Семантика и семиотика в культуре тоталитарных обществ: миф, символ, ритуал тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Лебедев, Игорь Александрович

  • Лебедев, Игорь Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 163
Лебедев, Игорь Александрович. Семантика и семиотика в культуре тоталитарных обществ: миф, символ, ритуал: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2006. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лебедев, Игорь Александрович

Введение.

Глава I. Миф и тоталитарное общество.

1.1. Авторитаризм, тоталитаризм, фашизм: определение понятий.

1.2. Советский тоталитарный миф.

1.3. Мифология германского национал-социализма.

1.4. Мифология итальянского фашизма.

1.5. Мифология маоистского тоталитаризма.

1.6. Мифологизация отношений «верхи - низы» в обществах тоталитарного типа.

Глава 2. Семантика основных символов тоталитарных государств.

2.1. Знак - эмблема - символ.

2.2. Украденный священный символ или четыре стороны свастики.

2.3. Фашио - это Империя (символика Италии Муссолини).

2.4. Красная звезда «освещает» серп и молот (символ и эмблема).

2.5. Традиция и доктрина.

Глава 3. Ритуальная культура тоталитарных государств.

3.1. Церемония - ритуал - архетип.

3.2. Типы ритуалов в тоталитарных обществах.

3.3. Праздник как система и инструмент тоталитарной индокринации.

3.4. «Праздник спорта» как пропаганда.

3.5. Тоталитарный миф и «новояз».

3.6. Семантика парадигмальных жестов.

3.7. Тоталитарное государство как «синтез искусств».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семантика и семиотика в культуре тоталитарных обществ: миф, символ, ритуал»

Актуальность темы.

Относительно тоталитарного опыта XX века сложилось огромное количество стереотипов, которые упрощают и делают феномен одномерным и, следовательно, неистинным. С одной стороны, действия по укреплению государственности одними сразу квалифицируются как «предтоталитарные», с другой стороны, прошлое зачастую идеализируется. (Это касается не только РФ, но и Германии, где в результате опроса 1992 года, выяснилось, что каждый третий (!) немец находит нацизм положительным явлением).

Появление в РФ целого спектра групп и движений, основанных на ценностях тоталитаризма (от «Вервольфа» до национал-большевиков) делает анализ тоталитаризма необходимым. Современная Россия ищет свою идею, и в этот вакуум врывается то, что ранее никогда не было здесь широко популярным -расовые идеи (от примитивных до «гиперборейских истоков русского народа»), теории неоязычества и т. д.

Теоретический интерес к проблеме тоталитаризма характерен и для Германии (с 1974 года, например, там выходит серьезный аналитический журнал «3 рейх»). Но, чтобы видеть будущее, необходимо понять прошлое, которое при стечении обстоятельств может превратиться в «воспоминание о будущем». Одного морального осуждения здесь недостаточно, необходимо найти не только общее в тоталитарном опыте, но и глубоко специфическое, а это возможно только при анализе явления через призму мировой культуры. Прежние мифы умерли, но архетипы их живы и продолжают существовать в подсознании людей. Поэтому актуальность исследования тоталитаризма не уменьшается, но возрастает и не только для молодой демократии в России, но и для всего мира. Информационный взрыв последних десятилетий создает у человека разных культур ощущение постоянной изменчивости. Это способствует мифологизации сознания современного человека, так как миф упорядочивает хаотическую картину мира. Сила мифа, в частности тоталитарного мифа - в его способности возвращаться к жизни в другом обличьи.

Следовательно, беспристрастное исследование тоталитаризма является востребованной и неотложной задачей.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема феномена тоталитаризма занимает особое место в философской мысли XX века. Социальный катаклизм в России не мог не вызвать мучительных вопросов о сути и причинах невиданного феномена - Н. Бердяев, В. Розанов, Е.Трубецкой, Л.Шестов, и другие еще до появления термина «тоталитаризм» пытались понять природу нарождающейся новой культуры. С возникновением режима Муссолини и нацистского движения интерес к проблеме затрагивает все уровни европейской интеллектуальной элиты. В творчестве Р. Генона, Т. Манна, Х.Ортега-и-Гассета, М.Элиаде, появляются попытки осмысления общекультурных тенденций, лежащих в основе возможности появления этого феномена. С середины 30х г. XX века начинается анализ собственно тоталитаризма, но исследования ведутся в основном в политологической плоскости (Ф. Боркенау, К. Дейч, К. Гейден), а с 40-50" г.г. в полит-социологическом ключе (3. Бжезинский, К.Поппер, К. Фридрих, Ф.Хайек). Культурным основанием такого подхода была абсолютизация ценностей «веберовской» цивилизации, где главное - это борьба самодостаточных индивидов и групп, что и получило свое выражение в «игре политических сил», в парламентаризме. Другие уровни, срезы и пласты мировой культуры или просто игнорировались или считались априори аномальными.

Исключением здесь являлось творчество В. Райха, который рассматривал тоталитаризм с позиций психоанализа (позже, значительно модернизированная, эта линия будет разрабатываться Э. Фроммом).

В 60-70 г.г. XX века появилось несколько новых направлений анализа тоталитаризма, что обогатило инструментарий исследования феномена, он становится объемным и многомерным объектом изучения. «Инициатическая школа» (Л. Бержье, М. Равенскрофт, М. Серрано) открыла связь (особенно национал-социализма) с особой субкультурой мировой традиции - эзотеризмом, герметизмом. X. Арендт в тоталитаризме видит не социальные структуры и социальные интересы, а «психокосмос одиночки в бездушной государственной машине» - происходит «сократический» перелом в проблеме поиска сути тоталитаризма. JI. Шапиро - разграничивая инструменты власти (идеология, террор и т.д.) от сути феномена - практически преодолевает тупик социологического подхода.

Франкфуртская школа (Г. Маркузе) ставит новые вопросы, связанные с данным феноменом. Нельзя также не отметить работы Э.О.Морена, С.Московичи, Ж. Пурвулеско, связанные с проблемой тоталитаризма. Обширный блок литературы составляют исследования, посвященные отдельным сферам и аспектам тоталитарной культуры - языку, быту, ритуалу.

Среди основных имен- можно назвать В. Андреевского, Р. Багдасарова, Р.Герцштейна, X. Гюнтера, В. Глебкина, В. Клемперера, Ж. Марабини, О.Пленкова, Ш. Фицпатрик, Х.Хене.

Нельзя не отметить того факта, что для понимания такого неодномёрного явления, как тоталитаризм, большое значение имеют работы отечественных философов культурологов, которые занималисьпроблемой мифа, символа, знака, общими проблемами семиотики культуры - Э.Ф. Голосовкера, Ф.Х. Кессиди, А.Ф.Лосева, М.И. Мамардашвили.

А работа Ю.Н. Солонина о Э. Юнгере, в принципе, не только начала в России философского изучения его творчества, но и открыла новое направление в изучении тоталитаризма - проблему внутреннего преодоления мифа.

Осмыслению эстетических аспектов культуры тоталитарных обществ способствуют положения и выводы, содержащиеся в работах по эстетике М.С.Кагана, В.В. Прозерского, Е.Н. Устюговой. Общетеоретической базой исследования феномена тоталитаризма явились концептуальные идеи, обоснованные в работах по философской антропологии, философии культуры и культурологии А.А. Грякалова, С.И. Иконниковой, М.С. Кагана, JI.K. Кругловой, Б.В. Маркова, В.В. Савчука, Ю.Н. Солонина.

Вместе с тем, проблемой при анализе тоталитаризма была и осталась, с одной стороны, фрагментация феномена как целого, а с другой, его схематизация, рассуждения о «тоталитаризме вообще». Среди большого количества работ фактически нет таких, которые исходили бы из понимания тоталитаризма как культурного феномена, своеобразного синтеза разных пластов мировой культуры. После распада Советского Союза в новой России к перечисленным проблемам присоединилось и то, что можно назвать «идеологическим преодолением», и не только к своей прошлой истории, но и к опыту и реалиям национал-социалистической Германии. В частности, большой акцент получило рассмотрение формы, а не сути тоталитаризма в этих странах.

Постсоциалистическим синдромом» страдает и литература, посвященная проблеме тоталитаризма, (особенно в 90е г. XX века) исследователей из Восточной Европы - А. Мирека, Ж. Желева, С. Жижека и других.

А в это время в Западной Европе, наоборот, появилась так называемая «ревизионистская» школа, представители которой вообще отрицают существование такого явления, как тоталитаризм. (Т. Лоэ считает, что национал-социализм, фашизм, маоизм, советский коммунизм были разновидностями протеста против вестернизации в XX веке - сейчас этот процесс именуется глобализацией).

Часть «ревизионистов» (П.Расинье, М.Рид, Р.Форрисон, Ю.Граф) отрицают, например, геноцид и холокост в истории Германии Гитлера.

Изучение проблемы тоталитаризма в последние годы выявило и новую опасность, которая заключается в вульгаризации части аспектов жизни тоталитарных государств. Немало материалов носит чисто информативный, а не аналитический характер.

Цель и задачи исследования.

В основе любой социальной системы лежит некое исходное начало, которое определяет, иногда незаметно для людей, всю жизнь этой системы. Если говорить о тоталитарном (государстве, сознании, искусстве), то в его основе лежит универсальный миф. Именно этот миф в разных своих исторических явлениях и служит ключом к пониманию всех сторон жизни тоталитарного общества. Анализ разных культурных типов такого мифа и реализация его в символике, ритуалах, искусстве и является основной целью диссертации. Конкретные задачи, решение которых обеспечивает достижение поставленной задачи, заключается в том, чтобы:

1. Рассмотреть миф - и именно универсальный миф - как системообразующее начало тоталитаризма и определить его основные исторические типы.

• 2. Проанализировать семантику и эволюцию (актуализацию разных уровней) основных символов тоталитарных обществ. Указать на нетождественность символа и эмблемы и их взаимоотношения в конкретных случаях тоталитаризма.

3. Определить роль праздника в культуре тоталитарных обществ XX века, значение парадигмальных жестов в связи с конкретным типом тоталитарного мифа.

4. Вскрыть специфику феномена «спорта как пропаганды», а также соотношение церемонии и ритуала в обыденной жизни рассматриваемых государств и обществ.

5. Показать сходство и различие в самой сути исторических типов феномена тоталитаризма в XX веке.

Научная новизна результатов исследования.

1. Феномен тоталитаризма проанализирован не как искусственная конструкция, поддерживаемая только насилием и всеконтролем, а как определенное состояние общества, фундированное культурой, в основе которой лежит сплав архетипов из разных уровней культуры (языческой, христианской, инициатической).

2. Показано, что в противоположность общепринятым взглядам, при большой схожести по форме тоталитарные общества в своей архетипической основе, были гораздо дальше друг от друга, чем считается до сих пор (и это касается не только СССР и Германии Гитлера, итальянского фашизма и национал-социализма, но и СССР и Китая Мао).

3. Символика в культуре тоталитарных обществ проанализирована не эмблематически и знаково, а через рассмотрение актуализации различных уровней самих универсальных символов.

4. Рассмотрен семантико-семиотический аспект парадигмальных жестов в структуре разных типов тоталитарного мифа как онтологического момента в культуре тоталитарных обществ.

5. Показано значение ряда феноменов культуры, ранее подававшихся лишь информативно (спорт и тоталитаризм, «новояз»).

Положения, выносимые на защиту:

1. Тоталитаризм - это явление социально-политическое, т.е. это определенная форма социальной организации. Содержание, «упакованное» в эту форму, определяется целью, достижению которой подчиняется вся жизнь тоталитарного общества. Ее специфика заключается в глобальном и универсальном характере - мировая революция, новый мировой порядок и т.д. Стремление подчинить всю жизнь общества единой и притом сверхреальной цели, что и порождает феномен тоталитаризма, с необходимостью требует особым образом организованной культуры. Ее системообразующим началом является миф.

2. Наряду с общими чертами, тоталитарные мифы имели и свою специфику. Так немецкий фашизм опирался на миф, обращенный в прошлое, итальянский мифологизировал государство. Общим для них было обращение к идеологии расизма, что предполагает гальванизацию наиболее архаичных пластов человеческого сознания. Для Советского мифа характерна ориентация на светлое будущее, отвержение расизма и национализма. Роль носителя зла отводилась в нем классовому врагу. Констатация этих отличий, разумеется, нужна не для того, чтобы ответить на вопрос, какой тоталитаризм лучше, а для внесения ясности в сложную, запутанную, болезненно решаемую проблему.

3. Символика тоталитарных культур является очень часто ключом к пониманию сути таких обществ, а не знаковой констатацией идеологических схем. Кроме того, символические ряды тоталитарных государств отражают не только «душу» соответствующего мифа, но нередко и эволюцию тоталитарных систем.

4. Если символ несет в себе потенциальную связь с определенной реальностью, то ритуал обладает возможностью реализации этой потенции. Ритуал в символических действиях воспроизводит тоталитарный миф. И если задача церемонии - обязать человека действовать так, а не иначе, то важнейшая цель ритуала в тоталитарном обществе - освободить человека от собственного выбора и наполнить его сознание определенным содержанием. Внутренний смысл в тоталитарной культуре может быть понят адекватно только изнутри человеком, находящимся в «сильном поле» этого мифа - иначе увидят лишь набор действий. Это очень важный момент всех тоталитарных культур. Ритуал тесно связан с праздником. Суть праздника в тоталитарных обществах тесно связана с культурной задачей в воспроизводстве картины мира, поэтому праздник - это воспроизводство мифа через ритуал, церемонии, парадигмальные жесты.

5. Спорт, в пространстве культуры тоталитарного общества, так же воспроизводил системообразующий миф, но на эмоциональном уровне игры, являющейся здесь «сакральным противоборством».

6. Миф преобразовал и лингвистику, создав «новояз», в котором отражалась суть соответствующего видения мира в тоталитарных обществах.

7. Мифы, символы, ритуалы - необходимые инструменты культуры. Все дело в том, как и в какой мере они используются. Высокая степень мифологизации, символизации и ритуализации культуры свидетельствует о различного рода негативных процессах. Главные из них это сознательное стремление власти затушевать истинную картину происходящего в обществе или вызвать энтузиазм широких масс по поводу достижения целей, имеющих иррациональную природу. Все это возможно лишь в тоталитарном обществе и поэтому чрезмерную мифологизацию, символизацию и ритуализацию культуры можно рассматривать в качестве одного из индикаторов сползания общества в сторону тоталитаризма. В то же время нигилизм и пренебрежение по отношению к мифологическим, символическим и ритуалистическим аспектам культуры недопустим. Его реализация на практике свидетельствует о потере внутренних духовных связей, скрепляющих общество в единое целое.

Теоретическую и методическую базу диссертационной работы составляют исследования отечественных и зарубежных философов и культурологов. Цель и задачи исследования обусловили выбор методов. Среди них:

- феноменологический метод, который используется на первичной стадии изучения и описания предмета исследования

- историко-генетический, который необходим, поскольку предмет -исследования глубоко укоренен в истории мировой культуры

- системный метод анализа культурных феноменов, необходимость которого обусловлена многоаспектным и в то же время целостным характером предмета исследования

- метод компаративистики, который используется для сопоставления и сравнения различных аспектов изучаемого объекта

- герменевтический метод, который является необходимым в культурологическом исследовании вообще и в изучении столь сложного феномена как тоталитаризм

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения могут быть использованы:

- в практической сфере для анализа символического поведения политических групп и движений

- в общекультурологическом смысле - для более точного определения специфики и места тоталитарного феномена в мировой культуре

- в педагогической практике - для подготовки учебных материалов и различных курсов по теории и истории культуры, в лекционной работе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Лебедев, Игорь Александрович

Заключение.

1. Тоталитаризм - это явление социально-политическое, т.е. это определенная политическая форма социальной организации. Содержание, облаченное в эту форму, определяется сверхцелью, достижению которой подчинены все сферы тоталитарного общества. Ее специфика заключается в глобальном и универсальном характере. Стремление подчинить всю жизнь такого общества единой и сверхреальной цели, что и порождает феномен тоталитаризма, с необходимостью требует особым образом организованной культуры. Ее системообразующим началом и является миф. Миф в культуре тоталитарных обществ имеет основополагающее, системообразующее значение. Объяснение этому можно найти в особенностях мифа как продукта духовной деятельности людей. Поскольку в мифе нет различия реального и фантастического, личности и коллектива, он снимает проблему веры и безверия, веры и знания. Культурная функция мифа в том, что он дает человеку готовую форму мировосприятия. Главная же функция мифа - социально-практическая - направлена на обеспечение единства и целостности коллектива. Все перечисленные выше особенности мифа сполна использовались во всех тоталитарных государствах. Однако, наряду с общими чертами, тоталитарные имели и свою значительную специфику. Так немецкий фашизм опирался на миф, обращенный в прошлое, итальянский мифологизировал корпоративное Государство. Общим для них было обращение к идеологии расизма, что предполагает гальванизацию наиболее архаичных пластов человеческого сознания. Для советского мифа характерна ориентация на светлое будущее и отвержение расизма и национализма.

2. Но «душой» мифа является символ. Он же выступал и в роли «языка мифа». В связи с этим, становится понятной та огромная роль, которую играл символ в культуре тоталитарных обществ. Одновременно символика играла разную роль в этих обществах. В Германии Гитлера она понималась как один из практических инструментов реализации сверхзадач нацистского мифа. В фашистской Италии основной символ актуализировал одну - имперскую, государственную сторону своей потенции в течение всей жизни режима. В СССР же символика меняла свою смысловую нагрузку до времени распадения соответствующего мифа, когда символ окончательно превратился в эмблему, потеряв всякую связь с своей сущностью.

3. Если символ несет в себе потенциальную связь с определенной реальностью, то ритуал обладает возможностью реализации этой потенции. Ритуал в символических действиях воспроизводит миф. Ритуал тесно связан с церемонией как своей формой. И если задача церемонии - обязать человека действовать так, а не иначе, то одна из целей ритуала - принудительно освободить участников от собственного решения и наполнить определенным содержанием. Подлинный ритуал связан с символом, в то время как церемония -со знаками. Отличие ритуала в тоталитарной культуре от ритуала в иных системах в том, что он связан с соответствующим мифом. Внутренний смысл ритуала может быть понят только изнутри человеком, находящимся в «силовом ритуала может быть понят только изнутри человеком, находящимся в «силовом поле» этого мифа; смотрящий на ритуал в тоталитарной системе извне, увидит лишь набор действий. Ритуал тесно связан с праздником. Суть праздника в тоталитарных системах тесно связана с культурной задачей мифа в воспроизводстве социальной картины мира. Политический миф выстраивает некую идею - истину, лежащую в основе картины мира. Поэтому праздник - это воспроизводство мифа через ритуал, церемонии, парадигмальные жесты. Этому служил и спорт, он не просто создавал новые мифы в своей сфере, но также воспроизводил Большой миф на эмоциональном уровне, нередко незаметно, но эффективно. Миф создал и свой язык - «новояз», - который отражал не только суть советского мифа, но и его эволюцию. Мифы, символы, ритуалы -необходимые инструменты культуры. Все дело в том, как и в какой мере они используются. Высокая степень мифологизации, символизации и ритуализации культуры свидетельствуют о различного рода негативных процессах. Главные из них - это сознательное стремление власти затушевать истинную картину "4 происходящего в обществе или вызвать энтузиазм широких масс по поводу достижения целей, имеющих иррациональную природу. Все это возможно лишь в тоталитарном обществе и потому чрезмерную мифологизацию, символизацию и ритуализацию культуры - можно рассматривать в качестве одного из индикаторов процессов сползания общества в сторону тоталитаризма. В то же время нигилизм и пренебрежительное отношение к мифологическим, символическим и ритуалистическим аспектам культуры недопустим. Его реализация на практике свидетельствует о потере внутренних духовных связей, скрепляющих общество как целое.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лебедев, Игорь Александрович, 2006 год

1. Авдеев В.Б. Метафизическая антропология. М.: Белые Альвы, 2002 - 256 с.

2. Агапов А.Б. Дневники Йозефа Гоббельса. М.: «Дашков и К0», 2005 - 504 с.

3. Альтернативность исторического развития Китая во второй половине XX века.-М.: ИСАА, 1999-172 с.

4. Анатомия революции (сборник статей). СПб: Глаголъ, 1994 - 446 с.

5. Антонян Ю.М. Миф и вечность. М.: Логос, 1996 - 463 с.

6. Андреевский Т.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху, 19201530-е годы. М: Молодая гвардия, 2003 - 575 с.

7. Андреевский Т.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху, 19301940-е годы. М: Молодая гвардия, 2002 - 463 - М:

8. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М: Центр Ком, 1996 - 672 с.

9. Арон Р. Мемуары. -М: Ладомир, 2002 871 с. Ю.Афанасьев А. Происхождение мифа. - М: Индрик, 1996 - 638 с.

10. Багдасаров Р., Дурасов Т. Свастика: священный символ. М: Белые Альвы,2001-428 с.

11. Барсов Е.В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство- М: изд-во Сабашникова, 1883 г. 348 с.

12. Барт Р. Избранные работы. М: изд. группа Прогресс, 1994 - 615 с.

13. Барт Р. Мифология. М: изд. Сабашникова, 1996 - 315 с.

14. Барт Р. Миф сегодня. М: изд. Сабашникова, 1996 - 283 с.

15. Белкин А. Вожди или призраки. М: Олма-Пресс, 1998 - 375 с.

16. Белоусов Л.С. Муссолини: диктатура и демагогия. М: Машиностроение,1993-303 с.

17. Белоусов Л.С. Режим Муссолини и массы. М: изд-во Московского1. Университета, 2000 368 с.

18. Бердяев Н.А. Духи русской революции. СПб: изд-во РХТИ, 1999 - 431 с.

19. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М: Наука, 1990 - 220с.

20. Бердяев Н.А. Новое Средневековье. М: ХДС-пресс, 1991 - 81 с.

21. Берлин И. Философия свободы: Европа. М: Новое литературное обозрение,2001 -439 с.

22. Бертольд В. 42 покушения на Гитлера. Смоленск: Русич, 2003 - 352 с.24. Библия

23. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М: Международные связи, 1998637 с.

24. Бидерман Т. Энциклопедия символов. М., Ладомир, 1996 - 685 с.

25. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Т. 1-М: Эксмо-пресс, 1999 877 с.

26. Богданов К.А. Повседневность и мифология. Спб: Искусство, 2001 - 437 с.

27. Богданов К.А. Homo Tacens. Очерки по антропологии молчания. СПб: изд-во РХТИ, 1998-349 с.

28. Буллок А. Гитлер и Сталин. Т 1-2. Смоленск: Русич, 1994, Т 1- 527 е., Т 2 -666 с.

29. Вайль П., Генис А. 60е Мир советского человека. М: Новое литературное обозрение, 1998 - 358 с.

30. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии -1992, №2.

31. Галкин А.Л. О фашизме его сущности, корнях, признаках и формах проявления //Полис - 199 5, №2.

32. Галкин А.Л. Германский фашизм. М: Наука, 1989 - 350 с.

33. Гейден К. История германского фашизма. М-Л: Соц.-эк., 1935 - 394 с.

34. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти Т. 1 М: МИК, 2000 - 858 с.

35. Геллер М. Машина и винтики. М: МИК, 1994 - 335 с.

36. Генон Р. Царство количества и знамение времени М: Беловодье, 1994 - 295 с.

37. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике СПб: Азбука, 2000 - 317с.

38. Генон Р. Символы священной науки. М: Беловодье, 1995 - 284 с.

39. Генон Р. Царь мира. Коломна: (б.п.), 1993 - 69 с.

40. Герцштейн Р. Война, которую Гитлер выиграл. Смоленск: Русич, 1996 - 608с.

41. Гинзбург К. Германская мифология и нацизм // Новое литературное обозрение. -1998, №3.

42. Гитлер А. Моя борьба. М: Витязь, 2000 - 591 с.

43. Гитлер А. Демократия и большевизм. Berlin: Новое слово, 1938 - 76 с.

44. Генкин Д.М. Массовые праздники. М: Просвещение, 1975 - 140 с.

45. Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М: Янус-К, 1998 - 167 с.

46. Гоббино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М: Одиссей: Олмопресс, 2001 -761 с.

47. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994 - 294 с.

48. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М: Наука, 1987 - 218 с.

49. Граф Ю. Великая ложь XX века. СПб: изд-во гр. «Сенеж», 1997 - 225 с.

50. Гройс Б. Утопия и обман. М: Знак, 1993 - 374 с.

51. Грюнберг К. Гитлер. М: Республика, 1995 - 364 с.

52. Гюнтер Г. Тоталитарная народность и ее истоки. // Русский текст 4,1996.

53. Данилевский П.Я. Россия и Европа. -М: Книга, 1991 573 с.

54. Девис П. Суперсила. М: Мир, 1989 - 272 с.

55. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М: Новости, 1995 - 539 с.

56. Дугин А. Тамплиеры пролетариата. М: Артогея, 1992 - 326 с.

57. Дугин А. Мистерии Евразии. М: Артогея, 1996 - 191 с.

58. Дугин А. Консервативная революция. М: Артогея, 1994 - 343 с.

59. Дугин А. Конспирология. М: Артогея, 1993 - 144 с.

60. Дуглас М. Чистота и опасность. М: Кучково поле, 2000 - 286 с.

61. Дэвидсон Ю. Суд над нацистами. Смоленск: Русич, 2001 - 507 с.

62. Евзлин В.К. Космология и ритуал. М: Родина, 1993 - 337.

63. Егдров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М: изд-во РАТС, 2002 - 656 с.

64. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991 - 206 с.

65. Желев Ж. Фашизм: Тоталитарное государство. М: Новости, 1991 - 334 с.

66. Жигульский К. Праздник и культура. -М: Прогресс, 1985 336 с.

67. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М: Архив XXI века, 1999 - 235с.

68. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. М: Архив XXI века, 2003-278 е.

69. Жорж Жак. Знаки и символы. М: Rebe-book, 2002 - 275 с.

70. Жульен Н. Словарь символов. Ч., Урал, 1997 - 382 с.

71. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб.: изд-во СПбГУП, 1998,-408 с.

72. Из истории традиционной китайской идеологии. М: Наука, 1984 - 296 с. 79!Каган М.С. Философия культуры. - СПб: Петрополис, 1996 - 415 с.

73. Камю А. Бунтующий человек. М: Политиздат, 1990 - 415 с.

74. Карпов В.В. Геополитика. СПб: изд-во Михайлова В.А., 2000 - 48 с.

75. Канетти Э. Человек нашего столетия. -М: Прогресс, 1990 473 с.

76. Канетти Э. Масса и власть. М: ad marginen 1997 - 527 с.

77. Кассирер Э. Опыт о человеке. М: Гардарики, 1998 - 779 с.

78. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. СПб: Амтейя, 1992 - 360 с.

79. Керлот Х.Э. Словарь символов. М: Repl-book 1994 - 601 с.

80. Кун Ц.И. Начало итальянского фашизма // Вопросы философии, 1988, №11.88.'Китайские социальные утопии. М: Наука, 1987 - 308 с.

81. Клемперер В. Язык Третьего Рейха. М: Прогресс-Традиция, 1998 - 381 с.

82. Козлова П.П. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. -М: Алгоритм, 1996 294 с.

83. Кольев А. Миф масс и магия вождей. -М: Центрполиграф, 1996 615 с.

84. Колье Р. Дуче. М: Центрполиграф, 2001 -491 с.

85. Кормилицын С.В. III Рейх Гитлерюгенд. СПб: Изд. Дом «Нева», 2004 - 280с.

86. Кох-Халлебрехт Т.М. Homo Гитлер: Психограмма диктатора. М: 2003.

87. К проблеме категорий традиционной китайской культуры // Народы Азии и •Африки 1983, №3.

88. Кнопп Г. «Дети» Гитлера. М: Олма-Пресс, 2004 - 285 с.

89. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб: Лань, 1999 - 415 с.

90. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб: СПГУВК, 2000 - 304 с.

91. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. К: София, 1997 - 336 с.

92. Лебедев Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М: изд-воМГУ, 1999-378 с.

93. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. -М: Республика, 1999 382 с.

94. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М: Эксмо-пресс, 2001- - 510 с.

95. Леви-Стросс К. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М: Педагогика-Пресс, 1999 - 603 с.

96. Леонтьев К. Цветущая сложность. Избранные статьи. М: Молодая Гвардия, 1992-318 с.

97. Липартелиани Г.Л. Сталин Великий. СПб: Роза мира, 2001 - 720 с.

98. Лихачев Д.С. Заметки о русском. -М: Сов. Россия, 1981 71 с.

99. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М: Мысль, 1993 - 958 с.

100. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М: Политиздат, 1991 -525 с.

101. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М: Искусство, 1976-308 с.

102. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. СПб: Искусство - СПб, 2001 - 703 с.

103. Лотман Ю.М. Символ в советской культуре. Тарту: ТГУ, 1987 - 145 с.

104. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту: ТГУ, 1973 - 642 с.

105. Лотмановский сборник 2. М: 1997.

106. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М: Наука, 1978-392 с.

107. Малавин В.В. Китайская цивилизация. М: Астрелъ, 2000 - 627 с.

108. Мамардашвили М.И. Введение в философию. Мой опыт не типичен. СПб: Азбука, 2000 - 396 с.

109. Мамардашвили М.И., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М: МК «Языки русской культуры», 1997 - 217 с.

110. Мамардашвили М.И. Как я понимаю философию. М: Прогресс-культура, 1992-414 с.

111. Марабини Ж. Повседневная жизнь Берлина при Гитлере. М: Молодая Гвардия, 2003 - 309 с.

112. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: София, 1995 - 314 с.

113. Мельников Д., Черная JI. Империя смерти. М: Политиздат, 1988 - 443 с.

114. Милза П. Что такое фашизм? // Полис 1995, №2.

115. Миф и культура: человек не - человек (Тезисы конференции XI 1994 г.). -М: ИСБ, 1994 - 84 с.

116. Миф. Пастораль. Утопия. -М: МГОПУ, 1998 137 с.

117. Мифология и повседневность. Выпуск 2. Материалы научной конференции 24-26 февраля 1999. СПб: БИ, 1999 - 573 с.

118. Морен Э. О природе СССР (тоталитарный комплекс и новая империя). М: Научно-изд. центр «Национальное достояние общества», 1995 - 218 с.

119. Московичи С. Век толпы. М: Центр психологии и психотерапии, 1994 -478с.

120. Московичи С. Машина, творящая богов. М: из-ва «КСП+», 1998 - 558 с.

121. Моссе Д. Нацизм и культура. М: Крон-пресс, 2003 - 687 с.

122. Муссолини Б. Мемуары 1942-1943 г.г. М:Эксмо, 2004 - 448 с.

123. Муссолини Б. Доктрина фашизма. Paris: Возрождение, 1938 - 61 с.

124. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т2. М: Прогресс, 1990 - 643 с.

125. Ноймер А. Диктаторы в зеркале медицины. Ростов-на-Дону: Феликс, 1997478 с.

126. Одайник В. Психология политики. -М: Ювента, 1996 381 с.

127. Паперный В. Культура «Два». М: Ан Арбор: Ardis, 1985 - 338 с. .

128. Пикер Т. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск: Русич, 1993 - 484 с.

129. Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии. СПб: изд-во РХТИ, 1997-576 с.138; Пленков О.Ю. Третий Рейх. Социализм Гитлера. СПб: Издательский Дом «Нева».

130. Пленков О.Ю. Ill Рейх. Нацистское государство. СПб: Изд. Дом «Нева».

131. Пленков О.Ю. III Рейх. Арийская культура. СПб: Изд. Дом «Нева, 2005 -480с.»

132. Полосин В. Миф. Религия. Государство. М: Ладомир, 1999 - 440 с.

133. Поляков Л.Е. Арийский миф. СПб: Евразия - 1996 - 357 с.

134. Поппер К. Открытое общество и его враги. М: Феликс, 1992 - 952 с.

135. Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедание. М: Библейско-богословский инст-т св. апостола Андрея, 2003 - 659 с.

136. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М: Международные отношения, 1995 - 558 с.

137. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: изд. ЛГУ, 1986 -364с.

138. Равенскрофт М. Копье судьбы. М: Изд. Дом «Крон-пресс», 1998 - 351 с.

139. Райх В. Психология масс и фашизм. -М: Refl-book, 1997

140. Ранк О. Миф о рождении героя. М: Рефл-бук, 1997 - 245 с.

141. Раушнинг Т. Зверь из бездны. Говорит Гитлер. М: Миф, 1993 - 381 с.

142. Рассоха И.Н. Тезисы о тоталитаризме // Полис 1995, №2.

143. Рахшмир П. Фашизм: вера, сегодня, завтра // Мир экономик и международных отношений. 1996, № 10.

144. Ржевский Л. Язык и тоталитаризм. Мюнхен: б.п., 1951 - 65 с.

145. Ржевская Е. Геббельс. Портрет на фоне дневника. -М: Слово, 1994 381 с.

146. Ридли Д. Муссолини. М: ACT, 1999 - 448 с.

147. Ритуал и ритуальный предмет. СПб: ГМИР, 1995 - 159 с.

148. Ритуальное пространство культуры. СПб: Изд. СПб филос. общества, 2001440 с.

149. Робинсон Д. Масонство: забытые тайны. -М: Крон-пресс, 2000 475 с.

150. Розенберг А. Миф XX века. Tallin: Shildex, 1998 - 512 с.

151. Рошель П. Дрие ла. Фашистский социализм. СПб: Вл-р Даль, 2001 - 244 с.

152. Рубенштейн А. Случаи из языка. СПб Издательский Дом «Нева», 1998 -223с.

153. Руднев В.А. Праздник, обряды, ритуалы. М: Наука, 1985 - 284 с. •

154. Руднев В.А. Советские обычаи и обряды. Д.: Лениздат, 1974 - 151 с. ■

155. Рыбаков Б.А, Язычество древних славян. М: Наука, 1981 - 607 с.

156. Савчук В.В. Культура и кровь. СПб: изд-во СПбГУ, 1995, - 177 с.

157. Савчук В.В. Режим актуальности. СПб.: изд-во СПбГУ, 2004. 277 с.

158. Сарнов Б. Наш советский новояз. М: Эксмо, 2002 - 345 с.

159. Свенцицкий А.Л. Позитивное сознание как компонент советского менталитета // Российское сознание: психология, культура, политика. -Самара: изд-во Сам. ГПУ, 1997 436 с.

160. Серрано М. Воскрешение героя. М: Белые Альвы, 1997 - 127 с.

161. Ситчин 3. 12м планета. М: Новая планета, 2002 - 395 с.

162. Ситчин 3. Лестница в небеса. М: Новая планета, 1998 - 398 с.

163. Солонин Ю.Н. Эрнст Юнгер: образ жизни и духа // Э. Юнгер «Рабочий: Господство и гештальт. Тоталитарная мобилизация. О боли». СПб.: Наука, 2000, 539 с.

164. Смит Д. Муссолини. М: Интер Дайджест, 1995 - 384 с.

165. Смирнов И.П. Психодиахронология. М: Новое литературное обозрение, 1994- 351 с.

166. Советское богатство. Сборник статей о культуре. М: Аналитический проект, 2002 - 455 с.

167. Соцреалистический канон. Сборник статей о кино, литературе. СПб: Аналитический проект, 2000 - 1036 с.

168. Сталин И.В, Сочинения. Т.6. М: Политиздат, 1949 - 384 с.

169. Стейнбек Д. Русский дневник // Знамя 1990, № 2.

170. Судманис Р. Латышские узоры. Рига: Угунс, 1923 - 127 с.

171. Сумбатян Ю.Г. Авторитаризм как категория политической социологии // Кентавр- 1995, №5.

172. Тихвинский С.Л. Путь Китая к объединению и независимости. М: из. фирма «Восточная лдитература», 1996 - 574 с.

173. Тихвинский С.Л. История Китая и современность. М: Наука, 1976 - 359 с.

174. Тихвинский С.JI. Возвращение к Воротам небесного спокойствия. М:

175. Памятники исторической мысли», инст-т Дальнего Востока, 2002 387 с.

176. Толанд Д.А. Гитлер Т.1. М: Интер Дайджест, 1993 - 365 с.

177. Торсон Э. Рунические учения. М: София, Гелиос, 2002 - 175 с.

178. Тоталитаризм в Европе XX века: из истории идеологии, движений режимов и их преодоление. М: памятники исторической мысли, 1996 - 537 с.

179. Тоталитаризм и личность (тезисы докладов конференции. Пермь 12-14 -/VII 1994) Пермь: ПГПИ, 1994 - 168 с.

180. Тоталитаризм и социализм (сборник статей) -М: ИФАП, 1996 144 с.

181. Тоталитаризм и тоталитарное сознание (материалы III конференции IV 1998) - Томск: Водолей, 2000 - 190 с.

182. Тоталитаризм как исторический феномен (сборник статей) М: Фил. об-во СССР, 1989-395 с.

183. Тоталитаризм: что это такое?: сборник статей, обзоров, переводов. Часть1. -М: ОНИОН, 1993-438 с.

184. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М: Аст., 2001 - 669 с.

185. Тресидер Д. Словарь символов. М: Республика. 2001 - 491 с.

186. Уваров Л.В. Обряд, символ, знак. Минск: «наука и техника», 1967 - 119 с.

187. Уилсон Р.А. Квантовая психология. М: София. Киев-Янус, 2000.

188. Уильямсон Г. СС инструмент террора. - Смоленск: Русич, 1999 - 412 с.

189. Умланд А. Старый вопрос, поставленный заново: что такое «фашизм»? (теория фашизма Роджера Гриффина) // Полис 1995, №1.

190. Уолис Р. Дух шаманизма. М: изд-во Трансперсонал инст-та, 1986 - 237 с.

191. Уорнер У. Живые и мертвые. М-СПб: Университетская книга, 2000 - 671с.

192. Устюгова Е.Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. СПб.: изд-во СПбГУ, 2003, 257 с.

193. Хайдегер М. Разговор на проселочной дороге. М: Высшая школа, 1991 -190с.

194. Хайек Ф.А. .Дорогу к рабству. М: МН «Эконов», 1992 - 175 с.

195. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. М: Новости, 1992-302 с.

196. Хайек Ф.А. Познание, конкуренция, свобода. СПб: Пневма, 1995 - 287 с.

197. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М: Изограф, начало-фонд, 2000 - 254 с.

198. Хайек Ф.А. Общество свободных. London: изд. Эмона Батлера, 1990 - 309с.

199. ХакингЯ. Представление и вмешательство. М: Логос, 1998 - 291 с.

200. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис 1994, №1 - 291 с.

201. Хейзинга Й. Homo Ludens/-M: Прогресс-Академия 1992 458 с.

202. Хене X. Черный орден СС. М: Миф 2003 - 671 с.

203. Хибберт К. Муссолини. -М: Тера, 2001 398 с.

204. Хэнкок Г. Зеркало небес. М: Вече, 2000 - 413 с.

205. Хюбнер К. Истина мифа. М: Республика, 1996 - 447 с.

206. Хюбнер К. Нация от забвения к возрождению. М: Канон+; Реставрация, 2001 -399 с.

207. Чесной Я.В. Лекции по истории этнологии. М: изд-во МГУ, 1998 - 375 с.

208. Шмидт П. Переводчик Гитлера. Смоленск: Русич, 2001 - 400 с.

209. Ширер У. Крах нацистской империи. Смоленск: Русич, 1995 - 736 с.

210. Шорт Ф. Мао Дзе Дун. -М: Логос, 2001 547 с.

211. Шпер А. Воспоминания. Смоленск: Русич, 1997 - 687 с.

212. Штрассер О. Гитлер и я. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 384 с.

213. Фабр Д'Оливе. Космогония Моисея. Вязьма: изд-во Пирожкова, 1911 -187с.

214. Федоров Г. Судьба и грех России. СПб: София, 1991 - 700 с.

215. Фест Й. Гитлер Т1-3. Пермь: Алетейя, 1993 - 1т. - 365, 2т. - 476, Зт. - 540с.

216. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. М: Прогресс-традиция, 2001-332с.

217. Флад К. Политический миф. М: Прогресс-традиция, 2004 - 263 с.

218. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М: Просвещение, 1997 - 447с.

219. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М: Наука, 1991 - 456 с.

220. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М: Прогресс, 1992 - 568с.

221. Фрейд 3. Психология бессознательного. М: Просвещение, 1989 - 448 с.

222. Фромм Э. Адольф Гитлер. Классический случай некрофилии. М: прогресс, Via, 1994 - 244 с.

223. Фромм Э. Бегсто от свободы. М: Прогресс, 1990 - 269 с.

224. Церен Э. Лунный бог. М: Наука, 1966 - 289 с.

225. Цуладзе А. Политическая мифология. М: Практика, 2003 - 367 с.

226. Эвола Ю. Люди и руины. М: Русское стрелковое общество, 2002 - 215 с.

227. Эвола Ю. Языческий империализм. М: Артогея, 1994 - 141 с.

228. Элиаде М. Аспекты мифа. М: Академический проект, 2001 - 239 с.

229. Элиаде М. Тайные общества: обряды инициации и посвящения. М: София, Гелиос, 2002 - 200 с.

230. Элиаде М. Космос и история. М: Прогресс, 1987 - 311 с.

231. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М-СПб, София, Гелиос, 1998 -292с.

232. Элфорд Э. Боги нового тысячелетия. М: Вече, 1998 - 528 с.

233. Энциклопедия восточного символизма. М: изд-во ассоциации дух единения «Золотой век», 1996 - 424 с.

234. Энциклопедия глубинной психологии. М: MGM-interna. МГ Менеджмент, 1998-782 с.

235. Энциклопедия китайских символов. -М: Вп Царев, 2000 436 с.

236. Энциклопедия мирового футбола: Италия. СПб: Аллей, 1996 - 413 с.

237. Энциклопедия нового Китая. М:Прогресс, 1989 - 519 с.

238. Энциклопедия оккультизма. М: малое предприятие «Avers», 1992 - 206 с.

239. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М: Астрель и др., 2006 - 556 с.

240. Энциклопедия Третьего Рейха. М: Локид: миф, 1999 - 587 с.

241. Юнг К.Г. Душа и мир: шесть архетипов. М: Совершенство, 1997 - 383 с.

242. Юнг К.Г. Архетипы и символы. М: Renaissince, 1991 - 299 с.

243. Юнг К.Г. О современных мифах. М: Практика, 1994 - 251 с.

244. Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб: Практика, 1994 - 271 с.

245. Юнг К.Г. Избранное. Минск: Попурри, 1998 - 445 с.

246. Юнг К.Г. Психологические типы. Минск: Попурри, 1998 - 632 с.

247. Ямпольский Я.М. Ленин провозглашает Советскую власть // Новое литературное обозрение 1997, №261.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.