Аксиологические основания тоталитарной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Чернышова, Людмила Дмитриевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 279
Оглавление диссертации кандидат наук Чернышова, Людмила Дмитриевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Аксиология как метод изучения тоталитаризма
1.1. Методологические основы изучения аксиологии культуры
1.2. Тоталитаризм как исторический тип культуры
ГЛАВА 2. Ценностная модель культуры тоталитарного абсолютизма
2.1. Социальные институты в культуре тоталитарного абсолютизма
2.2. Верноподданный в культуре тоталитарного абсолютизма
2.3. Практическая деятельность и обыденная жизнь верноподданного абсолютной монархии
2.4. Образование в культуре тоталитарного абсолютизма
2.5. Быт и досуг в культуре тоталитарного абсолютизма
2.6. Наука в культуре тоталитарного абсолютизма
2.7. Искусство в культуре тоталитарного абсолютизма
ГЛАВА 3. Ценностная модель классовой тоталитарной культуры
3.1. Социальные институты культуры классового тоталитаризма
3.2. Тип классового человека
3.3. Производство в культуре классового тоталитаризма
3.4. Образование в культуре классового тоталитаризма
3.5. Быт и досуг в условиях классового тоталитаризма
3.6. Искусство классового тоталитаризма
3.7. Наука классового тоталитаризма
ГЛАВА 4. Ценностная модель националистической тоталитарной
культуры
4.1. Социальные институты националистического тоталитаризма
4.2. Тип арийского человека
4.3. Практическая деятельность арийского человека
4.4. Образование в культуре националистического тоталитаризма
4.5. Быт и досуг в культуре националистического тоталитаризма
4.6. Наука в культуре националистического тоталитаризма
4.7. Искусство в культуре националистического тоталитаризма
ГЛАВА 5. Ценностная модель тоталитарной культуры
исламизма
5.1. Социальные институты исламизма
5.2. Тип правоверного мусульманина
5.3. Практическая деятельность и обыденная жизнь правоверного мусульманина
5.4. Образование в культуре исламизма
5.5. Искусство исламизма
5.6. Наука в культуре исламизма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Культурологическая реконструкция тоталитарного хронотопа в контексте русской литературной традиции2004 год, кандидат философских наук Меринов, Валерий Юрьевич
Новый город как модель советской культуры2006 год, доктор культурологии Костюрина, Надежда Юрьевна
Образ человека в культуре тоталитарного общества2001 год, кандидат философских наук Михайличенко, Андрей Юрьевич
Тоталитаризм как культурно-цивилизационный тип1998 год, доктор философских наук Римский, Виктор Павлович
Языковое манипулирование общественным сознанием в тоталитарном государстве2006 год, кандидат философских наук Родченко, Анастасия Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аксиологические основания тоталитарной культуры»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы
Развитие человеческой культуры в условиях глобализации требует изменения стратегии, поскольку современный мир, начиненный оружием массового уничтожения, охваченный постоянными техногенными катастрофами, экологическим кризисом, национальными и конфессиональными столкновениями, основанный на господстве и подчинении, грубом насилии, впервые в истории создает вполне реальную опасность самоуничтожения. В этих условиях проблема власти и ее политической роли в развитии общества становится одной из центральных проблем социально-гуманитарных наук.
Для адекватного ответа на вызов современности требуются системы ценностей, способные преодолеть глобальные кризисы и изменить цели человеческой деятельности. Изменение ценностей требует длительного переходного периода, предполагающего возможность нового типа цивилизационного развития, в котором для человека главной ценностью станет сохранение жизни на земле. Выбор варианта развития не предопределен и зависит от многих факторов, но, прежде всего, от выбора ценностных моделей, задающих ход создания и потребления артефактов культуры.
Возникновение и решение указанных выше проблем есть этап осуществляющейся в наши дни глобальной модернизации, формы перехода общества от традиционности, как модели развития, к креативности. Важнейшая особенность переходных периодов -постепенность превращения одного исторического типа культуры в другой, сочетание элементов универсальности и уникальности опыта, традиций и инноваций. Модернизация - самый последний и самый сложный из них. Динамичность креативной культуры, незавершенность процесса становления ценностей креативной культуры, кризисы в ее
развитии, проявляющиеся, в том числе, в формировании и развитии тоталитарных культур, уникальность исторических условий каждого народа, вступившего на путь модернизации, - иллюстрируют сложность переходного периода модернизации.
Тоталитаризм становится одним из важнейших этапов утверждения и кризиса ценностей креативной культуры, вызванного процессом модернизации, которая может иметь опережающий (догоняющий) или консервативный характер (в зависимости от сочетания ряда объективных и субъективных факторов в развитии той или иной страны).
Разрушая старые ценности и не предоставляя взамен убедительного ценностного основания культуры, модернизация заставляет искать решения, или, оглядываясь назад, воссоздавая уже ушедшие в прошлое формы культуры, или, утверждая новые утопические формы культуры, что в обоих случаях приводит к традиционализации креативной культуры. Утверждение этих форм в условиях креативной культуры не может быть осуществлено без применения насилия; так возникает тоталитаризм. Эта форма культуры - чрезвычайно притягательное для многих решение всех проблем, однако она опасна своей насильственной, анахроничной, агрессивной сущностью. Опасность тоталитаризма хорошо понятна всем странам, пережившим его, но она еще не ликвидирована. Разобраться в свойствах этого явления и предотвратить его реставрацию - одна из наиболее актуальных задач, стоящих сегодня как перед обществом в целом, так и перед социально-гуманитарной наукой в частности. Если она не будет положительно решена, то указанные выше кризисы и проблемы глобального мира приобретут поистине необратимый и неуправляемый характер. Тоталитаризм невозможен в условиях глобализации, требующей толерантного сосуществования многочисленных культур и их ценностных моделей, поэтому перед любым гражданином и ученым сегодня стоит задача не допустить тоталитарного решения глобализационных противоречий.
Степень разработанности проблемы
Изучение тоталитаризма как особой формы культуры началось задолго до возникновения государственных тоталитарных форм. Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет и О. Шпенглер предвосхищают изучение тоталитарных тенденций; благодаря емким формулам, таким, как: «смерть бога» (Ф. Ницше), «восстание масс» (X. Ортега-и-Гассет), «цивилизационная» фаза европейской культуры (О. Шпенглер), вычерчиваются контуры тоталитаризма как социально-культурного явления, чье возникновение связывается с крушением традиционных религиозных ценностей. Именно эти ценности лежали в основе европейского гуманизма. В творчестве Ф. М. Достоевского истоки тоталитаризма, проявляющиеся в российском обществе, а также поиски способов их преодоления были изображены с особой художественной силой (повести «Записки из подполья» и «Записки из Мертвого дома», романы «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы»).
Некоторые исследователи указывают на неэффективность применения понятия тоталитаризм, исходя из того, что тоталитаризм -категория идеологическая, не имеющая объективного содержания, сконструированная из элементов, которые никак не связаны в реальном историческом процессе (см. об этом: Баталов, 1990; Лившиц, 2007; Андерсон, 1993; см. также, Випперман, 2000, с. 187).
Однако к настоящему времени сложился целый ряд подходов к описанию и объяснению тоталитаризма. Существуют различные версии теории тоталитаризма, отличающиеся расставляемыми их авторами акцентами, иногда даже включающими противоположные характеристики. Отсутствие единства в определении значения термина «тоталитаризм», определении его исторических, хронологических и пространственных рамок, еще не является основанием для утверждения о том, что тоталитаризм никогда не существовал.
Ранними критиками фашизма в 20-е годы были Г. Алмонд, Л. Вассо, Ф. Турати, Г. Хеллер, которые пытались выявить особенности этой новой и, с их точки зрения, исключительно опасной формы господства.
В 30с - 40-е годы предпринимаются многочисленные попытки выявить структурную и функциональную общность тоталитарных диктатур на основе сравнительного изучения фашизма и большевизма (В. Гуриан, М. Лернер, Т. Кон, Г. Маркузе). В широко известной и ставшей классической работе Ф. Хайека «Дорога к рабству» автор рассматривает ликвидацию экономической свободы с введением централизованного планирования и упразднением частной собственности как основу, на которой возникает и развивается тоталитаризм; а генезис тоталитаризма связывает с антилиберальными и социалистическими политическими течениями второй половины XIX века, отрицавшими абсолютную ценность личности и рассматривавшими человека лишь как момент в движении к коллективной цели (Хайек, 2005).
На 50 — 60-е годы приходится наивысший рост публикаций по теории тоталитаризма, необходимо указать, прежде всего, труды X. Арендт (Истоки тоталитаризма, 1996), К. Фридриха, 3. Бжезинского (Тоталитарная диктатура и автократия, 1956), Р. Арона (Демократия и тоталитаризм, 1993). Ставшие классическими, работы X. Арендт, К. Фридриха и 3. Бжезинского, Р. Арона были посвящены преимущественно социально-политическим и идеологическим сторонам тоталитарных режимов.
X. Арендт в работе «Истоки тоталитаризма» связывает саму возможность возникновения тоталитаризма с процессом превращения классов в массы: «Крушение классовой системы, единственной системы социальной и политической стратификации европейских национальных государств, <...> благоприятствовало росту нацизма, как и отсутствие социальной стратификации в громадном русском сельском населении <.. .> способствовало большевистскому свержению демократического правительства Керенского (Арендт, 1996, с. 404, 416, 420). Основная цель
тоталитаризма, с точки зрения X. Арендт, - переделка самой человеческой природы. При такой задаче уничтожение людей становилось нормальной процедурой, а в концлагерях человеческие массы рассматривались как уже отработанный материал. В работе исследуется и механизм поддержки массами тоталитарных режимов.
Концепция К. Фридриха и 3. Бжезинского, получившая в историографии название «тоталитарный синдром», оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. Они применили в своей работе эмпирический подход, что позволило описать тоталитаризм как совокупность принципов, общих для фашистских режимов и режима в СССР периода Сталина (Fridrich, 1956). Кроме того, они ввели в представление о тоталитаризме элемент динамического развития, а также исключили возможность системных изменений. В данной трактовке тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько принципиальное отсутствие ограничений на такой контроль. Но выявленных внешних признаков тоталитаризма - таких как, террор, однопартийность, идеологизированность общества, диктаторская форма правления, культ личности вождя и т.д. (синдромное определение) - было явно недостаточно для создания полноценной теории, поскольку они представляли собой несистематизированный перечень и не объяснялись с точки зрения комплексной теории становления человеческого общества и культуры.
В 60-90-е годы исследования тоталитаризма, представленные работами Р. Де Феличе ( Intervista sul fascismo, 1975), Э. Нольте (Фашизм в его эпохе, 2001), К. Поппера (Открытое общество и его враги: в 2 т., 1992), В. Виппермана (Европейский фашизм в сравнении 1922-1982, 2000), Ф. Фюре (Прошлое одной иллюзии, 1998), У. Лакера (Россия и Германия. Наставники Гитлера, 1991) внесли огромный вклад в изучение родовых предпосылок тоталитаризма.
Большой вклад в исследование тоталитаризма был внесен российскими мыслителями, которые, применяя понятие «тоталитаризм» к советскому режиму, заложили основы его научного изучения; это, прежде всего, работы Н. А. Бердяева (Истоки и смысл русского коммунизма, 1990), Л. Д. Троцкого (Преданная революция, 1991), И. А. Ильина (Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов: в 2 т., 1993), Г. П. Федотова (Письма о русской культуре. Русский человек, 1992), С. Л. Франка (Ересь утопизма, 1990). В большинстве их сочинений отмечались такие последствия победы тоталитарного строя в России, как «омассовление» общества и его «варваризация», упрощение общественной и интеллектуальной жизни, социальной структуры в целом, «распад» русской души, лежащий в основании национального варианта тоталитаризма, изменение массовой ментальности. С этими обстоятельствами связывались возможные трудности преодоления тоталитаризма. Были сделаны многочисленные выводы о деспотическом (восточном) характере феномена советского тоталитаризма (Н. А. Бердяев (Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века, 1946); Б. П. Вышеславцев (Русский национальный характер, 1995); Д. С. Мережковский (Грядущий Хам, 1991); П. Б. Струве (Интеллигенция и революция, 1991); Ф. А. Степун (Пролетарская революция и революционный орден русской интеллигенции, 1993); С. Л. Франк (Русское мировоззрение, 1992)). Тоталитаризм определялся как результат выпадения из истории (национальной и религиозной), как «одержимость», болезнь духа, как отход от нормального национально-психологического состояния народа. Выход из сложившейся ситуации, чаще всего, виделся в возрождении в обществе христианского начала, в возврате к истинным религиозным ценностям.
В советской науке отношение к теории тоталитаризма было однозначно негативным, хотя попытки выйти за рамки официальных интерпретаций не раз предпринимались: коллективная монография «История фашизма в Западной Европе» (1978 г.), сборник «Тоталитаризм как исторический феномен» (1989 г.).
В начале 90-х гг. прошлого века ИНИОН РАН издал двухтомник «Тоталитаризм: что это такое? Исследования зарубежных политологов». В 1996 году Институт всеобщей истории РАН выпустил коллективный труд — «Тоталитаризм в Европе XX века», ставший самой фундаментальной российской монографией о тоталитаризме. Эти исследования вывели отечественные интерпретации тоталитаризма на новый уровень. Заметный вклад в его исследование внесли Э. Я. Баталов (Тоталитаризм живой или мертвый, 1994), К. С. Гаджиев (Тоталитаризм как феномен XX века, 1992), А. В. Голубев (Тоталитаризм и отечественная история, 1992), Ю. И. Игрицкий (Концепция тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе, 1990), Л. Г. Истягин (Теория тоталитаризма в контексте современных политических процессов, 2011), А. А. Кара-Мурза (Манипуляция сознанием, 2001), А. П. Бутенко (Тоталитаризм в России и пути его преодоления, 1994), Н. В. Загладин (Тоталитаризм и демократия: конфликт века, 1992) и другие. Генезис, сущность, формы феномена тоталитаризма плодотворно исследуются в работах А. А. Галкина (Германский фашизм, 1989), Г. Г. Дилигенского (Демократия на рубеже тысячелетий, 2001), И. И. Рассохи (Тезисы о тоталитаризме, 1995), И. Мазурова (Фашизм как форма тоталитаризма, 1993) и др. Тоталитаризм и фашизм изучены как мировой феномен, как феномен европейской культуры, как общественное явление, как категории политической социологии, как политический и исторический феномены.
Разработана в науке также проблема социального и индивидуального сознания в условиях тоталитарного общества. Исследованием различных аспектов формирования тоталитарного сознания занимались: Э. Фромм
(Бегство от свободы, 1998), Э. Канетти (Масса и власть, 1997), X. Ортега-и-Гассет (Восстание масс, 2000), С. Московичи (Наука о массах, 1998), М. А. Хевеши (Толпа, массы, политика: Историко-философский очерк, 2001). Установление тоталитарного режима и превращение его в реальность невозможно без «санкции» соответствующего общественного сознания, выступающего в качестве некой духовной основы тоталитаризма. Наиболее устойчивые стереотипы сознания передаются из поколения в поколение и задаются культурой данного общества, поскольку именно культура является тем фундаментом, на котором строится общественное здание.
Проблема массы, массового человека, массового общества получила свое развитие в исследованиях таких ученых, как Р. Гвардини (Конец Нового Времени, 1950), А. А. Зиновьев (Коммунизм как реальность, 1994), Э. Канетти (Масса и власть, 1997), Г. Лебон (Психология масс, 1998), Г. Маркузе (Одномерный человек, 1964), О. Шпенглер (Закат Европы, 1993) и др. Человек массы — особая реальность, основное свойство которого — экзистенциальная инертность. Люди «массы» живут без определенного «жизненного проекта» и находят смысл существования в достижении идентичности с другими. X. Ортега-и-Гассет удачно связал тоталитаризм и массовое общество: «Массовое общество, при котором происходит стандартизация всех форм общественной жизни, неизбежно порождает тоталитарный режим со «стадным существованием» (Ортега-и-Гассет, 2000).
Проблемы искусства и науки тоталитаризма рассмотрены в работах И. Н. Голомштока (Тоталитарное искусство, 1994), X. Гюнтера, К. Кларк, Е. Добренко и др. («Соцреалистический канон», 2000).
В современных исследованиях тоталитарной культуры значительное место занимает изучение мировоззренческих и квазирелигиозных ее оснований, влияющих на становление и динамику общества и человека. К числу таких оснований относят культ политической власти и вождя,
некритическое восприятие политических мифов и идеологем, религиоподобное сознание и поведение масс и т. п. Прослежен генезис и эволюция политических утопий в XX в., а также механизмов политической инструментализации религии и религиозной легитимации политической власти. Активизация исследований этих аспектов тоталитарной культуры связана с «бархатными революциями» в странах Восточной Европы и распадом СССР в 80-90-е гг. XX века. Среди основоположников концепции «политических религий» следует назвать Р. Гвардини и Э. Фёегелина, идеи которых продолжали разрабатывать X. Линц (Тоталитарные и авторитарные режимы, 1975), К. Баллестрем (Апории теории тоталитаризма, 1992) X. Моммзен (Nationalsozialismus und Stalinismus. Diktaturen im Vergleich, 1994) и др. В русле собственной культурфилософской традиции феномен «светской религиозности» (объясняющий генезис тоталитарной культуры) исследовали Ю. Ф. Карякин, А. Мень, Э. Я. Баталов, Ю. Н. Давыдов, 3. И. Файнбург, В. А. Чаликова и др.
Э. Джентиле в статье «Сакрализация политики: определения, интерпретации и размышление над проблемой секулярной религии и тоталитаризма» определяет тоталитаризм как идеологию и практику политического доминирования захватившей власть революционной группы, направленные на подчинение, объединение общества вокруг «интегральной политизации» всякой общественной и личной жизни в форме политической религии (палингенетическая идеология) (Gentile, 2006). Эти исследования дают возможность Г. Плату сделать утверждение, что на некоторых этапах развития тоталитарного общества возникает подлинный симбиоз официального мировоззрения и народных стремлений к участию в историческом процессе обновления и возрождения (Throughts оп а Theory of Collective Action, 1980) Аналогичной точки зрения придерживаются Р. Гриффин (The Natura of Fascism, 1991), К. Поппер (Открытое общество и его враги: в 2 т., 1992).
Значительную роль в исследовании феномена тоталитаризма сыграли философы франкфуртской школы - Т. Адорно, М. Хоркхаймер (Диалектика Просвещения, 1997), Г. Маркузе (Одномерный человек, 1964), Э. Фромм (Бегство от свободы, 1998). Представители данной школы отмечали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную систему, в которой революционная роль преобразования переходит к маргинальным интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счет распространения ложного сознания посредством навязываемого СМИ культа потребления. С их точки зрения -тоталитаризм - практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Т. Адорно и М. Хоркхаймер в работе «Диалектика Просвещения» представили организацию всей жизни в США как «индустрию культуры, являющейся, возможно наиболее изощренной и злокачественной формой тоталитаризма» (см. об этом: Адорно, 1997. с. 15, 28, 150, 190, 208,210).
В этих концепциях понятие тоталитаризма неоправданно расширяется, включая в свой объем проблему власти как таковой и ее влияния на общество, между тем для понимания тоталитаризма как уникального исторического явления его следует отличать от массового общества и проблем властных манипуляций с ним со стороны бизнеса и государства. Тоталитаризм есть технология откровенного насилия, а открытое общество - технология сокровенного соблазна.
Подводя итог этому обзору научной литературы о тоталитаризме, отметим, что основные подходы к выявлению его истоков и сущности можно условно подразделить на политико-экономические, социально-психологические, идеологические, этнопсихологические, исторические, культурологические и искусствоведческие. Особенно интенсивно он изучается политологами и историками. Сегодня классические теории тоталитаризма подвергаются ревизии, более того, ряд авторов говорит о
кризисе классической теории тоталитаризма, поскольку она оказалась неспособной объяснить многие проблемы:
• проблема возникновения и распада тоталитарных культур, а также их привлекательности и сохранения отдельных элементов в пришедших им на смену исторических типах культуры;
• проблема исторической типологии тоталитаризма и динамики его изменений;
• проблема интервала между ценностной моделью тоталитарной культуры и реальными артефактами, ее воплощавшими;
• проблема структуры тоталитарной культуры, ее видов и функций.
Таким образом, как культурно-историческая система тоталитаризм
изучен недостаточно. Именно культура, точнее, ее ценностное ядро, делала эту политическую систему в одних случаях устойчивой и долгосрочной, тогда как в других случаях общественные устройства лишь склонялись к тоталитаризму, но не допускали его. Культурологическая аксиология тоталитаризма позволяет взглянуть на него как на целостное исторически обусловленное и специфическое явление, имеющее этнические разновидности и систему манифестаций. Настоящая работа представляет собой опыт культурологической аксиологии тоталитаризма, восполняющий недостатки современного состояния изучения проблемы.
Объект исследования
Объектом данного исследования является тоталитарная культура.
Предмет исследования
Предмет настоящего исследования - аксиологические основания тоталитарной культуры.
Цель и задачи исследования
Целью данного диссертационного исследования является выявление аксиологических оснований тоталитарной культуры, то есть построение иерархически упорядоченной системы ценностных моделей ее исторических типов.
Достижение поставленной цели конкретизируется в ходе решения отдельных задач:
- проанализировать содержание основных методологических концептов и процедур аксиологии культуры (понятие культуры, ее строения и исторических типов, понятие ценности);
- выявить особенности структуры тоталитарной культуры;
- выявить специфику тоталитарной культуры как исторического типа креативной культуры;
- выявить исторические типы тоталитарной культуры;
- установить экзистенциальных ценности исторических типов тоталитарной культуры;
- охарактеризовать аксиологические модели общества и человека в основных исторических типах тоталитарной культуры;
- осуществить анализ аксиологических моделей науки и искусства в основных исторических типах тоталитаризма;
- раскрыть аксиологическую модель материально-вещественной культуры и повседневности в основных исторических типах тоталитарной культуры.
Методологические и теоретические основания исследования
В настоящем исследовании предпринята попытка разработки целостной аксиологической модели тоталитарной культуры. С точки зрения общетеоретической классификации методов автор опирался на метод индукции и обобщения. С точки зрения частнотеоретической классификации мы использовали сравнительно-исторический, а также системный анализ в том варианте, который был предложен профессором М. С. Каганом. Основным методом, с помощью которого были получены главные результаты исследования, мы избрали аксиологию культуры в том ее варианте, который был предложен И. И. Докучаевым в книге «Ценность и экзистенция».
Культура как совокупный способ и продукт человеческой деятельности, а также как специфическая сфера бытия, со всей ее многомерностью, последовательно и тотально детерминирована только ценностями. Ценность субъективна, директивна и интегральна, она входит в состав любой ориентации человека в окружающем его мире. Ценность есть существо человеческого бытия, она охватывает все его психосоматическое и социокультурное наполнение, переживается и эмоционально, и интеллектуально. Наш системный анализ аксиологических оснований тоталитарной культуры строится, таким образом, вокруг понятия ценности. Ценность представляет собой модель, глубинную порождающую структуру культуры, ее своеобразный генетический код. Ценность как идеальная модель никогда полностью не опредмечивается, но направляет любой процесс опредмечивания и задает его результат. Именно по тому, что сделал человек, можно понять, к чему он стремился. Необходимо также сказать, что, если результат деятельности многообразен, то модель одна. Специфика ценностей состоит в том, чтобы придать смысл человеческому бытию, обеспечить ему единство и последовательность, без которой человек просто не может жить. Ценность при этом ни в коем случае нельзя понимать как абстракцию, наоборот, она более чем конкретна, и это несмотря на то, что она идеальна.
Задача аксиологического метода - реконструировать ценностную модель того или иного исторического типа культуры, выявить сложную структуру этой модели, сконцентрированную вокруг экзистенциальной ценности; а затем показать, в каком отношении находилась эта модель с той или иной исторической реальностью. При этом необходимо объяснить не только обнаруженный интервал между ними, но и его размеры.
На защиту выносятся следующие положения
1. Доминирующим видом тоталитарной культуры как исторического типа креативной культуры являются результаты ценностно-ориентационной деятельности в форме идеологии или религии, а также
различные варианты социальной культуры, особую роль играют также формы вещественной культуры.
2. Основным специфическим признаком всех исторических типов тоталитарной культуры является традиционализация складывающейся креативной культуры посредством политического насилия.
3. Выделяются следующие исторические типы тоталитарных культур:
• культуры, в которых преобладают модернизационные ценностные ориентиры:
- государственный тоталитаризм;
- классовый тоталитаризм;
• культуры, в которых преобладают консервативные ценностные ориентиры:
- националистический тоталитаризм;
- религиозный тоталитаризм.
4. Экзистенциальными ценностями различных исторических типов тоталитарной культуры являются:
• справедливое распределение результатов труда в классовом тоталитаризме;
• всеобщее благо в государственном тоталитаризме;
• мировое арийское господство в националистическом тоталитаризме;
• спасение души в религиозном тоталитаризме.
5. Аксиологические модели общества и человека в исторических типах тоталитарной культуры были реализованы в следующих формах:
• классовый тоталитаризм: бесклассовое общество во главе с пролетариатом, тип личности — строитель коммунизма;
• тоталитарный абсолютизм: просвещенная монархия, тип личности - верноподданный;
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Проблема тоталитаризма в информационном обществе: социально-философский анализ2023 год, кандидат наук Прошкин Александр Сергеевич
Семантика и семиотика в культуре тоталитарных обществ: миф, символ, ритуал2006 год, кандидат философских наук Лебедев, Игорь Александрович
Системно-функциональный анализ тоталитаризма2003 год, кандидат философских наук Таубергер, Анджей Гарьевич
Тоталитаризм: Россия - Германия в XX веке: сравнительный историко-философский анализ2010 год, кандидат философских наук Пащенко, Людмила Васильевна
Эволюция западных концепций тоталитаризма: Социально-философский анализ1999 год, кандидат философских наук Руссова, Ольга Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чернышова, Людмила Дмитриевна, 2012 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаев, С. Л. Гитлеризм, сталинизм, тоталитаризм: реальности и понятия / С. Л. Агаев. - 1995. - Режим доступа: http://polis.isras.ru.pdf. Дата обращения: 11.03.2011.
2. Адорно, Т. В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты: пер. с фр. /Т. В. Адорно, М. Хоркхаймер, М. Кузнецов. - М.: Ювента, 1997.-312 с.
3. Андерсон, Дж. Экономический рост и государство в Китае / Дж. Андерсон // Полит. РУ. 2012. 23 марта. - Режим доступа: http://polit.ru/. Дата обращения: 28.03. 2012.
4. Андерсон, Р. Д. Тоталитаризм: концепт или идеология? / Д. Андерсон. - 1993. - Режим доступа: http://www.polisportal.pdf. Дата обращения: 13.04.2011.
5. Анисимов, Е. В. Время петровский реформ / Е. В. Анисимов. -Л.: Лениздат, 1989. - 496 с.
6. Арендт, X. Истоки тоталитаризма : пер. с англ. / X. Арендт, И. В. Борисовой, М. С. Ковалевой и др. - М.: ЦентрКОМ», 1996. - 670 с.
7. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм. Пер. с фр. / Р. Арон, Г. И. Семенов. - М.: Текст, 1993. - 303 с.
8. Арутюнов, Г. Б. Развитие китайской экономической мысли в контексте хозяйственных реформ (конец 70-х гг. XX - XXI вв.). Автореф. дисс. ... канд. экон. наук / Г. Б. Арутюнов. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.spa.msu.ru/. Дата обращения: 13.12.2011.
9. Асмолов, А. Непройденный путь: от культуры полезности - к культуре достоинства / А. Асмолов. - 1990. - Режим доступа: Ийр:// viperson.ru. Дата обращения: 27.06.2010.
10. Ахиезер, А. А. От прошлого к будущему / А. А. Ахиезер. -М.: Независимое издательство ПИК, 1994. - 64 с.
11. Ахиезер, А. А. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). От прошлого к будущему / А. А. Ахиезер. - М.: Новый хронограф, 2008. - 938 с.
12. Ахундов, М. Д. У истоков идеологизированной науки /М. Д. Ахундов, Л. Б. Баженов // Природа. - 1989. - № 2. - С. 90-99.
13. Баранов, Н. А. Трансформация политического сознания современного российского общества / Н. А. Баранов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Научный журнал. Том 3. № 1. СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2007. - С. 82 - 98. - Режим доступа: http://nicbar.htm. Дата обращения: 11.05.2010.
14. Барышев, А. П. КНР: стратегия социализма / А. П. Барышев. -М., 2004. - Режим доступа: http://www.barichev.htm. Дата обращения: 15. 03.2011.
15. Баталов, Э. Я. Тоталитаризм живой и мертвый / Э. Я. Баталов // Свободная мысль. - 1994. - № 4. - С. 110-119.
16. Баширов, Л. А. Исламский фундаментализм: генезис, идеология, практика / Л. А. Баширов // Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России. М., 2008. - С. 75 -103. - Режим доступа: http://religio.rags.ru.pdf. Дата обращения: 27.04.2009.
17. Беккин, Р. Исламизация финансового сектора: опыт Ирана / Р. Беккин, 2002. - Режим доступа: http://www.idmedina.ru.htm. Дата обращения: 27.10.2010.
18. Беккин, Р. Опыт исламизации экономики / Р. Беккин //Центральная Азия и Кавказ. - 2006. - № 4 (46). - Режим доступа: http://bekkin.ru. Режим доступа: 26. 03.12.
19. Берг, И. С. Радикальный ислам: ось «Северная Африка -Ближний Восток - Афганистан - Европа» в оценках европейских аналитиков / И. С. Берг. - Институт Ближнего Востока, 2011. - Режим доступа: http://www.iimes.ru. htm. Дата обращения: 11.02. 2010.
20. Бессонов, Б. Фашизм: идеология и практика / Б. Бессонов. -М.: «Высшая школа», 1985. - 146 с.
21. Блюм, А. Советская цензура эпохи большого террора / А. Блюм. - 1997. - Режим доступа: http://wwwлndex.org.ru/html. Дата обращения: 19.03.2010.
22. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ-ХУШ вв. Т. 2. Игры обмена. / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1988.-632 с.
23. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ-ХУШ вв. - Т. 3. Время мира / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1992.-680 с.
24. Булавка, Л. А. Оптика сталинизма: эффект ослепления / Л. А. Булавка. - 2010. - Режим доступа: http://www.alternativy.ru. Дата обращения: 27.05.2011.
25. Булавка, Л. А. От социального творчества 20-хгг. к распаду СССР / Л. А. Булавка - 2010а. - Режим доступа: http://www.alternativy. Дата обращения: 27.05.2011.
26. Булавка, Л. А. Ренессанс и Советская культура / Л. А. Булавка. - 2007. - Режим доступа: http://www.renclassic. Дата обращения: 27.05.2011.
27. Бурдерон, Р. Фашизм: идеология и практика: пер. с фр. /Р. Бурдерон, Е. Н. Феерштейн. - М.: Прогресс, 1983. - 170 с.
28. Бутенко, А. П. Особенности крушения тоталитаризма коммунистических цветов / А. П. Бутенко. - 1995. - Режим доступа: http://ecsocman.pdf. Дата обращения: 11.08.2009.
29. Бутенко, А. П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма / А. П. Бутенко. - 1998. - Режим доступа: http://www.xser. Дата обращения: 11.08.2009.
30. Бутрин, Д. Новейшая история Китая - история России, увеличенная до неправдоподобных размеров / Д. Бутрин. - 2009. - Режим доступа: Ьйр:/Л\^\¥.сеп^аз1а. Дата обращения: 16.10.2010.
31. Вагабов , И. М. Ислам и глобализация современного мира. Дисс.... д-ра филос. наук / И. М. Вагабов. - Махачкала, 2005. - 433 с.
32. Вартанян, А. М. Система современных политических партий Ирана и их идеологические программы. /А. М. Вартанян. - Институт Ближнего Востока, 2005. Режим доступа: http://www.iimes.ru.htm. Дата обращения: 15.05.2011.
33. Васильев, А. М. История Саудовской Аравии (1945-1973) / А. М. Васильев. - М.: Издательство Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. - Режим доступа: http://niiss.ru.htm. Дата обращения: 12.12.2010.
34. Васильев, Л. С. История Востока: в 2 т. Т. 2. / Л. С. Васильев. -М.: Высш.шк., 1994. - 495 с. - Режим доступа: http://abuss.narod.ru.htm. Дата обращения: 23.03.2012.
35. Васильев, Л. С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов / Л. С. Васильев. - М.: Книжный дом «Универсистет», 2000. - 432 с.
36. Васильченко, А. Е. Школьная политика германского национал-социализма: автореф. дисс. ... канд. ист. наук / А. Е. Васильченко. Ярославль.2001. Режим доступа: http://www.dissercat.com. Дата обращения: 20.02.2011.
37. Верт, Н. История Советского государства. 1900 - 1991 / Н. Верт. - 1992. -Режим доступа: http://www.lib.rus.. Дата обращения: 29.05.2010.
38. Виппер, Р. Ю. Истории нового времени / Р. Ю. Виппер. - М.: ЧеРо, 1999.-624 с.
39. Виппер, Р. Ю. История Нового времени / Р. Ю. Виппер, И. П. Реверсов, А. С. Грачевский. - М.: Республика, 1995. - 496 с.
40. Випперман, В. Европейский фашизм в сравнении. 1922 - 1982: пер. с нем. / В. Випперман, А. И. Федорова. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. - 229 с.
41. Вишневский, А. Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР / А. Г. Вишневский. - М.: ОГИ, 1998. - 432 с.
42. Волков, В. О природе исламского радикализма / В. Волков //Отечественные записки. - 2003.- №5. - Режим доступа: http://magazines.html. Дата обращения: 16.11.2010.
43. Восленский, М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза / М. С. Восленский. - М.: МП «Октябрь» «Советская Россия», 1991.624 с. Режим доступа: http://lib.ru/txt. Дата обращения: 17. 06.2009.
44. 8-й съезд РКП (б) (март 1919г.): Протоколы. - М.: Госполитиздат, 1959.Режим доступа: http://publ.lib.ru. Дата обращения: 22.11.2010.
45. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 496 с. - Режим доступа: http://www.alleng.ru/htm. Дата обращения: 17.07.2009.
46. Всемирная история новейшего времени: Учебное пособие в 2-х ч. Ч. 2. 1945 - начало XXI в. / И. О. Змитрович, Г. М. Кривощекий, М.Я. Колоцей и др. / Отв. ред. JI. А. Колоцей. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 207 с.
47. Всемирная история экономической мысли. Т.1. / Под. ред. И. П. Фаминского, Р. М. Нуреева, Д. Н. Платонова, Л. Н. Сперанской. - М.: Мысль, 1996.-596 с.
48. Галкин, A.A. О фашизме - его сущности, корнях, признаках и корнях проявления / А. А. Галкин //Полис (Политические исследования). -1995. - № 2. (Электронная публикация). - Режим доступа: http://www.polisportal.ru. Дата обращения: 25.10.2010.
49. Галкин, A.A. Германский фашизм / А. А. Галкин. - М.: Наука, 1989.-430 с.
50. Геллер, М. Машина и винтики. История формирования советского человека / М. Геллер. - Москва "МИК", 1994. - 336 с. - Режим доступа: http://kxotov.htm. Дата обращения: 14.10.2010.
51. Глечикова, А. Г. Модернити и Россия / А. Г. Глечикова // Вопросы философии. - 2007. - № 6. - С .38 - 57.
52. Гоббс, Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского //Политология :Хрестоматия / Сост. проф. М. А. Василик, доц. М. С. Вершинин. - М.: Гардарики, 2000. -С. 136 - 138. -Режим доступа: http://www.politlogia.htm. Дата обращения: 13.11. 2010.
53. Гельбрас, В. Г. Китай после Дэн Сяопина: проблемы устойчивого развития / В. Г. Гельбрас // «Полис» (Политические исследования). - 1995. - № 1. - С. 28 - 38.
54. Голомшток, И. Н. Тоталитарное искусство / И. Н. Голомшток. - М.: Галарт, 1994. - 296 с.
55. Гончарова, А. Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества / А. Н. Гончарова. - Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т, 2001. - 160 с. - Режим дocтyпa:http://www.allpravo.htm. Дата обращения: 05.05.2011.
56. Гордон, А. В. Цивилизация нового времени между мир-культурой и культурным ареалом / А. В. Гордон. - М.: ИНИОН РАН, 1998. -132 с.
57. Гриффин, Р. Сравнительное изучение европейского правового экстремизма: пер. с англ. /Р. Гриффин, А. Шеховцов, под ред. А. Умланда //Вопросы философии (сайт) - 2011 - Режим доступа: http://vphil.ru. Дата обращения: 14.01.2012.
58. Гриффин, Р. Палингенетическое политическое сообщество: переосмысление легитимации тоталитарных режимов в межвоенной Европе: пер. с англ. /Р. Гриффин, А. Шеховцов, под ред А. Умланда //Вопросы философии, 2006. - № 12. - с. 51 - 64.
59. Гуковский, М. А. Итальянское Возрождение / М. А. Гуковский.
- Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 624 с.
60. Гюнтер, X. Тоталитарное государство как синтез искусств. /X. Гюнтер //Соцреалистический канон. Сборник. М.: Академический проект, 2000.- Режим доступа: http://www.fedy-diary.ru. Дата обращения: 10.08.2010.
61. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Р. Дарендорф. - Библиотека РГИУ, 2002. - Режим доступа: http://sbiblio.com.sov/. Дата обращения: 20.01.2011.
62. 25 пунктов программы НС ДАЛ. Национальный социалистический портал. - 2009. - Режим доступа: http://nsportal.org.. Дата обращения: 27.10.2009.
63. Деревянко, А.П. История России: учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 560 с.
64. Дильтей, В. Воззрение на мир: исследование человека со времен Возрождения и Реформации / В. Дильтей. - М.: Университетская книга, 2000. - 464 с.
65. Добаев, И. П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. / И. П. Добаев. Отв. ред. А. В. Малашенко. - Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ, 2002. - 120 с. Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.rU/.pdf. Дата обращения: 29.10. 2010.
66. Добаев, И. П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика. Дисс. ... д-ра филос. наук / И. П. Добаев - Ростов н/Д., 2003.-360 с.
67. Докучаев, И. И. Введение в историю общения / И. И. Докучаев.
- Владивосток: Дальнаука, 2005. - 324 с.
68. Докучаев, И. И. Канон в советской культуре 1930-х-1950-х годов: учеб. пособие / И. И. Докучаев, Н. Ю. Костюрина. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2006. - 80 с.
69. Долгов, Б. В. Движения политического ислама в Магрибе / Б. В. Долгов //Вестник МГИМО-Университета. Политология. № 5 (14) 2010. С.123-132. Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo. pdf. Дата обращения: 17.02.2011.
70. Долгов, Б. В. Политический ислам в современном мусульманском мире. Сайт перспектива. - 2007. - Режим доступа: http://www.perspectivy.htm. Дата обращения: 12.09.2010.
71. Донцов, В. Е. Ислам в международных отношениях / В. Е. Донцов //Дипломатический ежегодник, 1997. - М.: Научная книга, 1997.-с. 62 - 89.
72. Звягельская, И. Ислам в Центральной Азии / И. Звягельская //Свободная мысль. - 2008. - № 5 (1588) С. 157-168
73. Звягельская, И. Д. Этнополитические конфликты в современном мире / И. Д. Звягельская //Этносы и конфессии на Востоке, конфликты и взаимодействие. - М.: МГИМО (У), 2005. - Режим доступа: http://sartraccc.pdf. Дата обращения: 14.11.2011.
74. Земсков, В. Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) / В. Н. Земсков. //Социологические исследования, 1991. - №.6. -Режим доступа: http://ecsocman.pdf. Дата обращения: 14.06.2010.
75. Земсков, В. Н. Демография заключенных, спецпоселенцев и ссыльных (30-50-е гг.) / В. Н. Земсков //Мир России, 1999. Т. 8. Режим доступа: http://ecsocman.pdf. Дата обращения: 14.06.2010.
76. Земцов, Б. Н. История российского государства и права : Учебное пособие / Б. Н. Земцов. - М.: ЕОАИ. - 2008. - 336 с.
77. Зиновьев, А. Коммунизм как реальность / А. Зиновьев. - М.: Центрполиграф, 1994. - 495 с.
78. Иванова, М.А. Коллективизация - самая массовая репрессия против народа / М. А. Иванова //Тоталитаризм в России (СССР) 1917-1991. Оппозиция и репрессии: материалы научно-практических конференций. -Пермь, 1998.-С. 24-34.
79. Ивонин, Ю .Е. Становление европейской системы государств. Англия и Габсбурги на протяжении двух эпох / Ю. Е. Ивонин. - Минск: Университетское, 1989. - 200 с.
80. Ивонина, Л. И. Дипломатия и революция (Две английские революции и европейская политика XVII в.) / Л. И. Ивонина. - Смоленск, Знак Почета, 1998. - 280 с.
81. Игнатенко, А. А. Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор / А. А. Игнатенко. // Семинар «Ислам -глобальная угроза?», сентябрь, 2000. - Режим доступа: http://niiss.ru/htm. Дата обращения: 23.02.2010.
82. Игнатенко, А. А. Ислам и политика. Сборник статей. М.: Институт религии и политики, 2004 - Режим доступа: http://i-r-p.ru/html. Дата обращения: 15.03.2010.
83. Игнатенко, А. А. Мировой ислам и интересы России / А. А. Игнатенко //Клуб мировой политической экономики, 2007. - Режим доступа: http://www.wpec.rU/.htm. Дата обращения: 16.03.2010.
84. Игнатенко, А. А. Самоопределение исламского мира / А. А. Игнатенко // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии, 2001. - Режим доступа: http://i-r-p.rU/.html. Дата обращения: 16.03.2010.
85. Игнатенко, А. А. Халифат без халифа. Исламские неправительственные религиозные организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность / А. А. Игнатенко. -М.: Наука, 1988. - 208 с. Институт религии и политики. - Режим доступа: http://i-r-p.ru/html. Дата обращения: 13.06.2010.
86. Игрицкий, Ю. И. Снова о тоталитаризме. Дискуссии и обсуждения. / Ю. И. Игрицкий. - 1993 .Режим доступа: http://www.fedy-. Дата обращения: 17.09.2009.
87. Инглхарт , Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политология: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. Г. Тургаев, А. Е. Хренов. - СПб.: Питер, 2006. - С. 328 - 358.
88. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под. ред. Г. В. Драча. - Ростов-н/Д, изд-во «Феникс», 2004. - 544 с. Режим доступа: http://www.arts.adygnet.ru.htm. Дата обращения: 13.04.2011.
89. История государства и права зарубежных стран /под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М.: Норма, 2001. - 480 с.
90. История мировой экономики : Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 727 е.: илл.
91. История России с начала XVIII до конца XIX века / JI. В. Милов, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов, отв. ред. А. Н. Сахаров. - М.: Издательство ACT, 1996. - 544 с.
92. История России XX век. / А. Н. Боханов, M. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. - М.: Издательство ACT, 1997. - 608 с.
93. История фашизма в Западной Европе / под. ред. Г. С. Филатова. - М.: Наука, 1978. - 609 с.
94. Истягин, JI. Теория тоталитаризма в контексте современных политических процессов. / Л. Истягин. - 2011. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/ Дата обращения: 23.11.2011.
95. Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры. Книги 1 -2. Т. 2. / М. С. Каган. - СПб.: Изд-во Петрополис, 2003. - 320 с.
96. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: «Петрополис», 1996.- 416 с.
97. Каменский, А.П. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII веке: опыт целостного анализа / А. П. Каменский. -М.:РГГУ, 1999. -575 с.
98. Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти. - М.: Издательство «Ad Marginem», 1997. - 517 с.
99. Кара-Мурза, С. Идеология и наука не антиподы! / С. Кара-Мурза, М. Ормигон, Д. Пискунов. - 1993. - Режим доступа: http://ecsocman.pdf. Дата обращения: 18.09.2010.
100. Кеннан, Дж. Ф. Истоки советского поведения: пер. с англ. /Дж. Ф. Кеннан, Г. В. Задорных // США: экономика, политика, идеология. -1989. - № 12. - Режим доступа: http://www.coldwar.ru/php. Дата обращения: 22.03.2012.
101. Кареев, Н. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков: общая характеристика бюрократического государства и сословного общества «старого порядка» / Н. Кареев. - М.: Гос. Публ. ист. б-ка России, 2009. - 452 с.
102. Кареев, Н. И. Общий ход всемирной истории. Очерки главнейших исторических эпох / Н. И. Кареев. - 1993 - Режим доступа: Ьйр:/ЛшЛоу.тАэ/.Ь1т. Дата обращения. 08.03. 2010.
103. Керимов, Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман / Г. М. Керимов. - М.: Леном, 1999. - 304 с.
104. Ключевский, В. О. О русской истории [Сборник] / В. О. Ключевский, под. ред. В. И. Буганова. -М.: Просвещение, 1993. - 576 с.
105. Клямкин, И. Еще раз об истоках сталинизма /Клямкин И. //Политическое обозрение. - 1989. - № 1.-е. 41-50
106. Ковригина, И.А. Культурная жизнь в третьем Рейхе на примере массовых культурных мероприятий, литературы и искусства 1933 - 1945 гг. Дисс. ...канд. ист.наук / И. А. Ковригина - Улан-Удэ, 2004. - 272 с. -Режим доступа: http://rudocs.exdat.com.html. Дата обращения: 17.03.2010.
107. Козьякова, М. И. Эстетика повседневности. Материальная культура и быт Западной Европы 15 - 19- го веков / М. И. Козьякова. - М.: Изд-во ГИТИС, 1996. - 176 с.
108. Кондратьев, С. В. Б. Ф. Поршнев - интерпретатор французского абсолютизма / С. В. Кондратьев, Т. Н. Кондратьева.
//Французский ежегодник. - 2005. - Режим доступа: http://annuaire-ir.narod.ru/html. Дата обращения: 13.06.2010.
109. Коргун, В. Г. Исламский экстремизм в Афганистане. / В. Г. Коргун //Afganistan.ru. 2008. - Режим доступа: http://www.afghanistan.ru.html. Дата обращения: 16.04.2011.
110. Косач, Г. Г. Саудовская Аравия: дискуссия об образовании / Г. Г. Косач. - Институт Ближнего Востока, 2006. - Режим Доступа: http://www.iimes.ru/htm. Дата обращения: 06.07.2010.
111. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей в 3 - томах. Т. 3. / Н. И. Костомаров. - Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1997. - 672 с.
112. Косырев, Д. Сто лиц китайской культурной революции / Д. Косырев //РИАНОВОСТИ. - 16. 05. 2011. - Режим доступа: http://ria.ru. html. Дата обращения: 23.03.2012.
113. Криворученко, В.К. Советское общество в воспитании молодежи. 1917-1941 / В. К. Криворученко, JI. С. Цветлюк. -Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», -2011. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru.Society/. Дата обращения: 26.09.2011.
114. Кряжева-Карцева, Е. В. Кризис рационального сознания в европейском обществе на рубеже XIX-XX веков / Е. В. Кряжева-Карцева. -Московский государственный педагогический университет - 1999. - Режим доступа: http://nature.web.ru/. Дата обращения: 12.07.2009.
115. Кудинов, О. А. История государства и права зарубежных стран: Учебно-практическое пособие, руководство по изучению дисциплины / О. А. Кудинов. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2005. - 306 с.
116. Культурология: Учебное пособие /под ред. Г. В. Драча. -Ростов н/Д: «Феникс». - 2005. - 570 с.
117. Лавров, А. Афганистан. Талибы и моджахеды: возможно ли примирение? / А. Лавров // Азия и Африка сегодня. - 2008. - № 12. Режим доступа: http://i-r-p.ru.html. Дата обращения: 18.10.2009.
118. Лавров, А. Ю. Религиозно-политические организации в Афганистане во второй половине XX - начале XXI века. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. / А. Ю. Лавров. - М., 2009. - Режим доступа: http://www.dissercat.com.. Дата обращения: 11.01.2012.
119. Ланда, Р. Г. Политический ислам. Предварительные итоги. / Р. Г. Ланда. - М.: Институт религии и политики, 2005. - Режим доступа: http://www.i-r-p.ru.html. Дата обращения: 14.06.2011.
120. Лапшов, Б. Европа на пороге Нового времени / Б. Лапшов. -М.: ИНИОН РАН, 1988. - 128 с.
121. Левин, 3. И. Ислам в арабских странах: неотрадиционализм и возрожденчество (вторая половина XX в.) / 3. И. Левин // Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. - М.: Наука, 1983. - С. 70 -83.
122. Левин, 3. И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока / 3. И. Левин. - М.: Наука ГВРЛ, 1988. - 223 с.
123. Леонов, И. В. Синергетический концепт «переходности» в культурно-исторических исследованиях / И. В. Леонов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 25 (58): Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2008. -С.164- 168.
124. Лившиц, Р. Л. Рыбодельфиность или механизм формирования мифа тоталитаризма / Р. Л. Лившиц //Третьи Лойфмановские чтения: Образы науки в культуре на рубеже тысячелетий: Материалы Всерос. науч. конф. (Екатеринбург, 17-18 дек. 2007). - Екатеринбург: Изд-во Урал. Унта, 2007. - 552с. - Режим доступа: http://elar.usu.pdf. Дата обращения: 22.03. 2012.
125. Лихачев, Д. Петровские реформы и развитие культуры / Д. Лихачев. -Режим доступа: :http://www.gumer.info.pdf. Дата обращения: 12.12.2011.
126. Лосский, Н. О. Органическое строение общества и демократия //Антология мировой политической мысли. Политическая мысль России / Г. Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1997. - 795 с. - Режим доступа: http://www.gumer.php. Дата обращения: 11.11. 2011.
127. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и нравы русского дворянства (XVIII - начало Х1Хв.) / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1999. - 416 с.
128. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство - СПБ, 2004. - 704 с.
129. Лукин, А. О некоторых проблемах сравнительных исследований политических систем Китая и СССР / А. Лукин. - Портал МГИМО. - 2011. - Режим доступа: http://www.mgimo.phtml . Дата обращения 11.01.2012.
130. Лутфуллин, Р. Р. Тоталитаризм как политико-правовое явление. Дисс. ... канд. юрид. наук / Р. Р. Лутфуллин. - Казань, 2003. - 158 с.
131. Любин, В. П. Преодоление прошлого: споры о тоталитаризме /
B. П. Любин, 2004. -Режим доступа: http://alestep.narod.ru/lubin/totalitarianism.htm. Дата обращения: 23.04.2011.
132. Любин, В. П. Тоталитаризм: новые подходы / В. П. Любин. 2006. - Режим доступа: http://alestep.narod.ru.htm. Дата обращения: 23.04.2011.
133. Люкс, Л. Большевизм, фашизм, национал-социализм -родственные феномены? / Л. Люкс. - Вопросы философии. - 1989. - № 7. -
C. 48-57.
134. Люкс, Л. Тоталитарная личность в контексте Новейшей истории. / Л. Люкс. 2001.- Режим доступа: http://magazines.russ.html. Дата обращения: 17.08.2009.
135. Мазуров, И. Фашизм как форма тоталитаризма / И. Мазуров. -1993. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.pdf. Дата обращения: 25.06.2011.
136. Макарова, Л. М. Нацистская концепция человека и методы ее реализации / Л. М. Макарова //Человек. - 2003. - № 3. - Режим доступа: http://vivovoco.rsl.HTM. Дата обращения: 18.02.2011.
137. Макарова, Л. М. Иррациональные аспекты фашистской разновидности германского национализма / Л. Н. Макарова //Национализм, консерватизм и социализм в новое и новейшей истории Запада. Калининградский университет, 1996. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek.php Дата обращения: 18.02.2011.
138. Малашенко, А. В. Исламская альтернатива и исламистский проект / А. В. Малашенко. Московский центр Карнеги. - М.: Изд-во «Весь мир»,
2006.Peжимдocтyпa:http://carnegieendowment.org/flles/11352_islam_project_ malash.pdf. Дата обращения: 29.08.2010.
139. Малашенко, А. В. Ислам и политика в государствах Центральной Азии / А. В. Малашенко // Центральная Азия и Кавказ. - 1999. - № 5. - Peжимдocтyпa:http://www.ca-c.org.shtml. Дата обращения: 28.04.2010.
140. Мамедова, Н. М. Иран: векторы внутриполитического развития / Н. М. Мамедова. //Перспективы. 2007. Режим доступа: http://www.perspectivy.info.htm. Дата обращения: 23.02.2010.
141. Мамедова, Н. М. Опыт экономического развития Ирана в условиях исламского управления. / Н. М. Мамедова //Исламская экономика, бизнес, финансы, 2011. - Режим доступа: Ьйр://¥А^уу.ти8Нтесо/140/. Дата обращения: 12.02.2012.
142. Мамедова, Н. М. Проблемы модернизации и либерализации экономической системы Ирана (исторический аспект). / Н. М. Мамедова //Ближний Восток и современность. Выпуск второй. М., 1996, С. 86 - 97. Режим доступа: http://middleeast.htm. Дата обращения: 12.06.2011.
143. Мамедова, Н. М. Сравнительный анализ эффективности экономических моделей Ирана и Турции / Н. М. Мамедова // Новое восточное обозрение, 2010. - Режим доступа: http://journal-neo.. Дата обращения: 25.09.2011.
144. Медушевский, А. Н. Сталинизм как модель социального конструирования / А. Н. Медушевский. - 2010. - Режим доступа: http://www.rosspen.pdf. Дата обращения: 24.04. 2011.
145. Медушевский, А. Н. Утверждение абсолютизма в России. Сравнительное историческое исследование / А. Н. Медушевский. - М.: «Текст», 1993.-320 с.
146. Месамед, В. И. Иран отметил годовщину исламской революции / В. И. Месамед. - Институт Ближнего Востока, 2010. - Режим доступа: http://www.iimes.ru.htm. Дата обращения: 11.03.2011.
147. Мирский, Г. И. Возврат в средневековье? / Г. И. Мирский. Режим доступа: http://www.globalaffairs.7412. Дата обращения: 15.06.2010.
148. Мирский, Г. И. Исламизм - третья ступень ракеты деколонизации? / Г. И. Мирский.- Режим доступа: http://www.wpec.ru/.htm. Дата обращения: 15.06.2010.
149. Михайленко, В. И. Современные проблемы тоталитаризма / В. И. Михайленко // Известия Уральского государственного университета. 2011. - № 1 (86). Режим доступа: http://proceedings.usu.(03_$01-2011).jsp. Дата обращения: 12.01.2012.
150. Модернизация в России и конфликт ценностей / Отв. ред. С. Я. Матвеева.-М.:ИФРАН, 1993.-250 с.
151. Найдорф, M. Заметки по культурологии тоталитаризма / М. Найдорф 2005. http://www.countries.ru/library.htm. Дата обращения: 14.05.2010.
152. Народное образование в СССР / Под ред. М. А. Прокофьева. -М.: Просвещение, 1967. - Режим доступа: http://www.detskiysad.html. Дата обращения: 17.10.2010.
153. Неганов, Ф. М. Аксиологическая детерминация / Ф. М. Неганов, Ф. С. Файзулин, И. Н. Ханов. - Уфа: Гилем, - 2004. - 132 с.
154. Неомарксизм и проблемы социологии культуры: Макс Вебер и кризис западно-европейского разума / Ю. Н. Давыдов, О. С. Ли, С. М. Митина, А. И. Чупрынин . - М.: Наука, - 1980. - 352 с.
155. Нечитайло, Д.А. У.Бен-Ладан и всемирное движение ислама / Д. А. Нечитайло // Институт Ближнего Востока. - 2011. - Режим доступа: http://www.i-r-p.ru/.html. Дата обращения: 13.01.2012.
156. Новейшая история Азии и Африки (1945-2000) / В. И. Бузов, под ред. А. А. Егорова. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. - 574 с. - Режим доступа: http://www.istmira.com/. Дата обращения: 12.03.2011.
157. Нольте, Э. Фашизм в его эпохе / Э. Нольте. - Новосибирск, Сибирский хронограф, 2001. - 568 с.
158. Одесский, М. П. Поэтика террора и новая административная ментальность: Очерки истории формирования /М. П .Одесский, Д. М. Фельдман. - М.: Изд-во РГГУ, 1997. - 204 с.
159. Ольшанский, Д. В. Психология терроризма / Д. В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
160. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Избранные труды. М.: Изд-во «Весь мир», 2000. - 704 с.
161. Осипов, А. Саудовская Аравия - страна экономических чудес / А. Осипов //Обозреватель. Внешняя политика. № 2, 3, 4, 7, 9. 1999.- Режим доступа: http://www.rau.HTM. Дата обращения: 21.05.2011.
162. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 432 с.
163. Перченок, Ф. Ф. Дело «Академии наук» и «Великий перелом» в науке. / Ф. Ф. Перченок //Трагические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР. - М.: Наука, 1995. - с. 201-235. - Режим доступа: http://www.ihst.ru/htm. Дата обращения: 25.02.2011.
164. Писаренко, К. А. Об эволюции форм правления европейских государств в новое и новейшее время (конец ХУ-ХХвв.) / К. А. Писаренко. - М.: Археографический центр, 1998. - 80 с.
165. Полонская, Л. Р. Введение / Л. Р. Полонская //Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. М.: Наука, 1983. - С. 3 -13.
166. Попов, В. П. Паспортная система в СССР (1932-1976гг.) / В. П. Попов. - 1995. - Режим доступа: http://ecsocman.pdf. Дата обращения: 26.07.2011.
167. Порьяз, А. В. Мировая культура: Возрождение. Эпоха великих географических открытий /А. В. Порьяз. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. -560 с.
168. Раков, В. М. «Европейское чудо» (Рождение новой Европы в ХУ1-ХУШ вв.) / В. М. Раков. - Пермь: Изд-во Пермь Ун-та, 1999. - 254 с.
169. Ракунов, В. А. Государственная политика в сфере школьного образования в 1920-30-х годах. / В. А. Ракунов. - Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» , 2011. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru.Education/. Дата обращения: 27.04.2011.
170. Рамазанов, Р. О. Концептуальные основы и современная практика исламского терроризма в зоне конфликта. Автореф. дисс. ...канд. полит, наук. / Р. О. Рамазанов. - М., 2006. - Режим доступа: http://sartraccc.pdf. Дата обращения: 28.01.2011.
171. Рассоха, И. Н. Тезисы о тоталитаризме / И. Н. Рассоха. - 1995. - Режим доступа: http://www.rus-Hb.rn.html. Дата обращения: 17.03.2010.
172. Рахманова, К. Ф. Принцип «велаяте-факих» в Исламской республике Иран. / К. Ф. Рахманова // Материалы Первой международной молодежной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии» Нижний Новгород, Издательский дом «Медина», 2007. - С. 84 - 87.
173. Рутенбург, В. И. Италия и Европа накануне Нового времени / В. И. Рутенбург. - JL: Наука, 1974. - 324 с.
174. Рыбаковский, JI. JI. Роковые - тридцать седьмые / JI. JI. Рыбаковский. - 2003. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/pdf. Дата обращения: 11.07.2010.
175. Сажин, В. И. Президент Ирана Ахмадинежад - портрет в политическом интерьере / В. И. Сажин. - Институт Ближнего Востока РАН, 2007. - Режим доступа: http://www.rodon. Дата обращения: 16.10.2010.
176. Сажин, В .И. Иран: март 2011. Военно-политическая ситуация / В. И. Сажин. - Институт Ближнего Востока, 2011. - Режим доступа: http://www.iimes.ru/201 l/.htm. Дата обращения: 25.08.2011.
177. Сажин, В. И. Исламская революция продолжается (К 30-летию исламской революции в Иране) / В. И. Сажин. - Институт Ближнего Востока, 2009. - Режим доступа: http://www.iimes.ru/htm. Дата обращения: 16.10.2010.
178. Семедов, С. А. Ислам в современных этнополитических процессах на Северном Кавказе / С. А. Семедов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Антология отечественного религиоведения. - Режим доступа: http://religio.rags.ru/journalphp. Дата обращения: 16.10.2010.
179. Семедов, С. А. Политический ислам в современном мире / С. А. Семедов. - Автореф. дисс. ... д-ра ф-фских наук. - М., 2009. - 66 с.
180. Сказкин, С. Д. Проблема абсолютизма в Западной Европе (Время и условия его возникновения) / С. Д. Сказкин // Избранные труды по истории. M.: Наука, 1973. - Режим доступа: http://illuminats.ru/-2009ednl2. Дата обращения: 27.10.2009.
181. Соловьев, С. М. Сочинения. В 18 кн. Кн. VIII. т. 15 - 16. История России с древнейших времен / С. М. Соловьев, Отв. ред. И. Д. Ковальченко, С. С. Дмитриев. - М.: Мысль, 1991. - Режим доступа: http://reeed.ru/lib/solovev/. Дата обращения: 18.10.2010.
182. Соловьев, С. М. Петровские чтения /С. М. Соловьев. - 2000. -Режим доступа: http://www.rummuseum..php. Дата обращения: 18.10.2010.
183. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений: пер. с англ. /П. Сорокин, В. В. Сапов. - СПб.: РХГИ, 2000.-1056 с.
184. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / П. А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
185. Соцреалистический канон /Под ред. X. Гюнтера и Е. Добренко. - М.: Академический проект, 2000. - 1040 с. - Режим доступа: http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4535. Дата обращения: 23.09.2011.
186. Степанов, Г. Сторонники непримиримости и компромисса. / Г. Степанов. - Институт религии и политики, 2011. - Режим доступа: http://i-r-p.ru/html. Дата обращения: 12.01.2012.
187. Студников, П. Е. Тоталитаризм: Исторические типы и социально-политическая практика. Автореф. дис .... канд. полит, наук / П. Е. Студников. - М., 2000. - Режим доступа: http://www.storicheskie-praktika. Дата обращения: 24.12. 2009.
188. Сунягин, Г. Ф. Промышленный труд и культура Возрождения / Г. Ф. Сунягин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 161 с.
189. Табачников, С. Нацизм и математика / С. Табачников // Квант -1990. - № 10. Режим доступа: http://www.gumer.info/php. Дата обращения: 26.10.2011.
190. Таубергер, А. Г. Системно-функциональный анализ тоталитаризма. Дисс. ... канд. филос. наук / А. Г. Таубергер. - Нижний Новгород, 2003. - 173 с.
191. Тибо, П. Эпоха диктатур: пер. с фр. / П. Тибо, Е. Клопова. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 288 с.
192. Тоталитаризм как исторический феномен М.: Философское общество СССР, 1989. - 396 с.
193. Тоталитаризм. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления / Под. ред. Я. С. Драбкина, Н. П. Комоловой. - М.: Памятники исторической мысли. 1996. - 540 с.
194. Трунев, С. И. Homo Soveticus и Homo Consumens: подвиги производства и потребления. / С. И. Трунев, В. С. Палькова //Вестник Челябинского государственного университета, 2009 -№ 33 (171) - 2009. -Режим доступа: http://www.zelife.ru/ekochel/.html. Дата обращения: 28.11.2010.
195. Туранова, Е. Путь в никуда? /Е. Туранова //Санкт-Петербургский центр изучения современного Ближнего Востока. - 2010. -Режим доступа: http://meast.ru/article/taliban-nikuda. Дата обращения: 13.10.2010.
196. Умланд, А. Современные концепции фашизма в России и на Западе. / А. Умланд. - 2003. - Режим доступа: http://magazines.russ./2003/5/umland.html. Дата обращения: 29.01.2010.
197. Уолкер, М. Наука при национал-социализме / М. Уолкер // Вопросы истории естествознания и техники. - 2001. - № 1. Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru. Дата обращения: 20.07.2010.
198. Федотов, Г. П. Россия и свобода / Г. П. Федотов. - Режим доступа: http://www.gumer.Fedotov/php. Дата обращения: 23.04.2011.
199. Флиер, А. Я. Будущее возврату не подлежит / А. Я. Флиер //Культурологический журнал. 2010.- № 1. - С. 1 - 6 Режим доступа: http://cr-journaL.pdf. Дата доступа: 26.10.2011.
200. Франк, С. JI. Ересь утопизма. / С. JI. Франк // Социологические исследования. - 1994. - № 1. - С. 126 - 134.
201. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: пер. с англ. и нем. /В. Франкл, JI. Я. Гозман, Д. А. Леонтьев. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
202. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя. / Пер.с англ.
- Минск: «Попурри», 1998 - 672 с.
203. Хаас, Р.Н. Новый Ближний Восток / P. Н. Хаас //Foreign Affairs.
- 2006. - № 6. - Режим доступа: http://i-r-p.ru-8926.html. Дата обращения: 28.10.2010.
204. Хайек, Ф. Дорога к рабству / Р. Хайек. - М.: Новое издательство, 2005. - 264 с.
205. Халаджи, М. Как революция в Иране сделала из аятолл банкиров Бога /М. Халаджи. - Институт религии и политики. Би-Би-Си, 2011. - Режим доступа: http://i-r-p.ru/html. Дата обращения: 20.01.2012.
206. Хантингтон, С. Политический порядок в меняющихся обществах // Политология: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. Г. Тургаев, А. Е. Хренов. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.
207. Хомейни, Р. М. Исламское правление /пер и прим. О. А. Семеновой //Вестник Московского университета. Сер. Политические науки. - 2007.-№ 1.-С. 56-61.
208. Хохлов, И. И. Исламский терроризм: Глобальный джихад Салафи - международная террористическая сеть Аль-Каида. / И. И. Хохлов. - Международное сообщество политических экспертов, 2008. -Режим доступа: http://strateger.l6partl/. Дата обращения: 24.11.2010.
209. Хрестоматия для немецкой молодежи. (1938) // М. В. Пономарев, С. Ю. Смирнова /Новая и новейшая история стран Европы и
Америки. Т. 3. - М., 2000. - С. 182 - 187. Режим доступа:
http://www.hrono.ru.html. Дата обращения: 24.12.2010.
210. Чудинов, А. В. «Королевское самодержавие» во Франции: история одного мифа. / А. В. Чудинов. - 2005. - Режим доступа: http://annuaire-fr.2005.html. Дата обращения: 25.09.2009.
211. Шагаль, В. Э. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык / В. Э. Шагаль. - М.: Институт востоковедения РАН, 2001. - 288 с.
212. Шульце, X. Краткая история Германии / X. Шульце. - М.: Изд-во «Весь мир», 2004. - 256 с.
213. Шушарин, Д. В. Две Реформации: Очерки по истории Германии и России / Д. В. Шушарин. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 280 с.
214. Щербинин, А. И. Политический мир России / А. И. Щербинин, Н. Г. Щербинина. - Томск: Изд-во «Водолей», 1996 - 256 с.
215. Щербинина, Н. Г. Героический миф тоталитарной России / Н. Г. Щербинина. - Томск: КЦ «Позитив», 1998. - 104 с.
216. Эволюция исламской традиции в освободившихся странах Востока. - М.:ИНИОН РАН, 1983. - 204 с.
217. Эрме, Ги Авторитаризм // Политология: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. Г. Тургаев, А. Е. Хренов. - СПб.: Питер, 2006. - С. 157-172.
218. Юрчук, В. С. История правовых и политических учений: Курс лекций / В. С. Юрчук. - М.: МИЭМП, 2007 - 234 с. Режим доступа: http://lib.miemp.07.pdf. Дата обращения: 23.07.2010.
219. Яковлев, А. Н. Сумерки / А. Н. Яковлев. - М.: Материк, 2003. - 672 с.
220. Ярошевский, М. Г. Сталинизм и судьбы советской науки / М. Г. Ярошевский. - 1991. - Режим доступа: http://www.ihst.rU/projects/.htm. Дата обращения: 26.11.2011.
221. Fridrich, C. Totalitarian Dictatorship and Autocracy / C. Fridrich, Z. Brzezinski. - Cambridge (Mass.). 1956.
222. Gentile, E. II fascismo in tre capitoli. / E. Gentile. - Roma-Bari : Laterza, 2006.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.