Традиционная семейная педагогика как основополагающий источник гуманизации воспитания (на примере народов Дагестана) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Джафарова Джамиля Темирхановна

  • Джафарова Джамиля Темирхановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 222
Джафарова Джамиля Темирхановна. Традиционная семейная педагогика как основополагающий источник гуманизации воспитания (на примере народов Дагестана): дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». 2019. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Джафарова Джамиля Темирхановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Проблемы семейного воспитания и их изученность в современных педагогических исследованиях

1.2. Социально - педагогические условия развития и становления традиционной семейной педагогики

1.3. Традиционная семья как воспитательный коллектив

1.4. Сущность и содержание традиционного семейного воспитания (факторы, средства, методы)

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

2.1. Социально-педагогический анализ состояния современного семейного воспитания

2.2. Психолого-педагогические условия использования прогрессивного опыта семейной педагогики в гуманизации воспитания личности

2.3. Пути и методы совершенствования процесса гуманизации воспитания на опыте традиционной семейной педагогики

2.4. Итоги и выводы формирующего эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная семейная педагогика как основополагающий источник гуманизации воспитания (на примере народов Дагестана)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Семья - величайшая духовная ценность как отдельного человека, так всего общества в целом.

Моральное и материальное состояние семьи глубоко и всесторонне отражается на социально-экономическом и духовном потенциале общества, т.к. семья - это первичная ячейка, клетка социального организма - общества.

Семья воспроизводит этнос не только физически, но и духовно, сохраняя в новых поколениях духовный облик, национальный характер и менталитет народа. Эту важнейшую свою функцию семья выполняет посредством духовно-нравственных богатств народа - традиций, обычаев, норм поведения, этикетной культуры, фольклора, религии и т.п.

Семья - это не только совокупность совместно проживающих кровных родственников двух-трех поколений, но и уникальный трудовой и воспитательный коллектив, искренне заинтересованных во всесторонней подготовке своих питомцев к жизни людей.

Среди множества взаимосвязанных функций семьи особое значение для общества имеет функция воспитания, социализации растущих там детей, внуков - подрастающего поколения.

Перед человеческим обществом со времени его появления стоят две главные, жизненно важные для нормального функционирования общества задачи: непрерывное выполнение производственной (трудовой) деятельности и воспитания подрастающих поколений. Обе эти задачи общество главным образом решает с помощью семьи, являющейся важнейшим воспитательным институтом его.

В важнейших государственных документах Российской Федерации - в Законе РФ «Об образовании» [123], Национальной доктрине образования в Российской Федерации [222] и др. - подчеркивается необходимость сохранения, защиты и развития региональных культурных традиций и особенностей

в условиях многонационального государства.

В аналогичных Закону РФ «Об образовании» законодательных актах и постановлениях субъектов Федерации, в том числе и Республики Дагестан, указывается на важную роль этнокультурных ценностей в выполнении воспитательно-образовательных задач национальной школой.

Бережное и уважительное отношение к духовно-педагогической культуре народа основывается на том взгляде, в соответствии с которым она рассматривается как неразрывная часть общечеловеческой культуры.

Многовековой опыт семейного воспитания народов мира внес весьма значимый и ценный вклад в общечеловеческую педагогическую культуру. Выводы из социально-трудового, духовно-нравственного опыта народа лежат в основе педагогических взглядов на цели, содержание, методы и средства воспитания народной педагогики.

Народную педагогику в педагогической литературе нередко называют семейной педагогикой, что подчеркивает выдающуюся роль и место семьи и семейной педагогики в формировании подрастающих поколений.

Выдающиеся педагоги всех времен и народов, видные деятели духовной культуры разных стран высоко отзывались в своих трудах о роли семьи и семейного воспитания в развитии и становлении личности, в усвоении ею фундаментальных моральных, трудовых качеств, воздействие которых на личность сохраняется в течение всей жизни.

Благотворное влияние семейного воспитания на формирование подрастающего поколения подчеркивают и обосновывают в своих трудах классики мировой педагогики К.А.Гельвеций, Я.А.Коменский, Г.И.Песталоцци, К.Д.Ушинский и др.

Великий славянский педагог Я.А.Коменский в своих фундаментальных педагогических трудах убедительно раскрыл роль и значение материнской школы в формировании личности ребенка от рождения до достижения им шестилетнего возраста, что полностью подтверждается исследованиями современной психолого-педагогической науки.

Выдающийся русский педагог-гуманист К.Д.Ушинский считал, что без семейного, т.е. народного воспитания, школьное воспитание не полно; что родной язык - это бесценное средство, с помощью которого ребенок входит «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». [283. С.254]

Высоко оценивал народную педагогику, в том числе и народную педагогику Дагестана, гениальный писатель-гуманист и талантливый педагог Л.Н.Толстой, который изучал высоконравственные воспитательные идеи фольклора дагестанских народов по «Сборникам сведений о кавказских горцах», выходивших в Тифлисе во второй половине XIX века.

Проблемам семейного воспитания много места и внимания уделено в педагогических трудах выдающихся советских педагогов А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, ими разработаны целостные системы формирования личности в семье.

По мнению А.С.Макаренко, важнейшим фактором успешного воспитания детей в семье в первую очередь является пример родителей, их ответственное отношение к выполнению своего родительского долга и поддержанию престижа родителей в обществе.

Положения педагогического учения А.С. Макаренко о воспитании у детей чувства долга и ответственности за свое поведение и поступки, о важности самовоспитания в формировании личности имеют своим источником народную педагогику.

Н.К.Крупская в своих статьях, педагогических работах настойчиво ратовала за тесное содружество семьи и школы в воспитании будущих граждан страны, подчеркивала, что школа должна способствовать семье в формировании полноценного педагогического потенциала.

В.А.Сухомлинский - глубочайший знаток народной (семейной) педагогики, гениально развивший ее прогрессивные идеи, цели, опыт не только в теории, но и на практике работы Павлышской школы, которой он руководил до последних дней своей жизни. Он в своих многочисленных творческих

трудах, статьях, выступлениях, лекциях для педагогов и родителей выступал за усиление, повышение роли семейного воспитания в обществе, так как его воздействие на личность сохраняется в течение всей ее жизни.

По Сухомлинскому, воспитательный потенциал хорошей семьи, где сохраняются и почитают народные традиции в воспитании, несравнимо выше, благотворнее, действеннее, чем воздействие всех других воспитательных институтов общества, вместе взятых.

Особенности и актуальный опыт семейного воспитания многих народов России, в том числе и дагестанцев, как одной из ведущих форм народной педагогики нашли глубокое раскрытие в фундаментальных исследованиях по этнопедагогике видного российского ученого, доктора педагогических наук, основоположника советской этнопедагогической науки академика Г.Н.Волкова.

Его теоретические труды по всем проблемам и аспектам народной педагогики, выдвинутая и глубоко обоснованная им концепция этнопедагоги-зации национальной школы исходят из основополагающей идеи о единстве семейного (народного) и общественного (школьного) воспитания с опорой на духовно-педагогическое наследие народа.

Ученый убедительно утверждает, что в народной педагогике концентрированно представлены общечеловеческие духовные ценности.

«Общечеловеческие духовные ценности создаются общими усилиями всех народов. Любая и каждая национальная культура - неотъемлемая часть мировой культуры». [71. С.212]

Ш.А.Амонашвили в подготовке школьников к труду, семейной и общественной жизни подчеркивает важность усвоения ими народных представлений о семье как духовном богатстве человека, об идеалах супружества, роди-тельства и необходимости опоры школьной воспитательной работы на педагогические традиции и опыт семьи.

В работах Е.В.Бондаревской («Формирование нравственного сознания старших школьников» и др.) глубоко разработаны проблемы нравственной

подготовки молодежи к супружеству, браку, созданию семьи и воспитанию будущих детей, что является актуальнейшей проблемой социализации личности.

Роль социальной среды, комплекса условий семьи (в том числе традиционного семейного уклада, духовных ценностей семьи), значение сохранения и упрочения преемственности поколений в формировании личности раскрывается в работах советских социологов, философов, этнологов Г.Л.Смирнова, И.С.Кона, А.Г.Харчева, В.И.Переведенцева, И.В.Бестужева-Лады и др.

Проблема влияния на формирование личности совместной воспитательной работы семьи, школы и общественности рассматривается в трудах педагогов и психологов Д.И.Перфильевской, И.В.Гребенникова, С.В.Ковалева, В.Л.Титаренко и др.

Ценными источниками, глубоко раскрывающими сущность народной педагогики и ее актуальность для современного семейно-школьного воспитательного процесса, являются монографические исследования ученых-этнопедагогов Я.И.Ханбикова, А.Ф.Афанасьева, Г.С.Виноградова, А.Р.Хинтибидзе, А.Э.Измайлова и др.

Различные аспекты народной педагогики, в том числе и семейного воспитания русского, украинского, белорусского, абхазского народов освещены в монографических трудах, научных статьях Т.С.Буториной, М.И.Стельмаховича, А.П.Орловой, Н.Т.Лакашия и др. В них подчеркивается актуальная мысль о том, что «перестройка воспитания детей в семье должна происходить за счет применения веками сложившейся семейной этнопедаго-гики». [274. С.74]

В работах названных выше этнопедагогов народная педагогика в основном интерпретируется как педагогика семейная.

Большое теоретическое и практическое значение для нашего исследования имеют труды известных дагестанских педагогов С.М.Омарова, Б.М.Багандова, З.Т.Гасанова, Э.Г.Гарунова, И.И.Асланова и др., в работах

которых получили научное освещение актуальные проблемы и направления изучения семейной педагогики дагестанских народов.

Ценность их исследований заключается в том, что они раскрывают пути, методы использования положительного опыта традиционного семейного воспитания горцев в сочетании с законами и закономерностями педагогической науки.

Этнографии семьи, духовно-нравственным ценностям, иерархии семейных взаимоотношений и другим особенностям уклада дагестанской семьи посвящены труды дагестанских историков, социологов, философов С.Ш.Гаджиевой, А.К.Алиева, С.С.Агашириновой, М.М.Ихилова, Р.М.Магомедова, А.Г.Агаева и др.

Раскрытию сущности, содержания нравственного, трудового, патриотического воспитания в этнической воспитательной системе дагестанских народов посвящены диссертационные исследования Р.М.Пашаевой, З.М.Магомедовой, А.М.Магомедова, З.Л.Якубова, Алиевой С.Т. и др.

Исследование Ш.А.Мирзоева «Народная педагогика Дагестана» [205. 1984] посвящено разработке теоретических вопросов народной педагогики Дагестана, а также использованию опыта ее в современной дагестанской (а также северокавказской) семье и национальной школе.

Исследование актуальных этнопедагогических и этнокультурных проблем и разработка на их основе учебников, методических пособий для учителей национальной школы - основное направление в деятельности Саидова Т.Г.

С именами ученых-этнопедагогов Мирзоева Ш.А. и Саидова Т.Г. связано введение в дагестанской национальной школе, начиная с 1992-93 учебного года, этнокультурных предметов «Культура и традиции народов Дагестана» и «Подготовка юношей и девушек к жизни»; они являются как авторами концепции данных инновационных дисциплин, так и всей учебно-методической литературы по ним - программ, учебников и учебно-методических пособий для учителя.

Семейная педагогика аваро-андо-дидойских народов как важнейшая часть народной педагогики Дагестана и как результат многовековых творческих поисков 15 родственных этносов (аварцев и 14 родственных аварцам этносов, консолидированных в единую этносоциальную общность под названием «аварский народ», в силу чего мы в дальнейшем ради удобства изложения считаем нужным использовать термины «аварский народ», «аварцы», имея в виду все этносы, входящие в эту общность) на пути создания своей национальной (этнической) системы воспитания и в современной аварской семье и джамаате (сельском обществе) функционирует, выполняя задачи всестороннего воспитания подрастающих поколения. Естественно, что она подвергалась соответствующей трансформации и обогащению за счет достижений научной педагогики.

Семейное воспитание, будучи основой и важнейшим этапом всей деятельности старшего поколения по формированию личности, в современных условиях требует усиления к себе внимания как общества в целом, так и педагогической науки, т.к. народный опыт воспитания, с одной стороны нуждается в обогащении наукой, а с другой стороны, сама педагогическая наука и воспитательно-образовательная практика способны творчески переработать опыт народной педагогики с целью решения важных воспитательных задач современности.

На наш взгляд, объективно существует серьезное социально-педагогическое противоречие, заключающееся в том, что семья и школа нуждаются в использовании народного опыта воспитания в сочетании с достижениями педагогической науки, однако вследствие его неизученности или недостаточной для современных требований изученности, они, эти главные институты воспитания, не имеют возможности его использования.

Семейная педагогика аварцев как самостоятельная научная проблема до настоящего времени, к сожалению, не стала объектом изучения педагогической (этнопедагогической) науки, несмотря на ее богатый и актуальный для современного семейно-общественного воспитания педагогический по-

тенциал, что и объясняет актуальность выполненного нами исследования.

Проблема исследования состоит в определении того, каков исторический опыт и условия гуманизации воспитания, сконцентрированные в традиционной семейной педагогике и пути их использования в современном воспитательном процессе семьи и школы.

Для решения выдвинутой нами проблемы необходимо разработать содержательную, всесторонне продуманную систему семейного воспитания, в которой достижения научной педагогики, ее законы и закономерности органически сочетались бы с традиционной семейной педагогикой.

Изложенное выше показывает, что избранная нами тема исследования «Традиционная семейная педагогика как основополагающий источник гуманизации воспитания (на примере народов Дагестана)» является актуальной, отвечающей насущным социальным потребностям - формированию личности гуманистической ориентации; она учитывает специфику социальной среды, особенности национальной духовно-педагогической культуры.

Цель исследования - изучение опыта традиционной семейной педагогики посредством социально-педагогического анализа ее сущности, содержания, методов, средств воспитания, установить психолого-педагогические основы использования ее в работе семьи, ДОУ и национальной школы.

Объект исследования - процесс воспитания детей в семье и учреждениях образования.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия, способствующие гуманизации воспитания детей на прогрессивном опыте традиционной семейной педагогики.

Исследование идей, целей, содержания, средств, форм и методов традиционной семейной педагогики позволило нам выдвинуть гипотезу исследования, которая заключается в том, что опыт традиционной народной семейной педагогики окажется эффективным и стабильным фактором гуманизации воспитательного процесса в современной дагестанской семье и национальных воспитательно-образовательных учреждениях при условии:

а) его творческого использования с учетом современных целей и задач общественного воспитания;

б) его гармонического сочетания с педагогической теорией и школьной методикой;

в) обеспечения преемственности между семьей и школой в использовании прогрессивного социально значимого опыта народной педагогики;

г) организации компетентной научно-методической помощи семье и школе;

д) оптимального использования опыта традиционного народного воспитания в учебно-воспитательном процессе школы.

Поставленные в исследовании цели и его гипотеза потребовали решения следующих задач:

1) определение сущности, содержания, форм и методов традиционной семейной педагогики, располагающих оптимальным гуманистическим потенциалом;

2) анализа учебных программ образовательных учреждений по родному языку и предметам этнокультурной направленности с целью установления наличия в них преемственных связей с семейной педагогикой ;

3) изучения массового и передового опыта сельских и городских школ, дошкольных учреждений по использованию в воспитательной работе опыта традиционной народной (семейной) педагогики дагестанских народов;

4) изучения и обобщения опыта семей, успешно сочетающих в воспитании детей традиционную народную (семейную) педагогику с достижениями современной теории и методики воспитания;

5) разработки и экспериментальной проверки научно обоснованных рекомендаций по использованию актуального опыта традиционной семейной педагогики в семье, дошкольных учреждениях и школах с целью гуманизации содержания воспитательного процесса и создания оптимальных условий для формирования у подрастающих поколений гуманистической ориентации

в жизни - выработки ценных нравственных, трудовых, семейных, патриотических и интернационалистских качеств и черт характера.

Теоретико-методологической основой исследования является диалектические критерии анализа и оценки исторического опыта народного воспитания; положения социальных наук о роли народа как создателя материальных и духовных ценностей общества, в том числе и педагогической культуры как важнейшего компонента этнокультуры [А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Г.Н.Волков, А.Э.Измайлов и др.]; о преемственных связях духовного наследия и современной культуры народа; научные положения и народные представления о роли семьи в жизни человека, о ее значении в формировании личности как важнейшего социального воспитательного института [И.С.Кон, И.В.Бестужев-Лада, А.Г.Харчев]; положения философии, этнологии, педагогики о своеобразии и самобытности национальных культур [Д.С.Лихачев, А.Г.Агаев, З.Т.Гасанов]; о единстве национального и интернационального в духовной и материальной жизни современной российской семьи.

Методы исследования: теоретический анализ педагогических, этнографических, фольклорных, публицистических и иных источников, художественной литературы, в которых содержатся сведения по проблеме исследования; сбор, анализ и классификация полевого материала, относящегося к раскрытию сущности традиционной семейной педагогики; изучение, анализ связей, взаимопроникновения семейной педагогики и школьной практики, основанных на введении в национальной школе региональных этнокультурных предметов «Культура и традиции народов Дагестана», «Подготовка юношей и девушек к жизни»; наблюдение за восприятием учащимися, педагогами национальных традиций, обычаев, духовных ценностей на уроке, во внеклассных и внешкольных мероприятиях; беседы, опросы, интервью со старожилами, родителями, знатоками народной культуры, педагогами, воспитателями, их анкетирование по узловым вопросам проблемы исследования; изучение массового и положительного опыта современного семейного

воспитания; ретроспективный анализ результатов гуманизации воспитательной работы; анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.

База исследования. Исследование и экспериментальная работа проводились на базе Апшинской СШ Буйнакского района и Ленинкентской СШ № 35 г. Махачкалы, в Хасавюртовском и Буйнакском педагогических колледжах; в ряде семей п. Ленинкент.

Этапы исследования. В исследовании проблемы мы условно выделяем три этапа.

На первом этапе (2012-2014гг.) изучалась, критически анализировалась философская, этнографическая, педагогическая, психологическая, социологическая литература по проблеме исследования, жанры народного фольклора; осуществлялся сбор полевого материала (описание различных семейных традиций, обычаев и др.), изучалось функционирование живых традиций семейного воспитания; шло знакомство с практикой воспитания в семье; определялась теоретическая позиция исследования, выдвинута гипотеза исследования.

На втором этапе (2014-2017гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа на базе Апшинской СШ Буйнакского района, СШ №№ 35 и 1 г.Махачкалы, а также Хасавюртовского и Буйнакского педколле-джей. В процессе экспериментальной работы проверялась гипотеза, вносились изменения, связанные с обеспечением достоверности с позиций науки, объективности результатов исследования. Выявлялись оптимальные условия использования актуального опыта традиционной семейной педагогики в гуманизации воспитания детей.

На третьем этапе (2017-2019гг.) подводились итоги, делались выводы, анализировались результаты экспериментальной работы; осуществлялась глубокая проверка некоторых вопросов, по которым расходились результаты у разных педагогов, родителей, принимавших участие в эксперименте; осуществлялось внедрение результатов исследования в работу родителей, педагогов, общественности.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения, выводы диссертационного исследования на заседаниях кафедры общей и теоретической педагогики Дагестанского педуниверситета, на совете этнопедагогической лаборатории и сектора культуры и искусства народов Дагестана Дагестанского НИИ педагогики, на заседаниях педагогических советов Хасавюртовского и Буйнакского педагогических колледжей, на научно-теоретических и научно-практических конференциях по проблемам этнокультуры и этнопедагогики; материалы исследования использовались в виде лекции для студентов дошкольных отделений Хасавюртовского и Буйнакского педколледжей. Они освещены в публикациях автора по теме диссертационного исследования; использованы в рекомендациях по совершенствованию семейного воспитания, адресованных управлениям образования районов и городов республики; внедрены в работу базовых школ, детсада и педколледжей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- исследованы и выявлены гуманистические идеи, цели, содержание, средства и методы семейной педагогики, являющейся важнейшей частью педагогической культуры народов многонационального Дагестана;

- теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия использования прогрессивного опыта семейной педагогики в сочетании с достижениями педагогической науки и школьной практики;

- разработана целостная система воспитательной работы семьи, дошкольных учреждений и школ, основанная на педагогических традициях и опыте социализации подрастающего поколения в опыте традиционной семейной педагогики;

- результаты исследования ориентированы на гуманизацию и совершенствование семейного воспитания посредством гармонического сочетания духовно-педагогических ценностей народа с общечеловеческой культурой

формирования совершенной личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами система работы по использованию опыта традиционной семейной педагогики в тесном сочетании с педагогической теорией и научной методикой открывает реальные возможности в совершенствовании и гуманизации содержания воспитания детей в национальной семье и школе; она способствует обеспечению преемственных связей между семейным и школьным воспитанием. Данная система внедрена в работу базовых школ, Хунзахского детского сада, ряда семей. Она также внедряется в практику работы Хасавюртовского и Буйнакского педколледжей - используется в подготовке будущих воспитателей детских учреждений и преподавателей предметов «Культура и традиции народов Дагестана» и «Подготовка юношей и девушек к жизни». На основе исследования разработан и читается спецкурс «Гуманизация содержания образования в национальной школе на основе семейных традиций воспитания».

Достоверность результатов и выводов исследования подтверждается успешной практикой учителей, воспитателей базовых учреждений образования, а также родителей творчески использующих традиционную педагогику, и отмечающих положительные сдвиги в нравственной и трудовой подготовке детей в связи с использованием в семье разработанной нами воспитательной системы. Методические рекомендации, разработанные нами на основе положений и выводов диссертационного исследования, отвечают непосредственно запросам и потребностям родителей, учителей, воспитателей, что подтверждается их одобрительными отзывами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность, содержание, идеал совершенного человека («настоящий горец», «настоящая горянка»), заложенный в традиционной семейной педагогике народов Дагестана; комплекс традиций, обычаев, культура общения, фольклор и другие духовные ценности, входящие в этнокультуру народов Дагестана и представляющие собой действенные средства гуманизации со-

держания воспитания.

2.Актуальный для современных образовательно-воспитательных учреждений и семьи опыт традиционной семейной педагогики, выражающийся в раннем начале воспитания детей и включающий в себя: совместный труд и духовно богатое общение с родителями и взрослыми; ориентация воспитания детей взрослыми на их самовоспитание; четкая половозрастная дифференциация воспитания; учет в воспитании детей, подростков, молодежи их будущих полоролевых функций в семейной, трудовой, общественной жизни.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Джафарова Джамиля Темирхановна, 2019 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 108 с.

2. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 173с.

3. Абдусаламова Т.А. Социология труда и быта дагестанских женщин. -Махачкала, 1990. - 126с.

4. Агаев А.Г. Патриотизм и интернационализм советского человека. -М.: Советская Россия, 1975. - 352с.

5. Агаев А.Г. Философия совести. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995. -336с.

6. Агаев А.Г. Магомед Ярагский. - Махачкала, 1996. - 256с.

7. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1985. - 236с.

8. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. - Махачкала: Даггиз, 1968. - 206с.

9. Алиев А.К. Новая жизнь - новые традиции. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. - 96с.

10. Алиева С.Т. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами ин-тегративных форм народного творчества (на материале Республики Дагестана). Диссертация на соиск. уч. степени канд. пед. наук. - Махачкала, 2004. - 172с.

11. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. - Грозный, РИК «Ичкерия», 1994. - 203с.

12. Алиева В.Ф. Этностатический портрет // Возрождение, № 2, 1995.

13. Алиева Ф.Г. Когда взрослеют сыновья. - М.: Сов. писатель, 1984. -448с.

14. Алиева Ф.Г. Комок земли ветер не унесет. - М., 1967.

15. Алимова Б.М. Роль семьи в сохранении и передаче этнических культурных традиций. - Махачкала, 1990. - 205с.

16. Андреев Ю.А. Откровенный разговор: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1986. - 112с.

17. Амонашвили Ш.А. Созидая Человека. - М.: Знание, 1982. - 96с.

18. Амонашвили Ш.А. Письма дочери // Семья и школа, 1986, № 2. С.23-36.

19. Антология педагогической мысли древней Руси и Русского государства ХГУ-ХУГГ вв. - М., 1983.

20. Антология педагогической мысли России ХУШ в. - М., 1985.

21. Антология педагогической мысли Грузинской ССР. - М., 1987.

22. Антология педагогической мысли Украинской ССР. - М., 1988.

23. Антология педагогической мысли Узбекской ССР. - М., 1986.

24. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. - М., 1986.

25. Антология педагогической мысли Киргизской ССР. - М., 1988.

26. Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР. - М., 1989.

27. Антология дагестанской поэзии. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.

28. Арабов И.Ф. Нравственная подготовка старшеклассников к семейной жизни. Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 212с.

29. Армянские пословицы и поговорки / Под ред. Г.Л.Пермякова. - М.: Наука, 1973. - 262с.

30. Аселдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. - Махачкала: Даггиз, 1988.

31. Асланов И.И. Воспитание школьников в многонациональном коллективе. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1982.

32. Асланов И.И. Использование исторических памятников в патриотическом воспитании школьников. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 96с.

33. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. - 378с.

34. Афанасьева Т.М. Семья: Учебное пособие для 9-10 кл. средней школы. - М.: Просвещение, 1988. - 285с.

35. Ахмедов Ш.А. Дагестанские национальные игры. - Махачкала: Даг-гиз, 1970.

36. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 80с.

37. Багандов Б.М. Общественно-политическое воспитание школьников. -М.: Педагогика, 1992. - 112с.

38. Багажаноков Б.Х. Адыгский этикет. - Нальчик, 1978. - 205с.

39. Батырай О. Песни. - Махачкала, 1999. - 118с.

40. Бахтин Вл. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. - Л.: Детская литература, 1982. - 192с.

41. Белов В. Жизненный круг // Мы строим дом. - М., 1981, с.67-97.

42. Белов Г.Г. Семья - не частное дело. - М.: Советская Россия, 1984. -96с.

43. Белъская Г.А. Формирование нравственной культуры отношений между юношами и девушками // Народное образование, 1979, № 12. С.54-67.

44. Бамматова А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.

45. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра. - М.: Мысль, 1986. - 269с.

46. Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением. - М.: Просвещение, 1988. - 112с.

47. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984. -207с.

48. Благая весть. Новый Завет. Пер. с греч. текста. - Вена, 1990.

49. Бицон Г.Ф. Народные традиции и их роль в нравственном воспитании. Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995.

50. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методы этических бесед с младшими школьниками. - М.: Просвещение, 1985. - 176с.

51. Ботович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1986. - 464с.

52. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников / Педагогика. - М., 1991, № 9. С.50-59.

53. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало ХХ в.) // Педагогика, 1998, № 7. С.82-88.

54. Бузаров Н.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. - Майкоп, 1987. - 192с.

55. Бузаров Н.И., Перфильевская Д.И. Воспитательная нравственность учебников в национальной школе // Трудовое воспитание учащихся национальной школы. - Майков, 1986.

56. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в ХГХ - начале ХХ века. - Л.: Наука, 1988. - 197с.

57. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморов // Советская педагогика. - М., 1989, № 7. С.114-121.

58. Бормеков Г.М. Экологическая направленность этнопедагогики калмыков // Педагогика, 2001, № 9. С.52-59.

59. Брак и свадебные обряды современного Дагестана // Сб. статей / Сост. Б.М.Алимова. - Махачкала, 1998. - 117с.

60. Бомарт Б.А. Парадоксы возраста или воспитания. - М., 1991. - 205с.

61. Вагабов М.В. Ислам и семья. - Махачкала, 1988. - 187с.

62. Вагабов И.В. О чем рассказывают народные притчи. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. - 163с.

63. Васильев Е.В., Перфильевская Д.И. Из народно-педагогической мудрости. - М.: Педагогика, 1991. - 105с.

64. Васильева Э.К. Семья ее функции. - М.: Статистика, 1975. - 181с.

65. Васильева Э.К. Семья в социальном обществе. - М.: Мысль, 1985. -156с.

66. Василъцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1993. - 114с.

67. Вахидова Р.Ш. Подготовка молодежи к семейной жизни. - Ташкент: Знание, 1986. - 158с.

68. Верю в нашу победу // сб. очерков. - Махачкала: Дагкнигоиздат. -224с.

69. Волков С.П., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. - М., 1991. - 205с.

70. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. - Чебоксары: Чу-вашкнигоиздат, 1958. - 244с.

71. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т.Огородникова. - Чебоксары: Чувашкнигоизат, 1974. - 376с.

72. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся 1У-УШ кл. сельской национальной школы. - М., 1986.

73. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989. - 137с.

74. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учебн. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168с.

75. Волков Г.Н. Этнопедагогические заметки // Советская педагогика, 1991, № 9. С.89-94.

76. Волков Г.Н. Идея совершенствования человека в народном воспитании // Советская педагогика, 1977, № 10.

77. Волков А.Г. Семья - объект демографии. - М.: Мысль, 1996. - 269с.

78. Волшебный колодец: Дагестанские народные сказки. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. - 284с.

79. Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX - начале ХХ в. // Сб. статей. - Махачкала, 1987. - 160с.

80. Волков Г.Н., Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: Программа для средних специальных и высших учебных заведений по профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров. - Махачкала: Юпитер, 2000. - 39с.

81. Воспитание в национальной школе // Сб. научных трудов. - М.: Педагогика, 1994. - 196с.

82. Воспитание детей в семье // Сб. лекций. - Л., 1959. - 199с.

83. Воспитание детей и молодежи на традициях народной педагогики. -Махачкала: Педобщество, 1989. - 185с.

84. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 205с.

85. Гавриловец К.В. Воспитание человечности: Кн. для учителя. - Минск: Народная асвета, 1985. - 18с.

86. Гамзат Цадаса. Уроки жизни. - М.: Дет. лит-ра, 1967.

87. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. - М.: Советская Россия, 1969. - 378с.

88. Гамзатов Р.Г. Берегите матерей. - М.: Сов. писатель, 1988. - 105с.

89. ГаджиевК.С. Введение в геополитику. - М.: Логос, 1998. - 416с.

90. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. - Махачкала, 1967.

91. Гамзатов Р.Э. Языковая жизнь народов Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1973. - 146с.

92. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. - Баку, 1970. -217с.

93. Гасанов З.Т. Социально-педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1973. - 146с.

94. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 144с.

95. Горькая статистика // Российские вести от 07 июля 1994г.

96. Пурова Р.Г. Общество и молодежь. - М., 1998. - 150с.

97. Гребенников И.В. Этикет и психология семейной жизни. - М., 1987. -127с.

98. Гребенников И.В. Школа и семья. - М., 1985. - 176с.

99. Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием. - М., 1980.

100. Гончаров И.Ф. Подвигнут я тобою: Слово о матери. - Л.: Детская литература, 1988. - 114с.

101. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.: Молодая Гвардия, 1979. - 223с.

102. Гурьянова М.П. Сельская семья и общество // Педагогика, 1995, № 3.

- С.15-16.

103. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд. МГУ, 1974. - 159с.

104. Дагестанские народные сказки / Сост. Н.Капиева. - М.: Детская литература, 1974. - 157с.

105. Дагестанская народная лирика. - М., 1957. - 279с.

106. Дагестан в русской литературе: Дореволюционный период / Сост. У.Далгат и Б.Кирдан. - Махачкала, 1960. - 469с.

107. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. - М.: Изд. восточной литературы, 1962. - 204с.

108.Далгат У.Б. Л.Н.Толстой и Дагестан. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. - 187с.

109. Данилов М.А., Есипов В.П. Дидактика. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1957.

- 518с.

110. Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1998. - 206с.

111. Дела семейные // Сб. / Предисл. А.Т.Гагариной. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 223с.

112. Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1982. - 340с.

113. Дистервег. Изб. пед. сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - 374с.

114. Дзалаев Р. Народная педагогика осетин // Дарьял, Владикавказ, 1991, № 2. С.161-172.

115. Днепров Э.Д. Школа на сегодня, завтра и послезавтра. - М.: РАО и Ин-т планиров. образ. МО РФ, 1996. - 432с.

116. Дубровина И.В. Психолого-педагогические проблемы воспитания в семье и подготовка молодежи к жизни. - М.: НИИ ОП, 1980. - 164с.

117. Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов ХГГГ-ХУШ вв. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. - 304с.

118. Дубровицкий И.В. Под крышей дома твоего. - М.: Просвещение, 1987. - 144с.

119. Жильцов П.А. Воспитательная работа в сельской школе. - М.: Просвещение, 1980. - 175с.

120. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу: Статьи и материалы. - М.: Просвещение, 1992. - 239с.

121. Зацепин В.И. О жизни супружеской. - М.: Молодая гвардия, 1984. -206с.

122. Зорина Л.И., Мухина З.З. Воспитание детей в татарских сельских семьях // Вопросы этнографии Среднего Поволжья. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990.

123. Закон РФ «Об образовании» (1992).

124. Зюбин Л.М. Растить человека: Записки психолога. - Л.: Лениздат, 1988. - 143с.

125. Ибрагимов М.Р., Лугуев С.А. Андо-цезы: вчера, сегодня, завтра // Возрождение, № 2, 1995. С.78-83.

126. ИвановМ.А. Брак, семья, дети. - М.: Педагогика, 1983. - 14с.

127. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. - М.: Юрид. литра, 1989. - 448с.

128. Исрафилов Р.С. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана // Дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2001.

129. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагог. воззрен. народов Ср. Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991. - 252с.

130. Из дагестанской народной лирики / Под ред. А.Межирова, А.Назаревича. - Махачкала, 1956. - 298с.

131. Из истории права народов Дагестана: Материалы и документы / Под ред. Омарова А.С. - Махачкала, 1967. - 238с.

132. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. - 209с.

133. Исламмагомедов А. Аварцы // Народы Дагестана, 2000, № 5. С.41-52.

134. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. - Махачкала, 1967. -367с.

135. Кавказский этнографический сборник. Вып. V. - М.: Наука, 1969. -198с.

136. Кавказские горцы: сборники сведений. Выпуски: I и II, III. - М.: МНТПО «Адир», 1992.

137. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М.: Флинта, 1998. - 191с.

138. Кавашкина О.Д. Социально-демографическое зеркало семьи // Советская педагогика, 1990, № 4. С.145-149.

139. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 160с.

140. Кадыров Б.С. Формирование узбекской народной педагогики. - Ташкент, 1992. - 128с.

141. Календарные обряды народов Дагестана // Сб. статей / Сост. З.Б.Рамазанова. - Махачкала, 1987. - 106с.

142. Кальвовеэ Г.Л. Основные проблемы эстонской народной педагогики. - Тарту, 1982. - 106с.

143. Капиев Э.М. Избранное. - М.: Изд. худ. лит-ры, 1959. - 662с.

144. Капиев Э.М. Резьба по камню. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1979. -110с.

145. Кан-Камен В.А. Педагогика как культура // Магистр, июнь, 1991.

146. Кикнадзе А.В. Испытание детством: Размышления писателя на педагогические темы: М.: Педагогика, 1984. - 320с.

147. Книга нежности: Колыбельные песни народов СССР / Сост. Александров В.А.; Предисл. Р.Гамзатова. - М.: Молодая гвардия, 1985. -224с.

148. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987. - 160с.

149. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 208с.

150. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1-11. - М., 1980. -175с.

151. Колин Пауэр. Развитие образовательных систем в контексте общечеловеческой культуры // Сб. докл. межд. конф. в Якутске. - М.: Просвещение, 1993. С. 12-13.

152. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М.: Педагогика. Т. I. С.342-476.

153. Коменский Я.А. Материнская школа. Т. I. - М., 1982. С.231-372.

154. Коммунист. 1987, № 4. С.98-99.

155. КолесовД.В. Беседы о половом воспитании. - М.: Педагогика, 1980. -192с.

156. Колесов Д.В., Мячков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1986. - 80с.

157. Колесов Д.В., Пономаренко В.А. Общество и школа / Советская педагогика, 1991, № 4. С.23-30.

158. Кон И.С. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. - М., 1983. - 428с.

159. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. -207с.

160. Конвенция о правах ребенка. - Нью-Йорк: изд. ООН, 1991. - 13с.

161. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. - М., 2000. - 234с.

162. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993. - 64с.

163. Коран. Перевод академика И.Ю.Крачковского. - М.: «Буква», 1991.

164. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1983. - 224с.

165. Концепция структуры и содержания общего среднего образования // Народное образование. 2000, № 2, с.19-26.

166. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. - М., 1981. - 167с.

167. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. - М.: Изд-во восточной литературы, 1961. - 260с.

168. Кривов Ю.И. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике. - М., 1998. - 17с.

169. Кабаканова С.Ш. Содержание образования и формирование культуры межнационального общения / Советская педагогика, 1991, № 9. С.24-27.

170. Куранов М. О гармонии национального и интернационального / Советская педагогика, 1991, № 9. С.21-24.

171. Краткое слово - красивое слово // Народные изречения и пословицы Дагестана и Кабардино-Балкарии. - М.: Детская литература, 1983. -63с.

172. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение. - 695с.

173. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. - М., 1972. - 68с.

174. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. - 301с.

175. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростков. - М.: Просвещение, 1965. - 313с.

176. Культура семейных отношений // Сб. статей / Под ред. З.М.Каримовой. - М.: Знание, 1985. - 175с.

177. Курбиев М., Магомедов М. Сближение, взаимообогащение, расцвет. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980. - 252с.

178. Кушнирук Ю.И., Щербаков А.П. Популярно о сексологии. - Киев: На-укова думка, 1982. - 69с.

179. Лакашия Н.Т. Воспитание гуманности у подростков на традициях народной педагогики (на материале Абхазской АССР). Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1988. - 211с.

180. Лакские народные песни / Сост. Халилов Х.М. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 141с.

181. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. - М.: Наука, 1985. - 228с.

182. Лезгинские пословицы и поговорки. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974. - 178с.

183. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5.

184. ЛихачевБ.Т. Философия воспитания. - М.: Прометей, 1995. - 282с.

185. ЛихачевД.С. Раздумья. - М., 1990. - 215с.

186. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1983. - 256с.

187. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М.: Юрайт, 1999. - 523с.

188. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания // Пособие для учителя. - Махачкала, 1980. - 53с.

189. Магомедов Р.М. Дагестан: Исторические этюды. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. - 372с.

190. Магомедов А.М. Народные художественные традиции в эстетическом воспитании школьников (на материале Дагестанской АССР). - Казань, 1985.

191. Магомедов Р.М. Новое время и старые обычаи. - Махачкала: Дагкни-гоиздат, 1966. - 102с.

192. Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие для 7-8 кл. средней школы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1981. - 130с.

193. Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана: Учебное пособие. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 140с.

194. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч. в 8 т. t.IV. -М.: Педагогика, 1985. С.59-115.

195. Макаренко А.С. Книга для родителей // Пед. соч. т. V. С.8-200.

196. Макаренко А.С. Соч. в 7 т. IV. / Под ред. И.А.Каирова. - М.: Изд. АПН, 1960.

197. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Молодая гвардия, 1977.

- 638с.

198. Магомедсалихов Х.М. Изгои общества // Дагестанская правда. 29 мая 2002г.

199. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Изд. 2.

200. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. -Грозный: Изд. «Книга», 1992. - 207с.

201. Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. - М.: Искусство, 1974.

- 175с.

202. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.21. С.76.

203. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика, 1985. - 104с.

204. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1984.

205. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана: Программа для VIII-IX кл. - Махачкала: Учпедгиз, 1993.

206. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана: Программа для III-IV кл. - Махачкала: Учпедгиз, 1992.

207. Мирзоев Ш.А. Подготовка сельских детей к школе. - Махачкала, 1994.

208. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана: Учебник для III-IV кл. - Махачкала, 1996. - 235с.

209. Меньшиков В.М. Российская школа в контексте европейского образования. - М.: МГПУ им. В.И.Ленина, 1996. - 32с.

210. Мухаммад Али алъ-Хашими. Личность мусульманина. - М., 2001. -413с.

211. Мухаммад Тахир. Три имама. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 100с.

212. Мухина В.М., Халидов Х.М. Психология гуманистического обучения в начальной школе. - М.: Изд. «Гном и Д», 2003. - 128с.

213. Мухин М.И. Педагогическая система В.А.Сухомлинского. - Соликамск: Изд. СГПИ, 1999. - 380с.

214. Мунчаев М.Н. Древнейшая культура Северного Кавказа. - М.: Наука, 1962. - 205с.

215. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности // Советская педагогика, 1991, № 8. С.104-111.

216. Назаревич А.Ф. Пословицы и поговорки народов Дагестана. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958. - 144с.

217. Назаревич А.Ф. Сказочные самоцветы Дагестана. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. - 208с.

218. Нравственное воспитание учащихся. - М.: НИИ ОП АН СССР, 1977. - 158с.

219. Народная педагогика и современные проблемы воспитания, т.т. 1,2,3,4. - Чебоксары, 1991.

220. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1969. -112с.

221. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование, 2000, № 2. С.14-18.

222. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. - М.: Магистр, 1995. - 99с.

223. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. - М.: МИРОС, 1997. - 141с.

224. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - Махачкала: Юпитер, 2000. - 229с.

225. Новикова Л.И., Куракин А.Т. Путь к творчеству: В помощь нач. ис-следов. в области воспитания. - М.: Просвещение, 1966. - 184с.

226. Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика, 1984. - 64с.

227. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - 280с.

228. Настольная книга для мальчиков. - М.: Росмэн, 2003. - 458с.

229. Обряды и культы древнего и средневекового Дагестана / Сб. статей под ред. Агларова М.А. - Махачкала, 1986. - 153с.

230. Овчинников В.И. Японский ребенок дома и в школе // Воспитание школьников, 1989, № 4. С.148-156.

231. Олений дождь: Детские песни и загадки народов Дагестана. - Махачкала, 1986. - 111с.

232. Омаров С.М. Основы народной педагогики Дагестана. - Махачкала: Изд. НИИ педагогики, 2000. - 111с.

233. Орлова О.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика, 1987, № 7. С.79-88.

234. От Я до МЫ: Азбука семейной жизни. - М.: Педагогика, 1989. - 301с.

235. Очерки истории Дагестана / Под ред. М.О.Косвена. - Махачкала, 1957. - 389с.

236. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития // Педагогика, 1998, № 8. С.3-24.

237. Овчинникова Н.Г. Отцовство. - М., 1981. - 167с.

238. Панина Т. Выше гор могут быть только люди // Советская Россия. 3 августа 1984г.

239. Пашаева Р.М. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана. Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992.

240. Памятники обычного права Дагестана ХУП-Х1Х вв.: Архивные материалы. - М.: Наука, 1965. - 176с.

241. Педагогическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Т.т. 1,2,3,4.

242. Переведенцев В.И. Социальная зрелость выпускника школы. - М.: Знание, 1982. - 96с.

243. Перфилъевская Д.И. Общественное и семейное воспитание учащихся. - Пятигорск, 1977. - 165с.

244. Перфилъевская Д.И. Содружество школы, семьи и общественности. -Курск, 1970. - 81с.

245. Перфилъевская Д.И. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания // Сб. научных трудов НИИ национальных школ МП РСФСР. -М.: Педагогика, 1984. С.75-90.

246. Перфилъевская Д.И., Васильев Е.В. Из народно-педагогической мудрости. - М., 1981. - 87с.

247. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа. - Чебоксары: Национальная академия наук и искусств Чувашской республики, 1996. - 207с.

248. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. Т.1, 1981. - 336с.

249. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М.: Наука, 1991. - 219с.

250. Поэзия Дагестана: Антология. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. -362с.

251. Попов Б.Н. Человек в детстве // Айсберг. - Якутск, 1991, № 2. С.72-79.

252. Пословицы и поговорки народов Востока. - М.: Изд. восточной литературы, 1961. - 735с.

253. Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по орган. сист. воспит. работы общеобр. школы. - М.: Просвещение, 1976. - 143с.

254. Пирлиев К.А. Очерки этнопедагогики туркменского народа. - Ашхабад, 1976. - 218с.

255. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Российская газета. 31 декабря 1999г.

256. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. - М.: Мысль, 1984. - 140с.

257. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 2. - Тифлис, 1869. С.205-209.

258. Саидов Т.Г. Традиции народа творят человека. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. - 133с.

259. Саидов Т.Г. Прогрессивные народные традиции как средство подготовки школьников к семейной жизни (на материале Дагестанской АССР). Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 1991.

260. Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Становление мужчины: Учебник-хрестоматия для уч-ся 10-11 кл. - М.: Изд. «Гном-Пресс», 1998. - 320с.

261. Саидов Т.Г., Исаева А.Т. Мудрые адаты народа: Эксперимент. учебник для уч-ся нач. кл. - Махачкала: Изд. НИИ педагогики, 2003. -168с.

262. Саидов Т.Г. Уроки культуры и традиции народов Дагестана в 4 кл.: Пособие для учителя. - Махачкала: Изд. НИИ педагогики, 2003. -127с.

263. Саидов Т.Г., Агабалаев И.А. Мудрость народного воспитания. - Махачкала, 2002. - 90с.

264. Савина Т.В., Гасанов Н.Н. Семья - это серьезно. - Махачкала, 1989. -95с.

265. Семья в кризисном обществе / Под ред. М.С.Мацковского. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - 94с.

266. Семья на пороге третьего тысячелетия / Под ред. Антонова А.И. и др. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. - 237с.

267. Семья, учитель, трудовой коллектив // Сб. научных трудов. - М.: Изд. АПН СССР, 1986. - 118с.

268. Семья и общество. - М., 1982. - 128с.

269. Сергеева Г.А., Смирнова Л.С. К вопросу о национальном самосознании городской молодежи (по данным паспортных столов городов Махачкалы, Орджоникидзе, Черкесска) // Советская этнография, 1971, № 4.

270. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Кавказа. - М., 1983. -225с.

271. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Книга для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение, 1980. - 114с.

272. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1989. - 447с.

273. Современный быт и культура народов Дагестана / Под ред. С.Ш.Гаджиевой. - М.: Наука, 1971. - 237с.

274. Стелъмахович М.И. Семейная этнопедагогика - заслон бездуховности // Советская педагогика, 1989, № 7. С.119-125.

275. Спок Б. Разговор с матерью. - М.: Прогресс, 1987. - 224с.

276. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М.: Политиздат, 1976. - 215с.

277. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Радянська школа, 1981. - 380с.

278. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателю. - Минск: Народная асвета, 1978. - 288с.

279. Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей // Ибр. пед. соч.: В 3-х томах. Т.Ш. - М., 1981. С.436-441.

280. Тагирова Х.М. Воспитание у школьников дисциплинированности на основе идей народной педагогики Дагестана // Авторефер. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996.

281. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987.

282. Тайчинов М. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика, 1999, № 2. С.32.

283. Углов Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду. - М.: Педагогика, 1988.

- 144с.

284. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. соч. Т.П. - М.-Л., 1948. С.554-574.

285. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Избр. пед. соч. в 2-х т. Т.1. - М., 1976. С. 16-47.

286. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа.

- Казань: Таткнигоиздат, 1967. - 232с.

287.Харчев А.Г., Маяковский М.С. Современная семья и ее проблемы. -М., 1978.

288. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учебное пособие для старшеклассников. - М.: Просвещение, 1986. - 271с.

289. Цадаса Г. Избранное. - Махачкала, 1957. - 211с.

290. Шихсаидов А.Р. Дагестан в Х-Х1У вв. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974. - 176с.

291. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. - М.-Л., 1949. - 107с.

292. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. - М.: Наука, 1983. -191с.

Дополнительные источники информации

Полевой материал, использованный в диссертации, собран у представителей старшего поколения аварцев, андийцев, ботлихцев, дидойцев, арчинцев и др., являющихся ревностными народными педагогами, знатоками традиций, обычаев и других ценностей этнокультуры, перешедших к ним от предшествующих поколений. Наши информаторы:

1. ГамзатовК.О. - уроженец с.Гоцатль Хунзахского р-на, 72 года.

2. Алигаджиева М.И. - уроженка с.Хунзах Хунзахского р-на, 79 лет.

3. Кебедов Р.С. - уроженец с.Хунзах Хунзахского р-на, 81 год.

4. Магомедханова П.М. - уроженка с.Новый Чиркей Кизилюртовского

р-на, 82 года.

5. Муслимов Б.Х. - уроженец с.Апши Буйнакского р-на, 77 лет.

6. Мурадисов Г.О. - уроженец с.Игали Гумбетовского р-на, 88 лет.

7. Алиева Ш.А. - уроженка с.Инхо Ахвахского р-на, 75 лет.

8. Меджидова Ч.М. - уроженка с.Тукита Ахвахского р-на, 72 года.

9. Омаров М.М. - уроженец с.Цуриб Чародинского р-на, 69 лет. Вакилов Х.М. - уроженец с.Бежта Цунтинского р-на, 83 года и др.

ПРИЛОЖЕНИЯ

АВАРСКИЕ И ОБЩЕДАГЕСТАНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ О ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

1. Воспитание дороже золота.

2. Доброе имя лучше сокровищ.

3. Венец мужества - скромность.

4. Вставай рано - будешь преуспевать.

5. Друг лучше старый, а шуба - новая.

6. Дети - крылья человека.

7. Слаще всего - язык, горше всего - язык.

8. Врач узнается по лекарству, человек по слову.

9. Пуля сразит одного, а слово - десятерых.

10.И язык во рту - клад.

11. Дружное стадо волков не боится.

12. Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместишь.

13. Доброе слово опускает саблю.

14. Дом, куда не ходят гости, несчастный дом.

15. Держись большой дороги и отцовских друзей.

16.Если ты сделал добро - скрой, если тебе сделали добро - расскажи.

17.Когда пастухов много, тогда и овцы дохнут.

18. Меч аула разит, если даже он из войлока.

19.Мать выше папахи.

20.Начало работы терпкое, конец же сладок.

21.Не всякий, кто носит черкеску и папаху, - мужчина и герой.

22. Перейдешь порог - пройдешь горы.

23.Почитайте старших - вас будут почитать младшие.

24.Речь лучше короткая, веревка - длинная.

25. Женитьба - радость на месяц, забота на век.

26. Лошадь приучай лаской, а жену - похвалой.

27.Раздоры в доме, как снег для травы.

28. К браку и дому относись обдуманно.

29.Брак, совершенный без раздумья, недолог.

30. О женитьбе сына посоветуйся с десятью, о разводе с сотней.

31. У кривой палки не бывает прямой тени.

32. Знание, полученное в детстве, высеченное на камне изображение.

33. Торопливая речка до моря не доходит.

34. Понадеявшись на солнце, бурки не забывай, позавтракав перед дорогой, не забывай про обед.

35. Голову повязывай, пока не разбита.

36.Сам не знающий и другого не спрашивающий глуп, знающий да спрашивающий тоже глуп.

37.Умному - намек, глупому долгое объяснение.

38. Наука - лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, ни пропадет, -всегда при себе.

39. Глупая весть с клятвой, умный разговор с поговоркой.

40. Ум не цветет без орошения наукой.

41. Ум в голове - червонное золото.

42. Начало науки - ум, начало ума - терпение.

43. На дрянной колючке не растет хороший цветок.

44. Лошадей много - коней мало, народу много - людей мало.

45.Богатство бы другим, мне бы - здоровье!

46. Вглядывайся в последствия - это оплодотворяет мозг.

47. Найти друга легко, трудно сохранить дружбу.

48.Если у тебя есть друг, следи, чтобы тропа к его дому не заросла травой.

49. Сто друзей мало, один враг - много.

50. В дороге нужен приятель, в ауле - друг.

51. Хочешь узнать человека - посмотри на его друга.

52.Пусть мать лучше умрет, чем родит труса.

53. Стойкая битва лучше шаткой молитвы.

54. Сын родился для того, чтобы носить оружие и ездить на коне.

55. Одежда делает человека, а лошадь героя.

56. Герой умирает однажды, а трус - сто раз.

57.Богатырь узнается, когда наступает время.

58.Кто покинул аул отца, тот не увидит светлого дня.

59.Кто тебе сделал мышиное, тому ты сделай кошачье; кто тебе сделает волчье, тому сделай собачье; кто тебе сделает сыновье, тому ты сделай отцовское.

60. Лев и одряхлев не станет лисой, олень и без зубов не посрамится.

61. Семья без любви - дерево без корней.

62. Сидеть можешь криво, но говори прямо.

63. У кинжала два лица, у джигита одно лицо.

64. Хороший сосед лучше плохого родича.

65.Кривое дерево рубанок выправляет, дурного человека - народ.

66. Обдумай слово прежде, чем сказать.

67. Уходит конь - остается поле, уходит герой - остается слава.

68. Мужчина мужчиной умирает.

69. Ум не имеет цены, а воспитание предела.

70.Все, что осталось от предков, священно и неприкосновенно.

I. АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Вопросы анкеты

1. Кто живет в твоей семье?

2. Что дорого тебе в семье?

3. Кто твой самый дорогой человек в семье?

4. Чему хорошему ты научился в семье?

5. Рассказывают ли сказки, интересные истории в вашей семье? Кто их рассказывает?

6. Любят ли петь, играть национальную музыку, танцевать в часы досуга в вашей семье?

7. Какие традиции, обычаи, праздники существуют в вашей семье?

8. Хорошо ли живете вы с родственниками, соседями и людьми аула?

9. Чей пример хорошего отношения к людям, трудолюбия, честности, справедливости для вас в семье и вне семьи самый главный?

10.Приятно ли тебе жить в родной семье? Почему? Что тебе в ней дорого? Кто тебе в ней дорог?

II. АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ

Вопросы анкеты

1. Какое влияние на ваше воспитание оказывает родная семья? Кто и что оказывает благоприятное воздействие на формирование у вас и ваших братьев, сестер необходимых для воспитанного человека моральных качеств (человечности, доброжелательности к людям, честности, трудолюбия, уважения к старшим и т.п.)?

2. Как вас воспитывают мать, отец: личным примером во всем или разъяснениями того, каким должен быть настоящий человек?

3. Какие народные традиции, обычаи берегут и уважают в вашей семье? Как ты к ним относишься?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.