Абхазская народная педагогика: становление, развитие и реализация в современном учебно-воспитательном процессе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор наук Анкваб Марина Фёдоровна

  • Анкваб Марина Фёдоровна
  • доктор наукдоктор наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 434
Анкваб Марина Фёдоровна. Абхазская народная педагогика: становление, развитие и реализация в современном учебно-воспитательном процессе: дис. доктор наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». 2019. 434 с.

Оглавление диссертации доктор наук Анкваб Марина Фёдоровна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологическое исследование основ становления и развития абхазской народной педагогики

1.1. Сущность абхазской народной педагогики и теоретическое исследование её истоков и проблем

1.2. Процессуальные особенности периодов становления и развития абхазской народной педагогики

1.3. Содержательные характеристики категориально-понятийного аппарата абхазской народной педагогики

Выводы

Глава 2. Концептуальный анализ особенностей компонентов всестороннего воспитания в абхазской народной педагогике

2.1. Принципы нравственного воспитания в абхазской народной

педагогике

2.2. Представления абхазского народа о приобщении подрастающего поколения к труду

2.3. Культура физического развития в народной педагогике абхазов и её взаимосвязь с трудовым воспитанием

2.4. Значение и роль умственного воспитания в абхазской народной педагогике

2.5. Особенности эстетического воспитания в абхазской народной

педагогике

Выводы

Глава 3. Институты воспитания личности в абхазской народной педагогике

3.1. Роль института семьи в абхазской народной педагогике

3.2. Институты воспитания личности в абхазской народной педагогике

3.3. Институты семьи и социума в воспитании совершенной личности

абхазской народной педагогики

Выводы

Глава 4. Опытно-экспериментальный процесс системной реализации учебно-воспитательного потенциала абхазской народной педагогики на основных ступенях образования

4.1. Принципы построения системы учебно-воспитательного потенциала абхазской народной педагогики

4.2. Опытно-экспериментальный процесс внедрения системы абхазской народной педагогики в дошкольные образовательные учреждения Республики Абхазия

4.3. Исследование эффективности системы учебно-воспитательного потенциала абхазской народной педагогики в школе

4.4. Подготовка будущих учителей к реализации учебно-воспитательного потенциала абхазской народной педагогики

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

393391

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Абхазская народная педагогика: становление, развитие и реализация в современном учебно-воспитательном процессе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена процессами всемирной глобализации, детерминирующими современные жизненные устои народов, сметающими пространственно-временные барьеры, разделяющие людей и страны, способствующими единению человечества. Обладая внушительными перспективами и преимуществами, связанными с динамикой инновационного и технологического роста и развития, культурно-образовательное пространство на стыке столетий испытывает побочный эффект всеобъемлющего явления. Постепенное исчезновение языков и идеологий, преобразование разнообразия культур в однородную, стирание самобытности множества уникальных и неповторимых национальных меньшинств представляет далеко неполный перечень «обратной стороны медали» глобализации.

Многогранность и глубина общекультурного наследия всецело зависит от составляющих его этнических единиц, пренебрежение, утрата и забвение которых чревато не только для отдельно взятой народности, но и для всего человечества в целом. Тем не менее, повсеместная тенденция малых национальных общностей к отхождению от собственных устоев, отказ от духовно-ценностных предпочтений в пользу идеологий, навязываемых современностью, неизбежно ведет к общественному упадку, социально-историческому застою, результатом чего может стать дезинтеграция и крах поликультурного мира.

В деле сохранения этнокультурных ценностей проблемы воспитания выступают на первое место [204]. Непревзойденный назидательный опыт народа, обусловленный его самобытностью, укладом и особенностями жизнедеятельности, историческими процессами наряду с географическими условиями, разнообразием внешних контактов ведущих к информационно-культурному обмену, представляет собой весомый вклад,обогащающий педагогическую сферу познания и всецело в ней укореняющийся. В число важнейших функций подобного «обогащения» в настоящее время входит возрождение и приумножение национальной

самоидентификации и самосознания, стремление к духовно-культурному ренессансу.

Веяния времени диктуют свои требования, подталкивая к созданию учебно-воспитательной системы, органически сочетающей в себе личностные, этнические и общемировые интересы в качестве структурных компонентов. Проекцией этому служит общенаучная этнопедагогизация образовательного пространства, направленная на хронологическое, градационное становление личности, её самоидентификацию в многоязычной и поликультурной среде, ознакомление с общемировой и этнической культурами, на воссоздание всемирных общепринятых идеалов. Высока вероятность того, что восстановление культуры назидательного воздействия на подрастающее поколение в контексте определенных национальных единиц, Республики Абхазия в частности, неосуществимо в отсутствии этнической направленности, оглядки на исключительную специфику и самобытность народа, попытки постичь глубину многовекового дидактического опыта. В воспитании идеальной (с позиции этноса) личности, способной вобрать национальные качества и воплотить общемировые требования, значимое место занимают культурное наследие предков, традиционная преемственность поколений, умелое пользование плодами этнического достояния, воплощенными в едином понятии «народная педагогика».

Внутреннее благополучие этноса всегда было сопряжено с народной педагогикой, с религиозно-культурными проповедями, высоконравственными идеалами, понятиями, представлениями, назидательными предписаниями. По этой причине препоручение подрастающим поколениям этих суждений, мыслей и опыта морально-этического становления наиболее актуализируется в современном обществе.

Для того чтобы всецело осознать потенциал этнопедагогических воззрений, воскресить культурные важнейшие традиции народа, следует возвратиться к событиям минувших тысячелетий, выйти за грани обыденного, осознать всё то, что было забыто. В особенности это относится к этносам, на долю коих пришлось большое количество бед и мучений; к их числу принадлежит и народ Абхазии, ибо

на всем историческом пути ему часто грозило истребление, но он вновь возрождался.

Абхазы - один из древнейших коренных этносов Кавказа, который является «хотя ныне и малочисленным, но очень древним, активным и гордым народом, история которого во многом загадочна и трагична» [94, с. 3]. Богатое духовное наследие абхазского народа, укоренившееся в языке, воплощенное в национальных нравах и особенностях, нашедшее свое сосредоточение в образе жизни, вековых традициях, обрядах, обычаях и ритуалах, верованиях и идеалах, нравственных воззрениях, нашло свое отражение в абхазской народной педагогике, в разнообразии её средств и методов.

Проблемы воспитания, возникающие в современной действительности, обнаруживают необходимость пересмотра целей, принципов и содержания назидательного воздействия на личность. Выходом из сложившейся ситуации является внедрение всеобъемлющего потенциала абхазской народной педагогики в повседневную жизнь этноса.

Показателями актуальности исследуемого вопроса являются следующие факторы: недостаток исторического формата педагогических сведений, способных представить цельность научных изысканий прошлого в контексте становления и развития абхазской народной педагогики; недостаток сформированности этнопедагогической составляющей образовательного пространства Республики Абхазия, приемлемой в рамках современных требований.

Большое количество работ философского, исторического, культурологического, историко-педагогического характера, проливающих свет на отдельные аспекты абхазской народной педагогики, позволяющих проследить пути и процессы её становления и развития, дают возможность всестороннего анализа исследуемой темы.

Стремление к использованию народной мудрости в назидании подрастающего поколения и попытки её внедрения в учебно-воспитательный процесс становятся всё более очевидными в настоящее время. Тем не менее, по объективному утверждению исследователей Р.П. Анаркулова [21], А.В. Ахметовой

[54], Э.Ш. Бекировой [66], Ф.Ф. Гумеровой [110], О.И. Давыдовой [117], Ю.Б. Рандалова [283], Л.А. Харисовой [347], О.С. Щербаковой [396], А.В. Ящук [405] и др. у учителей отсутствует подготовка к полноценной реализации этнопедагогического потенциала в их профессиональной деятельности, что приводит к его стихийно-интуитивному и бессистемному применению.

Неприемлемыми для любого цивилизованного общества являются низкий уровень знания культуры и истории своего народа, безразличие к событиям настоящего и грядущего, приводящие к разрушению закономерной преемственности поколений, деформирующие процессы формирования и развития личности. В трудах А.Ю. Антоновского [43], М.В. Баматгиреевой [61], М.П. Бельды [68], Г.В. Грошевой [105], Е.П. Мартыновой [242], А.Б. Паченко [264], М.М. Прудниковой [279], Н.Н. Рахлеевой [284], Е.В. Селивановой [302] исследуются представления о понятии «этнос» и его эквивалентах - народ, нация, раскрывается суть эпитетов «народный», «этнический», предоставляется толкование феномена национальной культуры, национального менталитета и т.п.

Прославленные мыслители давно ушедших эпох Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, а также педагоги, поднявшие вопрос этновоспитания в XX в., В.И. Баймурзина, Г.Н. Волков, К.Х. Гизатуллина,

A.А. Григорьева, Л.А. Ибрагимова, Н.С. Иванова, В.К. Кочисов, Ю.З. Кутлугильдина, Ф.Т. Кущетерова, М.М. Мамхягова, П.В. Плотников, И.С. Портнягин, Э.И. Сокольникова, А.З. Тхитлянова, Г.У. Убайдуллаев, Е.Е. Хатаев, Т.В. Цырлина, И.А. Шоров и др., отмечали первостепенную значимость освоения народной мудрости в деле воспитания подрастающей смены. Полагаясь на традиционные дидактические принципы, выработанные человечеством, великие деятели науки адаптировали и формировали педагогические теории, усовершенствуя и дополняя тем самым науку о воспитании.

Множество трудов, посвященных проблемам этнопедагогики, являются заслугой современных ученых Н.П. Башкатовой, З.А. Булатовой, А.А. Валеева,

B.В. Гладких, Б.П. Динаева, Г.С. Зайцева, Л.М. Захаровой, В.В. Климатовой,

И.Р. Куловой, К.И. Мазаевой, С.В. Мурашевой, Р.Р. Мухаметзянова, Е.А. Рубец, А.Х. Саракаевой, Е.З. Соловьевой, Э.Л. Танклаевой, С.М. Тлисовой, О.Ю. Чаптыковой, Е.В. Швецовой, М.А. Шошина, Р.М. Эхаевой и др. Их работы оказали большое содействие в разработке этнопедагогических основ и в расширение представлений о воспитательном потенциале культуры народов.

Начало нового тысячелетия ознаменовалось интенсивным ростом внимания к проблемам этнопедагогики в братских Абхазии, «уникальных по национальному составу, социально-политическому и историческому положению» республиках [75, с. 3]. Свидетельством данному факту служат научные диссертации М.Ж. Зангиевой [148], Р.И. Пазовой [263] и др.

Объем научных материалов по исследуемый проблематике неустанно растет и пополняется, вызывая интерес и у зарубежных мыслителей. К их числу можно отнести научные публикации об этнопедагогической практике корейцев, китайцев и американцев (статьи А. Дайсона [412], С.Ю. Девятых [124], Лю Линь [230] и монография Ю.В. Бжинской [72]). Основной мыслью данных работ является рассуждение о значимости целесообразного родительствования, лежащего у истоков семейных назидательных особенностей, представляющих собой существенный элемент этнопедагогической культуры, поскольку именно семейное воспитание является абсолютным индикатором состояния нации.

Этнопедагогическая тематика работ с опорой на исследовательскую деятельность ученых советской эпохи существует и странах СНГ. Так, в работе А.П. Орловой [262, с. 7-9] прослеживается обзор специфики воспитания русского, украинского и белорусского народов, с обширным апеллированием к сведениям советских времен.

Исследованием этнопедагогики активно занимаются и ученые-этнологи, охватывающие основные тенденции психологического, педагогического и социального направлений. Например, Б.А. Синклер утверждает, что зависимость успеваемости студентов, принадлежащих к этническим меньшинствам, зависит от наличия или отсутствия у учителей специальных этнопедагогических знаний [429]. Дж.И. Хенкс в своем диссертационном исследовании выясняет зависимость

усвоения изучаемого материала коренными американцами от использования педагогами этнопедагогических знаний в обучении математике [414].

Краткий обзор материалов и научных источников свидетельствует об интенсификации интереса к этносам и их особенностям. В попытке сохранить свою самобытность народ Абхазии не является исключением. Педагогическая мысль абхазов получила свое развитие во многом благодаря таким просветителям, как Д.И. Гулиа, Б.В. Шинкуба, заслуга которых была в понимании первостепенной роли и непревзойденной важности образования, к чему они и призывали свой народ.

Основоположник абхазской письменной литературы Д.И. Гулиа во все свои произведения включал фразы, знакомые народу, способные проникнуть в сознание большинства, использовал меткие слова и сравнения. Стремление сохранить и приумножить культурное и педагогическое наследие предков сквозным тезисом проходит через всё его творчество.

Значителен и неоценим вклад фольклористического, исторического, этнографического и искусствоведческого толка следующих ученых: В.Р. Ашуба, Х.С. Бгажба, И.Х. Дамения, С.А. Дбар, Ш.Д. Инал-ипа, О.В. Маан, О.Б. Шамба и т.д., исследовавших вопросы, формирующие плацдарм для дальнейшего выявления и целостного структурирования путей становления и развития народной педагогики абхазов.

Некоторые аспекты абхазской народной педагогики и формы их применения в учебно-воспитательном процессе средних общеобразовательных школ Республики Абхазия отображены в трудах следующих научных деятелей: Л.Г. Бения [69], С.Ю. Жвания [145], А.М. Касландзия [272] и др. Отдельные направления исследуемого вопроса в разные периоды были раскрыты в работах Н.Т. Лакашия [226], Б.Г. Тарба [322], Ш.К. Царгуша [364], Г.Ю. Цвинария [366].

Прослеживаемый в республике интерес к абхазской народной педагогике, обусловленный тенденцией исследования её элементов еще с начала XX в., не утратил своей интенсивности и в наши дни, что позволяет утверждать о необходимости специального научного изыскания, рассматривающего проблему

цельно, приводя в систему прежде существующие сведения, адаптированные к современным методологическим подходам, открывая новые факты для обогащения педагогической мысли.

Проблема исследования детерминируется нижеприведенными противоречиями:

- между существованием научных трудов, анализирующих отдельные аспекты абхазской народной педагогики, и отсутствием специального монографаческого исследования по данной проблематике;

- между наличием исторических сведений о зарождении социально -бытовых устоев и зачатках просвещения в Абхазии и отсутствием прослеженных и установленных фактов относительно этапов и стадий становления и развития абхазской народной педагогики;

- между тенденцией в Республике Абхазия к признанию приоритетности этнопедагогических традиций, гуманистических ценностей, специфики поведенческой нормативности и отсутствием дидактических указаний, способствующих их реализации;

- между существующем в этнопедагогике категориально-понятийным аппаратом и его концептуальной неустановленностью в контексте абхазской народной педагогики;

- между стремлением к всестороннему развитию ребенка, воспитанию совершенной личности с применением этнопедагогических традиций и отсутствием единой системы внедрения назидательного опыта абхазского народа в современное образовательное пространство.

Согласно установленным противоречиям, научная проблема исследования была сформулирована следующим образом: каковы концептуальные основы абхазской народной педагогики и её исторические пути к воссозданию традиций воспитания, духовно-нравственному возрождению, сохранности культурно-исторического наследия и этноса в целом на современном этапе образования. Указанная проблема предопределила выбор темы исследования: «Абхазская

народная педагогика: становление, развитие и реализация в современном учебно-воспитательном процессе».

Цель исследования: выявление теоретико-методологических основ абхазской народной педагогики, процессуальных особенностей её становления и эффективного применения в современных условиях учебно-воспитательного пространства.

Объект исследования: этнопедагогическое наследие абхазского народа.

Предмет исследования: этапы становления, развития и реализации потенциала абхазской народной педагогики в процессе воспитания и обучения.

Гипотеза исследования основана на положении о том, что сведения об основах абхазской народной педагогики, её становления, этапах развития и реализации служат неисчерпаемым источником, способствующим воссозданию этнопедагогических традиций, гуманистических ценностей, специфики поведенческой нормативности и принципов воспитания, обладающих существенным потенциалом в процессе назидания подрастающих поколений при условии:

- анализа теоретико-методологических основ становления и развития абхазской народной педагогики с позиции историко-педагогического, психологического, культурологического, социополитического, этнологического подходов;

- изучения сути и содержания абхазской народной педагогики, разработки дефиниций её основных составляющих, и определении её категориально-понятийного аппарата;

- разработки системы эффективного внедрения принципов абхазской народной педагогики в современный учебно-воспитательный процесс;

- работы с педагогами, родителями для обучения принципам, методам и средствам абхазской народной педагогики в процессе воспитания детей в лучших народных традициях;

- системного внедрения компонентов этнопедагогики в содержание учебно-воспитательного процесса на всех этапах образования;

- обеспечения готовности будущих учителей к реализации идей абхазской народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях, школах и собственной практике семейного воспитания.

Согласно предмету, объекту, цели и гипотезе определены следующие задачи:

1. Теоретическое осмысление сущности народной педагогики абхазов посредством анализа литературы педагогического, психологического, исторического и философского содержания.

2. Определить и охарактеризовать этапы становления и развития абхазской народной педагогики, обосновать предложенную нами периодизацию этого процесса.

3. Установить категориально-понятийный аппарат, используемый в абхазской народной педагогике, уточнить специфику основных терминов и понятий.

4. Раскрыть содержание семейного, социального, нравственного, умственного, трудового, эстетического, физического воспитания, а также разработать их дефиниции с позиции этнопедагогики абхазов.

5. Разработать и обосновать систему применения передовых концепций абхазской народной педагогики в учебно-воспитательной среде учреждений образования.

6. Смоделировать систему применения учебно-воспитательного потенциала народной педагогики абхазов и практически апробировать эффективность модели на всех этапах образования.

Методологической основой проведенного исследования стали:

- применение теорий философской, гносеологической направленности в процессе анализа ценностей культурного, духовно-нравственного и педагогического толка;

- гуманистический подход, направленный на признание человека высшей ценностью;

- антропологический подход, системно использующий данные всех наук о человеке как о субъекте обучения и воспитания;

- данные современной культурологии, этнопсихологии, этнопедагогики;

- аксиологический подход, ценностно-ориентированный на развитие личности;

- этнопедагогический подход, подразумевающий единство транснационального, национального и индивидуального компонентов;

- исторический подход, рассматривающий взаимосвязь параллелей прошлого и настоящего;

- системный подход, реализуемый в качестве метода изучения форм педагогических процессов и явлений, использовался на ряду с комплексным;

- объективность при подборе фактов, явлений, анализе исследуемых процессов.

Теоретическая основа исследования базируется:

- на положении педагогической науки, определяющем назидательное воздействие и образование как неотъемлемую составную часть целостного историко-культурного процесса (В.А. Антюхова, Л.Б. Барскова, С.В. Бобрышов, А.С. Запесоцкий, Е.В. Литовкин, Э.В. Онищенко и др.);

- на принципе системности, используемом для научного исследования процессов происходящих в обществе (Г.В. Бакуменко, В.А. Келейникова, Е.В. Романова, М.В. Семина и др.);

- на принципе целостности логического и исторического в изучении опыта поколений предшественников, в его практической реализации и применении с целью развития педагогической теории (И.А. Бисько, А.В. Бухарова, В.Н. Гуляев, О.Ю. Ефремов, Л.Л. Кутявина, A.A. Никольская, А.М. Новиков);

- на понимании общности направлений педагогической среды (Е.Д. Аренов, В.Р. Ериков, В.С. Филинкова, Т.Н. Шишкина и др.);

- на идеях этнопедагогической обусловленности возникновения народа и его этнического и психологического формирования (А.И. Булшекбаева, А.А. Бучек, М.А. Кусайнова, А.А. Тасимова, Б.А. Тахохов, М.М. Тусуповаи др.);

- на представлениях о процессе воспитания как явлении, прогрессирующем по собственным внутренним законам согласно общим направлениям эволюции системы образования (В.А. Беляева, Г.Н. Козлова, В.Н. Кондрашов);

- на осознании идей нравственного и эстетического становления, трудового воспитания, умственного и физического развития (Н.В. Батакова, Н.В. Волобуева, Н.Н. Зайдуллина, Г.И. Шлычкова, Е.В. Юдина и др.).

- на идее о значимости народной педагогики для обучения, воспитания и социализации детей, нашедшей свое отражение в работах И.А. Арабова, Н.И. Беловой, Г.Н. Волкова, Е.В. Коноваловой, Д.А. Тушиной, З.Б. Цаллаговой, И.А. Шевченко, И.А. Шорова и др.;

- на теоретических основах этнической педагогики как самостоятельной научной дисциплины, представленных в трудах Б.Ш. Алиевой, Г.Н. Волкова,

A.А. Григорьевой, Ж.К. Жаулыбаева, К.Ж. Кожахметовой, М.М. Мамхяговой, М.Д. Михайловой, К.Б. Семенова, Э.И. Сокольниковой, Я.И. Ханбикова,

B.И. Щеглова и др.

Перечисленные выше работы определили общеметодологическую нацеленность этого изучения. Теоретико-методологическая концепция, произведенная в ходе деятельность, определена нынешней психолого-преподавательской концепцией исследующей связь воспитания и обучения с общественно-экономической, общественно-политической и духовной жизнью сообщества, условия развивающие человеческую личность.

С целью решения обозначенных задач был применен комплекс взаимообусловленных методов исследования:

- теоретические: системно-комплексный, сравнительный анализ, синтез и обобщение знаний по проблеме исследования;

- общенаучные: методологический анализ, системно-структурный анализ, семантико-терминологический анализ;

- эмпирические: анкетирование, включенное наблюдение, изучение литературы и документов, обобщение педагогического опыта, интервьюирование, экспертное интервью, статистическая обработка данных, анализ продуктивности

деятельности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, школьников и студентов.

Исследование опиралось на следующие источники: дореволюционные и послереволюционные библиографические указатели; издания историко-культурного, этнографического, фольклорного плана; публикации по вопросам генезиса педагогического просвещения и назидательных воззрений абхазского и других братских ему народов; научные труды педагогов, психологов, этнографов и других ученых Абхазии, России и зарубежных стран; общегосударственная и педагогическая публицистика Республики Абхазия и абхазских диаспор. Информационной базой послужили архивные материалы, экспедиционные журналы, сведения, полученные в процессе работы с информаторами и респондентами, результаты проведенного анкетирования. Среди неизданных материалов наиболее задействованными оказались фольклорные очерки, заметки этнографического и археологического характера. Сбор данных и наблюдение за бытом и взаимоотношениями в абхазских семьях проводились при участии респондентов-информантов.

Работа над исследованием проходила в три этапа с 2012 по 2018 гг.

Первый этап (2012 - 2013 гг.) - поисковый, процесс которого позволил изучить степень освещенности проблемы исследования, её теоретическое и практическое состояние с целью аккумулирования материала и установления исследовательских задач. На данном этапе был проведен анализ назидательного потенциала фольклора. Определялись возможности воспитательного воздействия традиционной народной культуры. Одновременно изучался философский, исторический, этнографический и педагогический материал по исследуемой проблеме.

Второй этап (2013 - 2015 гг.) - конструктивный, в ходе которого был разработан научно-понятийный аппарат работы. Вместе с тем были выявлены нераскрытые или слабо освещенные факты и явления абхазской народной педагогики. Определялись исходные позиции исследования (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи), планировалась последовательность изучения материала.

Параллельно были выявлены методологические и теоретические основы исследования, уточнены периоды и установлены их качественные характеристики. В ходе работы разрабатывались специализированные курсы «Этнопедагогические традиции абхазского народного воспитания», «Абхазская этническая педагогика», а также публиковались работы по истории возникновения и развития абхазской народной педагогики. Была проведена работа по чтению спецкурсов в Абхазском государственном университете, лекций и семинаров для родителей, учителей и воспитателей. Организовывались внеклассные мероприятия в сельских и городских школах Республики Абхазия, конференции и круглые столы с участием студентов педагогического, филологического и экономического факультетов АГУ.

Третий этап (2015 - 2018 гг.) - опытно-экспериментальный, посвящен экспериментальной работе по апробированию и системному внедрению учебно-воспитательных особенностей народной педагогики абхазов в программы учреждений дошкольного образования, средних образовательных школ Республики Абхазия. Проводились специально разработанные курсы с целью подготовки студентов к внедрению этнопедагогического компонента в будущей профессиональной деятельности и в дальнейшей практике народного воспитания в собственных семьях. Анализировалась степень владения знаниями в сфере национальной культуры воспитанниками, учащимися и студентами. В процессе учебно-воспитательной подготовки выявлялся уровень этих знаний, определялась значимость народной педагогики абхазов в области педагогических дисциплин. Обрабатывались и систематизировались полученные данные, уточнялись теоретические положения и формулировались выводы, обобщались результаты.

Научная новизна исследования состоит в комплексном исследовании абхазской народной педагогики, её роли в воспитании и развитии подрастающего поколения:

1. Обобщены сведения, накопленные педагогами, историками, культурологами и философами, введены в научный оборот архивные документы и новые, малоизвестные материалы, обогащающие современную эмпирическую базу

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Анкваб Марина Фёдоровна, 2019 год

Библиография:

1. Аргун Ю.Г. Быт и культура современных абхазов. - Сухуми: 1976 -167 с.

2. Аргун Ю.Г. Обычаи, обряды и взаимосвязь поколений. - Сухуми: 1978. - 178 с.

3. Арсалиев Ш.М.Х. Методология современной этнопедагогики: монография. -Москва, 2013. - 203 с.

4. Вахания О.В. Абхазские народные игры. - Абхазское государственное издательство: 1959 - 119 с.

5. Вахания О.В. Физическая культура и спорт в Абхазии - Сухум: 1955. - 151 с.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1956. - 457 с.

7. Давыдова О.И. Тезаурус этнопедагогики (исторический аспект) //Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4-1. - С. 182-185.

8. Куправа А.Э. Традиционная культура абхазов. - Сухум, 2008. - 624 с.

9. Кураскуа В.Б. Абхазская национальная школа (1921-1958). - Сухум: Абхазский государственный университет: 2003. - 284 с.

10. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей. -Майкоп, 1957. - Вып. I. - С. 34-41.

Занятие II

Тема: Применение современных обычаев АНП в практике учебно-

воспитательской работы Содержание:

1. Понятие о современных и реакционных традициях АНП

2. Выбор и установление подходящих конфигураций АНП

3. Использование современных обычаев и методов абхазской этнической педагогики в проведении внеурочных мероприятий, школьного классного часа и т.д.

Библиография:

1. Барциц Р.М. Святилища Абхазии в современной обрядовой практике. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2013. - № 3 (126). - С. 182-188.

2. Бройдо А.И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов. - М: Изд-во РГТЭУ, 2008. - 160 с.

3. Григулевич Н.И. Проблема долгожительства и традиции воспитания в Абхазии // Современная сельская Абхазия: социально-этнографические и

антропологические исследования / Дубова Н.А., Козлов В.И., Ямсков А.Н. -Москва, 2006. - С. 129-157.

4. Инал-ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. - Сухум: Алашара, 1984. - 190 с.

5. Инал-ипа Ш.Д. Традиции и современность (По материалам этнографии абхазов). - Издание второе, дополненное и переработанное.- Сухуми: Алашара, 1978. - 112 с.

6. Инал-ипа Ш.Д. Народы Кавказа. Абхазы. Этнографические очерки / Под ред. С. Толстова. - Издательство Академии наук СССР, Москва: 1962. - В 2 т. - Том 2. - С. 372-421.

7. Крылов А.Б. Религия и традиции абхазов (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.). - Москва, 2001. - С. 264.

8. Салакая Ш.Х. Нартоведение в Абхазии. - Известия СОИГСИ. - 2014. -№ 11 (50). - С. 81-85.

9. Соловьева Л.Т. Этнокультурное взаимодействие и религиозные традиции: Юго-Восточная Абхазия в XIX - начале ХХ в. // Этнос и среда обитания / Дубова Н.А., Григулевич Н.И., Ямсков А.Н. - Москва, 2009. - С. 241-258.

10. Тарба Б.Г. Вопросы нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике // Труды Абхазского государственного университета им. А.М. Горького. - Том 6. - Сухуми: Алашара, 1988. - 252 с.

Занятие III

Тема: Применение современных форм АНП в привлечении родителей Содержание:

1. Основные методы, применяемые в АНП.

2. Факторы, содействующие обучению свершенного индивида согласно воззрениям абхазской этнической педагогики..

3. Социально-педагогические требования к развитию индивида.

4 Значимость участников семейного коллектива в воспитании детей у абхазов.

5. Этническая методика семейного анализа. Библиография:

1. Абхазоведение: археология. История. Этнология.- Сухум, 2013. - Т. I - С. 8-9.

2. Джафарова Д.Т. Проблемы семейного воспитания в современных педагогических исследованиях // Научные исследования и образование. - 2016.

- № 3 (23). - С. 97-100.

3. Ивасева О.В., Давыдова Г.О. Этнопедагогика: традиции армянского семейного воспитания // Сб. матер. III Международной научно-практической конференции / Редколлегия: С.Е. Ратенко, И.Г. Рзун, Н.О. Старкова. -2016. - С. 46-50.

4. Инал-Ипа Ш.Д. Абхазы (глава из книги «Народы Кавказа»). Этнографические очерки / Под ред. С. Толстова. - Издательство Академии наук СССР, Москва: 1962. - В 2 т. - Т. 2. - С. 372-421.

5. Мусханова И.В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье // Психология и психотехника. - 2011. - №2 5.

- С. 81-84.

6. Помелов В.Б. Региональное своеобразие народной семейной педагогики // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - Т. 1. - №4. - С. 126-134.

7. Саракаева А.Х. Семейное воспитание в чеченской народной педагогике // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2011. - № 20. - С. 199-204.

8. Снопова Т.К. Этнопедагогика в семейном воспитании // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 14. - С. 319-323.

9. Хайруллин Г.Т. Семейное воспитание в татарской народной педагогике // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2014. - №2 4-3. - С. 201-204.

10. Хусаинова Г.Р. Башкирская этнопедагогика как часть семейного воспитания // Духовно-нравственный потенциал и социально-психологические

детерминанты этнокультурного развития народов современной России. - 2011. - С. 291-296.

Занятие IV

Тема: Формы назидательного воздействия по использованию АНП в школе и

семье

Содержание:

1. Теория исследования АНП и анализ семей обучающихся.

2. Принципы внедрения традиций семейного назидательного воздействия в АНП.

3. АНП и её популяризация среди родителей.

Библиография:

1. Баринова Л.В. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании учащихся в российских школах в XIX веке // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 1-2 (57). - С. 46-49.

2. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. - 2007. - № 9. - С. 86-92.

3. Гирфанова Л.П. К вопросу о духовно-нравственном становлении человека // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 5 (42). - С. 51-57.

4. Григорьев Д.В., Кожухова О.Ю. Эффективное воспитание: школа и семья как партнёры // Народное образование. - 2010. - № 10. - С. 241-250.

5. Зарецкая Ю.В. Педсовет в интерактивной форме на тему «семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество» // Воспитание школьников. - 2009. - № 9. - С. 55-61.

6. Куликова Т.А., Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. -238 с.

7. Ракитов А.И. Интеграция образования и науки как глобальная проблема // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20. - № 3 (84). - С. 331-341.

8. Смирнова А.В., Смирная А.А. Формирование готовности будущего педагога к взаимодействию с семьей в процессе профессиональной подготовки // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 3 (13). - С. 68-75.

9. Токова С.М. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 2. - С. 118-121.

10. Чотчаева З.Ю. Взаимодействие семьи, школы и общественности в профилактике правонарушений в подростковой среде // МИТС-Наука: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. -2006. - № 4. - С. 84-87.

Занятие V

Тема: Пути взаимодействия СОШ и ДОУ в деле усвоения принципов АНП

Содержание:

1. Методика изучения принципов АНП.

2. Способы детерминации знаний учащихся в области АНП.

3. Несение методов АНП в массы.

Библиография:

1. Богданова И.Н. Стимулирование самовоспитания студентов на основе дисциплины «Русский язык и культура речи» // КПЖ. - 2010. - №2 - С. 139-146.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

3. Горбунов Н.А. Педагогические условия самовоспитания нравственно-волевых качеств подростков в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы: дис... к. п. н.: 13.00.01. - Рязань, 2011. - 229 с.

4. Гребенкина Л.К., Толмачев Ю.О. Традиции воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях: матер. Международной научно-

практической конференции / Отв. ред. Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева. -

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. - 2009. - С.

150-154.

5. Гулиа Д.И. Избранные произведения. - М., 1958. - С. 393-475.

Занятие VI

Тема: Всесторонняя направленность развития средствами АНП

В рамках лабораторных работ студентами разбирается общенародный творческий процесс абхазов. Здесь обнаруживаются миссии и проблемы, ключевые преподавательские мысли, а кроме того предусматриваются тенденции, формы и способы. Им следует узнать какие ресурсы и способы, требования эффективного влияния на ребенка в высоконравственном, эстетическом и физиологическом воспитании используются почти везде на сегодняшний день. Определяют связь основ и способов наставнического влияния. Отмеченный перечень литературы предоставляется учащимся пред подготовкой к занятию.

Библиография:

1. Абхазские сказки и пословицы / Сост., обработал, перевел с абх. Х.С. Бгажба. -Издательско-полиграфическое объединение РА, Сухум: 2003. - 380 с.

2. Гулиа Д.И. Абхазские пословицы, поговорки, скороговорки и загадки. Абхазские пословицы, поговорки, скороговорки и загадки. Второе, дополненное издание. - Сухуми: Типография А.М. Зайдшера, 1921. - 33 с.

3. Еникеева А.Р. Татарский фольклор как феномен народной культуры и основной ресурс этнопедагогики. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 1. - С. 81-85.

4. Ковач К.В. 101 абхазская народная песня. Песни кодорских абхазцев // Сборник этнографических материалов с нотными записями. - Издание Наркомпроса

Абхазии и академии абхазского языка и литературы. Народный комиссариат просвещения Абхазии. Труды академии абхазского языка и литературы. -Сухуми, 1929. - 79 с.

5. Толстова Е.В., Серебрякова Н.В. Немецкая народная педагогика о проблеме умственного развития ребенка в семье. // Вестник Российского университета кооперации. - 2013. - № 1 (11). - С. 108-110.

6. Хамицаева Т.А. Историко-песенный фольклор осетин. - Владикавказ, 2002. -189 с.

7. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. - М., 1993. - С. 83.

Занятие VII

Тема: Организация учащихся к применению абхазского общенародного навыка в учебно-преподавательском процессе

Лабораторное деятельность ведется в школе. Учащиеся ведут беседу с учителями, классными руководителями. Приезжают и участвуют в назидательных мероприятиях, исследуют проекты учебно-воспитательской деятельность СОШ, знакомятся с навыком деятельности согласно применению абхазских традиций и обычаев в воспитании обучающихся.

При подготовке к занятию рекомендовано исследование особой литературы.

Библиография:

1. Волков Г.Н Вечность воспитания // Нароное образование. - 1994. - №4. - С. 68-71.

2. Гумба А.Р.Абхазские традиционные верования в современных условиях // Традиционная культура абхазов - Апсуара. РУП «Дом печати», 2014. - С. 211-245.

3. Куправа А.Э. Вопросы традиционной культуры. - Апсуара. РУП «Дом печати». - 2014. - С. 2-48.

4. Озиева Л.С. Ценности семейного воспитания в традиционных культурах // Новые технологии. - 2007. - № 4. - С. 26-28.

5. Соколова В.В. Управление коммуникативно-компетентностной социализацией личности в условиях семьи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2004. - № 1. - С. 295-304.

6. Соловьева Л. Судьба традиций в эпоху глобализации: Абхазия в начале XXI века // Кавказ и глобализация. - 2007. - Т. 1. - № 3. - С. 82-92.

7. Цвинариа В.Л. Творчество Б.В. Шинкуба (Лирика. Эпос. Поэтика). -Издательство: Мецниереба, Тбилиси: 1970. - 141 с.

8. Цколия К.Р. Воплощение кодекса чести «апсуара» в романе Ф. Искандера «Сандро из Чегема» // Актуальные проблемы современного литературоведения: сб. ст. молодых ученых. - Москва, 2011. - С. 239-245.

Занятие VIII

Тема: Ведущие проблемы абхазской этнопедагогики

Местом проведения лабораторного занятия является школа или семья учащихся. Студенты (учителя, педагогики-воспитатели) проводят анкетирование семьи учащихся (воспитанников) и устанавливают степень владения народной культурой. Проводят беседу с родителями на тему «Реализация абхазских народных традиций воспитания в семье». Итогом анализа становится изучение семьи учащихся. Студенты (учителя, педагогики-воспитатели) выявляют основные проблемы абхазской этнопедагогики на современном этапе развития абхазского народа. Требования к анкетирующему:

а) наличие подробного плана-конспекта беседы с родителями учащихся;

б) наличие вопросов необходимых для проведения анкетирования;

в) теоретическое знание программы «Абхазская этнопедагогика»

Библиография:

1. Епхиева М.К., Теблоева О.А. К проблеме взаимодействия психологии и народной педагогики в образовательном пространстве вуза // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 6-2. С. 21-23.

2. Корженко О.М. Современные пути и проблемы развития педагогики народного художественного творчества // Наука Искусство Культура. 2017. № 1 (13). С. 157-161.

3. Коротких О.В. Проблема классификации народных игрушек в отечественной педагогике // Наука и школа. 2014. № 2. С. 153-161.

4. Мамбетова М.К. Кыргызская народная педагогика в отражении проблем вопросов воспитания // Известия ВУЗов (Кыргызстан). 2011. № 7. С. 312-314.

5. Орунбаев У.Б. Общность народной педагогики тюрков и проблемы формирования толерантности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 11-3. С. 65-69.

6. Тимофеева Л.Л. Проблема безопасности детей в народной педагогике // Детский сад: теория и практика. 2017. № 1 (73). С. 34-43.

Практические задания:

- исследуете эпопею возникновения собственного семейства, села согласно подбору;

- разработайте проект-запись отчета об обыкновениях абхазского общенародного обучения;

- разработайте проект-запись выполнения того или иного абхазского ритуала либо торжества;

- подготовьте театрализованное представление некоего абхазского общенародного торжества;

- проанализируйте проект о ключевых идеях абхазской этнической педагогики в проведении общевоспитательных мероприятий;

- изучите уровень использования абхазской этнической педагогики в учебно-преподавательском процессе;

- проведите опрос семьи обучающихся в обнаружение степени познаний государственной культуры абхазского этноса;

- разработайте проект-запись согласно традициям семейного воспитания: «Значимость домашних обычаев абхазского этноса в воспитании ребенка»; «Индивидуальный образец отца с матерью - главной способ абхазского общенародного обучения»; «Об обыкновениях радушия абхазов»; «Культовые верования абхазов, как элемент семейного воспитания» и т.д.

Примерное наименование тем курсовых и дипломных работ:

1. Абхазские народные традиции как фактор социально-педагогического явления.

2. Актуализация назидательных традиций абхазского народа.

3. Применение принципов абхазского народного воспитания в рамках урока

СОШ.

4. Назидательный пример героев абхазского фольклора и его влияние на учащихся.

5. Особенности методов воспитания и их роль в абхазской литературе.

6. Метаморфозы традиций нравственного воспитания в Абхазии наших

дней.

7. Назидательные методы увещевания в абхазской народной педагогике.

8. Идеи традиции избегания как одного из главных принципов абхазского народного воспитания.

9. Воспитательная сила традиции гостеприимства и его роль в жизни абхазского народа.

10. Воззрения абхазского народа на физическое развитие и трудовое воспитание детей.

11. Эстетическое воспитание в системе этничности становления личности в рамках опыта абхазского народа.

12. Особенности традиции взаимопомощи и её место в этноэтикете абхазского народа.

13. Реалии введения абхазского народного воспитания в современной школе республики.

14. Эстетика украшений и их значение в абхазских национальных костюмах.

15. Влияние абхазской народной музыки на эстетическое развитие детей.

16. Формирование мужественности и отваги посредством абхазской народной педагогики.

17. Умственное совершенствование учащихся с позиции абхазской этнопедагогики.

18. Национальные особенности детских игр в абхазской народной педагогике.

19. Социальное и семейное в воспитании с позиции абхазской народной педагогики.

20. Первостепенные задачи народной педагогики абхазов и их реализация в условиях современности.

21. Параллели применения абхазского назидательного опыта в прошлом и с позиции современности.

22. Соотношение абхазской народной педагогики с науками гуманитарной направленности.

23. Абхазский фольклор и его значение в воспитании подрастающего поколения.

24. Взгляды абхазского народа в рамках умственного воспитания подрастающего поколения.

25. Роль абхазских сказок в обучении нравственности.

26. Обучение родному языку посредством абхазской народной педагогики.

27. Народные методы исправления девиантного поведения детей и их использование в учебно-педагогическом процессе.

28. Свидетельства действенности применения примет в педагогической практике абхазского народа.

29. Значимость абхазских народных ремесел в социализации личности.

30. Назидательное влияние абхазских просветителей.

31. Издержки времени в воспитательных традициях абхазского народа.

Приложение 7

Список информаторов

1. Агумава Мадина Ваноевна, 1927 г., Сухумский район, с. Гума.

2. Адлейба Андрей Константинович, 1931 г., Очамчирский район, с. Отап.

3. Адлейба Диана Фатовна, 1946 г., Ткварчальский район, с. Отап.

4. Анкваб Аида Николаевна, 1965 г., Очамчирский район, с. Кутол.

5. Анкваб Лариса Руслановна, 1946 г., Гудаутский район, с. Дурипш.

6. Ахба Мзия Николаевна, 1949 г., Гудаутский район, с. Ачандара.

7. Ахсалба Лариса Сергеевна, 1948 г., Ткварчальский район, с. Моква.

8. Бгеу Тереза Хвичовна,1925 г., Гудаутский район, с. Блабырхва.

9. Боджгуа Дикран Кучович, 1940 г., Гудаутский район, с. Куланырхва.

10. Герзмава Игорь Викторович, 1952 г., Гудаутский район, г. Гудаута, ул. Лакоба.

11. Герзмава Наталья Викторовна, 1949 г., Гудаутский район, г. Гудаута, ул. Гулиа.

12. Гочуа Буба Тамазовна, 1936 г., Гудаутский район, с. Анухва.

13. Гунба Наала Георгиевна, 1939 г., Гудаутский район, с. Калдахвара.

14. Дбар Мития Кязымович, 1933 г., Гудаутский район, с. Мгудзырхва, ул. Агрба.

15. Закарая Нателла Константиновна, 1936 г., Гульрипшский район, с. Пшап, ул. Ардзинба.

16. Инапшба Нона Мсаустовна, 1947 г., Очамчирский район, с. Члоу.

17. Квацхелия Кукур Адамурович, 1923 г., Очамчирский район, с. Кутол, ул. Багапш.

18. Логуа Екатерина Кучовна, 1936 г.,Ткварчальский район, г. Ткуарчал, ул. Квеквескири.

19. Малия Залина Басятовна, 1936 г., Гудаутский район, с. Абгархук.

20. Мархолия Нателла Тачевна, 1935 г., Гудаутский район, с. Аацы.

21. Пилия Манана Малхазовна, 1929 г., Гудаутский район, г. Новый Афон.

22. Пкин Виолетта Мамсыровна, 1940 г., Гудаутский район, с. Звандрипш.

23. Сангулия Гунда Язбеевна, 1966 г., Очамчирский район, с. Кутол, ул. Багапш.

24. Смыр Шулиман Тарелович, 1926 г., Сухумский район, с. Гума.

25. Тарба Гунда Зауровна, 1941 г., Очамчирский район, с. Акваскьа.

26. Таркил Венера Махмедовна, 1937г., Гудаутский район, г. Гудаута, ул.4 Марта.

27. Харазия Инга Викторовна, 1973 г., Гудаутский район, с. Джирхва.

28. Харчилава Анжела Нуриковна, 1939 г., Ткварчальский район, г. Ткварчал.

29. Хибба Джульетта Астамуровна, 1939 г., Ткварчальский район, г. Ткварчал.

30. Цвижба Флора Владимировна, 1938 г., Очамчирский район, с. Кутол, ул. Багапш.

31. Шамба Марина Ситовна, 1946 г., Гудаутский район, с. Дурипш.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.