Аксиологические аспекты дизайна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Балланд, Татьяна Валерьевна

  • Балланд, Татьяна Валерьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 117
Балланд, Татьяна Валерьевна. Аксиологические аспекты дизайна: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2004. 117 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Балланд, Татьяна Валерьевна

Введение 3 1 .Аксиологические аспекты возникновения, развития и становления дизайна

2.Эстетические аспекты промышленных изделий

2.1 .Ценностный принцип 36 2.2Взаимосвязь эстетического и утилитарного в объектах дизайна 51 2.3.Планирование объектов искусственной среды дизайнером с учетом эстетических требований потребителей и среды потребления

3.Показатели эстетических свойств изделий дизайна

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аксиологические аспекты дизайна»

Актуальность исследования. Проблема эстетической оценки промышленных изделий производственного и бытового назначения, тесно связанная с проблемой эстетической ценности объектов дизайна, является одной из наиболее сложных в теории дизайна и, одновременно, одной из самых существенных для его практики. Удовлетворение эстетических потребностей людей в различных сферах их практической жизнедеятельности с помощью закономерной упорядоченности и гармонизации предметно-пространственной среды - главная среди основных профессиональных задач дизайна:

Наука о том, как должна выглядеть окружающая человека искусственная среда, какими средствами она должна создаваться, называется технической эстетикой. На ее основе развертывается важный вид современной практики - дизайн, задачей которого является создание эстетически значимых машин, приборов, сооружений, интерьера, предметов быта. Дизайн чувствителен ко всем изменениям в обществе и наступившие коренные изменения общественной жизни, радикально изменили как потребности заказчиков, так и методы работы самих дизайнеров. С одной стороны, дизайнерские разработки для крупных промышленных предприятий воплощаются в огромных количествах и распространяются во всех регионах мира, а с другой - постиндустриальная технология, благодаря своей гибкости, позволяет создавать изделия для очень небольших потребительских групп, ориентируясь при этом на индивидуальные запросы.

Роль современного дизайна - осуществлять массовую культурно-эстетическую коммуникацию, формируя через объекты дизайнерской деятельности определенный тип художественного вкуса потребителя. По выражению Т.Б. Любимовой: «Преобразовывая окружающий мир, дизайнер сегодня все больше концентрируется на проблемах философских, социальных и политических» [61]. Словами Р.А Степучева, дизайн выступает как особый вид проектной деятельности»[100], который сформировался в процессе исторического развития проектирования и включивший в себя, наряду с его общими признаками, много специфических черт, и далее: «Развитие проектной деятельности в дизайне прошло длительный путь и складывалось в противоборстве с канонической системой, которая расчленялась на отдельные и самостоятельные области проектной деятельности» [100]. Формировалась исследовательская и оценочная деятельность. Проектное исследование вырабатывало новое знание о предмете, выявляло ценности предметного мира и задавало проектированию ориентиры в нем. Проектирование обеспечивало воспроизводство новых предметов, отражающих потребности общества. Нормирование, которое было основой канонической системы деятельности, постепенно оформилось в систему стандартизации, которая обеспечивает сегодня стабильность уровня, достигнутого техническим прогрессом, и качество промышленных предметов.

Предметно-пространственная среда играет ответственную роль в формировании и организации процессов жизнедеятельности человека. Гармонично организованная среда обеспечивает необходимые удобства, комфорт и экологическую чистоту человеческой деятельности, а, следовательно, и достижение высоких конечных результатов. Мы противостоим возрастающему многообразию самых различных форм жизни, концепций знания; способов ориентации, но уже обнаружили законность и неоспоримость этого многообразия, и безоговорочно признаем и оцениваем это.

Человек действует на основе информации поступающей из окружающей среды или, по крайней мере, беспрерывно координирует свои действия в соответствии с этой информацией. Одну и ту же потребность можно удовлетворить различными средствами. Чем больше эволюционно развит человек, тем больше у него потребностей, и возможностей для удовлетворения каждой из них. И среди всех этих разветвленных и все более разрастающихся систем потребностей и возможностей можно ориентироваться лишь с помощью ценностей.

Сегодня успех деятельности дизайнера все больше зависит от своеобразия его личностного знания, оригинальности индивидуальной творческой манеры, субъективности взгляда на проектную тему, способности самоотождествляться с проектируемым объектом и самовыразиться через; свой проект, изделие. Проектная культура вырастает из умения понимать заказчика, умения предугадывать внутренние мотивации, движущие заказчиком, способности дооформлять его интуитивные желания до культурно значимых образцов быта и деятельности, умения усмотреть в будущем потребителе особенности его темперамента, степень амбициозности, уровень претензий и способности перенести это содержание в проектируемых формах, доводя его до совершенного, художественно-законченного, вида. Дизайнер, так или иначе сталкивающийся с этими проблемами, вырабатывает новые художественные средства и, в ряде случаев, находит на интуитивном уровне, удачные решения. Но для действительно эффективных действий необходимо расширение его инструментария. Прежде всего, необходимо, помимо привычных методов композиционно-эстетической организации и эргономической проработки объектов, совершенствование методов эстетической оценки объекта в социальной и в окружающей предметной среде.

Человек живет в мире ценностей, и его деятельность немыслима без них. Философы уже давно интересуются этими вопросами. И, тем не менее, ценность остается одной из самых «загадочных» категорий в философии. В сферу исследовательских интересов аксиологии попадает довольно широкий круг вопросов: сущность и природа ценностей, их генезис и классификация, иерархия ценностей, их место в жизни человека и общества, ориентация в мире ценностей, оценка и т.д. Человек живет в окружении ценностей, «это своего рода «ценностная среда» или, вернее, «ценностное поле», в котором все вещи приобретают ту или иную значимость для человека, социальной группы или общества» [54]. Становится все более очевидным, что в жизни человека или общества существование иерархии ценностей неизбежно и необходимо. Таким образом, по нашему мнению, человеческая деятельность немыслима без ценностной ориентации, без ценностей. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Как отметил А.Ф. Лосев: «Ценностное отношение образуется как общечеловеческое общественное отношение, постепенно разделяющееся на различные виды и обретающее классовый характер в классовом обществе», и далее: «Разные общественные силы формулируют свое разное, подчас диаметрально противоположное ценностное мировосприятие одними и теми же словами-терминами, имеющими общечеловеческое происхождение» [61].

Поскольку ценности важнейшие компоненты регулятивно -нормативной системы, анализ аксиологических оснований различных видов социальной практики выступает как одна из базовых составляющих нашего исследования. Осуществляемое в процессе и посредством деятельности человека определения той или иной системы ценностей в конкретные предметы, образующие окружающее пространство человека, делает обоснованным отнесение аксиологического рассмотрения самых различных феноменов этого пространства к областям дизайнерской деятельности.

Аксиологическая проблематика существует также в контексте разработки проблемы идеалов, т.е. обобщенных представлений о совершенстве в различных сферах общественной жизни, о той нормативной модели, ориентация на которую и стремление к которой задается в каждой культурной системе.

Произведения дизайна, в своем большинстве, - это предметы, удовлетворяющие не только материальные потребности людей, но, вместе с тем, выступающие как носители эстетической ценности, и как элементы формы художественно-образного отношения человека к действительности. Эстетическая ценность есть мера господства над «эстетической необходимостью», или мера освоения «эстетической необходимости» (законов красоты). «Ценность в любой сфере деятельности»,- пишет П.Р: Леиашвилли, «оказывается ничем иным, как опредмеченной и реализованной свободой или «овладением необходимостью», господствующей в соответствующей сфере деятельности»[54].

Когда мы оцениваем качество утилитарных объектов, то чаще всего имеем в виду качество, которое складывается из двух составляющих — технического (функционального, технологического) совершенства и эстетической привлекательности. Какие именно параметры предмета говорят о том, что это изделие качественно? Каким образом прочитывается это качество? Здесь мы вторгаемся в область архитектоники, но в любом случае, необходимо, чтобы в структуре вещи наблюдалась некоторая изощренность, нечто неочевидное, недоступное для любого человека, рука мастера. При этом совершенно необязательно, чтобы изделие было изготовлено ручным способом. Степень совершенства воспринимается независимо от того, какие именно технологические процессы применялись при создании изделия. Нам совершенно неважно, сколько станков и механизмов участвовало в изготовлении вещи и, даже, через сколько человеческих рук прошла эта вещь на конвейере. Влияние сборщиков, как правило, определяется уже на втором этапе, во время эксплуатации. В этой ситуации задача поиска основополагающих культурных ценностей, при формировании объекта, приобретает особое значение.

Несмотря на длительную историю теоретических исследований, посвященных этому вопросу, и сегодня не существует однозначных рецептов решения этой задачи. Очевидно, что полная, всеобъемлющая алгоритмизация процесса выбора эстетических средств и определения меры их использования при создании того или иного объекта невозможна даже теоретически, в силу непрерывных изменений функционально-технологических и культурологических свойств объектов в процессе исторического развития. Тем не менее, многочисленные попытки объективизации свидетельствуют о важности подобного рода исследований. Значение материальной культуры в развитии нашей цивилизации, трудоемкость и высокая стоимость объектов искусственной среды, приводят к тому, что даже решение частных вопросов, касающихся сравнительно узкого круга проблем или объектов, может иметь серьезные экономические и социальные последствия.

Вся история развития материальной культуры в индустриальных: государствах, начиная со второй половины 19 века и до наших дней; представляет собой поиск оптимального соотношения утилитарного и эстетического начал, от эстетства Ар-нуво до крайнего функционализма 20-х годов, от рационализма 50-х, до постмодерна. Тем не менее, даже сегодня мы не имеем конкретного ответа на вопрос о том, какой должна быть искусственная среда. Даже лучшие из современных произведений дизайна и архитектуры могут быть подвергнуты критике, как с функциональной, так и с эстетической позиции. С функциональной — постольку, поскольку сегодня, чисто утилитарного толкования функции большинства объектов уже недостаточно. Они оцениваются не только с точки зрения простого полезного эффекта, но и с точки зрения всего функционального цикла объекта в человеческом обществе и в природе. С эстетической - поскольку культурный контекст, в котором происходит восприятие вещи, включает в себя этнические, исторические, социальные и другие факторы, находящиеся в процессе непрерывного изменения. При этом граница между утилитарными и эстетическими факторами теряется, становится неопределенной, изменчивой. Ясно, что при таком глобальном подходе к формированию объекта, количество факторов, которые необходимо учитывать в процессе проектирования, стремится к бесконечности и превращает даже многие, на первый взгляд, чисто функциональные элементы проектного процесса - «в процедуру субъективного выбора» [36], подобного тому, что приходится делать любому художнику. В этой ситуации, необходимым начальным этапом в создании конкретного продукта становится не инженерно-технологическая разработка, не конкретная проектная методика, а методы оценки и отбора существенных факторов, необходимых для правильной постановки самой проектной задачи. Для этих целей привлекаются данные социологических исследований, маркетинга, футурологическое моделирование, используются все средства, позволяющие определять долгосрочные перспективные цели и формировать стратегию их достижения, словом, создается ситуация, когда формирование: единичного объекта происходит в рамках какой-либо общей стратегии, что позволяет оптимизировать проектный процесс. Здесь важны уже не частные вопросы, а скорее то, что называется общечеловеческими ценностями, которые воплощаются в материальной культуре и сопровождают функциональные качества вещи. Эти ценности и материальные средства их достижения, которые должны способствовать приданию среде большей человекосообразности, полноценности, и являются, в первую очередь, предметом нашего исследования.

Для осуществления человеком какой-либо функции необходимо прибегать к помощи тех или иных материальных объектов, инструментов. Здесь два пути - либо поиск подходящего инструмента в окружающей среде, естественной (пень) или искусственной (стул), поскольку здесь важно не происхождение предмета, а характер его использования, либо создание специального объекта, способного наиболее эффективно решать эту задачу (кресло). Как уже упоминалось выше, предметный мир, созданный для удовлетворения определенных потребностей, приводит к появлению новых потребностей, и по мере роста разнообразия и общего объема искусственной среды, число новых потребностей стремительно увеличивается. Удовлетворить эти потребности может только искусственная среда. При определении существенных аспектов искусственной среды лучше всего опираться на анализ предметной деятельности человека, то есть, той деятельности, которая и является источником появления искусственной среды. Важно при этом учитывать совокупность важнейших мотивов этой деятельности, определяющих как ее направление, так и свойства создаваемых объектов* их технологические, потребительские и эстетические качества.

Появление объектов искусственной среды произошло вследствие необходимости удовлетворения насущных жизненных потребностей человека, то есть первоначально имело функциональную природу. Это относится к подавляющему большинству элементов искусственной среды и является ее главной сущностной чертой. Человек обладает определенным врожденным, генетически обусловленным потенциалом в восприятии и оценке качества определенных элементов окружающей среды. Поскольку в эстетической теории преобладает точка зрения, согласно которой, эстетическое восприятие суть интуитивное, непосредственно неосознаваемое, чувственное явление, мы можем сделать заключение, что эстетическое восприятие или эстетическая, реакция является одним из эффектов общей системы восприятия. Восприятие любого объекта не может ограничиваться бесстрастным анализом его физических и пространственных параметров. Объект обязательно должен оцениваться и с точки зрения: его отношения к воспринимающему субъекту, и с точки зрения его полезности или опасности и, в конечном счете, «хорошо - плохо», и эта оценка самая важная, самая существенная часть процедуры восприятия.

Уровень качества. промышленной продукции, особенно предназначенной для массового потребления, неотделим от ее эстетических достоинств и недостатков. Но в отличие от технико-эксплуатационных свойств изделий, которые достаточно полно и точно могут выражаться системой объективных характеристик, определяемых измерительным (инструментальным), расчетным или регистрационным методами, эстетические свойства принципиально не могут быть выявлены и оценены вне системы ценностных субъектно-объектных отношений. Именно поэтому, с нашей точки зрения, структура ценностного взаимодействия включает в себя такие компоненты, как: объект - носитель ценности; субъект ценностного взаимодействия; ценность как предпосылка и результат ценностного взаимодействия. В своей работе мы рассмотрим каждый из этих компонентов.

Научная новизна работы характеризуется:

-рассмотрением механизмов функционирования дизайна в общем контексте культуры, и выявлении ценностных аспектов продуктов дизайн деятельности.

-изложением научно-методических принципов подхода к оценке произведений дизайна в системе субъектно-объектных отношений.

-в рассмотрении моделирования дизайнером объектов с учетом ситуаций и среды потребления.

-анализом эстетических качеств произведений дизайна, основывающихся на сопоставлении качеств искусственной среды в аксиологическом аспекте.

-выведении системы показателей эстетических свойств изделий и описании меры эстетической ценности, в частности, в отношении одежды (костюма).

Степень разработанности проблемы. Долгое время в отечественной философии советского времени имело место предвзятое отношение к проблеме ценности, которая нередко рассматривалась как «лжепроблема, как плод идеалистических спекуляций» [61], т.е. проблема ценностей, вплоть до 60-х годов, игнорировалась нашей философией. В 60-е годы, после ряда содержательных дискуссий по проблеме ценностей, аксиологический принцип в философии и в эстетике в частности, обрел права гражданства. Появляются работы М.С. Кагана, JI.H. Столовича, Н.З. Чавчавадзе. Начиная с 70-х. и в 80-х., одно за другим, выходят монографические сочинения философов, социологов, культурологов, семиотиков, психологов, этиков, эстетиков, исследовавшие общие проблемы и частные аспекты теории ценности. За последние десятилетия появилось много книг и статей, посвященных общей теории ценностей, ценностным отношениям в духовной жизни, в науке, социальной практике. В 1994 г. увидело свет первое в нашей философской литературе исследование истории зарождения и развития теории ценности - книга Л. Столовича «Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической = аксиологии». В 1996 г. в Петербурге вышла книга Г. Выжлецова «Аксиология культуры», в которой сделана попытка построения общей теории ценности в контексте культуры. В серии науковедческих работ, - в сборнике статей «Наука и ценности» (Новосибирск, 1997 г.), «Человек и его ценности» (М., 1990 г.), «Ценностные аспекты развития науки» (М., 1990 г.) «Эстетические ценности в системе культуры» (М;, 1986 г.) - освещались различные аспекты связи научного познания и ценностного сознания. В Петербурге, в. 1997 г. вышла книга М.С. Кагана «Философская теория? ценности», где он предложил трактовать прекрасное и все другие эстетические ценности «как специфические проявления субъектно-объектных отношений» [41] .Сегодня в философии и других общественных науках, в том числе и в эстетике, появились работы, в которых исследован аксиологический подход к изучаемым явлениям человеческой жизни и культуры (О. Г. Дробницкого, Л. А. Зеленова, М. С. Кветного, В: А. Ядова, В. П. Тугаринова, и других). За рубежом, исследованием ценностного осмысления красоты и искусства в эстетике, занимаются в США, в Великобритании, в Польше (оно рассматривалось в работах Р. Ингардена, С. Моравского, Б. Дземидока). Таким образом, теперь уже никто не сомневается в значении ценностного подхода. Спор идет лишь о том, в чем его суть, как отделить его «от утилитаристского, прагматического»[110] влияния на вещи. Однако, до сих пор, в философии отсутствуют обобщающие труды по теории ценностей и еще существуют разногласия, касающиеся трактовки таких фундаментальных понятий, как «ценность», «оценочная деятельность», что ставит диссертанта перед необходимостью анализировать различные трактовки и идти своим путем в постижении проблемы в рамках изучения данной темы. Существующий огромный материал по теории ценностей в нашей стране даже не собран и не систематизирован, хотя, в аксиологической литературе делаются порой экскурсы в историю этой области знания. Мало современных трудов, в которых история и теория ценностей излагалась бы достаточно полно и систематически.

Принципиальное значение для понимания масштабности феномена дизайна имели философские работа Г.Н. Лолы, Хью Лэйси, М.С. Кагана, Г.П. Выжлецова. Статьи и монографии Х.Г. Тхагапсоева, Л.Н. Столовича, Р.А. Степучева, В.Ю. Медведева послужили для автора ориентиром для научных изысканий в области дизайна. Среди зарубежных авторов диссертант опирался на фундаментальные исследования Ж. Бодрийяра. Среди представителей социологии изучение дизайна имеет скудные исследовательские традиции и значимыми работами не представлено. Кроме того, для поиска наглядных примеров, фактических данных автором используются результаты социологических исследований^ осуществленных в России.

Основная масса литературы по эстетике, так или иначе, сосредоточена на вопросах художественного творчества. Эстетическая теория утилитарных объектов разработана в значительно меньшей степени и, по сути, охватывает три основных направления - эстетику архитектуры, эстетику декоративно-прикладного искусства и наименее разработанное направление - эстетику дизайна. Несмотря на длительную историю теоретических исследований посвященных этому вопросу, и сегодня не существует однозначных рецептов решения этой задачи.

Самый трудный вопрос аксиологии - как отличить подлинные ценности от мнимых. В своей работе мы попытаемся внести свой вклад в исследование данной темы и вывести ряд критериев, определяющих эстетическую ценность, в частности, продукта дизайнерской деятельности.

Методология работы. Теоретико-методологическими основами данной работы, служат общие методы социально-научного и социокультурного анализа: принципы системности, сравнительного и социологического анализа.

Цели и задачи исследования. В данной работе автор ставит своей целью рассмотрение ценностных аспектов, проблем эстетического в искусственной среде применительно к сегодняшнему состоянию материальной культуры и к той эволюции, которую она претерпевает в связи с качественным изменением технологий, а также определение эффективных критериев эстетической оценки объектов- дизайна, открывающих возможность для улучшения эстетических параметров искусственной среды и повышения эффективности работы дизайнера. Подобного рода анализ должен производиться с учетом общих закономерностей развития утилитарных и эстетических компонентов искусственной среды в их взаимодействии. В этой ситуации задача поиска основополагающих культурных ценностей при формировании объекта приобретает особое значение. Несомненно, вопрос о значении и взаимодействии эстетических и утилитарных факторов при восприятии объектов искусственной среды является фундаментальным для дизайна.

Это определяет подход, в котором некоторые, традиционные для эстетического анализа, аспекты отодвигаются на второй план, а на первый выходят такие понятия как «эстетическая ценность», «эстетическая оценка», «критерии оценки»

Для достижения поставленной в работе цели было необходимо решить следующие задачи:

-Проанализировать понятие дизайна, с одной стороны, как социальной практики, объективно возникшей в эпоху индустриализации на границе производства и потребления и, с другой стороны, как целостного культурного феномена.

-Рассмотреть специфику дизайна в процессе формирования эстетических ценностей

-Проанализировать особенности эстетической оценки произведений дизайна в системе ценностных субъектно-объектных отношений.

-Выявить обусловленность эстетического утилитарным в объектах дизайна.

-Вывести показатели степени соответствия оцениваемого объекта эстетическому ценностному идеалу.

1 .Аксиологические аспекты возникновения, развития и становления дизайна

Прежде чем говорить о каких-либо исследованиях в области дизайна, необходимо более подробно ознакомиться с самим предметом исследования, разобраться в том, что такое дизайн, какие имеются определения этого понятия. Определить границы возникновения, становления дизайна, его место в материально-эстетической культуре.

Складывавшаяся веками и лишь в 20-м веке получившая широкое развитие дизайнерская деятельность человека по законам красоты долгое время не могла найти своего терминологического обозначения. Ее называли: художественное конструирование (проектирование), промышленное искусство, прикладное творчество, область эстетики труда, дизайн. Чтобы внести ясность обратимся к словарям, за толкованием интересующего нас понятия «дизайн».

Большая Советская Энциклопедия (издательство «Советская Энциклопедия» 1972г.) дает такое толкование: «дизайн - термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира»

Словарь Иностранных Слов (издание 7-ое издательство «Русский Язык» 1980г.) характеризует дизайн как - «художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий»

Иллюстрированный Словарь архитектурных терминов и понятий (под редакцией Н.Ш. Сагоян Волгоград 1999г.) дает следующее определение: «дизайн - художественно-конструкторская деятельность в промышленности, охватывающая творчество художника-конструктора (дизайнера), методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве. Цель дизайна-создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям общественной пользы, удобства эксплуатации и красоты». Также, с понятием «дизайн» в словаре напрямую связывается понятие «техническая эстетика», которому дается следующее определение: - «область художественного творчества, связанная с конструированием и выпуском промышленной продукции». Далее, в обширной статье говориться о том что, составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика «изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора». Главная цель технической эстетики - обеспечить на основе достижений теории и практики художественного конструирования «наилучшие условия труда, быта и отдыха людей в создаваемом ими предметном мире». Техническая эстетика играет важную роль «в воспитании гармонически развитого человека, в формировании у него эстетического вкуса».

Интересным представляется определение, которое было принято на Международном семинаре дизайнеров в Брюгге (Бельгия) в 1964 году:

Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» [112].

Вообще слово design в переводе с английского означает — проектировать, чертить, задумывать, а так же план, проект, рисунок. Также его происхождение можно отнести к латинскому корню «designare»,. обосабливать, придавать своеобразие. В англосаксонском смысле слово «дизайн» используется как слово-концепт. И если следовать этому смыслу, то вполне можно говорить не «дизайн», а «контракт» (un concu - un contrat,. замысел, - выполнение). В нашем понимании этот термин обозначает художественное проектирование промышленных изделий, удобных и красивых вещей, создание целостной предметной среды; модернизацию продукции в соответствии с требованиями господствующей моды на основе научных знаний и технических достижений.

Дизайн родился в начале уходящего века и развился в его середине как художественно-техническое проектирование утилитарных изделий массового производства. Изделий удобных, надежных и, самое главное, красивых. Со временем дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества, охватив новые области проектной практики. Сегодня, на стыке веков, это сложное многоплановое явление. Дизайн, как предметный мир, создаваемый человеком средствами техники; по законам красоты и функциональности, был порожден потребностями массового производства и потребления. До сих пор не существует единой теории дизайна. Это связано, прежде всего, с тем, что дизайн охватывает такие разные сферы как конструкция строений, компьютерные технологии, оформление интерьеров и ландшафта, сенсорные эффекты, менеджмент и т.д. Объектом дизайна может стать практически новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, системы) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение. Дизайн лишен сферы предметной ограниченности, так как занимает все переходные формы предметного творчества: от инженерии до художественного творчества. Предметом дизайнерской деятельности является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в котором отражается целостное значение его потребительной ценности. Дизайн, как способ организации предметно-пространственной среды, оказывает опосредованное влияние на модель поведения человека, на процесс самоидентификации личности, на формирование системы ценностных ориентациш Кроме того — это эстетическая деятельность, содержанием которой выступает реализация эстетических установок и ценностей человека.

На сегодня, дизайн как синтетическая деятельность, включает в себя во-первых: творчество художника по моделированию изделия, т.е. создания «образа вещи»; во-вторых, это инженерное творчество; в-третьих, это практическое решение замысла, т.е. воплощение в соответствующем материале. Дизайн является деятельностью не только по формированию потребностей, но и образа жизнедеятельности человека. Социальные установки дизайнеров посредством создаваемой ими предметной среды воздействуют на реальный, образ жизни людей. Продукту дизайна — независимо от его истории-- принято приписывать определенные качества: функциональность (обычно в технически эксплуатационном смысле), конструктивность, экономичность и эстетическую выразительность.

Для того чтобы глубже понять специфику дизайна необходимо рассмотреть его исторические аспекты возникновения и развития. Как уже было отмечено это довольно молодой вид искусства, появление и формирование которого связано с индустриализацией общества. Предпосылки для возникновения дизайна зародились еще в эпоху перехода от ручного труда к машинному производству. Стремительное развитие индустрии в 20 столетии сделало массовым процесс изготовления вещей. На смену уникальному изделию мастера пришло производство штампованных товаров. Как отмечал Ю.Б. Борев: «Перестав быть предметом роскоши, продукт производства одновременно перестал быть роскошным предметом, так как он не несет в себе индивидуальности его создателя» [10]. На помощь конструктору, проектирующему утилитарные качества предмета, пришел художник, определяющий эстетическую его выразительность. Конструктор и художник объединились в одном лице - в лице дизайнера, представителя новой профессии, инженера-проектировщика с художественной подготовкой. Дизайн, таким образом, явился результатом расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результатом проникновения эстетики в технику, вторжения художника в производство. Резкий рост количественных и качественных изменений; искусственной среды уже к середине 19 века привел к пониманию того, что привычные рецепты, правила, по которым эта среда формировалась в течение веков, в условиях индустриального производства не дают необходимого результата и должны быть пересмотрены. Как следствие, это привело к росту общественного внимания к проблемам эстетики, к выходу на сцену общественной жизни деятелей предлагавших свои рецепты решения этих проблем, среди них следует назвать имена Д.Рескина /1819-1900/, У.Морриса /1834-1896/ и Г.Земпера /1803-1879/. Основные принципы технической эстетики, являющейся теоретическим фундаментом дизайна; были; сформулированы уже на рубеже последних столетий. Архитектор Х.Ван де Вельде в конце 19 века подчеркивал необходимость сочетания технической и художественной- формы изделий, при этом подчиняя эстетические требования целесообразности, логике, «практичной и разумной красоте» [8]. В 1913г. теоретик искусства и архитектор В. Гропиус утверждал, что «вещь замечательная в техническом отношении должна быть пропитана духовной идеей и эстетически оформлена» [8]. Немногим позже, в 1919г. в немецком городе Веймаре он основал и возглавил знаменитый «Баухауз» (в переводе с немецкого «Дом строительства»), который стал первой школой дизайна, стремившейся объединить все усилия техники и искусства в промышленном производстве.

Венгерский художник J1. Маголи-Надь, один из основателей и преподавателей «Баухауза», кратко сформулировал социальные принципы дизайна: «Дизайнер имеет дело с предметами, но его цель не предмет, а человек» [8]. Техническая эстетика направляет усилия дизайнера на гуманизацию техники, очеловечивание «второй природы», на гармонизацию предметного мира, насыщенного машинами. Главной практической целью дизайна должно стать улучшение социальных условий и эстетическое совершенство общества людей.

Постепенно вещи все больше отвоевывают право на самостоятельное существование. Усложняясь, требуя все более совершенных технологий, они достигли такого уровня, когда их изготовление требовало длительного труда и специальных навыков, и уже не каждый человек и не всегда мог ее изготовить. Такие вещи, как правило, хорошо выполняли свои функции. Вещь превращается в ценность и ценность эта постепенно растет. Развитие материальной и духовной: культуры человека, рост искусственной среды, эволюция художественных средств выражения, привели к появлению объектов в различной степени сочетающих декоративно-символические и утилитарные качества — от объектов лишенных эстетических и иных достоинств и отличающихся предельным функционализмом, до объектов выполняющих чисто декоративную, эстетическую функцию и лишенных непосредственного практического значения. Поиск гармоничного сочетания эстетической и утилитарной ценности превратился в неотъемлемый элемент процесса создания искусственной среды. Развитие промышленных способов производства привело к нарастанию дисбаланса между утилитарными и эстетическими качествами искусственной среды и между материальной и духовной культурой в целом. Причина заключалась как в жестких технологических условиях производства, ограничивавших диапазон декоративных средств, так и в ориентации, массового производства на усредненного, среднестатистического потребителя. Во второй половине 19 века этот дисбаланс стал фактом в промышленно развитых странах. Попытки поднять эстетическое качество среды привели к интенсивному поиску новых художественных средств, который велся в широчайшем историческом и культурном диапазоне и способствовал расцвету направления известного под обобщающими терминами «ар-нуво» (во Франции) или «модерн» (в России) и отличающегося необыкновенным многообразием стилизаций.

Рост количественных и качественных изменений искусственной среды заставляет искать выразительные средства уже в самих объективных условиях формирования индустриального продукта - в технологии, конструкции, материале и утилитарной функции. Как следствие: в начале XX века ведущим становится принцип - «все, что хорошо функционирует, хорошо и выглядит» или «форма следует за функцией», - поиск эстетического в самой утилитарной функции. Вместо декора, вместо внесения в объект внешней идеи мировой гармонии выявляется утилитарно-техническая основа объекта - его внутренняя идея, мера предмета. Эта информация была необходима, но она относилась к его технической сущности, а не к его роли в обществе, не облегчала, а скорее затрудняла установление эстетического отношения. В течение XX века отношение «функция-форма» в эстетике индустриального продукта циклически изменяется: от полного отсутствия декора, до его преобладания. Появление большого количества объектов с гипертрофированно утилитарной внешностью приводит к обеднению искусственной среды. Как следствие, с 60-х годов набирает силу постмодернизм. В связи с социальными изменениями, развитием научно-технического прогресса и кризисом концепции функционального дизайна в 1970-е - начале 1980-х. годов, изменилась система ценностей в дизайне. «Новое мышление» стало признаком гуманитарно-экологически ориентированного сознания, стимулом обновления принципов профессии дизайнера и вылилось в концепцию «средового подхода» в проектировании и отказе от жестких критериев «хорошей формы» как всеобщего эталона. Происходит переориентация проектирования - от вещей, предназначенных для массового усредненного или «идеального» потребителя, на создание вещей для конкретного человека, ценного именно как неповторимый индивидуум, или для малых групп потребителей. Главным становится соавторство с пользователем продуктов дизайна, признание приоритета его эстетических предпочтений. В это же время, в рамках постмодернистских концепций, начинают развиваться направления в центре внимания которых, прежде всего, - освоение выразительных возможностей новых технологий, поиск новых впечатляющих конструкций - новый дизайн, инновационный дизайн, минималистический дизайн, и т.д. Качественное изменение технологий значительно расширяет диапазон художественных средств дизайнера, Но новые технологии не только дают новые возможности, но и усложняют задачу. Кроме того, развитие информационных технологий, способствует появлению в искусственной среде объектов, функцию которых практически невозможно адекватно отразить во внешней форме: традиционными средствами, поскольку их восприятие все больше определяется устройствами управления и вывода информации - интерфейсом. Течение, приходящее на смену постмодернизму в 90-е годы - неофункционализм. Стартовой точкой неофункционализма стал "хай-тек", стиль высоких технологий; Неофункционализм, как и всякое другое функционалисткое направление, основывается, в первую очередь, на функции объекта, однако трактует форму более свободно, используя для этого как возможности новейших технологий, так и ассоциативно-символический подход.

Сегодня развивается - в качестве самостоятельной дисциплины дизайнерская инноватика, изучающая признаки новизны проектных решений; не случайно в дизайне столь остро стоит вопрос о развитии профессиональной дизайнерской критики, основанной на проектной экологии и аксиологии.

Кризис современной цивилизации потребовал от человечества пересмотра средств и методов достижения социальных и национальных целей. Изменение парадигмы перед лицом глобальной экологической катастрофы означает изменение потребностей и формирование новой системы ценностей, «которая способствовала бы коэволюции человека и биосферы» [НО], обретению гармонии существования самого человека. С этим связано важное направление экологизации современного общества -экологизация потребления, которое означает разумное сокращение потребления, приведение потребления в соответствие нормам экологической этики. Важность проблемы экологизации потребления привела к качественному изменению задач дизайна. На первый план вышло не столько совершенствование форм и функций, сколько сокращение избыточного количества продуктов, пересмотр материалов и технологий, формирование новой структуры потребностей. В дизайне появилось экологическое направление, которое связано более с изменением целей и задач дизайна, нежели с чисто внешним проявлением в виде «экологического стиля». Разочарование в концепции вещей одноразового пользования, озабоченность непроизводительными затратами на производство вещей, которые быстро устаревают (концепция «планируемого устаревания» в дизайне), выразились в стремлении потребителей к «качественному» потреблению, «органичному» образу жизни - ограничению неестественно преувеличенных потребностей и: предпочтению качественных товаров длительного пользования, многофункциональных, «не выходящих из моды». Многообразие стилей, плюрализм форм, вызванные ориентацией дизайна на дифференциацию проектирования, оказываются менее расточительными и более экологичными, чем единообразие массового стандартизированного производства. В связи с концепцией экологически ориентированного дизайна продукты дизайна в конечном итоге должны быть привлекательными для потребителя, чувственно воспринимаемыми, благоприятно воздействовать на психику потребителя, вызывать у него положительные эмоции, предоставлять возможности для развития творческого потенциала человека при пользовании продуктами дизайна. Деятельность дизайнера должна качественно улучшать жизнь человека, создавать условия для свободной культурной идентификации потребителя.

В настоящее время дизайн является важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды, окружающей человека, который влияет на формирование системы ценностей и образ жизни. Современный дизайн можно определить так же, как комплексную, творческую деятельность, объединяющую в своей структуре ряд профессиональных дисциплин и научных знаний, на основе осмысления проблем человека. Сегодня дизайн такая деятельность, результаты которой являются наиболее гармоничными по отношению к внешнему миру. Иначе говоря, они составляют такую жизненную среду, которая в наибольшей мере благоприятствует жизни творящего культуру человека. Это совокупность различных видов проектировочной деятельности человека, нацеленных на формирование эстетически и функционально качественной предметной среды. Естественно, что такая предметная среда, которая повышает качество жизни и усиливает творческий потенциал человека, имеет не только материальное, но и духовное содержание и наполнение.

Дизайн выполняет социальные функции: во-первых, он служит удовлетворению разнообразных потребностей человека;: во-вторых, формирует эти потребности и способы их удовлетворения. Следовательно, главным объектом и конечным результатом дизайна является предметно-вещевой состав среды, а современный дизайн ориентирован не столько на создание самих предметов, сколько на коммуникацию с их помощью с потребителем.

До сих пор на различном теоретическом и практическом уровне ведутся дискуссии не только об определениях дизайна, но и о его содержании, целях, задачах и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д.Понти считает, что цель дизайна - создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации. Иного мнения придерживается другой теоретик дизайна Т. Мальдонадо. Он утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий. Предметы, созданные дизайном, бытуют в материальной среде, постоянно воздействуют на человека и перестраивают его сознание через изменение и усовершенствование его быта, деятельности, поведения. В дизайнерских работах всегда есть неуловимое новое знание, воплощенное в новой структуре, идее, технологии, научном или маркетинговом подходе, и потому оно существенно шире художественных рамок, выработанных стилевых норм, внутри которых происходит оценка произведений искусства.

Потребление перестало увязываться только с нуждой, что позволило рассматривать дизайн как коммуникативный процесс, а сами вещи не только как важные в своей пользе, а как коммуникационные инструменты, через движение и взаимодействие которых человек вступает в социальные отношения с другими людьми. При всей разности в подходах, большинство теоретиков дизайна рассматривают его на границе производства и потребления, расчета и интуиции, богатства и бедности, и, конечно, самое главное - пользы и красоты. Щ хотя сегодня можно говорить о различных школах, направлениях и уровнях дизайна, определения этого феномена, которое удовлетворило бы всех, нет до сих пор. Очень близко определение, данное К.М. Кантором: «дизайн - это феномен, зависящий от культуры как ретранслятор ее импульсов, а точнее всего многообразия культурных ценностей в предметную среду общества» [47].

Задачи дизайна день ото дня усложняются. Сегодня он уже откровенно претендует на ведущую роль в формировании предметно-пространственной: среды - вместе с архитектурой и декоративным искусством. В этом взаимодействии они иногда превращаются в разновидности друг друга. Дизайн начинает играть определяющую роль по отношению к восприятию культурой, стилеобразующих процессов, к национальным традициям,, к самым различным аспектам художественного формообразования. Он сложно и активно взаимодействует с модой. И все это во взаимосвязи с серийным индустриальным производством и в условиях возрастающего влияния научно-технического прогресса. Дизайн использует и несет научно-технические достижения в предметно-пространственную среду, создает своеобразные условия для удовлетворения все новых и новых потребностей общества и при этом выражает значение вещей или явлений как средств деятельности и коммуникации. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, они идут на полшага, а то и на шаг впереди современности, как бы "предсказывая", предвосхищая желания, вкусы и потребности человека завтрашнего дня. Благодаря поискам дизайнеров можно сегодня заглядывать в будущее, причем, представленное не в отвлеченных фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих образцах. Современный дизайн имеет отношение практически ко всем сферам человеческой деятельности. Занимается созданием принципиально новых по художественному замыслу и воплощению изделий (главным образом, промышленных), улучшая их потребительские свойства и формируя гармоничную и комфортную предметно - пространственную среду. Специфика дизайна заключается, в осознанном стремлении средствами проектирования удовлетворить те потребности, которые не удовлетворяются другими, имеющимися на сегодняшний день в обществе средствами.

Исходя из этого, дизайн можно охарактеризовать, как специфический ряд проектной деятельности, объединивший художественно-предметное творчество и научно обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства, включивший в себя творческий метод, как процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим. Дизайн, таким образом, является эстетической деятельностью, содержанием которой выступает реализация эстетических установок и ценностей человека, способствующих образованию новых форм.

Уровень качества промышленной продукции, особенно предназначенной для массового потребления, неотделим в общественном сознании от ее эстетических достоинств и недостатков. Но в отличие от технико-эксплуатационных свойств изделий, которые достаточно полно и точно могут выражаться системой объективных характеристик, определяемых измерительным (инструментальным), расчетным или регистрационным методами, эстетические свойства принципиально не могут быть выявлены и оценены вне системы ценностных субъектно-объектных отношений.

Процесс познания всегда сопряжен с оценками. Оценки основываются на понятии ценность. Ценностное освоение действительности, составной частью которого является эстетическая деятельность, связано с познанием и практикой; все эти три компонента взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Ценностные ориентиры возникают в ходе истории, и они же дают истории перспективу и стимул развития. В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соответственно аксиология - это учение о ценностях. Аксиология, как специфическая философская дисциплина, изучающая проблемы экономических, моральных, эстетических, социальных, духовных и исторических и других ценностей, возникла во второй половине XIX века. Термин "аксиология" введен в начале XX века французским философом П.Лапи. Однако еще античные философы начали рассматривать вопросы цены и ценностей, имеющие отношение к теории и практике человека. Проблемы ценностей с позиций философии, этики, психологии, логики, истории, отечественные ученые исследовали в XIX веке. В истории аксиологией особо интересовались в периоды обесценивания культурной традиции и изменением идеологических устоев общества. С кризисом афинской демократии связывают первые попытки построения аксиологии -Сократ в своих диалогах поставил вопрос: "Что есть благо?" и дал ответ: "Единодушие граждан, по общему мнению, есть величайшее благо для государства." Впоследствии, философами в попытках дать свой ответ на этот вопрос, были написаны многочисленные труды. Хотя, слово "ценность" было хорошо известно уже древним грекам, тем не менее, только в XX веке философы сумели развить учение о ценностях. В античности ценность и истина не отделялись друг от друга достаточно строго. В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. За минувшие столетия оформились течения "натуралистического психологизма", трансцендентализма", "персоналистического онтологизма", "культурно-исторического релятивизма" и "социологизма". Первые (Дж. Дьюи и др.) трактовали ценность, как полезность,- и выводили ее из потребностей человека. Вторые (В. Виндельбанд и др.) размещали ценности в «трансцендентальном зареалье» [53], где те существуют как бы сами по себе и оттуда влияют на человечество. Ценности рассматриваются1 как бытие нормы, соотносящиеся с "чистым", нормативным сознанием, как идеальное бытие. Способом бытия нормы является ее значимость для субъекта, только лишь и придающая ей статус нормы (Риккет) [53]. Третьи (М. Шелер и др.) собирали идеальные ценности в образ Бога, а человеческая душа понималась ими как несовершенный слепок с этого образа. Согласно концепции Шелера, «априорная структура ценностей не зависит от целеполагающей деятельности субъекта, а напротив, задает онтологическую основу личности. Ранги ценностей связаны с такими их характеристиками, как долговечность-кратковременность, экстенсивность-интенсивность, степень доставляемого удовлетворения» [53]. Четвертые (В. Дильтей, П. Сорокин и др.) связывали системы ценностей с исторически преемственными культурами. Наконец пятые (М. Вебер, Т. Парсонс и др.) определяли системы ценностей как основания для создания и функционирования социальных групп и институтов. В Новое время всепоглощающий интерес к истине оттенял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, - он разделил истину, красоту, благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью разумная воля. К XX веку сложились все условия для развития учения о ценностях. Философские направления XX века выдвигают проблему ценностей на первый план. Во всех современных философских направлениях понятие ценность соединяет в себе три значения: характеристика внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения; психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения; отношения между людьми, их общение, благодаря которому ценности обретают общезначимость. Ценность - это интерпретационный= конструкт, - считает известный немецкий философ Ганс Ленк [46], т.е. это интерпретация, в которой субъект (потребитель) выражает свои предпочтения. Словами В.В. Канке: «Ценности нет только там, где человек. относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между прекрасным и безобразным, полезным и бесполезным», и далее: - «человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей» [46]. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. «С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.»[46]

Ценность нельзя измерить техническим прибором по той причине, что ценность невозможно овеществить и, тем не менее, ценности измеряют и вполне успешно. Нельзя сказать, что они существуют объективно, подобно материальным вещам. Они являются результатом творчества людей. Ценность - это некоторый не единичный, а общий критерий оценки поступков людей; Без ценностей, согласно позиции Клакхона, «жизнь общества была бы невозможна; функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не получали бы от других то, что им нужно.; они бы не чувствовали в себе необходимую*меру порядка и общности целей» [53]. Таким образом, ценность - это положительное или отрицательное - значение какого-либо объекта, выполняющее нормативную, предписательно-оценочную функцию в его отношении. Это, прежде всего, положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы. Всякая оценка складывается из акта сравнения (собственно оценки) и рекомендаций к отбору (выбору) того, что признается за ценность. Оценка организует деятельность, в том числе познавательную.

При эстетическом восприятии существует та заинтересованность,, которая возникает, лишь, когда у человека удовлетворены его непосредственные потребности и когда складывается сложная сеть общественных интересов, часто далеких от утилитарных потребностей. Ценность это специфическое отношение, поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, то есть носителем социальных и культурных качеств, которые и определяют содержание его духовной деятельности. Согласно позиции М.С. Кагана: «деятельность человека и является реальным отношением, в котором он выступает как субъект, хотя в другой ситуации деятельности он окажется объектом для другого субъекта» и далее: «.ценность возникает в объектно-субъектном отношении, не будучи поэтому ни качеством объекта, ни переживанием другого объекта -человека или животного» [43]. Таким образом, ценности обеспечивают человека жизненными ориентирами, определяют жизненно важные цели деятельности и, в конечном итоге, придают человеческой жизни определенный смысл.

Процесс развития культуры сопряжен с переоценкой ценностей; начинающейся с выдвижением нового эталона, с позиций которого рассматриваются предметы, обладающие ранее установленными ценностными характеристиками. Множество предметов, иерархизированное сообразно с определенным порядком, теряет жесткие очертания и перемещается на новую ценностно-смысловую основу. Повышение интереса к проблеме изучения ценностей происходит в период ценностных кризисов, ломки сложившейся системы и поиска новых культурных оснований и ориентаций существования человека. Наряду с процессом изменения аксиологических мер, кризисные эпохи порождают также и идеи, отказа от предпочтительности той или иной ценностной позиции. Нередко словосочетание «переоценка ценностей» используется для обозначения нигилистического отношения, к каким бы то ни было ценностям традиционной народной или классической культуры, духовной или художественной. На наш взгляд, переоценка ценностей - нормальная, совершенно естественная процедура переориентации или перестройки ценностных систем культуры. Этот процесс, как правило, длителен, к тому же ценностные ориентации могут возрождаться, обретать новое звучание в другую эпоху. Примером могут служить современные коллекции одежды известных кутюрье, созданные на основе исторических или национальных костюмов разных эпох и разных народов.

Объект может приобрести ценность через его отношение к человеческому опыту, деятельности, социальным организациям. Ценностные суждения и отношения между ними могут направляться (и критиковаться) с помощью научного познания средств достижения целей и рациональности этих целей. Слово «ценность» имеет различные и сложные значения. Обычно, когда мы говорим об индивидуальной ценности, мы имеем ввиду такие пункты, как: основное благо, к которому последовательно стремятся в течение всей жизни; конечный мотив; всех действий; качество (или его атрибут), придающее жизни достоинство; основной критерий выбора - то, что является благом среди возможных направлений деятельности; основной стандарт поведения, на который равняются; все; «объект ценности», отношение с которым обусловлено как качество жизни, так и характер личности.

Объекты ценности могут включать произведения искусства, научные теории, технологические изобретения, культовые предметы, различные культуры, традиции и т.д. Отношения с объектами ценности, зависящие от конкретного объекта, включают следующее: производство, воспроизведение, сохранение, поклонение, любовь, публичное признание и персональное обладание. Ценности «вплетены» в жизнь в большей или меньшей степени. Стремления личности могут и часто должны подниматься выше текущих реалий; Хью Лэйси так объясняет этот процесс: «Тот или иной социальный порядок воплощает определенную ценность, если он обеспечивает условия для поддержания институтов, реализующих данную ценность» [110].

Поскольку нас интересуют непосредственно ценности эстетические, рассмотрим их подробнее. Эстетическая; ценность — особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта. Эстетическая ценность характеризует объект в его отношении к субъекту. Как выразился А.Ф. Лосев: «Это ценность, возникающая в потоке ценностного мироотношения человека, представляя собою особый сплав значений, определяющих вещественно-предметные свойства явлений и в то же время выражающих практическое и эмоциональное отношение к ним человека» [61]. Ценности эстетические (как и любые другие) представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Вещественно-предметное значение включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения. Второе значение характеризует психологические качества человека, как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношение между людьми, благодаря которым, ценности обретают общезначимый характер. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственное, восприятие реальности, которое направленно на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов. Следует обратить внимание и на противоречивую природу эстетических ценностей. Еще древние заметили несовпадение внутреннего и внешнего. Впервые в философии Платон ставит проблему отличия сущности красоты от ее проявлений; «Что такое прекрасное?» и «Что прекрасно?» - вопрошает он.

Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку, эстетические ценности носят субъективный характер, т.е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому, эстетические ценности имеют зыбкие границы, и их содержание всегда является социально-историческим.

Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и; социальных чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их отражении в человеческой деятельности. Эстетическая потребность проявляется как потребность в упорядоченности, гармонизации- всех видов человеческой деятельности и потребность в организованности всех ее продуктов, устремление к получению духовных радостей. Эстетическая потребность тесно взаимосвязана с нравственной, так как стремление к прекрасному и доброму выступает в единстве. Она связана и с другими духовными потребностями, в том числе и с потребностью в труде и в приобщении к: знаниям. Наконец, в. нее входят мыслимые, чувствуемые, осязаемые ценности данной проектной культуры и достижимые в ней ценностные состояния творческого сознания, необходимые для личностной реализации проектного процесса. Это - аксиологическая составляющая: проектной культуры. Эстетическая ценность в общественном сознании неоднородна, поскольку основной акцент в нем ставится * на социокультурных значениях, которыми нагружаются произведения в практике их потребительского и профессионального освоения. Например; обладание вещью, выражающей определенный социальный статус, позволяет человеку «проецировать себя в группу с более высоким общественным; положением. Или, напротив, подчеркнутое пренебрежение к предметному пространству в некоторых субкультурах символизирует «высокую степень духовности», за которыми, к сожалению, подчас скрываются! обыкновенная лень, неопрятность, отсутствие вкуса. Поэтому при разработке дизайн-концепций помимо технического, эргономического и эстетического аспектов, дизайнеру необходимо учитывать различные социально-культурные роли, подключаясь к разнообразным жизненным ситуациям, в которые должен быть включен продукт его деятельности.

Количественной характеристикой ценности является оценка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Балланд, Татьяна Валерьевна

Заключение

Заканчивая данную работу, необходимо сказать, что это лишь небольшой срез проблем и проектных решений современного дизайна. В диссертации проведено исследование только некоторых аксиологических аспектов в сфере дизайна, что было обусловлено поставленными целями * и задачами нашей работы.

За пределами, данного исследования; остался'; дизайн, производящий единичную, выставочную продукцию. Мы не затрагиваем такие мощные разделы современного дизайна, как графический дизайн, такое направление, как шоу-дизайн, проблемы компьютерного проектирования и проч. Остается надеяться, что указанные: выше проблемы станут темой для дальнейшей работы.

Данная работа, ставила своей целью — рассмотреть специфику дизайна в процессе формирования эстетических ценностей объектов дизайна, проанализировать особенности эстетической оценки произведений дизайна в системе ценностных субъектно-объектных отношений, выявить обусловленность эстетического утилитарным в объектах дизайна и вывести показатели степени соответствия оцениваемого объекта эстетическому ценностному идеалу. Это определило подход, в котором некоторые, традиционные для эстетического анализа, аспекты отодвинулись на второй план, а на первый вышли такие понятия как «эстетическая ценность», «эстетическая оценка», «критерии оценки»

На основании проведенного исследования, в соответствии с его целью и задачами, формулируются следующие выводы:

1. Эстетическая ценность не может быть понятая вне определенной системы ценностного отношения в целом;

2. Система ценностей, критериев, принципов профессионального проектного сознания, определяющих отношение дизайнера к объекту проектирования * с точки зрения целей и задач дизайнерского творчества и принципов их реализации, как элементов большой системы, порождена массовым машинным производством; эпохой стандартизации и усреднения потребностей пользователей продукции. Метафорически она выражается формулой: «Форма следует за функцией». Главная цель дизайна - реализация эстетических установок и ценностей человека, способствующих образованию новых форм, а вопрос о значении и взаимодействии эстетических и утилитарных факторов при восприятии объектов искусственной среды является наиболее значимым для дизайна.

3. Эстетическая ценность промышленного изделия определяется совокупностью эстетических свойств его формы, способных выражать в визуально воспринимаемых признаках формы эстетически и утилитарно значимое содержание вещи, ее социально-культурный смысл и закономерности организации ее композиционно-стилевой структуры, а эстетическая ценность не может быть понята вне определенной системы ценностного отношения в целом. Обусловленность эстетического ценностного отношения утилитарным не следует понимать, как прямую зависимость первого от последнего.

4. Ценность профессиональной эстетической оценки не исключает, а предполагает помимо обобщенного и верного суждения об эстетической ценности объекта, также его обоснование и выявление причин, обусловивших конкретные эстетические достоинства и недостатки формы вещи. Кроме того, особенностью профессиональной оценки является ориентация не только на общезначимые эстетические идеалы, культурные нормы, но и на ценностные эстетические идеалы, ориентации тех групп потребителей для которых предназначены данные изделия.

5. Проанализировав весь комплекс вопросов, связанных с понятием «эстетического совершенства вещи», можно отметить, что данный аспект, включает в себя такие понятия, как: «эстетическая форма и цвет предмета», «гармония организации формы», «новизна и оригинальность», «стиль вещи» и тесно связано с таким фундаментальным понятием, как «мода».

6. Эстетическая оценка всегда качественна и несводима к количественному выражению. Выражение такой оценки, например, в баллах не превращает ее в количественную, являясь лишь символическим отражением определенных качественных уровней.

7. Дизайнер определяет меру эстетической ценности конкретного объекта, анализируя эстетические свойства оцениваемого объекта по характеризующим их эстетическим показателям, сгруппированным в соответствии с критериями эстетической оценки, используя определенный, систематизированный в шкалах набор эстетических мер. Это определение, в конечном итоге, сводится к выявлению степени соответствия оцениваемого объекта эстетическому ценностному идеалу. Ценность имеет качественную и количественную определенность. Их единство и есть мера ценности.

Для квалифицированного эстетического суждения сопоставляемые меры нуждаются в конкретизации: необходимо понимание бесконечного многообразия и объектов, и субъектов эстетического отношения. Таким образом, объективные предпосылки красоты, меры вещей весьма различны, и адекватность нашего эстетического отношения к элементам предметного мира зависит от ощущения этой меры, в умении точно выбрать позицию оценивания, где существенную роль играет вкус.

Несмотря на то, что практически все приведенные выше принципы интуитивно или осознанно используются в художественно-проектной практике, они не являются обязательными, а лишь рекомендуемыми. Каждый дизайнер вправе произвольно ограничивать их число, выбирать как преимущественное то или иное направление, тот или иной принцип, по-своему оценивая степень важности того или иного критерия или, даже вовсе, игнорируя его. Наша задача заключается не столько в выработке каких-либо жестких рекомендаций, сколько в более внимательном анализе значения этих факторов в соответствии с которыми человек воспринимает окружающую среду, в уточнении роли этих факторов, с целью позволить проектировщику, хотя бы частично, перевести их из каталога эмпирических догадок в категорию методологических инструментов.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в практической деятельности дизайнера, а также для дальнейшего анализа данной темы. Настоящее исследование также может быть использовано в учебной работе при подготовке, чтении лекций и проведении семинарских занятий по теории дизайна.

Ill

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Балланд, Татьяна Валерьевна, 2004 год

1. Айльхауэр Х-Д., Альтенбург У. Мода между спросом и предложением: Пер. с нем. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.

2. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М.: Советский художник, 1987.

3. Базазьянц С.П. Художник, пространство, среда. М.: Советский художник, 1983.

4. Батыгин JI.P., Малинкин А.Н. Опыт построения и сопоставления морфологических моделей образа жизни М.: 1976.

5. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество. М., 1969.

6. Белик А. Эстетика и современность. М., 1961.

7. Беляева А. А и др. Эстетика: Словарь М.: Политиздат 1989

8. Бердник, Т. О. Неклюдова. Т.П. Дизайн костюма Ростов-на-Дону, Феникс. 2000г.

9. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино,1995.

10. Борев Ю. Эстетика. Издание 3-е. М.: Изд-во политической литературы, 1981.

11. Бунге М. Интуиция и наука. М.: Прогресс, 1967. Ю.Бычков В.В. Новая Философская Энциклопедия. Т.4.М.,2001. П.Бычков Эстетическое в системе культуры. Мир культуры. Вып.П1. М.,2000.

12. Василенко В.А. Ценность и оценка. Киев, 1964.,

13. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1989.

14. Выготский J1.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.

15. Гайденко П.П. Аксиология. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.,

16. Герман Ш. М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1966.

17. Глазычев В. О дизайне М. Искусство. 1970г.

18. Горненко JI. О красоте вещей. М.: Легкая индустрия, 1966.

19. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Автореферат дисс. на соискание ученой степени, д-р социолог. Наук. М., 1994.

20. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. М., 1994;

21. Гофман А.В. Эстетические ценности и модные инновации.-В кн.: Проблемы фомирования эстетической ценности. Тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. Вып. 30. - М., 1981.

22. Григорьева И.В. Эстетические проблемы моды. Автореферат дисс. На соискание, уч. зван, к.ф.н. М.,1989.

23. Группа авторов Всероссийские промышленные выставки. Словарь по дизайну. М.: Полиграф-издат, 1991.

24. Дерибере Морис Цвет в деятельности человека. М., 1964.

25. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967;

26. Желанная Н.В. Фактор эстетических предпочтений потребителей в художественном конструировании товаров народного потребления. -Л.: Знание, 1983.

27. Золотарев Автореферат дисс. на соиск. уч. зван, к.ф.н. www.distance.ru

28. И.М. Быховская. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый A-JI. С-П., Университетская книга. 1998

29. Иконников А.В. Эстетическая организация среды традиции городских культур. М.: Советский художник, 1985.

30. Ионин Л.Г. Традиции, канон, стиль. М.: Логос, 1996.

31. Каган М.С. Морфология искусства, Л., 1972.

32. Каган М.С. Философская теория ценности 1997.

33. Каган М.С. Философия культуры. СПб.,

34. КазариноваВ.И. Красота, вкус, экономика. М., 1985.

35. Канке В. В. Основные этапы философии.

36. Кантор А. О стилях. М.: Советский художник, 1962.

37. КирееваЕ.В. История костюма. М.: Просвещение, 1976.

38. Козлов Л. Изображение и образ. М.: Искусство, 1980.

39. Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. М.,1980.

40. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая промышленность, 1982.

41. Криль Ю. Мода на голодном пайке. Статья в газ. «Правда» от 6 мая 1996.

42. Культурология XX век. Энциклопедия Т.1 С-Пб. 1998г.

43. Леиашвили П.Р. Ценность как категория марксисткой аксиологии Тб. 1990г.

44. Лекции по истории эстетики. В 3-х т. Под ред. М.С. Кагана. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976.

45. ЛеонтьевД.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции

46. Лифшиц М. В мире эстетики. М., 1988.,

47. Лифшиц М.Л. Искусство и современный мир. М.: Изобразительное искусство, 1973.

48. Лобовиков В.О. Модальная логика оценок и норм. Красноярск, 1984.,

49. Лола Г.Н. Дизайн. М., 1998.

50. Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплиы. Эстетика и жизнь. Вып. 6 М.,1979.

51. Лукшин И.П. Промышленная графика, как вид дизайна, жур. «Техническая эстетика». 1969, №8.

52. Любимова Т.Б. Аксиологическое построение произведения искусства М., 1996

53. Любомирова Е.Е. Всероссийские художественно-промышленные выставки. Автореферат на соиск. уч. степ, кандидата искусств. М., 1991.

54. М. С. Каган. Философская теория ценности 1997г.

55. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

56. Маринко Т.Г. Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности. Автореферат дисс. на соиск. уч. зван, к.ф.н. М., 1982.

57. Масалкова Л.А. Функционирование и развитие моды как социального явления. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. М., 1980.

58. Медведев В.Ю. Опыт эстетической оценки технически сложных изделий культурно-бытового назначения. Л.: Знание, 1983.

59. Медведев В.Ю. Система оснований эстетической оценки произведений дизайна. Вестник СПГУТД, 1997. №1.

60. Молчанова А.С. На вкус и цвет.(теоретический очерк об эстетическом вкусе). М.: Искусство, 1966.

61. Моль А. Теория инфомации и эстетического восприятия. М.: Изд-во Мир, 1966.

62. Мукаржевский Ян. Прекрасное Прага 1935г

63. Мукаржовский Я. Исследовния по эстетике и теории искусства. М.,

64. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа,1984.74.0всянников М.Ф. Что изучает эстетика. М.: Знание, 1976. 75.Овсянников М.Ф. Эстетика и производство. М., МГУ, 1969. 76.0лвуд Д., Мон Г.Б. Выставки: планирование и дизайн: пер. с англ.

65. Новосибирск, 1991. 77.0рлов Г.А. Проблемы ритма, художественного времени и пространствав искусстве. Л., 1970. 78.Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

66. Павлов Т.Д. Информация, отражение, творчество. М.: Прогресс, 1967.

67. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма. М.: Легпромбытиздат, 1987.

68. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Специальная художественная графика. М.: Легпромбытиздат, 1983.

69. Петров Л.В. Мода как обществ, явление. Л., 1974;

70. Петров Л.В. Мода как общественное явление. Л.: Знание, 1974.

71. Петушкова Г.И., Козлова Т.В. Композиционная связь формы, ткани, фасонных линий и рисунка в модных изделиях. Жур. «Текстильная промышленность». М., 1980. №11.

72. Разработка методик эстетической оценки промышленных изделий. Основные положения: Метод материалы ВНИИТЭ; Отв. Ред. А.В. Иконников. М., 1987.

73. Рэнд П. Искусство дизайна. Жур. «Америка». 1989, № 389.

74. Рябушин А. Среда мера всех вещей. Жур. «Декоративное искусство СССР.» 1973. № 10.

75. Савельева Н.Т. Мода и массовый вкус. М.: Легкая индустрия, 1966.

76. Савицкая Т.В. В поисках правды и красоты. М.: Изобразительное искусство, 1972.

77. Словарь по эстетике. Изд. 4-е. Под ред. И.С. Кона. М.: Изд-вополитической литературы, 1981.

78. СовдагароваЗ.Л. Мода как эстетический феномен. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. М., 1982.

79. Совдагарова З.Л. Некоторые аспекты проблемы анализа моды как эстетического феномена. М., МГУ. 1980.

80. СовдагароваЗ.Л. О соотношении социального и эстетического в моде. М., МГУ, 1979.

81. Совдагарова З.Л., Смит А. О моде и ее влиянии на эстетические понятия. М., МГУ, 1981.

82. Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения худож. Ценностей. М., 1990;

83. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения худож. Ценностей. М., 1990;

84. Соколов Э.В. Культура и личность Л., 1972;

85. Сер. Техническая эстетика. — Вып.№46. Ю5.Тиль Э. История костюма: пер. с нем. М.И. Козлова. М.: Легкая индустрия, 1971.

86. Юб.Традиции и истоки отечественного дизайна. Под ред. С.О. Хан

87. Магометова. М., 1979. Ю7.Федоров Ю.М. Эстетические ценности в системе культуры. М., 1986. Ю8.Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. Автореф. дисс. на соиск.уч. зван, к.ф.н. Сверд. 1990.

88. Хогарт У. Анализ красоты. JL: Искусство, 1987.

89. Ю.Хью Лэйси Свободна ли наука от ценностей М., Логос 2001г.111 .Чавчавадзе Н. Культура и ценности. Тб., 1984.,

90. Чижиков В.В. Дизайн культурной среды. М., 2001.

91. Шепетис Л.К. Искусство и среда. Место искусства в современной эстетической среде. М.: Советский художник, 1978.

92. Н.Шепетис Л.К. От жизни в ничто. Методологическое исследование о терминологии в искусстве. М.: Молодая гвардия, 1972.

93. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969;

94. Школьник Л., Тарасов Е. Язык улицы. М.: Наука, 1977.

95. Шубин Г.Г. Мода и эстетическая культура. Автореф. дисс. на соиск. уч. зван, д-р.ф.н. М.: Знание, 1987.

96. Эстетика. Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Политическая литература, 1966.

97. Эстетическая оценка качества продукции. Номенклатура показателей и методы оценки: Метод. Материалы ВНИИТЭ; Отв. Ред. М.В. Федоров. М.,1987.

98. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под общей ред. А.В. Иконникова; ВНИИТЭ. -М.: Стройиздат, 1990.

99. Эфросимов В.П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.