1953.

143. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986. - 207 е.: ил.

144. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. По спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» М.: Просвещение, 1979.-303 е.: ил.

145. Щербаков А.В. Композиция в работе с натуры. // Художник. 1971. -№1.-С. 57-60.

146. Энгр об искусстве. Сост. А.Н. Изергина. М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1962. - 78 с.

147. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. С.—Петербургъ. 1895., т. 15а.

148. Юон К.Ф. О живописи. М., 1937.

149. Юон К.Ф. Об искусстве. -М., «Сов. художник», 1959. -т.1.

150. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. Науч. - исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1980.-240 с.

151. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., Знание, 1971.-48 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.